автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Синтаксические способы выражения представления в художественном тексте

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Голайденко, Лариса Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Синтаксические способы выражения представления в художественном тексте'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Синтаксические способы выражения представления в художественном тексте"

од

На правах рукописи

ГОЛАЙДЕНКО Лариса Николаевна

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ Л.Н. ТОЛСТОГО)

Специальность 10.02.01 - русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1996

Работа выполнена на кафедре русского языка Московского педагогического государственного университета им. В,И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор БАБАЙЦЕВА В.В.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор СОЛГАНИК Г.Я.

кандидат филологических наук, доцент ФОМИНЫХ Б.И.

Ведущая организация: Московский педагогический университет.

заседании Диссертационного совета Д 053.01.10 в Московском педагогическом государственном университете имени В.И.Лешша, по адресу: 119435, Москва, ул.Малая Пироговская, д.1, ауд. .*>¥?!/

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В.И.Ленина по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.

Защита состоится

1996 г. в.

.часов на

Автореферат разослан

КЖН^.........1996 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета

СОКОЛОВА Т.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Дредиетом настоящего исследования является синтаксические способы выражения представления в художественном тексте -синтаксические конструкции с актуализированной наглядно-чувственной основой: Т/ именительный представления: 'Тт^^отя^щ^сяет^ ся..GEPEIA? - вспомнила она. - Я тоже думала, что любила его...п /Анна Каренинаh 2/ шфшитив представления: -

зал голос а помолчал. - Я не. могу не любить! без этого нет жиз-ни./Семейное очастье/; 3/ предложение со значением опенка: ^..гадко_^тмерь вспомнить - после самых жеотоких^слов^дщг ..

рова соната/; 4/ предложёние о союзом ес^б^Аз/: -^ д^кад..^-сказал Пьер. - Оау нечего предать.,. Е1ЕЯИ БЫ Я БЫЛ НА ЕГО МЕС-ТВ... - По связи восподананий, Пьер мгновенно перенесся воображением к тому времени, когда он... сказал ей. что... на коленях просил бы ее ерш... /Война я мир/} б/ междоиетное предложение: Собравшись с .силами,' он продолжал: -Я понял, что я» л убил -

i^jraHecKç^Ko^^ соната/.-

. . Данные. синтаксические конструкции в художественном тексте употребляются преимущественно в . прямой и несобственно-прямой речи персонажей. Именно эти конструкции являются предает»! настоящего исследования.-

Под представлением понимается "наглядный образ предмета пли явления /события/, возникающей на основе прошлого опыта /данных ощущений--и восприятий/ путем его воспроизведения в памяти шш в -воображении»1!.......

......Представление как,переходное звено от восприятий к понятию

интересовало я.интересует не только психологов /ПЛ.Блонский, С.Л.Рубинптейн, Л. С .Выготский, и.др./, но п. лингвистов /А. А .По-тебня, В.3.Панфилов, Т^ЛСолшансюА и. др./. S настоящее время актуальны.вопросы О овзашосвязи .представления со словом, выражении- в языке взаимодействия между абстрактной ж чувственной

1 Психологический словарь, - М., 1983. - С. 272,

формами познаниядействительностк, наличии чувственного образа во внутреннее, структуре слова к предложения /В.В.Бабайдева, Б.А.Серебренников, Н.Д.Арутюнова л др./.

- ' Лингвистические исследования, непосредственно посвященные проблеме данной работы* носят частный характер и описывают отдельные синтаксические способы выражения представления в художественной тексте: именительный представления /А.С.Попов, В.В.Бабайцева, Я.И.Рословец, Л.В.Майорова и др./, инфинитив представления /Э.М.Тулапина. А.В.Жаркова, .В.М.Брицын и др./, оценочные предложения /В.В.Бабайдева, Е.И.Вольф, Т.В.Маркелова и др./, предложения с союзам ер^гбы^/б/ /Р.П.Рогожннкова» И.В.Артюшков, Р.М.Теремова и др./, междометные предложения /В.Ф.Кигриянов, Г.В.Датуров и др./.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена тем, что в настоящее время в лингвистике не получила освещения система синтаксических способов выражения представления в художественней«.тексте, отсутствует их комплексный анализ.

