автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Сокровенный мир человека и его творческая самореализация в искусстве

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Мочалова, Надежда Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Сокровенный мир человека и его творческая самореализация в искусстве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сокровенный мир человека и его творческая самореализация в искусстве"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСОСР ПО ЛЕММ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО'ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УНИВЕРСИТЕТ км. А.М.ГОРЬКОГО•

На правах рукописи • УДК 7.067

ШЧАЛОЕА Надеада Юрьевна.

СОКРОВЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ИСКУССТВЕ

Специальность 09.00,04. - эстетика

А в.? орофэрат.

диссертации на сопскшшз учоной степени кандидата фтософскпх наук

Свордленсзс - Г990

Работа шдолнена б Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. А.М.Горького на кафедр о эстетики, этики, истории и теории культуры философского факультета.

Научный руководитель

Официальные оппоненты

доктор философских наук, профессор А.Ф.Еромеев

доктор философских наук, профессор Н.Л .Аринпна

• кандидат философских наук, доцент Г.И.Солодовников

Ведущее учреждение - Новосибирская государственная

консерватория им. М.И.Глинки (кЕфедра общественных наук)

Защита состоится " 13 " ноября 1990 г. в "15 " часов на заседании специализированного совета К 063.78.05. по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете ел. A.M. Горького (620083, г. Свердловск, К-83, цр. Ленина, 51, кош.248),,

С диссертацией моено ознакомиться в библиотеке Уральского государственного университета им, А.М.Горькогб.

Автореферат разослан " 12 " октября 1990 г.

Ученый секретарь специалиаированного

совета, кандидат философских наук, доцент .'

Лй^-^Э.П.Овчинникова

ОЕШ ХЛРАКТЕРКСТт РАБОТ!

Актуальность тем; ..г.сслодочття, Объект явшй ход о б да о г зонного развития подвел тоорот:<;чос;су:о фг-досо^скуп №сль к необходимости болое полного и конкретного изучоп;к глд:п:;дугигы.гсго урогкя человеческого бития. Успеп.ость рсадизаци/: ка:/,очсннкх соцкадъшх программ по обновлении напего обцоства и хода дорсстролхи, б коночном счете, зависит от деятельности коккрсщ/ого чедовекд. Совладение общих и жпжх интересов, ноквислшэ ¡гидж'-дуальной заинтересованности в реализации со:иа лью г/, программ становится од'им хз насущных требований времени. Регврш рааиаужя обдества в значительной стопени определяются духов:п:м пото!щиалэ:л разЕйтня отдельного человека, :к5о дейсг-жте.жоа богатство общества заключается е богатстве творческих ;агдшку;уадъностел составляющих его людей.

В связи с этим особую а\ дуальность прг.обротаот пробная битая -гадкг.здуалыюстл, порогдао::ого ею сокрова^кого млра как духовного потенциала саморазвития, самотворчоствз, саморэаллзацли чэловоха. Для решения ото": задачи тооре?1г-:ески и методологически вакко исследовать человека ко только как субъекта целенаправленного ка вдагший мир, но и как уникальное экзистоицкалшоо существо, обладающее глубкншм внутренним духовш?.* (со;сровэ;:ним) ккром, который наиболее адекватно отражает судност.'ше человеческие тачоства, его гадлввдуалпзтаованнне особенности. Изначально односторонняя оказываются любые концопцак человеческого бития, вгаорхрухлцга "сокровенное мкрооткотапга" (Апйтви) человека, кововторй,;о-ук;ткал>-нке духовшо структуры, сводящие батпа к Функцкошгротзатноо в качестве одиищы природного и социального целого.

Сокровенный глир есть семопорождае;.:ая слстзма, раэвпкающаяся за счет разрепшггя ьнутрэнних противоречий личности, сбусловлок-ных системой потребное юй, водящих к ое цошгоотксму обновлении к самосозиданпю. При формировании сокрс-ш.теого кгра особое зиачонао приобретает ценностное откесэнлэ, определяло о как взаимодействие мэаду ВН62ПГИ.: - духовней и ого частью ~ сокровашшм ¡.-.дрогл, так г структуру самого сокровенного мира. Кз всей гам.ы ынроотнодениЛ иядпвадуалькости ствуктуршмд ксгямноктшя: ое сокровенного гжра становятся только то, коториэ обладает яонкретшш личностным зву-. чанием, значимостью для индивидуального пареаквения я осшслеккя бнтия, Зависимость от эмоцпоналшо-пэроиигательной сферы л обус-

ловленность губкой наличной системой потребностей предопределяют оытие сокровенного мира как процессуальное, проблемное, вариативное. Сокровенный мир есть одновременно процесс и результат формирования иерархии ценностей данной индивидуальности.

Занность изучения сокровенного мира в социальном и индивидуальном плана трудно переоценить. Именно этот уровень духовного мира определяет структуру и направленность шроотноиения человека в целом, а, следовательно, к самодеятельные функциональные проявления л его творческую природу. В самом деле, возможности человека в :озЕианяк нового обусловлены наряду с общественными потребностями к усговиямя их удовлотворенин также и внутренними мотивами его индивидуальной самореализации, ценностным контекстом его духовного само-творчества на уровне сокровенного мира. Решение этих проблем требует рассмотреть бытие человека в его многоуровневом качественном своеобразии, что неизбежно приводит к исследованию структура духовного мира, а далее - к анализу "вкут-ренного" плана творчества как ценностной перестройки и реализации сокровенного мира человека.

