автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Социальная структура кабардинцев в нормах адата (Первая половина XIX века)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Думанов, Хасан Мухтарович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Социальная структура кабардинцев в нормах адата (Первая половина XIX века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальная структура кабардинцев в нормах адата (Первая половина XIX века)"

АКАДШЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ДВДЕЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ ИМ.Н.Н.ЫИКШО-ЫЛЮ1АЯ

На правах рукописи

ДШНОВ ХАСАН 1ШТАРОВИЧ

СОЦИАЛЬНАЯ СТШТУРА КАБАРДИНЦЕВ В НОШАХ АДАТА (Первая половина XIX века)

Специальность 07-00-07 "Этнография"

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук

Иосква - 1Р91

Работа выполнена и секторе этно^рафт Кабардино-Балкарского ордена Почета институте истопил, филологии и экономики.

Официальное оппоненты:

Ведущая организация - Адыгейски:'! научно-исследовательский институт ьстории, языка и литературы.

Д 007501 при институте этнологии и онтропологли им.Н.Н.Миклухо-Маклая А11СССР. Адрес: 117334, Москва, Ленинский проспект,32 А, корпус В.

С дисоергащшй иокно ознакомиться в научно!! библиотеке институт этнологип и онгропояогии ш.Н.Н.Мюисухо-Шнлая АЛСССР.

Автореферат разослан "_" января 1992 г. П

доктор исторически:; наук, профессор доктор исторических наук, профессор доктор исторических наук, профессор

Х.М.Ибрагшбейяи

ГД.Маыбетов

Г.Е.Марков

и

УчзннЯ секретарь Специализированного Соре;"., улзддцаг исторических наук А.Е.Гер-Саркпсянц

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

¿íШa¿ЙHSSЗiUl£SДSa9SatИav Одной из важнейших задач советской историко-этнографической науки является изучение общественного строя народов, не имевших в прошлом своей письменности. К ним относятся и кабардинцы, вопрос об общественном строе которых неоднократно поднимался в советской историкс-этнографической литературе, хотя среди исследователей, занимавшихся этой проблемой, еже нет единого мнения о степени феодализации кабардинского общества в дореформенный период.

Взгляды по отдельным вопросам данной проблемы крайне противоречивы. Это в первую очередь касается вопросов о собственности на землю, общинном землевладении, степени закрепощения крестьян, сос-ловно-правовых взаимоотношениях, формах эксплуатации, ре.5стве и т.п.

Поэтому исследование социальной структуры кабардинского общества до отмены крепостного права в определенной мера является ключом для решения многих историко-этнографических проблем. Их разрешению должна способствовать настоящая работа.

К.Маркс отмечал, что правовые взгляды и учреждения, как и вся общественная надстройка, порождаются соответствующим экономическим строем общества, зиждутся на нем, как на своем базисе*.

Изучение обычноправовых норм, определявших семейные и общественные отношения кабардинцев, на монографическом уровне до сих пор не предпринималось, хотя, по нашему убеждению, оно позволяет по-новому взглянуть на их общественный строй.

Территориальные рамки данного исследования ограничены Кабар-

дой. Известно, что кабардинцы были одной из самых многочисленных

х Маркс К. К критике пол!Тической экономики. Соч. Т.13. «1., 1950. С.6-7.

адыгских народностей. По своему социально-экономическому устройству снл существенно отличались в изучаемый период от западных и причерноморских адыгов. Следует, однако, учесть и то, что историография кабардинцев так растворена в обиеадыгской, что порою трудно отделить в ней их общественный строй от строя остальных адыгских народов. Поэтому думается, что изучение социальной структуры кабардинцев будет способствовать более углубленному исследованию общественного строя не только самих кабардинцев, но и других адыгских народов, а также и многих северокавказских народов, которые на протяжении ряда веков испытывали воздействие общественного строя кабардинцев.

структуры кабардинского общества, как семья и патронимия, имеется очень мало работ. Достаточно сказать, что по кабардинской семье дореворменного периода до сих пор еще нет ни одной специальной статьи, а исследованию рода у кабардинцев посвяшена только одна статья А.И.Персшца (1951). Отдельные вопросы, связанные с этим, рассматривает В.К.Гардочов (1967). Не изучена община, хотя "в трудах Н.Х.Тхаыокова (1961), Е.Н.Кушевой (1963), Т.Х.Куыыкова (1965), Т.Боцвадзе (1965), В.К.Гарданова (1967), В.Х.Кажарова (1930) и других исследователей рассматриваются некоторые ее аспекты.

Первыми из советских исследователей, обратившими внимание на социально-экономическое развитие кабардинцев, были С.И.Месяц (1922 В.П.Пожидаев (1922), С.С.Анисимов (1937). При этом С.И.Месяц и В.П.Пожидаев отрицали наличие в Кабардо частной земельной собственности и утверждали, что кабардинцы был» кочевыми скотоводами. Не отрицая существования в Кабарце феодализма, эти авторы отделяли феодализм у кабардинцев от феодального землевладения.

. По таким вопросам социальной

В 40-х и 50-х годах советскими учеными была проведена большая работа по исследованию общественного строя кабардинцев в XIX веке. Вопросы общественного строя стояли и на П, Ш, У и УП научных сессиях Кабардинского научно-исследовательского института, проходивших соответственно в 1947, 1948 и 1953 гг. в г.Нальчике.

Участники этих сессий А.З.Мамонтова (1947), О.К.Бушуев (1950) и А.С.Краснов (1953) при определении общественного строя кабардинцев дореформенного периода отрицали феодальные отношения в Кабар-де. Различные определения уровню развития общественного строя кабардинцев дали Л.И.Лавров (1955), Х.М.Бербеков (1964), Т.Боцвадзе (1965), Е.П.Алексеева (1971). По их мнению, в первой половине XIX в., т.е. до отмены крепостного права, в Кабарде господствовали раннефеодальные отношения с еще не оформившейся частной собственностью на землю.

Однако другая группа авторов более или менее последовательно отстаивала феодальный характер кабардинского общества. Этой точки зрения придерживались С.А.Комиссаров (1947), Е.Н.Студенецкая (1950), Е.Н.Кушева (1963), Н.Г.Тхамоков (1961), Ы.А.Ацканов (1966), Е.Дчс.Налоева (1972).

Среди исследований, посвященных изучению обиественного строя кабардинцев, особое место занимают работы Т.Х.Кумыкова и В.К.Гар-Д"нова, которые показали существование в Кабарде до отмены крепостного права феодальной земельной собственности как основы феодальных отношений кабардинцев, указав на высокий уровень сослоеной и имущественной дифференциации, приводивших общество к классовой борьбе.

Казалось бы, исследованиям:« Т.Х.Кумыкова, В.К.Гарцанова, Е.НДушевой, Е.Да.Налоевой, Н.Х.ТЬсачокова, Н.А.Смирнова, С.А.Комиссарова, Г.А.Кокиева, Б.В.Скитского и других, в которых подняты

конкретные архивные материалы, убедительно решены вопросы о степени феодализации кабардинского общества до отмены крепостного права Однако за последние годы снова появились работы, подвергающие сомнению наличие феодализма и частной собственности на землю у горских народов, в том числе и у кабардинцев.

Например, Г.А.Меликишвили (1975) определяет общественный стрий горских народов, включая и кабардинцев, как "протофеодаль-ный". При этом основным фактором, определившим формы феодальных отношений между владельцами и зависимыми крестьянами, Г.А.Мелики-швили считает военную мощь отдельных родов. По его мнению, у горцев, в том числе и у кабардинцев, не существовало частной земельной собственности, которая обеспечивала бы производство прибавочного продукта.

Поддерживая .Г.А.Меликишвили по вопросу о степени феодализации горских народов, А.И.Робакидзе (1978) в одной из последних своих рейот писал, что чермин "протофеодализм" хорошо отражает эту ступень общественного развития. Аргументы А.И.Робакидзе почти те же, что и у Г.А.Меликишвили ■

На УП научной сессии ВНИИ Д.И.Лавров (1953) принадлежал к числу исследователей, которые находили в Кабарде феодализм н част-ьую собственность на землю. Однако в своей новой монографии (197В) возвращаясь к социально-экономическим вопросам истории народов Северного Кавказа, он уже утверждал, что "у кабардинцев земельная собственность к XIX веку еде не успела окончательно оформиться".

Таким образом очевидно, что имеется настоятельная необходимость разобраться в этих вопросах-

Е*бота основана не изучении комплекса материалов различных фондов Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской АССР (ЦГА КЕАССР), Цент-

рального государственного архива Северо-Осетинской АССР (ЦТА СОАССР), Государственного архива Ставропольского края (ГАСК),Центрального Государственного исторического архива Грузинской ССР СЦГИА Гр.ССР), Центрального Государственного военно-исторического архива СССР (ЦГВИА СССР), Центрального Государственного архива древних актов 1ЦГАДА) и других.

В ЦГА КЕАССР нами исследованы ыатерюлы нескольких фондов. Из фонда I, оп.1 использованы материалы дд.26, 32, 45, 47, 49. В них содержатся источшки, касающиеся феодальных земельных отношений,посемейных списков аулов, обычаев перевода крепостных крестьян в свободное сословие, классовой борьбы, норм наследования и других вопросов.

