автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Смысл жизни как проблема европейской философии

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Грунт, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Смысл жизни как проблема европейской философии'

Текст диссертации на тему "Смысл жизни как проблема европейской философии"

тльский ОРДЙНА ЮТОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ госудестшнаый ШШРСИЖ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО

1а правах рукописи ГРУНТ Едена Викторовна

СШС1 ЖЙЗНМ КАК ПРОШША ЖРШЙСКОЙ ФМОССШИ (историко-философский анализ* Античность - конец XIX века)

09.00.03 - история философии

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора философских наук

зидпум ВАК • "ссчм !:

у ^екую степень ДОКТО'Р^ ¡' Научный консультант

______„ шу-г : Заслуженный деятель науки

'¿¿-ЧсгЛЪИЙК уПрСЗАОНЬ ВАК Г-

Действительный член РАЕН, доктор философских наук» профессор I.В.КОГАН,

Екатеринбург 199?

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕН!-® ..................................... 3 - 14

РЖАВА I. ШВДШОШтаКЙЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15 - 69 ГЛАВА I. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ О СШСЖЕ

й ЦЕЛИ ЖИЗНИ человека ............................ 70 - 98

ГЛАВА ffl* СВДЙЕВЖОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ О

СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА..................... 99-118

ГЛАВА IT. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ШШ В ФИЛОСОФИИ

вшровдения и нового тшшш ш - 223

§ X. Человек живет, чтобы чувствовать ж наслаждаться (гедонистическое направление поиска смысла жизни человека) .............................. 121 - 141

§ 2. Деятельностный подход к анализу смысла

жизни человека................................... 141 - 160

§ 3» Человек живет, чтобы страдать и быть

пассивным ........................................ 160 - 173

§ 4. Представления о смысле и цели жизни человека как служении высшему существу ............. 173-193

§ 5. Представления о смысле и цели жизни человека как служении идее .........................................194 - 223

ГЛАВА 7. АИТРОПОЦЕНТРИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 0

СМЫСЛ! И ЦЕЛИ ЖИЗНИ" ЧЕЛОВЕКА..................... 224 - 283

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................284 - 294

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ......______ 295 -317

— з —

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность теш исследования. В последнее время все больше внимания уделяется проблеме, которая традиционно считалась "вечной". Обращение к этой проблеме философии характерно,® первую очередь, для переходных периодов, когда рушится старый привычный образ жизни, а новый еще не имеет достаточно сил и возможностей для своего господства. Жсли следовать гегелевскому определению философии как эпохи* схваченной мыслью, то понятным становится, почему общественный интерес к проблемам Человека, в том числе, к проблеме смысла ж цели жизни, который возрос и четко определился в последнее время в России, нашел свое отражение и в современной философии»

1 современную переломную эпоху особенно важны проблемы воспитания молодого поколения, важно не допустить, чтобы оно стало -потерянным"* Старая система воспитания разрешена, причем наряду с обветшалыми догмами, отброшено многое из того ценного опыта, который накоплен за предыдущие годы. Для формирования; самостоятельной , самоцельной личности необходимо с юных лет научить ее самой принимать решения по коренным смысложизненным проблемам ее бытия. Однако, как известно, сшсложизненные вопросы в советской философской литературе почти не разрабатывались. Для их углубленного анализа необходимо хотя бы в первичной форме обобщить и систематизировать тот поистине необъятный, материал, который накоплен историей мировой философской мысли от древности до наших дней. В работе предпринята такая попытка, и в этом прежде всего заключается актуальность исследования. Соискатель надеется, что оно в какой-то мере может быть полезным в сложном процессе воспитания молодах граждан России.

Определенная актуальность исследования, во-вторых, связана с внутренней логикой развития философской науки. В российской философской литературе идут дискуссии о предмете философии. Большинство ученых включают в него рефлексию о месте человека в мире и смысле его жизни. Изучение вопроса о смысле жизни связано таким образом с коренными проблемами философской науки.

Кроме того, актуальность этой работы определяется и положением, имеющим место в сфере преподавания философских предметов вообще, и истории философии, в частности. Здесь также наблюдается становление новых структур, новой логики, в которой видное место начинает занимать история западно-европейской "не марксистской" мысли. Смысл жизни человека - одно из тех "белых пятен" в историко-философских исследованиях крупнейших философов Запада, которые необходимо прояснить уже сейчас, иначе многое в этой истории окажется цеясным как для исследователя, преподавателя, так и тем более для студентов. Дело в том, что наряду с поразительной глубиной мысли у большинства анализируемых нами философов, уделявших сравнительно большое внимание сшсложизненной проблематике, сами термины "смысл жизни" или "цель жизни" отсутствуют. Их нередко заменяют положения о "назначении" человека, "выешей конечной цели, "счастье", "благе" и т.д. Эта трудность в систематизации сказывается на невозможности сквозного преподавания, а поэтому наше жеследование оказывается актуальным и полезным в этой сфере.

