автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Стояновская, Ирина Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони'

Полный текст автореферата диссертации по теме "СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони"

На правах рукописи

Стояновская Ирина Павловна

СМИ и политика в современной Италии: «империя» Берлускони (конец 70-х гг. ХХв. - начало ХХ1в.)

Специальность -10.01.10 - журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 2004

Работа выполнена на кафедре теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор М.М. Аль-Джанаби

Официальные оппоненты;

Доктор филологических наук, профессор Хромов Сергей Сергеевич Кандидат филологических наук Урина Наталья Валентиновна

Ведущая организация - Московский государственный институт международных отношений (МГИМО - Университет МВД РФ)

Защита состоится 2004 года в заседании

диссертационного совета по филологическим наукам К 212.203.13 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул., Миклухо-Маклая, д. б., ауд. Ж

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского университета дружбы народов.

Автореферат разослан ^^^^004 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент А.Е. Базанова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Италия, занимающая одно из ведущих мест в мире по экономическому развитию, является демократическим государством, пережившим в 80-е гг. XX века глубочайшие политические изменения, затронувшие государственные структуры, сложившиеся в послевоенные годы. Эти изменения были связаны с общей политической трансформацией, охватившей Европу в середине восьмидесятых годов прошлого века.

Объединение Европы из миража и утопии постепенно становится реальным процессом. Другими словами, распад социалистической системы ознаменовал собой начало новой эпохи в развитии мирового сообщества. Процесс глобализации ускорил обороты и стал необратимым. В этой ситуации европейские страны, и в частности Италия, где были сильны коммунистические позиции, отреагировали на новые вызовы современности. Следует вспомнить, что так называемый «еврокоммунизм» зародился и развивался именно в Италии. И приход коммунистов к власти мог повлечь за собой серьезные последствия не только для Италии, но и. для всей Европы. Все эти процессы имеют все большее значение, если вспомнить, что они совпали по времени с падением крупнейших итальянских политических партий, в результате чего образовался своего рода вакуум, который открыл путь к власти перед коммунистически настроенными силами и мог стать шагом к построению нового типа «еврокоммунизма».

Заметные изменения происходят во всем мйре: новые масс-медийные технологии совершенствуют и меняют стиль и технги.у коммуникации и информации, Интернет позволяет ускорить доставку новостей. Непосредственно в самой Италии к власти приходит новый тип лидера -предпринимателя, ставшего премьер-министром Итальянской Республики, Сильвио Берлускони, глава государства и основатель одной из крупнейших «медиаимперий» Италии и Европы.

Изучение истории прихода частного предпринимателя к власти в начале третьего тысячелетия дает возможность рассмотреть узел противоречий, возникающий из-за конфликта интересоз между СМИ и" политикой. Это новое явление в мировой журналистике и политике. Если раньше могла быть полная монополия государства на СМИ, то подобная ситуация складывается впервые. «Феномен» Берлусксгл: еще до конца не изучен, и современная история это показывает.

Эволюция Берлускони из предпринимателя в медиамагната, а затем в политика не случайна, а закономерна, она стала результатом всей его жизнедеятельности. Благодаря личным качествам и умению использовать предыдущие успехи, он смог создать свою «медиаимперию», возможностями которой и воспользовался в нужный момент. Все вышесказанное обостряет интерес не только к личности Берлускони, но и к изучению тех рычагов, которые помогли ему прийти к власти, а также роли СМИ в сфере большой политики. Это «классический» пример для изучения, каким образом можно использовать СМИ для достижения своих политических целей и укрепления экономических интересов, как бы не нарушая при этом закон.

Анализ прихода Сильвио Берлускони в политику, споры по поводу конфликта интересов, возникающих вследствие сосредоточения таких полномочий в руках одного человека, совмещение частного предпринимательства с государственным управлением, сочетание владения СМИ и политической деятельности представляют собой большую ценность для науки. Этим определяется актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности темы. В последние десять лет личность Берлускони и созданная им «медиаимперия» вызывают огромный интерес исследователей из различных областей наук, как в самой Италии, так и за ее пределами. Личность Берлускони многогранна в силу того, что сочетает в себе предпринимателя, медиамагната и политика. В этом кроется одна из причин неоднозначности оценок его личности.

Некоторые авторы обращали особое внимание на формирование самой личности Берлускони, выделяя в ней прежде всего его актерский талант1. Другие видели в нем в основном политического деятеля2.Третьи - финансового гения3, четвертые анализироваии главным образом сочетание в нем политика и медиамагната4. Все эти исследования

'Ленер Д., Синицииа М. Эффект Сильвио Берлускони. М., Олма-пресс, 2002.; Ceccarelli F. Il Teatrone délia política. Milano, Longanesi, 2003.; Montanelli I., Cervi M. L Italia di Berlusconi. Milano, Rizzoli, 1995.; D'Anna S.E., Moncalvo G. Berlusconi in Concert. London, Orzium, 1994.

2 Ginsborg P. Berlusconi. Ambizioni patrimoniali in una democrazia mediatica. Torino, Einaudi, 2003. ; Vcspa B. 1989 - 2000. Dieci anni che hanno sconvolto Г Italia. Milano, Mondadori, 1999.

3 Fiori G. II venditore. Storia di Silvio Berlusconi e della Fininvest. Milano, Garzanti, 1995.

4 Novelli E. Dalla tv di partito al partito della tv. Televisione e política in Italia 1960-1995, Firenzc, La Nuova Italia, 1995.

неравноценны с научной точки зрения, но они в целом проливают свет на различные аспекты его жизни и деятельности.

Для более обстоятельного научного анализа «феномена» Берлускони была изучена предыстория возникновения так называемой «империи» Берлускони. Автором были использованы различные источники по истории итальянской журналистики5.

Важным аспектом для более адекватного понимания «феномена» Берлускони является исследование истории соотношения СМИ и политики в современной Италии.

Несмотря на определенные научные достижения вышеуказанных работ и авторов, все же отсутствуют комплексные труды по изучению соотношения политики и СМИ в современной Италии, как вообще, так и применительно к Берлускони. Таким образом, данная диссертация представляет собой попытку комплексного исследования вышеуказанных аспектов.

Целью данной диссертации является изучение феномена мультимедийной «империи» Берлускони и анализ взаимоотношений СМИ и политики в современной Италии. Для достижения этой цели автором были поставлены следующие задачи:

- исследовать основные этапы развития итальянской журналистики;

- рассмотреть особенности СМИ Италии, сосредоточив внимание на последних 10 годах развития Италии вообще, и итальянской журналистики в частности;

- проанализировать особенности соотношения СМИ и политики в современной Италии;

- раскрыть «феномен» Берлускони и особенности его функционирования в СМИ и политике Италии;

- систематизировать и проанализировать особенности либеральной идеологии Берлускони и созданной им партии Forza Italia;

- рассмотреть особенности СМИ Италии, сосредоточив внимание на последних 10 годах развития Италии вообще и итальянской журналистики, в частности;

5 Берлин П. Очерки современной журналистики // Периодическая печать на Западе. СПб., 1904.; Лабриола А. Периодическая печать Италии // Периодическая печать на Западе. СПб., 1904.; Урина Н.В. Средства массовой информации Италии. М., 1996.; Урина Н.В. Итальянская журналистика в 1945-1990 гг. М., МГУ, 1999; Bellocchi U. Storia del giomalismo italiano. Vol. 1. Bologna, Edison, 1974.; Castronovo V., Tranfaglia N. Storia della stampa italiana. Roma, 1980.; Castronovo V., Ricuperati G., Capra C. La stampa italiana dal Cinquecento all Ottocento. Vol. 1. Roma - Barí, Lateiza, 1976.; Gozzini G. Storia del giomalismo. Milano. Bruno Mondadori, 2000.; Storia del giomalismo italiano. Tormo, UTET, 1997.

