автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Социальная адаптация творчески одаренных детей в современном обществе

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Лукаш, Елена Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Социальная адаптация творчески одаренных детей в современном обществе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Лукаш, Елена Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

1.1. Творческая деятельность и творческая личность в современном 17 обществе

1.2. Подходы к проблеме социальной адаптации творчески одаренной личности

1.3. Социопсихологические характеристики креативных личностей в контексте социальной адаптации

1.4. Социокультурные особенности социальной адаптации творчески одаренных детей в современном обществе '

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИИ И США

2.1. Исследование взаимосвязи творческой одаренности и тревожности как индикатора адаптированности

2.2. Анализ общественного мнения в отношении особенностей адаптации творчески одаренных детей в России

2.3. Анализ общественного мнения в отношении особенностей адаптации творчески одаренных детей в США

2.4. Сравнительный анализ результатов исследования общественного мнения в России и США

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по социологии, Лукаш, Елена Юрьевна

Актуальность темы исследования

Проблема взаимоотношений творческой личности и общества существует с момента возникновения цивилизации, однако именно в современную эпоху инноваций этот вопрос приобретает особую остроту. В целом он связан с ростом значения так называемого «человеческого фактора» в экономике, политике и культуре, причем концентрированным выражением этого фактора являются творческие способности человека. Поскольку они наиболее интенсивно выражаются в детском возрасте, то примерно полвека назад в США и странах Европы, а в России с середины 1990-х гг. психосоциальные характеристики творчески одаренных детей и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе адаптации, стали рассматриваться как серьезная социальная проблема. Во-первых, это связано с осознанием того, что творческие способности являются существенным резервом человеческой цивилизации, актуализация которых может значительно повысить качество любых общественных реформ. В настоящее время не вызывает сомнения, что творчество — ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, что в нем заключены созидательные начала науки, техники, искусства, культуры, социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений. Во-вторых, творческая деятельность, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества.

Понимание значимости творческой деятельности для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения специфики адаптации креативных личностей, особенно творчески одаренных детей. Это связано с тем, что непосредственно вопрос социальной адаптации касается, в первую очередь, детей, поскольку именно они в наибольшей степени уязвимы для внешних воздействий и, сталкиваясь с трудностями адаптации, сильнее их переживают. Необходимо также отметить, что период детства (с социально-антропологической точки зрения включающий в себя период от рождения до окончания школы) и обучения в школе является ключевым как в отношении формирования творческих способностей, так и с точки зрения возможностей адаптации. Поэтому мы считаем, что исследование этой возрастной группы репрезентативно и концентрированно отражает всю ситуацию отношения к творчеству в данном обществе.

Тем не менее, несмотря на понимание важности творческих людей для жизни социума, в современном российском обществе не изучаются в должном виде особенности социализации творчески одаренных личностей в целом и детей в частности, их личностные характеристики, определяющие адаптацию, и не предпринимается достаточно действенных мер по повышению эффективности данного процесса, и в этом мы значительно отстаем от научных и практических достижений западного мира. В этой связи исследование особенностей адаптации творчески одаренных детей в нашей стране приобретает особую актуальность.

Суть проблемы, рассматриваемой в настоящем диссертационном исследовании, заключается в несоответствии между осознанием значимости творчески одаренных личностей в целом и детей в частности для развития социума, с одной стороны, и неиспользованием потенциала, отсутствием реальных средств адаптации и включения одаренных детей в среду, - с другой. В данном контексте творческая одаренность рассматривается нами в первую очередь как одаренность в искусстве. Творческий подход может присутствовать в любой человеческой активности, и в современной науке интеллектуальные способности также считаются творческими в той мере, в какой они способствуют созданию новых, оригинальных идей и произведений. Однако в искусстве креативный потенциал человека выражен в наивысшей степени. Это связано с тем, что искусство, художественная деятельность являются квинтэссенцией творчества. При этом мы исходим из наличия связи творчества и конструктивной способности воображения (И. Кант), которая и находит свое наиболее полное выражение в художественной деятельности (искусстве) [24].

В диссертационном исследовании основное внимание сосредоточено на анализе особенностей социальной адаптации творчески одаренных детей в настоящее время. Основная гипотеза диссертационного исследования заключается в том, что раскрытие потенциала творчески одаренных личностей в целом, а детей в особенности, осложняется отсутствием адекватных институциональных средств адаптации. Трудности адаптации ведут к развитию чрезмерной социально индуцированной тревожности, которая, являясь необходимой для творческого человека, в случае ее высокой выраженности, препятствует успешной социализации и реализации творческого потенциала. При этом именно обществу принадлежит ведущая роль в создании адаптационных механизмов. Поэтому, рассматривая проблему социальной адаптации творческой личности в современном обществе, соискатель ставит своей задачей ответить на вопрос о смысле и сущности адаптации для творчески одаренного человека и об особенностях данного процесса у творческих детей в современной российской культуре. Под социальной адаптацией в работе

