автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Смерть как социокультурный феномен

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Шенкао, Мухамед Алиевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Черкесск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Смерть как социокультурный феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Шенкао, Мухамед Алиевич

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования ментальности.

§ 1. Особенности развития теории ментальности в зарубежной литературе.

§ 2. Понятие «ментальность» в работах российских авторов.

Глава 2. Философское осмысление этно-религиозных ментальных представлений о смерти.

§ 1. Магия остракизма смерти.

§ 2. Смерть как проявление мужества.

§ 3. Смерть как часть этикета.

§ 4. Смерть как начало очищения и святости.

§ 5. Смерть как начало исповеди перед богом.

§ 6. Смерть как начало возврата к Аллаху.

Глава 3. Историко-культурные типы ментального восприятия смерти: философский анализ.

§ 1. Смерть как уход в инобытие.

§ 2. Восток: культ предков и культура расставания.

§ 3. Смерть в системе ритуальных действий традиционных обществ.

§ 4. Средневековое видение Танатоса: преодоление фобии смерти.

§ 5. 20 век: смерть как личное горе и статистика для общества.

§ 6. Представление о смерти в структуре мифо-эпической ментальности.

Глава 4. Смерть в историко-философском измерении менталитета западных мыслителей.

§ 1. Смерть как одна из форм обретения свободы и начало мудрости.

§ 2. Смерть как проявление природного в человеке.

§ 3. Смерть в контексте философии бессознательного: трагизм духа в момент кончины.

§ 4. Смерть человека как дань за усложнение его организма.

§ 5. Смерть человека как его факультатив.,.

Глава 5. Представление о смерти в структуре ментальностей мыслителей России.

§ 1. Вольнодумная Россия: мысли о смерти и бессмертии.

§ 2. Смерть в философско-религиозном измерении.

§ 3. Смерть как главное зло человечества.

§ 4. Традиция медико-физиологического осмысления смерти.

§ 5. Танатос в зеркале философско-художественной рефлексии.

§ 6. Социально-философские аспекты танатологии в современной российской общественной мысли.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Шенкао, Мухамед Алиевич

Перемены, происходящие в России в конце 20 века, в очередной раз «потрясают» мир. Изменяются не только экономика и политика, но и сознание, образ мышления, мировидение, менталитет россиян, происходит переоценка ценностей. Мы пересматриваем всю систему нашей культуры. Меняются также подходы к исходным феноменам ментальности.

Вступление России в строй цивилизованных народов, появление гражданского общества и правового государства невозможны без свободы мышления, свободы выбора жизненных ориентиров. А они могут возникнуть лишь при существовании в обществе свободы национального духа, при осознании россиянами автономности собственного самосознания, т.е. при наличии уважаемого и обществом, и законом у каждого человека менталитета, стиля и позиции в мышлении и поведении. России нужен самосознающий, самоконтролирующий и самосозидающий индивид.

Сегодня мы широко и свободно используем понятие те^аШе'Многое сделали для его прояснения историки и культурологи. Вместе с тем нужны и обобщающие философские работы. Ряд причин внутринаучного и вненауч-ного характера вызывает необходимость пристального внимания к природе и сущности смерти. Актуальность исследований проблем танатоса более отчетливо видна в свете реалий конца XX века. Ученым, политикам, властям необходимо осмыслить и найти противовес всё нарастающему валу суицидов, жертв, являющихся следствием межэтнических противостояний, изменения образа жизни, а значит- и ментальности.

Актуальность данной темы обусловлена и тем, что учёным и законодателям надо решить дилемму: как, не покушаясь на свободу слова, ограничить пропаганду насилия, идущая с экранов и страниц газет и журналов.

Разработка теоретических основ танатологии актуальна еще и потому, что она нужна юристам и социологам как общефилософская методология 5 для решения проблемы отмены или сохранения смертной казни в связи со вступлением России в Совет Европы.

Актуальность изучения проблем смерти, ее сущности выводится также из интереса к ней людей из разных сфер бытия. Она животрепещуща и для политиков, и для теоретиков-гуманитариев (юристов, философов, психологов, теологов, историков), и для военных, и для служителей церкви, и для врачей в свете их биоэтических размышлений и угрозы клонирования человека.

Актуальность размышлений о Танатосе вызывается также тем, что смерть в силу ее факультативности для каждого человека никогда до конца непознаваема. Кроме того, человек по своей природе не может мириться с саморазрушением такого совершенства, как он сам. Отсюда, пристальное внимание к себе, к смерти.

Необходимость исследований проблем Танатоса вызвана также и тем, что она издавна являлась «вдохновляющим гением» (Сократ), «музагетом» (А. Шопенгауэр) философии.

Вместе с проблемами смерти человек параллельно решает и проблемы этого, посюстороннего мира: смысла жизни, свободы воли, границы свободы воли и т.д. Знание форм культуры смерти у различных народов формирует толерантность, уважение к чужим культурам и обычаям.

Степень научной разработанности проблемы

Проблемы теории ментальности осветили в своих работах российские ученые: Визгин В. П., Гачев Г. Д., Гуревич А. Я., Гуревич П. С., Шкуратов В. А., Дубов И. Г., Ерыгин А. Н., Кантор В. К., Макаренко В. П., Марков Б.В., Огурцов А. П., Пантин И. К., Панарин А. С., Режабек Е. Я., Рожан-ский М., Ястребицкая А. Я. Точки зрения данных авторов и разрабатываемые ими аспекты теории ментальности различны.

В работах зарубежных авторов: Дюби, Вовеля, Февра, Буро и Шартье показаны этапы становления теории ментальности, ее проблемы и возможные пути их решения в рамках этой теории как науки, т.е. исторической антропологии. 6

Различные аспекты проблемы танатологии как феномена ментально-сти разработаны Гуревичем А. Я., Гуревичем П. С., Юдиным Б. Г., сотрудниками журнала «Человек». Из зарубежных авторов наибольших успехов по данной проблеме добились: Арьес, Жак Ле Гофф, Хейзинга, последователи школы «Анналов». Ни один крупный мыслитель ни на Западе, ни в России не прошел мимо проблем смерти и бессмертия.

Западная философская мысль от Сенеки до немецкой классики была занята выявлением рационального начала в смерти. Но в этой философии есть и другая линия - от Кьеркегора до современного англоязычного автора Уильямса, которая видит в смерти лишь действие иррациональных сил.

Проблемами танатологии и иммортологии занимались российские философы от Радищева до Бердяева, а в наше время - до Трубникова Н. И., Исупова К. Г., Рабиновича В. Л., Жарова Л. В. и др. Здесь ими достигнуты значительные успехи: предложены пути бессмертия души и имени, описаны способы достижения очищения перед смертью, соотнесены понятия «смысл жизни», «смысл смерти» и т.д. Эти проблемы находятся также в центре внимания этнографа Токарева С. А., антиковеда Горана В. П., педагогов Голубчика В. М. и Тверской Н. М., филолога Новиковой О. А., социолога Семиной К. А., историка Рязанцева С., философов-культурологов нашего времени: Гусейнова А. А., Давидовича В. Е., Дубровского Д. И., Золотухиной-Аболиной Е. В., Малахова В. С., Матяш Т. П., Суворовой О. С., Розина В. М., Танкиева А. X., Яковлева В. П. и др.

Смерть как социокультурный феномен присутствует в ментально-сти, национальном самосознании, в традициях, а также в религиях народов России. Этнографами Бгажноковым Б. X., Мафедзевым С. X. исследовано этикетное поведение адыгов во время смерти. Ерёмина В. И. и Куракеева М. Ф. описали представления русских и казаков Верхней Кубани о смерти. Архаическим представлением о смерти у тувинцев посвятила свою работу Дьяконова В. П. Мусульманские воззрения на смерть исследованы Кармышевой Б. X. 7

Объект и предмет диссертационного исследования

Объектом диссертационного исследования выступает состояние сознание личности, которое проявляется при экзистенциально напряженных пороговых ситуациях его существования.

