автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Согласованность бытия человека и животных как морально-ценностный ландшафт городской культуры

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Грищенко, Валентина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Согласованность бытия человека и животных как морально-ценностный ландшафт городской культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Грищенко, Валентина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Животный мир и феномен моральности человека

§1.1. Этико-культурные традиции и религиозные учения Западай

Востока об экосистеме «человек - животные».

§1.2. Нравственный мир современного человека и домашние животные.

Глава 2. Проблемы моральной, взаимосвязи человека и животных в современном городском кулъщрпом ландшафте

§ 2.1 .Катентическое отношение человека к животным в системе нравственных норм в условиях города.

§ 2. 2. Управление процессом включения животных в сферу нравственной регуляции в современной городской экосистеме.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Грищенко, Валентина Владимировна

Актуальность исследования. Человеческое существование немыслимо без исследования отношения человека к Земле и природному миру. Возрастающее воздействие индустриализации на природу поставило ряд проблем, обращенных непосредственно к человеку, разработка которых требует социально-биологического подхода.

По мере усиления воздействия человека на природу возрастает и степень общечеловеческой ответственности за нее. В настоящее время эти процессы достигли стадии преобразования их в моральный модус, концентром которого выступает катентическое отношение как к природе в целом, так и ее составляющей - животному миру. Рост общественного интереса к подобному характеру общения с живой природой (растения, животные, птицы) закономерен: человек нуждается не только в конкретных результатах природообразующей деятельности, но одновременно с этим испытывает потребность деятельного созидания окружающей среды, которая включает его в будущее.

Интерес к проблеме усилился. Изменился его характер,., Животные стали составной частью городской среды. Необходимо отметить, что катентическое общение человека с миром природы, хотя и соответствует общественной потребности, однако наталкивается на затруднения, связанные с противоречивостью социального бытия и сознания, как в теоретическом, так и в практическом плане. Перестройка экономики, технологии, науки, быта, иных реалий городской жизни с учетом норм гуманного, гармоничного отношения к природе, процесс сложный, многоступенчатый и противоречивый в своей сути. Он потребует длительного времени. И в этой связи особую актуальность приобретает обсуждаемая проблематика, отработка практических шагов решения вопросов экологического воспитания, без которого немыслимо формирование личности. Сутью ракурса должны стать подлинно катентические, а следовательно, гуманные отношения человека к природе.

Традиционное рассмотрение проблемы, преимущественно сквозь призму - эмоционально-этических оценок хорошего и дурного, добра и зла, не совсем верно. Культурологический акцент проблемы состоит в особенности рассмотрения действительности под знаком ценностных, акциально-деятельностных установок человеческого разума. Именно такой угол зрения, подобная особенность исследования-прогноза связи человека и природы побуждает обсуждать данную проблему в мировоззренческом и гносеолого-методологическом ключе, подводящий к осмыслению ее сущности, форм и перспектив тех фундаментальных сдвигов в социально-практической и культурной ситуации, которые обозначились в развитии современной цивилизации.

Рассмотрение проблемы единства «человек-животное» как морально-ценностного ландшафта культуры, связано прежде всего с тем, что в ходе решения составляющих его вопросов осуществляется духовно-теоретическое самоопределение человека в мире, повышается уровень его самосознания, происходит насыщение его духовного мира высокими моральными ценностями. Это требует профессионально-адекватной теоретизации и концептуальной реконструкции самого явления - объектом какового выступает экологическая опасность. Комплекс экологических проблем, характеризующих современное состояние антропогенного воздействия на среду обитания для теории культуры, играет роль своеобразного симптома. Речь идет о том, что самый способ деятельностно-практического бытия человека в мире, порождающий эти проблемы, а также соответствующие ему формы сознания, приблизились к конечным границам наличных возможностей, перестали (если пользоваться гегелевской конструкцией) быть разумными, а потому действительными. Этот же симптом -свидетельство настоятельной потребности в переходе цивилизации на новую ступень и новые пути развития, достижение которых возможно лишь на совершенно иных принципах отношений человека-деятеля и природы. И именно в этом смысле экологическая проблематика образует модификацию общекультурологической темы «человек-природа», формирует предмет анализа, требующий привлечения средств многочисленных отраслей знания.