Освещение общих закономерностей творческого процесса, либо выявление специфики отдельных его форм будет оставаться внешним без обращения к сущностным ценностным новообразованиям" самой индивидуальности творпайленно ценностный подход к духовному миру' человэка позволяет сбяарукить - подчеркнем еще раз,его качественно определенный уровень - сокровенный щр. Многогранность и поли-^ункцкональность сокровенного-мира, представленного как ыирочело-веческая реальность, предполагает свое бытие как проблемно-творческое. Тёккм образом, общефилософский анализ творчества требует дальнейшего углубленного исследования, связанного с ценностным подходом к сокровенному миру. Резервы этого подхода заключаются в рассмотрении диалектической связи ценностной природа сокровенного мира, его противоречивой структуры с творческими ценностны- ■ мл новообразованиями, шявлявдей внутренний механизм процесса творчества.

Исследование проблемы в указанном аспекте имеет не только теср'тическоэ, но и практическое значение. Ценностные творческие иэшненпя сокровенного мира индивидуальности могут способствовать установлений гармоничной связи между обществом и «го отдельными •■членами, что приводит к усилению творческого начала как отдельно- 4 -

Го человека, так и к оптимальному развития обцэства в цолом. Это позволяет представить сокровенный мир - духов:шй потенциал отдельного человека - уровнем стратегического двигателя .. резерва общества.

Состояние разработанности ггооблдигч. Исследование сокровенного мира чолозека, пониьвгчоа как углубленное содержательнее изучение человеческого бытия, с необходимостью требует обращения к наиболее общим проблеем, в русле которых оно и монет быть обозначено. Исследованию диалектики человеческого существования посвящены ус алия физиологов, психологов, философов, искусствоведов, педагогов (К.А.Альбухакова-Славская, Б.Г.Ананьев, Н.П. Дубинин, О.Г.Дробшщкии, Е.А.Кликов, З.М.Какабадзе, К.С.Хон, Л.Н. Коган, О.Н.Крутова, П.2.Кряжев, Г.С.БаткцвЕ, А.Н.Леонтьев, M.K.Í&-кардашвили, А.Г.'Лгсливченко, А.В.Петровски, И.И.Раэзицкий, С.Л. Рубинштейн, Г.Л„Смирнов, ЗЛО "Ъловьоз, И.Т.Фролов, Т.Н.

Яроэзвскик и др.), В этих работах анализируется шогоуроЕНовость человеческого существовании, качественные стороны которого фиксируются понятиям:; "индивид", "личность", "индивидуальность". Несмотря на традиционную актуальность проблемы, толкавдуэ к ое постоянному исследованию, ее вез ко нельзя считать разрешенной, Зачастую исследования различных уровней социального бктия человека, подробное описание отличительных черт какого из них, оказывается описатблыши и произвольным. Это объясняется том, что уровни чело- ■ веческого бытия исследуется но самостоятельно, а, как правило, в качестве аспекта какой-либо более обцей задачи.

Для решения обозначенной нами проблемы обращение к понятиям "личность" и "индивидуальность", отраказдик разные измерения социальной суцностк человека и его природных особенностей, необходимо с цольн обнаружения субъекта сокровенного мара. Последний представлен в работе формой самоопределения именно индивидуальности, внракащей самобытность конкретного индивида. Личностный (типологический) уровень человеческого бытия нэ обнаруживает наличия: сокровенною мира.

Доказательство этого положения требует анализа социальной и психологической структур личности. Наиболее нолю я гжогостороннэ "сгрукгур1{ость"со1шального бытия исследуется в работах Л.П.Буо-вой, А.Б.Добровича, И.С .Кона, В.И Лебедева, Яж.ГАалтона 1йгера, Д.". Ск.шсона, Г.Л.Смирнова, В.А.Ядова. Психологическая структура лгкг

- 5 - ' '

ности раскрыт в трудах Б .Г .Ананьева, F .Бориса, Б.В.Зойгариик, А.Н.Леонтьева, К.Гшаяе, К.К.Платонова, Е.Т.Соколовой, Н.И.Рейн-вальда, И.Я.Чэсноковой, З.ЗроЯда, К.Г.Юнта. Рассмотрение.социальной и психологической структур личности, независимо от конкретно-научного подхода (соцаологсгееохого, соцкально-пскхологлчаского, индгаивдалько-психологичесхого, культурологического и др.), доказывает фиксирование ими сугубой нормативности, ткпологичности человеческого существования, исключая, к сожалению, возможность об-нарунения сокровенного мира как уникально-индивидуального образования.

Содериателыюму исследованию сокровенного мира должно предшествовать рассмотрение внутреннего мира человека, уровнем которого он является. Внутренний мир представлен нерасторжимым единством соцгалыго-исторического, конкретно-исторического и индивидуального в человеке. Социология, социальная психология, психология (обадя к индивидуальная) в зависимости от целей анализа рас-сматргеяют только один из указанных аспектов внутреннего мира, в результате чего ок предстает либо как систеьа социальных ролей, диспозицка, ценностных ориеятаций, либо только как мир психики человека. Обособление указанных аспектов-не позволяет рассмотреть внутренний мир в ого целостности. В работах А.Г.Спиркша, К.К.Пла-тоноьа, В.Ф.РябоЕа излишне рационализируется внутренний ьщ? человека ; ого структура сводится либо к структуре индивидуального сознания, либо целиком исследуется з райках общественного сознания.