Наконец, легко убедиться, что в большинстве историко-философских работ отечественных авторов вопрос о смысле жизни в сочинениях того или иного философа либо вообще не упоминается, либо излагается в самой общей форме.

Шн надеемся, что предложенная работа будет способствовать более полному и всестороннему освещению мышления ряда философов Запада* Таким образом, актуальность теш исследования определяется как потребностями современного общества, так ж логикой самой философии»

Степень научной разработанности теш. Проблематика оыаела жизнж не является для нашей философской и этической культура новой* Однако в имеющихся исследованиях один аспект до сих нор остается в тени - преемственная связь постановки и решения проблемы с наиболее типичными ответами на вопрос о смысле жизни в истории философииСказанное, однако, требует существенной оговорки. 1 силу исключительной сложности ж многогранности проблемы смысла и цели жизни человека рассмотреть даже этот аспект в полном объеме в одной работе практически невозможно. Одним из направлений смысложизненной проблематики является исследование этого вопроса в историко-философской мысли Запада от античности до конца XII века. Вместе е тем, в отечественной философско-этичес-кой литературе нет добротного удовлетворительного специального исследования, дающего анализ становления ж развития взглядов на проблему цели и смысла жизни человека в западно-европейской философии.

Обобщающие работы, всесторонне раскрывающие проблему смысла жизни, ее содержание и специфику, в известно! нам отечественной историко-философской литературе отсутствуют. Однако есть большое количество публикаций по проблеме смысла жизни в целом, на которые мы опирались. Эти труды с определенной доле! условности можно разделить на три основные группы: отечественную историко-философскую литературу, дающую философский анализ общих

проблем смысла и цели жизни человека; философские труды, содержащие анализ постановка проблемы смысла жизни человека отдельными мыслителями прошлого; историке-этическую литературу,

Имеющиеся историко-философские и историко-этические работы йД.Зеленковой, В.А.Капранова, О.Я.Стечкина, В.Н.Шердакова и др. в той или иной степени освещают нашу тему ж являются до настоящего времени едияетвеняш пособием для ее историко-философского изучений. Однако у указанных авторов нет обоснования, почему для исследования взяты одни философы и отсутствуют какие-либо упоминания об интересных положениях о смысле жизни у других. Так, в обзорно! работе О.Я.Стечкина "Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике" (1971 г.), практически единственной в отечественной литературе но этой теме, дается анализ взглядов философов Нового времени: Ж.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, но по непонятным причинам, отсутствует взгляды таких мыслите-

т

лей, как А.Шопенгауэр, Ф.Шеллинг, Ф.Шлегель ж др, . В книге 1.1, Зележковой "Проблема смысла жизни. Опыт историко-этического исследования" (Шнек, 1988 г.) дается лишь анализ имманентной и трансцендентной традиций смысла жизни в домарксистской историко-этжче-ской шсли древнего Востока, Запада, России . При этом автором далеко не всегда в хронологической последовательности берутся отдельные философы, которых она относит к этим направлениям. Весь

т

См.: Стечкин О.Я. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971.

2 См.: Зеленкова И.2, Проблема смысла жизни. Опыт историко-этического исследования. Минск, 1988*

исторический обзор занимает у нее всего лишь 70 страниц объема книга. Главный же недостаток упомянутых работ состоит в том, что они представляют собой попытку анализа взглядов отдельных философов. Зри этом остается неясным, какие школы и направления сложились но этому вопросу, из каких парадигм в решении данного вопроса исходили те или иные мыслители, в какой степени мы можем опираться на их выводы* Диссертация и представляет собой попытку рассмотреть эту проблему с определенных методологических позиций, Проблема смысла и цели жизни человека получила сравнительно широкое освещение в отечественной философской литературе в советский период. Характерно, что более или менее интенсивные исследования этой проблемы появились в отечественной философии, лишь начиная с 70-х годов, хотя в русской философии дореволюционного периода эта тема достаточно хорошо освещалась.

Так,-в работах А.Г.Александрова, О.Д.Бермана, В.Т.Ефимова, й.С.Ханипова и др. подчеркивалась определяющая роль научного мировоззрения; выявлялась диалектическая взаимосвязь смысла жизни с деятельностью, поведением, убеждением личности.

