автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философския радикальной теологии Т. Альтицера
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философския радикальной теологии Т. Альтицера"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЖЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
Спепиализировшшый совет Д 053.05.64/ по философским наукам
На правах рукописи
СЕЛИВАНОВ Юрий Руфкнович ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛЬНОЙ ТЕ0Л01Ш Т.АЛЬТИЦЕРА (Специальность 09.00.03.- история философии)
Автореферат диссертапии на соискшще ученой степени кандидата философских наук
Москва - 1991 г.
Работа выполнена на кафедре истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
Научный руководитель - доктор философских наук,профессор
лАРШСлИЙ Анюр Мусеевич Официальные оппоненты: доктор философских наук, ведущий
научный сотрудник ШИНА Нина Степановна - кандидат философских наук, допент КРАСНИКОВ Александр Николаевич Ведущая организация - 2-ой Медицинский государственный институт им. Н.И.Пирогова, кафедра философии Защита состоится 1991 г. в 15 часов
на заседании Специализированного совета / К 053.05.64 / по философским наукам при Московском государственном университета им. М.В.Ломоносова / Москва, Ленинские горн, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, П-й этаж, зуд. 1157/.
С диссертацией можно ознакомится в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова.
Автореферат разослан
ЛыиУ 1991 г>
Ученый секретарь Спегиялизированиого совета
>16 г.г.
ОЕЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертация посвящена философским взгляда!.! видного представителя современной протестантской теологии США Томаса Джонатана Джексона Альтицера {р. 1927).
Актуальность исследования определяется несколькими обстоятельствами. Эволюция религиозной философии составляет неотъемлемую и специфическую часть историко-философского процесса. В рамках религиозной философии могут разрабатываться различные философские направления. Наряду с философской разносторонностью религиозной мысли присуща идеологическая.подвижность. Религиозно-философские учеша способны содействовать как революционным преобразованиям в обществе в в мировоззре-1ши, так и упрочению традиционных общественных и духовных
устоев. Актуальность исследования религиозной философии об-
•
уславливается также сложностью её теоретического содержания, недостаточно изученного советской историко-философской наукой.
Философские проблемы, которые ставятся в теологии, так или иначе замыкаются на понятии бога, но благодаря фундаментальности и универсальности этого понятия теологические конгепшш способны охватывать широкий круг мировоззренческих вопросов : онтологических, гносеологических, этических, философско-исторических. Теологию можно рассматривать как ядро религиозной философии, опирающейся на теистическую религиозность. Такое положение теологии позволяет ей • проникать' в различные области культуры ; искусство,
политику, науку, мораль.
В IX веке деятельность христианских теологов оставила заметный след в духовной жизни Запада вообще и в западной философии в частности. Имена К.Барта, П.Тиллиха, Р.Нибура, П.Тейя-ра де Шардена с полным право-прописались" в философских словарях и на страницах историко-философских исследований. Обращая внимание на значительную активность теологов в разработке вопросов философии, Л.Н.Митрохин в статье, затрагивающей актуальные проблемы советской философской науки, сделал вывод, что "профессиональный анализ теологических концепций лежит на магистральных путях развития современного философского знания, и без них оно останется заведомо, обедненным и односторонним".*
Ведущие позипии в протестантской теологии первой половины XX века занимало неоортодоксальное'течение (теология кризиса), близкое в области философии к .зкзистенпиализму (К.Барт, П.Тилли*, Р.Бультман). Во второй половине XX века ему на смену приходят теологические течения с новыми философскими ориентация-ми. Ьто теология процесса, разрабатываемая в русле идей-философов А.Н.Уайтхеда и Ч.Хартсхорна, лингвистико-аналитическая религиозная апологетика, а также радикальная теология, которая характеризуется решительной критикой традиционного теизма и опирается на эклектичную философскую базу. Радикальная теология получила распространение в ряде протестантских стран. Наибольшую известность и влияние радикальные теологические концепции приобрели в США, где их становление совпало с развертыванием социально-политических и контркультурных движений середины 60-х годов.
\ Ыитрохин 1.Н. Философы и религия // Вопросы философии. -№9. - - С.32.
