автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Шарлота Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Соколова, Наталья Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Шарлота Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Шарлота Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве"

{

московский ордена ленина и ордена трудового красного зпамепп государственный педагогический институт пмепп в. и. ленина

Специализированный совет Д 113.08.08

На правах рукописи

соколова Наталья Игоревна

удк 820(420) <18»

ШАРЛОТТА БРОНТЕ. ЭСТЕТИКА. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ

10.01.05 — литература стран Западной Европы, Америки н Австралии

автореферат

диссертации на соискание учепой степени кандидата филологических наук

Москва 1990

Работа выполпепа в Московском ордена Ленппа п ордепа Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленппа.

Научный руководител ь:

доктор филологических наук, профессор МИХАЛЬСКАЯ Н. П.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор СОЛОВЬЕВА Н. А.

кандидат филологических наук, доцент СПИЦЫНА Л. В.

Ведущее учреждение — Воронежский ордена Ленина государственный университет имени Ленинского комсомола.

Защита состоится 1990 года в ча-

сов на заседании специализированного совета Д 113.08.08 по присуждению ученой степени доктора филологических паук при Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: ул. Малая Пироговская, дом № 1, ауд....................

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., дом № 1 (МГПИ имени В. И..Ленина).

Автореферат разослан «.' /Г » С... 1990 года.

Ученый секретарь специализированного совета, доцент Е. В. НИКОЛАЕВА

Произведения Шарлотты Бронте (1816-1855) и ее гизнь привлекают отечественных и зарубежных исследователей с середины прошлого-века. В творчестве Бронте обозначилась тенденция, ставшая доминирующей в английской литературе второй половины ХН столетия, когда"'писателей начали привлекать в большей мере психологические» чем социальные конфликты» а личность и ее внутренний мир стали главный объектом их интереса. Подход Бронте к изображению человека был обусловлен системой взглядов писательницы на искусство. С кардинальным принципом эстетики- Бронте, предполагающим постижение худогником сути явлений» глубины человеческих характеров, связано ее стремление выявить сокровенную сущность личности.

Актуальность настоящей работы определяется тем» что в ней делаетая попытка расшрить представление о художественной системе одного из наиболее значительных писателей XIX столетия, показать творческий метод Ш.Бронте в его эволюции.

Советское литературоведение еще не обращалось к юношескому творчеству Бронте. Нехду тем» его изучение позволяет проследить процесс становления художественного мастерства писательницы» формирования ее представлений о природе человека, что во многой помогает понять особенности ее творческой манеры романного периода. 3 отечественной и англоязычной критике эстетика Бронте рассматривалась в сопоставлении с критиком позитивистского направления Г.Льюисом или с другими реалистами "блестящей плеяды, но в отрыве от контекста развития собственно эстетической мысли. Обращение к этому контексту доказывает близость художественных принципов Бронте крупнейшим теоретикам искусства ее эпохи: Д.Рёскину, Т.Карлейлю» Д.Кеблу. Концепция личности в творчестве Бронте, понимаемая как совокупность тех- человеческих качеств» которые, в ее представлении, является наиболее значимыми, составляют сущностную основу личности» остается малоизученной» тогда как ею могут быть объяснены художественные особенности произведений писательницы. Освещение этих проблем в данной работе позволяет говорить о ее научной новизне.

Целью настоящей диссертации является исследование эстетики Ш.Бронте и концепции личности в ее творчестве. Этой цедьв определяются задачи работы:

- на основании писем, предисловий, высказываний об искус-

стве в романах Бронхе изучить ее эстетику»

- рассмотреть эстетические представления писательницы в их развитии» с учетом ее юношеских произведений;

- выявить связь художественных принципов Бронте с ранним творчеством Рёскина» эстетическими представлениями и философией Карлейля и других современных писательнице теоретиков искусства$

- принимая во внимание художественные принципы Бронте» проследить формирование концепции личности в ее творчестве» начиная с юношеского этапа!

- рассмотреть особенности поэтики романов Бронте в их зависимости от концепции личности в творчестве писательницы.

Методологической и теоретической основой работы является марксистско-ленинское понимание искусства как специфической формы общественного сознания. Методика исследования базируется на сравнительно-историческом и типологическом анализе.

