автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Шаманство на севере Якутии

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Ильяхов, Петр Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Шаманство на севере Якутии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Шаманство на севере Якутии"

На правах рукописи

ШАЯСТВО НА СЕВЕРЕ ЯКУТИЯ / 1920 - 1930 гг. /

07.00.02. - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Якутск - 1996

Работа выполнена в институте гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха /Якутия/

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор, академик Академии наук Республики Саха /Якутия/ ИВАНОВ Б.Н. Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор, академик Академии наук Республики Саха /Якутия/ ГОГОЛЕВ АЛ., кандидат исторических наук ПЕСТЕРЕВ В.И.

Ведущая организация-Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Защита состоится "Л* ноября 1996 г в /у часов на заседании диссертационного совета К 005.69.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в институте гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха / Якутия / по адресу: 677007 г. Якутск, ул. Петровского, I.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского научного центра СО РАН ( адрес:677891, г. Якутск, ул. Петровского, 2)

Автореферат разослан "^ У " Л* х996 г.

Ученый секретарь длссертационаого совета Ширина Д.А.

I

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Изучение истории шаманства на :евере Якутии инеет важное значение для более полного освещения юца исторических событий в первые годи Советской власти в етом крае. Это был сложный период в жизни народов, период перехода к -ювому общественному строю, сопровождавшийся^разрушением многих материальных и духовных ценностей. Были допущены не только ошибки, -10 и перегибы в определении путей строительства новой жизни. Перегибы испытало на себе шаманство. Именно потому в историографии Якутии эту тему всячески обход/ли или намеренно искажали.Только в последние годы переориентация общественного сознания, растущая потребность в восстановлении исторической правды но всех ее противоречиях позволили выдвинуть эту тему как исследовательскую, воссоздать подлинные факты о шаманстве, снять с нее завесу закрытости.Историческая наука Якутии в настоящее время в состоянии исследовать шаманство по-новому, осмыслить его в контексте общих проблем духовной культуры народов и выявить его роль в общественной живни того времени. Исследование положения имманов на севере Якутии в 1920-1930-х г. открыгает перец нами ранее неизвестные страницы истории края, ноЕые интересные исторические факты. Впервые представлена возможность на основании подлинных исторических и архивных документов проследить шаг за шагом искоренение шаманства советской властью,•которая объявляла его явлением классовым, обслуживающим социальную верхушку общества. Респрессия шаыанов, их систематическое преследование показывают одну из сторон политического курса, завершившегося образованием тоталитарного государства, и это ещз раз подчеркивает необходимость изучения данной темы.

Объектом работы является история шаманства на севере Якутии в первые годы строительства советской власти.

Историография темы. По истории шаманства в Якутии существует довольно большая научная литература. Вопроса исторических корней шаыанства касались в своих грудах Г.А.Гмелин, Г.Ф.Миллер, Я.И.Лив-денау, Г.А.Сарычев и другие. Отдельные наблюдения о шаманских обрядах, костюмах и бубнах содержатся в работах других авторов*. Некоторые специфические аспекты шаманства как социального явления рассмотрены в трудах политссыльных^. Большой интерес представляют работы Г.В.Ксено$онтова, И.С.Гурвича, H.A. Алексеева и других^.

* Ыиддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири,- Ч.П.-СПб. 1896. -С.619-833.Народы Сибири: Этнографические очерки.- M.-JI.: Изд-во АН СССР.- ГУ56.- С.Г083; Подгорбунский В.Н. Материалы для изучения шаманских бубнов туземцев Сибири.- Иркутск, 1923.- С.34; При-клонский В.Л. Похороны у якутов в северной части Якутской области: Сибирский сборник. - Иркутск,1890. - Вып.1. - C.I62-I67; Прокопьева Е.Д. Шаманские костимы народов Сибири. Религиозные представления и обряды народов Сибири в XlX-начале XI века.-Л., 1971. -С.5-Ю1; Урсы< нович С. Религия туземных народностей Сибири.-М., 1930.-С.135; Бого-раз-Тан В.Г.К психологии шаыанства у народов Северо-Восточной-Азии// Этнографическое обозрение. 1910.- ® 1-2.

