автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему: Социально-культурная среда как детерминанта духовного развития личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-культурная среда как детерминанта духовного развития личности"
АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС Кафедра теории и истории культуры
На правах рукописи
КРЮЧКОВ Валерий Гаврилович
УДК 130
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Специальность 17.00.08 — теория и история культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва — 1991
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Академии общественных наук ЦК КПСС.
Научный руководитель — диктор философск «х наук,
профессор ЛУКИН Ю. А.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор —
РАЗУМНЫЙ В. А.
кандидат философских наук, доцент —
БОРИСОВ И. А.
Ведущая организация — Институт повышения квалификации работников культуры Министерства культуры Украинской ССР.
Защита состоится 16 мая 1991 г. в 14.00 час. на заседании специализированного совета Д—151.04.06 в Академии общественных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.
С диссертацией можно ознакомиться па кафедре теории и истории культуры АОН ЦК КПСС.
Автореферат разослан /6 апреля 1991 года.
Ученый секретарь специализированного совета, и. о. профессора
Т. М. СУРИНА
Социально-экономическое, политическое, идеологическое и этническое многообразие современного мира, все возрастающее значение международных, межрегиональных и межнациональных коммуникаций, динамизм духовной жизни общества представляют собой объективный процесс, детерминирующий развитие включенных в него индивидов, происходящее опосредованно, - через совокупность различных социальных систем, одной из которых является социально-культурная среда.
Именно среда, являясь объективной сферой обитания, деятельности и развития человека как субъекта истории и цивилизации, вместе с тем, представляет общественно культивируемую систему, продукт опредмечивания его сущностных сил.
Поэтому изучение механизма взаимодетерминирующих связей социокультурной среды и личности, являющихся компонентами единой функциональной системы, представляет особый культурологический интерес.
Актуальность теш диссертационной работы обусловлена практическими запросами отечественной культурологии, которая, переходя к исследованию реальных социокультурных процессов, требует, наряду с другими категориями операциона-лизации понятия "среда", сохраняющего в себе смысл общей категории и одновременно несущего уточняющее значение.
Обращение к данному социокультурному феномену объясняется тем, что именно среда является важнейшей детерми-нантой духовного становления и совершенствования личности, ее потребностей, интересов и идеалов.
Известно, что каждый индивид и его потребности формируются под воздействием трех разноуровневых условий:
- общественной среды как "общего уровня" социальной детерминации личности;
- непосредственного социального окружения (микросреды) как специфической причины, определяющей формирование личности;
- внутреннего мира человека как единичного фактора в структуре социального детерминизма.
При этом среда, выступая как совокупность условий жизнедеятельности индивида и главная детерминанта его потребностей, одновременно является определенной формой и продуктом деятельности людей. Взаимосвязь личности и среды как компонентов целостной функциональной системы осуществляется путем активной, творчески преобразовательной деятельности субъекта. Следовательно, факторы, направленные на развитие социальной активности субъекта, способствуют духовному обогащению как различных микросред (сред ближайшего окружения), так и макрокультурной среды - актуальной культуры общества в целом.
Как культурологический термин понятие "среда" используется в научных исследованиях и практической деятельности применительно к локальным объектам исследования, в определенном временном промежутке. Она может послужить также вполне реальной единицей при изучении динамики культуры: именно в социокультурной среде (при введении в научный оборот определенных сравнительный параметров, объективно ее характеризующих) отчетливо нроележкьаотся, что в текущий период времени здесь остается .лт::с^:ткплю_устойчивым, а что подвижным и изменчивым^".
Взаимодействие социально-культурной среды и личности не следует рассматривать как некий спонтанный процесс. Эти отношения сознательно управляемы. Задача заключается в том, чтобы всесторонне и углубленно изучать их и на этой основе добиваться сознательного регулирования самого процесса формирования человека как социально значимой личности,
I. См.: Культурная среда и ее освоение : (Материалы сов. ученых к ХУШ Всемир.филос.конгрессу "Философское понимание человека". Великобритания, Брайтон, 21-27 авг. 1988 г Л /Отв.ред. Орлова Э.А. - Р.Г., 1988. - 143 с.
воспитания у него общественно необходимых потребностей.