В работе мы опирались на труды отечественных и зарубежных литературоведов» посвященные различным аспектам творчества Ш.Брон-те: М.А.Гритчук, Н-П.?.!ихальской, М.П.Тугуиевой, К.Александер» У.Длерин» Э.Дюти, £ .Мартина, Э.Ниса» Б.Харди» К.Чейз» книги по английской литературе XDC века: А.А.Елистратовой, В.В.Квашевой» Е.И.Клименко» Д.Мак-Гоуэна» ?.Х.Иариалла» К.Тиллоюон* по истории английской эстетики: Г.В.Аникина» Н.Я.Дьяконовой» М.Х.Абраы-са» X.Фрейзера» Д.Шоу» а такхе на исследования советских ученых по проблемны развития западноевропейского романа: Н.Я.Берковско-го» С.В.Гайжанаса» Д.В.Затонекого» A.B.Карельского» Б.Л.Сучкова.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том» что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории английской литература» истории зарубежной литературы XIX BeKaj истории критики.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МГПИ им. В.И. Ленина, докладывались на научных конференциях "Пуришевские чтения" (МГПИ им. В.И.Ленина, 1989)» в Воронежском (I985-I9SO), Казанском (IS85) и Симферопольском (1989) университетах.

Структура диссертации. Основная часть работы изложена на 188 страницах машинописного текста, включающего введение, три главы и заключение. Библиография включает ЗД9 названий. Общий объем исследования 233 странице.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обзор работ советских и зарубежных литературоведов» посвященных творчеству Ш.Бронте, обосновывается актуальность я научная новизна избранной теин, определяются цель и задачи исследования.

В первой главе "Юношеское творчество Шарлотты Бронте" говорится о произведениях Бронте 1829-1840 годов.

Параграф первый. "Художественное своеобразие вношеских произведений Ш.Бронте и проблемы эстетики начинающей писательницы". К юноиескоыу периоду творчества Бронте относятся произведения разных жанров» связанные местом действия (вшшиленная страна Энгрия) и героями. Бронте объединяет их в обций цикл» по ее терминология» - "сагу". Повествование а саге ведется от первого лица» и эффект достоверности достигается тем» что рассказчики всегда являются либо очевидцами» либо непосредственными участникам происходящих событий.

Начинающая писательница проявляет пристальный интерес к проблемам художественного творчества. В комедии "Виршеплет" доказывается! что произведение искусства не возникает лишь под влиянием поэтического вдохновения, но является результатом на-прягенной работы, связанной с поискаця рифмы» совершенствование!! языка. В рассказе "Швейцарский художник" звучит мысль о тоы, что подлинно талантливого живописца отличает умение "верное передать веииколешш природы"» но при этой он должен изображать лишь величественные и прекрасные стороны окружающего мира. В рассказе "Трагедия и зссе" утверждается идея изолированности двух миров: высокого искусства и повседневной кизяи.

Главны« стимулом творчества» в представлении Бронте, является воображение худогника» помогающее ему проникнуть в тайны бытия. Герой "Странных происшествий" Чарлз Уэллсли одновреыенно существует и в ынрз своей фантазии» и в ыире реальном» границы цезду которыми дл£ пего размыты.

Реальная действительность и фантастический цир воображения явлавтся двуыя источниками саги. В большинстве случаев время действия юношеских произведений Бронте совпадает со вреиениеи их написания. События политической и культурной жизни Англии связываются с приключениями обитателей сказочной Энгрии. Персонажи саги носят иыеаа современников Бронте» прославившихся на полати-

ческом и военном поприще ила в области искусства. С другой стороны, игр сага - царство воображения» населенное дошнами, феями и волшебниками.

Средоточием чудесного в саге является природа. Джинны появляются среди облаков» сопровождаемые раскатами грома» озаренные вспышками молний. Их роскошные дворцы находятся в. пещерах или возвышаются среди пустыни. Далеко за горами скрывается страна фей. В самых ранних произведениях природа предстает как величественная и грозная стихия» в 30-е годы фантастические существа исчезадт из саги, и природа воспринимается не кьк чуждое человеку начало» но как тесно связанный с ним мир,. В повестях "Альбион и Марина"» "Свадьба*1 пейзаж отражает психологическое состояние героев» знамения природы предвещают грядущие события кх гизни.

Большинство произведений саги воспринимаются как цепь хаотично возникающих в сознании рассказчиков эпизодов, слабо соединенных между собой» но связанных с общим содержанием цикла. Такой способ организации повествования характерен для романтической манеры письма с ее фрагментарностью, нечеткостью контуров.

В первых произведениях саги превалирует авантюрный элемент. Позже он вытесняется психологический: Ш.Бронте начинают интересовать не столько события» сколько характеры героев, противоречия человеческой души.

Во втором параграфе "Герои ранней саги" на основании анализа произведений юношеского цикла, написанных до 1834 года» выявляется сущность представлений Бронте о природе человека. Концепция, личности в начале саги наивна и однозначна. Герои предстает либо как исчадие пороков, либо как олицетворение добродетелей.