Предметом диссертационного исследования является смерть как социокультурный феномен, который включает в себя также процесс вызова к жизни и активизации всей системы ментальности личности, а также вытекающие из этого размышления и различные формы поведения.

Цели и задачи исследования

Целью данного диссертационного исследования является выведение философского определения ментальности, выявление истоков этноментали-тета, описание форм социальной смерти, а также культуры и образов смерти у различных народов, демонстрация художественного, своеобразного, ментального восприятия мира и смерти, построение историко-философской танатологической системы, выявление особого философского подхода, особой ментальности мыслителей Запада и России по танатологии.

При этом историко-философский материал, представленный в диссертации, есть средство для позитивного теоретического анализа проблемы, форма проявления философствования, и как таковой он используется в качестве орудия для экспликации понятия «философская ментальность» и ее феномена - смерти. Предполагается, что систематизированный историко-философский материал, полученный в ходе диссертационного исследования, послужит в дальнейшем исходным методологическим пунктом для будущих научных изысканий ученых.

В предлагаемой работе автор решает прежде всего задачу выяснения сущности ментальности. Рассматривая проблемы танатологии в историко-философском и философско-социологическом планах, автор в процессе диссертационного исследования решает также и другие задачи: 8

- выясняв т ментальные основания представлений о смерти;

- выявляе т общечеловеческие подходы к феномену смерти;

- эксплицируе т позиции, богатство мыслей и высота культуры различных мыслителей, народов и религий по танатологии.

Методологические основы исследования

Новая мировоззренческая парадигма наших дней требует новых философских подходов и принципов рассмотрения проблемы ментальное™ и ее феноменов. Отсюда, методологической основой диссертационного исследования избран философско-мировоззренческий плюрализм, а также цивилизационный подход к истории и культуре. Для более глубокого и всестороннего охвата проблем выбран и историко-философский метод исследования. Исходя из объекта, предмета, цели и задачи исследования, диссертант применяет также принципы и подходы, используемые в исторической психологии, этнографии, философии, культурологии, истории, а также общенаучные методы познания.

Научная новизна исследования

Диссертация представляет собой социально-философское исследование, включающее в себя теоретико-методологические, этно-религиозные, историко-философские, культурологические аспекты рассмотрения выделенной темы исследования.

Научная новизна выражается в следующих моментах:

1. Выявлены исходные компоненты этноменталитета.

2. Выявлена сущность горского видения смерти.

3. Раскрыто традиционно - этническое понимание смерти.

4. Предложены пути решения проблем светского регулирования процессов возрождения религиозной народной ментальности.

5. Проведен анализ проблемы смерти по произведениям Ремарка.

6. Раскрыта сущность смерти как проблемы мифо-эпической ментальности. 9

7. Представлены образы смерти, созданные в 20 веке.

8. Показаны формы проявления социальной смерти.

9. Введено понятие «философская ментальность».

10.Систематизированы взгляды западных и российских мыслителей по проблемам танатологии.

11 .Дана философская трактовка Танатоса в структуре художественного видения мира начала 20 века.

Основные положения, выносимые на защиту Развиваемая концепция раскрывается в следующих положениях и выводах, выносимых на защиту:

1. Внешне этноменталитет проявляет себя лишь в экзистенциальных пороговых ситуациях. Этноменталитет есть скрытая правда народа, его сокровенное слово, его интимная душа и жизнь. Ментальность народа творится не для внешнего показа, а для успешного функционирования традиций, обычаев и установок этноса. Этноменталитет - внутренняя духовная культура народа.

2. В духовном, ментальном поле горцев отношение к смерти носит стоический характер. Она, ее принятие есть как бы достойное продолжение гражданских обязанностей, т. е. исполнение начатых дел на Земле. Здесь очень важна форма принятия смерти. Она может заново социализировать личность, придать ее жизни и деяниям новый смысл. Человек может предстать перед сородичами совсем в ином свете - в возвышенно-героическом ореоле. А героическая смерть выделяет личность из массы равных. Трусость, малодушие перед лицом смерти презирается горцами.

3. Для горского менталитета смерть безальтернативна. Считается, что «против нее лекарства нет». Но ее необходимо воспринимать спокойно, «не теряя лицо», мужественно.

По менталитету горцев, есть просто умершие и дважды, т. е. окончательно, умершие, образы которых навсегда утрачиваются. Культура смерти и похорон у адыгов строго ритуалистична. Она подчиняется обычаям, традициям

10 и установкам, как народным, так мусульманским и христианским. Уважение к человеку не прекращается с его смертью. При упоминании его имени всегда подчеркиваются его достоинства и жалость к нему. Если с рождением ребенка подчас радуется только его семья, то со смертью зрелого человека, личности горюет весь его род, село, а иногда - и весь этнос.

4. Частью горского менталитета являются ценности ислама. Можно сказать, что религиозная ментальность - компонент большей субкультуры - горского этноменталитета. События в России и в мире в конце XX века бурно меняют менталитет горцев. Это связано с появлениям идеологического вакуума после распада СССР. Ислам как религиозная ментальность стремится заполнить образовавшуюся пустоту. А потому идёт процесс "возрождения" мусульманства, суннизма. За годы тоталитаризма произошла деформация (а то и полная утрата) основ духовности ислама. Мусульманство подчас принимают как веру отцов или просто как слова. Но ислам (суннизм) есть целостная система. Общество и государство не могут пускать на самотек дело воскресения религии. Для возрождения исламской ментальности важно духовное просвещение масс. Важно строительство мечетей чистыми руками верующих за счет чистых денег, т. е. денег, заработанных не греховным способом, а законными нравственно-прозрачными путями. Возрождение исламского менталитета необходимо не для усиления позиции духовенства в обществе, а для поддержания нравственных устоев бытия. Очень важно помочь народу научиться выбирать собственный светский путь и позицию в религии, которые отвечали бы интересам стабильности общественного строя, миру и дружбе народов России. Поддерживая возрождение исламского просвещения, важно иметь ввиду, чтобы верующие вернулись к светской форме ислама, а не к сектам, радикализму и религиозному экстремизму. Молодежь необходимо обучать и адатам, и шариату, которые неразделимы для северокавказцев. Важно сохранения уважения к старшим, к их слову, к обычаям и традициям предков. Северокавказская стоическая горская ментальность стоит в настоящее время перед лицом серьёзных испыта

11 ний. И чтобы сохранить её лучшие вековые черты (гостеприимство, дружбу, открытость в общении, уважения к старшим, женщине, детям, слабым, умершим и т. п. ), необходимо первенство светских законов и обычаев общества над религией. Это было естественным для Кавказа всегда, и важно сохранить такое состояние и в дальнейшем, не подвергать деформации, разрушению, метаморфозе многовековой менталитет горцев.

5. Для героев Ремарка жизнь длится от мига до мига, и не бывает также бесстрашных перед лицом смерти. Люди, осознавшие свою близкую кончину, живут в мире иных ценностей, в ином жизненном темпе, чем все остальные. Война, душевные болезни, эмиграция, состояние быть без гражданства, плен, концлагерь, послевоенный синдром - все это в 20 веке в массовом масштабе порождает социально-мертвых робинзонов - одиночек.

Все увеличивающиеся количество опасных профессий ведет к возрастанию риска преждевременной смерти. Но человек сильнее и смерти, и врагов тем, что он всегда держит собственную судьбу в своих руках, особенно в экзистенциально-напряженных ситуациях. Менталитет героев Ремарка имеет стоический характер, тем он близок к ментальности горцев. Человечество в экстремальных ситуациях, а таковым является наличие рядом смерти, принимает форму стоицизма: быть стойким и сильным перед лицом смерти.

