автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему: Синтез художественно-выразительных структур как фактор повышения эффективности телепрограмм
Полный текст автореферата диссертации по теме "Синтез художественно-выразительных структур как фактор повышения эффективности телепрограмм"
ЕСВСОШНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЕЫШВНШ КЕАЖФИКАЩИ РАБОТНИКОВ ТВЛЕЕОТНШ И РДДИОЕЕЩАНКЯ
Кафедра теории и практики советского телевидения л радиовещания
На праЕах рукописи
БАЕПУМЯН Крина Сергеевна
СИНТЕЗ ХУДОЖЕСТЕВЕНО-ЕЬГРАЗИТВЛЪНЫХ СТРУКТУР КАК ФАКТОР ПОЕЫШВНШ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕЛБПРОГРА'М С Из опыта Армянского телевидения)
17.00.03 - киноискусство теле видение
Автореферат диссертации на -соискание ученой степени кандидата искусстЕОЕвденпя
1 исг;^ 1 1 с-"' !
Москга - 1550 П-.?. ••;.!
Работа выполнена на кафедре теория и практики советского телевидения и радиовещания Еоесоюзного института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.
Научный руководитель: кандидат филологических наук
Г .Ю.Никулина
Научный консультант: кандидат искусстЕоведения
Е.Л.Калантар
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения
С.Е.Дробашенко кандидат филологических наук Т.Е.Шербатш
Еедушее научное учреждение - факультет журналистики Московского ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени М.Е.Ломоносова. ^ г
Защита диссертации состоится о*?/Я¿'¿Ау 1990 г.
в ■ часов на заседания специализированного согета
К 040.01.01 ео Всесоюзном институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания Гостелерадио СССР по адресу: 113162, Москва, Шаболовка, 37.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Гостелерадио СССР.
Автореферат разослан "Д/ " 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета,
кандидат искусствоведения —Й.Е.Еакурова
I. ОНШ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. С годами все более очевидной ставится роль телевидения в формировании общественного мнения, все 1лее выявляются его особые возможности в донесении информации, (стяжении реальности. Действенность ТЕ связана с псшском ноеых гей его соЕершенстЕОЕания, развитием его специфического языка, шяннем всех его природных эстетических свойств в гармоничное це-16, ибо только эта органика монет способствовать, созданию произ-дений содержательных, художественно значимых, открывающих исто-[ духовности.
Жизнь современного человека вбирает в себя мириады разноха-ктерных явлений. И евсь этот "хаос современности" становится ■щннм импульсом к появлению многосложных структур в искусстве. .. Мы не создали еще искусства, подобного храму, где каждый ис-Еедует свое,, но свое ьнутри всеобщего. Мы не можем умозрительно шить, как должен произойти тот синтез, то соединение и создание вого целостного пластического языка, но стремиться к этому мы жем..."1.
Рождение-развитых полифонических форм, органика взаимодейст-я драматургической структуры и достойного ее пластического энви-лента предполагает использование всей системы художественно-вы-зителышх средств экрана. Только глубокое "внутреннее взаимо-йстме всех искусств рождает на экране симультанный художестЕен-Е образ, не достижимый ни в одном другом синтетическом искус-ве',<;, рождает подлинно авторскую структуру, приобщенную к гло-льным обобщениям, общечеловеческим ценностям.
Уровень телеосмысления действительности в конечном итоге ть та система ценностей, на которую ориентируется каждая совд-ькая группа I зрительская аудитория) и сЕязыЕает с ней о.пседелек-
3 оценку, определяя его (зрителя) ценностные ориентации. Сегод-же заполонение вещания некими универсальными моделями, унифика-
4 телевизионных форм ЕкзыЕает серьезные опасения, требуя, как .1 кажется, вдумчивого отношения.
Еозкйкшкй сегодня "эстетический стандарт" привел как бы к
с;::-:тезв в искусстве.// ¡¡скусстго кино. - 1585.
- :,?.: Иск., .1577,
стандартизация телевидения в целом, к "бессилию" в поиске ярких самобытных форм, е частности, истинно национальных структур.
Этому способствовало, на наш взгляд, отсутствие объективных критериев в оценке уровня, качества телевизионного вещания, существующее по отношению к ТЕ в течение десятилетий, что е немалой степени влияло не только на вкусы аудитории, но и тормозило развитие творческих возможностей ТЕ.
Тотальная политизация современных программ (вполне закономерная для нынешней общественно-политической ситуации в стране) также привела к некоей унификации творчества, обеднению жанровой палитры вещания, однообразию форм, постепенному снижению критерия художественности, - понятия, столь сущностного для ТЕ. Это, в свою очередь, может способствовать депрофессионализация ьещания I целом. Многие исследователи и практики ТЕ отмечают сегодня, скол! опасен этот путь (снижение уровня художественности, образности, обеднение художественно-выразительных структур).
Пережив на сеоэм пути периода расцвета и застоя, ТЕ сегодня стоит перед необходимостью кардинальных изменений, а стало быть 1! решений, вступая в новую стадию осознания своих возможностей. "Сейчас, когда мы приступаем к глубоким и сложным преобразовашш отмечается в Указе Президента СССР, - особенно важно, чтобы телевидение и радио всемерно способствовали консолидации общества... обеспечивали... гуманизацию человеческих отношений, правопорядок, межнациональное согласие. Такие цели требуют сохранения и развития телевидения как общенациональной структуры.
Е то же время демократизация общества, возрастание роли суверенных союзных реопублик и Советов народных депутатов, реально{ становление политического плюрализма требуют кардинального изменения характера телерадиовещания страны"1.
Одна из составных этих изменений как раз я СЕязана с развитием местных студий. Е Указе об этом говорится так: "Взять курс на расширение прав и полномочий республиканских, краевых и облас ных телерадиокомитетов...".
По мере развития ТВ отчетливее выявляется и важность развития республиканского вещания, что продиктовало появление известного решения 1987 года об открытии к 2000 году еще 6? местных от;
I Указ Президента СССР "О демократизации и развитии ТЕ и радиовещания е СССР" от 14 июля 1990 года.
дай, помимо уже функционирующих.
Развитие национального ТЕ (телевидение Армения в этом смысле, разумеется, не исключение), - требует учета особенностей национального мировосприятия, национального архетипа образного мышления, уникального опыта тысячелетий - социального, нравственного. Словом, важна включенность в традиции, в национальную эстетику, культуру.
Исходя из этого, нами осознается острая необходимость для теория и практики современного ТЕ исследований, способных адекватно отразить особенности и уровень телепрограмм, став важнейшим фактором повышения их эффективности. Нам представляется веснла актуальным выявить основные обретения и просчеты регионального вещания (на примере ТЕ Армении), дабы не потерять накопленное и избежать повторения пройденных ошибок в период ноеого этапа развития ТЕ.