Одним из признанных лидеров американской радикальной теологии является Томас Альтиттер. В начале 60-х годов он пришел к выводу, что теоретический кризис, который теизм переживает уже длительное время,- свидетельствует о том, что бог христиан "умер". Альтицер, однако, не считает, что наступление "смерти бога" означает уничтожение христианства и теологии. С его точки зрения, "смерть бога" требует от христианства разрыва с теизмом и создания теологии с новыми философскими основаниями и с новым взглядом на истину христианского учения. Поскольку Аль-тгоер питался построить христианскую теологию, исходя из идеи "смерти бога", в литературе за его конгепгией закрепилось название геологии "смерти йога" или "христианского атеизма" (по названию самой известной работы теолога - "Бвангелие христианского атеизма"(1966)). Исследование философского содержания кониепшш Альтшера раскрывает современное состояние философских проблем христианской теологии и расширяет представлешю о её теоретических возможностях.
Состояние научной разработки проблемы. Проблема взаимоотношений теологии и философии лежит на пересечении предметных областей двух дисшшлин - религиоведения и истории философии. По этой причине изучение данного вопроса ведется по двум направлениям, и существующую литературу' можно разделить, соответственно, на религиоведческую и историко-философскую. Теология "смерти бога" Альтицера часто упоминается в религиоведческой литературе как одно из наиболее интересных идейных течений в современной протестантской теологии, но предметом спепиалыю-го рассмотрения эта конгеггтия стала лишь в работах
В.И.Добренькова*. В них освещаются работы Альтипера 60-х годов, которые составили, несомненно, самый яркий период в творчестве этого мыслителя. Добреньков отмечает, что Альтицер является наиболее последовательным из радикальных теологов того времени. Вместе с тем,.он высказывает мнение, что концепция "христианского атеизма" не является атеизмом в подлинном смысле слова и представляет собой не отказ от идеи бога, а переход от потустороннего бога к 6oiy пантеистическому. Исследователь выделяет в радикальной теологии тенденцию к разрыву с религией и сближению с философией,.что в конечном итоге ведет к слиянию теологии с идеалистической философией. Им положительно оценивается критика теологом-модернистом религии, а также альтицеровский призыв к активному участию христиан в жизни мира.
Изучение современных теологических концепций с позиций истории философии как одно из направлений исследования философской мысли Запада получило значительное развитие в последнее * десятилетие. Альтиперовская теология нашла отражение в книге Н.С.Юлиной "Теология и философия в религиозной мысли США XX века . В ней рассматриваются взгляды Альтицера, выдвинутые им в
* См. Добреньков В.И. Критический анализ авангардистских тенденций в современной протестантской идеологии. М.,1975; Добреньков В.И. Модернизация идеи dora в современной религии. М.,1978; Добреньков В.И. Совреызшшй протестантский теологический модернизм в США. М.,1980.
о
См. Юдина Н.С. Теология и философия в религиозной мысли США XX века. М.,1966. - C.I4I-I56.
начале 80-х годов в русле нового модернистского течения в американской протестантской теологии - так называемой теологии "смерти теологии". Автор отмечает идейную преемственность между этим течением и теологией "смерти бога", подчеркивает ведущую роль Альтиыера в становлении теологии "смерти теологии". Особое внимание обращается на связь философской активности модернистской теологии с положением в современной американской философии.
В советской философской литературе альтиоеровская кошеп-ггия представлена как заметное явление в духовной жизни Америки 60-х - 80-х годов, имеющее непосредственную связь с развитием американской философской мысли. Это позволяет заключить, что вполне назрела постановка вопроса о теологии Альтипера как предмете специального историко-философского исследования. Работы Добренькова В.И. и Юлшой Н.С. послужили исходным толчком для данного исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы осмыслить теологию Альтицера как философское явление. Эта пель предполагает, что в ходе исследования альтше-ровской конгептош предстоит:
- определить основные этапы её развития и рассмотреть идейное содержание каждого этапа;
- определить философские- и теологические источники этой кошеппии;
- выявить идеологическую направленность радикальной тео- ' логин и её с ".язь с. общественной и духовной обстановкой в США;
- выделить стержневую философскую проблематику, разраба-тыяаемую Альткиером, п критически проанализировать предлагаемый им способ решения этих вопросов.
