автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Соотношение идеалов светской и духовной власти в русской культуре

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Ветюгов, Константин Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Соотношение идеалов светской и духовной власти в русской культуре'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ветюгов, Константин Валерьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОКИ II СМЫСЛ СВЕТСКОЙ II ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ.

1.1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛАСТИ.

1.2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ II СМЫСЛ ПОНЯТИЙ "СВЕТСКАЯ" II "ДУХОВНАЯ" ВЛАСТЬ Г. КОНТЕКСТЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

1.3. СООТНОШЕНИЕ ИДЕАЛОВ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ В РУССКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТРАДИЦИИ.4R

ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ ИДЕАЛОВ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ XIX-XX ВЕКОВ.7

2.1. ИДЕЯ СВЕТСКОЙ II ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

2.2. МЕСТО ИДЕАЛОВ ДУХОВНОЙ II СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ

КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Ветюгов, Константин Валерьевич

Актуальность темы исследования. Настоящая диссертационная работа ставит перед собой актуальную задачу системного и комплексного исследования сущностных признаков и свойств власти вообще, соотношение светской и духовной власти в частности, их роль в условиях сложного политического кризиса в современном российском обществе, который оказывает влияние на процесс их взаимодействия.

Власть - ключевая проблема социальной философии. При этом власть -предмет повышенного интереса. Светская власть является одним из существенных признаков государства, который позволяет отличить её от негосударственных организаций. Духовная власть - это тоже один из главных признаков функционирования государства.

Проблема власти касается всех - властвующих, подвластных, каждого мыслящего индивида современности. Без сомнения, можно констатировать важность и актуальность данной темы. События, которые происходят в современном мире, могут обострить данную проблему, актуализировать её.

Актуальность темы заключается и в том, что в последние десятилетия в нашей стране возрос интерес к церкви и духовной власти в частности. Это во многом связано с возрождением традиций духовности, с интересом к прошлому нашей страны. С активизацией роли церкви в жизни общества актуальной становится проблема её взаимодействия с государственными институтами.

Последние годы характеризуются повышением политической культуры, ростом политического сознания, что неизбежно приводит к уважению и терпимости.

Светская и духовная власть могут быть "партнёрами". Государству необходимо поддерживать церковь прежде всего ради самого себя, поскольку здоровая нравственность народа невозможна без религиозного на него воздействия. Духовная власть необходима для государства, поскольку народ без веры очень скоро деградирует, а это может привести к полному государственному развалу.

Но духовная власть не должна вмешиваться в дела светской власти. Совершенно понятно, что легитимное государство должно быть демократическим, светским, социальным и правовым. Главная и высшая ценность этого государства - человек, его неотъемлемые права и свободы.

Рассматривая современную социальную ситуацию, сложившуюся в нашей стране, можно утверждать, что Россия оказалась в тяжелейшем кризисе, охватившем все сферы жизни общества. Серьёзной переоценке ценностей в немалой степени способствовало "новое мышление". Его характерным симптомом стал опасный для дальнейших судеб общества синдром, связанный с прогрессирующим распространением антигосударственных настроений в обществе.

В связи с разрушением коммунистической идеологии, олицетворявшей нашу государственность, прежняя доминанта стала стремительно вытесняться представлением о безответственной свободе бездуховной личности. Подобные настроения ведут к опасным изменениям в общественной морали: всё шире начинает распространяться неверие граждан в способность государства проявить честные средства борьбы с ним самим.

Современная трагедия русского народа - утрата национального самосознания, господство групповых интересов, взаимная неприязнь этнических групп, ослабление чувства взаимной общности.

Особую актуальность здесь приобретает роль духовной власти на современном этапе.

В последние годы активизировалась внецерковная деятельность Русской Православной Церкви. В августе 2000 года состоялся юбилейный Архирейский собор Русской Православной Церкви. Была принята социальная концепция церкви. В данном документе указывается на то, что церковь должна активно участвовать в политической жизни страны, не бьггь в стороне от тех проблем, которые стоят перед нашим обществом. Церковь вынуждена признать, что на протяжении истории духовная власть поддерживала те или иные политические доктрины. В ряде случаев это было связано с необходимостью отстаивать свои собственные интересы в условиях антирелигиозных гонений. В то же время Русская Православная Церковь не вмешивается непосредственно в дела светской власти; ее деятели практически не участвуют в политической борьбе, не поддерживают те или иные политические союзы.

Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, духовная власть, тем не менее, оказала определённое влияние на русскую политическую и государственную традицию в контексте соединения небесного и земного порядков.

Актуальность темы данного диссертационного исследования обусловлена ещё и изменениями, происходящими в сфере государственного устройства России.

Современная ситуация в современной Российской Федерации достаточно сложна и далека от демократической организации общества: не определена и окончательно роль церкви в современном обществе.

В этот период исторического развития обращение к вопросам власти имеет не только теоретическое значение, но и большой практический смысл.

Актуальность темы диссертационного исследования усиливается ещё и тем, что по мере развития таких социальных институтов общества как государство и церковь, светская и духовная власть, появляется необходимость осуществления ими своих полномочий не на принципах интуиции (прежде всего, это касается светской власти), а на основе теоретических и практических изысканий.

Авторитет светской власти падает, и хорошо, если власть понимает, насколько важно в такой ситуации добиться её легитимности. Более того, в период становления новой государственности в России и одновременно построения или создания правового государства вдвойне актуальными становятся проблемы влияния духовной власти и церкви на эти процессы.

В этом мировоззренческая, научно-теоретическая и практическая значимость темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Не ставя целью дать подробный анализ имеющейся литературы по концепциям и проблемам власти, следует отметить, что разносторонность и широта этих произведений даёт основание выделить несколько аспектов.

Традиционный интерес к проблеме феномена власти со стороны многих поколений философов породил обширную литературу по данной проблеме. Каждый из философов пытался предложить свой вариант решения проблемы.

В науке сложились два противоположных мнения о смысле и назначении власти. Согласно первому из них, общество - это организм, развивающийся в результате длительной эволюции без попыток властного в него вмешательства. Согласно второму, развитие общества рассматривается как механизм, действия которого познаваемы и возможность властной регламентации при этом достаточно велика.

Вопросы власти, в частности светской власти, ее признаки и свойства освещались в работах Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Н. Макиавелли.

Особый интерес к власти мы обнаруживаем в XIX веке: этой проблеме посвятили свои работы Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, М. Вебер.

Русские мыслители также не могли проигнорировать данную проблему. Признаки власти рассматривались в произведениях B.C. Соловьёва. Н.А. Бердяева, И.А. Ильина и др.

В XX веке весомый вклад в теорию власти внесли Б. Рассел, Т. Парсонс, О. Тоффлер.

Однако в качестве предмета изучения они в большинстве берут лишь какой-нибудь отдельный аспект власти. Редко поднимается вопрос о её социальной природе, и практически отсутствуют в этих работах вопросы о взаимоотношении власти светской и духовной.

Проблема соотношения светской и духовной власти это чисто российское "изобретение", в западной философской мысли, она имеет несколько иной аспект. Поэтому в диссертационном исследовании мы обращаемся только к отечественной философской традиции. Однако и здесь существуют серьёзные проблемы. До сих пор нет обобщающих трудов по данной проблеме, несмотря на то, что она имеет давнюю традицию.

Впервые об этой проблеме заговорили русские книжники ещё в эпоху Киевской Руси: Иларион Киевский и Кирилл Туровский.

Своё дальнейшее развитие проблема формирования идеалов светской и духовной власти получает в Московской Руси. Работы Филофея Псковского и Иосифа Волоцкого обогатили наши представления по данной проблеме.

В петровскую эпоху эта проблема ушла ненадолго в тень, что было связано с негативным отношением государственной власти к власти духовной.

С новой силой идея о роли светской и духовной власти в жизни общества возрождается в XIX веке. В трудах А.С. Хомякова, И.С. Киреевского, П.Я. Чаадаева акцентировалось внимание на роли духовной власти, церкви в жизни общества и влиянии её на государство.

Русская религиозная философия в лице B.C. Соловьёва продолжила традиции, начатые его предшественниками. В трудах этого философа обстоятельно показана роль православия в жизни общества, его влияние на культурную традицию России.

Вопросы светской и духовной власти отчасти затрагивались теоретиком русского анархизма М.А. Бакуниным в его общей концепции власти.

Охранительное" направление в лице К.Н. Леонтьева и Л.А. Тихомирова разрабатывало проблемы в которых на первый план выходила идея союза, "симфонии" светской и духовной власти на рубеже XIX-XX веков.

Искания XIX вена подготовили почву для теоретического осмысления данной проблемы русскими философами XX века: Бердяевым, Ильиным, Федотовым.