Подобный редукционистский подход к человеку не способствует выявлении богатства его внутреннего мира, тотального целостного оамобктия. Содержание внутреннего мира человека рассматривается различно (= "мир человека", "субъективная объективность", "интимный мир", "душевный ыир")» 3 психология существует историческая традиция, которой продергиваются и современные ученые, рассматривать внутренний мир как душевный, психический (Я.Н.Дорогова, O.A. Кривцун, В.Ф.Рябов, Б.Ф.Сафронов, Е.Б.Шевцов, А.ИЛценко и др.). Внутренний мир предстает либо познавательной схемой, либо мотива-ционным феноменом, в основе которого лежат потребности и влечения, либо продуктом межличностной коммуникации.

■ Дзено назрела необходимость исследовать внутренний мир как духовный, что позволяет сконцентрировать внимание на целостной активности человеческой психики в ее социокультурной направленно' "."'.,•- 6 - .

сти. Ряд ф дло с да о к их концепций представляют духовный тар как кон— структ, соединяхщип воедино процессы самопознания и спмороалиэа-цяи (и.?.В:ашвс::и1;, ДЛ.Дубровсккй, 13.П."/планов, Л.Н.Котн, Л.В, Скворцов, З.З.Соколов,, Е.В.Чсрносвктов и др.). Крогло указанных концепций ннгоресш: к перспективны исследования в русле фклософ-ско-эстетического подхода к духовному миру, отстаивающие сущность последнего в процессах самоактуалкзации, саг,»творчества (Н.Л.Арп-кша, М.М.Бахтин, Ю.Б.Бороз, Л.Ф.Еромеов, Е.З.Волкова, Л.А.Закс, Л.А.Зеленов, З.УиКолоскишн, В.Л.Малахов, Ф.Т.Мартынов, В.В.Селиванов, В.А.Панпуркк, Т.А.Рукова, Г.^.Солодовников и др.). Исследование активного деятельностиого "я-в-собе" (Гегель) начала позволяет выйти на раскрытие внутреннего моханизма творчества.

Изучение творческой активности зачастую ведется автономно от фундаментальных исследовании бит/л человока в мкро. При этом в совокупности многие работ обнаруживается смысловая необходимость изучен/л универсальной твсл {еской самореализации человека. И здесь необходим« разные подходи к проблеме (Е.А.Баслн, Ю.Б.Боров, Л.С.Быготсккп, Л.В.Гулыга, 1,5.С.Каган, Л.К.Лук, С.X.Раппопорт,А.Н. Столович, Э.В.Соколоз и др.).

Существует большое количество работ по вопросам отдельных форм творчества, в основном, научного и художественного. Проблема художественного творчества анализируются в эстетической литературе (В.С.Еиблер, Э.В.Буркакян, Ю.Д.Воробъэв, Е.С.Громов, М.С. Глазчан, Б.С.ыойлах, М.Е.Марков, А.Катез, Д.Ы.Овсянико-.уликовс-ккй, В.В.Селиванов, М.Б.Храпченко и др.). Особою значимость для исследования имеют работы, предпринимающие сравнптельный анализ диалектики творческой деятельности в искусстве и науке, что позволяет обнаружить возможности художественного и научного творчества в целостно?л воплощении человеческого мироотноиюния (В.П.Пеанов, В.П.йкпенко, Н.И.Киящонко, М.К.Шмардашвшш, Л.А.Сморн, П.Мигунов и др.).

Большш эвристически!.! потенциалом обладают работы по исследованию творчества через систему мкрочоловечееккх отно эний (М.М. Бахтин, Н.Л.Бердяев, И.В.Ватин, В.А.!йлахов и др.), что позволяет продета лить его как взттосганошвнпе мира и человека. Своеобразным продолжением указанного аспекта творчества может служить анализ само-творчества на уровне сокрове!. .ого мира человека черее разрошениз диалектических оппозиций даыого п долиного, наличного

•и творчески-полагаемого, идеального и реального, ценности: и объ- • активной действительности, вне системы значений. Именно на основе такой диалектической взаимосвязи возможно выявление внутреннего механизма творческой деятельности, который действует через разрешение проблемной противоречивости сокровенного мира как творческого потенциала человека. Творческая самореализация сокровенного мира как ядра духовного мира индивидуальности (Е.Л.Горбачева) рассматривается в работе в сфере художественной деятельности, творческий характер которой многократно доказан. Для выявления уникальных возмотшостей искусства в воплощении, передаче, увековечивании сокровенного мира большое значение имели работы, обосновывающие их глубокую событийность (М.М.Бахтин, А.Ф .Еремеев, Д.С.Ли этев, Вяч.Бс.Иванов, Л.О.Мочалов), а также сукдения о творчестве в искусстве самих художников.

С учетом всего шшэсказанного формировалась основная пробле-штика данной работы.

