автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философские воззрения П.А. Кропоткина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские воззрения П.А. Кропоткина"
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Диссертационный совет К 1 ¡3.36.01
£ 'у _^ О тт
На правах рукописи
УДК 1 757 ГТ
ПРЕЖЕБЫЛЬСКАЯ Татьяна Германовна
СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ П.А.КРОПОТКИНА
09.00.11 - социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Улан-Удэ -1996
Диссертация выполнена на кафедре философии Бурятского университета
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор, Почетный член Сибирского отделения Международной академии наук высшей школы Затеев В.И.
Официальные оппоненты: действительный член Академии гуманитарных наук РФ, доктор философских наук, профессор Антонов В.И., кандидат философских наук, доцент Серебрякова Ю.А.
Ведущее учреждение: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия
Защита состоится 6 марта 1996 г. в . часов на заседании специализированного совета К 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при Бурятском государственном университете по адресу:
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Бурятского государственного университета
Автореферат разослан " " ^^^ 1996 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук, , о
доцент О^СМ Дамбаева В.Д.
<у» '
-ОБШАЯ-ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) - всемирно известный русский учений, революционер, гуманист, крупнейший теоретик, анархизма конца XIX - начала XX в.п.
Уникальная личность потомка Рюриковичей, князя-бунтовщика давне привлекавшая заикание современников и ученых, в современных условиях стала предметом всесторонних, по-настоящему объективных исследований, свободных от идеологических продвсятост^й и ограничения педашшго прошлого. Его оригинальный самобытный ум, энциклопедическая широта интересов ярко проявились во многих, порой далеких друг от друга областях знания - географии и философии, истории и геологии, этике и биологии, экономике и журналистике, педагогике и этнографии, литературоведении и социологии. Он оставил огромное научное, литературное и эпистолярное наследив,еще далеко не освоенное, должным образом не изученное и не оцененное.
Актуальность темы исследования.
В развитии социально-ФилосоФсксго знания важной значение имеет, с одной стороны, разработка его концептуально-проблемного содериания, а с другой стороны - анализ конкретного вклада, вносимого в него выдающимися мыслителями различных стран. Рассматриваемое с этих позиций научно-теоретическое наследие П.А.Кропоткина представляет собой одну ив оригинальных систем в мировой социальной философии, имеющую не только историческое, но и современное значение, это обстоятельство предопределяет необходимость и актуальность специальных научных исследований мировоззрения и творчества выдающегося русского мыслителя, в том числе его социально-ФилосоФских воззрений.
До сравнительно недавнего времени исследования творческого наследия Кропоткина велись просветительски и в основном с позиций его критики. В последние годы появилась возможность, отбросив идеологические стереотипы, объективно и всесторонне изучать его подлинные взгляды, непредвзято определить его место в мировой и общественной мысли.
Большая часть жизни и деятельности Кропоткина связана с анархизмом, видным теоретиком которого он являлся. Анархия, в его понимании. отнюдь не тождественна хаосу и бессмысленному разрушению ранее существовавших общественных Форм. Это теоретически обоснованный социальный проект переустройства общества на принципах гуманизма, добра и справедливости. В то же время, как подчеркивал Еропот-
к«га. "анархизм нечто больнее, чем простой способ действия или чем идеал свободного общества. Ои представляет собою, кроме того, философию природы, так и общества
Теория анархического коммунизма П.А.Кропоткина имеет серьезное философское обоснование к содержит в сабе какало ценных и до сих пор актуальных идей, особенно целесообразным, в условиях переходного периода в нашей стране, какется обращение к рассмотрению в концепции Кропоткина идей Федерализма, самоуправления, свободы личности, широкого использования народного творчества и инициативы, отрицания централизации, критика бюрократизма, которые не только звучат современно, но и содержат рлд интересных к позитивных моментов. Е сегодняшней обстановке разнообразной палитры мнений о путях выкода России на путь развития и расцвета, особенную актуальность приобретает исследование этики Кропоткина, роли нравственности в духовном обновлении общества, что практически мало изучено. Таким образом, исследование этого своеобразного феномена, особенно в плане социальной философии, смещение при этом акцентов на выявление истинного гуманизма учения П.А.Кропоткина, имеет безусловно актуальное и важное значение .
Состояние и степень изученности темы.
Обширное научно-теоретическое наследие п.А.Кропоткина, вся его многогранная деятельность, продолжавшаяся более пятидесяти лет, еще при &иэни мыслителя стали предметом изучения.' в существующем зарубежном и отечественном кропоткиноведенми уникальная личность ученого--энциклопедиста и его поистине квооозрикое литературное наследив, насчитывающее более двух тысяч публикаций." укс давно подвергаются многочисленным и разнообразным исследованиям.