- выделить основные проблемы языка современной итальянской журналистики;

- изучить и систематизировать основные приемы и особенности языка Берлускони.

Объектом исследования данной диссертации являются СМИ современной Италии, предметом - соотношение СМИ и политики в современной Италии, а также феномен «империи» Берлускони.

Хронологические рамки данного исследования ограничены периодом с 1978 г. по 2004 г. Этот выбор обусловлен тем, что начиная с конца 70-х гг. происходит закладка основ «медиаимперии» Сильвио Берлускони.

Теоретико-методологическую базу исследования составила совокупность исторических и теоретических работ по истории итальянской журналистики, а также специальных научных трудов по проблемам СМИ и политики в современном мире. В работе были использованы положения и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями, занимавшимися рассматриваемыми в диссертации проблемами. В диссертации также были использованы непосредственно работы самого Берлускони и материалы его биографии.

В диссертации были применены следующие методы и принципы:

- метод системного и комплексного анализа исследуемой темы;

- метод сравнительно-исторического анализа;

- метод герменевтического анализа;

- принцип историзма и объективности.

Научная новизна работы заключается в выработке целостной картины соотношения СМИ и политики в современной Италии на примере мультимедийной «империи» Берлускони.

В диссертации получен ряд результатов, обладающих научной новизной:

о впервые на русском языке был поставлен и решен ряд проблем, связанных с соотношением СМИ и политики в современной Италии; о систематизирована в соответствии с общей тематикой диссертации история журналистики Италии от зарождения до начала XXI века; о выявлена и дана объективная оценка «классическому» примеру создания мультимедийной компании Берлускони -Рттуеэ^

о определен и проанализирован «феномен» Берлускони, под которым подразумевается сочетание в одной личности предпринимателя, медиамагната и политика;

о поставлены и проанализированы различные аспекты проблемы, вытекающей из концентрации в одних руках нескольких ветвей власти, что противоречит традиционным нормам и канонам современной западноевропейской демократической культуры; о сконструирована идеология нового либерализма Берлускони, то есть идеология, в которой сочетаются и синтезируются | традиционные принципы буржуазного либерализма и

европейской социал-демократии; о проанализированы и систематизированы различные проблемы языка современной итальянской прессы, в том числе совокупность приемов и особенностей языка Берлускони.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке актуальной научной темы, связанной с соотношением СМИ и политики в современной Италии на примере возникновения и функционирования мультимедийной «империи» Берлускони, что способствует расширению и уточнению анализа данной проблемы.

Практическая значимость результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории современной итальянской журналистики, а также в общих курсах по истории современной европейской журналистики.

Апробация результатов исследования. Отдельные проблемы данной темы нашли отражение в выступлении автора на конференции молодых ученых на тему: «Актуальные проблемы журналистики начала XXI в.». 23 мая 2003 г., РУДН. а таюкс в нескольких публикациях в Альманахе кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН «Журналистика и общество».

Диссертация обсуждена на кафедре теории и истории журналистики 14 января 2004г. и рекомендована к защите.

Структура работы. Данная диссертация состоит из введения, трех ^ глав, заключения, приложения и библиографии.

Во введении отражены актуальность и степень научной разработанности темы исследования, определяется цель и основные задачи диссертации, ее теоретико-методологическая база, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.

Первая глава «Основные этапы развития итальянских СМИ» состоит из четырех параграфов: §1. «Зарождение итальянской окурналистики»; §2. «Журналистика Италии от «Реставрации» до объединения страны»;§3. «Журналистика Италии от начала XX века до

падения фашизма»; §4. «Итальянские СМИ с середины XX в. до начала XXIв.».

В этой главе рассматривается история развития итальянской журналистики с зарождения первых газет до сеюдняшнего дня. В ней автор ставил себе задачу проследить развитие итальянских СМИ с тем, чтобы оценить происшедшую с ними трансформацию из средства информирования в средство манипуляции и рычаг власти. Известно, что изначально журналистика ставила перед собой совсем другие цели и задачи, нежели те, которые выполняет сейчас. Но попытки использовать журналистику в качестве инструмента влияния прослеживались уже в самом начале ее становления (политическая и церковная элиты первыми поняли эффективность газет).

В первом параграфе «Зарождение итальянской журналистики»; рассматриваются особенности возникновения и основные этапы развития итальянской журналистики. Автором показано, что Италия является не только одним из основных источников государственного, правового сознания различных европейских стран и народов, но и образцом европейской словесности и красноречия. И в этом смысле анализ истории возникновения и развития итальянской журналистики представляет собой важнейший элемент адекватного понимания происходящих событий в современной Италии. Дело в том, что история не повторяется, однако она воспроизводит саму себя в различных областях, в том числе и в журналистике. По мнению различных историков итальянской журналистики, у ее истоков была рукописная новость. История Древнего Рима охватывает около 13 веков (753г. до н.э. - 510г. н.э.), а история собственно периодической рукописной новости приходится лишь на последние шесть столетий.

Анализ истории итальянской журналистики от зарождения до периода Реставрации показывает, что она прошла три основные этапа развития: Античность, Средневековье и Возрождение. Для первого и второго этапа было характерно то, что она выполняла роль средства передачи информации, однако на втором этапе она уже становится орудием в руках Церкви. На третьем этапе, помимо традиционной роли средства информации, она становится важнейшим элементом просвещения.

Второй параграф «Журналистика Италии от «Реставрации» до объединения страны» представляет собой продолжение предыдущего. В нем рассматривается история развития СМИ Италии от периода Реставрации до конца XIX в. Здесь показано, что конец XVIII века ознаменовал собой новую эпоху в истории Италии, получившую название Шво^теШо (1790-1870 гг.). Это своего рода новое «Возрождение»,

стержнем которого стало политическое и национальное самосознание, так как в этот период впервые возникла современная национальная идея. Это был длительный период борьбы итальянского народа за свободу и независимость своей родины. Зародившись в конце XVIII века, итальянское национально-освободительное движение стало всенародным и привело к освобождению и объединению страны.

В третьем параграфе «Журналистика Италии от начала XX века до падения фашизма» показано, что XX в. стал поворотным моментом для всей Европы. Он принес радикальные изменения во всех сферах общественной жизни: политической, социальной, культурной и научно-технической. Совокупность противоречий XIX в. проявилась в XX в. и вылилась в установление и господство фашистского режима в Италии. Анализ журналистики этого периода показывает драматизм переплетения СМИ и власти. Особенностью фашистского этапа стала чрезмерная концентрация и контроль над СМИ со стороны государственной и партийной элиты. Проявлением этого стала тотальная обработка общественного сознания с помощью подчиненных властям СМИ. В параграфе показывается, что вся деятельность фашистского режима в области газетно-журнальной печати развертывалась по двум важнейшим ■направлениям. Первое заключалось в стремлении создать как можно больше собственных периодических изданий по всей стране. Их флагманами являлись «фашистские газеты» - главные печатные органы в национальном масштабе, ежедневные газеты Giornale dítalia (Рим) и Popolo d'Italia (Милан). Под фашистский контроль перешла ежедневная газета Popolo di Roma. На фашистской политико-идеологической основе произошло слияние римских газет Tribuna и L'idea nazionale. Появились новые фашистские издания: Lavoro fascista (Работа фашиста), Impero (Империя), Regime fascista (Фашистский режим), Assalto (Штурм) и другие. Сам Муссолини провозглашал: «Я рассматриваю фашистскую журналистику как свой оркестр».