^ Трощанский ВЖ Опыт систематической программы для собрания сведений о дохристианских верованиях якутов.- Казань, 1697.- С.63. Он же. Эволиция черной веры/шаманства/ у якутов.- Казань, 1902.- С.185; Виташевским H.A. Из наблюдений над якутскими шаманскими действиями// Сб.музея антропологии и этнографии при Российской Академии Наук. -Пг., 1918.-Т.У.- Бып.1.-С.165-188; Он ке. Материалы для изучения шаманства у якутов// Зап.Вост.- Сиб.Отд. Рус.Геогр.общ. по этнографии.' 1890,- Т.2. - Вып.2.-С.36-42; СПб.; Он же.О статье Э.К.Пекарского и В.Н. Васильева. Плащ и бубен якутского шамана// Материалы по этнографии России/ Под ред. К. Волкова.-СПб.» 1910- Одесса, 1910. -С.II; Пекарский З.К., Васильев В.Н. Плац и бубен якутского шамана// Материалы по этнографии России.- СПб.,19Ю.-Т.1.-С.93-116; Материалы по якутскому обычному праву- Сб.ЦАЭ.-1,1925.-Т.У.- Вып.2.- С.673-678; Ионов В.У., Д.Н.Анучин. О применении фонографа в этнографии и, в частности, о записи шаманского камлания в Среднеколымском округе Якутской области.-

Во всех работах в целой проблема шаманства получила достаточно обоснованное освещение. Исследователи собрали разнообразный фактический материал; их труды представляют серьезный вклад в научную разработку данной проблемы. Вместе с тец большинство из них /особенно труды советских авторов/ написаны под влиянием научного атеизма и интерпретации шаманства как явления реакционного. Кроме того, проблема северного шаманства не получила должного освещения.

Рец.//Живая старина. - I90I-- Т.I-П.-С.217-222; Он ае Медведь по воззрению якутов// 1ивая старина. - 1915.- Прилож. к» 3; Он же. Дух - хозяин леса у якутов // Сб.МАЗ. - Пг., 1916.-Т.1У.-Выд1.~ С. 43; Он ае. К вопросу об изучении дохристианских верований якутов// Сб.музея антропологии и этнографии. - Пг., 1918.

- Т.У.- Вып.1.- С.155-164. Обзор литературы по верованиям якутов. - Пг., 1915. - С. 17-72; Он же. Орел по воззрениям якутов.-СПб., 1913.- С. 28; Мицкевич С.И. Нэнерик и эмиряченье - формы истерии в Колымском крае. - Л., 1929. - С. 54; Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., 1969. - С.303-364; СерошевскиЙ В.Л. Якуты. Опыт этнографического изучения .- М., 1293. - С.593-651; Он не.Как и во что веруют якуты.

5Ксенофонтов Г.В. Ураангхай Сахалар. - 4.1. Очерки по древней истории якутов. - Иркутск, 1937. - Разд.З.Шаианство северных якутов. С.328-367; Он же. Легенды и рассказы о шаманах якутов,бурят,тунгусов. - Иркутск, 1928. - 4.1.-С. 1-78; Он же. Хрестес, шаманизм и христианство /Факты и выводы/. - Иркутск, 1929. - С.143; Гурвич И.С. Культура северных якутоз. - а. ; Наука, 1977. - С.214-231; Он же. Охотничьи обычаи и обряды у населения Оленекского района. Сб.материалов по этнографии якутов. - Якутск, 1948. - С.74-94. Косаков И. К вопросу о шаманстве в Северной Азии. - Ii., 1930.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение проблемы северного шаманства в свете новых данных и нового подхода к пониманию роли шамана в обществе особого мира севера, а также освещение позиции советской власти по отношении к шаманству. Исходя из этого решаются следующие конкретные задачи: выяснение сущности северного шаманства в обцестве; изучение социально-экономического положения шаманства; рассмотрение форм и методов борьбы советской власти по искоренению шаманства; выявление;допущенных перегибов и ошибок в борьбе с шаманством; определение характера отношений людей к шаманам и причин аивучести шаманства, благодаря которым репрессивно." системе не удалось вырвать с корнями это "экзотическое" явление культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают 1920-1930 гг., когда соприкоснулись многовековая шаманская традиция, новая атеистическая идеология и вытекающая из этого политическая линия борьбы советской власти против шаманства.

Территория рассмотрения проблемы охватывает Верхоянский, Колымский, Булунский округа, 9 северных национальных районов Якутской АССР. Для сравнительного рассмотрения общего хода событий привлечены и материалы по истории Центральной Якутии.

Методы исследования.В основу изучения темы положено максимальное выявление разнообразного источниковедческого материала, исследование научной литературы вопроса. Работа выполнена в проблемно-хронологическом плане с использованием различных методов исследования /анализа, обобщения, сравнения/. В диссертации предпринята попытка рассмотреть тему, учитывая развитие, взаимосвязь и взаимообусловленность различных явлений.