• подразумевается постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, процесс приведения внутреннего мира личности в соответствие с внешними условиями. В данном контексте смысл адаптации является одинаковым для всех индивидов. Однако представляется, что творческим людям, обладающим противоречивыми личностными

Ф характеристиками и сложной внутренней организацией, достаточно трудно адаптироваться путем простого приспособления к социуму, вследствие чего среди них более распространена адаптация путем преобразования среды. Основное внимание в работе уделяется анализу институциональных средств адаптации и исследованию состояния тревоги, определяющей специфику адаптации творческого человека. Обсуждаются и другие проблемы, с которыми творческие люди в целом и дети в частности сталкиваются в процессе социализации, но, главным образом, в контексте неадекватности существующих средств адаптации потребностям креативной личности.

Степень научной разработанности темы

Проблема социальной адаптации творчески одаренной личности является центральной темой исследования во многих областях знания и пока еще далека от разрешения. Данный вопрос изучался в рамках анализа взаимозависимости тврческой личности, творческой деятельности и общества философами (Ш.Л.Монтескье, К.А.Гельвеций, Ф.Шиллер, С.Е.Ячин), психологами (З.Фрейд, Э.Крис, О.Ранк, И.Малтзман, К.Роджерс, А.Маслоу, М.Ксикзентмихалий, Д.К.Симонтон, М.Родес), социологами (А.Хаузер, Р.Кениг, А.Зильберман, Л.Мемфорд) [22, 71, 73, 79, 80, 89, 128, 191, 201, 209, 220, 224, 235]. Социологический аспект данной проблемы выражен в преобладающем в настоящее время взгляде на творчество и творческий продукт с точки зрения того, что он должен быть не только новым, но и востребованным, значимым для общества, которое должно создавать адекватные средства адаптации и реализации потенциала креативных личностей [94, 124, 125, 128, 224, 235].

В настоящее время вопрос о социальной адаптации человека хорошо изучен на теоретическом уровне (Т.Парсонс, Р.К.Мертон, М.И.Бобнева, А.А.Реан, В.Ю.Верещагин, Л.В.Корель, А.А.Налчаджян, Л.Л.Шпак) [11, 28, 36, 39, 50, 53, 61, 81]. Однако лишь в некоторых работах исследуется адаптация творчески одаренных личностей, в своей совокупности акцентирующих внимание на преобразующем характере творческой активности (Я.И.Гилинский, И.Б.Дерманова, Л.М.Коэн, Д.Амброус, М.Киртон) [12, 17, 177, 224]. В данном контексте наиболее полно освещены идеи о взаимосвязи творческой деятельности и тревоги, являющейся центральным элементом адаптации любого человека в целом и творчески одаренной личности в частности. Тщательную разработку проблема тревоги в процессе адаптации творческого человека получила в трудах философов-экзистенциалистов. Об экзистенциальной тревоге, способствующей постижению смысла подлинного существования, ведущей к творчеству и, тем самым, к истинной адаптации, говорится в трудах С.Кьеркегора, М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ж.П.Сартра, П.Тиллиха, Л.Бинсвагера, Р.Мэя [4, 31, 38, 47, 64, 75, 88].

Роль тревоги в процессе адаптации творческого человека подробно ф анализируется также в психодинамических подходах. З.Фрейд, А.Фрейд,

К.Хорни пишут об адаптационной функции творчества, позволяющей избавиться от тревоги, вызванной подавленными инстинктами [40, 72, 73, 79, 147]. К.Юнг, Г.Салливан и О.Ранк указывают на необходимость для развития творческого потенциала человека встретиться со своей тревогой и понять ее истинные причины, что способствует более успешной адаптации [38, 58, 83].

Современные теории взаимосвязи творчества и тревожности в процессе адаптации творческого человека представлены, в первую очередь, в работах М.Ксикзентмихалий и К.Дабровски [121, 193, 199, 235].

В меньшей степени эмпирически изучен вопрос об особенностях адаптации творчески одаренных личностей в современном обществе. Данная проблематика затрагивается в рамках анализа психо-социальных характеристик креативных людей. Большинство исследований в этой области выполнены в странах Европы # и США (Дж.Дэвис, М.Ксикзентмихалий, Г.Гарднер, Д.Симонтон, Р.Стернберг,

Ф.Бэррон, Д.Маккиннон, Е.Торренс, Г.Миллар, Г.Валберг, У.Старих, Т.Тардиф, Г.Соломон, Е.Винслоу, С.Римм, М.Ранко, Р.Алберт, Т.Амабиль, Дж.Рензулли, Б.Стремикис, Р.Кеттелл, Д.Рой, П.Кросс, А.Старко, Д.Фаско и др. [18, 92, 94-96, 102, 104-106, 118, 120, 123-125, 128-131, 133, 134, 142, 151, 183-185, 194, 207, ^ 216, 222, 223, 235-239, 243, 244, 250, 253, 254, 256, 258, 260, 263, 261-267, 269,

278-281,287].