Следовательно, переход общественной практики на новую качественную ступень требует переориентации общественного сознания, культурных ценностей, санкционирующих, регулирующих и оправдывающих практическую деятельность человека во всех ее формах. Он творчески преобразует доступную ему природу, создает, по необходимости, новую очеловеченную культурную среду. Он не только включает в нее животных, растения, создает совершенно новые условия их бытования, но и наделяет эту часть природного мира гуманистическим смыслом, не присущим им изначально. Стремление человека расширить границы своего миропонимания, включив в него растительно-животный мир, усложняет и возвышает ценностные позиции личности, формирует новые языки культуры и раздвигает их до планетарных параметров. Человек выстраивает мир города, собственной квартиры как микрокосмос, в котором присутствует все, позволяющее ему ощущать себя единым целым с окружающей природой. Но итог этой деятельности не всегда однозначно позитивен.

Поэтому философско-культурологический подход может дать более глубокое представление о содержании и тех изменениях, которые происходят в структуре морального сознания, в системе нравственных отношений, в механизмах мотивации поведения современного человека, призванного утвердить единое моральное сообщество.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о стремлении человека жить в согласии с природой, о его гуманном отношении к животным в европейской философии и культурологии практически не обсуждался и отдельно не включался в круг научных проблем. В начале XX века А.Швейцер обращал внимание философов на необходимость заниматься рассмотрением нравственных аспектов общения человека с животными. Суждения о нравственных обязательствах людей по отношению к животным, о необходимости гуманных способов регуляции их связей с людьми были по преимуществу случайными. [111]

Между тем вопрос о «правах» животных для европейской культурной традиции не нов. В эпоху средневековья в основе представлений о взаимоотношении людей с животными лежал принцип «равного воздействия» и право животных на жизнь «как творений бога». Такое представление о правах животных существовало в новоевропейской культуре вплоть до XVIII в. И.Кант, частности, исключал животных из сферы моральной регуляции, объясняя долг в отношении к животным косвенным долгом перед другими людьми. [45]

Затем оно было вытеснено в ходе формирования механистической картины мира, согласно которой животное воспринималось не иначе как машина. Эту точку зрения разделяли Р.Декарт и Г.Мальбранш, которые считали, что о жестокости по отношению к животным нет смысла говорить, ибо они не чувствуют боли.[65]

Господство механоморфного восприятия животных нашло свое выражение трудах К. Маркса, который указывал на связь новых представлений о животных со сменой способа материального производства.

Поводом для первых попыток рассмотрения катентических проблем, встающих перед человеком в ситуации общения с животными, послужило возникновение в XIX в. обществ, предупреждающих и пресекающих жестокое обращение с ними (Англия, 1824 г. Р. Мартин, Т. Эрскин; Санкт-Петербург, 1865 г. JI. Толстой). Они распространяли сведения по зоологии, способствовали росту интереса к положению животных в обществе. Что' же касается теоретических аспектов проблемы катентического, по своему характеру общения с животными, то вклад представителей движения в их защиту был очень скромным.

Дальнейшее развитие мировой научной мысли ослабило позиции механицизма и разрушило представление о животном как о нечувствительной машине. К концу XIX в. были предприняты попытки теоретически обосновать позиции по защите прав животных. Английский ученый и общественный деятель Г.Солт высказал мысль относительно защиты животных. Ее смысл заключался в идее закрепления в законодательной практике борьбы с жестокостью по отношению к животным, что и являлось косвенным признанием прав животных как домашних, так и всех остальных. [43]

Тесное переплетение катентических и моральных мотивов отношения к животным с соображениями прямой или косвенной полезности преобладают и сегодня. Так, отечественный биолог A.M. Гиляров, зарубежные ученые С.Кларк, П.Сингер, М.Фокс, Т.Риган и другие утверждают, что основной этический вопрос в отношении животных - жить в согласии с ними - должен ставиться в один ряд с простыми нормами нравственности. [121]

В русле рассматриваемой проблемы представляется целесообразным остановиться на сущности этологического подхода. Европейские специалисты, называвшие себя «этологами», занимались главным образом изучением инстинктивного поведения животных в естественной. Американская школа «психологов» акцентирует внимание на поведении животных в контролируемых лабораторных условиях. В учениях Ч. Дарвина, Ч. Уайтмена, Л.Долло, О.Хейнрот в Западной Европе и Северной Америке и В.А.Вагнера в России обозначился зоологический подход в изучении поведения животных. Создание этологии как самостоятельной зоологической науки - это в первую очередь заслуга К.Лоренца, работавшего в содружестве с Н.Тинбергом. [43]