6. Для мифо-эпической ментальности горцев Кавказа и сейчас характерно наличие всех 5 установок смерти, описанных Филипом Арьесом. И «прирученная смерть», и «смерть своя», и «смерть далекая и близкая», и «смерть твоя», и «смерть перевернутая» - все они находятся, сосуществуют в одном континууме сознания горцев конца 20 века, имеют свои ментальные оправдания и создают особые черты менталитета горцев: терпимость, понимание сложности жизни, уважение к достоинству личности.

7. Образы смерти, как и образы жизни, сопровождают человечество всегда. Они, как символы, формируются из стиля мышления народа, его традиций, ментальных, духовных установок, уровня культуры, идеологии и исторического бытия. Корнями для их возникновения являются предания,

12 исторические и литературные персонажи, болезни - эпидемии, художественная фантазия и ассоциации.

Они могут быть естественно или искусственно сложившимися символами. Естественные образы смерти имеют корни в прошлых и современных пандемиях, природных и социальных катаклизмах и служат предупреждением человечеству. А искусственные образы смерти порождены 20 веком и созданы для устрашения и подчинения масс той или иной идеологии. Они воинственно - агрессивны, и их необходимо понять и преодолеть стоическим поведением и стоической ментальностью.

8. Социальная смерть - это смерть творчества, забвение имени человека при его жизни, потеря свободы. В прошлом она постигала людей подвергшихся остракизму: изгнанников из рода, полиса, общины, а также - рабов, военнопленных, обесчещенных рыцарей и феодалов, а в России - насильственно постриженных в монахи. Рыночные отношения порождают массу отчужденных друг от друга одиноких людей, бездомных и т.д., которые пополняют ряды социально-мертвых. К группе социально-неживых относятся и те личности, которые пережили свои творения, созданную ими культуру, идеологическую и политическую систему, в рамках которой существуют. О них еще в IV веке так мудро заметил Григорий Богослов: "И жив, и мертв я. Мудрый да поймет меня. Мертва душа - живет своею волей плоть" (ж. "Человек", 1991, № 4, с. 131, перевод С.С. Аверинцева).

К отряду социально-слепых, т.е. большей частью мертвых людей, можно причислить и идеологически ослепленных людей. Социально-зомбированными временно были также диссиденты, над которыми проводились медицинские опыты, которых насильственно отправляли в психиатрические больницы, ссылку, т.е. жертвы тоталитарных систем.

И, наконец, по ментальности народа, существуют люди, которые по рождению, по естеству своему являются социально-мертвыми. Это «душевно незрячие», которых природа, среда и общество обделили моральными чувствами.

13

9. Личное мировоззрение философа составляет основу его менталитета. У каждого философа имеется собственная манера, образ и стиль мышления, оригинальный творческий почерк, которые и создают его менталитет.

Менталитет философа приоткрывается в тот момент, когда он рассуждает о таких запредельных, метафизических, внеопытных, внеидеологических понятиях, как «жизнь», «смерть», «бессмертие» и т.д. В философской ментальности присутствует и саморефлексия, и самокритика, и сомнения, и торжество духа, и постоянный внутренний мысленный диалог с самим собой, со своей внутренней культурой.

При «высвечивании» собственного менталитета философ исподволь постоянно вопрошает свои чувства, представления, установки. Этот менталитет обогащен культурой всего человечества, оформлен понятийно-логически. Бог философа - его разум.

10. Классическая философия Запада от Сенеки до Фейербаха ищет пути рационального объяснения и принятия смерти. А неклассическая философия от Кьеркегора до Уильямса, описывая смерть в системе экзистенциальных категорий ужаса, страха, одиночества, болезни к смерти и т.д., подводит к мысли о бессмысленности бессмертия. Смерть здесь воспринимается как постоянный спутник жизни, который может привести в движение свои механизмы в любое время.

Российские философы ищут бессмертие в бессмертии души (Радищев, Бердяев) или в своего рода клонировании (Федоров Н.Ф.), или в воплощении замыслов в предметах культуры, в оставлении имени потомкам. Смерть здесь воспринимается как природная необходимость, как зло и жестокость к такому совершенству, как человек. Эвтаназия в любой форме неприемлема для большинства российских мыслителей.

Христианские философы России понимают смерть не как катастрофу, а как возвращение к истокам, к Богу, а Бердяев - к своим родным. В целом для российских философов характерно восприятие проблем смерти также стоически, через призму нравственности, морального долга, нравственной оценки мира и отношений между людьми.

14

11. Л итераторы Серебряного века России, жившие в начале 20 века и увидевшие все вакханалии Смерти (с 1905 по 1922 годы), вместе с тем оптимистичны. Они не спасовали перед лицом смерти и донесли до нас прекрасные ментальные установки: лучшие черты человека это его жизнелюбие, любовь к человеку, любовь к Отчизне, к Богу, стоицизм перед ударами Судьбы. Считается, что они победят смерть.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в управлении общественными процессами при разработке различных аспектов социальной политики.

Они могут найти применение в курсах социальной философии, истории, культурологии, этнологии. Знание истоков этноменталитета поможет решению назревших теоретических и практических проблем кавказоведения.

Отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы при изучении цикла социально-политических и гуманитарных дисциплин в системе средних и средних специальных учебных заведений.

Апробация работы

Основные положения диссертации отражены в монографии, брошюрах и статьях общим объемом 47,8 п. л. По разным аспектам темы исследования автор выступал на международных, общероссийских, региональных, межвузовских и внутривузовских конференциях.

Отдельные вопросы темы диссертационного исследования вводятся автором в курсы лекционных и семинарских занятий по философии в Карачаево-Черкесском государственном технологическом институте.

Структура и содержание работы

Диссертация включает в себя введение, пять глав, заключение и список литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Смерть как социокультурный феномен"

Заключение

Философия во все времена занималась проблемами духовной культуры, и рассмотрение ментальности и ее феномена - смерти - вписывается в контекст таких изысканий. Ментальность - это и видение мира, и эмоции, и стереотипы, и установки поведения. Это и духовная "оснастка" эпохи. Существуют различные виды ментальности: национальная, профессиональная, религиозная, сер-вилистская и другие. Ментальность - это неотрефлексированная мысль безмолвствующего большинства, это полуосознанные, без особой надобности не-проговариваемые потаенные мысли, образы, символы, стереотипы этикетного поведения. Эшоменталитет народа проявляет себя при пороговых, экзистенциальных ситуациях в жизни этноса. Формы проявления менталитета зависят от положения индивида и этноса и могут варьироваться от личных (стыдливо-интимных посланий) до общественно значимых для этноса "прорвавшихся" эмоций и установок сознания и поведения. Ментальность - это правда этноса, момент его истины, его сокровенное слово, и с ней надо считаться, как с обычаями и традициями.

Смерть - один из исходных феноменов ментальности. Она дает толчок мыслям, чувствам, эмоциям, символам, т.е. ментальным установкам. Смерть для древних - это перемена местожительства, передвижение по горизонтали, это бессмертие и бессилие духа, тени. Для народов Востока смерть - это ритуал, символика, это переход в другой дом, это целая культура поведения. Культура смерти - это культура ментальных оснований бытия. Для китайца - это проявление сыновнего долга, почитание имени и памяти отца. Не меньшую скорбь, чем мы, проявляют люди традиционных обществ, присутствуя на похоронах, провожая своих предков. При этом общество не говорит умершему: "Прощай!", а говорит: "До свидания!" Здесь все идет по кругу, здесь смерть не есть исчезновение человека, а есть его инобытие.

Для средневекового человека страшна не смерть, а смерть без покаяния, без снятия грехов. Ментальность средневекового христианина полна забот и тревог о смерти. Самосознание, внутренне богатая духовная жизнь христианина Средне

354 вековья приучала его к самоотчету, к исповеди, к завещанию и соборованию как формам культуры провожания людей и встречи с богом. Культура стыда и страха сменяется в христианстве культурой внутреннего самооправдания, самоуспокоения и внутренней исповеди перед самим собой.