Из фонда 2, оп.1 использованы дд.17, 75 , 488 , 654 , 739, 808, 1630, 1718. В этих делах содержатся материалы по разбору личных и поземельных прав, о захвате феодалами земельных угодий крестьян, о родословных кабардинской и балкарской зие/ги.

Широко использован ф.24, ол.1. В дд.ЗЗ, 17, 20, 23, 27, 36, 45, 49, 51, 55, 90, 116, 125, 152, 157, 104, 186, 200, в которых отражены судебные материалы, содержание обычноправовыэ нормы. В нгас разбираются такие вопросы, как купля и продажа холопов, освобождение крестьян от крепостной зависимости, похищение девушек, кража с.:ота, имуиества, взыскание долгов, потрава посевов и т.д.

Обычноправовыз материалы о взаимоотношениях феодалов и зависимых крестьян, о расселении аулов и численности кабардинцев мы извлекли из ф.16 оп.1, дд.16, 132, 186, 187, 188 , 2С0, Ш2, 1150 и ДР.

Дела о выкупе крепостных, о спорах узденей из-за холопов, об освобождении крестьян от крепостной зависимости, об их побегах за Кубань, о "вторичном" закрепощении крестьян, о переселениях жите-

лей из аула в аул содержатся в ф.23, оп.1, дд-11, 12, 33, 45, 46, 78, 83, 91, 94, 135, 159.

Особый научный интерес представляют материалы, содержащиеся в ф.40, оп.1. В дц. I, 2, 4, 8, 12, 209, 752, 754. В них сохранились ценнейшие источники по феодальному землевладению и общинному землепользованию кабардинцев. Материалы свидетельствуют, что к рассматриваемому периоду в Кабарде общинные земли уже были феода-лизированы. Большое место в них занимают документы, характеризующие патронимию у кабардинцев - "л1ыбын".

В архиве Северо-Осетинской АССР наш обследовано 1700 единиц хранения. Из них испол -зованы документы фондов: 12, оп.4, дд.16, 17, 108; 10, оп.1, д.155; 256, оп.1, дц.12, 16, 26; 262, оп.1, д.51; 291, оп.1, д.З. В материалах указанных дел имеются документы о формах, семьи и ее численности в 40-х годах XIX века, а такие об обычноправовых нормах по сословным категориям кабардинце! дореформенного периода.

Новые документы, которые впервые вводятся в научный оборот, позволяют утверждать, что "пиикеу" - это не сословная категория в собственном смысле слова, а прослойка, пополнявшая свои ряды из крепостных крестьян.

В фондах Государственного архива Ставропольского края имеются сведения по переселениям кабардинских аулов с одного места на другое, органам управления общиной, способам наследования феодалы них земель, формам землевладения. По ним яоно прослеживается фамильная собственность на землю. Сосредоточены они в трех фондах: В7, оп.1, дд.50, 64, 69, 155, 214, 391, 589, 695; 379, оп.1, д.18; 406, оп.1, д.119.

В Центральном государственном историческом архиве Грузинской ССР на:и изучено около 2000 дел серого фонда. Здесь использованы

материалы дел: 62, 158, 191, 1377, 1378, 1379, 1649, 1856. Дело 1649 содержит уникальный материал: "Ведомость исчисления кабардинского народа", т.е. матер1алы переписи Кабарды 1825 года. При ее проведении по каждому аулу составлялся список феодалов (князей), тлекотлешей и других узденей с указанием в каждой семье всех лиц мужского пола и их возраста. В списке указывалось также количество крепостных крестьян, принадлежавших князьям и уоркам. Ценность этой работы, помимо всего прочего, заключается в том, что в ней содержатся данные о численном соотношении феодалов и крепостных крестьян, структуре семьи и сельской общины. Эти материалы дают возможность с максимальной точностью определить форму семьи и общины кабардинцев первой половины XIX века.

Не менее значимыми являются архивные источники, извлеченные из ф.13454 Центрального государственного военно-исторического архива. Нами было просмотрено около 600 дел этого фонда. Из них использованы материалы дд.18, 134, 280, 282, 293, 295, 329, 424, 470 и др. На базе этих документов с привлечением материалов ЦГА КЕАССР мы составили "Карту феодального землевладегая кабардинцев первой половины XIX века", которая прилагается к данной работе. Карта отражает соотношение феодальных и общинных земель. Сравнение показывает, что общинные земли составляли мизерную долю, которая не позволяет дазе говорить о какой-то особой форме землевладения. Эти данные, подкрепленные другими материалами, свидетельствуют о том, что к этому времени в Кабарде все общинные земли были феодализи-рованы.

Разнообразный и ценный материал по нашей теме сосредоточен в архиве Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики (Архив КБНИИИФЭ).

Б первом фонде этого архива хранятся материалы, извлеченные Т.Х.Кумыковым, А.Т.Иортановым, И.В.Тресковым, Р.У.Тугановым из архивов гг.Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Ордаоникидзе, Нальчика и др. В делах И* 2, 3, 5, б, Ю, 12, 13, 17 содержатся материалы о численности и формах семьи, о расселении кабардинских аулов в 40-х годах XIX века, о браке, разводе, о семейно-имущественных правах по сословным категориям, о земельных правах Сф.1, оп.2, д.б, л.1-313). Например, документы дела № 12 свидетельствуют о том, что Зольские и Этокские пастбища, считавшиеся общинными етз до их экспроприации в 1Ы22 г. ген.А.П.Ермоловым, составляли собственность кабардинских феодалов.

Большой материал по происхождению "л1ыбын" имеется в деле № 13. Его анализ показывает, что кабардинские патронимии XIX века образовались в результате нз распада архаического рода (лъзпкъ), а сегментации большой семьи классового общества.

В работе также использованы материалы сборников документов! составленных Г.А.Кокиевш и В.К.Гардановым. Эти документы были извлечены из центральных архивов Кабардино-Балкарской и Севаро-Осетинской АССР. В них содержатся обычноправовые нормы, относящиеся к князьям, тлекотлешаы, узденям и крепостным крестьянам дореформенной К&бардц и Балкарии.

Среди исследованных материалов имеются документы, представляющие большой научный интерес и обладающие несомненной достоверностью. К их числу можно отнести, например, перепись населения Кабарды в 1625 г., "Докладная записка" Я.М.Шарданова 1839 г. о землевладении кабардинцев и др. Есть и сомнительные и даже заведомо искажающие положение дела. Например, акт от 20 августа 1863 г.

Поэтому задача состояла не только в том, чтобы проверить содержание одних документов показаниями других, но и отделять типич-

ное от случайного. Отсюда возникла необходимость: максимально насытить работу конкретным архивным материалом.

Среди наших источников важное место занимают работы европейских авторов, вошедшие в сборник "Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв.". Так, исиользованы сочинения И.-А.Гюльденштедта, Л.Р^йнегса, П.С.Палласе, Я.Иотоцкого, Г.Ю.Клапрота, Т.Ш. де Бесса, И.О.Блар&чберга, Ф.Дюбуа де Монпере, Да .Белла, Дк.А.Лонгворта и др.

Наш, разумеется, использованы и труды советских авторов: Громыко М.Ы., Александрова В.А., Семенова D.H., КосвенаМ.О., Крюкова 11.В., Маркова Г.Е., Куббель Л.Е., Арутюнова С.А., Першица А.И. и других, которые имеют прямое или косвенное отношение к теме. О них будет сказано в соответствующих главах и параграфах.

определяется:

во-первых, тем, что в нем вопрос о характере общественного строя кабардинцев впервые рассматривается через отражение этого строя в нормах адата;

во-вторых, тем, что при инамиэе общественного строя кабардинцев впервыэ рассматривается не только сельская община, но и семья и патронимия;

в-третьих, тем, что в работе большое внимание уделяется пересмотру и уточнению терминов и понятий, относящихся к социальной структуре и, в частности, к сословным категориям кабардинцев; социально-экономическая история включаот s себя такие сложные процессы и явления, которые не находят полного отражения в одном каком-либо виде источников; работа построена на анализе комплекса источников;

в-четвертых, тем, что в исследовании в научный оборот вводится значительный новый архивный материал.

í¡SSЗA9ШЗШSSSШJkЛS^JIlSS&ЗS5SXSi^9St¡SS¡i исследования составля! труды классиков марксизма-ленинизма и, в частности, наследие K.Mapi са и .З.И.Ленина по вопросам государства и права.

¿OUSÓSUÜS^PaéSJÜ- Диссертация обсуждена на совместном заседании секторов истории, этнографии и кабардинского языка ордена Знак Почета Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики, кафедр Всеобщей истории СССР ордена Дружбы народов Государственного университета КБАССР и на расширенном заседании сектора народов Кавказа Института этнологии и антропологии АН СССР и была рекомендовала к защите на соискание ученой степени доктора исторических наук. Основные положения исследования докладывались и обсузядались на всесоюзных и региональных конференциях. По теме опубликовано более 70 а.л., в том числе 43 а.л. в 4 книгах.

Si'Ш&ИХШк&О&ЗШ' Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Во jiaSASiüüL. обосновывается актуальность темы, дается историография проблемы и характеристика источников.

