автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философский анализ проблемы человека в современной православной теологии

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Гайдаш, Ольга Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский анализ проблемы человека в современной православной теологии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гайдаш, Ольга Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

§1. Становление православной концепции человека.

§2. Православная антропология в условиях социалистического общества и в период современных реформ в России.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ

АНТРОПОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

§1. Социально-политические проблемы как объект антропологических исследований в современном русском православии.

§2. Богословско-антропологическая апология религии.

ГЛАВА 3. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В АСПЕКТЕ ХРИСТИАНСКОГО

ГУМАНИЗМА.

§1. Антропологическое осмысление глобальных проблем современности в православном богословии.

§2. Антропологическое обоснование экологических проблем в современном православии.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Гайдаш, Ольга Николаевна

Актуальность темы исследования. В научной литературе общепринятым является представление об антропологическом кризисе человечества, стоящего на пороге третьего тысячелетия. В чем он состоит?

Современное общество переживает настоящую мировоззренческую катастрофу, связанную с кризисом интегративных философских концепций, призванных сплачивать общество. На Западе философская антропология перестала играть роль интегрирующего начала, "заброшенность" человека в свободу оказалась фатальной, и там, где была теория, хоть как-то объясняющая присутствие человека в этом мире, оказался вакуум. В нашем обществе возникла драматическая ситуация: крушение идеалов корпоративного общества не могло одномоментно изменить общинный склад ума, человек оказался одинок со своими проблемами. Ревизии подверглась и основополагающая теория социалистического общества - марксизм. Мы видим, что в современном обществе происходит процесс переоценки ценностей, само присутствие человека в мире уже не воспринимается как положительное явление. Результатом такого пессимистического философского мироощущения является недоверие к разумной целеполагающей деятельности человека, воспитанного на базисных общечеловеческих нормах. Отсюда берет начало кризис и переосмысление основополагающих понятий, "питающих" человечество прежних веков, - "гуманизм", "антропоцентризм", "человечность", "справедливые и несправедливые социальные порядки" и т.д.

Таким образом, отсутствие полноценной гуманитарной теории, дающей надежду на будущее, позволяющей человеку видеть новые горизонты в своем развитии, положено в основу явления, называемого "антропологической катастрофой".

Однако отсутствие удовлетворительной социально-философской концепции не исчерпывает понятие "антропологическая катастрофа". В нашем мире, что еще более чудовищно, иссякла мера доверия к Слову, т.е. разумному объяснению и предотвращению происходящего. Это явление получило название "гуманитарной катастрофы". Когда Слово перестает быть значимым и убедительным, в ход идут бомбы (как в Югославии). Чье Слово может быть еще значимым в этом мире? Кто может предложить такую интегрирующую общество, государства теорию, которая могла бы быть услышана? Различные политические и идеологические силы общества, в том числе и религия, предлагают свои собственные концепции. Религия в нашем мире - все еще значима, ее ценности обладают абсолютным авторитетом для миллионов людей. Понятно поэтому, что православные деятели предлагают свою теорию, способную, по их мнению, спасти наше общество от всеобщей дегуманизации. Кроме того, создание ценностной, социально-политической и этической теории является фундаментальным механизмом адаптации церкви в современных условиях всеобщей секуляризации. Базовой и социально-значимой, адаптированной к современности теорией, может выступить антропология. Таким образом, современное православие, с одной стороны, ставит задачу создания адекватной гуманитарной теологии, в центре которой стоит человек, и, с другой стороны, апробирует различные способы антропологического самообъяснения и самооправдания. Характерно, что современные православные богословы делают акцент не столько на возрождении монастырей и храмов, сколько на религиозном возрождении народа, его "воцерковлении", т.е. возврате в лоно церкви как в одну большую семью.

Антропологический кризис человечества имеет еще одно измерение, связанное с наступлением эпохи глобалистики. Современное осознание этого процесса сопряжено с пониманием аксиологической и этической двойственности происходящих событий. Так, мы привыкли под глобальными проблемами понимать объединение усилий человечества в борьбе за мир и приоритетные социальные потребности. Современный мир "породил" обостренное восприятие антигуманных проблем, куда входит осознание несправедливости и постыдности таких существующих явлений, как расовая дискриминация, угнетение человека человеком, унижение чести и достоинства человеческой личности и ряд других проблем. Отрицая определение церкви как политической силы, религиозные деятели говорят о необходимости нравственного поощрения или критики политических событий (войны в Чечне, например). В связи с этим встает задача диалога между религиозным и секулярным миром, между представителями различных религиозных организаций. Борьба с негативными социальными явлениями входит в задачу практической деятельности православия, но эти проблемы православие решает также и на мировоззренческом уровне.

Но есть и другой смысл, вкладываемый понятие "глобалистика". В наше время происходит объединение народов благодаря развитию средств связи, торговле, науке и т.д. Но то ли это "всеединство человечества", о котором мечтали наши замечательные философы? Все отчетливее прослеживается тенденция к унификации человечества, чему не в малой степени способствует массовая поп-культура. Православные мыслители называют этот процесс очень точно "ассимиляцией", т.е. внедрением сознания, лишенного каких-либо национальных корней (159, 1993, №9, 8). Человеку, однако, всегда свойственно было идентифицировать себя с определенной нацией и обществом. Человек в этом смысле всегда был и будет социальным существом, и "размывание" традиционной модели группового человека - это путь к катастрофе. "Групповой человек" (не обязательно русский) в нашей стране в основном связан с православием. Именно поэтому православие стремится создать такую теорию, которая способствовала бы росту самоосознания человеком своих национальных корней, способствуя тем самым чувству национальной уникальности (не путать с шовинизмом!). Без сомнения, эта теория не всегда может быть корректно выражена, часто в самих православных теориях звучит мотив "православный, значит русский". Однако, и атеист, и верующий, и индифферентно относящийся к православию не может не видеть, что задача, которую православие поставило на повестку дня - воспрепятствовать обезличиванию, ассимиляции - это приоритетная гуманистическая задача сегодняшней церкви.