Н.А. Бердяев, анализируя действительность, приходит к выводу о том, что "революция" во взаимоотношениях между двумя "ветвями" власти произошла задолго до XX века, ещё в петровскую эпоху, когда произошла "национализация" церкви.

И.А. Ильин рассматривает проблему власти в контексте так называемой "Русской идеи". По его мнению, светская власть имеет одну важную особенность, которая определяет смысл "русской идеи": она возникла из внутреннего, духовного мира человека. Поэтому важную роль в возникновении светской власти сыграла религия, которая и определила эту духовность.

Схожие, взгляды на роль светской власти высказывал Г.П. Федотов. Он был убежден, что только духовность определяет историческое лицо нации и её правителя и в связи с этим роль церкви, а также её подвижников здесь особо велика.

Во второй половине XX века проблема соотношения идеалов светской и духовной власти получает, прежде всего, своё развитие в творчестве советских историков. Они рассматривали её как один из важных аспектов политической борьбы на протяжении многих веков ( работы Н.А. Казакова, Я.С. Лурье, Г.Г. Литаврина, И.Я. Фроянова и др.).

Поэтому перед нами была поставлена вполне определённая задача: дать теоретическое, социально-философское обоснование понятий "светская" и "духовная" власть, а также показать их роль в развитии русской философской мысли, начиная с древнейших времён и до наших дней. Однако работа не претендует на полное освещение данной проблемы, так как она достаточно объёмна. Наша задача - восполнить пробел, который образовался в исследовании вопросов о соотношении светской и духовной власти.

Методологические и теоретические основы исследования исходят из характеристики власти как одного из ключевых понятий социальной философии. Процесс становления и развития светской и духовной власти рассматривается как проявление специфической формы общественного бытия. Это обуславливает обращение к теоретическим основам и методам, выработанным в русле социально-философского изучения проблемы власти.

Методология исследования связана с использованием комплексного подхода, включающего культурологический, историко-культурный и собственно социально-философский аспекты. Основными методами исследования являются системно-структурный и историко-генетический принципы.

Теоретико-методологическим обоснованием диссертационного исследования являются диалектические принципы, выражающие совокупность определенных форм познавательной и практической деятельности.

Для решения стоящих задач диссертант опирался на базовые понятия, концепции, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных учёных.

Объектом социально - философского исследования является светская и духовная власть как объективное, реально существующее социальное явление действительности.

Предметом исследования является формирование идеалов светской и духовной власти в русской культуре, а также факторы, оказывающие влияние на формирование этих идеалов.

Цели и задачи диссертационного исследования определяются самой проблемой комплексного осознания свойств власти, механизма формирования власти в европейской и русской культуре. Основной целью является исследование феномена светской и духовной власти как предмета обществоведческой науки с позиций социально-философских знаний. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: дать характеристику феномену власти в современной социокультурной ситуации, в условиях изменившейся социальной и правовой реальности; типологизировать сущностные черты характеристик "светской" и "духовной" власти (свойства, признаки, качества), выработать системное представление путём сопоставления этих сущностных характеристик; рассмотреть, как менялись представления о светской и духовной власти в истории социологической и культурологической мысли в Византии; дать характеристику формирования светской и духовной власти в древнерусской традиции; определить основные понятия данной эпохи; проанализировать процесс изменения представлений о светской и духовной власти в русской социально-философской мысли XIX - начала XX веков, выявить разность позиций по этому вопросу; осуществить анализ взаимодействия светской и духовной власти на современном этапе, обозначить основные ориентиры "государственной" политики Русской Православной церкви; охарактеризовать "русскую идею" - как социально-философский феномен русской культуры XX века, выявить её роль в формировании идеалов национального своеобразия России.

Научная новизна диссертации может быть сформулирована следующим образом:

1. обозначены новые грани в определении понятия "светская" и "духовная" власть, и выявлена специфика новых черт власти;

2. проанализированы факторы актуализации светской и духовной власти в современном обществе, при этом уточнены соотношения сущего и должного в современных условиях;

3. подвергнуты рассмотрению сущностные характеристики власти: признаки, качества и свойства;

4. проведено концептуальное разделение понятий "светская" и "духовная", раскрыты границы их властвования;

5. проанализированы основные идеи русской философской мысли о соотношении светской и духовной власти в отечественной традиции;

6И u u и уточнен ряд позиции по вопросу о соотношении светской и духовной власти на современном этапе;

7. дана характеристика социально-культурному явлению XX века -"русской идеи" с позиции мифологичности данного понятия;

8U U определена задача светской и духовной власти на современном этапе -как технология управления обществом.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Доказательство того, что власть является свойством целостной системы, в данном случае социальной. Она имеет определённые формы институали-зации, такие, например, как право, различные административные нормы, уставы, структуру. Власть есть определённый способ отношений между людьми, она регулирует эти отношения, и вне взаимодействия она не может никак проявляться.