В нашей стране, ка родина ученого - изучение его творчества началось еще в 20-30-х годах, когда одновременно издавались (в основном переиздавались на русском языке5 его главные произведения. Б течении
* Кропоткин П.А. Записки революционера. -М..1965.-0.139.
СИ.:Обручав Б.А. П.А.Кропоткин // Природа. 1906.-N1. Эльцбакер п. Анархизм.-Спб..1307.; Штаммлар р. Анархизм, теория и критика. -СПб..1906; Лавров П.Л. Исторические письма.-Спб.,1870; Акучин Д.Н. к юбилею Кропоткина как ученого.//Русские ведомости.-1912 N5 к др.
См.:Старостин S.В. П.д.Кропоткин (1342-1321).Библиографический указатель пачаткых трудов. Ч.1.2.-К..1980.
многдас лет мемориальным Кропоткинским комитетом "велась"большая "работа по подготовке к изданию 27-томного собрания сочинений ученого, которое (главным образом по идеологическим соображениям) не было осуществлено в годы сталинского режима. В целом, в этом период к советской литературе лишь эпизодически освещалась деятельность П.Л.Кропоткина, преимущественно как ученого-геограФа. геолога.
Более полное возвращение российскому народу памяти о великом соотечественнике, мыслителе и деятеле, началось лишь с 60-х годов. 3 дальнейшей, с 70-х годов, кропоткиноеадение переживало настоящий подъем, когда его личности, оригинальному мировоззрению посвящаются не только популярные работы, но исследовательские статьи, монографии , диссертации, переиздаются некоторые важнейшие труды ученого.
Впервые ФилосоФские воззрения П.А.Кропоткина были рассмотрены А.Д.Хосичевым в книге об анархизме. Как историк философии, автор выявил истоки и некоторые особенности мировоззрения русского мыслителя, но идеологическая заданность работи предопределила не вполне объективную оценку его философских, взглядов. Более подробный и глубокий анализ философии Кропоткина содержится в Фундаментальном исследовании русской философии А.А.Галактионова и П.Ф.НикандроваТ Большое внимание авторы удаляют рассмотрению связи философии мыслителя с развитием науки второй половины XIX - XX века. Но анализ его философских взглядов на общество ограничивается в книге рассмотрением анархической интерпретации теории общественного прогресса .
в обстоятельной монографии В.А.Малинина о философии революционного народничества'" значительное место удалено анализу философских идей русского мыслителя, начинавшего свою революционную деятельность в кружке народников-"чайковцев". Автор на основе не только литературных, но и архивных материалов дает характеристику политической философии Кропоткина, одновременно указывает на определенную противоречивость ого взглядов.
философское миросозерцание Кропоткина всесторонне рассмотрено
1
См.:Косичев А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. -М.,1964.
См.:Галактионов А.А..П.Ф.Никандров. Русская филомофия Х1Х-ХХ
веков.-Л.,3 970. 3
См.¡Малинин В.А. философия революционного народничества.~М.,1972.
в книге И. я.Щипакова о философии и социологии народничества. Автор последовательно анализирует философское понимание ученым природы, его социологическую концепцию, нравственное учение (атаку). Книга содеротт ряд глубоких суеданий о самобытности философии русского мыслителя, но его социальная ФклосоФия в основном рассматривается пол углом зракия, соотватствия или несоответствия марксистскому пониманию общества.
Определенное вникание характеристика философских взглядов Кропоткина удалено з работах э.А.Еаллера, И.Г.Лиоренцеаича. в.А.Маркина. Н. К.. Пиру новой, Н. Б. Пономарева, С. Ф. Ударцбва, я др., в которых освещается либо в целом деятельность ученого, либо ее отдельные аспекты. Различные стороны деятельности и мировоззрения Кропоткина рассматривались также в диссертационных исследованиях о.д.Александровой. Л.Н.Бороздина. В.Н.Данилова, С.А.Мдоянца, Д.И.Прокявина, А.И.
3
Ракутова. С.И.Старостина, Б,Д.Цыренова. Однако эо всех этих работах проблемы социальной философии П.А.Кропоткина специально не исследовались. В последние годы появился ряд публикаций, в которых освеща-
1
Си.:ШипаноБ И.Я. Философия и социология русского народничества.-М..1Э83. 2
См.:Баялер Э.А. Кропоткин // философская энциклопедия.-т.3.-м.. 1SB3; Лиоренцевич Ii.Г. Кропоткин// социологическая мыель в России.-л.,1976: Маркин В.А. Петр Алексеевич Кропоткин.-ы.,1985; Пирумова H.H. Петр Алексввяч Кропоткин.-М.,1972; Пономарев и.В. Критика анархистской концепции власти и современность.-Казань.1978; Ударнее с.ф. Кропоткин.-м.,1989 и др. 3
См.:Александрова 3.А. Философские и общественно-политические воззрения П.А.Кропоткина.-К.1937; Бороздин А.И. Идеи утопического социализма п.А.Кропоткина.-ы.1979,- Данилов D.H. Социологически« воззрения п.А.Кропоткина.-М. 1970,- мдоянц М.Н. философия анархизма в России второй половины XIX - начала XX веков. М.А.Бакунин, П.А. Кропоткин (Историк.о-критичйский анализ) .-М. 19/0,- Пронякин д.и. Ре~ волюцонио -анархическая доктрина П. А. Кропоткине., (Крритячеевий анализ) .-л.1977; Гакутсв А.П. Критика нра^стзепакх взглядов русских анархистов /М.Закуюш, П.А.Кропоткин/.-М.1S75; Старостин S.B. Источники о еи2еи к деятельности П.А.Кропоткина.~Н.1972; Цнраноз В.Д. П.А.Кропоткин и "первый" позитивизм .-«.1992.