Корни "антропологической катастрофы" в научной литературе видят сегодня в самом человеке, в невозможности и неспособности его к разумному целеполага-нию. Церковь традиционно видит эту причину в "повреждении" грехом естественной природы человека, разрабатывая традиционные аспекты проблемы человека: со-териологию (учение о грехе и воздаянии за него), экклезиологию (учение о церкви) и т.д. Это тем более необходимо церкви в условиях всеобщей глобализации, в обстановке расшатывания православных канонических устоев и догматического сознания, поэтому сейчас подвергается пересмотру вся система догматики, в основу которой кладется антропология. И само учение церкви подвергается гуманизации, приближаясь к человеку, становясь ему ближе. В этом проявляется апологетическая тенденция Русской православной церкви (РПЦ) в современных условиях. С другой стороны, используя принцип "богословского приближения", современное православие выработало концепцию о самостоятельной и полноценной, социально активной личности, ответственной за утверждение справедливого правопорядка, учение о ценности человеческой личности. В целом, можно сказать, что антропологическая проблематика была выдвинута модернизаторской тенденцией Русской православной церкви в области социального истолкования вероучения. Мы видим, что проблема человека интерпретируется православием также на социально-политическом уровне и понимается как гуманистическое осмысление передовых потребностей общества и как основа практических действий в борьбе за переустройство современного дегуманизированного общества. Таким образом, православной антропологии отводится роль интегрирующего начала, с помощью которого осознаются и разрабатываются передовые социально-политические программы церкви, разделы вероучения, переосмысливаются традиционные аспекты догматики. Православная антропология решает гуманистические и апологетические задачи, что обеспечивает, во-первых, ее равноправное и продуктивное участие в делах общества, а, во-вторых, способствует ее воспроизводству. Анализ проблемы человека позволяет понять суть теоретических исканий в современном православном богословии. Без анализа учения о сущности человека трудно уяснить тенденции дальнейшего развития всего идеологического комплекса православного вероучения, понять роль, место и значение православия в процессе социальных изменений в современном общественном развитии.

Степень разработанности темы. В данном исследовании большую роль сыграли работы, написанные философами В.Г. Борзенковым, Л.П. Воронковой, Н.С. Гордиенко, БТ. Григорьян, Н.Д. Коротковым, П.К. Курочкиным, Л.Н. Краснопольской, В.А. Молоковым, К.И. Никоновым, М.П. Новиковым, А.Б. Чертковым и др. Однако, необходимо сказать, что в изученной научной литературе нет специального исследования, посвященного целостному анализу православной антропологии в единстве исторических и современных форм. Не исследуется вопрос о ее месте и роли в системе всего комплекса вероучения, а также ее взаимосвязи с современными проблемами, которые Русская православная церковь актуализировала в ходе своей социально-политической деятельности и экуменической практики. Православная антропология рассматривается в социально-философских исследованиях как одно из направлений модернизаторской доктрины церкви. В целом, это, конечно, верно, но, с нашей точки зрения, проблема человека требует специального анализа, поскольку антропология - это узловой пункт переориентации церкви в области социальных вопросов современности, и ей уделяется особое внимание в процессе адаптации церкви к современным условиям.

Первая работа, специально посвященная анализу православной антропологии, принадлежит советскому исследователю диалектико-материалистического направления ЮЛ. Чуковенкову. Он ставит своей задачей определить предмет и содержание православного учения о человеке, круг вопросов, которые решают богословы при обсуждении и решении антропологических проблем. Исследователь дает следующее определение православной антропологии: "Та часть христианского человековедения, которая объясняет человека как часть бытия, получила наименование "христианская антропология" (135, 254). Это рабочее определение, с которым можно согласиться и взять в качестве основы для собственного анализа.

Одно из первых философских исследований, где речь идет об антропологии как форме обновленчества современного православного учения, - книга М.П. Новикова "Тупики православного модернизма". В исследовании рассматривается сущность православной концепции человека, отмечается, что основной проблемой христианской антропологии является обоснование библейского представления о человеке как "образе и подобии бога" (97, 70). Однако, понимание этого еще недостаточно для уяснения существа религиозной концепции человека, необходим анализ того, "каков смысл подобного обоснования, какова его идеологическая направленность и социальная ориентация" (97, 70).

Сам предмет православной антропологии сейчас углубляется, дифференцируется, происходит своеобразная антропологизация важнейших разделов догматики. Тем более актуальной представляется работа, проделанная советскими учеными по анализу отдельных аспектов религиозной концепции человека. Так, в статье В.И. Егоровой (35) дается общий анализ понятия личности в православии через решение проблем свободы, бессмертия души и т.д. О том, как соотносятся в православной антропологии понятия "индивид", "личность", рассмотрено в книге М.М. Копаница "Особенности современной концепции русского православия" (53), а также в кандидатской диссертации Г.Н. Гомоляко "Критика православной концепции личности" (17). В то же время, переосмысление важнейших разделов православной догматики оказывается тесно связанным с современной концепцией человека. Так, анализ христианской сотериологии дан в работе В.А. Подоляка "Модернизация христианской идеологии как проявление кризиса религии" (103). В последнее время в работах философов большое внимание уделяется именно социальным аспектам деятельности РПЦ и формированию на этой основе вероучительных положений. Прежде всего, переосмысливается место и роль православия в истории Отечества (Например, фундаментальный труд "Православие в России" (108), "Православие в русской культуре" (109). Но есть отдельные научные работы (их немного), где анализируются конкретные сферы деятельности православия и их теоретическое обоснование. Это, например, работа Е.И. Аринина "Религия и экология: глубокое проникновение" (6).