II. Выявление различий к подходам о формировании светской и духовной власти по средствам и границам властвования: светская власть осуществляет свою деятельность через законы, которые обязаны исполнять все граждане, живущие в той или иной стране; духовная власть осуществляет свою деятельность не только через ритуалы и обряды, вменённые членам той или иной общины, но и формирует идеалы, ценности духовно-политической культуры. Светская власть рассчитывает на обладание массой, а духовная власть выходит на личность - она "работает" с внутренним миром человека, тогда как светская власть ориентируется на внешние обстоятельства жизни человека.

Ш. Предлагается к рассмотрению идея о сакрализации светской власти в древнерусской культурной традиции. Из Византии усваивается идея параллелизма царя и Бога, между тем как сходство России с Западом проявляется в понимании монаршей харизмы как личного дара. Царь оказывается сопричастником божества на личных началах, и это определяет отношение его как к Богу, так и к человеку.

IV. Автором выдвигается положение о том, что ни церковь, ни государство не желают поступаться принципами ради технологичности власти, которая становится решающей в цивилизованном и даже технократическом обществе. При низкой цивилизованности общества народ верит в мудрого правителя, а при высокой цивилизованности он верит в технологию управления.

V. Делается вывод о том, что русская общественная мысль XIX века при разности подходов к проблеме светской и духовной власти мыслится одинаково на уровне коллективного менталитета. Она так и не смогла выйти на идею цивилизованности власти ( то есть технократизации её и технологизации).

VI. На основе анализа взаимодействия светской и духовной власти в предшествующие периоды делается вывод о том, что отделение церкви от государства имеет различное значение для разных стран и народов.

В цивилизованных странах церковь отделена от государства, но не лишена обязанности исправлять культ. Советская власть, отделив, церковь от государства, лишила её возможности исполнять духовное предназначение. Отделение церкви от государства позволило открыть путь к духовной власти как технологии.

VII. Проблема взаимодействия светской и духовной власти стала одним из компонентов формирования национальной идеи в России начала XX века. Автор выдвигает положение о том, что русская идея пока во многом утопична для современного общества. Это миф, созданный русской мыслью начала века. Но миф не как в отдельном значении, а миф как смыслообразование. Мифология является основным ключом к пониманию мировоззрения и его развития, национальная мифология в этом смысле является ключом к национальному сознанию. Современный миф о России чрезвычайно сложен и иерархичен, в нём присутствуют мифологемы различных уровней - от бытового до политического. Но самым высоким уровнем мифотворчества является историософский миф о России - то, что в литературе получило название "Русская Идея".

Научно — практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования предполагают новое понимание качественных характеристик власти, выделяя при этом светскую и духовную власть как составляющие всего комплекса властных отношений. Анализируя результаты проведённых теоретических исследований, следует отметить тесную связь их с социальной практикой. Это и формирование новой идеологии, функционирование таких социальных институтов, как церковь и государство, и их взаимодействие на современном этапе, законотворческая деятельность представительных органов власти по выработке законов, позволяющих повысить роль церкви в формировании здорового, духовно-нравственного быта человека.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры культурологии Воронежского Государственного Университета. Содержание и основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях на научных конференциях, а также отражены в следующих публикациях:

1. Византийские художественные традиции в древнерусской эстетике XI

XIII веков: // Русская классика: Проблемы интерпретации. Липецк: Изд-во ЛОИУУ, 1996.

2. Проблема искусства в византийской культуре // Молодежь и наука на рубеже XXI века. Липецк: Изд-во ЛэГи, 1997.

3. Социокультурное влияние Византии на русскую традицию. // Проблемы эстетики и социологии. Вып. 3. Липецк: Изд-во ЛГПИ, 1998.

4. Л.П. Карсавин. Об актуальных проблемах культуры. // Деструктивные процессы в развитии современной российской культуры. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.

5. О разграничении понятий "культура" и "цивилизация" в русской религиозно-философской мысли. // Проблема преподавания культурологии в высшей школе. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000.