автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
"Ши цзин" как исторический источник для реконструкции пространственных представлений в древнем Китае

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Дорофеева, Вера Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему '"Ши цзин" как исторический источник для реконструкции пространственных представлений в древнем Китае'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Ши цзин" как исторический источник для реконструкции пространственных представлений в древнем Китае"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КМ. М.В.ЛОМОНОСОВА ИНСТИТУТ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

На правах рукописи

ДОРОФЕЕВА Вора Витальевна

"ШИ ЦЗИН" КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Специальность 07.00.03 - всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Работа выполнена е отделе Китая Института востоковедения РАН

Научный руководитель -

доктор исторических наук С.И.Кучера

Научный консультант -

кандидат филологических наук, доцент А.М.Карапетьянц

Официальные оппоненты -

доктор исторических наук, профессор Л.С.Васильев кандидат филологических наук М.Е.Кравцова

Ведущее учреждение - сектор источниковедения и историографии Китая и Центральной Азии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН

Защита состоится " НА Р*ГА 1992 г. в /Г*— час.

на заседании Специализированного совета Д.053.05.23 по историческим наукам Института стран Азии Африки при МГУ по адресу: г.Москва, 103 009, Д.^8

С диссертацией можно ознакомиться в библиотека ИСАА при МГУ.

Автореферат разослан " % " Д Р $ 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук А.Л.Сафроноса

7

С Институт стран Азии и Африки при МГУ, 1992 г.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. "Ши цзин" ("Канон песнопений", к.1Х-нач.У1 вв. до н.э.) является одним из наиболее авторитетных в китайской культурной традиции конфуцианских канонических текстов. Ему посвящен огромный корпус исследований, в том числе -ряд работ отечественных синологов.

Однако, представляя собой свод рифмованных текстов, он привлекал внимание в первую очередь литературоведов и лингвистов и изучался преимущественно с точки зрения художественных особенностей составляющих его поэтических произведений, времени их создания, а тагасе характера описания в них некоторых мифологических, исторических,.ритуальных и бытовых сюжетов.

Широкая перспектива воссоздания стоящей за "Ши цзином" исторической и культурной реальности открывается при рассмотрении его текстоз в их хомпозиционном единстве. Данный исследовательский подход позволяет реконструировать несколько взаимодополняющих схем организации текстов "Ши цзина", обладающих определенной семантикой, а именно: являкщихся. формой репрезентации идеального пространственного образа территориально-административной (удельной) системы государства Чжоу*.

Многие институты чжоуского государства воспринимались в последующие периоды древней и средневековой истории Китая в качестве образцов "высокой древности", причем создание системы уделов считалось одним из наиболее значительных установлений первых правителей чжоуской династии. Условные схематизации чжоуских уделов и образовавшихся в результате их обособления автономных царств, типологически сходныо с пространственной композицией "Ши цзина", описаны в нескольких письменных источниках второй половины I тыс. до н.э. Однако, чжоуские реалии а

*Государство Чжоу было основано в 1027 г. до н.э. и в форме централизованной структуры просуществовало до 771 г; до н.э. (период Западное Чжоу). С переносом столицы на восток и началом периода Чуныуо (770-404 гг. до н.э.) оно фактически распалось на составлявшие его уделы, но в первой половине этого периода чжоуский ван еще сохранял статус верховного правителя, выражавшийся в его исключительном праве на титул и на проведение ритуала инвеституры удельных правителей.

1

этих текстах отражены с позиций качественно нового этапа исторического развития*. Пространственная модель чжоусрой удельной системы, лежащая в основе организации "Ши цзина", обладает в этом отношении существенным преимуществом: основа композиционной рамки данного канона сформировалась не позднее У11-нач.У1 вв. до н.э., т.е. середины периода Чуньцю, когда еще сохранялись некоторые элементы живой политической культуры чжоуского государства. Принимая во внимание статус "Ши цзина", можно утверждать, что в его композиции реализована одна из Базовых про!транстиенных моделей, которая заслуживает специального исследования в следующих аспектах:

- как форма отражения традиционной историографии, политической истории и культуры государства Чжоу и периода Чуньцю;

- место данной ыодели в процессе генезиса протогеографических представлений в Китае; ео использование в качестве образца последующих пространственных схематизации;

- выражение ь вей доктрины государственного управления (доел.: "упорядочивания"), которая заключалась в приведении государства в состояние гармонии с Космосом посредством символического создания упорядоченной в пространстве и копирующей небесный прообраз территориально-административной структуры.

Последний аспект рассмотрения организации "Ши цзина" ставит новую исследовательскую проблему, а именно: воспроизведение функции, т.е. способа применения данного текста**. Так как фиксация оБраза упорядоченного пространства подразумевает существование соответствующей процедуры, направленной на его "(ре-конструирование", то закономерно предположить, что типологически сходные действия могли Быть сопряжены и с текстом "Ши цзина". Сведения о практиках подобного рода в Древнем Китае (например, ритуалы аудиенции у чжоуского правителя и объезда правителем своего государства) хорошо известны по целому ряду письменных источников***. Переосмысление предназначения "Ши цзина" может внести существенные коррективы и дополнения п его интерпретацию.

*В V-IV вв. до н.э. в истории Китая произошел коренной перелом, затронувший все сферы функционирования общества. Суть его заключается в окончательном распаде архаического (чжоуского ) социума и формировании имперского уклада (см. Л.С.Васильев. Проблемы генезиса китайского государства. М.,1983).

**Тезис о необходимости определения функции древнего текста как одного из главных условий его адекватной интерпретации в отечественном востоковедении был сформулирован В.С.Семен-цовым в монографии "Проблемы интерпретации Брахманической' прозы" (М.,1981).

***1^ипотеза о функционировании древнекитайских текстов в качестве инструментов трансляции практик, и, в том числе, упомянутых практик организации пространства, была высказана • А.К.Волковым (A.K.Volkov. La structure des textes chinois anciens: quelques remarques - Extrême-Orient/Extrême-Occident (No 13). Paris, 1991, pp.155-161)

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ. В диссертации впервые в ми-розой синологии поднят вопрос о самостоятельной ценности композиционной структуры "Ши цзина" и предложена ео содержательная интерпротация.

Систематические исследования смысловой нагрузки нелинейной организации древнекитайских текстов ведутся в отечественной синологии начиная с 60-х годов (см. работы В.С.Спирина, А.М.Кзрапетьянца, Г.А.Ткаченко, А.И.Кобзева, Е.В.Кухтиной, А.К.Волкова, М.В.Исаевой, автора этих строк и др.). К настоящему моменту накоплен большой эмпирический материал, позволяющий констатировать факт наличия по крайней мере у ряда древнекитайских текстов специфической нелинейной взаимосвязанности подразделений (фраз, параграфов. Глав). Однако окончательного решения вопроса о генезисе и функционировании данного культурного феномена пока не существует*.

В диссертации предложена рабочая гипотеза, которая может послужить одним из оснований осмысления этого явления, а именно: нелинейная организация текста (части текста) есть некоторая СХЕМА (таблица, план, чертеж = то, что в китайском языке обозначается иероглифом "ту"), отношение которой к его содержанию подобно отношению условного изображения к его описанию, с той разницей, что "изображение" я "описание" составляют единое и нерасчлененное целое. Тексты такого рода можно определить как ТЕКСТЫ-СХЕМЫ. По осей вероятности, возникновение текстов-схем в значительной степени было связано с характером китайской письменности, единицами которой являются слова-рисунки, и спецификой материалов для письма в Древнем Китае (гадательные кости, бронзовые сосуды. Бамбуковые планки, деревянные доски).

Данная гипотеза демонстрируется на примере ТЕКСТОВ-ГЕОСХЕМ, (частном случае текстов-схем), соединяющих в себе свойства условной географической карты и сопряженного с ней текста таким образом, что каждая его часть маркирует определенную секцию ориентированной по сторонам света композиционной схемы и одновременно ее комментирует (возможно, и не в узко географическом смысле).

