автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Сказки В.А. Жуковского (генезис, источники, жанровое своеобразие)
Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Скачкова, Светлана Вениаминовна
В современной науке о литературе значительное место занимает исследование цроцесса становления и развития русской литературы в аспекте ее взаимодействия с фольклором. Работы В.Г. Базанова, П.С. Выходцева, А.А.Горелова, Л.И. Емельянова, Г.П. Макогоненко, Ф.Я. Приймы и др., а также серия трудов "Русская литература и фолклор" ( Институт русской литературы ( Пушкинский Дом ) АН СССР) внесли большой вклад в изучение роли и места русского народного творчества на различных этапах развития национальной литературы.-Исследование историко-литературных явлений, особенно восприимчивых & народнопоэтической традиции, требуетгого учета различных условий, породивших специфические для каждого периода формы взаимодействия литературы с фольклором. Это требование приобретает первостепенное значение при обращении к литературе пушкинской эпохи, ибо восцриятие народной традиции в данный период в значительной мере определялось уровнем развития самих фольклористических представлений о национальной специфике русского народного творчества и его жанровой системы. Точное понимание этого существенного обстоятельства позволяет верно оценить творчество в народном стиле русских поэтов трех первых десятилетий XIX века, прокладывающих исключительно важный для развития историко-литературного процесса путь к полноценному воплощению в художественной практике народнопоэтического материала.
В литературе этого периода принцип фолыслрризма находил свое творческое выражение и как проникновение в бытовую, песенную, фантастическую стихию народной жизни и как ориентация на определенный жанр, требующий своего целостного воссоздания.
Именно последнюю тенденцию в развитии литературы выразили поэты, обратившиеся к одному из сложнейших жанров фольклора - народной сказке.
В начале 1830-х годов в русской литературе под пером A.C. Душкина, В.А.Жуковского, П.П. Ершова рождается новый литературный жанр - стихотворная сказка в русском народном стиле. Она возникает на волне обостренного интереса к фольклору, обусловленного устремленностью литературы этого периода к народности и демократизму. Вклад "сказочников" в решение этих важнейших для своего времени проблем был весьма значительным. Ориентация на конкретную народнопоэтическую модель во всей ее целостности позволила авторам сказок не только расширить жанровый и стилистический диапазон литературы, но и проникнуть в реальную жизнь, психологию и мировоззрение самих создателей русского фольклора.
Творчество "сказочников" 1830-х годов представляет собой принципиально новый этап в освоении литературой художественного богатства русского народа. Между тем в их изучении ощущается заметный пробел, связанный с недооценкой того, на наш взгляд, весьма существенного вклада в становление этого жанра на русской почве, каким была отмечена деятельность "сказочника" Жуковского.
Начиная с фундаментального исследования А.Н. Веселовского "В.А.Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения", рассмотревшего его произведения в народнопоэтическом стиле в рамках сентиментализма и расценившего их как явления сугубо архаические, родственные условным формам фольклоризма карамзинского толка, * сказки Чуковского либо вовсе выпадают из поля зрения исследователей русской литературной сказки, либо получают одно
Веселовский А.Н. В.А.Чуковский. Поэзия чувства и "сердечстороннюю, занижающую их историко-литературное значение оценку. Подобного упрека не избежали даже авторы ценных и значительных трудов, посвященных русской литературной сказке, в которых произведения в этом жанре Жуковского характеризуются как творческая неудача поэта, не сумевшего в своей работе над фольклорным материалом подняться до уровня современных ему требований*. Выраженное в целом ряде работ убеждение в изначальной неспособности Жуковского проникнуться сугубо русскими проявлениями "народного духа" также препятствует углубленному изучению и всесторонней оценке его сказочного творчества. Дают о себе знать и рецедивы вульгарно-социологической трактовки творческой деятельнос-р ти Жуковского , подвергнувшейся пересмотру в работах И.М.Семен-ко, Н.В.Измайлова, Р.В.Иезуитовой, Ф.З.Кануновой, А.С.Янушкевича и др. В исследованиях последних лет доказана несостоятельность представлений о неизменности творческого облика поэта-романтика, находившегося в самой гуще русской литературной жизни и чутко откликавшегося на запросы своего времени. В этой связи назреного воображения". П., 1918, с.470-509 (глава "Народность и народная старина в поэзии Жуковского").