Вторым важнейшим направлением фашистской политики в сфере газетной прессы было «перевоспитание» журналистов. Это относилось в первую очередь к информационным газетам либеральной оппозиции, прежде всего Corriere délia Sera и Stampa, в которых трудились Луиджи Альбертини и Альфредо Фрассатти, наиболее знаменитые итальянские журналисты первых десятилетий XX века. Чтобы завладеть умами итальянской интеллигенции, Муссолини первейшей задачей считал овладение периодической печатью. Управляя всеми СМИ, «дуче» мог попытаться убедить общественное мнение в том, что весь мир восхищается фашизмом как «новым типом цивилизации», более оригинальным, чем большевизм.

В четвертом параграфе «Итальянские СМИ с середины XX в. до начала ХХ1в.» автором показано, что важнейшим фактором становления и развития современных СМИ стал рост экономической активности страны в послевоенный период. Феноменом стал происходивший в Италии процесс бурного роста тиража многих газет, идущий вразрез с прогнозами ученых насчет «эпидемии газетной смерти» из-за экспансии телевидения. В середине 40-х гг. произошел перелом, и вместо изданий, принадлежащих политическим партиям, на первый план вышли независимые от них издания. В этом процессе выделились римские Messaggero, Tempo и Corriere délia Sera, Stampa на Севере Италии, венецианская Gazzettina, неаполитанская Risorgimento, а также американская Rome daily american, выходившая на английском языке.

В конце 60-х гг. в Италии произошли значительные изменения. Из аграрно-индустриальной она превратилась в высокоразвитое в промышленном отношении государство. На смену центристским пришли левоцентристские правительства. 1970-е гг. стали для страны временем «политической неустойчивости». Естественно, это не могло не сказаться на журналистике Италии, вошедшей в полосу кризиса. Резко снизилась покупательная способность населения, в условиях инфляции, вздорожания бензина, бумаги, типографского оборудования и транспортных средств цены на периодические издания также росли. Диссертантом показано, что в конце 70-х гг. меняется место и роль газетных изданий в социально-экономической и партийно-политической системе. Если в прошлом политические партии через газеты оказывали влияние на центры экономической власти, то сейчас, наоборот, центры экономической власти стремятся использовать газеты как пешки в политической игре. Эта тенденция была характерна также для 80-х и 90-х гг. прошлого века, то есть СМИ становятся инструментом власти. Конкретный анализ этой тенденции проводится диссертантом в следующей главе.

Вторая глава «СМИ и политика в современной Италии: особенности функционирования «империи» Берлускони» состоит из четырех параграфов:^/. «.Особенности взаимоотношений СМИ и власти в современной Италии»; §2. «Феномен» Берлускони»; §3. «Империя» Берлускони и его политическая деятельность»; §4. «Основные принципы либеральной идеологии Берлускони».

В этой главе автор пытается не только изучить историю становления частного предпринимателя, создание им огромной экономической и информационной империи, его приход к власти, но и эволюцию СМИ и их реакцию на происходящее. Внимание автора диссертации сосредоточено на последних 10 годах развития Италии вообще и

и

итальянской журналистики в частности, со всеми произошедшими в стране изменениями, особенно касающимися эволюции политики и средств массовой информации.

Особо выделяется исторически сложившаяся проблема взаимоотношений между СМИ и политикой, феномен, когда так называемая «четвертая власть» принадлежит главе правительства демократического государства. В диссертации изучается также влияние политики на ситуацию в обществе и на «четвертую власть», то есть на СМИ, и наоборот, влияние СМИ на политику и общество, использование современных СМИ как инструмента манипуляции общественным мнением и политической пропаганды.

В первом параграфе «Особенности взаимоотношений СМИ и власти в современной Италии» показано, что современные средства массовой информации действуют под постоянным давлением со стороны различных «могущественных факторов», к которым относятся клиентура (например, рекламодатели), конкуренты (другие СМИ) и, конечно же, органы государственной власти. К этим «могущественным факторам» также следует отнести и непосредственных владельцев СМИ, инвесторов и поставщиков информации - агентства новостей, авторов и адвокатов, защищающих их авторские права, группы давления и РЛ-службы.

В этом параграфе показано, что государство, политические партии и другие влиятельные социально-политические институты имеют в данном отношении «двойное могущество»: они могут добиваться своих целей, используя для распространения необходимых сведений как собственные права и возможности, так и независимые от них СМИ.

В работе показано, что для Италии наиболее характерно проявление третьего фактора, а именно - влияние государственной власти на СМИ, которые стапи главным инструментом воздействия на общественное сознание.

Поскольку сложно охватить все стороны взаимовлияния СМИ и власти, в данном параграфе основным объектом исследования стали итальянские телевидение, радио и реклама, как наиболее значимые инструменты воздействия на аудиторию.

В данном параграфе детально показано, что взаимоотношения между телевидением и властью можно разделить на два типа. Первый тип -подчинение (то есть, когда СМИ контролируются властью). Второй тип -противостояние (СМИ как «четвертая власть» на службе граждан, защищающая общество от всякого произвола).

Исторически сложилось так, что итальянские СМИ всегда были ближе к первому типу взаимоотношений, и были скорее подчинены правительству, нежели выступали против него. В 50-60 гг. итальянские

СМИ еще не были «четвертой властью». В послевоенный период и до 70-х гг. СМИ Италии, особенно печать, стали доступны политическим партиям. Этот феномен получил в Италии название «партократии», так как политические партии вмешивались во все сферы жизни в Италии. Результатом этого процесса стала глубокая политизация общества и СМИ.

Конец монополии государства на телевидении и появление частных телеканалов происходило в период важнейших перемен в экономической, социальной и культурной жизни Италии. Этот процесс шел практически одновременно во всей Европе, но в отличие от других стран в Италии, государство оказалось неспособным в этой ситуации должным образом отреагировать на перемены в обществе и пересмотреть законы с тем, чтобы создать смешанную телесистему (т.е. общественно-коммерческую).

В целом, можно констатировать тот факт, что за последние 30 лет произошли радикальные структурные изменения в функционировании СМИ и в их взаимоотношениях с властью. Под структурными изменениями подразумевается возникновение, наряду с государственным, частного телевидения, которое не только разрушило монополию государства на телевидение, но и стало серьезным конкурентом во влиянии на общественное сознание, выступив в качестве политического организатора и агитатора в общественно-политической жизни страны, в особенности, в период предвыборных кампаний. Наиболее ярким, в какой-то степени «классическим» примером проявления этого процесса стало создание мультимедийной компании Берлускони - РпитгаЬ

Во втором параграфе «Феномен» Берлускони» подробно анализируется появление на политической арене известного предпринимателя Сильвио Берлускони. Исходя из того, что Берлускони -человек, вошедший в мир политики в кризисный для страны момент, диссертант счел важным исследовать механизмы его прихода к власти. В данном параграфе показывается эволюция Берлускони из предпринимателя в медиамагната, а затем в политика. Автор доказывает, что эта эволюция стала результатом всей его жизнедеятельности. Благодаря личным качествам и умению использовать предыдущие успехи, он смог создать свою «медиаимперию», возможности которой и использовал в нужный момент. Все вышесказанное обостряет интерес не только к изучению личности Берлускони, но и тех рычагов, которые помогли ему прийти к власти, а также роли СМИ в сфере большой политики.