Герои Ремарка, живущие на войне (а это еще хуже смертней в мирное время в экстремальных условиях до последней минуты активно борются со смертью. Две мировые войны показали, насколько слаб человек, насколько хрупка его натура. На границе жизни и смерти в состоянии социальной смерти от психозов, неврозов и стрессов живут миллионы людей нашего времени. И жизнь, по Ремарку, превращается в бытие от одного мига существования к другому. А второго мига может неожиданно и не быть Все может прервать его величество печальный случай. Если Арьес выделил по временам и эпохам пять подходов к ментальному осмыслению смерти, то мы можем сказать, что в наше время, в нашей культуре конца XX века все эти ментальные поведенческие установки не умерли, они сосуществуют: это и состояние "прирученной смерти", это и "смерть своя", это и "смерть далекая и близкая", это и "смерть твоя", это и "смерть перевернутая". Все они имеют место в общем континууме сознания и подсознания человека XX века (и народов КЧР, которые от традиционализма сразу перешли к индустриальному обществу).

Но задолго до нас еще Сенека ставил вопрос о свободе воли над своей жизнью. Он также в теоретической форме поставил вопрос о существовании социальной смерти. Мы уходим от суицида, по Сенеке, ради добра своим родным. А вообще, смерть надо встречать, не теряя лицо.

Как и Сенеку, Мишеля Монтеня беспокоит мысль не о смерти, а о неоконченных делах. Психологически поведение родных нагнетает страх на умирающего, а так самого по себе страха смерти нет. А по Бэкону, смерть за важным делом - прекрасная смерть, здесь он близок к мыслям древних эллинов.

У рационалиста Канта смерть - это конец всего. Она перечеркивает все замыслы и надежды. Это великое зло. Но смерть близкого морально учит живых.

355

В недрах классической философии зарождается и неклассическое направление. И уже Кьеркегор заявляет, что страшнее смерти - мучительное ее желание и невозможность ее достичь: человек остается лишь с отчаянием неумирания.

Через тысячелетия Сенеке отвечает многомудрый Фейербах, заявляя, что абсолютной воли над жизнью и смертью у человека нет. Ибо смерть - это финал, конец всего, и человек силой воли не может восстановить себя после смерти.

По-новому заставляет нас взглянуть на проблему смерти Зигмунд Фрейд. Словно предвосхищая наше телевизионное, экранное время, он пророчески заявляет, что мы, дети XX века, видя смерть и войны на сцене, удовлетворяем эмоционально свои разрушительные внутренние порывы. И это явление опасно: архетипы подсознательного могут прорвать плотину культуры. Над этим думал и Юнг. По Фрейду, после войн воевавшим надо пройти период очищения, катарсиса. Это тоже звучит вполне современно.

О надчеловеческой духовной реальности, о возможности ее бытования в виде нирваны говорил еще Тойнби. Но он, скептик-фидеист, задается тем же вопросом, что и мы: "Что же духовного создали мертвые, если они живы"?

По Расселу, мы смертны, окончательно умираем, но исследования в духе Моуди и Кюблнера должны вестись, иначе мы станем ретроградами науки.

Философ Финк, продолжая традицию Сенеки, заявляет, что лишь перед смертью мы прозреваем, становимся мудрецами. Смерть ставит нас на очную ставку со своей совестью и заставляет нас вопрошать себя: а так ли мы прожили жизнь?

По Габриэль Марселю, мы должны уметь преодолевать "бытие - при - смерти" "бытием - против - смерти". Это можно осуществить посредством воли.

Уильямсу считал, что иммортализм бессмысленен и тягостен. Счастлив умерший до мысли (до ужаса) о смерти.

Анджей Токарчик своей книгой напомнил нам, что и в наше время существуют народы, для которых есть вещи, которые страшнее физической смерти, а именно моральная деградация.

356

Проблема смерти актуальна и для политиков, особенно - глав государств. И сейчас Франция идет впереди остального мира, показывая пример утонченности чувств и культуры поведения, когда это касается вопросов помилования осужденных на смерть и награждения солдат. В этом контексте показательны, человеколюбивы^ аристократично-положительные мысли Жискара Д? Эстена. В целом западная танатологическая мысль и стоична, и оптимистична перед лицом будущего небытия, и, главное, она всегда в поисках смысла жизни и смерти. Даже перед лицом смерти и за ее пределами, если это возможно, она ищет смысл смерти, т.е. она рационалистична. И через этот рационализм западная философия хочет объяснить смерть и посмертное существование.

Российские философы со времен Радищева не выпускают из виду проблемы танатологии и иммортологии. Эти проблемы и их решения становятся частью их общей концепции или системы. Радищевские колебания между смертностью души и ее бессмертием отражают опосредованно успехи науки Новейшего времени и ее борьбу с еще сильным государственно (и ментально - народом) освященным христианством.

А Чаадаев впервые в русской философии ставит проблему социальной смерти: для него сон и безделие - это смерть при жизни.

Для Розанова смерть - это религия. Есть и страх смерти - за себя, за мать. Смерть - целая система мыслей. Она сотрясает глубинные, ментально-сокровенные основания бытия и мышления. Это перестройка всего сознания умирающего. И не надо громких слов над моей могилой, просит Розанов.

Лосский же воспринимает октябрьский переворот как движение вспять, как широкое понимание смерти. Он пророчески заявляет, что внутри этого царства вражды и неразумия найдутся силы, которые его же со временем и погубят.

В чисто экзистенциальном душевно-духовном понимании воспринимает смерть Бердяев, который считает, что мы должны победить рабство смерти через любовь.

А по Федорову, мы должны победить главное зло человечества - смерть - че

357 рез науку. Его мысли вызывали и вызывают неоднозначную реакцию и оценку среди ученых. Но они сейчас, если и не считать их актуальными, то, по крайней мере, не оставляют нас равнодушными при виде клонирования животных и попыток клонирования человека.

Понятием "танатология" и вопросами медико-физиологического объяснения смерти и ее стадий занимались Шор и Мечников. Как представитель старой медицинской школы Шор - за щадящую медицину, он до конца против эвтаназии.

По-христиански спокоен перед лицом смерти Вышеславцев, считавший, что он все понял и возвращается к истокам бытия.

Феномен русской ментальности - "смерть" - наиболее ярко и выпукло преподнесли нам деятели Серебряного века. Символы смерти - Старуха и т.п. -идеальные образы борются и уступают Любви. Но тяжелее всего русским поэтам-эмигрантам перенести годы разлуки с Россией. Для них эта оторванность от родины-матери равносильна социальной смерти. Но даже мысли о Танатосе и у Горького, и у Гиппиус, и у Ахматовой, и у Северянина, и у Дон-Аминадо - у всех пронизаны светом, добрым разумом, оптимизмом, жизнью, а не замогильной темной мудростью.

В советское время российские философы, если и касались проблемы смерти, то только в историко-философском аспекте или говоря о допустимости или недопустимости эвтаназии. Но уже в постсоветское время философы заговорили в полный голос о сокровенных вещах, и в том числе о смерти.

И победа над смертью мыслится философами то ли культурологически (остаться делами и именами своими в памяти потомков), то ли через поиск и веру во внематериальную ипостась души. В целом, смерть остается, как и прежде, тайной человеческого бытия. Отношение к эвтаназии у философов колеблется от полного её запрета до смягченного её применения и даже до права на достойную смерть.

Неодинаково ведут себя и ВИЧ-инфицированные. Многие обреченные, по

358 данным опросов, впервые начинают вести себя осознанно мудро, и их оставшаяся жизнь наполняется смыслом. И, по их словам, никогда до этого они не жили более счастливо. Люди меняются в лучшую сторону перед лицом смерти и в хосписах: наступает просветление души и радость, что умираешь необделенный вниманием людей.

Как никогда раньше сейчас в России в духовном плане ощущается дефицит самоидентификации человека с кем-либо: с классом, группой, семьей, коллективом. Товарно-денежные отношения прямо или опосредованно разрывают тепло людских отношений. Отсюда, забота и тревога человека: как и кем буду похоронен? Люди возвращаются (искренне или нет?) к религии, к своим обычаям и традициям.