Следует отметить, что в истории АТ, особенно на ранних этапах его развития, были весвла значимые находки, именно с точки зрения образного осмысления, формы. И автор считает своей задачей описать и проанализировать то ценное, что было в Евщании, ибо многое из этого прежнего опыта может войти в реальную практику современного ТЕ.
Предпринятое исследование - это, по существу, первая в республике диссертация, посвященная осмыслению творческих особенностей АТ, анализу функционирования художественно-выразительных структур в их прямой взаимозависимости с действенностью. Полагаем, еыводы, к которым пришел автор, могут быть непосредственно использованы в практике вещания АТ.
Кроме того, многое из сказанного в диссертации закономерно и лля других региональных студий, а также для ЦТ.
Результатом работы яеёлесь теоретические суждения и практи-зеские рекомендации, возникшие б результате анализа АТ, имеющие у. всеобщий характер, затрагивающие развитие ТВ е целом. Именно е >том, е попытке исследования синтеза худокестввнно-Еыразятз^ънь:;: ¡труктур как фактора поЕЫшеняя эффективности современных телеп:".-;-'рамм, еидктся актуальность данной диссертации.
Состояние научной разработки темы. Как мы уже отмечали, вокальные студии вступают в новую стадию развития. Однако раСст, освященных генезису и тенденциям развития национального, р.тлс-
нального вещания, явно.мало*.
Практически на исследованными остаются вопросы, связанные с формой тблепроизведений, посвященных анализу образного осмысления программ, в первую очередь, ато касается информационного вещания и телепублицистиня.
За долгие годы функционирования АТ2 оказалось за пределами интересов теории я критики. На сегодняшний день лишь некоторые его
Т Аманбаев К.А. Создание и развитие телевидения в Казахстане -действенного средства идеологической работы КПСС (1958-1970): Автореф. дисс. канд.ист.наук. - Алма-Ата, 1971; Бараневич Ю.Д. Проблема интерпретации фактов в информационных программах местного радиовещания Украины: Автореф.дисс. д-ра филол.наук. - М., 1986; Джураев А.Ш. ТЕ Таджикистана. - Душанбе, 1979; Ерицян С.С Телевидение Армении в системе средств массовой информации и прс паганда республики: Автореф. дисс. канд.филол.наук. - Ереван, .1987; Каримов А.К. ТЕ Узбекистана. - Ташжент, Т973;Леонадзе И.С Проблемы развития грузинского телевидения в системе общесоюзного вещания: Автореф. дасс. д-ра филол.наук..- Тбилиси, 1975; его же - Школа для зрителей. - Тбилиси, 1983; Макиньш Г.В. Становление и развитие тележурналистики Латвии в системе советской культуры: Автореф.дисс. канд.филол.наук. -М., 1987; Нечай О.ф. Развитие Белорусского телевидения. - Минск, 1982; Попа В.И. Выпуски нобоствй как тип программ республиканского ТВ: проблемы развития и функционирования: Автореф. дисс. канд. филол.наук. — М•, 1985; Цвик Е.Л. Особенности системного функционирования местных студий телевидения: На материалах республиканского ТЕ УССР; Авгореч.дисс. канд.филол.наук. -М., 1979; его же» Украинское телевидение: опыт, практика, проблемы. - Ки ев, 1986; Шербатюк Т.В. Украинское телевидение как тип республиканской телевизионной программы, формирование и тенденции развития: Аьтореф. дисс. канд.филол.наук. - Киев, 1982; Эльмо-нович Т.Е. Образ факта: От публицистики к фильму на Эстонском телевидении. -М., 1975.
2 Регулярное Еещанле АТ началось с 19 5\ года. АТ сегодня - это мощная система, Еключаащая 2 республиканские программы с общщ, среднесуточным объемом Еещания 13,5 часов. По охЕату населенш а такке по среднесуточному объему Армения занимает одно из пе] еых мест среди союзных республик.
- 7 -
проблемы рассматривались в республиканской периодике, в отдельных научных статьях, объем-и задачи которых имеют, естественно, ограниченный характер (в этой связи отметим работы О.Багдасаряна, С.Гулян, А.Ерзнкян, С.Врицяна, С.Погосяна). Еопросы же образной структуры информационно-публицистических и художественно—публицистических программ практически не осЕвщаны (в центре внимания критики оказывались и оказываются в основном йгровые фильмы и телеспектакли). Е диссертации, защищенной С.Вряцяном ("Телевидение Армении е системе средстЕ массовой информации и пропаганды республики" - диссертация на соисканиз ученой степени кандидата филологических наук), АТ рассматривается не самостоятельно, а в общей системе средств массовой информация и пропаганды республики.
Новизна исследования обусловлена и его многоаспектностью. Ибо работа, предпринятая автором, лежит е точке пересечения нескольких проблем: искусствоведческих, журналистских, социологических, психологических, собственно телевизионных.
Ноеым б методологическом отношении представляется подход к изучению зависимости эффективности телепрограмм и художественно-выразительных средств, формы произведений ТВ.
Автор также стэеил своей задачей разыскать и описать значимые творческие находки, наиболее плодотворные элементы телевещания прошлого. Е этом диссертанту помогли и свидетельства тех,кто стоял у истоков АТ, кто б течение долгих лет определял его теор-ческую политику (М.Аветисян, М.Багдасарян, Е.Балаян, М.Мариносян, С.Погосян), и работа со сценариями, эфирными папками прошлых лет (всего того, что .удалось отыскать в архивах), просмотры в течение этих лет программ АТ.
Представленные табливд рейтинга наиболее значимых для АТ циклов (с 1281 по 1890 гг..), приводимые в работе, позволили автору впервые показать динамину развития основных циклов - информационного, художественного и общественно-политического вещания.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют общетеоретические труда о природе искусства, труды, посвященные общим проблемам психологии и эстетики, истории киноискусства и теории телевидения.
Е этой сеязи автор обращается к работам М.Бахтина, К.Бердяева, Н.Еиннера, Е.Еыготского, $,ДостоеЕского, А.Зися, '/.Кагана, В.Шкловского, Б.Зйхенбаума.
Проблемы синтеза документального и художественного, органики
- 8 -
взаимодействия слова в изображения не могут быть рассмотрены изолированно от общих проблем кино и телевидения.
Поэтому мы широко использовали труды советских и зарубежных теоретиков кино, критиков, практиков - А.Базена, Л.Еайсфельда, М.Зака, А.Довженко, С.Дробашенко, А.Караганова, З.Кракауэра, Е.Огнева, Ее .Пудовкина, ¡{.Разлогова, Е.Турицына* Е.Шкловокого, С.Эйзенштейна и др.
Разумеется, изучены и широко иопользоеэны в диссертации научные исследования.по теории телевудения - работы И.Андроникова, Э.Багирова, Ю.Еогомолова, А.ЕартаноЕа, Е.Еильчека, Е.Егорова, А.Карягина, Р.Копылоеой,'Г.Кузнецова, А.ЛеоктьеБа, Б.Лыоиса, Т.Марченко, С.МуратоЕа, Г.Никулиной, Ст.Рассадина, Е.Саппака, А.Юровского.