В данном параграфе показывается, что совокупность анализа биографии Берлускони, как предпринимателя и политика говорит о

наличии того, что можно условно назвать «феноменом» Берлускони. Это явление представляет собой исключительный для современной Италии и Европы случай. Внешне это явление противоречит традиционным нормам и канонам современной западноевропейской демократической культуры, однако око вписалось в демократическую жизнь Италии.

Третий параграф «Империя» Берлускони и его политическая деятельность» посвящен собственно анализу «империи» Берлускони. В нем показывается, что «феномен» Берлускони, о котором мы подробно говорили в предыдущем параграфе, стал реальностью современной политической жизни Италии.

В начале 90-х годов в Италии произошли крупные политические перемены, связанные с судебными разбирательствами, организованными Миланской прокуратурой против представителей важнейших итальянских политических партий, вследствие чего последние были распущены. Этот процесс получил название Tangentopoli («Подкупной город»). В результате нетронутыми остались лишь представители коммунистического направления. В ceeie этих событий известный предприниматель и медиамагнат Сильвио Берлускони заявляет о своем решения заняться политикой, чтобы защитить права частных предпринимателей в Италии. Так была создана партия Forza ИаПа(Вперед, Италия!). Сильвио Берлускони решает бросить вызов во главе со своей партией Forza Italia и помешать планам судебного ведомства протащить на политическую арену коммунистические партии Италии.

Рассмотрен: «феномен» Берлускони и взаимосвязь ого личности и деятельности как предпринимателя, медиамагната и политика, можно сделать выводы о его большом влиянии на информационные и социальные процессы, происходящие в стране, на ее СМИ, на политическую, экономическую и общественную жизнь Италии.

В четвертом параграфе «Основные принципы либеральной идеологии Берлускони» показывается, что концентрация основных рычагов власти в руках одного человека вызвала соответствующую критику со стороны различных сил. Отсюда и возникли различные негативные оценки «феномена» Берлускони. Однако, Берлускони пытается доказать, что сосредоточение политической, экономической и информационной силы в руках государственного деятеля не противоречит демократии, так как она базируется, главным образом, на принципах либеральной идеологии.

В данном параграфе показано, что идеология, пропагандируемая партией Forza Italia, представляет собой новый тип либеральной идеологии, то есть идеологии, в которой сочетаются и синтезируются традиционные принципы буржуазного либерализма и европейской социал - демократии. В этом, по всей вероятности, скрывается залог

успеха Берлускони и Forza Italia в современной политической жизни страны.

Третья глава «Язык современной итальянской прессы» состоит из трех параграфов: §1. «Основные проблемы языка современной итальянской прессы», §2. «Проблема неологимов в современном итальянском языке», §3. «Анализ речей Сильвио Берлускони». В ней рассматриваются, главным образом, проблемы языка современной итальянской прессы, а также особенности речей Берлускони.

В первом параграфе «Основные проблемы языка современной итальянской прессы» объектом исследования является газетно-публицистический стиль итальянской прессы. Проведенный диссертантом анализ позволяет сделать синхронный срез сразу многих сфер употребления языка: общественно-политической, экономической, культурной, языка спорта, кино, театра, а также разговорного языка. Здесь показано, что СМИ и пресса, в частности, наиболее оперативно откликаются на новые явления жизни, в ней проходят апробацию различные неологизмы, заимствования, конструкции, возникают и закрепляются новые фразеологизмы, штампы, популяризуются многие научно-технические термины.

На современном этапе общественного развития средства массовой информации не только отражают языковое состояние, но и выступают как мощнейший фактор формирования языка. Современная журналистика Италии испытывает, помимо вышеуказанных проблем, вытекающих вследствие динамических перемен в обществе, новые проблемы, как чисто профессионального, так и технического характера.

В итальянском, так же как в других языках, существует серьезная проблема «засорения». Радио, телевидение и печать, выполняя роль речевой нивелировки, превратились в фактор распространения различных деформаций и неправильностей.

Анализ проблем языка современной итальянской прессы приводит нас к выводу о наличии двух основных типов: одни носят профессиональный, другие технический характер. К профессиональному типу относится проблема так называемого «исчерпавшего себя текста», а также проблема правильного изложения текста. К техническому -стилистические проблемы, орфографические и синтаксические ошибки, неправильное употребление и чрезмерное использование иностранных слов.

Второй параграф «Проблема неологимов в современном итальянском языке» посвящен одной из характерных и наиболее распространенных в современном итальянском языке, проблеме неологизмов. Она связана как с уровнем развития современной коммуникации, так и с общими

тенденциями культурного и языкового обмена, свойственными процессу глобализации.

Некоторые неологизмы возникают в печати курьезным, но относительно нередким способом - благодаря ошибке или описке автора, типографского работника, как результат некорректного, но стилистически удачного употребления малоизвестного широкой публике слова. Затем другие журналисты подхватывают это слово, и на него возникает своеобразная мода.

Основная часть языковых новшеств возникает «законным» путем, т.е. образуется по продуктивным словообразовательным моделям. Множество неологизмов образуется путем развития нового значения слов, давно закрепленных в словарях. Нередко это происходит под влиянием иностранных языков, чаще всего английского, а также благодаря процессу глобализации и интернационализации общественной жизни.

Третий параграф «Анализ речей Сгшьвио Берлускони». В данном параграфе основным объектом исследования являются выступления Берлускони и попытка выявить в них характерные особенности и приемы, которые он использовал для достижения своих политических целей. К числу наиболее характерных приемов Берлускони относятся импровизированность его выступлений, артистизм, использование «игры слов», умение находить общий язык с людьми, коммуникабельность.

В диссертации также выделены наиболее характерные языковые особенности выступлений Берлускони, такие как доступность, простота, аргументированность, эмоциональная окрашенность, последовательность, ясность, конкретность и лаконичность. Проведенный анализ демонстрирует тот факт, что совокупность приемов и особенностей языка Берлускони имеет как системно-практический, так и политико-функциональный аспект. Благодаря синтезу этих двух аспектов Берлускони удалось в немалой степени осуществить свои планы в области СМИ и политики.

В Заключении подводятся основные итоги и формулируются общие результаты проведенного исследования.

Основные положения диссертации отражены автором в следующих публикациях

1. Феномен С. Берлускони в информационном бизнесе современной Италии.

Альманах ТИЖ (РУДН) «Журналистика и общество», 2003 №3. С. 110- -112.

2. СМИ Италии: история развития и взаимоотношения с властью. Альманах ТИЖ

(РУДП) «Журналистика и общество», 2004 №4. С. 43-49

3. Основные принципы либеральной идеологии Берлускони. Альманах ТИЖ (РУДН)

«Журналистика и общество», 2004 №4. С. 61-64.

Стояновская Ирина Павловна (Россия) СМИ и политика в современной Италии: «империя» Берлускони (конец 70-х гг. ХХв. - начало ХМв.)

Диссертация посвящена изучению феномена мультимедийной «империи» Берлускони и анализу взаимоотношений СМИ и политики в современной Италии.

В работе исследуются основные этапы развития итальянской журналистики; анализируются особенности формирования так называемого «феномена» Берлускони, систематизируются основные принципы нового типа либеральной идеологии, пропагандируемые Берлускони и его политической партией Forza Italia.

В диссертации также рассматриваются основные проблемы языка современной итальянской прессы и дается конкретный анализ приемов и особенностей языка Берлускони.

Irina P. Sfcoianovskaia (Russia) Mass media and politics in modern Italy: Berlusconi "empire"( the years 70 of XX - beginning of XXI).

The Thesis analyses the phenomenon of multi-media "empire" of Silvio Berlusconi and thoroughly studies the relations between mass media and politics in modern Italy. The Thesis researches the history and development of italian journalism, peculiarities of shaping the "phenomenon" of Berlusconi and systemises the basic principals and grounds for the new liberal ideology, declared by Berlusconi and his political party Forza Italia. The Thesis also considers the main language issues of modern italian media and provides the concrete analysis of the language usage of Silvio Berlusconi.

»

Отпечатано в ООО «0ргсервис-2000»

Тираж 400 экз. Заказ № /2/03-5Т Москва, 115419, а/я 774, ул. Орджоникидзе, 3

РНБ Русский фонд

2007-4 18093

О 5 л ¡Г 2004

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Стояновская, Ирина Павловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИТАЛЬЯНСКИХ СМИ.

§ 1. Зарождение итальянской журналистики.

§2. Журналистика Италии от «Реставрации» до объединения страны.

§3. Журналистика Италии от начала XX века до падения фашизма.

§4. Итальянские СМИ с середины XX в. до начала XXI в.

ГЛАВА II. СМИ И ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ИТАЛИИ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ИМПЕРИИ» БЕРЛУСКОНИ.

§1. Особенности взаимоотношений СМИ и власти в современной Италии.

§2. «Феномен» Берлускони.

§3. «Империя» Берлускони и его политическая деятельность.

§4. Основные принципы либеральной идеологии Берлускони.

ГЛАВА III. ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ ИТАЛЬЯНСКОЙ ПРЕССЫ.

§1. Основные проблемы языка современной итальянской прессы.

§2. Проблема неологизмов в современном итальянском языке.

§3. Анализ речей Сильвио Берлускони.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Стояновская, Ирина Павловна

Актуальность темы исследования. Италия, занимающая одно из ведущих мест в мире по экономическому развитию, является демократическим государством, пережившим в 80-е гг. XX века глубочайшие политические изменения, затронувшие государственные структуры, сложившиеся в послевоенные годы. Эти изменения были связаны с общей политической трансформацией, охватившей Европу в середине восьмидесятых годов прошлого века.

Объединение Европы из миража и утопии постепенно становится реальным процессом. Другими словами, распад социалистической системы ознаменовал собой начало новой эпохи в развитии мирового сообщества. Процесс глобализации ускорил обороты и стал необратимым. В этой ситуации европейские страны, и в частности Италия, где были сильны коммунистические позиции, отреагировали на новые вызовы современности. Следует вспомнить, что так называемый «еврокоммунизм» зародился и развивался именно в Италии. И приход коммунистов к власти мог повлечь за собой серьезные последствия не только для Италии, но и для всей Европы. Все эти процессы имеют все большее значение, если вспомнить, что они совпали по времени с падением крупнейших итальянских политических партий, в результате чего образовался своего рода вакуум, который открыл путь к власти перед коммунистически настроенными силами и мог стать шагом к построению нового типа «еврокоммунизма».

Заметные изменения происходят во всем мире: новые масс-медийные технологии совершенствуют и меняют стиль и технику коммуникации и информации, Интернет позволяет ускорить доставку новостей. Непосредственно в самой Италии к власти приходит новый тип лидера - предпринимателя, ставшего премьер-министром Итальянской Республики, Сильвио Берлускони, глава государства и основатель одной из крупнейших «медиаимперий» Италии и Европы.

Изучение истории прихода частного предпринимателя к власти в начале третьего тысячелетия дает возможность рассмотреть узел противоречий, возникающий из-за конфликта интересов между СМИ и политикой. Это новое явление в мировой журналистике и политике. Если раньше могла быть полная монополия государства на СМИ, то подобная ситуация складывается впервые. «Феномен» Берлускони еще до конца не изучен, и современная история это показывает.

Эволюция Берлускони из предпринимателя в медиамагната, а затем в политика не случайна, а закономерна, она стала результатом всей его жизнедеятельности. Благодаря личным качествам и умению использовать предыдущие успехи, он смог создать свою «медиаимперию», возможностями которой и воспользовался в нужный момент. Все вышесказанное обостряет интерес не только к личности Берлускони, но и к изучению тех рычагов, которые помогли ему прийти к власти, а также роли СМИ в сфере большой политики. Это «классический» пример для изучения, каким образом можно использовать СМИ для достижения своих политических целей и укрепления экономических интересов, как бы не нарушая при этом закон.

Анализ прихода Сильвио Берлускони в политику, споры по поводу конфликта интересов, возникающих вследствие сосредоточения таких полномочий в руках одного человека, совмещение частного предпринимательства с государственным управлением, сочетание владения СМИ и политической деятельности представляют собой большую ценность для науки. Этим определяется актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности темы. В последние десять лет личность Берлускони и созданная им «медиаимперия» вызывают огромный интерес исследователей из различных областей наук, как в самой Италии, так и за ее пределами. Личность Берлускони многогранна в силу того, что сочетает в себе предпринимателя, медиамагната и политика. В этом кроется одна из причин неоднозначности оценок его личности.

Некоторые авторы обращали особое внимание на формирование самой личности Берлускони, выделяя в ней прежде всего его актерский талант1. Другие видели в нем в основном политического деятеля2.Третьи - финансового гения3, четвертые анализировали главным образом сочетание в нем политика и медиамагната4. Все эти исследования неравноценны с научной точки зрения, но они в целом проливают свет на различные аспекты его жизни и деятельности.

Для более обстоятельного научного анализа «феномена» Берлускони была изучена предыстория возникновения так называемой

Ленер Д., Синицина М. Эффект Сильвио Берлускони. М., Олма-пресс, 2002.; Ceccarelli F. II Teatrone della politica. Milano, Longanesi, 2003.; Montanelli I., Ccrvi M. L Italia di Berlusconi. Milano, Rizzoli, 1995.; D'Anna S.E., Moncalvo G. Berlusconi in Concert. London, Orzium, 1994.

Ginsborg P. Berlusconi. Ambizioni patrimoniali in una democrazia mediatica. Torino, Einaudi, 2003.; Vespa B. 1989 - 2000. Dieci anni che hanno sconvolto Г Italia. Milano, Mondadori, 1999.

3 Fiori G. II venditore. Storia di Silvio Berlusconi e della Fininvest. Milano, Garzanti, 1995. империи» Берлускони. Автором были использованы различные источники по истории итальянской журналистики1.

Важным аспектом для более адекватного понимания «феномена» Берлускони является исследование истории соотношения СМИ и политики в современной Италии.

Несмотря на определенные научные достижения вышеуказанных работ и авторов, все же отсутствуют комплексные труды по изучению соотношения политики и СМИ в современной Италии, как вообще, так и применительно к Берлускони. Таким образом, данная диссертация представляет собой попытку комплексного исследования вышеуказанных аспектов.

Целью данной диссертации является изучение феномена мультимедийной «империи» Берлускони и анализ взаимоотношений СМИ и политики в современной Италии. Для достижения этой цели автором были поставлены следующие задачи:

- исследовать основные этапы развития итальянской журналистики;

- рассмотреть особенности СМИ Италии, сосредоточив внимание на последних 10 годах развития Италии вообще, и итальянской журналистики, в частности;

1 Берлин П. Очерки современной журналистики // Периодическая печать на Западе. СПб., 1904.; Лабриола А. Периодическая печать Италии // Периодическая печать на Западе. СПб., 1904.; Урина Н.В. Средства массовой информации Италии. М., 1996.; Урина П.В. Итальянская журналистика в 1945-1990 гг. М., МГУ, 1999; Bellocchi U. Storia del giornalismo italiano. Vol. 1. Bologna, Edison, 1974.; Castronovo V., Tranfaglia N. Storia della stampa italiana. Roma, 1980.; Castronovo V., Ricuperati G., Capra C. La stampa italiana dal Cinquecento all Ottocento. Vol. 1. Roma — Ban, Laterza, 1976.; Gozzini G. Storia del giornalismo. Milano, Bruno Mondadori, 2000.; Storia del giornalismo italiano. Torino, UTET, 1997.

- проанализировать особенности соотношения СМИ и политики в современной Италии;

- раскрыть «феномен» Берлускони и особенности его функционирования в СМИ и политике Италии;

- систематизировать и проаЕ1ализировать особенности либеральной идеологии Берлускони и созданной им партии Forza Italia;

- рассмотреть особенности СМИ Италии, сосредоточив внимание на последних 10 годах развития Италии вообще и итальянской журналистики в частности;

- выделить основные проблемы языка современной итальянской журналистики;

- изучить и систематизировать основные приемы и особенности языка Берлускони.

Объектом исследования данной диссертации являются СМИ современной Италии, предметом - соотношение СМИ и политики в современной Италии, а также феномен «империи» Берлускони.

Хронологические рамки данного исследования ограничены периодом с 1978 г. по 2004 г. Этот выбор обусловлен тем, что начиная с конца 70-х гг. происходит закладка основ «медиаимперии» Сильвио Берлускони.

Теоретико-методологическую базу исследования составила совокупность исторических и теоретических работ по истории итальянской журналистики, а также специальных научных трудов по проблемам СМИ и политики в современном мире. В работе были использованы положения и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями, занимавшимися рассматриваемыми в диссертации проблемами. В диссертации также были использованы непосредственно работы самого Берлускони и материалы его биографии.

В диссертации были применены следующие методы и принципы:

- метод системного и комплексного анализа исследуемой темы;

- метод сравнительно-исторического анализа;

- метод герменевтического анализа;

- принцип историзма и объективности.

Научная новизна работы заключается в выработке целостной картины соотношения СМИ и политики в современной Италии на примере мультимедийной «империи» Берлускони.

В диссертации получен ряд результатов, обладающих научной новизной:

• впервые на русском языке был поставлен и решен ряд проблем, связанных с соотношением СМИ и политики в современной Италии;

• систематизирована в соответствии с общей тематикой диссертации история журналистики Италии от зарождения до начала XXI века;

• выявлена и дана объективная оценка «классическому» примеру создания мультимедийной компании Берлускони - Fininvest;

• определен и проанализирован «феномен» Берлускони, под которым подразумевается сочетание в одной личности предпринимателя, медиамагната и политика;

• поставлены и проанализированы различные аспекты проблемы, вытекающей из концентрации в одних руках нескольких ветвей власти, что противоречит традиционным нормам и канонам современной западноевропейской демократической культуры;

• сконструирована идеология нового либерализма Берлускони, то есть идеология, в которой сочетаются и синтезируются традиционные принципы буржуазного либерализма и европейской социал-демократии;

• проанализированы и систематизированы различные проблемы языка современной итальянской прессы, в том числе совокупность приемов и особенностей языка Берлускони.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке актуальной научной темы, связанной с соотношением СМИ и политики в современной Италии на примере возникновения и функционирования мультимедийной «империи» Берлускони, что способствует расширению и уточнению анализа данной проблемы.

Практическая значимость результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории современной итальянской журналистики, а также в общих курсах по истории современной европейской журналистики.

Апробация результатов исследования. Отдельные проблемы данной темы нашли отражение в выступлении автора на конференции молодых ученых на тему: «Актуальные проблемы журналистики начала XXI в.». 23 мая 2003 г., РУДН, а также в нескольких публикациях в Альманахе кафедры теории и истории журналистики филологического факультета РУДН «Журналистика и общество».

Диссертация обсуждена на кафедре теории и истории журналистики 14 января 2004г. и рекомендована к защите.

Структура работы. Данная диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "СМИ и политика в современной Италии: "империя" Берлускони"

Заключение

В современном мире вместе с появлением новейших достижений науки и техники, новых информационных технологий складывается ситуация, когда часть СМИ превращается в настоящие коммерческие предприятия, переставая, таким образом, выполнять свою основную функцию средств информации и коммуникации. Также одним из проявлений «негативных» тенденций развития современных СМИ стало срастание журналистики с политикой. Подобное явление привело к появлению схемы, в которой антагонически сопоставляются СМИ и журналистика. Типичным примером такого противопоставления являются сформулированные Роджером де Веком различия: журналистика любопытна, СМИ холодны; журналистика ищет истину, СМИ ее продают; журналистика пытается понять человеческую натуру, СМИ используют ее (манипулируют ею); журналистика служит гражданам, СМИ - потребителям; журналистика всегда идет вразрез с властями, СМИ же заигрывают с ними; журналистику интересует содержание, СМИ - форма; журналистика просвещает, СМИ -развлекают.

В результате подобной эволюции СМИ формируется представление, в котором, как ни парадоксально, звучит требование, согласно которому журналистика не должна быть «четвертой властью».

Применительно к итальянской журналистике такая тенденция развития СМИ привела к появлению так называемого «феномена» Берлускони, анализ которого положен в основу данного диссертационного исследования.

Совокупный анализ различных аспектов развития СМИ и политики в Италии привел нас к следующим выводам:

Проанализировав различные стороны развития СМИ Италии, можно констатировать тот факт, что взаимоотношения СМИ и политики менялись в зависимости от социально-экономических и политических трансформаций в жизни этого государства. Однако общей тенденцией, доминирующей на всех этапах развития итальянских СМИ, является переплетение СМИ и политики, в котором решающую роль играет последняя.

Наиболее ярким, в какой-то степени «классическим» примером проявления этого процесса стало создание мультимедийной компании Берлускони - Fininvest.

Совокупность анализа биографии Берлускони, как предпринимателя и политика привело к появлению так называемого «феномена» Берлускони, под которым подразумевается сочетание в одной личности предпринимателя, медиамагната и политика. Это первый подобный случай, исключительный для современной Италии и Европы в целом.

Хотя внешне это явление противоречит традиционным нормам и канонам современной западноевропейской демократической культуры, однако оно вписалось в демократическую жизнь Италии.

Рассмотрев «феномен» Берлускони и взаимосвязь его личности и деятельности как предпринимателя, медиамагната и политика, можно сделать выводы о его большом влиянии на информационные и социальные процессы, происходящие в стране, на ее СМИ, на политическую, экономическую и общественную жизнь Италии.

Одним из наиболее важных и проблемных проявлений «феномена» Берлускони является выработка нового типа либеральной идеологии, то есть идеологии, в которой сочетаются и синтезируются традиционные принципы буржуазного либерализма и европейской социапдемократии. В этом, по всей вероятности, скрывается залог успеха Берлускони и Forza Italia в современной политической жизни страны.

Анализ проблем языка современной итальянской прессы указывает на наличие двух основных типов, профессионального и технического характера. К профессиональному типу относится проблема так называемого «исчерпавшего себя текста», проблема правильного изложения материала. К техническим относятся стилистические проблемы, орфографические и синтаксические ошибки, неправильное употребление слов и чрезмерное использование иностранных слов.

Также важным аспектом понимания функционирования и влиятельности «медиаимперии» Берлускони и собственно его либеральной идеологии является анализ приемов и особенностей языка Берлускони. В них представлен как системно-практический, так и политико-функциональный аспект. Благодаря синтезу этих двух аспектов Берлускони удалось в немалой степени осуществить свои планы в области СМИ и политики.

 

Список научной литературыСтояновская, Ирина Павловна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Берлин П. Очерки современной журналистики // Периодическая печать на Западе // СПб., 1904.2. Вестник МГУ. 1990. №3.3. Вестник МГУ. 1992. № 4.4. Вестник МГУ. 1993. №4.

2. Грачев М.Н. Средства массовой информации в социально-политическом поле // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2000. №2.

3. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: от вещания к диалогу // Права человека в диалоге культур: Материалы международной научной конференции, 26-28 ноября 1998г. М., РГГУ, 1998.

4. История итальянской литературы XIX-XX веков. М., 1990.

5. Зарубежная печать: газеты, журналы, информационные агентства. Краткий справочник. М., 1986.

6. Золотых А.Д. «Пополо» главная газета христианско-демократической партии Италии //Вестник МГУ. 1983, № 6.

7. Ю.Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., Алгоритм, 2000.

8. Капекки В. Ежедневная печать в Италии. Милан, 1984.

9. Кин Ц. Итальянские мозаики. М., 1980.

10. Кин Ц. Выбор или судьба: итальянская культура в преддверии XXI века. М., 1988.

11. Кин Ц. Итальянский ребус. М., 1991.

12. Лабриола А. Периодическая печать Италии // Периодическая печать на Западе. СПб., 1904.

13. Ленер Д., Синицина М. Эффект Сильвио Берлускони. М., Олма-пресс, 2002.

14. Лисовский С.Ф. Жанры политической рекламы в средствах массовой информации. М., ИВЦ Маркетинг, 2000.

15. Лозин В. Краткий справочник итальянской печати. М., 1946.

16. Ломбардо М. Периодическая печать в Италии. Рим, 1985.

17. Немилов А. Н. Культура итальянского Возрождения и Европа // Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993.

18. Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Англии, Германии и России. СПб., 1906.

19. Печать зарубежных стран. М., 1962.

20. Соколов B.C., Виноградова С.М. Периодическая печать Италии. СПб., 1997.

21. Смит. Д.М. Муссолини. Пер. с англ. Нью-Йорк, 1995.

22. Урина Н.В. Клерикально-католическая журналистика в системе буржуазной пропаганды. М., 1976.

23. Урина Н.В. Коммунистическая печать Италии. М., 1977.

24. Урина Н.В. Буржуазная пропаганда в Италии // Вестник МГУ, 1985, №4.

25. Урина Н.В. Средства массовой информации Италии. М., 1996.

26. Урина Н.В. Итальянская журналистика в 1945-1990 гг. М., МГУ, . 1999.

27. Шампань П. Двойная зависимость. Несколько замечаний по поводу соотношений между полями политики, экономики и журналистики. М., Socio-Logos'96, 1996.

28. Эко У. Пять эссе на темы этики. Спб., 2003.

29. Источники на иностранных языках

30. Adamo G., Della Valle V. Le novita del lessico italiano. Sito Web dell' Academia della Crusca, ottobre 2003.

31. Addario N., Segatti P. Forme di ideologia: Identita e azione nella comunicazione politica. Di una assoc. impreditoriale. Milano, Angeli, 1984.

32. Afeltra G. Corriere, primo amore.Milano, Bompiani, 1984.

33. Ajello N. Lo scrittore e il potere. Bari, Laterza, 1974.

34. Ajello N. La stampa italiana del neocapitalismo.Bari, Laterza, 1972.

35. Ajello N. Lezioni di giornalismo. Milano, Garzanti, 1986.

36. Albert P. Lapresse. Paris, Puf, 1968.

37. Albert P. Histoire de la presse. Paris, Puf, 1970.

38. Altheide D. L. Media worlds in the postjournalism era. New York, De Gruyter, 1991.41. Annuario RAI 1991 1992.

39. Barbieri С. II giornalismo. Roma, Centro documentazione giornalistico, 1982.

40. Bee Ch. Les marchands ecrivains. Paris, 1967.

41. Bechelloni G. Giornalismo о postgiornalismo. Napoli, Liguori, 1995.

42. BechelIoni G. Informazione e potere. Roma, Officina, 1974.

43. Bechelloni G., Peltretti M. L'industria delPeditori a quotidiana e periodica (1980 1990). Roma, Prezidenza di Consiglio, 1995.

44. Bellocchi U. Storia del giornalismo italiano. Vol. 1. Bologna, Edison, 1974.

45. Berlusconi S. L'ltalia che ho in mente. Milano, Mondadori, 2001.

46. Berlusconi S. Discorsi per la democrazia. Milano, Mondadori, 2001.

47. Calabrese O. L'eta neobarocca. Bari, Laterza, 1989.51 .Castronovo V., Tranfaglia N. Storia della stampa italiana. Roma, 1980.

48. Castronovo V., Ricuperati G., Capra C. La stampa italiana dal Cinquecento all Ottocento. Vol. 1. Roma Ban, Laterza, 1976.

49. Castronovo V. La stampa italiana nell'eta liberale. Roma, 1976.

50. CeccareIli F., И Teatrone della politica. Milano, Longanesi, 2003.

51. Colombo Fausto. Media e industria culturale. Milano, 1994.

52. Colombo Furio. Ultime notizie dal giomalismo. Ban, Laterza, 1995.

53. D'Anna S.E., Moncalvo G., Berlusconi in Concert. London, Orzium, 1994.

54. De Kerckhove D. II Papa che viaggia. L'aura elettronica, Mass Media, № 1, Capone editore, 1986.

55. De Mauro T. Storia linguistica dell'Italia unita. Bari, Laterza. 1963.

56. De Pablos Coello J. M. El Periodismo Herido. Madrid, Foca, 2001.

57. De Rosa G. Tra informazione e disinformazione: И ruolo dei "mass media" in Italia//Civilta cattolica. Roma, 1992.

58. De Week R. Alia ricerca della verita perduta.//Problemi dell'Informazione 2-3. il Mulino, 2001.

59. Diamond L. e Plattner M. The Global Divergence of Democracies.Baltimore, Johns Hopkins University Press, 2001.

60. Eco U. Sette anni di desiderio. Milano, Rizzoli, 1983.

61. Eco U. TV e Internet. // Problemi dell'informazione /а XXVI 2-3 giugno settembre. 2001.

62. Есо U. La critica del giomalismo. Unita, 22 febb. 1995.

63. Eco U. Quando domina la TV. Unita, 23 febb. 1995.

64. Elezioni in TV. Televisione e pubblico nella campagna elettorale'94, a cura di M. Marcellini. Genova, Costa & Nolan, 1995.