Научная новизна исследования .В работе впервые дается цело-' стныЯ историко-философский анализ радикальной теологии Альтше-ра, охватывающий период с начала 60-х до начала 80-х годов; разбираются произведения Альтипера 70-х годов, ранее в советской литературе не рассматривавшиеся; освещаются философские истоки теологии Альтипера; устанавливается связь между догматическими положениями и философскими принципами радикальной теологии.
Методологическими основаниями исследования являются марксистско-ленинская теория историко-философского процесса, работы советских историков философии, посвященные изучению религиозной философии и теологии. В работе были учтены также отдельные методологические приемы, используемые зарубежными исследователями.
Научно-практическая значимость исследования. Материал данного исследования может быть использован в дальнейшей работе по изучению современной философской мысли Запада и взаимоотношений философии и теологии, а также при подготовке курсов лекций по. философским специальностям в-вузах.
Структура исследования определяется объемом и содержанием исследуемого материала. Работа состоит из введения, трёх глав, ' заключения и списка литературы. В первых двух главах рассматривается теология "смерти бога" Альтипера, третья глава посвящена последующему развитию его радикальной теологии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЛБСШ
Во введении определяются актуальность теш диссертации, • степень разработанности этой темы, научная новизна, цель, задачи и методологические основания исследования.
В первой главе "Общие черты и особенности теологии Альтипера с точки зрения истории философии", состоящей из трёх
параграфов, альтшеровская концепция рассматривается в целом, выявляются её существенные характеристики. В начале первого параграфа - "Радикальная теология Альтиттера как явление культуры" - кратко излагается история теологии "смерти бога" как особого направления в американской протестантской геологии второй половины XX века. Оно составляет крайнее течение в широком движении в теологии, получившем в литературе название радикальной теологии. Среди представителей радикальной теологии можно назвать Г.Кокса, П.Ван Бурена, У.Гамильтона, У.Малларца, М.Кауфмана, Р.Рубинстайна (США), Д.Зелле, Ю.Мольтмана, К.Ранера (ФРГ), Р.Смита, Дж.Робинсона (Великобритания).
Углубляющаяся секуляризация общественной жизни, научно-техническая революция, возрастание роли пауки в обществе, урбанизация, распространение массовых общественных и политических движений - все эти процессы в капиталистическом обществе второй половины XX века ослабили влияние религии на людей. Это подтолкнуло теологов к поискам более гибких и изощренных способов теоретического обоснования религии. Стремление религиозных мыслителей сохранить лояльность по отношению к современной культуре вылилось в движете радикальной теологии. При всем разнообразии точек зрения радикальных теологов объединяет идея обновления теологии, преодоления изживших себя религиозных форм, пересмотра традиционных философских основ теологии.
В ряду радикальных теологичэских концепций теология "смерти бога" Альтицера - течение самостоятельное, творческое, впитавшее в себя многое из американской религиозной
традиции, которой присуща тесная связь религиозного и светского, разнообразие неортодоксальных теологических копивший, В значительной степени на возникновение теологии Альтицера повлияли события общественной кизни Америки середины 60-х годов, В этот период на смену конформизму и религиозному традиционализм 50-х годов приходят творческий поиск в культуре и общественная активность, у различных социальных групп усиливается желание перемен и готовность им содействовать. Этот дух преобразований создавал благоприятную почву для появления радикальных теологических коттеппий.
Самым непосредственным образом сказалась на характере альтицеровской теологии академическая обстановка, в которой теология теряет свои преимущественные права на истолкование религии и вынуждена стать в один ряд с другими дисциплинами, вследствие итого она находится под прямым воздействием всех областей знания и так или иначе уподобляется им. Верность традициям, авторитетам, вероисповедным доплатам отступает перед требованиями академической свободы и иелями образования.
Прогесс приспособления теологии к светской культуре сопряжен с разрушением традиционных связей теологии и церкви. Радикальная теология в своих крайних формах может совсем порвать с церковью, именно это произошло с теологией "смерти бога": церковного значения теологии для Альтипера не существует.
В заключение параграфа делается вывод, что разрушение традиционного положения теологии в культуре вызвало необходимость в пересмотре её философских основ.
