автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
"Школьные повести" в системе художественного творчества В.Ф. Тендрякова

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Тарасов, Олег Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему '"Школьные повести" в системе художественного творчества В.Ф. Тендрякова'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Школьные повести" в системе художественного творчества В.Ф. Тендрякова"

дз

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА О Й И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Диссертационный совет К 053.01.19

На правах рукописи

ТАРАСОВ Олег Викторович

«ШКОЛЬНЫЕ ПОВЕСТИ» В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В. Ф. ТЕНДРЯКОВА

Специальность 10.01.02 — литературы народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1994

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор В. В. АГЕНОСОВ

Официальные оппопенты:

доктор филологических наук, профессор А. М. МИНАКОВА,

кандидат филологических наук, доцент Е. Ю. ОКАРЛЫГИНА

Ведущая организация: Московский открытый государственный педагогический институт.

на заседании Диссертационного Совета К 053.01.19 по защите диссертаций на соискание ученой степени .кандидата филологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина ло адресу: 119435, Москва, М. Пироговская ул., д. 1, аудитория .....

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: М. Пироговская, д. 1.

Защита состоится «

.1995 г. в

■г часов

Автореферат разослан

Ученых нного Совета,

Йдаологических наук Гв. КАРАВАШКИН

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Одной из существенных особенностей современной русской литературы является интенсивное развитие "малой прозы", отличающейся жанровой неоднородностью (от рассказа, новеллы, стихотворения в прозе, микроновеллы, миниатюры и нетрадиционных разновидностей повести до мини-романа, романа-ревю, романа в повестях и романного цикла).

Однако, ведущей формой "малой прозы" с 50-х годов и до 80-х

ГОДОВ, ПО сдиНОДУЕКОмУ сшсКИи КрйГККОВ К ЛИХсраТУрОБсДСБ,

стала поессть. * В жанре современной повести нашли свое продолжение характерные свойства русской реалистической повести XIX века - гражданский пафос, психологический аналитизм, совершенство художественно-повествовательной формы и экспрессивно-эмоциональный стиль.

Особое место в литературе 50-х годов заняла так называемая "школьная повесть". Ее авторы В. Астафьев, Б, Тендряков, А. Ани-син, Б. Васильев, Р. Погодин, В. Драгунский и другие использовали "школьную" тематику для постановки таких общественных проблем, которые были невозможны по идеологическим причинам "взрослой" литературе. Добро и зло, непреходящая ценность библейских заповедей, гуманизм- и сострадание» подавление личности и ее духовное воскресение, борьба прогрессивных и догматических методов управления - вот далеко не полный перечень проблем, поднимаемых "школьной" повестью 50-80-х годов. "Школьная" повесть, ставя проблему воспитания личности, могла позволить себе давать рефлексирующие характеры, смыкаясь тем ' самым с прсаой Ч. Айтматова, Я Бондарева, А. Кима, В. Курочкина, В. Малышкина, Ю. Трифонова. Разумеется, при этом решался и ряд сугубо педагогических проблем, которые - тем не менее в лучших произведениях зтого жанра не яелялись главными, а вписывались в белее общую идейно-философскую проблематику.

* В. Синенко "Обновленный жанр" - Урал - 1965 N7. А. Зсалнек "Внутрижанровые типологии и пути ее изучения. -М., 1966г.

Л. Чернец "Литературные жшры" (Проблемы типологической поэтики) - М. , 1982г.

И если педагогическая проблематика и специфика "школьной" повести в ряду других явлений детской литературы исследованы достаточно подробно,* то место "школьной" повести как явления русского общелитературного процесса почти не изучено литературоведами. Аналогичная ситуация сложилась и с изучением "школьной" повести в творчестве Б. Тендрякова, писателя, умевшего предельно локализированными художественными средствами создавать, как он сам говорил, "не копию, а сгусток, концентрат жизни". В повестях В. Тендрякова о школе и подростках раскрываются наиболее острые нравственно-этические проблемы общества и внутреннего мира человека, поставленного жизнью перед необходимостью самостоятельно решать сложные вопросы личного и социального бытия Это отмечалось всеми исследователями тьорчества писателя. Тем не менее "школьная" повесть оставалась на периферии их внимания. НапротиЕ, в исследованиях по проблемам детской литературы, повести об учащейся молодежи рассматривались почти вне контекста всей прозы писателя. Достаточно часто работы о срозе Е Тендрякова носили полемический или предвзято критический характер. Наконец, ряд произведений писателя о детях не был опубликован до недавнего времени.