Такая географическая модификация построения древнекитайских текстов тем более заслуживает внимания, что в мировой синологии она еще но рассматривалась. Единственным известным нам исключением является ориентированная по сторонам света роспись главы 8-ой трактата "Гуань-цзы" (I в. до н.э.), "Ю гуань", принадлежащая известному китайскому ученому го Можо и подробно проанализированная А.Рикеттом**, которая, к сожалению, не получила в литературе никакого отклика. Композиционная схема данного текста, в которой Го Можо усматривает "Схему Темного дворца" ("Сюань гун ту"), детерминирована структурированностью

^Текущее состояние исследований в этой области представлено в специальном выпуске "Extrême-Orient/Extréme-Occident" -"Modèles et structures des textes chinois anciens. Les formalistes soviétiques en sinologie" (No 13), Paris, 1991.

**Rickett W. Allyn. Kuan-tsu: A Repocitory to Early Chinese Thought. Hong Kong, 1965, pp. 180-219.

и ориентированностью относительно сторон света описываемого в ней объекта и очевидна из четкости обозначения частей этого объекта в данном описании. В диссертации реконструировано еще несколько вариантов текстов-геосхем, порождаемых подобных образом.

Пространственная композиция "Ши цзина" ке столь очевидна, и ее экспликация требует специального анализа. Основным признаком наличия таковой является использование для именования Большей части групп текстов "Ши цзина" топонимов (названий царств-уделов, где были созданы тексты соответствующей группы). В диссертации впервые в мировой синологии обращено внимание на неслучайный характер набора этих царств-уделов, написан краткий очерк их истории и выделен (в виде таблицы) ряд критериев, на основании которых возможно их сопоставление. Эта часть диссертации имеет самостоятельную научную ценность, так как сведения о некоторых из этих царств-уделов разбросаны по разным источникам и впервые собраны воедино.

Кроме того, в ходе работы Были получены следующие результаты, касающиеся специфики пространственных представлений в Древнем Китае:

- выявлены новые варианты территориально-административных и пространственных схем и показана невычлененность первых из последних на раннем этапе развития протогеографических представлений в Китае;

- обнаружена принципиальная особенность чжоуской модели мира -ее двоещентрие (несовпадение сакрального и административного центров), отраженная в целом ряде важнейших древнекитайских текстов, но ранее но отмечавшаяся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ. Основная цель диссертации - обосновать необходимость переосмысления места "Ши цзина" в китайской культурной традиции как тенета, организованного в рамках пространственных представлений. Это подразумевает решение следующих задач:

- определение характерных особенностей пространственных и протогеографических представлений в Древнем Китае;

- выявление эталонных текстов-геосхем, пространственное расположение частей которых может Быть однозначно определено;

- детальный анализ показателей пространственной организации "Ши цзина", ее реконструкция и определение ее семантики (образ территориально-административной (удельной) системы чжоуского государства);

- выявление признаков параллеллизма между композицией и содержанием "Ши цзина";

- построение гипотезы о происхождении пространственной организации "Ши цзина" и связанного с ней способа функционирования данного текста..

Последняя задача является постановкой новой проблемы, определяющей одно из актуальных направлений дальнейшего исследования "Ши цзина" и китайской письменной традиции в целом.

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основным источником для диссертационного исследования явился один из основополагающих древнекитайских канонических текстов - "Ши цзин" ("Канон песнопений", к.Х1-нач.У1 вв. до н.э.). Большее внимание уделено анализу его "географических" разделов - "Го фэн" ("Ветра царств") и "Сун" ("Гимны"), в которых сосредоточены группы текстов, маркированные названиями царств-уделов.

В качестве эталонных текстов-геосхем рассмотрены: самый значительный древнекитайский географический текст "шань хай цзин" ("Канон гор и морей", I в. до н.э.); основная часть гл.6 "Шан шу", "Юй гун" ("[Система] дани Юя", 1У-Ш вв. до н.э.), содержащая нормативное описание одной из базовых географических схематизация в Древнем Китае - "9 [речных] островов" ("Цзю чжоу"); первая часть гл.2 трактата о военном искусстве "У-цзы" (1У-111 вв. до н.э.), в которой охарактеризованы армии "7-ми сильиейпих" царств периода Чжаньго (403-221 вв. до н.э.).

Помимо этого, в диссертации использованы данные, почерпнутые из таких важных для китайской культуры текстов, как "Чунь цю" с "Цзо чжуань", "Го юй"> "Ии цзи", "Иан шу", "Ли цзи", "И цзин", "Лунь юй", "Чжуан-цзы".

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ. Методологической основой диссертации является формальный анализ построения древнекитайских текстов, разработанный в первую очередь в трудах В.С.Спирина, А.М.Карапетьянца и А.И.Кобзева, изучавших исключительно взаимосвязанность фраз и параграфов в них. В настоящей работе данный метод исследования экстраполирован на макроуровень организации текста - основное внимание уделено отношениям сравнительно крупных его подразделений, приравниваемых к главам (группы текстов "Ши цзина", цзюани "Канона гор и морей"), которые формируют композиционные схемы основных частей текста и его генеральную композицию. В диссертации также использованы отдельные принципы, лежащие в основе количественных методов анализа текстов, предложенных Д.В.Деопиком.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. В диссертации затронут ряд ключевых проблем изучения древнекитайских текстов, решение которых позволяет выйти на качественно новый уровень их интерпретации и расширяет границы их использования в качестве источников для историко-культурных исследований. Гипотеза о текстах-схемах, сформулированная в работе, и оригинальная методика реконструкции композиционной организации текстов с признаками пространственной упорядоченности (текстов-геосхем), могут быть применены к анализу ряда других древнекитайских текстов*.

*В частности, они были использованы в курсовых работах Е.А.Блиновой, написанных под руководством диссертанта в ИСАА при МГ"', в которых было реконструировано построение "Мин тан вэй" (гл. 14 "Ли цзи"), а также получил развитие начатый диссертантом анализ организации текста "Юй гун". Основные результаты этих исследований опубликованы в материалах XIX, XX и XXII Научных конференций "Общество и государство в Китае" (Москва, 1988, 1989 и 1991 гг.).

Детерминированность доктрины управления государством пространственными и протогеографичскими представлениями, их особая роль в политической истории и традиционной историографии Древнего Китая, показанные в диссертации, могут оказаться полезными для разработки общетеоретических проблем истории и культуры древних обществ.

Результаты настоящего исследования могут быть учтены при создании университетских лекционных курсов и написании учебных пособий и монографий по истории и источниковедению Древнего Востока.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основное содержание диссертации было апробировано в докладах на очередных семинарах "Структурные исследования китайской классики" (отдел Китая ИВ АН СССР, апрель 1986 г.) и "Количественные ыегоды в изучении истории стран Востока" (отдел истории стран зарубежного Востока ИВ АН СССР, февраль 1989 г.), на VI Международной конференции по истории науки в Китае (Кембридж, Великобритания, август 1990 г.), на научной конференции молодых ученых "Конфуцианство и даосизм в Китае" (Санкт-Петербург, июнь 1991 г.).

Отдельные аспекты темы включались в лекции курсов "Историография и источниковедение Китая (древность)", "История Древнего Китая" и "История общественной мысли 1^итая (древность)", прочитанные диссертантом студентам-китаистам Института стран Азии и Африки при МГУ в 1985-1991 гг.

Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора древней и средневековой истории отдела Китая Института востоковедения АН СССР и кафедры истории Китая Института стран Азии и Африки при МГУ.

Кроме этого автором представлялись доклады на ХУ-ХХ1 Научные конференции "Общество и государство в Китае" (Москва, 19841990 гг.), опубликованные в материалах соответствующих конференций, а также написан ряд статей, в которых изложены конкретные положения диссертации. Всего по теме диссертации Было опубликовано 10 работ общим объемом 7,15 а.л. (список прилагается в конце автореферата).

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В приложения включены пространственные росписи текстов. Текст диссертации содержит более тридцати схем и таблиц.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во ВВЕДЕНИИ обоснована актуальность избранного направления исследования, показана степень изученности поставленных проблем и научная новизна полученных результатов, определены цели и задачи работы, указаны ее основные источники, охарактеризована разрабатываемая в ней методика, отмечена ее теоретическая и практическая значимость.

