автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Теология освобождения и ее отражение в Польской публицистике
Полный текст автореферата диссертации по теме "Теология освобождения и ее отражение в Польской публицистике"
АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС
Институт религиоведения и атеизма
Специализированный совет Д—151.04.04 в Академии общественных наук ЦК КПСС
На правах рукописи
ШИМАНЬСКИ Кшиштоф
ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПОЛЬСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ
Специальность 09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
1 )
Москва — 1991 '
гТ
Работа выполнена в Институте религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС.
Научный руководитель — доктор философских наук, профессор, член-кор респондент АПН СССР ГАРАДЖА В. И.
доктор философских наук, профессор — МЫСЛЭК В.
кандидат исторических наук — ФИЛИППОВ Б. А.
Ведущая организация — Институт международного рабоче] движения АН СССР.
Защита состоится 21 июня 1991 г. в '¡^ час. на заседай специализированного совета Д—151.04.04 в Академии общественных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд.№
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОН
Официальные оппоненты:
Ученый секретарь специализированного совета
БАШИРОВ Л.
Общая характеристика работы
Актуальность темы.На современном этапе мирового развития, в нашу динамичную эпоху, которая характеризуется, с одной стороны, обострением глобальных проблем человечества и углублением социальных противоречий и конфликтов, а с другой - подъемом политической активности масс, все более возрастает роль общественного сознания. В немалой степени это касается и религии как одной из форм общественного сознания.
Сегодня большинство населения мира воспринимает действительность в рамках религиозного мировоззрения. Религиозные представления и ценности по-прежнему выступают как способ мотивации социальной активности многомиллионных масс верующих, как программы общественных движений. Христианская теология, естественно, не мотет быть в стороне от решения вопросов современности и прежде всего - вопросов об участии верующих в борьбе за социально-экономические и политические преобразова-' ния.
Исключительно ярко это проявляется в "третьем мире" -развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки - из-за остроты ожидающих там решения социальных, экономических и других проблем. Все это обуславливает интенсивный процесс политизации религии, который в 60-80-е годы нашел выражение и проявление не только в массовых религиозных движениях, но и в широком распространении различных направлений политических теологий:"Теологии революттии", "теологии надежды","теологии освобождения" и т.д. Политизация религии носит многоплановый характер. Политические лозунги, преподносимые в религиозной оболочке, используют представители различных социальных классов и политических сил. В религии нередко находят знамя освободительной борьбы, идейное оружие прогрессивные движения. Противоречия современности вызывают к жизни различные течения и идеологии, в том числе принадлежащие и христианской мысли.
Находившиеся до недавнего времени на периферии мировой политической жизни, страны Латинской Америки ныне все более энергично в нее вовлекаются. Религия оказывает на этом конти-
центе существенное влияние на сознание народных мясе; церковь сохраняет значение как социальный институт. Религия является ныне важным, активным элементом общественной жизни. В Латинской Америке с ее достаточно отсталым сознанием населения, привести в действие больпие массы людей подчас оказывается возможным лишь на базе религии и ее средствами.
Борьба народных масс против несправедливости и нищеты получила свое идеологическое оформление в различных течениях леворадикальных теологий, из которых самой распространенной и популярной на латиноамериканском континенте является теология освобождения. Развившаяся в лоне католической церкви, теология гзта представляет собой уникальное явление, которое по своим масштабам и социальной значимости не имеет прецедента за последние несколько веков.
Леворадикальными теологами была предложена новая интерпретация христианского учения. Согласно этой интерпретации, христиане не могут стоять в стороне от борьбы угнетенных против угнетателей, борьбы против нищеты и несправедливости. Теологии освобождения присуща резкая критика капитализма, здесь мы находим яркие обличения бесчеловечных общественных отношений, призывы к борьбе за ниспровержение антигуманной общественной системы и становление справедливых социальных структур. Эта теология пытается кардинально переосмыслить социальные функции религии, с тем чтобы она стала .духовным выражением стремления к революционному преобразованию действительности. Теологи освобождения сформулировали новые принци/ пы отношений между религией и обществом, эсхатологией и социальной практикой.
