автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Цыбикдоржиева, Баирма Доржиевна
Введение.
Глава 1. Взгляды Вилли Брандта на социально-правовую сферу жизни общества.
1.1. Эволюция понятия «социализм» в социал-демократических концепциях и программных документах СДГТГ.
1.2. Брандтовское понимание социального государства как средства осуществления социалистической государственности.
1.3. Демократия как институт вовлечения человека в политические процессы.
Глава 2. Социальные основы функционирования общества в концепции Вилли Брандта.
2.1. Социально-экономическая обусловленность развития общества в концепции демократического социализма Вилли Брандта.
2.2. Брандтовская концепция правового государства.
2.3. Человек как объект социальной политики государства.
Глава 3. Сущность и содержание мировоззрения Вилли Брандта в контексте современной парадигмы мышления.
3.1. XX век как век социально-антропологической напряженности в мировоззрении Вилли Брандта.
3.2. Проблема обеспечения безопасности человечества в контексте современности.
3.3. Личность Вилли Брандта и ее роль в щ общественно-политической жизни современного общества
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Цыбикдоржиева, Баирма Доржиевна
Вилли Брандт, подлинное имя которого Герберт Эрнст Карл Фрам (1913-1992) - выдающийся политический и общественный деятель Германии, канцлер ФРГ с 1969 по 1974 гг., председатель социал-демократической партии Германии с 969г. по 1992г., председатель II Социалистического Интернационала с 1974г. по 1992г., председатель комиссии «Север — Юг» в Организации Объединенных Наций, лауреат Нобелевской премии мира (1971г.). С его именем связано зарождение политики мира и мирного сосуществования, сотрудничества и развития дружеских отношений со странами социалистического лагеря, прекращения гонки вооружения и ненасильственного разрешения конфликтов. Биографы называют Брандта идеалистом, человеком, придающим большое значение духовным силам, моральным ценностям, человеком, верящим в возможность построения гармоничного общества, в возможность найти новое решение, позволяющее урегулировать проблемы, стоящие перед человеческим обществом, не путем столкновения различных общественных систем, а нахождением некоего нового пути, «новых границ» взаимодействия. Ни в одном из своих произведений Брандт так и не определяет точно, в чем же суть этого нового пути. Он лишь каждый раз подчеркивает, что следует распознавать новое, постепенно приближаясь к нему на базе практических действий.
Актуальность темы исследования
Современность и своевременность данного исследования определяется, во-первых, потребностями основательного изучения социал-демократической концепции социально-правового государства Вилли Брандта; во-вторых, необходимостью преодоления негативного отношения к понятию «социализм», сложившегося в постсоветские годы, и обоснования основополагающих установок демократического социализма; в-третьих, значимостью теоретических изысканий и практического опыта Вилли Брандта в различных областях политической и общественной жизни для развития гражданского общества, предотвращения напряженности, предупреждения экологической и антропологической угроз и мирного разрешения конфликтов.
Идеи «демократического социализма» по-прежнему остаются актуальными в современном мире, в том числе в нашей стране, как идея гуманного общества свободных и социально защищенных людей. Это не абстрактная теория, а выражение уважения к достоинству каждого человека, стремящегося к свободному раскрытию возможностей своей личности, и подчеркивание того факта, что это может быть достигнуто лишь в условиях демократии и терпимости.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что демократический социализм интерпретируется Брандтом по-новому, а именно с точки зрения современных условий развития общества. В этой интерпретации большое место занимает разработка двух проблем -проблемы соучастия, понимаемой как привлечение трудящихся к вопросам руководства обществом, и проблемы создания «нового качества жизни», основываясь на которые общество способно создать условия для развития социально-правового государства. .
Размышления Брандта о социализме как о демократическом обществе, о перспективах его развития могут служить отправным пунктом дальнейшей гуманизации человеческих отношений. Конечно, социал-демократам объединенной Германии и демократической России трудно сейчас преодолеть воздействие фальсификации понятия «социализм». Ложь о «реальном социализме» вызывала аллергию, даже отвращение людей к социалистическим лозунгам и идеям. Социализм стал отождествляться с банкротством коммунистических диктатур, крахом государственной экономической системы, произвола одной партии, преследованием противников системы, массовыми репрессиями и тотальным господством одной застывшей в своих догмах и мифах идеологии.
Социал-демократия возникла как особая альтернатива капитализму. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества путем установления диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т.д. Некоторые социал-демократы признавали также предлагавшийся марксистами революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму. Но в реальной жизни социал-демократия отвергла эти установки, признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила игры. Партии социал-демократической ориентации институционизировались, стали парламентскими и внесли существенный вклад в интеграцию рабочего движения в господствующую систему.
Социал-демократы ранее также считали, что общественная собственность на средства производства явится средством для достижения целей социализма. Но для них эта идея означала всегда одновременно уважение достоинства человека, его гражданских прав, социальную справедливость, свободу выражения мнения, равноправие полов, этнических и религиозных меньшинств, мир и взаимопонимание между народами. После принятия Годесбергской программы социализм стал означать для социал-демократов не столько теоретически сформулированную общественно-экономическую систему, сколько задачу постоянного стремления к свободе, справедливости законными, парламентскими средствами, отвечающими духу времени. Так родилась знаменитая формула трех С — «свобода, справедливость, солидарность».
Несомненный интерес представляют взгляды Брандта на отношения с Советским Союзом как на политику сотрудничества. Существенным элементом восточной политики являлось не просто установление добрососедских отношений, а также поиск новых форм сотрудничества, развитие которого может способствовать деидеологизации в том смысле, что будут отыскиваться новые формы такого сотрудничества. Следовательно, экономическое сотрудничество и сокращение вооружения, дополняя друг друга, могут создать новую действительность на двух уровнях и предотвратить возможность любого конфликта.