Заново оживает затаенное ментальное понятие "смерть", долгое время "спавшее" в паремиях, фольклоре и языке. Люди хотят родиться, жить и умереть как все - в какой-то культурной или религиозной среде и традиции. А жить и умереть по заветам предков - это, по их мнению, и есть счастье. И если люди даже особенно сильно не верят в Бога, в Аллаха, то, все равно, им небезразлична форма смерти, форма похорон и, особенно, честь их имени. И потому смерть, ее форма и связанные с ней обряды суть также формы социализации (т.е. самоутверждение человеком самого себя как значительной личности может быть осуществлено и через форму принятия им смерти), т.е. вписывание человеком самого себя в анналы истории рода, коллектива, этноса, человечества. При этом принять "геройскую смерть", "благородную смерть", "легкую смерть", т.е. кто как хотел и мечтал, - все это считается предписанием от судьбы, счастьем и даром небес. И такие стереотипы и установки имеются в ментальном слое сознания большинства народов России.

 

Список научной литературыШенкао, Мухамед Алиевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1.Аврелий М. Наедине с собой. - Ростов-на-Дону, 1991.

2. А д з ы н М. Ю., Ш е н к а о М.А. Адыгэ-мусульмэнхэм я хьэдисхэр, зэчырхэр, фарзхэр. Ставрополь, 1998.

3. Адыгэ хъуэхъухэр. (Собрал Кардангуш Зарамук). Налшык: Эльбрус, 1985.

4. Айтматов Ч. Плаха. Элиста, 1989.

5. Анакреонт. Поредели, побелели // Античная литература. Греция. Ч. 1. М.: Высш. шк., 1989.

6. Античная литература. Антология. Греция.Ч. 1. М.: Высш.шк., 1989.

7. Античная литература. Антология. Греция. Ч. 2. М.: Высш.шк., 1989.

8. Античная литература. Антология. Рим. М.: Высш. шк., 1988.

9. Апулей. Метаморфозы // Античная литература. Рим. М.: Высш. шк., 1988.

10. Арефьев П.Г., Горюнов Е.В. "А.Буро. Предложения к ограниченной истории ментальностей" // История ментальностей, историческая антропология. М.: РГГУ, 1996.

11. П.Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992.

12. Ахматова Анна. Лирика. М.: Худож. лит., 1989.

13. Ахр и е в Ч. Похороны и поминки у горцев // Кавказские горцы. Т. З.-М.: Адир, 1992.

14. Б а р г М.А. Эпохи и идеи. М.: Мысль, 1987.

15. Б а т и щ е в Г.С. Выступление за "круглым столом" // Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М.: Знание, 1990.

16. Баткин Л.М. Письма Элоизы к Абеляру: личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура. М., 1990.

17. Баткин Л.М. Пристрастия. М.: Курсив, 1994.360

18. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.

19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья. М.: Худ. лит., 1965.

20. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.

21. Безант А. Древняя мудрость. Новосибирск: Наука, 1994.

22. Б е й л и с В.А. Традиция в современных культурах Африки. М.: Наука, 1986.

23. Б е л о у с В.Г. Рец. на кн. "Русский менталитет. Словарь (на польском языке). Катовице, 1995. (Под ред. А.Лазари)" // Вопросы философии. 1996, N5.

24. Б е р д я е в H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991.

25. Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: Има-Пресс, 1990.

26. Б е р д я е в H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

27. Б е р д я е в H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

28. Бессмертный Ю.Л. "Анналы": переломный этап? // Одиссей. 1991.-М.: Наука, 1991.

29. Б е с с м е р т н ы й Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века: очерки демографической истории Франции. М., 1991.

30. Б и г у а С. Абхазское виноделие // Эхо Кавказа. 1992, N 1

31. Б л о к М. Апология истории. М.: Наука, 1986.

32. Б о р и с о в С.Б. Символы смерти в русской ментальности // Социс. 1995, N2.

33. Бродель Ф. Время мира. М.: Прогресс, 1992.

34. Б р о д е л ь Ф. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988.

35. Бродель Ф. Структуры повседневности. М.: Прогресс, 1986.

36. Б у л г а к о в М. Под пятой. М.: Правда, 1990.361

37. Булгаков С.Н. Софиология смерти // Вестник РХД. 1978, N 127; 1979, N128.

38. Б ы к о в а С.Ю., Юдин Б.Г., Ясная Л.В. Эвтаназия: мнение врачей // Человек. 1994, N 2.

39. Б э к о н Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1972.

40. В а с и л ю к Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.

41. Васинский А. Ментальный уровень залегает на дне генов // Известия. 7.07.1995.

42. В а с ю к о в H.H. Некоторые особенности онтогенеза человека // Философия и медицина. JL: ЛГУ, 1986.

43. В е р г и л и й. Энеида // Античная литература. Антология. Рим. М.: Высш. шк., 1988.

44. Взгляд на ислам. Люберцы.: Сантлада, 1992.

45. В и з г и н В.П. Ментальность, менталитет // Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991.

46. В о в е л ь М. Ментальность // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс - Пайо, 1989.

47. В о л о д и н Э.Ф. Бремя литературы. М., 1996.

48. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.

49. Г а й д е н к о П.П. Смерть //Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

50. Г а й д е н к о П.П. Смерть// Философская энциклопедия. Т. 5. М.: 1970.

51. Гамзатов Р. Четки лет. М.: Худож. лит., 1986.

52. Гамкрелидзе Т., И ванов В.В. Индоевропейцы // Наука и жизнь. 1988, N5.

53. Г а ч е в Г.Д. Ментальность или национальный космо-психологос //362

54. Вопросы философии. 1994, N 1.

55. Г а ч е в Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на Дону.: РГУ, 1992.

56. Г а ч е в Г.Д. Национальный космо-психологос // Вопросы философии. 1994, N 12.

57. Г е й л и и У., Касс Л.Р., Пеллегрино Э.Д., Сиглер М. Врачи не должны убивать // Человек. 1993, N 2.

58. Г е т ц Г.В. Изучение ментальности: взгляд из Германии // Споры о главном. М.: Наука, 1993.

59. Гивишвили Г.В. Принцип дополнительности и эволюция природы // Вопросы философии. 1997, N 4.

60. Г и п п и у с 3. Неизвестная // Цит. по кн.: "Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла. М.: Наука, 1994".

61. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

62. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла. (Этические аспекты явления). М.: Наука, 1994.

63. Гомер. Илиада. Одиссея. М.: Худож. лит., БВЛ, 1967.

64. Гончарова Т. Еврипид. М.: Мол гвардия, 1986.

65. Г о р а н В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск.: Наука, 1990.

66. Г о р ю н о в Е.В. "Ф. Арьес. История ментальностей" // История ментальностей, историческая антропология. М.: РГГУ, 1996.

67. Г о р ю н о в Е.В. "А. Бюргьер. Историческая антропология" // История ментальностей, историческая антропология. М.: РГГУ, 1996

68. Г о р ю н о в В.Е. "Ж. Дюби. История ментальностей." // История ментальностей, историческая антропология. М.: РГГУ, 1996.

69. Горький М. Девушка и смерть // Русская поэзия начала XX века (Дооктябрьский период). М.: Худож. лит., БВЛ, 1977.

70. Г о р ь к и й М. Несвоевременные мысли. М.: Современник, 1991.363

71. Г о ф ф Л е, Ж а к. С небес на землю // Одиссей. 1991. М.: Наука, 1991.

72. Г о ф ф Л е, Жак. Цивилизация Средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992.

73. Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа // Кавказские горцы. Т. 3. М.: Адир, 1992.

74. Г р е ч к о П.К. Введение в обществознание. Ч. 2. М., 1996.

75. Г р о ф С. Человек перед лицом смерти. М., 1996.

