автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Шарлотта Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Соколова, Наталья Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Шарлотта Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Шарлотта Бронте. Эстетика. Концепция личности в творчестве"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет Д 113.08.08

На правах рукописи

СОКОЛОВА Наталья Игоревна

УДК 820(420)<18»

ШАРЛОТТА БРОНТЕ. ЭСТЕТИКА. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ

10.01.05 — литература стран Западной Европы, Америки л Австралии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1990

Работа выполнена в Московском ордена Ленина п ордепа Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.

II а у ч и ы й руководитель:

доктор филологических наук, профессор МИХАЛЬСКАЯ Н. П.

Официальные оппопепты:

доктор филологических паук, профессор СОЛОВЬЕВА Н. А.

кандидат филологических наук, доцент СПИЦЫНА Л. В.

Ведущее учреждение — Воронежский ордена Ленина государственный университет имени Ленинского комсомола.

Защита состоится ><<<б??Г.....>> 990 года ъ^..^..... ча-

сов на заседании специализированного совета Д 113.08.08 по присуждению ученой степени доктора филологических наук нрп Московском ордена Ленина п ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте нменп В. И. Ленина по адресу: ул. Малая Пироговская, дом № 1, ауд....................

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ пмепн В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., дом № 1 (МГПИ имени В. И. Ленина).

Автореферат разослан «.¿Й.» года. ,

Ученый секретарь специализированного совета, доцент Е. В. НИКОЛАЕВА

Произведений Ыарлотгы Бронхе (1816-1855) и ее жизнь привлекают отечественных и зарубежных исследователей с середина прошлого века. В творчестве Бронте обозначилась тенденция» ставшая доминирующей в английской литературе второй половины XIX столетия, когда'писателей начали привлекать в большей мере психологические» чем социальные конфликты» а личность и ее внутренний мир стали главным объектом их интереса. Подход Бронте к изобретению человека был обусловлен системой взглядов писательницы на искусство. С кардинальным принципом эстетики-Бронте, предполагающим постижение художником сути явлений, глубины человеческих характеров, связано еа стремление зыявигь сокровенную сущность личности.

Актуальность настоящей работы определяется ген» что в ней делается попытка расширить представление о художественной системе одного из наиболее значительных писателей XIX столетия, показать творческий метод Ш.Бронте в его эволюции.

Советское литературоведение еще не обращалось к юношескому творчеству Бронте. Между тем, его изучение позволяет проследить процесс становления художественного мастерства писательницы» формирования ее представлений о природе человека» что во многом помогает понять особенности ее творческой манеры романного периода. В отечественной и англоязычной критике эстетика Бронте рассматривалась в сопоставлении с критиком позитивистского направления Г.Льюисом или с другими реалистами "блестящей плеяды» но в отрыве от контекста развития собственно эстетической мысли. Обращение к этому контексту доказывает близость художественных принципов Бронте крупнейшим, теоретикам искусстве, ее эпохи: Д.Рёскину, Т.Карлейлю, Д.Кеблу. Концепция личности в творчестве Бронте, понимаемая как совокупность тех человеческих качеств» которые» в ее представлении» является наиболее значимыми» составляют сущностную основу личности» остается малоизученной» тогда как ею могут быть объяснены художественные особенности произведений писательницы. Освещение этих проблем в данной работе позволяет говорить о ее научной новизне.

Целью настоящей диссертации является исследование эстетики Ш.Бронте и концепции личности в ее творчестве. Этой целью определяются задачи работы:

- на оснований писем» предисловий» высказываний об искус--

стае в романах Бронте изучить ее эстетику»

- рассмотреть эстетические представления писательницы в их развитии) с учетом ее юношеских произведений!

- выявить связь художественных принципов Бронте с ранний творчеством Рёскина» эстетическими представлениями и философией Карлейля и других современных писательнице теоретиков искусства!

- принимая во внимание художественные принципы Бронхе» проследить формирование концепции личности в ее творчестве» начиная с юношеского этапа!

- рассмотреть особенности поэтики романов ьронте в их зависимости от концепции личности в творчестве писательницы.

Методологической и теоретической основой работы является марксистско-ленинское понимание искусства как специфической формы общественного сознания. Методика исследования базируется на сравнительно-историческом и типологическом анализе.

В работе мы опирались на труды отечественных и зарубеяных литературоведов» посвященные различным аспектам творчества Ш.Брон-те: М.А.Гритчук» Н.П.Михальской» М.П.Тугушевой» К.Александер, У.Дкерин» Э.Дюти» ^.Мартина, Э.Ниса, Б.Харди» КЛейз» книги по английской литературе XIX века: А.А.Елистратовой, В.В.Ивашевой» Е.И.Клименко» Д.Мак-Гоуэна» 3f.Х.Маршалла, К.Тиллотсон! по истории английской эстетики: Г.В.Аникина» Н.Я.Дьяконовой» М.Х.Абрам-са> Х.Фрейзера, Д.Шоу» а также на исследования советских ученых по проблемам развития западноевропейского романа: Н.Я.Берковско-го> С.В.Гайхвнаса, Д.В.Затонского» А.В.Карельского» Б.Л.Сучкова.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том» что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории английской литературы, истории зарубежной литературы XIX века» истории критики.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МИШ им. В.И. Ленина, докладывались на научных конференциях "Пуриыевские чтения" (ИГПЙ им. В.!1.Ленина, 1989), в Воронежском (1985-1990), Казанском (IS85) и Симферопольском (1989) университетах.

Структура диссертации. Основная часть работы изложена на 188 страницах машинописного текста, включающего введение, три главы и заключение. Библиография включает 209 названий. Общий объем исследования 233 страница.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обзор работ советских и зарубежных литературоведов, посвященных творчеству Ш.Бронте, обосновывается актуальность и научная новизна избранной теш» определяются цель и задачи исследования.

В первой главе "Юиопесков творчество Шарлотты Бронте" говорится о произведениях Бронте 1829-1840 годов.

Параграф первый. "Художественное своеобразие юношеских произведений Ш.Бронте и проблемы эстетики начинающей писательницы". К юяоаескоыу периоду творчества Бронте относятся произведения разных жанров, связанные местом действия (вымышленная страна Энгрия) и героями. Бронте объединяет их в обций цикл, по ее терминологии, - "сагу". Повествование в саге ведется от первого лица, и эффект достоверности достигается тем, что рассказчики всегда является либо очевидцами, либо непосредственными участникам происходящих событий.

Начинающая писательница проявляет пристальный интерес к проблемы художественного творчества. В комедии "Виршеплет" доказывается, что произведение искусства не возникает лишь под влиянием поэтического вдохновения, но является результатом напряженной работы, связанной с поисками рифмы, совершенствованием языка. В рассказе "Швейцарский художник" звучит мысль о той» что подгинио талантливого живописца отличает умение "верное передать веяикоаепле природы", но при этом он должен пзобракать лишь величественное и прекрасные стороны окружающего мира. В рассказе "Трагедия и зссе" утверждается идея изолированности двух пиров: высокого искусства и повседневной кизни.

Главным стимулом творчества, в представлении Бронте, является воображение худохника, помогающее ему проникнуть в тайны бытия. Герой "Странных происшествий" Чарлз Уэллсли одновременно существует и в нкре своей фантазии» а в мире реальном, граница иезду которыми для него размыты.

Реальная действительность и фантастический аир воображения является двумя источниками саги. В большинстве случаев время действия юношеских произведений Бронте совпадает со времением их написания. События политической и культурной жизни Англии связываются с приключениями обитателей сказочной Энгрии. Персонази сага посят имена современников Бронте, прославившихся на полита-

ческом и военной поприще или в области искусства. С другой стороны» мяр саги - царство воображения» населенное джиннами» фении и волшебниками.

Средоточием чудесного в саге является природа. Джинны появ-_ ляются среди облаков» сопровождаемые раскатами грома» озаренные вспышками молний. Их роскошные дворцы находятся в пещерах или возвышаются среди пустыни. Далеко за горами скрывается страна фей. В самых ранних произведениях природа предстает как величественная и грозпая стихияI в 30-е годы фантастические существа исчезадт из саги» и природа воспринимается не как чугдое человеку начало» но как тесно связанный с ним мир. В повестях "Альбион и Марина"» "Свадьба*1 пейзаж отражает психологическое состояние героев» значения природы предвещают грядущие события их жизни.

Большинство произведений саги воспринимаются как цепь хаотично возникающих в сознании рассказчиков эпизодов, слабо соединенных между собой» но связанных с общим содержанием цикла. Накой способ организации повествования характерен для романтической манеры письма с ее фрагментарностью, нечеткостью контуров.

3 первых произведениях саги превалирует авантюрный элемент. Позже он вытесняется психологический: Ш.Бронте начинам интересовать не столько события, сколько характеры героев» противоречия человеческой души.

Во втором параграфе "Герои ранней саги" на основании анализа произведений юношеского цикла, написанных до 1831 года» выявляется сущность представлений Бронте о природе человека. Концепция личности в начале саги наивна и однозначна. Герои предстают либо как исчадие пороков» либо как олицетворение добродетелей .

Выражением авторского идеала является маркиз Доуро» наделенный привлекательной нарухностьи, душевным благородством» многочисленными талантами. Его антипод - Александр Перси - воплощение жестокости и коварства. Доуро и.Перси становятся главными персонажами саги.

Женские образы также представлены двумя типами. Это невеста Доуро - кроткая Мэриан Хызм и ее противоположность - леди Зенобия Зллрипгтон» не способная сдерживать свои страсти, теряющая рассудок от лвбви к Доуро. В обеих героинях, как и в Доуро} особо

подчеркивается эрудиция» способность понимать искусство - качества! наиболее ценимые Броите в личности.

Кроме развитого интеллекта» персонажи наделаются силой чувств, анализировать которые автор еде не в состоянии. Чувства проявляется лишь внешне: в минуты душевного волнения герои падаит в обморок» скрежещут зубами» изменяется в лице.

В третьей параграфе "Концепция личности в творчестве Шарлотты Бронте второй половины 30-х годов" речь идет о произведениях» создании: писательницей после 1834 года. Концепция личности в них по сравнению с ранней сагой существенно усложняется. Перелои в представлениях Брояте о природе личности исследователи объясняют ее знакомством в середине 1834 года с "Потерянным раем" Мильтона. Определенную роль в этом сыграло и вступление Бронте в новый возрастной период (в 1834 году ей исполнилось восемнадцать лет;Ь пребывание в школе в Роу Хед» работа учительницей и гувернанткой» расширявшие ее кругозор.

Увлечение мильтоновским Сатаной приводит Бронхе к поэтизации демонического качала в личности. Человеческая природа предстает как хитросплетение пороков.

В эти годы Бронте свойствен культ индивидуализма. Герцог Заморна (этот титул получает Доуро) наделяется неограниченным правом творить зло. На его образе сказывается увлечение Бронте доктриной предопределения. Заморна» не вызывающий авторского осуждения» не подвергавшийся наказании в ходе событий саги, персонифицирует кальвинистское представление об "избранных".

Размышления, о сложном сочетании добра и зла в дуке человека побуждает Бронте обратиться к традиционному для литературы SIX столетия мотиву двойника. Идея двойственности человеческой природы лежит в основе "экстраваганца" (по определение Бронте) "Колдовство" (1834), где Заморна предстает одновременно в двух ипостасях. Непоследовательность поведения Заморны объясняется появлением его брата, во рассказчик в послесловии признается, что ов выдумал образ близнеца Заморни, не будучи в силах понять, как уживазтея столь противоречивые черты характера в одном человека.

Как личность» подверженная противоречивым импульсам, игре страстей, в саге выступает не только Заморна. Неприязнь я традиционному пороку эпохи - лицемерию - побуждает Бронте дать в саге перевернутое изображение мира реальяого. Если для совреиенни-

ков писательницы наиболее значительным является то» как выглядят они в глазах окружающих, то в героях повестей "Майна Лори", "Герцог Заморна"» "Каролина Верной" страсти превалируют над моральными убеждениями и чувством ответственности перед обществом. В этоы отношении особое место в цикле занимает повесть "Капитан Геири Хейстингс" (1839). Б пей впервые появляется ют тип героини, который займет господствующее положение в романах писательницы.

Элизабет Хейстингс - первая героиня Броню, отказавшаяся от обеспеченного существования из верности своим ус,еядениям, трудом зарабатывающая на жизнь - персонах, не характерный не только дл-т раннего творчества Шарлотты, но и для всей английской литературы тех лет.

Героини предшествующих произведений оаги отличались исключительной красотой. В "Капитане Генри Хейстингсе" Бронхе приходит к'выводу, что наружность человека не обязательно гармояируег с его внутренними качествами. Внешне непривлекательная Элизабет наделяется духовным богатством, чистотой нравственного облика. .

"Капитан Генри Хейстингс" примечателен интересом автора к проблемам морали. Бронте пересматривает свое отношение к доктрине избранничества, к герою, наделенному правом творить зло. Об этом свидетельствует судьба Хейстингса, демонстрирующая опасную, разрушительную силу страстей, отдавшись которым, герой проходит путь моральной деградации.

Личность в "Капитане Генри Хейстингсе" предстает как сдое-ная совокупность страсти, разума и воли, уравновешивавших друг друга. Оказавшись перед выбором, Элизабет отказывается от любви во имя нравственного долга, признаваясь, что побудительным мотивом ее поступка является чувство моральной ответственности перед обществом. Образ героини и нравственные конфликты "Капитана Генри Хейстингса" вновь возникнут и будут развиты в романах Бронте 40-50-х годов.

О романами Бронте связана и повесть "Каролина Вернон" (1839). 3 вей Бронте обращается к проблеме воспитания. На примере образа главной героини писательница прослеживает процесс превращения ребенка во взрослого человека. В повести доказывается, что правильное воспитание, сознание мира, жизненный опыт, взаимодействие с обществом необходимы при формировании характера, ао становление личности происходит дашь с учетом тех.внутренних ка-

чесхв» которые заложены в вей от рождения» ее нравственных уста-аовок» свободной воли.

"Каролина Верной" отличается большей упорядоченностью композиции по сравнении с предшествующими произведениями саги. Концентрация внимания на героине» ее внутреннем мире требует подчинения всех частей произведения единой сюжетной линии. В "Каролине Верной" и других повестях конца 30-х годов ("Возвращение За-ыорны"» "Майна Лори"» •Капитан Генри Хейстингс") значительное место отводится переживаниям персонажей, автор делает попытку проанализировать их чувства. Пристальный интерес к миру чувств станет главной особенностью творческой манеры Бронте 40-50-х годов.

"Каролину Верион" принято считать последним произведением саги. Во фрагменте "Предание с Зягрией* (1839) писательница заявляет о езоем намерении покинуть "пламенеющую страну". Ее первая попытка воссоздать конфликты и образы реального аира в романе "Зиворт" (1840) оказывается неудачной. Осуществить этот замысел Бронте удается лишь в романах второй половины 40-х годов. Но сага сыграла свою роль в становлении Бронте-писательницы» а ее герои помогли автору понять сложность человеческой дупи. Без учета юношеских произведений Бронте представление о ее художественной системе является неполным.

Во второй'главе "Эстетика Шарлотты Бронте" представлена система взглядов писательницы на искусство.

Параграф первый. "Основные понятия эстетики Бронте". Литературным манифестом Бронте периода 40-50-х годов становится написанное ев в Брюсселе эссе "Падение листьев" (1843)» посвященное элегии Ш.Мильвуа. Эссе представляет интерес как первая попытка писательницы выразить свое понимание сущности поэзии. В своих рассуждениях о поэтическом творчестве Бронте исходит из концепции зеркала я лампы» получившей развитие у романтиков. В эссе "О поэзии вообще" Хззлитт писал» что поэзия - зеркало природы» но природа видит сед я в этой зеркале» лишь будучи окрапенной чувством поэта» озаренной светочем его души. Повторяя эту мысль, Бронте заключает» что поэзия есть верный отпечаток всего» что проходит через дуиу поэта» и окружающий мир предстает в поэзии сквозь призму чувств художника.

Процесс творчества, по убеждению Бронте» носит стихийный» бессознательный характер. Писательница следует так называемой

"пророческой" традиция в эстетике, в соответствии с которой, гений - начало, абстрагированное от личности поэта. Он пробуждается в минуты вдохновения, и тогда поэт перестает быть самим собой, становясь пророком, оракулом божества» воспламенившего его душу. Позже в своих высказываниях об искусстве Бронте не раз будет обращаться к мысля о бессознательном характере творческого процесса.

Если в "Падении листьев" Бронте относит к поэзии лишь лирические произведения, то в полемике с Генри Льюисом, возникией по поводу "Джен Эйр", писательница наделяет это понятие более широким смыслом. Совет Льюиса отказаться от "чувства" и поэзии кажется Бронте недопустимым. Как и Бронте, понимая под поэзией выражи-ние чувства художника к изображаемому, Льюис утверждал, что поэтическое начало не свойственно прозе.

В романтической эстетике понятие "поэзия" могло употребляться как по отношению к лирическим, так и к драматическим или эпическим произведениям. Хэзлитт называл поэзией всякое произведение, возбуздающее воображение и чувства, а прозой - книги, авторы которых воспроизводят действительность» не допуская порывов воображения. Поэтами для Хэзлитта были Боккаччо» Беньян» Дефо, Свифт, прозаиком - Ричардсон.

Идея поэтической прозы получила развитие у современников Бронте. Викторианский теоретик литературы Джон Кебл в "Лекциях о поэзии" доказывал, что поэтическое начало может, быть достоянием не только прозы, но и архитектуры, скульптуры, живописи -всех видов искусства, апеллирующих к человеческим чувствам. Развивая эту мысль, Д.С.Милль добавлял» что правда поэзии - не верное изображение явлений мира» но правдивая передача вызванных ими чувств.

Такое понимание поэтической правды было свойственно и Бронте» не приемлющей принципа объективного воспроизведения действительности» декларируемого Льюисом. Ко при этом» считая чувство художника обязательным в произведении искусства» Бронте выражала несогласие с рецензентами» указывающими на автобиографическую основу ее романов. По убеждению писательницы» автор не должен выставлять на суд публики собственную личность.

В соответствии с требованиями викторианской эстетики» художнику следует избегать полного самораскрытия в творчестве. В "Лекциях о поэзии" Кебл в качестве одного из главных принципов

искусства называет "скромную сдержанность". Поэт» по Кебяу» обладает особой восприимчивостью, лишь немногим избранны« дано понять его, и он должен сдергивать себя во избезвние насмешек» Принцип "скромной сдержанности" был воспринят Бронте, о чем можно судить на основании ее критических сугдений о писателях, которых она находит слишком откровенными в выражении своих чувств.

Первым долгом писателя Бронте называет верность правда и природе. Правда» в ее представлении» должна лежать в основе всякого произведения искусства» а художник велик постольку, поскольку он умеет быть правдивым. Наряду со словом "правда" в высказываниях Броате появляется понятие покрова, скрывающего истину.

Понимание правды Бронте было сродни тем философам и теоретикам искусства ее эпохи, для которых "правда", "истина" означала внутрепнюв сторону явлений. Их внешняя сторона, писал Карлейль» -лишь "одевда"» "символ": для постижения сути вещей надо уиеть смотреть вглубь. Приподнять покров и обнаружить истину дано липь поэту, наделенному творческим воображением и интуицией. Эту аксль утверждал еще Шелли в "Защите поэзии". По Шелли, подлинная поэзия отличается от прозы тем, что она стремится к постикеняю "вечно истинного" в жизни, срывая "завесу повседневности" с окружаицах предметов.

Интерпретация правды как сущности явлений определяла понимание правды в искусстве. Рёския в "Современных художниках* различал правду и имитацию. Имитация связана с материальной стороной вещей, тогда как правда - с их концептуальной суцзостьи. Йэ всех ее современников Бронте были наиболее близки ззгдядц на искусство Рёскина. Особенно сильное впечатление произвели на писательницу "Современные художники". Прочитав первые два тока этого' трактата, Бронте назвала его книгой, открнвпей ей глаза. Иыздь -Рёскина о правде как критерии искусства не раз повторяется Бронте. "Правда" означала для нее искренность чувства, внрекенного худогником, его умение обнаружить истину, скрнтуа1>под внекпей оболочкой, постичь суть явлений, сокровениув глубину страстей.

Центральным пунктом полемика Бронте с Льюисом бнл вопрос о соотношении "опыта" (т.е. жизненных наблюдения художника) з воображения з творчестве. Льюис утверждал, что лишь эмпирически получаемое знание монет стать достоянием искусства. В отлячке ох многих его современников, Яызис отказнвал вообрагешш з бозесг-

венной происхождении» считая его результатом исключительно умственной деятельности. Он наделял воображение только ассоциативной Функцией» полагая, что художественный образ может быть создан лишь из элементов, полученных на основе опыта.

Отношение к опыту и воображению у Бронте было иным. Признавая необходимость опыта в процессе творчества» Бронте паходила опыт одного человека ограниченным. Восполнить недостаток личного опыта помогает воображение. Главное в искусстве - не изображение картины жизпи, но воплощение эстетического идеала: реальное "должно быть умеренно представлено на страницах» посвященных идеальному"» действительность может "подсказывать, но не диктовать". Сходную ацель высказывал Рёскин, писавший в "Камнях Венеция"» что "благороднейшее искусство" предполагает гармонию двух начал: вымысла и фактов.

Эта гармоник по-разному реализуется в романах писательницы. В "Учителе" Бронте стремится к достоверному воспроизведению дей-ствительностя, сдерживая полет фантазии. Очевидно» зтим объясняется неудача романа» опубликованного лишь после смерти автора. Местами повествование отличается нарочитой сухостью, резонерствующий герой руководствуется лааъ разумом и здравым смыслом» не доверяя воображению. В "Дген Эйр" воображаемое и реальное сосуществуй на одном уровне. Писательница подвергает героиню тем же невзгодам» которые испытала она сака, обучаясь в Коуэв-Бридже (в иколе» похожей на Ловуд), работая учительницей к гувернанткой. Но желание утвердить торжество добра, показать обществу пример подлинно человеческих взаяыооткопенкй побуждает Бронте создать образ Торнфальда - полуфантастическоь модели мира» не имеющей эквивалента в действительности. В "Иерли" таков ыоделья становится фабрика Роберта Мура, на которой учитываются интересы не только хозяина, но и рабочих. Этот вымышленный образ романа призван изменить действительность. В "Городке" категория воображения становится одним из аспектов концепции личности.

Бронте считала» что» кроме воображения и опыта, важную помощь художнику оказывает природа. В своем понимании природы писательница опиралась на идеи Вордсворта» пользовавшегося особой популярностью у викторианских теоретиков искусства. Мысль о единстве человека и природы, высказанная Вордсвортом, лежит в основе пантеистических представлений Карлейля. В природе Карлейль ви-

дит постоянно движущуюся творческую субстанцию» тесно связанную с человеком» который "отражает и создает ее". Поэт, проникая в тайну природы» постигает ее эстетическую сторону» а значит я нравственную, поскольку прекрасное "заключает в себе добро". Человек, наделенный талантом, всегда является "силой природы": сама его гениальность проистекает из ее глубин. Разделяя этот взгляд на природу» Бронте писала, что природа помогает ей восполнить отсутствие непосредственного опыта: она лучше всяких книг дает ^безыскусственные, но подлинные знания", и задача художника - проникнуть в тайны бытия.

Особое значение Бронте придает нравственной стороне кскусст-за. Этой.проблеме посвящен второй параграф главы "Искусство и мораль з эстетике И.Бронте". Озабоченные утратой нравственны идеалов, духовных ценностей, викторианцы видели в искусстве ва^кевизо средство морального воздействия. Карлейль считал литературу руководством к духовному обновлению человека. Для Рёскияа критерием качества стиля было нравственное чувство» знрааенкоз в художественном произведении. Кебл называл задачей поэзия исцеление и обновление души, волнуемой заботой и страстями.

И.Бронте видела в искусстве начало, смягчающее и облагораживающее душу. Цель художника - создать образы, которые наедут отклик з человеческом сердце. Но при этом писатель должен с симпатией относиться к своим героям, Бронте не ыожех принять сатирической тенденции в литературе, полагая» что писатели-сатирика принижают человеческую личность.

Писатель, по мнению Бронхе» должен заботиться о том» каяиа примером будет служить созданный \т образ. Персонаж»'наделенный пороками, не должен стоять в центре произведения, вызывая симпатии читателей.

- Идеалом Бронте является оригинальное искусство» свободное от подражания, и поэт» наделенный природным талантом» высокими нравственными достоинствами. .

Своеобразие художественных принципов Бронте сказывается на поэтике ее романов и на представлениях пдсателъяпцн о человеке» рассмотренных в третьей главе настоящей работы "Концепция точности в романах Шарлотты Бронте".

'В первом параграфе "Отверженные Бронте" обосновывается принцип выбора протагониста в творчестве пясательняцк 40-50-х годов.

Характерной чертой ранневикторианской зпохи был культ героев. "Вуяьгерноыу механическому утилитаризму", ставшему "новой верой", Карлейль противопоставил героическую личность» призванную пробудить дреилпре способности человечества. Большой популярностью у современников Бронте пользовался жанр биографии» особый интерес вызывали личности выдающиеся. Свою дань героям отдает и Бронте в двух брюссельских эссе: "Портрет Пьера Лернита" (1842) к "Об икеки Наполеона" (1843). Писательницу привлекает личность героическая» целеустремленная» ко вместе с тем воплощающая человеческое начало» подверженная страстям. Деяния этой личности служат на благо целым народам, ее сильная воля подчиняет себе волю других людей» заставляя кх действовать во имя высокой цели. Оба эссе содержат аллюзш: на "Лекции о героях" Карлеаля, концепция героического у Броите совпадает с карлейлевской.

Вместе с те«, герой карлейлевского типа не становится протагонистом в романах писательницы. Сент-Джон ("Джек Эвр"), как и Пьер Лермит» подавляет свои страсти во имя служения богу» но, в отличие от Пьера, он пе подвергается авторской идеализации. Новая интерпретация карлейлэвского героя в "Джен Эйр" свидетельствует' о переломе во взглядах писательпицы на человека. Е романный период» критически относясь к идее культа героев, Бронте воспринимает "философию одегды" Карлейля. Карлейлевская мысль о противоречии "одежды" (сословной принадлежности» состояния» положения в обществе) и духовной сущюстк человека становится одним из аспектов концепции личности в романах Бронте. Образы Джен Эйр» Луи Ыура или Люси Сноу подчеркивает контраст видимости и сущности» свидетельствуют о несправедливости тех оценочных категорий, с которыми подхода к личности основанное на "одежде* общество. Если в вноиеской саге Бронте привлекает герой^"кзбранный"» то в зрелой творчестве она обращается к "отверженному"» причем в ее романах эти понятия приобретают не столько религиозный» сколько социальный смысл. Они ассоциируются с актуальной для эпохи писательницы проблемой отчуждения личности в обществе. В ничем не примечательной внешне личности Бронте обнаруживает внутреннее богатство» и если в саге средоточием "пламенеющего края" воображения была сказочная Эягрия» в романах писательницы он обретает место в душе обыкновенного "сына Адаыа".

Во втором параграфе "Личность и обстоятельства» судьба и

воля в розанах Бронте" говорится о тех факторах» которые» в представлении писательницы» определяет поведение личности. Кальвинистская идея всеобщей греховности» в значительной степени повлиявшая на кояцепцив личности в юношеской саге» сменяется убеждением Бронте в том, что от природы человек не порочен» но он подвержен заблуждениям» преодолеть которые ему помогает жизненный опыт. Критерием нравственной сущности личности для писательницы становится способность извлекать уроки из опыта.

Во всех своих романах Бронте решает проблему соотнозения личности и обстоятельств. Для современников писательница эта проблема имела философский смысл» став причиной спора иозду интуитивистами (У.Уэвелл, Д.Мартик?» Д.Грот) и утилитаристки (Д.С. Милль, Г.Садзуик)» опиравшимися на учение Бептама. Для первых нравственные убеждения являлись изначально данными» ннтуихиззо постигаемыми» обязательными при любых обстоятельствах» для вторых - детерминированными обстоятельствами. Идею верности моральному закону как главному стимулу поведения личности. Бронте утверждает уже в "Учителе"» но наиболее явственно она прослеживается в "Джен Эйр". В беседах Рочестера с Джен звучат отголоски полемики интуитивистов с утилитаристами. Рочестер выступает сторонником детерминизма» отстаивая право личности нарушать "зеззменныз" законы в соответствии с собственными целями и побудительнши 150-тиваш: "неслыханное стечение обстоятельств требует неслыханных норм". Джен в духе поборников интуитивизма убеждена в том» что нравственные законы божественны по своей природе п человек яэ вправе изменять их. Бронте проверяет стойкость нравственных убез-дений личности» оказавпейся в "неслыханных" обстоятельствах. Якед не только выдерживает испытание» сохраняя верность нравственная нормам» но и способствует моральному перерождении Рочестера. Герой» пройдя "аколу опыта"» раскаивается в своих заблуждениях» считая происпедпее с ним справедливой карой за попытку преступить нравственный закон» установленный свыие. В'коятекств моральных проблем эпохи "Джен Эйр" ложно рассматривать-как роман - испытание достоинства человека и - о философском плана - как развенчание доктрины утилитаризма» допускаащей приспособление моральных норм к обстоятельствам.

.Проблема среди я обстоятельств ае зктесняет протастаатсков ядеп судьбы» а которой не раз обращалась Броме в своеа саге.

По кальвипастским представления«» жизненный путь человека предопределен изначально» и задача каждой личности - активно принять сво® участь. Героиня "Городка" делит мир на "отверженных" и "избранных"» объясняя этим все их невзгода и удачи. Себя Люси причисляет к "отверженным"» для которых Фортуна - "вечный враг". Но личность» в представлении Бронхе» - не слепое орудие Фортуны» и поступки героев писательницы в большей мере зависят от их свободной волг» чем от судьбы. Сила воли превращает персонажей Брон-те» внешне незначительных» в борцов. Борцами выступам героини писательницы» не желавшие довольствоваться функциями дочери» жены» матери» которыми ограничило женщину викторианское общество. Бронхе угзерздает право личности быть активной в поясках своего занятия в кизаи* и ее героини стремятся к получению образования» к приобретения профессии.

Достоинство личности для писательницы проявляется в способности противостоять обстоятельствам» в силе воли и вместе с тем - в у&2нкя мужественно принять тот путь» который предначертан для нее судьбой.

Параграф тратив. "Истинный поэт как эстетячесгий идеал Брон-те". Понятие "истинного поэта" раскрывается в "Шерли". В духе Гофмана писательница делит человечество па две категории: на "истиняш: поэтов"» наделенных "пламенным воображением и бурными • страстями"» и на людей» в которых "отсутствует мечтательность"» "поклонников утилитарной философии*. Как я гофмансютй музыкант» "истинный поэт" - не обязательно человек» причастный г. художественному творчеству» это особы! тип личности.

Хэзлитт считал поэтоу всякого» тро наделен воображением и чувством. Ля Ханг называл отличительными качествами поэта "лг>-бовь к правде и красоте". Такое представление о поэте было свойственно и Бронте. "Истинными поэтами" являются все ее главные персонажи! люди» в которых "отсутствует мечтательность"» составляют холодное общество» их окружающее.

"Неугасимый огонь" душ поэта - прежде всего способность к вообрааению» являющаяся» в представлении Бровте» ке только творческой силой, средством познания человека и мира, но и вагяеВ-та критерием личности. В роыанаг писательницы вообрагение предстает как средство утешения личности» обреченной па одиночество. Оно сгнхгулирует творческое начало "ксткнных поэтов"» реализуясь

в яовудских рисунках Джен, в созданнсы Шерла образе Ева. Оно является силой» объединяющей духовно родственных людей: внутреннее единство Рочестера и Джен о самого начала подчеркивается теп» что оба они в своем воображении населяет мар сказочными существами. Воображении, связанному с интуицией» дано понять то» что бессилен постичь разум. Послушная лияь зову воображения, Люсд ночью бежит из пансиона, чтобы узнать тайну» скрызаемув от нее нада» Бек.

Черти "истинного поэта" - проницательность» способность постигать суть явлений, понимать язык природы - являются теми функциями воображения, о которых писал Рёскин в "Современных художниках": соединяющей» или ассоциативной, аналитической, или проникавшей, осмысливающей, или созерцательной.

"Истинные поэты" находятся в единстве с природой, что подчеркивается идентичностью пейзажа психологическим состояниям персонажей. Писательница утверждает романтическую концепцию природы как начала, дающего приют личности, не находящей гармонии с обществом. Природа помогает человеку постичь тайны будущего, проникнуть в неведомое. Она является средоточием высшей нравственной силы, контролирующей поведение личности.

Души "истинных поэтов" воспламеняет не только воображение» но и огонь страстей. Считая чувства главной сферой проявления личности, Бронте при этом доказывает» что чувства не самоценна» ж личность достигает гармонии, если ее чувства уравновепизаатся разумом. С сохранением или нарушением этой гармоник связывается проблема добра и зла, коренящихся в дуие человека. Крайним выражением неконтролируемого чувства становится безумие. Берта Мзйзоп» отдавшись разгулу страстей» утрачивает человеческий облик.-

Мысль о двойственности человеческой дуги, выраженная еще в "Колдовстве", находит развитие в романах писательница. Характер предстает многоликим, та или иная его грань проявляется в зависимости от среды, в которой оказывается человек. Поэтому суздениэ о характере человека на основании его внешних проявлений будет неполным. Для постижения личности надо обнаружить скрытый под "одеа-дой" мир воображения и страстей. Но увидеть этот тар дело, в представлении Бронте, линь родственной душа. На идее родства дун основала концепция любви Бронте, ассоциирующаяся с представлением авторов "готических" романов о таинственных связях, соединяют лэдей между собой.

Исследователи давно обратили внимание на переходящие из романа в роман Бронте тип взаимоотношений "учитель-ученик", В интерпретации писательницы, "учитель" - прежде всего наставник, человек, обладавший большим жизненным опытом, способствующий становлению "я" своего "ученика", развитию его интеллекта, воспламеняющий его "огонь душ". Твкув роль играют герои в судьбах героинь. "Учитель" и "ученик" могут меняться местами, и Рочестер признает, что Джен способствует его нравственному очищению, а Поль просит Лиси наставлять его. Структура связей "учитель-ученик" не ограничивается любовными взаимоотношениями героев в романах Бронте. Каждый человек, доказывает писательница, на протяжении своей 2изни может быть то учителем, то учеником.

Утверждая романтический идеал любви, Бронте сопоставляет различные представления о ней. Если у людей, "лишенных мечтательности", любовь основана на "одежде", то "истинных поэтов" привлекает красота душа. Мечтая о человеческом единстве, Бронте видит в любви средство преодоления национальных, сословных, религиозных преград, воздвигнутых обществом между людьми.

Ееланяе представить свой идеал личности и человеческих взаимоотношений заставляло писательницу отступать от границ правдоподобия. В "истинном поэте" с пламенной душой Бронте нашла своего "героя", противопоставив его негероическому веку.

Основное содержание диссертации отражено в работах:

Г. Тема искусства в романе Ш.Бронте "Биллет" // Материалы областной конференции молодых ученых "Актуальные проблемы филологии в вузе и школе": Тезисы доклада. - Воронеж, ВГУ, 1986.-1с.

2. Романы Шарлотты Бронте (проблема личности) // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - К.: МПШ им. В .И Ленина, 1988. - 10 с.

3. Роман Ш.Бронте "Джен Эйр* в английской литературной критике середины Ш. века // Зарубежная литературная критика: проблемы изучения и преподавания: Тезисы докладов Крымской научной конференции: 18-21 сентября 1989 г. - Симферополь: Симферопольский гос. ун-тет, 1989. - 2 с.

4. Концепция личности в юношеских произведениях Шарлотты Бронте

М., 1989. - 27 с. - Деа. в ИНИОН 1В СССР * 40073 от 13.11.89. Библиографическое описание рукописи оцубликовано в Указателе "Новая советская литература до общественным наука*. Литературоведение". - М.» 1990. - 1 5."