Источники исследования представлены архивными и опубликованными документами. Значительный материал собран в национальном архиве Республики Саха /Якутия/. Изучены фонды: Центрального Исполнительного Комитета ЯЦИК Якутской ¿ССР, Совнаркома Якутской АССР,

Госплана Якутской АССР, Якутского статистического управления, Комитета Севера при Президиуме ЦИК Якутской АССР /1924-Г932 гг/, Правительственной комиссии Якутской АССР по северным округам /1926-1933 гг./. а также фонды ряда северных райисполкомов.Собраны личные воспоминания очевидцев, знавших шаманов и живых свидетелей шаманской практики того времени.

Всего автором выявлено в фондах Национального архива РС/Я/ около 470 дел по теме. Интересные сведения содержатся в фондах филиала Национального архива РС/Я/, в бывшем архиве Якутского обкома КПСС. Богатый .материал содержится в делах фонда 5 Архива Якутского Научного Центра СО РАН. Использованы некоторые документы врхива Управления Федеральной Службы Безопасности России по Республике Саха /Якутия/,касающиеся деятельности ОГПУ по аресту, конфискации имущества паманов.

Кроме того, изучены опубликованные источники, в частности, сборники документов, в которых содержатся факты гонения и репрессии шаманов в северных районах республики; фактический материал литературы по вопросам шаманства; документы, опубликованные в центральной и местной периодической печати / журналы "Советская .. Азия", "Советский Север", "Советская Арктика", "Атеизм" и другие/; материалы,относящиеся к социалистическому преобразованию Севера Якутской АССР/журналы"По заветам Ильича","Красная Якутия","Социалистическое строительство"/.

Использованные источники позволяют решить те задачи, которые ставятся в диссертации и дают возможность составить общее представление о положении шаманства в те годы и о борьбе новых властей против него. Автор стремился критически, объективно отнестись к источникам и получить достоверную информацию.

Научная новизна диссертации.Новизна диссертационного исследования состоит, прежде всего, в постановка самой темы в качестве объекта научного изучения. В отличие от предшественников автор подробно проанализировал положение шаманства на севере; предпринял попытку выявить общее и особенное в развитии этого явления. Впервые прослежена антишаманскяй кампания советской власти. В научный оборот введены новые факты и новые источники для исследования темы.

Практическая польза диссертации. Конкретный материал, авторские наблюдения и выводы могут быть полезными для формирования научных представлений о духовной жизни общества, написания обобщающих исследований по истории народов севера республики. Материалы диссертации могут быть использованы в учебно-воспитательной и лекционной работе.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы.Каждая из двух глав представлена тремя разделами. Основное содержание изложено на 118 страницах машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы, показана её актуаль -ность, определены хронологические и территориальные рамки исследования, рассмотрены цель, задачи и методологические основы диссертации, даны обзор литературы и характеристика использованных источников.

Глава первая - "Роль и место шаманов у народов Севера". В первом разделе главы "Личность шаман», шаманское камлание" дается определение шаманства как одного из раяновицностей традиционных верований, которое имело характер синкретического мировоззрения

и являлось важной составляющей национально-культурных традиций у народов севера Якутии. Шаманство рассматривается не голысо как вера в сверхъестественное, но и»как форма мировоззрения, в которой содержится очень много рационального от практической повседневной низни народа, его отношения к природе,животному миру, хозяйственных занятий, отношений с другими народами, взаимоотношений нейду людьми к т.д. В работе обосновано положение, согласно которому паман - суть порождение, прежде всего, природы, он - человек особо одаренный от природы, разносторонне талантливый, умный, мудрый человек. Он носитель духовной культуры народа, анаток старины, обычаев и традиций, певец, олоихосуг, сказитель ; человек, обладающий энергетической силой, хорошо знающий секреты культовых обрядов, призванных реализовать шаманский дар. Шаман выступает посредником между людьми и сверхъестественными существами, устанавливает связь с небесный силами, "божествами" , которые охраняют людей, животных, лошадей, скот и так далее. Общение с этими существами или духами /добрыми или злыми/ составляет видимую деятельность шамана - духи или воплощаются в него /тогда он говорят и действует от имени определенного духа/, или шаман отправляется в мир духов сам /его душа/ п тогда он входит в контакты с нужным в данном случае духом и определяет свою линию поведения. Зта деятельность осуществляется с помощью камлания, во время которого иаман приобретал способность угадывать волю духов и добиваться от них зелаемого. Состояние паыана прз каиланпп продстазляло собой пос-тояяное балансирование кааду человеческий л природным, сознательным и бессознательным. Это было так называемое состояние паман-ского транса, во время которого происходил диалог папане о ду-хаиа. Намданне сопровождалось особыми атрибутами - одеядоЯ панана / притягательная для общения с духами/, неизменным бубном с колотушкой, которые усиливали действие шамана. В целои шаманство на

Севере Якутии по своим основный параметрам не отличается от этого же явления в центральной части региона.