Таким образом, лишь нынче литературоведение получает возможность полного и объективного исследования прозы Б. Тендрякова о школе е контексте всего творчества писателя. В частности,

* См. канд. диссертации М. И. ЧинаеЕой (Мещеряковой) "Тенденция раззития повести о школе в советской детской и юношеской литературе 70-80г. "(Проблематика, конфликты, характеры) - М. , - 1989г. Л. Черненко "Школьная повесть в советской детской прозе 20-30г. (Художественные возможности и пути развития),-М. , 1981г., Варламова И. Лкйоеь и ненависть Дюжи Тягунова. Лит. обозрение - 1973. N5; Мэшалкина К. О. О повести Тендрякова "Ночь после выпуска". Сев. педагогика - 1Э75. N2; Рубцов К С. Прекрасный и коварный мир Дюшки Тягунова. Волга - 1974. N2 Шевелев 3. Вина и правда учителя Памятноза. Нева - 1979. N12 Эльяесвич А. У. Учителя к ученики. Новый мир - 1382. N7; Монографию Мещеряковой М. И. О школе с тревогой и любовью: Поиски и обретения современной "школьной" прозы для детей и юношества. - М. , 1993г.; Лит. учеба - 1973. N3.

. - 3 -

представляется целесообразным выявить причины возникновения школьной темы, мотивы обращения к манру "школьной" повести, ее философско-нравственные и социально-этические истоки в литературе XIX века; месте "школьных" повестей писателя как в системе его собственного творчества, так и в системе не только произведений "школьной" тематики, но и литературы нравственно-философских писателей 50-80-х годов. Предметом настоящего диссертационного исследования являются повести В. Ф. Тендрякова "Весенние перевертыш", "Расплата1-, "Ночь после выпуска", "Шестьдесят свечей", посвященные зиизни, проблемам, психологии и характеристике типов учеников и учителей современной школы, которые рассматриваются как своеобразный цикл художественных произведений, объединенных, с одной стороны, сквозной философеко-нрзвственнсй, с другой социально-профессиональной "школьной" тематикой; для более глубокого исследования проблематики, еюжетно-тештичееких особенностей, мирз героев и поэтики, названные повести рассматриваются в сопоставлении с творчеством русских писателей XIX Еека и - прежде всего - Ф. к. Достоевского. "¡¡Мольные" повести связываются с другими произведениями писателя раннего периода. Выборочно используются опубликованные записи бесед, ответов на вопросы, материалов "круглых столов", фрагменты стенограмм выступлений, интервью, данных или проведенных В. М. Тендряковым и непосредственно связанных с предметом исследования. Методологической и теоретической базой диссертационной работы слукат научные труды и исследования русских ученых, писателей, литературоведов ;ю теории литературы: 3. Г. Зэастского, К А. Добролюбова, С. II Соловьева, М.14. Бзжгина, Л С. Зггодекого, КЗ. М. Лоту.ана,

3 диссертации так*» использованы отдельные выводы и пояснения из та.оот по йстор-йи .»итератуоы А. Бочаров?, Б. Бурс-от--!,. А, Бурмина, О. Ь'узнецогг'^ А. -евякин^ о. Агеноооре, А. ^^.зизоьои, А. Минаковой, Г. Николаева, Е. Сидорова и ряда др. ученых. В ходе изучения названного материала использовался обширный массив литературно-критических источников, содержащих анализ, интерпретацию и оценку творчества В. М. Тендрякова в целом, или отдельных его произведений (в том числе и повестей "школьного" цикла).

Це.лью_5кссерта1ц!и является исследование цикла "школьных" по-

- 4 -

вестей в контексте творчества В. Ф. Тендрякова.

Поставленная цель определяет следующие задачи, решение которых предусмотрено в диссертации:

- выявив особенности творческой эволюции таланта и художественной манеры Б. Ф. Тендрякова, исследовать соотнокение традиционного и новаторского в процессе создания "школьных" повестей;

- установить конституирующие жанровые признаки и основную доминанту цикла "школьных" повестей;

- раскрыть проблемно-тематическое и художественное своеобразие "икодькых" повестей;

- определить место и роль цикла "школьных" повестей;

- рассмотреть вопрос о системных связях цикла названных повестей "школьной" тематики с произведениями других современных писателей-прозаиков.