65. Farinotti P. I maghi del canale. Milano, Rizzoli, 1995.

66. Fenati B. Fare la radio negli anni '90. Torino, VQPT/ Nuova Eri, 1993.

67. Ferrari G. II padrone del diavolo. Storia di S. Berlusconi. Milano, Camunia, 1990.

68. Fiori G. II venditore. Storia di Silvio Berlusconi e della Fininvest. Milano, Garzanti, 1995.

69. Follini M. И tarlo della politica. Milano, Rusconi, 1989.

70. Fucci F. Dizionario del linguaggio giornalistico. Milano, Garzanti, 1987.

71. Gaeta G. Storia del giornalismo. Vol. 1. Milano, Vallardi, 1966.

72. Galante G.A. La stampa periodica italiana dal 1815 al 1847. Torino, 1976.

73. Ginsborg P. Berlusconi. Ambizioni patrimoniali in una democrazia mediatica. Torino, Einaudi, 2003.

74. Gozzini G. Storia del giornalismo. Milano, Bruno Mondadori, 2000.

75. Grasso A. Storia della televisione italiana. Milano, Garzanti, 1992.

76. И pubblico dei media. Firenze, Nuova Italia, 1992.

77. Klajn I. Influssi inglesi nella lingua italiana. Firenze, Olschki, 1972.

78. Lami L. Giornalismo all'italiana. Milano, Edizioni Ares, 1997.

79. Lenzi M. Dizionario di giornalismo. Milano, 1974.

80. Livois R. Histoire de la presse francaise en 2 vol. t. 1. Lausanne, 1965.

81. Mancini P., Wolf M. Mass-media research in Italy: Culture and politics//Europ. J. of communication,-L., Vol. 5. N 2/3.1990.

82. Mannheimer R. Gli italiani e la politica. 2002 2003. Consensi e delusioni. Milano, Bompiani Overlook, 2003.

83. Mazzanti A. L'obiettivita giornalistica : un ideale maltrattato. Napoli, Liguori, 1991.

84. McCarthy P. The crisis of the Italian state: From the origins of the Cold War to the fall of Berlusconi. N.Y., St.Martin's press, 1995.

85. Mc. Luhan М. Н., Fiore Q. War and peace in the Global Village. New York, Mc Craw-Hill, 1968.

86. Menduni E. La piu amata dagli italiani. La televisione tra politica e telecomunicazione. Bologna, II Mulino, 1996.

87. Menduni E. Radiofonia in: L'industria. Milano, Mondadori, 1996.

88. Menduni E., I linguaggi della radio e della televisione, teorie e tecniche. Ban, 2002.

89. Migliorini B. Avvertenza in: Panzini A. Dizionario moderno, nona edizione. Milano, Hoepli, 1950.

90. Monteleone F. Storia della radio e della televisione in Italia. Venezia, Marsilio, 1992.

91. MonteIeone F. Radio pubblica ed emmittenti commerciali dal 1975 al 1993 in: La stampa italiana. Torino, Giapichelli, 1994.

92. Monteleone F. L'emergenza telematica. Venezia, Marsilio Editori, 1996.

93. Montanelli I., Cervi M., L Italia di Berlusconi. Milano, Rizzoli, 1995.

94. Mottana G. II mestiere del giornalista. Milano, Casa Editrice Guido Miano, 1979.

95. Murialdi P. La stampa italiana del regime fascista. Roma, 1976.

96. Murialdi P. II decennio che ha cambiato la mappa dei media italiani in: II linguaggio del giornalismo, a cura di M. Medici e D. Proietti. Milano, Angeli, 1992.

97. Murialdi P. La stampa italiana dalla Liberazione alia crisi di fine secolo. Bari, Laterza, 1995.

98. Murialdi P. Storia del giornalismo italiano. Bologna, il Mulino, 1986.

99. Nencioni G. Verso una lessicografia in: Studies in honour of Roberto Busa S. J. Pisa, Giardini, 1987.

100. Novelli E. Dalla tv di partito al partito della tv. Televisione e politica in Italia 1960-1995. Firenze, La Nuova Italia, 1995.

101. Occhipinti P. Formule e linguaggio per un settimanale familiare. Firenze, 1981.

102. Olmi M. И giornalsmo in Italia. Torino, Nuova Eri, 1991.

103. Ortoleva P. Linguaggi culturali via etere in: Fare gli italiani. Scuola e cultura nell'Italia contemporanea, a cura di S. Soldani e G. Turi. Bologna, II Mulino, 1993.

104. Ortoleva P. La televisione fra due crisi 1974-1993 in: La stampa italiana. Torino, Giapichelli, 1994.

105. Ortoleva P. Mass media: nascita e industrializzazione. Firenze, Giunti, 1995.

106. Ottone P. Intervista sul giornalismo italiano. Bari, Laterza, 1978.

107. PallottaG. Corso di giornalismo. Roma,Napoleone, 1991.

108. Pansa G. L' intrigo. Milano, Sperling & Kupfer, 1990.

109. Pansa G. Carte false. Milano, Rizzoli, 1988.

110. Papuzzi A. Manuale del giornalista. Roma, Donzelli, 1993.

111. Pilati A. La pubblicita dei mezzi di comunicazione in: La stampa italiana. Torino, Giapichelli, 1994.

112. Pilati A. e Pucci E. Televisione a pagamento in: L'industria. Milano, Mondadori, 1996.

113. Popper K. R., Condry J. Cattiva maestra televisione. Milano, Reset, 1996.

114. Pozzato M. P. Pathos, logos e mammozzone. Fenomenologia di G. Funeri in: L'Espresso, 10 marzo 1995.

115. Ravenna L. И giornalismo mazziniano. Note ed appunti. Firenze, LeMonnier, 1939.

116. Richieri G. La tv che conta. Televisione come impresa. Bologna, Baskerville, 1993.

117. Romano S. L' Italia scappata di mano. Cause ed effetti della crisi nazionale. Milano, Tea, 1993.

118. Ruggieri G e Guarino M. Berlusconi: Inchiesta sul signor tv. Milano, Kaos, 1994.

119. Statera G. II volto seduttivo del potere. Berlusconi, I media, il consenso. Roma, 1994.

120. Seisselberg J. Conditions of success and political problems of a "media-mediated personality-party": the case of Forza Italia//West Europ. Politics.- L., 1996.- vol. 19, N 4.

121. Sorrentino G. I percorsi della notizia. Bologna, Baskerville, 1995.

122. Storia del giornalismo italiano. Torino, UTET, 1997.

123. The new Italian Rebublic: From the fall of the Berlin Wall to Berlusconi. L.; N.Y., Routledge, 1996.

124. Tranfaglia N. L'evoluzione dei "mass-media" e le peculiarita del sistema politico nell'Italia repubblicana. // Studi storici. Roma, 1988.

125. Travaglio M. L'odore dei soldi. Roma, Editori Riuniti, 2001.

126. Una storia italiana. Milano, Mondadori, 2001.

127. Vespa B. 1989 2000.Dieci anni che hanno sconvolto Г Italia. Milano, Mondadori, 1999.

128. Vespa B. La grande muraglia. Roma, Rai Eri, 2002.

129. Weil G. Le journal. Origines, evolution, etc. Paris, 1934.

130. Wolf M. Mass media tra bulimia e anoressia in: Stato dell'Italia, a cura di P. Ginsborg. Milano, il Saggiatore, 1994.

131. Zolli P. Come nascono le parole. Milano, Rizzoli, 1989.

132. Периодическая печать на русском и иностранных языках136. За рубежом137. Знамя138. La Repubblica139. La Stampa140. Messaggero141. Roma142. Panorama