Азадовский М.К. Литература и фольклор. Л., 1938, с.118-120; Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. Петрозаводск, 1959, с.285-336; Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке (Поэтическая система жанра в историческом развитии). Томск, 1982, с.43-56. о
См.: Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве В.А. Жуковского.- В кн.: Традиции и новаторство в художественной литературе. Горький, 1979, с.59-67. ла необходимость нового обращения к такой важной стороне творческой деятельности Жуковского, как создание им произведения в фольклорном стиле и, в частности, его сказки.
Ведающийся поэт со всей остротой ощущал важность вставшей перед литературой проблемы освоения народной художественной традиции. Жуковский находился на переднем рубеже этой поистине новаторской работы. Он прокладывал пути, по которым шли его младшие современники, а шаг к подлинной народной сказке был сделан им вместе с Пушкиным. В целом, Буковский внес ценный вклад в развитие форм фолыслоризма пушкинской эпохи. Между тем до сих пор нет ни одной работы, посвященной вызреванию в творчестве поэта жанра литературной сказки, обращенной к народному образцу. Изучение этого цроцесса позволяет цроследить одну из магистральных линий в развитии фолыслоризма литературы первой трети XIX века.
Сказки Жуковского, создававшиеся в 1831 и 1845 годах, являются вершиной его творчества в русском народном отиле. Анализ сказок поэта в свете особенностей фолыслоризма пушкинской эпохи дает возможность уточнить своеобразие литературно-эстетической позиции Чуковского, обусловившей его вклад в дело освоения литературой народного творчества. Актуальность и новизна темы диссертации определяется необходимостью научного изучения сказок Жуковского как одного из характернейших и передовых для своего времени проявлений фолыслоризма русской литературы 1830-1840-х годов.
Жанровая специфика литературной сказки в фольклорном стиле обусловила методику ее анализа. При обращении к изучению произведений, нацеленных на воссоздание народнопоэтического образца, особое значение приобретает понимание характера взаимодействия в структуре жанра фольклорного и литературного /авторского/ начал.
Сказочники" 1830-х годе® стремились к воецроизведению народного образца во всей совокупности его жанр о образующих компонентов. Вместе с тем литературный жанр допускает незнакомые народной сказке новации на идейно-тематическом и образном уровнях, в цриемах изображения персонажей и способе сказочного повествования.* Тем не менее специфика жанра диктует преобладание в литературной сказке, обращенной к фольклору, именно народнопоэтических элементов. Это преобладание не тождественно богатству "натуральной" сказки, ибо с структуре интересующего нас жанра закрепилось лишь самое характерное и узнаваемое,что, переродившись, стало своего рода "схемой", костяком литературной сказки в фольклорном стиле. Таким образом, авторская стихия вторгается в литературную сказку не только как генетически чуждые фольклору и переработанные в соответствующем жанру стилистическом ключе элементы, но и как своего рода фильтр по отношению к народнопоэтическому началу. "Уплотнение" структуры фольклорной сказки высвобождало пространство для реализации сложных художественных задач, выдвигаемых авторами литературных сказок.
Понимание соотношения литературного и фольклорного начал проявлениях авторского начала в литературной сказке см.: Слонимский A.JI. Мастерство Пушкина. М. ,1963, с.413-454; Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. М., 1983, с.143-211; Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века., с.193-196; Зуева Т.В. Пушкин и народная сказка. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". - Литература в школе, 1982, № 5, с.57-62. в этом жанре определяет направленность литературоведческого анализа. Он не сводим к вычленению народнопоэтических элементов в литературной сказке, ибо на этом пути не может быть достигнуто достаточно полное представление о своеобразии метода "сказочника". Специфика жанра делает необходимым изучение процесса трансформации фольклорного образца с помощью особых литературных приемов, преобразующих и одновременно преобразующихся в результате синтеза двух начал.
Направленность усилий в отношении работы поэта с фольклорным материалом в значительной мере проясняет обращение к рукописям сказок. Этот аспект работы над темой исключительно важен: черновики интересующих нас произведений Жуковского (за исключением "Сказки об Иване-Царевиче и Сером Боже") были изучены Ц.С.Вольпе*, однако его комментарии, послужившие основой для последующих изданий сочинений поэта, содержат в себе многочисленные ошибки и неточности, связанные с описанием автографов, датировкой сказок, установлением их источников. Многое в черновых рукописях Жуковского осталось вообще вне поля зрения исследователя. Результаты пересмотра комментариев сказок Жуковского, а также уточнение их беловых и черновых текстов определяют практически ценность проделанной работы: в дальнейшем они могут быть использованы в издательской практике.
