автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Славянские благотворительные общества в Москве и Санкт-Петербурге

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Поповкин, Алексей Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Славянские благотворительные общества в Москве и Санкт-Петербурге'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Славянские благотворительные общества в Москве и Санкт-Петербурге"

На правах рукописи

005059693

ПОПОВКИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СЛАВЯНСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (1858-1921 ГГ.).

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

1АЙ Ш

Воронеж-2013

Работа выполнена на кафедре новейшей отечественной истории, историографии и документоведения исторического факультета ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет».

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой новейшей

отечественной истории, историографии и документоведения, ФГБОУ ВПО

«Воронежский государственный университет» Искра Леонид Михайлович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

кафедры истории России и краеведения ФГБОУ ВПО «Владимирский

государственный университет» Омельянчук Игорь Владимирович

доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и литературы Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Репников Александр Витальевич

Ведущая организация: Православный Свято-Тихоновский

Гуманитарный Университет

Защита состоится « » мая 2013 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.12 при ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» по адресу: 394068, г. Воронеж, Московский проспект, 88, корпус ВГУ №8, ауд. 211а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» по адресу: 394068. г. Воронеж, Московский проспект. 88. корпус ВГУ № 8.

Автореферат разослан «_Ч> апреля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

А.Н. Акиньшин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы. Московский Славянский комитет, возникший в 1858 году и давший жизнь целой системе организаций, призванных укреплять культурные, экономические, а впоследствии и политические отношения между славянскими народами, был уникальным общественным учреждением дореволюционной России. В результате просветительской деятельности Славянских комитетов и Обществ в нашей стране было восстановлено празднование дня святых Кирилла и Мефодия (1863 г.), а в славянских странах возникли организации, взявшие за образец российские - например, Славянское общество в Болгарии (1899-1940 гг.). Опыт работы российских общин сестёр милосердия, посланных Славянскими комитетами на Балканы, был использован при создании и совершенствовании систем здравоохранения Болгарин, Сербии, Черногории. Кампания солидарности с сербами и болгарами, проводившаяся в годы Балканского кризиса председателем Московского Славянского комитета И.С. Аксаковым, охватила все слои населения нашей страны и способствовала началу освободительной Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Общекультурное значение организаций определяется тем, что мероприятия Комитетов и Обществ служили источником вдохновения для Ф.М. Достоевского, П.И. Чайковского, H.A. Римского-Корсакова, Ф.И. Тютчева. Проекты политического преобразования Центральной и Юго-Восточной Европы, разработанные руководителем Петроградского Славянского общества А.И. Соболевским на рубеже 1916-1917 гг., отчасти воплотились в жизнь в 1918 и 1945 гг. Благодаря миссионерским усилиям славянофилов к 1918 г. были созданы условия для возрождения Православной церкви в Чехии и Словакии. Научные работы участников Славянских комитетов и Обществ сохраняют актуальность и сегодня. До сих пор не была создана целостная картина развития этих организаций. В настоящем исследовании восполняется этот пробел применительно к главным организациям -Московскому Славянскому комитету и Обществу, Санкт-Петербургскому Славянскому комитету - Санкт-Петербургскому/Пегроградскому Славянскому благотворительному обществу.

Объектом диссертационного исследования являются Московский Славянский комитет (1858-1877 гг.), Московское Славянское Благотворительное общество (1877-1878 гг.), Санкт-Петербургский Славянский комитет (1868-1877 гг.), Санкт-Петербургское/Петроградское Славянское Благотворительное

общество (1877-1921 гг.) как целостная система славянских организаций России, имевшая юридическую и идеологическую преемственность на протяжении 1858-1921 гг.

Предметом диссертационного исследования являются особенности функционирования общественных организаций России и славянского мнра (на примере Славянских комитетов и Обществ) в контексте развития интеграционных течений в славянском социокультурном ареале во второй половине XIX - начале XX веков.

Географические рамки исследования определяются пространством функционирования Славянских комитетов и Обществ (Российская империя, Германская империя, Османская империя, Австро-Венгрия, Болгария, Сербия, Черногория).

Хронологические рамки исследования определяются временем существования Славянских комитетов (1858-1877 гг.) и Обществ (1877-1921 гг.).

Цель исследования. Целью исследования является освещение деятельности Славянских комитетов и Обществ в Москве и Санкт-Петербурге в 1858-1921 гг. Значительное внимание уделяется гуманитарным акциям Комитетов и Обществ, их повседневной работе по сближению славян.

Задачами диссертационной работы являются:

- выяснение причин создания Московского Славянского Комитета в 1858г.

- определение его отношения с политической элитой и общественностью России в 1860-1870е гг;

- выяснение значимости его действий для развития славянских народов в 1858-1875 гг.

- прослеживание последовательности действий Комитета и его отделов в годы Балканского кризиса 1875-1877 гг.

- определение значения деятельности Славянских обществ Москвы и Санкт-Петербурга в годы Русско-турецкой войны 18771878 гг.

- рассмотрение предположения ряда историков об «угасании» деятельности Славянских обществ в конце XIX века с целью подтвердить либо опровергнуть это предположение.

- определение места и роли Санкт-Петербургского Славянского общества в контексте развития отношений между Россией и славянскими народами в 1878-1921 гг.

Степень изученности проблемы.

Деятельность Славянских комитетов и Обществ исследовалась учёными России, ближнего зарубежья, Западной Европы и США, а также славянских стран.

Отечественная историография темы начинается с нескольких статей секретаря Московского Славянского комитета

историка-слависта H. А. Попова1. Целью этих статей, по мысли Попова, было разъяснение смысла существования Славянского комитета, доказательство объективной необходимости помощи славянам со стороны России. В 1871 году информация о первоначальном периоде деятельности Комитета была обобщена H.A. Поповым в отдельном издании2. Если Н. А. Попов принадлежал к славянофильскому направлению в российской науке и литературе, то другой историк, посвятивший немало внимания нашей теме - А. Н. Пыпин - принадлежал к западническому направлению. Заслуга А.Н. Пыпина, на наш взгляд, состоит в том, что он добросовестно изложил точку зрения U.C. Аксакова на деятельность Славянских комитетов3. Вместе с тем Пыпин был склонен приуменьшать масштабы деятельности Комитетов. В начале XX столетия была опубликована статья члена Совета Санкт-Петербургского Славянского общества П.А. Кулаковского об истории Славянских комитетов и Обществ4. Значение этой статьи состоит в том, что её автор проводит прямую линию преемственности от Московского Славянского комитета 1858 г. к Санкт-Петербургскому Славянскому обществу 1909 года. Славянское общество в Петербурге было признано не только юридическим, но и идеологическим преемником Славянских комитетов 1850-1870-х гг. и не без успеха претендовало на лидерство в среде многочисленных славянских организаций 1910-х годов. В дореволюционный период, однако, так и не была создана обобщающая работа по их истории. Это объяснялось тем, что бытие Славянских обществ воспринималось как часть современности (повседневности), а, следовательно, к нему должны были обращаться публицисты и социологи, но не историки.

После октября 1917 года наступило неблагоприятное время для исследования истории Славянских обществ. В течение нескольких десятилетий отношение к ним было враждебно-пренебрежительным. Такое отношение допускал сам основоположник официальной советской историографии М.Н. Покровский3. Пересмотр этой идеологической позиции начался с опубликования статей С. С. Дмитриева6 н С.А. Никитина7. В период Великой Отечественной войны fia волне патриотизма был создан Всеславянский комитет, что

Попов H.A. Религиозная и национальная благотворительность на Востоке и среди славян // ЖМНПр. 1871. T. 154.С. 143-188. Тоже. Т. 155. С. 71-112. Отд. оттиск. СПб. 1871.

Попов H.A. Из истории славянского благотворительного комитета в Москве. Первое десятилетие. Вып.1-2. М. 1871.

3 Пыпин А.Н. Славянский вопрос по взглядам Ив. Аксакова'/Всстник Европы, 1886. №8. С. 791.

Кулаковскии П.А. Возникновение славянских обществ в России и значение их первого съезда в Санкт-Пстер5ургс//Славянскпе известия. 1909. № 5-8.С 1-4.

5 Покровский М.Н. Дипломатия н еойны царской России в XIX столетии. Сборник статей. М., 1923. С. 252.

h Дмитриев С.С. Славянофилы и славянофильство // Историк-марксист. 1941. № 1. С. 85—96.

Никитин С.А. Славянские съезды 60-х годов XIX вУ/Славянский сборник: Славянский вопрос и русское общество в 1867-1878 гг.М., 1948; С. 14-81.