Быстрому и широкому распространению теологии освобождения на континенте способствовала деятельность христианских низовых общин - народных массовых организаций верующих. Они являют собой своеобразный феномен не только распространяющийся далеко за рамки истории латиноамериканского католипизма.Вобрав в себя и систематизировав опыт христианских низовых общин, теология освобождения связала веру в бога с борьбой за нацио-
нальное и социальное освобождение. Своим отказом от доктри-нального догматизма и обращением к конкретным земным проблемам реального человека, теология освобождения снискала себе популярность во всем мире.
Когда в Латинской Америке теологи освобождения провозгласили борьбу против иерархического характера и догматизма церкви, в польских условиях ее иерархический характер и догматизм становились основой в борьбе религиозных кругов против коммунистической власти.
В послевоенное время Ватикан укрепил свои позиции в Польше, которая всегда являлась одной из самых "католических"стран Европы. Исторические и политические условия привели к тому, что католическая церковь почти всегда выступала как "защитница" польской нации, способствовала ее сохранению и развитию.
Проблемы теологии освобождения сразу нашли отражение в польской публицистике. Оценки, данные католическими теологами менялись в зависимости от позиций, которые занимая Ватикан. В первых публикациях они с симпатией информировали о теологии освобождения как о явлении, которое развивается в лоне латиноамериканской католической церкви. По мере изменения отношения Ватикана к теологии освобождения происходит изменение и позиции польских католических исследователей этой темы.
Марксистские религиоведы заняли различные позиции. Одни видели в теологии освобождения диверсию против революционного движения, другие, наоборот, - союзника в освободительной борьбе.
Очевидна актуальность и научное значение анализа идейного содержания теологии освобождения, а такче раскрытия сущности и причин,сложившихся подходов к ее оценке в польской литературе для: а"1 понимания существа позиции и перспектив католической церкви в Польше, 61 оценки влияния на происходящие в ней процессы изменений в католицизме на латиноамериканском континенте.
Наметившиеся процессы клерикализаиии общественной жизни в Польше будут идти противоречивым путем, который таит в себе
опасность новых конфликтов и возможность перерастания их в кризисы .духовной жизни. Одним из элементов, влияющих на противоречивость и неустойчивость мировоззренческих позитгий различных слоев населения, является популярность теологии освобождения , с одной стороны, и поддерживаемая официальным духовенством Польши позиция Ватикана - с другой.Глубокое понимание сущности этого противостояния является необходимым элементом поиска путей сотрудничества людей с различными идеологическими установками, достижения общественного согласия и консенсуса.
Состояние научной разработки проблемы По проблемам латиноамериканского католицизма имеется обширная литература. Теология освобождения как своеобразный феномен с момента его возникновения сразу стала объектом исследования и анализа ученых различных направлений и мировоззрений.
Большое значение для разработки темы, по общим вопросам религии и церкви, западной философии, различным аспектам идеологии и практики всемирного католицизма, возрастающей роли религиозного фактора в развивающихся странах имели труды советских религиоведов и философов Л.Н. Великовича, В.И. Гарад-жи, H.A. Ковальского, Ф.Г. Овсиенко и других*. Эти проблемы нашли отражение в работах польских религиоведов и теологов: Т.Митка, В.Мыслэка, А.Сковронка, Т.М.Ярошевского и других^,
1. Гараджа В.И. Кризис религии и католический модернизм.М., 19Б9; он же. Кризис современного протестантизма и поиски новой теологии. М., 1973: Великович Л.М..Католицизм в современном мире. М.,1981; Ковальский H.A. Империализм, религия, церковь.М.,1986.
2. Jarossewski T.II. Ilarksisci i katolicy W-wa 1986, Mitek T.
Kosciöl wobec cywllizacji naukowo-techn. W-wa 1936, Uysiek T. Spoleczna doktryna Koöciola Rzymsko-Katolickiego wobec wspdiczesnoöci W-wa 1988, Skowronek A. Odkrywanie Jednoöci W-wa 1987.