В ГЛАВЕ I продемонстрирована "ИЗОМОРФНОСТЬ ПРОТОГЕОГРАФИ-ЧЕСКИХ СХЕМ И КОМПОЗИЦИЙ ЗЕМЛЕОПИСАНИЙ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ".

В 1-ом ПАРАГРАФЕ кратко охарактеризованы "Основные особенности пространственных представлений в Древнем Китае".

С наступлением бронзового века и зарождением государственности (цивилизация Иан-Инь, 18 в.- 102В г. до н.э.) В Китае прочно утвердилась типичная для оседлых обществ эгоцентрическая картина мира*. Специфика реализации данной формы видения мира в Древнем Китае заключается в сосуществовании нескольких равноправных, взаимодополняющих и коррелирующих пространственных моделей. Репрезентация окружающего мира в различных системах координат, ни одна из которых не являлась доминирующей, есть проявление особого типа мышления, сложившегося в рамках китайской культуры.

Система основных модификаций структурирования земной поверхности определилась в середине I тыс. до н.э. и включает пространственные модели следующих видоэ:

1) крестообразные, ориентированные относительно 4-х сторон света и коррелирующие с базовой классификационной схемой "У син" ("5 элементов"):

гБ

<-□

- "У-фан" ("5 (4+центр) сторон света");

- "Хэ ту " ("Схема из [реки] Хэ", двойной -> |ГТ]тгп] крест, образованный парами из 10-ти эле- ЩЩ!==и

ментов);

[1Ш П0Г

2) квадратные, ориентированные относительно сторон и полусторон света, коррелирующие с базовой классификационной схемой "Ба гуа" ("8 триграмм"):

- "Ба фэн" ("8 ветров");

- "Ло шу" ("Писание из [реки] Ло");

- "Цзю чжоу" ("9 [речных] островов")**;

*М.В.Крюков, М.В.Софронов, Н.Н.Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978, с.267-282.

**05щепринятый перевод "Цзю чжоу" - "9 областей". Однако основное значение иероглифа "чжоу" - "речной остров" - отражает условный образ одноименной единицы территориального деления, представлявшейся в виде части суши, ограниченной речными потоками.

3) варианты синтеза моделей первого и второго видов, коррелирующие с древнейшей классификационной схемой "Ди чжи" ("Земные ветви" - 12 циклических знаков):

:

Цзю чжоу" + "Сы хай" ("9 [речных] островов", окруженные "4-мя морями"). Учреждение этой схемы, имеющей форму 13-ричного креста, приписывается мифическому императору Великому Юю, победившему Потоп и трансформировавшему рельеф, а вместе с ним и типологически сходную схему своего предшественника, |—гБт императора Шуня, - "12 [речных] островов", окружающие центральный регион, управляемый 9-ю ведомствами; ->

- ''Мин тан" ("Зал проявленности [позиций]", зал

зал для аудиенций чжоуского правителя), допуска-<- щий одновременное разделение на 5, 9 и 13 элементов*.

Расположение юга наверху на всех перечисленных схемах и на древнекитайских картах, т.е. в прямом и переносном смысле на самом видном месте, равно как и размещение с южной стороны главных входов архитектурных сооружений, воспроизводящих модель мира (жилищ, дворцов, храмов, усыпальниц, городов), а также позиция правителя на престоле "лицом на юг" ("нань мянь", синоним "править"), функционально тождественны процедуре ориентирования - "указания.на юг" ("чжи нань")**. Определение сторон света по направлению на юг является еще одной характерной особенностью пространственных представлений в Древнем Китае***, истоки которой восходят по крайней мере к цивилизации Шан-Инь.

Чжоусцы, унаследовавшие основные элементы шанской культуры, привнесли в комплекс пространственных представлений существенное новшество - разделение сакрального центра государства и административного, совпадающего с центром окружающего мира. Это двоецентрие в наиболее полном и развернутом виде отражено в идеальном образе территориально-административной системы государства Западное Чжоу, зафиксированном в историографической традиции. При создании этой системы было учреждено 2 столицы:

*Древние китайцы представляли Небо в виде круга. Землю в виде квадрата. Условная форма единиц членения земной поверхности воспроизводит символический образ Земли.

**Данная процедура подробно описана в статье л.М.Карапетьянца "О истоках и буквальном смысле понятия саньу" - 15 НКОГК. Тезисы докладов. П., 1984, ч.1, сс. 62-73.

***В подавляющем Большинство древних культур эта роль принадлежит востоку (стороне восхода солнца).

1) Цзунчжоу или Хаоцзин, заложенная первым реальным правителем чжоуского государства, У-ваном (1027-1025 гг. до н.э.), на южном Берегу реки Вэй, западного притока Хуанхэ, на исконных чжоуских землях, которая являлась

-сакральным центром чжоуского государства и главной резиденцией западночжоуских правителей;

-центром западной половины уделов и местопребыванием управлявшего ей правого (2-ого) советника первых чжоуских правителей - Шао-гуна.

2) Чэнчжоу или Лои, задуманная У-ваном и созданная при его сыне Чэн-ване (1024-1005 гг. до н.э.) на завоеванных землях, на северном берегу реки Ло, юго-западного притока Хуанхэ, являвшаяся

-административной столицей чжоуского государства и определяемая в целом ряде источников как географический центр культурного региона;

-центром восточной половины уделов и резиденцией управлявшего ей левого (1-ого) советника первых чжоуских правителей.

С Одной стороны, учреждение второй столицы и второго домена чжоуских правителей вдали от их исконных земель диктовалось объективной необходимостью - собственные земли чжоусцев располагались на западной окраине культурного региона, что затрудняло его контролирование и сбор дани с держателей уделов. Требовался более удобный с точки зрения коммуникаций административный центр государства. С другой стороны, двоецентрие чжоуской территориально-административной системы имеет глубокие корни в духовной культуре чжоусцев - оно является производным от принципа разделения верховной власти в чжоуском государстве, характерного для многих раннегосударственных образований:

- 2 правителя-основателя династии Чжоу - духовный основатель, Вэнь-ван, задумавший свержение династии Шан-Инь, и военный основатель, У-ван, осуществивший замысел своего отца;

- правитель как сакральное лицо ("священный царь") и его левый (1-ый) советник как верховный администратор, персонифицированный Чжоу-гуном;

- левый (1-ый) и правый (2-ой) советники правителя, персонифицированные Чжоу-гуном и Шао-гуном, причем их ритуальные позиции воспроизводили разделение государства на 2 половины уделов - находившийся по левую руку ведал восточной половиной, т.е. левой с точки зрения стоявшего "лицом на юг" правителя, а находившийся по правую руку - западной и правой.

В силу своей полифункциональности Чэнчжоу/Лои и Цзунчжоу/ Хаоцзин могли сопоставляться соответственно 1) как восточная и западная столицы и 2) как центр и запад/юго-запад* культурного

*Цзунчясоу/Хаоцзин находилась западнее Чэнчжоу/Лои, с небольшим смещением к югу.

региона в бассейне Хуанхэ. Последний вариант воспроизводит пространственное соотношение иньских и чжоуских земель в период правления династии Шан-Инь.

Акцентированная сопряженность юго-запада и центра наблюдается в Базовых классификационных схемах "5 элементов" и "8 триграмм" (в порядке триграмм Вэнь-вана, считающемся географическим), а также в заданной 12-ричным циклом системе месяцев года и соответствующей ей классификации пространства "Мин тан".

На выполнение юго-западом функции сакрального центра прямо указано в одной из Бесед Конфуция с учениками ("Лунь юй", \7-IV вв. до н.э.; гл.З, п.13) - упомянут обозначенный специальным термином ("ао") юго-западный угол комнаты в качестве "красного угла", священного места жилища, в сторону которого совершались молитвенные действия. Сакральность юго-запада зафиксирована также в базовом тексте чжоуской культуры, "И цзине", через исключительную соотнесенность с "выгодой" (= счастьем, удачей; см. гексаграммы Но 2, 39, 40) и противопоставленнность "невыгодному" северо-востоку.

Перечисленные данные позволяют сделать вывод о выделеннос-•ги юго-запада в качестве условной позиции сакрального центра чжоуской модели мира.

