автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Ло Шии
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Ло Шии

Введение.1.

Глава 1. - Становление симфонической музыки в

Китае (1840-1949). 11.

1. Истоки китайской музыкальной культуры. 11.

2. Период зарождения симфонической музыки в Китае.(1840-1927 гг.). 17.

2.1. Распространение христианской религиозной музыки. 17.

2.2. Создание европейских военных оркестров.19.

2.3. Музыка в частных школах.20.

2.4. Проникновение симфонической музыки в

Китай.22.

2.5. Основатели китайской симфонической музыки. 26.

3. Период формирования симфонической музыки в условиях политического раскола (1927 - 1949). 29.

3.1. Симфоническая музыка на оккупированной территории.29.

3.2. Симфоническая музыка на территории, подконтрольной китайской национальной партии Гоминьдан.34.

3.3. Симфоническая музыка в освобожденных районах. 41.

4. Китайские музыканты, получавшие образование за рубежом.46.

5. Воспитание профессиональных кадров для симфонической музыки.50.

6. Зарубежные музыканты, работавшие в Китае в ранний период развития симфонической музыки. 51.

Глава 2. Период расцвета китайского симфонизма.

Формирование эстетических принципов китайской симфонии( 1949-1966). 55.

1. Общие особенности.55.

1.1. Концертная жизнь и композиторское творчество.55.

1.2. Развитие китайских консерваторий и музыкальной периодической печати.60.

1.3. Создание различных симфонических оркестров. 66.

2. Наиболее известные симфонические произведения и композиторы. 69.

3. Роль международных связей в развитии симфонизма.78.

4. Дирижерское искусство и симфонические дирижеры.79.

5. Влияние политики на развитие симфонической музыки.83.

Глава 3. Период спада в развитии китайской симфонической музыки (1966-1976). 85.

1. Симфоническая музыка на грани исчезновения.87.

2. Контроль над распространением китайской симфонической музыки.89.

3. Прорыв через запреты.90.

4. Симфонические произведения времени культурной революции». 91.

4.1. «Образцовые спектакли» пекинской оперы и музыка.92.

4.2. Оратории «Шацзябан» и «Мудрость побеждает Гору Тигра».93.

4.3. Балетные спектакли «Красные женские отряды» и «Седая девушка».93.

4.4. Концерт для фортепиано с оркестром

Хуанхэ». 95.

4.5. Симфоническая сюита «Седая девушка» и концерт для пипы с оркестром «Степные сестры».95.

Глава 4. Период возрождения китайской симфонической музыки (1976-2000). 97.

1. Подъем музыкального образования.97.

2. Симфоническое творчество нового периода. 99.

2.1. Общие особенности.99.

2.2. Творческие поиски композиторов старшего и молодого поколений. 101.

3. Оркестры в период реформ. 105.

3.1. Китайский симфонический оркестр и Шанхайский симфонический оркестр.105.

3.2. Китайский оркестр «Айюэ» и Пекинский симфонический оркестр. 106.

3.3. Шэньянский симфонический оркестр и другие местные оркестры. 106.

4. Дирижеры симфонических оркестров. 106.

Глава 5. Китайский симфонизм в диалоге с европейским.108.

1. Сущностные особенности китайской и западной музыки. 109.

1.1. Различная психология двух культур.109.

1.2. Разные функции двух культур. 111.

1.3. Разные цели и задачи музыки. 114.

2. Эстетические особенности западной и китайской музыки. 115.

2.1. Беспредельность и глубина. 119.

2.2. Пустота (сюй'у) и смысл (и'и).121.

2.3. Свободный стиль и настоящее сходство. 122.

3. Форма выражения в китайской и западной музыке. 124.

3.1. Структура музыкальных тонов. 124.

3.2. Различия в ладовой системе. 126.

3.3. Структурное мышление. 129.

3.4. Ритмические отличия.131.

3.5. Различия в музыкальной форме.132.

4. Стилевые национальные особенности китайской симфонической музыки.135.

4.1. Национальные особенности

Сэньцзидэма». 137.

4.1.1. Народные мелодии. 138.

4.1.2. Структура целого. 138.

4.1.3. Особенности формы.138.

4.2. Театральное в «Лян Шаньбо и

Чжу Интай».138.

4.2.1. Речевой характер интонационности.139.

4.2.2. Театральность в развитии музыкальной формы. 140.

4.2.3. Ритмическая и метрическая гибкость. 140.

4.2.4. Национальный характер исполнительской техники. 141.

4.3. Сочетание западного и китайского в симфонии «Хуанхэ».143.

4.3.1. Использование приемов гучжэна, обогащающее фортепианную партию в целом.143.