в переведенных на польский язык трудах западных теологов Р.Виллинга, В.Бюльманна и П.Роллета". Большое значение Для изучения особенностей культуры и истории латиноамериканского континента, глубокого понимания его специфики имеют труды советских латиноамериканистов: В.В. Вольского, Б.И. Коваля, М.Ф. Кудачкина и других^.
История и проблемы развития латиноамериканского католицизма, разработаны в книгах и научных статьях И.Р.Григулеви-ча, H.A. Ковальского, С.И. Семенова^. Для исследования истоков теологии освобождения и других проблем латиноамериканского католицизма большую ценность представляют работы И.Р. Гри-гулевича, в которых на основе широкого круга источников характеризуется зарождение и развитие леворадикальных течений в католицизме континента. При разработке данной темы была использована фундаментальная работа французского теолога P.JIay-рентина "В Латинской Америке после собора"^.
Проблемам, касающимся непосредственно теологии освобождения, посвящен целый ряд статей и научных публикаций в советской и польской печати0 и в средствах массовой информации мно-
Т. Buhl i-л 'w.Koáoiói u progu XXI wieku Vv-wa 1985,
Rollet J. Spoleczne tío teologii wspólczesnej W-wa 1989, Willing R. Teología wspólczesna Krakóvv 1990.
2.Коваль В.И. Революция продолжается (Опыт 70-х годов''.М., 1984|дК^дачкин М.Ф. Латинская Америка - революция XX века.
3. Григулевич 'Л.Р. Мятежная церковь в Латинской Америке.М., 1972; он же. Церковь и олигархия в Латинской Америке.М., 198I; он же. Латинская Америка: церковь и революционное движение. М.,1988: Ковальский H.A. Католицизм в Латинской Америке.М.,1986; Семенов С.И.Христианская демократия и революционный процесс в Латинской Америке. М., 197I.
4. laurentin R.W Ашегусе Lacinsklej ро Soborze W-wa 1974.
5. Подробнее об этом во второй главе диссертации.
гих других стран. В советской литературе проблемы теологии освобождения рассматривались в статьях В.П. Андроновой, В.М. Гаврилова, C.B. Дерогина, В.М. Пассика, H.H. Потагаинской и других.1.
Из монографических работ, посвященных теологии освобождения, следует отметить книги итальянского священника Батисты Мондина и немецкого теолога Ганса Вальденфельс!
В то же время недостаточно проанализировано то, как проблемы теологии освобождения отражены в польской публицистике, насколько оно соответствует сущности этого учения, а также чем детерминированы те или другие позиции публицистов.
Цель и задачи исследования.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить основные подходы к пониманию и оценке теологии освобождения сложившиеся у польских исследователей различных направлений и мировоззренческих ориентации, их преломление в публицистике.
Для достижения указанной цели в ходе диссертационного исследования решаются следующие задачи:
- выявляются идейно-теоретпческие источники теологии освобождения;
- анализируется роль и значение низовых общин в генезисе и развитии новой теологии;
- рассматриваются причины негативной оценки теологии освобождения Ватиканом;
- выявляется связь между подходом Ватикана и оценками
•< теологии освобождения в польском религиоведении и публицистике.
Т. Андронова В.П. Христианские низовые общины/Латинская Америка. - Т984. - № 9; Гаврилов В.М. Тайна сострадающей теологии //Латинская Америка. - 1989. - îf> 5; Дерюгин C.B. Ватикан и теология освобождения. Папство в современном мире. M., Т989; Пессика В.М. Теология освобождения - латиноамериканский вариант// Вопросы философии. - 1985. - № I; Поташинская H.H. Перед судом инквизиции// Наука и религия. - 19 . - Г° 4. 2'l.londiii В. Teologowie wyzwolenia, Y/-wa 1988.
Waidenfels H. Teologowie trseciego ¿wiata, W-wa 1987.
Научнгн новизна исследования.
Диссертация являемся первым исследованием, в котором дается целостный обзор и анализ динамики позиций, занятых польскими религиоведами различных направлений в отношении теологии освобождения за 1968-90 г.г. и отражение этих позиций в публицистике. Впервые автор показал решающее значение позиции Ватикана для изменения точек зрения польских католических публицистов и теологов. Представлена периодизация подходов к теологии освобождения в польской публицистике.
Показаны попытки восприятия польской религиозной мыслью отдельных элементов теологии освобождения.
Вскрыты причины различного отношения к теологии освобождения в период понтификата Павла У1 и Ионна Павла П.
Выявлена связь теологии освобождения с другими социальными теориями христианства.
Методологической основой диссертации является диалекти-ко-материалистический подход к анализу общественных явлений, в том числе религии.
При решении поставленных задач были изучены соответствующие работы советских, польских и других ученых, критически проанализированы с материалистических позиций энциклики, инструкции и другие документы церковной власти, касающиеся тео.-; логии освобождения.
Источниковедческую базу исследования составили главным образом работы, выступления и интервью видных представителей теологии освобождения: Р.Альвеса, Г.Ассмана, Л.Боффа, К.А. Либано Кристо (брат Бетту) и других.
Критически проанализированы опубликованные в польской печати выступления польских теологов и религиоведов, касающиеся проблем теологии освобождения.
С марксистских позиций много выступали В.Мыслэк.М. Новачик, Е.Вайорек, М. Горошевич, Э.Енджевский, Е.5.Годлевский и другие. Католический подход к проблеме представляли
теологи: Ч.Кудронь, О.Танальский, Л.Бальтер, Ч.Рыхлиц-кий, Б.Видна, Т. Сикорский и другие.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ео основные положения могут быть использованы в научно-исследовательской работе по данной т^мп.
Структура работы
Структуру диссертапии определили цели и задачи исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась на группе рецензентов и Ученом совете Института религиоведения и атеизма АОН ЦК КПСС
Основное содержание диссертаттии
Во введении обоснованы научная и политическая актуальность избранной темы, намечены цель и задачи исследования, сформулирована его научная новизна, дается истоковедческий и историграфический овзор.
В главе I "Идейные истоки возникновения теологии освобождения и ее сущность" выявляйся основные факторы .обусловившие существенные изменения в лоно латиноамериканскою католицизма в 60-е годы, в результате которых зарождается теология освобождения. Кризис социально-экономических структур стран Латинской Америки приобрел в конце 60-х годов особую остроту в связи с провалом программы "Союз на благо прогресса". Сторонники этой программы хотели при помощи больших капиталовложений помочь преодолеть нищету и отсталость континента. Геологи Латинской Америки сначала положительно восприняли предложенную программу развития, тем более что европейская теология ее поддерживала.
В связи с крахом реформистских программ развития латиноамериканского континента начали утрачивать былое влияние идеологические концепции национал-реформистского и популистского толка, получают все большее распространение леворадикальные идеи.
В этих условиях существенных внутренних изменений не могла избежать и католическая церковь. Немалую роль в этом процессе сыграли П Ватиканский Собор (1962-1965') и П конференция
латиноамериканского епископата в Медельине (Т9Г->8\ которые открыли перспективы для социальной деятельности священнослужителей лошк убеждений.
Теологическую рефлексию для революционных намерений радикально-настроенных христиан пытались создать представители "теологии революции". Основой птой теологии является тезис, согласно которому революция пто суть св. Писания.В реальной ситуации в Латинской Америке главной задачей является низвержение существующей власти, создание новых структур и нового общественного порядка. Одной из основных проблем теологии революции является объяснение в свете "революционной деятельности и учения Христа", какой должна быть революционная практика церкви и верующих. В марксистском религиоведении сложились две точки зрения на взаимосвязь теологии освобождения и теологии революции. Первая из них исходит из того, что теология освобождения в теоретическом плане выросла в 70-е годы из теологии революции; другая представляет теологию освобождения как совершенно самостоятельную по отношению к теологии революции.
Теология освобождения имеет свои идеологические истоки также в европейских "новых теологиях", . прежде всего - "Геологии надежды" и "политической теологии".
По мнению представителей "теологии надежды", христианство до сих пор было обращено в прошлое, заботилось главным образом, о сохранении традиции, забывая о своей роли в определении будущего. "Теология надежды" пытается определить ответственность христианской об'цины в современном обществе. Миссией церкви является отрицание устаревшей социальной действительности и введение нового ее принципа.
Представители "политической теологии" критикуют прежде всего, ту тенденцию современной теологии, которая тяготеет к сведению христианской веры к внутренней жизни человека, к личному спасению. Человека невозможно считать только нравственной сущностью, он является также политическим существом. Политическая теология осознает историческую ответственность церкви в отношении человека и общества.
- то -
Главный идейный источник той трактовки, которую теология освобождения дает основным проблемам современной Латинской Америки, лежит за пределами христианской мысли, в марксизме. Обращение к марксизму не имеет, однако, ни систематического, ни целостного характера. Теология освобождения выхватывает только те моменты, которые помогают понимать условия, в которых находятся народы Латинской Америки, а также место, которое занимают страны этого континента в установленном империализмом разделении труда.
В отличие от возникших в Западной Европе и США "новых социальных теологий" сфера влияния латиноамериканской теологии освобождения не ограничивается узкими рамками служителей культа, а обретает массовую социальную базу среди верующих бедняков, объединенных в христианские низовые общины. Они являют собой своеобразный феномен не только в истории латиноамериканского католицизма, но и всемирного. Приближение религ1 гиозной веры к мирской жизни, осуждение институционного насилия и социальной несправедливости, поворот к бедному унгетен-ному большинству бьши необходимыми и вынужденными новациями в условиях падения общественно-политического влияния церкви и кризиса, охватывающего латиноамериканское общество во всех его измерениях. Развитие политического сознания членов христианских низовых общин приводит к тому, что они превращаются в центр пропагандистской, социально-политической практической деятельности прогрессивно мыслящих священнослужителей. Теология освобождения возникла из потребности теоретического обоснования деятельности низовых общин. Выбор в пользу бедных и угнетенных является основой теологии освобождения. Именно этот выбор определяет задачи и цели этой теологии не только в аспекте ее социально-экономических и политических установок. Он также существенным образом изменяет характер и направленность ее теологической рефлексии. Теологи освобождения изначально постулируют, что вера должна быть как практика представлена во всех измерениях социального бытия. Однако, в условиях угнетения и нищеты, господствующих в Латинской Америке, эта прак-
тика мотет быть только практикой освобождения.Теологи освобождения осознают и огтенивают систему, парящую на континенте,как несправедливую по самой своей сути.Исходя из такого осознан ния, они квалифицируют латиноамериканскую действительность как антиевангелическую.В этих условиях само содержание Евангелия требует от христиан вовлечения в практику освобождения.Новая критическая теологическая рефлексия в Латинской Америке рождается из освободительной практики, идущей снизу и связанной с борьбой за преобразование"нечеловека", каковым считают угнетенного, в подлинно свободного "нового человека".
В сугубо богословском аспекте теология освобождения внесла немало изменений в христологита, эсхатологию, экклезиоло-гию, герменевтику, исходя из принципа историзма, который она считает важным для исследования любого феномена. Однако, наиболее существенным в теологии освобождения является радикальный пересмотр социальной доктрины католицизма.
Теология освобождения пыталась осуществить этот пересмотр и на теологическом уровне. Веру она толкует как конкретно-историческую практику, практику освобождения, которая направлена, в конечном счете, на приближение "Царства Божьего", залогом которого является формирование "нового свободного человека". Теология освобождения принимает положение о единстве истории, субъектом которой является народ, осознающий в процессе национально-освободительной борьбы необходимость определения собственной судьбы. Благодаря новому толкованию Библии теология освобождения дает возможность корреспондировать библейские тексты с сегодняшней ситуацией латиноамериканского
„ „ ительной' „ континента. Важной отлич. чертой теологии освобождения является ее взгляд на роль церкви в обществе. Церковь, по мнению теологов освобождения, не может оставаться в стороне, она вынуждена выявить свою действительную позицию в отношении современных проблем.
После П мировой войны Ватикан уделяет все возрастающее внимание делам католической церкви в Латинской Америке. Выступления прогрессивных латиноамериканских епископов на П Вати-
конском Соборе нашли поддержку папы Павла УТ. В своих выступлениях на конференции в Медемнне Павел УТ не скрывал своих симпатий к теологии освобождения. Однако, его положительное отношение стало изменяться по мере того, как ее влияние стало захватывать все больше верующих. Папа начал предостерегать радикальных представителей теологии освобождения о возможных опасных последствиях их деятельности.
Прогрессивные священнослужители встретили с самого начала сопротивление со стороны интегристских, догматических течений в католической церкви. Борьба против теологии освобождения усилилась в период понтификата папы Иоанна Павла П. Cßoe официальное отношение к теологии освобождения церковная власть выразила в двух инструкциях Конгрегации по делам вероучения. Это - "Инструкция о некоторых аспектах "теологии освобождения" (от 06.08.1984 г^ и "Инструкция о христианской свободе и освобождении" (от 22.03.19861. Документы конгрегации, первые после П Ватиканского Собора выступления такого решительного и безусловного характера, дали резкий критический анализ теологии освобождения с позиций церковной иерархии.
Вторая глава посвящена анализу позиций, занятых польскими теологами и религиоведами в отношении теологии освобождения. Проанализированы выступления польских исследователей проблемы в журналах "Аргументы", "Религиоведческие исследования","Кол-лектанэа теологика", "Связь",,"Общественная мысль", "Политика", "Пшегленд Католищки", "Гомо Дей" и других. Процесс становления и развития взглядов и оценок теологии освобождения в польской публицистике разделяется на два о- -товные периода: первый - oj возникновения теологии oci вождения до начала понтификата Ианна Павла П; второй - это годы понтификата [йнна Павла П.
Теология освобождения с момента возникновения стала предметом исследования и анализа польских религиоведов всех направлений. Авторы, выступающие с марксистских позиций, определили эту теологию как явление специфическое для латиноамериканского континента. Они замечают, что теология освобождения
формируется в ПО-е годы, как отражение национальной и общественно-политической ситуации в странах Латинской Америки, т.е. обостряющейся классовой борьбы, которая перерастает в революционную борьбу народных масс за власть. Теология освобождения, по мнению большинства марксистских исследователей, как критическое отражение участия христиан в этой борьбе, становится составной частью революционной антиколониальной, национально-освободительной борбы. В своих выступлениях они подчеркивают связь теологии освобождения с марксизмом.
Католические исследователи в те годы благосклонно относились к теологии освобождения, усматривая в ней, однако, чисто., латиноамериканское и временное, ситуационное явление. Очевидны 1« опасения, как бы некоторые элементы теологии освобождения не проникли в старую европейскую теологию. В публикациях этих авторов преобладает удивление по поводу возникновения новой теологии на континенте, который традиционно был бастионом католического консерватизма. Теология освобождения, вызвавшая столь сильную и вполне понятную заинтересованность католических теологов и публицистов, трактуется ими как чисто внутреннее явление в христианстве. Позитивная оценка теологии освобождения в католической прессе объясняется также неоднозначной позицией папы Павла УТ, автора энциклики "Полулорум прогрессио", к которой очень часто обращаются теологи освобождения. Он нигде однозначно не осудил новую теологию, хотя в своих выступлениях предостерегал представителей этой теологии от пагубного влияния "чуждых идеологий" на нее и на христианство вообще. В рассматриваемый период представлена была скорее информация относительно новой теологии, нежели ее глубокий анализ. И марксистские и католические авторы стремятся ознакомить польского читателя с теологией освобождения как новинкой, которая появилась на далеком от нас континенте. Они заняты поиском причин, объясняющих ее неожиданное возникновение. Авторы всех мировоззренческих ориентации подчеркивают гуманистические ценности теологии освобождения. Авторы-католики благожелательно приветствуют появление теологии освобо-
ждения, усматривая в этом элемент послесоборной открытости церкви проблемам "бренного мира". Несомненно, что на такое отношение большое влияние оказала позиция папы Павла УТ. Для марксистов возникновение теологии освобождения стало подтверждением правоты марксистской методологии исследования общественных процессов.
Второй период, который начался с момента избрания папой польского кардинала Карола Войтылы я 1978 году, отличается критическим подходом. В анализируемый период теология освобождения была подвергнута всестороннему анализу и исследованиям со стороны религиоведов разных направлений. Вслед за изменением политики Ватикана по отношен™ к теологии освобождения изменились и оценки этой теологии, данные польскими католическими исследователями. Они начали критиковать теологию освобождения за политизацию евангелий и использование марксизма для объяснения ситуации, которая сложилась на Латиноамериканском континенте. Если еще до Т984 года, т.е. до выпуска "Инструкции" Конгрегации по делам вероучения в католической публицистике можно было найти и положительные оценки теологии освобождения, хотя весьма осторожные и касающиеся отдельных фрагментов этой теологии, то с того момента польские теологи подвергли теологию освобождения резкой однозначной критике. Спор вокруг теологии освобождения касается уже не только сути этой теологии, но также значения "инструкции" для последующего развития событий в католической церкви и диалога с инакомыслящими. Некоторые марксистские религиоведы увидели в инструкции лишь "засов", который запирает открытые П Ватиканским собором двери для диалога. Они считают что важнейшим в инструкции является не осуждение теологии освобождения, а скорее создание атмосферы тотального осуждения марксизма.
В то же время, появились попытки восприятия польской религиозной мыслью отдельных элементов теологии освобождения и создания "польской теологии освобождения". Были использованы такие лозунги латиноамериканской новой теологии,как борьба против несправедливых структур (социалистического государства^,
борьба против несправедливых (коммунистических'1 режимов, против тоталитаризма. Но кроме названия, отих лозунгов "польская теология освобождения" не имеет ничего общего с теологией латиноамериканской. "Польская теология освобождения" не получила ну-кного теоретического обосновалия, а после устранения коммунистической власти в Польше ее дальнейшее существование лишено было и практической значимости.
Автор считает, что в наши дни в Польше пытаются построить капиталистический строй, гохо^ на его латиноамериканский вариант. Изучение опыта теологов освобождения имеет практическую значимость для дальнейших событий.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по основным вопросам работы.
- Теология освобождения возникла в СО годы на латиноамериканском континенте как обобщение практики христианских низовых общин.
- Идейною истоки теологии освобождения заложены в енци-кликах пап Ианна ХШ и Павла У1, решениях П Ватиканского Собора и П конференции латиноамериканского епископата в Меделине.
- Теологи освобождения в своих построениях использовали критически переосмыслив , прогрессивные постулаты "политических теологий", при анализе социально-политической действительности в Латинской Америке они опираются на учение марксизма.
- Отношение Ватикана к теологии освобождения изменилось от положительного (в начале поптификата папы Павла УР до явно негативного (при Иоанне Павле П1.
- Теология освобождения с момента возникновения стала предметом анализа и исследования польских религиоведов и теологов.
- Отношение к теологии освобождения и оценки этой теологии данные польскими католическими публицистами и теологами менялись в зависимости от позиции, которую занимал Ватикан.
- Ноявились попытки создания польской теологии освобождения, в которых инструментально использованы были некоторые лозунги латиноамериканской теологии освобождения .
Основное содержание исследования нашло свое отра^ние в следующих публикациях диссертанта:
- Ватикан и теология освобождения - инструкции конгрегации по делам вероучения от 06.00Л984 и 22.03.1986 г. В :"Религиозное и национальное в духовной жизни и культурном наследии народов" М. Институт религиоведения и атеизма Академии общественных паук ЦК КПСС
Зак. /¿>¿7
ПМБ АОН ЦК КПСС г.Москва,117606, пр.Вернадского.84.