Изменение социальной ориентации Русской православной церкви влечет за собой изменение многих моментов религиозной морали. Появилось понятие "социальная этика", в котором традиционное отношение "человек-бог" заменяется отношением "человек-общество" (91, 12). Необходимо отметить работу В.А. Капранова "Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Критика религиозно-идеалистических концепций" (48), в которой исследуются некоторые аспекты человека как нравственного существа, т.е. такие вопросы, как соотношение личного счастья и общественного блага, личных и общественных интересов. Отдельные аспекты православной антропологии рассмотрены также в работах ученых советского периода: Н.Д. Короткова (54), A.C. Попова (105), Л.П= Шепеля (138).

Разрабатывая современные учения о человеке, православная церковь весьма активно обращается к опыту дореволюционной русской религиозной философии и теологии конца XIX - начала XX веков. С удовлетворением можно сказать, что в научной литературе этот вопрос освещается достаточно полно. Одно из первых исследований в этом направлении принадлежит М.Л. Краснопольской, изучившей антропологические построения православных теологов М.М. Тареева и В.И. Несмелова, к опыту которых обращается современное православие (56,57). Очень важны те работы отечественных авторов, в которых дается анализ учений отдельных современных представителей православия, решающих проблему человека. Так, анализ "мистического эмпиризма" И.О. Лосского рассматривается в статье Б.В. Емельянова и В.Л. Круткина "Философия жизни и "мистический эмпиризм" Н. Лосского" (36). Эта работа важна для нас, прежде всего, в плане уяснения исходных позиций видного философа-идеалиста, чье наследие высоко ценится русским православием.

В философской литературе последних лет появились общетеоретические труды отечественных философов, посвященные анализу антропологии как фундаментального общефилософского учения. Можно назвать работы К.И. Никонова (8892), Ю.А. Кимилева (50-51), В.Г. Борзенкова (8-9), И.Т. Фролова (8), Б.Г. Юдина (9). В них дается общий анализ религиозного учения о человеке, его определение, структура, функции. Ключевой идеей в этих работах явилось разграничение научной, философско-религиозной и теологической антропологии. В своем исследовании мы исходим из анализа теологической антропологии.

Объект исследования. Проблема человека в современной православной теологии.

Предмет исследования. Социально-философские аспекты процесса формирования антропологического учения в современной православной теологии как основы ориентации церкви в новых социальных условиях.

Цель исследования. Осуществить социально-философский анализ православной антропологии как важной части теологического учения современного православия и как теоретического средства, позволяющего Русской православной церкви адаптироваться в изменяющихся социальных условиях.

Задачи исследования:

• изучить диалектику становления и развития православного учения о человеке в единстве его исторического и логического;

• выявить роль и значение учения о человеке в системе православной теологии;

• раскрыть методологические принципы и путь развертывания актуальных социально-политических проблем современности в православном учении о человеке;

• исследовать методологию апологетической функции православного учения о человеке, нацеленной на защиту и стабилизацию современной религии в секулярном обществе;

• показать, что современная православная антропология является теоретической основой активизации деятельности Русской православной церкви в решении глобальных проблем современности.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод, методы исторического и логического, системный и деятельностный подходы, категории содержания и формы, сущности и явления. Общетеоретическую основу социально-философского исследования составляет положение об общественно-исторической сущности человека.

Научная новизна исследования:

• анализируется целостная православная концепция человека в единстве традиционных и современных аспектов вероучения, в единстве исторических этапов его развития;

• доказывается, что в современном православии усиливается антропо-логизация основополагающих разделов вероучения;

• выявляются антропологические основания христианского гуманизма (православной мирологии, православной экологии) в контексте современных социально-политических теорий;

• устанавливается, что современное православное учение о человеке является высоко пластичной системой теоретических взглядов, позволяющих успешно адаптироваться и выживать церкви в современных социально-политических условиях.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть реализованы в вузовском курсе социальной философии, в том числе по темам: «Общественное сознание и его формы», «Проблема человека», «Общество», «Общественное бытие и общественное сознание». Материалы исследования могут быть использованы для изучения дальнейших тенденций в деятельности Русской православной церкви. Основные научные положения и выводы могут быть изложены в лекционных курсах «Социальная антропология» и «Религиоведение» в высшей школе.

Апробация работы.

По теме диссертации имеются следующие публикации:

1. Гайдаш О.Н. Проблема сущности человека в атеизме и религии. //Духовный мир современного человека (Тезисы выступлений участников 7-х Всесоюзных чтений молодых ученых "Человек в современном мире: социально-философские проблемы").- М„ 1987.- С. 122 -124.

2. Гайдаш О.Н. Методологический анализ проблемы человека в научном атеизме. //Духовный мир современного человека (Тезисы выступлений участников 8-х Всесоюзных чтений молодых ученых "Человек в современном мире: социально-философские проблемы").- М., 1988. - С.104 - 106.

3. Гайдаш О.Н. Критика современной православной антропологии (обзор работ советских авторов). //Актуальные вопросы научного атеизма. Под ред. К.И.Никонова. Деп. в ИНИОН АН СССР 22.05.87,- №29504,- 0,5 печ. листа.

4. Гайдаш О.Н. Проблема человека в философии и православной теологии (80 -90-е гг.) (тезисы). //За единство истины, добра и красоты. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции по проблемам гуманитаризации образования. - г. Красноярск, 1995.-С. 28-30.

13

5. Гайдаш О.Н. Существенные характеристики православия (тезисы). //Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии (Материалы научно-практической конференции).- Екатеринбург, 1996. - С. 150-151.