Состояние научной разработанности темы. Составные части исследуемой проблемы разработаны далеко не в одинаковой степени. Если формирование духовных потребностей личности рассмотрено достаточно углубленно и полно, то проблема социально-культурной среды - поверхностно и односторонне.
В освещение взаимосвязи личности со средой значительный вклад внесен уральскими социологами и обществоведами (особенно в вопросах культурной среды производственного коллектива и разных типов поселения, пространственного размещения учреждений культуры и т.д.). Однако в их концепции основное внимание уделено таким сторонам социальной и культурной среды личности, как ее элементы (вещественные и личностные), виды (классовая, национальная, региональная, среда коллектива или типа поселения), сферы (производственная и семейно-бытовая или внепроизводственная), масштабные уровни (микросреда, т.е. среда ближайшего окружения и макросреда) .
На наш взгляд, главным недостатком изученных по данной проблематике работ является то, что в них при рассмотрении диалектического взаимодействия социально-культурной среды и личности, как правило, упускается следующий основополагающий момент: из множества факторов поведения человека следует выделять основной, центральный, который синтезирует в себе внешнюю объективную детерминацию и детерминацию субъективную, внутреннюю и в этом смысле в своем синтезе является главным побудительным фактором поведения личности. По заключению советских и зарубежных философов этим узловым фактором, исходным пунктом решений и действий человека как относительно внешнего мира, других людей, так и относительно самого себя являются его потребности.
Другим существенным недостатком научных изысканий является недооценка или упущение одной из особенностей социальной детерминации потребностей личности. Предоставленные
средой разнообразные условия для творческой жизнедеятельности индивида, являясь необходимыми для формирования социально значимых потребностей, сами по себе не обеспечивают их возникновения, если он на момент формирования той или иной потребности не обладает нужным для этого уровнем личностного развития, обеспечивающим потребностное взаимодействие с условиями среда.
Качества личности, определяемые уровнем ее развития (фиксируемые в системе ценностей), будучи неучтенными, являются камнем преткновения в процессе формирования потребностей в значительно большей мере, чем принято думать и учитывать на практике.
И наконец, до сих пор в большинстве публикаций на данную тему односторонне толкуется тезис "потребности - побудительная сила деятельности - преобразование внешних условий", а роль потребностей, влечений при этом абсолютизируется.
Не только на уровне обыденного сознания, но и в работах теоретического характера не преодолены представления, согласно которым удовлетворение потребности уже само по себе определяет совершенствование личности. До последнего времени именно удовлетворение потребностей нередко трактовалось как основная, конечная цель социализма. Ограниненность подобных взглядов проявляется в том, что из общей системы взаимодействия личности и среда произвольно выделяется один из элементов, значение которого преувеличивается, отсутствует конкретно-исторический анализ. Приводимые цитаты из произведений классиков марксизма-ленинизма носят порой прикладной характер, а поэтому трактуются тенденциозно.
Особенно утрируется известное положение из "Немецкой идеологии", которое чаще всего используется и в научной, и в пропагандистской литературе. Истина полностью искажается, так как цитата "вырывается" не только из контекста,
но более того - из предложения. Поскольку правильное прочтение известнейшего положения К.Маркса и Ф.Энгельса имеет принципиальное значение для исследуемой наш проблемы, необходимо подробнее остановиться на его анализе. К.Маркс и Ф.Энгельс пишут: "Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности (на этом цитата обычно обрывается - В.К.), - это для Штирнера означает, что данная потребность и ее орган приобретают господство над ним, подобно тому как он уже раньше провозгласил средство для удовлетворения потребности... господином над собой"-'-.
Из полного текста становится ясно, что К.Маркс и Ф.Энгельс как раз осуждают Штирнера за понимание потребности как силы, господствующей над человеком. Выше в "Немецкой идеологии" они поясняют, что действительная роль потребностей, их развитие зависят "от того, живем ли мы в таких обстоятельствах, которые допускают всестороннюю деятель -иость и тем самым полное развитие наших задатков"^, определяются укладом действительных отношений с внешними условиями и от обусловленной этими отношениями возможности развития индивида. То есть только учитывая материальные обстоятельства, условия жизнедеятельности и ее характер, развитие задатков и способностей человека, можно верно оценить побудительную роль потребностей, их место в структуре движущих сил развития личности.