76. Г р я з н о в А.Ф. Вместо послесловия //На пути. 1995, N 8.

77. Г у а н ь И н ь-Ц з ы // Человек. М.: Политиздат, 1991.

78. Г у м и л ё в Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1980.

79. Г у м и л ё в Н. Стихотворения. М., 1988.

80. Г у р е в и ч А.Я. Изучение ментальностей // Сов. этнография. 1988, N 6.

81. Г у р е в и ч А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988, N 1.

82. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М. : Индрик, 1993.

83. Г у р е в и ч А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.

84. Гуревич А.Я. К читателю // Одиссей, 1989. М.: Наука, 1989.

85. Г у р е в и ч А.Я. Ментальность // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М. : Прогресс - Пайо, 1989.

86. Гуревич А.Я. Ментальность как пласт социальной целостности (ответ оппонентам) // Споры о главном. М.: Наука, 1993.

87. Г у р е в и ч А.Я. О новых проблемах изучения средневековой культуры // Культура и искусство западно-европейского Средневековья. М.: Сов. художник, 1981.

88. Гуревич А.Я. Предисловие // Арьес Ф. Человек перед лицом364смерти. M.: Прогресс, 1992.

89. Г у р е в и ч А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Выпуск 1. М: Наука, 1989.

90. Г у р е в и ч А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Одиссей, 1989.-М.: Наука, 1989.

91. Г у р е в и ч А.Я. Социальная психология и история. Источниковедческий аспект // Источниковедение. М.: Наука, 1969.

92. Г у р е в и ч А.Я. Уроки Люсьена Февра // Февр Люсьен. Бои за историю. М.: Наука, 1993.

93. Г у р е в и ч П.С. Культурология. М.: Знание, 1996.

94. Г у р е в и ч П.С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая -М, 1991.

95. Г у р е в и ч П.С. Смерть как тайна человеческого бытия // Предисловие к кн.: "Токарчик А. Мифы о бессмертии. М.: Прогресс, 1992."

96. Г у р е в и ч П.С., Стёпин B.C. Проблемы философской антропологии // Философские науки. 1994, N 1-3.

97. Г у р е в и ч П.С., Столяров В.И. Проблемы жизни, смерти и бессмертия (антология высказываний философов) // Мир философии. Т. 2. М.: Политиздат, 1991.

98. Г у р е в и ч П.С., Ш о к у е в К.Б. Философская антропология. Нальчик: Эльбрус, 1996.

99. Г у р е в и ч П.С., Ш у л ь м а н О.И. Ментальность как тип культуры // Философские науки. 1995, N 2-4.

100. Г у р е в и ч П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1994.

101. Г у с с е р л ь Э. Амстердамские доклады // Логос. 1993, N 3;1994, N5.

102. Гусейнов A.A. Биоэтика: начало сотрудничества с американ365скими коллегами // На грани жизни и смерти. М.: Знание, 1989.

103. Гусейнов A.A. Извечное противоречие // Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М.: Знание, 1990.

104. Гусейнов A.A. Наука, мораль, человек // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.

105. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

106. Д ж е й м с P.JI. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

107. Д о н- А м и н а д о. Парадоксы жизни. М.: Обновление, 1991.

108. Д о н-А м и н а д о. Поэзия // Альманах. Выпуск 59. М., 1991.

109. Д у б о в И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993, N 5.

110. Дубровский И.В. "Р. Шартье. Мир как представление" // История ментальностей, историческая антропология. М.: РГГУ, 1996.

111. Дубровский Д.И. Выступление за круглым столом // Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М.: Знание, 1990.

112. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки. 1990, N 5.

113. Дьяконова В.Г. Погребальный обряд у тувинцев. Л.: Наука, 1975.

114. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990.

115. Дьяконов И. Книга Экклезиаст // Детектив и политика. Выпуск 3. М.: Новости, 1989.

116. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск.: Полиграмма, 1994.

117. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции // Одиссей, 1991.-М.: Наука, 1991.

118. Еврипид. Медея // Античная литература. Антология. Греция. Т.1.366-М.: Высш. шк, 1989.

119. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. М.: Наука, 1991.

120. Ермошина И.И. Некоторые особенности русского менталитета и теории межэтнических отношений // Этнические проблемы современности. Ставрополь: СГУ, 1996.

121. Е р ы г и н А.Н. Российский менталитет и феномен "западничества" в русской культуре // Вопросы философии. 1994, N1.

122. Жаров JI.B. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека // Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

123. Жизнь земная и последующая. М.: Политиздат, 1991.

124. Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М.: Знание, 1990.

125. Ж и с к ар Д' Э с т е н В. Власть и жизнь. М.: Международные отношения, 1990.

126. Золотухина -Аболина Е.В. Повседневность и экзистенциальные проблемы философии. Нравственный смысл "ориентации на жизнь" // Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

127. Золотухин а-А б о л и н а Е.В. Страна философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

128. И д с Б. Лицензия на убийство // Ридерз Дайджест. 1997, ноябрь.

129. И н а л-И п а Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми.: Ала-шара, 1984.

130. Интериано Дж. Быт и страна зихов // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов 13-19 веков. Нальчик: Эльбрус, 1974.

131. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982.

132. Иорданский В. Человек через призму архаического сознания // Азия и Африка сегодня. 1980, N 8-11.

133. И с а е в С.А. Теология смерти. М.: Политиздат, 1991.

134. История ментальностей, историческая антропология. М.: РГГУ,3671996.

135. И с у п о в К.Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994, N3.

136. Исупов К.Г. Рец. на кн. "Русский эрос или философия любви в России. М., 1991" // Вопросы философии. 1992, N 2.

137. Кавказские горцы. Сборник сведений. Выпуск 1. М.: Адир, 1992.

138. Каменский З.А. Прерывалось ли развитие отечественной философии в советский период ее истории? // Вопросы философиии.1997, N11.

139. К а м ю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.

140. К а н т И. Сочинения. Т. 2. М. : Мысль, 1964.

141. К а н т о р В.К. Меняется ли российская ментальность? // Вопросы философии. 1994, N 1.

142. Карм ышева Б.Х. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М.: Наука, 1986.

143. Касавин И.Т. Магия: ее мнимые открытия и подлинные тайны // Заблуждающийся разум? М.: Политиздат, 1990.

144. К е с с и д и Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996, N 2.

145. Климова С.М. Полисный менталитет и лигитимизация индивидуализации личности // Очерки сравнительной культурологии. -Ростов-на-Дону, 1993.

146. Книга Мертвых // Хрестоматия Древнего Мира. М.: Просвещение, 1987.

147. Коновалова JI.B. Выступление за "круглым столом" // Жизнь и смерть: загадки и противоречия. М.: Знание, 1990.

148. Концепции современного естествознания. (Под редакцией проф. Самыгина С.И. коллектив авторов). -Ростов-на-Дону.: Феникс,3681997, с. 313-323.

149. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. -М., 1976.

150. Коеиков Г.К. Последний гуманист или подвижная жизнь истины // Монтень. Опыты. М.: Правда, 1991.

151. К р а в ч у к А. Перикл и Аспазия. М.: Наука, 1991.

152. Краткий японо-русский иероглифический словарь. М.: Огиз, 1946.

153. К р е й д В. Поэзия первой эмиграции // Ковчег. М.: Политиздат, 1991.

154. Кузьмин М. Сладко умереть на поле битвы // Русская поэзия начала 20 века (Дооктябрьский период). М.: Худож. лит., БВЛ, 1977.

155. Культура Древнего Рима. Т. 1. М.: Наука, 1985.

156. Культура Древнего Рима. Т. 2. М.: Наука, 1985.

157. Культура и общество в Средние века: методология и методика зарубежных исследований. М.: ИНИОН, 1982.

158. Куракеева М.Ф. Казаки Верхней Кубани и Зеленчуков. Черкесск: ИГИ 1994.

159. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, ИГИ, 1996.