*

Выражение« авторского идеала является маркиз Доуро» наделенный привлекательной наружностью, душевным благородством, многочисленными талантами. Его антипод -'Александр Перси - воплощение жестокости и коварства. Доуро и.Перси становятся главными персонажами саги.

Женские образы такте представлены двумя типами. Это невеста Доуро - кроткая Мэриан Хьш и ее противополозность - леди Зенобия Зллрлтггтон» не способная сдерживать свои страсти, теряющая рассудок от любви к Доуро. В обеих героинях» как.к в Доуро» особо

подчеркиваете* эрудиция» способность понимать искусство - качества» наиболее ценимые Бронте в личности.

Кроме развитого интеллекта» персонажи наделяется силой чувств, анализировать которые автор.еще не в состоянии. Чувства проявляются лишь внепне: в минуты дупевного волнения герои падавт в обморок» скрежещут зубами» изменяются в лице.

В третьей параграфе "Концепция личности в творчестве Шарлотты Бронте второй половины 30-х годов" речь идет о произведениях, создаяньк писательницей после 1834 года. Концепция личности в них по сравнению с ранней сагой существенно усложняется. Перелои в представлениях Бронте о природе личности исследователи объясняют ее знакоыствои в середине 1834 года с "Потерянным раем" Мильтона. Определенную роль в этом сыграло и вступление Бронте в новый возрастной период (в 1834 году ей исполнилось восемнадцать лет^> пребывание в школе в Роу Хед» работа учительницей и гувернанткой» расширившие ее кругозор.

Увлечение мильтоновским Сатаной приводит Бронте к поэтизации демонического начала в личности. Человеческая природа предстает как хитросплетение пороков.

В эти годы Бронте свойствен культ индивидуализма. Герцог За-морна (этот титул получает Доуро) наделяется неограниченным правом творить зло. На его образе сказывается увлечение Бронте доктриной предопределения. Заморна» не вызывающий авторского осуждения» на подвергающийся наказанию в ходе событий саги» персонифицирует кальвинистское представление об "избранных".

Размышления о сложном сочетании добра и зла в душе человека побуждают Бронте обратиться к традиционному для литературы ИХ столетия мотиву двойника. Идея двойственности человеческой природы лежит в основе "экстраваганцы" (по определению Бронте) "Колдовство" (1834)» где Заморна предстает одновременно в двух ипостасях. Непоследовательность поведения Заморны объясняется появлением его брата» во рассказчик в послесловии признается» что он выдумал образ близнеца Заморны» не будучи в силах понять» как уживаются столь противоречивые черты характера в одном человеке.

Как личность» подверженная противоречивым импульсам» игре страстей» в саге выступает не только Заморна. Неприязнь к традиционному пороку эпохи - лицемерию - побуждает Бронте дать в саге перевернутое изображение мира реального. Если для современни-

ков писательницы наиболее значительным является то» как выглядят ови в глазах окружающих» то в героях повестей "Майна Лори"» "Герцог Заморна"» "Каролина Вернон" страсти превалирует над моральными убеждениями и чувством ответственности перед обществом. В этом отношении особое место в цикле занимает повесть "Капитан Генри Хейстингс" (1839). В ней впервые появляется тот тип героини» который займет господствующее положение в романах писательницы.

Элизабет Хейстингс - первая героиня Бронхе» отказавшаяся от обеспеченного существования из верности своим убеждениям» трудом зарабатывающая на жизнь - персонах, не характерный не только ДД" раннего творчества Шарлотты» но и для всей английской литератур« тех лет.

Героини предшествующих произведений Оаги отличались исключительной красотой. В "Капитане Генри Хейстингсеп Бронхе приходит к выводу» что наружность человека не обязательно гармонирует с его внутренними качествами. Внешне непривлекательная Элизабет наделяется духовным богатством, чистотой нравственного облика.

"Капитан Генри Хейстингс" примечателен интересом автора к проблемам морали. Бронте пересматривает свое отношение к доктрине избранничества, к герою, наделенному правом творить здо. Об этом свидетельствует судьба Хейстингса» демонстрирующая опасную» разрушительную силу страстей, отдавшись которым, герой проходит путь моральной деградации.

Личность в "Капитане Генри Хейстингсе" предстает как сланная совокупность страсти» разума и воли» уравновешивающих друг друга. Оказавшись перед выбором, Элизабет отказывается от любви во имя нравственного долга» признаваясь» что побудительным мотивом ее поступка является чувство моральной ответственности перед обществом. Образ героини и нравственные конфликты "Капитана Генри Хейстингса" вновь возникнут и будут развиты в романах Бронте «)-50-х годов.