Новая парадигма мышления, явившаяся результатом глобальных изменений, происходящих во всех областях жизни человека, требует более гибкого отношения к проблемам охраны окружающей среды. Взгляды Вилли Брандта на то, что не только общественные, но и политические события, происходящие за пределами одного государства, влияют на состояние окружающей среды во всем мире, лежат в основе его концеции налаживания всеобщего европейского и международного сотрудничества в области защиты окружающей среды, поскольку проблемы загрязнения окружающей среды становятся независимыми от общественных систем.
Изучение взглядов Брандта по принципиальным вопросам международной политики и общественного устройства представляется важным для обоснования его концепции мирного разрешения конфликтов и преодоления социально-антропологической напряженности. В этой связи особый интерес представляет его трактовка понятия «мир» и «мирное сосуществование». Брандт понимает мир не просто как состояние отсутствия войн. Мир для него — широкая философская категория, это нарождение новой общности, где существует единство интересов человека и народов, где, по его словам, слиты воедино совесть, ответственность и где обеспечена демократия. Этот мир, эту новую общность, полагает Брандт, надо организовывать, учитывая при этом, что само понимание мира все время будет расширяться. Задача политики в этих условиях заключается в том, чтобы научиться мирным, ненасильственным способом преодолевать конфликты. Брандт связывает свою ненасильственную концепцию с пониманием сущности человека. Он неоднократно подчеркивал, что человека надо принимать таким, как он есть, с его достоинствами и недостатками, что его нельзя насильно втиснуть в какую-то определенную общественную систему и уж тем более попытаться изменить его с помощью этой системы.
Объектом данного диссертационного исследования являются особенности и сущность социал-демократической теории как социально-философской проблемы.
Предметом исследования в рамках данной работы выступают социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта.
Степень изученности темы
Литература, посвященная исследованию социал-демократических идей Вилли Брандта в России, к сожалению, представлена достаточно скромно. Творчество В. Брандта привлекло к себе внимание в 70-х годах прошлого столетия в период потепления отношений СССР и ФРГ и после визита Брандта в Москву 12 августа 1970 года для подписания договора о сотрудничестве. Брандт был единственным политиком так называемого капиталистического мира, который стал настолько популярен в СССР, что некоторые из его произведений были даже переведены на русский язык. И это имело место при всем том, что 70-е и 80-е годы характеризуются как период «холодной войны» и «железного занавеса».
Изучение теоретического наследия Вилли Брандта в России представлено трудами Б.С. Орлова. В них дана попытка систематизации основных направлений деятельности Вилли Брандта и представлен ряд его некоторых переведенных статей, в которых он дает характеристику концептуальным ценностям демократического социализма.
С изменением политической ситуации в конце 80-х и в начале 90-х гг. вновь возродился интерес к социал-демократическим идеям. Среди работ, посвященных данной проблеме следует выделить труды В.А. Артемова,
И.М. Ладыжникова, Е.Л. Петренко, В.Ф. Русалеева. Значение этих работ заключается в том, что впервые в отечественной науке дается анализ основных ценностей германской социал-демократии и впервые идеи демократического социализма рассматриваются в качестве альтернативных коммунистическим идеям.
Основной теоретической базой исследования мировоззрения Вилли Брандта стали труды самого Брандта, написанные им в различные периоды его политической и общественной деятельности и посвященные актуальным вызовам времени. Характерной чертой его творчества является то, что в любом из периодов своей деятельности Вилли Брандт обращается к самым злободневным проблемам современности и анализирует сложившуюся ситуацию не только с позиций того времени, но и в перспективе ее развития на последующие годы. Прозорливость Брандта как политика, как теоретика, несомненно, придает его мышлению концептуально-стратегический характер. А это делает его труды неисчерпаемым источником для исследования, в т.ч. философского, и ценным достоянием для последующих поколений. Его труды не поддаются формальной периодизации, но их можно условно разделить на несколько тематических направлений.
Первое направление — это характеристика демократического государства в понимании социал-демократов, обоснование понятия «демократический социализм» и его основных ценностей, таких как свобода, справедливость и солидарность, это брандтовская концепция правового и социального государства, а также обоснование необходимости проведения реформ и экономических преобразований и их взаимосвязь с социальными проблемами общества.
Второе тематическое направление творчества Брандта связано с обоснованием его политики разрядки и обеспечения безопасности в Европе, мирного разрешения конфликтов и мирного сосуществования государств с различными формами правления, обеспечения мира и понимания благодаря политике договоренности и улучшения сотрудничества с государствами Восточной Европы.
Несомненный интерес представляют его работы, посвященные проблеме предотвращения экологической и антропологической катастроф. В своих трудах Брандт анализирует причины возникновения экологических проблем в мире, обосновывает необходимость совместного решения этих проблем и пути выхода из сложившейся ситуации посредством разумного использования ресурсов и создания международных институтов контроля над окружающей средой. Кроме того, Брандт обращается в своих статьях к проблеме бедности и голода в странах «третьего мира», опасности экспорта конфликта Восток - Запад в развивающиеся страны и необходимости оказания помощи этим странам с целью создания политического и социального равновесия в мире.
В специальную группу могут быть выделены работы зарубежных авторов о Вилли Брандте и его политической и общественной деятельности, о его взглядах на развитие политики со странами Восточной Европы. Среди них важное место занимают работы Э. Бара, П. Бендера, Б. Энгхольма, К. Айзеле, Г. Шельгена, А. Ульриха и др.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования заключается всоциально-философском осмыслении социально-правовых, экономических, политических и общественных взглядов Вилли Брандта, взятых в их внутренней взаимосвязи и целостности, в выявлении и исследовании философских оснований его мировоззрения, зиждущегося на принципах социал-демократии, а также в анализе и определении основных тенденций развития политической мысли Брандта (т.е. по сути — философии его политики) под влиянием политических, социальных и экономических условий развития общественного бытия и мышления.
Особое внимание уделяется, с одной стороны, исследованию социально-правовых аспектов мировоззрения Вилли Брандта, характеризующихся, прежде всего, своей соотнесенностью с его моделью развития правового государства, а также исследованию категорий экономического и социального развития общества, являющихся основными признаками социального государства, и, с другой стороны, исследованию проблем обеспечения безопасности, ненасильственного разрешения конфликтов и предотвращения социально-антропологической напряженности не только в отдельном государстве, но и во всем мире.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих исследовательских задач, призванных высветить различные аспекты социальной философии Брандта:
- обосновать и рассмотреть значение ироль развития социально-правового государства;
- определить основные критерии функционирования социально-правового государства;
- выявить механизмы обеспечения социальных и правовых гарантий для граждан во всех сферах жизни общества и определить пути решения социальных и правовых проблем;
- проанализировать основные категории демократического социализма, прежде всего - понятия свободы, справедливости и солидарности и рассмотреть их характерные особенности;
- показать с современных позиций необходимость расширения демократии и охарактеризовать принципы построения гражданского общества посредством демократических принципов;
- провести сравнительный анализ социалистических и коммунистических взглядов на развитие общества благосостояния;
- определить конкретные меры по достижению социальной справедливости в обществе и роль каждого человека в процессе построения гражданского общества;
- исследовать социально-антропологические изменения, вызванные конфликтом Восток-Запад, и установить неприемлемость экспорта проблем Севера на Юг;
- показать необходимость обеспечения мирного сосуществования народов (разрядки напряженности между Востоком и Западом) и безопасности человечества в рамках новой парадигмы мышления;
- особо показать роль Вилли Брандта в политической и общественной жизни современного общества, влияние его личности на процессы мирного урегулирования конфликтов.
Гипотеза исследования В условиях новой парадигмы мышления важное значение имеет социально-философское обоснование социал-демократических воззрений Вилли Брандта на формирование социально-правового государства и на обеспечение мирного сосуществования народов и эколого-антропологического равновесия во всем мире.
Методологическая и теоретическая основа исследования
Методологической основой диссертации явились методы социально-философского и историко-философского исследования. Важное методологическое значение для анализа социально-правового государства как основы демократического социализма имели работы В. Брандта, Г. Шмидта, Б. Крайски, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля. Кроме того, для достижения цели исследования были использованы методы сравнительного и системного анализа, которые позволили раскрыть объективную природу и сущность понятия «социализм» и преодолеть' различные формы фальсификации и дискредитации данного понятия.
Теоретической базой диссертационного исследования явилась, прежде всего, концепция демократического социализма, представленная в произведениях Вилли Брандта. А также идеи, выработанные социал-демократическими партиями Германии, Швеции и Франции и представленные в программных документах этих партий.
Несомненную теоретическую и методологическую ценность представляют работы немецких социал-демократов Э. Бернштейна, К. Каутского, К. Шумахера, а также российских исследователей социал-демократической мысли Б.С. Орлова, В.Ф. Русалеева, И.М. Ладыжникова, В.А. Артемова, Е.А. Самарской, И.К. Пантина.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
В результатае изучения взглядов Вилли Брандта на современное общество обосновано понятие демократического социализма. Исследования позволили определить, что социал-демократические идеи свободы, равенства и солидарности могут быть полновесными реалиями только в демократическом обществе.
На основании философского анализа концепции социально-правового государства Вилли Брандта делается вывод, что характерной чертой демократического государства является синтез экономической свободы, социальной защищенности и справедливости. Определены основные критерии функционирования правового государства. Рассмотрены механизм обеспечения правовых гарантий и пути решения правовых проблем с точки зрения Вилли Брандта. Тем самым, по мнению Брандта, должна подтверждаться идея гармонии личности и общества.
В результате целостного анализа основных категорий демократического социализма, а именно - понятия свободы, справедливости и солидарности, установлено, что Брандт связывал их с утверждением соответствующих условий жизни людей, с прекращением всякой дискриминации, с равенством прав личности, с возможностью каждого самостоятельно принимать решение.
В диссертации раскрываются детерминирующие основы экологической и антропологической напряженности в понимании Вилли Брандта и пути их преодоления; установлена взаимосвязь и взаимообусловленность человеческого фактора, современных технологий и уровня развитости государств.
С позиций социально-философского анализа идей Брандта доказывается, что преодоление бедности в странах «третьего мира» может способствовать достижению стабильности и созданию рабочих мест как в развитых, так и развивающихся странах, росту их ресурсов, экономическому и социальному выравниванию, экономической и политической независимости.
На основании последовательного анализа концептуальной постановки проблемы .обеспечения безопасности и мирного сосуществования государств, предложенной Вилли Брандтом, делается вывод, что отказ от применения силы и правильное отношение к действительности являются главными факторами обеспечения мира.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения общим объемом 162 страниц, а также списка использованной литературы, включающего 109 наименования работ на русском и немецком языках.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философские основания мировоззрения Вилли Брандта"
Заключение
Вилли Брандт был последним ярким представителем германского рабочего движения и в равной мере значимым для основанной еще Августом Бебелем социал-демократии, к сильным сторонам которой принадлежали ярко выраженное осознание традиции и забота о ней. В течение всей жизни Брандт был причастен к ней и не только потому, что он происходил из социал-демократической среды, но и потому, что во времена нацистской диктатуры он непосредственно на самом себе познал то, какие последствия могут иметь слабости собственной традиции.
Хотя от имени немецкого народа и, ссылаясь на его мнимые традиции и максимы, ему причинили много боли и несправедливости, он всегда считал Германию своей родиной. Наверное, исходя именно из этого опыта, Вилли Брандт смог так убедительно доказать всей своей жизнью, что с собственной страной и ее историей можно обходиться суверенно, не впадая в самообвинение или не обслуживая националистические крайности.
Сложно представить, что Вилли Брандт смог бы преодолеть тот путь без этого суверенного отношения к своей стране, своему народу и его истории и, несмотря на горькие враждебные нападки, наконец, успешно пройти по этому пути, который называют политикой договоренности.
Исследование социально-философских оснований мировоззрения Вилли Брандта позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, демократические социалисты пришли к определению своих ценностей различными путями. Они возникали в рамках рабочего движения, народно-освободительных движений, культурных традиций взаимопомощи и коллективной солидарности. Во всем мире народные движения боролись за свержение или реформирование власти изнутри. Борьба за освобождение принимала различные формы. Это выражалось, с одной стороны, в вооруженных формах, а с другой - в достижении существенного результата путем мирного преобразования общества.
Общим для данных форм борьбы за свободу, родившихся из различных исторических предпосылок, является стремление организовать общественное устройство при активном участии большинства народа и демократическом контроле. Это направление называется демократическим социализмом. Он видит свою задачу в создании организации производства, независимого от индивидуального интереса в получении прибыли и притязаний на власть. Исследования взглядов германских социал-демократов позволила определить, что социал-демократические идеи свободы, равенства и солидарности могут развиваться только в демократическом обществе.
Во-вторых, концепция социально-правового государства Вилли Брандта позволяет утверждать, что основополагающей для демократии является идея равного права всех людей влиять на то общество, в котором они существуют и от которого зависит качество жизни. Только в развитом демократическом обществе с равными для всех граждан возможностями люди могут свободно управлять своей жизнью, свободно развиваться как индивиды и свободно сотрудничать с другими членами общества в поиске оптимальных решений общих проблем.
Идеи Брандта характеризуются также защитой прав всех народов самим решать свою судьбу, без всякого вмешательства со стороны других государств или интересов экономического характера, находящихся вне контроля людей. При этом все нации в своем взаимодействии должны быть в равных условиях. Только сотрудничество между свободными народами на добровольной основе может устранить глобальную угрозу выживанию человечества.
В-третьих, Брандт считал, что, несмотря на различия в культуре и идеологии, все социалисты едины в своих взглядах, согласно которым мировое общество, основанное на принципах демократии, обеспечивает соблюдение принципов свободы, справедливости и солидарности. Демократический социализм, с его точки зрения, стремится к такому обществу, в котором каждый человек мог бы свободно развивать свою личность и ответственно участвовать в политической, экономической и культурной жизни. Изучение взглядов Брандта позволяет определить следующее, свобода — это свобода каждого, в особенности каждого инакомыслящего. Свобода требует освобождения от унизительной зависимости, от нищеты и страха, но она означает также и возможность развивать индивидуальные способности, а также ответственно участвовать в общественной и политической жизни. Справедливость же зиждется на равном уважении достоинства всех людей. Она требует одинаковой свободы, равенства перед законом, равных возможностей в политической и социальной жизни, а также в социальной защищенности. Равные возможности, однако, не означают единообразия, а представляют собой простор для развития индивидуальных способностей всех людей. Справедливость, права на равные возможности должно обеспечиваться средствами государственной власти. Однако солидарности, готовности поддержать друг друга, выходя за рамки правовых обязательств, невозможно достигнуть по принуждению. Солидарность - характерная черта рабочего движения в борьбе за свободу и равенство. Солидарность необходима для расширения возможности индивидуального развития. А это значит, что только совместные действия, а не эгоистический индивидуализм могут создать и обеспечить предпосылки для индивидуального самоопределения.
В-четвертых, в результате изучения взглядов Вилли Брандта нами показана значимость идеи демократического социализма. Исследования позволили определить, что социал-демократические идеи свободы, равенства и солидарности могут развиваться только в демократическом обществе. При этом установлено, что определенная фальсификация идей социализма привела к неправильной трактовке понятия «социализм». Социализм в понимании социал-демократов - это, прежде всего, социальная демократия, основанная на таких ценностях социалистической воли как свобода, справедливость и солидарность.
В-пятых, на основании анализа концепции правового государства Вилли Брандта делается вывод, что правовое государство нуждается в авторитете, основными воздействующими инструментами которого являются разум, терпение и убеждение, и в уверенных в себе гражданах, которые мыслят критически, соучаствуют в принятии решений и несут совместную ответственность за эти решения. Кроме того, основополагающим критерием правового государства является идея равного права всех людей влиять на то общество, в котором они существуют и от которого зависит качество их жизни.
В-шестых, в диссертации анализируется с точки зрения социальной философии сущность понятий свобода, справедливость и солидарность, которые являются ключевыми в жизнедеятельности демократического государства. Свобода требует освобождения от унизительной зависимости, от нищеты и страха, но она означает также и возможность развивать индивидуальные способности, а также ответственно участвовать в общественной и политической жизни. Справедливость же зиждется на равном уважении достоинства всех людей. Она требует одинаковой свободы, равенства перед законом, равных возможностей в политической и социальной жизни, а также в социальной защищенности. Равные возможности, однако, не означают единообразия и унификации, а представляют собой простор для развития индивидуальных способностей всех людей. Справедливость, права на равные возможности должны обеспечиваться средствами государственной власти. Однако солидарности, готовности поддержать друг друга, выходя за рамки правовых обязательств, невозможно достигнуть по принуждению. Солидарность - характерная черта рабочего движения в борьбе за свободу и равенство. Солидарность необходима для расширения возможности индивидуального развития. А это значит, что только совместные действия, а не эгоистический индивидуализм могут создать и обеспечить предпосылки для индивидуального самоопределения.
В-седьмых, исследование мировоззрения Вилли Брандта показало, что построение демократического общества требует проведения демократических преобразований во всех областях жизни. Принцип экономической демократии во многих отношениях означает влияние общественных органов на процесс труда и распределение результатов производства, а это значит, что трудящиеся имеют право влиять на условия труда, на руководство производством через организации трудящихся. Потребители имеют право влиять на обмен товаров и услуг, регулируя свой спрос, и это влияние должно оказываться непосредственно на формирующих спрос самих потребителей. Иначе говоря, права граждан являются первичными по отношению к правам владения, т.е. право на труд первично по отношению к капиталу, право потребителей первично по отношению к производству.
Для идей Брандта характерно то, что он не рассматривал экономический рост как критерий прогресса, но считал, что экономика должна внести большой вклад в улучшение качества жизни. Исследование взглядов Брандта относительно экономического развития демократического общества и государства позволяют утверждать, что стабильность и рост экономики могут быть обеспечены только в условиях хорошо функционирующего рыночного хозяйства, так как он способен обеспечить выравнивание в социальных областях. При этом хорошо продуманные реформы способны создать благоприятные условия для долгосрочного экономического и социального роста. Кроме того, важнейшим источником роста экономики является образование. Отставание в области образования способны отрицательным образом повлиять на технологический прогресс. Брандт утверждает, что экономика нуждается в инвестициях на образование и исследования, так как образование является решающим фактором развития современного демократического и терпимого общества, а также благодаря образованию государство может быть конкурентоспособным.
В-восьмых, Брандт убежден, что концентрация экономической власти в руках нескольких людей опасна и предлагает заменить ее общественным порядком или социальным контролем над экономикой, при котором каждый человек имеет право как гражданин, трудящийся и потребитель влиять на производственный процесс и распределение, формирование руководящего производственного аппарата и условий труда.
В-девятых, на основе анализа концепции социального государства Вилли Брандта делается обоснованный вывод, что характерной чертой демократического государства является синтез экономической свободы, социальной защищенности и справедливости. Социальное государство рассматривается как институциональный гарант человеческого достоинства, основной задачей которого является осуществление всех гражданских прав, создание благоприятных условий для развития личности и общества в целом, а также систематическая ликвидация привилегий и улучшение индивидуальных жизненных шансов. Социальное государство органично соединяет свободно-рыночные отношения с социальной политикой государства, рыночные принципы с социальными принципами, выступает за гуманизацию рынка посредством разработки и реализации государством системы социальной политики, направленной на гарантирование минимального жизненного уровня непривилегированным слоям населения. В результате анализа взглядов Вилли Брандта на социально-экономические процессы, происходящие в современном обществе, раскрывается тесная взаимосвязь экономического роста с социальными, экологическими и политическими проблемами государства. Проведенный анализ показал, что без реформы инфраструктуры невозможен экономический рост, так как только постоянный процесс обновления обеспечивает общественную и экономическую стабильность.
В-десятых, взгляды Брандта относительно понимания сущности человека позволяют утверждать, что человек — это не объект, а субъект общественных и экономических процессов, так как гражданское общество формируется там, где наряду с высоким уровнем материального и духовного производства есть высокий уровень самосознания народа. А оно может быть сформировано лишь при такой политике государства, которая ориентирована на создание благоприятных условий для развития личности, подразумевает систематическую ликвидацию привилегий, улучшение индивидуальных жизненных шансов, развитие всех существующих в народе дарований.
В-одиннадцатых, В диссертации раскрываются причины экологической и антропологической напряженности в понимании Вилли Брандта и пути их преодоления; установлена взаимосвязь и взаимообусловленность человеческого фактора, современных технологий и уровня развитости государств; доказывается, что преодоление бедности в странах «третьего мира» может способствовать достижению стабильности и созданию рабочих мест, как в развитых, так и развивающихся странах, росту их ресурсов, экономическому и социальному выравниванию, экономической и политической независимости.
В-двенадцатых, в результате анализа проблемы обеспечения безопасности и мирного сосуществования государств, предложенные Вилли Брандтом, получен важный вывод о том, что отказ от применения силы и правильное отношение к действительности являются главными факторами обеспечения мира, война не должна быть средством политики, необходимо всегда искать пути мирного разрешения конфликтов; доказывается необходимость тесной взаимозависимой и солидарной деятельности всех государств, безопасный мир и выживание человечества возможно только благодаря политике «малых шагов» и конструктивного диалога.
Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут иметь методологическое значение при изучении социальных и политических процессов в современном российском и западном обществах, при обсуждении глобальных проблем современности, могут служить научной основой для дальнейшего исследования и разработки этой актуальной проблематики.
Список научной литературыЦыбикдоржиева, Баирма Доржиевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Артемов В.А. Ценности идей демократического социализма И Германская социал-демократия: уроки истории. - Воронеж, 1992.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Наука, 1993.
3. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Новый мир. — М., 1990. № 1. - С. 207-232.
4. Бернштейн Э. Очерки из истории и теории социализма. СП б, 1992.
5. Бернштейн Э. Проблемы социализма и задачи социал-демократии // Современная социал-демократия: теория и практика. М.: РАН Институт научной информации по общественным наукам, 1993.
6. Бернштейн Э. Социальные проблемы. М., 1901.
7. Брандт В. 20 лет Годесбергской программе СДПГ // Демократический социализм. Статьи и речи. М.: Республика, 1992.
8. Брандт В. Воспоминания. М.: Новости, 1991.
9. Брандт В. Государство это мы все // Демократический социализм. Статьи и речи. - М.: Республика, 1992. "" ,
10. Брандт В. Диктатура, названная пролетарской, не путь, даже не окольная дорога, это тупик // Демократический социализм. Статьи и речи - М.: Республика, 1992.
11. Брандт В. Задача демократического социализма // Демократический социализм. Статьи и речи. М.: Республика, 1992. - С. 73 - 84.
12. Брандт В. О Вильгельме Либкнехте // Демократический социализм. Статьи и речи. М.: Республика, 1992.
13. Брандт В. О роли государства // Демократический социализм. Статьи и речи. М.: Республика, 1992.
14. Брандт В. Основные направления нашей политической деятельности на 70-е годы // Демократический социализм. Статьи и речи. М.: Республика, 1992.
15. Брандт В. Отважиться на расширение демократии // Демократический социализм. Статьи и речи. М.: Республика, 1992.
16. Брандт В. Речь федерального канцлера на сессии ассамблеи Организации Объединенных Наций // Демократический социализм. Статьи и речи. М.: Республика, 1992.
17. Брандт В. Социальное государство не гиря на ногах прогресса, а его двигатель // Демократический социализм. Статьи и речи. - М.: Республика, 1992.
18. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 1997.
19. Даль Р. О демократии. М.: Аспект Пресс, 2000.
20. Декларация принципов социалистического интернационала (Стокгольмская декларация) // Современная социал-демократия: теория и практика. М.: РАН Высшее образование, 1993. — 220с.
21. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М.: Прогресс, 1998.
22. Иванов Ю.М. Очерки истории тоталитарного социализма. М., 1997.
23. Каутский К. Демократия и диктатура. Берлин, 1919.
24. Каутский К. Эрфуртская программа. М.: Политиздат, 1959.
25. Краснов М.А. Ответственность власти (государство в открытом обществе). М.: Магистр, 1997.
26. Ладыжников И.М. Теоретические основы правительственных документов СДПГ послевоенного времени // Германская социал-демократия: уроки истории: Тезисы научной конференции. -Воронеж, 1992.
27. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. - Т. 21.
28. Миллер С., Поттхофф X. Краткая история СДПГ. 1948-1990 / Пер. с нем. М.: Памятники исторической мысли, 1909.
29. Общественно-политические взгляды В. Брандта: Реф. сб. / Сост. к.и.н. Б.С. Орлов. М.: Прогресс, 1973.
30. Орлов Б.С. СДПГ: идейная борьба вокруг программных установок, 1945-1975гг. М.: Наука, 1980.
31. Петренко E.JL Социалистическая доктрина Эдуарда Бернштейна. -М.: Прогресс, 1990.
32. Русалеев В.Ф. Основные концептуальные парадигмы германской социал-демократии 50-80-х гг. // Германская социал-демократия: уроки истории: Тезисы научной конференции. Воронеж, 1992.
33. Социализм в перспективе постиндустриализма. Отв. ред. Е.А.Самарская . М.: Эдиториал УРСС, 1999.
34. Современная социал-демократия: теория и практика. — М.: РАН Высшее образование, 1993.
35. Форлендер К. Этика как основание социализма. М.: Наука, 1980.
36. Эволюция концепции социализма в программных документах СДПГ. -М.: ИНИОН, 1990.
37. Энгельс Ф. К критике проекта социал-демократической программы 1891 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.22 - С.227-243.
38. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 19. - С. 185-230.
39. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Наука, 1997.
40. Abschied: Dank an Willy Brandt / Hrsg.: Bjorn Engholm. Sonderausg. ftir . den Parteitag der SPD im November 1992 in Bonn. Marburg: Schiiren,1992.
41. Bahr E. Willy Brandts Leitgedanken: Frieden und Entwicklung // In: Entwicklung und Frieden im 21. Jahrhundert. Franz Nuscheler (Hg.), Bonn, 2000.
42. Bender P. Seine Lebensleistung war die Ostpolitik: zum Werk Willy Brandts // In: Merkur: deutsche Zeitschrift fuer europaeisches Denken, N47, 1993 ,S. 14-18.
43. Brandt W. Aktiver Beitrag zur Entspannung. Bull., Bonn, 1970, N 123, S. 1275-1277.
44. Brandt,W. Ausbau der sozialen Demokratie als fortdauernde Aufgabe. -Bull. (Presse und Informationsamt der Bundesregierung), Bonn, 1971, N29, S. 808-816.
45. Brandt W. Aussenpolitik, Deutschlandspolitik, Europapolitik. Grundsatzliche Erklarungen wahrend des ersten Jahres im Auswartigen Amt. Berlin, Berlin-Verl., 1968.
46. Brandt W. Begriindung des Nobel Komitees // Frieden: Reden und Schriften des Friedensnobelpreistragers 1971. Bonn — Bad Godesberg : Verl. NeueGes., 1971.
47. Brandt W. Chancen der Kooperation in Europa. Bull. Bonn, 1970, 4. Nov., N 151, S. 1597-1600.
48. Brandt W. Chancen und Aufgaben internationaler Zusammenarbeit // In: Eine Welt fur alle: Visionen von globalem Bewuptsein / Hrsg.: Andreas Giger, Horizonte Verlag GmbH, Mitzke Verlag GmbH. Leipzig, 1999.
49. Brandt W. Das geschieht am Tage X? Probleme der deutschen Wiedervereinigung/VGewerkschaftliche Monatshefte. Koln, 1951.
50. Brandt W. Das Grundgesetz verwirklichen: deutsche Politik und sozialdemokratische Grundgesatze. Reden von Willy Brandt. Parteitag Hannover 1973. Bonn: Vorstand der SPD, Abt. Offentlichkeitsarbeit, 1973.
51. Brandt W. Demokratie zum Sieg verhelfen // . was zusammengehoert: Reden zu Deutschland. Verlag J.H.W.Dietz Nachf. GmbH, Bonn, 1990, S. 141-149.
52. Brandt W. Den alten Trott werde ich venneiden // Spiegel Gespraeche: 1959-1992 / Hrsg. von Erich Boehme und Klaus Wirtgen. Stuttgart, 1993, N10, S. 289-305.
53. Brandt W. Den eigenen Weg neu finden. Rede zum 35. Jshrestag der Urabstimmung der Sozialdemokraten in der Berliner Westsektoren. Berlin, 1981.
54. Brandt W. Deutschland heute, gesellschaftliche Interessen und politische Aufgaben / Rede vor der Bundeskonferenz der SPD am 13. Nov. 1967 in Bad Godesberg. Bonn, Vorstand der SPD, 1967.
55. Brandt W. Die Aufgabe der Jugend in der Welt von heute // Deutsche Jugend. Miinchen, 1956.
56. Brandt W. Die Begriffe Deutschland und Frieden auf einen Nenner bringen // Der Wille zum Frieden: Perspektiven der Politik. Hamburg, 1971.
57. Brandt W. Die Form der deutschen Einheit // .was zusammengehoert: Reden zu Deutschland. Verlag J.H.W.Dietz Nachf.GmbH, Bonn, 1990, S. 89-97.
58. Brandt.W. Die "Qualitaet des Lebens" // Neue Gesellschaft. Bonn-Bad Godesberg, 1972, N10.
59. Brandt.W. Die Sache ist gelaufen // .was zusammengehoert. Reden zu Deutschland. Verlag J.H.W.Dietz Nachf.GmbH, Bonn, 1990, S. 99-108.
60. Brandt W. Die Vereinigung Deutschlands // In: Einheit und Heimat. Bonn, 1956.
61. Brandt W. Draupen: Schriften wahrend der Emigration / Hrsg. von Gunter Struve. Berlin: Dietz Verl., 1976.
62. Brandt.W. Eine Zeit geht zu Ende // .was zusammengehoert. Reden zu Deutschland. Verlag J.H.W.Dietz Nachf.GmbH, Bonn, 1990, S. 15-23.
63. Brandt W. Feste Verankerung der deutschen Ostpolitik in der westlichen Zusammenarbeit. Bull., Bonn, 1970, 5. Sept., N 118, S. 1225 -1228.
64. Brandt W. Freiheit und Sozialismus // Theorie und Grundwerte. Bonn: Vorst. der SPD, 1976.
65. Brandt W. Frieden durch Verstaendigung mit den Staaten des Ostens. — Bull., Bonn, 1970, 10. Juni, N 80, S. 797 798.
66. Brandt W. Friedenspolitik fur die neunziger Jahre // SPD Parteitag. Munster, 1988, Protokoll: 3.Tag.
67. Brandt W. Friedenspolitik in Europa. S. Fischer Verl., Frankfurt am Main, 1968.
68. Brandt W. Friedenssicherung in Europa. Rede zur Feier des 90. Geburtstags von G. Stresemsnn am 10. Mai 1968. Berlin, Berlin -Verl., 1968.
69. Brandt W. Friedliches Miteinander und Mut zur Solidaritat // Frieden: Reden und Schriften des Friedensnobelpreistragers 1971. Bonn-Bad Godesberg: Verl. Neue Ges., 1971.
70. Brandt W. Friedrich Engels und die soziale Demokratie. Rede zum 150. Geburtstag von F. Engels in Wuppertal // Neue Gesellschaft. Bonn-Bad Godesberg, 1970.
71. Brandt W. Gesellschaftliche Bedeutung eines wirksamen Umweltschutzes //Zukunfts-und Friedensforschung. Hannover, 1971, N 1, S. 12-18.
72. Brandt W. Gesellschaftliche Stabilitaet durch angemessene Erneuerung. -Bull., Bonn, 1971,24. Juni, N 114, S. 1245-1253.
73. Brandt W. Im Kampf fuer Freiheit suche stets dein Recht // Theorie und Grundwerte. Bonn: Vorst. der SPD, 1978.
74. Brandt W. Immer wieder pruefen, was wir noch besser machen koennen // Welt der Arbeit. Koeln, 1968, 15. Maerz, N11, S.3-6.
75. Brandt W. Kein Angst vor 1984 // Ueber den Tag hinaus. Eine Zwischenbilanz/2.Aufl /,16.Kapitel, Hamburg, 1974.
76. Brandt W. Kurs Marktwirtschaft. Fragen, Bekraeftigungen, Zusagen von W. Brandt. Bonn, Deutscher Industrie und Handelstag, 1971.
77. Brandt W. Koexistenz Zwang zum Wagnis. Stuttgart, Deutsche Verlagsanstalt, 1963.
78. Brandt W. Neue Chancen flir Frieden und Entwicklung. Tubingen, 1988.
79. Brandt W. Neue Ziele ftir das Wachstum // Umwelt als internationale Aufgabe / Hrsg.: R.Paper & Co. Verlag, Munchen, 1973.
80. Brandt.W. Neues Denken Chancen fuer Europa und die Welt // .was zusammengehoert. Reden zu Deutschland. Verlag J.H.W.Dietz Nachf.GmbH, Bonn, 1990, S. 25-35.
81. Brandt W. Notwendige Initiativen fuer ein politisch geeintes Europa. — Bull., Bonn, 1972, 8. Maerz, N 34, S. 549-552.
82. Brandt W. Perspektiven der Erweiterung und vertiefung Einigung Europas. -Bull., Bonn, 1971, 7. Juli, N 104, S. 1148-1152.
83. Brandt W. Politik der Entspannung und Verbesserung der Zusammenarbeit. Bull., Bonn, 1971, 9. Febr., N 19, S. 201 -202.
84. Brandt W. Politik fur den Menschen. Phase oder Programm? // Tutzingen Studien. Munchen, 1971 -N3.
85. Brandt W. Politik fuer den sozialen Fortschritt // Sozialer Fortschritt. Berlin-Muenchen, 1972, N 1, S.l-2.
86. Brandt W. Politik fur Deutschland. Rede auf dem Parteitag der SPD in Hannover am 25. Nov. 1960. Koln, Deutz, 1960.
87. Brandt W. Politik flir ganz Europa // Der Wille zum Frieden: Perspektiven der Politik. Hoffmann und Campe Verlag. Hamburg, 1971.
88. Brandt W. Toleranz und Solidaritat mit den Mitmenschen // Frieden: Reden und Schriften des Friedensnobelpreistragers 1971. Bonn-Bad Godesberg : Vei l .Neue Ges., 1971.
89. Brandt W. Voraussetzungen des Ringens um die deutsche Einheit // Ausenpolitik. Stuttgart, 1957.
90. Brandt W. Vordringliche Aufgaben sozialdemokratischer Politik // Neue Gesellschaft. Bielefeld, 1956.
91. Brandt W. Weiterarbeiten am Model Deutschland // Theorie und Grundwerte. Bonn: Vorst. der SPD, 1976.
92. Brandt W. Zum Verhaltnis von Sozialdemokratie und Kommunismus / Hrsg.: Vorstand der SPD, Abt. Offentlichkeitsarbeit. Bonn, 1977.
93. Carlson I. Globale Sicherheit und Global Governance. Initiativen und Visionen von Willy Brandt // In:Eine Welt fur alle: Visionen von globalem Bewuptsein / Hrsg.: Andreas Ginger, Horizonte Verl. GmbH, Militzke Verl. GmbH, Leipzig, 1999. S.67-81.
94. Die Perspektiven der Sozialdemokratie im Ostmitteleuropa. Verlag J.H.W.Dietz Nachf.GmbH, Bonn, 1997.
95. Eisele K. Die Entwicklung der Brandschen Vorstellungen zur Ost und Deutschlandpolitik: (1961-1963). Tubingen, 1995.
96. Fucks A. Fucks Anke zum Programmparteitag // Zahlen, Daten, Fakten. Presseservice der SPD. Programm Parteitag Berlin 18.12. - 20.12.1989. Bonn: Vorstand der SPD, 1989.
97. Grundsatzprogramm der SPD. Beschlossen vom AuPerordentlichen Parteitag der SPD in Bad Godesberg vom 13. Bis 15. November 1959. Vorstand der SPD, Abt. Presse und Information, Bonn, 1959.
98. Kreisky B. Aspekte des demokratischen Sozialismus. Aufsatze, Reden, Interviews. Munchen, Droemer Knaur, 1974.
99. Kreisky B. Politik braucht Visionen: Aufsatze, Reden und Interviews zu aktuellen weltpolitischen Fragen. Konigstein, 1982.
100. Kuper E. Frieden durch Konfrontation und Kooperation. Einstellung von G. Schroder und W. Brandt. Stuttgart, 1974.
101. Meyer Th. Demokratischer Sozialismus: Eine Einfuehrung. Bonn: Neue Gesellschaft, 1982.
102. Programme der deutschen Sozialdemokratie / Hrsg. von Friedrich Ebert Stiftung; Mit einem Vorw. von Brandt W. Bonn: DietzNachf., 1984.
103. Reden und Interviews. Bundeskanzler Brandt / Hrsg. vom Presse-und Informationsamt der Bundesregierung. Bonn. 1970.
104. Schmidt H. Sozialdemokratie und sozialer Rechtsstaat. Dusseldorf: Vorstand der SPD, Abt. Offentlichkeitsarbeit, 1975.
105. Scholgen G. Willy Brandt. Die Biographie / Hrsg. vom Propylaen Verlag. Berlin- Munchen, 2001.
106. Schumacher K. Der Kampf um Staatsgedanken in der deutschen Sozialdemokratie / Hrsg. von F.Holtmeier. Mit einem Geleitwort von Herbert Wehner. Stuttgart, 1973.
107. Ulrich A. W.Brandts Verstandnis von Entwicklung. Stuttgart: Seewald, 1983.
108. Was halt die Welt von Willy Brandt?: Aussagen internationaler Publizisten des In- und Auslandes. Willy Brandt und das Ansehen der Bundesrepublik im Ausland / Hrsg. von Manfred Koch. Hamburg: Hoffmann& Campe, 1972.