Научная новизна исследования состоит:

з многомерности характеристики названных одножанровых художественных произведений единой тематики в системе всего творчества В. ф. Тендрякова, в контексте жанра "школьной" повести я в пределах многочисленных разновидностей "малой проза" 50-80-х годов; в комплексном анализе проблемной основы, типе- , логических признаков, художественно-эстетических особенностей и характерологических компонентов "школьной" повести.

Впервые цикл одножанровых произведений обозначенной тематики рассматривается как складывающаяся сложная худозиественная форма словесно-образного творчества; новым является обнаружение и выделение обаей философско-нравственкой доминанты е произведениях одного цикла, разных по конкретно-сюжетному содержанию, но одинаковых по жанровым ("повесткым") признакам и системно-стилевым качествам.

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что изучение и осмысление многогранного фююсофс-ко-нравственного и общественно-значимого содержания повестей "школьного" цикла (выявление на школьном материале огромных, собственно-социальных грсткЕоречий лкнх, утверждение норм оСш-ч^лоне-есксй мерзли, решение э.чгисуенциаяьянх проблем, гюис-к арагстзеаного идеала и путей Формирования й дуги" отвечав г соцж.'зь-

ной погр*6ности £ сря&ниэдш на возрождение ебщеч^до^ческих духовных ц-кно-гге-1, у^верхд-нке приорил^?. ¿ачное^к, и*.«*»*-

ние соотношения индивидуального и социального в пользу человека, личности.

Неоднозначность и полемичность оценок литературной критикой и литературоведением отдельных повестей "школьного" цикла порождает необходимость его целостного проблемно-тематического и художественно-поэтического анализа, что будет способствовать более полному познанию многоаспектного творчества 3. Ф. Тендрякова и углублению характеристики жанрово - тематической "школьной" повести в современной русской прозе. Наконец, высокий художественный уровень и индивидуальное своеобразие "школьной" повести, как и всего творчества В. Тендрякова, позволили опровергнуть конъюнктурное и глубоко ошибочное положение, что в советской литературе 50-й0-х годов якобы не было высоких явлений искусства, что все сна была догматической, "заидеологизированной".

Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями гуманитарных вузов з обвдх курсах по современной русской литературе, спецкурсах по творчеству В. Ф. Тендрякова, а также студентами и школьникам! гуманитарных язкзл ка занятиях по истории русской литературы второй половина XX Еека. Апробация работы. Основные положения диссертации излогены в докладах на методолгическом семинаре кафедры литературы Ростовского- на- Дону ордена "Знак почета" педагогического университета (1994г.), на научно-методической конференции (Ростов-на-Дону, 1993г.), на научных конференциях студентов и аспирантов (РГПУ, 1991-1992г. г. , ИГПУ им. Ленина 1992-199аг. г.). Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух частей , заключения и списка использованной литературы; общий объем диссертации ___ страниц машинописного текста, включая _ страниц списка использованной литературы,

содержащего ______ наименований различных научных, литературно-критических и иных) работ. Основное содержание работы.

Вс Езедснкк "В. С. Тендряков как писатель нравственной проблематики" дается обоснование выбора и актуальности теш диссертации, определяются степень научной новизны, цель и задачи работы, характеризуются методологическая и теоретическая база, предмет, материал, методы и аспекты исследования, его

- 6 -

практическая значимость и структура.

В части I - "Проза В. Ф. Тендрякова в литературном процессе России 60-80-х годов XX века,"- состоящей из 3-х разделов рассматриваются основные особенности творчества писателя, эволюция его таланта, многообразие видов его литературной и общественной деятельности; дается общий обзор литературно-критических оценок и научных интерпретаций наиболее значительных" художественных произведений В, Тендрякова. В этой части работы отмечается, что проза писателя развивалась в контексте литературной эпохи 50-80-х годов; раскрываются ведущие черты и наиболее яркие признаки его творческой самобытности; намечаются главные "каналы" ее реализации через неординарное использование традиций к оригинальных новаторских приемов, а также предпринимается попытка наметить периодизацию творчества Е. Тендрякова м определить место "школьной" повести как особой жанровой разновидности в прозе писателя.

1. 5 первом разделе - "Творчество писателя в оценке литературной критики и научно-теоретическом осмыслении литературоведением БО-ВО-х годов" - дается обзор основных литературно-критических и научных литературоведческих работ названного периода, посвященных художественным произведениям В. Ф. Тендрякова, в которых "рассмотрение художественного анализа действительности всегда протекает при свете требований, при участии человеческой совести" (ЯЕилинкис)

В литературно-публицистических статьях и литературоведческих исследованиях 50-60-х годов интенсивно обсуждается вопрос о положительных персонажах в произведениях писателя, часто по надуманному критиками ■ эталону идеального героя, в то время как у В. Ф. Тендрякова герои многозначны, как сама жизнь.

Особенно острую полешку вызвали такие произведения, как "Тугой узел", "Ухабы", "Чудотворная", "Суд", "За бегущим днем", "Свидание с Нефертити". Часто одно и то же произведение ("Не ко двору") получало диаметрально противоположные оценки, а иногда негативные оценки нового произведения "подвертывались" к непринятым критикой предыдущим книгам писателя ("Тройка, семерка, туз"., "Короткое замыкание", "Чрезвычайное") дабы создать портрет писателя, "выпадающего" из литературы социалистического реализма, очернителя советской действительности.

В 70-е - 80-е годы, когда В. Ф. Тендряков определился в литературном процессе как писатель, осноеой творчества которого стал интерес к духовной жизни человека, появляются более объективные, глубокие, разносторонние литературно-критические и научно-теоретические исследования его творческой деятельности; в них подчеркивается, что "сводом, обьеденякэдим все, что написал 3. Ф, Тендряков, нервом, в "тугой узел" завязывающим все его творчество, является тревога и забота писателя о духовных и нравственных ценностях в нашей жизни" С & Кузнецов). По мнению авторов многих литературоведческих и литературно-критических публикаций, писатель в крокзведейяях 70-->: -30-х годов пытается осмыслить такие вечные понятия, как добра и зло, бескорыстие к эгоизм, счастье и совесть-, для В. Тендрякова "областью сложных вопросов" художественного и философского изучения в повестях этих лет являются человеческие отношения. В диссертации приводится характеристика творчества писатели, данная самим В. Тендряковым, писавшим, что е его произведениях "от одной молекулы [человеческих отношений! тянется ниточка к более сложным взаимоотношениям: личность и коллектив (.это ниточки разные). А кончаются эти отношения всечеловеческими, я уверен, что где-то есть общие законы таких отношений".

2. Во втором разделе - "Школьная" повесть в системе художественного творчества В. Ф. Тендрякова" - рассматриваются условия, определившие особенности творческого становления и развития В, ф. Тендрякова: истоки к наиболее суш,ест?енные обстоятельства формировании таланта писателя. Диссертант предхьг.?ет свою периодизацию творчества писателя, исходя из звоайдо? художественного метода писателя. Особое внимание уделено развитию филоссфско-нравственных взглядов В. Тендрякова, определяющих и проблематику каидсй из его повестей "школьного" цикла. Особенности становления В. Ф. Тендрякова, как писателя, связаны, с одной стороны, с социально-исторической обстановкой, времени развития его литературного мастерства, о другой е ~ индивидуальными чертами личности 3. Тендрякова, самооьггкостью его таланта и художественно?; манеры.

Немаловажное значение для развития индивидуальных свойств таланта писателя имела учеба в Литературном институте, в семинаре К Г. Паустовского, личное и творческое общение в про-

цессе учебы с известны}® талантливыми писателями и поэтами -Ю. Бондаревым, Г. Баклановым, В. Солоухиным, Е. Виноградовым, В. Гончаровым, С. Щуртаковым, Р. Гамзатовым, Ю. Трифоновым; художественная самобытность В. Ф. Тендрякова во многом испытывала сильное'влияние нравственно-этических традиций русской классической литературы ( в особенности - творчества и личности А. II Чехова); работа писателя корреспондентом журнала "Огонек" и сотрудничество с журналом "Новый мир" (возглавлявшегося А. Т. Твардовским).

В творческой эволюции В. Ф. Тендрякова выделяется ряд факторов, каждый из которых имеет отличительные особенности и черты. Первый ранний (середина 40-х - БО-х) характеризуется активной журналистской и публицистической деятельностью писателя. Ведущими жанрами творчества были очерк, рассказ. Произведениям этого периода присущи полемическая заостренность тематики, яркость диалогов персонажей, создания живых характеров. Второй период формирования индивидуальной творческой манеры (вторая половина 50-е - 60-е годы) В. Ф. Тендрякова связан о расцветом жанра повести-, усиливается внимание писателя к духовному миру героя, обостряется интэр&с к морально-этическим вопросам. Перьая книга о школе ("За бегущим днем"), хотя к ставит ряд общефилософских проблем, все-таки остается в пределах собственно иедвд огкчесясй проблематика.