Во втором параграфе -'■'Философские предпосылки и догматические положения'1-устанавливается, что альтииеровская теология основывается на четырех важнейших предпосылках. Во-первых, Аль-тицер, отрицая мировоззренческие выводы науки, признает её полную независимость от теологии и таким образом принимает позитивистский подход к истолкованию научного знания. Теолог последовательно разводит религию и науку, веру- и знание. Во-вторых, поскольку Альтипер - мыслитель, глубоко и искренне верующий,все его рассуждения и вывода, как бы они ни были последовательны и логичны, в конечном счете основываются на убежденности в истине христианской веры, на вере в особым образом погашаемое христианское Откровение. В-третьих, радикальная теология утверждает,что разделение реальности на священное и мирское не может быть преодолено путем отрицания мирского и восстановления священного в его первоначальной чистоте. Решение, которое предлагает Альтипер,выглядит так: священное как противоположность мирского должно самого себя подвергнуть отрипанию, как бы пойти на сближение с мирским и тем самым вывести его из состояния противоположности священному, в итоге священное преобразует мирское, и они вновь сольются в единое целое. Этот принцип совпадения противоположностей дополняется четвертой предпосылкой, в соответствии с которой реальность понимается развивающейся во времени, продвигающейся вперед к окончательному примирению священного и мирского.
Предпосылки альТЕперовской теологии определили её догматическое содержание. На первый план в христианстве теолог выдвигает два положения: о грехопадении, и о Воплощении. Грехопадение есть не что иное, как символическая форма противоположности священного и мирского, иначе говоря, символическая форма
двух первцх предпосылок, взятых шесте. Доплат о Воплощении, понимаемом как продвижение священного в мирское, заключает в cede веру в Иисуса Христа, прингип совпадения священного и ■ мирского и принцип исторического развития. По мысли Альтицера, священное в ходе Воплощения переходит из формы Бога-отца в форму Иисуса Христа, поэтому представление о троичности бога отвергаете«. теологом как нехристианское. В этом Альтииер примыкает к древнейшей,. (антитринитарной традиции в христианстве, в работе сравнивается позиция теолога с антитринитарными взглядами раннехристианских еретиков Ноэта и Савеллия (Ш в.). Продвижение священного в мирское не ограничивается фигурой Иисуса Христа, и после его смерти на кресте продолжается,по Альтицеру, в форме "воплощенного Слова". Теолог не признает догматов о Воскресении триста и о его Вознесении на небо, так как они противоречат развитию священного и его продвижению вперед, в мирское Гораздо ближе по смыслу его концепции оказывается апокрифическое сказание о сошествии Христа после смерти в ад, это сказание рассматривается Альтииером как символическая форма концепции продвижения священного в мирское. Историческое пошлите ■ священного у Алътипера, как показывается в работе, является продолжением определенной традиции в христианской теологии.
I
Эта традиция представлена Монтаной (П в.), Иоахимом Флореким (II35-I202), У.Клейком (1757-1827) и другими христианскими мыслителями. Через У.Блейка эта традиция в виде идеи "Вечносуще-го Евангелия" переходит в альтицеровскую теологию. В заключение параграфа делается вывод, что теология Алътипера близка традиционным еретическим течениям в.христианстве и -что альти-церовскал догматика определяется философскими иредпосши:амл Копиетиш.
В третьем параграфе - "Философский смысл "смерти бога""-утверждается, что альтииеровское понимание "смерти бога" заключает в своей основе позитивистский подход к истолкованию научного знания. Теолог признает, что наука создает свой особый универсум, в котором все иные объяснения излишни и из-за своей бесполезности или несовместимости с наукой отвергаются. Это касается и объяснений, опирающихся на идею божественнол> вмешательства в мир, управления мира богом. Вместе с тем, по его мнению, паука сама по себе не может окончательно разрешить вопрос о боге. Исчезновение йога из мира, его "смерть" понимается Альтипером как результат действия самого бога -божественного воплощения в посюсторонней реальности. Образ "пустой транспендентности" истолковывается теологом как необходимое следствие "смерти бога".
В параграфе показано существенное отличие альтицеров-ской трактовки "смерти бога" от понимания "смерти бога" как исчезновения веры человека в бога, а также от представления об этом событии в атеистическом экзистенциализме. Особенность позиции теолога состоит, в том, что признавая "смерть бога", он отбрасывает тем самым и трансцендентность как таковую. Без потустороннего бога она не имеет для христианина больше смысла. "Смерть бога" Наступила в самом мире, и поэтому она не равнозначна.отсутствию или молчанию бога, бросившего свое творение на произвол судьбы. Отвергая все иные толкования "смерти бога", Альтгаер настаивает на том, что в его радикальной теологии говорится о "смерти бога" самого по себе.