Во 2-м ПАРАГРАФЕ "Построение древнекитайских землеописаний" представены наиболее репрезентативные реконструкции текстов-геосхем.

Одним из самых простых и наглядных примеров текста, композиция которого детерминирована пространственной схемой, является 1-ая часть 2-ой главы трактата о военном искусстве "У-цзы" (IV-1I1 вв. до н.э.), в которой обсуждаются армии "7-ми сильнейших" царств (Чжао, Вэй1, Хань или Три Цзинь; Ци, Цинь, Чу, Янь), определявших, согласно традиционной историографии, политическую историю периода Чжаньго (403-221 вв. до н.э.). Каждое из этих царств соотнесено с определенной стороной света, таким образом, на уровне содержания текста четко обозначена пространственная схема из семи царств, задающая композицию описания их армий. Эта схема производив от Базовой географической модели "5 (4+центр) сторон света" и реализована в качестве композиционной основы отрывков текста в двух модификациях: троичный центр + четырехчастная периферия (обозначение стратегической позиции каждого царства); монолитный центр + четырехчастиая периферия (определение основных особенностей армий царств; армиям Трех Цзинь, соотносимых с центром, дана единая характеристика). В то же время, каждая из этих характеристик, и с точки зрения содержания,- и по чисто формальным признакам (оформленность определенными служебными словами), делится пополам. Таким образом, в качестве дополнительного способа членения текста в данном случае реализована пространственная модель типа "Схемы из [реки] Хэ". Схематизация царств такого типа, т.е. состоящая из пар, соотнесенных со сторонами света, упоминается в главе 29-ой философского трактата "Чжуан-цзы" (1У-1ХХ вв. до н.э.). Данный пассаж может быть представлен в виде текста-геосхемы с пяти-членной структурой (каждой паре царств адресована одна фраза).

О важной роли схем такого рода в политической культуре Древнего Китая свидетельствует именование в период Чжаньго союза между северным и южным царством "вертикальным" ("хэ цзун"),

а метсду западным и посточным - "горизонтальным" ("лянь хэн"), т.о. с точки зрения расположения линий север-юг и запад-восток на протогеографических схемах - по вертикали и по горизонтали соответственно.

Тексты, в композиции которых реализованы территориально-административные схемы, оперирующие царствами-уделами, заслуживают особого внимания как материал для сравнительного анализа при исследовании организации "Ши цзина", произведения которого в подавлятацем большинства сгруппированы по царствам, где они Были созданы.

Текстом-геосхемой является нормативное описание базовой прото географической модели "9 Срочных] островов", имеющееся в "Юй гуне" (IV-III вв.до н.э.), гл.б "Шан ray". Характеристика каждого "острова" предварена очерчиванием занимаемого им региона, что позволяет однозначно соотнести "острова" с идеальным образом данной системы членения земной поверхности - квадратом 3x3 клетки, определив условное место каждого. "Острова" перечислены, начиная с севера, по часовой стрелке, с заходом в центр на седьмом шаге, т.е. по прохождении юго-западного "острова", что лишний раз свидетельствует о выделенное-

ш

ЭН ти данной стороны света и ее сопряженности с центром, Организация данного текста обладает еще одной сущэственной особенностью: "острова" описаны по единой "анкете", включающей несколько параметров классификации (например, качество земли "острова", ее цвет, степень поземельного налога и т.п.). Схемы соотнесенности "островов" с основными параметрами образуют дополнительные варианты их группировки в рамках квадрата 3x3, не повторяющие ни базовый (географический), ни друг друга. Этот принцип построения текста Ложно определить как многоуровневую пространственную композицию.

Ярким примером текста, вся организация которого представляет собой сложную и в то же время стройную архитектонику пространственных композиционных схем, является самое значительное древнекитайское землеописание - "Канон гор и морей" ("Шань хай цзин", I з. до н.э.).

Композиция этого текста обозначена з названиях составляющих его глав - "свитков" (цзюаней), в которых указана описываемая часть земной поверхности и ее ориентация в пространстве (например, "Канон южных гор", "Западный канон внутриморья", "Северный канон великих пустынь" и т.п.)

Первйй раздел данного свода, "Канон гор" ("Шань цзин"), включает следующие цзюани:

1)"Канон южных гор" ("Нань шань цзин") - 3 части;

2)"Канон западных гор" ("Си шань цзин") - 4 части;

3)"Канон северных гор" ("Бэй шань цзин") - 3 части;

4)"Канон восточных гор" ("Дун шань цзин") - 4 части;

5)"Канон центральных гор" (Чжун шань цзин") - 12 частей.

Нетрудно заметить, что о основе его построения лежит базова! пятеричная модель классификации земной поверхности -"5 (4+центр) сторон света", заполняемая от периферии к центру, по часовой стрелке, начиная с юга, причем на вертикальной оси

север-юг оказываются трехцветные цзюани, а на горизонтальной запад-восток - четырехчоствые. Такое распределение не является произвольным, так как соответствует принятому в китайской культуре соотнесению вертикали с нечетом, а горизонтали - с четом.

Второй раздел данного свода, "Канон морей" ("Хай цзин"), обладает более слоеной пространственной организацией, состоящей из трех географических зон: "Заморье" ("Хай вай") и "Великие пустыни" ("Да хуаи"), включанацие по 4 цзюаня, соответствующие стсюнам света, и "Внутриморье" ("Хай нэй"), содержащее 5 цзюаней за счет добавления центрального. Отсутствие такового в "Заморъо" и "Великих пустщшх" объясняется тем, что центром для этих цзюаней, описыаахгцих отдаленные земли, является "Внутриморье" - охватывающее сравнительна известный регион (бассейны Янцзы и Хуанхэ). Исходя из количества структурных единиц "Канона морей" - 13 цзюаней, а "гаюке из их распределения по трем зонам, можно предположить, что в основе его композиции ле£ит 13-тиричная пространственная схема, в которой выделяются три пояса элементов. Наиболее подходящим вариантом такой схемы является 13-ричный крест: 4 цзюаня "Заморья", описывающие самую отдаленную (отделенную морями) периферию и в своих названиях содержащие знак "внешний" ("вай"), соответствуют внешним клеткам 13-ричного креста; 4 цзюаня "Великих пустынь", представляющие еще одну периферийную зону - угловым клеткам; 5 цзюаней "Внутриморья", описывающие центральный регион, - остальным, "внутренним" ("нэй") клеткам. В "Каноне морей" также наблюдается общее направление описания территорий от периферии к центру, но ход его подразделяется на два этапа (см. рис.1, с.13).

Всего в "Каноне гор и морей" имеется четыре группы цзюаней, которые составляют очевидные пары: "Горы" и "Внутриморье" включают по 5 цзюаней (соответствующих 4-м сторонам света и це.чтру) и содержат описания сравнительно известных земель в бассейнах. Хуанхэ и Янцзы, а "Заморье" и "Великие пустыни" - по 4 цзюаня (центр отсутствует) и представляют отдаленную периферию. Описание центрального региона и окружающей его периферии дважды, с разных точек зрения, т.е. "перекрывание" 'парных групп, позволяет выс^казать предположение о том, что "Канон гор и морей" обладает генеральной композицией из двух параллельных ярусов, имегацих форму квадрата 3x3, угловые клетки которого занимает периферия, а остальные - центральная .область. Возможность построения нескольких вариантов схем из ограниченного набора элементов, является одной из особенностей структурного видения мира древних китайцев.

"Канон гор и морей" оформился в единый свод землеописаний в I в. до н.э. - в ханьскую эпоху, в период осмысления культурного наследия чжоуского Китая, и, п частности, классификационных схем. Этим обстоятельством, по-видимому, и объясняется стройность и эксплицированность его организации. По всей вероятности, образцами для него послужили древние тексты с подобного рода построением, признаки которого могут быть далеко не столь очевидны.

