автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философские аспекты идеи усовершенствования человека

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Кудашова, Ирина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские аспекты идеи усовершенствования человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские аспекты идеи усовершенствования человека"

На правах рукописи

КУДАШОВА Ирина Владимировна

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Специальность 09 00 11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Красноярск 2006

Работа выполнена на кафедре философии Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск).

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Панюков Александр Иванович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Князев Николай Алексеевич кандидат философских наук, доцент Феньвеш Татьяна Анатольевна

Ведущая организация:

Красноярский государственный технический университет, кафедра философии

Защита состоится «10 » мая 2006 г в 15 00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.249.01 при Сибирском государственном аэрокосмическом университете им академика МФ Рететнева по адресу 660014, I Красноярск, проспект им 1азеты «Красноярский рабочий», д 31, зал заседаний Ученого Совета

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского государственного аэрокосмичсского университета им академика М Ф Решетнева.

Автореферат разослан « 10 » апреля 2006 г

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент ^ Т.В Мельникова

^ООдЯ

-9-6 tp о

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Идея усовершенствования человеческой природы, пройдя сквозь тысячелетия непростой истории рода homo sapiens, вновь вызывает пристальный интерес и острые дискуссии. В условиях технологической глобализации все более заметна деформация природы биосферного человека, серьезные изменения в его природных и социальных качествах, деградация важнейших систем его ор1анизма и психики, которая сопровождается интеграцией человека в техносферу, формированием «биотехносоциалыгого» существа. Происходит изменение не каких-то отдельных атрибутов человека, а трансформация его биосоциальной природы и сс интеграция с техносферой под воздействием новых технологий, требующих от человека обновления качеств личности, актуализации и развития его антропологических качеств, применительно к новым условиям его труда и жизни.

Наше время — это время глубокой технологической революции и становления техногенной цивилизации. Глобальный экологический кризис зашел столь далеко, что природа порой не способна восстановить нарушенное равновесие. К третьему тысячелетию нашей эры передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. В современную философию стало входить понятие «антропологический кризис», означающее разрушение подлинно человеческого в человеке, негагивные изменения в его духовности и природе. Мы становимся свидетелями таких его проявлений, как падение рождаемости и высокая смертность, рост сердечно-сосудистых, онкологических, психических заболеваний, а также наркомании, систематические психологические

срывы и стрессы людей, социальные и

(РОС. НАЦИОНАЛ»."** ! БИБЛИОТЕКА

1

конфликты

между различными слоями и группами общества, столкновение цивилизаций с непредсказуемыми последствиями и г.д.

Современная наука вплотную подошла к проблеме модификации человека как биологическою вида. Это породило опасения, что с улучшением технических методов генной инженерии человеческий род, пытаясь улучшить себя, может в перспективе вообще перестать существовать, заменив себя новой, постчеловеческой формой. Учитывая негативизм человеческой природы и поспешность, которая свойственна человеку во всем, эти страхи нельзя считать совсем беспочвенными.

Это означает, что идея усовершенствования человеческой природы на современном техноло! ическом этапе развития цивилизации приобретает особую актуальность. Эта идея должна стать очень серьезным нолем философского анализа, который будет определять ценностные нормативы и имперашвы современных научных исследований. В этой связи необходимо выявить тенденции изменений в человеке во взаимосвязи с грандиозными социальными и техногенными трансформациями и па этой основе спрогнозировать возможные варианты антропоморфоза. В свою очередь, данные представления позволят своевременно воздействовать на процесс и 1менения человека, сделать его более осознанным и peí улируемым.

Избранная для диссертации тема аюуальна в плане мешдологии науки и философии, гак как идея преобразования человеческог о существа сегодня превращается в методологическое средство научного поиска, его регуляшвный и направляющий фактор. Все эго требует самого пристального научного внимания к поставленным изначально философией проблемам, которые пока представляли исключительно популистское «поле брани», не приносящее никаких плодов, кроме идеологических клише и политических амбиций.

Актуальность темы диссертационного исследования ярко проявляет себя не только в теоретическом, но и в практическом аспекте. Сегодня как никогда остро востребованы прикладные аспекты вмешательства в природу человека и социокультурные последствия расширения границ понимания человеческого. Результаты трансформации природы человека будут зависеть от того, в какой системе эшки они будут осуществляться, учитывая мультидисциплинарносIь биоэтических парадигм. В этой связи тема диссертационного исследования актуальна не только своей аналитической, но и прогностической направленностью.

Степень разработанности проблемы

Хотя задача социально-философского анализа идеи усовершенствования человека не ставилась специально в современном гуманитарном познании, тем не менее, нельзя не отмешть тех шагов, которые уже были сделаны в постановке и осмыслении самой идеи. По большей части, как применительно к отечественной, так и зарубежной философии, имеют место, как правило, лишь фрагменты исследований и постановка исследовательских задач. Однако и это немногое заслуживает серьезного внимания на фоне почти полного отсутствия специальной проработки концепций антропоморфоза.

Многие из социальных аспектов идеи усовершенствования человека имеют многовековую традицию, связанную с именами Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, Боэция и др. В истории западноевропейской мысли узловые моменты проблемы совершенствования человеческой природы в системе основных проблем философии связаны с учениями Фомы Аквинского, Дж. Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Д. Юма, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса. Качественно новый этап в развитии этой проблемы - идея сверхчеловека - представлен в творчестве Ф. Ницше.

Серьезный вклад в развитие идей совершенствования человека и перспектив его улучшения принадлежит отечественным мыслителям- Н.Ф Федорову, ГТ.А. Флоренскому, B.C. Соловьеву, В.В. Розанову, К.Э. Циолковскому, В.И. Вернадскому, H.A. Бердяеву, C.JL Франку, Л Ф. Лосеву. Идея лучшего человека в лучшем обществе пронизываег всю русскую философию от Сер1ия Радонежского и Иосифа Волоцкото до настоящего времени. Здесь совершенство человека выступай! и как основной методологический принцип, и как объею философской рефлексии, а форма и содержание человека совершенного совпадают в обосновании нравственности и человеческой духовности вообще.

В современной отечественной философии творческое развитие идеи усовершенствования человека предложил профессор Кемеровского университета В.И. Красиков, обосновав мысль об «антропологической революции». К сожалению, эта плодотворная, на наш взгляд, идея не получила пока должного развития, а специальных исследований по проблеме социального анализа условий и последствий телесного преобразования человека в нашей отечественной философской литературе пока не видно. В то же время эти идеи в той или иной степени затрагиваются в многочисленных работах, посвященных евгенике -«науке об улучшении человеческой породы». В российской философии плодо!ворно проработаны самые различные аспекты евгеники, освещенные в трудах U.K. Кольцова, O.E. Баксанского, И.А. Захарова, Н.И. Поговицина, A.B. Олескина, В.М. Розина, Ю.В. Хена, JI.B. Фесснковой, E.H. Шульги.

Развитие новых 1ехнологий, особенно биотехнологий, привело в XX столетии к формированию идей «постчеловека» и формированию концепции «грансгуманизма» в лице таких мыслителей, как Дж. Бернал, О. Степлдон, Р. Эттингер, Ф. Эсфандиари, Н. Востром, Д. Пирс, М. Эпштейн, М. Море и Т. Морроу. Взаимодополнение проблем биоэтики и

философской антропологии, в значительной степени определяющее специфику современных дискуссий изменения человека в дискурсе новейших достижений биотехнологии, отражено в рабохах таких современных зарубежных и отечественных философов, как И. Барбур, Ю.Г. Волков, М.ГГ Голдинг, В.А. Кутырев, Е.М. Миллер, В.П. Рачков, В.М.Розин, B.C. Поликарпов, П.Д. Тищенко, Дж. Флеi чср, Ф. Фукуяма, Д. Хей, Р. Чедвик.

Таким образом, безусловная актуальность философского анализа именно социальных аспектов идеи усовершенствования человеческой природы на фоне массива публикаций по проблеме изменения, «улучшения» человека еще раз подчеркивает необходимость специальпо1 о исследования данной проблемы гуманитарного знания.

Объектом диссертационного исследования являехся исторически развивающаяся идея усовершенствования человека.

Предметом исследования высыпает социальный аспект данной идеи и его философский анализ.

Цель н задачи исследования

Цель диссертации - философское исследование социальных аспектов идеи усовершенствования природы самого человека. Достижение этой цели обеспечивается последовательным решением следующих задач:

1 Изучить развитие философских представлений о «совершенном» человеке в мировоззренческих системах мировых культур;

2. Выявить особенности философской концепции «сверхчеловека» в социальном контексте развития идеи усовершенствования человеческой природы;

3. Проанализировать социальные аспекгы идеи преобразования и преображения человеческого существа в отечественной философии;

4. Исследовать социально-философскую специфику идеи усовершенствования человека в современных евгенических и генетических концепциях в ситуации «антропологическо! о кризиса»;

5. Определить идейные истоки и социальные перспективы новейших теоретических гипотез «постчеловечества» и «поспуманизма»;

6. Выявить мировоззренческий и методологический потенциал идеи усовершенствования человека в социально-этическом аспекте.

Теоретико-методологические основания исследования

Когда объектом исследования является идея, в силу вступает философская методология, постоянно уточняющая предметную облас1ь и тем самым выявляющая философскую составляющую исследуемых подходов. Поскольку тема исследования в определенной степени имеет междисциплинарный, структурирующий и обобщающий характер, в решении поставленных задач диссертант опирался на общие законы и принципы теории диалектики: принцип единства исторического и логического, системности, единства теории и практики и т.д.

Автор использует методы историко-философского анализа и сравнительно-аналитического изучения исследуемых проблем. Преимущество этих мешдов в том, что они включают в себя исторический подход к изучаемой проблеме и позволяет при этом осуществить сравнительный анализ полученных результатов Этот меюд предполагает также, что исследуется как временной аспект проблемы (диахронический срез), так и структурный аспект (синхронический сре^ Кроме того, применительно к рассматриваемой теме использовались элементы универсальных лошческих процедур познания: индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, абстрагирования, системности.

Научная новизна диссертации

В диссертации исследуе1ся идея усовершенствования человека в широком спекгре ее социально-философских аспектов:

1. Выявлено, что проблема совершенного человека и вообще совершенства является стимулирующим аспектом, развивающим философские представления о человеческом бытии в их наиболее актуальном содержании.

2. Установлено, что многообразие историко-мировоззренческих концепций усовершенствования человека свидетельствует о перспегаивах выработки определенных стратегий совершенного человека, который был адекватен содержанию субъективных факторов и объективных условий жизнедеятельности человека.

3. Доказано, что идея усовершенствования человека - из разряда мобилизующих утопий, чья реализация можех радикально изменить качественный облик человечества. Данное изменение может быть сопоставимо с антропогенезом: и по длительности и по последствиям.

4. Выявлено, что особенности идеи усовершенствования человека в современных генетических концепциях определены постоянным вниманием исследователей к евтенической проблематике в условиях решения проблем человеческого развития и трудностями их решения на существующем кризисном уровне технического и социального порядка.

5. Показано, что новые технологии, задавая исходное саморазличение на собственно человеческое в человеке и несобственное, провоцируют формирование многообразия телесных и психических самоидентификаций, структурирующих социальную реальность отношений человека.

6. Доказано, что идея усовершенствования человека в коше кете современных технологических разработок выполняет очень важную социальную функцию — она придает зримость и приучает общественное сознание воспринимать как должное возможные изменения в человеческом образе жизни.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы связана с социально-философской проблемой человека как субъекта нравственного выбора и морального действия по преобразованию своей естественной природы. Анализируя абстрактные перспективы и реальные, технические возможности преодоления границ своего вида, человек одновременно расширяв! эти границы, становится больше и меньше себя. Меньше, потому что он уже не является красой и целью творения, пиком эволюции, каким воображали себя люди эпохи Возрождения. Вновь занимает место концепция человека как «меры всех вещей» в процессе перехода от планетарной к космической эпохи, от мира органики к миру культуры, где возникают все менее зависимые 01 пего самодействующие сис!емы искусс!венпого ра?ума. С друюй стороны, человек превосходит себя в некоторых аспектах в своих технико-технологических созданиях. Происходит одновременно истощение, исчерпание человека как отдельного вида и распространение социальности за биологический предел (принцип «автотрофности» В.И. Вернадского).

Кроме того, теоретическое значение исследования состоит в том, что в проблемное поле социальной философии вводится и всесторонне анализирует ся понятия «усовершенствования», «преображения», «преобразования», «трансформации» человека, в социальном контексте исследуются предпосылки, причины и прогнозируемые последствия технологических форм и вариантов «антропоморфоза», «атропологическою кризиса». Таким образом, результаты диссертационного исследования в новом отношении развертывают методологию и содержание социальной философии.

Практическая значимос1ь диссер!ации заключается в том, чю проанализированные модели идеи усовершенствования человека могут бьпь использованы как исследовательский инструмент при анализе

социальной и духовной сфер жизни общества в таких ее проявлениях, как новые религиозные движения, технологические утопии, прикладные этики, соответствующие области литературы, искусства, образования. Данное исследование призвано внести свой вклад в развитие и совершенствование различных форм учебной, методической и научно-исследовательской работы. Поэтому выводы, полученные в ходе философского анализа идеи усовершенствования человека носредс1вом актуальной методологии, могут найти применение в преподавании курсов социальной философии, философской антропологии, философии техники, философии политики и права, эргономики, прикладной этики, а также специализированных учебных курсов.

Апробация работы

Содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на ряде международных, всероссийских и региональных научных форумов: на всероссийской научно-практической конференции «Глобализация и региональная культура» (Хюмень, сентябрь 2004), на всероссийской научно-практической конференции «Современный гуманизм: проблемы и перспективы» (Иркутск, октябрь

2004), на научно-методологическом семинаре Красноярского отделения Российского философского общества (Красноярск, ноябрь 2004), на научной конференции, посвященной 250-летию МГУ им. М.В.Ломоносова «Антропологические конфигурации современной философии» (Москва, декабрь 2004), на международной научной конференции «Государство и общество: философия, экономика, культура» (Москва, март 2005), на секции «Философская антропология» IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации» (Москва, май 2005).

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Сибирского юридического института МВД России (Красноярск, ноябрь

2005), на кафедре философии и социальных наук Сибирского

государственною аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева (Красноярск, март 2006).

Структура работы

В соответствии с последовательностью решения поставленных задач и выявлением цели исследования, диссершция состой г из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждый, заключения и библиографическою списка из 150 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, формулируются объект, предмет, цели и задачи исследования, устанавливается методологические и теоретические основы исследования, научная новизна диссертации, представляются основные положения, выносимые на защиту, демонстрируется теоретическая и практическая значимость и апробация исследования, описывается структура работы.

В первой главе «История идеи усовершенствования человека» анализируются философские основания и предпосылки возникновения самой идеи усовершенствования человека, время и культурно-исторический фон ее зарождения. Отличая концепцию усовершенствования человека от общего смысла содержащихся в ней идей, различая ыавное и ценное в ней, существенное от второстепенного, ставится вопрос о том, что обрела и потеряла эта идея за весь период своею развития.

В первом параграфе этой главы «Совершенствование человека»

отмечается, что размышления о совершенном человеке - одна из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли. Среди многообразия образов человека идея его совершенства не теряет вот уже

многие столетия своей актуальности в череде волнующих мыслителей проблем. Она концентрирует в себе всю глубину и богатство накопленных на протяжении тысячелетий мыслей о человеке, о его способностях, возможностях, предназначении. Автор считает, что проблема совершенного человека и вообще совершенства — эю предмет, который пронизывает представления о бытии, пространстве и времени в их наиболее существенном виде. Для описания совершенного человека авшр предлагает систему концепций — как тех, которые актуальны для каждой отдельной культуры, так и тех, которые имеют универсальный характер.

Идея усовершенс1вования человека впервые возникает, вероятно, одновременно с осознанием человеком самого себя, своей родовой самоидентичности. Как только человек осмыслю! свою отделенность от окружающего мира, мысль о собственном несовершенстве оформилась в его сознании и нашла отражение в мифах о «золотом веке» - том времени, когда все было устроено лучше, чем «сейчас». Задолго до того, как стали возможны какие-либо программы переустройства человека и человеческого общества, сама мысль об определенной ущербности и греховности человеческого существа уже укоренилась в менталшеге и срослась с мифами о сотворении мира.

В современных исследованиях по указанной проблеме красной нитью проводится мысль о том, что формирование совершенной личности напрямую связано с совершенствованием социальной среды, в которой она развивается. Только при этом условии может иметь подлинную эффективность сложнейший процесс совершенствования человека, который может быть способен освоить совершенство общественной жизни и способствовать ее совершенствованию, социальному прогрессу, вкладывать свое совершенство в совершенство общественной жизни.

На взгляд автора, степень философской у1 лубленности культур во многом зависит от степени разработки этими кулыурами образа

совершенного человека, существования самой идеи совершенствования его внутреннего мира. Утрата такого образа-ориентира, подмена образа совершенного человека образом «супермена», приводят к неминуемому исчезновению связей внутри системы понятий и осмысленных вещей, которые обращаются в предметы обихода. Присутствие образа совершенного человека в культуре, само сознание его существования, есть залог существования духовно богатой, разнообразной в своих проявлениях культуры.

Во втором параграфе «Образ сверхчеловека» исследуется проблематика создания культурно-нравственного идеала совершенного человека, достигаемый в перспективе реального будущего. По мнению Ницше, сверхчеловек - новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo sapiens, который должен быть создан путем усовершенствования, строгого отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Но Ницше - как филолог по образованию, полагал, что сверхчеловек - это скорее художественный образ, поэтическая метафора, отразившая тенденции развития эпохи.

Сверхчеловек должен соединить в себе доселе несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадосшость, чувственность и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. Это как бы соединение в одном лице мудреца-философа и завоевателя-аристократа, Сократа и Александра Великою.

Скорее всего, Ницше опирался на современные ему представления об эволюции. В целом, относясь к учению Дарвина критично, Ницше синтезировал две идеи: во-первых, идею развития, которая была применительно к культуре разработана Гегелем и последователями исторической школы; во-вторых, идею эволюции биологической субстанции. Особенно в разного рода популярной литературе по

дарвинизму сверхчеловек понимался как новый биологический тип, и мы сегодня должны учитывать, что Ницше противопоставлял им свое оригинальное культурно-историческое понимание сверхчеловека.

По мнению автора, философская антропология сверхчеловека вступает в весьма существенное противоречие с этическими нормами, т.к. исходит из предпосылки: человек должен стать человеком, не являясь 4 таковым по праву рождения Рассуждения о «человеческом в человеке»

априорно допускают наличие нечеловеческой компоненты в человеке. В 1 морально-этическом сознании продуцируется уважение к любой

человеческой форме, к любому «человеческому материалу». Иначе говоря, к человеку в разных степенях становления этика учит относиться как к уже осуществленной, абсолютно реализованной всечеловечности, как к личности (даже если это эмбрион или недочеловек). Несмотря на это, автор признает Ницше подлинным метафизиком нерелигиозной версии преображения человека.

В третьем параграфе первой главы «Идея преображения и преобразования человека в отечественной философии» идея человеческого совершенствования исследуется в творчестве Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, II.A. Бердяева. При этом преображение понимается как путь восхождения, путь сознашльной духовной эволюции человека. Доказывается, что суть идеи «регуляпии природы» Федорова не столько в определенных, фантастических или npoi ностических проектах, она значительно более радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.

По мнению автора, русская философия, вопреки распространенному земному самодовольству и гордыне, провозглашает, что эволюционное преображение духа и плоти человека, идущее в одно время с битвой за социальное всеединение, - это задачи, реализующие стратегическую

целевую установку человеческой жизни на Земле на утверждение всеединства. Не устремляясь к высшему, невозможно победить низшее в себе; не воплощая в жизнь свои идеалы, не борясь за лучшее будущее, нельзя осмысленно существовать и в настоящем.

Если попытаться лаконично сформулировать суть преобразовательной антропологии Федорова и соответствующий ей сценарий будущего, то придем к схеме: человеческий род покоряет природу, побеждает смерть и осваивает космос. Бердяев формулирует иную схему: свободная личность преобразует мир и строит космическое царство духа. Сравнивая эти варианты идеи усовершенствования человека, автор отмечает, что если понимать некоторые мысли русских философов в их сегодняшнем научном контексте, лишенном поэтического флера метафор, то можно заметить в них больше сходства, чем различий Внешне сохраняя определенный утопизм, оба этих подхода содержа! в себе мощный преобразовательный пафос и убежденность в силе человеческого духа и разума.

Автор считает, что в отечественном сознании идея усовершенствования человека зачастую связывалась с ожиданием возникновения будущего идеального общества, представляющего собой конструкцию утопического сознания, которое создает не только представление об идеальном обществе будущего, но и содержит идею совершенного человека - жителя этого общества. Но все проекты совершенного общества явно или неявно подразумевают и усовершенствование человека. Выход из смыслового тупика совершенствования общества и человека видится «сверхчеловеческим» выходом за рамки биологического человечества. Здесь соединены в пока явно утопическом проекте идеи выхода за биологические пределы и идеи революционного изменения самих основ человеческого существования. Именно утопии, идеологические и технологические вызовы естеству,

вывели человека из блаженно-животной подчиненности природе. На взгляд автора, их можно рассматривать как ступени развития человеческого духа. Таким образом, обновленная идея усовершенствования человека - из разряда мобилизующих утопий, чья реализация изменит качественный облик человечества. Скорее всего, это будет радикальнейшим из бывших ранее изменений, сопоставимым с « антропогенезом: и по длительности и по последствиям.

Во второй главе «Идеи технологического антропоморфоза» (от I греч. аЩЬгороэ - человек. шогрИоз^э - форма, вид) анализируются

социально-философские аспекты управляемости изменения человеческого вида, связанные с выявлением 1енетических механизмов эволюции.

В первом параграфе «Генетическое усовершенствование человека» изучены позитивные и негативные формы евгеники. 7 ¡ель позитивной евгеники - увеличение воспроизводства индивидов с признаками, которые могут предстать как ценные для общества, - такими, как высокий ишеллект и хорошее физическое развитие или биологическая приспособленность. Негативная евгеника стремится уменьшить воспроизводство тех, кого можно считать недоразвитыми умственно и физически, ограничить близкородственные браки. В XX веке многие из основных предпосылок евгеники были научно дискредитированы, и евгеническое движение потеряло свое былое влияние как общественная сила, хотя у него и остались многочисленные приверженцы.

Несмотря на то что евгеника основывается на генетике, сама она руководствуется прежде всего социальными ценностями. Но как бы ни были гуманны побудительные мотивы евгеники - сделать человечество более здоровым, красивым, одаренным и, в конечном счете, более счастливым, - она не вписывается в сложную структуру человеческого общества, сотканного из противоречий пе только биологических, но и юридических, социальных, психологических, религиозных. Поэтому автор

считает, что евгеника фактически пытается разрешить сложнейшую философскую дилемму между биологической необходимостью и социокультурными достижениями, игнорируя тонкости разнообразных этических и правовых норм. Никакие научные достижения не устраняют того факта, что главным препятствием на пути претворения евгенических проектов в жизнь остается нерешенность основных вопросов усовершенствования человека - о «главном селекционере», о целях, средствах и допустимых границах вмешательства в геном.

Автор доказывает, что постоянный возврат к евгенической проблематике происходит из-за реальности проблем человеческого развития и трудностями их решения на существующем уровне технического и социального порядка. Евгенические идеи столь популярны в рамках современной биотехнологии потому, что евгеника как инженерный тип социального действия, ориентированный на биологическое истолкование человека, вписывается в базисные культурные сценарии современной техногенной цивилизации. Зарождение технологического мировоззрения и упование на то, чго совершенствующиеся технологии только положительно повлияют на развитие цивилизации, вызывают опасения с этической точки зрения, так как целью становится сама программа усовершенствования человека, а отдельный человек может выступать лишь как средство ее реализации

Поэтому пужно приветствовать широкое обсуждение проблем усовершенствования человека в контексте современных биотехнологий, даже если большая часть общества не разбирается в технических тонкостях, а имеет лишь самые общие представления. Это тем более важно, поскольку само философское обсуждение биоэтики оказывается не отстраненным описанием ее феноменов, а созданием ресурсов для усиления и проникновения идеи усовершенствования человека Хотя беспокойство насчет непредвиденных последствий биотехнологий вполне

рационально, самый глубокий страх перед этими новыми технологиями -это страх утраты человеческой сущности и исчезновения человека. В том и заключается глубинный корень всех фудностей современных биоэтических движений, что в них парадоксальным образом практически отсутствует рациональная аргументация, а превалируют эмоции и стереотипы. При кажущемся согласии с рациональными доводами, большинство граждан и политиков в реальной жизни поступают так, как если бы нее это их не касалось, а в повседневной социальной i действительности i осподсгвует (ехнокрагический настрой, несмотря даже

на его личностное неприятие.

Во втором параграфе эюй главы «Новые технологии и пути выхода из антропологического кризиса» исследуются социально-философские аспекты таких отраслей, как нанотехнология, биотехнология, биомедицина и генная инженерия, информационные технологии, а также когнитивные науки, включая нейрологию человеческою знания, которые оказывают сильное влияние на функционирование общества в целом и человека как биологической субстанции. Биотехнологии и другие новейшие технологии, вторгающиеся в интимные пределы человека, ставят под вопрос существование и саму сущность человечества в целом. Даже если некоторым научным планам и идеям еще далеко до реального воплощения в конкретных разработках, они уже являются активными участниками судьбоносного процесса, задающе! о доминирующий настрой эпохе и влияющего на самоидснтичпость человека, формирующего то самое «зеркало», вглядываясь в которое, человек узнает или ire узнает себя. Это зеркало незаметно становится иным, постепенно меняя характер «естественной» данности человеческого мира.

Множащиеся напряженные попытки узнать себя в зеркале новых технологий формируют специфическую структуру собственно человеческого в человеке и особую гехнологизированную форму

человечества, в которой фундаментальная для христианской культуры идея «спасения» замещается идеей «здоровья». В результате новые биотехнологии оказываются не просто одним из полезных наряду с другими ремесел, а специфической формой мышления о сути человека и экзистенциальных границах его существования. Поэтому автор считает, что новые технологии, задавая через посредство эталона анатомического стандарта исходное саморазличение на собственно человеческое в человеке и несобственное, провоцирую! целый ряд событий в индивидуальном и общественном сознании. Эти события так или иначе выражаются в формировании многообразия телесных и психических самоиденгификаций, структурирующих социальную реальность отношений человека к себе самому и к другому.

На современном цивилизационном этапе темпы и направленность инноваций определяются не только сознательной волей людей, по и инерцией социальных и технологических процессов, которые формируют в массовом сознании установку на приспособление мира к себе, а не себя к миру. Итак, человек оказался не только творцом искусственного мира, но в значительной мере и его творением. Его душевная жизнь заменяется автоматическими реакциями, его мировоззрение есть 1ехницизм, а целью является искусственный комфорт и потребление материальных благ. Да и сама жизнь человека как организма уже нередко является жизнью с искусственными органами, вплоть до самого сердца. Техника освобождает человека от таких его естественных функций, как физический труд, активное движение, живое общение друг с другом. Человеческая мысль все больше дополняется машинным мышлением. Чувства людей пытаются контролировать психологическими методиками и психотропными лекарствами, а общественное мнение манипулировать с помощью разветвленной системы средств массовой информации. В этом, по мнению

автора, и проявляется сущность современного антропологического кризиса, ко горый можно назвать техногенно-антропологическим.

Антропологический кризис проявляется в первую очередь через негативные экологические изменения, которые, по мнению ряда ученых, могут иметь необратимый характер. Вторым по значимости фактором антропологического кризиса считаю! изменения в биологической природе человека, выражающиеся в нарушении наследственности, наркомании, росте числа заболеваний, связанных с нездоровым образом жизни, уменьшением физических нагрузок, гиподинамией, техногенной психастенией, стресс, непосильные массивы информации, канцерогены, накопление вредных мутаций. Развитие медицины, а также ослабление механизмов естественного отбора вызывает опасность резкого ухудшения генофонда человечес!ва Третий фактор - это интеллектуальные и технологические успехи человечества, которые позволяют ему активно изменять собственную природу (расшифровка генома человека, клонирование, виртуальное моделирование природных процессов, методы модификации поведения человека и т.п.). Генетическая инженерия чревата тем, что совершенствование биологической природы человека может стать реалиями нолишческой борьбы и амбициозных устремлений.

По ходу техногенного развития подвергаются существенной техносферной трансформации человеческие свойства. Изменяется биосфера не только вне людей, но и внутри их — в теле и психике. Человек, все более погружается в искусственный мир, который востребует новые природные качества, такие как социально-техногенные. Автор считает, что глобальные проблемы техногенной цивилизации — не результаты отдельных ошибок, а следствие конкретного способа бытия человека в его стремлении выжить и реализовать себя. Антропологический кризис является самой глубинной проблемой современности. Он охватил весь комплекс взаимоотношений людей:

поведение человека и образ мышления изменяются столь сильно, что предметом тревоги стала деградация не только биосферы, но и самого человека. В этом и состоит главная проблема современной цивилизации: как, оставаясь человеком (а значит, будучи связанным с биосферой не только внешними, материальными, но и внутренними, духовными взаимосвязями), продолжать реализацию своей активной, деятельностной природы? Именно философский анализ этого вопроса даст ориентиры для решения практических проблем.

Если рассуждать на мировоззренческом уровне, то можно возразить опасениям неизбежности угроз технологического прогресса, что происходящее в неисчерпаемом универсуме непрерывное становление и преобразование всего с необходимостью приводит к развитию и совершенствованию человека. Возможно предположить, что современный человек является необходимым этапом в развитии мира, что в будущем возникнет совершенно новый вид разумных существ, поэтому имеет смысл изучать уже не самого человека с его разумом, а сам разум, сознание, реализованное пока - на человеческом носителе.

В третьем параграфе второй главы «Постчеловеческое будущее» анализируются теоретические истоки и социальные последствия современного движения, участники которого называют себя «трансгуманистами» или «постгуманистами». Траисгуманизм представляет собой радикально новый подход к размышлениям о будушем, основанный на предположении, что человеческий вид не является концом нашей эволюции, но скорее, ее началом. Обращение к проблеме постчеловека стало предметом, привлекающим все более пристальный взгляд ученых различного ранга, в среде которых переход к постчеловеку оценивается как движение к более высокому уровню организации Природы.

Некоторые философы в то же время выражают опасение, что с приходом постчеловека становится бессмысленной и ненужной вся прежняя система измерений человеческой жизни: совесть, честь, долг, свобода, гуманизм, сострадание, добро. Серьезность происходящих с человеком изменений заключается не в противопоставлении устаревшим ценностям ценностей новых, что в истории является делом весьма обычным, а в формировании новых измерений бытия. Представители трансгуманистического движения как раз и собираются изменять многие из таких качеств и признаков. Они считают, что многие человеческие черты неудобны или вредны, а большинство хочет развивать положительные черты человеческой природы, такие как сострадание, и избавляться от негативных. Рассматривая эти возможности, необходимо учитывать, что человек по своему происхождению, как писал К.Э. Циолковский, является «космическим существом» с присущим ему «космическим сознанием», сформироваттьтм вместе с тем в условиях нашей планеты при переходе биологической эволюции в социально-культурную фазу Несомненно, что с выходом человека в космос будет происходить его коренное преобразование и основным свойством этой трансформации должна быть реальная способность самоэволюпии, позволяющая ему практически изменять себя в соответствии с целями и задачами космической цивилизации.

Современные биотехнологии способны изменить образ жизни людей до такой степени, что трансформируется сама человеческая природа и может быть создан постчсловек. Простые и дешевые по сегодняшним меркам инструменты уже широко применяются, и в дальнейшем это может иметь серьезные социальные и демографические последствия. Автор уверен, что многие женщины были и будут здоровым оплотом консервативных сил, вечного биологического порядка, представляя собой саму эволюцию, репродукцию живого. Им, как естественным носителям

людей, совершенным средствам биологической репродукции, будет органично ненавистна идея вмешательства в естество, которое они и олицетворяют. Большая часть человечества вряд ли поддержит проект радикального самоизменения - отшатнувшись в религиозном либо «естественном», противоречащем естеству ужасе.

История цивилизации свидетельствует в пользу устойчивых архетипов человеческого бытия, которые закрепляются волей и усилием наиболее разумной части рода, нации, народа и непременно содержат в сердцевине некую духовную эстафету, нравственные принципы и общечеловеческую, т. е видовую, мудрость. Традиции оказываются необходимыми именно в эпоху ускорения научно-технического прогресса и темпа жизни, сохраняя те исходные гуманистические корни, подлинная роль и ценность которых начинает осознаваться лишь сейчас в условиях антропологического кризиса.

Диссертант не придерживается антитехнологических убеждений, прекрасно понимая, что человечество давно выбрало путь технологического развития и будет продолжать по нему идти. Но в то же время как бы высоко ни оценивались демократические свободы и рыночная экономика, автор убежден, что есть технологии, развитие которых не может быть неограниченной прерогативой ученых и предпринимателей. Человеческое общество должно создать эффективные механизмы контроля над технологиями, способными изменить саму человеческую природу.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, рассматриваются перспективы и смысл идеи усовершенствования человека в современную эпоху.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях авюра:

1. Кудашова, И.В. Кризис политики в процессе глобализации и локализации / И.В. Кудашова // Теория и история. - Красноярск, 2003.- № З.-С. 187-190.

2. Кудашова, И.В. Перспекшвы постчеловеческою будущего / И.В. Кудаптова // Философская и правовая мысль: Альманах. Вып. 7/8. -Саратов, Санкт-Петербург: «Научная жизнь», 2004. - С.202-218

3. Кудашова, И.В. Антропологические истоки преступности / В.И. Кудашов, И.В. Кудашова // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сибирском регионе: Сб. материалов международной научно-практической конференции (Красноярск, 5-6 февраля 2004 г.). -Красноярск: СибЮИ МВД РФ, 2004. - С.63-68.

4. Кудашова, И.В. Образы человека в развитии мира / И.В. Кудашова // Антропологические конфигурации современной философии: Тезисы докладов научной конференции, посвященной 250-летию МГУ им. М.В.Ломоносова.- М., 2004,- С. 232-234.

5. Кудашова, И.В. Место человека в универсуме / И.В Кудашова // Глобализация и региональная кулыура: Сб. материалов всероссийской научно-практической конференции.- Тюмень- Тюменский ГУ, 2004.- С. 93-96

6. Кудашова, И.В. Информационная культура и кризис системы образования / И.В. Кудашова // Современный гуманизм: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2004.- С. 346-361.

7. Кудашова, И.В. Миграциоппая политика и антропотоки / И.В Кудашова // Актуальные прикладные вопросы формирования духовности и государственности. - Екатеринбург: УрГУ, 2004. С.97-102.

8. Кудашова, И.В. Постгуманитарное развитие и постантропология / И.В. Кудашова // Тезисы материалов международного симпозиума «Государство и революция».- М: Изд.Фонда «Альтернативы», 2005,- С. 102-104.

9. Кудашова, И.В. Понятие антропотока и анализ миграционной политики / И.В. Кудашова // Государство и общество- философия, экономика, культура. Сборник тезисов международной научной конференции,-М., 2005,-С. 113-114.

10. Кудашова, И.В. О предмете постантропологии / И.В. Кудашова // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т. 4. - М.: Современные тетради, 2005,- С. 77-78.

11. Кудашова, И.В. Социальные функции образования в ситуации его кризиса / И.В. Кудашова // Байкальский психологический и педа!01 ический журнал.-Иркутск: ИГУ, 2005. - № 1-2 -С.39-47.

Подписано в печать 04.04.06 г. Формат 60X84/16 Уч. - изд. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ

Отпечатано в отделе копировально-множительной техники СибГАУ. 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

ЛРШ-

- 76 0 0

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кудашова, Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА

ИСТОРИЯ ИДЕИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Совершенствование человека

1.2. Образ сверхчеловека

1.3. Идея преображения и преобразования человека в отечественной философии.

ГЛАВА

ИДЕИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АНТРОПОМОРФОЗА

2.1. Генетическое усовершенствование человека

2.2. Новые технологии и пути выхода из антропологического кризиса

2.3. Постчеловеческое будущее

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Кудашова, Ирина Владимировна

Актуальность темы исследования

Идея усовершенствования человеческой природы, пройдя сквозь тысячелетия непростой истории рода homo sapiens, вновь вызывает пристальный интерес и острые дискуссии. В условиях технологической глобализации все более заметна деформация природы биосферного человека, серьезные изменения в его природных и социальных качествах, деградация важнейших систем его организма и психики, которая сопровождается интеграцией человека в техносферу, формированием «биотехносоциального» существа. Происходит изменение не каких-то отдельных атрибутов человека, а трансформация его биосоциальной природы и ее интеграция с техносферой под воздействием новых технологий, требующих от человека обновления качеств личности, актуализации и развития его антропологических качеств, применительно к новым условиям его труда и жизни.

Наше время — это время глубокой технологической революции и становления техногенной цивилизации. Глобальный экологический кризис зашел столь далеко, что природа порой не способна восстановить нарушенное равновесие. К третьему тысячелетию нашей эры передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманизма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. В современную философию стало входить понятие «антропологический кризис», означающее разрушение подлинно человеческого в человеке, негативные изменения в его духовности и природе. Мы становимся свидетелями таких его проявлений, как падение рождаемости и высокая смертность, рост сердечно-сосудистых, онкологических, психических заболеваний, а также наркомании, систематические психологические срывы и стрессы людей, социальные и этнополитические конфликты между различными слоями и группами общества, столкновение цивилизаций с непредсказуемыми последствиями и т.д.

Современная наука вплотную подошла к проблеме модификации человека как биологического вида. Это породило опасения, что с улучшением технических методов генной инженерии человеческий род, пытаясь улучшить себя, может в перспективе вообще перестать существовать, заменив себя новой, постчеловеческой формой. Учитывая негативизм человеческой природы и поспешность, которая свойственна человеку во всем, эти страхи нельзя считать совсем беспочвенными.

Это означает, что идея усовершенствования человеческой природы на современном технологическом этапе развития цивилизации приобретает особую актуальность. Эта идея должна стать очень серьезным полем философского анализа, который будет определять ценностные нормативы и императивы современных научных исследований. В этой связи необходимо выявить тенденции изменений в человеке во взаимосвязи с грандиозными социальными и техногенными трансформациями и на этой основе спрогнозировать возможные варианты антропоморфоза. В свою очередь, данные представления позволят своевременно воздействовать на процесс изменения человека, сделать его более осознанным и регулируемым.

Избранная для диссертации проблема актуальна в плане методологии науки и философии, так как идея преобразования человеческого существа сегодня превращается в методологическое средство научного поиска, его регулятивный и направляющий фактор. Все это требует самого пристального научного внимания к поставленным изначально философией проблемам, которые пока представляли исключительно популистское «поле брани», не приносящее никаких плодов, кроме идеологических клише и политических амбиций.

Актуальность темы диссертационного исследования ярко проявляет себя не только в теоретическом, но и в практическом аспекте. Сегодня как никогда остро востребованы прикладные аспекты вмешательства в природу человека и социокультурные последствия расширения границ понимания человеческого. Результаты трансформации природы человека будут зависеть от того, в какой системе этики они будут осуществляться, учитывая мультидисциплинарность биоэтических парадигм. В этой связи тема диссертационного исследования актуальна не только своей аналитической, но и прогностической направленностью.

Степень разработанности проблемы

Хотя задача социально-философского анализа идеи усовершенствования человека не ставилась специально в современном гуманитарном познании, тем не менее, нельзя не отметить тех шагов, которые уже были сделаны в постановке и осмыслении самой идеи. По большей части, как применительно к отечественной, так и зарубежной философии, имеют место, как правило, лишь о фрагменты исследований и постановка исследовательских задач. Однако и это немногое заслуживает серьезного внимания на фоне почти полного отсутствия специальной проработки концепций антропоморфоза.

Многие из социальных аспектов идеи усовершенствования человека имеют многовековую традицию, связанную с именами Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, Боэция и др. В истории западноевропейской мысли узловые моменты проблемы совершенствования человеческой природы в системе основных проблем философии связаны с учениями Фомы Аквинского, Дж. Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Д. Юма, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, JI. Фейербаха, К. Маркса. Качественно новый этап в развитии этой проблемы - идея сверхчеловека - представлен в творчестве Ф. Ницше.

Серьезный вклад в развитие идей совершенствования человека и перспектив его улучшения принадлежит отечественным мыслителям: Н.Ф. Федорову, П.А. Флоренскому, B.C. Соловьеву, В.В. Розанову, К.Э. Циолковскому, В.И. Вернадскому, Н.А. Бердяеву, СЛ. Франку, А.Ф. Лосеву. Идея лучшего человека в лучшем обществе пронизывает всю русскую философию от Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого до настоящего времени. Здесь совершенство человека выступает и как основной методологический принцип, и как объект философской рефлексии, а форма и содержание человека совершенного совпадают в обосновании нравственности и человеческой духовности вообще.

Значимые открытия в области философской антропологии принадлежат М.К. Мамардашвили и A.M. Пятигорскому. Суть таких переживаний проницательно выразил М.К. Мамардашвили: «Человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. И вот эта его непрерывная создаваемость и задана для него в зеркальном отображении самого себя символом «образа и подобия Божьего» [59. С. 279]. Человек не назвал бы ничего Богом, если бы в нем уже не действовала сила, которую он вне себя назвал «Богом».

В современной отечественной философии творческое развитие идеи усовершенствования человека предложил В.И. Красиков, обосновав мысль об «антропологической революции». К сожалению, эта плодотворная, на наш взгляд, идея не получила пока должного развития, а специальных исследований по проблеме социального анализа условий и последствий телесного преобразования человека в нашей отечественной философской литературе пока не видно. В то же время эти идеи в той или иной степени затрагиваются в многочисленных работах, посвященных евгенике - «науке об улучшении человеческой породы». В российской философии плодотворно проработаны самые различные аспекты евгеники, освещенные в трудах Н.К. Кольцова, О.Е. Баксанского, И.А. Захарова, Н.П. Ноговицина, А.В. Олескина, В.М. Розина, Ю.В. Хена, J1.B. Фесенковой, Е.Н. Шульги и др.

Развитие новых технологий, особенно биотехнологий, привело в XX столетии к формированию идей «постчеловека» и формированию концепции «трансгуманизма» в лице таких мыслителей, как Дж. Бернал, О. Степлдон, Р. Эттингер, Ф. Эсфандиари, Н. Бостром, Д. Пирс, М. Эпштейн, М. Море и Т. Морроу. Взаимодополнение проблем биоэтики и философской антропологии, в значительной степени определяющее специфику современных дискуссий изменения человека в дискурсе новейших достижений биотехнологии, отражено в работах таких современных зарубежных и отечественных философов, как И. Барбур, Ю.Г. Волков, М.П. Голдинг, В.А. Кутырев, Е.М. Миллер, В.П. Рачков, В.М.Розин, B.C. Поликарпов, П.Д. Тищенко, Дж. Флетчер, Ф. Фукуяма, Д. Хей, Р. Чедвик и др.

Таким образом, безусловная актуальность философского анализа именно социальных аспектов идеи усовершенствования человеческой природы на фоне массива публикаций по проблеме изменения, «улучшения» человека еще раз подчеркивает необходимость специального исследования данной проблемы гуманитарного знания.

Объектом диссертационного исследования является исторически развивающаяся идея усовершенствования человека.

Предметом исследования выступает социальный аспект данной идеи и его философский анализ.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации - философское исследование социальных аспектов идеи усовершенствования природы самого человека. Достижение этой цели обеспечивается последовательным решением следующих задач:

1. Изучить развитие философских представлений о «совершенном» человеке в мировоззренческих системах мировых культур;

2. Выявить особенности философской концепции «сверхчеловека» в социальном контексте развития идеи усовершенствования человеческой природы;

3. Проанализировать социальные аспекты идеи преобразования и преображения человеческого существа в отечественной философии;

4. Исследовать социально-философскую специфику идеи усовершенствования человека в современных евгенических и генетических концепциях в ситуации «антропологического кризиса»;

5. Определить идейные истоки и социальные перспективы новейших теоретических гипотез «постчеловечества» и «постгуманизма»;

6. Выявить мировоззренческий и методологический потенциал идеи усовершенствования человека в социально-этическом аспекте.

Теоретико-методологические основания исследования

Когда объектом исследования является идея, в силу вступает философская методология, постоянно уточняющая предметную область и тем самым выявляющая философскую составляющую рассматриваемых подходов. Поскольку тема исследования в определенной степени имеет междисциплинарный, структурирующий и обобщающий характер, в решении поставленных задач мы опирались на общие законы и принципы теории диалектики: принцип единства исторического и логического, системности, единства теории и практики и т. д. Автор использует методы историко-философского анализа и сравнительно-аналитического изучения исследуемых проблем. Преимущество этих методов в том, что они включают в себя исторический подход к изучаемой проблеме и позволяет при этом осуществить сравнительный анализ полученных результатов. Этот метод предполагает также, что исследуется как временной аспект проблемы (диахронический срез), так и структурный аспект (синхронический срез). Кроме того, применительно к рассматриваемой теме использовались элементы универсальных логических процедур познания: индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, абстрагирования, системности.

Научная новизна диссертации

В диссертации рассмотрена идея усовершенствования человека в широком спектре ее социально-философских аспектов:

1. Выявлено, что проблема совершенного человека и вообще совершенства является стимулирующим аспектом, развивающим представления о бытии в их предельно актуальном содержании.

2. Установлено, что многообразие историко-мировоззренческих концепций усовершенствования человека свидетельствует о перспективах выработки определенных стратегий совершенного человека, который был адекватен содержанию субъективных факторов и объективных условий жизнедеятельности человека.

3. Доказано, что идея усовершенствования человека - из разряда мобилизующих утопий, чья реализация может радикально изменить качественный облик человечества. Данное изменение может быть сопоставимо с антропогенезом: и по длительности и по последствиям.

4. Выявлено, что особенности идеи усовершенствования человека в современных евгенических и генетических концепциях определены постоянным вниманием исследователей к евгенической проблематике в условиях решения проблем человеческого развития и трудностями их решения на существующем уровне технического и социального порядка.

5. Показано, что новые технологии, задавая исходное саморазличение на собственно человеческое в человеке и несобственное, провоцируют формирование многообразия телесных и психических самоидентификаций, структурирующих социальную реальность отношений человека.

6. Доказано, что идея усовершенствования человека в контексте современных технологических разработок выполняет очень важную социальную функцию - она придает зримость и приучает общественное сознание воспринимать как должное возможные изменения в человеческом образе жизни.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость работы связана с социально-философской проблемой человека как субъекта нравственного выбора и морального действия по преобразованию своей естественной природы. Анализируя абстрактные перспективы и реальные, технические возможности преодоления границ своего вида, человек одновременно расширяет эти границы, становится больше и меньше себя. Меньше, потому что он уже не является красой и целью творения, пиком эволюции, каким воображали себя люди эпохи Возрождения. Вновь занимает место концепция человека, как «меры всех вещей», в процессе перехода от планетарной к космической к эпохе, от мира органики к миру культуры, где возникают все менее зависимые от него самодействующие системы искусственного разума. С другой стороны, человек превосходит себя в некоторых аспектах в своих технико-технологических созданиях. Происходит одновременно истощение, исчерпание человека как отдельного вида и распространение социальности за биологический предел (принцип «автотрофности» В.И. Вернадского).

Кроме того, теоретическое значение исследования состоит в том, что в проблемное поле социальной философии вводится и всесторонне анализируется понятия «усовершенствования», «преображения», «преобразования», «трансформации» человека, в социальном контексте исследуются предпосылки, причины и прогнозируемые последствия технологических форм и вариантов «антропоморфоза», «антропологического кризиса». Таким образом, результаты диссертационного исследования в новом отношении развертывают методологию и содержание социальной философии.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что проанализированные модели идеи усовершенствования человека могут быть использованы как исследовательский инструмент при анализе социальной и духовной сфер жизни общества в таких ее проявлениях, как новые религиозные движения, технологические утопии, прикладные этики, соответствующие области литературы, искусства, образования. Данное исследование призвано внести свой вклад в развитие и совершенствование различных форм учебной, методической и научно-исследовательской работы. Поэтому выводы, полученные в ходе философского анализа идеи усовершенствования человека посредством актуальной методологии, могут найти применение в преподавании курсов социальной философии, философской антропологии, философии техники, философии политики и права, эргономики, прикладной этики, а также специализированных учебных курсов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские аспекты идеи усовершенствования человека"

Выводы этого параграфа:

1. Переход к усовершенствованному постчеловечеству может оцениваться как движение к более высокому уровню организации Природы. При этом важно иметь в виду, что речь идет о радикальной смене или даже отмене духовно-этических измерений и ценностей человеческого бытия.

2. Постгуманистические движения и их воздействия на традиционный предмет гуманитарных наук рождают новое поле исследований о трансформациях человека и человеческого в процессе создания искусственных форм жизни и разума.

3. Переступая границы своего вида, человек превосходит себя в своих сверхчеловеческих созданиях. Происходит одновременно исчерпание человека как отдельного вида и распространение человеческого за его биологический предел.

 

Список научной литературыКудашова, Ирина Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Алексеева, Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли / Т.И. Алексеева. - М., 1998. 217 с.

2. Антология мировой философии. В четырех томах. - М., 1969. -Т.1.4.1. 542 с.

3. Арсеньев, А.С. Глобальный кризис и личность: размышления философа / А.С. Арсеньев. // Мир психологии и психология в мире. -М., 1994.-№ ю.

4. Асланян, М.М. Евгеника. Соблазн остается / М.М. Асланян. // Наука и жизнь. - 1997. -№ 12. С.112-115.

5. Барбур, И. Этика в век технологии / И. Барбур. - М., 2001. 286 с.

6. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М., 1993. 232 с.

7. Бердяев, Н.А. О русской философии / Н.А. Бердяев. - Свердловск, 1991.249 с.

8. Библия. -М., 1968. 1217 с.

9. Биотехника — новое направление компьютеризации. - М., 1990. 129 с.

10. Блок, А. Дневник / А. Блок. - М., 1989. 295 с.

11. Борзенко, И.М. Человечность человека: Основы современного гуманизма / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина. - М., 2005. 390 с.

12. Быстрицкий, Е.Е. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие / Е.Е. Быстрицкий. - Киев, 1991.320 с.

13. Бэкон, Ф. Сочинения в двух томах / Ф. Бэкон. - М., 1971. - Т.1. 293 с.

14. Быховская, И.М. Homo somalikos: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. - М., 2000.208 с.

15. Вейнберг, И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока / И.П. Вейнберг. - М., 1986. 278 с.

16. Вернадский, В.И. Живое вещество и биосфера / В.И. Вернадский. -М., 1994. 671 с.

17. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление / В.И. Вернадский. -М., 1991. 271 с.

18. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. - М., 1988. 357 с.

19. Вишев, И.В. Проблема личного бессмертия / И.В. Вишев. -Новосибирск: Наука, 1990. 218 с.

20. Владимирский, Б.М. Космические воздействия и эволюция биосферы / Б.М. Владимирский, Л.Д. Кисловский. - М., 1981. 349 с.

21. Волков, Ю.Г. Человек как космопланетарный феномен / Ю.Г. Волков, B.C. Поликарпов. - Ростов-на-Дону, 1993. 178 с.

22. Волоцкий, И. Просветитель / И. Волоцкий. - М., 1993. 261 с.

23. Вселенная и разум. Сборник. - М., 1988. 270 с.

24. Газенко, О.Г. Человечество и космос / О.Г. Газенко, И.Д. Пестов, В.М. Макаров. - М., 1987.190 с.

25. Гальтон, Ф. Наследственность таланта / Ф. Гальтон. - М., 1996. 263 с.

26. Гаряев, П.П. Геном как голографический компьютер /П.П. Гаряев, А.А. Васильев, А.А. Березин//Гипотеза. -1991. - № 1.

27. Гессе, Г. Речи Будды / Г. Гессе. // Восток-Запад. Сборник. - М., 1982. 340 с.

28. Гиренок, Ф.И. Русские космисты / Ф.И. Гиренок. - М., 1990. 289 с.

29. Горяинов, А.А. Диалектика телесного и духовного начала человека / А.А. Гориянов. // Философия и будущее цивилизации: тезисыдокладов и выступлений IV Российского философского конгресса. В 5 т. -М.,2005.-Т.4. 776 с.

30. Гулыга, А. Быть не праздным пассажиром (Русский космизм: наследие и наследники) / А. Гулыга // Литературное обозрение. - 1987. -№7.

31. Демиденко, Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С. Демиденко. - М., 2003. 138 с.

32. Дмитрук, М.А. Миры внутри нас? / М.А. Дмитрук - М., 1990. 178 с.

33. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В двух томах. -М., 1973.-Т.2. 474 с.

34. Дрекслер, Э. Машины созидания: Грядущая эра нанотехнологии / Э. Дрекслер. 1986. http://nrikeai.nm.rii/'mssian/eoc/eoc.htrn1

35. Дубров, А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. - М., 1989. 260 с.

36. Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности. - М., 2005. 352 с.

37. Иваницкий, A.M. Информационные процессы мозга и психическая деятельность / А.М.Иваницкий, В.Б. Стрелец, И.А. Корсаков. - М., 1984. 234 с.

38. Идлис, Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии / Г.М. Идлис. - М., 1985. 293 с.

39. Икэда, Д. Третий радужный мост / Д. Икэда, А. Логунов. - М., 1988. 330 с.

40. Информационное общество. - М., 2004. 507 с.

41. Казначеев, В.П. Космопланетарный феномен человека / В.П. Казначеев, Е.А. Спирин. - Новосибирск, 1991. 287 с.

42. Кант, И. Собрание сочинений: В 6 т. / И. Кант. - М., 1965. - Т.4. 491 с.

43. Кастельс, М. Информационная эпоха (экономика, общество и культура) / М. Кастельс. - М., 2000. 608 с.

44. Козин, Н.Г. Бесконечность. Прогресс. Человек / Н.Г. Козин. -Саратов, 1984. 123 с.

45. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук / Б.И. Козлов.-Л., 1988. 247 с.

46. Красиков, В.И. Идея антропологической революции / В.И. Красиков. // Философская и правовая мысль. - Саратов, СПб., 2001. -Вып.1. С.130-143.

47. Красиков, В.И. Синдром существования / В.И. Красиков. -Томск, 2002. 256 с.

48. Кудашова, И.В. Миграционная политика и антропотоки / И.В. Кудашова // Актуальные прикладные вопросы формирования духовности и государственности. - Екатеринбург, 2004. С.97-102.

49. Кууси, П. Этот человеческий мир / П. Кууси. - М., 1988. 288 с.

50. Кутырев, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А. Кутырев. - Н.Новгород, 1994. 199 с.

51. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. - М., 1983.465 с.

52. Лем, С. Сумма технологии / С. Лем. - М., СПб., 2002. 688 с.

53. Лесков, Л.В. Космические цивилизации: проблемы эволюции / Л.В. Лесков. - М., 1985. 216 с.

54. Лесков, Л.В. Космическое будущее человечества / Л.В. Лесков. -М., 1996. 160 с.

55. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев. - М., 1990. 655 с.

56. Лосев, А.Ф. Миф. Число. Сущность / А.Ф. Лосев. - М., 1994. 919 с.

57. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке / А.Е. Лукьянов. - М., 1989. 432 с.

58. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. - Иерусалим, 1982.276 с.

59. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. - М., 1992. 415 с.

60. Марголис, Дж. Личность и сознание: перспективы нередуктивного материализма / Дж. Марголис. - М., 1986. 248 с.

61. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., 1986. - Т. 3. 390 с.

62. Материалисты Древней Греции. - М., 1955. 467 с.

63. Махабхарата. - Ашхабад. 1981. - VII. Ч. 2. 234 с.

64. Минюшев, Ф.И. Социальная антропология / Ф.И. Минюшев. - М., 1997. 398 с.

65. Моисеев, Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле / Н.Н. Моисеев. // Вопросы философии. - 1990. - № 6.

66. Назаретян, А. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов/А. Назаретян. // Общественные науки и современность. - 1993. № 3.

67. Налимов, В.В. Спонтанность сознания / В.В. Налимов. - М., 1989. 187 с.

68. Налимов, В.В. Вероятностная модель бессознательного как проявление семантической Вселенной / В.В. Налимов, Ж.А. Дрогалина. // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 6.

69. Никонов, А.П. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности / А.П. Никонов. - М., 2004. 352 с.

70. Ницше, Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. - М., 1994. 337 с.

71. Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т. / Ф. Ницше. - М., 1990. - Т.1. 479 с.

72. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. - М., 1995. 287 с.

73. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. 407 с.

74. Озима, М. Глобальная эволюция Земли / М. Озима. - М., 1990. 280 с.

75. Орлова, Э.А. Философские основания трактовки преемственности в культурной антропологии / Э.А. Орлова // Проблемы культурного наследования в философской теории и практике современного Запада. - М., 1989.

76. Ортега-и-Гессет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гессет. // Вопросы философии. - 1984, - №№ 3,4.

77. Пестель, Э. За пределами роста / Э. Пестель. - М., 1988. 273 с.

78. Петров, М.К. Язык, знак, культура / М.К. Петров. - М., 1991. 186 с.

79. Поликарпов, B.C. Наука и мистицизм в XX веке / B.C. Поликарпов. - М., 1990. 240 с.

80. Поликарпов, B.C. Современная культура и генная инженерия / B.C. Поликарпов, Ю.Г. Волков, В.А. Поликарпова. - Ростов-на-Дону, 1991.530 с.

81. Поликарпов, B.C. Феномен человека - вчера и завтра / B.C. Поликарпов, В.А. Поликарпова. - Ростов-на-Дону, 1996. 576 с.

82. Прибрам, К. Языки мозга / К. Прибрам. - М., 1975. 190 с.

83. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М., 1986. 276 с.

84. Проблема поиска жизни во Вселенной. - М., 1986.192 с.

85. Проблема человека в западной философии. - М., 1988. 560 с.

86. Прохоров, Г.М. Послания Нила Сорского / Г.М. Прохоров. - М., 1971. 176 с.

87. Психология телесности: мевду душой и телом. - М., 2005.731 с.

88. Рачков, В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества / В.П. Рачков. - Свердловск, 1991. 322 с.

89. Рачков, В.П. Человек в современном технизированном обществе: Проблемы безопасности развития / В.П. Рачков, Г.А. Новичкова, Е.Н. Федина. -М., 1998. 378 с.

90. Реймерс, Н.Ф. Экология / Н.Ф. Реймерс. - М., 1994. 365 с.

91. Розанов, В.В. Религия и культура / В.В. Розанов. - М., 1990. 635 с.

92. Розанов, В.В. Уединенное / В.В. Розанов. - М., 1990. 710с.

93. Соловьев, B.C. Сочинения в двух томах / B.C. Солвьев. - М., 1988.-Т. 2. 396 с.

94. Степанянц, М.Т. Восток-Запад: диалог философов / М.Т. Степанянц. // Вопросы философии. - 1989. - № 127.

95. Степанянц, М.Т. Человек в традиционном обществе Востока / М.Т. Степанянц. // Вопросы философии. - 1991. - № 3.

96. Степин, B.C. Демократия и судьбы цивилизации / B.C. Степин, В.И. Толстых. // Вопросы философии. - 1996. - № 10. С. 13—14.

97. Степин, B.C. Философия и эпоха цивилизационных перемен / B.C. Степин. // Вопросы философии. - 2006. - № 2. С. 16—27.

98. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. -М„ 1987.553 с.

99. Тищенко, П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий / П.Д. Тищенко. - М., 2001. 177 с.

100. Тищенко, П.Д. Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез / П.Д. Тищенко. // Мир психологии. - 2000. - № 1.

101. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М., 2004. 557 с.

102. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. - М., 2004. 669 с.

103. Турсунов, А. Мирозданья тугие узлы / А. Турсунов. // Вопросы философии. - 1988. - № 2.

104. Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии / А.Н. Уайтхед. -М., 1990. 393 с.

105. Уолтер, Г. Живой мозг / Г. Уолтер. - М., 1966. 174 с.

106. Федоров, Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров. - М., 1994. 415 с.

107. Фейербах, Jl. Избранные философские произведения. В двух томах / Л. Фейербах. - М., 1955. - Т.2. 798 с.

108. Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. Сборник.-М., 1986. 563 с.

109. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. - М., 1990. 827 с.

110. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли / П.А. Флоренский. -М., 1990.446 с.

111. Фогель, Ф. Генетика человека / Ф. Фогель, А. Мотульски. - М., 1989.238 с.

112. Франк, С.Л. Сочинения / С.Л. Франк. - М., 1990. 607 с.

113. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М., 1990. 198 с.

114. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М., 1990. 571 с.

115. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. - М., 1984. 781 с.

116. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. -М., 2004. 588 с.

117. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее / Ф. Фукуяма. - М., 2004. 349 с.

118. Циолковский, К.Э. Гений среди людей / К.Э. Циолковский. - М., 1992. 122 с.

119. Циолковский, К.Э. Очерки о Вселенной / К.Э. Циолковский. - М., 1992.255 с.

120. Циолковский, К.Э. Органический мир Вселенной / К.Э. Циолковский. // Собр. соч. в 4-х томах. - М., 1964. - Т. 4. 416 с.

121. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. -М., 1981. 317 с.

122. Человек в контексте глобальных проблем. - М., 1989. 273 с.

123. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991. 455 с.

124. Чуринов, Н.М. Совершенство и свобода / Н.М. Чуринов. -Красноярск, 2001. 432 с.

125. Шаронов, В.В. Основы социальной антропологии / В.В. Шаронов. - СПб., 1997.487 с.

126. Шевяков, Г.С. Человек и его судьба: опыт непредвзятого исследования / Г.С. Шевяков. - М., 2004. 272 с.

127. Шкловский, И.С. Вселенная, жизнь, разум / И.С. Шкловский. - М., 1987.370 с.

128. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. - М., 1993. 464 с.

129. Шуцкий, Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен» / Ю.К. Шуцкий.-М., 1960. 305 с.

130. Элиаде, М. Космос и история / М. Элиаде. - М., 1987. 275 с.

131. Эстетика Ренессанса: Антология. В двух томах. - М., 1981. - Т.1. 348 с.

132. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. - М., 1991. 304 с.

133. Chadwick, R. Genetic Improvement / R. Chadwick. // Ethics, Technology and Medicine. - Iverbury, 1988.

134. Epstein, M. The Role of The Humanities in Global Culture: Questions and Hypotheses / M. Epstein. // Rhizomes: Cultural Studies in Emerging Knowledge. - Ohio, 2001. - No.2.

135. Extropy Institute, http://www, ex t ropy. or g

136. Fletcher, J. Humanhood: Essay in Biomedical Ethics / J. Fletcher. -Buffalo (N.Y.), 1989.

137. FM-2030. Are You a Transhuman? / FM-2030. - New York, 1989.

138. Fukuyama, F. Our Posthuman ' Future. Consequences of the Biotechnology Revolution. / F. Fukuyama. - New York, 2002. 349 p.

139. Golding, M.P. Ethical Issues in Biological Engineering / M.P. Golding. // Ethical Issues in Modern Medicine. - Pulo-Alto. (Cal.), 1989.

140. Journal of Evolution and Technology. http://www.transhumamst.com.

141. Hayles, К. How we Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics / K. Hayles. - Chicago, London,1999.

142. Hey, D. Genetics: Moral Issues in the Creation of People / D. Hey. Berkeley, 1992.ilri.lovola.edu/ConvergingTechnologies/Report/NBIC pre pubHcation.pdf

143. Miller, E.M. Eugenics: economics for the long run / E.M. Miller //Research in Biopolitics. 1997. - V. 5. P. 391-416.

144. More, M. The Extropian Principles / M. More. 1998. - v. 3.0. http://vvwvv.maxmore.coin/extprn3.htm

145. Pearce, D. The hedonistic imperative. An Internet-circulated manuscript. / D. Pearce. http://na.nozine.com/psv.htm1

146. Richardson, S.N. Specifying, Balancing and Interpreting Bioethical Principles / S.N. Richardson // The Journal of Medicine and Philosophy.2000. - Vol. 25. - № 3. P. 285-307.

147. Ridley, M. Genome. The autobiography of a species in 23 chapters. / M.

148. Ridley. Fourth Estate, - London, 1999.

149. Runkle, G. Ethics: An Examination of Contemporary Moral Problems /G. Runkle. -N.Y., 1992.

150. Transhumanist Lexicon: htlp://www.transhumanisrn.com/lexicon/

151. World Transhumanist Association, http://vvwvv.transhurnanisni.com