В онтологическом плане уничтожение трансцендентности -этс важнейшее- следствие "смерти бога". В результате бог
больше не существует как Господь, Творец и Судья, то есть как бог в прямом смысле. Мир становится независимым от бога, лишается божественной поддержки и не может уже рассматриваться как освященное Создателем творение. Человек не противопоставляется 6017 и одновременно перестает быть образом и подобием бога, соответственно, он не может противопоставляться миру, не может рассматриваться вне мпра. Со "смертью бога" бог, мир и человек - всё сливается в единую имманентную реальность.
В работе выясняется отношение теологии Альтипера к теизму, атеизму и пантеизму. В отличие от атеизма теолог безоговорочно признает, что бог когда-то существовал, то есть Альтицер рассматривает бога до "смерти бога" с теистических позиций. Хотя бог через "смерть бога" оказывает определяющее воздействие на всю реальность, пропесс божествешюго Воплощения в отличие от бога теизма не существует вне мира, а движется с ним в едином процессе истории, не вмешиваясь в естественный ход событий. Позиция Альтицера не может рассматриваться и как пантеизм, поскольку в соответствии с исходными принципами его концепции священная реальность в процессе Воплощения не может стать тождественной с мирской реальностью. Таким образом, "христианский атеизм" Альтиттера не может быть сведен к теизму, атеизму или пантеизму.
Вторая глава~"Основные мировоззренческие проблемы теологии "смерти бога"'^состоит из трёх параграфов, В первом параграфе-^. "История и эсхатология"-рассматривается философскв-историческив взгляды теолога. Поскольку "смерть бога" лишает божество всех внеисторических характеристик, воплощенная божественная реальность становится исторической и таким.образом наряду'с мирской историей появляется божественная история. В работе определяются
этапы развития божества, подчеркивазтся эсхатологический характер божественного движения. Особое внимание уделяется отношениям между божественной и человеческой историями. После "смерти бога" воплощенная божественная реальность, или Царство Божие, по Альтицеру, не может больше управлять ходом-движения истории путем вмешательства извне или путем направления её изнутри. Историческое движете Царства Божия нельзя рассматривать и как тождественное человеческой истории, поскольку, будучи противоположными в той мере, в какой священное противоположно мирскому, история божества и греховная мирская история не могут нигде пересечься.
Альтипер не вносит в человеческую историю каких-либо сверхъестественных факторов, которые могли бы вмешиваться в ход её развития, но при этом движение человеческой истории рассматривается теологом ¡сак лишенное собственного смысла и пели, закономерности исторического развития им отвергаются. Альтиперовское отношение к истории полностью лишено оптимизма, мир и история представляются ему хаосом, ничего не обещающим человеку. Несмотря на это идея бегства от истории чудца его радикальной теологии. История у Альтшера развивается линейно, и в своем движении она охватывает всю реальность. С точки зрения теолога, христианин не только не может, но и не должен стремиться к потусторонней вечности, поскольку это несовместимо с верой в Воплощение бога в истории.
Человеческая история признается теологом псовершенно самостоятельной, и вместе с тем он утверждает, что Царство Божие мояет преобразовывать мирское и что под его воздействием история развивается в направлении к всеобщему искуплению
в Конце Света. Анализ утверждений Альтшера показывает, что
«
отношения божественного процесса Воплощения и человеческой истории строятся в теологии "смерти бога" на основе функциональной зависимости. Так как функциональную зависимость невозможно свести к причинной зависимости, в рамках альтиперовской радикальной теологии утверждение о зависимости хода человеческой истории от божественного процесса Воплощения имеет столько же оснований, .сколько и утверждение о том, что мирская история определяет движение Царства Божия.
Эта особенность теологической концепции Альтицера сказалась на его понимании роли вер! в человеческой истории. Эсхатологическая христианская вера, по Альтиперу, побуждает человека к преобразованию реальности, к творчеству, она всегда критически относится к существующему положению вещей и постоянно устремлена в будущее. Но так как в теологии "смерти бога" нельзя выдвинуть конкретных исторических целей по причине их мирского характера, революционность эсхатологической веры предстает весьма относительной.