С романами Бронте связана и повесть "Каролина Вернон" (1839). В ней Бронте обращается к проблеме воспитания. На примере образа главной героини писательница прослеживает процесс превращения ребенка во взрослого человека. В повести доказывается, что правильное воспитание, познание мира, жизненный опыт, взаимодействие с обществом необходимы при формировании характера, но становление личности происходит лишь с учетом тех внутренних ка-

честв» которые залоаеиы в вей от рождения, еэ нравственных установок» свободной воли.

"Каролина Верной" отличается большей упорядоченность!) композиции по сравнении с предшествующими произведениями саги. Концентрация внимания на героине, ее внутренней ыире требует подчинения всех частей произведения единой сюжетной линии. В "Кароли-пе Верной" и других повестях конца 30-х годов ("Возвращение За-морны", "Майна Пори"» "Капитан Генри Хейстингс") значительное место отводится переживаниям персонажей» автор делает попытку проанализировать их чувства. Пристальный интерес к миру чувств станет главной особенность» творческой манеры Бронте 40-50-х годов.

"Каролину Верной" принято считать последним произведением саги. Во фрагменте "Прощание с Энгрией" (1839) писательница заявляет о своем намерении покинуть "пламенеющую страну". Ее первая попытка воссоздать конфликты и образы реального мира в романе "Эшворт" (1840) оказывается неудачной. Осуществить этот замысел Бронте удается лишь в романах второй половины 40-х годов. Но сага сыграла свою роль в становлении Бронте-писательницы» а ее герои помогли автору понять сложность человеческой дуии. Без учета шошеских произведений Бронте представление о ее художественной системе является неполным.

Во второй главе "Эстетика Шарлотты Бронте" представлена система взглядов писательницы на искусство.

Параграф первый. "Основные понятия эстетики Бронте". Литературным манифестом Бронте периода 40-50-х годов становится написанное ею в Брюсселе эссе "Падение листьев" (1843)» посвященное элегии Ш.Ияльвуа. Эссе представляет интерес как первая попытка писательницы выразить свое понимание сущности поэзии. В своих рассуждениях о поэтическом творчестве Бронте неходит из концепции зеркала и лампы» получивией развитие у романтиков. В эссе "О поэзии вообще" Хэзлитт писал» что поэзия - зеркало природы» но природа вкдкт себя в этом зеркале» лишь будучи окрашенной чувством поэта» озаренной светочем его души. Повторяя эту мысль» Бронте заключает» что поэзия есть верный отпечаток всего» что проходит через дуиу поэта» и окружающий ыир предстает в поэзии сквозь призму чувств художзика.

Процесс творчества» по убеждению Бронте» носит стихийный» бессознательный характер. Писательница следует так называемой

"пророческой" традиция в эстетике» в соответствии с которой» гения - начало» абстрагированное от личности поэта. Он пробуждается в минуты вдохновения» и тогда поэт перестает быть самим собой» становясь пророком, оракулом божества» воспламенившего его душу. Позже в своих высказываниях об искусстве Бронте не раз будет обращаться к лысли о бессознательном характере творческого процесса.

Если в "Падении листьев" Бронте относит к поэзии лишь лирические произведения» то в полешке с Генри Льюисом, возникшей по .поводу "Джен Эйр"» писательница наделяет это понятие более ииро-ким смыслом. Совет Льюиса отказаться от "чувства" и поэзии кажется Бронте недопустимым. Как и Бронте» понимая под поэзией выражение чувства художника к изображаемому, Льшс утверждал» что поэтическое начало не свойственно прозе.

В романтической эстетике понятие "поэзия" могло употребляться как по отношению к лирическим, так и к драматическим или эпическим произведениям. Хэзлитт называл поэзией всякое произведение» возбуждающее воображение и чувства» а прозой - книги, авторы которых воспроизводят действительность» не допуская порывов воображения. Поэтами для Хэзлитта били Боккаччо, Беньяа, Дефо» Свифт, прозаиком - Ричардсон.

Идея поэтической прозы получила развитие у современников Бронте. Викторианский теоретик литературы Джон Кебл в "Лекциях о поэзии" доказывал, что поэтическое начало может быть достоянием не только прозы, но и архитектуры, скульптуры» живописи -всех видов искусства» апеллирующих к человеческим чувствам. Развивая эту мысль» Д.С.Милль добавлял» что правда поэзии - не верное изображение явлении мира» но правдивая передача вызванных ими чувств.

Такое понимание поэтической правды было свойственно и Бронте» не приемлющей принципа объективного воспроизведения действительности, декларируемого Льюисом. Но при этом» считая чувство художника обязательным в произведении искусства, Бронте выражала несогласие с рецензентами» указывающими на автобиографическую основу ее романов. По убеждению писательницы, автор не должен вы-' ставлять на суд публики собственную личность.