Целью диссертационной -работы является исследование феномена сокровенного мира как духовного потенциала ценностных индивидуальных и общественных новообразовании и их самореализации. В таком аспекте сокровенный мир шравает ценность смысловой перспективы человеческого существования. Указанная цель предполагает • ра зрешение следующих задач: . '

- обнаружить бытие сокровенного мира в духовном мире человека, исследуя многоуровневость его существования;

- обосновать необходимость ценностного подхода к исследованию сокровенного мира; '

- исследовать диалектику структурных измерений сокровенного мира, его представленность в форме динамического процесса, эмоционально-ценностного состояния, творческого потенциала и самоконцепции;

' - проанализировать творчество как форму ценностной перестройки сокровенного мира, его самореализации;

- обозначить типологию модусов сокровенного мира в рамках "открытого" и "закрытого" мироотнотений в зависимости от потенциальных возможностей для самореализации;

- представить художественное творчество как динамический аспект, со-бытия человека и мира;

- ' - обосновать уникальность искусства в формировании и творча-?

ской перестройка ценностной сущности сокровенного мира человек.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют принципы историзма, восхождения от абстрактного к конкретному; вдел об определяющей роли общественного бытия по отношению х общественному сознанию, об относительно;! самостоятельности общественного сознания, марксистское положение о тождественности в принципе родовой и индивидуальной жизни человека, разработанные в трудах К."аркса, '¡'.Энгельса, В.И.Лонина. Б работе ат;тор опирался на исследования советских п зарубоккых философов, социологов, психологов и искусствоведов.

Научная новизна дкссертаииу; заключается в постановке проблемы сокровенного мира как сущностной характеристики человека как мкрочелоЕвческого творческого Феномена, способного к адекватной самореализации.

Данный подаод позволил прийти к следующим результатам исследования. т-нноспмнм на зпдпт у:

- рассмотрение индивидуального уровня быт)"л человека как особого проявления родовой кизил позволяет точное оценить саму сущность чоловока. Кщшидуальность конкретно представляот абст-рактну}э сущность человека гак способность и необходимость быть самим собой в рамках социальной жизнедеятельности. Содержание сокровенного мира, проявляющееся на уровне особенного, шражает общее в его реальном единичном воплощении: сокровешшй мир является формой реализации именно индивидуальности;

- ценностный подход к анализу сокровенного мира позволяет охарактеризовать ого гак многогранную полирункциональную самопо-роздаемую систему, развивающуюся за-счет творческого разрешения внутренних противоречив, обусловленных совокупностью потребностей, ведущих к ое ценностному обновлению и самосозиданкю;

- содерпанио цоннсстного подхода раскрывается через анализ самотворчества. "Внешняя" деятельность индивидуальности подготав-лиЕаатся п определяется "внутренними" основаниями и резервами -творческими ценностными новациями сокровенного мира; н^ основе рассмотрения диалектической связи ценностной природы сокровенно- , го мира и ого проблемно-противоречивой структуры возмогло выявление внутреннего механизма творчест: з;

- на основе анализа "открытого" и "г крытого" мироотношвний индивидуальности предложена их вг.риат1ш:;ая представленность в

Еиде вогклокккх модусов сокровенного мкра. В зависимости от всз-{логлосгэ'л дая самотворчестяа шдоленн "латентный", "стряглисти-ческя;:"," "ко!йоргжстскк2", "адаптивный" я "гармоничный" модусы^ Процессуалькость, текучесть, "творчэскость", незавершенность сокровенного мира в контакте с Енеинж киром и другими сторонами внутреннего мире "раа.ытаот" границы своей модальности; предложенная т типология сокровенного ¡.жра берется в схекытячнок варианте, ориентированном лишь на предельные варианты апзкенного бытия для того, чтобы определить главные особенности явления, не бер>г. его во взем богатстве коккротного бытия, что кокет явиться самостоятельной задачек исследования;

- уникальность искусства в творческой самореализации сокровенного мира определяется укорененностью феномена искусства в ■ сувдюстнкх основаниях человеческого Сит га: художественное творчество человек раскрывается через его' со-бытие е искусстве; сопоставление деятельности худоаш<а л деятельности восяринишвдэ-го произведение искусства, обнаружение их сопряженности позволяет доказать подлинно творческий характер этих процессов - самости-мулкруемоо свободное ценностное обновление сокровенного мира как созгдаыцего произведение искусства (художника), так и воспринимающего 01-о (публики); •

- созидание .произведений искусства и приобщение к нагл'дает • возможность адекватной самореализации сокровенного кирз человека и его развития, что позволяет осмыслить роль искусства в становлении и раскрытии человеческой индивидуальности.

Результата исследования имеют и прикладное, практическое значение. Содержащийся в работе материал кокет быть использован в преподавании философии, эстетики, теории культуры, педагогикл, в лекционной работе.

Апробация ваботы. Теоретические положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры Уральского университета. Основные идеи и вывода работе излагались автором на региональных научно-практических когйерекцкях (Кемерово, 1986; Свердловск, 1987), на X Бах-тикских чтен:шс (Саранск, 1989).

.Структура и обге?л работа. Диссертация состоит из введения,

двух глав, заключения и библиографии. Работа изложена на__

страницах, список литературы содержит_наименований.

КРАТКОЕ содеганкБ РАБОТЫ

Во пррдеюгк обосновывается актуальность теш исследования, определяется степень ее разрэботанн зти, формушгругатся цели :<: задачи работи, опрзделяичис ее логическую структуру; дается характеристика теоретической и методологической основа исследования, определяется его научная новизна.

3 первой главе "'Соквояенш" мко ^ядивкдуальпости - ду~ хо-пного миго" раскрывается место и роль объекта исследования в рамках духовного мира человс з, характеризуется ого проблсглио-лротиворечшия структура и ценностная природа.

