автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Синергетический подход к исследованию культуры Постмодернизма

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Иванова, Ольга Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Синергетический подход к исследованию культуры Постмодернизма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Иванова, Ольга Владимировна

Введение.

ГЛАВА

Основания применения синергетического подхода к исследованию культуры Постмодернизма

1.1 .Проблема определения содержания понятий Постмодернизм, культура Постмодернизма, их синергетическая трактовка.

1.2. Анализ современных стратегий исследования культуры Постмодернизма.

1.3. Синергетика и культурология как области постнеклассического научного знания.

1.4. Онтологические и гносеологические основания синергетического исследования культуры Постмодернизма.

1.5. Методология синергетического исследования культуры Постмодернизма.

ГЛАВА 2. Культура Постмодернизма как предмет синергетического исследования

2.1. Культура Постмодернизма в свете современных синергетических концепций.

2.2. Культура Постмодернизма как открытая система, форма бытия.

2.3. Диалектика целостности и множественности проявлений культуры Постмодернизма.

2.4. Нелинейный характер развития культуры Постмодернизма: определение тенденций самоорганизации в точке бифуркации.

2.5. Образование параметров порядка в повседневной культуре Постмодернизма.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Иванова, Ольга Владимировна

Актуальность диссертационного исследования обусловлена малой степенью изученности возможности применения синергетического подхода в исследовании культуры вообще и Постмодернизма в частности. Под культурой Постмодернизма в исследовании понимается то новое, что возникло и развивалось на современном этапе развития мировой культуры последней трети ХХ-го — начале ХХ1-го веков.

Глобальный характер постмодернистских культурных проблем определяет актуальность исследования, рассматривающего культуру Постмодернизма в качестве целостной открытой сверхсложной системы, нелинейно развивающейся в «режиме с обострением». Этот режим отличается, в частности, наличием таких параметров, как: повышенная скорость происходящих изменений, многократно возросшая чувствительность системы к микровоздействиям, которая может привести к её распаду. Необходимой становится выработка новых стратегий исследования культуры, позволяющих выявлять и прогнозировать основные тенденции её самоорганизации, определять эффективные способы влияния на процессы образования новых параметров порядка. Это необходимо не только для разрешения проблемы выживания человечества и сохранения среды его обитания, но и для решения многих других, не менее важных антро-по- и социокультурных проблем.

В настоящее время появляются новые научные труды, посвященные сущности современной культуры в целом и происходящим в ней локальным процессам. Эти исследования отличаются исходными позициями авторов, применяемой ими методологией, приоритетными интересами к тем или иным областям постмодернистской культуры. Постмодернистская проблематика нашла разработку у Ж.Батая, Р.Барта, Д.Белла, Ж.Бодрийара, П.Бурдъе, В.Велъша, Ф.Гваттари, Д.Датона, ЖДелёза, ЖДеррида, Ф.Джеймисона, ЧДженкса, Ю.Кристевой, П.Козловски, Х.Кюнга, Ж.-Ф.Лиотара, Н.Лумана, Р.Рорти, К.Оуэнса, Д.Уэллбери, П.Фейерабенда, Х.Фостера, Ф.Фукуямы,

Ю.Хабермаса, И.Хассана, А.Шюца, У.Эко и других, а в отечественной науке в монографиях Н.Автономовой, В.Бранского, А.Гениса, В.Диановой, Л.Зыбайлова, И.Ильина, М.Кагана, Г.Кнабе, В.Курицына, М.Липовецкого, М.Мамардашвши, Н.Манъковской, А.Пятигорского, В.Подороги, В.Руднева, М.Рыклина, В.Тупицына, В.Шапинского, М.Эпштейна. Тем не менее, все еще редки современные исследования, посвященные изучению культуры Постмодернизма как открытой сложной нелинейно развивающейся системы в метасистеме современного бытия. Задаваемый синергетикой онтологический ракурс рассмотрения культуры, выявляющий её внешние отношения с природой, обществом, человеком, предполагает новые нелинейные решения ее собственных внутренних проблем.

