автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский анализ идеи бессмертия
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Ханова, Руфина Вильсоновна
Актуальность темы диссертации может быть обоснована целым рядом аргументов. Во-первых, осознание человеком своей смертности имление к бессмертию относится к числу вечных философских проблем. Переживание людьми смерти и желание увековечить себя - непременный ингредиент всей социально-культурной системы. Социально-философский анализ идеи бессмертия - не какая-то скоропреходящая мода, а фундаментальная тема, в которой затрагиваются серьезные методологические и социальные вопросы.
Во-вторых, человеческое вопрошание о возможности бессмертия эта трансцендентальная идея. Необходимо учитывать тот принципиальный момент, что бессмертие - это прежде всего фундаментальная философская идея. Под идеями (свобода, Бог, бессмертие) Кант понимал «необходимые понятия, предмет которых не может быть дан ни в каком опыте».1 В этом смысле актуальность идеи бессмертия проявляется в том, что это определенный регулятивный принцип, который, с одной стороны, позволяет избежать фантазирования о том, что ждет нас после смерти и направить свои усилия на саму жизнь, а с другой - сам по себе вопрос о бессмертии касается не объективного значения данного понятия, а самой нашей естественной склонности его сформулировать. В настоящую эпоху, как показывают данные социологических исследований, люди стали еще более прагматично настроенными, утратив в значительной мере романтический дух и интерес к духовным формам своего увековечивания.
В-третьих, идея бессмертия позволяет нам выйти к проблеме существования человека, к более глубокому осмыслению корней, источников существования. «Идея бессмертия, - писал Ф.М.Достоевский, - это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания
1 См.: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. -М.: «Прогресс» - «VIA», 1993. -С. 119. 4 для человечества».1 Потребность в истолковании человеческого бессмертия (идея бессмертия предполагает, на наш взгляд, анализ того, что остается после смерти отдельного человека, общества, цивилизации и т.д.) остро ощущается в процессе исследования способов символического увековечения. Например, творческое бессмертие (человек остается жить в результате своего творчества, в совершенных поступках, делах) воплощается в передаче унаследованных традиций. Духовное бессмертие достигается благодаря памяти любивших нас людей. Такое бессмертие лучше всего, по нашему мнению, назвать все же потенциальным, или социальным бессмертием, а не бессмертием в плане полного преодоления человеческой смертности. В настоящей диссертации нас интересует не столько биологическое, индивидуальное бессмертие, сколько социальное бессмертие, как достижение здесь, на земле, некоторого «вечного», непреходящего качества жизни (в дальнейшем нас будет интересовать понимание жизни как духовной деятельности. Последняя есть целостная система в ее наиболее существенных внешних и внутренних связях). Сегодня это качество оказалось в достаточно сильной степени размытым. Лучшие представители российской интеллигенции все больше обращаются к прошлому, чем к настоящему. Творческое существование (в настоящем), другими словами, значительно сегодня сузилось. Помимо всего прочего, говоря о духовном бессмертии, необходимо иметь в виду, что «дух» может оказаться приманкой, которая часто требуется для того, чтобы попасться на удочку. При этом место вдумчивого понятийного анализа проблемы бессмертия вполне может занять экстаз, бурное вдохновение, имеющее больше отношение к искусству и религии, чем к науке. Следует также вспомнить и одно высказывание Гегеля, которое имеет непосредственное отношение к данной теме: «По тому, чем довольствуется дух, можно судить о величине его потери». В настоящую эпоху
1 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти т. Т.24. - Л.: Наука, 1972. - С.49-50.
2 Гегель Г.В.Ф. Система наук. 4.1. Феноменология духа. - СПб.: Наука, 1992. - С.5. 5 чувства людей стали настолько земными, что требуется огромная сила, чтобы хоть немного оторвать их от земных.
В-четвертых, не только идея смерти, но и идея бессмертия оказывает влияние на жизнь человека. Однако мысль о бессмертии обуславливает поступки личности лишь с того момента, когда он осознает разницу между тем, что делает, и тем, что должна была бы совершить. Люди, отдавшие себя служению человечеству, в духовном отношении не умирают. Другого вида бессмертия наука и материалистическая философия не знают.1 Отечественная философия, наука и культура последних лет, обращаясь к гуманизму, как системе духовных ценностей, все более и более следуют традициям русской мысли, которые отталкиваются от глубокого осмысления нравственно-философских проблем человека, смысла его жизни, смерти и бессмертия.
В-пятых, актуальность идеи бессмертия обнаруживается и в космопланетарном аспекте. Однако необходимо отметить и следующее. Утрата духовных ориентиров, выдвижение целей, направленных на удовлетворение физиологических потребностей, на достижение славы и богатства, незащищенность человека в обществе, приводят к резкому увеличению количества лиц, не ценящих жизнь, к усилению процессов отчуждения и самоотчуждения. В связи с этим теоретический интерес представляют вопросы, которые связаны с осмыслением бессмертия именно как духовного состояния самой жизни. Человек сам формирует принципы своей продуктивной деятельности. Он может жить как бы под «знаком вечности», т.е. созидать нечто такое, что останется в веках. В то же время человек понимает, что все преходяще. Поэтому, учитывая конечный характер своего существования и существования того, что человек сделал, он должен интенсифицировать свою
1 См.: Неговский В.А. Об одной идеалистической концепции клинической смерти//Философские науки. -1981. -№4. -С. 55.
2 См.: Фролов И.Т. Вступительное слово на Первом Российском философском конгрессе //Вопросы философии. -1997. -№1. -С. 42. 6 деятельность, ее продуктивность. «Тогда преходящее приобретает высшую ценность. Без этого принципа жизнь в целом и каждый ее момент были бы полностью обесценены».1 В данном отношении идея бессмертия требует переосмысления, систематизации и интерпретации «применительно к современным условиям того богатства духовной культуры человечества, которое было выработано с целью противостояния смерти. Проблема требует своего решения не в рамках определенных идеологических, религиозных установок, социокультурных или узконациональных традиций, а с выходом на общечеловеческие ценности». Социально-философский анализ сущности бессмертия и целого ряда явлений, связанных с различными формами увековечения, представляет не только теоретический, но и практический интерес. Выявление условий и ситуаций, способствующих возникновению у людей мотивов бессмертия, позволило бы более конкретно выявить круг социальных противоречий, характерных для современного российского общества.
Степень научной разработанности проблемы. Анализируемая идея бессмертия относится к числу важнейших социально-философских проблем. Это вытекает прежде всего из самого предмета настоящего исследования, который можно представить в виде такой духовной деятельности, которая имеет тенденцию к своему продолжению даже после того, как ее субъект перестал физически существовать.
Идея бессмертия, так или иначе, осмысливалась представителями самых различных философских направлений и культурных традиций. Если рассуждать о всех существующих теориях бессмертия, затрагивающих те или иные его виды, то это больше сотни великих имен, анализ трудов которых составляет благородную задачу, но имеет выход в самые различные отрасли знания.
1 Романец В.А. Жизнь и смерть в научном и религиозном истолковании. -Киев: Здоровье, 1989. -С.80.
2 См.: Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально-философский анализ. Авт-т дисс. докт. филос. наук. -Уфа, 1999.-С. 5. 7
Поэтому нас здесь интересовали прежде всего те имена и идеи, которые касаются социального и духовного аспекта бессмертия. Данный предмет изысканий и позволяет, на наш взгляд, представить бессмертие как идею, которая раскрывает наполненность человеческой деятельности ее неисчерпаемым содержанием.
Метафизический принцип бессмертия человеческой души впервые был обоснован Платоном. Идея личного бессмертия прорабатывалась в европейской философии ХУН-ХУШ вв. Лейбницем. Он считал абсурдным признание некоего безличного духа, в котором тонут бесчисленные души. Такая безличность лишает их индивидуальности и неповторимости личностного начала. Кант разрабатывал понятие идеального бессмертия как принципа осуществления высшего морального закона в бытии человеческого рода. В философской системе Гегеля бессмертие отождествлялось с законами вечного ритма бытия абсолютной идеи. Вера в личное бессмертие уступала здесь место выявлению вечного и непреходящего в жизни человека. Ф. Энгельс разрабатывал представление о бессмертии как вечном круговороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при определенных условиях порождать внеземные формы разума. К. Маркс и Ф. Энгельс акцентировали свое внимание на понятии социального бессмертия личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества.
И.Г. Фихте, оказавший значительное влияние на Маркса, разрабатывал понятие «земной вечности». В «Назначении человека» он писал о том, что в природе «нет мертвящего принципа, ибо вся природа одна только жизнь. Совершенно невозможна мысль, чтобы природа должна была уничтожить жизнь, которая не происходит из нее; ведь не я живу ради природы, но она сама только ради меня».1 В лекции «О достоинстве человека» он развивал мысль о бессмертии: «Человек будет вносить порядок в хаос и план в общее
1 См.: Фихте И.Г. Назначение человека. -Мн.: ООО «Попурри», 1998. -С. 214. 8 разрушение, с его помощью самое тление будет строить и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни».2
Оригинальную трактовку идея бессмертия получила в русской философии (А.Н. Радищев, М.А. Бакунин, Н.Ф. Федоров, С.М. Соловьев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк). А.Н. Радищев написал трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792), в котором обосновывал с материалистических позиций бессмертие души, но в то же время признавал невозможность материалистически решить вопрос о форме ее существования. В проекте «Общего дела» Н.Ф. Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для бессмертия жизни, жизни добра без зла. В духовных исканиях русских писателей (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский) идея бессмертия приобрела характер поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей.
Можно назвать немалое количество выдающихся философов, которые в той или иной степени ставили идею бессмертия под сомнение. На агностических позициях по вопросу о бессмертии стояли Цицерон, Дж. Милль, Уильм Джеймс, Томас Гексли.
В отечественной философии последние десятилетия отмечены появлением целого ряда работ, рассматривающих человеческое бессмертие с самых различных точек зрения. Выяснению возможности устранения фатальности смерти на основе научно-материалистических концепций, достижимости реального личного бессмертия посвящены монографии и статьи В.И. Вишева. В трудах А.Н. Чанышева показано, что не смерть, а небытие крадется по пятам человека. Именно небытие убивает человека, но убивает не само, а руками
2 Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. Изд-е подготовлено П.П. Гайденко. -М.: Научно - издат. Центр «Ладомир», 1995.-С.475. 9 бытия - такова основная тема его размышлений.1 В работах H.H. Трубникова идея бессмертия анализируется в тесной взаимосвязи со своеобразной трактовкой таких категорий, как «время», «вечность», «смысл жизни». В.Г. Астахов, JI.E. Балашов, Г.Д. Бердышев, Ю.Л. Бессмертный, В.Ф. Войно-Ясенецкий, В.М. Дильман, Г.Г. Ершов, A.M. Жаров, JI.B. Жаров, С.А. Исаев, М.М. Карпов, А.И. Клизовский, JI.A. Коган, JI.H. Коган, A.M. Коршунов, И.А. Крывелев, ■ В.В. Кузнецов, A.B. Лукьянов, С.А.Мухамедьянов, И.Д. Панцхава, В.Ш. Сабиров, С.Г. Семенова, О.С. Суворова, И.Т. Фролов и другие посвятили часть своих работ изучению сущности смерти и бессмертия. Например, в работах Л.Е. Балашова критикуются односторонние точки зрения на жизнь только как на смертную или бессмертную. Он обосновывает идею «делания» бессмертия. В сочинениях М.М. Карпова анализируется диалектическая связь проблемы смысла жизни с проблемой смерти и бессмертия. Л.Н. Коган вписывает идею бессмертия в широкий контекст смысложизненных проблем культуры - вечного и непреходящего в культуре. A.B. Лукьянов задается вопросом о том, только ли мечтой руководствуется человек, когда говорит о бессмертии? Исходя из опыта он полагает, что существуют так называемые «отложения» духа, которые как бы живут своей собственной самостоятельной жизнью. Чем дальше человек поднимается к высотам идеального, тем больше эта «жизнь» начинает носить характер самодвижения, т.е. преодолевать зависимость, смерть.2
Проблемой духовного бессмертия с точки зрения диалектики временного и о вечного занимается В.Н. Финогентов. Социально-философским и методологическим аспектам идеи бессмертия посвящены труды П.В. Алексеева, И.В. Бестужева-Лады, В.Н. Бондаренко, Д.Ж. Валеева, Ф.А. Гайсина, Б.С. Галимова, В.А. Кайдалова, А.Ф. Кудряшева, А.Б. Курлова, A.B.
1 См.: Чанышев А.Н. Трактат о небытии/ЛЗопросы философии. - 1990. - № 10. - С.158-165.
2 См.: Лукьянов A.B. Философия. Предвидение. Духовность. -Уфа, 1993. -С. 21-22.
J См.: Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. - Уфа: Изд-е БГУ, 1992-222с.; ".И ропщет мыслящий тростник". - Уфа: Уфимск.технол.ин-т сервиса, 2000. - 182 с.
10
Лукьянова, С.А.Мухамедьянова, В. А. Неговского, Д. А. Нуриева, С.М. Поздяевой, Ф.Б. Садыкова, Б.Ф. Славина, B.C. Хазиева, JI.A. Ширяева.
В перечне зарубежной научной литературы, посвященной проблеме бессмертия, можно обнаружить труды Д. Варти, Ш.-А. Кюэн, Д. Паолетти, J1. Томаси и другие. Эти исследоваели верят в возможность бессмертия. Б. Кроче, Дж. Джентиле, К.Ламонт, Б. Рассел, Дж. Хаксли, Б. Шоу, Г. Ласки, А. Эйнштейн отвергают идею будущей жизни.
В последние годы оживились отечественные исследования идеи бессмертия в контексте проблем телесности и смертности человека. Например, в работах О.С. Суворовой смерть и бессмертие анализируются в связи с проблемой структуры личностного знания индивидуальных представлений человека о собственном теле и предстоящей смерти. Исходя из принципа единства телесного и духовного в человеке, О.С. Суворова рассматривает в качестве фундаментального свойства тела его бытийность, выражающуюся в жизнеспособности, социализированности тела.
И все же, несмотря на достаточно обширный перечень источников посвященных темам смерти и бессмертия, отсутствует целостный социально-философский анализ бессмертия как идеи, связующей в одно целое проблемы жизни и смерти. В этом аспекте нам в методологическом плане может помочь Аристотель, который в «Топике» определял бессмертие, как «некоторое состояние или обстоятельство жизни».1 Другими словами, можно и при этой жизни, как духовной деятельности, стать бессмертным, а не начинать какую-то новую жизнь. В обществе должны быть созданы механизмы, предотвращающие духовное и социальное старение, должна быть усилена ориентация на вечное и общечеловеческое. Решение именно этой задачи и предопределило объект и предмет данного диссертационного исследования.
В качестве объекта диссертационного анализа выступает идея бессмертия, как многогранная духовная жизнь, как продолжающееся воздействие личности
1 См.: Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т. 2. -М.: Мысль, 1978. -С. 425.
11 человека, его труда, славы на следующие одно за другим общества будущего. При этом мы отдаем себе отчет в том, что существуют и иные виды бессмертия. Однако нас здесь интересует понимание бессмертия прежде всего как определенного состояния духовной деятельности.
Предметом исследования выступает социально-философское измерение идеи бессмертия.
Целью работы является социально-философский анализ идеи бессмертия, как бессмертия потенциального или условного.
Достижение цели предполагает решение таких взаимосвязанных задач:
- проанализировать методологическое и социально-философское значение идеи бессмертия;
- рассмотреть идею бессмертия в контексте различных философских и культурных традиций;
- дать социально-философское понимание бессмертия;
- обосновать идею относительного бессмертия и осуществить ее философскую концептуализацию в социокультурном контексте;
- исследовать социально-философские основания идеи бессмертия;
- проанализировать стремление к бессмертию как социальное явление. Теоретико - методологическая основа диссертации.
Методологической основой исследования являются принципы материалистической диалектики, системный подход к изучению человеческой жизни, смерти и бессмертия. Диссертант опирается на принцип диалектической связи проблемы смысла жизни с проблемой бессмертия. Он учитывает идею единства ценностно-оценочного и гносеологического подходов, истины и ценности, понимания и объяснения в гуманитарном знании.
Другие методологические положения от которых отталкивается автор состоят в следующем. Ценность идеи бессмертия столь же высока, как и ценность самой жизни. Жизнь приобретает смысл благодаря тому, что в ней,
12 или после нее, оказываются возможными такие духовные состояния, благодаря которым она приобретает неопределенную продолжительность во времени.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют идеи А.Н. Чанышева о том, что возникновение и гибель неравномощны, что небытие первично и абсолютно. Бессмертие индивида заключается в его способности быть, несмотря на то, что смертными в конце - концов оказываются не только вещи и он сам, но и его дела и даже фундаментальные мысли.
Диссертант рассматривает человека как существо весьма далекое от совершенства. Он исходит из утверждения необходимости гармоничного сочетания телесного, душевного и духовного начал в человеке и выступает против подхода к личности как к объекту политического, экономического и интеллектуального манипулирования.
Ведущими методами исследования являются системный и диалектический методы, методы анализа и синтеза, единства исторического и логического, а также конкретно-социологический метод получения, обработки и интерпретации информации о творческих способностях и возможностях современной учащейся молодежи (главным образом, студенчества).
Научная новизна диссертации состоит в социально-философском анализе идеи бессмертия как неопределенно продолжительной жизни духовного субстрата человеческой личности.
Эта новизна может быть конкретизирована в целом ряде следующих положений, выносимых на защиту:
- доказано, что потенциальное бессмертие характеризуется понятием «мгновения», которое, будучи запечатленным в памяти, оказывается снятием времени, следовательно, духовным преодолением смерти;
- обосновано, что социальное бессмертие выступает действенным средством духовной и социальной самозащиты личности;
13
- дана социально-философская реконструкция эпоса "Урал-батыр", в ходе которой выявлено, что смысл идеи бессмертия состоит в одухотворении природы и общества;
- развито представление о том, что идея бессмертия - это сама социальная и духовная жизнь, как целостная система в ее существенных внешних и внутренних связях;
- выявлены социальные основания идеи бессмертия (инстинкт самосохранения, выражающийся в попытках человека сохранить свое имя и память о себе; трудность представить себя несуществующими; желание компенсировать невзгоды этого мира, особенно, потерю близких; сила стремления к славе и т.д.); установлено, что в условиях кризиса, охватившего сегодня практически все сферы Российского общества, на первое место выдвинулись прагматические ценности, замешанные на равнодушии к проблеме личного духовного бессмертия.
Практическая значимость работы. Выводы, полученные в результате проведенного исследования, найдут свое применение в процессе разработки ряда проблем социальной философии, антропологии и культурологии.
Материалы диссертации могут быть положены в основу разработки специальных курсов для студентов, а также организации методологических семинаров преподавателей высшей школы. Отдельные разделы работы найдут свое применение при изложении тем «Духовный мир человека», «Социальное время», «Духовность и общество».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на Втором Российском философском конгрессе (Екатеринбург, 1999); на Всероссийской научной конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (Уфа, 1999); на заседании Фихтевского общества (Уфа, 2000). Результаты исследования использовались во время проведения социологических
14 опросов на биологическом и географическом факультетах Башкирского государственного университета.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения, приложения и библиографии в количестве 268 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский анализ идеи бессмертия"
Заключение
Итак, социально-философский анализ идеи бессмертия позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, разработка идеи бессмертия дает духовно-нравственную защиту человеку перед лицом его физической смерти.
Во-вторых, идея бессмертия позволяет выйти на проблему человеческого существования, его основных источников и критериев. В этом плане нас интересовало прежде всего социальное бессмертие, связанное с продолжающимся воздействием личности человека, его труда, славы на последующие поколения людей. Социальное бессмертие реализуется в борьбе со всеми формами бесчеловечности, рабства и зла, социальной несправедливости.
В-третьих, установлено, что способности человека реализовать свои жизненные силы и возможности, возвыситься до общечеловеческих и вселенских критериев сегодня резко сузились. Современность затопил прагматический дух и утилитарные ценности. Молодые люди менее всего заинтересованы в личном духовном бессмертии. Они не стремятся к славе, а стремятся к комфортному и здоровому образу жизни, мало заботясь о своем социальном и тем более идеальном бессмертии.
В-четвертых, обосновано, что бессмертие - это определенное духовное состояние жизни. Таким образом, его не следует понимать как состояние души после смерти тела, а, напротив, резонно связывать с идеей неопределенно продолжительной жизни тождественной себе личности, тождественного себе духовного «ядра».
В-пятых, полное и окончательное бессмертие сделало бы ненужной и бессмысленной саму эту проблему. Идею бессмертия рождает сознание смертности. Это - определенная сверхзадача, регулятивный принцип, упорядочивающий наши представления о жизни и смерти.
102
В-шестых, идея бессмертия позволяет раскрывать и утверждать человеческое начало в человеке, ибо бессмертие человек должен подарить природе и всему человеческому роду. В этом плане идея бессмертия - это трансцендентальная идея; она не означает покорения природы человеком, а напротив, нацеливает на одухотворение и преображение природы. Человек и природа единородны и нерасторжимы. Не только природа продолжается в человеке, но и человек в природе.
В-седьмых, с уходом очередного поколения исчезают ценные, зачастую уникальные возможности отдельных личностей. Поэтому общественная система призвана функционировать таким образом, что должна появляться потребность в сохранении каждой личности, обладающей творческими способностями. Общественные системы прошлого, несмотря на все свои социальные изъяны и болезни, обладали, на наш взгляд, именно способностью чутко реагировать на талант или гений. Даже абсолютно незащищенные (в экономическом и социальном плане) личности могли все же раскрыть свои творческие силы (вспомним, откуда пришли М.В. Ломоносов или С. Маймон). Сегодня должны быть, наконец, созданы социальные механизмы, ставящие заслоны к деланию карьеры посредственным людям. Но для этого необходимо возникновение и становление научного, философского и культурного сообщества. Ставя вопрос о прижизненном бессмертии, мы еще более актуализируем эту проблему, переводя ее из сферы чистой теории в практическую область.
В-восьмых, идея бессмертия заставляет иначе взглянуть на жизнь. Ценность жизни состоит в жизни для духовной части общества и, в конечном счете, в облагораживании всего человеческого рода. Не надо служить всем, надо поддерживать то, что уникально, что не поддается тиражированию, что до конца не потребляется, а вечно осваивается.
103
Список научной литературыХанова, Руфина Вильсоновна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990. -158 с.
2. Амосов Н.М. Книга о счастье и несчастьях. Дневник с воспоминаниями и отступлениями. -M.: Молодая гвардия, 1986. -285 с.
3. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. -М.: Мысль, 1976-1984.
4. Аристотель. О душе. -М., 1937, кн.2, гл.1.
5. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с фр. -М.: Издательская группа «Прогресс» «Прогресс-Академия», 1992. -528 с.
6. Аскин Я.Ф. Время и вечность //Вопросы философии. -1963. -№6. -С. 53-62.
7. Астахов В. Вызов смерти. -М.: Московский рабочий, 1970. -112 с.
8. Бакулин Б. Почему мы жаждем бессмертия //Наука и религия. -1993. -№11. -С. 24-29.
9. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987.-573 с.
10. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. 2-е изд., доп. (К 125-летию со дня рождения). -М.: Знание, 1988. -208 с.
11. Баширова А.Я., Рахматуллина З.Я. Проблемы смысла жизни в эпическом сказании об Урал батыре //Смысл жизни: поиск и созидание (тематический сборник). -Уфа, 1997. -С. 99-103.
12. Башкирское народное творчество. Т.1. Эпос. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. -544 с.
13. Белик А.П. Вечное и преходящее. Носители социального единства и разнообразия //Социальная форма движения. -М.: Наука, 1982. -270 с.
14. Бердяев H.A. Самопознание. -М.: «Дэм», 1990. -336 с.
15. Бердышев Г.Д. Реальность долголетия и иллюзия бессмертия. -Киев: Политиздат Украины, 1989. -251 с.108
16. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. -М.: Наука, 1991. -240 с.
17. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Пер. с англ. -М.: Наука, 1988. -303 с.
18. Борхес Х.Л. Оправдание вечности. -М.: ДИ-ДИК, 1994. -552 с.
19. Буддизм. Словарь. -М.: Республика, 1992. -287 с.
20. Буева Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. -М: Знание, 1985. -64 с.
21. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. -Уфа: Издание Башкирского университета, 1994. -148 с.
22. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. -Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. -256 с.
23. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. -М.: Канон-пресс: Кучково поле, 1998. -494 с.
24. Вишев И.В. Бессмертие человека. Реально ли оно? -Мн.: Бел орусь, 1990. -142 с.
25. Вишев И.В. Геронтология и философия (новые аспекты проблемы долголетия) //Философские науки. -1974. -№1. -С. 153-155.
26. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990.-246 с.
27. Вишев И.В. Радикальное продление жизни людей: Социальные, естественнонаучные, философские и нравственные аспекты. -Свердловск: Издательство Уральского университета, 1988. -193 с.
28. В мире мудрых мыслей. Афоризмы, изречения, литературные цитаты. -Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985.-245 с.
29. Войно Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле //Философские науки. -1998. -№1. -С. 143-150.
30. Волков А.Н. В поисках смысла. -М: Прометей, 1993. -153 с.
31. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. -М.'Знание, 1975. -64 с.109
32. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. -М.: Республика, 1994. — 368 с.
33. Гаврилов Л.А., Гаврилова Н .С. Биология продолжительности жизни. -М.: Наука, 1991.-280 с.
34. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. -М.:Мысль,1979. -288 с.
35. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева //Вопросы философии. -1994. -№6. -С. 47-54.
36. Гайсин Ф.А., Попов В.Д. Духовность сущность человека. - Уфа: Б.и., 1995.-116 с.
37. Галимов Б.С. Конец философии? //Философия и современность: Мысли, понятия, идеи. -Уфа: Издание Башкирского университета, 1999. -С. 10-19.
38. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. -Саратов: Издательство Саратовского университета, 1981. -246 с.
39. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. М.: Мысль, 1976-1977.
40. Гегель Г.В.Ф. Система наук. 4.1. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. -441 с.
41. Георгиади Т.В. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России. Авт-т дисс.канд.филос.наук. Уфа, 2000. - 24 с.
42. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 8, 10. -М.: Художественная литература, 1980.
43. Гиренок Ф.И. Русские космисты. -М.: Знание, 1990. -64 с.
44. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. /Пер. с лат. и англ.; Сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В.В. Соколова. -М.: Мысль, 1989.
45. Голубев А.Н. Владимир Соловьев о бесконечности личности // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С.327-343.
46. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. -М.: Прогресс, 1992. -620 с.
47. Грибакин A.B. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. -Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1985. -199 с.110
48. Григорьев В.Ю. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. -М.: Музыка, 1987.-143 с.
49. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. Пер. с англ. —М.: Изд-во Трансперсон, ин-та, 1996. -244 с.
50. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы: Философские портреты мыслителей от Ф.М. Достоевского до А.Ф. Лосева. -М.: Соратник, 1995. -306 с.
51. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. -М.: Товарищество «Клышиников, Комаров и Ко», 1993.-527 с.
52. Гуревич А .Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии //Одиссей. Человек в истории. -М.: Наука, 1989.-С. 114-135.
53. Гуревич П.С. Смерть как тайна человеческого бытия //Философская антропология: Учебное пособие. -М.: Вестник, 1997. -С.179-197.
54. Гуревич П.С. Мистицизм против человека. -М.: Знание, 1987. -64 с.
55. Гуревич П.С. О смерти и бессмертии. -М.: Знание, 1991. -64 с.
56. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа //Философские науки. -1989. -№11. -С. 118-124.
57. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия: Пособие для студентов вузов. -Мн.: Белорусский фонд Сороса: «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997. -192 с.
58. Демичев A.B. Современность смерти //Человек Философия - Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.) В 7 т. Т. 7. Философия и проблема человека. -СПб, 1997. -С. 225-228.
59. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М.: Мысль, 1986.-571 с.
60. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти т. Т.24. Л.: Наука, 1972.1.l
61. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности //Обман. Философско-психологический анализ. -М.: Издательство «РЭИ», 1994 -С.105-111.
62. Духанин В.Н., Жаров A.M., Фролов Ю.П. Рецензии на книги Вишева И.В. Радикальное продление жизни людей; Проблема личного бессмертия; Бессмертие человека. Реально ли оно? //Философские науки. -1991. -№7. -С. 182-184.
63. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия //Вопросы философии. -1998. -№3. -С. 18-34.
64. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие человека. -Д.: Лениздат, 1981.-56 с.
65. Жаров Л.В. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека //Философия: учебник для вузов. Ростов - на - Дону: «Феникс», 1998. -С. 284- 297.
66. Железов Е.А. Сущностные силы человека: Философско-мировоззренческий анализ. -Казань: Издательство Казанского университета, 1989. -164 с.
67. Жизнь земная и последующая /Послесл. П.С. Гуревича. -М.: Политиздат, 1991.-414с.
68. Жизнь и смерть: Загадки и противоречия: По материалам «круглого стола». -М.: Знание, 1990.-64 с.
69. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995. -338 с.
70. Зеньковский В.В. Единство личности и проблема перевоплощения //Человек. -1993. -№4. -С. 76-89.
71. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца. Пер. с англ. /Послесл. A.B. Гнездилова. -М.: Прогресс, 1990. -248 с.
72. Зульфикаров Т.К. Мудрецы. Цари. Поэты. Книга поэм. -М.: Известия, 1983. -432 с.
73. Из истории русской философии. -М.: Госполитиздат, 1949. -830 с.112
74. Изменение ценностей //Аргументы и факты. Здоровье. №15, апрель 2000. -С. 12.
75. Иллюстрированная история религий. В 2-х т. Т. 1. -411 с.
76. Ильенков Э.В. Самочувствие, самосознание и реальная личность //С чего начинается личность. -М.: Политиздат, 1979. -С. 207-216.
77. Ислам. Энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1991. —315 с.
78. Исупов К.Г. Русская философская танатология //Вопросы философии. -1994. -№3. -С. 106-114.
79. Итоги Всесоюзной переписи населения в 1959 г. СССР М.: Госстатиздат, 1962.-284 с.
80. Каган М.С. О духовном //Вопросы философии. -1985. -№9. -С. 91-102.
81. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. -328 с.
82. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н.О. Лосского (печатается по изданию: СПб, 1907 г.). СПб.:. ИКА «Тайм-аут», 1993. -655 с.
83. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизики, могущей возникнуть в смысле науки. -М.: «Прогресс» «У1А», 1993. -240 с.
84. Кант И. Трактаты и письма. -М.: Наука, 1980. -709 с.
85. Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -М.: Наука, 1978.-216 с.
86. Кетова Т.Н. Жизнь и смерть в проблемном поле биоэтики //Человек -Философия Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). В 7 т. Т.6. Философия культуры. -СПб., 1997. -С. 283-284.
87. Кларк А. Черты будущего. -М.: Мир, 1969. -279 с.
88. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. -М.: Наука, 1983.-207 с.
89. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие //Вопросы философии. -1994 . -№12. -С. 39-49.113
90. Коган JT.A. Философия Н.Ф. Федорова//Вопросы философии. -1990. -№11. -С. 74-90.
91. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. -М.: Мысль, 1984. -252 с.
92. Коган JI.H. Человек и его судьба. -М.: Мысль, 1988. -285 с.
93. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. -М.: Логос: Прогресс -Традиция, 1998.-288 с.
94. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат,1984. -335 с.
95. Кон И.С. Предисловие к кн.: Китайский эрос. Научно художественный сборник. -СПб.: «Квадрат». -М., 1993. -505 с.
96. Крамер Самюэль Н. История начинается в Шумере. 2-е изд., измен. Пер. с англ. -М.: Наука, 1991.-235 с.
97. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. -М.: Наука, 1990.-136 с.
98. Крутов H.H. Нравственные потребности личности. -М.: Знание, 1981. -64 с.
99. Крывелев И.А. Критика религиозного учения о бессмертии. -М.: Наука,1985.-175 с.
100. Кудряшев А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: материалы научно практической конференции. - Издание Башкирского университета. -Уфа, 1997. -С.5-8.
101. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. -Свердловск: Издательство Уральского университета, 1988. -184 с.
102. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. Пер. с англ. -М.: Мир, 1982. -215 с.
103. Купревич В.Ф. Бессмертие сказка? //Наука и религия. -1965. -№9. -С. 31-32.
104. Кучинский С.А. Человек моральный.-2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1989.-303 с.114
105. Лаврикова И. Некоторые решения проблемы жизни и смерти //Человек -Философия Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). В 7 т. Т. 7. Философия и проблема человека. -СПб, 1997. -С.280-283.
106. Лаврин А.П. Хроники Харона: Энциклопедия смерти. -Новосибирск: ВО «Наука». Сиб. издат. фирма, 1995. -768 с.
107. Лаврин Л. Тысяча и одна смерть. —М.: Ретекс, 1991. -416 с.
108. Ламетри Ж.О. Сочинения /Общ. ред., предисл. и примеч. В.М. Богуславского. -2-е изд. -М.: Мысль, 1983. -509 с.
109. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. -М.: Политиздат, 1984. -286 с.
110. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. -М.: Республика, 1996. -447 с.
111. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. -Мн.: НТООО «Тетра Системе», 1998.-543 с.
112. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4-х т. Т.4. Пер. с фр. -М.Мысль, 1982. -554 с.
113. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. -М.: Политиздат, 1958-1965. -Т. 1-55.
114. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1997. -152 с.
115. Лирика Древнего Египта. -М.: Художественная литература, 1965. -158 с.
116. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М.: Политиздат, 1989. -366 с.
117. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии /Сост. A.A. Тахо-Годи; Общ. ред. A.A. Тахо Годи и И.И. Маханькова. -М.: Мысль, 1993. -959 с.
118. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. -М.: «Прогресс»-«VIA», 1992. -207 с.
119. Лукьянов A.B. Идея духовного в философии И.Г. Фихте. Авт-т дисс. докт. филос. наук. -Уфа, 1994. -38 с.115
120. Лукьянов A.B. Основы истории и философии религий: Курс лекций. В Зт. Т.1. Дохристианский период /ВЭГУ. -Уфа, 1995. -121 с.
121. Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). -Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 1997. -251 с.
122. Лукьянов A.B. Философия. Предвидение. Духовность. -Уфа, 1993. -109 с.
123. Малеина М. Уйти достойно //Человек. -1993. -№2. -С. 47-51.
124. Малинин В.А. Пушкин как мыслитель. -Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1990. -220 с.
125. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? -2-е изд., изм. и доп. -М.: Прогресс, 1992. -415 с.
126. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре //Философские науки. -1989. -№11.-С. 75-81.
127. Мардов И.Б. Общая душа (о народной душе, ее духовных структурах и обще душевных проблемах современности). -М.: Издательство «Гендальф», 1993.-288 с.
128. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -2-е изд. -М.: Политиздат, 1955-1981. -Т. 1-50.
129. Миголатьев A.A. Социальная философия. Человек и время //Социально-гуманитарные знания. -1999. -№2. -С. 46-56.
130. Мень А. Перевоплощение и оккультизм //Знание сила. -1992. -№3. -С. 56-64.
131. Мень А. «Человек не может вообразить своего небытия» //Наука и религия. -1993. -№8. -С. 42-46.
132. Мечников И.И. Этюды оптимизма. -М.: Наука, 1988. -327 с.
133. Минеев В.В., Нефедов В.П. Человек и его смерть. -Красноярск: Институт биофизики, 1990. -50 с.
134. Монтень М. Опыты. Избранные произведения. В 3-х т. -М.: Голос, 1992.
135. Монтень М. Опыты. В 3-х книгах. Книги первая и вторая. -М.: «Рипол классик», 1997.116
136. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1984. -320 с.
137. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989. -205 с.
138. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII-XVIII веков. -М.: Мысль, 1969. -297 с.
139. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. -М.: Политиздат, 1991. -464 с.
140. Моуди Р. Жизнь после смерти. -М.: «Старт» «Синектика», 1991. -159 с.
141. Мухамедьянов С.А. Многоликий образ смерти. -Уфа, изд-во «Школа Гармонии», 1998. -142 с.
142. Мухамедьянов С.А. Феномен смерти как социально педагогическая проблема. -Уфа, «Творчество», 1998. -160 с.
143. Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально философский анализ. Авт-т дисс. докт. филос. наук. - Уфа, 1999. -34 с.
144. Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. -СПб.: Наука, 1996-314с.
145. Неговский В.А. Некоторые методологические проблемы современной реаниматологии //Вопросы философии. -1978. -№8. -С. 64-73.
146. Неговский В.А. Об одной идеалистической концепции клинической смерти //Философские науки. -1981. -№4. -С. 50-55.
147. Несмелов В.И. Загадка о человеке //Человек. -1992. -№3. -С. 104-117.
148. Новейший философский словарь /Под ред. A.A. Грицанова. -Мн.: Издательство В.М. Скакун, 1998. -878 с.
149. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков. -СПб.: Издательство «Лань», 1998. -320 с.
150. Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя». -Уфа: Издание Башкирского государственного университета, 1996. -162 с.117
151. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии (системный анализ). -Уфа: Издание Башкирского государственного университета, 1995. -156 с.
152. Общее дело. Сборник докладов, представленных на I Всесоюзные Федоровские чтения. -М., 1990. -241 с.
153. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? -М.: Наука, 1991. -408 с.
154. Панцхава И.Д. О смерти и бессмертии. -М.: Знание, 1972. -64 с.
155. Петраков A.A. Н.Ф. Федоров и возможные пути достижения активного долголетия индивида//Русский космизм. По материалам II и III Всесоюзных Федоровских чтений, 1989-1990 гг. 4.2. -М., 1990. -С. 85-87.
156. Петушкова Е. Бессмертие. -Новейший философский словарь /Сост. A.A. Грицанов. -Мн.: Издательство В.М. Скакун, 1998. -С. 74-75.
157. Платон. Собрание сочинений. В 4-х т. Т.2. -М.: Мысль, 1993. -528 с.
158. Плотин. Космогония. Пер. с англ. -M.: REFL-book, К.:Ваклер,1995.-304 с.
159. Плотин. О бессмертии души /Предисл. М.А. Солонова //Вопросы философии. -1994. -№3. -С. 155-169.
160. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально философский анализ). -Уфа: Изд-е Башк.ун-та, 1998. — 210 с.
161. Поздяева С.М. Человек и его мир. Учебное пособие по философии. -Уфа, 1996.-170 с.
162. Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия. -М.: Наука, 1993. -176 с.
163. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия //Вопросы философии. -1992. -№2. -С. 126-140.
164. Помпонацци Пьеро. О бессмертии души; О причинах естественных явлений, или о Чародействе: Трактаты /Авт. пер., вступ. ст., примеч. А.Х. Горфункель. -М.: Академия общественных наук, 1990. -318 с.118
165. Потапов В.В., Потапова И.С. По ту сторону смерти: Есть ли жизнь после смерти? -М.: Книга, 1991.-103 с.
166. Поэзия и проза Древнего Востока. -М.: Художественная литература, 1973.-735 с.
167. Пухликов В.К. Человек и общество: К проблеме гуманизации социально философского мышления. -М.: Наука, 1990. -141 с.
168. Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии //Сочинения /Вступ. статья, сост. и коммент. В. Западова. -М.: Художественная литература, 1988. -С. 428-554.
169. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т. Т.1. -М.: Миф, 1993. -624 с.
170. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. -368 с.
171. Розин В.М. Смерть как феномен философского осмысления //Общественные науки и современность. -1997. -№2. -С. 170-180.
172. Романец В.А. Жизнь и смерть в научном и религиозном истолковании. — Киев: Здоровье, 1989. -190 с.
173. Русская лира о жизни и смерти. XX век //Человек. -1992. -№1. -С. 180189.119
174. Русская философия во второй половине XX века: Сборник обзоров и рефератов /РАН ИНИОН. Центр гуманитарных научно информационных исследований. Отдел философии. 4.1. -М., 1999. -180 с.
175. Рязанцев С. Философия смерти. -СПб.: Спикс, 1994. -319 с.
176. Сабиров В.Ш. Два лика зла: Размышления русских мыслителей о добре и зле. -М.: Знание, 1992. -64 с.
177. Сабиров В.Ш. Критический анализ философско этических оснований современной танатологии //Философские науки. -1985. -№3. -С. 100-107.
178. Сабиров В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. -М.: Знание, 1987.-64 с.
179. Садыков Ф.Б. Особенность советской цивилизации. -Уфа: Гилем, 1998. -367 с.
180. Свердлов А.Д. На пороге бессмертия. Блики. -М.: Б. и., 1993. -48 с.
181. Семенова С.Г. «Любовь это стремление к бессмертию.» //Философия любви. 4.1. /Под общей ред. Д.П. Горского. -М.: Политиздат, 1990. -С. 162204.
182. Семенова С.Г. Н. Федоров: Творчество жизни. -М.: Советский писатель, 1990.-383 с.
183. Сиземская И.Н. Диалектика материального и духовного производства. -М.: Знание, 1978.-64 с.
184. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. -М.: Эллис Лак, 1995.-416 с.
185. Смысл жизни в русской философии: Конец XIX начало XX века /Отв. ред. А.Ф. Замалеев. -СПб.: Наука, 1995. -382 с.120
186. Соина О.С. JI. Толстой о смысле жизни: этические искания и современность //Вопросы философии. -1985. -№11. -С. 124-132.
187. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х т. М.: Мысль, 1990.
188. Спасибенко С.Г. Человек, социосфера, социум //Социально — гуманитарные знания. -1999. -№5. -С. 64-79.
189. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957.-631 с.
190. Суркова H.A. Классическое философствование (между Кантом и Гегелем). -Уфа: Издание Башкирского университета, 1997. -146 с.
191. Сухоплюев П.А. Смысл жизни и проблема смерти //Вестник Башкирского университета, 1999. -№2. -С. 82-84.
192. Тахо Годи А. Лосев. -М.: Молодая гвардия: Студенческий меридиан, 1997. -460 с.
193. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Пер. с фр. -М.:Наука, 1987.-239 с.
194. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. -М.: Политиздат, 1986. -576 с.
195. Токарчик А. Мифы о бессмертии. Пер. с польск. /Ред. и предисл. П.С. Гуревича. -М.: прогресс; Прогресс Академия, 1992. -240 с.
196. Трубников H.H. Время человеческого бытия /Отв. ред. В.А. Лекторский. -М.: Наука, 1987. -255 с.
197. Трубников H.H. О смысле жизни и смерти. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. -383 с.
198. Трубников H.H. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни (через смерть и время к вечности) //Философские науки. -1990. -№2. -С. 104-115.
199. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Авт-т дисс. докт. филос. наук. -Уфа, 1999. -40 с.121
200. Уваров М.С. Мультисмерть //Философия и вызов XXI века. -СПб., 1996. -С. 108-114.
201. Углов Ф.Г., Дроздов И.В. Живем ли мы свой век. -2-е изд. -М.: Молодая гвардия, 1984. -239 с.
202. Уильяме Б. Случай Макрополу с: размышления о скуке бессмертия // Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. -С. 420442.
203. Уманец H.H. Жизнь побеждает. -М.: Советская Россия, 1984. -125 с.
204. Унамуно М. Избранное. В 2-х т. Т.1. Пер. с исп. -Д.: Художественная литература, 1981. -520 с.
205. Упанишады. В 3-х книгах. Книга 2. Перевод с санскрита. -М.: Наука, 1992.-336 с.
206. Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. -М.: Статистика, 1978.-310 с.
207. Федоров Н.Ф. Сочинения. -М.: Мысль, 1982. 711 с.
208. Федотова В.Г. Душевное и духовное //Философские науки. -1988. -№7. -С. 50-58.
209. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. -М., 1997. -255 с.
210. Фейербах Л. Сочинения. В 2-х т. -М.: Наука, 1995.
211. Философия в современном мире. -М.: Знание, 1990. -64 с.
212. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Н.Ф. Федорова, изданные под ред. В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона. Т.2. -М., 1913.
213. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Академический Проект, 1999. -944 с.
214. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. -Уфа: Издание БГУ, 1992.-222 с.
215. Финогентов В.Н. «.И ропщет мыслящий тростник» (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека). Уфа: Уфимск.технол.ин-т сервиса, 2000. - 182 с.122
216. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. Пер. с нем. /Послесл. И примеч. А.К. Судакова. -М.: Канон +, 1997. -400 с.
217. Фихте И.Г. Назначение человека. -Мн.: ООО «Попурри», 1998. -480 с.
218. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. Издание подготовлено П.П. Гайденко. -М.: Научно издательский центр «Ладомир», 1995. -521 с.
219. Франк С.Л. Смысл жизни //Вопросы философии. -1990. -№6. -С. 68-131.
220. Франк В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1990.-367 с.
221. Фролова И.В. О человеке, обществе и религии //Философия и современность: мысли, понятия, идеи. -Уфа: Издание Башкирского университета, 1999. -С. 114-117.
222. Фролов И.Т. Вступительное слово на Первом Российском философском конгрессе //Вопросы философии. -1997. -№11. -С. 41-44.
223. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. -М.: Знание, 1985.-64 с.
224. Фролов И.Т. О жизни, смерти и бессмертии (статья 1) //Вопросы философии. -1983. -№1. -С. 83-84.
225. Фролов И.Т. О жизни, смерти и бессмертии (статья 2) //Вопросы философии -1983. -№2. -С. 52-64.
226. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. -М.: Политиздат, 1989. -559 с.
227. Фролов И.Т. Перспективы человека. -М.: Политиздат, 1983. -350 с.
228. Фролькис В.В. Природа старения. -М.: Наука, 1969. -184 с.
229. Фромм Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992. -430 с.
230. Фромм Э. Иметь или быть? -М.: Прогресс, 1986. -238 с.
231. Хазиев B.C. Философские эссе. -Уфа, 1995. -45 с.
232. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. -М.: Республика, 1993. -447 с.123
233. Ханова P.B. Идея бессмертия в категориях языка российской метафизики XVIII века (В соавт. с Лукьяновым A.B.) //Язык науки XXI века: Материалы научной конференции. -Уфа: Издание Башкирского университета, 1998. -С. 17-19.
234. Ханова Р.В. К вопросу о природных и духовных основаниях идеи бессмертия //Философия и современность: мысли, понятия, идеи. -Уфа: Издание Башкирского университета, 1999. -С. 83-85.
235. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. -1997. -№6. -С. 53-68.
236. Цицерон, Марк Туллий. Избранные сочинения. -М.: Художественная литература, 1975. -456 с.
237. Цицерон, Марк Туллий. Философские трактаты. -М.: Наука, 1985. -382 с.
238. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебное пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 1991. -512 с.
239. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов. -М.: Высшая школа, 1981.-252 с.
240. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебное пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 1999. -703 с.
241. Чанышев А.Н. Трактат о небытии //Вопросы философии. -1990. -№10. -С. 158-165.
242. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения /Отв. ред. И.Т. Фролов. -М.: Политиздат, 1991. -464 с.124
243. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век /Отв. ред. И.Т. Фролов. -М.: Республика, 1995. -528 с.
244. Шаповалов Е.А. Виртуальная реальность как вызов техники XXI века // Философия и вызов XXI века. -СПб., 1996. -С. 25-27.
245. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения. В 2-х т. -М.: Мысль, 1987-1989.
246. Шестов Л. Сочинения. В 2-х т. -М.: Наука, 1993.
247. Шопенгауэр А. Избранные произведения. -М.: Просвещение, 1992.-479 с.
248. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. Мн.: Литер, 1998. -408 с.
249. Шпенглер О. Закат Европы. -Новосибирск: Наука, 1993. -591 с.
250. Шуклин В.В. Мифы русского народа. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. -336 с.
251. Щердаков В.Н. Добро и зло: Очерк нравственной философии. -М.: Знание, 1992.-64 с.
252. Эпос о Гильгамеше. -М.-Л.: Художественная литература, 1961. —214 с.
253. Это человек: Антология /Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. -М.: Высшая школа, 1995.-320 с.
254. Юнг К.Г. Человек и его символы. -М.: Серебряные нити, 1997. -368 с.
255. Яковлев В.П. Социальное время. -Ростов на - Дону: Издательство Ростовского университета, 1980. -158 с.
256. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Республика, 1994. -527 с.
257. Литература на иностранных языках
258. Irwin Terence. History of Western philosophy: Classical thought. -New York: Oxford Univ. press, 1989. -266 p.
259. Classics of Western philosophy. -Indianapolis: Hascett Publishing Сотр., 1985.-1094 p.
260. Lauth R. Dostoewski und sein Jarhhundert. -Bonn: Bouvier, 1986. -159 s.
261. Fichte J.G. Samtliche Werke. Abth. I. -Bd. 2. -640 s.125
262. Fichte J.G. im Gespach: Berichte d. Zeitgenossen / hrsg. von E.Fuchs in Zusammenararbeit mit R. Laiith u. W. Schieche. Stuttgart - Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog. -Bd.4.
263. Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung: 1841/42 -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1993.-585 s.
264. Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung M. Frank. Frankfurt am Main, 1977. -582 s.