Мы указали, разумеется, лишь часть использоеэнной литературы. Исчерпывающий список содержится е библиографии. Здесь мы хотим лишь показать, что в диссертации затрагивается широкий круг проблем, на пара сечения которых только и мокко, как. нам кажется, проанализировать закономерности и особенности функционирования художестЕенно-Еыразительных структур, Еопросы образного осмысления телазрелища, имеющие-чрезвычайно важное значение для реализации авторского замысла, раскрытия темы и идеи произведения, стало быть, для повышения эффективности и действенности ТВ-программ в целом.
Цели и задачи диссертации. Автор поставил своей задачей-обобщить опыт работы АТ, проанализировав его сильные и слабые стороны, рассмотреть проблемы, связанные с актуальностью телепрограмм и их формой (проблемы органики взаимодействия слова и изображения,персонификации; синтеза художественно-выразительных средств, документального и художественного). Е соответствии с этим он счел необходимым : » .
- рассмотреть генезис развития АТ;
- определить я проанализировать наиболее популярные циклы прогреми Е их историческом развитии;
- описать типологию наиболее распространенных моделей программ для анализа их жизнеспособности и перспективности;
- выяекть наиболее действенные структуры телепередач, связаннее с использованием художественно-Еыразитальных средств;
- определить наиболее перспективные направления развития национального телевидения (в аспекте темы диосертации);
- 9 -
- рассмотреть Еопрос действенности, эффект-явности телепрограмм е зависимости от художественного решения (причем это касается прекде всего документального ТВ);
- обратить Ениманиа на опасную тенденцию, связанную с пренебрежением к форме подачи материала;
- на осноеэняи данных, полученных в результате исследования, Еыработать рекомендации для практики Евщания АТ.
Хронологические самки, в которые берется объект исследования, охватывают в осноеном период с-1980 по 1990 годы. Автор счел необходимым также обратиться и к болея раннему периоду, к тому ценному, значимому, что было в телепрограммах, начиная с 1957 года, дабы не дать кануть в Лету открытые практиками художественные возможности телеэкрана, нашедшие отражение в разных программах АТ на протяжении почти 35-летнего пути развития.
Теоретическое и практическое значение работы определяется тем, что исследуется художественная основа телепроизЕедений, созданных республиканской студией (за длительный период ее работы), а также тем, что телевидение союзной республики исследуется как часть национальной культуры.
Полученные результаты исследования, - типологические характеристики моделей программ, - призЕаны быть использованными для со-вершенстЕОЕаняя работы республиканского телевидения. Надеемся, что знание описанных закономерностей важно не только для совершенствования работы АТ, но и для других телестудий.
Автор надеется, что анализ и вывода диссертации будут полезны для практики АТ, для пошшения эффективности, действенности телепрограмм, принесут пользу при подготовке журналистов и режиссеров, поЕншаюиих квалификацию, а такке при чтении лекционного курса "Теория ТЕ" на факультете журналистики КГУ.
Апробация осноеных идей и еыеодое диссертация осуществлена: в выступлениях на летучках и семинарах АТ, постоянных публикациях в республиканском еженедельнике "Е эфире Вреьан", а такне е научных статьях в республиканской и центральной печати и научных специализированных сборниках.
Своего рода апробацией теоретических положений к еыеодое, содержащихся в диссертация, яенлись я телевизионные программы, которые сделаны автором дессертецл! е течение работы ь сслзсте г:ур-налистики и теле драматургия (речь £дет о программах, псдготсег.-;» ных для ЦТ и АТ).
- ю -
Структура диссертации отвечает целям и задачам исследования, включая в себя введение, две главы, заключение, список литературы и даа приложения.
П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Ео "Введении" обоснована важность и актуальность темы, научная новизна, дан обзор состояния ее научной разработки, определены теоретическая и методологическая основы работы, ее цель и задачи, характеризуется источниковедческая база, теоретическая и практическая значимость исследования.
Первая глава "Проблемы теле о смысле ни я ¿такта и события в документальных программах" состоит из ДЕ.ух параграфов. Первый -"Слово и изображение. Их органическое взаимодействие". Еторой -"Персонификация. Генезис проблемы и ее развитие".
Мы сочли целесообразным и полезным для обобщения реальной практики развития АТ рассмотреть такие сущностные для ТЕ факторы, как органическое взаимодействие слоеэ и изображения и взаимосвязанную с этими понятиями проблему персонификации.
Анализируя понятие слова и изображения, содержания и формы телепередачи, мы обратились за примерами к практике телевидения Армении, рассмотрев наиболее популярные информационно-публицистические и художественно-документальные циклы в их развитии.
Основное-внимание.в диссертации сосредоточено на циклах -"Еестник", "Ереван и ереЕаниы", "Диалог", "15 днеЕ", "Актуальный экран", "Предлагает телезритель", "Люди, быт.иравы", "Беженцу: заботы и проблемы", "Села и судьбы", "Навасард", "Анрагитак", "Музыкальная почта", "Музыкальный теледневник" ("Музыкальная жизнь"), "Наш язык, наша речь", "Костер", "Литературные мосты", "Асмик" и некоторых других.
Е работе описывается история вопроса: многолетняя дискуссия, спор в критике и теории о том, что приоритетно - слово или изображение. Автор разделяет мысль тех, кто считает не шолне правомерной саму постановку Еопроса, полагая, что лишь органика и гармоничное взаимодействие слова и изображения способны создать подлинно действенные, эффективные телевизионные программы.
Только при органичном синтезе вербального и изобразительного решений возможно максимальное уменьшение потерь при передаче сообщения. Именно в этом случае возможно выработать в "приемнике", т.е. у зрителя, высокую "мемориальную" память. Следовательно, необходи-
- II -
ло с большей ответственностью относиться и уровню подачи матеряа-ча. Обилие информации порождает иллюзию зрительской осведомланно-зти, глубины интересов. Исследователи массошх видов искусства от-5ечают силу воздействия норм, которые несут они в себе. По их мне-1ию, в частности Г.Селдеса (и мы с ним согласны), воздействие норм, 'которые несут в себе массовые искусства, подчас сильнее, чем влияние здравого смысла, традиций, обычаев, цраЕошх .установлений i юридических зеконое, ибо к "наивной" Еоре масс в печатное или [рокзносимое слово здесь добавляется достоьерность непосредсТЕвн-юй наглядности"'1. Эта точка зрения eas раз подтверждав., сколь штуальна и остра для ТЕ, и для Армянского телевидения в частота, проблема профессионального осмысления информации.
Утрата енсокйх критериеЕ приводит к снижению уровня Боспрвя-ия (глубины, эмоциональности, степени эстетического воздействия), арактеризуя в какой-то мере состояние культуры нашего общества егодня.
Само понятие "гласность" .уже определило могучее место в Ев-анки "разговорных" жанров, особенно тех, что связаны с полемикой, дискуссиями. Слоео стало обретать особую силу. Еще в начале ева русский философ. Н.Бердяев блистательно точно высказал следую-уга мысль: "Для низвержения фиктяшой власти слое нужна свобода лова. Е атмосфере несвобода процветают пустые слова, и они неопсо-зрккмы. Слоео само по себе богестЕокко, и божественный смысл пев может быть выявлен лишь в атмосфере свободы...
... ЕосстаноЕление смысла слов, праьдяЕОГо, реального я полисного употребления слое Еедет к тому сознанию, что общество зна должно не переодеться хотя бы. е самый радикальный костюм, не жроЕЫ переменить, а действительно.переродиться, изменять ткань
зою"2.
Девальвация слова характерна была до недавнего Бременя для »дь-дйнстьа назцх СМИ, а не только для телевидения (разумеется, ■ли счастливые исключения и в печати, и на ТЕ). Ко'на телевяде-!й слово специфично, связано со спецификой самого теле ведения, с 'о изобразительной природой к оптической конкретностью. Акалкзи-я понятие - слово и изображение - мы обращаемся за конкретными кмерамк к практике Армянского телевидения.
Е течение последних десяти лет в телевизионных программах
ТелеЕпдзнг.е к pazy.o. tvr.T, 1.1., R67, с.45.
Бердяев I; .демократия и личное:b./W-скуссгвс кино. - ЬгО,
- 12 -
Армянского телевидения утвердились циклы, объединенные присутствием постоянного ведущего, так называемые передачи "круглого стола" с приглашением наиболее компетентных лиц при обсуждении актуальных экономических, социальных и нравственных проблем.
Подобная форма присуща таким циклам, как "Диалог", "15 дней", "Предлагает телезритель", "Навасард", "Отражение", "Актуальное интервью", "Села и судьбы", "Ереван и ереванцы", "Беженцы: заботы и проблемы", "Арменоведческий журнал", "Уроки истории", "Люди, быт, нраш". "Эстетическая и публицистическая ценность собеседнических передач определяется.в первую очередь достоинствами авторского слова, его эмоциональной и познавательной емкостью, своеобразием личности и творческой манеры человека в кадре. Автор... личностно окрашивает всю программу в целом. От него зависит... насколько активно б.удут восприняты слово и изображение, насколько короткой окажется психологическая дистанция между телеэкраном и зрителем" (подчеркнуто - И.Б.).
Существенным достоинством данных программ является, на наш взгляд, ярко выраженная связь их проблематики с современной общественной ситуацией, привлечение интереса аудитории к действительно актуальному. Однако следует обратить внимание на существенный недостаток во многих выпусках вышеупомянутых циклов. Являясь в основе своей "разговорными", выступления "действующих лиц" передач нередко отмечены излишним пафосом или, наоборот, полной незаинтересованностью темой.
К числу серьезных недостатков некоторых циклов является и их полное примирение с примитивностью в драматургическом, плаотичес-ком решении. Вели мы отмечали их актуальность , то с точки зрения их изобразительного решения они требуют весьма серьезных радикальных корректив. Тут уместно обратиться к высказыванию об эффективности воздействия художественно-организованного экранного пространства. "Различие между образностью и информацией в документальном кино сводится не к. каким-то их мифическим, спонтанно возникающим качествам и свойствам, а к их положению в авторской концепции, структуре фшшш, к характеру взаимосвязей элементов (кадров, монтажных фраз) друг с другом. Именно отсюда проистекает "образность" или "информативность", формируется уровень смыслоеой емкости кинодокумента. На этой почва выявяяются глубина мысли.
I Никулина Г.Лица знакомые и незнакомые. -М.: Иск.,1980, с.55.
- 13 -
эмоциональная напряженность повествования, а-тем самым, в конечном итога. - эсг<£ект воздействия"1 (подчеркнуто - И.Б.).
Таким образом, разрушая образность, формируется веема низкий эстетический потенциал передач. И результатом этих просветов является то, что восприятие темы остается в о$ерэ раос.удочных истин. лишая зрителя возможности-воспринять общественно значимое как личное. т.е. стать живым, эмоциональным.
Здесь мы еще раз хотим подчеркнуть, насколько необходимо для действенности,- эффективности.вещания органичное использование и всей системы художественно-выразительных средстЕ, и гармоничное взаимодействие изображения и.слова.
Однако хотелось бы обратятъ внимание на обстоятельство, которое становится очевидным: практически и ЦТ, и региональные студии пережили время взлета чисто "разговорных" передач. Вели в прошлые годы исследователи и практики полагали, что именно эти формы являются наиболее "телевизионными", то сегодняшний день диктует внесение радикальных изменений.в казалось бы априорное. Сегодняшний эфир настоятельно требует выявления новых йорм. новой образности, ноеого стиля, большей эстетической и познавательной емкости.
Разнохарактерные по сеоой направленности, стилю, теме многие циклоЕые программы АТ представляют как бы единую модель с четко сложиешимся стереотипом. Клишированная форма подачи материала подчас значительно снижает суть, значимость информации, заложенной в них, Е передачах, о которых идет речь, создается впечатление бесконечного выступления, в основе-своей..монологичеового, длящегося подчао по 40, 50 минут. Такая авторская и.режиссерская не-продуманнооть чаще всего называет у аудитория чувство неприятия тех проблем, о которых идет речь. Низкий.уровень художественного, изобразительного телеосмысления материала нарушает психологическую стабильность восприятия, разрушая замысел.
Е света выше сказанных соображений в диссертации подробно анализируются конкретные выпуски программ АТ. Е частности, на основании анализа более 900 выпусков ежедневной информационно-пуб-дкцистической программы "Еестник" мы приходим к следующему еыео-ду: популярность программы во многом определяется объективностью информационных сообщений, их оперативностью, тем, что благодаря
I Дробашенко С. Пространство экранного документа. -М., Коя., 1986, 0.262.
- 14 -
усилиям журналистов достигается максимальное соответствие отраженного с реальной нелегкой ситуацией в республике, слоеом, мера объективности, правдивости освещения событий становится сегодня Евдущим критерием в оценке данной программы. Это можно отметить и на примере освещения трагедии землетрясения"и многих других проблем и вопросов. Но с позиции формы она до сих пор копирует Москеу, и в способе подачи материала, и смене рубрик.
Необходимо отметить, что в свое время архаичность формы программы "Ервмя", отсутствие в ней в должной степени персонификации компенсировались тем, что на нее работали журналисты всего Советского Союза, журналисты, передающие информацию со всех точек Земли. Сегодня, хоть и нельзя считать, что создана оптимальная модель программы, однако наличие в ней личностного подхода - условие роста ее потенций. Неизменное же стремление на АТ в течение долгих лет во всем копировать ЦТ создало искусственно сконструированную ветвь вещания - "как на ЦТ". А это привело к потере самобытности, примитивизации национального эфира.
Е нашей республика необходимо помнить, что народ пережил страшную трагедию землетрясения, разом оказавшись в ноеой системе жизненных координат, высших человеческих ценностей и еысших, невосполнимых потерь, которые навсегда сохранятся в генетической памяти нации. Е связи с этим особенно еэжно повысить и содержательную, и образную значимость программ (понятий взаимосвязанных).
Сегодня телевидение Есе более находит сеой правдивый, откровенный характер общения с народом. Е этой сеязи можно сказать,что и "жиеоё эфир" вновь находит сЕое достойное место в нашем вещании.
Рассматривая эстетическую.природу ТЕ на ноеом витке развития, на ноеом, сегодняшнем социально-психологическом уровне восприятия, приходим к мысли о необходимости выведения информации в худоиаст-венно-образный ряд, чтобы "показать растерявшемуся от изобилия информации чело Ее ку ценность и беспредельность человеческого "Я"*.
Несомненна значимость для аудитории говорящего человека во всей совокупности его особенностей: и содержание того, что он го-зорит, к его внешность, и манера донесения мысли, и особенность его личности как такоЕой.
ЕоэдейотЕне устного слоеэ намного усиливает зрительный образ, создаваемый личностью человека, говорящего с экрана. Осознание
I Нвгзгбсткг.Т: с. 1"'К, }■ 6, с.71.
- 15 -
этого, осознание сути персонификации - одна из причин того, что так сильно выросло за последнее время значение человека в кадре.
"Еивое высказывание..., мысленно возникшее в определенный исторический момент в социально определенной среде, не может не задеть тысячи живых диалогических нитей... не может не стать активным участником социального диалога..."*.
Таким уроком высшей духовности, нравственности было, в частности, общение в эфире с Л.Сахаровым, тем уровнем "чувства правды", истины, который был задан аудитории в его выступлениях на Съезде народных депутатов СССР.
Очевидно, что еопооо о личности на телеэкране - вопрос первостепенный для функционирования и развития ТЕ. Проблема личности на ТЕ - это проблема влияния на зрителя особой документально-образной системы телевизионного воздействия.
Расширение сферы влияния эстетического критерия в информации прочнейшим образом связано с понятием персонификации.
Говоря о роли личности на ТЕ, мы считаем возможным рассматривать сферу не только информационно-публицистического вещания на АТ, но и художественно-публицистического. Правомерность такого подхода объясняется, на наш езгляд, единой тенденцией (как в чисто информационных,-так и в художественных программах) на АТ; недостаточное осознание необходимости личностного подхода в ведении телепрограмм.
Телевидение - редкостный индикатор, определяющий нраЕстьен-ный, интеллектуальный, профессиональный уроЕень выступающих в эфире. Е беспощадности эфира - одна из его прерогатив.
Рассматривая проблемы персонификации, мы считаем возможным попытаться расширить традиционную точку зрения и проанализировать гелбпрограшш по характеру их ведения, рассматривая наиболее распространенные стереотипы ведения телепередач.
На АТ существуют циклы как информационно-публицистические, сак и художесТЕенно-публицистические, е которых ведущий - программный диктор.
Тот факт, что в данном случае программный диктор первступа-!т границу сеоей тяпакности, обезличивает слоео, снижает "ззряд )стетического воздействия'"2.
Бахтин У. Еопросы литературы и эстетики: Исследования г.азкых лет. -!Л.: "Худож.лит.",- 1575, с.86.
4ел1:пьев й. Сигналы эстетической информации. ль^о..;,.
- 16 -
Отсутствие компетентности ведущего - е данном случае диктора, приводит к псвЕдоосмысленяю факта и события, невозможности создания подлинно авторской программы. У зрителя нвеольно еозникэ-ет установка на одномерность в постижении темы, и, что не менее существенно, недоверие к информации в целом, ибо "источник" сообщения не ЕызыЕает доверия
Такого рода "персонифицированные" программы часто отличают & типовые, клишированные вопросы в интерЕью, и зритель соответственно получает поверхностную информацию.
Обычно эти передачи отмечены Евсы/а примитивным, стандартным пластическим решением. Они объединены общим "подходом": их сближает полное отсутствие драматургии, образного постижения действительности. сопряжения о жизнью, с ее многогранностью. -
А ведь главным требованием эссгективности телевизионного воздействия является такое Еыступлбние е кадре, когда выступающий не сообщает, а осмысляет. И именно этот анализ является одной из предпосылок возникновения образности.
Е этом смысле мы отмечаем достижения таких программ АТ, как "Т5 дней", "Диалог", "Наш язык, наша речь". Компетентность ведущих, их индивидуальность (Е.Мурадяна, Р.Мависакаляна и др.) делает программы интересными, действенными, включая зрителей в активное сотворчество.
Телевидение - "наивысшая форма общения, поскольку здесь оно происходит "вглубь", с вовлечением глубинных пластов личности"*. В этой связи опасение вызнеэвт и лкеперсонийикавдя. Речь идет не только о дикторе, но и о таком чтении, при котором журналист изображает "свободный полет мысли". Недопустимость такого чтения (будь то сообщение ТАСС пли редакторский текст) относится к неоспоримым эстетическим просчетам ТЕ, ибо ничто так не противопоказано телеобшению, как ложность чувств.
"Наьерное, - с сожалением отмечает Е.Молчанов, - мы становимся очень похожими друг на друга, безликими, потому что все время ьынуждены е эфире читать вслух наш бездарный официоз. Мне было бы куда легче, - продолжает Е.Молчанов, - вести один только международный блок ео "Еремени", нежели выглядеть глупцом, кото-
I Платонов К. Личность как объект социальной психологии. Е кн.: "Методологические проблемы социальной психологии. -М.: 1995, с.?.
- г? -
рый говорит о том, что происходит е стране, не шея ни малейшего собственного понятия об этом"^. Так появляются в эфира псеьдо-персонифицированные программы, где комментатор-марионетка обречен на иллюстрацию чужих мыслей, чужого интеллекта. Однако еще раз подчеркнем: подлинная персонификация необычайно важна для установления действительного доверия между человвном с экрана и зрителем. Б этой связи необходимы и подлинная личность на экране, и осознание разных перспективных и неперспективных моделей программ.
Различный-уровень персонификации определил и наличие стереотипов видения телепрограмм. ., характерных для АТ.
Классифицируя модели программ по характеру их вэденяя, мы наделяем следующие:
I. Модель с "мнимой" персонификацией:
1. Е роли комментатора - программный диктор (как в информационных, так и в художественно-публицистических программах).
2. В.роли комментатора - специалист (журналист) .читающий не свой текст»
Модель реализуется в виде:
- комментатор в кадре;
- комментатор.за кадром.
Характерные особенности данной структуры:-- низкий уровень осмысления проблемы (псевдоосмыслениа темы);
- стереотипное пластическое решение;
- низкий эстетический потенциал (отсутствие подлинного "общения", разрушение контакта с аудиторией).
Считаем, что данная телевизионная'структура не только не перспективна, не только требует кардинальных корректив, но вообще не приемлема для ТЕ.
П. Авторская структура, усвремленная к подлинной персонификации.
- В роли комментатора - специалист.
Модель реализуется в виде:
- автор в,кадре;
- автор за кадром.
Данная модель наиболее перспективна. Однако подлинная ее "реализация" предполагает:
- глубокое авторское осмысление факта, события, явления;
I Лит. газата. Альтернативное ТЕ. Да или нет? 30.05.90. й 22, с.5.
- 18 -
- четко выверенный отрой программы, ее профессиональное пластическое воплощение.
Воздействие "экранного документа" на все сферы сознания и деятельности человека, формирование у аудитории определенных культурных, нравственных, идеологических установок требует от создателей программ подлинного профессионализма, четких критериев оценки своей деятельности.
Стереотипная программа, лишенная самобытности, включенности в национальную эстетику, нравственность, без своего понимания сути красоты мира, порождает естественный регресс национальной культуры (и ТЕ - как ее неотъемлемой части), интеллектуальную и идеологическую примитивность.
Подводя итоги исследования сущностных для ТВ факторов органического взаимодействия слова и изображения и взаимосвязанной с этими понятиями проблемы персонификации, прихода к следующему:
1. Политизация вещания, закономерно обусловленная общественной ситуацией, породила структурное сходство многих программ - тотальную Еербализацию эфира.
2. Культ слова предопределил низкий уровень пластических решений, которые в свою очередь оказывают влияние на уровень смысловой емкости программ, приводит к разрушению связи между звуком и изображением, влияют на эффективность воздейстЕИя Еещания.
3. Стереотипная модель программ значительно снижает эстетический потенциал передачи, влияя на восприятие сути информации,
то есть низкий уровень гелеосмысления ослабляет действенность, эффективность, значимость произведений документальных программ.
4. Телеосмысление факта и события взаимосвязано с уровнем персонификации. Гармония слова и изображения, пронизанная "токами души" автора, стремление к подлинной персонификации порождает модели программ, "работающие" в соЕременной коммуникативной ситуации, обладающие высоким эстетическим я нравственным зарядом.
5. Компилятивность программ АТ по отношению к ЦТ на уровне формы, тем и рубрик нивелирует самобытность, обезличивает изображаемую действительность.
ГлаЕа бторэя - "Синтез документального и художественного".
ОсноЕная идея этой главы: создание сух'убо телевизионных форм вещания, рождающих новое качество эмоционального Еозде й-ствия и, соответственно, качественно Иг.рй уровень эстетического восприятия, представляется сегодня весьма актуальным, ибо это один из очеЕЕД-
- 19 -
ных путей повышения эффективности телепрограмм
Какой в таком случае представляется эта подлинно телевизон-ная форма?
Е поисках наиболее ярких форм осмысления действительности телевидение, - в лучших своих программах, - активно пользуется разными системами художественного мышления, многими художестьенно-выразиталышми средствами синтезируя их, находя свой особый язык.
Взаимопроникновение разных систем художественного мышления. эстетический контакт игроеого и документального рождает на телевидении самобытные по ^орме экранные произведения.
Так что же такое синтез? Может, это - разрушение законов композиции? Или обретение?
Для соЕременного ТЕ это - органичное использование всех а^го возможностей, создание полифонической формы, причастной к смыслу, сути телевидения как искусства. Сути, способной Еобрать е едином интуитивном порыве и сознательном синтезе и поэтическое слоео, и музыку, и творения живописцев и зодчих, реалии действительности и искусства.
Говоря о включении художественных элементов, мы имеем в виду не только постановочные моменты, но и всю систему художественно-вырази тельных средств. Еозникшая на этой почез особая система образности несет в себе и иную, большую степень убедительности, становясь безуслоеным "источником углубления художественного пространства" .
Сочетание разных систем художественного мышления в едином художественном замысле вносит в телепсодзЕеде-кия новые качества эмоционального и содержательного .уровня, новую ctp.vkt.vrv образности иной .уроЕень эстетического синтеза. То, к чему, в частности, стремился в своих творениях один из интереснейших художникее современности, гоЕоря: "Синтез - не эклектика, где собрано все волей случая, синтез в искусстве - это организм, где каждая часть еыполня-ет принадлежащую ей функцию, а в целом части составляют эстетическое единство, и чем сложнее внутренняя жизнь произведения, тем больший круг явлений вбирает оно в себя, чем символичнее пережигание, тем больше частей, больше разнообразия. Но это разнообразие объединено первоэнергией замысла"^.
I Разлогов К. Искусство экрана: проблемы выразительности. -М.:
Иск., 1982, с. 133. ¡с Неизвестный Э. О синтезе е искусстве./'/ Искусство кино. - Ва&,-.'" 6. - с.64.
- 20 -
Для. художественных программ включение документальной стихии (если речь идет об органике их взаимодействия) - путь к большей достоверности, убедительности, открывающей новое в зрительском восприятии.
Чувство формы определяет художественные вкусы зрителей, создавая определенный уровень восприятия, эстетические, нравственные критерии сегодняшней аудитории. И этот бездуховный "диктат" телевидения в противовес себе требует создания телеискусстЕа caí,toro высокого эстетического качества, реализации ьсех потенций телевидения во имя создания действительно духовных ценностей. Сегод няшняя же художественная ситуация скорее ьыражается е "разомкну-тости" осноьных телевизионных структур, их коллажности. (Ka АТ это и "15 дней",.и "Навасард", и "Отражение", и "Зеркало", и "Панорама",и ряд программ ЦТ). Однако, как нам кажется, это. чуждо, эстетическому восприятию современного человека, требующему художественного, поэтического постижения реальности жизни. Это воЕсе не означает исключения "коллажности" на ТЕ. Может быть, для каких-то тем и циклов она органична. Однако строить все программы ТЕ по. однотипному принципу - это означает обеднять палитру ТВ, лишить его возможности вступать в развитие культуры, искусства во всем доступном для него могучем объеме.
Сегодня налицо момент "привыкания", усталости от тотального запоАения эфира "информационно-публицистическими", "разгоьорны-ми" структурами.
Еще на заре возникноЕения телевидения английский телережис-. сер Дон Тэйлор выступал против создания на ТЕ ТОЛЬКО "визуального отчета о нынешней эпохе", постепенно превращающего ТЕ в "быстротекущий, эфемерный вид искусства". (Разумеется, и.мы говорили об этом, возникают моменты в общественно-политической ситуации, когда закономерно ослабление интереса к форме. Но, с другой стороны, есть опасения, что эта. одномерность в подаче материала уведет ТЕ от его подлинной природы).
"Что говорит больше о середине ХУЛ столетия, - пишет Дон Tsi лор, - "Меркуряус Празматикус", сообщавшая о событиях того времени, или поэзия Мялтона и МарЕела, которая позволяет представить себе внутренние конфликты эпохи?"*.
Рождение развитых полифонических форм, органика Езаимодей-
I Дон Тэйлор. На уроЕне эпохи ГорбодукаУ/ Телевидение и радио. Был. I. - М.. - 1967, с.196.
- 21 -
стеля драматической структуры и достойного ее пластического эк-ЕЛЕалента предполагав т .использоЕание Есей системы худокественно-Еыразительных средств экрана.
Именно звукозрительный синтез - основополагающий принцип организации материала на телвтдешп. Каждый кадр не просто "слы-. шится" и "видится", но л ощущается в нерасчлененном звукозрительном единстве.
Результатом этого эстетического постижения реальности становится органическое взаимопроникновение музыки, слоЕвсного комментария, изобразительных эквивалентов, создания многослойных по сЕоей семантике произЕвдений художественно-публицистической структуры. Этот художественный синтез расширяет границы еосприятия, границы самобытности, границы эмоционально-психологической сути телевизионной формы.-
Практика телевидения накопила большой арсенал приемов образного использования таких существенных пластических средств, как свет, цвет и колорит. Нам представляется, что эти средства пока чрезвычайно слабо используются на ТЕ Си на АТ, в частности). Однако в данной области лежат глубокие возможности для развития эффективности телепроизьедений.
Принципы колористического решения телевизионных программ. передач, отдельных сюжетоЕ могут быть самыми разными в сил.у разности поставленных задач. Но всегда они долины быть подчинены дра-мат.ургии образной системы произведения. Еедь при всей своей относительности звучание щзета и колорита, как и любого другого средства художественной выразительности, определяется в конечном счете драматургическим контекстом звукозрительного замысла.
Рассматривая потенции образности, которые несет в себе система художественно-выразительных средств экранного искусстЕа, нельзя, как нам кажется, обойти столь действенный элемент образности, как фотография.
Тем не менее, пока, как Центральное телевидения, так и АТ излишне робко, и не всегда органично, пользуются фотографией (речь идет прежде всего о передачах).
Е работе мы затронули и некоторые творческие проблемы, связанные с освоением такого мощного Еыразительного средства, как музыка.
Синтез звука и изображения - основной доминирующий фактор в телевизионных структурах.
- 22 -
Однако, следует отметить, что чаще Есего этот синтез подме-кяется откровенной музыкальной иллюстрацией. Осноеной недостаток художественного, художественно-публицистического ьецания - желание указать аудитории на драматичность ситуации, е "иллюстративности" музыкальной темы-опередить-субъективную эмоциональную реакцию аудитории, не дать возможности непосредственного сопереживания.
Б сеязи с вышеизложенным встает и постоянно дискуссионный, "открытый" вопрос - о показе музыки на телевидении. Многие специалисты, да и ведущие музыканты, выносят веоьма безжалостный приговор. Так, Т.Адорно, западно-германский философ, считает, что возвышенное музыкальное искусство чуждается всего зримого*. Приведенное мнение, на наш езгляд, очень ценно,-но по отношению к лучшим произведениям телеискусства не совсем спраЕвдлиЕО. Существующие на сегодняшний день примеры экранной интерпретации говорят о силе их воздействия на зрителя, расширении границ эмоционального сопереживания. "Нужно уметь ухватить движение данного куска музыки, и нужно взять след этого движения... за основу той пласти-^ ческой композиции, которая должна соответствовать данной музыке'"'.
Так, попытка передать эмоции, вызываемые музыкой, пластически "ухватить дЕИжение" музыки лежит в основе драматургии конце^а "НосЕящение наставникам" (pes. А.АЕетисян). Сильные эмоции, острая, яркая драматургия произведения, исполняемая молодым композитором Давидом Азаряном, требовала соотЕетстЕующий изобразительный потенциал, образ адекватный интонационному строю музыки, музыки, глубоко прочувствованной автором, пронизанной национальным колоритом, органично и тонко выраженной в ритмике произведения.
Ео П главе рассматриваются конкретные примеры. Среди них и те, в которых обобщается скромный опыт агтора исследования.
Мы приходим к еыеоду, что синтез музыки, Екдеоряда, Есей системы художественно-выразительных средств служат нескольким задачам: информационной (знакомство с музыкальным произведением).аналитической (попытка постичь суть исполнительского творчества).сугубо художественной (создание визуального образа музыки, характе-
Музыка к телевидение. Еып.1, М., 1978, с.70.
Эйзенштейн С. Язбр.прокзЕ. в 6-ти томах. М.: Иск., т.2, 1964,
с.276.
- 23 -
ра музыканта). Последнюю задачу можно считать главной ео многих произьеданиях. Ве можно сформулироЕать и как попытку философского осмысления творчества.
Положим, е передаче "Дирижер" (реж. А.Аветисян) мир художника, мир его ТЕорчемва предстает как "идеальное" воплощение тьор-честЕа в органично мотивированном изоряде процесса работ над партитурой. Еоспроизьедение исполнения оркестром произведения - размышление о смысле творчества, смысле искусства. Взаимопроникновение музыки, словесного комментария, изобразительных эквивалентов рождает интересное, многослойное по своей семантике произведение художественно-публицистической структуры. Такое Енутрикадровое использование возможностей музыки расширяет границы восприятия»границы эмоциональной психологической сути предполагаемого жанра.
Конечно^ е диссертации проанализирована лишь часть ТЕОрческих проблем, связанных с органична! освоением художественно-выразительных средств на ТЕ: музыки, осьешения, цвета, колорита, стоп-кадра, фотографии. Практика ТЕ накопила большой арсенал приемов образного использования этих мощных Еыразительных средств, органичного Еключения их в различные жанровые структуры. Но на-сегодняшний день, еще раз повторяем, используется лишь малая часть из этого арсенала. Это приводит к стандартизации как отдельных программ, так и вещания в целом. Внимание к форме теле произведения - один из важнейших путей повышения эффективности ТЕ.
Нельзя не учитывать и тот момент, что любая форма в.искусстве, любой принцип композиционного.построения обусловливается в како:"-то мере и мировосприятием автора, его генетической связью со своей культурой, этносом. "Каждый народ, - считает болгарский искусствовед Г.Гачев, - видит для всех бытие_ (инвариант) в особом повороте... рдрианте, который определяется его природой, языком, этносом. культурой (материальной и духовной), историей. Национальный образ мира проглядывает во всем... {подчеркну то - И.Б.).
"Национальный образ мира" высвечивает.любое истинное.произведение. И это преломление, эта сопричастность национальному определили всю глубину эстетического постижения действительности у С.Параджанова и А.Пелешяна.
Так, генетическое мироощущение боли, связанной с историей
I Гачев Г. Гроздь и гранат. //Литературная Грузия. -с.19.
1979. - & 7.