§ I. "Сскроввггнкй ?*::гр как здост.а .самоопределения мпптгиузх'т-чоста" посвящен обнаружению носителя (субстрата) сокровенного мира 'к опнсгкио эмоцЕокально-цанкостного подхода, который к позволяет выделить объект исследования в рамках духовного мирз.

Марксистское учение о сущности человека есть одновременно учение о человеческой 1Шд:гвидуальности, что исключает всякио антиномии индивида и рода. Человек в качество индивидуальности есть' автономное, суверенное, самобытное существо в рамках социального цолого. Человек на уровне индивидуальности, при всей своей социальной обусловленности, в то яе время - само-становяшаяся, саморазвивающаяся система, Брянциднальлая незавершенность, ггроцессу-альносгь индивидуального бытия подкрепляется невозможность» полной самореализации всех сущностных сил индивидуальности в тех или инюс конкретных ситуациях, незозмогностью "тут-и-теперь" реализовать себя. Противоречивость возникновения, бытия и реализации человеческой сущности на уровне индивидуальности закономерно порождает противоречиво развивающийся сокровенный тар.

Ценностный критерий выделения сокровенного мира из рамок духовного мира предполагает особый уровень юс взаимодействия. От- _ носительно неустойчивая, вариативная система потребностей приводит сокрогенный мир индивидуальности в состояние наиболее ценностно значимого напряжения, осуществляющего перевод кг&ормацлй из духовного мира в сферу его особой части - сокровенного мира, из- . меняя тем самым уровень ее бытия, степень значимости для шднеи-. дуального переживания, осмысления.

Ценностное содертакие духовного мира, представленного как инвариант ыироотношений человека, образуется двумя составляоти-ми. Это значение и смысл (А.11 .Леонтьев). Следует разливать соз- '

- II -

Наваемое объективное значение и значение для субъекта (= личностный смысл)о В отличие от значений личностный смысл не имеет своего "надиндивидуального" существования, его основанием является жизнедеятельность конкретного человека.

Личностный смысл выражает не только уровень бытия ценностного отношения, но и механизм взаимосвязи социально-значимых и индивидуализированных ценностей, принятие совокупного человеческого опыта на уровень сокровенного мира индивидуальности. Система личностных смыслов не существует в духовном мире изолированно, она надстраивается над более глубинной системой внутренней мотивации, охватывающей потребности, влечения, интересы, побуадения, аффекты и эмоции (что у Л.С.Выгодского обозначено как "самый утаенный план сознания"). Функционирование этих двух систом опосредовано ценностным отношением, "пристрастным" соотнесением с сокровенными потребностями, состояниями, переживаниями. Сокровенный мир постоянно возникает, обнаруживается, проявляется посредством ценностных отношений.

Отношение сокровенного мира как процесса и результата саморефлексии по отношению к своему духовному миру приобретает новый аспект - эмоционально-цешюстный. Сокровенный мир ость та часть духовного мира, которая себя ценностно осваивает, перетгвает, осмысляет, проектирует. Еытие сокровенного мира уникально автономно от внешней социокультурной действительности, пространственно-временных перспектив, наличной шкалы ценностей, дако когда их осваивает, Согласно ценностному подходу, сокровенный мир предстает как процесс и результат образования уникальной скстеш ценностей данной индивидуальности, выстраиваидейся в результате самоотношения.

Устойчивость, постоянство, тождественность, идентичность ■ на уровне индивидуальности фиксируется понятием "самость". В индивидуальном самостном бытии осуществляется и самонроявление человека, и выражаются общественные отношения, посредством которых .развивается и реализуется индивидуальность человека. Самость -мотивациошшй феномен, основу которого составляют потребности, • влечения, побудительно-эмоциональные составляющие, определяющие • ' обнци фон[кизнеприятия человека, переживание юл своего бытия в мире, 'имеющие своим основанием устойчивые характерные особенное' ти человека. Существуя как ■ ■еиовторимо уникалшое сочетание пси- 12 -

хофизиологичесюгс, социальных и индивидуальных характеристик самость образует побудитольноо организующее начало индивидуальности в создании сокровенного мира.

Шогоаспоктность, полифункщгсяг льность сокровенного мира позволяют представить его как определенное состояние, воспроизводящее целостность непосредственного бытия человеческого духа. В перспективе деятельностной реализации сокровенный мир выступает как духовный потенциал индивидуальности, где он существ;, .эт в виде самоконцепции: здесь сокровенный мир приобретает относительную самодостаточность, независимость в рамках духовного мира.

Описанию сокровенного мира, представленного как процесс.состояние, потенциал развития посвящен § 2 "Диалектика структурных измерений сокровенного мира индивидуальности".

Ценностно-смысловое содержание духовного мира человека как инвариант его мироотношения складывается из уровней: мироощущения, мироперекквакик, миропонимания, миропредставления, миродро-ектирования. Сокровенный мир как уровень духовного мира характеризует наиболее интимную, ценностно-значимую форму проявления последнего, "концентрируя" его содержание на глубинных внутренних потребностях индивидуальности.

Сокровонный мир формируется через самоотношение, преломлен-• ное в отношении к миру. В этом заключена исконная социальность бытия сокровенного мира; через феномен "другого" сокровегашй мир обретает форму развитого само-ощущения, само-переживания, самопознания, само-представления, само-проектирования. Таким образом происходит взаимообмен, взашообогащение, взаимодействие сокровен--ной, индивидуально значимой информации и социально значимой информации духовного мира. ' ..