6. Гайдаш О.Н. Осмысление глобальных проблем современности в православном богословии. //Социально-экономические проблемы реформирования России. - г. Красноярск, 1997. - С. 72-81.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский анализ проблемы человека в современной православной теологии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели теоретические проблемы, которые образуют понятие "современная православная антропология": проследили развитие представлений о человеке в христианстве, начиная со времен их формирования (Филон Александрийский, Сенека). Далее, большое место посвятили анализу понимания сущности человека в Восточном христианстве, у "отцов церкви" (П-УШ века), рассмотрели становление и развитие религиозных представлений о человеке в различные периоды истории Отечества. Особое внимание мы уделили процессам взаимодействия и взаимовлияния на формирование русской православной антропологии восточных христианских учений (исихазма Г. Паламы), а также других христианских конфессий (католичества и протестантизма). Мы проанализировали богословско-антропологические построения конца XIX начала XX веков (учения В.И. Несмелова и М.М. Тареева), проследили модернизацию антропологической системы православия в советском обществе за период с конца 50-х по 80-е годы, а также исследовали основные аспекты проблемы человека в вероучении православия в новый исторический период, начавшийся с 90-х годов. В содержательном плане нами были проанализированы традиционные аспекты православной антропологии, модернизированные варианты традиционных разделов учения о человеке, их взаимосвязь и взаимообусловленность, появившиеся новые варианты доказательства фундаментальных теологических положений на основе антропологии. В этих теориях находит выражение апологетическая тенденция современной православной антропологии. Кроме того, мы рассмотрели появление новых аспектов антропологического учения - социально-политических проблем, глобальных проблем современности, получивших название "православной глобалистики". Мы выяснили антропологические аспекты мирологии, экологии, широко разрабатываемые современными православными теологами в аспекте христианского гуманизма. Постановка и анализ этих проблем охарактеризованы как гуманистическая тенденция в русском православии. Эти проблемы являются основой диалога между церковью и миром, между различными христианскими направлениями.

По итогам диссертационного исследования сделаны следующие выводы:

1. Анализ исторических этапов эволюции православного учения о человеке позволяет сделать вывод о том, что формирование антропологического компонента православного вероучения происходило как ответ на те или иные исторические задачи. При этом, проблема человека выступала в качестве ключевой, так как на ее основе складывались теологические представления о грехопадении, о спасении, об устройстве церкви и т.д.

2. Человеческий компонент в системе православной теологии - наиболее подвижная, легкоизменяемая и приспосабливаемая к современности часть учения, следовательно, антропология выполняет функцию защиты и стабилизации религии в данных исторических условиях.

3. Исторически православная антропология выступала и сейчас выступает как выражение сущностной характеристики православия, являясь способом выявления конфессиональной специфики вероучения и собственной идентификации в унификационных процессах (например, в XVII веке - наступление католицизма, в XVIII веке - протестантские влияния).

4. Современная православная антропология может рассматриваться как интегративная теория, связывающая фундаментальные (традиционные) аспекты вероучения и современные социально-политические проблемы.

5. Современная православная антропология разрабатывается в русле учения о социальной активности христиан, тем самым, традиционные аспекты православной догматики оказываются приближенными к уровню современных представлений о мире.

6. Выделяется две взаимосвязанные между собой функции православной антропологии: гуманистическая и апологетическая, которые позволяют обеспечить

135

 

Список научной литературыГайдаш, Ольга Николаевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абеле М. Политическая антропология: новые задачи, новые цели // Междунар. журн. социальных наук. 1998. - №20. - С. 29 - 44.

2. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии -IV первая половина XVII в. М.: Наука, 1984. - С. 42 - 77.

3. Андреев М.В. Марксисты и христиане: диалог. М.: Библиотека атеиста, 1983. -64 с.

4. Антология мировой философии. Т. 1, ч.1., М.: Мысль, 1969. 576 с.

5. Антонович И.И. Современная "философская антропология.": Критический очерк. Минск: 1970. - 258 с.

6. Аринин Е.И. Религия и экология: глубокое проникновение // Экология человека. 1994. - № 1. - С. 66 - 70

7. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII в.- М.: Изд во Моск. ун-та.: 1986. -120 с.

8. Борзенков В.Г., Фролов И.Т. Познание человека: комплексный подход // Свободная мысль. 1998. - № 5. - С. 105 -114.

9. Борзенков В.Г., Юдин Б.Г. О методологических основаниях комплексного изучения человека //Вестн. Рос. гуманит. научн. фонда. 1997. - № 3. - С. 17 -24.

10. Борзенко В.И. Религия в посткоммунистической России: новая еванге-лизация 1000 лет спустя (По материалам социологических исслед.) // Тр. Интер центра (Междисциплинар. акад. центр, социол. наук. 1994. - С. 230 - 235.

11. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII XVIII вв. -М.: Изд -во МГУ, 1988. - 199 с.

12. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм // Социал. гуманит. знания. - 1999. -№1. - С. 135- 149.

13. Воронкова Jl.П. Критика философской догматики православия. М.: "Знание", 1984.-63 с.

14. Вопросы теологии и философии в сочинениях Григория Нисского (ок. 335 ок. 394 гг.). - Материалы Международного совещания. - Шеветонь (Бельгия): 1969.-62 с.

15. Вяткина O.A., Емельянов Б.В. Критика "Науки о человеке" В.И. Несме-лова // Историко-философские исследования. Проблема человека в буржуазной философии. Вып. 4. Свердловск. - 1977. - С. 73 - 81.

16. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия IX .XIX вв. - М.: Просвещение, 1998. - 156 с.

17. Гомоляко Г.Н. Критика православной концепции личности. Автореферат канд. дисс., Киев, 1971. 24 с.

18. Гончаров И.А. Антропологические характеристики в историко-философском исследовании // Человек: многомерность дискурсивных практик. -Сыктывкар. 1998. - С. 52 - 56.

19. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20 80-е гг. XX ст.).-М.: "Знание", 1984.-64 с.

20. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. М.: "Знание", 1972. - 200 с.

21. Гордиенко Н.С. Современное русское православие и экуменизм. Л.: Лениздат, 1984. - 302 с.

22. Гордиенко Н.С., Носович В.И., Харакоркин Л.Р. Современное православие и его идеология. М.: Изд - во АН СССР, 1980. - 208 с.