Во второй разделе ставятся'вопрос о лечебной деятельности шамана. Основной миссией шамава является лечение людей и оказание людям разнообразной помощи. В диссертации подробно обоснована мысль, что северные шаманы по своей профессия являются народными лекарями, которые лечили многие болезни при помощи колдовских приемов, различных "чудес" гипнотического свойства. Защита своего народа, отдельных людей от гнева злых духов, от болезней, от навета других шаманов, а также предвидение многих явлений природы, предсказание будущих событий также имели для людей спасительное значение. Шаманы предсказывали людям о тон, что ожидает каждого из них в будущей; они являлись и провидцами грядущих бед, угрожающих целому народу. Наблюдения,изложенные в диссертации, подтверждают вывод Г.В.Ксенодонтова о том, что многие якутские самавы, будучи блестящими поэтами-импровизаторами, воздействуют на психику больных красотой художественных образов, заимствованных из богатой сокровищницы народного языка и увлекают своих слушателей "до седьмых небес" артистической игрой божественных комедий и трагедий.

Источник биоэнергии на земле - космос. Происходит постоянное энергетическое взаимодействие шамана с космосом. В живом организме шамана и в пространстве вокруг него всегда существует биоэнергия в виде полей,соединенных в единое биополе организма. Это энергия необходима ему для функционирования всех жизненных процессов.

Биополе организма каждого шамана сугубо индивидуально. Оно обладает определенной информационной жизнедеятельностью. В эту программу ксодят танке основополагающе факты, как скорость и особенности обмена веществ, что обусловливает вероятную продол-

жительность жизни, предрасположенность к тем или инни заболеваниям, а такзе черты внешнего облика и свойства характера.

Еиоэдергоинформационная программа организма шамана тесно связана с его генетическим кодом. Индивидуальная информационная программа жизнедеятельности начинает действовать в биополе будущего шамана, сразу ке после оплодотворения яйцеклетки. На протяжении всей его жизни эта программа отражает полную гамму наследственных признаков.

В целлтельской практике шаманов основным средством лечения больных является биоэнергия. Если в результате лечения удается улучшить биоэнергетику человека, это приносит ему облегчение; если ке удается полностью восстановить его биополе, это приводит ^.выздоровлению больного. Шаман отличается тем, что он умеет извлечь, из биоэнергетического поля нужную информацию о больной, а затем ввести необходимую информацию в поток своей биоэнергии, которую он передает больному.

Сильный шаман способен такие " переработать" космическую биоэнергию, пропустив ее через себя. Тем самым он придает этой энергии такие свойства, что она, будучи введена в любую область тела больного, сама найдет нужный орган и будет воздействовать на него по определенной программе заложенный шаманом.

В третьем разделе "Северное шаманство: общее, особенное" предпринята попытка выяснить особенности северного шаманства. Все шаманы делятся на Айны ойууна/пбелый шаман"/ и на шаманов в обычном понимании, среди последних встречались так называемые кровожадные шаманы /"сиэмэх ойуун"/. Шаманы незримо воспитывались и обучались духами с младенческих лет и это было связано с понятием священного дерева. Последнее является символическим изображением шаманского родословного дерева, от которого новый молодой шаман получит наследственные качества: специфическое устройство,способности импровизировать шаманскую мистерию для об-

щения с духаш предков, особые приемы воздействия на клиентов и окружающее. Наследственные начала определяют силу шаманов, отсюда их деление на' сильных и слабых, ¿се ша:.:аш 2д:эыт сволх помощников и покровителей.