Третий пеуис-д - ьг«гмч &>х*лвго худучеот^.екнсго гзорчасгвь и

/■^ль^^у'^'ГО '.-г.^-ИТИЛ '-'О-т ~ о 80-х ¿'ОД'Л'. '?:-

ькч-аетсй расширение гфойле^тим; лрогь; - ст м^тиссз жэни школы и подростка, воспитания "высокой души", до постановки сетрыу вопросов двоедушия общественной жизни, понятия добра к зла, столкновения классовой и общечеловеческой морали, самоценности человеческой личности, многотияичности жизни и неп-риемлимости догматических принципов морали и государственного устройства. Герои "школьных" повестей мучаются над теш же проблемами, что и персонажи "взрослых" книг В. Тендрякова. "Школьный" цикл писателя вписывается в контекст философс-ко-этических поисков В. Астафьева, Ч. Айтматова, А. Алешина, Ю. Бондарева, В. Распутина, Ю. Трифонова и других авторов, как "юношеской", так и "взрослой" литературы. •

Мир героев тендряковского "школьного цикла" становится глубоко психологичным, формируются и укрепляются глазные особен-

ности поэтики творчества писателя - национальный колорит повествования, рельефность фона действия и выразительность пейзажа, драматизм сюжета.

"Вне" периодизации творчества следует особо отметить появление серии произведений, которые В. Ф. Тендряков писал на протяжении многих лет: "К своему открытии он шел есю жизнь", - заметил Г. Николаев в статье, посвященной 70-летию со дня рождения писателя (Лит. газета - 1893г.- 1 декабря - е.6); это был целый "пласт, который писатель разрабатывал... Задуманное лепилось постепенно, кирпичик за кирпичиком, втайне, из-за боязни потерять написанное". К зткм произведениям относятся -"Личность и коммунизм", "Тысяча первый раз о нравственности", "Социальное колесо будущего", "Покушение на миражи", цикл расека&ов - "Пара гнедых", "Хлеб для собаки", "Шраял", "Донна Анна", "Охота", "На блаженном острове коммунизма", "Люди или нелюди", "Революция! Революция!". В этих только недавно опубликованных, Еозвращеяяых читателю произведениях содержатся суждения и раздутая етксеявдееа к фидософеко-нравственной основе всего художественного творчества писателя и помогающие понять в повестях "школьного" цикла глубинные причины конфликтных ситуаций и острьзс столкновений отдельной личности с обществом, проясняющие смысл трагической несовместимости социального устройства и абсолютного идеала "нравственной стерильности" молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь и воспитанного по фальшивым рецептам догматичной, а порой и лицемерной морали и 'шаблонам добросовестных наставников.

3 завершение раздела рассматривается вопрос о месте исследуемых повестей В. Ф. Тендрякова е единой развивающейся художественной системе произведений школьной тематики. Основными параметрами этой сферы современной российской прозы являются:

1) многопроблемность школьной повести; ее выход в социально- фидюсфскую проблематику "взрослой" литературы;

2)отражение в содержании произведений различного рода конфликтов и конфликтных ситуаций (например, конфликта характеров, конфликта в душе героя, ситуационного конфликта, конфликтов центробежных и центростремительных и др.);

3)использование в ряде случаев "кризисного" типа поЕестЕОЕа-

ния;

4)наличие у героев типологических признаков, отражакжга соответствующие коррозии советского общества; что не исключает многообразия типологических образов и в лучших из повестей

- их психологической индивидуализации.

Рассматриваемые прозаические произведения В. Ф. Тендрякова включаются в систему современной повести о школе, образуя различные проблемно-сюкетные и образные типологические ряды ее жанровых форм: 1)ряд актуальных и в настоящее время многоаспектных произведений на школьную тематику (написанных "недетскими" писателями), в которых центральной является проблема становления незаурядной личности и роли школы в этом процессе '(повести А. Алешина, Б. Васильева "А завтра была война", книги А. Лиханова, Б. Распутина "Уроки французского", Ю. Азаров "Соленга"; Ь. Каверина ".Загадка", "Отгадка"; Ю. Поляков "Работа над, ошибками"; В. Токарева "Талисман"; 2) ряд повестей, в которых основным скиетом образующим элементом является внутренний конфликт героя, все стадии и нюансы которого детально исследуются писателем, а характер, сущность личности героя стано-

ле"; К Астафьев "Кража" Ч. Айтматов "После сказки", Ю. Трифонов "Московские повести", А. Курочкин "Гамлет из поселка Уш", Ю. Вяземский "Щут", Г. Лезелзон "Прошение с Дербервилеу, или Неооьяснимые посттаки"' ггооизвещений ч!колъной '^уу.тик^

в котооьг* стзг-лтс'Я о^-еду и />

СОЦКбйШпО-НЛЗйОЬОЙ ДИфф&рвЫЦй&ОД ШКОЛЬНОЙ Среды - С. }!В2Й0Ь "Его среди нас н;*т"; А. Кузнецова "Земной поклон"; Ю. Поляков "Работа над ошибками"; М. Прилежаева "Осень"; В. Нелезников "Чучело"; 4)группа "школьных" повестей, сюжетной осноеой которых являются. художественные конфликты, объективная значимость которых не совпадает с их личностным восприятием и пониманием (оценкой) героем. - А, Алексин "Безумная Евдокия"; Ю. Поляков 'Табота над ошибками";

5)ряд произведений в каждом из которых представлен опредеен-ный художественный характер, благодаря чему в системе повести школьной тематики возникает галлерея типов героя-школьника ("озорник", антигерой, "просто хороший человек", герой - "победитель", "герой на перепутье", "борец за справедливость",

* См.: Мещзрякова М. И., Указ. соч. с. 50

"чудак" и др.) - А. Алексин "Третий в пятом ряду", В. Жедеэнн-ков "Каждый мечтает о собаке"; К Соломко "Белая лошадь - горе не мое"; В. Токарева "Талисман"; Ю. Яковлев "Гонение на рыжих"; 6)"школьные" повести с многовариантным рядом учителя ( от типа "начинающего учителя, "обыкновенного учителя", учителя -"функционера" до "настоящего учителя", учителя - "творца") -А.Алексин "Третий в пятом ряду"; Е. Воронцова "Неклонова туника"; С. Вольф "Хороша ли для вас эта пеекя без слов?"; С. Иванов "Его среди нас нет"; ЛИеарова "Еойка с аксиомой"; Л. Кузьмина "Ранний экспресс"; А. Лиханов "Благие намерения"; Э. Шире в "Белая ворона"; Т. Успенская "Общая лыжня" и другие. Проблемно-тематическая и художественно-образная разноаспект-ность рассматриваемых повестей В. Ф. Тендрякова определяет мнси гоморность их связей и отношений с разными типологическими рядами в системе современной прозы о школе. 3. В_третьем £33^ деле - "Вопрос о новаторстве, традициях и нравственней домк^ нанте в прозе В. Ф. Тендрякова" - дается ебшэя характеристика категорий новаторства и традиций в литературном процессе и творчестве писателей, подчеркиваются их Езаимообогзшшощие связи.

Диссертант считает, что, испытав наиболее сильное влияние А. II Чехова и Ф. М. Достоевского, В. Тендряков следовал традиции изображения Езаимообогащения личности и общества. В "'жольных" повестях, как и во всем творчестве писатель обнаружил и художественно воплотил фундаментальную особенность духовной жизни 70-х - 80-х годов - нравственные коллизии, эволюция "нравственного чувства" в поеттоталитзрном обществе "застойного" периода были тесно связаны с возникновением, развитием и разрешением (или трагическим завершением нравственного конфликта личности с обществом).

Художественный анализ сути и социальных условий этого конфликта, детальное "выписывание" его поведением, характеристикой психологии и взаимоотношений героев "школьных" повестей являются новаторскими.

Другой новаторской чертой цикла" икольиых" повестей стало художественное исследование писателем процесса развития души, внутриличностных изменений, формирования умонастроений и миропонимания своих героев.

"Шкальные" повести соединяются в цикл, каждая часть которо-

го отражает лишь часть жизненного шогооорэ&ш, а все вместе они даит интегрированную картину общества, позволяет говорить о традициях Ф. Достоевского,Г. Успенского, В. Слепцова, а также авторов рубежа XIX-XX бе. в творчестве изучаемого писателя. Выше уже отмечалось и "сгущение" художественного мира повестей В. Тендрякова, что - совершенно очевидно - связано с творческим опытом Ф. М. Достоевского.

Новаторские черты, обращение к традиционным элементам прозаической поэтики и раскрытие нравственной доминанты в цикле "вольных" повестей представляют1 собой своеобразную художественно - творческую систему, реализующую самобытности прозы Е. Ф. Тендрякова.

В части 2 -"Проблемно-тематическое и художественное своеобразие "школьных" повестей Е. Ф. Тендрякова", состоящей из двух разделов,дается комплексный анализ произведений "Весенние перевертыши", "Ночь после выпуска","Расплата","Шестьдесят свечей". Здесь содержится характеристика внутреннего нравственно- эмоционального мира героев Тендрякова, "диалектики их поведения" и процесса созидания высшего (христианского) нравственного идеала, к которому постепенно приходит писат-ель, раскрывая сущность сложных психологических изменений личности героев, находящихся на пути к этому идеалу. В этой не части работы рассматривается и система поэтики цикла "школьных" повестей, отмечаются ее характерные признаки, конкретные приемы, особенности и связь художественно-поэтических средств с традициями русской классической литературы XIX века. Диссертант стремится доказать, что сложный, противоречивый и самобытный мир внутренней жизни, эмоциональных движений души героев находит в лучших повестях "школьного" цикла адекватное воплощение в своеобразной поэтике.

В первом разделе - "Нравственно-эмоциональный мир героев повестей о воспитании "высокой душ" - на основании анализа типичных для В. Тендрякова моделей поведения героев "школьного" цикла, их биографий, внутреннего мира можно выделить общую

зированнув галерею персонажей-характеров писателя. .

Многие (наиболее любимые писателем) герои повестей представлены в состоянии внутреннего изменения, "текучести души", развития и движения. Их духовный склад, психология, взгляды

на яизнь, убеждения и дзхл формы поведения, характер поступков постоянно и постепенно меняются, "шлифуются" жизненными обстоятельствами и средой существования. Судьба и жизненный путь таких героев складываются по "восходящей линии", по направлению к высшему христианскому идеалу, посредством которого писатель проверяет возможность сопряжения модели нравственного поведения с реальным поведением героя: Дюшка Тягунов из "Ночи после выпуска", Колька Карякин и Соня Потехина из "Расплаты", Бчевин из "Шестидесяти свечей", Майя и Павел из "Затмения" и другие.

Нравственно-эмоциональный мир персонажей повестей "школьного" цикла не является единым и монолитным, а представляет собой мквгослойное, внутренне-противоречивее, изменяющееся духовно-психологическое и социально-обусловленное пространство, в котором герои живут, воспитываются, развиЕ&ются, совершают поступи?, анализируют и оценивают их. Это? мир - художествен-но-творчеекая проекция реальной жизненной среды, которая "налагается" писателем на христианский нравственный идеал. 3 диссертации показывается; что из полного отрицания христианской отеки ("Чрезвычайное") писатель' проходит сложный путь, все более приближаясь к тому, что христианский идеал играет роль эталона поведения, морального критерия "еысской души",

При индивидуальном своеобразии характеров к личностных различиях основными (определяющими) особенностями нравственно-эмоционального мира героев повес-тей о воспитан:™ "высокой душ" В. Тендряков выявляет наиболее важные проблемы, стоящие перед ¡савдой категорией его персонажей, обозначает модели поведения этих групп и проверяет жизнеспособность и нравственное наполнение этих моделей.

Так подросткам-школьникам в повестях писателя свойственна психология коллективного поведения ("как все, так и я"), симптома эгоизма и опасность рационализации чувств; глубоко скрытые внутренние противоречия эмоционально-духовной сферы жизни; постоянный поиск ответа на вопрос о сущности дуги человека, являющегося особой тайной для людей молодого поколения; состояния конфронтации с поколением отцов, дух противоборства.

Для персонажей, относящихся к старшему поколению (учителя, родители, партийные и комсомольские работники) свойственно

чувство долга по отношению к воспитанию молодежи, понимаемое одними догматически, другими - творчески. Первая группа лишена самоанализа и вастыла в нравственном развитии; вторая постоянно занимается самоанализом, самооценкой собственной жизни, сопровождающихся порой острой психологической рефлексией самообвинением: (Иамятнов из "Расплаты"), почти полным пересмотром своей лизни (Ечевин из "Шестидесяти свечей", Пэтехик из "Расплаты").

Раскрывая содержание внутреннего нравственно-эмоционального состояния героев, показывая через взаимоотношения и конкретные поступки, индивидуально-личностные черты каждого из персонажей повестей, В. Ф. Тендряков одновременно ставит ряд "вечных", традиционных фидософако-нравственных проблем имеющих неприходящее общественное значение: о романтическом и прагматическом стиле и образе жизни человека г обществе; о совершенствовании, исправлении мира через воспитание и нравственное "выпрямление"; об общественной значимости и противоборстве чувств долга и любви; с роли любви в воспитанииличяости; о соотношении и взаимовлиянии прогресса и нравственности. Все эти проблемы писатель стремится решить по новому, подсознательно (или, макет быть, осознанно) смело изобличая общественно- государственную систему (например, в рассказе "Хлеб для собаки"), в которой вершился воспитательной"! процесс, порождавший скрытый аморализм в части молодого поколения в виде-лицемерия, двоедушия, трусливого угодничества перед вельможами государственной элиты к унизительного приспособленчества к окружащей среде, когда "прислужничество" стало "основой существования нового государства: низшей по службе безропотно, безоглядно, бездушно подчинялся высшему; этот высший еще более высшему... Наиболее характерной фигурой в обществе стал некий слумбистский Янус с ликом диктатора в одну сторону и лакея в другую. "* Логика развития таланта и глубокое художественное исследование жизни, нравственной коррозии советского общества приводят писателя к естественной потребности осознания каждым человеком личной вины и покаяния.

2. Во втором разделе - "Характерные черты поэтики и стиля "школьных" повестей" - характеризуется система поэтических

* К Ф. Тендряков. На блаженном острове коммунизма с. 38

- 1Б -

средств, определяющая художественное своеобразие цикла названных произведений.

Основной особенностью этой системы является выделение писателем в качестве предмета художественного исследования, нрав^ ственно-эмоционального мира героев, многослойного в котором фактически нет "главных" и "второстепенных" действующих лиц. Вместе с тем писателю (по крайней мере, в лучших повестях цикла) удается избежать однообразия за счет использования различных способов развертывания сюжета, раскрытия сущности созданных им характеров: от традиционных изобразительно-выра-зитедьных средств (метафорика-, эпитетика; описание пейзажа, интерьера и др.) и композиционных приемов до новаторской трансформации поэтического приема - диспута - к принцип художественного изображения действительности. Особую роль в изображении характера героя в повестях играют зачины (событийные к лирические)» задающие дальнейшее развитие повести. Эту же цель выполняют фамилии и имена героев, весьма часто (особенно в последних повестях писателя) реанимирующих с именами Ф. Достоевского. Не менее заккую роль о5во-д-'.т художник портретам своих персоналий, предваряющим раскрытие "х Есйхологй«еской сущности.

В некоторых повестях ("Вгчь после выпуска", "Шестьдесят свечей") традиционное средство худочесч-венного изображения - деталь вьполн«ет дополнительную содержательную фу«кц*ло - иг^аот роль символа ( например, символ - "обелиск", символ - "кортик") , философизируя повествование.

Основными, приемами и средствами позтяки , раскрывающими индивидуальные черты характера, диалектику его внутреннего изменения под воздействием окружающей среды, являются: а)изображение конфликта или конфликтной ситуации: б) антитипичкость духовно-нравственных позиций; в)диспут (как прием и как принцип художественного изображения); г)внутренний монолог или монолог - исповедь в сочетании с рефлексирующим самоанализом героя.

Стилистика "школьных" повестей отличается полифоничкостью ("многофонностью") контаминационкоетью элементов различных речевых стилей (функциональных вариантов отбора и использования речевых средстЕ).

Языковая ткань повестей содержит компоненты публициетичееко-

го, нейтрально-литературного (повествовательного), разговорного, научно-популярного и профессионального стилей речи, что определяет высокую степень жизнеподобия событий, характеров, поведения героев, эволюции их внутреннего духовно-эмоционального состояния.

Говоря о художественном мире В. Тендрякова, диссертант особо выделил проблему соотношения "школьного" цикла писателя с прозой Ф. Достоевского, влияние которого все более испытывал Тендряков.

В заключении диссертации - "Значение прозаического цикла

подводятся итоги исследования цикла "школьных" повестей; отмечается высокая социальная значимость тематики, масштабность нравственно-этической проблематики, самобытность.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Методические указания к практическим занятиям по русской советской литературе (вводный курс). - Ростов н/Д: РГПИ, 1990 - 0,6п. л.

2. "Тема школы в малой прозе В. Тендрякова 70-80г. г, "// Проблемы Советской литературы: Межвузовский сборник научных трудов.

К: Прометей, 1591 - С. 78-86.

3. Творчество В. Тендрякова в литературном процессе 70-80 годов. Тезисы в сборнике тезисов докладов студенческой научно-теоретической конференции. Апрель 1992г. - Ростоь н/Д. йзд-во РГПй, 1992.