23. Григорьян Б.Т. На путях философского познания человека // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. - С. 5 - 70.

24. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.: "Мысль", 1982. - 36 с.

25. Горский B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI в начала 12 в. - Киев: Наукова думка, 1988. -215 с.

26. Гришанов Л.К. Атеизм как утверждение бытия человека. Кишинев, "Штиница", 1973. - 166 с.

27. Громов М.Н. , Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. -М.: Изд во МГУ, 1990. - 288 с.

28. Гуревич П.С. Гуманизма и вера ( Дискуссионные вопросы взаимоотношений современного религиозного сознания и светской гуманистической традиции).- М.: "Знание", 1990. 63 с.

29. Гуревич П.С., Степин B.C. Философская антропология: Очерк истории // Философские исследования. 1994. - № 1. - С. 114 -129.

30. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально- психологический анализ). Воронеж: Изд - во Воронежского ун - та: 1984. - 184 с.

31. Добрускин М.Е. Религия и атеизм в европейских социалистических странах. М.: Наука, 1986. - 186 с.

32. Добрынин Г.П. Институт русской православной церкви в условиях социалистического общества (Философско-социологический анализ). Автореферат. канд. дисс. - М.: 1978. - 22 с.

33. Доля В.Е. Критика теологического понимания свободы. Львов: "Вища школа", 1973.-217 с.

34. Духовность России: традиции и современное состояние. М.: Наука, 1994. -135 с.

35. Егорова В.И. Несостоятельность богословских попыток приспособить к современности христианское учение о личности // Проблемы личности в религии и атеизме. М.: 1969. С. 174 - 185.

36. Емельянов Б.В., Круткина В.Л. "Философия жизни" и "мистический эмпиризм" Н.Лосского // Историко-философские исследования. Критика антропологических концепций.- вып. 3.- Свердловск. 1976. - С. 78 - 88.

37. Ершов Ю.Г. Человек. Социум. История (социально-философские проблемы). М.: «Знание», 1990. - 210 с.

38. Жеребилов Г.Ю. Определение человека. Метаморфозы сознания и поиск путей // Полигнозис. 1998. - №1. - С. 48 -58.

39. Заглада A.A. Методологические аспекты критики современного православия // Вопросы атеизма,- Киев. 1986. - Вып. 22. - С. 51 - 58.

40. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI- XVI вв.) -Л.: Наука, 1987.-247 с.

41. Зубов A.A. Русская Православная Церковь в посттоталитарном пространстве // Континент. 1995. - № 85. - С. 243 - 260.

42. История Византии.- М.: Наука, 1967, т. 1. 523 с.

43. История Византии,- М.: Наука, 1967, т. 2. 471 с.

44. История Византии,- М.: Наука, 1971, т. 3. 507 с.

45. Каариайнен К., Фурман Т.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997. - № 6. - С. 35 - 52,

46. Каариайнен К., Фурман Т.Е. Люди на тающей льдинке (Ценностные ориентации религиозной элиты России) // Вопросы философии. 1999. - № 1. - С. 27 - 39.

47. Калинин Ю.А. Критика философского обоснования мировоззренческих основ православия // Вопросы атеизма.- Вып. 22. Киев. - 1986. - С. 58 - 64.

48. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельность человека. (Критика религиозно-идеалистических концепций). Л.: 1975. - 285 с.

49. Карпова Н.Л. Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни: (По материалам одноим. IV симпоз., Москва, апр. 1998) // Психол. журн. 1999. - Т. 20, №1. - С. 135 -138.

50. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Nota bene, 1998. -423 с.

51. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско религиозная антропология. - М.: Наука, 1985. -143 с.

52. Копаница М.М. Особенности современной социальной концепции русского православия.- Киев.: "Знание", 1979.-48 с.

53. Копаница М.М. Критика концепции "коммунистического христианства" современного русского православия. Харьков: Вища школа, Изд - во Харьковского ун - та, 1974. - 145 с.

54. Короткое Н.Д. Социальный аспект проблемы человека в религиозной философии. Киев: Наукова думка, 1978. - 294 с.

55. Костюк К.Н. Русская Православная Церковь в гражданском обществе // Социально-политический журнал (Соц.- гум. знания). М.: 1998. - С. 133 -145.

56. Краснопольская М.Л. Критика попыток модернизации православного учения о человеке. Автореферат канд. дисс. М.: 1971. - 21 с.

57. Краснопольская М.Л. Религиозное учение о человеке В.И. Несмелова и его связь с современной религиозной антропологией II Проблемы личности в религии и атеизме.- М.: Изд во МГУ, 1969. - С. 154 -155.

58. Крахмальникова 3. Да, у русского православия есть будущее: (в связи со статьей С. Лезова "Есть ли у русского православия будущее?" Очерки современного православного либерализма в журнале "Знамя", 1994, № 3 // Знамя. -1994.-№9.-С. 202-208.

59. Криштопа С.И., Криштопа В.И. Атеистическая направленность нравственных ценностей социалистического общества (социологический анализ). Киев: Наукова думка, 1987. - 175 с.

60. Критика философской апологии религии. Киев: Наукова думка, 1985. - 288 с.

61. Критический анализ понимания общества в православии. Казань: Изд - во Казанского ун - та, 1985. - 94 с.

62. Крянев Ю.В. Практическая и теологическая подготовка христианского экуменизма // Вопросы научного атеизма. Вып. 7. - М. - 1969. - С. 277 - 309.

63. Культура Византии, IV первая половина XVII в. - М.: Наука, 1984. - 725с.

64. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия // Наука и религия. № 3. - 1969. - С. 35 - 39, № 4. - С. 48 - 52, № 6. - С. 39 - 44.

65. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М.: Мысль, 1971.-127 с.

66. Курочкин П.К. К оценке процесса модернизации религии в современных условиях. М.: Мысль, 1971. - 89 с.