- 24 -
Армении, предопределило, на наш взгляд, трагедийнооть ритма в работах А.Пелешяна. И, может быть, именно этот своего рода "этноцентризм" является доминантой в художественном синтезе, определяя выбор всей системы.художественно-выразительных средств.
Особенность мировосприятия армянского народа - единство "крайнего аскетизма, однотипности и простоты с усложненной виртуозностью, доходящей до барочной яркости. Еспомним ли мы наиболее яркий образец армянской художественной культуры - хачкар, или христианский храм, стихи Наренаци или музыку Комитаса - везде перед нами одна и та же уникальная структура..."'1.
Е данном случав, говоря о форме, мы имеем е виду адекватное отражение в ней мироощущения народа, национальный архетип его образного мышления. И именно этот путь - путь к подлинной самобытности.
Динамичное сосуществование в единой синтетической композиции различных видов искусств рождает масштабность как творческого характера, так и всей системы художественного мышления, приводит к творческой свободе в освоении реальности. На наш взгляд, именно такая многослойная структура способна передать "стилистику" нашего времени, мироощущение человека в хаосе и дисгармонии настоящего.
Композиционный симфонизм - структура с качественно отличной драматургией синтеза, - способен развернуть еось потенциал "чужих" видов яскусотв, за счет которых он существует. Синтез худо-жесТЕенко-Еыразительных структур, - подлинно авторская, поэтическая форма. Лишь в ней возможно полное сопереживание, выход к общечеловеческим ценностям.
Для этого, как нам кажется, необходимо искать,искать ноьые пути художественного освоения действительности, слияния всех возможностей искусства в органичное целое.
Е Заключения сделаны выводы по работе. Еще раз подчеркнем, что анализ практики Армянского телевидения, разбор основных циклов республиканского вещания, как информационно-публицистических, так а художественно-публицистических, еыявил сущестЕенный недостаток современного национального вещания - постепенное снижение уров
I Закоян Г. Национальная функция кино.// Проблемы кино и телевидения, АН Арм.ССР, К 2, Ереван, 1984.
- 25 -
ня национального своеобразия, самобытности, критерия художественности. Структурное, композиционное сходство многих.передач приводит, можно сказать, к тотальной вербализации эфира. Слово довлеет над изобразительным рядом, разрушая эмоциональное восприятие реальности, само понятие телезрелиоа, снижая эффективность программ.
Наши критические замечания воесв не означают, что информационно-публицистические и художественно-документальные программы АТ не несут положительного заряда: л них затрагиваются острые болевые социальные проблемы, ставятся вопросы жизненно значимые, разрабатываются темы принципиально важные для жителей республики. Речь идет лишь о необходимости повышения эффективности ТЕ про*-грамм.
Полагаем, что приведенные нами в определенной системе основные циклы АТ, представленные модели дают наглядное представление о том, где необходимы и возможны серьезные корректировки в телевизионном Евщаняи.
Мощный резерв повышения действенности программ - точное использование всей системы художественно-выразительных средств, г четности, тех структур, которые описаны в диссертации.
Мы полагаем, что предпринятое нами исследование будет в даль-:ейшем развито и применимо к творчеству других телестудий. Надеем-:я, что диссертация, ее тема, действительно своевременна, она [ризвана приглечь внимание к проблеме .часто уходящей из поля зрения, Фганике взаимодействия всех структур ТЕ к£к фактору повышения ффективности, как неисчерпаемому источнику совершенствования рограмм.
Анализ показывает, что игнорирование такого важнейшего факто-а, как форма телепроизведания, споообно резко обеднить палитру сех возможностей ТЕ в целом и привести к снижению популярности рограмм. Сейчас советское телевидение стоит на пороге нового вита развития. Поэтому крайне важно, по мнению автора, оценить и сознать все обретения и находки прошлого и современного опыта, , руководствуясь объективными критериями, браться за перестройку зщания.
Современные тенденции развития телевидения со всей очевид-зстью диктуют необходимость развития регионального вещания, как ¡щания самобытного, а это возможно лишь осознав все эстетические, )иродные возможности ТЕ.
- 26 -
Автор диссертация считает, что решение серьезнейших современных проблем развития ТВ (в частности, рассмотренных е данной работе) возможно при высоком уровне профессионального мастерства журналистов и режиссеров. Долгие годы стандартизация многих программ, можно оказать, выхолащивала труд режиссера ТЕ, прежде Есе-го в информационном, документальном вещании, и, как следствие,-значительная примитивизация изобразительного решения множества программ, общая низкая культура режиссуры (разумеется, речь идет о тенденции, а не об исключениях, которые,'конечно же, есть). Сказанное относится не только к АТ, но и ко всей системе нашего ТВ в целом. Совершенствование художественного уровня программ (что впрямую связано с общим уроЕнбм программ е целом) требует подготовки, и переподготовки-кадров.
Некоторые более конкретные выводы и рекомендации сформулированы автрро.ч в конце каждой главы работы.
Ретроспективный взгляд практиков (журналистов, режиссеров, рукоЕодителей АТ) дан в.Приложении У Г в форме интервью (с последующими комментариями автора). Оценка 33-летнего опыта развития национального ТЕ, во всяком случае некоторых аспектов его развития, имеет не только исторический смысл, но может быть полезна для ориентации в сегодняшнем ТЕ.
Приложение М 2 состоит из таблиц, которые наглядно показывают индекс популярности ведущих циклов АТ последних лат.
. Один из выводов, к которому мы приходим, анализируя таблицы рейтинга популярности программ АТ: нередко популярность программ связана не с еысокйм содержательным и художественным уровнем, а просто с потребностью аудитории в Информации. Ибо информационные программы, как правило, находятся во внеконкурентных условиях. А между тем постоянные просмотры аудиторией несовершенных программ с точки зрения эстетической и содержательной ведут (о чем говорится в работе) к утрате эстетического вкуса, снижению уровня об»-щекультурных норм.
Основное содержание диссертации изложено автором е следующих работах:
I. Роль документального телевидения в обучении русскому языку иностранцев // Русский язык и литература е общении народов мя-ра: проблемы функционирования и преподавания. - М.: Русский язык.' 1ЭэО. - т.2. - 0,?5 п.л, /НАПРЯЛ/
- гп -
2. Поиски контакта со зрителей (синтез документального ¿: художественного как фактор эффективности телепрограмм). // Ыс%-ник ЕИПКа. Изд. Гоотвлврадко СССР. - ¡Л. - 1990 - !' 3. - I п.л.
3. Искусство подобное храчу... // Телевидение л радиолечение. - к!. - 1990. - Л II - 0,5 и.л. -
4. Грядущее на есв изменит взгляд (из опыта АТ) // ¿..урпы-лист. Кзд. ЕГУ. Сб.научных тр.удоь. - 1990. - Ереван -
0,5 п.л. (е печати).
5. Синтез художественно-Еыразательных структур.// ¿урна-лист. Кзд. НГУ. Сб.научных трудоЕ. - 1990. - ВреЕан. -Т.П.Л. (б печати).