В первой главе исследуются

пять вопросов, каждый из которых представляет самостоятельную проблему. В параграфе "Предварительные замечания" анализируются численность, поколенный состав и формы семьи, уточняется соотношение терминов "семья" и "двор". Дело в том, что в дореволюционной литературе часто встречается указание на то, что в адыгском, в тон числе и кабардинском, дворе первой полоеины XIX века проживало 40, 50, 60, а иногда 100 и более человек. Отдельные советские исследователи, ссылаясь на это и отоздествляя понятия "двор" и "семья", утверждают, что у адыгов основной формой семьи была большая патриархальная семья. Такое утверждение не соответствует дейст-

- II -

вительности. До отмены крепостного права в Кябарде двор не соответствовал семье. Как правило, в подавляющем большинстве случаев в одном кабардинском дворе проживало несколько семейств. Феодальная система требовала, чтобы крепостные крестьяне - "лагунауты" выполняли все домашние работы в семье феодала. Поэтому они проживали "особыми саклями и отдельными семьями во дворе владельца". По данным 1825 г. феодалы и лагунауты, принадлежавшие им, составляли около 70£, т.е. они вместе составляли подавлявшее большинство населения Кабарды.

Второй параграф посвяшен правовым взаимоотношениям членов семьи. Здесь отмечается, что независимо от формы семьи - большой или малой - права главы сыьи как руководителя семьи и лершителя судеб ее членов гарантировались не только нормами кабардинского феодального права, но и нормами шариата. В третьем и четвертом параграфах исследуются семейное имущество, его источники, а также имущественно-правовые взаимоотношения членов семьи. Отказавшись от традиционного способа рассмотрения семьи в целом, эти вопросы изучены по различны;.! сословным группам, что дает возможность проследить различные способы создания семейного имущества в многоступенчатой сословной лестнице феодального общества Кабарды дореформенного времени.

До отмены крепостного права кабардинское общество делилось на классы феодалов и зависимого населения. Феодалы распадались на категории пши, тлекотлешей, дыжынуго, бесланорков, орк-шаотлугусов и пшикеу. В состав феодально-зависимого класса входили вольноотпущенники, оги, лагунауты и унауты. Князья владели зсей территорией Кабарды, им пршадлежали крепостные крестьяне, они имели многочисленные стада крупного рогатого скота, овец, табуны лошадей и т.п. Вся кабардинская земля была распределена ыевду шестью княжо-

- 12 "

скими фамилиями. Четыре из них считались верховными собственниками всей земли Большой Кабарды, а две - Малой Кабарды. Семейный доход князя складывался из земельной ренты, пополняемой феодальными повинностями, штрафами и подношениями, поступавший не только от узденей и крестьян, но и от соседних народов.

В присвоении крестьянского труда и ограблении народа князья не были огракичек-л никакими обычноправовдаи нормами, что дало им возможность приобрести огромные имущественные состояния.

Вслед за князьями на феодальной иерархической лестнице стояли тлекотлеши, известные е официальных бумагах как уздени первой степени. К тлекотлешам относились и сословие дыжынуго - уздени второй степени. Тлекотлеши являлись вассалами князей и несли им службу. Источники свидетельствуют, что "они были помощниками и советчиками князей р управлении внутренними и внешними делами Кабарды". Во время войн и походов они составляли княжескую дружину,"сопровождали князей в поездку в другие государства - Крым, Турцию, Персию, Россию".

Каждая княжеская фамилия имела своих тлекотлешей. При этом отдельные тлекотлешские фамилии являлись вассалами не только одной княжеской фамилии, но и нескольких. Из 1шх Куденетовы и Анзо-ровы были наиболее известными и могущественными фамилиями тлекотлешей.

Обычное право строго регулировало сюзеренно-вассальные отношения между князем и тлекотлешем. Например, если умирал тлекотлеш, то его сыновья не имели права оставлять бывшего сюзерена отца. Как и у князей, основное имущество тлекотлешей состояло из земли, крепостных крестьян, крупного рогатого скота, лошадей и т.д.

Но верховными собственниками земли в Кабарде были князья, а тлекотлеши, находясь у них на вассечьной службе, получали за это

земли. То обстоятельство, что уздени первой степени, в свою очередь приглашали на вассальную службу узденей третьей степени, наделяя их землей, говорит о том, что тлекотлеши были феодальными землевладельцами. Богатство тлекотлешской семьи определялось не только количеством земли, но и числом подвластных ей узденей и крепостных крестьян.

Крепостные крестьяне принадлежали тлекотлепам непосредственно. Их продавали, покупали, обмени вали, включали в калым, в "льыу-асэ" Сцена крови) и т.д. Тлекотлеши имели много крупного рогатого скота, лошадей и овец. Семейное имуществе тлекотлеша пополнялось и другими доходами. Обычным правом были определены специальные штрафы, взимаемые только тлекотлешачм. Например, за кра^у лошади у тлекотлеша вор платил ему "три лошади за кат!дую украденную".

Как и князьям, крепостные крестьяне платили тлекотлешом ренту, отбывали барешку и другие повинности. Вообще формы эксплуатации, а также размеры повинностей тлекотлешских крепостных крестьян ничем не отличались от принятых в княжеских ф^амилиях.

В класс феодалов входили также бесланорки (уздени 2.степени), уорктаотлугусы (3 степени) и шшкеу (4 степени). Бесланорки и пши-кеу находились в вассальной зависимости от князей, а уоркиаотлу-гусы - от тлекотлешей. Согласно обычноправовым нормам, за вассальную службу "уздень третьей степени пелучает дань от узденя 1-й степени из семи предметов: в числе из: необходимо одно семейство или выбранные из него два человека, 100 баранов, панцирь с нарукавниками, ружье, сабля, пистолет и ежегодно жеребенка. Прочие узденья получают такую же дань от своих князей".

Таким образом, первоначально семейное имущество указанных узденей складывалось из узденьской дани - "уэркътын" и различных подарков. В состав узденьской дани входила и земля. Однако в

- 14 -

отличие от тлекотлелей эти уздени первоначально получали землю не на правах владения, а на правах пользования.

Семейное имущество уорков, полученное е виде уэркьтын от князя или тлекотлеша, умножалось и доходами от феодальной эксплу-ат:.ции зависимых крестьян. Натуральная и отработочная рента, установленная обычноправовыми нормами для княжеских пшитлей, была обязательна и д/я узденьских крестьян, что свидетельствует о том, что в рассматриваемый период семьи бесланорков, оркшаотлугусов и пшикеу были типичными феодальными семьями.

В кабардинской семье независимо от ее сословно-классовой принадлежности жена имела свое личное имущество. За редчайшим исключением оно не расходовалось на общесемейные нужды. Им владела и распоряжалась только жена.

В результате в феодальной семье параллельно существовали и развивались две формы собственности на движиь^е имущество. Первая из них принадлежала мужу и детям, а вторая - только жене. После смерти женщины муж и дета становились ее наследниками. При отсутствии же детей наследство с мужем делили ее родственники.

Крестьяне были разделены на несколько феодально-зависимьк категорий: унауты, лагунауты и оги. Унауш в Кайарде находились на положении рабов, используемых в домашнем хозяйстве феодалов. Они не имели собственного семейного имущества, питание и одежду получали от своих феодалов.

Крепостные крестьяне лагунауты и оги имели право владеть семейным имуществом, состоявшим из двух видов. Первым из них было имущество, получаемое от владельцев и пополняемое личным трудом. Все это имущество (скот, инвентарь и т.п.) - формально считалось собственность» крепостного, но на самом деле принадлежало владельцу. К примеру, если последний разорялся или нуждался в по-

полнении своего имущества, то он имел право разделить имущество лагунаута на три части и забрать себе две, оставив крепостному крестьянину лишь одну часть. Тогда эта часть становилась собственностью крепостного крестьянина, и владелец терял на нее право. К таким разделам владельцы прибегали тогда, когда они шдели, что их крепостные располагают большим богатством. Это было специфическим способом присвоения прибавочного продукта крепостного крестьянина.

Вторым видом имущества крепостных крестьян являлись подарки, получаемые им от разных лиц. В адатах говорится, что если лагуна-ут получает подарки от своих родственников, то они становятся "его семейной собственностью и владелец на это не имеет никаких прав".

В частности, семейной собственностью становился обязательный венчальный подарок - "накях", делаемый владельцем невестке лагунаута. &гот подарок состоял из 3-5 рублей или одной коровы. Семейной собственностью считались и подарки от друзей и знакомых, ко-орые назывались "нахтабу".

Одним "из видов имущества крепостного крестьянина был "ды-шырык" - приданое невесты, которое находилось в пользовании семьи, но принадлежало лично жене. Ни владелец, ни муж и никто другой не имели право распоряжаться отим имуществом без разрешения его хозяйки.

• Особую категорию крестьян составляли тлхукотлы. Они были лично свободными, но экономически зависимыми от феодала. Большинство тлхукотлов составляли озаты, бывшие в прошлом крепостными крестьянами, но различными способами освободившиеся от своих владельцев. Они не имели права покидать аул, в котором жил их бывший владелец. Все свое имущество тлхуготлы создавали своим

- 16 -

трудом. Они разводили скот, занимались земледелием, поступали на работу по найму к богатым, пасли общественный скот, караулили аульные земли и т.д.

Накануне отмены крепостного права очень заметны;.! было имущественное расслоение тлхукотлов. Многие из mix имели сотни овец, десятки лошадей и крупного рогатого скота, собственных крепостных крестьян, преврртившись в эксплуататоров. Но большинство не располагало таким состоянием и по-прежнему находилось в экономической зависимости от феодалов.

В целом данные этих двух параграфов показывают, что в конце -начале XIX в. в Кабарде существовала феодальная собственность на землю. Верховными собственниками земли были князья. Они уступали ее сбоим вассалам за службу, что называлось "уэркътын" -узденский подаро.к. "Уэркътын" представлял собой иерархическую форму, лестницу зависимых один от другого держателей земли. Иерархичность имела две парачлельныо линии, что являлось ее особенностью в Кабарде. Зто выглядело следующим образом.

1. Князь уступал землю в виде "уэркьтын" своему пассалу-тле-котлешу, за что последний нес службу князю. Тлекотлеш в свою очередь предоставлял землю в виде того же "уэркътш" своему вассалу орк-ааотлугусу за то, что последний служил у него. Орк-шаотлугус как аульный владелец передавал свою землю крестьянам на правах общинного землепользования, а те платили ему земельную ренту.

2. Параллельно князь и тлекотлеш уступали землю другому вассалу - бесланорку. Последний, получив землю в качестве "уэркътын", передавал ее своим крестьянам на правах общинного землепользования. Тлекотлеш, беслонорк и орк-шаотлугус с течением времени становились полными собственниками "уэркътын". В рассматриваемое время они имели право продавать, дарить и наследовать "уэркьтын". На

- I? -

наш взгляд, система "уэрк"ьтцн" имеет определенное сходство с западноевропейской системой феодальных держаний.

Заключительный параграф-, первой глапы посвлшэн обычному брачному праву. Кабардинцам с давних времен известны различные виды брачных запретов, нарушение которых считалось преступлением и наказывалось. Одним из них была экзогамия. Обычное право строго запрещало вступать в брак с членами рода (фамилии) своего отца или матери. При этом экзогамия простиралась до седьмого поколения. Препятствием к брачу было и молочное родство. Существовали и другие брачные ограничения, связанные с искусственным родством, возникшим в результате аталычеетва, побратимства, а также родства, установившегося с членами семей, в домах которых на вре ш свадьбы останавливались жених и невеста.

Нарушением обычая считаюсь вступление в брак с представителями народов, исповедывавших другую веру. Строго запрещались браки между представителями различных сослоеий. Князья брали в ,жекы княжеских дочерей, уздени - узденьских, крестьяне - крестьянских.

й>жденныа от неравных браков (их называли тума), согласно нормам обычного права, лишались отцовских сословно-имущественных прав. Для получения такими людьми отцовских сословных прав требовалось согласие их отцов и всех членов данной фамилии.

Здесь же рассматриваются £ормы брака. Кабардинцам были известны две основные формы заключения браяа: брак по сговору и похищение.

Брак по сговору имеет несколько разновидностей. Пьрвая из них - брак по договоренности между самими врачующимися. Молодые люди, зная друг друга с юности, договаривались между собой и с согласия родителей вступали в брак с соблюдением всех традиционных обычаев и обрядов. Вторая - "лъыхьук1э кьэшэн" (льыхъун -

- ш -

искать, къэшэн - привести), брак по договоренности между родителями брачующихся. Если молодой человек при достижении брачного возраста не приметил себе девушку, то родители просили своих родственников, друзей, соседей, чтобы они нашли ему невесту с учетом ее поведения, сословного происхождения, веса фамилии в обществе и т.д. Если находили такую девушку, то к ее родителям засылали сватов и устраивал/ "хъыджэбзаплъэ", т.е. смотрины, знакомство. После того как стороны достигали согласия, договаривались о размере калыма, сроках свадьбы и т.д. Особая разновидность брака по сговору родителей - люлечное обручение ("гущзкъу ибзэ"), когда мальчика и девочку обручали при рождении. В рассматриваемый период эта форма брака встречалась очень редко.

Другой формой брака было похищение. В этнографической литературе о кабардинцах указывается, что к.похищению прибегали тогда, когда у жениха не было достаточной суммы для уплаты калыма, а также для сокращения свадебных расходов. Изученные и проанализированные обычноправовыэ нормы и архивные судебные материалы первой половины XIX в. позволяют сказать, что этот вывод в какой-то" мере справедлив только применительно к внутрисословным бракам. Что же касается межсословных браков, то здесь насильственное похищение полностью предотвращалось обычным правом.

К похищению прибегали главным образом материально обеспеченные люди. Дворянская молодежь считала похищение удальством и отвагой. Искавшие приключений и стремившиеся приобрести славу храброго человека не останавливались ни перед кровной местью, ни перед расходами. Некоторую ясность следует внести и в брак похищением с согласия девушки. Эта форма брака кабардинцам известна под названием "дэк1уэсэн", т.е. "тайный уход", "побег" девушки. К такому браку прибегали тогда, кеда молодые люди любили др:,г

друга, но не рассчитывали на согласие родителей невесты. Эту форму брака кабардинцы считали позором для родителей и родственников девушки, которые часто отрекались от нее, не давали приданое и т.д.

Был распространен обычай левирата, когда мужчина женился на вдове умершего брата. Однако левират у кабардинцев неснолько отличался от левирата у некоторых других народов. Если, например, у киргизов или туркмен при левирате не платили дополнительного калыма за вдову брата, то кабардинские нормы адата требовали доплаты калыма. Это свидетельствует о том, что к XIX в. у кабардинцев невеста, приобретенная за калым, но становилась собственностью семьи, и для деверя левират не был обязательным. Существовал и сорорат, когда муж женился на сестре умершей жены. Чаше всего это бывало тогда, когда у умершей оставалось много детей.

Приведенные брачные обычаи были характерны для всех сословии.

Брак в любой его форме в изучаемый период был покупным. Семья жениха должна была уплатить за невесту выкуп - "уасэ" (цена) . Калым нослл классовый характер не только по своему размеру, но и по составу. Так, в калым за княжескую дочь входили редкие и чрезвычайно ценные веши, которые были доступны только могущественным фамилиям. В калым за дочерей крестьян не входила даже лошадь.

У лагунаутов уплата и получение калыма имели свои особенности, подчеркивающие зависимость от феодалов. В частности, согласно обычноправовым нормам, лагунауты не могли сами платить и получать калым за дочерей. Калым давал или получал владелец, который должен был выделить 10 рублей или одну корову невесте. Эта доля становилась ее собственностью. Размер калыма для лагунаутов был

определен в 200 рублей. В данном случае калым являлся особой формой феодальной повинности владельцу.

Следует обратить внимание и на то важное обстоятельство, которое калым занимал в Кабарде до отмены крепостного права не только как брачный выкуп, но и как своеобразный фактор, регулировавший отношения между князьями и узденями. Известно, что уздени несли службу у кня?я на определенных вассальных условиях, за что князья получали узденскую дань - "уэркътын". Согласно кабардинским адатам, в состав "уэркътын" входила и часть калыма, получаемого князем за свою дочь. И не случайно это условие входит в ада-ты, регулировавшие отношения между князем и узденем. Во-первых, для узденя это было дополнительным источником дохода, а, во-вторых, для некоторых - единственным способом приобретения-таких редких и ценных вещей, как панцырь, шишак и т.д.

Калым являлся также средством социальной регуляции между владельцами и крепостными крестьянами. Начнем с огов. В отличие от лагунаутов, оги имели больше семейных прав. В частности, они могли вступать в брак по своему усмотрению, заплатив или получив положенный калым. В тех случаях, если ог разводился с женой, последняя становилась свободной, и бывший владелец уже не имел права на повторное ее закрепощение.

Известно, что выкупившийся лагунаут становился огом. Но если муж и жена вступали в брак лагунаутами, а разводились огами, то вопрос о том, останется ли разведенная жена в категории огов или вернется в категорию лагунаутов, решался по усмотрению владельца, которому она раньше принадлежала. Если владелец уплачивал за нее калым другому владельцу, то он требоват от нее возврата калыма, в противном случае он не переводил ее в оги. А если лагунаутка принадлежала ему, и за нее не был уплачен калым, то

- 21

владелец ограничивался выкупной платой.

Что касается унаутов, которые приравнивались к рабам, то в историко-этнографической литературе утвердилось мнение о том, что они не имели никаких брачно-семейных прав. Однако анализ обычно-правовых норм кабардинцев, относящихся к дореформенному периоду, позволяет внести в этот вопрос некоторые коррективы. В частности, в адатах сказано следующее: "Мужчина унаут, хотя безобрядный, £ ЛЗ£5РЗ£Ш915Ш§МЛО£5£ЛШЗЗ (подчеркнуто нами.-X.Д.) требовать от владельца, чтобы он купил ему жену из лагунауток, и тогда муж-унаут и дети его делаются обрядными, получают права лагунаутов". Встает вопрос: почему унаут требовал от владельца, чтобы он купил ему жену именно из категории лагунауток, а не из унауток? Известно, что калым как брачное условие является платой за невесту, но поскольку обычное право не признавало соответствующих прав за уна-уткс-ми, за них не был установлен какой-либо калым. А брак без калыма запрещался. В обычноправовых нормах относительно унаутов сказано: "средняя цена унаутов достигает от 300 до 400 рублей. Особенно дорого ценятся унаутки-девушки,. цена им обуславливается возрастом, сложением тел, способностью к работам и наружностью". Следовательно, цена унаутки была в два с лишним раза больше, чем размер калыма, установленный за лагунауток. Таким образом, владельцу выгоднее было заплатить калым за лагунаутку, чем покупать унаутку, тем более, что перевод унаута в категорию лагунаутов не противоречил его хозяйственно-экономическим интересам. Наоборот, этим браком он приобретал платежеспособную крестьянскую семь», укрепляя свое хозяйство.

В параграфе "Предварительные замечания" дается дореволюционная и советская историография кабардинской сельской общины. Отмечается, что кабардинская община до сих пор не стала объектом специального исследования, а те вопросы, которые затрагивались, подверглись лишь поверхностному рассмотрению. В силу этого существуют самые различные и противоречивые суждения. По Ф.И.Леонтовичу (1882), кабардинская обшна исследуемого периода представляла собой "переходную форму от кочевого быта к организованной территориальной обиине", Г.Малявкин (1891) утверждал, что кабардинское общество накануне отмены крепостного права находилось в состоянии "перехода от родовой к соседской общине". И.Ф.Мужев (195?) определял его как "родовую общину". Л.И.Лавров (1965) писал, что кабардинская община находилась в состоянии перехода от первобытнообщинного строя.к классовому обществу. По определению Н.Х.Тхамо-кова (1951), кабардинская община в ХУШ веке пребывала в стадии завершения перехода от родовой к сельской. В отличие от них E.H. Студенецкая (1954) отмечала, что в кабардинской общине главным было феодальное устройство. T.X.Кумыков находит кабардинскую сб-щину в изучаемый период в состоянии разложения. В.Х.Кажаров пишет, что община у адыгов (в том числа и у кабардинцев.-X.Д.) в первой половине XIX века была феодальной.

Для исследования кабардинской обиины первой половины XIX века нами изучена перепись Кабарды в 1825 г. с указанием посемейных списков мужского пола всех сел. Она свидетельствует, что в исследуемый период у кабардинцев основным типом сельского поселения являлось "къуажэ", т.е. селение, деревня. Кьуажэ вместе с проживающим в нем населением и прилегающими к нему земельными угодьями - "къуажэщГ' (къуажэ - село, щ1ы - земля; составляло социальную единкцу-обшину, которая обычно состояла из нескольких кварта-

- 23 -

лов - "хьэблэ". Къуажэ делились на два типа. Те, в которых на правах аульного владельца проживал князь, называлось "пшы къуажэ", т.е. княжеское село, а те, которые принадлежали узденям - "уэркъ къуажэ", т.е. узденское село.

Характерной особенностью кабардинских "къуажэ" было то, что они обязательно принадлежали какому-нибудь феодалу и имели "къуажэпщ", т.е. аульного князя. Свободных, никому не принадлежавших къуажэ не было.

Отдельные историки и этнографы считают, что население в кабардинских аулах составляли только родственники-однофамильцы. Объясняют это тем, что если аул носит чью-то конкретную фамилию, то в нем живут только представители данной фамилии. Между тем это не так. Для анализа родственных и соседских связей жителей кабардинских "къуажэ" нами изучены посемейные списки 102 аулов, вошедших в перепись 1825 г. В результате этого выяснилось, что как и в начале, так и в середине XIX в. кабардинская община была территориальной, соседской, приспособленной к системе кабардинского феодализма. Основной формой семьи в общине являлась малая семья.

Во втором параграфе данной глт.вы исследуются сословная структура сельской общины, которой посвящена обширная литература. В работе специальные вопросы, связанные с сословиями -"дыжьыныгьуэ", "паык1эу", "бейгуэл", "1уэгу", "лэгъунэ1ут", "азат", подвергаются дополнительному исследованию. Анализ правового положения тле-котлешей и дыжьыныгьуэ привел нас к вопросу: почему тлекотлеши и дыжьыныгьуэ, занимая в общественной жизни равное положение, носили различные сословные названия? Не было ли связано это с их национальным происхождением? Ведь известно, что в период феодализма кабардинские князья часто приглашали на вассальную службу представителей соседних народов. Можно предположить,- что приглашенные

- 24 -

со стороны носили одно сословное название, а коренные кабардинцу -другое, хотя, согласно адатам, и те и другие занимали одинаковое социальное положение и пользовались одинаковыми правами.

Термин "пшикеу" расшифровывается так: "пшы" - "князь", "к1оу", "чо" - плетневая ограда, т.е. княжеская ограда. Определяя место пшикеу в кабардинском феодальном обществе первой половины XIX века, Б.М.Дышов и Т.Боцвадзе считают, что эта категория как одна иэ низших категорий феодального класса находилась только в процессе становления. Между тем многочисленные достоверные материалы показывают, что "пшык1эу" - зто на сословие, а прослойка в сословии. Она образовалась давно, вместе с князьями в кабардинском обществе. Основная функция пшикеу заключалась в охране князя л исполнении его приказаний. Они следили за порядком в обществе и держали народ в повиновении.

В Xyi-XMù вв. пшикеу как социальная группа составляла ужо сформировавшуюся категорию, точнее - ее прослойку, которая к концу первой половины XIX в. растворилась среди орк-шаотлугусов и аэатов, прекратив свое существование.

Термин "бейгуэл" происходит от тюркского "бейкол", где "бой"-господан, а "кол" - невольник, холоп. О социальном положении бей-колей в историко-этнографической литературе нет единого мнения. Существует предположение о том, что бейколи составляли многочисленную категорию (Т.Боцвадзе). Наше исследование привело к тому, что бейколы не составляли сословной категории, s были прослойкой должностных лиц, как и пшык^эу. Они выполняли распоряжения своих гос- . под: собирали с крестьян подати, объезжали аулы, следя за состоянием порядка, наказывали провинившихся и т.д. Архивные материалы показывают, что бо^.колов имели не только князья, но и тлекотлеши и

- 25 -

уорки низших степеней. Княжеские бейколы носили название "бейгуэ-лышхуэ" - большой бейкол. Накануне отмены крепостного права в Ка-барде уже не было бейколов.

Один из самых звлутанньс в социальной истории кабардинцев -вопрос о тлхукотлах. Тлхукотлов смешивают с другой крестьянской категорией - "льхукьуэлВлауз" (токашава, токашевы), встречающейся в документах ХПЬ в. и отличающейся от категории тлхукотлов. На изучение вопроса о тлхукотлах известное влияние оказала и статья З.В.Анчабадэе, написанная в основном на материале адыгейских племен, в которой развивалась мысль, что в пергой половине XIX в. в Кабарде тлхукотлы еще не были закрепощены. Ошибка автора состоит в отождествлении социального положения адыгейских свободных общинников - фокотлей и кабардинских крепостных тлхукотлах - лэгъунэ1ут.

Лъхукъуэщо - сокращенный вариант термина "лъхукъуэл1шауэ", образованного от льхукъуэл1. В 1950 годах, когда готовились к изданию документы о кабардино-русских отношениях ХУ1-Х1Х вв., часто встречающееся слово "токашаво" в различных звучаниях (токашевы, токошевы, ^укашевских и т.д.) было переведено как "лъхукъуэлГ'. Термины "токашаво", "токашевы", "тчкошевы", "тукаиавских" обозначают не льхук"ьуэл1, а льхукъуэшауэ (льхукъузлЬлауэ). Поскольку в источниках не содержалось материалов, указывающих на конкретное социальное положение токашавов, они были признаны еще незакрепо-шенными свободными общинниками. Таким образом, в самый начальный период изучения сословной структуры кабардинцев были допущены дво неточности, ставшие впоследствии отправными точками в исследовании крестьянского вопроса в Кабарде.

Первоначально льхукъузшауэ произошли от льхукъузл1. Те тлхукотлы, которые привлекались к "благородным" работам (охрана владельца, г.сенная служба и т.п.), получили название "льхукъуэшауэ".

- 26 -

На это указывает "щауэ" в термине "льхукьуэлГ', образовавшее нЬ-вое значение "благородный", "витязь". Существуют многочисленные документы, указывающие на происхождение части тлхукошао не от кабардинских льхукъуэл1, а от представителей других народов, пришедших к кабардинским феодалам в поисках земли.

Для выяснения социального положения льхукъуэщауэ мы проанализировали обычноправовые нормы, отражающие феодальные повинности крепостных крестьян, зафиксированные еше в 1780 г., под названием "Описание о податях, чинимых от черного народа своим узде-ньям". "Описание..." состоит из шести разделов, в первом из которых отражены феодальные повинности пяти категорий крестьян своим владельцам. Категории эти следующие: I/ оброчная чернь, 2/ безоброчная чернь, 3/ токашевы, 4/ холопы, принадлежащие токашавам и 5/ дворовые холопы.

Анализ феодальных повинностей перечисленных категорий крестьян своим владельцам показывает, что повинности "оброчной черни" и "токашавов" почти не отличались друг от друга. Это наводит на мысль, что "оброчная чернь" была той категорией тлхукошао, которая произошла от кабардинских тлхукотлов, а токашавы - выходцы из безземельных пришельцев, попавсих в зависимость от кабардинских феодалов.

Термин "унаут" расшифровывается так - унэ - дом, 1ут - стоящий, т.е. стоящий у дома. О роли унаутов в кабардинском обществе существуют две точки зрения. Первая (Г.А.Кокиев, Т.X.Кумыков) заключается в том, что накануне отмены крепостного права в Кабар-до существовал рабовладельческий уклад в форме патриархального рабства. Другая (Л.И.Лавров) состоит в том, что рабы у кабардинцев ссставляли ничтожный процент населения и что, как и многие народы мира, кабардинцы миновали рабовладельческую формацию.

Исследования социального положения и хозяйственной деятельности унаутов показало, что они состояли из разных категорий. Мужчины делились на лыгъавэ - мясовар, 1энэзехьэ - подоший на стол. Женщины делились на жыхафатет - стоящая у порога и передававшая распоряжения хозяйки домашним работницам, к1э1ыгь - держашая шлейф госпожи и др. Унауты за редким исключением не принимали участие в производительном труде, они были домашними и личными слугами феодалов.

Термин - шхъэщэхуж" происходит от "шхгэ" - голова, нэхужын -выкупить, т.е. выкупивший себя из крепостной зависимости. В исто-рико-этнографической литературе пхьэщэхужи известны как азаты или вольноотпущенники. Азат - иранское слово и обозначает "свободный", "свободолюбивый". Сами кабардинцы различали два вида азатов: "азатизь" (старый азат) и просто "азат". Термином "азатыжь" назывались те вольноотпущенники, которые выкупили себя на свободу еще до официальной отмены в 1667 г. в Кабарде крепостного права. В отличие о^" азатыжь крестьяне, которые получили свободу по Крестьянской реформе, назывались азатами. Азаты из бывших крепостных крестьян лагунаутов носили название п своему происхождению.

Для вольноотпущенников были установлены феодальные повинности, которые они должны были отбывать в пользу своих бывших владельцев. Они приведены в диссертации.

Феодалы, освобождая своих холопов от крепостной зависимости, не давали им полной свободы. Вольноотпущенники и экономически, к юридически оставались зависимыми от бывших владельцев, как бы освобождаясь только наполовину. Еольноотпущенников передавали пи наследству при семейных разделах, деля между собой, как любио другое имущество, и т.д. Поэтому не случайно, сословно-гиземельная кеуис-сия Терской области, определяя социапное кол .заме рольноц-ш/мш-

2Ь -

ников, называет их "больными холопами". Эхо определение как нельзя лучше отражает двойственное положение данной крестьянской категории.

Для нашего исследования большой интерес представляет вопрос с степени закрепощения крестьян в Кабарде. Исследователи, занимавшиеся изучением вопросов общественного строя кабардинцев, за исключ< нием Г.А.Кокиева, считали, что накануне отмены крепостного права I Кабарде не завершился процесс закрепощения крестьян. Однако матера алы о "токашавах", "тукшавах" и т.д., встречающиеся в источниках ХУИ. в. и относящиеся к свобсдньь: общинникам тлхукотлам и тем крепостцы:.! крестьянам, которые известны в первой половине XIX в. под названием "ог", говорят о том, что вопрос о степени закрепощения кабардинских крестьян является дискуссионным.

Третий параграф главы посвящен сословному земельному праву. То, что в Кабарце все земли составляли феодальную собственность, нашло яркое отражение в земельном праве, которым регулировались земельные отношения кабардинцев. Каждое феодальное сословие имело свои земельные, права, зафиксированные в нормах одата. Рассмотрим их по порядку.

Земельные права князей. По материалам ХУЕ. - первой половины XIX в. известно, что вся территория Кабарды была разделена на шесть частей между шестью княжескими фамилиями. Большая Кабарца принадлежала четырем княжеским фамилиям: Атажукиным, Мисостовым, Кайтуковьи и Бекмурзовым, составляя их собственность, а Малая Ка-барда - Киляхстановым и Таусултановым. Эти княжеские фамилии счк-тались верховными владельцами всей земли Кабарды. Какие же реальные прг.ва имели князья на свои земли? Ответ на него мы находим в нормах обычного ^рава.

- 29 -

Статья I? кабардинских адатов, опубликованных Ф.И.Леонтови-чем и статья 56 "Свода адатов горцев Северного Кавказа", состев-лекного в 1В47 г., а также многочисленные архивные документы, отражавшие земельные отношени)., свидетельствует о том, что князья беспрепятственно распоряжались землей: ее уступали в виде бенефициев за службу уоркам, дарили, продавали, сдавали в аренду.

Земельные права тлекотлешей я дыжиниго. Эти категории феодалов, которые несли службу князьям и составляли их главную опору, являлись крупными землевладельцами. Права на землю тлекотлеши и дыжиниго получали от князей. Одно из главнейших земельных прав тлекотлешей и дыжиниго заключалось в том, что они по своему усмотрению могли приглашать третьестепенных узденей на вассальную службу, наделяя их земельными участками. Одна из обычно-правовых норм, которыми регулировались земельные права тлекотлешей, гласит: "Первостепенные узденья имеют право поселять на своей земле узденей 3-й степени, которые обязаны служить им за это" (Й.И.Ле-онтович^. Материалы по тлекотлешам и дыжиниго говорят о том, что они, получив "узденьскуга дань" землей, сами становились феодальными землевладельцами. Праг В.К.Ггрданов, когда, характеризуя тлекотлешей, пишет: "Эти представители феодальной знати по своим земельным правам ншоминали русских бояр-вотчинников".

Земельные права беслансрков и орк-шастлугусов. Бесланорки получали землю от князей, а орки-шаотл^гусы - от тлекотлешей. Однако не все бесланорки и орк-гааотл^гусы имели равные земельные права. Некоторые из них наделялись землею на правах поместного владения, а другие - на правах общинного пользования. Подавляющее большинство бесланорков и орк-шаотлугусов со своими крепостными крестьянами проживали в аулах, принадлежавших их сюзеренам, пользуясь земельными угодьями на общинных правах. Сеодальны>-и

- 30 -

землевладельцами стыдились лишь те бесланорки и орк-шаотлугуоы, которые получали от своих сюзеренов права аульных владельцев. '

О земельных правах аульных владельцев из бес^анорков и о^к-шаотлугусов Кабардинский окружной суд, считавшийся главный административным органом Кабарды, писал в 1860 г.: "Есть и такие уздени, которые считают своею землею ту землю, которой с позволения князей }же несколько столетий пользуются, но право собственности отпх узденей рознится от права вышепоименованных узденей (т.о. тлекстлеыей и дытаииго.-Х.Д.), тгш что если мажду одним из выше- ; сказанных узденей и князем, подвластным которого он считался, по расположению его земель в границах княжества произойдет вражда, тс князь но вправо у него отнять родную землю, тогда как других узденей в прежнее время князь мог согнать со своей земли"54. Указание, что уздени, несколько столетий пользовавшиеся землями, предоставленными им князьями, считают их своей собственностью, хорошо укладывается в рамки принятого в советской и зарубежной историографии положения о бенефиции и феоде, когда условное владение землей превращается не только в наследственную, но и отчуждаемую частную собственность, а бене^ициарнй - в феодала. Если когда-то в прошлом князь мог согнать бесланорка, отняв обратно земельный участок и передав его тлекотлешу, то в рассматриваемый период он уже не ног лишить узденя его земельных прав.

Земельные права свободных крестьян. В Кабарае "свободными крестьянами" считались вольноотпущенники (азаты), по-кабардински называвшиеся "льхукъузлГ1 (тлхукотлы). Крепостной крестьянин, получим свобода, не имел права переселяться в другой аул, за что на общинных правах пользовался земельными угодьями, принадлежавшими ад льному ел здельцу. ГЖЩТГ Оп.1. Д.488. 1.4.

Земельные права огов и лагунаутов. Оги и лагунауты не имели никаких земельных прав. Они являлись крепостными крестьянами и на общинных правах пользовались землями, принадлежавшими их феодалам.

Общинное землепользование. Для предпринятого исследования большое значение имеет вопрос об общинном земельном праве. Кабардинская сельская община не могла свободно распоряжаться землями, которыми она пользовалась. Если бы в Кабарде в дореформенное время существовала общинная собственность на землю, то она обязательно отразилась бы в сбычноправоьих нормах, защищавших эту собственность. Однако ни в адатах, сохранившихся и зафиксированных в литературе, ни в многочисленных материалах "Сословно-поземельной комиссии" Кабардинского округа и Терской области нет ни малейшего упоминания о существовании каких-либо статей, регулировавших общинное землепользование. Это подтверждает, что в Кабарде до отмены крепостного права не было общинного права на владение землей что общинные земли уже были экспроприированы феодалами. О том же свидетельствуют результаты исследования количественного соотношения феодальных и общинных земель в четвертом параграфе данной главы. Для выяснения вопроса с том, к"кая земельная собственность господствовала в Кабарде - феодальная или общинная - нами составлена карта землевладения кабардинцев того периода. На карту Кабар-ды 1842 года мы нанесли все земельные участки по спискам, состав- , ленным царскими чиновниками ЯЛардановым и капитаном Петрусевичем в 1839 и 1846 гг. с указанием того, какому феодалу, где и какой участок принадлежал.

Оказалось, что земли, принадлежавшие князьям и узденям на правах частной собственности, составляли более 99% всей плошали Кабарды, а общинные - менее 1%. К тому же в изучяг-мый перицц к-круг этей мизерной части ьемли г.г'.исхсдил! I ест' ые споры

- 32 -

между кабардинцами. Этот факт свидетельствует о том, что об шина уже потеряла право на распоряжение земельной собственностью.

Таким образом, архивные и другие материалы показывают, что уже в начале XIX в. все земли, лежавшие по рекам Золка, &гоко, Пума, Ж;цу и Нарзан, составляли феодальную собственность князей и уорков. В 1824-25 гг. оти земли были экспроприированы и объявлены государственными. С этого времени кабардинцы пользовались ими с разрешения правительства ни общинных началах. Поэтому неправомерно утверждать, что у кабардинцев еще к середине XIX в. не завершился процесс превращения общинных земель в феодальную собственность.

В пятом параграфе даны виды общинных повинностей, из каких статей они складывались и на что расходовались. Анализ документов показызает, что обшинныз повинности развертывались подымно, богатые уздени, имевшие сотни голое скота, платили столько же, сколько рядовые общинники, имевшие несколько голов. Поэтому вся тяжесть обгонно-податной системы ложилась на плечи трудового народа.

Специальный параграф посвящен административному праву сельской обашны. Кабардинская сельская община имела свои традиционные органы управления, которыми направлялась повседневная общественная жизнь ее членов. В то же время первая половина XIX века была ознаменована рядом социально-экономических и политических изменений, что не уогло не отразиться на традиционных органах управления. Во-первых, в IS07 г. в Кабарде была проведена реформа, согласно которой обычноправовые нормы, действовавшие в ХУП-ХУЦ. вв.и регулировавшие общественную и семейную жизнь кабардинцев, были изменены. Во-вторых, в 1822 г. в связи с упразднением верховной влас ту. главного князя Кайарды и учреждение;-! Кабардинского временного суда вс'З органы управления обойной попали под контроль

царской администрации.

До этого управление кабардинской общиной и регулирование ее жизни осуществлялись аульными владельцами (къуажэпщ), сельским сходом (къуата ээ1ущ1э, зэхулс) и аулышм судом (къуажэ хеяш1з, хьэкумэ). Аульными владельцами могли быть князья, тлекотлеши, бесланорки и оркг-шаотлугусы. Реальная власть кьуажэпщ опредекя-лась его сословной принадлежностью. После реформ первой четверти XIX в. кабардинская община сохраняла свои традиционные органы управления, но принадлежавшая им власть была ограничена. Правительство возложило на местные органы власти административные функции, что привело к сочетанию начал самоуправления и государственного управления.

'ÍSSSëS^EЗSSAJ8SйSSit¡ посвящена обычноправовому регулированию патронимических отношешй. В первом ез параграфе "Предварительные замечания" дается обшая характеристика кабардинской патроними., первой половины XIX в. Данные по семье и обшинэ, рассмотренные выше, псчаэывают, что в первой половине XIX в. у кабардинцев род в его архаическом виде уже не существовал. Основой общественной жизни были соседские общины, состо-вшие из малых и больших семей. Вместе с тем нельзя не отметить то обстоятельство, что связи, сохранившиеся после распада рода, все еще продолжали играть в общественной жизни большую роль. В какой форме они сохранились и какую роль играли в реальной жизни?

Исторические, этнографические и гзыковые материалы свидетельствуют о том, что в далеко'.* прошло;! адыгские племена составляли одно этническое объединение - "адыгэ льэпкь" (лъи - кропь, пк'. -остов), что приблизительно обозначает "адыгский род". С.) вре'.'енем адыгэ льэпкь распался, и образовалось несксльки объединений .тнь-ших ра"*!..срсв: Кьэбэрдей дьэпкъ, 1»алсьтт> ;'-эшл, Ежьэдш ¡.у и т.;,.,

- 34 -

которые составили отдельные "л1акъуэ" (колено).

Следующей кровнородственной группой, образовавшейся Е ходе-развития льэпкь, стал "Л1ыбын" (Л1ы - мужчина, быч - дети), т.ei дети одного мужчины. Первоначально "Л1ыбын" представлял одну большую семью (унагъузыхуэ), состоявшую из родителей, женатых и неженатых братьев и сестер. Разрастаясь, "Л1ыбын" распадался на отдельные семьи, между которыми сохранялись тесные связи. Бее они именуются "унокьуэщ" (унэ - док, кьузш - брат), т.е. брат по дому. Среди "унзкьуэш" различаются "унэкъуэщ благъэ" - близкие родственники "унэкьуэц жыжьэ" - дальние родственники. Так образовывались "ЛХыбын" первого, второго и т.д. порядка. Для всех кровнородственных групп - нл1акъуэ", "л1ыбын", "унагъуэ" - термин "льэпкь" стал собирательным для обозначение кровнородственной общности, т.е. "л1акъуэ" - это "льэпкь", вл1ыбын" тоже "лъэпкъ" и т.д. Все члены "льэпкь", в пределах "л1акьуэ" или "л1ыбын" носили одну и ту жо фамилию по имени своего родоначальника. Фамилия у кабардинцев называется "унэц1э" (унэ - дом, ц1э - имя), т.е. наименование дома.

По кабардинским фамилиям существует большой материал. Это переписи населения Кабарды I&25, 1686 и 1905 гг.

Изучение этих материалов дает возможность отметить очень важную закономерность. Она заключается в том, что в материалах 1825 г. нет ни одной фамилии, которую по своему количественному составу можно было бы назвать патронимией. В материалах же IÖQ6 и 1905 гг. в каждом селении имелись по 5-6 патронимических кварталов. Почти во всех этих кровнородственных группах, особенно в среде бывших крепостных крестьян четко прослеживаются их кровные связи по отцовский линии и всегда легко устанавливается имя родоначальника.

Таким образом, возникает вопрос: почему в кабардинском обществе в первой половине XIX в., до отмены крепостного права, на существовало патронимия и почему они появились именно в пореформенный период? При ответе следует учесть ряд факторов. По-первых, опустошительная эпидемия чумы 1804 г. и военные действия, связанные с окончательным присоединением Кабарды к России, привели к значительному сокращению населения, что не могло не отразиться на сохранности традиционных родственных структур. Во-вторых, после отмены крепостного права бывшие крепостные крестьяне и вольноотпущенники получили право свободного выбора места жительства. В аулах стал преобладать фамильно-квартальный принцип расселения,который способствовал территориальному единству фамильно-патронимической организации.

Второй параграф этой главы посвящен фамильно-патронимическому праву. В нем предпринимается попытка анализа тех традиционных обычноправовых норм, которыми регулировались земельные отношения внутри фамилии в разрезе сословных категорий. Материалы свидетельствуют, что феодальные фамилии (князья, тлекотлеши, дыжиныго) имели большие земельные участки. При этом вое члены фамилии обладали равными правами на пользование землей. Однако, несмотря на то, что земля являлась фамильной, каждая семья владела определенным участком, границы которого были известны. Если дело не доходило до отчуждения земли, то между семьями не происходило никаких споров. Но когда вопрос касался продаж;: или аренды части общей земли одни?.: из членов Фа'/илии, то против этого шступала вел фамилия, указывая на то, что земля составляет ебщун собственность и отдельные лица не имеют права распоряжаться ею без согласия других.

В третьем параграфе, посвященном регулированию других правовых вопросов, даны общие сведения о фамильно-патронимическом коллективе, который имел своего главу - "лъэпкъ нэхъдаь" (старший • фагчлии), или "тхьэмадэ" (тамада), совет, состоявший из представителей старшего поколения и др. Тхьэмадэ решал вопросы единолична или коллегиально в зависимости от их важности. Несложные дела, представлявшие узкосемейный интерес, он рассматривал сам. Однако если вопрос относился ко всей патронимии, то ньэхьыжь собирал почтенных мужчин фамилии и советовался с ними, после чего сообща принимали решение. Но и в этом случае авторитет нэ- ! хъыжь нередко играл решающую роль.

ОлЗ&ШНхЗШ подводятся следующие итоги исследования.

I. Как показывают обычноправовые нормы, в первой половине XIX в. кабардинское общество делилось на классы феодалов и крестьян. К феодалам относились: плш (князья), л1акъуэл1эш и дыжьы-ныгьуэ (уздени первой степени), бесльэнуэркъ (уздени второй степени) , уэркъщауэл1ыгъусэ (уздени третьей степени). К ним примыкали сословные прослойки пщык1эу (княжеская охрана) и бейгуэл (помощники феодалов, приводившие в исполнение их указания и приказа-зания). К 20-30-м годам XIX в., когда в Кабарде власть князей и уорков пршла в упадок и наступил кризис системы узркьтын, последние категории прекратили свое существование, влившись в состав уэрк"ыдауэл1ыгъусэ или щхьэгаэхуж.

К крестьянам относились: щхьэшэхуж (вольноотпущенники, аза-ты), лъхукъуэщауэ, или 1уэгу (холопы, чагары), лхукъуэл1, или лэгьунэ1ут (холопы) и унэ1уг (бесправные слуги).

Название "шхьэщэхуж" носили выкупившие себя из крепостной зависи мости люди. Существовали два вида азатов: азатыжь (старый

- 37 "

азат)'- те, которые выкупили себя еле до официальной отмены в 1867 г. крепостного права в Кабарде, и остальные, которые получили свободу после Крестьянской реформы. Последние называли себя просто "азатами". Азаты различались также терминологически. Азаты из бывших крепостных крестьян лзгьунэ1ут назывались "лхукъуэлГ'; а азаты из 1уэгу - "льхукъуэщауэ". Освобождаясь от крепостной зависимости по воле владельца, щхьэщэхуж оставались полузакрепощенными. Их передавали по наследству, включали в семейные разделы и т.д. Отсюда их своеобразное название - вольные холопы.

К категории лъхукьуэщауэ, 1уэгу относились крепостные крестьяне, платившие натуральный оброк из расчета 40-60 мер проса за каждую пару рабочих быков, впрягаемых в плуг. Оброк дополнялся пятидневной барщиной в год: три дня косили сено для господина, а два дня перевозили его в господский дцор. Оридически они не были свободными: их продавали, дарили, передавали по наследству.

Лъхукьуэл1, лэгъунэХут - крепостные крестьяне, выполнявшие всю работу в хозяйстве феодала круглый год. Они содержались за счет феодала. Их продавали, покупали, обменивали, передавали по наследству.

Унэ1ут - домашние и личные слуги феодала. Основными их обязанностями было следить за порядком во дворе, прислуживать в кунацкой, колоть древа, разводить огонь, приготовлять пищу, убирать комнаты и т.д. Они именовались в зависимости от их обязанностей: ошафХэ - повар, жыхафзтет - стоящий у порога, 1энэзехьэ - разносчик блюд, к1э1ыгъ - держащий шлейф госпожи и т.д.

Других крестьянских категорий в Кабарде в перьой половина (IX в. не было. Это говорит о том, что уже тогда завершился процесс закрепощения свободных крестьян. Лъхукъуэл1, под которыми *еверно подразумевались еще незакрепошенные крестьяне, на дела

состояли из ихьэщэху?: - вольноотпущенников, ряды которых интенсивно пополнялись. В то же время шел процесс перезакрепощения под раз-ниш предлогами части щхэщэхуж. И именно это было воспринято мн^ги ми исследователями как первоначальное закрепощение крестьян.

2. Исследование обычноправовых норы, относящихся к семье,сель ской общине и патронимии кабардинцев дореформенного периода позволяет сделать следующие выводы.

В первой половине XIX в. у кабардинцев господствующей формой семьи во всех сословных категориях была малая семья, состоявшая из родителей и детей. Наряду с ней существовала и сложная семья, в состав которой входили не только родители и их дети, но и представите -л старшего поколения: родители отца, а в большинстве случаев одного из них - отца или матери. Такая семья по поколенному составу ноломингла большую семью, но по сути она уже не была архаической большой семьей, а являлась переходной формой. В первой половине XIX в. средняя численность семьи в целом по Кабарде составляла около 6 чел. обоего пола. По сословным категориям она дифференцировалась так: у князей (пщы) - 3 чел., у узденей первой степени Сл1акъуэл1эш, дыжьыныгьуэ) - 5 чел., у узденей П-1У степени (бесльэнуэркь, уэркщауэп1ыгьуеэ, гашк1эу) - 5,6 человек, у вольно, отпущенников (щхьэщэхуж) - 6,8 человек, у холопов (лэгъунэ1ут) -5,6 человек, у чагаров (1уэгу) - 8 человек.

Семейное имущество феодалов складывалось из источников, созданных феодальным способом производства. Имущество князей и всех категорий уорков складывалось из различных видов повинностей, вносимых крепостными крестьянами. Семейное имущество крестьян складывалось из того, это давали им владельцы (уорхтын) и того, что пр.обретали сами крестьяне Сглавнш образом, работая на владельцев). Оно состояло из двух частей, первая из которых принад-

- 39 -

лежала мужу и детям и переходила по наследству от отца к сыновьям, а вторая - жене, которая распоряжалась им по своему усмотрению. После снерти жены это имущество переходило к детям и мужу.

3. Кабардинская сельская обшна первой половины XIX в.соответствовала населенному пункту къуажэ (село, деревня), известному также под названиями "кабак", "аул". Община состояла из нескольких кварталов - хьэблэ, имевших свои наименования. Каждая кабардинская община принадлежала какому-нибудь феодалу. Къуажэ называлось по имени феодального владельца, после смерти которого получало новое наименование по имени его наследника.

Кабардинские об шины делились на две группы: княжеские и уоркские. Те, в которых на правах аульных владельцев проживали князья, носили название "пщы кЬуажэ" - княжеские селения, а те, которые принадлежали узденям - "уэркъ кьуажэ" - узденские селения. Последние в свою очередь делились на три группы: общины, владельцами которых были уздени первой степени (л1акъуэл1эш къуажэ), общины, принадлежавшие узденям второй степени (беслэн-уэркь къуажэ) и общины, владельцами которых были уздени третьей степени (уэркъ - шоуэл1ыгъусэ къу&ю).

Состав этих общин отличался друг от друга. В пиш къуажэ 'проживали все сословные категории, кроме л1акъуэл1эш. В состав л1акъуэл2эш къуажэ не входили князья и княжеские крепостные (пшы 1уэгу - оги, пшы лэгъунэ1ут - холопы), и бесланорки, а в состав аулов последних не входили князья, княжеские крепостные, тлекотлеши и т.д. Такая структура общин основывалась на системе уэркътын, определявшей их иерархическое строение.

4. Исследованные материалы, отражающие земельноправовые отношения кабардинцев первой половины XIX в., дают основание утверждать, что в Кабарде до отмены креп;стксго права уже но

существовало общинного права на владение землей* Общинные земля . были захвачены феодалами. На отой основе в Кабарде сложились различные виды феодальной земельной собственности: княжеская, тле-кслешская и уоркская. Эти вида собственности были не только наследственными: в процессе их развития сложились нормы, разрешающие феодалам отчуждать землю - продавать, дарить, отдавать, менять и т.д. Каждое феодальное сословие имело свои земельные права, происхождение » развитие которых хорошо укладывается в рамки принятого в советской и зарубежной историографии понятия бенефиция, когда условное владение землей превращается в наследственную частную' собственность, а банефициарий - в феодала.

Колониальная политика царизма на Северном Кавказе в конце ХУШ-начале XIX в. привела к уничтожению этого сложившегося феодального земельного права кабардинцев. Захват и приобретение путем наследства пустующих земель, образовавшихся но только после гибели землевладельцев во время чумных эпидемий, но и бегства части феодалов, недовольных политикой царизма, к "непокорным" горцам за Кубань, положили начало вторичному перераспределению земель, что было принято многими исследователями за первоначальный процесс становления феодального землевладения в Кабарде.

5. Фамильно-патронимическая организация в рассматриваемое время была характерна только для феодального класса. Земля считалась общей фамильной собственностью, но в пределах этой обшей собственности каждая семья пользовалась своим участком.

Основной вывод, который можно сделать из проведенного исследования, заключается в том, что в Кабарде в первой половине XIX в. феодальные отношения, отраженные в земельных и сословно-иерару,веских правовых нормах, достигли высокого уровня развития с явнкми признаками разложения, которые были вызваны объективным

41 -

ходом развития кабардинского общества. Об этом свидетельствует и такой факт, как перевод лагунаутов в разряд вольноотпущенников в связи с тем, что феодалам было уже не выгодно содержать их за свой счет.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТШЕ ДИССЕРТАЦИИ Монографии

I. Обычное имущественное право кабардинцев второй половины

Х1Х-начела XX в. Нальчик, 1976 - С а.л. '¿. Материалы Я.Ы.Иарданова по обычном! праву кабардинцев пор-вой половины XIX в. Нальчик, 1966 - 12 а.л.

3. Я.М.Шарданов. Из истории изучения обычного права кабардинцев. Нальчик, 1968 - 5 а.л.

4. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Нальчик, 1990 _ 16 а.л.

Разделы в монографиях, статьи, тезисы

5. Некоторые вопросы изучения большой семьи и патронимии у едыгов//Вестник Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института (далее КБКИИ). Нальчик, 1970. Вып.4.

1,0 а.л.

6. Адат и шариат в судопроизводстве кабардинцев//Ошхамахо. 1971. № I - 0,5 а.л. (на кабард.языке).

7. Обычное имуиестЕенное право кабардинцев во второй половине XIX - начала XX в.//Вестник КБК;Ш. Нальчик, 1972. Вып.6 -1,0 а.л.

8. Обычное наследственное право кабардинцев второй половины XIX - начала XX в.//Вестник КЕНИИ. Нальт,:к, 1972. Вы..6 -1,0 а.л.

9. Обычное право в трудах адыгских общественно-политических Деятелей и просветителей ХИ-начала XX в.//Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев. Нальчик,

1976 - 1,0 а.л.

10. Кабардинские этнографические термины//Ошхамахо. 1976. № 4 -0,5 а.л. (на кабард.языке).

11. Из жизни и деятельности Я.Ы.11'арданова//0шхамахо. 1978. № 6 - 0,5 а.л. (на кабард.языке)

12. Вклад в адыговедение//Изв.Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1976. № 2 - 0,5 а.л. (в соавт. с С.Х. Мафедзеьым).

13. Зшреты у кабардинцев в прошлом и настояшем//Тезисы докладов Всесоюзной этнографической конференции. Москва-Ереван,

1977 - 0,5 а.л.

14. Феодальное землевладение у кабардинцев до реформы 1867 г.// Тезисы докладов региональной конференции, посвященной особе! ностям горского феодализма/УЫахачкала, 1978 - 0,5 а.л.

15. Новые документы о земельных отношениях в Кабард о в дореформенный период//Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1980 - 0,6 а.л.

16. Некоторые обычаи и традиции, связанные с охотой у кабардин-цев//Зтнография народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1980 -1,0 а.л.

17. К вопросу о кабардинской семье в 40-60-х годах XIX века// Вопросы этнографии и этносоциологии Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961 - 1,2 а.л.

18. Ш.Б.Ногмов о происхождении балкарцев//Этнография и совреыен ность. Нальчик, 1984 - 0,5 а.л.