67. Кырлежев А. К "вопросу" о нравственном оздоровлении общества и привлечении для этого Бога // Континент. 1995. - 85. - С. 263 - 277.

68. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поиска самоутверждения к поискам смысла // Психол. журн. 1999. - Т. 20, №3. - С. 18-58.

69. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. -1994.-№6.-С. 22-28.

70. Лезов С. Есть ли у русского православия будущее?: Очерки современного православного либерализма // Знамя. 1994. - № 3.- С. 171 - 200.

71. Липшиц Е.Э. Очерки истории Византийского общества и культуры. 8 -первая половина 9 в. М. - Л.: Изд - во АН СССР Ленинград Отд., 1961.- 482 с.

72. Лисичкин В.М. Идеология и политика современного русского православия. Минск: Беларусь, 1984. - 80 с.

73. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. -431 с.

74. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т. 42: С. 11 174.

75. Маркс К. Передовица в № 179 "Kolnische Zeitung" II Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т. 1: С. 93-113.

76. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т. 4: С. 419 459.

77. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV- XV вв. Л.: Наука (Ленинград.Отд.), 1976. -255 с.

78. Медведев М.И. Человек и его отражение в религии,- Минск: Изд во Б ГУ, 1983. - 166 с.

79. Мееровский Б.В., Никонов К.И. В поисках "антропологических констант" религии // Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. М.: Философ. Об - во СССР, 1988. - С. 18 - 26.

80. Митрохин Д.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социологические исследования . 1995. - №11. - С. 79 - 81.

81. Моисеев H.H. Мир XXI века и христианская традиция // Вопросы философии. -1993. № 8. - С. 3 -14.

82. Моисеева А.П. Идейные истоки модернизма современного православия. -Томск: Изд-во Томского ун та, 1984. -151 с.

83. Молоков В.А. Философия современного православия.(Критический очерк). Минск: 1968. - 238 с.

84. Моркунене Ю. Проблема построения понятийного аппарата теории гуманизма II Научные знания: системный аспект. Вильнюс: 1985.- С. 49- 61.

85. Некоторые проблемы диалога коммунистов и христиан. М.: 1987, Институт международного рабочего движения. - 75 с.

86. Никитина А.Г. Политизация религии //Вопросы философии . 1994. -№ 3. -С. 173-180.

87. Неретина С.С. Синергические проблемы аскетизма и мистики в православии II Вопросы философии. 1997. - № 4. - С. 162 - 170.

88. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 190 с.

89. Никонов К.И. Религиозная концепция человека в современной борьбе идей. М.: Знание, 1986. - 61 с.

90. Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии. М.: Знание, 1979.-64 с.

91. Никонов К.И. Современная христианская антропология. /Опыт фило-софско-критического анализа. М.: Изд - во МГУ, 1983. - 187 с.

92. Никонов К.И. Кризис религии и антропологическая модернизация христианского богословия // Актуальные проблемы теории и практики научного атеизсма. М.: "Мысль", 1985. - 64 с.

93. Ничик В.М. Из истории отечественной философии конца 17 начала 18 в.-Киев: Наукова думка, 1979. - 298 с.

94. Ничик В.М. Феофан Прокопович. М.: Мысль, 1977. - 192 с.

95. Новиков М.П. Православие и современность,- М.: Изд во МГУ,1965.258 с.

96. Новиков М.П. Новые тенденции в идеологии и деятельности православия. -М.: "Знание", 1971.-32 с.

97. Новиков М.П. Тупики православного модернизма. (Критический анализ богословия XX века). М.: Политиздат, 1979. - 167 с.

98. Оконская Н.Б. Философская антропология: концепция и проблемы // Вестник Моск. Гос. Ун-та. Сер. 7, Философия. -1992. - №5 - С. 16-24.

99. Орлов А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа: российский вариант // Вопросы психологии. -1999. №2. - С. 87 - 90.

100. Пивоваров Д.В. Религия: сущность и обновление//Философ, науки. -1992. -№ 2. С .62-73.

101. Писманик М.Г. Личность и религия,- М.: Наука, 1976. -150 с.

102. Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. -М.: 1984,- 204 с.

103. Подоляк В.А. Модернизация христианской идеологии как проявление кризиса религии. Киев: Высшая школа, 1979. -144 с.

104. Полосин В.Н. Свободна ли наша церковь?: государство и религиозные обновления в современной России //Наука и религия. -1992. № 8. - С. 2 - 3.

105. Попов A.C. Новые аспекты богословской трактовки взаимоотношения человека с природой // Вопросы научного атеизма. -1980. №26. - С. 47 - 58.

106. Попов Л.В. Сумерки атеизма? // Свободная мысль.- 1992. № 6. - С.95. 96.

107. Попова Л.В., Дьяков Г.К. Идентификация как механизма общения и развития личности. М.: Наука, 1988. - 123 с.

108. Православие в России. М.: Институт Наследия, 1995. -141 с.

109. Православие в русской культуре: Сбор, трудов. Русского историко-культ. об ва. - СПб.: Вести, 1998. - 154 с.

110. Православие и современность {философско-социологический анализ). -Киев: Наукова думка, 1988. 336 с.

111. Ребкало В.А. Традиционализм и модернизм в современной православной богословской концепции человека. Автореферат . канд. дисс.- Киев. 1979. -24 с.

112. Религия и политика в посткоммунистической России: Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. -1992. № 7. - С. 6 - 33.

113. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: 1998. - 292 с.

114. Рунева Т.А., Колосницын В.И. Проблемы антропологии в христианской теологии периода ее становления // Историко-философские исследования: проблема человека в домарксистской философии. Вып. 5, Свердловск: Изд во

115. Уральского ун та, 1978. - С. 48 - 58.

116. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

117. Русская философия второй половины XVIII века. Свердловск: Изд-во Уральского Ун-та, 1990. - 220 с.

118. Русские философы: конец XIX середина XX века. - М.: Просвещение, 1993.-282 с.

119. Свобода совести, религия, право (материалы "круглого стола") II Вопросы философии. 1994. - № 12. - С. 6 - 28.

120. Серебряков Ф.Ф. Христианская антропология и православная концепция христианского служения. // Зрелый социализм: содержание, развитие, проблемы. Казань: 1982. - № 2. - С. 24 - 28.

121. Скворцов Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины -М.".Политиздат, 1989.-321 с.

122. Слободянюк С.С. Личность как ценность. М.: Мысль, 1971. - 128 с.

123. Социальные идеи христианства в XX веке: сборник обзоров. М.: ИНИОН, 1989. - 114 с.

124. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: "Высшая школа", 1992. - 192 с.

125. Тишков В. Антропология российских трансформаций // Общество и экономика. 1999. - №3-4. - С. 39 - 61.

126. Угринович Д.М. Марксизм и христианство // Вопросы философии. -1958. -№2. С. 155- 157.

127. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. - 270 с.

128. Филатова П.И. Проблемы человека в современном православии. Автореферат канд. дисс., М.: 1973. - 21 с.

129. Философская антропология и философия культуры // В сб. XXI век: будущее России в философском измерении. Т. 3, Ч. 2. Екатеринбург: Издат.

130. Уральск. Ун та, 1999. - 213 с.

131. Фокина Л.А. Критический анализ православной антропологии В.И. Не-смелова // Социально-философские аспекты критики религии. Критика модернизации догматических основ христианских конфессий. Л.: 1983. - С. 50 - 65.

132. Фокина Л.А. Критический анализ некоторых особенностей православной антропологии в период развития капитализма в России //Социально-философские аспекты критики религии. Л.: Изд-ние ГМИРиА, 1986. - С. 20 - 38.

133. Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии // Вопросы философии. -1995. №9. - С. 27 - 48.

134. Человек: философские аспекты сознания и деятельности. М.: Просвещение, 1992. -187 с.

135. Человеческий потенциал как исследовательская проблема // Вестн. РАН. М. - 1998. - Т. 68, №11.- С. 985 - 989.

136. Чертков А.Б. Раннехристианская философия и ее современная православная интерпретация. Автореферат. канд. дисс. М.: 1971. 21 с.

137. Чуковенков Ю.А. Предмет, структура и метод православной антропологии. (критический анализ) // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. - 1988. - С. 252 -270.

138. Чуева И.П. Проблема человека в современном православии. Л.: Знание, 1980. - 129 с.I

139. Шапошников Л.Е. Православный модернизм о движущих силах социального процесса. М.: Знание, 1988. - 63 с.

140. Шепеля Л.П. Критический анализ христианского учения о самосовершенствовании //Актуальные вопросы научного атеизма. Вып. 3, М.: 1978. С. 130 -135.

141. Энгельс Ф. Книга откровения II Маркс К, Энгельс Ф. Соч., Т. 21: С. 7

142. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К, Энгельс Ф. Соч., Т. 21: С. 269 317.

143. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство // Маркс К, Энгельс Ф. Соч., Т.19: С. 306-314.1. Богословская литература.

144. Антоний (Митрополит Сурожский) "Мы должны нести в мир не только веру в Бога, но и в Человека .": С митр. Антонием Сурожским беседует М.Эпштейн // Лит. обозрение. -1991 №2,- С.67 - 70.

145. Антоний, митрополит Сурожский У нас есть что сказать о человеке // Народное образование. 1993. - № 4. - С. 50 - 54.

146. Архимандрит Амвросий (Юрасов) Православие и протестантизм: (сопоставительный богословский анализ). Иваново: 1994. - 143 с.

147. Арсеньев Н.С. О литургии и таинстве евхаристии. Париж: YMCA PRESS, б/г: 59 с.

148. Арсеньев Н.С. Единый поток жизни: (к проблеме единства христиан). -Брюссель: Изд во "Жизнь с богом", 1993. - 308 с.

149. Архимандрит Илларион. Краеугольный камень Церкви. Сб. Статей в память столетия Московской духовной академии (1814 1914). - Сергиев Посад: 1915. - т. 1, 241 с.

150. Богословские труды. Сб. № 3 30. - М.: Издание Московской Патриархии, 1953 -1998.

151. Богословские труды. Сборник, посвященный Ленинградской Духовной Академии. М.: Изд. Московской Патриархии, 1986, 250 с.

152. Игумен Вениамин (Новик) О православном миропонимании (онтологический аспект) I/ Вопросы философии. -1993. № 4. - С. 120 - 127.

153. Василий Великий. Творения. Изд. Третье. М.: 1891. Ч. 1. 334 е., Ч. 2. -360 с.,Ч. 3.-403 с.

154. Введенский A.K. К вопросу о методологической реформе православной догматики // Богословский вестник. Т. 11. - июнь 1901. - С. 179 - 208.

155. Введенский А.К. О закономерности в истории естественных религий II Богословский вестник, Т. 2. май 1901. - С. 31 - 75.

156. Верховской С. Православие и современность // Православие в жизни. -Нью Йорк, 1953. - С. 112 - 148.

157. Верховской С. Христос // Православие в жизни. Нью - Йорк, 1953. -С.74- 92.

158. Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения. Изд-ние третье. М.: 1889, Ч. 1. 257 е., Ч. 2. - 254 е., Ч. 5. - 333 с.

159. Григорий, Епископ Нисский. Творения. Ч.1.- М.: 1861, 469 е., Ч. 4. М.: 1862, 398 с.

160. Живое предание: православие в современности. М.: Свято -Филаретовская высшая православная христианская школа, 1997. - 226 с.

161. Журнал Московской Патриархии 1950 1999 гг. - М.: Изд - ние Московской Патриархии.

162. Зеньковский В.В. Основы Христианской философии. Т. 2. Христианское учение о мире. Париж: YMCA PRESS, 1964. - 186 с.