также способствовало усилению внимания к славянскому движению прошедшей эпохи. В 1948 году С. С. Дмитриев констатировал: ««Поздние славянофилы во главе с И. С. Аксаковым и руководимые ими «славянские благотворительные комитеты» ... стремились помочь южным славянам в их освободительной борьбе»8. В 1960 году вышла монография С.А. Никитина, посвященная Славянским комитетам 1858-1876 гг9. Он проанализировал архивное наследие Комитетов, дал подробную картину деятельности Всеславянских съездов 1867-1869 гг., обратился к общественно-политической реакции на идеологию панславизма в России. Вместе с тем, современная исследовательница А. А. Григорьева справедливо указывает на недостатки книги Никитина: «Вне авторской концепции оказалась ... деятельность Русской Православной Церкви, которая, как известно, неразрывно связана с панславизмом. Остались не раскрыты взаимосвязи панславянского движения с правящими кругами ... России»10. Эти «белые пятна» преодолеваются в настоящей диссертации. В 1970-1980-е годы отношение к Комитетам было неоднозначным, иногда весьма критическим". Впрочем, и в 1970-е годы происходило постепенное накопление фактического материала и наработка методических приёмов в деле исследования истории Комитетов. Важное достижение того времени - статья Е.А. Дудзинской12 , в которой автор верно определяет перечень задач Славянских комитетов. В 1980-начале 1990-х годов появляются обобщающие работы Н.И. Цимбаева и В. А. Дьякова о славянофильстве и «славянском вопросе». К числу несомненных заслуг Н.И. Цимбаева можно отнести исследование им биографии И.С. Аксакова13. В статье «Освобождение Болгарии и русское общество»14 Цимбаев обращает своё внимание на подробности сбора средств для помощи герцеговинцам и болгарам15.

В.А. Дьяков в 1993 году издал ценную монографию о «славянском вопросе»16. Профессор Дьяков осветил деятельность не только Славянских комитетов, но и панславистских организаций начала XX века, что является значительным шагом вперёд по сравнению с историографией 1960-х годов. Автор объективно показал большое значение трудов В. И. Ламанского, Н. Я. Данилевского, А. А.

8 Дмитриев С.С. Мороховсц Е.А. Хрестоматия по истории СССР. М.. 1948 г. С. 489.

9 Никитин С.А. Славянские комитеты в России в 1858—1876 гг., М., 1960.

10 Там же. С. 70.

" Кулешов В.А. Славянофилы и русская литература. М. 1976. С. 48.

12 Дудзинская Е.А. Русские славянофилы и зарубежное славянство // Методологические проблемы истории славистики. - М.: Наука, 1978. - С. 261—281.

1 ' Цимбаев Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978

Цимбаев Н.И. Освобождение Болгарин и русское общество /V Россия и освобождение Болгарии. М.. 1981. С. 154-189.

"Там же. С. 158.

Дьяков В. А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России / В. А. Дьяков. М. 199.4.

Киреева в деле развития «славянской взаимности». Впервые за многие годы широкие круги читателей получили представления о деятельности Д. Н. Вергуна, Н. П. Аксакова, П. Б. Струве. На рубеже XX - XXI веков появился целый ряд важных работ по истории Комитетов и Обществ: статьи И.В. Чуркиной17 , Л.П. Лаптевой18, И.И. Лещиловской19 , Н.В. Колышницыной20, в 2010 г. - монография Г.И. Шевцовой21. Общей тенденцией стало расширение временных рамок рассмотрения славянофильства - рубеж его «угасания» отдалялся, переместившись с первых пореформенных лет на середину 1880-х годов. Вместе с тем, в начале XXI века исследователи стали выдвигать теории, позволявшие боле точно соотнести славянофильскую идеологию и деятельность Славянских обществ. Так появились теории неославянофильства и «академического славянофильства». Теория неославянофильства изложена в диссертации О.С. Ковалёвой22, исследовательница подробно останавливается на отношении поздних славянофилов к теории Н.Я. Данилевского, отмечая как сходства этой теории со славянофильским учением, так и отличия от него. Теория «академического славянофильства» представлена в 2006-2009 гг. A.B. Малиновым23. К числу сторонников этого направления, по его мнению, относились К.Н.Бестужев-Рюмин, А.С.Будилович, М.О.Коялович и О.Ф.Миллер. В настоящее время активно разрабатывается тематика представления Славянских обществ через биографические очерки их участников. В этой связи важным шагом вперёд был выход в 2010 году энциклопедии «Русский консерватизм середины XVIII - начала XX века», в которой представлено несколько очерков о членах Славянских комитетов и Обществ.24 Значение Комитетов и Обществ для развития балканского социума показано в работах А.Л. Шемякина25 и A.A. Ширинянца26. В 2012 году был завершён

17 Чуркина Н.В. Русско-словенские культурные связи/Словения. Путь к самостоятельности. М. 2001. С. 27-54

1К Лаптева Л.П. Славянский вопрос в мировоззрении П.А. Кулаковского (по архивным материалам) //Славянская идея: история и современность. М. 1998. С. 111 - 126

14 Лсщиловская И.И. Хорватская Матица'Славянские матицы. XIX век. 4. 1. М. 1996. С. 115-158

20 Колышницына Н.В. Санкт-Петербургское Славянское Благотворительное общества и организация помощи болгарским славянам // История Петербурга. 2009 .№ 2 (48). С. 81-85.

21 Шевцова Г.И. Россия и Сербия. Из истории российско-сербских отношений в годы Первой мировой воины (гуманитарный аспект). М. 2010.

"" Ковалева О.С. Трансформация «концепции культуры» неославянофилов в XIX-XX вв. Авторсф.

лисс. ... на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Астрахань. 2012 год. С. 4-6. 21 Малинов A.B. К 175-летию со дня рождения академика Владимира Ивановича Ламанского. Предисловие к публикации. // Вече. Альманах русской философии и культуры. 2009. №19. С. 157-159.

24 См., например: Рспников А. В., Иванов А. А. Башмаков Александр Александрович// Русский консерватизм середины XVIII - начала XX века: энциклопедия- М. 2010. С. 49-52.; Хатунцев C.B. Славянские благотворительные комитеты. Там же. С. 468-469. К сожалению, C.B. Хатунцев выдвинул в статье неверное предположение о том, что после 1878 г. произошло «свёртывание деятельности» Славянских комитетов.

25 Шемякин А.Л. Русофильство Николы Пашича: Оценки исследователей и подлинная природа. // Славяноведение. 2000. ЛЪЗ. С. 63 - 70..

многолетний труд Л.П. Лаптевой по истории славяноведения в России27. Она создала сжатые очерки деятельности Московского и Санкт-Петербургского Славянских комитетов, чем обогатила и обновила сведения о них, которые до этого черпались в основном из трудов С.А. Никитина. Л.П. Лаптева поместила историю Комитетов в славяноведческий интеллектуальный контекст, что, на наш взгляд, совершенно справедливо. Наш обзор был бы неполным без упоминания книги прот. Г.Л. Ореханова «На пути к Собору». О.Георгий даёт в своей книге ценные характеристики таких деятелей Славянских обществ, как A.A. Киреев и Ф.Д. Самарин.28.

Несмотря на столь значительные успехи, задача всеобъемлющего описания деятельности Славянских комитетов и Обществ до создания настоящей диссертации была далека от решения.

Западная историография Славянских комитетов и Обществ стала складываться ещё в конце XIX века. К специалистов по этой теме принадлежал Луи Леже (1843-1923 гг.). На рубеже XIX - XX веков он создал фундаментальный труд «Славянский мир»29. В версии 1897 г. содержится важная информация о Славянских Благотворительных обществах. Леже правильно оценивает их задачи, ставя на первое место гуманитарные, упоминая также «литературные, политические и религиозные». Совершенно справедливо также приведённое им сравнение СБО с немецким Школьным обществом (Schulvereine) и Французским Альянсом (L'Alliance pour la propagation de la langue française). Подробно описывается два эпизода истории Славянских обществ — Славянский съезд 1867 г. и конкурс, объявленный СПб СБО 13 мая 1885 года30. Книги Леже имели большую популярность, поскольку в 1893-1917 годах франко-российские отношения были союзническими. В XX веке эстафета изучения Славянских комитетов и Обществ переходит к США. Появление книги Г. Кона31 было вызвано не в последнюю очередь политической конъюнктурой: и в ней, и во многих других работах 1950-1960-х годов красной нитью проходит утверждение о «преемственности» панславистских устремлений Императорской России и СССР. Не избежал подобного сопоставления и автор первого на Западе полноценного исследования истории Славянских комитетов -М. Б. Петрович. В отличие от книги Кона, в исследовании

26 Ширинянц A.A. Нигилизм или консерватизм? (Русская интеллигенция в истории политики и мысли). М. Изд-во Моск. ун-та. 2011.

27 Лаптева Л.П. История славяноведения в России в XIX веке. М. 2005. Она же. История

славяноведения в России в конце XIX - первой трети XX в. М. 2012.

2S Орсхаиов Г., прот. На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. М. 2002. С. 154.

2" Leser L. Le Monde Slave. Paris. 1897. Ibid. P. 68-69, 306-33S.