В России исследования этологов до середины 60-х годов XX были практически неизвестны. В отечественной физиологии безраздельно господствовали ортодоксальные последователи условно рефлекторной теории И.П.Павлова, и лишь отдельные работы В.А.Вагнера, А.Н.Промтова, Л.В.Крушинского по своим целям и методам соответствовали классической этологии. [43]

Большую роль в популяризации достижении этологии в нашей стране сыграли А.С.Слоним, К.Э. Фабри, а в 70-е годы XX в. к ним присоединился Е.Н. Панов. Первые работы по этологии, как новой науки, появились в 30-е годы, а уже в 1952 г. была опубликована книга К.Лоренца "Кольцо царя Соломона" как одна из лучших научно-популярных книг о поведении животных.

В 60-70-х годы XX в. интерес исследователей был сосредоточен в основном на поисках исторических предпосылок экологического кризиса, его истоков и культурных детерминант, а уже в последние десятилетия внимание ученых сконцентрировано, главным образом, на определении ценностного статуса как природы в целом, так и ее части - животного мира, и в частности, на установлении оснований и пределов согласительных, а следовательно, нравственных обязательств людей по отношению к животным. Поэтому публикация книг С. Кларка «Моральный статус животных» [121] и П.Сингера «Освобождение животных: новая этика общения с животными» [140], работ Т.Ригана, Райдгера, Дж.Бенсона и других, посвященных анализу возможностей включения животных в сферу нравственной регуляции в обществе, послужила началом возникновения споров о «правах» животных.

Между тем, изучение этой проблематики в ракурсе катентичности существования «человек-животные» в морально-ценностных позициях в городской культурной среде до настоящего времени не исследовалось в целостном виде, что и послужило поводом для проведения нашего исследования.

Цель исследования заключается в установлении общих закономерностей и принципов сбалансированного взаимодействия «человек-животное», разработки общей теории, основанной на определении основ и границ нравственных обязательств людей к животным в городской среде.

Задачи исследования проистекают из поставленной цели и заключаются в:

• изучении этико-философского и культурологического наследия о связи катентических (согласительных) и нравственно-этических аспектов общения человека с животными;

• постановке проблемы совершенствования экологической этики как научной дисциплины, задающей систему ценностных представлений и этических принципов в отношениях согласия человека с природой;

• исследовании личностных трансформаций в нравственном механизме взаимоотношений человека и животных, направленных на воспитание экологического гуманизма.

• выявлении путей преодоления дисбаланса в состоянии системы «человек - животные» в городской культурной среде;

• определении допустимых границ и норм регулирования катентического поведения человека в отношении городского культурного ландшафта.

Объектом исследования являются система отношений «человек-животные» в городской культурной среде.

Предметом исследования выступают аксиологические и деонтологические элементы культуры, духовно-нравственное состояние личности в сложившейся системе отношений «человек-животные» в городской культурной среде.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют сложившиеся концепции этико-культурологической традиции, раскрывающие аксиологические и деонтологические стороны катентического отношения человека к природе и развитие на этой базе интеллектуального и нравственного потенциала человека, как субъекта культуры и как биосоциального существа. Основой исследования стали положения, разработанные Ш.Монтескье, Я.Кондерсе, Ж.Руссо, И.Гердером, рассматривающими историю человечества как независимый от бога закономерный процесс, а человека как физическое существо, являющееся частью природы. В то же время природа не ограничивает возможности человека в самосовершенствовании. (Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936, с.240). В связи с этим особое значение в понимании человека приобретает его нравственная культура как практическая философия. Были предприняты попытки раскрыть смысл бытия человека сквозь призму его нравственного сознания. В работах Б.Спинозы, И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха человек рассматривается как главная ценность мироздания. Важнейшим фактором единения человека с обществом становятся нравственные требования, устанавливающие нормы взаимоотношений между индивидами, и положившие начало формированию духовно-нравственных ценностей культуры.