Одним из таких текстов является "Щи цзин". Выявление его пространственной организации требует специального исследования не только в силу ее завуалированности (по крайней мере для со-

Рис.1 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

"канона морей" ( да )

Й

т

•Г

т

13

ала

»•а

й Л а

ЕГ

]1

12

лшьа

•шиьг

л

Порядок цзюаней

10"

*Число в урлу - порядковый номер цзюзня в "Каноне морей"

13

временного ученого), но и в связи с необходимостью преодолевать утвердившееся в мировой синологии восприятие "Ши цзина" в первую очередь как литературного памятника. Это исследодование составляет основу настоящей диссертации. Ему посвящена ГЛАВА II "ПОСТРОЕНИЕ "ШИ ЦЗИНА" КАК ФОРМА ФИКСАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ".

В 1-м ПАРАГРАФЕ приведены сведения о "Составе "Ши цзина", дати^эвке его подразделений (см. таБл.1, с.15) и истории текста" .

Нижней границей возникновения текстов "Ши цзина" и наиболее вероятным временем их объединения в свод является VII - нач.VI вв. до н.э. Однако интенсивный процесс его формирования продолжался еще несколько столетий.

Первая редакция "Ни цзина" приписывается Конфуцию (551479 гг. до н.э.), в результате которой, согласно одному из его собственных высказываний, "каждый" из текстов двух разделов -"Од" и "Гимнов" - "обрел свое место" ("Луньюй", гл.9, п.15). Начиная с жизнеописания Конфуция в "Ши цзи" (I в. до н.э.), утвердилось представление о том, что он сократил первоначальное количество произведений "Ши цзина" с 3000 с лишним до 305 и расположил их в определенной последовательности. Хотя эти сведения являются сравнительно поздними и очевидно условными, они, также как и упомянутая цитата из "Луньюя", свидетельствуют но только о проведении существенной трансформации "Ши цзина", но и о значимости его организации.

"Пи цзин" входил в число конфуцианских текстов, уничтоженных по приказу императора Цинь Шихуана (221-210 гг. до н.э.), вслед за этим проведшего реформу по унификации письменности. После восстановления текстов в период Хань (202 г. до н.э. -220 г.) "Ши цзин" существовал в 4-х версиях, из которых сохранилась только одна - список семьи Мао, признанная канонической конфуцианским ученым Чжэн Сюанем (127-200 гг.)*. Характер различия между версиями можно представить, благодаря недавнему обнаружению фрагментов "Ши цзина" на Бамбуковых планках, датируемых 165 г. до н.э.** Реконструкция формы данного списка затруднена ввиду ее плохой сохранности -.имеются лишь фрагменты "Ветров царств" и "малых од", тем не менее, среди них нет ни одного, который не мог Бы Быть идентифицирован. В то же время бросается в глаза использование других вариантов.написания иероглифов (с другими ключами или Без таковых, применение омонимичных знаков). Канонизация одной из версий к концу II века означала, что к этому моменту текст более или менее установился. Однако некоторые изменения могли быть внесены и при последующих редакциях, : в первую очередь, в результате произведенной неоконфуцианским ученым Чжу Си (1130-1200 гг.), которая получила статус нормативной. Согласно этой редакции, помимо имегацихся в наличии 305-ти

*Именно в этого времени свод стал именоваться "каноном" ("цзи-ном" ), а не прост.о "Ши". В качестве второго названия сохранилось "Мао ши" ("Ши [цзин" в версии семьи] Мао").

**Ху Пиншэн. Хань Цзыцян. Иян ханьцзянь Шицзин яньцзю (Исследование "Ши цзина" на бамбуковых планках ханьского времени, обнаруженных в Ияне). Шанхай, 1988.

ТАБЛИЦА 1.

разделы* всего: 3 подразделы 7 кол-во групп текстов 30/31** кол-во текстов 305/311 датировка (до и.э.)

I."Ветра царств" ("Го фэн") 1."Юг" ("Нань") 2 11 \П1-нач.У1 вв.

2."Ветра" ("Озн") 13 135 УШ-нач. VI вв.

II."Оды" ("Я") 3."Малые оды" ("Сяо я") 7/8 74/80 1Х-УШ вв.

4."Великие оды" ("Да я") 3 31 Х-1Х вв.

"Гимны" ("Сун") 5."Гимны [дома] Чжоу"("Чжоу сун") 3 31 Х1-Х вв.

б."Г имны [дома] Лу" ("Лу суп") 1 4 VII в.

7."Гимны [дома] Шан" ("Шан сун") 1 5 VII в.

♦Указаны основные разделы с точки зрения 3-х традиционно выделяемых типов текстов "Ши цзнна" ("фэн", "я" и "сун").

**В "Ши цзине" представлено 305 текстов, б текстов "Малых од" числятся утерянными. В зависимости от их учитывания возможны два варианта группировки текстов "Налмх од".

15

текстов, еще б, относимых к "Малым одам", числятся утерянными, что, возможно, является отзвуком расхождения версий "Ши цзина" на несколько текстов. Последняя коррекция "Ши цзина" была предпринята цинскими учеными в 1815 г. и интересна как пример подобных операций с текстом: были перекомпонованы произведения "Малых од" - в отличие от редакции Чжу Си, не приняты в расчет 6 утерянных текстов и выделено не 8, а 7 групп текстов ("десяток")*.

Использование исторического источника, претерпевшего за время своего существования определенные изменения, диктует необходимость хотя бы приблизительной оценки стабильности его компонентов.

Подразделения "Ши цзина" всех уровней его членения, и по-отдельности, и б совокупности, упоминаются в целом ряде текстов второй половины I тыс. до н.э. Весь "Ши цзин" кменуется сводом в 300 "досок"-текстов ("Ши саньбай пянь")**, т.е. определен округленным числом составляющих его произведений***, количество которых, возможно, незначительно варьировало в различных версиях. Среди упомянутых частей, за исключением лишь нескольких текстов (цитат и названий), нет ни одной неизвестной. Самое развернутое их перечисление - каждая группа текстов "Ветров царств", "Малые оды", "Великие оды" и "Гимны" - зафиксировано под 543 г. в "Цзо чжуани", главном комментарии к летописи "Чуньцю". Последовательность групп текстов "Ветров царств" отличается от имеющейся в версии, дошедшей до настоящего времени (см. табл.2, сс.20-23).

По всей вероятности, основа композиционной рамки "Ши цзина", определилась при объединении его частей, т.е. приблизительно в VII-Ha4.VI вв. до н.э. Ее последующие изменения заключались в перестановках групп текстов и, возможно, перекомпоновках и даже исключениях отдельных произведений, но не затрагивали основного принципа их организации, отражающей представления середины периода Чуньцю. Более того, построение "Ши цзина", его форма, выполняла консервирующую функцию, ограничивающую трансформацию текста в основном его иероглифическим наполнением (графикой знаков).

Во 2-м ПАРАГРАФЕ, "Ветра царств" ("Го фэн") как географическая схема", представлен подробный анализ построения I раздела "Ши цзина".

"Ветра царств" обладают самой разветвленной организацией среди остальных разделов "Ши цзина", система обозначения струк-

*Эта редакция легла в основу "Индекса к "Ыи[цзину в версии] Мао" (Маоши иньдэ. Тайбэй, 1971).

**Деревянные доски (пянь) являлись одним из материалов для письма, использовавшихся в Древнем Китае, и в дальнейшем, благодаря "Ши цзину", стали обозначением счетного слова для стихотворений.

***05оэначение текста округленным числом его подразделений являлось достаточно распространенной практикой. Классический пример - "Дао дэ цзин", называемый текстом в 5000 иероглифов (их количество во всех известных версиях данного текста незначительно превышает это число).

турных элементов которой - групп текстов - обладает очевидными признаками пространственной упорядоченности.

Первые 2 группы текстов раздела носят название стороны света, определявшей у древних китайцев ориентацию - "Юг" ("Нань"), а остальные 13 именуются "Петрами" ("фэн") соответствующего количества основных единиц территориального членения Древнего Китая - царств-уделов*. Номенклатура ветров в любой культуре имеет самоо непосредственное отношение к ориентации по сторонам света. В Китае извостни две пространственные схемы образованные ветрами: "8 ветров" ("Ба фэн"), распределяющиеся по сторонам и полусторонам света (центр "пустой") и "5 ветров" ("У фэн"), коррелирующие со сторонами света и центром.