21 Kohn H. Pan-Slavism. lis History and Ideology . New York. 1952 (есть и второе издание - 1960 г.). Р. 161-162

Петровича Славянским комитетам посвящена целая глава. Читатели могут узнать о деятельности A.C. Хомякова, И.С. Аксакова. М. Петрович упоминает о руководстве А.Ф. Гильфердннга в Санкт-Петербургском отделе Комитета, об участии в работе этого отдела Ф.М. Достоевского32. Однако наряду с интересными фактическими данными в исследовании присутствует тенденция расширительного толкования «политической деятельности» славянофилов. Эта тенденция впоследствии настолько усилится в западной историографии, что практически вытеснит из поля зрения историков социальные и гуманитарные аспекты деятельности Славянских комитетов. Особое значение книги Петровича состояло в том, что её выход оказался самым весомым аргументом для того, чтобы исследование С.А. Никитина, полемизирующего с Петровичем, наконец, увидело свет в СССР. В 1960-е годы в США вышло несколько монографий, в которых затрагивалась проблематика Славянских комитетов. В 1965 году С. Лукашевич выпустил монографию о председателе Московского Славянского комитета И.С. Аксакове33. Лукашевич крайне негативно оценивал проекты решения И.С.Аксаковым «славянского вопроса»34. С.Лукашевича нельзя считать здесь объективным, и поэтому поставленную им задачу всестороннего раскрытия историософских и социальных взглядов И.С.Аксакова нельзя считать решённой . Важное место в

американской историографии Балканского кризиса занимают труды Д. Мак-Кензи, опубликовавшего монографию «Сербы и русский панславизм в 1875-1878 гг»35 .В 1977 г. в Великобритании фундаментальную монографию «Панславизм и чехи» выпустил историк П. Вышни36. Оценка Славянских комитетов и Обществ на Западе не претерпела существенных изменений за прошедшие десятилетия. Ярко выраженной тенденцией западной историографии Славянских Комитетов и Обществ является повышенное внимание к политической стороне их работы. Они рассматриваются как орудия великодержавной внешней политики России, инструменты русификации западных и южных славян. Столь одностороннее суждение свидетельствует об игнорировании западными учёными гуманитарных аспектов деятельности Славянских Комитетов и Обществ. Между тем, анализ архивных документов и изучение мнений современников позволяют нам утверждать, что именно гуманитарная и социально-культурная деятельность славянских

-1- Pctrovic, М.В. The Emergence of Russian Panslavism. 1856-1870. New York. 1956. P. 141.

33 Lukashcvich, St. Ivan Aksakov, 1823-1886 : a study in Russian thought and polities. Cambridge. 1965.

34 Зеленин А.В. Историософские и социальные взгляды И.С.Аксакова в оценке американского

исследователя С. Лукашевпча.//Научныс проблемы гуманитарных исследований. 2011. №1. С.

248-253

Цит. no: Ragsdale H., cd., Imperial Russian Foreign Policy.- Cambridge, NY: Cambridge University Press, 1993. P. 353

3" Vysny P. Neo-Slav ism and the Czcchs, 1898-1914. Cambridge University Press. 1977.

организаций находилась на первом плане, поглощая львиную долю энергии и материальных ресурсов славянофильских кружков и объединений. Отрадным исключением из общего правила является статья П. Холквиста37. Холквист называет освобождённую в том числе и усилиями Славянских комитетов Болгарию «лабораторией для реализации гражданских реформ», расценивает деятельность князя В.А. Черкасского не как «русификацию» Болгарии, а как пример содействия формированию самостоятельных болгарских государственных и общественных институций, что и соответствует исторической реальности. Так или иначе, нам неизвестны попытки создания целостного исследования истории Славянских комитетов и Обществ в западной историографии.

Славянская историография нашей темы достаточно обширна. В течение весьма длительного времени (1880-1980-е гг.) значительная (если не большая) часть балканских исследователей нашей темы придерживалась принципа соответствия действий Славянских комитетов и Обществ национальным интересам балканских народов. После 1989 года в ряде стран центральной и юго-восточной Европы (особенно в Болгарии) предпринимались попытки «критической переоценки» роли Славянских комитетов в рамках «развенчания русофильства» как части «идеологического наследия» Варшавского блока. Однако подобные попытки, по мнению компетентных болгарских историков, представляют собою пример вмешательства политической конъюнктуры в науку. Общая картина процесса превосходно описана П. Анчевым38. К ранним работам по истории Славянских обществ относятся статьи болгарских историков М. Москова39 и С.С. Бобчева40 Позднее, в 1960-1970 е гг. появляются классические труды югославского историка М. Экмечича4'. В 19601970-е годы над проблематикой истории Славянских комитетов 18501870-х гг. работал хорватский историк И. Очак42. Важнейшее значение для всей историографии Славянских комитетов и Обществ имеет статья проф.Сл. Терзича43. В этой статье Терзич предпринимает попытку сравнения западнославянских и русских теорий славянского объединения, даёт сжатые, но очень ёмкие характеристски деятелен

17 Holquist P.The Russian Empire as a "Civilized Nation": International Law as Principle and Practice in Imperial Russia, 1874-1878, (2004 r): URL: http://ww.ucis.pitt.cdu/nceccr/2004_818-06g_Holquist.pdf. P. 14-20

ls Анчсв П. Русофилия и русофобия в България// URL:http://litcraturcnsviat.com/?p=67572. Также см.: Вацев В., проф. Балканските европеизми - възможности и прсдизвнкатслства// URL: http .//www.ru sofiIi.cu/show_ncws.php?id=25248

^ Москов М. Славянски благотворителен комитет//У чилищен прсглсд. 1924. Ки. 10.С. 971

40 Бобчсв С.С. Славянски съезд 1910 г. /Славянски каленлар. София, 1935, С. 3-16

41 Екмечи)! М. Устанак у Босни: 1875-1878, Capajeeo 1960 (II изд. 1973, III. измелено изд. -Београд .1996).

42 Ocak I. Gradza za povijest hrvatsko-ruskih vcza u drugoj polovini XIX stoljeca// Historijski zbornik XIX-XX, Zagreb. 1966/67. S. 373-385.

41 Terzic S. About eastern and western Panslavism (in the XlX-th and the beginning of the XX-th century)'/llcTOpnjcKH Часопис. kh,. Llll (2006). С. 317-332.

Славянских комитетов и Обществ ( Н.А. Попова, А.Ф. Гильфердннга, В.И. Ламанского). Сл. Терзнч является не только крупным специалистом по нашей теме, но и исследователем, адекватно воспринимающим и передающим международному славистическому сообществу российскую историографическую традицию. На наш взгляд, такой подход может быть весьма плодотворным.

Одним из ведущих современных болгарских исследователей нашей темы является профессор А. Д. Андреев .

Украинская традиция исследований истории Славянских комитетов начала складываться ещё во времена СССР45. В нынешней Украине ценные, хотя и несколько тенденциозные работы по нашей теме созданы И. Мацевко46 и О. Середой47.

В Белоруссии одним из главных специалистов по теме Славянских комитетов и Обществ является профессор В.Н. Черепица48, автор трудов о жизни влиятельного участника Славянских обществ М.О. Кояловнча.

Источниковая база исследования. Источники делятся на 5 групп - архивные фонды, опубликованные сборники работ членов Комитетов и Обществ, эпистолярное наследие Славянских комитетов и Обществ, периодические издания и официальные документы различных ведомств. Нами проанализированы фонды Комитетов и Обществ в ГАРФ49, АВПРИ50, ЦИАМ51, ЦГИА СПб52,

44 Его работы: Пансмонът на Тодор Минков, връзките му с московскнте славянофил» к бъл rape ката емнграция. // Българнтс в Север ното При черно мори с. Изследвания и матер и ал и. Т. 7. В. Търново, 2000,311-319.

Православната идея, славянската идея, българитс и Балканнтс. // България, българнтс и тсхните съссдн през вековстс. Изследвания и мате риал и от между народната научна конференция в памст на доц. Хрието Кол аров. '30-31 октомври 1998 г. Университете ко издатслство "Св. Св. Кирил и Мстодий". В. Търново, 2001. С. 454-467.

Българска подкрепа на руските славянски комитет и на идсята за общ "руско-славянски език. //Проблем» на българската езикова политика. Шумен, 2007. С. 239-259.

«Славянофилитс в руската политика към България предн и след 1878 г. Дрнновскн сборник, т. 1, Харков - София, 2007. С. 83 - 96.

45 См. например: Павлючсико O.ß. Россия и Сербия, 1888-1903. Киев, 1987

4ь Мацевко I. Слов'янська ¡дся в штсрпрстацн та пол1тичнш д1яльност1 галицъких русофшв початку XX ст. // Слов'янськии альманах. КиГв, 2006. Она же: Польсьм наш'ональж демократ i нсослав1зм (1907-1910 рр.) // Bíchiik Львтського ушверситету. Cepia ¡сторична.. JlbBiB, 2000. № 35-36. С. 212-227.

47 Середа О. Епизод з icTopuii пошнрення Pocíückhx панславктьских ¡дей у Габсбурзькш Монархй (1868 piK). // Bíchiik JlbßiBCbKoro университету :Сср1я ¡сторична. 2002. Вип. 37/2.С. 98-110. .

48 Черепица В.Н. Михаил Осипович Коялович : История жизни и творчества / В. Н. Черепица. Гродно. 1998.

44 ГАРФ. Ф. 1750. Московский Славянский комитет. Оп. 1.Д. 2,28,49,51 и др.

50 АВПРИ. Ф. 495. Славянский стол. Оп. 495. Д. 1 1087, 1 1 139, 1 1295, 11717.

51 ЦИАМ. Ф. 1901. Московское Славянское Благотворительное общество. Оп. 1. Д. 4.

52 ЦГИА СПб. Ф. 400. Санкт-Петербургское Славянское Благотворительное общество. Оп. 1. Д. 159, 851,852, 1112 н др.

а также фонды в ГАРФ53, РГАДА54 и РГИА55, содержащие ранее не входившие в научный оборот и малоизвестные документы, на основании которых нами была воссоздана картина взаимодействия Комитетов и Обществ с властями, российской и зарубежной славянской общественностью.

К числу ценных источников относятся также опубликованные собрания сочинений и писем И.С. Аксакова56, Ю.Ф Самарина57, дневник Митрополита Арсения (Стадницкого)58.

В начале XXI столетия вышло несколько сборников документов, в которых содержится важная информация об истории Славянских комитетов и Обществ. Это собрание документов журнала «Русская беседа»59, а также два тематических сборника по русско-славянским связям: один посвящен контактам с Сербией60, а другой -со Словенией61. В 2009 году вышло второе издание сборника «Славянофильство: pro et contra», в котором содержатся ценные высказывания различных исторических деятелей (К.П. Победоносцева, П.Б. Струве) о Славянских комитетах62. Нами проанализированы комплекты периодических изданий Славянских обществ: «Известия Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества» и «Славянские известия» ( с перерывами - 1883-1916 гг.), отдельные (по необходимости) выпуски периодических изданий: «Мирный труд», «Русская беседа», «Исторический вестник», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Русское богатство», «Журнал министерства народного просвещения», «Епархиальные ведомости» ряда епархий Российской Православной Церкви. Нам удалось также (впервые в истории изучения данной темы) систематически использовать иностранные периодические издания. В период «неославизма» (1898 - 1913 гг.) иностранная славянская печать проявляла повышенный интерес к Славянским обществам. Об этом свидетельствуют статьи и заметки, опубликованные в сербской газете «Политика» и словенской газете «Slovenski narod» в 1911-1913 гг.

51 ГАРФ. Ф. 730. Н.п. Игнатьев. Он. I. Д. 49. 2061.

54 РГАДА. Ф. 1256. Бахмстсвы. Оп.1. Д. 590, 738. Ф. 1277. Самарины. Оп.1. Д. 79.

55 РГИА.Ф. 797. Фонд Канцелярии Обср-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода. Оп,. 35, стол №2. Д. 89.

56 Аксаков И.С. Полное собрание сочинений. М., 1886-1887. Т. 1-7.

57 1840-1876: Ю.Ф. Самарин. Статьи. Воспоминания. Письма. М. 1997.

'* Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник. Т. 1.: 1880-1901. По материалам ГАРФ.М.: 2006.

«Русская беседа»: История славянофильского журнала: Исследования. Материалы. Постатейная роспись СПб. 20 U.

" Москва-Сербия; Белград-Россия. Сб. док. и материалов. Т. 2. Общсствснно-политические связи. 1804-1878 гг. Бсоград-Москва/Белград-Москва. 2011.

61 Русско-словснскис отношения в документах (XII в. - 1914 г.) / Rnsko-slovcnski odnosi v

dokumcntih (12. stol. - 1914). M.. 2010. Славянофильство: pro ct contra.2-е изд.СПб.2009.

Также нами использовались «Всеподданнейшие отчёты» министров и различные сборники распоряжений и узаконений63.

Методологическая основа исследования. Методологическая основа исследования включает в себя принципы историзма, объективности и системности и предполагает использование как общенаучных, так и специально-исторических методов. В диссертационном исследовании применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация. Кроме этого, в исследовании применены следующие специальные методы: сравнительно-исторический (в социально-историческом аспекте); истории идей; просопографическин; кросс-культурный анализ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые освещена история Славянских комитетов и Обществ от первых дет существования до ликвидации (1858-1921 гг.).Кроме того, в диссертации отражены ранее не исследовавшиеся или малоисследованные темы, такие как содействие экономическим межславянским проектам, влияние деятельности Славянских комитетов на развитие музыкальной культуры, взаимодействие неославистских организаций в годы Первой мировой войны, деятельность Петроградского Славянского общества в 1918-1920 гг.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы для создания учебных курсов и пособий по истории славянских организации, энциклопедий, справочников и биографических работ по истории славянских межкультурных и гуманитарных коммуникаций.

Апробация исследования:

Основные положения диссертационного исследования были предложены автором на рассмотрение научной общественности в ходе нескольких региональных и международных научных и научно-практических конференций. В частности, автор принимал участие в работе Круглого стола «Христианская культура и славянский мир» в рамках XVII Международных образовательных Рождественских Чтений (Направление «Церковь и культура») 19 февраля 2009 года, одноимённого Круглого стола в рамках XVIII Международных образовательных Рождественских Чтений 27 января 2010 года, а также в работе Четвёртой междунарЬдной научной конференции по проблемам женской истории РАПЖИ и ИЭА РАН (20-23 октября 2011 года, Ярославль).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры новейшей отечественной истории, историографии и документоведения

''3 Например: Всеподданнейший отчёт Обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода за 1914 г. Пг. 1916. Высочайше утверждённый устав Чешско-Словацкого Благотворительного Общества «1)'ессда» в Варшаве. Полное собрание законов Российской Империи. - Т. 15(1895).- С. 500.

Воронежского государственного университета. Отдельные сюжеты диссертации освещены в 13 научных публикациях.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Возникновение Московского Славянского Комитета в 1858 году было обусловлено как субъективными, так и объективными факторами. К числу субъективных факторов относилось желание славянофилов перейти от теоретической разработки своих идей к их практическому воплощению, а так же стремление части политической элиты во главе с Императрицей Марией Александровной и A.M. Горчаковым защитить российское влияние на Балканах; к числу объективных факторов относилось осознание интеллигенцией славянских народов потребности в защите традиционной культуры и развитии диалога со славянскими соседями.

2. Первым серьёзным успехом Славянского Комитета стал съезд славян во время Этнографической выставки 1867 года, после которого связи Комитета с зарубежными славянами настолько усилились, что пришлось открывать новые отделы - в Санкт-Петербурге, Киеве и Одессе. К отдалённым последствиям Славянского съезда относятся усиление чешской иммиграции в Россию и начало распространения православия в Чехии.

3. Хотя начало Балканского кризиса было для Славянского Комитета относительно неожиданным, он быстро сориентировался в обстановке и уже в 1875 году начал кампанию помощи герцеговинцам. В 1876 г. руководители Славянских комитетов приняли решение поддержать войну балканских народов против Турции, что выразилось в отправке добровольческих отрядов во главе с Н.И.Черняевым. Гибель русских добровольцев вызвала сильнейший общественный подъём в России, Император Александр должен был объявить войну Турции. После публичного проявления недовольства итогами Берлинского мирного договора И.С.Аксаков был отправлен в ссылку, а Московское Славянское общество закрыто. Однако, Санкт-Петербургское и Киевское Славянские общества, возникшие в 1877 году, а так же Одесское, возникшее в 1870 году, продолжили свою деятельность.

4. В 1878-1907 гг. Санкт-Петербургское Славянское общество продолжало развиваться, а в 1885, 1891 и 1902 годах наблюдалось оживление его деятельности, обусловленное притоком новых пожертвований и историческими юбилеями.

5. В начале XX в. Россия пережила новый подъём интереса к славянству. Славянское общество сумело стать одним из лидеров нового славянского движения, что было закреплено на Софийском съезде 1910 года. В 1914-1918 гг. Славянское общество не только осуществляло гуманитарную миссию на Балканах, но и разрабатывало проекты политического переустройства Европы, частично

воплощённые в жизнь в 1918 и 1945 гг. За полвека усилиями Комитетов и Обществ были созданы элементы всеславянских педагогического и литературного пространств.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении рассматривается актуальность темы исследования, объект и предмет исследования, географические и хронологические рамки, анализируется историография, определяются цель, задачи, методические приёмы, источниковая база, раскрывается научная новизна, показывается практическая значимость и апробация результатов исследования.

Глава I. Московский Славянский комитет и власть в 18581874 гг.

В первом параграфе «Зарождение Московского Славянского комитета» рассматриваются причины возникновения комитета для помощи славянским церквам и школам на рубеже 1857-1858 гг. В этот период, под влиянием целого ряда внутренних и внешних факторов, сложилась столь благоприятная ситуация для сотрудничества власти и славянофилов в решении «Восточного вопроса», что славянофилам удалось, при поддержке императрицы Марии Александровны, А.Д. Блудовой, А.Ф. Тютчевой и ряда влиятельных царедворцев, создать свою первую общественно-благотворительную организацию. В параграфе впервые даётся развёрнутая характеристика личности первого председателя комитета А. Н-. Бахметева, который благодаря своим связям при дворе сумел обеспечить поддержку мероприятий славянофилов со стороны части элиты.

Во втором параграфе «Основные направления деятельности Комитета в 1858-1861 годах» даётся оценка деятельности Бахметева и его сподвижников (как мыслителей-славянофилов, так и предпринимателей). Деятелям Комитета в этот период удалось наладить контакты с МИД, оказать помощь церковно-школьным общинам Балкан, монастырю в Герцеговине. Стипендии получили также представители южнославянского студенческого сообщества в России.

В третьем параграфе «М.П. Погодин и становление Славянского Комитета как всероссийской организации» определяется роль профессора М.П. Погодина в расширении деятельности организации. Принципиальным новшеством в работе комитета, по сравнению с периодом председательства Бахметева, стало при Погодине повышенное внимание к западным славянам, прежде всего - чехам. Это внимание было обусловлено увлеченностью Погодина

«Кирилло-Мефодиевской» идеей единения славян. Первым крупным культурным проектом Славянского комитета внутри России стало восстановление празднования дня свв. Кирилла и Мефодия - 11 мая. При М.П. Погодине Московский Славянский комитет создал отделения в Петербурге (1868 г.) , Киеве ( 1869 г.) и Одессе (1870 г.), возникали кружки сочувствующих Комитету и в менее крупных городах и даже в сёлах. Помощь продолжала оказываться по прежним схемам, через консулов и о. М.Ф. Раевского. Благодаря усилиям Погодина в 1861-1875 годах Славянский комитет стал превращаться во всероссийскую организацию с серьёзным кредитом доверия в кругах российской элиты и славянофильской интеллигенции.

В четвёртом параграфе «Информационное обеспечение деятельности Славянского комитета. Отношения с цензурой» рассматривается проблема информирования российской и зарубежной общественности о деятельности Славянских комитетов. Прежде всего, такое информирование должно было вестись через славянофильскую печать («Русская беседа», «День» и другие газеты И.С. Аксакова). Возникавшие в провинции кружки подписчиков «Дня» становились как бы ответвлениями Славянского комитета. Среди южных и западных славян газета служила своеобразным пропуском в любое патриотическое собрание. Славянофильские издания, информировавшие читателей о Славянском комитета, имели определённый успех, который обуславливался талантом И.С. Аксакова. Вместе с тем, положение славянофильской прессы нельзя было назвать устойчивым из-за интриг противников славянофильства - П.А. Валуева и А. Е. Тимашева. Впрочем, власти оказывали помощь книжным проектам Комитета.

В пятом параграфе «Московский Славянский комитет и Министерство народного ' просвещения» определяется

филологическая парадигма славянофильской педагогики, а также рассматриваются педагогические проекты комитета. С 1858 года Славянский комитет оказывал финансовую поддержку уже существовавшим учебным заведениям зарубежных славян, сначала южных, а затем и западных. Постоянные контакты Комитет установил с «Южнославянским пансионом» в Николаеве. Славянские благотворительные общества уделяли внимание российскому Мариинскому институту в Цетинье (1869-1913 гг.). Славянские комитеты оплачивали обучение зарубежных славян в этих и других российских учебных заведениях.

В шестом параграфе «Славянский комитет и Российская Православная Церковь» прослеживается динамика отношений Славянских комитетов со Святейшим Синодом. В 1860 -1870-е годы Русская Церковь принимала в свои учреждения зарубежных славян через посредство Славянского комитета. В 1868 году впервые сборы

на славянские нужды для Комитета были совершены на епархиальном уровне за пределами столиц - в Ростове-на-Дону и Новочеркасске. Эта практика послужит примером для сотрудничества Церкви и Комитетов в 1875-1876 гг. Иногда возможности Комитета даже превышали возможности Синода. В целом отношение православного духовенства к Славянским комитетам было благожелательным всегда.

Глава II. Отношения Славянского комитета с российской и славянской общественностью.

В первом параграфе «Славянский съезд 1867 г.» мы рассматриваем значение этого мероприятия для российских славянофилов и зарубежного славянства. Съезд 1867 года представлял собой первый за многие столетия опыт свободного общения представителей славянских интеллектуальных элит. Ближайшим политическим итогом Съезда было усиление дипломатического и военно-технического сотрудничества России и Сербии, вследствие чего князь Михаил III Обренович разрешил в свою пользу спор о «градах» - турецких крепостях внутри сербских границ. К числу более отдалённых итогов относится переселенческое движение чехов в Россию и распространение в их среде православия (1868-1870 гг.).

Во втором параграфе «Славянский комитет, общественные организации и частные благотворители России» определяется отношение к Славянскому комитету российских меценатов и деятелей общественных научно-просветительских обществ. Удалось привлечь к пожертвованиям крупных предпринимателей. Полностью или частично в работе Комитета после 1867 года участвовали 9 российских научно-просветительских обществ из 17 участвовавших в Славянском съезде. Данный факт не получил сколько-нибудь ощутимого осмысления ни в дореволюционной, ни в советской, ни в современной российской историографии. Московский Славянский комитет ещё до Балканского кризиса и Русско-турецкой войны (18751878 гг.) объединял усилия благотворительных организаций и отдельных меценатов для помощи славянам в их церковных и образовательных проектах.

В третьем параграфе «Русское искусство и «славянское дело»: концерты и публичные чтения в пользу Славянских комитетов» впервые в отечественной историографии оценивается влияние деятельности Славянских комитетов на развитие русской музыкальной культуры. Поддержка императрицы Марии Александровны, а также H.A. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, П.И. Чайковского, Ф.И. Тютчева, JI.H. Толстого побуждала руководителей Комитета к разработке сценариев художественных акций в пользу славян.

В четвёртом параграфе «Славянский Комитет н помогць южнославянским странам» подробно анализируются гуманитарные

акции Комитетов в среде южного славянства. Наиболее важными среди них были строительство православных соборов в Сараево и Мостаре, учреждение женской гимназии в Сараево. В православных южнославянских землях помощь адресовалась церковным и церковно-школьным общинам, а также общественным организациям н частным лицам. В католических землях адресатами русской помощи были общественные организации - Матица Словенская, «Славянская беседа» в Граце, а также частные лица, как правило, представители духовной и светской интеллигенции.

В пятом параграфе «Славянский Комитет и помощь западным славянам» рассматриваются гуманитарные акции в западнославянских областях. М.П. Погодин, сотрудничавший с чешскими «властенцами» (патриотами) ещё с 1830-х годов, на посту председателя Славянского комитета уделял особое внимание чехам. Чешский вектор деятельности Славянского комитета включал в себя помощь студентам, обучавшимся в России, содействие переселению чехов в Россию, поддержку православной миссии в чешских землях и в чешских колониях России. По мере своих сил Комитет пытался поддерживать и словацких патриотов. Дом Матицы Сербской (лужицкой) благодаря пожертвованиям Славянских обществ был достроен к началу XX века и до сегодняшнего дня является центром серболужицкой народности.

В шестом параграфе «Славянские комитеты и помощь русинам Австро-Венгрии» рассматриваются мероприятия по содействию национальному возрождению русинов - поддержка школ и просветительских обществ.

В седьмом параграфе «Славянские комитеты и распространение русского языка среди зарубежных славян» рассматриваются действия Комитетов по удовлетворению потребности зарубежных славян в изучении русского языка. Славянский комитет и родственные организации организовывали уроки русского языка и обеспечивали обучение ему в Австро-Венгрии и странах Балканского полуострова. В ноябре 1870 года при Славянском благотворительном комитете в Москве открыто было Дамское отделение. В 1871-1883 гг. оно содержало при Алексеевском монастыре Москвы училище для сербских и болгарских девочек, давшее Сербии и Болгарии несколько видных просветительниц (О. Икономова-Круша, Е. Шекерджиева).

Глава III. Славянские комитеты и Общества в годы Балканского кризиса (1875-1876 гг.) и Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.).

В первом параграфе «Славянские комитеты и начало Восточного кризиса (лето 1875-весна 1876 гг.)» рассматривается начальный период гуманитарной активности Комитетов в рамках Восточного кризиса. С лета 1875 по весну 1876 годов комитеты но

преимуществу участвуют в помощи жертвам подавления Герцеговине кого восстания. 23 августа 1875 года император Александр II разрешил сбор средств на помощь герцеговиицам. 24 ноября 1875 года вышел Указ Синода, поощрявший пожертвования (действие этого распоряжения впоследствии продлевалось до 1917 г.) Хотя собранные Комитетами средства были недостаточны для решения проблем беженцев, моральное значение помощи оказалось весомым. Начиная с 1875 года, Славянские комитеты стали оказывать помощь русским санитарным отрядам на Балканах.

Во втором параграфе «Славянские комитеты в 1876 году. Помощь Болгарии. Сербско-турегкая война» рассматривается переход от гуманитарных акций к военно-политическим. Князья Сербии и Черногории летом 1876 г. объявили войну Турции. Московский Славянский комитет способствовал отправке в Сербию как добровольцев, так и армейских символов - знамён. На войну отправились М.Г. Черняев, H.H. Раевский, H.A. Киреев. Отдельные успехи добровольцев были перечёркнуты поражением М.Г. Черняева при Джунисе (Дюнише). Лишь вмешательство Александра II избавило Сербию от полного краха.

В третьем параграфе «Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Преобразование Комитетов в Общества» рассказывается о преобразовании Славянских комитетов в Общества и о вкладе Славянских обществ в освобождение и послевоенное восстановление Болгарии. Уставы Обществ строго регламентировали подробности помощи славянам. Александр II санкционировал участие Комитетов и Обществ в восстановлении Болгарии. На театре военных действий находились уполномоченные Обществ. Несколько сотен церквей в Болгарии получили церковные облачения, пожертвованные Московским н Санкт-Петербургским Славянскими обществами. Помощь главы московского Славянского общества U.C. Аксакова и других членов Славянских комитетов и Обществ болгарам и сербам в мрачные времена истории этих народов стала частью их национальной памяти.

В четвёртом параграфе «Закрытие Московского Славянского Благотворительного обикства (1878 г.)» рассматриваются причины этого печального для славян события и подводятся итоги деятельности Славянских комитетов и Обществ: за 20 лет им удалось поднять восприятие славянства в Росси на принципиально более высокий уровень, создать предпосылки для формирования ряда учреждений (системы образования Болгарии, православной общины в Чехии).

Глава IV. Санкт-Петербургское Славянское Благотворительное общество п 1878-1907 гг.

В первом параграфе «Восстановление и обновление деятельности Оби/ества: 1878-1885 гг.» рассматривается

становление Санкт-Петербургского Славянского общества как преемника Московского Общества. Санкт-Петербургское Общество продолжало сотрудничать с Московским университетом, духовными семинариями и академиями, Императорским Человеколюбивым обществом. В 1880-е годы в Санкт-Петербургском Славянском обществе стали руководить выходцы из духовенства: A.C. Будилович, М.О. Коялович, И.С.Пальмов, настроенные более консервативно, чем дворяне вроде А.И. Кошелева. В рамках Санкт-Петербургского Славянского общества они объединились с родственниками первых славянофилов - Д.А.Хомяковым, Д.Ф. и Ф.Д.Самариными, А.А.Киреевым. К ним примкнуло несколько самобытных публицистов, которые увлекались «славянским вопросом»: это были, например, С.Ф.Шарапов и А.В.Васильев. Все вместе они составили так называемое неославянофильское сообщество. В 1885 году СБО и К.П. Победоносцевым был инициирован международный Мефодиевский юбилей. Он показал, что Санкт-Петербургское Славянское общество имеет шансы занять место Московского в системе межславянскнх связей.

Во втором параграфе «Славянское общество и политическая элита России в 1886-1907 гг» определяется отношение правящих кругов России к Славянскому обществу. Верховная власть позитивно относилась к деятельности Общества, однако это не означало полного отсутствия противоречий. Конфликт С.Ф. Шарапова и С.Ю. Витте привёл к кризису организации (1899 г.), из которого, впрочем, она вышла с честью. С. 1902 года начинается новый подъём в деятельности СБО, ненадолго прерванный революционными событиями 1905-1907 гг. Общество в 1886-1907 годах в целом выступало как консервативный партнёр власти, а иногда - как консервативный оппонент. В критический момент революции 1905 года глава СБО Н.П. Игнатьев решил поддержать власть и заключил союз с консервативными элементами формирующейся партийной системы.

В третьем параграфе «Славянское общество и российская общественность в 1886 - 1907 гг.» рассматривается место СБО в религиозно-консервативном сегменте российского общества, представленном православными братствами и консервативными просветительскими организациями (например, Русским собранием).

В четвёртом параграфе «Славянское общество и зарубежная славянская общественность (1886-1907 гг.)» рассматривается взаимодействие Общества с зарубежным славянством. Мариинский институт в Цетинье оставался важнейшим очагом всеславянского просвещения. Славянское общество информировало российскую и зарубежную общественность о деятельности Института. В 1879-1902 годах на деньги, собиравшиеся СБО и Болгарским Славянским обществом по всей России, на Шипке строился храмовый комплекс в

память русских воинов, погибших за освобождение Болгарии. Продолжалось сотрудничество СБО с обществами и частными лицами в Словении. Санкт-Петербургское Славянское общество продолжало снабжать своими изданиями российские и зарубежные библиотеки и научно-образовательные центры.

В пятом параграфе «Периодические издания Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества (¡883 -1916 гг.)» впервые в отечественной историографии освещается история «Известий Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества» - «Славянских известий» (1883-1916 гг.).

В шестом параграфе «Книгоиздательская деятельность Санкт-Петербургского Славянского общества (1880-1913 гг.)» даётся характеристика непериодическим изданиям СБО . Книги научного содержания, изданные Славянским обществом, оставались востребованными и в 1920-е годы. Можно утверждать (основываясь на сохранившихся отзывах 1910-1920-х гг.), что книгоиздательская программа СБО во многом удовлетворяла увеличившийся в 19081914 гг. интерес общества к «славянскому вопросу».

В седьмом параграфе «Повседневная жизнь Санкт-Петербургского Славянского общества» рассматриваются регулярно проводившиеся мероприятия организации и восстанавливаются биографии некоторых её участников того времени.

Глава V. Санкт-Петербургское Славянское

Благотворительное общество в 1908-1921 гг.

В параграфе первом «Славянское общество и либеральный «неославизм» (1908-1914 гг.)» рассматриваются отношения СБО с либеральными организациями, возникшими в 1908-1909 гг. на волне возобновившегося интереса общественности к «славянскому вопросу». В 1910 г на Славянском съезде в Софии СБО подтверждает свой статус главенствующей славянской организации в России.

В параграфе втором «Петроградское Славянское Благотворительное общество в годы Первой мировой войны (1914 -1917)» рассматриваются различные гуманитарные акции СБО -помощь галнцийским беженцам, направление санитарных отрядов в Сербию, а также православная миссия среди чешских военнопленных. На рубеже 1916-1917 гг. председатель общества А.И. Соболевский разрабатывает план создания «Славянского союза» вокруг Российской империи, не осуществившийся из-за революционных событий.

В параграфе третьем «Славянское общество в 1918-1921 гг» речь идёт о безуспешных попытках сохранить организацию, закончившихся её насильственным упразднением в 1921 г. .

В Заключении подводится итог деятельности организации, делаются ключевые выводы: за полвека Комитеты и Общества создали основу для формирования всеславянского педагогического и

литературного пространств, содействовали освобождению и духовному развитию славянских народов. Также отмечается жизнеспособность идей Славянских обществ в последующие эпохи.

Список публикаций по теме исследования: Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Поповкин A.A. Московский славянский комитет и общественная благотворительность в России (1858-1874) / A.A. Поповкин // Вестник Тамбовского Университета. Серия «Гуманитарные науки» . - Тамбов: ТГУ, 2011 - Вып. 8 (100). - С. 268272.

2. Поповкин A.A. Московский славянский комитет и «Кукушская уния» (1859 г.) / A.A. Поповкин // Вестннк Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - Воронеж: ВГУ, 2011,- № 2. - С. 158-161.

3. Поповкин A.A. Деятельность Славянских обществ России в контексте социального развития славянских народов (1858-1917 гг.) / A.A. Поповкин // Вестник Тамбовского Университета. Серия «Гуманитарные науки» . - Тамбов: ТГУ, 2012- Вып. 6(110). - С. 234247.

Публикации в других изданиях:

4. Поповкин A.A. Архиепископ Виталий (Максименко) как всеславянский деятель / A.A. Поповкин // Славянский альманах 2003.-М.: Пндрик, 2004. - С. 69-71.

5. Поповкин A.A. Московский университет и Славянское благотворительное общество (1858 - 1875) / A.A. Поповкин // Российские университеты в XVIII - XX веках: сб. науч. ст. / Воронежский государственный университет. — Вып. 10. - Воронеж: издательство «Истоки» , 2009. - С. 134 - 149.

6. Поповкин A.A. Культурные инициативы Славянского благотворительного общества в первые годы его существования / A.A. Поповкин // Христианская культура и славянский мир. ( Материалы круглого стола от 19 февраля 2009 года ). XVII Международные образовательные Рождественские чтения. Направление «Церковь и культура». / Отв. ред. M.H. Громов. - М. : ГАСК, 2009. - С. 85 - 94.

7. Поповкин A.A. Педагогическая теория и практика в деятельности участников Славянских Благотворительных обществ / A.A. Поповкин // Христианская культура и славянский мир : Материалы круглого стола от 27 января 2010 года . XVIII Международные образовательные Рождественские чтения. Направление «Церковь и культура». / Отв. ред. М.Н. Громов. - М. : ГАСК, 2010. - С. 111-127.

8. Поповкин A.A. Аксаковские стипендии в Вифанской семинарии -благотворительность Анны Фёдоровны Аксаковой (Тютчевой) / A.A. Поповкин // Сборник работ конференции молодых и преподавателей и

студентов Лискннского филиала ВГУ (16-17 апреля 2010 г ) (Выпуск пятый) / Под редакцией Ю.И. Трещевского. С.М. Сотникова. -Воронеж - Лиски. 2010. - С. 122 - 127.

9. Поповкнн A.A. Графиня Антонина Блудова и женская благотворительность России 1860-1880 годов / A.A. Поповкнн // Сборник работ конференции молодых и преподавателей и студентов Лнскинского филиала ВГУ (Выпуск шестой)/ Под редакцией И.Е. Рисина, С.М. Сотникова. Ю.И. Трещевского. - Воронеж. 2011. - С. 96 - 101.

10. Поповкнн A.A. Три портрета женщин-благотворительниц: Анна Аксакова, Антонина Блудова, Марфа Сабинина / A.A. Поповкин / Частное и общественное : тендерный аспект: Материалы Четвёртой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 20-23 октября 2011 года. Ярославль - М. : ИЭА РАН . 2011. Т. 1. - С. 274-277.

12. Поповкин A.A. «Дочери Славы» - славянофильская романтика и повседневность (Марфа Сабинина - Мария Мариуца) / A.A. Поповкин // Сборник работ конференции молодых и преподавателей и студентов Лискннского филиала ВГУ (Выпуск седьмой) / Под редакцией С.М. Сотникова. Ю.И. Трещевского. - Воронеж. 2012.- С. 74-78.

13. Поповкнн А.А.Славянофнлы и женская благотворительность: романтика и повседневность/ A.A. Поповкин // Женщины и мужчины в контексте исторических перемен: материалы V Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. 4-7 октября 2012 г. Тверь -М.: ИЭА РАН. 2012.-Т. 1.-С. 271-274.

Подписано в печать 11.04.13. Форма! 60 84 '/1(1. Усл. псч. л. Тираж 100 -жз. Заказ 365.

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Издатсльско-полиграфичсского центра Воронежского государственного университета. 394000, Воронеж, ул. Пушкинская, 3

 

Текст диссертации на тему "Славянские благотворительные общества в Москве и Санкт-Петербурге"

МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

СЛАВЯНСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (1858—1921 гг.)

04201357486

На правах рукописи

ПОПОВКИН Алексей Александрович

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Искра Л. М.

Воронеж 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА I. Московский славянский комитет и власть в 1858—1874 гг. 47

§ 1. Славянофилы и власть после Крымской войны: взгляд на «славянский вопрос». Создание Славянского комитета 47

§ 2. Основные направления деятельности

Славянского комитета в 185 8—1861. 57

§ 3. М.П. Погодин и становление Комитета как всероссийской организации 66

4. Информационное обеспечение деятельности Славянского комитета. Отношения

с цензурным ведомством 86

5. Славянский комитет и Министерство

народного просвещения 98

6. Славянский комитет и Русская Православная Церковь 123

ГЛАВА II. Отношения Славянского комитета с российской и славянской общественностью 138

§ 1. Славянский съезд 1867 г. 138

§ 2. Славянский комитет, общественные организации и частные благотворители России 149

§ 3. Русское искусство и «славянское дело»: концерты и публичные чтения в пользу славянских комитетов 158

§ 4. Славянский комитет и помощь южным славянам 169

§ 5. Славянский комитет и помощь западным славянам 189

§ 6. Славянский комитет и помощь русинам Австро-Венгрии 207 § 7. Славянский комитет и распространение русского языка

среди зарубежных славян 215

ГЛАВА III. Славянские комитеты и общества в годы Балканского кризиса (1875—1876 гг.)

и Русско-турецкой войны (1877—1878 гг.) 231

§ 1. Славянские комитеты и начало Восточного кризиса (лето 1875 — весна 1876 гг.) 231

§ 2. Славянские комитеты в 1876 г.: помощь Болгарии, Сербско-турецкая война 243

§ 3. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Преобразование славянских комитетов в общества 266

§ 4. Закрытие Московского славянского благотворительного общества (1878 г.) 274

§ 5. Итоги деятельности Московского славянского благотворительного общества 279

ГЛАВА IV. Санкт-Петербургское славянское

благотворительное общество в 1878—1907 гг. 288

§ 1. Восстановление и обновление деятельности Общества

(1878—1885 гг.) 288

§ 2. Славянское общество и политическая элита России

в 1886—1907 гг. 306

§ 3. Славянское общество и российская общественность

в 1886—1907 гг. 331

§ 4. Славянское общество и зарубежная славянская общественность в 1886—1907 гг. 353

§ 5. Периодические издания Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества (1883—1916 гг.) 376

§ 6. Книгоиздательская деятельность Санкт-Петербургского славянского общества (1880—1913 гг.) 400

§ 7. Повседневная жизнь Санкт-Петербургского славянского общества на рубеже XIX—XX вв. 406

ГЛАВА V. Санкт-Петербургское славянское благотворительное общество в 1908—1921 гг. 423

§ 1. Славянское общество и либеральный неославизм

(1908—1913 гг.) 423

§ 2. Петроградское славянское благотворительное

общество в годы Первой мировой войны (1914—1917) 465

§ 3. Славянское общество в 1918—1921 гг. 488

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 505

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность темы исследования. История славянских благотворительных обществ, начавшаяся с утверждения императором Александром II в январе 1858 года проекта создания Московского славянского комитета и завершившаяся в первые послереволюционные годы (1919—1921), представляет собой картину функционирования и развития уникального общественного учреждения (социальной институции), в котором объединились сотни высококвалифицированных специалистов и влиятельных людей — ученых-славистов, экономистов, военных, церковных деятелей, художников, писателей и поэтов, врачей, специалистов в области государственного управления и управления благотворительными организациями. К деятельности славянских комитетов и обществ были причастны: императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II, московские митрополиты Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов) и Леонтий (Лебединский), протоиерей Иоанн Кронштадтский (Сергиев), старцы Оптиной и Глинской пустыней, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), митрополит Киевский Платон (Городецкий), архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков), архимандрит Антонин (Капустин), подвижницы милосердия М.С. Сабинина, А.Н. Стрекалова и княгиня Н.Б. Шаховская, а также Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Д.И. Менделеев, П.И. Чайковский, М.П. Погодин, И.С. Аксаков, П.М. и С.М. Третьяковы, обер-прокуроры Святейшего Синода К.П. Победоносцев и В.К. Саблер, государственный контролер Т.И. Филиппов, министр народного просвещения И.Д. Де-лянов, генералы A.A. Киреев, М.Г. Черняев, P.A. Фадеев, ученые-слависты В.И. Ламанский, И.С. Пальмов, О.М. Бодянский, М.С. Дринов, Т.Д. Флорин-ский, А.И. Соболевский, историк К.Н. Бестужев-Рюмин, корифей медицинской науки Н.В. Склифосовский, экономист С.Ф. Шарапов, философы A.C. Хомяков и М.Ф. Таубе, правовед П.Е. Казанский, византинист Н.П. Кондаков, социолог Ф.Ф. Зигель, педагог и историк русской школы С.И. Миро-

польский, публицисты М.Н. Катков и A.C. Суворин, предприниматели А.Н. Бахметев, И.А. Лямин, В.А. Кокорев, И.И. Четвериков и Д.Н. Бенардаки.

С комитетами и обществами сотрудничали такие видные государственные и общественные деятели славянских стран, как митрополит сербский Михаил (Йованович), болгарский церковный деятель митрополит Климент (Друмев), премьер-министр Сербии и Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев Никола Петрович Пашич, министр народного просвещения Сербии Алимпие Васильевич, председатель Народного Собрания царской Болгарии Петр Ораховац, будущий министр в правительстве Чехословакии Ииржи Стршибрны, словацкий просветитель Светозар Гурбан Ваянский, словенский просветитель каноник Матия Маяр Зильский, великий «будитель» карпато-русинского народа Александр Духнович, болгарский просветитель Найден Геров, македонские просветители братья Миладиновы, борец за сохранение самобытности лужицко-сербского народа Ян Арношт Смоляр.

За шесть десятилетий своей деятельности славянские комитеты и общества сумели завоевать значительный авторитет в России и славянских землях, осуществить несколько важных региональных и международных проектов в области славяноведения (главный из которых — Этнографическая выставка 1867 г.), в издательской сфере, в сфере образования и здравоохранения. Общества совместно с православной церковью реализовывали миссионерские проекты, оказывали экономическую помощь зарубежным славянским религиозным и культурным центрам, помогали отстаивать права преследуемых за свои убеждения славянских политических деятелей.

Значение деятельности славянских комитетов и обществ в защите славянских народов в годы Балканского кризиса 1875—1876 гг. по достоинству оценено российскими и зарубежными исследователями. Славянские благотворительные общества были эффективными, поступательно развивающимися организациями. Опыт обществ повлиял на развитие правых политических объединений России начала XX века \

В Болгарии, несмотря на прохладное отношение политической элиты, С.С. Бобчеву удалось создать аналог российских славянских обществ: Болгарское славянское благотворительное общество существовало в 1899—1940 гг. Члены и союзники Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества A.A. Башмаков, A.B. Васильев, М.А. Сопоцько-Сирокомля участвовали в создании религиозно-благотворительных организаций в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев.

Отзвук славного прошлого славянских комитетов достиг эпохи Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Немногие оставшиеся в живых члены славянских обществ (например, протоиерей В.М. Верюжский) участвовали в укреплении связей между славянскими народами в 1950-е годы. Попытки воссоздания различного рода славянских комитетов успешно предпринимаются с 1998 года.

Опыт исследования истории славянских обществ уже приближается к 150-летнему рубежу (если отсчитывать от первой аналитической работы, вышедшей в 1869 году), однако целостное представление об историческом пути славянских благотворительных обществ в научном сообществе так и не сложилось. В настоящей работе впервые предпринимается максимально возможное обозрение деятельности Московского и Санкт-Петербургского славянских благотворительных обществ. Тем самым будет восполнен пробел в изучении динамики взаимодействия России и славянских народов, межславянского культурного, социального и политического взаимодействия во второй половине XIX — начале XX веков. Как отмечали М.О. Коялович, A.C. Будилович и В.И. Ламанский , изучение истории славян способствовало формированию целостной картины исторического развития России. Не потеряла своей ценности славистическая составляющая истории России и сегодня. Именно поэтому тема диссертации, на наш взгляд, является актуальной для исторической науки России.

Наряду с общенаучной, диссертация имеет и социально-гуманитарную актуальность, так как в ней показаны механизмы взаимодействия российских

и зарубежных благотворительных организаций, что может иметь значение для разработки долгосрочных планов помощи проблемным славянским регионам (например, Косово и Метохии).

2. Объектом диссертационного исследования являются Московский славянский комитет (1858—1877 гг.), Московское славянское благотворительное общество (1877—1878 гг.), Санкт-Петербургский славянский комитет (1868—1877 гг.), Санкт-Петербургское/Петроградское славянское благотворительное общество (1877—1921 гг.).

3. Предметом диссертационного исследования являются особенности и закономерности функционирования панславистских организаций России и славянского мира (на примере славянских комитетов и обществ) в контексте развития интеграционных течений в славянском социокультурном ареале во второй половине XIX — начале XX веков.

4. Хронологические рамки исследования (1858—1921 гг.) определяются самими участниками обществ. Участники Петербургского славянского общества отмечали органическое единство всех перечисленных в п. 2 структур3.

5. Территориальные рамки исследования: территория Российской империи в рассматриваемый период, а также славянские страны и регионы Европы в 1858—1921 гг.

6. Методологические и методические принципы исследования: методологическая основа исследования включает в себя принципы историзма, объективности и системности и предполагает использование как общенаучных, так и специальных исторических методов. Принцип историзма предполагает изучение процесса развития славянских комитетов и обществ в конкретных исторических условиях, с учетом путей и закономерностей развития российского и славянского общества во второй половине XIX — начале XX веков. Принцип объективности означает необходимость всестороннего изучения деятельности славянских комитетов и обществ, с учетом самых разнообразных влияний на нее явлений исторической действительности. При изучении темы диссертации было необходимо преодолеть влияние распростра-

ненных и в отечественной, но все же по преимуществу в зарубежной историографии темы стереотипов и штампов. Принцип системности предполагает рассмотрение славянских комитетов и обществ как развивающихся систем внутри суперсистемы российского социума. В диссертационном исследовании применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, типологизация. Кроме этого, в исследовании применены следующие специальные методы: сравнительно-исторический (в социально-историче-ском аспекте); истории идей; просопографический; кросс-культурный анализ.

7. Степень научной разработки проблемы.

Ранняя историография славянских благотворительных обществ

(1867—1917)

На наш взгляд, историографический обзор следует начать с труда секретаря Московского славянского комитета профессора H.A. Попова «Благотворительность на Востоке и среди славян», напечатанного в нескольких номерах «Журнала Министерства народного просвещения» за 1869 год. Нил Попов подробно перечисляет благотворительные акции, проводившиеся различными российскими учреждениями (как частными, так и государственными) на православном Востоке. Затем он предпринимает сравнение благотворительных акций на греческих и славянских землях и на этом фоне дает характеристику Московскому славянскому комитету.

Н.А.Попов может считаться первым историографом славянских обществ в России. Огромный документальный материал, собранный автором во время пребывания на посту секретаря Московского славянского комитета, позволил ему создать цельный и оригинальный свод сведений о деятельности комитета.

В литературном наследии председателя Московского славянского комитета (1875—1876 гг.) и одного из руководителей Московского славянского благотворительного общества (1877—1878 гг.) Ивана Сергеевича Аксакова, на наш взляд, содержится ценный в аналитическом смысле опыт оценки дея-

тельности славянских комитетов. Так, например, выступая на заседании 24 октября 1876 года, Аксаков сделал следующий вывод о воздействии воззваний Комитета на народное самосознание в 1875 году: «Пред народом стали раздвигаться пределы православного мира, открываться новые горизонты братства» 4. Аксаков считал, что деятельность комитетов способствовала прояснению исторического сознания русского народа, доказательством чего служило увеличение потока пожертвований «на нужды славян» : «Народ... ступил на путь своего исторического призвания». В отделах Московского комитета Аксаков видел примеры самоорганизации народа: «...Нет никакой возможности сосредоточить народное движение... в одном московском центре. .. Вся Россия готова была покрыться отделами Славянского комитета».

Таким образом, задача Комитета (с точки зрения Аксакова) состояла отнюдь не только в благотворительной помощи славянам — Комитет должен был пробудить «сердечное движение», «народную совесть» 5 и (применительно к 1875—1876 гг.) с этой задачей справился.

Попытку проанализировать деятельность И.С. Аксакова как одного из руководителей славянского движения и савянских комитетов предпринял в 1886 г. видный историк, принадлежавший к западническому направлению, профессор А.Н. Пыпин.

Заслуга А.Н. Пыпина состоит в том, что он добросовестно изложил точку зрения Аксакова на деятельность славянских комитетов: «Призвание России свидетельствуется таинственным народным чувством, которое можно было наблюдать в восторженной встрече славянских гостей в Москве, в одушевленном движении добровольцев в сербскую войну, в массах пожертвований на славянское дело, стекавшихся в славянские комитеты, и т.п. ...но ...этого призвания не понимают и не хотят понять известные сферы русского общества и всего больше "дипломатия"» 6. Драматическое разделение между народным славянским чувством и интеллигентским западничеством осталось в России вплоть до крушения всего старого общественного и государственного порядка. Существование этого разделения признавали и славянофилы, и

К.Н. Леонтьев с кружком единомышленников, трудно было возражать против него и западникам (которые трактовали народность как «непросвещенность»).

Западникам было трудно возражать против фактов, можно было лишь попытаться истолковать их в свою пользу. Однако, когда славянофилы (позднее — неославянофилы) указывали на славянские благотворительные общества как на осязаемое доказательство истинности своего учения, западники могли только ограничиться мелкими упреками (тот же Пыпин жалуется на «недостаточность» одного колокола в качестве дара Славянского комитета к юбилею Гуса и на «единичность» перехода чехов в православие, хотя в 1886 г. таких переходов были уже тысячи)1.

В 1883—1893 годах было опубликовано несколько работ по истории Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества, носивших чисто компилятивный характер 8. В 1909 году вышла аналитическая статья П.А.Кулаковского об истории славянских комитетов и обществ. Профессор Кулаковский доказывал существование преемственности между славянскими комитетами 1858—1870 годов и Санкт-Петербургским славянским благотворительным обществом 1900-х годов.

На волне интереса к наследию славянофилов в годы Первой мировой войны появлялись работы о ранней истории славянских обществ. Примером таких работ может служить книга А. Георгиевского 9.

Подводя итог обозрению дореволюционной историографии славянских комитетов и обществ, мы должны признать, что, с одной стороны, общественная обстановка и развитие славистики как науки (чьими представителями и были H.A. Попов и, с оговорками, А.Н. Пыпин) благоприятствовали созданию работ по истории коми