- ---- 1 -
ются некоторые аспекты-научного наследия П.Л.Кропоткина..
Еак видно иг« сказанного, изучению научного к теоретического творчества Кропоткина, в том числе) его общефилософского мировоззрения. посвящена значительная литература. Б связи с анализом его анархической деятельности определенное освещение получили в опубликованных работах его политическая философия и нравственная концепция. Вместе с тем следует отметить отсутствие в литературе специальный исследований о социальной философии русского мыслителя. В этой ракурсе не подготовлена на только крупны» работа на диссертационном уровне, нет даже отдельных статей. Между тем научное исследование всей совокупности философских взглядов Кропоткина на общество и его историю, движущие силы и пути развития, соотношение природного и социального, общества и личности и другие проблемы имеет важное теоретическое значение, позволяет объемнее и шире представлять е целом философское миросозерцание выдающегося русского миелителя.
Цель и задачи исследования.
Учитывая сказанное, диссертант видит цель работы в том, чтобы, исходя из текстологического изучения произведений Кропоткина и анализа его общефилософского мировоззрения, раскрыть концептуальное содержание и основные идеи его социальной философии. Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:
1) рассмотреть научно-теоретические предпосылки Формирования и эволюции философского мировоззрения Кропоткина;
2) систематизировать и проанализировать всю совокупность представлений мыслителя об общество, его структуре, законах развития;
3) выявить его основную философскую концепцию исторического процесса и общественного прогресса,-
4) показать место и значение нравственных идей в социальной философии Кропоткина;
5) раскрыть гуманизм как определяющую черту социально-ФилосоФского учения.
Т-
См.:Влауберг и.и. Выбор в твоих руках // Вопросы философии, 1991.
-Н 11; Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархистской мысли
в России-// Вопросы ФилосоФии, 1991.-И 8,- Королева-Коноплянская Г.И.
Идеи Федерализма в политической теории русского анархизма.-// ж-л
Социально-политический, 1995.-N3.
Методологической и теоретической основой диссертации является диалектический анализ истории общественно-философской мысли, в част;)-ости его принцип единства научной объективности и конкретно-исторического подхода, имеющий принципиально-вагное значение в исследование теоретического наследия различных направлений и школ в философии. В исследовании конкретного текстологического материала также использованы общенаучные принципы познания, особенно принципы системности, структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др. В работе использованы труды классиков философии, исследования отечественных авторов о жизни и деятельности Кропоткина, о развитии науки, ФиласоФии, народнического и анархического движения во второй половине XIX - начала XX века.
Научная новизна исследования.
Данная диссертация представляет собой первое диссертационное исследование существа социальной философии Кропоткина - ее концептуального содержания, гуманистической направленности, научного значения В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие результаты:
- подробно охарактеризованы научно-теоретические источники и основные этапы развития социальной философии Кропоткина;
- раскрыто социально-философское понимание Кропоткиным общества, его структуры, сущности и происхождения государства;
- на базе конкретного текстологического изучения произведений Кропоткина дан целостный анализ его социально-философской концепции исторического процесса и общественного прогресса;
- показано место и значение нравственности в исследовании Кропоткиным сущности человека и общественного идеала;
- обосновано положение об определяющей гуманистической направленности его социально-философского мировоззрения.
Научно-практическая значимость работы.
Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении философского наследия П.А.Кропоткин его понимания и интерпретации проблем социальной философии. Содержание и выводы диссертации могут также найти применение в общетеоретических специальных курсах философии, в частности по истории русской философии
-у-
Апр-м'эллп'.й paoovi:.
Основные идеи диссертации докладывались а ^осуждались на «ето-ис логических свиикарах и нйучно-практячбеких конференциях fc БПШ изззг, 19Э4Г). a также в двух епубликсьанних научных стятьях.
Диссертация обоужда»и а сдобрена на кафедры филосо-
фии ¡декабрь 1995D и экспертной группой специализированного совета К.113.36.01 по аашите дкссортадаа а* соискание- ученой мн-
дидатл Философских наук цра Бурятском государственном университете.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы,
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во «ведении обосновывается актуальность темы, ¡т^лкг^ршу&^л степень изученности проблемы. формулируются цель и задачи исследований. излагаются его теоретике"•кетодологичбехий основы.