В рамках исследования делается вывод, что детерминированные существующей социально-культурной средой и уровнем удовлетворения материальных потребностей духовные потребности не могут стихийно развиваться и произрастать лишь из биогенных потребностей личности. Являясь своего рода связующим звеном между духовным производством и потребле-
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.З. - С. 245.
2. Там же. - С. 244-245.
нием, духовные потребности формируются только посредством интериоризации социально-культурной среда, обогащая и развивая при этом духовную культуру личности, возвышая человека над определенным конкретно-историческим уровнем простого вопроизводства условий его жизни и активизируя участие в экстериоризации социокультурной среды, что делает последнюю все более совершенной. Это, в свою очередь, создает новые благоприятные социокультурные условия для дальнейшего духовного развития самой личности ж окружающих ее индивидов.
Цель и задачи исследования. При изучении данной проблемы перед автором стояла цель - обосновать детерминированность духовных потребностей индивида условиями существующей социально-культурной среды, раскрыв при этом механизм ее взаимодействия с личностью и указав на факторы, позволяющие определить, как среда формирует духовный мир человека, а порой и деформирует его, как обогащает и опустошает, что человек отбирает из воздействий среды и чему противится, противостоит. еи^шл^ необ-
ходимость решения следующих задач:
- дать определение социально-культурной среды как культурологического термина, раскрыть ее содержание, структуру, функции;
- изучить специфику механизма взаимодействия социокультурной среды и личности как компонентов единой функциональной системы;
- указать факторы, под воздействием которых в условиях существующей социокультурной среди происходит формирование духовных потребностей личности;
- рассмотреть пути сознательного, целенаправленного воздействия социокультурной среды на индивида и формирование его духовных потребностей.
Методологической основой диссертации является ряд актуальных идей, концепций, подходов советских и зарубежных ученых, изучающих проблемы функционирования культуры в обществе, взаимодействия среды и личности, происхождения, формирования и развития потребностей человека, совершенствования его духовного мира. Основными среди них являются:
- системный подход как главный методологический принцип, используемый при изучении механизма взаимодействия социально-культурной среды и личности, в основу которого положена проблема системности, целостности в философии;
- методологические положения, дающие основу для научного анализа социальной и культурной среды, изложенные в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей. Краеугольным моментом в них является то, что среда рассматривается как проявление общественных отношений в конкретных специфических условиях жизни и функционирования социальных субъектов (групп, коллективов, личности);
- рассмотрение потребности как социального явления, характеризующего диалектическое противоречие между социальным субъектом и объективными условиями его жизнедеятельности с помощью концептуального аппарата, разработанного во многих трудах, которые подробно анализируются и используются в диссертации;
- классификация потребностей и анализ проблемы духовности на основе методологического принципа, предложенного академиком П.В.Симоновым;
- уточнения теоретико-методологических представлений о вещественной стороне социально-культурной среды, сущности художественной культуры с целью отработки операциональных дефиниций на основе материалов Всесоюзного конкретно-социологического исследования, позволившего научно определить пути формирования культурных потребностей в условиях реальной социально-культурной среда. (Руководитель программны исследования Ю.У.Фохт-Бабушкин.)
Научная новизна диссертации. Данное исследование является культурологической работой, комплексно рассматривающей проблему взаимодействия среды и человека как детерминанту духовного развития личности. При этом выявляются факторы объективного и субъективного порядков, непосредственно влияющие на процесс формирования духовных потребностей субъекта социокультурной среды. Моменты научной новизны заключаются в следующих положениях работы:
- социально-культурная среда и личность исследуются как компоненты единой функциональной системы, в свою очередь входящей в определенную систему социальной организации общества;
- взаимодействие социокультурной среды и личности, обусловливая качественные изменения в каждой из этих систем, обеспечивает, с одной стороны, непрерывность духовного развития человека путем формирования социально значимых духовных потребностей, с другой - побуждает его к творческой преобразовательной деятельности по совершенствованию условий социально-культурной среды; _
- в социально-культурной среде у личности формируется строго индивидуальный набор духовных потребностей, который нельзя представить как механическое переливание духовного содержания среды, окружающей человека, в его духовный мир, так как механизм усвоения духовных ценностей носит избирательный характер, зависящий от факторов социального порядка и индивидуальных черт личности (психологической готовности вступить в потребностные отношения со средой, прежнего социального опыта, ценностных ориентации, установок, вкусов и т.д.).