В диссертации обосновано положение о той, что северные шама-ш по силе воздействия были сильнее других иаманов. Это связано, презде всего, с экстремальными условиями, в которых они еили, с большей зависимостью от природных явлений Севера и Заполярного круга. Иными словаш, северные шакаш функционировали в природной среде с более сильным биоэнергетическими ресурсами. Свое катите они связывали с реалиями Севера, оленями и другими кивотншаи этого края. Их костш и бубен полностью изготовлялись из оленьей шкуры, камусов, с украшениями из меха песцов. Психологические особенности сводились к некоторому эмоциональному подъему и своеобразному повышенному настроении во время иастерии. В единоборстве с шаманами центральной Якутии паманы Севера превращались в оленя-буура и побеидали своих противников. Значительное место в шаманских мистериях занимал и волк.

Иной была и социальная роль шамана в северном обществе. В коллективе северян выделение особого лица, предназначенного для посредничества между людьми и духами, означало, что этот человек наделен долей власти, которая оказывала определенное влияние на общество, но в системе "человек в мире духов".

Вторая глава "Советская власть и шаманство". В первом разделе рассматривается антирелигиозная пропаганда против шаманства. Со времени установления советской власти в Якутии шаманство стала рассматривать как религию. Для органов ге коммунистической партии и советского государства было совершенно очевидно, что необходимо разрушить религиозное мировоззрение народа и заменить его новой марксистско-ленинской идеологией. Именно в этом они видели успех

в коммунистическом воспитании трудящихся. Бользуш роль в искоренении традиционных верований сыграла атеистическая пропаганда, рассчитанная на'воспитание нового пэдрастащего поколения - молодежи на принципах преданности идеям коммунизма. Вопросы проведения антирелигиозной пропаганда обсуздаласъ на пленумах, активах, конференциях, различных совещаниях, в уездных и волостных партийных организациях и ячейках. Па местах инициаторами антирелигиозных диспутов, встреч выступали работники партии, комсомола и их активисты. В эти года проводились массовые "комсомольские пасха", "комсомольское роздестзо" и т.д. В народных театрах, избах-читальнях, клубах, красных уголках, красных чумах устраивались диспуты, встречи, ставились антирелигиозные пьесы. Выпускались специальные номера республиканских газет, проведались радио-часы, открытые суды над аатшнаш. В школах этим вопросам посвящались классные часы, выпускались стенные газеты с текстами о разоблачении шаманства.

Во втором разделе"Культурно-просветительная, идеологическая работа против паманства* исследуется процесс борьбы с паманствогл методами культурно-просветительных, идеологических учреждений. Культурно-просветительную, идеологическую работу приходилось строить почти заново, ибо она не имела главного - материальной базы и необходимых кадров. Сна проводилась в условиях культурной отстатос-ти населения, была связана с социально-экономической и политической обстановкой того времена, затянувсейса гражданской войной. Только после окончательной ликвидации северного повстанческого движения началось некоторое оживление этой работы. Кадры просвещения трудящихся готовились Якутской советско-партийной школой. Основная часть специалистов работала в уездах, волостях и улусах. С 1922 по 1928 г. партийная школа выпустила 316 человек, из них значительная часть была направлена на работу в северные округа, улусы и районы. Они стали работать избачаьш, пропагандистами, биб-

лиотекарями, заведующими красными юртами и красными чумами. Они возглавляли культурно-просветительную работу. За 1926-1927 гг. для работы б/блиотеки приглашалась специалисты из центра. В 1935г. все северные районы республики имели свои районные библиотеки, а в наслегах начали открываться сельские библиотеки. Новые возможности развития культурно-просветительной, идеологической работы появились при районировании улусов в I930-I93I гг., когда при райисполкомах и райкомах партии появились специальные структуры -отделы пропаганды и агитации, культура, народного образования и здравоохранения. С 1930 г. на Севере республики начали действовать культурные базы Комитета Севера при Президиуме ЯЦИК. При базе работал красный чум. В задачу чума входило обслуживание кочующего населения: оленеводов, рыбаков и охотников; организация громких читок, проведение бесед, лекций, докладов, диспутов и т.д. Антирелигиозная пропаганда советской власти проводилась одновременно с политикой ликвидации неграмотности населения. Во всех районных центрах,наслегах открывались школы, интернаты. В школах обучались и дети шаманов. Вся проводимая идеологическая работа была направлена против старого режима,в том числе и шаманства. Конечно, было бы ошибочной отрицать все то положительное, которое было сделано для образования и просвещения неграмотного в абсолютном большинстве своем населения. Речь идет о том, что политика по образованию масс ориентировала на одностороннее усвоение положений новой идеологии, полностью игнорируя ценности традиционной культуры народов.