160. К ь е р к е г о р С. Болезнь к смерти // Антология мировой философии. М.: Мысль, 1971. Т. 3.

161. К ь е р к е г о р С. Болезнь к смерти // Этическая мысль, 1990. М.: Политиздат, 1990.

162. КьеркегорС. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

163. Лаврецкий И.Р. Боги в тропиках. М., 1967.

164. Лаврин А.П. Хроники Харона: энциклопедия смерти. М.: Моск. рабочий, 1993.

165. Л е б е д е в А. Чаадаев. М.: Молодая гвардия, 1965.

166. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме3691.! Вопросы философии. 1997, N11.

167. Лермонтов М.Ю. Родина. Сочинения в двух томах Т.1. М.: Правда, 1988.

168. Л е с н а я Л.В. Менталитет россиян: история и современность // Вестник МГУ. Серия: социология и политология. 1996, N 1.

169. Л и в ш и ц И.Г. Комментарии // Сказки и повести Древнего Египта. Л.: Наука, 1979.

170. Л о с с к и й Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991.

171. Л о с с к и й Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.

172. Л о щ и ц Ю. Сковорода. М.: Молодая гвардия, 1972.

173. Л у к и а н. Разговор в царстве мертвых // Античная литература. Антология. Греция. Ч. 2. М.: Высш. ппс., 1989.

174. Лукреций К. О природе вещей // Античная литература. Антология. Рим. М.: Высш. шк., 1988.

175. Л у р ь е C.B. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994.

176. Л у н ц А. Смерть // Большая Медицинская энциклопедия. Т. 30. М.: Сов. энциклопедия, 1963.

177. Макаренко В.П. Российский политический менталитет // Вопросы философии. 1994, N1.

178. M а л а х о в В.А. Наука расставания. М.: Знание, 1992.

179. M а л а х о в B.C. Смерть // Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991.

180. M а л ей н а М.Н. Уйти достойно // Человек. 1993, N 2.

181. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.

182. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.181а Марков Б. В. Разум и сердце: история и теория менталитета. Спб., 1993.

183. M а р к о в и н В.И. Дольмены Западного Кавказа. М.: Наука, 1978.

184. Маркс К. Экономическо-философскиерукописи 1844года//370

185. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. М., 1974.

186. M а р с е л ь Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

187. Марциалл. Эпиграммы // Античная литература. Антология. Рим. М.: Высшая школа, 1988.

188. M а т я ш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону: РГУ, 1988.

189. M а т я ш Т.П., Яковлев В.П. Смерть // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

190. M а т ь е М.Э. Древнеегипетские мифы. M.-JL, 1956.

191. M а ф е д з е в С. Адыгэ хабзэ. Нальчик, 1994.

192. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь, 1995.

193. Менталитет // Политология. Энциклопедический словарь. М.: изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.

194. Ментальность // Современная философия. Словарь и хрестоматия. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

195. Мечников И.И. Пессимизм и оптимизм. М.: Сов. Россия, 1989.

196. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1987.

197. Микутавичюс Р. Католицизм и национальный менталитет // Сов. этнография. 1991, N 1.

198. M и х и н а Е.М. "История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Сборник статей под редакцией У. Ральфа" // История ментальностей, историческая антропология. М.: РГГУ, 1996.

199. M и х и н а Е.М. От составителя // История ментальностей, историческая антропология. М.: РГГУ, 1996.

200. M и х и н а Е.М. Размышляя о семинаре // Одиссей. 1993. М.: Наука, 1994.371

201. Молодцова E.H. Жизнь и смерть жизнь в представлении ламаизма // Философские науки. 1995, N 2-4.

202. Монмутский Г. История бриттов. М.: Наука, 1984.

203. Монтень. Опыты. М.: Правда, 1991.

204. Мосейко А. Традиции и их роль в современной Африке // Азия и Африка сегодня. 1978, N 5.

205. М о у д и Р. Жизнь после жизни. М., 1990.

206. На грани жизни и смерти. М.: Знание, 1989.

207. Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX века. М.: Высш. шк., 1976.

208. Новикова O.A. К вопросу о восприятии смерти в Средние века и Возрождение (на материалах испанской поэзии) // Культура Средних веков и Нового времени. М.: МГУ, 1987.

209. Огурцов А.П. Трудности анализа ментальности // Вопросы философии. 1994, N 1.

210. О л я Б. Боги Тропической Африки. М.: Наука, 1976.

211. О ш е р о в С. Сенека: философ, прозаик, поэт // Сенека. Письма к Луцилию. Трагедии. М.: Худож. лит., 1986.

212. О часе смертном: христианское отношение к смерти. Днепропетровск : Принтэкс, 1996.

213. Памятники обычного права Дагестана 17-19 веков. М.: Наука, 1965.

214. Панарин A.C. Процессы модернизации и менталитет // Вопросы философии. 1994, N 1.

215. П а н т и н И.К. Национальный менталитет и история России // Вопросы философии. 1994, N 1.

216. П л а в т М.Т. Приведение // Античная литература. Антология. Рим. М.: Высш. шк., 1988.

217. Платон. Избранные диалоги. М.: Худож. лит., 1965.

218. Подосинов A.B. Ориентация по странам света в древних куль372турах // Одиссей. 1994. М.: Наука, 1994.

219. Полный перечень грехов. М.: Лествица, 1996.

220. Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев о В.В. Розанове // Вопросы философии. 1993, N 12.

221. Померанцева H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М: Искусство, 1985.

222. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990.

223. Рабинович Е.Г. Мифотворчество классической древности (проблемы мифологизации истории). Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. -СПб, 1997.

224. Рабинович В.Л. До смерти хочется жить // Социс. 1994, N 2.

225. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.

226. Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии // Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М.: Госполитиздат, 1949.

227. Рассел Б. Почему я не христианин? М.: Политиздат, 1987.

228. Реале Д.,Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб.: Петрополис, 1994.

229. Ревель Ж. История ментальностей: опыт обзора // Споры о главном. М.: Наука, 1993.

230. Р е ж а б е к Е.Я. Линия М.А. Бакунина в формировании российского менталитета // Очерки сравнительной культурологии. Выпуск 1. Ростов-на-Дону, 1993.

231. Ремарк Э.М. Возлюби ближнего своего. М.: Вита-центр, 1992.

232. Ремарк Э.М. Жизнь взаймы. М.: Вита-центр, 1992.

233. Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен. М.: Вита373центр, 1991.

234. Ремарк Э.М. Ночь в Лиссабоне. М.: Вита-центр, 1992.

235. Ремарк Э.М. Тени в раю, М.: Вита-центр, 1992.

236. Ремарк Э.М. Три товарища. М.: Вита-центр, 1992.

237. Ремарк Э.М. Триумфальная арка. М.: Вита-центр, 1992.

238. Ремарк Э.М. Черный обелиск. М.: Вита-центр, 1992.

239. Решетников М. Влечение к смерти // Предисловие к кн.: "Рязанцев С. Танатология. СПб; 1995".

240. Римшнайдер М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера. М.: Наука, 1977.

241. Рогозин П.И. Существует ли загробная жизнь? (без места издания): изд-во "Христианин", 1982.

242. Рожанский. М. Ментальность. //50/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс - Пайо, 1989.

243. Розанов В.В. Уединенное. -М.: Политиздат, 1990.

244. Розанов В.В. Уединенное. -М.: Современник, 1991.

245. Р о з и н В.М. Введение в культурологию. М.: Форум, 1997.

246. Розов М.А. Философия без сообщества? // Вопросы философии, 1988, N8.

247. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994, N1.

248. Руднев В. Культура и смерть // Даугава. 1991, N 3-4.

249. Рязанцев С. Танатология. СПб; 1994.

250. С а к и е в А. Здравица // Ученые записки КНИИ. Т. 4. Нальчик, 1948.

251. Сапов В. Философ преображенного эроса // Предисловие к кн.: "Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. -М.: Республика, 1994".