"Ветра", абсолютно доминирующие в количественном отношении и давшие название всему разделу, составляют его основную часть. Но только географический характер их названий, но и само количество царств, задействованных для маркирования "Вет-роэ" - 13 - несет в себе идею условной географической схематизации, так как именно 13-ю пунктами определялся целый ряд весьма авторитетных пространственных схем Древнего Китая, например: системы структурирования земной поверхности, приписываемые мифическим императорам Шуига ("12 [речных] островов", окружающих центральный регион) и Великому Юк> ("9 [речных] островов" в окружении "4-х морей."), системы территориально-административного деления ханьской империи (варианты "13-ти [речных] островов"). Принципиально важным для настоящего исследования является символическое выделение в период Хань территорий 13-ти царств эпохи Чуиьцю в качестве представляющей "весь Китай" проекции небесного порядка: известны по крайней мере два набора царств, незначительно отличающихся друг от друга, один из которых приведен в соответствие с зодиакальным циклом, другой - с системой основных созвездий, что позволяет предположить наличие небесного прообраза и у комплекса царств-маркеров "Ветров"**.

Все 13 царств-маркеров "Ветров" располагались в бассейне Хуанхз и возникли в рамках чжоуского государства - два царства как домены чжоуского вана, остальные - как его пожалования своим ближайшим родственникам или вождям дружественных этнических общностей, В данном наборе царств почти в рапном количестве . (в максимально возможном приближении к таковому) представлены уделы из двух символических половин чжоуского государства, включая центры этих половин (домены вана):

*В.мировой синологии знак "фэн" в названиях данных групп текстов трактуется как "народные песни, .отражающие обычаи и нравы царств". Предложенный и диссертации перевод "фэн" его основным значением - "ветер" - в наименьшей степени ущемляет многозначность данного иероглифа, так как, С одной стороны, включает в себя традиционную трактовку через наличие у "фэн" смысла "поветрие, дух", а с другой - позволяет передать подразумеваемую этим знаком связь с упорядоченностью в пространстве.

♦♦Реконструкция этого прообраза требует специального исследования, выходящего за рамки настоящей диссертации.

I. "Запад" 7 царств-маркероа

(реально северо-запад), (1 домен вана +

управляемый Шао-гуном б царств-уделов)

II. "Восток" б царств-маркеров

(реально юго-восток). (1 домен вана +

управляемый Чжоу-гуном 5 царств-уделов)

Исходя из этого, рассматриваемый набор царств в первом приближении можно определить как символическую репрезентацию чжоуского государства, ■ отражающую основные особенности идеального образа его территориально-административной системы: наличие двух доменов вокруг двух столиц (Цзуичжоу/Хаоцзин и Чэн-чжоу/Лои) к деление уделов на две группы с точки зрения тяготения к одной или другой.

В ходе сравнительного исследования истории царств Был вычленен ряд критериев сопоставления маркированных ими "Ветров":

- родовое имя правителя царства;

- отношения родства или свойства основателя царства с домом Чжоу;

- форма (пожалование или домен чжоуского вана) и время возникновения царства;

- этапы существования царства;

- ранг правителя. ' ,

Проведение подобной операции с "Ветрами" зафиксировано в письменной традиции - в упомянутом отрывке из "Цзо чжуани" каждому "Ветру" дана однозначная оценка (положительная, отрицательная или воздержание от таковой). Хотя рассматривается содержание текстов, их оценка явно производив от характеристики царства, где они были созданы. Это является веским аргументом в пользу предложенного в диссертации подхода к изучению композиции "Ветров".

Были также приняты эо внимание некоторые формальные особенности "Ветров" как групп текстов:

- количество текстов в группё; - .

- обозначение "царства" ("го" или "Бан"») в текстах "Ветров".

В результате анализа распределения "Ветров" при сопоставлении с указанными критериями (см. табл.2, сс. 20-23) обнаруживаются несколько типологически сходных вариантов их классификации: в каждом выделяется основная часть из 9-ти близких между соБой по некоторому признаку "Ветров" и 4 отличных от них (см. нижнкю строку таБл.2). Такое противопоставление структурных элементов (9+4) лежит в основе 13-ричиого креста (например, "9 [речных] островов", окруженные "4-мя морями"). Следовательно, каждый из данных вариантов классификации "Ветров" может быть представлен в виде 13-ричного креста, однако комбинации "Ветров" в полученных схемах не совпадают (это хорошо видно при сравнении колонок табл.2).

Напомним, что система нескольких лзскорфных уровней, про-изводяых от базового - географического - и отличающихся комбинацией элементов, реализована в организации "9-тн [речных] ост-розсз"*. По аналогии с этой системой можно сделать вывод, что базовый географический уровень композиции "Ветров" имеет форму 13-ричного креста. Критерием расположения "Еетров" т географическом порядке является отраженно в распределении царств-марке-рсз ли реальной локализации, подобное тому, которое наблюдается в эксплицированных схематизациях царств. Однако, отсутствие строгости у данного критерия (неизбежность допущений при построении пространственных схем) диктует необходимость корректировать его использование для реконструкции привлечением дополнительных сведений о возможных условных позициях царств, фигурирующих з качестве маркеров "Ветров".

Позиции некоторых царств-маркеров хорошо известны по целому ряду источников и могут считаться фиксированными в системе про странственных представлений, например, царство вана вокруг Чэнчясоу/Лои считалось расположенным в центре уделов чжоуского государства, царство Цинь - на крайнем западе, Ци - на крайнем востоке. Царство Бикь, обозначавшее домен вана на исконных чхоуских землях вокруг сакральной столицы Цзунчжоу/Хаоцзин, ?.:сгло соотноситься с западом или юго-западом чжоуского культурного региона.. Развернутая пространственная схема царств-уделов, относимая к концу Западного Чжоу, открывает гл.16 "Речей царств" ("Го юй", IV в. до н.э.), "Речи [царства] Чжэн". В ней задействовано 34 территориально-административных единицы (царства и земли варваров), распределенные по четырем сторонам света относительно Чэнчжоу/Лой. Участие в этой схеме подавляющего Большинства царств-маркеров "Ветров" позволяет выделить среди них группы, относимые к одной стороне света. Детализация расположения царств по 13-ричному кресту произведена с учетом сравнительной удаленности их столиц от Чэнчжоу/Лои. Царство Бэй, самое северное в северной группе, на реальной карте не отдалено от основного массива царств (в отличие от остальных трех, занимающих крайние позиции). Однако его условная позиция обозначена на семантическом уровне - éro название является омонимом и синонимом "севера" ("бэй1"),' включая данный элемент в качестве фонетика**. Возглавлеиие "Ветром [царства] Бэй" всего комплекса "Ветров" в линейной последовательности позволяёт считать его название обозначающим не только условную позицию данного царства, но и акцентирующим репрезентацию "Ветрами" исключительно Севера (бассейна Хуанхэ).

*Аналогичным образом соотносятся между собой 9 задач, составляющие математический трактат "Хай дао суань цзин" (III в.). См. А.К.Волков. О структуре трактата "Хай дао суань цзин". -17 НКОГК. Тезисы докладов. М., 1986, ч.1, сс. 96-99. Данный способ классификации - с разных точек зрения в рамках схемы одного вида - представляет собой одно из проявлений многовариантности видения мира, характерного для особого типа мышления, сложившегося в Китае.

**В версии "Ши цзина" на бамбуковых планках из Ияна название царства Бэй записано без ключа - просто как "север" ("бэй1"; фрагмент S051).

ТАБЛИЦА 2

I II III IV V VI VII

название "Ветра" "Ветер [царства] Бэй" (Бэй фэн - ЙЩ ) поряд) "Ши цзине" совый N0 3 "Цзо чжуани" кол-во текстов в "Ветре" оценка "Ветра" в "ЦЗО чжуани" регион Чжоу/Шаогуна ="Восток/Запад" =юго-в0сток/ северо-запад родовое имя правителей царства

1 19 } + Шаогун ("Запад"» северо-запад) } Цзи ( Я )

"Ветер [царства] Юн" (Юн фэн - В5Щ ) 2 10 Шаогун ("Запад"= северо-запад)

"Ветер [царства] Вэй" (ВЭЙ фэн - ШЩ ) .3 10 Шаогун ("Запад"= северо-запад)

"Ветер [царства] вана" (Ван фэк - ЭЕЩ ) 4 10 + Чжоугун ("Восток"» юго-восток) Цзи

"Ветер [царства] Чхсэн" (Чжэн фэн - ) 5 21 - Чжоугун ("Восток юго-восток) Цзи

"Ветер [царства] Ци" (Ци фэн - ЯРЙ ) б 11 + Чжоугун ("Восток"» юго-восток) Цзян ( т )

"Ветер [царства] Вэй! (ВЭЙ! фэн - ша ) 7 9 12 ' + Шаогун ("Запад"* .северо-запад) Цзи

"Ветер [царства] Тан" (Тан фэн - ) 8 10 12 + Шаогун ("Запад"= северо-запад) Цзи

"Ветер [царства] Цинь" ' (Цинь фзн - ) 9 8 10 + Шасгун ("Запад"= северо-запад Ин ( з )

"Ветер [царства] Чэнь" (Чэнь фэн - ) 10 11 10 - Чжоугун ("Восток"= юго-восток Гуй1 ( й )

"Ветер [царства] Гуй" (Гуй фэн - ) 11 12 4 0 Чжоугун ("Восток"= юго-восток) Юн ь ( й )

"Ветер [царства] Цао" (Цао фэн - 9Щ ) 12 ' 13 4 0 ' Чжоугун ("Восток"-юго-восток) Цзи

"Ветер [царства] Бинь" (Бинь фэн - ШЩ ) 13 7 7 + Шаогун ("Запад"= северо-запад) Цзи

группировка "Ветров" и царств 5"В."-10т. 2"8."- 7т. 2"В."- 4т. (каждый) 1"В."-21т. 1"В."-19т. 1"В."-12т. 1"В."-11т. (5+2+2)+4 9"В."- + 2 " В. " - -2 " В. " - 0 9+2+2 7 царств - - Шаогун ("Запад"= северо-запад) 6 царств - - Чжоугун ("Восток"= юго-восток) = пополам 9ц.- Цзи 1ц- - - Цзян 1ц. - Ин 1ц.-Гуй1 1ц.- Юнь 9+4

*предок поздних, правителей Вэй1 (по "Вэй1 ши цзя").1-ый правитель являлся неизвестным кровным родственником дома Чжоу. **раннее=основание Запад} ного позднее=распад Чжоу

сокращения: "В." ="Ветер" т.=текст ц.=царство

NJ ÍO

s

£

«

о ш

к Л

■а

m и

х

9

VIII IX X XI XII XIII

отношения родства или свойства 1-ого правителя царства с домом Чжоу форма и время (до н.э.) возникновения 1 царства** этапы существования царства (до VI в. н.э.) обозначение "царства" в "Ветре" ранг правителя царства согласно "Чунь цю" Примечания

9-ый сын Вэньвана } от 1-ой (главной) жены раннее } пожалование (донор: Чэнван, 1024-1005) Западное } Чжоу, Чуньцао го ( @ ) } хоу ( W, ) 1)Бывшие земли х династии Шан-Инь }2) Бэй и Юн х вошли в состав Вэй в начале Западного Чжоу (вместе с попа-лованием Вэй ?) <

бан ( Я )

Бан

- задуман Уваном, 2-ым сыном Вэньвана от 1-ой жены - основан сыном Увана, Чэнваном 2-ой (поздний) домен вана Западное Чжоу, Чуиьцю го ван < г ) 1)домен вана вокруг Лои/ Чэнчжоу, административная столица Западного Чжоу; столица в период Чуньцю; 2)резиденция Чжоугуна

сын Ли-вана позднее пожало вание (Сюань-ван, 827-782) Чуньщо (новое место) бан Бо ( Й ) включило земли царства Гуй <=

тесть Увана раннее пожалование (Уван, 1027-1025) Западное Чжоу, Чуньцга - . хоу царство 1-ого гегемона Хуаньгуна (685-643)

15-ый сын Вэньвана* (от- наложницы) раннее пожалование (Уван) Западное Чжоу, Чуньцю го цзы ( Ч- ) -

сын Унана

раннее пожалование (Чэнван)

Западное Чжоу, Чуньцю

1) родина Яо

2)царство 2-ого гегемона Вэньгуна (636-628)

позднее пожало вание (Пинван, 770-720)

Чунг>цю

включило сакральные земли чшэусцев <■=

зять Увана

раннее пожалование (Уван)

Западное Чжоу,„ Чуньцю

хоу

1)земля потоыков Шуня

2)домен ©уси

("Сань хуан Бзн цзи")

раннее пожалование (Уван)

Западное Чжоу

цзы/нань

( Я ) ("Го юй")

ветвь рода Чжужуна -покровителя огня=юга при императоре Гассипе

6-ой сын Вэиьвана от Х-ой жены

раннее пояалование (Чэнван)

Западное Чжоу, Чуныао

Бо

основано Гунлю, 4-м после Хоуцзи предводителем племени Чжоу

9 царств -

- кровные родственники

2 царства -

- свойственники 2 царства - О

9+2+2

ю ы

1-ый (ранний) домен вана

царств -ранние * пожалования царства -поздние пожалования царства -домены вана

9 + 2+2

Западное Чжоу

9 царств -

- Западное Чжоу, Чуньцга

2 царства -

- Западное Чжоу

2 царства -

- Чуньцю

9+2+2

1)домен вана вокруг Хао-цзин/Цзунчжоу - сакральная столица Зап.Чжоу

2)резиденция Шаогуна

6"В."-

- го 3"В."-

- Бан 4"В."-О

(6+3)+4

6 а. - хоу

ц. - Бо 13 царств

2 ц. - ван трансформируются

1 ц. - цзы 9 регионов

1 ц. -цзы/ (см. стрелки)

нань

(6+3)+2+2

С одной стороны, реконструированная географическая схема (рис,2, с.25) отражает зафиксированные в письменной традиции условные позиции царств-маркеров, с другой - хорошо соответствует действительному взаиморасположению царств-маркеров. Незначительное смещенние северных и южных царств схемы на реальной карте к востоку наблюдается и в схеме из "Речей [царства] Чжэн"), что свидетельсвует о его допустимости. На этом основании реконструированная схема может считаться вполне приемлемой в качестве Базового географического уровня организации "Ветров".

Ни один из выделенных по другим критериям вариантов систематизации "Ветров" не тождественен Базовому географическому уровню, но соотношение между ним и этими вариантами не является произвольным. Например, четыре царства, правители которых носили имена, отличные от родового имени чжоусцев, находятся на крайнем западе и крайнем востоке базовой географической схемы (по одному царству) и вклиниваются в массив царств, правители которых являлись родственниками дома Чжоу, с юга (два царства); оценки царств, зафиксированные в "Цзо чжуани", плавно ухудшаются по направлению на юго-восток. Эти и некоторые другие признаки свидетельствуют о том, что внутри этой системы, репрезенти-ругацей Север, отмечается предпочтение северу.

Идея ветра неразрывно связана с идеей вектора, направленного извне к центру. С этой точки зрения географическую организацию "Ветров" можно рассматривать как центростремительную, стягивающуюся к царству вана, которое символизирует стержень этой системы.

Репрезентирующим Север и динамичным "Ветрам" противопоставлен статичный "Юг", также как и "Ветра" разделенный пополам - на "Юг Чжоу-[гуна]" ("Чжоу нань"), который противостоит царствам "Востока", относящимся к сфере ведения Чжоу-гуна, и на "Юг Шао-[гуна]", противостоящий контролируемому Пао-гуном "Западу" (рис.3, с.25). "

В результате проведенного исследования обнаружено, что раздел "Ветра царств" представляет собой систему с весьма сложной организацией. В основе этой организации лежит базовый географический уровень упорядоченности элементов, в рамках которого система делится на две неравные и противопоставленные друг другу части - примитивно устроенный, статичный "Юг" и многоуровневый, динамичный, центростремительный Север, представленный собственно "Ветрами".

