автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социально-философский анализ интеллектуальной собственности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философский анализ интеллектуальной собственности"
На правах рукописи
БАКУНИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Специальность 09.00.11 — социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
1 о іт
Уфа-2012
005017293
005017293
Диссертация выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса».
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Истамгалин Рамиль Сафиевич,
кандидат философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса» Вильданов Урал Салимович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы ФГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Обухов Владимир Емельянович,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный
авиационный технический университет» ФГБОУ ВПО «Башкирский
педагогический университет им. М.Акмуллы»
Защита состоится «25» мая 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, Уфа, З.Валиди, 32, гл. корпус, ауд. 345.
С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке ФГБОУ ВПО Башкирский государственный университет, с содержанием автореферата — на официальном сайте Башкирского государственного университета: www.bashed.ru/autoreferat, а также на сайте ВАК Минобрнауки РФ: www.vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «24» апреля 2012 года.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор
Поздяева С.М.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.
1. Усиливающийся системный кризис современной цивилизации актуализирует обращение исследователей к её духовным, нравственным и культурным основаниям, которые оппозиционны узко-прагматическому духу и потребительской ориентации, связанной с обладанием «вещной собственностью». Безоглядное стремление к обладанию вещами чревато утратой духовного смысла бытия, который заключается в приращении нравственной компоненты.
2. В настоящее время в с социума, приобретает актуальность проблема собственности вязи с общей информатизацией, которая ранее рассматривалась интеллектуальной спектром традиционных наук (право, экономика, социология, история), а для социальной философии оставалась долгое время нераскрытой в достаточной мере.
3. В связи с углублением инновационных творческих процессов, значимость интеллектуальной составляющей производственных ресурсов возрастает, поэтому особую актуальность приобретает вопрос эффективного использования научно-технических достижений, что непосредственно связано с развитием самого рынка интеллектуальной собственности. Реформирование системы управления интеллектуальной собственностью является необходимым инновационным механизмом социального управления, включающим различные технологии воздействия на общественное духовное производство и воспроизводство.
4. Одним из главных показателей духа цивилизованности общества является то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурно-духовного развития, зависит и успех решенга стоящих перед социумом социально-философских проблем. Интеллектуальный компонент общества может развиваться только при наличии соответствующих условий: правовых (законодательных) и морально-этических, раскрывающих нравственность социума.
5. Нарушение интеллектуальной собственности в современности (развитие системы правонарушений и появление контрафактной продукции) показывает кризис как отдельной личности, так и социума в целом. Вне интеллектуальной, духовной собственности, как моральной силы, не могут полноценно формироваться экономические, общественные отношения.
6. Актуальность социально-философского исследования интеллектуальной собственности связана не только с претензиями самого человеческого интеллекта преобразовать мир на новых гуманистических началах, но и с преодолением традиционного рассмотрения
«собственности» с точки зрения права. В этом плане «интеллектуальная собственность» ещё не получила адекватного социально-теоретического обоснования, поскольку здесь возникают вопросы, связанные с осмыслением самого процесса духовного возрождения цивилизации в целом, вопросы, которые упираются в сохранение духовного, интеллектуального, исторического и нравственного богатства нации и национальной жизни, защиты шедевров духовной культуры народа.
7. Главным показателем отношений «интеллектуальной собственности» выступает социальная практика её защиты. Сложившаяся система корпоративной защиты прав свидетельствует о том, что современное российское общество пока не соответствует тем высоким требованиям, которые предполагает международная модель информационно-технической цивилизации, где весьма важная роль отводится общественным организациям, которые стоят на страже прав интеллектуальной собственности.
8. Необходимость введения самого понятия «интеллектуальной собственности» возрастает с формированием информационного капитала и с усилением роли в интеллектуально-творческой деятельности.
Степень разработанности проблемы. В отличие от осмысления универсалии «духовность», работ, непосредственно посвященных анализу «интеллектуальной собственности», сравнительно немного.
Понятие «духовная собственность» впервые введено Г.В.Ф. Гегелем в сочинении «Философия права». К понятию «собственность» обращались многие интеллектуалы. К. Маркс, анализируя наследие А. Смита, пишет: «Своё мудрое шотландское изречение: «если вы приобрели немногое, то зачастую легко будет приобрести многое, но трудность состоит в том, чтобы приобрести немногое», Адам Смит это положение применил и к понятию «духовного богатства». Духовно богатая личность умеет довольствоваться немногим и главное внимание сосредотачивает на сущностных, творческих силах человека.
Однако «духовное богатство» обосновывается до некоторой степени тем положением, что в развитом и богатом обществе, «где все классы народа с каждым днём производят всё большие расходы на свои дома, свою обстановку, на свой стол и одежду, трудно ожидать, чтобы один только государь устоял против этого обычая»1. Поэтому правительство по необходимости «тоже начинает тратить большие суммы на все эти предметы».
1 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа / А. Смит [пер.с англ.; предисл. B.C. Афанасьева]. - М.: ЭКСМО, 2009. -- С. 752
Крайние позиции в рассмотрении проблем собственности занимают П.Ж. Прудон («Собственность - это кража!») и Макс Штирнер («Единственный и его собственность»).
Понимание собственности как идеального продолжения личности развивалось отечественными философами B.C. Соловьёвым, С.Н. Булгаковым. Значительный вклад в разработку теории собственности и в осознание её роли в духовном производстве внесён К. Марксом и его последователями. Отчуждающая роль собственности осознавалась философами XX века, в частности Э. Фроммом в его знаменитом сочинении «Быть или иметь?».
Значительное количество работ посвящено проблеме духовности в самых различных её аспектах. Для решения задач настоящего исследования необходимо выделить определённый круг работ по духовности. Помимо Гегеля, речь идёт о трудах русских философов: H.A. Бердяева, C.JI. Франка, Г.Г. Шпета. Важными являются идеи М. Бубера (духовность в отношении «Я-Ты»), К. Ясперса («Духовная ситуация времени»); работы современных российских философов, анализирующих взаимосвязь духовности и личности (P.JI. Лившица, JI.A. Мясниковой, В.М. Петрова, Ф.С. Файзуллина, У.С. Вильданова, P.C. Истамгалина, В.И. Плотникова, В.И. Стрелкова, О.К.Валитова).