- эвристическая ценность категории "социокультурная среда", предполагающая выявление особенностей, специфики, условий тренсформации духовных ценностей общества в индивидуальном сознании, заключается в том, что только "выделение", "обособление" личности - субъекта социокультурного
взаимодействия, - как активной системы из непрерывного многообразия ее социальных связей, дает возможность определить всю совокупность'конкретных факторов, влияющих на ее развитие и формирование потребностей;
- методологически отработанное развитие взглядов на потребность как противоречие между социальным субъектом и условиями его жизнедеятельности {микросредой) способствует дальнейшему познанию сущности потребности;
- обоснована необходимость и указаны некоторые пути организации планирования реальных условий для создания, распространения и освоения духовных ценностей, т.е. создания таких условий в социально-культурной среде, которые бы максимально способствовали творческому подъему духовных производителей, широкому распространению в обществе их произведений, эффективному их воздействию на формирование духовных потребностей людей.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в дальнейшем развитии теоретических основ исследования взаимодействия таких социокультурных феноменов, как среда и личность. Обоснована целесообразность и доказана эффективность применения методологии системного анализа социальных явлений при исследовании потребностей человека. Суть ее в следующем: понимание системы потребностей как системы реально действующих для социального субъекта объективных противоречий открывает возможность, не подменяя потребность субъективными переживаниями носителя этой потребности, рассмотреть ее не как "потребность в себе", а как элемент системы, включающей объективный и субъективный моменты. По этой методологии система потребностей личности представляет не суммативную совокупность различных видов потребностей, замкнутых в социальном субъекте, не как систему состояний субъекта, а как систему его специфических связей с внешним миром (в данном случае - социально-культурной средой), связей, формирующих как социального субъ-
екта и его потребности, так и окружающую его действительность, являющихся источником их взаимного развития. Эти связи в их конкретном выражении и есть различные виды потребностей, содержание которых в самом общем виде представляет собой материальные, социальные и духовные противоречия между субъектом и объективным! условиями его существования.
Эти, а также ряд других, теоретических и методологических положений могут быть использованы как другими исследователями, так и авторами книг, пособий, составителями программ спецкурсов и семинаров, изучающих реальные социокультурные процессы и духовный мир личности.
В чисто практическом плане выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут оказаться полезными для работников государственных и общественных учреждений и организаций, занимающихся культурным обслуживанием населения того или иного региона страны и обеспечивающих необходимое соответствие между производством культурных олаг-и общественной потребностью в них. Поскольку потребность в данном случае характеризуется системой целевых показателей культурной деятельности населения, то объем и структура услуг, предложенных учреждениями культуры (субъектами конкретной региональной социально-культурной микросреды), должны быть ориентированы на их обеспечение.
Апробация работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены автором на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Нравствешюе содержание искусства и современный идеологический процесс" (Киев, июнь 1930 г.), республиканской научной конференции "Новая концепция и современные подходы в вопросах подготовки кадров культуры" (Киев, февраль 1991 г.), а также обсуждены на проблемном семинаре кафедры теории и истории культуры АОН при ЦК КПСС (февраль 1991 г.), отражены в опубликованных статьях.
Структура и содержание диссертации. Она состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, характеризуется степень разработанности данной проблемы, формулируются цель и задачи работы, определяются ее новизна и практическая значимость, указывается методология исследования.
В первом разделе "Среда как социально-культурный феномен" раскрывается понятие "среды" как философской, социологической и культурологической категорий, выявляются необходимые условия, при наличии которых связи "человек -окружающие условия" представляют собой феномен социальной среда. Подчеркивается, что объективным условием его осуществления является взаимодействие, которое выражает воздействие одного на другое и соответствующее восприятие такого воздействия.