Во втором параграфе - "Человек после "смерти бога"" -показывается, что кризис веры связывается теологом с кризисом основ человеческого существования. По мнению Альтицера, "смэрть бога" является причиной этого кризиса и одновременно единственным способом выхода из него.. Со "смертью бога" свя- •• щенное покинуло трансцендентность, к поэтому поиски основ существования в потусторонней реальности не придают человеку веры, а наоборот вовлекают его в круг тщетных надежд и неиз-
бежных разочарований, которые подавляют человека и заставляют отворачиваться от мира в бесполезном стремлении обрести основу бытия внутри себя, в собственном сознании. Такой путь(по мнению теолога 1 неизбежен для тех, кто не в силах отказаться от трансцендентности как источника осмысленности бытия или, иными словами, от веры в потустороннего бога. Исходя из этого, Альтидер обвиняет традиционное христианство в том, что оно противопоставило мирское существование человека и свящешше основы его бытия и тем самым лишило человека возможности полноценной жизни.
"Смерть бога", погашаемая как исчезновешш трансцендентности и переход священного в имманентную форму существования, как раз дает возможность человеку преодолеть чувство ущербности и подавленности. Она избавляет человека от отчуждения, ибо теперь и мир, и священное оказываются в единой плоскости с человеческим существованием. Поскольку со "смертью бога" вообще все связи человека с трансцендентной реальностью уничтожаются, человеческое существование перестает быть каким-то особым типом бытия. Обособленность человека от мира преодолевается в ходе Воплощения. Как следствие, теолог приходит к выводу, что для радикальной христианской веры идея личности не имеет значения, так как она утверждает самостоятельное существование человека в отрыве от мирового процесса.
В соответствии с идеей Воплощения Альтицёр не отделяет плотское от священной реальности. В работе особо подчеркивается, что это не означает освящения теологом материальных интересов и эгоистических склонностей, и может быть истолковано двояко. Во-первых, как отход от аскетической традиции христианства, во-вторых, как придание плоти значения реальности, связуто-
щей человека с глубочайшими пластами бутия - при этом плоть важна для радикального христианина не в качестве индивидуального тела, а как реальность однородная с мировым целым.
"Смерть бога", уничтожая зависимость человека от трансцендентного, делает его поведение совершенно автономным. Исходя из этого, Альтицер отвергает моральные нормы, но при этом в качестве замены нравственного закона он предлагает христианскую любовь к ближнему. .В работе показывается, что позипия теолога замыкается на противоречии между требованием полной духовной свободы человека.и идеалом христианской любви, и в полом может быть расценена как стоящая вне морали.
В заключение параграфа кратко сопоставляются взгляды Альти-цера и философия Ницше, выявляется сходство и различие между двумя мыслителями и делается вывод, что отношения между альти-церовской теологией и философией Ницше далеко не однозначны и что концепцию Альтицера нельзя рассматривать просто как перенос нишевских идей на теологическую почву.
В третьем параграфе_"Духовные устремления радикальной тео-логии"_выясняюуся общий замысел и духовные пели концепции Альтицера. В работе отмечается, что "смерть бога" не была для Альтицера только теологическим событием, а представляла собой . глубочайший переворот в реальности и в мировоззрении человека. Теолог рассматривает "смерть бога" как причину кризиса не од- • ной теологии, а всего традиционного гуманитарного знания. Современный человек больше не находит в окружающем его мире ответы на войросы: что такое добро и зло, к чему следует стремиться, 'ради чего жить, что значит быть человеком? Традиционные области человеческого знания,' призванные удоволетворять духовные потребности человека - философия, теология, этика - оказались
бессильны помочь ему в этой ситуации, поскольку все они в той или иной степени основывались на идее бога. Современный кризис гуманитарного знания, как считает Альтицер, убедительно доказывает, что дать ответ на духовные запросы человека может только вера. Он твердо уверен в том, что для теологии и веры всегда есть место в жизни человека и что их не могут заменить другие области знания или другие формы духовной жизни. Одно из важнейших положений его теологии - при всех изменениях, которые могут происходить в религиозных верованиях людей, сама потребность в вере сохраняется и, следовательно, люди всегда будут испитывать религиозные переживания, в той или иной форме. Этот пришил со всей очевидностью указывает на религиозные истоки альтииеровской теологии. Традипионная вера опирается во многом на старые формы гумагаиарного знания и не может их радикально изменить. Это значит, что прежде всего сама вера нуждается в обновлении. Задачу по создштю новой веры и призвана решить теология "смерти бога", и этой верой может' бить , по мысли Альтицера , только вера в "смерть бога". По его убеждению, то, что раньше человек находил в потустороннем боге, сейчас, во враля "смерти бога" он может обрести в посюсторетшем мире. Теперь не к богу должен обращаться человек ; с вопросами о цели и смысле жизни, а к новой "реальности Благодати" .присутствующей в посюстороннем человеческом существовании. Иных путей для отыскания смысла жизни и обретения веры в мире, в котором бог "умер", не существует, поэтому в альтшеровской теологии при обосновании повой веры на первый план выдвигается человеческий опыт. Стремление опереться на индивидуальный и непосредствен^ гай опыт личности приводило альтшеровскую теологию к субъективизму. С другой стороны, сама идея "смерти бога", обосновы-
ватная эмпирический подход в теологии, превращалась в догматическое положение, которое нельзя было доказать опытным путем.