Все уровни бытия сокровенного мира существуют в принципе системно, в синхронной динамике и взаимосвязи. Переход с одного уровня на другой,доминирующее положение какого-нибудь из них определяется как направленностью мироотношения индивидуальности, его активностью, так и типом мироотношения - "открытым" или "закрытым". Исходя из того, что потребности каждой индивидуальности самоорганизуют структуру ее сокровенного мира, правомерно представить ' структуру сокровенного мира как перспективную схему само-развития индивидуальности.

Рассмотрение сокровошгого мира как состояния, характеризуй- ■ '

- 13 - Ч

¿¡ого целостность его экзистекциалы" то битая через динамику ого , индзшидуалышх потребностей, позволяет еще с одной стороны подойти к характеристике сокровенного мира как особенного уровня духовного мира, в котором сконцентрированы основные особенности человека. Уникально неповторимая композиция и внутренняя иерархия индивидуальных потребностей определяют структуру мироотноиокпй зтой'индивидуальности, а, следовательно, ее духовный (и сокровенный) мир.

Реальная жизнедеятельность, многообразие отношений человека с миром не всегда соответствуют индивидуальным потребностям. Существующая дисгармония "внешнего" по отношению к духовному миру с необходимостью требует компенсации во внутренней гармони - гармонизации сокровенного мира. Иредстзвленшй как процесс само-ксн-цептуализации сокровенный мир определяет интерпретацию опыта духовной жизни, выступает источником ожидания, потенциалом будущего, способствует впутренной согласованности духовного мира, вые- . тупая механизмом его самозащиты, самоподдорканкя, самооправдания. Существенными фактора» внутренней согласованности, устраняющими диссонанс сокровенного мира, являются "защитные" механизмы уровней самоперекивания, самопознания, самопредставления - рационалк-зацкя, фильтрация, самоорганизующееся пророчество (вид опережающего отражения).

Представленность сокровенного мира как самококцепции позволяет зафиксировать его относительную определенность, независимость и самодостаточность. Ощущения, чувства, .шелк, вкусы но растворяются в духовном мире, а остаются достоянием его определенного уровня - сокровенного мира, удовлетворяя потребность каждой индивидуальности так же и в реализация своей самости, в сако-корреляцш, автономии.

Структура сокровенного мира кеяет быть рассмотрена не только через сястед^у потребностей, но и через систему взавмопротиво-речащих отношений, раскрывающих механизм развития хандого из уровней сокровенного мира. Сокровенный мир в данном контексте предстает нерасторжимым единством: осознаваемого - неосознаваемого, 'чувственного - рационального (рефлексивного - арефлекезв-'ного,, социально-нормативного и индивидуального, действительного _л возможного, статического и динамического (актуального - диспо-аициокальнсго), наличного и творчески-полагаамого.

Характеристика сокровенного мира как духовного потенциала , индивидуальности, складывающегося из системы указанных диалектических оппозиций, позволяет представить сокровенный мир как ценностную интенции духовного пира, или точнее, совокупность потенциальных общественных отношений. В данном контексте сокровенный мир есть "теоретическая конструкция", инт еллектуальшй потенциал которой оказывается особо значим по отношению к жизненному потенциалу.

Содержание сокровенного мира формирует как "внешнюю" активность, так и "внутренний" строй самоощущения,- самопорекивания, самопознания, самопроектирования. Указанный ряд характеристик сокровенного мтоа позволяет обнаружить его и как мног )гоаккый, го-ля'буикцконалышй. и как однородный. качественно определенный уг-о-вень духовного мира, представленный кяк органично-палое. сакогаз-ригакицееся. автономное образование - ядро духовного мппа. На предельной возникающей глубине духовного мира усвоенные ценности наиболее полно и подлинно выраяают именно эту, а не иную индивидуальность.

Сокровенный мир, существуя как мирочеловеческач реальность, определяет свое бытие как проблемно-творческое. Для ого воплощения используются форма и продуктыобщественного созншия, среди ко-, ■торых искусство с его способностью наиболее адекватюго раскрытия духовных особенностей человека, вызывает доминантны Л интерес. Выявлению диалектотеской связи мегду противоречивой структурой сокровенного мира, его ценностной природой и творческой самореализацией в структуре мирочеловеческих отношений посвящена вторая глава диссертации - "Искусство как самореализация сокровенного мирд . индивидуальности".

В § I "Творческая природа сокровенного мира игдивидуальнос-ти" анализируются тенденции самореализации, определяющие возможности, изменения цегагостной природы сокровенного мира, разренения ■ его проблемности и содержательные способы самореализации.

Рассмотрение творчества в системе мирочеловеческих отношений -позволяет представить его и как процесс изменения мира человеком,, и как внутреннее изменение духовного мира лвэдей. Указанная перс- . пективная связь сторон (мир - человек) позволяет рассматривать ", творческое развитие сокровенного мира как творческое преобразо-». ваниэ системы мирочеловеческих отношений.

Доказательство универсальных возможностей именно творчества в изменении ценностной структуры сокровенного мира кндивидуалгао-стк проводится б работе в сравнении с другими вариантами внутрон-. него преобразования сокровенного мира - "схизис", юродство, описанными в научной и художественной литературе. Оба эти случая означают отчуждение шщивицуалъностг от ее сокровенного мира, иллюзорное разрешение реальных противоречий.

Самотворчество сокровенного мира, его ценностные новации име-зст своим основанием "открытое", "разомкнутое" мироотношение. Всякое яе "закинутое", изолированное гяфоотнояение, л-тенное ко. .'акта с иной системой ценностей, порождает квазитворчество. В зависимости от потенциалг-ых возможностей для саыотворчества обозначаются модусы бытия сокровенного мира в рамках "открытого" и "закрытого" шроотяошэяий. Замкнутое мироотношение, цродставленное в работе "латентным" и "страглистическиы"; "конформистски:«" модусами, лишенное имманентных источников развития, неизбежно предписывает человеку конечный предел, сшсл, ценность. Напротив, человеческое творчество в рамках открытого мироотношенин предстает не как субъективное пересоздание, удвоение бытия (упоминавшиеся уже феномены "схкзиса", юродства), а как естественное самораскрытие последнего, его дополнение, углубление, инткмкзация.

Подлинное творчество предполагает неокончательность функциональных, смысловых, ценностных пределов; вне этой бесконечной пер-спектиш творчество утрачивает свою продуктивность. Исходя из открытого вхождения в мир, особую ценностную значимость для человека приобретают доверие и глубинная оочеловочность бытию, что придает особую онтологическую ценность феномену сокровенного мира как потенциальному источнику еще не сбываются сшслов, поступков, ценностей. ¡Этим объясняется устойчивость существования сокровенного мира человека» представленного "адаптивным" и "гармоничным" модусгми.

Открытый творческий тип мироотношения находит свое выражение в диалогизме, общении как сущностных характеристиках человеч^ско-• го бытия. Потребность в понимании себя "друхим" - это потребность к в самопознании, самоозцущении через сопереживание, сочувствие, • что, в конечном счете, есть шракение потребностей в сакошраке-нии, самореализации и самоутверждении себя в другом. Коммуникативность, дшлогячносгь духовного (кчтт сокровенного мира определи-

ется ого бидоминантной структурой, преодоление которой вы ра га ют . потребности з эмоциональных перояиваяиях, самопознании, самовыражении, самореализации. В результате общения человек насыщает собственную индивидуальность новым опытом отношений, косыми смыслами, ценностями. Подлинное общение косит творчоекпй характер, исключающий функционирование в рамках замкнутой изолированной систс-ш ценностей. Поэтому процесс общения - процесс развития, формирования, обновления каждого из его участников, обладающего бесконечным вглубь себя бытием.

В работе анализируется процесс творческих цзннсстнех открытки в художественной творческой деятельности. Художественная потребность - потребность з универсальном сродстве сохранения, передачи общественно-необходимой жизнедеятельности (А.Ф .Бреиоев), в воплощении целостного человеческого мироотнощения чэроз конкретный аизненный материал.

Общественная потребность в передаче и развитии необходимой жизнедеятельности на уровне отдельного худошика-творца или воспринимающего его творение предстает потребностью в развитии, са- ' мореализации и обогащении собственной кизнедеятельнэсти. Худокес-твенное самовыражение становится как средством и способом осуществления худокественной деятельности, так средством 1 способом ■творческого изменения сокровенного игра самого худе шика и читате-лей^ зрителей, слушателей. Это процесс единого художественного сотворения себя или человеческое самовыражение в хздокественной деятельности.

Факт сходства художественного восприятия п са^овыра-англ в жизнвтворчесгве обращает к анализу возможностей да'-; свободного ценностного выбора среди предлагаемых альтернатив лри восприятии • художественной концепции и при индивидуальном проектировании сокровенного мира. Доказывая, что сеоо'одй индивидуальности по отношению, к'цели и результату творчества сокровенного мира как самоконцепции ограничена моментами ретроспективной направленности, диссертант выдвигает в качества альторлатэты ценностную художественную модель, лишенную ограничений в езободном контакте-выборе. При художественной коммуникации индивидуальность воспринимающего .. "находит" в художоственной модели "свое-иное", что приводит к переосмыслению наличной системы ценностей за счет скрытых возможностей самообновления и воздействия поступившей »йормацкх-.

Открытый, со-бытийшй тип человеческого контакта с действительностью предопределяет способ теоретического рассмотрения художественного творчества как динамический аспект со-бытия, соучастия, обеспечкзавдий целостную штзненну» вовлеченность. Доказательству уникальности художественного творчества в самораскрытии сокровенного мира посвящен § ? "Искусство как универсальное средство .саморвализацил сокровенного мипа индивидуальности".

Творческий потшал художественной деятельности определяется особым характером художественного творчества. Искусство создает "вторую" целостную универсальную мкрочеловечесгта реально гь, номинально обладающую теми не характеристиками, что и кивая тро-чолсвеческая реальность (осознаваемое - неосознаваемое, статическое - динамическое, актуальное - диспозициокальное, наличное -творчески-пола^ емое). Искусство развивает не какую-то одну сторону человеческого отношения к действительности, а все отношение в его целостности и универсальности. Б силу сказанного исследование специфики реализации сокровенното мира в художественной деятельности является универсальным средством постижения богатства сокровенного мира как такового.

Возможность целостного воплощения человека искусством связана с целостностью воссоздания человеческого ыироотноиюния в нем, Толысо искусство способно целостно осваивать мироотнопенческий потенциал культуры, осмысленно воссоздатать, ценностно перегавать выдвигаемые ев яизнешше ильтернатиш. Искусство создает открытую модель шроотношенЕЯ, даег человеку возможность обнаружить себя в предлокенной системе мпроотношния, узнать себя в "другом".

Причем искусство моьет превратить "внешш" информация худо-нественного произведения во "внутреннее" достояние сокровенного ифа воспринимавшего только при обязательном совпадении (координации) параметров еокрованпого мира воспринимающего и художественного произведения.'йшгиобразпе уровней сокровенного мира вос-принлмагацаго в контакте с системой координат художественного мк-роотношения моеэт достигнуть такой глубины со-бытийгости, что, воплощаясь в уровнях худоаестьшшого содержания, становится формой бытия в;¡утреннего мира художественного произведения. Искусство й.к худокаслэднноэ шгроогношание в силу ого со-бытия и со--гелоЕйчностн имеет изоморфную человеческому мироотношенкзз структуру; через сашиспытаниэ своего сокровенного мдра в искусстве

со-бытие человека становится со-бытием.

Указанная со-бытийность, со-человечность субъективной и художественной реальностей достигается благодаря закону художественного уподобления (А.Ф.Времоов), перенесения (М.Е.Шрков). Аспекты этого взаимодействия.рассматриваются в работе. Доказательство роли искусства как незаменимого средства влияния юз сокровенный мир индивидуальности требует выяснения' возможности и необходимости указанного взаимодействия.

Наличие сокровенного мира создает парадоксальную ситуацию бытия: этот мир "при себе и для себя" может стать "при себе и вне себя" (эффект вненаходямостп" .У.М.Бахтин). Это позюляэг человеку действовать универсально, надэмпирически, моделируя в принципе любые келаеше варианты жизнедеятельности. Бытие художественной информации как духовно-ценностного потенциала позволяет говорить о ее диспозициональности. И именно диспозициональность ¡судозкест-венной информации - как предрасполокенность ценностных свойств к своей актуализации и реализации - позволяет характоризо:зать искусство в качество "открытой модели". Для реализации ме:санизма художественного уподобления при общении с произволе нием искусства необходимо совпадение коренных потребностей, интересов, идеалов, передаваемых искусством и имеющихся у воспринимающего. В про-, •цессе уподобления происходит духошо-цешостяая акт уализация сокровенного мира воспринимающего, собственная достро:Ка открытых моделей данного произведения искусства, соотносимо:тъ ценностей, перевод их на уровень сокровенного мира. Таким образом, благодаря изначальной открытости сокровенного мира и бытио искусства гак открытой модели возможно их полное взаимодействие.

В свою очередь необходимость обозначенного взаимодействия определяется, прежде 'всего, потребностью в максю.ельной полноте человеческого тшзнепроявления. Искусство' в данном контексте расширяет граница чоловечосного бытия, интенсифицирует мироотнощениэ, обеспечивает выход за пределы наличной данности. Психологическая' потребность в искусстве дополняется необходимость!) в соотнесении • ценностей сокровенного мира и абсолютных ценностей бытия, ибо че-. ловок всегда нуждается в эмоционально-чувственной поддержке, а подчас и оправданности своей жизнедеятельности. Удовлетворив эту. потребнбсть человека способно только искусство, позволяющее каждому человеку посредством уподобления проиграть, разрешать своа.-л

сбои противоречия, соизмерить духовные ценности своего бытия с ценностями героев художественного произведения. Общественно- значимые мысли и чувства, несомые искусством в сокровенный мир индивидуальности, придают ему глубину и прочность связи с подлинными потребностями общества, осуществляя таи самым его социальное обогащение,- гармонизируя сущес.вованиэ человека. Общество ¡¡ш, развиваясь посредством искусств?, увековечивает в ном свой сокро-е8нный мир.

Рассмотрев проблему в целом мы отдаем себе отчет, что дальнейшее погружение в нее требует дифференциации кат* по социально-групповым признакам, так и по временным (различные эпохи), культурологическим, видоым (например, формы (продукты) общественного сознания). 1&1 стремились учитывать сложную систему этих взаимосвязей и взаикопереходов,

В заключении диссертации подводятся итоги исследования сокровенного мира человека как его сущностной характеристики, определяются некоторые аспекты проблемы, требующие дальнейшей разработки.

Основные положения диссертации изложены в следтддих публикациях;

1. ШиаоБа Н.Ю. Мировоззроиле как активный компонент сознания //Сб. науч. тр. молодых,ученых Леши, р—¡;а г.Кемерово. - Кемерово, 1985. - С.3-5.

2. Шишова Н.Ю, Особенности формирования сокровенного мира человека средствами искусства //Цути повышения качественной подготовки специалистов для промышленности Сибири к Дальнего Востока в условиях научно-технического прогресса. - Кемерово,1986.- С.51-53,

3. Шишова Н.Ю, Духошость в структуре человеческого фактора /Дйрксксктско-ленинская концепция человека и научно-технический прогресс. - Свердловск,1487. - С.118-120.

4. Шишова Н.Ю, Ценностная содоржатолыгость Духовного само-твзрчвзтва //Эстетика*М.М.Еахтиш\ и современность. - Саранск, 1989, - С,41—43.

Подписано к печати 90. Объем 1,0 уч.-изд. л. Тираж 100 гкз. Заказ &SS7. Бесплатно. ■ Урал ун-т, 620083, Свердловск, К-СЗ, др.Ленина, 51

. Типолз ¿оратория УрГУ. 620083, Свердловск, К-83, пр Ленина, 51.