В первом разделе диссертации — "Научно- -теоретические предпосылки и этапы Формирования и эволюции философского мировоззрения н.л.кропотк/.ни" - выявляются Факторы, оказавшие влияние на прояксс-становления и дальнейшего развития мировоззрения мыслителя. Ли-?-.— ром отмечается, что мировоззрение П.А.Кропоткина складывалось на базе определенных исторических условий и под влияние:« ведущих нзу-чвих и социальных идея своего времени, что своеобразно отразилось в aro поззрепиях иь. мир. В диссертации выделяются четыре этапа в процессе Формирования и последующего развития мировоззрения Кропоткина .
Первый этап (1853-18С2гг. > связан с выработкой юным Кропоткины;! осиой с; о ммронсаэрени.ч во время учебы в гатишяи и s lîaaeu-кои корпусы. В эти годы, изучая различные дисциплины, особый интерес он проявляет к. точным и естественным наукам, а которых вс> второй половине девятнадцатого века происходили крупнейшие открытия, одновременно большую роль в духовном и нравственном развитии молодого Кропоткина сыграли художественная литература (особенно русская). искусство. На первом же этапе у будущего ученого проявился интерес и к общественным вопросам. Знакомство с произведениями Герцена, Чернышевского, Огарева приобщило будущего теоретика анархизма к новым политическим идеям.
Второй этап (1Вб2--1872гг.) характеризуется Формированием и развитием в основном содержания мировоззрения Кропоткина. Этот период, включающий в себя службу и научные экспедиции в Сибири, учебу в Петербургском университете, работу в Русском географическом обществе, оказал наиболее значительное влияние на развитие личности и мировоззрения Кропоткина, которое приобретает естественно научный характер. В это время он впервые знакомится со взглядами одного из основателей анархизма П.Ж.Прудона. в которых его особенно привлекла идея о ненужности и вреде государства.Большое впечатление произвело на него знакомство с трудами основоположников позитивизма: О.Конта, Г.Спенсера, Д.С.Милля. в целом, по мнению диссертанта, ознакомление с сциентистскими идеями позитивизма не изменило естественнонаучного характера мировоззрения Кропоткина, которые сложились у него к этому времени.
Третий этап (1872-1903гг.) эволюции мировоззрения Кропоткина наиболее продолжителен и важен в его творческой жизни. В это время наряду с активной революционно-анархической деятельностью, мыслитель занимается философским обоснованием анархизма. Особо в диссертации выделяется Факт поездки ученого за границу, поскольку в это время происходит серьезное изучение им теории и практики анархического движения. Главный результат этой поездки ~ глубокий переворот в мировоззрении мыслителя. Немаловажное значение имела также деятельность Кропоткина в народническом кружке "чайковцев". Наступивший затем почти сорокалетний период вынужденной эмиграции Кропоткина был насыщен активнейшей и многогранной деятельностью по пропаганде идей анархизма и особенно по разработке новых концептуальных теоретических оснований анархизма. При характеристике данного периода деятельности Кропоткина в диссертации излагается своеобразное понимание им существа анархической доктрины.
Четвертый этап (1903-1921гг.) характеризуется систематическим изложением мыслителем проблем социальной философии, включая сюда и этику. В этот период ученый создает новые труды, в которых развивает собственные философские представления о сущности общества, историческом прогрессе, путях преобразования общества, месте и значении нравственности в общественной жизни. Развивая зту тему, диссертант показывает особенности формирования социально-философских представлений. отмечает своеобразное отношение Кропоткина к другим философским концепциям понимания общества. Прежде всего, к позитивистской
•социологии Контл, Спенсера. а -глюео к. и-vrupu алиотйч.-^лоиу ^ниюнк?; истории Марлей и Энгельса.
На основе предложенной периодизации Формирования и дальнейшей эволюции :1ировоэзрения К.А. K.pc.riuTRWiai, ь диссертации делается сыоод. ■¿то Формирование и развалке мировоззрения Кропоткина представляло c-oü.-iíí длитольнк!* и сложный процесс кьгработк.и, урл?/е>лаякя и коррок ти?овш<ия взглядов на мир - природу, общество и человека, - который продолжался «готически г течении ьсей «г-о кивни г. п рсьульга-те которого, у мыслителя сложились своеобразное, самостоятельное миропонимание, отличающееся внутренним единством своих основополагающих принципов и идеалов. В целом мировоззрение п.А.Кропоткина, ставшего всемирно известным мыслителем и ученым, представляло собой единую последовательную систему философских, политических, экономических, социологических, ественно-научных взглядов. При этом его мировоззрение характеризовалось большой социальной активностью и гуманистической направленностью.