С.Ф.Ащеимовым, Л.0#1обелянской, Г.Ф.Косенко, В.ИЛрокофье-вым и др. с позиций теории научного атеизма давалась критика религиозных концепций смысла жизни человека*

В работах Н.А.Костенко, И.М.Рогова и др. была предпринята попытка определить взаимосвязь этической и атеистической сторон исследования этой проблемы.

Исследователи выделяют ряд важных аспектов проблемы смысла жизни. В частности, А.Т.Москаленко, В.Ф.Сержантов, И.Т.Фролов и др» анализируют соотношение биологического, психологического и социального в смысле жизни»

В работах Ж.Н.Когана, Н.Ф.Наумовой, В.Г.Кемировокого, Б.С. Павлова, Л.В.0охаяь и др. имеется определенный опыт конкретно-социологического исследования данной проблемы.

Такие ученые, как Ж.М. Архангельский, АЛД.Гендин, Н.Я.Иванова, В.А.Капранов, К.НЛюбутин, Г*С.Малыгин» И.О.Мартынш, Ю.В, Согомонов, А.Ж.йценк© ж др. обращаются к разработке понятия "цель" и "смысл" жизни»

В философско-этнческой литературе, в работах ©.Ж.Дшюева, Ж.Д.Зеленковой, В.А.Капранова, Г.С.Малыгина, О.Я.Стечкина, В.1. Шилова поставлен вопрос о статусе и функциях этой категории, о ее взаимосвязи с другими близкими по значению категоржяш: "идеал", "назначение", " счастье" и пр.

В трудах уральских ученых Л.Е.Когана "Цель и смысл жизни человека", "Человек и его судьба", В.1.Кемерова "Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл", К.Е.Жюбутин "Человек в философском измерении", Д.В.Пивоварова "О проблеме смысла жизни ж социального прогресса человечества", "Дух, душа ж сшел жизни человека (философия религии)", также в работе грузинского ученого З.М.Какабадзе делается акцент на философско-мировоззренческом содержании смысла жизни и на рассмотрении этой категорий как самореализации и саморазвитии человека.

Последнее десятилетие позволило нам познакомиться с концепциями смысла жизни в трудах русских философов Н.А.Бердяева, 0.1. Булгакова, М.М.Рубинштейна, Э.Радлова, В.С.Соловьева, Е.В.Трубецкого, СД.Франка, Л.М.Шестова» а также трудами современных западных философов: Г.Бурхардта, М.Бубера, Х.Блюмберга, Г.Гуссерля, А.Камю, Ж.И.Сартра, П.Тиллиха, Л.Фарре, З.Фрейда, М.Хайдеггера, М.Шелера, С.Эсдинозы, К.Ясперса ж др.

В диссертации использованы работы по проблемам: "цели" -Т.А.Казакевича, 1,1 »Кондакова, А.Ж.Леонтьева, 1.0. Мартышка, А.1. | Яценко ж др. ? "смысла" - Ж.Дедеза, О.Г.Дробницкого, Ж.Я.Ивановой,/ С.С.Слободянюка и др.; "ценности" - А.Ж.Арнольдова, О.Г.Василенко, В.Виндельбанда, Г.Б.Гречанного, Й.И.Ильина, ГДотце, Г.Рик-керта, Ж.Е.Отоловжча, В.П.Тугаринова, Т.М.Ярошевского и др.

Обще проблемы человека рассматривались в книгах и статьях Ж.А.Абульхановой-Славекой, Г.Бурхардта, С.С.Батенина, О.Г.Дробницкого, Л.А.Зеленова, В.1. Кемерова, М.С.Кагана, Л.Ж.Когана, 1.0« Кона, К.Н.Любутина, АД.Москаленко и др..

Важное значение для настоящей диссертации имеют труда отечественных и зарубежных философов, исследующих творческое наследи© мыслителей но интересующей нас проблеме, начиная с античности, включая философию Нового времени. Работы © философах античности: В.Ф.Аемуса, А.Г.Александрова, 1.В.Васильевой, В.Виндельбанда, Г» Вица, Т.Гомперца, Т.В.Гончаровой, В.Я.Грота, М.Гюйо, А.А.Гуссей-нова, ФД.Кесеиди, Ксенофонта, А.Ф.Лосева, С.Я.Лурье, В.С.Нерсе-сянца, Э.Радлова, А.О.Шакир-Заде ж др. Труды II.Абеляра, М.П.Бас-кина, Ю.Боргоша, М.М.Баткжна, Б.Э.Быховского, В.М.Богуславского, В.Виндельбанда, 1.М.Вейцщана, 1»Терье, А.Х.Горфункеля, К.Каутского, Е.К.Лушшла, Г.Г.Майорова, З.Мильнера, В.Мееровского, И«Г. Осиновского, й.Попова, В.В.Соколова и др. посвящены философам Средневековья и Возрождения. Творчество философов Просвещения и Новог© времени исследуются в работах Н.Авксентьева, Г.#.Александрова, В.Асмуса, Г.Бурхардта, Д.Буссе, М.Бура, Б.М.Бернардинера, Э.К.Ватсона, Дж.Валеева, В.Вандельбанда, В.Волгина, Е.Д.Виноградова, П.Е.Гайденко, А.Б.Гулыгж, Ф.Горохова, Г.Грэхема, А.Дебори-яа, А.М.Каримекого, Лж.Лолера, К.Н.Любутина, В.В.Лазарева, К.Мар-

кса, 1.С.1арекого, Овсянникова, И.Ойзермана, М.М.Рубжнштейна, А.А.Ручки, В.В.Танчера, Е.Н.Трубецкого, 1.tappe, К.Фишера, В.М. Хвостова, Л.Шестова, Н,1.Дашкова, Ф.Энгельса, 1.Элеза и др.

Смысложизненная проблематика, как правило, в советской литературе рассматривалась как монополия этики. Поэтому даже в крупных монографических исследованиях, освещающих взгляды того или иного философа, чаще всего нет даже упоминаний о наличии у него взглядов на интересующую нас проблему. Вот почему, из большого количества исследований, посвященных классикам истории западноевропейской философии, ш могли использовать лишь немногие едини-

Йсточникаш работы являются труды крупнейших мыслителей различных эпох: античности - Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Платона, Эпикура и т.д.; Средневековья - Августина Блаженного, Фомы Аквинского; Возрождения - П.Гассенди, ДжЛокка, М.Монтеня, Т.Гоб-бса и др.; Просвещения - Ф.Вольтера, Ж.А.Гельвеция, Ф.Бэкона, Ж.Ж.Руссо, А.Сен-Симона и др.; Нового времени - Г.Гегеля, I.Канта, #.1йцше, II.Фейербаха, Ф.Шлегеля, Ф.Шеллинга, А.Шопенгауэра, И.Фихте, К.Маркса, Ф.Энгельса.

Дель исследования состоит в целостно! и систематической историко-философской реконструкции развития проблематики смысла и цели жизни человека, представленной трудами крупнейших философов античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени.

Названная цель диссертации предполагает решение следующих исследовательских задач:

I. Рассмотреть историю западно-европейской философии с точки зрения трех, проходящих одновременно и в тесной взаимосвязи друг с другом, процессов: а) развития чувства личности и индивидуальности человека; б) развития свободного выбора человеком

сфер жизнетворчества; в) понимания цели ж смысла жизни человека как сугубо индивидуального выбора и целеполагания личностью своего жизненного пути.

2. Систематизировать всю широту имеющихся концепций смысла жизни человека» на основе этого выявить наиболее представительные исторические линии развития этой проблематики по трем основным парадигмам: "Смысл жизни - в самой жизни человека", "Смысл жизни - вне жизни человека", "Смысл жизни - в самореализации человека".

3. Рассмотреть проблему цели и смысла жизни человека в ее историческом и логическом, горизонтальных и вертикальных срезах.

4. Раскрыть философские основы жизнетворчества человека. Ери этом показать, как из века в век укреплялось и приобретало новое содержание идея самореализации духовных и физических сил человека как смысла человеческой жизни; доказать, что только самореализация личности, связанная е целенаправленным изменением, ведет к ее действительному развитию, в то время, как все другие направления, ориентированные на "поиск" готового смысла жизш, неминуемо ведут к тавтологии ("я есть то, что есть") и не обеспечивают развития.

5* Доказать, что философия, начиная с немецкой классической философии века, как в самом исходном пункте (й.Кант), так и в своем завершении (К.Маркс, #.Ницше) является философской рефлексией, в сущности, одной проблемы - человека и смысла его жизни,

6. Наметить дальнейшие перспективы и направления изучения заявленной темы.

Решая поставленные задачи, мы стремились сосредоточить внимание на новых, дискуссионных или недостаточно подробно освещенных в имеющейся литературе вопросах.

И сторшсо-фило софский характер изучений проблемы обусловил необходимость последовательного проведения во всей работе неразрывного единства исторического