Синергетический подход более разработан в современных дисциплинах естественно-научного цикла - термодинамике, биофизике, эволюционной химии, математике (Б.Манделъброт, И.Пригожин, Г.Хакен, М.Файгенбаум, Э.Янч и др.). Обнаружение общих законов, лежащих в основе процессов самоорганизации саморазвивающихся систем, их философский, онтологический масштаб, использование достоинств холистского и редукционистского подходов, обновленная рациональность, учитывающая случайность и закономерность, являются преимуществами новой научной парадигмы. Однако эти достоинства синерге-тического подхода, убедительно зарекомендовавшие себя в области естественных наук, пока ещё не были использованы достаточно широко в гуманитарных науках. В России синергетический методологический аппарат в области гуманитарных наук разрабатывают В.Аршинов, Т.Аванесова, О.Астафьева, Р.Баранцев, В.Бранский, В.Буданов, В.Василъкова, В.Волошинов, Ю.Данилов, Т.Григоръева, КДелокаров, В.Егоров, М.Каган, С.Капица, Е.Князева, В.Копцик, Г.Котельников, С.Курдюмов, А.Лоскутов, Г.Малинецкий, ИМелик-Гайказян, А.Назаретян, В.Поддубный, С.Пожарский, А.Михайлов, В.Тарасенко, Д. Чернавский, однако исследования возможности применения синергетического подхода для изучения современной культуры, в частности, культуры Постмодернизма, исчисляются единицами.

Собственно в культурологии синергетическое направление научных исследований находится в процессе формирования. Это связано не только с новизной синергетики как науки, но и со становлением самой дисциплины культурологии, выработкой ею собственного объекта, предмета и методов исследования, формированием ее структуры. Несмотря на все разногласия, неизбежно сопровождающие рождение любого научного направления, пространство культурологии продолжает оформляться: можно констатировать тот факт, что в основном эта наука мыслится как междисциплинарное направление научного познания, изучающее культуру в ее целостности {С.Левит, С.Иконникова, М.Каган,

A.Кармин, А.Флиер и другие).

Подход к культуре как к целостной системе и фрагменту бытия развивался в XX веке в работах русских космистов: Н.Бердяева, В.Вернадского,

B.Соловьева, Н.Умова, П.Флоренского, К.Циолковского, А.Чижевского. В американской и отечественной культурологии XX века исследование культуры как самоорганизующейся системы было предпринято в рамках системного подхода (школа Л.Уайта, работы Б.Малиновского, Т.Парсонса, П.Сорокина; И.Блауберга, М. Кагана, М.Мамардашвили, Э.Маркаряна, В.Садовского, Г.Щедровицкого, Э.Юдина и др). Системный подход, определяющий культуру как подсистему бытия, обозначил новые возможности её исследования: позволил выявить место и функции культуры в более широком контекстуальном поле, исследовать ее внешние и внутренние связи, разработал идеи уровней во внутреннем строении культуры, относительной независимости её отдельных элементов. В то же время этот подход не имел достаточного методологического потенциала, который позволил бы учитывать не только целостность культуры, но и уникальность каждого её проявления. Синергетика вырабатывает такие гносеологические стратегии, сохраняя при этом возможности системного подхода. Опыт синергетики в изучении сверхсложных саморазвивающихся систем представляется продуктивным для использования в исследовании культуры Постмодернизма.

Автор настоящего исследования придерживается системно-синергетичес-кой концепции М.Кагана, в которой культура рассматривается как целостная сверхсложная саморазвивающаяся система, как форма бытия человека в мире. Задаваемый ученым онтологический статус культуры приводит к переосмыслению самого понятия культура, расширению его объема. Под культурой понимается сфера бытия, производная от человеческой деятельности, а под культурой Постмодернизма - современный период развития мировой культуры, переходный этап между культурой Модернизма и пока неизвестным будущим. В настоящем исследовании предпринимается попытка дальнейшего развития и применения этой исследовательской концепции как в методологическом, так и в культурологическом аспектах.

Возможности применения синергетического подхода для исследования культуры Постмодернизма впервые выступают в качестве предмета специального исследования. В 1999 г. М.Можейко (Минск) провел сравнительный анализ постмодернистской и синергетической парадигм, однако понятие постмодернизм использовалось автором не для обозначения современной культуры, а для постнеклассического типа философствования (в основном французского постструктурализма). Хотя изучение возможностей и пределов синергетического подхода к исследованию социокультурных процессов было проведено О.Астафьевой (Москва, 2002 г.), а отдельные аспекты взаимоотношений синергетики и Постмодернизма рассматриваются многими исследователями, тем не менее, подробная комплексная разработка культурологической постмодернистской проблематики с синергетических позиций, а также определение её теоретических оснований до сих пор не были осуществлены.

Объектом настоящего исследования является культура Постмодернизма, а его предметом - синергетический подход к исследованию Постмодернизма.