Большое значение имеют работы философско-социологического характера, где выявляется связь «самости» с духовной собственностью (Дж. Мид, Ч.Кули). В этом же аспекте рассматриваются идеи персонализма (Э. Мунье). Феноменологическое рассмотрение проблемы личностных характеристик собственника с точки зрения сознания проводил Г.Г. Шпет. Проблемы самости человека в аспекте связи самости и собственности, «обладания» и «бытия» глубоко проработал Э. Фромм.
Социально-экономические аспекты проблемы смены типов общества и их связи с собственностью и духовностью отражаются в анализе проблемы духовного производства в марксизме. Однако следует отметить, что личностные характеристики духовности фактически исключались из марксистской постановки вопроса. Проблема связи духовной культуры и типов общества рассматривалась О. Шпенглером, П.Я. Данилевским (концепция «культурно-исторических типов»).
В современной литературе к понятию «духовной собственности» непосредственно обращаются Г.Л. Гульчинский, В.С.Барулин, В.М. Петров. Имеются сочинения, посвященные различным видам «духовной собственности.
Категория «интеллектуальной собственности» в социально-философском плане также не осмыслена, но она применяется как в философской литературе, так и в правовых, социологических, экономических исследованиях.
Немало и работ, выявляющих социальные, культурно-исторические характеристики личности. В современной отечественной философии это -работы П.П. Гайденко, А.Я. Гуревича, М.М. Бахтина, С..Ф. Анисимова, Б.С. Галимова, Д.М. Азаматова.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на обилие работ, посвященных теме «собственности» (и духовной в том числе), сама по себе проблема «интеллектуальной собственности» является неким «белым пятном». Не получило достаточного освещения в литературе выявление социального смысла, структуры и функций интеллектуальной собственности. Не исследованы перспективы формирования интеллектуальной собственности в информационном обществе, не проанализированы связи «Я» человека с интеллектуальной собственностью.
Объект исследования - духовная собственность, вне которой человеческое общество не может развиваться, поскольку любая собственность органичным образом сопряжена со свободой человека.
Предмет исследования - интеллектуальная собственность как важнейшее измерение духовной собственности, вне осмысления которой невозможно осмысление современного модернизирующегося и информационного общества.
Цель диссертации - социально-философский анализ интеллектуальной собственности, её трансформация в духовную целостность в условиях становления современного российского общества.
Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих задач: " исследовать социальный смысл, структуру и функции духовной и интеллектуальной собственности;
■ дать анализ духовной и интеллектуальной собственности и собственности как основы самоопределения человека в информационном обществе;
■ рассмотреть интеллектуальную собственность как . вид социокультурного проектирования образовательной и духовной реальности;
■ исследовать интеллектуальную собственность и перспективы ее становления.
Методологическая основа диссертации. Диссертант исходит из той мысли, что интеллектуальная собственность есть важнейшая разновидность и в то же время способ существования собственности духовной. Несмотря на важность антропологических, экзистенциальных, культурных проблем, возникающих в связи с анализом «интеллектуальной собственности», диссертанта интересует именно её социально-философский аспект рассмотрения.
В основе диссертационного исследования лежит системный подход, в соответствии с которым сам по себе феномен «интеллектуальной
собственности» анализируется в качестве целостного и системного образования, имеющего как внешние, так и внутренние ресурсы рассмотрения. Для изучения внутренней структуры интеллектуальной собственности, как социального феномена, автор использовал структурно-функциональный подход.
Социокультурный подход, также использованный в настоящей работе, позволяет рассмотреть достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых интеллектуальная собственность выполняет вполне социально-значимые функции. Социокультурный подход позволяет раскрыть динамические состояния жизненной сферы всего социума, а тем самым выявить взаимосвязи социальных процессов, происходящих в разных областях современной общественной жизни.
Научная новизна диссертации обусловлена анализом интеллектуальной собственности, её социального смысла и перспектив дальнейшего формирования. Особый интерес при этом вызывает исследование интеллектуальной собственности на этапе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений:
е доказано, что социальный смысл интеллектуальной собственности раскрывается в процессе анализа сущностных сил человека (нравственной воли, надежды на лучшие времена и т.д.); гармоничное функционирование интеллектуальной собственности позволяет реализовать накопленный интеллектуальный и творческий потенциал населения, что снизит отток последнего за границу;
«выявлена тенденция возрастания роли интеллектуальной собственности в условиях формирования новых общественных отношений, когда на первый план выдвигается проблема нравственности;
в обнаружено, что в условиях усиления роли духовного производства в жизни общества, интеллектуальная собственность характеризует отношения
людей по поводу воспроизводства, обмена, распределения и потребления духовных ценностей, причем со стороны их экзистенционального самовыражения. При этом чисто потребительское отношение к интеллектуальной собственности зачастую препятствует эффективному использованию духовных, нравственных ресурсов общества;
• обоснован тезис о том, что интеллектуальное «я» колеблется между информационными реалиями и «самостью» человека; в данном отношении интеллектуальная собственность есть некий индивидуальный вариант
реализации в социуме собственности духовной.
в раскрыт многомерный характер интеллектуальной собственности, учитывая правовую, социологическую, историческую, политическую составляющую данного понятия.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Интеллектуальная собственность, в отличие от духовной собственности, которая выражает неотчуждаемое «Я» человека, его внутренний мир, может быть подарена или украдена. Следовательно, в условиях становления информационной цивилизации общество и государство призваны подумать о её защите, о защите интеллектуальной собственности, продукты которой выступают «носителями» информации и выполняют при этом важные социальные функции (регулятивную, коммуникативную, инновационную, воспитательную и коммерческую);
2. Процесс формирования интеллектуальной собственности связан с переходом России к рыночному обществу, что предполагает подключение её богатых научных ресурсов в мировое интеллектуальное и культурное сообщество.
3. Интеллектуальная собственность, как социальная форма творческого продолжения человека в процессе его духовного производства и воспроизводства, направлена на реализацию социальных, культурных и нравственно-этических аспектов социальной деятельности. Интеллектуальная собственность предстаёт как особая, ценностно-смысловая форма существования «самости», «Я» человека и в то же время как подлинная основа укоренённости этого «Я» в социокультурном бытие.
4. Развитие права интеллектуальной собственности личности человека на деятельность общественно-полезную выступает одним из наиболее значимых направлений правотворческой деятельности, которая, в свою очередь, самым тесным образом связана с правовым регулированием интеллектуальной информации.
5. Интеллектуальная собственность воплощается прежде всего в духовных, нравственных ценностях. Данные ценности воспроизводятся, обмениваются и потребляются в процессе духовного воспроизводства общественных сил. Именно поэтому духовная специфика российского социума, обладающая «неподготовленностью» в отношении утверждения интеллектуальной собственности на деятельность, связана с рационально-инновационной деятельностью и её творческими формами.
6. С возрастанием роли и значения интеллектуальной собственности в жизни общества значительным образом расширяется само социальное пространство духовного производства как фундаментальной основы современного общества. Данное понимание связано с формированием перспектив производства и воспроизводства информации, с объединением духовной культуры вокруг идеи ценностного, социально-смыслового единения информационного общества.
Теоретическая значимость диссертации заключается в исследовании тенденций и факторов становления и реформирования интеллектуальной собственности как системы социальных и духовных отношений.
Разработана методологическая схема исследования и прогнозирования основных тенденций развития интеллектуальной собственности, которая может быть полезной для мониторинга инновационной, творческой и теоретической деятельности.
Практическое значение диссертации определяется тем, что данное исследование будет способствовать дальнейшему развитию соответствующих разделов социальной философии. Результаты диссертации позволяют выработать конкретные рекомендации по развитию и совершенствованию образовательных технологий, направленных на формирование уважительного отношения к интеллектуальной собственности.
Материалы диссертации можно использовать при разработке специальных учебных курсов по социально-экономическим дисциплинам, а также для совершенствования курсов социологии, социальной философии, социальной онтологии, экономики и других учебных дисциплин.
Апробация результатов диссертационного исследования. Теоретические положения и выводы диссертации были апробированы автором в ходе участия на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на Всероссийской научно-методической конференции «Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития» (Уфа, 2006), на Всероссийской научно-практической конференции «Система образования в высшей школе» (Уфа, 2009), на Международной научно-практической конференции «Инновации и перспективы сервиса» (Уфа,2009), на Международной научно-практической конференции «Образование в высшей школе» (Уфа, 2010), на Всероссийской научно-теоретической конференции «Мировоззренческие основания культуры современной России» (Магнитогорск, 2010, 2011), на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного общества» (Москва, 2010).
Основные идеи диссертации изложены автором в 24 публикациях общим объемом 3,9 п.л.
Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 215 источников. Общий объём работы составляет 139 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, показана степень разработанности заявленной проблемы, поставлена цель и основные задачи работы, раскрыта методологическая база исследования, его научная новизна, приведены данные об апробации диссертации.
Первая глава «Социально-методологические аспекты исследования интеллектуальной собственности» направлена на выявление социального смысла, структуры и функций интеллектуальной собственности. Дан анализ последней как фундамента, мировоззренческой основы самоопределения человека в современном информационном обществе.
В параграфе первом «Социальный смысл, структура и функции духовной и, интеллектуальной собственности» рассматривается сложный процесс формирования духовной собственности в сопоставлении с «вещной», материальной собственностью. Данный анализ осуществляется в пределах социально-исторического развития от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному.
Социальный смысл «интеллектуальной собственности» заключается в самом процессе кристаллизации «Я», «самости» человека, как неотчуждаемого отношения. «Интеллектуальная собственность», как категория, выражает ценностное отношение человека к миру. Такая собственность выступает формой социального, духовного продолжения человека в процессе производства и воспроизводства, обмена, распределения и потребления способов, средств реализации его «собственной» самости. Отношения интеллектуальной собственности выражают отношения людей по поводу духовных ценностей, созидаемых в процессе духовного производства.
За отношениями интеллектуальной собственности стоит деятельность людей, из действий которых в духовном производстве и слагаются сами отношения интеллектуальной собственности.
Автор замечает, что постиндустриальное общество формируется в самом процессе формирования индустриального общества и характеризуется преобладанием духовного производства над материальной сферой. Соответствующим образом должна быть пересмотрена сфера приоритетов отношений духовной, интеллектуальной собственности. Это, в свою очередь, выдвигает вопрос о структуре интеллектуальной собственности. Последняя не потребляется социальным субъектом до конца, а как бы «вечно» осваивается. Интеллектуальная собственность находится «выше» самой «субстанции» вещи и её потребления. Ведь последнее в количественном плане весьма ограничено.
Поэтому можно сказать, что главным структурным элементом «интеллектуальной собственности» выступает «самость» человека, которая, в принципе, неотчуждаема и в этом соприкасается с понятием «духовной» собственности. Да и сам интеллект принадлежит не только человеку, обществу, но и всему человеческому роду в целом.
Субъектами интеллектуальной собственности являются творцы и обладатели ценностей, создаваемых в процессе духовного, интеллектуального производства. Но, в отличие от субъектов духовной
собственности, субъекты собственности интеллектуальной могут быть не столько надындивидуальными, сколько индивидуальными. Поэтому важнейшим структурным уровнем интеллектуальной собственности выступает уровень индивидуальный, а далеко не глобальный и родовой уровни субъектной структуры, которая характеризует духовную собственность. Интеллектуальная собственность выражает отношения людей в обществе по поводу производства, обмена и распределения духовных интеллектуальных ценностей.
Что же касается социальных функций интеллектуальной собственности, то автор обращает своё пристальное внимание на коммуникативную функцию, которая раскрывает отношения людей по поводу объектов интеллектуального груда. Этот труд повышает степень самой духовной общительности людей.
Далее, социальное функционирование интеллектуальной собственности проявляется в самом общественном содержании интеллектуального производства, которая характеризует информационное общество.
В процессе своей социализации субъект интеллектуальной собственности включается органичным образом в формирование духовной собственности. Таким образом, интеллектуальная собственность выполняет социальную функцию самореализации личности человека в духовном производстве и воспроизводстве общественных сил.
Второй параграф «Духовная и интеллектуальная собственность как основа самоопределения человека в информационном обществе» посвящен обоснованию той мысли, что анализ интеллектуального, духовного и нравственного становления человека в настоящее время связан с осознанием собственных границ, пределов человека, человеческого развития. «Л», «самость» человека, как социального субъекта, продолжается в его духовной собственности; на этом, в принципе, и основано само духовное и нравственное развитие личности. Фундаментом формирования «Я» интеллектуала в современном обществе выступает его «интеллектуальная собственность» как важнейшая разновидность собственности духовной.
Анализ интеллектуального становления человека в информационном пространстве связан с осознанием интеллектуальной собственности как основы самоопределения, самодостаточности человека. Если духовная собственность есть то, с чем невозможно обменяться (человек не в состоянии, не разрушая своего «Я», обмениваться смысложизненными ориентациями), то интеллектуальная собственность, напротив, основана на дарении, но далеко не на извлечении материальной прибыли. Такая собственность, полагает диссертант, возрастает, если личность не ограничивается эмпирическим служением миру «фактической данности». Ведь интеллект обладает потенцией (силой) устремляться к бескорыстному служению общечеловеческим ценностям.
Интеллектуальная собственность, как фундамент самоопределения человека, связана с нормами не только морали, но н права. Эта собственность представляет собой совокупность прав человека на продукты духовной деятельности, причём она есть основа и творческого отношения человека к различным формам хозяйствования. Интеллектуальная собственность повышает степень экономической, социальной активности людей в том плане, что возможность её использования не нарушает права и интересы иных субъектов хозяйствования.
В заключении параграфа автором делается вывод о том, что интеллектуальная собственность есть характеристика целостности общественных отношений субъекта. Само понятие социальной справедливости, как идея коммуникативного разума, связано с ростом значения интеллектуальной собственности в жизни общества, поскольку эта собственность не есть «кража» всей совокупности богатств личности, её богатого внутреннего мира, а означает восстановление её социокультурной целостности. Само понятие о справедливости заложено в мировоззрении людей. Поэтому крайне необходимо, чтобы люди соотносили с понятием «социальной справедливости» свои поступки и желания, имеющие непосредственное отношение к духовному и интеллектуальному миру.
Вторая глава диссертации «Социальные аспекты развития отношений интеллектуальной собственности» посвящена исследованию интеллектуальной собственности как опыта социокультурного проектирования образовательной и духовной реальности, анализу многомерного характера интеллектуальной собственности и перспектив её формирования.
В первом параграфе «Интеллектуальная собственность как вид социокультурного проектирования образовательной и духовной реальности» автором отмечается, что интеллектуальная собственность связана с идеей действительности личности и общества. А действительность и есть потому действительность, что её нельзя «конструировать», т.е. измышлять. Действительный социальный мир интеллектуальной собственности нам дан как проблема, как некая бесконечная задача.
Интеллектуальная собственность, которой многие хотят воспользоваться, часто противостоит человеку. Особенно остро эта проблема сложилась в сети Интернет. Можно ли считать, возникает вопрос, подлинным произведением «бескорыстно» осуществлённое размещение неправомочным лицом чужого произведения в Интернете? Правовое законодательство слишком несовершенно, чтобы выступить основой формирования духовных отношений в данном вопросе.
Интеллектуальная собственность в сфере современного образования переживает глубокий смысловой кризис на всех уровнях жизнедеятельности образования: на макроуровне, где речь идёт о взаимодействии общества и
самой образовательной системы, на мезоуровне, когда возникает необходимость анализа взаимодействий между интеллектуально-профессиональными сообществами, на микроуровне, который касается непосредственных образовательных взаимодействий.
Диссертант делает вывод о том, что в современных условиях модернизирующегося общества наиболее адекватным способом конструирования образовательной реальности, интегрирующим процессы самоопределения и развития образовательных систем, становится интеллектуальная собственность, как некий социокультурный проект и форма самоопределения субъектов образования.
Диссертант, рассматривая проблемы формирования интеллектуальной собственности, пути их решения, останавливается и на проблеме преодоления интеллектуального «пиратства» как экономической, социальной и духовной преступности, а также как и транснациональной проблеме. Проблема интеллектуального «пиратства», являясь одной из самых актуальных в настоящее время, затрагивает не только духовные основы общества, но и показывает экономическую составляющую современного социума. Контрафактная продукция, которая массово производится в настоящее время, представляет собой важную проблему. Данный вопрос следует отнести к категории государственных задач, так как «поддельная продукция» влияет не только на нравственность общества, но и на здоровье нации в целом.
Интеллектуальное «пиратство», как неотъемлемая часть экономической и социальной преступности, представляет собой совокупность преступных посягательств, причиняющих моральный и правовой вред охраняемым законом социальным интересам граждан, общества и государства.
Автор анализирует преступность в сфере интеллектуальной собственности и доказывает, что её преодоление может составить важнейшую предпосылку самоопределения человека, его путь к духовному развитию.
На следующих страницах диссертации автор анализирует политические, экономические, социальные факторы преодоления преступности в интеллектуальной сфере. Рассматривается системная концепция, которая позволяет снизить уровень преступности в области интеллектуальной собственности. Во-первых, социокультурный вид проектирования образовательной реальности связан с ростом значения интеллектуальной собственности. Но последняя не может формироваться, если оказывается непреодолённым резкий уровень различия в доходах разных слоев населения.
Во-вторых, увеличение числа лиц, не имеющих стабильного, достойного заработка, значительным образом усугубляет саму проблему соблюдения
законности (в том числе и в сфере охраны интеллектуальной собственности).
В-третьих, современное общество характеризуется аномией, беззаконием, отсутствием духа нормативности. Аномия представляет собой резкий рост масштабов отклоняющегося поведения граждан. Как правило, социальная аномия возникает в переходные эпохи, которые характеризуются достаточно стремительными темпами общественных перемен, к которым зачастую не может приспособиться значительная часть населения. На отсутствие духа нормативности у современного социума также влияет отсутствие определенной идеологии, системы ценностей, которая вырабатывается с помощью государственных мер на уровне образования и социальной пропаганды в целом. Социокультурное проектирование образовательной реальности следует рассматривать с политической позиции, так как полноценное функционирование интеллектуальной собственности возможно только в нормативном, гармонично развивающемся социуме, в котором учитываются нравственные и правовые модели поведения субъектов. На данные модели поведения, разумеется, влияют нормы этики (педагогической, журналистской и т.д.).
Во втором параграфе «Социальные перспективы становления интеллектуальной собственности» автор останавливается, прежде всего, на самом многомерном характере интеллектуальной собственности. Этот характер может быть рассмотрен как некое продолжение «самости» человека. Личность человека не может существовать вне интеллектуальной и духовной собственности. Поэтому сущностный характер интеллектуальной собственности предстаёт в форме самореализации человека.
Многомерный характер интеллектуальной собственности немыслим вне понимания «Я», «самостн человека. В усвоении и творческой разработке духовных, нравственных ценностей общества, в процессе осознания собственных духовных ценностей и формируется сама «самость» субъекта интеллектуальной и духовной собственности.
Сущностный характер интеллектуальной собственности мыслится автором диссертации как процесс самоосуществления, творческого развития нравственного мира субъекта. Но это невозможно вне понимания самой личности как деятельного субъекта духовной и интеллектуальной собственности.
По мнению автора, сущностный характер интеллектуальной собственности связан с идеей самоопределения человека. Проблема социального знания, как и социального образа действования субъекта, становится в настоящее время центральной проблемой дня, основой современной культурной политики. Учитывая современную «информационную революцию», нарастающий поток информации,
субъектам достаточно сложно определиться в выборе «верной модели социального поведения». С этой позиции, на самоопределение современного человека огромное влияние оказывают нравственные ориентиры, которые должны быть заложены в социальной пропаганде (радио, телевидение, пресса, система образования и т.д.) Интеллектуальная собственность предстаёт в виде достаточно последовательного освобождения представления человека от «остатков» эмпирической чувственности. Ведь человек, владеющий интеллектуальной собственностью, призван возвышаться над своими чувственными страстями, и служить, в конечном счёте, общечеловеческим ценностям.
В данном параграфе автор приходит к следующим выводам.
1. Интеллектуальная собственность обесценивается, когда оказывается ославленным сам внутренний, духовный мир человека, т.е. разрушается его проектная составляющая, основанная на самоопределении субъектов образования.
2. Анализ сущности интеллектуальной собственности направляет нас к исследованию нравственного закона. Диссертант исходит в этом плане из идеи свободы человека, которая связана с формированием интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, предполагает плюралистичный мир социальных субъектов, который зиждется на ограничении свободной активности каждого индивидуума.
3. Перспективы формирования интеллектуальной собственности основаны на исследовании самой специфики самоопределения человека как субъекта информационного общества. Диссертант замечает, что далеко не всякий индивидуум может существовать и формироваться в социальной среде, чуждой процессам производства и воспроизводства духовных сил человека и общества.
4. Сущностный характер интеллектуальной собственности и перспективы её формирования зависят от сформированное™ интеллектуального «Я». Это «Я» и есть истинный субъект интеллектуальной собственности. Мир интеллектуала — не совсем реальный. Ведь интеллектуальное «Я» находится между миром реального социального творчества и собственным духовным, нравственным миром. Последний, духовный мир как бы «колеблется» межу информационными реалиями и «Я», т.е. «самостью» человека. В этом и заключается сущностный характер интеллектуальной собственности, которая связана в настоящее время с социальным процессом виртуализации общественных отношений.
В Заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные идеи, сделаны выводы, обозначены перспективы дальнейших исследований.
Основное перспективное направление, которое, по мнению автора, следует развивать в дальнейшем, заключается в исследовании диалектики
«границы» и «пограничности» свободы, что, в свою очередь, открывает перспективы в обосновании форм существования «интеллектуальной собственности». Обозначенное автором направление в анализе «интеллектуальной формы» собственности весьма перспективно для дальнейшего развития социальной философии и культурологии; последняя, как думается автору, обеспокоена не только поиском первоисточников самосознания, «самости», «Я», но и, в основном, глубиной исследования самой познавательной сущности человека.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Статьи, входящие в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК Минобрнаукн России:
1. Бакулина Ю.В. Проблемы управления интеллектуальными технологиями в обществе // Вестник Челябинского гос.утюерситета, 2010. №19,- С.131-135. (0, 3 п.л.)
2. Бакулина Ю.В. Взаимодействие интеллектуальной собственности и духовности // Вестник Челябинского гос.университета 2011.№ 20.-С.32-35. (0,2 пл.)
3. Бакулина Ю.В. Содержание отношений интеллектуальной собственности II Вестник ВЭГУ, 2011. № 2(52). - С.78-82.(0, 3 п.л.)
Другие публикации:
4. Бакулина Ю.В. Вопросы авторства в системе высшего образования //Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Уфа: Изд-во УГАЭС, 2006. - С. 51 -52. (0,1 п.л.)
5. Бакулина Ю.В. Конституционное закрепление охраны интеллектуальной собственности и свободы преподавания в высшей школе // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Уфа: Изд-во УГАЭС,2006. -С. 52-53. (0, 1 п.л.)
6. Бакулина Ю.В. Дистанционные технологии как результаты деятельности в обучении //: Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. -Уфа: Изд-во УГАЭС, 2006.-С. 140-141. (0, 1 п.л.)
7. Бакулина Ю.В., Садкова И.Е. Проблемы интеллектуальной собственности в высшей школе И Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития:
Материалы Всероссийской научно-методической конференции. -Уфа: Изд-во УГАЭС, 2009. - С. 157-159. (0, 1/0,05 п.л.)
8. Бакулина Ю.В., Садкова И.Е. Детско-юношеский туризм как организация и система воспитательной работы// :Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Уфа: Изд-во УГАЭС,2009. - С.229-232.(0,2/0.1 п.л.)
9. Бакулина Ю.В., Голиков В.Д. Проблема управления технологиями в обществе // Инновации и перспективы сервиса: Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. -Уфа: Изд-во УГАЭС,2009. - С. 336-338. (0, 1/0, 05 п.л.)
10. Бакулина Ю.В. Социальные аспекты появления технологий в общественной среде // Инновации и перспективы сервиса: Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции,- Уфа: Изд-во УГАЭС,2009. - С. 339-341. (0, 1 п.л.)
11. Бакулина Ю.В., Тяптин Д.В. Воспитание студентов в современности: цели и задачи // Материалы республиканского научно-практического семинара в рамках курсов повышения квалификации учителей общеобразовательных учреждений РБ. -Уфа: Изд-во «Институт развития образования РБ», 2010. - С. 44-48.(0, 2/0, 1 п.л.)
12. Бакулина Ю.В. Влияние научного прогресса на современную личность// Мировоззренческие основания культуры современной России: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. - Магнитогорск: Изд-во «МГТУ»,2010 г.. - С. 11-13. (0, 1 п.л.)
13. Бакулина Ю.В. Социальные аспекты образования и воспитания в современности// Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития: Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. - Уфа: Изд-во УГАЭС,2010. - С. 144-148. (0, 3 п.л.)
14. Бакулина Ю.В. Интеграция современного образования// Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития: Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. - Уфа: Изд-во УГАЭС,2010 — С. 223-225.(0, 1 п.л.)
15. Бакулина Ю.В. Социально-культурные проблемы «интеллектуального пиратства» в РФ// Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Москва: Изд-во «Центр прикладных научных исследований»,2010. -С.7-10.(0, 1 п.л.)
16. Бакулина Ю.В., Истамгалин P.C. Интеллектуальная собственность как основа самоопределения человека в информационном обществе// Мировоззренческие основания культуры современной России:Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2011. - С. 22-24.
(0, 1/0, 05 пл.)
17. Бакулина Ю.В., Истамгалин P.C. К проблеме формирования мировоззренческих оснований культуры российского общества//Мировоззренческие основания культуры современной России:Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции - Магнитогорск: Изд-во «МГТУ»,2011. - С. 103-106. (0,2/0, 1 пл.)
18. Бакулина Ю.В. Актуальность интеллектуальной собственности// Инновации и перспективы сервиса: Сборник научных статей Международной научно-технической конференции. - Уфа: Изд-во УГАЭС,2011. - С. 192-194.(0, I пл.)
19. Бакулина Ю.В. Социальные аспекты интеллектуальной собственности в современности// Инновации и перспективы сервиса:Сборник научных статей Международной научно-технической конференции-Уфа: Изд-во УГАЭС,2011. - С. 194-197. (0,2 пл.)
20. Бакулина Ю.В. Роль культуры в современном обществе: к проблеме модернизации социума// Перспективы модернизации традиционного общества:Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Уфа: Изд-во «Гилем». - С. 108-111. (0,2 пл.)
21. Бакулина Ю.В. Социальный смысл интеллектуальной собственности// Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: Материалы Всероссийской научной конференции. - Челябинск: Изд-во «ЧелГУ». -С.22-25. (0,1 пл.)
22. Бакулина Ю.В. Развитие «российского интеллекта» и государства в целом в ракурсе философии// Перспективы и тенденции развития современного инновационного общества в эпоху перемен: Материалы международной научно-практической конференции-Саратов: Изд-во «Академия управления». - С. 51-54.(0,2 п.л.)
23. Бакулина Ю.В. Духовность: морально-этический аспект// Духовность: традиции и проблемы: Межвузовский научный сборник.-Уфа :Изд-во РИД БашГУ,2011. - С.229-231 .(0, 1 п.л.)
24. Бакулина Ю.В. Социальные аспекты инновационного менеджмента интеллектуальной собственности в современности (с учетом европейского опыта)// Актуальные вопросы правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности»:
Материалы международной научно-практической конференции - Уфа: Изд-во: ГАУ РНТИК «Баштехинформ». - С. 80-83. (0 ,3 п.л.)
БАКУЛИНА Юлия Владимировна
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Лицензия на издательскую деятельность ЛР№ 021319 от 05.01.99г.
Подписано в печать 23.04.2012 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,15. Уч.-изд. л. 1,20. Тираж 100 экз. Заказ 224.
Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ. г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Текст диссертации на тему "Социально-философский анализ интеллектуальной собственности"
61 12-9/416
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
На правах рукописи
БАКУЛИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Специальность: 09.00.11 - социальная философия
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата философских наук
Научный руководитель: кандидат философских наук, профессор
Истамгалин Р.С.
/ у
/
Уфа-2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ............14
1.1. Социальный смысл, структура и функции духовной и
интеллектуальной собственности................................................14
1.2 Духовная и интеллектуальная собственность как основа
самоопределения человека в информационном обществе.................32
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.................................60
2.1. Интеллектуальная собственность как вид социокультурного проектирования образовательной и духовной реальности.................60
2.2. Социальные перспективы становления интеллектуальной собственности........................................................................................98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................119
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................125
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется следующими моментами. Проблема интеллектуальной собственности ранее рассматривалась только с экономической и правовой точек зрения. Данный вопрос ранее ставился только с экономической и правовой точек зрения. С социально-философской же позиции собственность на интеллектуальную информацию длительное время не рассматривалась и не могла рассматриваться как самостоятельный вид собственности.
Актуальность анализа интеллектуальной собственности связана также с тем, что её формирование и развитие в общественных интересах может улучшить качественные характеристики самой человеческой деятельности на основе использования «сетевых» ресурсов информационной революции.
Необходимость социально-философской постановки проблемы интеллектуальной собственности назрела именно в современных условиях по нескольким причинам. Прежде всего, ставшее общепринятым (даже обыденным) понятие интеллектуальной собственности стало выражать не столько права интеллектуалов на их собственные творческие разработки и наработки, сколько права субъектов, вкладывающих деньги в эти разработки. Аналогично институт авторского права защищает сегодня не столько авторов, сколько издателей.
В последнее время в связи с углублением инновационных творческих процессов и повышением уровня информатизации общества значимость интеллектуальной составляющей производственных ресурсов существенно возрастает.1 Поэтому особую актуальность сегодня приобретает вопрос эффективного использования научно-технических достижений, что
1 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - С. 10.
непосредственно связано с развитием самого рынка интеллектуальной собственности.
Одним из главных показателей духа цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нём развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного, духовного развития, зависит, в конечном счёте и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законодательное закрепление таких нормативных правил, которые адекватны складывающимся в обществе экономическим и нравственным отношениям.
Сегодня становится очевидным, что интеллектуальная собственность есть феномен, который не только заключает в себе определенные правоотношения, но и имеет более широкое социокультурное содержание, включающее в себя социальные, экономические, исторические, философские и нравственно-этические элементы. Очевидно, что отношения интеллектуальной собственности во многом определяются культурно-историческими, ментальными характеристиками российского социума.
Главным показателем развития отношений интеллектуальной собственности выступает практика её защиты.1 Сложившаяся система судебной практики, корпоративной защиты прав, а также участия в подобных отношениях общественности свидетельствует о том, что современное российское общество пока не соответствует тем высоким требованиям, которые предполагает международная модель информационно-технической цивилизации, где важная роль принадлежит общественным организациям,
1 Белов В.В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. -М.:Юрист, 2002.-С. 12.
стоящим на страже прав интеллектуальной собственности. В целом тема настоящего диссертационного исследования исключительно актуальна как в теоретическом, так и в социально-практическом отношении. Обращение к различным аспектам функционирования интеллектуальной собственности выражает одну из попыток социально-теоретического анализа современности.
Объект исследования - духовная собственность, вне которой современное общество не может развиваться.
Предметом исследования интеллектуальная собственность как важнейшее измерение духовной собственности, вне осмысления которой невозможно осмысление современного модернизирующегося и информационного общества.
Степень разработанности проблемы. Вопросы теории интеллектуальной собственности традиционно рассматривались преимущественно с точки зрения права. В связи с этим для социальной философии само понятие «интеллектуальная собственность» является достаточно новым, и его социально-экономическая природа пока не получила адекватного теоретического обоснования. Не опровергая важности правовых моментов интеллектуальной собственности, необходимо признать, что любые правовые конструкции в отношении социально-экономических явлений должны строиться на крепком фундаменте теоретического обоснования сущности таких явлений, иначе эти правовые конструкции становятся недолговечными.
Хотя идея авторского права возникла давно, родиной первых авторского и патентного законов является Англия. Понятие «интеллектуальная собственность» введено в научный обиход в конце XVIII века. Его появление связывают с развитием идеи «естественных прав» в трудах французских философов-просветителей: Ф. Вольтера, Д. Дидро, Даламбера, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо. Право создателя любого творческого результата рассматривалось ими как неотъемлемое, естественное право, возникшее из
самой природы социального и духовного творчества и существующее вне зависимости от признания его государством.1
Первые законы, регулирующие отдельные аспекты отношений интеллектуальной собственности, главным образом защищали права издателей и промышленников, хотя и соответствовали интересам непосредственных создателей творческих достижений. Этот подход был принят Парижской конвенцией по охране прав промышленной собственности (1883 г.), которая до сих пор рассматривается в качестве важнейшего международного документа в области охраны промышленных прав.
В немецкой классической философии Гегель упоминает в «Философии права» о понятии «духовной собственности» (как альтернативе вещной) в том смысле, на котором может основываться современное рассмотрение собственности на информацию. Гегель развивает ту мысль, что человек может отчуждать свою собственность, поскольку она его «лишь постольку», поскольку он вкладывает в неё свою волю2.
Анализ развития общества на базе отношений собственности и соотношения материального и духовного производства глубоко и всесторонне представлен в работах К. Маркса, Ф. Энгельса3 и их последователей. Собственность рассматривается в марксизме как исторически развивающееся, общественное отношение людей по поводу владения, пользования и воспроизводства вещей. Тем самым собственность хотя и сводится к своему вещному виду, тем не менее, отношение людей к вещам в марксизме описывается во взаимной зависимости с отношениями между людьми. Для данного исследования существенно то, что социальные качества людей обнаруживаются в освоении и модификации ими вещей (предметов) и закрепляют «предметную» форму индивидуального самоутверждения в
1 Виталиев Г.В. Интеллектуальная собственность. - М.: ЮристъДООб. - С.16; Мэггс П.Б. Интеллектуальная собственность/ П.Б. Мэггс, А.П. Сергеев. - М.: Юристъ, 2000. - С.18.
2 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер.с нем. - М.: Мысль, 1990. - С. 121.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч., т.4. - М.:Мысль, 1990. - С.435.
обществе. Отношения собственности выступают основой производственных отношений, которые в марксизме рассматриваются как наиболее важные из общественных отношений капиталистической формации в целом.
В XX веке термин «интеллектуальная собственность» окончательно утвердился в законодательстве и социальной практике, а также был признан мировым научным сообществом, став общепринятым в научной литературе. Об этом свидетельствует Стокгольмская конвенция (1967 г.), утвердившая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС)1. В качестве объектов защиты ею были декларированы права, имеющие отношение к конкретным результатам творческой, духовной деятельности в производственной, научной и художественной областях.
В заключительные три десятилетия XX века проблемы интеллектуальной собственности оказались в центре внимания многих исследователей. Поэтому в диссертации рассматриваются результаты исследований феномена интеллектуальной собственности в трудах современных философов, социологов, правоведов, экономистов.
Современное видение интеллектуальной собственности позволяет заключить, что рассмотрение её в качестве социального явления не в полной мере отражает характер содержания и функций данного явления. В работах А.Я. Гуревича, И.А. Латыпова интеллектуальная собственность предстаёт в аспекте социальных, культурно-исторических характеристик личности.2 Интеллектуальная собственность рассматривается в контексте социальных и экономических инноваций в качестве механизма и технологий практики творческих нововведений. Философские проблемы, связанные с понятием
1 Азбука авторского права. - М.:ЮНЕСКО, 1998. - С.25.
Подробнее см. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Ехетр1а XIII века). - М.: Искусство, 1989. - 367 е.; Латыпов И.А. Духовная собственность: социальный смысл и перспективы. Автореферат дисс. Канд. филос. наук. Екатеринбург, 1998 - 23 с.
«интеллектуальная собственность»; рассматривались в рамках вопросов философии науки и техники Г.В. Бромбергом, А.Н. Семеновой, Ф. Шереги и другими.1
Генезис интеллектуальной собственности связан с теорией творчества (H.A. Бердяев) и концепцией собственности (C.J1. Франка).2 Среди западных авторов теории собственности в диссертации использованы идеи А. Смита, его «теория нравственных чувств».3 Кроме того, привлечены для анализа интеллектуальной собственности труды отечественных учёных С.Ф. Сорокина, А. Г. Олейника, С.А. Лебедева.4
В освещение роли интеллектуальной собственности в процессе социализации и воспитании личности значительный вклад внесли Э. Дюркгейм,5 а из современных авторов - М. Оссовская, H.H. Куликова6.
Правовые аспекты интеллектуальной собственности рассмотрены в трудах Е.А. Суханова А.П. Сергеева, У. Маттеи, П.Б. Мэггса, В.В. Белова, Г. Виталиева и многих других.1
1 Бромберг Г.В. Философия интеллектуальной собственности // Философия науки/ Под ред.
С.А. Лебедева. М.: Академический Проект. 2006, С.519-560; Семенова А.Н. Философия интеллектуальной собственности // Основы истории и философии науки: концепции и проблемы. Уфа: УГАЭС, 2008, С. 64-68; Шереги Ф. «Социология права»// СПб: Алетейя,2002. - 447 с.
Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607с.; Франк C.J1. Духовные основы общества. - М.: Мысль,1992. - 511 с. Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997. - 351 с.
4Сорокин С.Ф.Проблемы разграничения экономического содержания и юридической формы собственности// Экономика Мордовии. - 1997. - 100 с.;Олейник А.Г. Информационные технологии регионального управления// Едиторал УРСС.- 1997. - 400 е.; Лебедев С.А.Роль науки в экономике объединенной Европы// Философия науки/ под ред. С. А. Лебедева. Уфа.: Академия ВЭГУ,2009. - 310 с.
5Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996. - 432 с.
6Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. - М.:Мысль,1987. - 528
с..;Куликова H.H. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: ХГПУ, 1997. - 315 с.
Таким образом, в диссертации представлен анализ экономических, социально-философских и правовых аспектов отношений интеллектуальной собственности. При этом важное значение придавалось рассмотрению этических аспектов данных отношений.
Цель исследования - социально-философский анализ интеллектуальной собственности в современном российском обществе. Для достижения этой цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- исследовать социальный смысл, структуру и функции духовной и интеллектуальной собственности;
- проанализировать духовную и интеллектуальную собственность как основу самоопределения человека в информационном обществе;
- рассмотреть интеллектуальную собственность как вид социокультурного проектирования образовательной и духовной реальности;
- исследовать интеллектуальную собственность и перспективы ее становления. Методологическая база диссертационного исследования. В основе диссертационного исследования лежит принцип системного подхода, в соответствии с которым феномен интеллектуальной собственности рассматривается в качестве целостного и системного образования, имеющего как внешние, так и внутренние ресурсы социального развития. Для изучения внутренней структуры интеллектуальной собственности как социального
1 Суханов Б.А. Российское гражданское право// Статут,2011. - 960 е.; Сергеев А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М.: Проспект, 1996. - 750 е.; Маттеи У. Основные положения права собственности / У. Маттеи, Е.А. Суханов. - М.: Юрист, 1999. - 384 с.;Мэггс П.Б. Интеллектуальная собственность / П.Б. Мэггс, А.П. Сергеев. - М.: Юристь, 2000. - 396 е.; Белов В.В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения / В.В. Белов, Г.В. Виталиев, Г.М. Денисов. -М.: Юристь,2002. - 288 е.; Виталиев Г.В. Интеллектуальная собственность. - М.: Юристъ, 2006.-351 с.
феномена в работе использованы структурно-функциональный подход, применяемый в исследованиях общественных явлений.
Социокультурный подход, используемый в настоящей диссертационной работе, позволяет выделить и рассмотреть достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых интеллектуальная собственность выполняет социально значимые функции; при этом интеллектуальная собственность определяется действующими нормами и предписаниями, регулирующими определённые области взаимодействия людей по поводу продуктов самого творческого процесса.
Научная новизна диссертации состоит в том, что автором: - доказано, что социальный смысл интеллектуальной собственности раскрывается в процессе анализа сущностных сил человека (нравственной воли, надежды на лучшие времена и т.д.). Структура и функции интеллектуальной собственности позволяют реализовать накопленный интеллектуальный и творческий потенциал населения, что позволит снизить отток последнего за границу.
-выявлена тенденция возрастания роли интеллектуальной собственности в условиях формирования новых общественных отношений, когда на первый план выдвигается проблема нравственности.
-обнаружено, что в условиях усиления роли духовного производства в жизни общества, интеллектуальная собственность характеризует отношения людей по поводу воспроизводства, обмена, распределения и потребления духовных ценностей, причем со стороны их экзистенционального самовыражения. При этом чисто потребительское отношение к интеллектуальной собственности зачастую препятствует эффективному использованию духовных, нравственных ресурсов общества.
-обоснован тезис о том, что интеллектуальное «я» колеблется между информационными реалиями и «самостью» человека. В данном отношении
интеллектуальная собственность есть некий индивидуальный вариант реализации в социуме собственности духовной.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Интеллектуальная собственност