Цель работы заключается в теш. чтобы дать первичную систему синтаксических способов выражения представления в художественно», тексте и их многоаспектный анализ. Общая цель работы предопределяет конкретные задачи исследования: .

- установить конкретные /специфические и неспецифические/ синтаксические способы выражения представления в художественном тексте;

- описать эти способы с учетом структурного, семантического, логического,, психологического и текстового аспектов;

- на-основе анализа определенных синтаксических конструкций показать переходный характер представления.

В работе рассматриваются как специфические, так к неспеди-фичеекие с интаксические способы выражения представления в художественном тексте. .Основным.критерием такого деления является функциональное, назначение используемых в каждом случае синтаксических конструкций».

Под сдешйичеокими синтаксическими способами выражения представления понимаются синтаксические конструкции, которые предназначены для выражения /называния/.наглядно-чувственного образа воспоминания.или воображения. Это основная функция данных предложений, поэтому они могут рассматриваться как специфические синтаксические средства выражения представления в художественном тексте.

Под яеспепвВическиии синтаксическими опоообами выражения представления понимаются синтаксические конструкции, которые в речи прежде- всего выполняют функции, вытекагаув из их общего грамматического значения-Выражение представления "сопутствует" основной функции данных предложений. & сам наглядно-чувственный образ входит в их семантическую структуру как один из дополнительных, кмшонентов, актуализируемых художественным контекстом.

Теоретической основой исследования являются положения структурно-семантического направления.

. Основным методом исследования является метод структурно-семантического описания. Анализ языковых явлений проводится с учетом структурного, семантического, логического, психологического и текстового аспектов. Лингвистическое наблюдение и описание дополнено элементами трансформационного анализа, сравнительно-сопоставительного метода, компонентного анализа семантики, а также статистическим подсчетами, ■

. Материалом данного исследования послужила художественная проза 1,Н,Толстого. Установка на эмоционально взволнованную речь, стремление описать, выразить словами нагяядно-чувственнне картины, возникшие в сознании персонажей, пронизывают всю художественную прозу Л.Н.Толстого и составляй» спец^ичеокую осо-беиность_ его творческого метода.

Научная новизна - исследования, состоит в том, что в нем представлена относительно целостная* первичная система специфических и неепецифнчёскнх синтаксических способов выражения представления в художественной тексте, дана их многоаспектная характеристика о учетом явлений переходности. Кроме того, в данной работе впервые описывается лексика /глаголы и существительные/ со значением .представления. Г...

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика анализа синтаксических способов выражения представления в художественной прозе. Л.Н.Толстого может быть использована при изучении языковых средств выражения представления в произведениях других писателей, что способствовало бы дальнейшему накоплению, обобщенно и систематизации языковых фактов, связанных с представлением.

Практическое значение работы-состоит в том, что ее материалы и результата могут быть использованы в практике вузовского преподавания русского языка, лингвистического анализа худо-

явственного текста к литературы, а также в качестве иллюстраций при чтении спецкурса, посещенного проблеме переходности в системе современного русского языка»

Аггообагася работы» Основные положения и результаты исследования отражены в четырех опубликованных работах. Материалы исследования обсуждались на научной конференции "Язык средств массовой информации и общие проблемы современной публицистики", посвященной памяти профессора К.И.Былинского МГУ. октябрь 1994г./, на заседании, аспирантского объединения кафедры русского языка МШУ имени В.И.Ленина. - .

. Структур» щггпартятргр. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 247 наименований,

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ

Во дведенщ обосновываются актуальность и новизна темы, определяются цели и .задачи исследования, отмечается теоретическая и практическая-значимость работы.

В пар99й туя^р "Специфические синтаксические способы выражения представления" дается многоаспектная характеристика именительного представления и инфинитива представления.

Вслед за Е.М.Галзсиной-Фе дорук. Ф.К.Буженикои, Б.П.Арденто-вым, Н.П.Харчеяко и др., мы квалифицируем именительный представления-как специфическую разновидность номинативных предложений и употребляем термин в том значении, в каком он употребляется в определении В.В,Бабайцевой: "Именительный представления называет предает речи /мысли/ для того, чтобы вызвать представление о нем в сознании. собеседника, читателя"1.

Именительный представления, отличается от именительного темы: , .......I/ имеет наглядно-чувственную основу, психологическая подоплека наглядна и существенна; называет представление;

-2/ называет предмет речи /мысли/ с целью вызвать представление в сознании, читателя/слушателя/;

.....3/ отличается экспрессивность!), эмоциональной насыщенность»,

напряженностью;

- 1 Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. -М,, 1979. - С. 134.

4/ знаки препинания: восклицательный и вопросительный знаке* многоточие, комбинации восклицательного, вопросительного знаков и.многоточиям в немногочисленных случаях точка;

б/ в художественной прозе в большинстве случаев представляет собой центр тематически целостного отрывка художественного текста; не является "намертво привязанным" к последующему контексту,, реализуя свои информативные и экспрессивные возможности в.рамках более.широкого контекста, на уровне тематически целостного текстового отрывка /включая и предыдущий контекст/, поэтому предложение с - анафорическим или синонимическим элементе»« может отсутствовать, подчеркивай относительно самостоятельное функционирование именительного представления в тексте;

6/ в контексте обычно употребляется слова со значением представления.

Наличие в составе именительного представления номинатива сближает данную синтаксическую конструкцию с двусоставным неполным предложением, обращением и вокативннм предложением.

Ср.: "Будавар^и^ети^Три^«мь СЕРЕЖА! И я все потеряю,.,* /Анна Каренина/ - именительный представления;

- Да кто еде там с тобой мужик стоял? - Л7ТЛ0В /Поликушка/- двусоставное неполное предложение;

- - Как только^стало^зетать, как к кустамб^ако^аодьехал^со-тентай командир шишшш и закричалГ^'ЖГхАДНЙ-ШРАТ! Сдавай-

УРат/ - обращение;

/Анна Каренина/.- вокативное предложение.

.....В отличие , от двусоставного неполного предложения, обращения л-вокативного предложения.-именительный представления непосредственно называет, представление, актуализируя его предметно-чувственную основу, для того, чтобы вызвать в сознании собеседника . /читателя/ наглядно-чувственннйобраз, аналогичный названное; является специфической разновидностью номинативных предложений и выражает нечетко расчлененную мысль; контекст конкретизирует, поясняет наглядно-чувственный образ. названный синтаксической конструкцией,.и обычно содержит слова со значением представления. Кроме того, в отличие от. обращения и вокативного предложения именительный представления не произносится со зва-

тельной или доминирующей побудительной интонацией. Если за именительным представления следует предложение о вторичным обозначением наглядно-чувственного образа воспоминания или воображения и повторная номинация осуществляется посредством личного местоимения, то это "всегда местоимение 3 л. ед. - мн. ч.

Именительные представления в художественной прозе Я.Н.Толстого имеет разнообразное лексико-морфологическое наполнение и выражаются одиночными существительными, именными словосочетаниями и сочиненными рядами номинативов.

Именительные представления, выраженные одиночными существительными, называют одиночные образы конкретных лиц и предметов или представления каких-либо ситуаций, в которых раскрываются смысл и значимость для персонажа абстрактных понятий. Например;

кондецо" /Анна Каренина/.

Именительные представления, выраженные именными словосочетаниями, дают называемым одиночным представлениям эмоционально-оценочную характеристику, которая обусловлена семантикой атрибутивного компонента словосочетания - притяжательного местоимения или 'оценочного прилагательного. Например: ЩЩШ АВШ]_Опа

/Война и мир/.

Именительные представления, выраженные сочиненными рядами номинативов, называют несколько отдельных представлений как единое целое. Например: Нщ^было^на^ ной мысли, что я совершил новое преступление... ЖАДОБА МШИ,

/Отрочество/.

По характеру денотата представления в работе выделяются следующие типы именительных представления: 1/ именительные представления, называющие образ чувственно воспринятого олова, т.е. чувственнсь-еловесные /в художественной прозе Л.Н.Толстого не встречаются/; 2/ именительные представления, называющие образ того, что обозначено словом, т.е. общепредметные. Последние делятся на конкретнопредиетные, отвлеченнопредиетные и предмет-ноименные. Например:

Зто убьет^ее /Война н мир/; беьшост^^тан^ивали его^вш^

кги^/^ /Война и мир/; -

- оказала

/Война и мир/. ; ~

. Конкретнопредметные именительные представления называют очень четкий и определенный, образ конкретного предмета, именно этого предмета и никакого другого, отвлеченяопредметные - нечеткий., неопределенный, "размытый" образ предмета или ситуации, предметноименные - вполне определенное, конкретное представление единственного в своем роде предмета действительности. ,

Семантика именительного представления многокомпонентна. Основными компонентами языковой, семантики всех именительных представления являются понятийный и психологический при доминировании последнего. К "функциональным" компонентам языковой семантики относятся компонент утверждения, побудительный и вопросительный компоненты. Речевую семантику именительных представления составляют лексический компонент, эмоциональный компонент и компонент размышления.

Побудительный компонент, компонент утверждения н компонент размышления представлены в семантике всех именительных представления, но ярче - в сенантяке, соответственно, вопросительных, повествовательных именительных представления и именительных представления, оформленных на письме многоточием. Вопросительный компонент актуализируется в семантике синтаксических конст-рукпий-вопросительной.интонацией и вопросительным знаком, эмоциональный . компонент - ' восклицательной интонацией я восклицательным знаком. Комбинация знаков препинания актуализирует в семантике именительного представления сразу два соответствующих компонента».Контекстуально обусловленным.в семантике всех именительных представления является лексический компонент, степень актуалтаащш .которого зависят от наличия/отсутствия в контексте лексики со значением представления.

Именительный представления тесно связан с контекста». Связь эта носит ассоциативно-логический характер и может быть формально выраженной и-формально не . выраженной. Формальными средствами, связи именительного -представления с контекстом являются .анафорические.местоименные слова, лексические повторы, синонимические. ишисательные выражения.

В диссертации подробно рассматриваются все возможные случаи сочетания формально выраженной /+/ и формально не выражен-

ной ,'-/ связи-именительного представления с предыдущим и после-дувдии контекстами: 1/ + ЙП + ! 2/ - Ш + ; 3/ + Ш - ; 4/ - ИП - .

Именительный представления принимает непосредственное участие в текетообразовании: называет возникшее в сознании персонажа представление, которое по логике человеческого мышления и законам письменной речи должно быть вербализовано, конкретизировано.

Текстообразувдая функция именительного представления реализуется в трех позициях: в абсолютном начале главы, в абсолютном конце главы и между двумя контекстами - как композиционно-тематическая /в широко» понимании/. Именительные представления образуют тематически целостные отрывки художественного текста: инициальный именительный представления задает этот отрывок; именительный представления, находящийся в абсолютном конце главы, завершает высказывание; именительный представления, находящийся между двумя контекстами, является организующим центром отрывка, притягивающим к себе контекстуальное окружение.

Например;

СГВА! ^Сш^ не^шбеть, щ лелв^^ворттяаш^ /Дет-

ство/; Но.вот де^ш^^котдрой^м^^й!_обедать и^тдохать. ...Тпрру!. ворота_скрип^,_вал^ за воротща,^и^ш,

въезжаем на ^цвор. /Отрочество/;

- Ткзнаещь,^ думаю? ^ошэаш^от,-

аде. Одоф^

сказал ^^и^з^умался, ^стараясь^пре^тавить^

себе суждение Каратаева об этом предаете. - Он не понял бы, а ^^ что да /Война и мир/. Именительный представления вводит в художественную ткань произведения подтекст, который сам . по себе является текстообразувдим фактор®«.

Инфинитив представления в данном исследовании квалифицируется как специфическая разновидность инфинитивных предложений /Й.И.Озерова. В.В.Бабайцева, А.В.Жаркова и др./.

Как именительный представления отличается от . именительного темы, так инфинитив представления отличается от инфинитива темы.

Между инфинитивом представления. и именительным представлению? нельзя проводить полную аналогию. Ср.: Т^и,глмше^горя_его жизни в особеннооти^стшшмп}^

э

/Война и мир/ и - . Счасигавый _смертшй] он ел^е может любить!-засмеялс^фрдщ^

не »ю^^ло^ь!^Деа^ гдото^нбт^.а^т.д. /Семейное счастье/.

Специфика инфинитива представления определяется синкретичным характером семантики инфинитива, положенного в основу синтаксической конструкции. Субстантивный и глагольный компоненты в категориальном значении инфинитива обусловливают тяготение инфинитива представления, с одной стороны, к номинативным предложениям, с другой стороны. - к инфинитивным.

Субстантивный компонент в семантике инфинитива определяет способность инфинитива представления называть наглядно-чувственный образ так, как. этот образ называет именительный представления. Само возникновение и функционирование в речи инфинитива представления как специфического синтаксического средства выражения представления объясняется наличием в семантике инфинитива именно субстантивного компонента, который обусловливает сходство данной конструкции с именительным представления.

Глагольный компонент в категориальном значении инфинитива обусловливает яркие специфические отличия инфинитива представления от именительного представления: 1/ инфинитив представления называет представление действия: 2/ актуализирует понятийную сторону представления, поэтому контекст нередко содержит слова со значением интеллектуальной деятельности; 3/ называет динамический, преимущественно воображаемый наглядно-чувственный образ; 4/ побудительная функция ярче, сильнее, чем у именительного представления.

Инфинитивы представления выражаются либо одиночными инфинитивами, либо глагольными словосочетаниями, либо сочиненными рядами инфинитивов или глагольных словосочетаний. Например:

- Ж», ^хо^ао^ж^сб^^

го осо^ещого^. /Анна Каренина/; ",Особенно^иятно,^какЛ1а-

Яезда'ок^^ЛА1./Анна Каренина/; . .К^че^же_ этато^^бШстъд?^. . .Т^Ш^СЩк^ ЩАТЬ^ЩЫ^ /Вой-

на и мир/.

Семантика инфинитива представления многокомпонентна и состоит из тех же компонентов, что и семантика именительного

представления, но в силу грамматического значения процессуаль-ности инфинитива характеризуется некоторыми специфическими особенностями: 1/ понятийный компонент языковой семантики доминирует над психологическим; 2/ побудительный компонент актуализировав сильнее, чем в семантикеженительного представления; 3/ компонент утверждения выступает как компонент утверждения правильности той илииной мысли персонажа.

Процесс ослабления в семантике синтаксической конструкции компонента размышления и усиления побудительного компонента и компонента утверждения отражается в последовательности инфинитивов представления, оформленных разными знаками препинания: 1/ ^йг&г-м. 2/ Любить! 4/ Любить.

Инфинитив представления тесно связан о контекстом. Эта связь носит ассоциативно-логический характер и может бить формально выраженной и формально не выраженной. Формальными средствами выражения лексико-грамматической связи иафинитива представления с контекстом служат субстантивированное указательное местоимение §т$, лексические повторы, синонимические и описательные выражения. ..'"....

Инфинитивы -представления, выделенные в художественной прозе Л.Н.Толстого, занимают позицию.между двумя контекстами в рамках, тематически целостного текстового отрывка. В диссертации подробно рассматриваются все возможные случаи сочетания формально выраженной и формально не выраженной связи инфинитива представления с предыдущим.и последующим контекстами: 1/+ Иир + ; 2/* ИнфП - ; 3/- ИнфП + .

Инфинитив представления непосредственно участвует в текс-тообразовании:.образует тематически целостные отрывки художественного текста, вводит в художественную ткань повествования глубокий подтекст, если в составе конструкции употребляется глагол речи. Подтеке? основывается на умолчании какой-либо информации, нагфимер:-Скажи... Он улыбнулся жалкой улыбкой.

- Во вт22о|_Еа§ве "Нвспецифические синтаксические способы выражения представления-" анализируется "объемное" описание представления, дается многоаспектная характеристика предложений со значением оценки, предложений с союзом еелгм&^/б/ и междометных предложений.

Ведущим средством воссоздания внутренней жизни персонажа в художественных произведениях Л.Н.Толстого является развернутое словесное описание представления. См., например, описание многочисленных представлений, возникающих в сознании.Оленина по дороге на Кавказ /повесть "Казаки"/. Развернутое словесное описание представления имеет непосредственное отношение к рассматриваемым синтаксическим способам выражения представления. Само' выделение в художёственном тексте конструкций с "живым" наглядно-чувственным фонем невозможно без учета тех специфических особенностей, которые присущи "объемному" описанию представления.

Яркой и устойчивой приметой "объемных" описаний наглядно-чувственных картин является лексика со значением представления, которая структурно организует развернутое словесное описание той или иной наглядно-чувственной картины и сигнализирует читателю о том, что перед ним описание именно представления. Основной массив лексики со значением представления составляют глаголы и существительные, которые выделяются в самостоятельные группы по отношению к глаголам и существительным восприятия и интеллектуальной деятельности.

К глаголам с общим значением представления относятся гла-годн щгадо^влять. возникать, являться, рисовать, представать и др.. Общее, значение представления включает сему воспоминания и сему воображения, в результате чего глаголы представления делятся на глаголы памяти вспоминать, помнить, напшшнать, упоминать, пршоминать, восставать, воскрешать, даивать и др. и глаголк воображения ^казаться, воображать,^мечтать, сняться, чудиться, мерещиться, грезиться и др. В значении глаголов представления могут употребляться глаголы восприятия видеть., слышать, cc^epigjTb-г др., и наоборот: в семантике глаголов интеллектуальной. деятельности думать,^соображать, может быть актуализирован наглядно-чувственный компонент.

- К существительным с общим значением представления относятся существительные, представдаще, образ, картина, видение, явление и др., к существительным памяти - врспомингугае, память, упомингшге, напоминание, прщоминание. и др.. к существительным воображения - воображение, дечта, мечтание, сон, сновидение, фантазия.

При взаимодействии слов со значением представления друг с другой наблюдается видоизменение их . семантики в рамках основного значения представления. Например: Ксида^эн^^ кабитата^^сел^^бл^от^шс^ отолммкжо^

стал^дэедстащт^ /Война и мир/.

В диссертации подробно рассматриваются все возможные сочетания слов со значением представления с учетом наиболее типичных изменений в семантике языковых единил в результате контактного употребления последних.

Развернутое словесное .описание представления является многоаспектный и, актуализируя абстрактную.сторону представления, подчеркивает объективный характер сложного, детализированного и динамичного наглядно-чувственного образа.

Предложения со. значением оценки, предложения с союзом если бы^/б/ а междометные предложения могут, рассматриваться как не-спешфические синтаксические способы.выражения представления только в художественном контексте в силу своей эмоциональности и экспрессивности. . -.

К предложениям со значением оценки мы, вслед за Т.В.Ыарке-довой1, относим не только конструкции, коммуникативной целью которых является именно оценка, но и конструкции, в которых оценка только окрашивает основное содержание.

О способности предложения со значение» оценки выражать представление можно говорить постольку, поскольку предмет оценки /ели сама оценка/ может быть отражен в сознании персонажа в виде Представления. Например: -^Ш^каж^^слтвл^^соби^аетес^ь

^табк^д^^^^ШСЩ^дащх^д^/Анна Каренина/.

В художественном тексте представление может быть выражено односоставными, двусоставными неполными и двусоставными полными предложениями со 'значением оценки тша Кишя^га^ость) Прекр^с^ '¡адй^вев^Л ^ам^ А^кахгов^п^твлся! и т.п. Спе-

цифика конструкций каждого структурного типа заключается в возможности/невозможности -вербализации предмета оценка, а также конкретном/общем характере самой оценки представления.

1 Маркелова Т.В. Частицы в высказываниях с оценочным значением // Ясский язык в школе. - 1995. - Л 2. - С. 88.

Яркий наглядно-чувственный фон односоставных, предложений типа Фуд^меззодть! обусловлен структурой конструкции: наличием только предиката и невозможностью выражения предмета речи /мысли/ в слове-понятии, поскольку предмет речи /мысли/ есть наглядно-чувственный образ воспоминания или воображения.

. Двусоставные неполные предложения типа Молодчина! Какие^ женщины!, сохраняют яркий наглядно-чувственный ореол благодаря структурной неполноте: неназванности предмета, речи /мысли/, который может быть выражен в слове-понятии, но удерживается в сознании персонажа в виде представления.

Специфика двусоставных полных предложений типа Как_я_лобиг ла[ заключается в оценочном "окрашивании" основного содержания высказывания. Оценка получает чисто формальное выражение, с семантической точки зрения остается нераскрытой. Местоимение-наречие как переводит эмоциональную оценку в подтекст, создавая эффект недосказанности, и тем самым подчеркивает наглядно-чувственную сторону высказывания персонажа.

Неопределенно-предметные предложения типа.Ужаоно^ Это ужасно! подробно-рассматриваются'"в работах 3,.В.Бабайцевой. Т.П.Гуськовой. Особый интерес предотавляют двусоставные неопределенно-предметные предложения,, которые, несмотря; на двусостав-ность, выражают логико-психологическое суждение я сохраняют "живую" наглядно-чувственную основу. Субстантивированное место-именае-подлежагцее указывает на наличие в сознании персонажа наглядно-чувственного образа воспоминания или воображения» в силу своей семантической неопределенности позволяет представлению оставаться представлением и в то же время подчеркивает его тенденцию к вербализации.

. Предложение со значением оценки участвует в текстообразо-вании: требует контекстуального.пояснения, поскольку при известной оценке должен быть известен и предмет этой оценки. Контекст восполняет недосказанность, возникащую в результате актуализации-наглядно-чувственной основы предложения, которое формирует тематически целостные-отрывки и вводит в художественную ткань повествования подтекст.. Например: з^^дставьт_е_себе подажен^та^^

мой им яеирнн не.будут его, а чьи-то... ВВДЬ ЭТО УЖАСНО! - Он ¡^стал^оче*^^ /Анна Каренина/.

Среди предложений с союзом в^щ^^й/ выделяются полные -сложноподчиненные предложения с придаточным условия и предложения, построенные по типу /модели, схеме/ придаточного условия -и прерванные предложения типа

велел мне сейчас броситься в огонь! Если бы вы видели этот двор

Способность данных синтаксических конструкций выражать представление обусловлена художественным контекстом и'значением сослагательного наклонения /условное и желательное наклонение фигурируют в паре/. Действия /состояния/, о которых говорится в подобных предложениях, реализуются не в окружающей действительности, а в мысля* персонажей, которые страстно желают осуществления важных, значимых для них действий /состояний/. "Желать значит думать о желаемом. Думать о желаемом значит представлять его осуществление"1. Действия, возможные, но не реализующиеся в действительности,.отражаются в сознании персонажей в виде представлений а осуществляются на наглядно-чувственном уровне,

Специфика конструкций каждого структурного типа заключается в вербализованности/невербализованности представляемого дей-ствия-условия/действия-следствая.

. В сложноподчиненном предложении о придаточным условия вербализуются и условие, и результат осуществления этого условия в будущем. Предложение выражает сложное представление, соединяющее в себе внешнее и внутреннее, объективное я.субъективное. Носителем основной информации о внутреннем, субъективном является главная часть, носителем "фоновой" информации о внешнем, объективном - првдаточная часть. Эмоционально-оценочный характер главной части подобных.конструкций обусловливает "оживление" их наглядно-чувственной. основа и выделяет из всего многообразия сложноподчиненных предложений с- придаточным условия.