Цель данного исследования состоит в обосновании продуктивности применения синергетического подхода к исследованию культуры Постмодернизма; в выработке необходимого понятийного аппарата, позволяющего ввести современные синергетические концепции в культурологический дискурс; в разработке методологии исследования культуры Постмодернизма и выявлении её основных характеристик.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть проблему определения содержания понятий Постмодернизм и культура Постмодернизма, предложить их синергетическую трактовку;

- определить место синергетических когнитивных стратегий среди современных гносеологических программ, лежащих в основе исследования культуры Постмодернизма; с этой целью осуществить анализ последних;

- рассмотреть синергетику и культурологию как области постнеклассиче-ского научного знания, определить возможности их взаимодействия для исследования культуры Постмодернизма;

- исследовать взаимоотношения между культурой Постмодернизма и синергетикой как частью её духовной сферы;

- выявить основные характеристики культуры Постмодернизма как открытой сложной нелинейно развивающейся системы, находящейся в состоянии становления.

Гипотеза исследования определяется следующим образом.

Синергетический подход и культура Постмодернизма имеют общий временной период и общие свойства (сложность, системность, нелинейность, фрактальность по отношению к бытию), поэтому они когерентны друг другу, синергетический подход адекватен сложности изучаемого объекта. Исходя из этого, есть основания считать, что применение синергетического подхода к исследованию культуры Постмодернизма может дать новый, концептуально значимый материал для её характеристики. 8

В качестве основной методологии исследования выступают гносеологические стратегии, идеи и образы синергетического подхода. Гносеологически синергетика опирается на метод аналогии. Посредством этого метода осуществляется выявление действия универсальных законов самоорганизации, выявленных синергетикой, в пространстве культуры Постмодернизма, также исследуются сами процессы её познания. Эвристические возможности метода аналогии основываются на символичности и системности базовой структуры сознания. Изучение и развитие методологических возможностей синергетического подхода является одной из задач настоящего исследования.

В качестве источников настоящей работы выступили отечественные и зарубежные (англоязычные) исследования в области синергетики, методологии научного знания, культурологии, тексты по постмодернистской проблематике; также были привлечены другие тексты современной культуры, понимаемые в широком культурологическом смысле этого слова.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Синергетический подход к исследованию культуры Постмодернизма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Культура Постмодернизма представляет современный этап развития культуры (конец ХХ-го - начало ХХ-го вв.). Она характеризуется высочайшей степенью сложности по сравнению с предыдущими её периодами. Это проявляется в усложнении её структуры, в появлении все более разнообразных культурных связей, в скорости и характере протекания процессов культурной эволюции. Появившаяся в постмодернистский временной период синергетика - наука о закономерностях становящегося бытия, изучающая системы такого уровня сложности, - обладает необходимым концептуальным аппаратом для определения основных характеристик культуры Постмодернизма и её дальнейшего исследования:

- новые синергетические концепции, проблематизирующие образование параметров порядка из хаоса, коррелируют с закономерностями развития культуры Постмодернизма; синергетика и культурология рассмотрены как по-стнеклассические области научного знания, адекватные сложности исследования культуры Постмодернизма;

- онтологические и гносеологические основания синергетического подхода позволяют определить синергетический метод аналогии как синтезирующий, содержащий в себе индивидуализирующие и генерализующие возможности, что позволяет ему осуществлять интегративную функцию по отношению к другим методам исследования культуры Постмодернизма;

- в зависимости от специфики исследуемых проблемных полей культуры Постмодернизма (её открытости, сложности, нелинейности развития, способности к порядкообразованию) метод аналогии приобретает различные модификации; образующиеся взаимосвязанные методы составляют методологию синергетического исследования культуры Постмодернизма, позволяющую выявить её основные характеристики;

- метод аналогии с информационным обменом эффективен для исследования внешней и внутренней открытости культуры Постмодернизма; это дает ключ к пониманию её гетерогенности, позволяет проследить связь между степенью открытости культуры и определением основного режима её развития;

- для исследовании культуры Постмодернизма как сложной системы продуктивно использование метода фрактальной аналогии, позволяющего органично сочетать индивидуализирующие и генерализующие гносеологические стратегии в исследовании культуры;

- метод аналогии с нелинейным развитием может быть использован для исследования закономерностей эволюции культуры Постмодернизма, развивающейся в режиме с обострением; это позволяет выявить её характеристики, связанные с ситуацией перехода от ян-режима (обособления, локализации, дифференциации) к инь-режиму (слияния, интеграции), а также проследить процессы нелинейного вырастания Постмодернизма из Модернизма; выявить спектр возможных путей эволюции Постмодернизма;

- метод аналогии с областями роста продуктивен для исследования процесса образования новых параметров порядка в культуре Постмодернизма; проясняет специфику возникновения в ней «нового», обусловленную способом контекстуализации «старого»;

С точки зрения предлагаемого синергетикой нового телеологизма, нахождение культуры Постмодернизма в точке бифуркации обусловливает особое внимание к повседневному бытию человека, его действиям на микроуровне.

Выявленная продуктивность применения синергетического подхода к изучению культуры Постмодернизма определяет необходимость использования разработанной методологии для исследования новых феноменов культуры второй половины ХХ-го - начала ХХ1-го веков.

 

Список научной литературыИванова, Ольга Владимировна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Пер. с англ. Под. Ред. И.А.Ушакова. - М.: «Советское радио», 1974. - 272 с.

2. Арнольд В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990 - 126 с.

3. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов. Мировые культурные контакты. Многонациональное государство. СПб.: СПбАК, 1994. - 224 с.

4. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИФ РАН, 1999.- 200 с.

5. Аршинов В.И., Князева E.H. Синергетика как метод экспериментирования с реальностью // Проблемы ноосферы и устойчивого развития: материалы 1-й международной конференции. СПб.: ИЗ-во СПбГУ, 1996. С. 100-104.

6. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. Монография. — М.: Издательство МГИДА, 2002. 295 с.

7. Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и Internet. СПб., Наука, 1999. -150 с.

8. Бездна: «Я» на границе страха и абсурда. Российский журнал искусств. СПб.: Концерн «Емец», 1992. 224 с.

9. Бекк P.M. Космическое сознание. М.:Ассоц. духов, единения «Золотой век», 1994.-468 с.

10. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995 - 322 с.

11. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

12. Берже П., Помо И., Видаль К. Порядок в хаосе: О детерминистическом подходе к турбулентности. М.: Мир, 1991. - 366 с.

13. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник 1973. М.: Наука, 1973. С. 20-37.

14. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление ? М.: ИФ РАН, 1993195 с.

15. Библер В.С. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997 - 440 с.

16. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М.: Наука, 1973.-380 с.

17. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-269 с.

18. Бобринская Е.А. Концептуализм. М.Галарт, 1994. - без пагинации.

19. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука:Тектология. Л.-М.:Книга, 1925-1929. В 3 т.

20. Бодрийар Ж. Соблазн /Пер. с франц. А. Гараджи. М.: Ас! Мащтет, 2000. -318с.

21. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.:Рудомино, 1995. - 168 с.

22. Бранский В. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 с.

23. Бранский В., Пожарский С. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивида и социума. Спб.: Политехника, 2002. 476 с.

24. Бранский В., Пожарский С. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивида и социума. Спб., 2001.- 159 с.

25. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность, 1999, № 6.

26. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 368 с.

27. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие. М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 1999. - 280 с.

28. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации).- СПб.: Издательство «Лань»,1999.-480 с.

29. Велын В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. №1. С. 109-136.

30. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста М.: Наука, 1988 - 519 с.

31. Вертгеймер М. Продуктивное мышление М.: Прогресс, 1987 - 335 с.

32. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. 2-е изд. -М.: Наука, 1983.-343 с.

33. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурология. Антология современной классической прогностики. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. М,: Academia, 2000 - 480 с.

34. Гадамер Х.-Г. Истина и метод:Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-699 с.

35. Гачев Г.Д. Вещают вещи, мыслят образы. М.: Академический Проект,2000.-496 с.

36. Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. Эссе М., Независимая газета, 1997.-251 с.

37. Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. Вступит. Статья М.Эпштейна. -М.: Новое литературное обозрение, 1999. 336 с.

38. Глейк Дж. Хаос: Создание новой науки / Пер. с англ. М. Нахмансона, Е.Барашковой. СПб: Амфора, 2001. - 396 с.

39. Горичева Т. Православие и постмодернизм. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991- 63 с.

40. Григорьева Т.П. Дао и Логос: Встреча культур. М: Наука, 1992. - 422 с.

41. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток //Вопросы философии. № 3, 1997. С. 62-79.

42. Гройс Б. Полуторный стиль: социалистический реализм между модернизмом и постмодернизмом //Новое литературное обозрение, 1995, № 15.

43. Гумилев Jl. Этногенез и биосфера Земли. М.: ТОО «Мишель и К», 1993. -498 с.

44. Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

45. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?/Пер. с франц. С.Н. Зенкина. -СПб.: Алетейя, 1998. 286 с.

46. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопросы искусствознания. XI/2/97. М., С. 54-61.

47. Джеймисон Ф. Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма //Философия эпохи постмодернизма. Сб. обзоров и рефератов Минск, «Красико»-принт., 1996. С. 6-31.

48. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Пер. с англ. A.B. Рябуши-на, М.В. Уваровой. Под ред. A.B. Рябушина, В.Л. Хайта М.: Стройиздат, 1985.- 137 с.

49. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность- Спб.: ООО «Издательство Петрополис», 1999. 240 с.

50. Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. М.: Изд. Фирма «Вост. Лит», 1994. 382 с.

51. Егоров B.C. Философия открытого мира. М.: Моск. психол.-соц.ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МО ДЭК», 2001.

52. Зыбайлов Л.К. От хеппенинга к видео: тенденции и противоречия художественной культуры Запада. М.: Прометей, 1990. - 110 с.

53. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987 - 203 с.

54. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа.- М.: Интрада, 1998. 255 с.

55. Ильин И.П. Постструктурализм и диалог культур. -М: ГБЛ, 1989. 58 с.

56. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. - 257 с.

57. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб.: Лань, 1997.-487 с.

58. Каган М. Введение в историю мировой культуры. В 2 кн. СПб., Изд-во «Петрополис», 2001-2002.

59. Каган М. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.

60. Каган М. Эстетика как философская наука. СПБ., ТОО ТК «Петрополис», 1997.-544 с.

61. Камю А. Записные книжки. М.: Вагриус, 2000. - 206 с.

62. Капица С. Общая теория роста человечества. М.: Наука, 1999 - 189 с.

63. Капица С., Курдюмов С., Малинецкий Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. - 285 с.

64. Капра Ф. Дао физики: исследование параллели между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб., 1994. - 302 с.

65. Кармин А. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.-509 с.

66. Кемпинский А. Психология шизофрении. СПб.: Наука, 1998. - 293 с.

67. Кнабе Г. Диалектика повседневности. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1994.

68. Князева Е., Курдюмов С. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. №2. С. 110-122.

69. Князева Е., Курдюмов С. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. - 414 с.

70. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем М: Наука, 1994- 229 с.

71. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997. - 240 с. -(Философия на пороге нового тысячелетия).

72. Концепция самоорганизации в исторической перспективе. М.: Наука, 1994.-237 с.

73. Критический анализ методов исследования в современной буржуазной философии. М.: Б.и., 1986. - 148 с.

74. Крымский С. Культурные архетипы или знание до познания // Природа. 1991. № 11. С. 70-75.

75. Культурология как она есть и как ей быть: Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 5. СПб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1998.-405 с.

76. Культурология. XX век. Антология М., 1995 - 703 с.

77. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. -640 с.

78. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977 - 300 с.

79. Курдюмов С. В обход конца света // Российская Федерация сегодня. 1999. №15. С. 54-56.

80. Курицын Вяч. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2001. -288 с.

81. Куши М. Макробиотика. Книга долголетия. Ростов-н/Д: Феникс, 2000. -160 с.

82. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993. - 383 с.

83. Кюнг X. Религия на переломе эпох // Иностранная литература,. 1990, №11, С. 223-229.

84. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978. С. 203-269.

85. Лаоцзы. Обрести себя в Дао /Сост., авт. предисл., перевод, коммент. И.И. Семененко. М.: Республика, 2000. - 447 с. - (Мудрецы).

86. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу/ Пер. с фр. Н.С. Ав-тономовой. М.: Высш. Шк., 1996.- 623 с.

87. Лем С. Принцип разрушения как творческий принцип // Природа. 1987. № 9. С. 68-77.

88. Лем С. Этика технологии и технология этики. Модель культуры. Пермь: РИФ «Бегемот», 1993. - 92 с.

89. Лики культуры: Альманах. Том первый. М.: Юрист, 1995. - 527 с.

90. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб., Изд-во «Алетейя», 1998. - 160 с.

91. Липовецкий М. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 1997. - 317 с.

92. Лосев А. Хаос // Мифы народов мира: В 2-х т. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 579-581.

93. Лотман Ю. Культура и взрыв. М.: Гнозис, изд. группа «Прогресс», 1992. -270 с.

94. Лотман Ю., Николаенко Н. «Золотое сечение» и проблемы внутримозгово-го диалога//Декоративное искусство СССР. 1983. № 9. С. 31-34.

95. Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века//Вопросы философии. № 3, 1997. С. 48-61.

96. Малинецкий Г. Нелинейная динамика ключ к теоретической истории // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 105-112.

97. Малышев И. 10 эссе о XX веке. М.:Изд-во «Пробел-2000», 2003.- 126с.

98. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси; Муцниереба, 1984. - 82 с.

99. Мандельброт Б. Фракталы и возрождение теории итераций // В кн.: Пайт-ген Х.-О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. -М.: Мир, 1993. С. 131-140.

100. Мандельштам О. Слово и культура: Статьи. М.: Советский писатель, 1987. -320 с.

101. Маньковская Н. «Париж со змеями»: (Введение в эстетику постмодернизма). М., ИФРАН, 1995. - 220 с.

102. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. -223 с.

103. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс Ш.У. Пределы роста. М.: Прогресс, 1991.-205 с.

104. Мелик-Гайказян И. Информация и самоорганизация. Томск: Томский политехнический университет, 1995. - 179 с.

105. Меркулов И. Биологическая эволюция и рост научного знания: аналогия или метафора // Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы. -М.: ИФРАН, 1996. С. 173-194.

106. Меркулов И. Когнитивная эволюция и творчество. М.: ИФ РАН, 1995. -224 с.

107. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Мат-лы между-нар. науч. конф. 18 мая 2001 г. СПб., 2001. - 328 с.

108. Можейко М. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре. Сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигм. Мн: БГЭУ, 1999.

109. Моисеев Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с. - (Язык. Семиотика. Культура.)

110. Назаретян А. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (синергетика социального прогресса). М.: Спец. предпр. торг. дома «Наследие», 1996. - 183 с.

111. Назаретян А. Интеллект во Вселенной: Истоки, становление, перспективы: Очерки междисциплинарной теории прогресса. М.: Недра, 1991. с.

112. Налимов В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. - 260 с.

113. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного: Введение. М.: Мир, 1990. - 342 с.

114. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, 1990.

115. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под. Ред. B.JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999 - 631 с.

116. Новейший философский словарь. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

117. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М.: Наука,1996.-261 с.

118. Онтология и эпистемология синергетики. -М.: ИФРАН, 1997. 159 с.

119. Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. М.: Мир, 1993. - 176 с.

120. Пелипенко А., Яковенко И. Культура как система. М., Изд-во «Языки русской культуры», 1998. - 372 с.

121. Перуш М. Все в одном, оно во всем. Математические модели ассоциативных нейронных сетей. СПб.: КАРО, 2000. - 63 с.

122. Петере Э. Хаос и порядок на рынках капитала. Новый аналитический взгляд на циклы, цены и изменчивость рынка. М.: Мир, 2000. - 333 с.

123. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. - 312 с.

124. Покрасс М. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех ищущих выхода. Самара: «Издательский дом «БАХРАХ»,1997.-240 с.

125. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

126. Половинкин С. П.А.Флоренский: Логос против хаоса. М.: Знание, 1989.63 с.

127. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. - 605 с.

128. Постижение культуры: Концепции. Дискуссии. Диалоги. Ежегодник. Вып. 7. М.: РАН, Рос. ин-т культурологии, 1998. - 368 с.

129. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. №3. С. 5 -10.

130. Постмодернизм и культура / Отв. ред. E.H. Шапинская. М.: ИФАН, 1991. - 137 с.

131. Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А.Грицанов, М.А. Можейко. Мн.: Интерпресссервис; Книжный Дом. 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий).

132. Пригожин И. Конец определенности: Время, хаос и новые законы природы. -Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 1999. 327 с.

133. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. — М.: Наука, 1985. 327 с.

134. Пригожин И. Философия нестабильности //Вопросы философии. 1991. №6.

135. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант.: Пер. с англ. — М: Издательская группа «Прогресс», 1994. 272 с.

136. Психология мышления. -М.: Прогресс, 1965. 532 с.

137. Размышления о хаосе: Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып.З. СПб.: ФКИЦ «ЭЙДОС», 1997. - 268 с.

138. Райх В. Функция оргазма: Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. СПб., М., 1997.

139. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 4т. Спб., 1997.

140. Режимы с обострением. Эволюция идеи. -М.: Наука,1999. 254 с.

141. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.: Образование, 1911.-196 с.

142. Руднев В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999. - 384 с.

143. Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 365 с.

144. Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М.: Издательство «Логос», 2002. - 270 с.

145. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. -366 с.

146. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. -480 с.

147. Свирский Я. Самоорганизация смысла (опыт синергетической онтологии). -М.: ИФ РАН, 2001. 179 с.