В работах Ф.Поста, А.Людвига, Г.Айзенка, Ф.Бэррона, Д.Макиннона, Г.Валберга, М.Хербига, Г.Соломона, Р.Ричардса, Д.Шулберга, А.Валкера, Р.Коестнера, А.Хама отдельно анализируется вопрос о выраженности среди творчески одаренных личностей психопатологических черт и депрессивных расстройств, затрудняющих их адаптацию [97, 102, 104, 106, 141, 171, 182, 183, 184, 203, 211, 229, 244, 279, 281, 282].

В России личностные особенности творчески одаренных людей, определяющие специфику их адаптации, изучены в меньшей степени и преобладают теоретические положения о чертах и характеристиках творческого человека. Они представлены в трудах А.А.Мелик-Пашаева, Е.Л.Яковлевой, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, В.Э.Чудновского, В.С.Юркевича, А.Д.Артоболевской, В.Ф.Овчинникова, Я.А.Пономарева [35, 43, 50, 51, 57, 85, 86]. Эмпирические исследования в данной области выполнены Л.В.Шавининой, О.М.Разумниковой, О.С.Шемелиной, В.С.Собкиным, Н.В.Рождественской, А.Л.Гройсман, В.Л.Слободовым [14, 51, 60, 85]. О взаимосвязи творчества и психических расстройств пишут Р.Б.Хайкин, Б.В.Зейгарник, А.А.Скобцева, Ю.Ф.Полякова [76].

В контексте изучения адаптации творчески одаренной личности, как ни странно, очень мало работ посвящено креативным детям, особенно в нашей стране. Однако именно по отношению к ним и возникает, собственно, вопрос об эффективности адаптации с точки зрения создания адекватных механизмов, поскольку дети в большей степени уязвимы к внешним воздействиям и их поведение более поддается коррекции, чем поведение взрослого, уже социализированного человека. О трудностях творчески одаренных детей в современном обществе свидетельствуют результаты большинства исследований, выполненных преимущественно в странах Европы и США и указывающих на выраженность среди них высокого уровня тревожности (часто

Ф социально индуцируемой), препятствующей успешной адаптации (Е.Торренс,

А.Людвиг, Г.Айзенк, М.Ксикзентмихалий, Дж.Гетзелс, Н.Андреасен, Е.Хаммер, Дж.Хаммонд, Р.Хелсон, А.Кемп, Ф.Бэррон, П.Кросс, Р.Готз, С.Мартиндайл, Дж.Мохан, Р.Ричардс, С.Шафер, Дж.Шелтон, Дж.Виллс, Л.Джемисон, С.Марчант-Хэйкокс, Г.Вилсон, С.Расс, Р.Прентки, Дж.Камерон и Г.Фейст) [98, 103, 116, 120, 126, 127, 141, 154, 157, 162, 163, 165, 170, 175, 182, 188, 190, 195,

204, 210, 225, 226, 233, 258, 286]. В нашей стране аналогичные исследования практически не проводились. Одна из немногих работ на тему взаимосвязи креативности и тревожности была выполнена В.Н.Дружининым и Н.В.Хазратовой [20].

Результаты немногочисленных исследований, осуществленных ф непосредственно в области особенностей адаптации творчески одаренных детей, противоречивы. Большинство работ, выполненных среди интеллектуально одаренных детей, свидетельствуют, что они в целом адаптированы не хуже, а нередко даже лучше по сравнению с обычными детьми (Д.Рост, Н.Робинсон, Б.Шнейдер, М.Гросс) [160, 218, 221, 228]. Результаты исследований креативных личностей не столь однозначны. Часть из них сообщает о том, что творческие дети успешно адаптированы в современном обществе (С.Ю, Н.Т.Галлусси), однако большинство свидетельствуют об обратном (А.Людвиг, С.Шафер, Е.Хофф и И.Карлсон) [45, 149, 168, 182, 226, 288]. Необходимо отметить, что почти все из известных нам исследований были выполнены за рубежом и лишь единичные работы осуществлены в нашей стране (Е.В.Битюцкая, С.А.Хазова, Л.Б.Огурэ и Д.В.Ушаков) [5, 45, 74].