Неспособность радикальной теологии перейти от эмпиризма и веры в "смерть бога" к каким-либо положительным теологическим утверждениям относительно религиозного опыта привела к тому, что она оказалась как бы внутренне расколотой на две части. Эта внутренняя раздвоенность не позволила радикальной теологии обосновать новую форму веры и таким способом разрешить сегодняшние проблемы гуманитарного знания.
В третьей главе -"философская консолидация теологии Альти-пера"состоящей из двух параграфов, рассматриваются основные черты второго периода в развитии альти^еровской концепции (вторая половина 70-х - 80-е годы). Первый параграф-""Самовоплоще-1ше" бога и язык теологии"-начинается с анализа влияния на религию и радикальную теологию социокультурного поворота от "кризисного сознания" к сознанию "стабилизационному", начинающегося в США с середины 70-х годов. Далее показыбается, что во второй период в теоретическом содержании альтиперовской теологии происходят значительные перемены. Основополагающей тенденцией развития становится движение к преодолению эклектизма при сохранении исходных принципов радикальной теологии. На поверхности это проявляется в отходе от проблем морали и личности, что освободило альтицеровские работы от мировоззренческих крайностей, и сосредоточении на проблемах теологического языка. На философском уровне эти изменения выражаются в отказе от эмпиризма к укреплении рационалистических момаотоэ- концепции. Теперь в качестве проявления божественного Воплощения -теолог рассматривает не особый человеческий опыт, а развитие языка теологии.
Появление речи вообще и теологического языка в частности,
с топки зрения теолога(является действием божества, отрицающего первоначальное "неизреченное молчание". Речь о боге,по Альтицеру(свидетельствует о том, что бог действует в речи и раскрывает себя в ней. Из этого следует, что божественная речь реализуется как речь только при активном участии человека -речь бога действительна в языке теологии. В работе отмечается, что.в подчеркивании Альтипером деятельного участия человека в его отношениях с богом проявляется влияние, оказанное гегелевской философией, ведь активность человека это один из основополагающих принципов философии религии Гегеля,
Противоречие между трансцендентным источником речи (голосом бога) и самостоятельностью сферы речевой Коммуникации людей являетсяfno Альтицеру,причиной того, что язык о боге в ходе развития исчерпывает себя. Голос бога устраняет себя из речи, отрицает себя как источник и основу речи. Если прежде основа речи (бог) пребывала вне её самой, то теперь эта основа, или бог,существует в речи, но уже как воплощенный бог. В работе показывается, что самоотрицание голоса йога и его самовоплощение является аналогом "смерти бога", так как "смерть бога" в альтицеровской трактовке является результатом Воплощения.
Исчезновение голоса бога из речи влечет за собой разрушение языка о боге. Теологический язык теряет свою связь с богом. В этих условиях, считает Альтипер, поиски нового языка о боге, попытки заменить слово "бог" другими словами бесполезны. С исчезновением голоса бога все речевые практики становятся совершенно равноправными. Никакой особый порядок речи не может претендовать на то, чтобы служить в качестве средства истинного познапил бога. Хотя божество полностью присутствует в речи
выразить это присутствие словами невозможно. Несмотря на это, теолог убежден, что именно деятельность связывает человека с божественной реальностью, но обнаружить эту особую деятельность Альтицеру не удается. Язык теологии в качестве такой деятельности он не признает, замени теологическому языку он также не находит.