В третьем разделе "Судебнс-административные, социально- экономические меры" рассмотрена репрессивная практика советской власти по отношению к шаманам, в частности, лишение избирательных прав шаманских детей, а также родственников, конфискация их имущества. Теоретическое положение об обострении классовой борьбы коснулась и шаманов; административные гонения нередко сопровождались арес-

тами отдельных шаманов. Власти на местах оказывали экономическое, психологическое и идеологическое давление на шаманов, вынуждали их публично отказываться от своей профессии. В 1932 г., когда антирелигиозная пропаганда и развертывание культурно-просветительной, идеологической работы не дали желаемых результатов в борьбе с шаманством, работники ОГПУ республики начали массовые аресты шаманов, без суда и следствия расстреливали их на месте, сажали в тюрьмы. Они силой отбирали у них костюмы и бубны, публично сжигали их. В результате всего этого многие северные шаманы вынуждены были укрываться, выезжать и зить далеко от населенного пункта и тайком от людей камланить и оказывать посильную помощь людям. Детям шаманов навешивали ярлыки /"паманские отродья", "дети шаманов" и т.д./. На детей шаманов смотрели как на детей врагов народа; их на учебу в средние и высшие учебные заведения не направляли, не ставили на руководящие должности. Часто бывали случаи, когда дети отказывались от своих родителей-шаманов, разводились семыт. Некоторые шаманы с большим трудом добивались восстановления избирательных прав, освобождения из заключения, даже вступали в колхозы, но все они скрывали свои шаманские действия, тайно проводили свои камлания и лечебные занятия. Б целом зе происходило разрушение одной из основных частей традиционной духовной культуры народа.Разрушение психологии людей, приверженных к своей традиционной вере, в определенной мере породило недоверие к политике органов советской власти.

В заключении по ^ны итоги исследования.

Необходимо подчеркнуть, что областная пархи!5ная организация, высшие органы власти и управления, ОГПУ и судебно-следственные органы и также идеологические структуры объявили целенаправленную борьбу шаманству, квалифицировав его как враждебное советскому строительству явление. В 1920-1935 гг. под руководством Якутского

обкома РКЦ/3/ были заложены основы искоренения шаманства в Якутии. Этой задаче были подчинены антирелигиозная пропаганда, культурно-просветительная и партийно-идеожртческгя работа, деятельность су-дебно-адшжстративных учреждений. Социально-экономические преобразования танке способствовали реализации этой лшши. Однако, исторические факты свидетельствует, что эта целенаправленные государственные меры по искоренению иакадства и грубые нарушения прав человека из сломили дух многих представителей шаканства, которые сумели сохранить многие начала своей деятельности, презде всего, рационального характера. Из последнего можно особо выделить занятие народной медициной.

Деятельность многих сохранившихся шаманов 'опирается на вековую мудрость народа, на знание рационального опыта людей и потому продолжала приносить определенную пользу обществу. Кроме того, палаш сохранили многие забытые традиции, секреты народной практической медицины и многие ценности духовной гуль тури народа /обычаи, традиции, обряда и т.д./. Именно эта сторона шаманства требует особого внимания. Конечно, от шаманства прошлых веков в года советской власти осталось немногое. Однако и это позволяет сегодня сохранить связь традиций, йадача заключатся в том, чтобы на научном уровне изучить, исследовать эту сторону шаманства и шявить что полезного оно может дать современному обществу, его представителям - носителям ценностей эпохи индустриального развития человечества.

Атгробания работы. Основные положения диссертации о деятельности шаьаанов изложены в докладах и сообщениях автора на республиканских семинарах, совещаниях, курсах народных целителей в г, Якутске /1992-1995 гг./ и научных конференциях.

Публикация. Пр теме диссертации опубликованы книги,

статьи и тезисы:

1. Улуу ойуун олобуттан, - Якутск : Национальное книжное издательство "Бичик" Республики Саха (Якутия), 1993.

2. Саха сирин Хотугу нароцностарын эмчиттэрэ.- Якутск: Национальное книжное издательство "Бичик" Республики Саха ( Якутия ), 1994.

3. Из жизни великого шамана. - Якутск: НИЙК "Сахаполиграфиздат", 1994.

4. Буруйа суох буруйдамшттар. - Якутск: Ш1 "Полиграфист",

1994.

5. Утув санаанан салайтаран. - Якутск: МГП "Полиграфист",соавторстве стр. 30- 55.

6. Борьба с шаманством в Якутии ( 1920-1930 гг.) Монография. Якутск: ГУП "Полиграфист", 1995 .

7. ОйууннааЬын олохпут историята. - Якутск: Журн. "Чолбон",

1995. с. 141 - 146.