Зо втором раздело диссертации - "Взгляды на общество, законы его развития. государство и исторический поигресс" - анализируетея совокупность философских взглядов Кропоткина на общее,тио. включающая в себя вопроса ого происхождения. развитая историченких форм, концепцию государства. а также теория эволюции и исторического прогресса.
Б диссертации показано, что к своем понимании общества Кропоткин исходил из идеи единства, взаимосвязи и взаимозависимости природы л ¿Сщества. Пог-тоиу вопр-><_ о со^никпиесаии че-човечо-тют •. .-><'щ(-.. № .н рска.ч б д""' i ....... полагая, что общест-
во возникло раньше появления человекоподобных- существ и представляет собой некое скопление индивидуумов. Как все в природе, человеческое общество, по мнении мыслителя. аа:-:-.'Дится н процессе гт-чного
ОТ il¡I.3i!iiIX :¿OLM К íüjí'lfiiíx, ЧТО ООУСЛОЙЛ.Г WO "Hi'.'Vj fc^il
„¿коал* оугалической эволюции, деяетю'тагпм к в природ*, и г. обае'-т-
Сгт-улту^а, обчветьа, по Кропоткину, имеет свое выражение в том, что в ходе эволюции оно принимает различные исторические Формы, эти Формы общества-, родо-племенная организация, деревенская община, нация, государство охарактеризованы в диссертации на основе взглядов Кропоткина. Автор обращает внимание на то, что при характеристике родо-племешюй организации Кропоткин своеобразно рассматривает с-лож-
ную проблему возникновения семьи. Появление последней, а вместе с ней и появление частной собственности вело к разложению родового общества. Исходя из этого, диссертант делает вывод, что по Кропоткину, причины разложения первобытного строя лежат в естественном хода эволюционного развития самого общества.
Особое место в ряду исторических Форм общества, ученый отводи.1 деревенской общине, которая выступала, в его поникании, универсальным Фазисом эволюции человеческого рода и в которой он видел прообраз будущей идеальной модели общества, поскольку в ней в наибольшей мере воплощены принципы взаимной помощи. Далее рассматривается процесс исторического возникновения нации, В работе подчеркивается мысль, что если все выше перечисленные Кропоткиным Формы рассматривались как соответствующие началам взаимной помощи, то возникавшее государство им не только не соответствовало, но являлось огромны* препятствием, тормозом в их развитии.
Поэтому, раскрывая концепцию государства Кропоткина, диссертант отмечает ее связь с развитием цивилизации. Ученый считал, что, принимая государственную форму, цивилизация гибнет. Важнейшим показателем существования государства для ученого являлся уровень централизации власти и территориальной концентрации, в диссертации излагаются Факторы, которые оказали,, по мнению Кропоткина, воздействие на процесс образования государства (определенные социальные силы. церковь, войны и др.) признавая государство необходимым для определенных этапов истории. Кропоткин рассматривал его как нвЕизне-способную Форму- общества. В доказательство им приводится анархистский довод о том, что поскольку в природе нет управляющего центра, то и центр управлйния в обществе нецелесообразен и губителен. Затем в работе приводятся аргументы Кропоткина, обосновывающие необходимость уничтожения государства.
Значительное внимание в диссертационном исследовании уделяется рассмотрению Кропоткиным теории эволюции, в которой определяющую роль, по его мнению, играет био-социологический закон. Сущность последнего каключалась в том, что доминантой развития является прогрессивное направление эволюции, которая прямо зависит от степени организованности видов на основе "взаимной помощи". В качестве элементов прогресса, наряду с Фактором "взаимной помощи" мыслитель выделяет Фактор "самоутверждения личности".
Необходикии комшмшнток социальной философии Кропоткина является проблема исторического прогресса.Диссертантом проводится мысль, что исторический путь развития человеческого общества учении рассматривал. как.- с одной стороны - повторяющееся, а и другой - прерывное ратчктия. Т целок, Ь^онитюии иридорязш-jлея циклически о ей-деиия истории, полагая, что каждый цикл ; начиная с nepeoeuraoivi племени, деревенской общины, вольных городов и государства ), пройдя рос перечисленные общественные Формы. печоргшцает себя Петле кризиса и исчезновения данной цивилизации возникает новая. В разделе также указывается, что большое значение в историческом прогрессе мыслитель придавал народным массам, рассматривая их как движущую, созидательную силу развития общества. К Факторам, способным ускорять или замедлять ход человеческой эволюции он также причислял нравственность и прогрессивную личность,
Б третьем разделе - "Представления о путях и перспективах переустройства общества' - лается характеристика совокупности взглядов Кропоткина н-1. механизм преобразования обс^стса. Б раздал«, рассматривается кропоткинская концепция социальной революции, которая базировалась в конечном счете па т>ио-социологическом законе. Подробно раскрывается понимание мыслителем ревочмдия и эволюции как основных Форм социального прогресса, а также их соотношения и связи .
Социальную революции теоретик анархизма рассматривал как объективное. необходимое явление. В свячи с ятот? дается срапвительнкй .«•алий взглядов Кропоткина И Вак.учикл па сч.-прис с яя и оначенин су&ьективпог Фактора и необходимости подготовительной работы среди масс. В работе также подчеркивается, что понимая социальную революцию как. коренное преобразование всего общественного устройства, мис-литаль видел ее назначение не только а качестве разр/шитсльной силы. !-:о и сосщдательног. При si ом проблема социальной революции Кропоткин всегда рассматривал под углем зрения агщюкого и решающего уча*.-тия в ней народа.
Далее в разделе раскрывается проект Кропоткина по экономическому переустройству общества, включающий в себя экспроприацию собственности и превращение ее в общественную, коммунальное производство и свободное потребление результатов совместной работы. Побудительным мотивом к труду, по убеждению Кропоткина, будет обеспечение
благосостояиия. а такие уверенность в возможности удовлетворения всех потребностей человека. Причем потребности должны стать мерилом расходов, которые примет на себя общество для смягчения принципа работы. Для того, чтобы избегать равенства в нищете, мыслитель предлагал следующие пути: повышение производительности труда, разумное соединение земледелия и промышленности, децентрализация крупного производства, интеграция труда. Однако единственным средством достижения гармонии интересов, как полагал русский анархист, являлось строительство общества без эксплуатации и привилегий.
Далее в работе диссертант подробно рассматривает принцип Федерализма в общественном устройстве. Переход от государства в коммуне представлялся теоретику анархизма как естественный процесс исторического развития, для которого достаточно лишь изменить общественное отношение. В работе показывается, что, поскольку Федерализм для Кропоткина - одна из Форм проявления природного федерализма элементов, частиц, в целом космоса, природы, то и в обществе Федеративность рассматривается им как, проявление универсального закона взаимной помощи. Поэтому мыслителем делался вывод, что Федеративные объединения естественны для человеческого общества. Сама тенденция развития общества, по его мнению, движется в направлении Федеративного устройства. В доказательство этого тезиса он приводит примеры из истории существования Федеративных и конфедеративных обье дииений; в древнейшее время - родов и племен, п средние века - вольных городов и общин, в современную эпоху - государственных Федераций. Последнее он рассматривал как средство (или способ) децентрализации государственной власти, как возможную переходную Форму к безгосударстванисму строю.
Больное место в разделе отводится рассмотрению идеала будущего устройства общества, который мыслился Кропоткиным как анархический, безгосударственный. Федеративный строй. В "совокупном общежитии людей ", регулятивные Функции государства будут выполнять правовые нормы, а все общественные отношения будут регулироваться "правовым до-говорок" . В диссертации показывается отношение Кропоткина к различным Формам правления. Являясь убежденным анархистом, мыслитель отрицал даже идеальное представительное правление, избранное всеобщей подачей голосов. Последнее, по его мнению, по с-ути не. может выполнять свои прямые Функции, а выборы ке способны выявить людей, которые могут управлять иначе, как. в "партийном духе". Только соглаше-
л ллололкип .'loruiioî1 лрис-папы спитал ру-сокш! инаркис1- , с-.ипенить 'uoàос; д^аЕ^тельство.
£ то яй йл-кл п идеала г:с. лиьчлл Хлопот. страна (. ллщлтлл. л ¿лл/лла^чш '¿c-сно СьиЗанных менаду собо1? до л;ллл;л
л с жлллрлачлнллл - л: ■■ лесник лллл:лст1;:л.л?ллл л.л-
ï't;." группа;, коимуцы Сед» частая "управляющих, чипов-
пиков", других атрибутов власти, однако. зслииа -i-upMw
wjидем и мйхг.'Т^'ГСП ггрялой длилкратин. Кро-йотхчп разработать не оиог. В последующем анализе идей самоуправления показывается, что самоуправление и "сакоггравлешш'' ее огранивались мыслителе» узко территориальным смыслом, поскольку он счк-т&л, что онл должны распространится на самые различима Функции внутри свободной общности. Далее в разделе говорится, что, разрабатывая модель общества по типу "анархического коммунизма". Кропоткин
ИСХОДИЛ ИЗ ТОГО, ЧТО ГИНТеКйрСПП.РЭТ: - ЛЛ"! :ЕО-
Слл ь: И Г С.':;: i й ч V " ЛС li "ЛЛЛЛ/- - " ЛллТ :Л Л'! - Л -Лл - '.<. V
л с.-,; - ^жуяч,.),, ь к;." -~>:Î; л^-ллул^л^,
;лл ,Д;:гл. лл/лл};-;!; "Глллл о.:лъ . лл ь-л: ллчлнкл
л;-йрлллс;лк.огс: вд.-ллл - раскрыв?^¡т зт'л-'г сучлли^ Л л ллллл .
V, Л'л-Л'-'-' дни "л^/'.'-.сркятг.ае гсл, что. сол.улллл уО-.'кдашк:' нкслк "лдч.
.-:•: li тпсьпы.ч лаг-лгуг^ i . с;;уь.|-:'::! re "> лллчслглл-
л-ллл- . ллгллл " иг-, строки л.;. г л:-,гл. ;лгл,;лл-. Гр лду7ч л
с. ссчл&оьао ориентированную этику. Последнее, по его мнению, должна была служить сог?лй!гг"г -rcTi-Ti. -д. гс (ллчл л
ЛЛЛ -ЛлЛС Л;... . ' Л'ЛЛ^уЛЛ Л- 4 . Л L л Л* г- л '".ЛЛ.. ."Л - р--- л"'Л Л '...^. С Лу* . Б С'-КГГ—
псг^тиччи с отим в работе показывается, что био-социологинесвий закон. по Кропоткину, действует и на уровне нравственных отноиенлй люден - коаду собой и обществом. Ррй гат^м саки-.- . м. ; ••••;•• .•оапкя
Î^ov.-.Z'DOг-т-гсг.ти млгллгчj;:. -.^дел л так .¿a.» по/.ci не гги;; :v v ;
.'-'.'■г.1 л-лл -г;,., .лл.лчльк:/ сл^сство существовало залс'Г'-г. дг- --плел -ллл,
;; нрл£-л7'Зл'!К-: ель ян-лот .лл-члллоллчсясч--, ЛЛл..] {ч; лло.л лгллгл'лн--ллллл Л ьл. '^¡лшо яснииалооь Мм как результат раз-
вития икстийкта. привычки взаимопокощи, которые существовал^! еще в мир;-: иизотных.
Далее автор показывает, что пытаясь с естестьенво-научвих позиций объяснить сущность мечтали. Кропоткин прягходит к выводу, что биояошуескз'п основу имешт не только зачатки морали, но и более сложные &гячвсжаи категории, ка? бредете 1»Г1йййм о дебри и й ДР>-
гие. В то же время, в диссертации приводятся высказывания мыслителя, свидетельствующие о понимании им отличия нравственности человека от того, что присуще лишь животным. Исходя из действия закона о взаимной помощи Кропоткиным в итоге Формулируется анархическое понимание нравственно-этического идеала, цель которого - счастье всех и каждого в свободном обществе.
Как показано в диссертации, своеобразием отличается и подход Кропоткина к проблеме "альтруизма" и "эгоизма", которые он также интерпретирует с позиций закона взаимной помощи. Далее диссертанто! излагается понимание Кропоткиным этической проблемы взаимоотношение личности и государства. Человек, должен быть моральным по своей природе. а не подчиняться авторитетам государства или церкви. На основе этого тезиса Кропоткин выдвигает требование избавить человечество от пагубного влияния последних. В связи с проблемой нравственного обоснования анархо-коммунистического общества, мыслитель высказал мысль, что поскольку с изменением общественного строя меняется и нравственность, то новое общество должно трудится над созданием своего "склада" нравственности. Для этого, считал он, необходимо, чтобы каждый человек воспитывал свой ум и волю, готовил себя для служения обществу.
В диссертации дается характеристика понимания Кропоткиным нравственности, которая, по его мнению, не сводится к одному началу, а состоит из трех частей. Во-первых, нравственность состоит из инстинкта, понимаемого как унаследованная привычка общительности,-во-вторых, справедливости как понятия разума и основы нравственности ; в-третьих. самопожертвования как готовность служить обществу. Последнее, по Кропоткину, является высшей нравственной ступенью, возможностью на практике реализовать нравственную активность человека.
Важное место в разделе уделено рассмотрению взглядов мыслителя на этический идеал будущего общества, его представлений о нравственном идеале. Отмечается, что в целом этика Кропоткина, рассматривая общество и нравственность как продукт эволюции природы, утве] вдает, что именно следование законам природы обеспечит нравственны) прогресс. В итоге диссертант делает вывод, что нравственность для Кропоткина это синтез цели и способа существования идеального общества, нравственный идеал которого способен не только вдохновить людей, но и реально воплотится в жизнь при условии свободного вы-
глупил поли поех чяеноп обн-.аства.
Б пятом разделе диссертация - "Гуманизм" ~ раскриглога-я гуиа-нпсч-и^оскй.;: сущность всего г-жгля Кропоткина. ¡3 рг.мделй подчаък.ч-л&ется, "что гуианиам был главным и определяющим момянток яаугисп к рьБолк-нкозлсй дгытзлгнос.тк Кропоткина. Егл .loKcio.nro £ работе. долга^ и H/i¡'ir.;::íc¡map. оодмикк смыслом, ж-юнь ученого свидетельствовала о том, что основным побудительным kotkrom в его .цекгго.гмтесге ссагда приносить к-л к. ^о^т-ю йогы!"": пользу тву.
опираясь на биографические источники, автором проводится мысль, что свою личную полезность Кропоткин находил прекди всего в работе для простого, трудового народа. В разделе раскрываются Фактора, оказавший непосредственной влияний ка Формирование гуманистической направленности мировоззрения Кропоткина, подчеркивается мысль, что человеколюбие, для него было не декларацией, а являлось его внутренней потребностью, сущностью натур-»-.
1-хлс-?, д;г: с-~ч- -th'i 'мыо.аыкй.^т г,ñor-no; ^¿-х^ i гуг-лнпгтк ,5й. !я., к> '.•^n^ocTt' oa;.oñ юоратичоск.'и д:-ктр.ч Hi.i ¡vr опотки:-:.:.. Б нсл с..цмалкнс.я проблематики е¡чл;_.j£ov.i!'a.a>)[íi от пчр.:,воз.~уе-!1'/о;";к11> м "роГ-ле."! С'л!;у задачу Философского понимания общественной зялгши учв-■'.mi ¡ч:тле.': а опрсде.у*;ши тенденций ллльнейасчго "раквитил •- ч^лопе-4&-.csa - ьля эдповечества" и "во »гл блага". Е итоге ¡тчерхпа.-
-Vi с осаогдазе г.плеяйпиг. С'ш'.алъноН дот'лрикк Кропоткина гуманистичны по своей сути и как таковые выступают основными момента-nw ого гу?-?п. Таг. р,2.си.ргЖ'.я " и ^южйппс К, ог.п откинь о консоли ик--ryí':;ír p'.-v.w ;й-,-.-м-гд, поночк, дксс;'ртоит пск<-скз.т^т. что от от
закон выступает основой объединения всего человечества с целы«? даль-нашего прогресса.
Наиболее ярко активность гуканизм^ Кропоткина проявилась и ого про/: "ó :у./jyi'.o.'O стр,-;;. i;cToptii? ьго 'ífiSHiS. на-
иб сл;а -:ootbctctboü&¿> вечной мечте народа о справедливом я гуманном оо.'дйствн . Пэдбходаио ruMpiarí , íro ча,печек для ;'ьго;::. геля являл--■я hücu&é noHHocTb.kj. rooio.-iy ол направлял ctíuiu мысль на поиски теоретической и практической возмшшости улучшения условий его иущост-вования. 3 йтоя связи автором раскрывается гуманистический смысл тезиса о ток, что нельзя считать социально справедливый общество. в котором господствуют в какой-либо Форке насилие к неравенство.
Налагая пониманий гСрсиоткакыи сущности и роли революции как Форка переустройства оош,t'OYRa., автор считает воыао&ным говорить о
гуманистическом смысле и направленности его революционности. В доказательство приводятся высказывания Кропоткина . касающиеся созидательного значения революции как силы, дающей обществу возможность равенства и справедливости. Неизбежное насилие при совершении революции, считал Кропоткин, можно ограничить, если насилие будет осмыс ленным, а революция будет вестись во имя точных и определенных требований .
Гуманистическая направленность учения Кропоткина хорошо видна и в его отношении к проблеме преступления и наказания. Исходя из своего понимания единства природы и общества, принципа нравственности всего живого, Кропоткин бил убежден, что по натуре своей человек не преступник. В существовании таких общественных явлений, как преступления и преступники, повинны различные Факторы, главными из которых, по его мнению, являются социальные Факторы.
Еще одним моментом, убедительно демонстрирующим гуманизм Кропоткина выступает его негативное отношение к организованным Формам террора. В работе показывается, что мыслитель не только заявлял свой протест против "централизованного" террора и насилия со стороны государства, утверзкдая. что нельзя строить жкэнь на насилии, ограничении свободы отдельных личностей, и целых народов. Практическими действиями он пытался, в частности, добиться прекращения террористических действий большевиков.
По мнению автора, гуманизм проявлялся и в понимании Кропоткиным роли народных масс как творцов истории, способных самостоятельно устраивать общественную жизнь. Но, бесспорно, наиболее ярко гуманизм Кропоткина раскрывается в этическом учении мыслителя, гуманистическая ценность которого заключалась в понимании величайшего значения нравственности в переустройстве мира.
В заключении диссертации подводятся общие итоги исследования. Формулируются основные выводы, проведенного исследования социально-философских взглядов П.Л.Кропоткина.
основные положения и выводы диссертации изложены автором в следующих научных публикациях:
1. К характеристике социальной философии П.А.Кропоткина
// Труды преподавателей и аспирантов Бурятского государственного педагогического института.-Улан-Удэ,1995.-О.5 п.л.
2. Гуманистическая сущность учения П.Л.Кропоткина // отд.изд. прспринт//-Улан-Удэ.1996.-0,5 п.л.