В свете современных научных открытий взаимосвязь природы и человека приобретает особый смысл. «Победы» человека над природой породили серьезную экологическую проблему во всем мире. Одними из первых, кто остро поставил этот вопрос в конце 60-х начале 70-х годов XX в. были А.Печчеи, Д.Медоуз. Но еще раньше вопросы о взаимоотношениях человека и природы были поставлены Пьером Тейяр-де Шарденом и В.И.Вернадским. Основной этический принцип «благоговения перед жизнью» был сформулирован А.Швейцером. Этот принцип, открытый в недрах этики и культуры, оказывается с естественно-исторической точки зрения принципом природным, универсальным. Он и экологически идеален. Этносфера -это более высокая, чем ноосфера, стадия развития биосферы Земли. В условиях этносферы именно этика становится абсолютной, универсальной силой, высшим регулятором всей физической и духовной деятельности человека и человечества.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в:

• выявлении творческого и адаптивного потенциала теоретического наследия в аспекте воссоздания социокультурных оснований коэволюции социума и среды обитания в современной экологической ситуации;

• обосновании необходимости рассмотрения катентических связей в городской культурной среде системы «человек-животные» в культурологическом и философско-социологическом аспектах через категории «ценность», «моральная ценность»;

• характеристике вариантов форм катентичности и акатентичности в нравственных действиях человека в его отношениях с животными в ситуациях: когда человек выступает как самоформирующаяся катентическая субстанция; а также человек как хозяин и друг животного.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в:

• обосновании необходимости выявления сущности и причин трансформации катентических связей и отношений между человеком и природой в условия городской культурной среды;

• анализе ценностных установок культуры в аспекте их гомеостатических возможностей, сохраняющих общую систему функционирования. Определении возможностей их преломления через раскрытие традиций, обычаев, иных культурных особенностей современного общества;

• осуществлении сближения гносеологического и аксиологического подходов в становлении единого, целостного восприятия мира, где человек и животное выступает как единое целое в условиях согласованного бытия;

• обосновании необходимости отказа от крайних точек зрения антропоцентризма и биоцентризма, позволяющих преодолеть полярные позиции в системе «человек - животные» в городском культурном ландшафте.

Практическая значимость заключается в выявлении динамики правового законодательства в отношении к природоохранной деятельности; в возможности использования выводов диссертации при знакомстве любителей природы и владельцев домашних животных с законодательным обеспечением равновесия общества и природного окружения; в определении правовых доминант экологической направленности в существующих позициях историко-культурного опыта человечества; в возможности использования материалов и выводов исследования при чтении ряда специальных курсов культурологического цикла и в практике экологического воспитания.

Положения, выносимые на защиту:

• Выделение коэволюционных аспектов духовно-нравственного мира в качестве доминанты личностной культуры человека позволяет рассматривать его не только как биосоциальное существо, но и как нравственную личность, обладающую определенным набором нравственных ценностей, а потому способную осуществлять регулятивную и оценочную функцию в обществе. Наличие собственной моральной ответственности подвигает его к необходимости-стремлению жизни в согласии с природой вообще, и в городской культурной среде, в частности.

• Существование в системе «человек - животные» предполагает совершение морального выбора. Последний предъявляет повышенные требования к нравственной эрудиции человека. В силу этого создается необходимость формирования социокультурологических знаний всех уровней, обеспечивающих выбор максимально эффективных средств при установлении контактов человека с животными в природной и социальной средах.

• Катентические отношения возможны при создании научно обоснованных технологий, основанных на: а) синергетическом подходе, вариативном мышлении, плодотворной интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания в качестве равноправных, равноценных способов постижения мира отдельным человеком и обществом в целом; б) выработке комплекса закрепляющих воспитательных приемов, учитывающих возможности организаций, учреждений, сообществ и движений любителей живой природы, осуществляющих познавательную и практическую деятельность; в) разработке общей системы средств культуры в эколого-образовательном процессе, которая позволяет осуществлять согласованное бытие человека и животных в условиях городской культурной среды.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию на межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях: «Державинские чтения», Тамбов, 1999-2003; «Интеграция экологической, хозяйственной и социальной политики», Тамбов, 1999;

Танцевальный фольклор: проблемы сохранения», Тамбов, 2000; «Культура и образование на рубеже тысячелетий», Тамбов, 2000. «Интеллектуальный потенциал культурологи» Тамбов, 2003, были опубликованы в научных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Согласованность бытия человека и животных как морально-ценностный ландшафт городской культуры"