Творчество "сказочника" Жуковского не исчерпывается обработкой фольклорных по своему происхождению сюжетов.Понятие "литературная сказка" охватывает огромное количество жанровых модификаций, поэтому определение жанра, предложенное Л.Ю.Брауде, отлит хЖуковский В.А. Стихотворения в 2 тт. Вступит, статья, редакция и примеч. Ц.Вольпе, Т.2, Л., 1940, с.455-456 (варианты) и с.470-481 ( комментарии сказок). чает широта историко-литературных обобщений: "Литературная сказка - это авторское, художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и, в некоторых случаях, ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит отправной точкой характеристики персонажей".1
Классификация литературных сказок опирается на вычленение двух основных жанровых разновидностей: сказка в фольклорном стиле и авторская литературная сказка. Последний термин был предложен Д.Д.Нагишиным2. Т.Г. Леонова обозначила такого рода сказку как гротескно-фантастическую. На наш взгляд, это оцре-деление неудачно, ибо оно сглаживает границу, пролегающую между двумя указанными разновидностями жанра: наличие или отсутствие в литературной сказке осознанной ориентации на фольклорный образец. Между тем такие художественные приемы, как гротеск и фантастика, могут быть использованы и при работе над народнопоэтической моделью.
Анализ сказки в каждом конкретном случае должен определяться правомерностью соотнесения произведения с подлинной народной сказкой. Разомкнут ость реального мира навстречу чудесному позволяет конструировать сказку вне фольклорной традиции на рауде Л.Ю. К истории понятия "литературная сказка".- Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1977, т.36, № 3, с.234. о
Нагишин Д.Д. Сказка и жизнь.Письма о сказке.M., 1957, с.30. о
Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века.,с.194. разнообразнейшем жизненном материале ( быт, производственная сфера, мир науки и т.п.). Вместе с тем взаимоотношения фольклорной и литературной авторской сказки представляет собой сложнейшую проблему, которая, как считает М.Люти, один из крупнейших современных фольклористов, еще адет своего разрешения.1 Творчество Чуковского демонстрирует внутреннюю связь этих жанров, ибо работа над сказкой в русском народном стиле подготовила обращение поэта к авторской литературной сказке.
Именно это обстоятельство позволяет нам рассматривать как сказки в фольклорном стиле, так и авторские литературные сказки Чуковского в единстве. Исследование цроизведений поэта в этом жанре ( генезис, источники, жанровое свеобразие сказок Жуковского) является целью диссертации. Дня ее достижения требуется решить следующие конкретные задачи:
1. Проследить процесс вызревания в творчестве Чуковского жанра литературной сказки. Определить специфику фолыслоризма литературы первых десятилетий XIX века, обусловивщую изображение "русской старины" в наследии молодого поэта.
2. Дать анализ шести написанных в 1831 и 1845 годах сказок Чуковского.
3. Изучить творческую историю этих произведений: дать анализ рукописей, их описание, предпринять проверку принятых датировок сказок, исследовать рабочие планы, варианты, редакции, источники произведений, охарактеризовать их первые публикации.
4. Проследить эволюцию жанра в творчестве Чуковского на материале двух периодов интенсивной работы поэта над литературными сказками - "царскосельского" (1831) и "франкфуртского" (1845). Lttttii М» Das Märchen. Stuttgart, 1971* S.I.
5. Оцределить точки соприкосновения и отталкивания в деятельности двух "сказочников" - Жуковского и Пушкина.
6. Проанализировать критические выступления 1830 - начала 1840 годов, связанные с жанром стихотворной сказки в фольклорном стиле. Определить место произведений Жуковского в ряду русских литературных сказок этого периода.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Сказки В.А. Жуковского (генезис, источники, жанровое своеобразие)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение сказок В.А.Чуковского позволяет заключить, что процессы, связанные с функционированием этого жанра в России, с предельной четкостью отразились в творчестве поэта, обнаружив доминирующую тенденцию в развитии литературной сказки.
Формирование этого жанра в русской литературе было осложнено невыработанностью фольклористических представлений о народном образце, поэтому в течение первых трех десятилетий XIX века оно протекало в опоре на жанровые разновидности сказки, развитые в западноевропейских (conte de fees и французская ориенталист-ская сказка, немецкая сказка эпохи Просвещения и романтизма и др.). Вместе с тем освоение в России литературной сказочной традиции осуществлялось в это время при помощи народнопоэтических элементов, что свидетельствовало о неорганичности для данного этапа авторской литературной сказки, строившейся, как это указывалось во введении, вне осознанной ориентации на фольклорный образец.
Устремленность литературы этого периода к русскому фольклору и в частности к народной сказке очевидна. Эта особенность отличает вызревание интересующего нас жанра в России от аналогичных процессов в иных литературах. Проблема национальных истоков не стояла настолько остро при формировании французской (конец ХУЛ - начало ХУШ века), немецкой (вторая половина ХУШ - начало XIX века) или скандинавской (первая половина XIX века) литературных сказок. Для русской литературы движение к фольклорному образцу имело принципиальное значение, ибо возможность создания подлинно самобытной жанровой модели литературной сказки ставилась в это время в непосредственную зависимость от освоения на практике народной сказки. Подобная направленность интереса русских "сказочников" объясняется спецификой того периода, на который приходится в России формирование литературной сказки. Эпоха романтизма, характеризующаяся обострением интереса к народному творчеству, определила генеральную линию в вызревании русской литературной сказки.
Ключевым моментом в истории этого жанра в России были 1830-е годы, в которые творили "сказочники" А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, П.П.Ершов. Благодаря их усилиям в русской литературе сложилась модель, обладавшая ярким национальным своеобразием. Прежде всего это было обусловлено характером источника, питавшего вдохновение поэтов начала 1830-х годов. Сюжетика, композиционный строй, система художественных средств, наконец, стилистика русской народной сказки определили структуру литературного жанра, принявшего на себя задачу трансформации фольклорного образца во всей его неповторимой целостности. Задача, выдвинутая романтической эстетикой декабристского периода,- освоение в художественной црактике национального богатства русского народа -была блестяще разрешена на примере одного из фольклорных жанров.
Работа "сказочников" в фольклорном стиле обогатила жанровый и стилистический диапазон литературы, а также внесла существенный квлад в решение важнейшей для своего времени проблемы народности литературы. "На всем протяжении первой половины XIX века,- пишет И.П.Лупанова, - сближение литературы с народной сказкой способствовало познанию прогрессивными русскими писателями живой действительности, проникновению в чаяния и ожидания простого народа, постижению его характера и образа мыслей"*.
Сказки в фольклорном стиле, созданные в начале 1830-х годов, влили в русскую литературу свежую проблемно-тематическую
Лупанова И.П. Русская народная сказка., с.494. струю. Их авторы, обратившиеся к русскому сказочному фольклору, ввели в литературный оборот новые социальные и нравственные конфликты, психологические коллизии, опиравшиеся на народную этику, наконец, не знакомых тогдашнему читателю героев. Это утверадение не противоречит значительности уже сложившейся в литературе традиции творчества в русском народном стиле. В сказках 1830-х годов принципиально новым было осмысление народной жизни через ее преломление в искусстве самого народа. Отсюда шло стремление "сказочников", не удовлетворенных книжными обработками народных сюжетов, опереться в своих произведениях на живую фольклорную традицию, не замутненную переделками, нередко весьма тенденциозными по своему характеру.
Через творчество Жуковского пролегают оба этапа в развитии русской литературной сказки. Попытки творчества в этом жанре, предпринимаемые молодым поэтом, объединяет их причастность к "простонародной" теме, разработка которой представляла собой одну из форм реализации интереса к народности в литературе начала XIX века. Жанр литературной сказки притягивал к себе внимание Жуковского, однако, понимая необходимость его утверждения на национальной основе, поэт не повторял своих опытов создания литературных сказок в опоре на чужеземные образцы ("Три пояса", "Красный карбункул"). В целом, это были пробы пера "сказочника", увлеченного возможностями жанра, но еще не находившего формы для их реализации на русской почве. Чуткость поэта к веяниям времени нашла свое выражение в том, что для молодого Жуковского этот жанр был прочно связан с народной темой в литературе; авторская литературная сказка на данном этапе была чужда поэту.
Обращение Жуковского в 1831 году к русской народной сказке было подготовлено всем ходом развития его интереса к фольклорному и соответствующему литературному жанрам. Работа поэта над сказкой определялась, с одной стороны, характером современных ему фольклористических представлений, а с другой - требованием творческого пересоздания в литературном произведении народнопоэтического образца. В этом смысле сказки Жуковского были типичным порождением фольклоризма пушкинской эпохи, неся на себе вместе с тем отпечаток индивидуальности художника, по-своему оценившего вставшие перед ним задачи.
В своих сказках Жуковский стремился дать образец эпического повествования, построенного по народному сказочному канону. Композиционно-сюжетная структура сказки, неприкосновенная для поэта, осторожно и бережно дополнялась им прорисовкой психологических коллизий и детализацией изображений, что, в целом, обогащало систему художественных средств народной сказки сугубо литературными приемами.
Бережное отношение к источнику свидетельствовало о стремлении поэта возможно полнее понести до читателя незамутненным нравственный смысл сказки, ясность ее этических идеалов. Простота и незыблемость законов, определяющих взаимоотношения добра и зла в сказке, были чрезвычайно близки поэту. Именно этот аспект работы над фольклорной сказкой определил вклад "сказочника" Жуковского в решение проблемы народности. В период обострения интереса к народным основам русской культуры обращение к ее нравственно-этическим истокам имело большое значение как одно из проявлений формирующейся в литературе и впоследствии определившей своеобразие всего русского искусства темы народа.
Социальный смысл народной сказки, в целом, не увлек Жуковского. Однако поэт не был чужд характерных для начала
1830-х годов сатирических тенденций в развитии этого жанра, проявившихся в разрешении сказочных конфликтов на основе народной идеологии (царь глуп,.герой, крестьянский сын, умен и силен, поэтому он одерживает верх над глупым царем). Скромная сатирическая палитра }2уковского была значительно обогащена именно в результате работы над литературными сказками. Вместе с тем необходимо отметить, что элементы комического, приобретавшие под пером поэта сатирическую окраску, в основном проникали в произведение Жуковского не за счет развития метко подмеченных им черт народной сказки, а как чисто авторские проявления, вливавшиеся в изложение фольклорного сказочного сюжета. В этом -специфика комических, а также сатирических моментов в литературных сказках Чуковского по отношению к другим произведениям такого рода, созданным в начале 1830-х годов. Это находит свое объяснение, с одной стороны, в особенностях восприятия Жуковским русского сказочного фольклора, а с другой - в его представлениях о должном характере взаимоотношений авторского и фольклорного начал в структуре литературной сказки.
Середина 1840-х годов, характеризующаяся новым взлетом интереса Жуковского к литературным сказкам, обнаруживает иные тенденции в работе художника с этим жанром. Синтез фольклорного и лгаературного начал в произведениях п о э т ов"-сказочников" начала 1830-х годов был осуществлен на столь высоком художественном уровне, что позднейшие авторы такого рода произведений должны были искать новые пути в освоении этого жанра. В 1845 году "сказочника" Жуковского привлекла и conte de fees, и немецкая романтическая сказка, и древнегерманский эпос. Те жанровые разновидности литературной сказки, которые не были органичны для этапа формирования этого жанра в России, начинают преобладать в творческих планах "сказочника" середины 1840-х годов.
Каждая историческая эпоха, - пишет Л.Ю.Брауде, - каждое литературное направление рождает новую художественную форму < сказки - С.С.> В середине 1840-х годов Чуковский не ограничивал своих устремлений в области литературной сказки миром фольклора, что позволяло значительно расширить содержательные возможности жанра. При таком подходе (вне осознанной ориентации на народнопоэтическую традицию) становилось возможншл конструирование сказки практически на любом жизненном материале. В целом, такая линия в эволюции литературной сказки была созвучна реалистическим тенденциям в развитии русской литературы рассматриваемого десятилетия.
Развитие художественной системы русской литературной сказки второй половины XIX века, - пишет Т.Г.Леонова, - шло от развития жанра в русле фольклорных традиций к отталкиванию от этих традиций с одновременным сохранением основных доминируюр щих признаков, к утрате "чистоты" жанра . фундамент, на котором совершалась эта работа в творчестве М.Л.Михайлова, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина-Сибиряка, Н.Д.Телешова,
A.Н.Толстого и др., был создан путем усилий освоивших фольклорный образец первых русских "сказочников", в ряду которых
B.А.Чуковский занимает достойное место.
Брауде Л.Ю.К истории понятия "литературная сказка".- Известия АН СССР. Серия лит-ры и языка. 1977, т.36, $ 3, с.234. 2
Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века., с.192.
ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ.2
ГЛАВА I. Народная сказка в раннем творчестве В.Л. Жуковского и проблемы фольклоризма в русской литературе первой трети XIX века .II
ГЛАВА 2. Из истории русской литературной сказки 1830-х годов (Жуковский и Пушкин) .47
ГЛАВА 3. Пути развития жанра литературной сказки в творчестве В.А. Жуковского 1830 - 1840-х годов.148
ЗАШНЕНИЕ
189