4.3.2. Использование техники лютни пипа.144.

4.3.3. Добавление народных инструментов в регулировку состава оркестра. 144.

4.4.^/Десятая симфония Чжу Цзяньэра>^ ставит древнее на службу современности. 145.

4.4.1. Поиски беспредельности.146.

4.4.2. Стремление мелодики к древней простоте. 147.

4.4.3. Тембровая полетность (пяо'и).148.

4.4.4. Сочетание западного и китайского в форме. 148.

5. Изучение и восприятие опыта западноевропейской музыки обогащает китайский симфонизм. 149.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Ло Шии

Китайцы - это нация с древней культурой. Китай - древнее государство, история культуры которого насчитывает более пяти тысяч лет, начиная со времени мифических императоров; история же китайской музыки намного древнее. Так, возраст костяных флейт периода неолита, обнаруженных при раскопках в районе Диху уезда Уян провинции Хэнань в 80-х годах XX века, насчитывает более 8 тысяч лет. На такой флейте можно исполнять некоторые народные песни провинции Хэбэй (например, песню «Сяо байцай»); ее основную гамму составляют минимум шесть ступеней. Эта находка на три тысячи лет увеличила возраст китайской музыкальной культуры, и еще более явно показала древность и глубину истории китайской культуры в целом.

Китай издревле называли страной музыки и церемоний. Социальной и воспитательной роли музыки в китайском обществе издавна придавалось большое значение: с одной стороны, считалось, что музыка помогает в управлении страной, другая же ее важная функция - воспитание народа. Основатель конфуцианского учения Конфуций (551-479 гг. до н. э.) уделял большое внимание ритуалу и музыке. Он сказал: «Вдохновение - в стихах, жизнь - в соблюдении ритуала, достижение цели - в музыке. Для исправления нравов нет ничего лучше музыки; для благополучного управления народом нет ничего лучше ритуала» 1 . Конфуций также определил стандарт эстетического восприятия музыки с точки зрения содержания и формы, что оказывало влияние на развитие китайской музыки на протяжении всей китайской истории.

1 "Сюньцзы. Комментарии". Пекин, Китайское книжное издательство, 1983. С. 78. 1

Конфуций и сам разбирался в музыке, умел играть на каменном гонге цин, цитрах сэ, цине2, пел, сочинял музыку и т. д. Из «шести искусств», которые он считал необходимыми для образования в Китае: ритуала, музыки, стрельбы из лука, верховой езды, каллиграфии и счета, музыка занимает второе место. И в дальнейшем среди образованных людей в старом Китае основными навыками считались игра на цитре цинь, шахматы, каллиграфия и живопись, в которых следовало совершенствоваться всю жизнь.

Симфоническая музыка, сложившись в Западной Европе, была завезена в Китай, где весь процесс зарождения, формирования и развития национальной китайской симфонической музыки занял менее ста лет. Не удивительно, что в современной музыковедческой литературе Китая до сих пор нет научного труда, глубоко и полно анализирующего это явление. Проблемы китайской симфонической музыки довольно слабо освещены в литературе на китайском языке и практически не затронуты в русскоязычных исследованиях. Уже это определяет актуальность и новизну исследования. С течением времени - по мере того, как исчезают исторические документы, уходят из жизни композиторы и музыковеды старшего поколения, бывшие очевидцами зарождения симфонической музыки, - все настоятельнее ощущается необходимость собрать воедино свидетельства первых исполнений в Китае симфонических произведений и создания первых национальных оркестров, появления первых китайских симфоний, и тем самым восполнить пробел в истории китайской музыкальной

2 Сэ, цинь (гуцинь) - древнейшие китайские цитры. Сэ - 25-тиструнная цитра с порожками, упоминание о ней впервые встречается в «Шицзине» (III в. до н. э). Семиструнный цинь (гуцинь) относится примерно к тому же времени. Судьба этих цитр неодинакова - если сэ существует сейчас в основном как музейный экспонат, то гуцинь продолжает свою жизнь в различных исполнительских школах. Эти цитры олицетворение духа и эстетики китайской музыки; произведения для циня считаются самыми древними и совершенными, не нуждающимися в какой-либо значительной эволюции . 2 культуры.

Исследование китайской симфонической музыки предполагает изучение культурных истоков, ставших национальной почвой зарождения симфонической музыки. Истоки китайской музыкальной культуры берут начало более восьми тысяч лет назад в традиционной культуре Китая. С самых первых дней появления в Китае симфоническая музыка очень близко взаимодействовала с китайской национальной музыкой, обогащалась национальным колоритом. Благодаря стараниям нескольких поколений композиторов робкие ростки новой музыкальной культуры глубоко укоренялись в национальных традициях и развились в яркое самобытное явление, которое выделяется своими отличительными особенностями на фоне мировой музыкальной культуры. С нашей точки зрения, выбранная тема приобретает особую актуальность в наше время, когда неудержимо происходит процесс глобализации современной музыки, авангардные направления приобретают все большее влияние, и постепенно стираются национальные черты в музыке разных стран

В качестве предмета исследования автор выбрал исторический отрезок времени в 1840 года по 2000 год, на протяжении которого шел процесс «созревания» новой для китайской музыкальной культуры жанровой области - симфонической музыки. Главная цель данной диссертации - представить целостное системное описание основного магистального русла в развитии китайской симфонической музыки, выявить ее отличительные особенности в сравнении с западной. В связи с этим возникают нескольно более конкретных задач:

1. Выделить этапы формирования и развития китайской симфонической музыки, дать их историческую оценку.

2. Оценить вклад ряда крупных китайских и иностранных композиторов в процесс развития китайской симфонической музыки.

3. Сравнить особенности западной и китайской симфонической музыки, показать, в чем они сходятся, а в чем оличаются.

Материалом исследования являются китайские симфонические произведения, ориентированные на устоявшиеся в западной музыке традиции. Такие произведения представляют наиболее показательный пласт симфонической музыки в Китае. Новаторские, авангардные тенденции последних десятилений образуют особую ветвь китайской музыкальной культуры. Ее изучение требует специальных методов, и не входит в задачи данного труда.

При рассмотрении выдвинутых проблем автор сочетает традиционные и современные методы: исторический и культурно-контекстный анализ, системно-описательный метод, сравнительно-аналитиченский подход к диалогу европейской и китайской музыкальных культур. В соответствии с официальными установкими современной китайской эстетики значительное место занимают социально-идеологические критерии в оценке анализируемых произведений. Взгляд на искусство как часть политической жизни страны - древняя китайския традиция (так, повсеместно принята периодизация искусства по династиям императоров). Сохраняется она и в современном Китае, ее придерживается и автор диссертации.

Одновременно с анализом влияния различных направлений в мировой симфонической музыке на развитие китайской оркестровой музыки автор дает историческую оценку тем зарубежным музыкантам, которые посетили Китай и внесли вклад в развитие китайского симфонизма. Автор делает определенные выводы, исходя из своего многолетнего опыта учебы и работы в области музыкального искусства в Китае а также на основе своих наблюдений, сделанных за период учебы в России.

Исследование опирается в основном на работы китайских специалистов. Также в нем учитываются достижения российских авторов в области теории и истории симфонических жанров и форм (Б.Асафьева, В.Конен, М.Арановского, В.Холоповой и др.), некоторые исследования западноевропейских ученых.

Эстетические категории китайской музыки обладают характерными особенностями, присущими только китайской нации. Это - созданные на основе воззрений трех основных философских школ Китая - конфуцианства, даосизма и буддизма такие категории, как конфуцианское «человеколюбие» (э/сэнь), даосское «недеяние» (у) и буддистская «пустота» (кун), а также категории покоя, пустоты, безразличия, пространства, движения, круговорота, поворачивания, изгиба. Все эти категории сформировались под влиянием жизненного мировоззрения китайцев. Согласно этим канонам красоты, игра очарования музыки есть вершина эстетики. Эти воззрения играют роль не только при оценке китайцами китайской национальной музыки, но и одновременно с этим являются и для современных китайцев эстетическим критерием оценки симфонической музыки, и даже в известной степени определяют развитие китайской симфонической музыки.

Китайской нации присущи традиции впитывания и отбора лучшего, поэтому исторически в развитии китайской музыки много внимания уделялось изучению и заимствованию ценных достижений зарубежного музыкального искусства. С момента проникновения в Китай европейская симфоническая музыка постепенно сливалась с китайской музыкой; это относится не только к творческому процессу и исполнительству, но и к музыкальному восприятию.

Можно сказать, что симфоническая музыка давно уже начала вливаться в музыкальную жизнь Китая, и это проявляется не только в отношении произведений и исполнительства. Так, например, китайский национальный оркестр духовых и струнных инструментов, которому в наибольшей мере присущи национальные черты, с одной стороны, сохраняет особенности традиционного китайского оркестра, и в то же время с точки зрения I 5 аранжировки, инструментовки, управления оркестром и расположения мест исполнителей в оркестре в большой степени заимствует и использует достоинства и методы симфонического европейского оркестра.

Вопросу возникновения и развития китайской симфонической музыки посвящено немало работ, но в них большей частью нет углубленного и специального изучения этой темы. Среди этих трудов выделяются «Восхищение симфонической музыкой» Ван Яохуа (первая часть), «История развития симфонической музыки до Освобождения» Ли Лина, «Восхищение симфонической музыкой» Ху Цзюньчи, «Симфоническая музыка - это целая культура» Лян Маочуня, «Современная история китайской музыки» Ван Юйхэ и др. Все авторы, исходя из различных точек зрения, проводят исследования и анализируют вопрос о возникновении и развитии симфонизма в Китае. Труды Ван Яохуа, как правило, посвящены истории Шанхайского оркестра Министерства труда. Ли Лин пишет: «Я заметил, что некоторые полагают, что прообразом китайских симфонических оркестров стали существовавшие до Освобождения в Шанхае концессионные английские, французские, немецкие итальянские и прочие оркестры, а также оркестр Министерства труда, возглавляемый итальянским дирижером М. Пачи. Боюсь, это не совсем подходящая точка зрения».3 Ху Цзюньчи, основываясь на анализе Вана Юйхэ, рассматривает распространение симфонической музыки в период после опиумных войн и во время японской агресси и, когда китайская симфоническая музыка была разделена политиками на три разных района; впрочем, его исследованию не хватает исторической точности и более глубокого анализа. Лян Маочунь в своих трудах Сравнивает характер развития китайской симфоническое музыки с последовательностью частей симфонии и рассматривает развитие китайского

3 Ли Лин. " Записки с музыкальной сцены. - История развития симфонической музыки до Освобождения". // журнал "На эодная музыка", вып. 1. Пекин, Народное музыкальное общество. 2001. 6 изма как некий культурный феномен: «В XX веке развитие китайской шческой музыки происходило в четыре этапа по двадцать пять лет; и жно уподобить четырехчастному циклу симфонии. Так, первая часть ^^.^-тствует китайскому темпу даманъ (большой медленный темп), вторая часть - темп сяосин (анданте), третья часть - янгэ уцюй (пляски янгэ), четвертая - куайбанъ (быстрый темп) и кода. Эти четыре части пронизаны одной ведущей темой - проблемой национальной симфонии. Столетие - это процесс развития национального симфонического языка»4. Исследования Ван Яохуа главным образом посвящены проблеме развития современной китайской симфонической музыки, и несмотря на то, что автор уделяет внимание вопросу возникновения и развития симфонизма в Китае, он не исследует его специально.

Принимая во внимание вышерассмотренные труды, важно отметить, что данное исследование впервые полностью посвящено китайской симфонической культуре. В данном труде могут быть разногласия с упомянутыми авторами или определенные добавления. 1 Проведенный музыковедческий и исторический анализ позволяет считать, что формирование и развитие китайской симфонической музыки происходило вместе с историческим развитием всей китайской музыки. Можно выделить несколько этапов: период зарождения (1840 - 1927), период формирования в условиях раскола (1927 -1949), период расцвета (1949 I

1966), период спада (1966 - 1976), период возрождения (с 1976 до настоящего времени). Зарождение симфонической музыки в первый период происходило очень медленно и постепенно, отражая типологическую консервативность восточной музыки. В XX веке темпы развития культуры резко ускорились, поэтому на последующие периоды (после 1927 года) приходится меньший

4 Лян Маочунь. "Китайская музыка - это целая культура. - Процесс развития китайской симфонической I музыки в XX веке. // Журнал "Неделя музыки". 2001, июль. I промежуток времени.

Такая классификация предполагает, что распространение симфонической музыки в Китае началось со времен опиумных войн. Она учитывает деятельность в 20-е годы XX века Шанхайского оркестра Министерства труда и русских музыкантов в Харбине, создание Шанхайской государственной школы музыки (которая дала стимул развитию китайской профессиональной музыки), четко определяет границы первого периода распространения в Китае западноевропейской музыки и зарождения китайской симфонической культуры. Издания оркестровых произведений китайских композиторов Хуан Цзы, Сяо Юмэя (20-е годы XX века) указывают на появление в Китае собственной симфонической музыки. В 30-х годах XX века при политической раздробленности начали проводиться симфонические концерты, а также стало формироваться китайское симфоническое искусство. \ ) . ■

I ■'

Раньше в китайских теоретических исследованиях довольно много писали о симфонической музыке до Освобождения, но только о музыке, бытовавшей в освобожденных районах; мало внимания уделялось симфонической музыке на оккупированных территориях; после Освобождения о китайской симфонической музыке писали лишь хорошее и очень }|меренно критиковали, чтобы не вызвать политическую реакцию. Очень мало трудов посвящено периоду «культурной революции», и в данной работе предлагается анализ этого периода и некоторых достижений -симфония в это время претерпевала значительные трудности, однако все же «уцелела». После «культурной революции» общество вошло в новый этап своего развития. КПК приступила к строительству социализма с китайской спецификой. Основной особенностью этого политического курса стало проведение реформ во всех областях жизни. Появились новые возможности для развития симфонической музыки, в китайской музыке возникли новые направления, например, авангард.

Развитие китайской симфонической музыки есть продолжение китайской музыкальной культуры; в процессе взаимодействия западной и китайской культур она включила в себя национальное китайское мировоззрение, эстети наряду I еские стремления, проявление музыкальной индивидуальности со сходными и различными феноменами западной культуры. В настоящей работе автор обращается к эстетике Лю Чэнхуа, Чэн Дяогуна и др. и приводит их концепции о доминирующих категориях в китайской эстетике (юнь - мелодичность) и западной (.мэй - прекрасное), дополняя их. В специальной главе «Китайский симфонизм в диалоге с европейским» посредством сопоставления психологических особенностей двух культур, особенностей эстетического восприятия, форм выражения и т. д., а также с помощью анализа китайских симфонических произведений, показана стилевая и национальная специфика китайского симфонизма.

Развитие китайской симфонической музыки неотделимо от развитая китайского общества. Музыка не может быть свободной от современного положения в стране, не может лишиться своей национальной специфики. Оглядываясь на нелегкий и бурный путь, пройденный китаискои симфоническои музыкой за период ее развития, следует заметить, и об этом еще будет сказано ниже, что развитие китайской симфонической музыки и развитие китайского общества на различных этапах тесно связаны между собой и неотделимы от политической стабильности и экономического процветания. Китайская симфоническая музыка еще находится в процессе развития, поэтому только при условии продолжения экономической и культурной реформы в Китае сможет наступить ее «светлое будущее».

Автор надеется, что данное исследование будет способствовать дальнейшему построению теории китайской симфонической музыки и ее развитию. Сконцентрированный в работе фактологический и аналитический материал может быть использован в научных исследованиях, касающихся китайской национальной музыки, а также при изучении широкого круга вопросов о направлениях в развитии симфонического искусства XX века. Данные могут быть применимы в вузовских курсах по истории музыки, музыкальной формы, истории национальных музыкальных культур. Положения работы могут представлять интерес для специалистов в области музыкальной эстетики.

Некоторые положения диссертации были отражены в двух книгах автора, изданных в Китае и посвященных особенностям восприятия симфонической музыки, а также в методическом пособии на русском языке. Идеи использовались автором во время проведения занятий по композиции и в качестве дирижера хора в Педагогическом университете г. Гуйчжоу на факультете музыки. Автор неоднократно выступал с докладами на научных конференциях в Китае, является лауреатом премии в области культуры за 1995 год.

Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения и двух приложений, включающих перечень китайских симфонических произведений и нотные примеры. Первые четыре главы посвящены генезису и исторической эволюции симфонических жанров в Китае (первая глава охватывает два из отмеченных выше пяти периодов в истории китайского симфонизма). В пятой главе рассматриваются культурно-типологические различия и взаимодействия китайской и европейской симфонической музыки.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры"

Заключение.

Симфоническая музыка - высокое музыкальное искусство, охватывающее и философию, и культуру, и конкретные музыкальные технические методы. Для развития ее необходимы как минимум следующие пять условий: оркестр, дирижер, творчество, публика и критика. С XVII века и до нынешнего времени симфония существует в Европе уже больше 200 лет; а с начала XX века, когда симфоническая музыка начала появляться и в Китае, прошло меньше ста лет. Почему же китайская симфоническая музыка смогла за столь короткий исторический период добиться блестящих результатов? Причин три : 1.в Китае существует древняя музыкальная среда, и стоило ей соприкоснуться с пришедшей извне культурой, как они начали соединяться, всесторонне взаимодействовать и в результате это дало явление большой энергетической силы (ещё Лист писал о том, что Китаю нужно гордиться тем, что он обладает такой древней культурой и музыкой); 2. китайская симфоническая музыка с самых первых шагов развивалась с учетом непосредственного опыта, достигнутого западной симфонической музыкой, что тоже способствовало сокращению сроков; 3. после образования Нового Китая симфоническая музыка находится в постоянном развитии, и хотя «культурная революция» забрала более десяти бесплодных лет, в годы проведения реформ симфоническая музыка стремительно набрала темпы развития и смогла в достаточно непродолжительный временной отрезок достичь уровня мирового развития.

В данной диссертации было представлено исследование китайской симфонической музыки, было реконструирован процесс ее зарождения, формирования и развития. Автор ставил перед собой задачу раскрыть историю развития китайской симфонической музыки и определить ее наиболее характерные особенности.

Выделенные пять периодов в развитии китайской симфонической музыки тесно и вместе с тем неоднозначно связаны с тремя этапами общественного развития страны. Так, китайские историки предлагают следующую периодизацию: в 1840-1919 годах в Китае существовало полуфеодально-полуколониальное общество, в 1919-1949 годах был период старого и нового демократизма, а начиная с 1949 года по настоящее время в Китае идет строительство социалистического общества. Политическая жизнь непосредственно обуславливает развитие симфонической музыки в Китае, заставляет музыку чутко реагировать на все перипетии общественного процесса, между ними существуют диалектические отношения: государство достигает могущества и расцвета симфоническая музыка откликается зрелыми произведениями; государство приходит в упадок ~ симфоническая музыка сходит на нет. В этом проявляется зависимость симфонической музыки в своем развитии от государства, нации и культуры общества в целом, хотя одновременно в некоторой степени симфоническая музыка тоже оказывает свое воздействие на нацию и общество.

Развитие китайской симфонической музыки, которое можно другими словами назвать диалогом двух музыкальных культур в самом Китае, можно представить как процесс, состоящий из четырех этапов: 1840-1927 годы, когда диалог проходил как разговор двух людей, не прислушивающихся друг к другу; 1927-1949 годы, когда на этом этапе появились первые опыты соединения национальной музыкальной культуры и западных техник творчества; 1949-1979 годы, когда в диалоге наметилось некоторое развитие, но оно осталось лишь поверхностным в силу объективных политических причин ; и, наконец, современный этап после 1979 года, который проходит при «широко открытых во внешний мир дверях», и в котором уже появилась своя архитектоника, это уже не просто адаптация западной симфонической музыки в Китае, но и некая «европеизация» китайской музыки, это процесс «взаиморастворения» для достижения полноты. В этот период в Китае зародилась музыка «новой волны», которая превратила диалог западной и китайской музыки в диалог широкого масштаба, охватывающий все стороны западной и китайской культуры .

Мы знаем, что на развитие китайской симфонии большое влияние оказал мировой симфонизм, но подчеркиваем, что влияние русской школы было наиважнейшим. Это связано со следующими причинами:

1. Создание в Харбине первого оркестра, полностью состоявшего из русских музыкантов, что «посеяло первые семена» симфонической музыки.

2. Китайская революция выросла из Октябрьской революции; многие китайские коммунисты учились в Москве. Между двумя странами после победы революции в Китае были подписаны соглашения о культурном сотрудничестве и культурном обмене.

3. Новый Китай часто отправлял студентов на стажировку в СССР, которые, овладев там техникой и теорией композиции, смогли привнести некоторые черты русской симфонии в китайские симфонические произведения.

Сейчас Китай и Россия - добрые соседи; углубление сотрудничества в области культуры и образования в будущем сыграет роль в развитии китайской музыкальной культуры, особенно в области симфонической музыки.

О развитии современной китайской музыки русский музыковед В.Н. Холопова в статье (В.Н.Холопова «Китайский авангард: от Сан Туна по Тань Дуна») пишет следующим образом:

Не ставя вопроса о том, насколько известно само явление китайского авангарда, скажу о нем то же, что и о любом другом национальном авангарде: он весьма неоднороден, совмещает в себе как крайности новизны, так и становящуюся будущую классику (разных направлений), благодаря чему и сам термин «авангард» предстает как условный. Тем не менее современное музыкальное творчество включает в себя поиски характерно авангардного типа. Время его появления обусловлено исторически. Если западноевропейский авангард сложился в 1950-е годы, многонациональный авангард СССР - в 1960-е, то китайский - только после 1976 года, ибо в этот год наступил конец печально знаменитой «культурной революции» в Китае, длившейся 10 лет. Из-за нее в стране не могло быть поколения «шестидесятников», которые в культуре стран бывшего Советского Союза ныне приоретают статус классиков. Примечательно, что более позднее формирование слоя новой музыки в Китае принесло и более позднюю стилевую ориентацию композиторов данной плеяды. Однако культурно-политическая ситуация последующих 80-х годов вовсе не стала для нового искусства в Китае благоприятной. Ведь продолжала действовать коммунистическая идеология, традиционно взывавшая к подчинению ее установкам и равнению на народ. Не могла не сказаться географическая удаленность от западноевропейских стран, взрастивших не только авангард,

40 но и саму академическую музыкальную культуру».

Начиная с середины 20 века « на ниве китайской симфонической музыки», понимаемой широко - включая Тайвань, Гонконг, а также китайских композиторов, работающих за рубежом, - только-только начиналась совместная нелегкая работа, которая к началу нового века принесла блестящие результаты. Это звучит многообещающе для всего мира: в новом столетии китайские композиторы смогут внести в мировую симфоническую музыку еще более блистательный вклад.

49 холопова В.Н. Китайский авангард: от Сан Тука до Тан Дуна // М.Е. Тараканов: человек и фоносфера. Воспомннакя. Статьи. М.-СПБ. 2003.

 

Список научной литературыЛо Шии, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Бянь Чжушань.. «Записать композитьр Сюе Чжэньмин». музыка и звук. 1989, 5. 2. Ван Юйхэ. Биография современных китайских музыкантов. Пекин, Издательство литературы и искусства, 1987. 3. Ван Юйхэ. Исходя из симфонической увертюры Сюй Чжэньминя «Китайская ода». Китайская музыка, 1997, вып. 11. 4. Вэй Чжэнтун. Мудрость Китая. Чанчунь, Цзилиньское литературное издательство, 1988.

2. Гегель. Эстетика. Пекин, Коммерческое издательство, 1988.

3. Дань Минлунь. Избранные материалы по китайской эстетике (две части). Пекин, Коммерческое издательство, 1981. 7. «Даодэцзин», Пекин, 1957 (накит. яз). 8. Дин Шаньдэ. Симфония «Великий поход», 3. 6. 1961. 9. Ду Минсин. Музыкальная тема и творчество Литературная газета, 22. 10.1988.

4. Избранные теоретические труды древнего Китая о музыке. Пекин, Народное издательство, 1983.

5. Избранные труды по истории китайской эстетики. Сборник статей кафедры эстетики философского Пекин f9?S.

6. Китайская энциклопедия музыки и танцев. Пекин, Издательство Китайской энциклопедии, 1989. 13. «Китайский музыкальний словарь», Пекин, Народное издательство, 1984. 14. Ли Лин. Записки с музыкальной сцены. История развития симфонической музыки журнал «Народная музыка», вып.

7. Пекин, Народное музыкальное общество. 2001. 15. Ли Чуньи. «Династия Цинь музыкальная история».Пекин, Народное музыкальное издательство, 1994.

8. Линь Цин. Слушая симфоническую поэму Сюй Чжэньминя «Цзинь Лин воспоминание о старине». Китайская музыка, 1997, вып. 11.

9. Линь Юй. Слушая «Ночной причал у моста Фэн» Сюй Чжэньминя. Китайская музыка, 1992, вып. 2б. 18. Ло Ши И. Восхищение национальной музыкой студентам. Пекин, Китайское молодежное издательство, 2001. 19. Ло Ши И. Восхищение симфонической музыкой студентам. Пекин, Китайское молодежное издательство, 1998. 263

10. Триста стихотворений эпохи Тан. Пекин, Народное издательство, 1978. 38. Тун Чжунлян. От колокольных оркестров эпохи ранней Цинь до современных национальных симфонических коллективов. Параллельное рассуждение о фонизме китайского и западного оркестров и специфике «дянь» (точка), «сянь» (линия), «мянь» (плоскость). Китайская музыка, 1997, вып. 7. 39. У Цзуцян. «Композиция и анализ». Пекин, Народное музыкальное издательство, 1981. 264

11. Хуань Цянпэн. «Традиционноя река».Пекин, Народное музыкальное издательство, 1990. 43.Хяо Юмэй. Мг-тория (<Итайс-/б?о оркестра Шанхай, 1989, 2 3,4.

12. Цзин Сюедун. «Китайские музыкальние любование». Пекин, Народное музыкальное издательство, 2001.

13. Цзун Байхуа. Первые шаги в изучении важнейших вопросов китайской эстетики Экскурс в эстетику. Шанхайское народное издательство, 1983.

14. Цянь Чжуншу. Статьи Гуаньчжуй. Пекин, Китайское книжное издательство, 1979.

15. Чэнь Дамин. Мой взгляд на симфоническую поэму Чжу Цзяньэра «Чудо Наси». Китайская музыка, 2002, вып. 2.

16. Юань Цзинфан.. «Китаийский традиционый оркестр». YIQKKR.IOOO. 57. Юй Шусянь. «Heinrich Schenker».Пекин, Народное музыкальное издательство, 1993. 58. Ян Иньлю. История музыки древнего Китая. Пекин, Народное издательство, 1981. 59. Ян Лицин. «ОркестровИе исторические изменений». Искусство музыки. Шанхай, 1980, 1 60. Ян Минван. Восхищение музыкой мира. Пекин, Народное издательство, 2000. дд П Ибгк И Искусство музыки. На русском языке

17. Арановский М.Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. Л. 1979.

18. Асафьев Б.В. Симфония Б.В.Асафъев. Избранные труды. Т.5.М.: Издательство АН 265

19. Взаимодействие культур Востока и Запада. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. 18-19 октября 1988 г. Вильнюс, 1988.

20. Восток-Запад: диалог культур. Материалы III Международного симпозиума. В 3-х частях. М., 1990.

21. Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988, Вып. 3.

22. Гартман П., Эстетика, М., 1958.

23. Григорьева Т. П. Дао и Логос: Встреча культур. М., 1992.

24. Григорьева. Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком Культура, человек и картина мира. М., 1987, с. 262-299.

25. Дулат-Алеев В.Р. Текст Национальной Культуры. Нововропейская традиция в татарской музыке. Казань, 1999. 11. Е.В.Завадская. «Восток на западе». М.: «Наука», 1970.

26. История китайскойфмософни Петевод с китайского В. Таскина, Общая редакция и послесловие доктора философских наук М.Л. Титаренко, М.: «Прогресс», 1989.

27. Китай и его жизнь. СПБ., 1904.

28. Китайская философия. Энциклопедический словарь. Главный редактор М.Л.Титаренко. М.: Мысль, 1994.

29. Китай. Очерки жизни и нравов небесной империи. Сост. Е.К. Круковская. СПБ., 1904.

30. Конен В.Д. Театр и симфония. М.: Музыка, 1957.

31. Конен В.Д.Театр и сифония. М.: Музыка, 1975.

32. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966. 19. «Конфуций». Уроки Мудрости. М.: Эксмо, Харьков: Фолио, 2002. 20. «Конфуций». Изречения, книга песен и гимнов. Перевод с китайского. М.: Фолио, 2001.

33. Кузанский Николай. Избранные философские сочинения. М., 1937.

34. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное собрание сочинений, т. 18, 1961.

35. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М., 1958.

36. Померанц Г. Басе и Мандельштам, «Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока», М., 1970

37. Рассел Б. История западноевропейской философии, М., 1959.

38. Розенберг О. Введение

39. Роуленд Б. Искусство Востока и Запада. М., 1958.

40. Русская симфоническая музыка XIX начела XX вв. Хрестоматия по истории оркестровых стилей. СПб.: Композитор, 2000.

41. Свирель Китая. СПБ., 1914.

42. Соколова O.K. Симфонизм Ч.Айвза. Дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. М., 1990.

43. Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956. 32. Т.Тихонова. Диалог Восток Запад в творчестве европейских композиторов первой четверти XX века Автореферат канд. дисс. М., 2003.

44. Холопова В.Н. Китайский авангард: от Сан Туна до Тан Дуна М.Е Тараканов: человек и фоносфера. Воспоминаня. Статьи. М.-СПБ. 2003.

45. Шахназарова Н.Г. Национальная традиция и композиторское творчество. М.: Композитор, 1992.

46. Когда поэт переводит. //«Иностранная литература», 1969, 12. На европейских языках 1. BIAN Zushan: "An Endless Pursuit Contemplation after Listening to the Concert of ZHU Лап ers Symphonic Works" (Peoples Music, No.5, 2000, Beijing.) 2. CAI Лкип: "ZHU Лапегз Symphonic Works" (Music Lover, No.6,1998, p.4-5,Shanghai.) 3. CHEN Minzhi and LIN Hua: "The Polyphonic Techniques in ZHU Jianers Works" (Musicology in China, No.4, 1991,Beijing.)

47. Donald Jay Grout Claude V. Paliska. A History of Western Music (Fouth Edition), 1

48. Chinese copyright by Peoples Music publishing House. Published by arrangement with W. W. Norton Co, INC. In assotiation with Bardon-Chinese Media Agency. All rights reserved.

49. Giles H. Who was Si Wang Mu Adversaia Sinica. Shanghai, 1905,1, p. 1-19.

50. Gradenwitz P. Musik zwischen Orient und Okzident (Kulturgeschichte der Wechselbeziehungen). Hamburg, 1977.

51. Grabe W. Religon und Kultus Chinesen. Leipzig 1910.

52. Gulrich R. Exotismus in der Oper und seine szenische ReaUsation (1850-1910). Salzburg, 1993.

53. Kreidt D. Exotische Figuren und Motive im europaischen Theater. Stuttgart, 1987.

54. Kurt Herta Blaukopf, Mahler: His Life, Work and World New York: Thames and Hudson, 1992. 11. QIAN Renping: "The Way to Compose" (Shanghai Music Lover, No.l, 2001.) 267

55. Yang Liqing and Huang Hui: Impressions of the Zhu Jianers 3 Symphony (Peoples Music, No. 3, 1989, Beijing) 21. Zhu Jianer 10 SYMPONIES SINFONIETTA, ShangHai Music Pulishing House 2002. 268