163. Зеньковский В.В. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в. -Wilhelm Fink Verlag, Munhen, 1970. 240 с.

164. Зеньковский B.B. Принципы православной антропологии //Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: "Столица", 1991. - С. 115 -148.

165. Зеньковский В.В. История русской философии. Ленинград: "Эго", 1991. -Т. 1, Ч. 1. - 221 е., Т. 1, Ч. 2. - 280 е., Т. 2, Ч. 1. - 255 е., Т. 2, Ч. 2. - 269 с.

166. Зеньковский В.В. Единство личности: проблема перевоплощения // Человек. 1993. - № 4. - С. 76 - 89.

167. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж:

168. YMCA PRESS, 1991. - 368 с.

169. Иеромонах Иоанн (Кологривов) Очерки по истории Русской Святости. -Брюссель: "Жизнь с Богом", 1961. 415 с.

170. Иоанн Златоуст. Творения. Спб., 1899. Кн. 1. Изд - ние 2. - 520 с. Кн. 2. -979 с.

171. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. (Раскрытие православия в их творениях) Париж: YMCA - PRESS, б/г. - 269 с.

172. Карташов A.B. Воссоздание Святой Руси. М.: "Столица", 1991. - 252 с.

173. Карташев A.B. Очерки по Истории Русской Церкви. Париж: YMCA -PRESS, 1959, Т. 1. - 685 е., Т. 2. - 569 с.

174. Карташев A.B. Русское христианство (публ. ст. рус. философа) // Се-вер.-1992. №9. - С. 141 - 150.

175. Киприан, архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. Диссертация на степень доктора церковных наук. Православный богословский институт в Париже: YMCA - PRESS, 1950. - 472 с.

176. Кирилл Александрийский. М.: Типография М.Г. Волчанинова, Т. 53., Ч. 4. - 420 е., 1886; Т. 54., Ч. 5. - 326 е., 1887.

177. Кирилл (митрополит Смоленский и Вяземский). Обновление человечества, единство церкви и новое мышление /I Эпоха: филос. вестн. -1991. № 0. - С. 91 -105.

178. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви // В кн. Мистическое богословие. Киев: "Путь к истине", 1991. С. 95 - 260.

179. Лосский В.Н. Догматическое богословие // В кн. Мистическое богословие. Киев: "Путь к истине", 1991. С. 261 - 336.

180. Лосский В.Н. Святой Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, № 61, 1968, с. 57-68.

181. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. -М.: Путь, 1997.-248 с.

182. Московский церковный вестник. 1986 - 1999. - М.: Изд - ние Московской Патриархии.

183. Московская Духовная Академия, 300 лет (1685-1985). Богословские труды Юбилейный сборник. М.: 1987. - 63 с.

184. Несмелое В.И. Наука о человеке: В 2 х т. Т.1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. - Казань: 1905. - 418 с; Т. 2. Метафизика жизни и христианское откровение. - 1906. - 438 с.

185. Николаев К.Н. Восточный обряд. Париж: YMCA -PRESS, 1950. - 335 с.

186. Павел Map Григорий. Традиция универсальна // Литературная газета от 13 апреля 1988 г.

187. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Слова. Речи. Послания. Обращения. М.: Изд ние Моск. Патриархии, 1986. - 488 с.

188. Попов И.В. Идея обожения в Древне-Восточной Церкви.-М.: 1909.- 158с.

189. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения церквей -1054 г.). Брюссель: Изд - во "Жизнь с Богом", 1964. - 614 с.

190. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. Учебн. Пособие. Библейско Богосл. Инт - т Св. Андрея. - М.: 1996. - 408 с.

191. Православие в жизни. Сб. статей под ред. С. Верховского. Нью-Йорк, Изд - во имени Чехова, 1953, 411 с.

192. Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Вып. 1 -14. Париж: YMCA PRESS, 1928 - 1971.

193. Русская Православная Церковь 998 1988. - Очерки истории 1917 -1988 гг. Вып. 2. - М.: Изд - ние Московской Патриархии, 1988. - 112 с.

194. Регельсон Л. Трагедия русской церкви 1917 1945. Париж: YMCA-PRESS, 1977.-625 с.

195. Светлов Т.Я. Опыт апологетического изложения православного христианского вероучения. Киев: 1899, ч. 6. - 402 с.

196. Светлов Э. Истоки религии. Брюссель: 1970, - 415 с.

197. Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика // Православная мысль. Париж. - № 3. - С. 171 -195.

198. Тареев М.М. Христианское мировоззрение. Основы христианства. Система религиозной мысли: В 5 т. Т Т. 1 4. Христианская свобода. - Сергиев Посад: 1908. - 423с., т. 5. Религиозная жизнь. - Сергиев Посад: 1910. - 282 с.

199. Тареев М.М. Новое богословие // Богословский вестник. М.: 1917, Т. 11. -С. 3-53.

200. Трубецкой Е. Смысл жизни. Париж: Изд - во Лев, 1979. - 281 с.

201. Федотов Г.П. Святые Древней Руси (X-XVII ст.) Нью - Йорк: 1959.423с.

202. Федотов Г.П. Национальное и вселенское // В сб. О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - С. 444 - 449.

203. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // В сб. О России и русской философской культуре.- М.: Наука, 1990. С. 450 - 462.

204. Флоровский Г.В. Византийские Отцы V-VIII. Из чтений в Православном богословском институте в Париже. Париж: 1933. - 260 с.

205. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж: 1981. - 601 с.

206. Флоровский Г.В. Об участии православных в экуменическом движении //Мъра. -1994. № 2. - С. 6 - 13.

207. Флоровский Г.В. Тварь и тварность // Православная мысль. Париж. -1928. - № 1.-С. 176-212.

208. Шмеман А., протоиерей. Евхаристия. Таинство Царства. Париж: