автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Институты "гостей" и "друзей" в Древнем Китае
Текст диссертации на тему "Институты "гостей" и "друзей" в Древнем Китае"
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ХАЮТИНА Мария Сергеевна
ИНСТИТУТЫ "ГОСТЕЙ" И "ДРУЗЕЙ" В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. (Эволюция социальных и политических явлений и соответствующей терминологии в периоды Западного Чжоу,
Чуньцю и Чжаньго).
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность 07.00.03 - всеобщая история (древний мир)
Москва 1999
Введение.
Постановка проблемы.
Гостеприимство и дружба являются одними из древнейших форм коммуникативных связей. Оба эти понятия могут характеризовать отношения между субъектами разного рода, в том числе отдельными индивидами, социальными и политическими организациями. Субъекты, участвующие в отношениях гостеприимства и дружбы, выступают в них в качестве гостеприимца1 и гостя в первом случае, и друзей - во втором случае.
Содержание отношений гостеприимства и дружбы было не одинаковым в разных цивилизациях и в разные периоды времени. Соответственно, не одинаковыми были и характер коммуникации между их субъектами, и идентификация самих субъектов.
Отношения дружбы и гостеприимства, а также связанные мс ними институты «гостей» и «друзей» в древнем Китае, насколько мне
1 Далее в тексте будет использоваться слово «хозяин», как более традиционное для контекста отношений «гость-хозяин». В принципе, русское слово «хозяин», в котором имплицитно выражено доминирующее по отношению к гостям положение, достаточно адекватно передает сущность статуса «хозяина» в древнем Китае. Однако, следует отметить, что в отдельных случаях в древнекитайском языке доминирующая роль отводилась не хозяину, а гостю (когда понятие «гость» обозначало агрессора, вторгшегося на территорию «хозяина»).
известно, до сих пор не становились объектами специального исследования . Между тем, даже самое общее знакомство с древнекитайской литературой позволяет заметить, что «гости» и «друзья» играли немаловажную роль в жизни китайского общества начиная с I тысячелетия до н. э.
Хронологические рамки:
В настоящей работе я рассматриваю эволюцию институтов «гостей» и «друзей» в древнем Китае в период с конца XI до конца третьей четверти III вв. до н. э. Этот временной отрезок охватывает три эпохи древнекитайской истории:
I. Западное Чжоу (1027 - 771 гг. до н. э.). Первым годом правления династии Чжоу по традиционной хронологии считается 1122 г. до н. э. Однако ряд исследований показал, что эта дата не соответствует действительности3. В настоящее время принято считать началом периода Западного Чжоу 1027 г. до н. э.4
2 По данной проблематике я написала две работы: [Хаютина М., Гости и друзья], [Хаютина М., Ю, пэнъю и бинь]. Исследования аналогичных отношений и институтов в античном мире проводятся, и интерес к ним возрастает, особенно в последние годы. Среди работ отечественных авторов следует отметить следующие: [Свенцицкая И. С., 1], [Свенцицкая И. С., 2], [Дорофеева В.], [Колосовская Ю. С.], [Ковалев П. В.].
3 Точная дата чжоуского завоевания и продолжительность правления первых десяти ванов -
преемников У-вана (до 841 г. до н. э.), - не известны. Чжоусцы завоевали государство Шан-Инь,
«* *
II. Восточное Чжоу:
1. Чуньцю (770 - 453 гг. до н. э.). Свое название данный исторический период получил от исторической летописи Чунъцю, охватывающей события с 722 по 468
контролировавшее территории в районе бассейна р. Хуанхэ в XVI - XI вв до н. э. На протяжении X -VIII вв. до н. э. чжоуские верховные правители - ваны, - удерживали в своих руках централизованную власть над территорией современных провинций Хэнань, Хэбэй, Шаньси, Шэньси, Шаньдун, части Ганьсу, Хубэй, Аньхуэй и Цзянсу. Особа вана была сакрализована; ван именовался Сыном Неба, и одной из основных его функций было совершение главных сакрально-ритуальных церемоний страны. Власть на местах осуществляли наследственные владетели - чжухоу, бывшие одновременно должностными лицами чжоуской администрации. Внутри класса наследственных владетелей чжухоу выделялось несколько рангов знатности. Чжухоу поставляли ко двору Чжоу дань, посылали людей для участия в ополчении и общественных работах, и должны были регулярно являться в столицу для выражения подчинения. Войско Чжоу, участвовавшее в военных кампаниях, набиралось за счет ополчения, которое выставляли кланы. На протяжении периода Западного Чжоу продолжалось завоевание «варварской» периферии - территорий, заселенных некитайскими народами. 4 Ниже в таблице представлена хронология правлений западно-чжоуских ванов. Существует более двух десятков различных вариантов реконструкции раннечжоуской хронологии. Настоящая версия соответствует реконструкции Чэнь Мэн-цзя, признаваемой большинством специалистов:
У- Чэн- Кан- Чжао Му- Гун- Сяо- И- Ли- Период Сюань Ю-
ван ван ван -ван ван ван ван ван ван гунхэ - ван ван
1027- 1024- 1004 984 965 927 897 887 857 841 827 781
1024 1004 - - - - - - - - -
-984 965 927 907 887 857 841 827 781 770
гг.). Началом периода Чуньцю считается момент переноса столицы Чжоу на восток - в г. Лои в 771-770 г. до н. э5.
2. Чжаньго (453 - 221 гг. до н. э.). 453 г. до н. э., когда три сильных
Период Чуньцю характеризовался падением роли чжоуского центра и распадом государственно-административной организации Западного Чжоу. Чжоуские ваны сохранили реальную политическую власть лишь в пределах небольшого района вокруг восточной столицы Лояна. Владельцы уделов - чжухоу - из представителей вана на местах фактически превратились в правителей самостоятельных государственных образований, и признавали верховную власть чжоуского вана лишь номинально.
В начале периода Чуньцю самыми развитыми в экономическом и социально-политическом отношении были владения, сложившиеся на территории исторического центра древнекитайской цивилизации, заселенной преимущественно потомками иньцев - владения Сун, Чжэн и Вэй на территории Хэнани, и Лу - в Шаньдуне. В годы правления в царстве Ци Хуань-гуна (685 - 643 г. до н. э.), Ци выдвинулось в разряд передовых. Циский правитель присвоил себе статус гегемона - ба. Это означало, что циский правитель брал на себя «защиту интересов» Сына Неба - чжоуского вана. Реально он узурпировал одну из привилегий вана - право созывать чжухоу на съезды. Это позволило ему объединить ряд царств вокруг Ци и осуществлять за ними контроль. После смерти Хуань-гуия претендентом на статус гегемона стал сунский Схя-гун (650 - 637). При цзиньском Вэнь-гуне (636 -628) доминирующее положение перешло к царству Цзинь, которое занимало значительную часть современной провинции Шаньси. При циньском Ыу-гуне первенство перешло (659 - 621) - к царству Цинь, находящемуся на крайнем северо-западе. Соперничество мевду Цзинь и Цинь позволило выдвинуться расположенному на юге царству Чу при Чжуан-ване (613 - 591). В середине VI в. до н. э. царство Цзинь на время вернуло себе главенствующее положение, но не смогло сохранить его надолго из-за внутренней усобицы. К концу VI в. до н. э. на первый план снова выдвинулось царство Ци.
аристократических дома в царстве Цзинь - Вэй, Чжао и Хань, - разбили в битве под Цзиньяном войска цзиньского правителя Чжи-бо и разделили между собой земли Цзинь6, считается началом периода Чжаньго
п
(«Сражающихся царств») . Датой окончания периода является год завоевания Ци -последнего самостоятельного царства эпохи Чжаньго
6 С начала V в. до н. э. царство Цзинь вступило в длительный период внутренних междоусобиц. Четыре могущественных аристократических клана - Чжи, Вэй, Хань и Чжао, - фактически захватили власть в свои руки. В 453 г. до н. э. три из них уничтожили клан Чжи. Территории, над которыми они установили контроль, стали самостоятельными царствами, а Цзинь перестало существовать.
7 В начале периода Чжаньго активную политику проводили возникшие на территории бывшего царства Цзинь владения Вэй, Чжао и Хань. В 403 г. чжоуский ван вынужден был официально признать законность раздела Цзинь. В конце V - начале IV в. до н. э. Вэй, Чжао и Хань удалось расширить свои территории за счет владений Цинь, Чжуншань, Сун и Чжэн.
На протяжении IV в. до н. э. продолжались территориальные конфликты между Вэй, Чжао и Хань. В них втянулись и другие царства - Цинь, Ци и Чу. В 344 г. до н. э. вэйский правитель объявил себя ваном (Хуэй-ван, 370 - 336 гг. до н. э.). Царству Вэй не удалось реализовать свои притязания на гегемонию, и в двадцатые годы IV в. до н. э. Вэй потерпело рад поражений от царства Цинь и утратило часть своей территории.
В конце IV в. до н. э. началось широкое освоение «варварской» периферии. В 316 г. до н. э. Цинь аннексировало земли владений Шу и Ба на территории современной провинции Сычуань, а в 306 г. Чу захватило царство Юэ. Царство Чжао начало распространяться на север, занимая территории кочевых племен ху, линъху и лоуфань. В 300-295 гг. до н. э. Чжао, Ци и Янь разделили территорию некитайского владения Чжуншань.
В последней четверти IV в. до н. э. ряд правителей царств присвоили себе титул Сына Неба. В 325 - 323 гг. до н. э. ванами провозгласили себя правители Цинь, Хань, Янь, Чжао и Чжуншань.
царством Цинь8, объединения Китая и провозглашения циньского правителя императором.
8 Начиная с конца IV в. до н. э. стали увеличивать свой политический вес царства Ци на востоке и Цинь - на западе. С начала III в. до н. э. Цинь стало постоянным участником военных конфликтов и дипломатических объединений. Источники упоминают о двух видах стратегических союзов этого времени: хэ цзун («вертикальный») и лянъ хэн («горизонтальный»). Первый из них обозначал геополитическое объединение царств с севера на юг, для противостояния царству Цинь на западе. Второй обозначал заключение союзов между Цинь и теми или иными из его соседей на востоке.
В первые два десятилетия III в. до н. э. Ци возглавляло антициньскую группировку. Цинь в середине восьмидесятых годов III в. до н. э. удалось привлечь на свою сторону Чжао, Вэй, Хань, Чу и Янь. Начиная с семидесятых гг. III в. до н. э. Ци постепенно утратило свое могущество и превратилось в одно из второразрядных царств.
Избавившись от сильного соперника в лице Ци, царство Цинь продолжило развивать свои экспансионистские устремления. В 280 - 277 гг. Цинь аннексировало около трети земель царства Чу. Чу решило поправить свое положение за счет экспансии на северо-восток, и в 272 г. напало на Янь, в 255 г. захватило часть царства Лу, а в 249 г. полностью аннексировало его.
В 262 г. до н. э. Цинь вторглось в Хань. Чжао послало на помощь в Хань свои войска. В битве под Чанпином в 260 г. до н. э. циньцы наголову разбили чжаоскую армию. В 259 г. до н. э. циньцы осадили столицу Чжао г. Ханьдань. Вэй, одно время поддерживавшее Цинь, на этот раз осознало угрозу, исходившую от западного соседа, и решило оказать поддержку Чжао. Однако циньцы дали понять, что участие Вэй в этом конфликте может обернуться для неприятностями для них самих. В этой ситуации чжаоский сановник У Цзи (Сшытн-цзюнь) принял самостоятельное решение и увел чжаоскую армию на защиту Ханьданя. В результате осаду удалось снять.
Прочной коалиции против Цинь, тем не менее, создано не было. В 249 г. до н. э. Цинь аннексировало остатки домена чжоуских ванов. После этого оно продолжило захваты территорий Хань и Вэй.
В 241 г. до н. э. против Цинь был создан военный союз царств Чжао, Вэй, Янь и Хань. Первые его действия были успешными, но вскоре он распался из-за противоречий между различными
Цели исследования.
Целью исследования является изучение ряда проблем:
1. Происхождение и эволюция понятий «друг» и «гость» и связанная с ними система представлений.
2. Место «друзей» и «гостей» в социальной и политической структуре древнего Китая.
3. Место «друзей» и «гостей» в структуре круга общения древних китайцев.
4. Место «друзей» и «гостей» в религиозной и духовной жизни древних китайцев.
5. Этические принципы и нормы взаимоотношений в коммуникативных системах, участники которых характеризуются как «друзья» или «хозяин и гости».
6. Эволюция институтов «гостей» и «друзей», и связывающих их отношений.
Актуальность темы.
Актуальность темы диссертации обусловливается, прежде всего, важностью отношений дружбы и гостеприимства в системе
группировками внутри правящих кругов царств-союзников. В 230 г. Цинь уничтожило Хань, в 225 г. - Вэй, в 223 г. - Чу, в 222 г. - Чжао и Янь. Последним пало царство Ци в 221 г. до н. э.
общечеловеческих ценностей, и, в частности, в системе ценностей традиционного Китая.
Рассматриваемый период, охватывающий три исторические эпохи -Западного Чжоу, Чуньцю и Чжаньго, - является важнейшим этапом в истории китайской цивилизации. На протяжении этих восьми столетий в основном сформировались традиционные социальные и политические институты, религиозная и идеологическая доктрина, система культурных и этических ценностей. В том числе, были сформированы представления, этические принципы и нормы поведения, связанные с отношениями дружбы и гостеприимства.
И дружба, и гостеприимство являются сложными видами коммуникации, имеющими целый ряд аспектов - социальных, правовых, экономических, этических, эстетических. Они относились к числу важных правовых институтов, регулировавших политическую жизнь в древнем мире. В то же время они являются и одними из основных форм межчеловеческих отношений наряду с родственными и брачными связями. Представления о гостеприимстве и дружбе, сформировавшиеся в XI - III вв. до н. э., во многом продолжали определять соответствующие модели коммуникации и в последующие периоды китайской истории.
В настоящей работе затрагивается широкий круг проблем. Некоторые из них обсуждаются в синологической науке. К их числу
относится сущность понятий бинь и ю (пэнъю) и связанных с ними комплексов отношений. Материал источников, рассматриваемый в работе, если и не позволяет полностью решить поставленные проблемы, то во всяком случае помогает приблизиться к их пониманию.
Научная актуальность вопросов, исследуемых в работе, не замыкается в рамках собственно китаеведения. Многие из них имеют общую культурологическую значимость и могут представлять интерес для широкого круга историков и представителей других гуманитарных дисциплин, занимающихся исследованием традиционных институтов.
В последние десятилетия в мировой исторической науке возрастает интерес к изучению частной жизни, круга общения и внутренних переживаний индивида в различные исторические эпохи. В настоящей работе рассматривается ряд вопросов, имеющих непосредственное отношение к данной проблематике.
Научная новизна исследования.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые на основе комплексного изучения аутентичных эпиграфических и письменных источников предпринята попытка изучения эволюции важных социальных и коммуникативных институтов, - «гостей» и «друзей», - в древнем Китае. Отражение процессов такого рода выявляет некоторые особенности социальной и политической структуры,
правовых и этических норм, а также характера межчеловеческих связей в древнем Китае.
Источники.
Источники для изучения истории периодов Западного Чжоу, Чуньцю и Чжаньго подразделяются на классические письменные, археологические и эпиграфические.
В данной работе использованы, в основном, две категории источников - письменные и эпиграфические. Часть эпиграфических источников одновременно являются и археологическими, т.к. они были получены в результате научных раскопок. Археологические источники другого рода в работе не используются, что объясняется, прежде всего, ее сосредоточенностью на языковых понятиях, отражающих определенные социальные явления.
I. Эпиграфические источники.
В нашем распоряжении имеется единственная категория аутентичных эпиграфических источников эпохи Западного Чжоу и периода Чуньцю - инскрипции на ритуальных бронзовых сосудах. Количество источников данной категории постоянно увеличивается в результате проведения новых научных археологических раскопок.
Надписи на бронзовых предметах (цзинъвэнъ) являются специфическим источником. Их сюжеты и назначение самих бронзовых предметов были строго привязаны к сфере ритуальной коммуникации. В ее основе лежал принцип ритуального дарообмена между правителем Чжоу (ваном) и подданными, с одной стороны, и между клановыми организациями и их предками, - с другой стороны.
Западно-чжоуские аристократы получали приказы, назначения на должности, инсигнии власти, материальные ценности в форме «дара» от вана - напрямую или через посредников, перераспределяющих дары вана среди своих приближенных. Поводом для дарения могли являться военные и административные заслуги, вступление реципиента в должность, а также заслуги его усопших предков, которые, согласно представлениям чжоусцев, передавались по наследству к потомкам9. Получение дара от вана, как правило, служило поводом для изготовления ритуального бронзового сосуда. Об этом часто делалась соответствующая надпись на сосуде. Некоторые владельцы ритуаль