Далее, на основе системного подхода как методологического принципа изучения сущности среды, социокультурная среда и личность рассматриваются уже как компоненты единой функциональной системы, которая в свою очередь входит в определенную систему социальной организации общества. При этом выделяется два аспекта:
- взаимообусловленное сосуществование определенной социокультурной среды и личности, интегративность их свойств, структур, функций, составляющих некую социально значимую систему "среда-личность";
- их взаимообусловленное изменение в результате взаимодействия - появление новых качеств, свойств, структурных элементов, функций и т.п.
На основе этого в диссертации предпринимается попытка с точки зрения философско-исторического аспекта проследить диалектическую взаимосвязь социокультурной среды и
исторического субъекта, определить степень детерминированности свойств личности объективными условиями среды. С этой целью для удобства исследования предлагается классифицировать социокультурную среду по следующим признакам: а) характеру; б) масштабу; в) виду. При рассмотрении отдельных элементов среды отмечается, что общность для индивидов вещественных элементов среды в реальной жизни не характеризует однородность ее личностной стороны. На практике социокультурная среда оказывается внутренне противоречивой: включенные в данный основной коллектив малые группы и отдельные личности существенно различаются по своим ценностным ориен-тациям, интересам и потребностям, далеко не адекватно воспринимают предложенные средой духовные ценности. Отсюда следует весьма важный практический вывод: одно дело открыть широким народным массам равный доступ к субъектам социокультурной среды (театрам, музеям, выставочным залам и т.п.), и совсем другое, куда более сложное, - сформировать у большинства людей реальные потребности в общении с духовными ценностями.
В исследовании выделяются - два фактора, определяющих в каждой социальной микросреде детерминацию потребностей личности - объективное воздействие на индивида вещественных и личностных элементов среды в сочетании с целенаправленным воздействием субъектов среды (общественных институтов, воспитательных и культурно-просветительных организаций и учреждений, социальных групп и коллективов, иных индивидов и т.д.). Следовательно, помимо двух названных факторов самих по себе, определенное значение приобретает и факт их согласованности или рассогласованности взаимодействия в системе "среда-личность". В итоге становится возможным не менее четырех вариантов направленного формирования потребностей личности, из которых только один становится социально зна-
имш и отвечает интересам и потребностям общества*.
Для выявления требований к человеку со стороны его эциалъного окружения и существующей среды в работе пока-ан механизм взаимодействия личности с микросредой в сис-еме "среда-личность" на уровне психологического отражения.
На основе этого делается заключение, что для всесто-оннего понимания процесса формирования личности и ее ду-овных потребностей в условиях той или иной социокультур-ой среды недостаточно констатации: человек есть продукт бщественных отношений. Кроме этого следует учитывать дру-ую сторону проблемы, проявляющуюся в значении внутреннего ира личности, ее "самости", в самосозидательных способнос-ях человека. С этой целью в диссертации указываются неко-орые факторы, определяющие избирательное отношение личнос-и к социокультурным процессам в данной микросреде. Среди их называются:
- значение места и социальной роли индивида в общестенной жизни, принадлежность к классу, социальной группе, роизводственному коллективу, идеи и образ жизни которых
н принимает;
- уровень осознания индивидом объективных закономер-остей, интересов и потребностей общественного и индивиду-льного развития, наличествующих в данной социальной среде;
. Если обозначить для краткости воздействие среды на индивида знаком С, формирование потребностей - знаком Ф. а направленность того и другого - П (позитивная) и (Н) -негативная, то эти варианты схематично могут быть представлены следующим образом: ПО-»Ш; НС-»•НФ;
ПС—»НФ; НС-►НФ. При этом надо оговориться, что под
позитивностью следует понимать такой уровень функционирования элементов среды и степень оптимизации процесса формирования потребностей, которые обеспечивают максимальную позитивную эффективность их совместного воздействия на индивида и появление у пего общественно значимых потребностей. Ясно, что социально значимым является лишь вариант ПС—наиболее полно отвечающий интересам и потребностям как конкретного индивида, так и всего общества.
- рост культурного уровня, степень самосознания и приобретенный опыт социальной жизни.
Исследуя влияние этих факторов, в работе критикуются как устаревшие в методологии и теории еще бытующие иногда взгляды обществоведов, в которых общественные и производственные отношения социализма и свойственные им диалектические противоречия, в том числе между качественными изменениями социокультурной среды и уровнем духовных запросов человека, представляются как внеличностные, а носителями общественно-производственных и социально-духовных процессов выступают не люди, а товары, фонды, ресурсы, кредиты, литература, кино, деятельность культпросветучреждений и т.п.
При анализе детерминант духовных потребностей личности в работе значительное внимание уделяется проблеме межличностного общения и роли коммуникативной функции духовного потребления. В частности, при рассмотрении коммуникативной функции искусства приводятся малоизвестные слова Л.Н.Толстого: "Искусство вовсе не ихра, как думают физиологи, не наслаждение, а просто есть один из видов общения .людей между собой, и это общение соединяет их в одних и тех же чувствах. Задачей настоящего, истинного искусства должно являться: перевести из области рассудка в область чувства истину о том, что благо людей в их единении между со~ бою..,"1.
Далее, при исследовании реальных социокультурных процессов современной городской среды, детально рассматриваются ее качественные характеристики, оказывающие наибольшее влияние на формирование духовных потребностей граждан. Указывается одна из главных особенностей - увеличение мощности, разнообразие информационного поля, характеризующего городскую социокультурную среду, и расширение его пространственно-временных границ, обращается внимание на два суще-
I. Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников : В 2-х т. -М.: Худож.лит., 1955. - Т. П. - С. 71.
¡твенных типа последствий его воздействия на людей. Во-гервых, объективно увеличивается возможность для самореа-шзации личности в сфере культуры, удовлетворения разнообразных духовных потребностей. Во-вторых, стремительное расширение границ культурно-информационного поля, произошед-иее в сравнительно короткий исторический промежуток времени, стало для современных людей источником важной проблемы - отыскания принципов духовного самоопределения в данной социокультурной среде.
В связи с этим подчеркивается, что даже при условии обеспечения правового равенства, граждан в доступе к культурным ценностям их реальное использование в условиях сложной социокультурной среды является дифференцированным. На основе результатов конкретно-социологических исследований, других статистических данных в работе указывается ряд причин, не позволяющих адекватно удовлетворять духовные потребности советских людей из-за перекосов и изъянов в развитии сяйшально-культурной среда, выявляются наиболее значительные факторы, которые, по мнению населения, не позволяют ему надлежащим образом удовлетворять свои потребности в тех или иных видах художественного творчества и искусства, высказывается ряд практических рекомендаций по устранению этого противоречия, в частности, необходимость выработки соответствующих концептуальных схем создания зрелой социально-культурной среды, и указываются приемлимые для этого критерии.
Во втором разделе "Социально-культурная среда и духовные потребности личности" исследуется потребность как объективное противоречие, существующее в функциональной системе "среда-личность" между индивидом и условиями его жизнедеятельности, определяется роль и взаимосвязи духовной потребности в целостной системе потребностей личности, рассматриваются некоторые аспекты их детерминации.
При сравнении различных подходов к определению категории "потребность", исходя из генетического метода, значительное внимание уделяется определению меры объективного и субъективного в ней, сопоставляются понятия "нужда" и "потребность" как взаимодействие объективного и субъективного фактора и указывается при этом на возможность двоякого проявления потребностей.
Во-первых, потребность может совпадать с нуждой -практическим проявлением объективной необходимости. Биологические нужды человеческого организма являют собой, пожалуй, наиболее яркий пример таких потребностей. В потребностях во сне, воздухе, пище и т.п. нагляднее, чем в других, обнаруживается объективная зависимость человека от условий внешней среды, нарушение которой грозит ему гибелью.
Во-вторых, потребность - это не только нужда сама по себе, но и отражение нужды в сознании, идеальное побуждение субъекта, "внутренний образ" необходимого"''. Понятно, что, складываясь в сознании, этот "образ необходимого" может быть весьма различен у разных людей.
Понимая под необходимостью философскую категорию, предлагается рассматривать потребность личности как выражение объективно необходимых отношений ее с вещественными и личностными элементами социальной среды, в результате которых под воздействием сознания формируются и одновременно проявляются сущностные силы индивида.
Группирование потребностей в диссертации проводится по следующим признакам: по происхождению, принадлежности и сферам удовлетворения, и в интересах тематики исследования выделяются те, которые составляют основу анализа природы индивидуальных потребностей, на этой основе анализируется природа духовных потребностей личности, определяет-
I. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 12. -С. 718.
1 место и роль социально-культурной среда в их формирова-ш.
При рассматрении потребностей с точки зрения системно анализа, подчеркивается, что они представляют собой 7ределенный результат отношения человека к среде. В свою зередь среда имеет определяющее значение для возникнове-ш и развития потребностей индивида и в то же время явля-гся средством удовлетворения этих потребностей. Этот ди-тектический момент под новым утлом зрения позволяет рас-натривать механизм воздействия социальной среды на лич-эсть и обратного влияния, преобразования социальной среда одьми. Потребности являются, таким образом, главным связу-цим звеном в сложном механизме взаимодействия социальной реды и личности и представляют собой специфическое единс-во объективного и субъективного.
В вопросе соотнесенности объективного и субъективного эментов в процессе формирования потребностей личности в зловиях данной социальной среды за основу принимается точа зрения А.1Л1здраво№слова, согласно которой такие катего-ии, как "потребность" и "интерес" нельзя просто относить ибо к объективным факторам и условиям, либо к субъектив-ым внутренним побудительным силам. Они возникают в прак-ическом взаимодействии объекта и субъекта и выражают от-ошение между ним.
В контексте данного исследовании потребности • рас-матриваются как явления, присущие человеку и связанные с роявлением в системе "среда-личность" объективных проти-оречий между внешними условиями бытия и внутренними структурными компонентами субъекта.
Поэтому "анализ потребностей предполагает, с одной тороны, углубление в противоречивую сущность социального ;елого, выступающего в качестве носителя потребности, будь 'о общество как система, социальная группа, социальный ин-;титут, личность, а с другой - выявление многообразных :тимулов, как бы надстраивающихся над потребностями, свя-
задними со структурой субъекта"*.
При этом подчеркивается, что данные противоположности - социальный субъект и объективные условия его существования - берутся не как обособленные компоненты, а в непосредственной зависимости от внутренних моментов развития целого - системы "среда-личность". Противоречие между названными противоположностями, являясь процессуальным отношением, непрерывно разрешается и вновь воспроизводится, обеспечивая тем самым самодвижение, саморазвитие общества.
Таким образом, возникающие потребности - это противоречие не между разными сущностями (например, личностью и средой), а внутри целого - социальной системы.
В работе отмечается, что между этими противоположностями происходит постоянный активный обмен: веществом, энергией, информацией, в процессе которого они получают все необходимое и достаточное для собственного развития. С этой точки зрения, взаимно предполагая друг друга, они могут быть охарактеризованы как диалектическое единство. Но поскольку реализация потребностей ведет к изменению качественных характеристик как самого социального субъекта, так и объективных условий его существования - среды, то наряду с возникшим было в системе тождеством, происходит процесс, который можно определить как взаимное отрицание, воспроизводящее противоречие каждый раз на новом уровне и порождающее, таким образом, новые потребности.
В этой связи представляет интерес мысль Гегеля, способствующая пониманию потребности человека как диалектического противоречия с внешним миром, порождаемого внутренне противоречивым развитием как самой личности, так и окружающей ее среды. Подчеркивая, что удовлетворение потребности есть разрешение противоречия, Гегель говорит о воз-
I. См.: Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - С. 25.
шговении нового качества его сторон, фиксируя моменты вдества и отрицания субъекта и объекта, среда и личности. гдовлетворение восстанавливает мир между субъектом и объ-;том, так как объективное, стоящее по ту сторону, пока юдолжает существовать противоречие (т.е. пока чувствует-[ потребность), снимается в этой его односторонности бла-»даря его соединению с субъектом. - Те, которые так много щорят о прочности и непреодолимости конечного - как су-.ективного, так и объективного, имеют перед собою в кап-ад влечении обратный пример"^.
Развивая это положение, материалы исследования объяс-гот пассивное отношение личности к потребностям, увязывая ■о со степенью адекватности осознания индивидом существу-[их в данной среде потребностей, что подтверждается выводят ряда советских ученых: "поведение человека нельзя выдать непосредственно из потребностей, поскольку они презрительно должны быть им осознаны" (Донченко Е.Л., Сохань В., Тихонович В.А.); "в структуру волевого действия вхо-:т именно отраженная, осознанная среда" (Кикнадзе Д.А.) и д.
Другие ученые, констатируя встречающуюся неэффсктив--стъ целенаправленного воздействия среды на формирование 'требности личности (что может служить как бы "базой" для 1звития различных форм антиобщественного поведения), счи -нот ее причиняли: эмоциональную невосприимчивость, просче ■ [ воспитания, равнодушие (Ивакчук Н.В.), т.е. то, что "чу-¡тва и эмоции у некоторых индивидов могут быть весьма при-[тивными, не связанным! с общепризнанными ценностями и но ¡аш поведения" (Вдравомыслов А.Г.), обращая, таким обра™ )М, внимание на недостаточный уровень развития личности, ; соответствующий степени развитости окружающей среды.
. Гегель. Энциклопедия философских наук // Соч. - М.-Л.: Госиздат, 1930. - Т. I. - С. 314.
В работе отмечается правомерность двух этих взглядов на
данный вопрос. Именно тенденции развития личности»гармонируюш с тенденциями развития общности, делают ее "восприимчивой^ к влиянию среды. Если же личность в своем духовном развитии отстает от уровня духовной культуры всей общественной системы и ее опосредующих звеньев - социальных групп, коллективов, - то она не в силу "равнодушия" или "эмоциональной невосприимчивости", а в силу неразвитости своих системных структур не способна адекватно воспринимать и осознавать ценности среды, ей "нечем" вступать в сложное потребностное взаимодействие, ей будут доступны лишь упрощенные взаимодействия с вещественными и личностными элементами данной среды.
Не претендуя на полноту выводов, исследование выявляет ряд факторов, воздействующих на формирование духовных потребностей личности в условиях современной социокультурной среды. Среди них называются:
- субъекты управления (общество, коллектив, общественные организации, малые социальные группы, семья и т.д.);
- самовоспитание и самоконтроль;
деятельность культурно-просветительных и воспитательных учреждений и организаций;
- фактор стихийности (случайность, различные идеи, настроения, беспорядочный образ жизни).
Далее в диссертации констатируется, что целенаправленное воздействие социокультурной среды па формирование ду- -ховных потребностей становится объективной необходимостью, ибо оно не только ускоряет развитие потребностей, возвышающих личность духовно и способствующих возрастанию ее социальной значимости, но и обеспечивает единство между потребностями личности и общества в целом.
В связи с этим в работе обосновывается актуальность изучения механизма взаимодействия среды и личности и его роли в формировании духовных потребностей, освещается спе-
фика данного механизма, а также рассматриваются пути соз-яельного, целенаправленного воздействия социокультурной 'еды на духовные потребности личности.
В заключении подводятся краткие итоги исследования, рмулируются основные выводы, к которым пришел автор и налаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.
х х
х
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Влияние социально-культурной среды на формирование осовных потребностей личности // Культура и гуманизм. -га. 2. - Сб.науч.труд.аспирант. - М.: АОН ЦК КПСС, 1991.-п.л.
2. Актуальные проблемы формирования духовных потреб->стей личности в условиях качественных изменений социаль->-куль'1-урнуй~ с^еды // Новая концепция и современные под-щы в вопросах подготовки кадров культуры: Тезисы к респ. 1уч.конференции. - Киев, 1991. - 0,3 п.л.
3. Социально-культурная среда и формирование духовных этребностей личности // Нравственное содержание искусства современный идеологический процесс: Сб.тез.Всесоюзной хуч.-теор.конференции. - Киев, 1990. - 0,3 п.л.
4. Какую роль в духовной жизни молодежи играет кни-1? // Социалистический образ жизни и молодежь: Вопросы ответы. - Киев, 1984. - 0,6 п.л.
5. Развитие и совершенствование общественных отноше-лй и социалистической демократии - объективные условия армирования политической культуры // Молодежь и полити-зская культура. - Киев, 1984. - 1,5 п.л.
6. Место литературы и искусства в формировании политической культуры молодежи // Твоя политическая культура.-Киев, 1983. - 1,2 п.л.
/и
//
/
I/