В предложениях, построенных по типу придаточного условия, словесное выражение получает только представляемое условие, а представляемая, реализация действия или состояния, возможного при данном условии, не вербализуется и уходит в подтекст, под-

1 Блонский П.П. Психология желания // Вопросы психологии. -1965. - * 5. - С. 133 - 134.

червивая, что возможное.действие или состояние осуществляется

в наглядно-чувственной форме..., ......

Прерванные предложения подробно рассматриваются в работах И.В.Арткпкова.В прерванных предложениях вербализуется только представляемое , условие, а представляемое событие-следствие уходит в подтекст.......... ...

Предложения с сотом ес^ш^бы^/б/ тесно связаны с контекстом, который, актуализирует в их семантике компонент представления.. Веля сказано "если бы /б/", то должно быть хоть как-то.выражено "то", должен бить хоть какой-то намек на внутреннее содержание, характер, эмоциональную окрашенность представляемого события-следствия. Это осуществляет контекст. Предложение о со-тап еелг^би^/б/ участвует в текстообразовании: нуждаясь в контекстуальном пояснении, образует тематически целостные отрывки я вводит в художественную ткань повествования психологический подтекст. Например: - Мне очень понравился двор перед крыльцом. Это^ыло^рак?^^^

НОЙ! И он стал... обращать ее внимание на разные подробности Шттё^^ЖЛШ Анна Каренина/.

Способность междометных предложений выражать представление необходимо понимать широко - как обусловленное художественным контекстом выражение экспрессивной реакций , персонажа на возникшее в его сознании.представление. Например: И тут он вспомнил вдруг, как и почему он спит не в спальне жены, а в кабинете... "АХ^АХ^АХМУ^

его воображению представились опять все подробности ссоры с же-ною.д.^/Анна Каренина/..

Междометное предложение тесно связано с контекстом и участвует в текстообразовании. Междометная конструкция представляет собой высказывание чего-то о чем-то. Это "что-то о чем-то" и требует конкретизации. Междометное предложение само по себе нуждается в. контекстуальном пояснении, чтобы быть вполне понятным, но когда оно. выражает реакцию персонажа именно на представление, потребность в поясняющем контексте резко возрастает. Междометное предложение.формирует тематически целостные текстовые отрывки -и.создает подтекст.......

В заключении диссертации формулируются основные итоги исследования. Представлениег:занимая промежуточное положение между чувственной и абстрактной ступенями познания действительное-

ти. обнаруживает явную тенденцию к вербализации. Русский язык чутко улавливает внутренний динамизм и переходный характер представления и располагает, определенным набором способов и средств его выражения. Представление не может быть названо отдельным словом, но может быть описано словами со значением представления и выражено в рамках определенных , синтаксических конструкций. Первичная система синтаксических способов выражения представления в художественном тексте включает специфические способы гг именительный представления и инфинитив представления, и неспецвфичесхие - предложения со значением оценки, предложения с союзом если^бы^/б/ и междометные предложения. Эти конструкции тесно связаны-с контекстом,, принимают непосредственное участие в текстообразовании и обладают ярко выраженным побудительным потенциалом, Перспективным представляется описание структурно-семантической категории представления в русском языке.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Существительные воображения и их функционирование в художественном тексте /на материале произведений Л .В .Толстого "Детство. Отрочество. Юность", "Война и мир", "Анна Каренина"/ //-Многоаспектность синтаксических единиц: Сб. науч. тр. -

М., 1993. -'С. 84 - 91. .

2. Глаголы представления, и их функционирование в художественном тексте /на материале произведений Д.Толстого/ // Структура и семантика языковых единиц в речи: Сб. науч. тр. - Уфа, 1994. г- С. 21 - 30.

3..Синтаксические средства выражения семантики представления в художественной речи // Язык средств.массовой информации и общие проблемы современной публицистики: Тезисы науч. конференции. - М,, 1994. - С. 35 - 37.

4. К вопросу о разграничении именительного представления и именительного темы,// Семантика и структура простого и сложного предложения: Сб. науч. тр. - Орел, 1995. - С. 48 - 56.

Л.