148. Синергетика в современном мире: Сб. докл. Международной научной конф. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2000. - 320 с.

149. Синергетика и социальное управление.,- М.: Изд-во РАГС, 1998. 352с.

150. Синергетика и учебный процесс. М.: РАГС, 1999. - 299 с.

151. Синергетика, философия, культура. -М.: Изд-во РАГС, 2001. 363 с.

152. Синергетике 30 лет: Интервью с профессором Г.Хакеном. Проведено Е.Н.Князевой //Вопросы философии. 2000. № 3. С. 53-61.

153. Синергетическая парадигма. Многобразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 536 с.

154. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. 496 с.

155. Сноу Ч. Две культуры. Сб. -М., 1973. 142 с.

156. Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под. Ред. Е.Г. Яковлева. М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 224 с.

157. Социально-политический контекст философии постмодернизма: Научно-аналитический обзор /И.В. Щурина. -М.: ИНИОН, 1994. 52 с.

158. Социо-Логос постмодернизма. 8/А'97гАльманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М.: Институт экспериментальной социологии, 1996. - 236 с.

159. СОЦИО-ЛОГОС: Социология. Антропология. Метафизика. Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В. Винокурова, А. Филиппова. -М.: Прогресс, 1991.-480 с.

160. Степин В., Кузнецова Л. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации М.: ИФ РАН, 1994. - 272 с.

161. Структура и развитие науки. М.:Прогресс, 1978. - 487 с.

162. Судзуки Д. Основные принципы буддизма махаяны. СПб.: Наука, 2002. -382 с.

163. Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. -Спб.: Мифрил, 1994.-346 с.

164. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. - 240 с.

165. Теория познания и современная физика. М: Наука, 1984 - 336 с.

166. Тойнби А. Постижение истории. М. ¡Прогресс, 1991.- 731 с.

167. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. - 784 с.

168. Тулмин С. Человеческое понимание. М.: Прогресс, 1984 — 327 с.

169. Тупицын В. Коммунальный модернизм: Русское искусство второй половины XX века. М.: Ad Marginem, 1998. 206 с.

170. Туровский М. Философские основания культурологии. М.: РОССПЭН,1997.-437 с.

171. Турчин В. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

172. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990 - 716с.

173. Уотс. А. Природа, мужчина и женщина. Путь освобождения /Пер. с англ. -К.: «София», Ltd., 1999. 288 с.

174. Уотс. А. Путь дзен. Пер. с англ. К.: София, 1993. - 320 с.

175. Управление риском: Риск, устойчивое развитие, синергетика. М.: Наука, 2000. - 429 с.

176. Федер Е. Фракталы. М.: Мир, 1991.- 260 с.

177. Федотов А. Глобалистика: начала науки о современном мире. М.: Аспект: пресс, 2002. -221 с.

178. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.-543 с.

179. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Изд-во «Лань»,1998.-448 с.

180. Философия эпохи постмодернизма. Сб. обзоров и рефератов- Минск, «Красико» принт., 1996. - 207 с.

181. Философские основания эстетики постмодернизма: Науч.-аналит. обзор / Рос. АН, ИНИОН. М., ИНИОН, 1993. - 41 с.

182. Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Мат. науч.-метод. конф. 16 янв. 2001 года. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, Лаборатория метафизических исследований, 2001. - 222 с.

183. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет: В 2 т. Тбилиси: Мерани, 1991.

184. Фуко М. Забота о себе. Киев: Дух и литера, 1998. - 282 с.

185. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977. - 488 с.

186. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, № 3. С. 134-148.

187. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Пер. с нем. / Составл. A.B. Михайлова. М.: Изд-во «Гнозис», 1993. - 464 с.

188. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М.: Мир, 1991. - 240 с.

189. Хакен Г. Принципы работы головного мозга: синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М.: Per Se, 2001.-35 с.

190. Чернавский Д. Синергетика и информация. М.: Знание, 1990. 45 с.

191. Чижевский А. Физические факторы исторического процесса. Калуга: Ас-соц. «Калуга-Марс»: Гос. муз. ист. космонавтики. 1992. - 72 с.

192. Чижевский А., Шишина Ю. В ритме солнца. М.: Наука, 1969.- 112 с.

193. Шапинский В., Зыбайлов Л. Постмодернизм: Уч. пособие. М.: Прометей, 1993.- 103 с.

194. Щедрина Г. Художественная культура и эстетика. СПб.: Творч. объед. «Ступени», 1999. - 184 с.

195. Щербатской Ф. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988. - 498с.

196. Щуцкий Ю. Классическая китайская «Книга перемен». Ростов н/ Д: Изд-во «Феникс». - 544 с.

197. Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы / Под. Ред. И.П. Меркулова. -М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. 193 с.

198. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни М.: Наука, 1979. - 93 с.

199. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1998.-431 с.

200. Эко У. Пять эссе на темы этики /Пер. с итал. Е.Костюкович. СПб.: Изд-во «СИМПОЗИУМ», 2000. - 158 с.

201. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: Диалектика «гипер» в культуре XX века // Новое литературное обозрение, 1995, № 16.

202. Эпштейн М. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001. - 334 с. - (Тела мысли).

203. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993. - 463 с.

204. Языки науки языки искусства / Под ред. З.Е. Журавлевой, В.А. Копцика, Г.Ю. Ризниченко. - М.: Прогресс-традиция, 2000. - 393 с.

205. Яковец Ю. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. — М.: Экономика, 2001.-345 с.

206. Collins J. Uncommon Culture: Populare Culture and Post-Modernism. N.-Y.A Routledge, 1989. - 224 p.

207. Deleuze G., Guattari F. Rhizome: introduction. P.: Minuit, 1976. - 76 p.

208. Derrida J. The Deconstruction. -N.Y., 1975.

209. Dews P. Logics of Disintegration: Post-Structuralist Thought and the Claims of Critical Theory. L.: Verso Eds, 1987. - 268 p.

210. Discourses: Conversation in Postmodern Art and Culture. Ed. by R.Fergusin, W.Olander, M.Tucker and K.Fiss. N-Y, Z., 1990

211. Gleick J. Chaos: Making a New Science. N.Y., Viking, 1987.- 352 p.

212. Goldberg R. Performance Art. From Futurism to the Present. L., Thames and Hudson, 1995.-216 p.

213. Haken H. Synergetics. Berlin: Springer, 1978. - 325 p.

214. Harland R. Superstructuralism: The Philosophy of Structuralism and Poststruc-turalism. L.; N.-Y.: Methuen, 1987. - 213 p.

215. Herskovits M.J. Cultural relativism: Perspectives in cultural pluralism. New York: Random House, 1972.- 293 p.

216. Jameson F. Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism Verso Eds., 1991.-461 p.

217. Jantsch E. The Self-Organizing Universe: Scientific and Human Implication of the Emerging Paradigm of Evolution. Oxford: Pergamon Press, 1980.- 343 p.

218. Jencks Ch. Post Modernism: The New Classicism in Art and Architecture. NY.: Rizzili Int. Pubis., 1987/ - 360 p.

219. Laszlo E. The Age of Bifurcation. New York: Gordon and Breach, 1991- 1261. P

220. Laszlo E. The Sistems View of the World. Cresskill (NJ): Hampton Press, 1996.-112 p.

221. Lovelock J. The Ages of Gaia. A Biografy of Our Living Earth. New York, London: Norton and Co., 1988. - 252 p.

222. Mandelbrot B.B. The Fractal Geometry of Nature. San Francisco: Freeman, 1982.- 460 p.

223. Postmodernism and the social sciences / Ed. By J.Doherty, St. Martin N-Y, 1992.-192 p.

224. Prigogine I. The Die Is Not Cast // Futures. Bulletin of the World Futures Sta-dies Federation. Vol. 25, No.4. January 2000. P. 17-19.

225. Prigogine I. The end of Certainty: Time, Chaos, and the New Laws of Nature. -New York, London et al.: The Free Press, 1997.

226. Rorty R. Contingency, Irony and Solidarity. Cambridge, Univ. Press, 1989.201 p.

227. Rose M.A. The Post-modern and The post-industriel: a critical analysis. Cambridge: Univ. Press, 1991. - 296 p.

228. Selz P. Art in our Times: A Pictorial History 1890-1980. N-Y San Diego - Ci-cago - San Franciko - Atlanta - Toronto, 1981 - 591 p.

229. The antiaeshetic: Essays on postmodern culture / Ed. by Forster H. Port Town-send: Bay Press, 1983.- 176 p.

230. The concept of cultural systems. A key to understanding tribes and nations. -N.Y., London: Columbia Univ. Press, 1975.- 192 p.

231. The Post Modern Reader. Ed. by Ch.Jencks. - Z -N-Y: St. Martin Academy Edits, 1992.-264 p.

232. The postmodern moment: A handbook of contemporary innovation in the arts / Ed., with an introd. By S. Trachtenberg. Westport (Conn.); London: Greenwood press, 1985. - 323 p.