252. Сапожников В.Р. Нравственно-философские аспекты смерти и бессмертия // Смысл человеческой жизни. Нижний Нов374город, 1992.

253. Свенцицкая И.С. Особенности религиозной жизни народных масс в азиатских провинциях империи (II-III в.в): язычество и христианство // Вестник Древней Истории. 1992, N 2.

254. Свердлов А. Д. На пороге бессмертия. Блики. М., 1993.

255. Северянин И. Поэзаксмерти//Ковчег. -М.: Политиздат, 1991.

256. Семенова Г.С. Преодоление трагедии. М.: Сов. писатель, 1989.

257. Семенова Г.С. Этика "Общего дела" Н.Ф. Федорова. М.: Знание, 1989.

258. Семина К.А. Археология и социология смерти // Личность и общество в религии и науке. -М.: ВНИТИ, 1990.

259. Семь смертных грехов. М.: Новая книга, 1996.

260. С е н е к а. Письма к Луцилию. Трагедии. М.: Худож. лит., 1986.

261. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М.: Наука, 1978.

262. Сказки и повести Древнего Египта. Л.: Наука, 1979.

263. Сказки народов Африки. М.: Гл. редак. восточн. лит., 1976.

264. Словарь античности. М.: Прогресс, 1989.

265. Смерть // Философский словарь, (перевод с немецкого). М.: Иностр. лит., 1961.

266. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991.264а Современные проблемы медицинской этики. -М.: ИНИОН, 1998.

267. Софокл. Антигона //Античная литература. Антология. Греция. Т. 1. М.: Высш. шк., 1989.

268. Су ворова О.С. Телесность и смертность: философско-миро-воззренческие проблемы. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени доктора философских наук. М.: МПГУ. 1996.

269. Сухая С. Жизнь со СПИДом//Труд. 24.10. 1995.375

270. Тайна смерти. М.: Рипол, 1995.

271. Т а в а л и К. Детство на родном острове // Азия и Африка сегодня. 1978, N 10.

272. Танатология // Большая Медицинская Энциклопедия. Т.31. М.: Сов. энциклопедия, 1964.

273. Танатос// Словарь античности. М.: Прогресс, 1989.

274. Терминальное состояние // Большая Медицинская Энциклопедия. Т. 32. М.: Сов. энциклопедия, 1964.

275. Тибетская Книга Мертвых (Бардо Тедол) // Тайна Смерти. М: Рипол, 1995.

276. Т и щ е н к о П.Д. Moriar Stando (Умру стоя) // Человек. 1993. N 2.

277. Тойнби А. Введение к жизни после смерти // Архетип. 1996, N2.

278. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.

279. Токарчик А. Мифы о бессмертии. -М.: Прогресс, 1992.

280. Толстой JI.H. Смерть Ивана Ильича // Толстой JI.H. Собр. соч. в 12 томах. Т. 11. М.: Правда, 1987.

281. Толстых A.B. Возрасты жизни. М.: Мол. гвардия, 1988.

282. Трегубов JL, Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993. 280а Трубников H.H. О смысле жизни и смерти. - М., 1996.

283. Трубников Н.И. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. 1990, N 2.

284. Трунгпа Ч. Книга Мертвых или Книга Рождения? // Архетип. 1995, N1.

285. Уильяме Б. Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

286. Успенский J1. Ты и твое имя. Волгоград, 1994.

287. Ф а д л а н И. Путешествие на реку Итиль. М.: Мифи-сервис, 1992.

288. Ф е в р JT. Бои за историю. М.: Наука, 1993.

289. Федорова JI.H. Африканский танец. М.: Наука, 1986.376

290. Федоров Н.Ф. О смертности // Цит. по кн. "Семенова Г.С. Этика "общего дела". Н.Ф. Федорова. -М.: Знание, 1989".

291. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

292. Фейербах JI. Избранные философские произведения. Т. 1. М.: Политиздат, 1955.

293. Фейербах JI. Избранные философские произведения. Т. 2. М.: Политиздат, 1955.

294. Ф е р р о М. Как рассказывают историю. М.: Высш. шк., 1992.

295. Фигуры Танатоса. СПб., 1992.

296. Философия в СССР: версии и реалии (материалы дискуссии) // Вопросы философии. 1997, N11.

297. Филимонова Н. Он чувствовал себя счастливым // Труд. 5.12.1995.

298. Ф и н к Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

299. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М.: Наука, 1984.

300. Фрейд 3. Мы и смерть // Цит. по кн. "Рязанцев С. Танатология. -СПб., 1995"

301. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой//Мир философии.Ч.2. -М.: Политиздат, 1991.

302. Фрейд 3. По ту сторону наслаждения // Цит. по кн. "Рязанцев С. Танатология. СПб., 1995".

303. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Олимп, 1997.

304. Фрейденберг О.М. Миф и литература Древности. М.: Наука, 1978.

305. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. 303а Хайдеггер М. Бытиё и время. - М., 1997.

306. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высш. шк, 1991.377

307. Хамицаева Т. А. Свадебная обрядовая поэзия осетин // Эхо Кавказа. 1994, N2.

308. X а м ф р и Д. Когда суицид рационален // Человек. 1992, N 6.

309. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик.: Эльбрус, 1978.

310. Харакас С. Православие и биоэтика // Человек. 1994, N 2.

311. Харитон. Повесть о Херее и Каллирое. СПб.: ИНА Пресс, 1994.

312. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Наука, 1988.

313. ЗП.Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс, 1992.

314. Царев И. Око за око // газ. День Республики. Черкесск. 13.04.1994.

315. Цветаева М. Стихи и проза. Лейпциг: Верлах, 1990.

316. Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975.

317. Цицерон. Против Каталины // Античная литература. Антология. Рим. М.: Высш. шк., 1988.

318. Чаадаев Г .Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989.

319. Шверид Ф.Г. Смысл жизни, смерть и бессмертие // Смысл человеческой жизни. Нижний Новгород, 1992.

320. Ш е н к а о Г.Х. Миф и мудрость. М., 1997.

321. Шенкао М.А. Горское ментально-прекрасное. Черкесск: КЧТИ, 1998.

322. Шенкао М.А. К вопросу о национальной ментальности: сущность, структура, функции // Материалы I научно-практической конференции КЧГТИ. Ч. 2. Черкесск, 1996.

323. Шенкао М.А. Нарты: миф, эпос, культура. М., 1997.

324. Шенкао М.А. Проблемы возрождения религиозной (мусульманской) ментальности у народов Карачаево-Черкесии //Философские и религиозные проблемы истории и современности. Ставрополь: СГТУ, 1996.

325. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.378

326. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994.

327. Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания // Одиссей, 1991. М.: Наука, 1991.

328. Шкуратов В.А. Психика. Культура. История. Ростов-на-Дону: РГУ, 1990.

329. Ш м е м а н А. За жизнь мира. М., 1991// Цит. по кн. "Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть. - М.: Наука, 1994".

330. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа // Шопенгауэр А. Сборник произведений.1. Минск: Поппури, 1998.

331. Шор Г.В. О смерти человека (Введение в танатологию). Л.: Ку-буч, 1925.

332. Шпрангер Я., Инсистория Г. Молот ведьм. М.: ОГИз, 1932.

333. Э л и а д е М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.

334. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М.: изд-во полит, лит., 1961.

335. Эпос о Гильгамеше // Я открою тебе сокровенное слово. М.: Ху-дож. лит., 1981.

336. Юдин Б.Г. Возможно ли рациональное самоубийство? // Чело -век. 1992, N6.

337. Юдин Б.Г. Если продолжить мысленный эксперимент // Человек. 1993, N2.

338. Юдин Б.Г. Право на добровольную смерть: против и за // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.

339. Юдин Б.Г. Предисловие к кн. "Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть. М.: Наука, 1994".

340. Юнг К.Г. О жизни после смерти // Тайна смерти. М.; Рипол,