Все уровни структурирования "Ветров" являются производными от базового географического уровня, но могут выделяться как самостоятельные схемы. Принципиальной особенностью этой многоуровневой системы является типологическое сходство построения этих уровней.

В рамках подобной системы каждый элемент обладает уникальным сочетанием характеристик. Главным преимуществом подобных многоуровневых систем является их экономичность, так как весьма ограниченный набор составляющих их элементов является носителем значительного объема информации.

В данном конкретном случае подобная система символизирует идеальную территориально-административную систему чжоуского государства, являющуюся формой репрезентации культуры всех царств чжоуского региона, как противопоставленных варварскому Югу.

Рис. 3 (вместе с рис. 2) ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

"ВЕТРОВ ЦАРСТВ" ( @Щ )

тт

арй

|Рис. 2| Географическая организация

(Базовый уровень) 13-ти"Ветров"

регион

fS.

III

5 12

,10

11

2

(фЩ ЙИц

регион

эа

'т «й4

13

4

и

10«-

порядок "Ветров" в "Ши цзине"

порядок "Ветров" о "Цзо чжуань"

* "Ветер [царства] вана" представлен вертикальной осью ( { ),

соответствующей медиативной функции вана -===■== 1 раница между регионами Чкоугуна и Шаогуна.

В 3-М ПАРАГРАФЕ рассматривается "Построение "Гимнов" ("Сун") и его соотношение с организацией "Ветров царств" в рамках генеральной композиции "Ши цзина". В основе построения "Гимнов" лежит сравнительно простая троичпо-пятеричная пространственно-временная схема. Три подраздела "Гимнов", вместе включающие пять групп текстов (ом. табл.1), маркированы названиями трех правящих домов и одноименных государственных образований - Шан, Чжоу и Лу, столицы которых располагались относительно друг друга на севере, в центре и на западе/юго-западе, на востока соответственно. Традиционной историографией они квалифицировались как политические и культурные центры, поочередно контролировавшие бассейн Хуанхэ в течение последовательных исторических периодов.

С точки зрения охватываемого географического региона, композиционная схема "Гимнов" и "накладывается" на географическую организацию собственно "Ветров". Основное различие между ними заключается в задействованности территориально-административных единиц разного статуса - царств-уделов и приравнивыемых к ним доменов ванов в "Ветрах" и царств-центров, последовательно репрезентировавших весь бассейн Хуанхэ в "Гимнах". Разделы "Ветра царств" и "Гимны", объединенные общим принципом группировки текстов (по месту их создания), очевидно противопоставлены по своему расположению в композиции всего "Ши цзина" - первый открывает его, второй является заключительным. Эти обстоятельства определяют соотношение пространственных композиций данных разделов как низшего ("Ветра царств") и высшего ("Гимны") уровней единой географической системы, типологически сходной с двухъярусной генеральной схемой построения "Канона гор и морей".

Так как части "Ши цзина" созданы в различное время, то система всех его подразделений может быть представлена в виде нескольких диахронкых или синхронных, но разделенных между собой блоков. Между этими блоками наблюдаются некоторые соответствия в количестве текстов и их групп. На этом основании выс-сказашЛ предположения об этапах формирования композиционной рамки "Ши- цзина" и о возможной семантике его генеральной структуры*.

В заключении исследования построения "Ши цзина" отмечена дополнительность парных канонических текстов - "Ши цзина" и "Шан шу" - с точки зрения характера связи между их подразделениями - в "Ши цзине" обнаружена географическая композиционная организации групп текстов, а главы "Шан шу" расположены в хронологической последовательности.

♦Композиция "Од" ц диссертации не рассматризаеся, так как тексты данного раздела распределены не по географическому признаку, а по группам, включающим их одинаковое количество - "десяткам", поименованным названием первого текста. Возможное построение "десяток" по принципу "Схемы из [реки] Хэ" требует специального исследования, касающегося взаимосвязаниости отдельных текстов "Ши цзина", которое выходит за рамки настоящей работы.

В ГЛАВЕ III "ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛИЗМА ПОСТРОЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ "ПИ ЦЗИ11А" сделана попытка показать, что композиционные схемы ого разделов непосредственно связаны с их содержанием.

Для этого использован метод выборочного колччественного анализа текста, а именно: исследовано распределение по подразделам "Пи цзииа" и отдельно по "Ветрам", составляющим подраздел с самой развернутой пространственной композицией, контрольных иероглифов - наиболее характерных обозначений частей пространства:

1) названия рек Хуанхэ и Янцзы и их основных притоков, выступающих в качестве маркеров соответственно Севера я Юга;

2) стороны света;

3) числа, в записи которых участзует только один иероглиф (от 1 до 9, 10, 100, 1000 и 10000), фигурирующие в обозначениях как пространственных схем в целом, так и их элементов.

Принципиально важным результатом является обнаружение чрезвычайно высокой относительной частоты знака "юг" в одноименном "Юге" (саная высокая в "Шн цзино".) и ориентированности "Юга" на описание бассейна Янцзы. В сочетании с подтвердившейся привязанностью "Ветроп" к бассейну Хуанхэ, эти данные свидетельствуют о корреляции между взаиморасположением "Юга" и "Ветров" на реконструированной в диссертации пространственной композиционной схеме раздела "Ветра царств" (см. рис.3, с. 25) и реальной локализацией подразумеваемых в данных подразделах регионов. Более того, в характере распределения по "Ветрам" иероглифов, обозначающих стороны света, наблюдается существенное смещение к соответствующим элементам пространственной композиционной схемы данного подраздела. Также заслуживает внимания очевидное сходство картин употребления контрольных знаков б "Малых одах" и "Великих.одах", которые отличаются единообразием группировки текстов - "десятками". (Данные по "Гимнам" слишком малочисленны и не могут быть однозначпо интерпретированы).

В делом, полученные результаты свидетельствуют о наличии определенной корреляции между построением и содержанием "Ши цзина".

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подведены основные итоги исследования и намечены дальнейшие перспективы интерпретации "Ши цзина" в контексте практики (ре-)конструлрования пространства и системы представлений об управлении государством.

27

Основные положения диссертации изложены в следующих научных

статьях и тезисах докладов:

1. Дорофеева В.В, Надписи на "Каменных Барабанах" - памятник древнекитайской поэзии. Научная конферениция "Общество и государство в Китае". Тезисы докладов, ч,1. М., 1984 (0,7 а.л.)

2. Лихтман В.В. функция текстов, построенных на десятеричных структурах. 16 НКОГК. Тезисы докладов, ч.1. М.,1985

(0,6 а.л.)

3. Лихтман В.В. Функция древнекитайских текстов, построенных на десятеричных структурах,- Дальний Восток и Центральная Азия. М., 1985 (1,1 а.л.)

4. Лихтман В.В. 13-ричные структуры как план (ту).- 17 НКОГК. Тезисы докладов, ч.1. П., 1986 (0,4 а.л.)

5. Лихтман В.В. Параллелизм структуры и содержания "Канона стихов" ("Шк цзина"). - Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986 (1,3 а.л.)

6. Лихтман В.В. Пространственный текстологические структуры ("Шань хай цзина" и "Ши цзина").- 18 НКОГК. Тезисы докладов, ч.1. М.,1987 (0,4 а.л.)

7. Лихтман В.В. Пространственные модели шанцев и чжоусцев.-19 НКОГК. Тезисы докладов, ч.1. М., 1988 (0,3 а.л.)

8. Лихтман В.В. Трансформация чхсоуской и шэнскон пространственных моделей в "Гимнах Лу".- 20 НКОГК. Тезисы докладов, ч.1. М., 1989 (0,2 а.'л.)

9. Lightman V.V. "The directions of Kingdoms" (Guo feng) as a Geographical Scheme. - 6th International Conference on the History of Science in China (Cambridge, UK), Abstracts of Papers, 1990 (0,05 а.л.)

10.Dorofiâiéva-liichtmann V.V. Les "Vents des royaumes" (Guo feng): un schéma géographique. - Extreme-Orient/Extrëme Occident, Paris, 1991 (2,1 a.л.)

28