В соответствии с требованиями викторианской эстетики, художнику следует избегать полного самораскрытия в творчестве. В "Лекциях о поэзии" Кебл в качестве одного из главных принципов

искусства называет "скромную сдержанность". Поэт» по Кеблу, обладает- особой восприимчивостью» лить немногим избранным дано понять его» и он должен сдерживать себя во избежание насмеиек. Принцип "скромной сдержанности" был воспринят Бронте» о чем модно судить на основании ее критических суждений о писателях» которых она находит слишком откровенными в выражении своих чувств.

Первым долгом писателя Бронте называет верность правде и природе. Правда» в ее представлении» должна лежать в основе всякого произведения искусства» и художник велик постольку» поскольку он умеет быть правдивым. Наряду со словом "правда" в высказываниях Бронте появляется понятие покрова, скрывающего истину.

Понишние правды Бронте было сродни тем философам и теоретикам искусства ее эпохи» для которых "правда", "истина" означала внутреннюю сторону явлений. Их внешняя сторона» писал КарлеЭль» — лишь "одежда"» "символ": для постижения сути вещей надо уметь смотреть вглубь. Приподнять покров и обнаружить истину даао липь поэту, наделенному творческим воображением я интуицией. Эту мысль утверждал еще Шелли в "Защите поэзии". По Шелли» подлинная поэзия отличается от прозы тем, что она стремится к постижению "вечно истинного" в жизни» срывая "завесу повседневности" о окружающих предметов.

Интерпретация правды как сущности явлений определяла понимание правды в искусстве. Рёскин в "Современных худогняках" различал правду а имитацию. Имитация связана с материальной стороной вещей» тогда как правда - с ах концептуальной сущностью. Из всех ее современников Бронте были наиболее близки взгляды в& искусство Рёскина. Особенно сильное впечатление произвели на_писа-тельницу "Современные художники". Прочитав первые два тома этого" трактата, Бронте назвала его книгой, открывсей ей глаза. Мысль • Рёскина о правде как критерии искусства не раз повторяется Бронте. "Правда" означала для нее искренность чувства» выраженного художником, его умение обнаружить истину, скрытую под внегшей оболочкой, постичь суть явлений» сокровенную глубину страстей.

Центральным пунктом полемики Бронте с Льюисом был вопрос о соотноиении "опыта" (т.е. жизненных наблюдений художника) а воображения з творчестве. Льшс утзергдая» что липь эмпирически получаемое знание может стать достоянием искусства. В отличие от многих его современников, Яьаас отказывал воображению з богест-

венном происхождении, считая его результатом исключительно умственной деятельности. Он наделял воображение только ассоциативной функцией, полагая, что художественный образ может быть создан лишь из элементов, полученных на основе опыта.

Отношение к опыту и воображении у Бронте было иным. Признавая необходимость опыта в процессе творчества, Бронте находила опыт одного человека ограниченным. Восполнить недостаток личного опыта помогает воображение, Главное в искусстве - не изображение картины жизни, но воплощение эстетического идеала: реальное •должно быть умеренно представлено на страницах» посвященных идеальному", действительность может "подсказывать, но не диктовать". Сходную мысль высказывал Рёскин, писавши в "Камнях Венеции"» что "благороднейшее искусство" предполагает гармонию двух начал: вымысла и фактов.

Эта гармония по-разному реализуется в романах писательницы. В *Учителе* Бронте стремится к достоверному воспроизведению действительности, сдерживая полет фантазии. Очевидно, этим объясняется неудача романа, опубликованного лишь после смерти автора. Местами повествование отличается нарочитой сухостью, резонерствующие герой руководствуется лишь разумом и здравым смыслом, не доверяя воображению. В "Джен Эйр* воображаемое и реальное сосуществует на одном уровне. Писательница подвергает героиню тем же невзгодам, которые испытала она сама, обучаясь в Коуан-Бридже (в школе, похожей на Ловуд), работая учительницей и гувернанткой. Но желание утвердить торжество добра, показать обществу пример подлинно человеческих взаимоотношений побуждает Бронте создать образ Торнфальда - полуфаятасгической модели пира, не имеющей эквивалента в действительности. В "Иерли" такой моделью становится фабрика Роберта Мура, на которой учитываются интересы не только хозяина, но и рабочих. Этот вымышленный образ романа призван изменит! действительность. В "Городке" категория воображения становится одним из аспектов концепции личности.

Бронте считала, что, кроме воображения и опыта, важную помощь художнику оказывает природа. В своем понимании природы писательница опиралась на идеи Вордсворта, пользовавшегося особой популярностью у викторианских теоретиков искусства. Мысль о единстве человека и природы, высказанная Вордсвортом, лежит в основе пантеистических представлений Карлейля. В природе Карлейль ви-

дит постоянно движущуюся творческую субстанции, тесно сэязаннув с человеком» который "отрезает и создает ее*. Поэт, проникая в тейпу природы» постигает ее эстетическую сторону» а значит и нравственную, поскольку прекрасное "замечает в себе добро". Человек, наделенный талантом» всегда является "силой природы": сама его гениальность проистекает из ее глубин. Разделяя этот взгляд на природу» Бронте писала» что природа помогает ей восполнить отсутствие непосредственного опыта: она лучше всяких книг дает "безыскусственные, но подлинные знания", и задача художника - проникнуть в тайны бытия.

Особое значение Еронте придает нравственной стороне искусства. Этой проблеме посвящен второй параграф главы "Искусство и мораль в эстетике И.Бронхо". Озабоченные утратой нравственных идеалов, духовных ценностей» викгориаяцы видели в искусстве ва^нейиев средство морального воздействия. Карлейль считал литературу руководством к духовному обновлению человека. Для Рёскина критерием качества стиля было нравственное чувство, выраженное в худогест-венпом произведении. Кебл называл задачей поэзии исцеление и обновление душ» волнуемой заботой и страстяш.

Ш.Бровте видела в искусстве начало» смягчающее и облагораот-вающде душу. Цель художника - создать образы» которые найдут отклик з человеческом сердце. Но при этом писатель долкен с симпатией относиться к своим герояы. Бронте не мозеет принять сатирической тенденции в литературе, полагая» что писатели-сатирики принижают человвческуа личность.

Писатель, по мнению Бронге, долзеен заботиться о том» кагош примером будет служить созданный км образ. Персоная» наделенный пороками» не должен стоять в центре произведения, вызывая симпатии читателей.

- Идеалом Бронте является оригинальное искусство, свободное от подражания» и позт» наделенный природным талантомг высокими нравственными достоинствами. .

Своеобразие худозественянх принципов Бронте сказывается на поэтике ее романов и на представлениях писательница о человеке, рассмотренных в третьей главе настоящей работ "Концепция личности в романах Шарлотты Бронте".

'Б первом параграфе "Отверженные Бронхе" обосновывается принцип выбора протагониста в творчестве писательницы 40-50-х годов.

Характерной чертой ранневиюгориансков эпохи бил гулы героев. "Вульгарному механическому утилитаризму", ставшему "новой верой"» Карлейль противопоставил героическую личность, призванную пробудить дреыдвдие способности человечества. Большой популярностью у современников Бронте пользовался жанр биографии, особый интерес вызывали личности выдающиеся. Своп дань героям отдает и Бронте в двух брюссельских эссе: "Портрет Пьера Яермита" (1842) и "Об имени Наполеона" (1843). Писательницу привлекает личность героическая, целеустремленная, но вместе с тем воплощающая человеческое начало, подверженная страстям. Деяния этой личности служат на благо целым народам, ее сильная воля подчиняет себе волю других людей, заставляя их действовать во имя высокой цели. Оба эссе содержат аллюзик на "Лекции о героях" Карлейля, концепция героического у Бронте совпадает с карлейлевской.

Вместе с тем, герой карлейлевского типа не становится протагонистом в романах писательницы. Сент-Джон ("Джек Эйр"), как и Пьер Лерыят, подавляет свои страсти во имя служения богу, но, в отличие от Пьера, он не подвергается авторской идеализации. Новая интерпретация карлейлевского героя в "Джеа Эйр" свидетельствует* о переломе во взглядах писательницы на человека. Б романный период, критически относясь к идее хуяъга героев, Бронте воспринимает "философию одежды" Карлейля. Нарлейлевская мысль о противоречии "одежды" (сословной принадлежности, состояния, положения в обществе) и духовной сущности человека становится одним из аспектов концепции личности в романах Бронте. Образы Джен Эйр, Луи Мура или Люси Сноу подчеркивают контраст видимости и сущности, свидетельствуют о несправедливости теа оценочных категорий, с которыми подходит к личности основанное на "одежде* общество. Если в юнопеской саге Бронте привлекает герой-"кзбранный"» то в зрелом творчество она обращается к "отверженному", причем в ее романах эти понятия приобретают не столько религиозный, сколько социальный смысд. Они ассоциируются с актуальной для эпохи писательницы проблемой отчуждения личности в обществе. В ничем не примечательной внешне личности Бронте обнаруживает внутреннее богатство, и если в саге средоточием "пламенеющего края" воображения была сказочная Энгрия, в романах писательницы он обретает место в душе обыкновенного "сына Адама".