Бо втором параграфе_"Альт1иер и проблема деконструкгии в теологии"_рассматривается вопрос о месте и значении радикальной теологии в обсуждении деконструктивизма Ж.Доррида. Тема деконструкции достаточно распространена в современной американской литературе, она обсуждается литературоведами, философами, а также теологами. Работы .таких теологов, как К.Рашке, Ч.Уин-квист, М.Тейлор, являются не просто попытками осмысления значения деконструкшш для теологии, но и выражением позиции особой, деконсгруктивистской теологии. Движение теологов к освоению идей деконструктивизма находится в русле развития радикальной теологии и определяется её стремлением выйти за рамки традиционного теизма. Язык о. боге представляется теологам-декон-структивистам препятствием на пути создания современной теологии, и в этом они солидарны с теологией "смерти бога". "Смерть бога" понимается ими как выражение разрыва между языком теологии и предметной областью, к которой он относится. Теологи, опираясь на идеи Деррида, отрипают возможность существования .. однозначного смысла текста, выражающего авторский замысел, в деконструктивистской теологии любое.истолковалие вовлекается,в бесконечный поток истолкований, любой текст сливается со множеством других текстов, липенных,как и первый своего автора. Оставляя за истолкователем полную'свободу действий, теологи-деконструктичисты именно в.этой беспредпоскдочности-к беспред-
метности видят единственный способ освоения современным человеком божественной реальности.
С точки зрения Альтипера /поскольку деконструктивизм направлен против основ метафизики и теологии, концепция Деррида мояет выступить союзником радикальной теологии в деле преобразования христианства, но эта близость двух концепций ещё не означает, что их конечные пели совпадают. Деконструктивизм исходит из того, что метафизическая традшшя исчерпала себя,и пытается вскрыть за историческими наслоениями альтернативный путь развития сознания. Алътицер яе, для которого ограниченность и архаичность метафизики не менее очевидна, чем для Деррида, не связывает свои надежды на преодолешо кризиса европейского сознания с возвращением к исходной точке его развития. Теолог не оставляет за своей котгпепгией права сойти с пути предшествующего развития и претендовать на возмещение ошибок прошлого новым начинанием. Для него ясно, что историю европейского духа повернуть вспять нельзя. Если для Деррида упадок метафизической традиции означает её изначальную ошибочность,то для Альтипера это же самое означает, что традиция исполнила свое предназгаченио и подготовила почву для нового этапа развития. Историческая ограниченность метафизической теологии не является ,с его точки зрения, признаком ошибочности проделанного ею исторического пути.
Расхождение в отношении к наследию метафизики сказывается и на различии философских позиций Деррида и Альтицера. Для последнего авторский смысл и отвечающее ему истолкование текста сохраняют своо значение, а с ними восстанавливаются и понятия истины л объективной реальности. Это позволяет теологу претей-
довать на особый, теологический способ понимания действительности и на рациональное постижение абсолютной реальности.
Б заключении обобщаются выводы диссертационного исследования, делается завершающий вывод о том, что неспособность альтиперовской концепции к однозначному решению социальных и моральных вопросов приводит к отсутствию у ней четкой идеологической направленности, а противоречивость исходных философских предпосылок не позволяет ей выступить в качестве замены традиционной христианской теологии, основывающейся на теистической философии.
Апробация работы и научные публикации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 30 октября 1990 года.
Основные положения диссертации содержатся в следующих публикациях автора:
1. Статьи "Альтицер", "Бонхеффер", "Гамильтон", "Рашке", "Тоология "смерти бога"", "Теология "смерти теологии"". -
Б кн.: Протестантизм: Словаиь атеиста / Под общ. ред. Л.Н.Митрохина.- М.: Политиздат, 1990.
2. Бонхеффер и Альтицер // Антропологическая проблематика в западной философии, Ме: Изд-во МГУ,1991..
3. Деконструктивизм и современная христианская теология.- М. ,1991. - Деп. в ИНИОН АН СССР Я *1ЧЪ09 от „Р. М. 9/,