Результаты исследования позволили выявить значительные упущения в организации работы по воспитанию и обеспечению соответствующими знаниями владельцев животных. Более половины опрошенных нами владельцев домашних животных предоставлены сами себе. Исследование ориентационно-оценочной, мотивационной сфер связи человека и животных (среди владельцев), позволило придти к выводу - человеком движет любовь и сострадание к своему животному, ибо оно способно "излечить от недуга", "спасает от одиночества", наконец, самому человеку обязательно необходимо заботиться о животных как о "созданиях божьих", так как это "святой долг". Ориентация на последнее способствует, по нашему мнению, наиболее успешному развитию деонтологических элементов этики хозяина животного, так как аккумулирует усилия индивида в направлении согласования его личного интереса с требованиями природы и общества. То есть наличие более или менее устойчивого понимания человеком этой взаимосвязи как нравственного долга, определяет либо позитивную, либо негативную, либо различные варианты индифферентного отношения к домашним животным.

Анализ современного состояния проблемы формирования катентического отношения человека к домашним животным позволил нам выявить особенности, характерные для данного процесса в условиях современного города: нет законодательных документов, регулирующих существование животных в городе; отсутствие системной индивидуальной и коллективной работы с любителями животных; функциональная неграмотность граждан и владельцев животных; оставляет желать лучшего система ветеринарного обслуживания и лечения животных; в современной урбосистеме отсутствуют места для выгула животных и площадки для занятий с ними; недостаточно активна деятельность зоозащитных организаций, клубов и объединений по данному направлению.

Все это в совокупности послужило основой для постановки и обоснования проблемы, связанной с необходимостью разработки эффективных методик и программ, направленных на совершенствование этико-экологического образования и воспитания горожан. По нашему мнению, подобные программы должны строиться по следующим направлениям: систематическое проведение информационно-образовательной работы с населением города через СМИ по проблемам, связанным с содержанием животных в условиях города; использование наглядно-эмоциональных и дискуссионных методов подачи материала; популяризация специальных изданий о животных (газеты, журналы, научная и художественная литература); издание и распространение буклетов по ответственному отношению к городским животным и культуре их содержания; создание Центров изучения взаимоотношений человека и животных, в работе которых сочетались бы как традиционные, так и новые формы занятий с любителями животных.

Работа по специально разработанным тестам, методикам и программам позволит определить существование нравственных механизмов и их трансформацию в системе "человек - домашнее животное" от симпатии к тому или иному из них, до осознания того, что забота о животном - это долг каждого человека. То есть, будет иметь место движение в сторону повышения социально-ценностных мотивов в отношениях человека к живой природе.

Таким образом, решение проблемы согласованности бытия человека и животных как морально-ценностного ландшафта городской культуры - процесс сложный, многомерный, динамичный, в ходе которого все же возможно развитие и закрепление катентического отношения человека с макро- и микромиром. Ведь лишь повсеместный переход к подлинному, творческому созиданию может избавить человечество от экологической катастрофы антропогенного характера и сделает ее невозможной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях человечество все больше начинает осознавать свою органическую связь с живой природой, стремясь сохранить себя и ее от уничтожения.

К сожалению, частью жизни современного общества остается насилие: это разрешение межгосударственных конфликтов через войны, преступная деятельность уголовных и террористических элементов общества и многое другое. Казалось бы, все эти проблемы не связаны с отношением человека к животным. Но это не так: жестокость к животным - отражение низкого нравственного уровня общества, неразвитой способности к сопереживанию, отсутствие альтруизма у членов общества.

Греческий философ и ученый Пифагор убеждал, что тому, кто спокойно убивает животное, нетрудно убить и человека. Другие мыслители были еще более прямолинейными и указывали, что жестокость в отношении к животным ведет к войнам (Платон, Плутарх, Овидий, Будда, Леонардо да Винчи, Гассенди, Вольтер, Руссо, Гюго, Л.Н. Толстой). Представляется, что отношение к животным не причина жестокости человечества, а показатель, индикатор этического уровня общества. И если сейчас все большее число людей озабочено страданиями и гибелью животных, причиной которых оказывается человек, это признак роста нравственного уровня общества.

Вопрос существования людей и животных в городе очень непростой. Для одних - городские животные источники беспокойства и страхов, для других - они обожаемые существа, согревающие своей любовью и преданностью хозяев. Как правило, домашние питомцы появляются у нас не просто так - правильный выбор домашнего животного может изменить судьбу хозяина. Как заявляют ученые Калифорнийского университета, нет таких животных, которые бы воспитывали в человеке отрицательные качества, но новые приятные черточки он обязательно приобретет.

Сегодня идет становление гуманно-ориентированного общества, базирующегося на общечеловеческих целях и ценностях. Поэтому ставятся новые задачи осмысления положения человека в макро- и микромире, осознания их катентических связей и отношении, перспектив развития сложностей, проблем. Катентическое отношение является воплощением самосознания и духовности, которые прежде всего утверждаются в форме моральности человека и этики.

Катентический подход поднимает вопросы личной и коллективной ответственности перед природным окружением, утверждением новых форм нравственных связей в области взаимодействия человека и животных и адекватного правового обеспечения этих отношений.

Важнейшей частью системы "человек - природа" является организация катентических связей человека и домашних животных в условиях городской социокультурной среды, представляющей собой совокупность индивидуальных потребностей, интересов, этико-экологических и правовых знаний, а также нравственных качеств личности, позволяющих решать в новой экосистеме данные задачи.

Нравственная культура личности выступает основным средством проявления сущностных сил человека для решения проблем взаимоотношения человека и домашних животных со средой обитания. Именно наличие высокой нравственной культуры не может не сказаться положительно на содержании быта горожан, особенностях их жизнедеятельности, методах и средствах организации городской инфраструктуры.

Вместе с тем, нельзя не заметить, как остро противоборствуют старое и новое (живучесть консервативных стереотипов, традиций, привычек, рецидивы технократического подхода, формализм), когда механизм торможения еще полностью не демонтирован и не заменен механизмом ускорения. Следовательно, и формирование катентического отношения человека к миру природы не освобождено от недостатков, оно требует обновления. Изучение взаимосвязи человека и домашних животных как катентического процесса позволяет рассматривать его как систему, куда входит: особенности социокультурной среды современного городского жителя; программные требования к человеку, регламентирующие его поведение; личностные и, прежде всего, нравственные качества индивида; специфические особенности системы этико-экологического образования и воспитания; ее содержание и ее основные направления.

Речь идет об обновлении процессов этико-экологического образования и воспитания, обеспечения тесных связей теории и практики, слова и дела, содержания и формы.

Значительное место в формировании катентического отношения человека к окружающей природной среде и домашним животным занимает традиционная система общественного образования и воспитания. Анализируя состояние существующей системы образования и воспитания (средняя школа, специальные средние и высшие учебные заведения) в диссертации подчеркивается их особая роль. Собранный практический материал свидетельствует о значительных реальных возможностях данной системы.

Результаты диссертационного исследования, однако, показали, что до сих пор в своих практических действиях система образования и воспитания опирается на нормативные представления и образовательные стандарты, которые продолжают рисовать линейную, плоскостную, но никак не объемную картину становления человека, то есть действуют в рамках старой (традиционной) парадигмы развития образования. Вполне понятно: нужны новые социально-педагогические идеи, подходы, новые формы, методы, средства, технологические приемы обучения и воспитания, новые варианты отношений в системе "учитель - ученик", "преподаватель -студент". Учащийся в современной системе среднего и высшего образования должен стать не просто потребителем этико-экологических знаний и норм, а их созидателем.

Эмпирический материал свидетельствует о том, что существующая система этико-экологического образования и воспитания, как правило, не рассматривает организацию этой работы как самостоятельное направление, что ведет к снижению авторитета соответствующих учреждений.

Наш опыт работы с региональной, городской системой образования показал, что в их деятельности определяющим должны быть: обеспечение организаторов этого процесса необходимыми знаниями, умениями, методиками в области этико-экологического воспитания (курсы, семинары). Второе направление должно быть связано с реформированием взглядов, ломкой своеобразного психологического стереотипа на организацию этико-экологического образования как на нечто само собой разумеющееся на всех уровнях (семья, учебные заведения, государственные учреждения и общественные организации). В познавательной сфере значительным должно стать обращение к эмоциональной сфере развивающейся личности, не только к нравственному, но и к эстетическому, творческому началу.

 

Список научной литературыГрищенко, Валентина Владимировна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Августин Аврелий. Отраде Божием: В 4т.- М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Ставропитиального монастыря, 1994.Т.1.400 е.; Т.3.288 е.; Т.4.416 с.

2. Аврелий Марк. Наедине с собой: Размышления. Ростов-на-Дону: Феникс,1991.С.20.

3. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1993. 191 с.

4. Акимушкин И. Человек и природа. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1984.С. 30.

5. Альберт Швейцер великий гуманист XX века. М.:-Наука, 1970. С. 87.

6. Александровский Г. Есть ли интеллект у братьев наших меньших? //Наука и жизнь.-1999.-№6.-С.48-51.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека. М.: -Наука, 1977. С. 6-7.

8. Анатомия мудрости. 106 философов. Жизнь, судьба, учение. В 2 т. Т.1, Симферополь, 1995, 382 с.

9. Аристотель. Метафизика //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1975.

10. Ю.Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. С. 30.

11. П.Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники:- Ежегодник 1984-1985, М.:- Наука, 1986, С. 124.

12. Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники)//Вопросы философии. 1989. № 2.-С.159.

13. Бекетов А.Н. Питание человека в его настоящем и будущем. Спб, 1879. С. 5.

14. Бергсон А. Два источника морали и религии: Пер.с фр. М.: Канон, 1994. 384 с.

15. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: Терра, 1991.2, 902 с.

16. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.- М.: Политиздат, 1990. 413 с.

17. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: Издательство "Жизнь с Богом", 1973. 26, 2357 с.

18. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности //Советская педагогика. 1990, № 5. С. 77-80.

19. Болыпой путеводитель по Библии: Пер. с нем.- М.: Республика, 1993. 320 с.

20. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М.: Агропромиздат, 1987. С. 3-20.

21. Бубер М. Я и Ты //Два образа веры. -М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. С. 24-121.

22. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения.- М.: Республика, 1994. С. 249-250.

23. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 261 с.

24. Выготский JI.C. Исторический смысл психологического кризиса.// Собр. соч. в 6 т.-М.:-Наука, 1982. С. 291.

25. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. С. 30.

26. Гершун В.И. Беседы о домашних животных. М.: Колос, 1992. -206 с.

27. Гиляров А. Человек и животные: этика отношений.// Паука и жизнь.- 1976,- № 12.- С. 133, 139.

28. Гирусов JI.B. Система "общество- природа" //Проблемы социальной экологии. М.: Изд. МГУ, 1976. С. 30-50.

29. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. М.: Рольф, 2001. С. 15.

30. Гусев В. Животные у нас дома: Справ, пособие.- М.: Экология, 1992. -366 с.

31. Гржимек Б. Животные рядом с нами/ Пер. с нем.Ю.А.Зеленова.-М.: Прогресс, 1984. -255 с.

32. Гржимек Б. Экологически очерки о Природе и человеке. М.: Наука, 1988. С. 40-50.

33. Гумбольдт А. Картины природы. М.: Географгиз, 1959. С. 21.

34. Гусейнов А. А. Этика ненасилия .//В опросы философии. -1992.-№3.-С. 72.

35. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философиию М.: Молодая гвардия, 1989. 320 с.

36. Декарт Р. Рассуждение о методе. Сочинения: В 2 т. T.l. М.: Мысль, 1989. С. 30.

37. Дорст Ж. До того, как умрет природа. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1977. С.30-40.

38. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Знание, 1983. С. 36-38, 115-116.

39. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Мысль, 1991. 300 с.

40. Ерофеев Б.Е. Экологическое право в России. В 2-х т. М., 1995.

41. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.:-Политиздат, 1990. 288 с.

42. Запад и Восток: Традиции и современность. М.: Общество "Знание" Российской Федерации, 1993. 240 с.

43. Игнатовская Н.Б. Отношения к животным как проблема нравственности// Этическая мысль. Научно- публицистические чтения. Политическая литература, 1998. С.233.

44. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т.6. С. 351.

45. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т.4., ч.1. с.384-385.

46. Когай Е.А. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития // Социально-политический журнал. № 6, 1998. С. 85.

47. Конт О. Курс позитивной философии. Спб., 1912. Вып.4. С. 19.

48. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Ак.Наук СССР, 1953. С.137-148.

49. Кропоткин П.А. Этика. М.: Наука, 1991, С. 32.

50. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.:Политиздат, 1988. 286 с.

51. Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1975. 455 с.

52. Кон И.С. Психология доброго поступка// Этическая мысль. М.: Политиздат, 1988. С. 58.

53. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Учпедгиз, 1936. С. 53.

54. Кубланов М.М. Возникновение христианства: Эпоха. Идеи. Искания. М.: Наука, 1974. 216 с.

55. Культурология XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. 703 с.

56. Ламетри Ж. Человек-машина // Ламетри Ж. Сочинения. М.: Мысль, 1983. С. 56.

57. Ли А. Я смотрю в глаза Марса.// Кот и пес.-1999.-№11, 12.-С.12.

58. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Слово, 1988. С. 150-152.

59. Лоренц К. Год серого гуся. М.: Наука, 1984, С.183.

60. Лоренц К. Человек находит друга. М.: Наука, 1992. С.74.

61. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества.// Вопросы философии.-1992.-№3.-С.45.

62. Лоренц К. Агрессия. М.: Мысль, 1994. С.30-143.

63. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М.: Мир, 1980. С.40.

64. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. С.75.

65. Маркс К., Энгельс Ф. Перенесение стоимости машин на продукт.// Соч.-2-е изд. М.: Политиздат, 1960.-Т.23.-С.398-406.

66. Мифологический словарь: Книга для учителя /М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. М.: Просвещение, 1985. 176 с.

67. Медкова И.Л., Павлова Т.Н. Брамбург Б.В. Все о вегетарианстве. М.: Экономика, 1993. 300 с.

68. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы //Вопросы философии.-1995.-№1.-С.10.

69. Непомнящий Н. 200 кошачьих "почему?". М.: Вагриус, 1995. С.6-20.

70. Непомнящий Н. Кошки. М.: Колос, 1994. С. 10-47.

71. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: к генеалогии морали. -Минск.- 1992. С. 10-40.

72. Ньюком Т. Исследование согласия. //Социология сегодня. Пер. с англ. М., 1965, С. 304-305.73.0дум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975. С. 3-30.

73. Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры// Новый мир.- 1996,.-№9.- С. 180.

74. Парк Р., Берджес Э. Введение в социологию. Чикаго, 1925, С.163.

75. Петров В.В. Экологическое право России. М.: Мысль, 1993. С. 27.

76. Плаксина Н.П. Нравственные отношения и нравственные потребности.// Философские науки, 1972,- № 5.- С.152.

77. Померанц Г. Витражей много, но свет один. Духовные изменения экологического развития // Знание - сила, 1994.- № 3.- С. 111.

78. Пригожин П., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Наука, 1986. С.386.

79. Павловский А.И. Популярный библейский словарь: Книга для чтения.-М.: Панорама, 1994. 464 с.

80. Поздняков Э.А. Философия культуры. М.: Интурреклама, 1999. 574 с.

81. Прайор К. Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей. М.: Селена, 1995. С. 11-95.

82. Пигалев А.И. Культурология. Учебник. Изд. Волгоградского университета, 1988. С. 49.

83. Рамада Ф. Прикладная экология. JL: Гидрометиздат, 1981. С. 545.

84. Реймерс Н. Теоремы экологии.// Наука и жизнь.- 1992.-№10.-С.130.

85. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология. XX век. Антология.-М.-1995. С.69-71, 73-75.

86. Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Экономика, 1979. С.80.

87. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. Тамбов, 2002. С.30-40.

88. Роулс Дж. Теория справедливости. Пер. с англ. В.В.Целищева. Новосибирск, 1995, С.23.

89. Рукероль Ж.В. Книга о собаках.-М.: Колос, 1992. -300 с.

90. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М.: Политиздат, 1988. 336 с.

91. Сосновский И.П. Живые музеи. Изд. Знание, М., 1981. С. 9-18.

92. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ.М.: Политиздат,1989. 573 с.

93. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Пер. с фр. М.: Наука, 1987. С. 149.

94. Тинберген Н. Поведение животных. М.:Мир, 1985. С.36.

95. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Наука, 1993. С. 37.

96. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.736 с.

97. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М.: Прогресс, 1980. С. 20-30.

98. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: в 3 т. М.: Правда, 1990. Т.1. С. 272-273.

99. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда,