автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философские основания анализа культурного пространства
Текст диссертации на тему "Социально-философские основания анализа культурного пространства"
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
На правах рукописи
СИЛКИНА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
Специальность: 09.00.11-социальная философия Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Кандидат филологичеких наук, доцент
И.М. ГУТКИНА
САРАТОВ 1999
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................................3-12
ЕЛАВА I Культурное пространство в категориальной
системе "пространство-время" п. 1 Философско-культурологическая традиция
исследования пространства....................................................................................................13-40
п. 2 Структурные параметры культурного пространства....................41-64
ЕЛАВА II Бытийственность мира в культурном пространстве
п. 1 Культурное пространство и пространство культуры....................65-89
п. 2 Функциональные характеристики культурного
пространства................................................................................................................................................90-112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................113-115
Б И Б Л ИО ЕР АФИЯ...................................................................................116-130
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В современных условиях конца тысячелетия, кризиса российской действительности все более актуальными становятся проблемы культуры, ее реального существования и места в ней человека. Это обстоятельство объясняет интерес к более глубокому философскому анализу культуры, протекающих в ней процессов, форм и механизмов ее бытия.
Современный человек задает себе вопрос о своем состоянии, о смысле своей жизни, о своем месте в мире и, что бы ответить на эту экзистенциальную проблему, он пытается найти себя, укрепиться, определиться, выработать порядок, который обеспечил бы его существование и обозначить рамки своего жизненного пространства. Как представляется, именно поэтому существовавший до недавних пор интерес к философскому исследованию времени в культуре уступил место изучению пространства, в котором существует культура, и его границ.
Исследование философской категории «пространство» уходит корнями в глубокое прошлое и с той поры является объектом пристального внимания со стороны ученых, что объясняется, прежде всего, особой ролью пространства в структуре мира. Пространство - это та арена, на которой развертываются все события мирового действа и одновременно, как стало очевидно в последнее время, непосредственный участник этого действа, определяющий его ход. Проникновение человека в космическое пространство, убыстрение ритма жизни под влиянием научно-технической революции,
экологический кризис, бурные социально политические процессы современности обусловили наряду с интерпретацией чисто физических форм пространства обращение к иным формам его существования, прежде всего социокультурным. Поэтому проблема пространства стала сегодня предметом специального внимания психологов, историков, социологов, культурологов, искусствоведов, литературоведов, архитекторов, градостроителей, географов и др. В последние годы появились и вошли в научный оборот такие важные для настоящей действительности понятия, как «социальное пространство», «экономическое пространство», «историческое пространство», «экологическое пространство» и другие. Вместе с ними стало активно разрабатываться и понятие «культурное пространство».
Оно используется чрезвычайно широко средствами массовой информации, постоянно встречается в прессе и чем дальше, тем больше к нему начинают обращаться в научной литературе, в последнее время стали появляться публикации монографического характера, статьи, которые сосредотачивают свое внимание на этом понятии.
Среди факторов, актуализирующих проблему культурного пространства, особое место занимают цивилизационные изменения, основу которых образуют общечеловеческие ценности. Современная эпоха является особой во всей истории человечества. Это - эпоха перехода от линейно-поступательной к единой картине мира, вследствие чего возросла взаимозависимоть государств, регионов, континентов, усилилось взаимодействие различных культур. Средства массовой коммуникации претерпевают период стремительного совершенствования. Все это оказывает сильное, подчас решающее воздействие на различные регионы Земного шара, пространство которого «сужается», становится максимально доступным. Происходят быстрые и глубокие преобразования структуры всего пространства
цивилизации. В этой связи рост влияния культуры на различные сферы человеческого бытия становится все более очевидным. Эти процессы не могут оказаться вне сферы осмысления научной общественности, что, в свою очередь, стимулирует разностороннее исследование культурного пространства.
Философское осмысление культурного пространства, поиск методологических оснований и фундаментальных критериев для его изучения и характеристики и составляет смысл данной работы.
II. Степень научной разработанности проблемы.
В разработке проблемы пространства наука достигла немалых успехов. Нынешний период развития представлений о пространстве замечателен тем, что происходит обобщение взг лядов на пространство, выработка единой теории. Наряду с естественнонаучными, ведутся исследования общефилософского характера, посвященные множественности форм пространства и времени1, специфике пространственно-временных отношений2,
1 Жданов Ю.А. Пространственные характеристики процесса взаимодействия общества и природы (методологические аспекты) // Социально-пространственные структуры в стадиальной характеристике культурно-исторического процесса. —М., 1992; Жог В.И., Канке В.А. Проблема множественности форм пространства и времени // Диалектический материализм и проблемы современного естествознания.
- М., 1980; Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега- и микромире.
- М., 1974; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М., 1966; Рыклин М., Террорологики. - Тарту; М., 1992; Ямпольский М. Демон и лабиринт. -М., 1996 и другие.
2 Аскин Я.Ф. Проблема времени ее философское истолкование. - М., 1966; Иванова И.Н. Функции культуры и проблема времени. - Саратов, 1997; Поспелов Д.А. представление знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах. М.Д989; Ярская В.Н. Социальное конструирование времени // Философия, наука, культура, творчество. - Саратов, 1999. - С. 17-19.
роли пространства в структуре мира3.
Одновременно разрабатываются теории, описывающие различные формы пространства, соответствующие формам движения материи. Так, В.Г. Виноградский, Г.Е. Зборовский, А.Н. Лой, Ю.К. Плетников, В.Г. Черников акцентировали внимание на социально-исторических формах пространства4. Во многом благодаря их трудам в отечественной науке появилось и начало разрабатываться понятие «социальное пространство». В этом же плане несомненный интерес представляют и труды западных философов, социологов, историков3. Их работы посвящены исследованию
пространства в обществе, политике, экономике, культуре.
Все более углубляющиеся исследования пространства социума и дифференциация внутри него привели к поискам не только в отдельных областях пространства, но и к стремлению выявить тот общий уровень пространства, который наиболее полно характеризует жизнь социума. Это обстоятельство и обусловило стремление ученых исследовать
3 Казначеев В.П. Живое пространство: ноосфера?: (Перспективы геополитики) // Рус. мысль. - Реутов (Моск. обл.), 1993. - №3-12. - С. 77-89; Мещеряков П. A. Homo soveticus: Покорение пространства и времени // Угол зрения. - М., 1992. - С. 159-181. Потемкин В.К., Симанов А.Л. Пространство в структуре мира. - Новосибирск, 1990; Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М., 1997.
4 Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. - М., 1988; Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. - Свердловск, 1974; Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». Киев, 1978; Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. - М., 1971; Черников В.Г. Общественное пространство. - Воронеж, 1984.
5 Bachelard G. La poétique de l'espace. - P. 1957; Braudel F. L'identité de la France. - P. 1986; Matore G. L'espace humain. - P., 1976; McPherson J.M., Ranger-Moore J.R. evolution on a dancing landscape: Organisation and networks in dinamic Blau space // Social forces. Chapel Hill, 1991. - Vol. 70, N 1. - P. 19-42; Pankov G. L'homme et son espace vécu. - P., 1986; Perec G. Espèce d'espace. - P., 1974.
структуру и феномены жизненного пространства, что потребовало обращения к таким областям философского знания как антропология, герменевтика, философия культуры, этика, эстетика6.
Именно логика дальнейшего углубления изучения пространства привела к исследованию его не только в смысле бытия социума, но и с позиций бытия культуры. Об интересе современных ученых к проблеме культурного пространства свидетельствует хотя бы тот факт, что на Первом Российском философском конгрессе этой теме было посвящено сразу несколько выступлений7. Весьма плодотворной в данном направлении представляется работа B.C. Библера8, М.С. Кагана9, Ю.М. Лотмана10, В.Ю. Марченко15, А.Е.Чучина-Русова12.
XX век поставил перед представителями разных специальностей
6 Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984; Бубер М, Проблема человека, - М., 1992; Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989; Гасилин В.Н. Становление человека и проблемы идентификации // Человек. Культура. История. -Саратов, 1993. - С.4-13; Маслоу А. Мотивация и личность /У Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1991. №3; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994; Устьянцев В.Б. Антропология жизненного пространства // Жизненное пространство человека и общества. - Саратов, 1986. - С.5-16 и другие.
Человек - философия - гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса /4-7 июля 1997 г./. Т. 6 Философия культуры -Санкт-Петербург, 1997.
о
Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.
9 Каган М.С. Пространство и время как культурологические категории /У Вестник , СпбГУ: Сер. 6,1993, вып.4,- С.30-40.
10 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. - М., 1996.
11 Марченко В.Ю. Пространство культуры как социальная реальность. Автореф. канд. дне. - Ростов-Дон. 1987.
12 Чучин-Русов А.Е. Единое поле мировой культуры // Вестник РАН, 1996, том 66, №10, с.913-924.
поистине сакраментальный вопрос о едином пространстве. Отвечая на него, исследователи используют разный фактический материал, применяют различные термины, создают разнообразные культурные модели. Это, в свою очередь, объясняет повышенный интерес к проблеме культурного пространства со стороны ученых самых разных отраслей науки таких, как география (А.Д. Арманд, В.JL Каганский, Ь.Б. Родоман13), геополитика (К.С. Гаджиев, Дж. Паркер, К.Э. Сорокин, П.М. Галуа, Р. Харкави14), этнография (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев15), социология (A.A. Боев, Е.Р. Смирнова-Ярская, Л.С. Яковлев16) и т.д.
Несмотря на ведущиеся в настоящее время исследования культурного пространства, в философии и теории культуры это понятие не получило своего полного научного осмысления. До сих пор не существует устоявшегося определения таких понятий, как «культурное пространство», «пространство культуры», которые постоянно употребляются на эмпирическом уровне в разнообразных контекстах, в
13 Арманд А.Д Ландшафт как конструкция // Известия Всесоюзного географического общества. 1983. Вып. 2; Каганский В.Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. 1997. №1-2; Родоман Б.Б. Пейзаж России // Вопросы истории естествознания и техники. 1993. №3.
14 Гаджиев К.С. Геополитика. - М., 1997; Паркер Дж. Преемственность и изменения в геополитической мысли Запада // Междунар. журнал социальных наук. - 1993. -№3; Сорокин К.Э. Геополитика современного мира и Россия // Политические исследования. - 1995. - №1; Gallois P. M. Géopolitique. Les vois de la puissance.P., 1990;Harkavy R. Great Power Competition for Overseas Bases. The Geopolitics of Access Diplomacy. - N.-Y., 1992.
1э Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983; Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М., 1993.
16 Боев A.A. Единое культурное пространство - пространство единой культуры // Социальная теория и современность; Смирнова-Ярская Е.Р. Социокультурный анализ нетепичности. - Саратов, 1997. - 268 с. Яковлев Л.С. Историческая типология отечественной культуры. - Саратов, 1992. - 19 е.;
работах, относящихся к весьма отдаленным друг от друга областям знания. Отсутствует научное описание понятия «культурное пространство», его видовых модификаций, структуры и функций, не выявлено его соотношение с базисным понятием «культура», что не дает возможности определить, почему оно возникло и так интенсивно внедряется в научный и литературный оборот.
111 Цель и задачи исследования.
Целью данной диссертационной работы является исследование культурного пространства как философского понятия на основе базовых для него философских категорий «пространство» и «культура». Понимание культурного пространства как динамической системы, включающей в себя различные аспекты уже существующих типов и видов пространства и вновь создающихся в современном мире в результате творческой активности человека, обусловливает установление его взаимосвязи с различными модификациями пространства, дает основание для его характеристики как социально-философского понятия.
Эта цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Выявить дефиницию «культурное пространство», поскольку в науке отсутствует устоявшееся определение данного понятия, описать его характерологические особенности и функции.
2. Определить соотношение понятий «культурное пространство» и «пространство культуры», обозначить сходства и различия между ними с тем, чтобы устранить смешение этих понятий и исследовать механизм становления и развития культурного пространства.
3. Классифицировать типы, виды и элементы пространства на основании сопоставительного анализа культурного пространства с различными модификациями пространств и описать его структуру.
4. Обозначить место культурного пространства среди других пространств социума, поскольку возникновение и функционирование культурного пространства всецело связано с творческой деятельностью человека, направленной на создание определенных ценностей и освоение окружающей социальной среды.
Объектом исследования выступают фундаментальные понятия социальной философии «пространство», «время», «культура». Непосредственным предметом исследования является понятие «культурное пространство».
IV Теоретической и методологической основой исследования
являются фундаментальные идеи классической философии в области гносеологии, онтологии и социальной философии, труды отечественных и зарубежных ученых Х1Х-ХХ веков по проблемам философии и культуры. Гносеологический, онтологический и компаративный подходы положены в основание анализа исследуемой проблемы. Практической базой диссертации явились работы русских и зарубежных
теоретиков и практиков в сфере архитектуры, литературоведения,
}
театрального искусства.
V Научная новизна работы.
В ходе проведенного исследования получены следующие результаты, имеющие научную новизну и выносимые на защиту.
"[ I , 1 , ■ м . *; | ( ^ , ■ ! ,11
11С1 ишивапнн
ппгтлл^лл ■ а• I• /\ пг плпл пппттипп .ч ■ * 'I''( *■ 11г'./ч
оининаоин/лопш и апалша л^лил и
нппгтпяпгтня г пттугими нилями плпстпянотв л я но пплелепетние
—х----^--------- - Г^г ^-----------^------- —х----х------- "----- ---г~г~<---------
Г-Г ЛТТ ЛТТ ТГЧ / / Г г* Ч 7 ГЦ Г ГР1 о*1» /Л ЛТ>М Г» г Т ЛТТ| гч Ч\ Т Г /Л Ъ »Л Т ТТ1 I л
ииПЯ1НЛ \\iv_y ЛИ 1У игн-» фи|ЛУ1_у
Л ТТЛ Т»« »I Гк 1 1 I I ч /Ч А ^ » * • Ш-И» (Л 1 ГЧ 1Л Л??! Г» ( ( «-ч I Г"» Н * »
илсдуллщип!! ии^сиешх. ранСиви, в ли1ирим ви^пилаС1 хх
реализуется творческая деятельность индивидов и в котором существуют культурные ценности, ставшие результатом этой деятельности называется культурным пространством. Соотнесение культурного пространства с такими модификациями пространства, как социальное,
ГРГН1Г\ ТПЛ'ПДиРГМГЛР ■щ-мчи^ыиглр ПППСТПЯЦПТПП ГППППЯ
л V I 1Д АЛА X Ч*1 "V X V 2 1Д1\/ V V а V*! XV 1 ль» V Л V } Цуг»
гт триниргь'о^ япумтртгтл/гтлр ттгузпптттдггп
У^ХШ X XV V ^ ХАЛ А Ч»-*.*. X ^ IX ЧУ^ у Л^^АЧ V х X/ X XX X ЧУ V X ХЛУч^ иу/^ххии V
определить типологию пространства, различающуюся по
/-ч ¿^гт Л* »» Т Т\ЛТТ*\ЛП» «"Л ТТ МгПТ ТГ!/Т » Г ГЪ а Я Т^Г"» тт» Ж Г\ ТТ/-\ТГ/»ГТЛП Т т*т
иииым)' оишрси/шО! и ч^идч^ржаппл, фирмам ».эшгиухиД^пи 1 оИд
» Г /Ч^л Ч V *Ч *» У»- 1 Ч У « /К? 14 >( /Ч жЧ Лгт^Т /Л ЛАЬ^Ч А« • Л
1У1С/КД_у ^ииип и. вп) 1 ри пил хх хихаъ^ххцлтщ'х^ихэахг» ххрис1рап^хва
по типам, видам и элементам, относительно культурного пространства.
Установлена общность и определены различия понятий «культурное пространство» и «пространство культуры». Пространство культуры характеризует нечто сложившееся, устоявшееся и выступает как институциональное понятие, а культурное пространство предполагает возможность движения и является своеобразным механизмом, при помощи которого происходит процесс «окультуривания» естественного п