Во втором параграфе "Личность в обстоятельства, судьба и

вола в романах Бронте" говорится о тех факторах» которие» в представления писательница» определяют поведение яячяости. Кальвинистская идея всеобщей греховности» в значительной степени повлиявшая на концепцйв личности з аяошеской сага» сменяется убег-дением Бронте в том» что от природа человек не порочен» но он подвержен заблуждениям» преодолеть которые ему помогает знзяенннд опыт. Критерием нравственной сущности личности для писательница становится способность извлекать урока ез опыта.

Во всех своих романах Бронте решает проблему соотношения личности и обстоятельств. Для современников лнсателыгацы зта проблема имела философский смысл» стаз причиной спора аозду интуитивистами (У.Узвелл, д.Мартшг» д.Грот) и утилитаристами (д.с. Милль» Т.Сздаушс)» опиравшимися на учение Бентама. Для первых нравственные убеждения являлись изначально.даннимп» интуитивно постигаемыми» обязательными при лэбых обстоятельствах» для вторых - детерминированными обстоятельствами. Ядев верности моральному закону как главному стимулу поведения личности Бронте утверждает уге з "Учителе"» но наиболее явственно она прослеживается в "Дхен Эйр". В беседах Рочестэра с Деэн звучат отголоски полеин-ки интуитивистов с утилитаристами. Рочестер выступает сторонником детерминизма» отстаивая право личности нарушать-"яеазыеннне" законы в соответствии с собственными целями ¡1 побудательикаи мотивами: "неслыханное стечение обстоятельств требует неслыханна норы". Дзсен в духе поборников интуитивизма убегдс-на в том, что нравственные законы божественны но своей природе а чзловек яэ вправе изменить .их. Бронте проверяет стойкость нравственных убеждений личности» оказавшейся в "неслыханных" обстоятельствах. Дгвд не только вндеретвает исннтаяие» сохраняя верность крагственнш нормам» но и способствует моральному перерождении Рочестера. Ге-рой»_пройдя "аколу опыта"» раскаивается з своих заблуаденнкх» считая происпедпее а ниы справедливой карой за попатку преступить нравственный закон» установленный свше. В контексте моральных проблем эпохи "Даея Эйр" типа расевдтрявать гак роман - испытание достоинства человека а - в философском плане - как развенчание доктрины утилитаризма» допускащей приспособление моральных норм к обстоятельства«.

.Проблема среды и обстоятельств нз вктзснязг протестантской идеи судьбы» к которой не раз обращалась Бронте з своеа саге.

По кальвинистским представлениям» гизненный путь человека предопределен изначально» и задача каждой личности - активно принять свов участь. Героинл "Городка" делит мир на "отверженных" и "избранных"» объясняя этим все их невзгоды и удачи. Себя Леей при-числабх е "отверженным"» для которых Фортуна - "вечный враг". Но личность» в представления Еропте, - не слепое орудие Фортуны, и поступки героев писательницы в больней мере зависят от их свободной волн• чек от судьбы. Сила воли превращает персонажей Бронхе, внезне незначительных, в борцов. Борцами выступают героини писательницы, не желающие довольствоваться функциями дочери, жены, нагери» которыми ограничило женщину викторианское общество. Бронхе утверждает право личности быть активной в поясках своего занятия £ газяи» ш ее героика стремятся к получении образования, к приобретению профессии.

Достоинство личности для писательницы проявляется в способности противостоять обстоятельствам, в силе воли и вместе с тем - в уыешш мужественно принять тот путьг который предначертан для вае судьбой.

Параграф третий. "Истинный поэт как эстетический идеал Бронхе". Понятие "истинного поста" раскрывается'в "Шерла". В духе Гофмана писательница делит человечество па две категории: па "истинных поэюв"» наделенных "пламенным воображением и бурними сзрастяш0» и на людей, в ноторюс "отсутствует мечтательность", "поклонников утилитарной философии'. Как и гофаанские музыкант, "нехшшнй позгн - не обязательно человек, причастный к художественному творчеству, это особий тип личности.

Хззлитх считал поэтом всякого, ^го наделен вообрагением и чувством.'Ли Хант называл обличительными качествами поэта "любовь к правде и красоте". Такое представление о поэте было свойственно и Бронте. "Истинными поэтами" являются все ее главные персонажи! люди, в которых "отсутствует мечтательность"» составляют холодное общество, их окружающее.

"Неугасимый огонь" душ: погта - прежде всего способность е воображении, являющаяся, в представлений Бронге, пе только творческой силой, средством познания человека к-иира, но и вк:пеВ~ шим критерием личности. В романах писательницы вообразепие предстает как средство утешения личности» обреченной на одиночество. Оно стимулирует творческое начало "¡icxuehuz поэхоб", реализуясь

в ловудскнх рисунках Лтан» в созданном Шзрли образе Евн. Оно является силой» объединяющеа духовно родственных людей: внутреннее единство Рочестера и Джен о самого начала подчеркивается теы» что оба они в своем воображения населяют мир сказочными существами. Воображению, связанному с интуицией, дано понять то, что бессилен постичь разум. Послушная лишь зову воображения, Яв,сд ночью бежит из пансиона, чтобы узнать тайну, скрызаеыую от нее мадам Бек.

Черты "истинного поэта" - проницательность» способность постигать суть явлений, понимать язык природы - являются Teisi функциями воображения» о которых писал Рбскин в "Современных художниках": соединяющей» или ассоциативной» аналитической» или проникающей, осмысливающей, или созерцательной.

"Истинные поэты" находятся в единстве с природой, что подчеркивается идентичностью пейзажа психологическим состояниям персонажей. Писательница утверждает романтическую концепцию природы как начала, дающего приют личности» не находящей гармонии с обществом. Природа помогает человеку постичь тайны будущего» проникнуть в неведомое. Она является средоточием зыспсй нравственной силы» контролирующей поведение личности.

Души "истинных поэтов" зоспламеяяет яе только воображение» но я огонь страстей. Считая чувстза главной сферой проявления личности, Бронте при этом доказывает» что чувства яе сшлоцеянн, а личность достигает гармонии» если ее чувства уравяовешзаатся разумом. С сохранением или наруиениеы этой гармонии связывается проблема добра и зла» коренящихся в дупе человека. Крайни« выражением неконтролируемого чувства становится безумие. Берта ИзЕгоя» отдавшись разгулу страстей» утрачивает человеческий облик«-

Мысль о двойственности человеческой яузи» выраженная ецз з "Колдовстве", находит развитие в романах писательницы. Характер предстает многоликим, та или иная его грань проявляется з зависимости от среды» в которой оказывается человек. Поэтому суждение о характере человека на основании его внесших проявлений будех неполным. Для постижения личности надо обнаружить скрытый под "оден-дой" мир воображения а страстей. Но увидеть этот жр дано, в представлении Бронте, липь родственной дусе. На идее родства дун основала концепция любви Бронте» ассоциирующаяся с представлением авторов "готических" романов о таинственных связях» еоединяпщих ладей аежду собой.

йссдедоватедн давно обратили внимание на переходящий из романа в роман Бронте тип взаимоотношений "учитель-ученик". В интерпретации писательницы» "учгатель" - прежде всего наставник, человек, обладающий большим жизненный опытом, способствующий ста-новлени» "я" своего "ученика", развитию его интеллекте, воспламеняющий его "огонь души". Такую роль играют герои в судьбах героинь. "Учитель" и "ученик" могут меняться местами, и Рочесхер признает, что Дяен способствует его нравственному очищению, а Поль просит Лесе наставлять его. Структура связей "учитель-ученик" не ограничивается любовными взаимоотношениями героев в романах Бронте. Каздкй человек, доказывает писательница, на протяжении своей жизни может быть то учителем, то учеником.

.Утверждая романтический идеал любви, Бронте сопоставляет различные представления о ней. Если у людей, "лишенных мечтательности", любовь основана на "одежде", то "истинных поэтов* привлекает красота душ. Мечтая о человеческом единстве, Бронте видит в любви средство преодоления национальных, сословных, религиозных преград, воздвигнутых обществом мегду людьми.

лелание представить свой идеал личности и человеческих Езак-моотноиений заставляло писательницу отступать от границ правдоподобия. В "истинном поэте" с пламенной дувой Бронте нашла своего "героя", противопоставив его аегероическоыу веку.

Основное содержание диссертации отражено.в работах:

1. Тема искусства в романе Ш.Бронте "Биллет" //-Материалы областной конференции молодых ученых "Актуальные проблемы филологии в вузе и школе": Тезисы доклада. - Воронек, ВГ7» 1986.-1с.

2. Романы Шарлотты Бронте (проблема личности) // Проблемы метода и ханра в зарубегной литературе. - М.: ЫГПй им. В.ИЛенина, 1988. - 10 с.

3. Роман Ш.Бронте "Джен Эйр* в английской литературной критике середины XIX века // Зарубежная литературная критика: проблемы изучения и преподавания: Тезисы докладов Крымской научной конференции: 18-21 сентября 1989 г. - Симферополь: Симферопольский гос. ун-т«, 1989. - 2 с.

4. Концепция личности в вновеских произведениях Иарлоттк Бронте И., 1989. - 27 с. - Деп. в ИНИОВ АН СССР i 40073 от 13.II.89. Библиографическое описание рукописи опубликовано в Указателе "Новая советская литература,по.общественным наукам. Литературоведение". - М., 1990. - 1 5. '' •