В настоящее время проблема социальной адаптации творчески одаренных % детей активно исследуется в странах Европы и США с точки зрения выявления факторов (в первую очередь институциональных), затрудняющих процесс их успешного вхождения в социум (Дж.А.Бэйкер, ККларк, М.Ксикзентмихалий, ВЛ.Доусон, Дж.Фриман, П.Г.Геарг, Т.Р.Хеберт, Б.Керр, М.Нейхарт, Л.Полман, Р.А.Шултз, Дж.Ф.Смутни, В.Е.Стариха, Л.Вайт, С.М.Рейс, Дж.Г.Бранс, ^ Г.П.Мандейл, П.Л.Саппли, С.Римм, П.Л.Вэйл, К.Л.Ком, С.М.Баум,

Дж.Г.Борковски, К.Грин, Дж.Р.Витморе, А.Л.Крисман, Е.И.Диаз, Д.Форд) [100, 108, 111, 114, 119, 127, 135, 136, 144-146, 153, 156, 159, 164, 176, 178, 187, 198, 202, 215-217, 230,242, 251, 255, 268, 276, 281, 285].

В нашей стране лишь единичные работы посвящены исследованию тревожности среди креативных детей и практически нет работ о специфике их адаптации в нынешних условиях, а в особенности о таком важном явлении, как общественное мнение в отношении творчески одаренных детей и трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе адаптации. Также не изученным остается вопрос о степени распространения социально индуцируемых страхов среди них. Эти обстоятельства и обусловливают необходимость нашего исследования. В данном случае актуальным является кросс-культурное исследование, позволяющее путем сравнительного анализа выйти за рамки отдельной российской культуры, обобщить характеристики адаптации креативных детей и на этом фоне раскрыть специфику их адаптации в нашей стране. Мы попытались сделать вклад в решение этой проблемы при помощи исследования степени распространения тревожности среди творчески одаренных детей и анализа общественного мнения об особенностях их адаптации в России и США. Соединенные Штаты выбраны нами потому, что данная страна характеризуется развитой институциональной средой, поддерживающей адаптацию креативных личностей.

Объектом исследования являются отношения творчески одаренной личности и социума.

Предметом диссертационного исследования выступает процесс социальной адаптации творчески одаренных детей.

Эмпирическим объектом нашего исследования являются, во-первых, творчески одаренные дети в возрасте от 7 до 17 лет (учащиеся российских детских школ искусств) и, во-вторых, общественное мнение в отношении особенностей адаптации творчески одаренных детей в России и США.

Основная гипотеза настоящего диссертационного исследования заключается в том, что раскрытие потенциала творчески одаренных детей осложняется отсутствием адекватных институциональных средств адаптации. Это ведет к развитию чрезмерной социально индуцированной тревожности, которая, являясь необходимой для творческого человека, в случае ее высокой выраженности, препятствует успешной социализации и реализации творческого потенциала.

Цель исследования — определить характеристики социальной адаптации творчески одаренных детей и выявить институциональные средства, способствующие их успешной адаптации в обществе современного типа.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Установить роль общества в творческой деятельности и в становлении творческой личности и проанализировать современные теории социальной адаптации применительно к особенностям этого процесса у творческого человека.

2. Изучить феномен тревожности как критерия адаптации/дезадаптации и установить его роль в процессе адаптации творчески одаренной личности, проанализировать степень выраженности уровня тревоги у креативных детей.

3. Выявить факторы, способствующие адаптации/дезадаптации творчески одаренных детей в современном обществе.

А. Определить степень распространения среди творчески одаренных детей в российской культуре социально индуцируемых страхов, связанных со школой и затрудняющих успешную адаптацию в сравнении с детьми с развитием творческих способностей в пределах возрастной нормы.

5. Проанализировать общественное мнение по проблеме социальной адаптации творчески одаренных детей в России и США и сравнить полученные данные между выборками двух стран.

6. Проанализировать мнение творчески одаренных личностей о трудностях, с которыми они могут сталкиваться в процессе социализации в России и США и сравнить полученные данные между выборками двух стран. Методологической основой для изучения особенностей адаптации творчески одаренной личности послужила методология структурнофункционального подхода в социологии (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.К.Мсртон), в которых социальная адаптация человека рассматривается преимущественно как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Методологической основой служит также экзистенциальная аналитика человеческого бытия, развернутая в трудах С.Кьеркегора, М.Хайдеггера, Ж.П.Сартра, К.Ясперса, П.Тиллиха, Л.Бинсвагера, Р.Мэя, методология интерперсонального подхода к развитию личности Г.С.Салливана, О.Ранка, М.Ксикзентмихалий, К.Дабровски и методология кросс-культурного подхода, позволяющая давать объективную оценку процессам, происходящим в отдельных культурах.

Теоретической основой исследования послужили выводы отечественных и зарубежных теоретических концепций и практических исследований в области особенностей адаптации и тревожности творчески одаренных личностей. В диссертационной работе автор опирается на социологические принципы взаимосвязи общества, творчества и творческой личности (А.Хаузер, А.Зимберманн, Л.Мемфорд, М.Родес, Д.К.Симонтон, М.Ксикзентмихалий, Г.Я.Гилинский, С.Е.Ячин); на классификации видов адаптации А.А.Налчаджяна и И.Б.Дермановой; на классификацию средств адаптации Л.Л.Шпак. Также используются положения экзистенциальной философии и психодинамических теорий о взаимосвязи творчества и тревожности, являющейся центральным элементом адаптации (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, Р.Мэй, З.Фрейд, О.Ранк).

Прикладная часть диссертации выполнена на основе тестирования творчески одаренных детей и детей с уровнем развития творческих способностей в пределах нормы (выполненного в 2001 г. в г. Владивостоке среди 124 детей), а также на основе кросс-культурного исследования в виде анкетного опроса среди преподавателей творчески одаренных детей; среди преподавателей, профессиональная деятельность которых не связана с творчеством; среди родственников и друзей творчески одаренных личностей; среди людей, никаким образом не связанных с творчеством; и среди творчески одаренных студентов (выполненного в 2002 г. в России в Приморском крае -1049 человек и в США в штате Коннектикут - 605 человек).

Методическим основанием для изучения взаимосвязи между уровнем развития твороческих способностей и тревожностью и страхами, связанными со школой, явились методика Е. Торренса на диагностику образной креативности, методика Спилбергера на выявление уровня личностной и ситуативной тревожности и методика Филлипса на анализ школьной тревожности.

Методическим основанием для анализа общественного мнения в отношении особенностей адаптации творчески одаренных детей послужила разработанная диссертантом анкета «Творчески одаренная личность в современном обществе: самооценка и оценка окружающих».

Для обработки полученных результатов использовались методы описательной и индуктивной статистики (многофункциональный критерий углового преобразования Фишера), а также корреляционный анализ.

Характер используемых методов исследования и последующего анализа определен сложной спецификой выявляемых зависимостей, которые находятся на грани измеряемости.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые в отечественной литературе проанализированы различные виды адаптации применительно к особенностям этого процесса у творчески одаренной личности.

2. Показано недостаточное развитие институциональных средств адаптации творчески одаренных детей в нашей стране по отношению к реализации их творческого потенциала и разработана схема институциональных факторов, повышающих эффективность их адаптации.

3. Установлено, что процесс адаптации творчески одаренных детей в нашей стране характеризуется высоким уровнем тревожности в сравнении с детьми с уровнем развития творческих способностей в пределах возрастной нормы.

4. Впервые выявлены различия по степени распространения социально индуцируемых страхов, связанных со школой, между творчески одаренными детьми и детьми с уровнем развития творческих способностей в пределах возрастной нормы.

5. Впервые показаны различия в особенностях адаптации творчески одаренных детей в России и США с применением кросс-культурного анализа общественного мнения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Успешная адаптация творчески одаренного человека является двустронним процессом и результатом встречной активности субъекта и социальной среды и характеризуется умением использовать свою тревогу в творчестве.

2. В российском обществе институциональные средства адаптации творчески одаренных людей в целом и детей в особенности недостаточно адекватны их основным потребностям.

3. Творчески одаренные дети в нашей стране характеризуются повышенной степенью социально индуцируемой тревожности, и именно это обстоятельство требует создания институциональных средств по их адаптации.

4. Представления об особенностях адаптации творчески одаренных детей не являются универсальными для разных культур и зависят от степени развития институциональных средств адаптации в обществе. Теоретическая значимость диссертации состоит в расширении представлений о психосоциальных характеристиках творчески одаренных детей и взрослых, об адаптационных возможностях творческой личности и о роли общества в создании адаптивных механизмов. В диссертационном исследовании продемонстрирована взаимосвязь социальной структуры, институциональных средств адаптации и доминирующих в обществе представлений об особенностях адаптации творчески одаренных детей. Также показана тесная связь между творческими способностями и тревожностью, являющейся центральным элементом адаптации. Соискателем систематизированы факторы, способствующие адаптации/дезадаптации творчески одаренных детей в современном обществе.

Практическая значимость исследования заключается в апробировании кросс-культурного подхода в исследовании особенностей адаптации творчески ф одаренных детей. Полученные результаты могут использоваться в практической деятельности психологов, социальных работников, преподавателей, работающих с творчески одаренными детьми. Они также могут применяться в учебном процессе при чтении дисциплин для студентов творческих специальностей, при создании обучающих курсов для преподавателей и родителей творчески одаренных детей, при проведении семинаров в детских школах искусств с педагогами и родителями учеников.

Апробация основных результатов исследования

Данное исследование получило поддержку гранта американского Бюро Образования, давшего возможность провести соответствующую часть исследования в Соединенных Штатах, результаты которого были обсуждены на семинаре «Образование одаренных детей» в Национальном исследовательском центре по вопросам талантливости и одаренности в Университете штата # Коннектикут в США (октябрь, 2002).

Также основные выводы и положения работы докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно практических конференциях: Научно-практической конференции с международным участием «Транскультуральная психология и психиатрия» Ф (июль 1999); Международной конференции молодых ученых «Проблемы экологии и рационального природопользования стран АТР» (ноябрь, 1999); Региональной научно-практической конференции «Школа и здоровье» (март, 2000); Тихоокеанской научно-практической конференции студентов и молодых ученых медиков с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины» (апрель

2001); Всероссийской научно-практической конференции «Стабилизация социально-экономического развития России: проблемы, пути решения» (апрель

2001); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы российской экономики» (март, 2002); IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России» (май, 2002); Всероссийской научно-практической конференции «Гендерные исследования и тендерное образование в высшей школе» (июнь,

2002); V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России» (май, 2003). Материалы докладов на конференциях опубликованы в соответствующих сборниках.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав основной части, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 288 источников, и десяти приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная адаптация творчески одаренных детей в современном обществе"

Выводы

Результаты выполненного нами исследования свидетельствуют, что в российском обществе, по мнению подавляющего большинства респондентов, недостаточно развиты институциональные средства адаптации творчески одаренных детей. Это также следует из данных, полученных в ходе первого этапа нашего исследования. Обнаруженные нами преобладание среди творчески одаренных детей высокого уровня тревожности и социально индуцируемых страхов (особенно страха самовыражения), связанных со школой, указывают на неадекватность системы образования, на ее частую неспособность развивать творческий потенциал и осуществлять обучение без формирования психологических проблем у детей.

Осуществленный анализ общественного мнения также указывает на недостаточность условий для развития творческих способностей детей. По сравнению с американским, в российском обществе более выражена уверенность, что наше государство должно предпринимать дополнительные меры для улучшения адаптации творчески одаренных детей. Наиболее необходимыми являются создание школ для творчески одаренных детей, сочетающих общеобразовательные дисциплины и дисциплины специальности, а также организация специализированных центров психологического консультирования одаренных детей, их родителей и учителей.

На наш взгляд, именно отсутствие в России адекватных институциональных средств адаптации творчески одаренных детей отражается во мнениях об особенностях их адаптации. В отличие от американского общества, в российском социуме доминируют представления о большей чувствительности, тревожности и о большем количестве проблем и трудностей адаптации у креативных детей, по сравнению с остальными. В США в такой же степени выражена прямо противоположная точка зрения.

Данные факты указывают на необходимость организации дополнительных средств адаптации творчески одаренных детей в нашей стране, поскольку именно от развитой системы адаптации зависит успешность их вхождения в социум, их чрезмерная тревожность и возможность использования их творческого потенциала в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной диссертационной работы было определение характеристик социальной адаптации творчески одаренных детей и выявление институциональных средств, способствующих их успешной адаптации в обществе современного типа. Проведенный анализ литературы и результаты выполненного нами исследования позволяют сделать следующие выводы в соответствии с поставленными задачами.

1. Социальная адаптация творчески одаренной личности - сложное и многофакторное явление. Она в значительной степени характеризуется взаимозависимостью общества и творческой личности и ролью социума в креативном процессе и становлении творческого человека. Особенности адаптации креативных людей базируются на отношении к творчеству в культуре. В настоящее время в науке преобладает представление об определяющей роли социума для реализации творческого потенциала личности и о зависимости уровня «творческости» созданного продукта или идеи от уровня развития общества и его потребностей. Данная зависимость от степени социального развития естественным образом влияет на специфику адаптации креативных личностей. Большинство исследователей согласны, что творчески одаренные люди адаптируются к обществу путем изменения, преобразования среды. Им не свойственно простое следование правилам и нормам поведения. Они не могут приспосабливаться к среде, если последняя не отвечает их потребностям. Чаще всего творческие личности «приспосабливают» среду, что называется рядом авторов новаторской (творческой) девиантной адаптацией. Нередко результаты такой адаптации оказываются очень полезными для общества в целом, но малая группа или организация, членом которых является креативный человек, всячески ограничивают его активность, вследствие свойственного для всех групп сопротивления всему новому. В этом случае деятельность личности с позиций всего социума является адаптивной, но с позиций малой группы — наоборот, девиантной и дезадаптивной.

2. Центральным элементом адаптации, свидетельствующим о ее нарушении, у любого человека является ощущение тревоги. Однако, как показывают проанализированные нами теоретические положения, у творческого человека тревожность как личностная черта непосредственно связана с его креативностью и реализацией творческого потенциала. Для творческой личности адаптация означает не подавление в себе тревоги, а признание ее конструктивных сил и преодоление ее в творчестве. Но творческому акту способствует только экзистенциальная, наполненная осознанием смысла бытия, тревога. По данным зарубежных исследований, в современном обществе распространена социально индуцируемая тревожность, особенно среди творчески одаренных детей, которая не только не способствует, а, напротив, препятствует успешной адаптации. В связи с этим актуальной становится проблема нарушений адаптации креативных детей. Вообще вопрос социальной адаптации непосредственно касается, в первую очередь, детей, поскольку именно они в наибольшей степени уязвимы для внешних воздействий и часто сталкиваются с трудностями адаптации. По сравнению со взрослыми, дети в большей степени открыты внешнему воздействию, как положительному, так и отрицательному. Именно им ириходится адаптироваться к требованиям общества, и, в случае неудачи, именно они сильнее переживают трудности адаптации, что отражается в их высокой тревожности. Данные обстоятельства указывают на необходимость создания адекватных, способствующих реализации творческого потенциала детей, институциональных средств адаптации.

3. На основании анализа результатов зарубежных исследований (и вследствие отсутствия аналогичных данных в нашей стране) нами была предложена система факторов, затрудняющих адаптацию творчески одаренных детей в современном обществе. Эта система, включающая в себя наиболее значимые для России элементы, базируется на выделении трех средств адаптации: личностных (психологических), культурных и институциональных. К личностным причинам, ведущим к трудностям адаптации творчески одаренных детей, относятся: депрессия, высокая тревожность (объединяющая личностный и социально индуцированный элементы), перфекционизм, низкая самооценка, эмоциональная чувствительность, стратегия избегания неудач, экстернальный (внешний) локус контроля, непослушание, раздражительность, нонконформизм, трудности саморегуляции. Культурные факторы представлены распространенными в обществе стереотипами (например, о самодостаточности гения); давлением окружающих, требующим соответствия общепринятым стандартам; отсутствием понимания и психологической поддержки в семье и школе; отсутствием видимых будущих перспектив, отсутствием тесных связей и неустойчивостью семейных отношений, а также слишком низкими, слишком изменчивыми или слишком жесткими требованими в отношении ребенка. Однако наиболее значимыми факторами, ведущими к трудностям адаптации креативных детей, являются, на наш взгляд, институциональные факторы. Они включают в себя неадекватную систему образования и государственной поддержки, а именно: недостаточность программ для развития творческих способностей детей при общеобразовательных школах; недостаточность специализированных школ для творчески одаренных детей; несоответствие формы обучения потребностям и способностям ребенка; недостаточность финансирования со стороны государства.

Соискателем также разработана система институциональных средств, повышающих эффективность адаптации творчески одаренных детей. Включенные в нее базовые элементы отражают наиболее значимые условия, обеспечивающие успешность адаптации. К ним относятся: центры психологического консультирования одаренных детей, их родителей и учителей; организация процесса обучения на основе индивидуальных потребностей детей; программы по развитию творчески способностей детей при общеобразовательных школах; разветвленная сеть специализированных школ по развитию творческих способностей детей; школы для творчески одаренных детей, сочетающие общеобразовательные и специальные дисциплины; финансовая поддержка со стороны государства. Степень развития данных факторов в социуме во многом зависит от социальной политики в государстве. Осуществленный нами анализ их выраженности в структуре российского и американского обществ свидетельствует, что в нашей стране институциональные средства адаптации креативных детей развиты недостаточно.

4. Проведенное в г. Владивостоке исследование детей, посещающих детские школы искусств и общеобразовательные школы, с целью изучения тревожности среди них, свидетельствует, что высокий уровень личностной тревожности в большей степени распространен у творчески одаренных личностей, по сравнению с контрольной группой детей с уровнем развития творческих способностей в пределах нормы. В нашем исследовании уровень тревожности положительно корреллировал с уровнем творческого мышления. Полученные данные соответствуют большинству зарубежных исследований, сообщающих о большей склонности креативных детей к тревожности, а также об их чувствительности и эмоциональности.

Результаты данного исследования также указывают на частую встречаемость высокого уровня школьной тревожности среди всех, участвовавших в тестировании, детей. Это свидетельствует о высокой степени распространения в нашей стране затрудняющих успешную адаптацию социально индуцируемых страхов, связанных со школой. Однако среди творчески одаренных детей переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и проблемы в отношениях с учителями более распространены, чем в контрольной группе. Особенно это касается страха самовыражения, на статистически значимом уровне значительно чаще присутствующим у творческих детей и проявляющимся в трудностях самопредъявления и демонстрации своих способностей в условиях общеобразовательной школы. Эти данные свидетельствуют, что российская система образования не только не облегчает процесс вхождения творчески одаренных детей в социальный мир, но и нередко затрудняет их адаптацию, ведет к развитию у них чувства неуверенности в себе, в своих способностях и часто подавляет творческий потенциал.

5. Осуществленный нами в рамках кросс-культурного исследования анализ общественного мнения выявил существенные различия в представлениях об особенностях адаптации творчески одаренных детей в России и США. Полученные результаты обнаружили тесную взаимосвязь общественного мнения и социально-культурной ситуации. По сравнению с российским, американское общество более уверено в актуальности для социума проблемы творчески одаренных детей и условий их жизни, что соответствует большей ориентации США на реализацию творческого потенциала личности и большей степени развития институциональных средств успешной адаптации. Мнения же о том, что творчески одаренные дети труднее адаптируются, что они чувствительнее к негативным воздействиям, склонны к беспокойству и тревоге и уверенность в недостаточности существующих условий для развития творческих способностей детей, более выраженные в российском обществе, указывают на настоятельную необходимость организации в нашей стране институциональных средств адаптации творчески одаренных детей. По сравнению с американским, в российском обществе более выражена точка зрения, что наше государство должно предпринимать дополнительные меры для улучшения адаптации творчески одаренных детей. Наиболее необходимыми являются создание школ для творчески одаренных детей, сочетающих общеобразовательные дисциплины и дисциплины специальности, а также организация специализированных центров психологического консультирования одаренных детей, их родителей и учителей.

6. Анализ мнения российских и американских творчески одаренных личностей о трудностях, с которыми они могут сталкиваться в процессе социализации, свидетельствует преимущественно о схожих проблемах, хотя выявлен и ряд специфических трудностей. Так, студенты творческих специальностей как в России, так и в США склонны считать себя неспособными стать настоящими художниками или музыкантами самостоятельно, без чьей-либо помощи. Они сообщают об определенных трудностях адаптации и тревоги, проявляющихся в неуверенности в себе в незнакомых ситуациях, долгом переживании по поводу проблем во время обучения и в отсутствии навыков или стремления заводить новых друзей. Однако американские творческие личности более социально активны и легче адаптируются в новом коллективе. Респонденты в обеих группах сообщают о недостаточности созданных в обществе условий для развития творческих способностей.

В общем, проведенный сравнительный анализ свидетельствует, что, несмотря на различное социальное устройство, креативные личности как в России, так и в США сообщают о приблизительно одинаковых своих особенностях и трудностях адаптации, а также отмечают недостаточность существующих средств адаптации и реализации творческого потенциала. Это указывает, что творческие люди обладают преимущественно одним типом личности, а, следовательно, то, что помогает им адаптироваться в одной культуре, может быть с определенными изменениями использоваться в другой.

7. Результаты диссертационной работы подчеркивают важность исследования проблемы социальной адаптации творчески одаренных детей в условиях современной эпохи инноваций, ориентированной на конструктивное использование творческих способностей для общественного прогресса. Актуальным является создание адекватных институциональных средств адаптации творчески одаренных детей, уязвимых по отношению к негативным внешним воздействиям, склонных к социально индуцируемой тревоге и значимых для общества с точки зрения реализации их творческого потенциала.

 

Список научной литературыЛукаш, Елена Юрьевна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Авраамова Е. М., Логинов Д. М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. — 2002. -№5.-С. 24-34.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.

3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988.-270 с.

4. Бинсвагер Л. Бытие-в-мире. М.: КСП; СПб.: Ювента, 1999. - 300 с.

5. Битюцкая Е. В., Худобина Е. И. Интеллект как фактор социальной одаренности // Одаренность: рабочая концепция / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. Москва-Самара: Изд-во РПО, 2000. — С. 121-124.

6. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуалыю-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. — М.: Молодая гвардия, 1997. С. 328-348.

7. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 320 с.

8. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-209 с.

9. Большой толковый психологический словарь. Т. 1. М.: Вече Аст, 2001. -592 с.

10. Бочаров В. В. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. Ун-та, 2000. - С. 42-43.

11. Верещагин В. Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. 164 с.

12. Гилинский Я. И. Творчество: норма или отклонение? // Социол. исслед.1990. № 2. - С. 41 -49.

13. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.

14. Гройсман A. J1. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.-436 с.

15. Дали С. Дневник одного гения. -М.: Искусство, 1991.-270 с.

16. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим. — М.: Литературный фонд «Axulz», 1993. — 255 с.

17. Дсрманова И. Б. Типы социально психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник Санкт-Петербург, ун-та. 1996. - Сер. 6. - Вып. 1. - № 6. — С. 59-68.

18. Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопр. психологии. — 1999. № 2. — С. 101-106.

19. Дранков В. Л. Психология художественного творчества: Учебное пособие. — Л.: Ленингр. гос. институт культуры им. Н. К. Крупской, 1991. — 77 с.

20. Дружинин В. Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Основные современные концепции творчества и одаренности / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. — М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 161-185.

21. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики // НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика,1991.-230 с.

22. Дуков Е. В., Жидков В. С., Осокин Ю. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Введение в социологию искусства: Учебное пособие для гуманитарных вузов. СПб.: Алетейя, 2001. - 256 с.23.