автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социально-политическая концепция К. Ясперса

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Мошнин, Владимир Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-политическая концепция К. Ясперса'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мошнин, Владимир Федорович

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ШШЮСОШЙ КАРЛА ЯСПЕРСА.

§ I. Теоретические основы экзистенциальной философии.

§ 2; "Диагноз" эпохи. К.Ясперс о кризисе человека и общества.

§ 3. Проблема свободы в философии К.Ясперса. Экзис < >) - ■ тенциальная свобода и свобода политическая.

Глава II. СОЦЙАЛЬНО-ПОЛИТИЖКЙЕ ВОЗЗРЕНИЯ КАРЛА

ЯСПЕРСА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.

§ I. Проблема "немецкой вины". Шорм1фование политического сознания К;Ясперса. < ■ «I

§ 2. Альтернатива: "свобода" - "тотальное господст

• " I < • во" и реакционная суть доктрины тоталитаризма. * • •" , |

§ 3. Политические взгляды К.Ясперса в 60-е годы. III ЗШШЕЕИЕ

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Мошнин, Владимир Федорович

Современная международная обстановка отличается небывалым обострением борьбы двух мировых общественных систем: капитализма и социализма. На мировой арене противоборствуют два политических курса, две политических линии. С одной стороны, миролюбивый внешнеполитический курс Советского Союза и саран социалистического содружества, с другой - аванткрис-тический курс США. и их союзников на безудержную гонку вооружений, достижение военного превосходства и подталкивание че- ловечества к ядерной катастрофе. Империализм, как отметил Июньский 1983 ri Пленум ЦК КПСС, "предпринимает все более массированные, беспрецедентные по своему размаху атаки на наш общественный строй, марксистско-ленинскую идеологию, стремится отравить сознание советских людей, извратить цели нашей внешней политики, блокировать растущее влияние реаль

• I • « ного социализма - главного оплота дела мира и свободы народов. Идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий".1 (2.2,29).

ЦК ШСС и Советское правительство постоянно держат в центре внимания вопросы идеологической борьбы, учитывают задачи, которые вытекают из современной международной обстановки, и со всей ответственностью заявляют, что "нет для нашей партии задачи более важной, чем сохранение и упрочение мира". (2.2,50). В этой связи особый интерес представляют те социально-политические концепции и теории буржуаз

I. Здесь и далее: цифры до запятой обозначают номер рабо.ты в списке литературы,' помещенном в конце диссертации, а цифры после запятой - страницы цитируемого произведения; ных идеологов, которые более реалистически учитывают положение на международной арене и понимают необратимость происходящих в послевоенном мире процессов;

Ввиду чрезвычайной сложности международной обстановки многие представители реалистически мыслящей буржуазной ин

• * ■ теллигенции не сразу приходят к более или менее прогрессивным взглядам по важнейшим проблемам современной политики и обычно продолжают придерживаться господствующих установок буржуазной идерлогинг. Однако осознание ответственности за судьбы всего человечества и понимание опасности превращения международных конф/ликтов в катастрофу ядерной войны побуждает широкие круги мировой общественности к выступлениям против безрассудочной политики империалистических держав, к борьбе за мир и безопасность народов; В сложившейся ситуации неизбежно встает вопрос о соотношении философии и политики, ибо буржуазные философы также не могут обойти коренные проблемы современного общественного развития и пытаются дать ответ на вопросы, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации и человечества в целом.

Огромное влияние на умы буржуазной интеллигенции в течение почти четверти века после 1945 года имели политические выступления и труды философов экзистенциалистского направления, когда идеи Ясперса, Хайдеггера, Сартра, Марселя, Камю, Мерло-Понтй получили широкое распространение в странах Запада. Политические позиции экзистенциалистов были противоречивы и неоднозначны. Они предлагали с самые различи , ные варианты политической деятельности от сотрудничества с наиболее реакционными слоями империалистической буржуазии до попыток установить диалог с миролюбивыми, прогрессивнйми силами. В этом плане значительный интерес представляют теоретические воззрения К.Ясперса, которые лежат в основе его социально-политической концепции, а также его политические:. рекомендации.

Карл Ясперс, один из основоположников философии экзистенциализма, является крупнейшим буржуазным мыслителем XX века. Родился он в 1883 году на севере Германии, в городе Оль-денбурге. йарос и получил воспитание в богатой бюргерской семье. Изучал право, медицинские науки и философию в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. После завершения университетского курса в Гейдельберге имел врачебную практику в психиатрической клинике. В 1916 г. стал доктором медицины, преподавал психологию, а в 1919 г. перешел на философский факультет Гейдельбергекого университета. С 1921 г. был профессором. В 1937 г. нацистские власти отстранили его от преподавательской деятельности (из-за еврейского происхождения его жены Гертруды Ясперс). После второй мировой войны Ясперс вернулся в университет, а с 1948 г. преподавал в Ба-зельском университете. Умер в 1969 г. в Швейцарии.

Получив известность в начале 30-х годов своими философскими работами, Ясперс в послевоенное время приобрел не меньшую известность выступлениями по актуальным проблемам современности, мировой политики и политического сознания либерально-буржуазной интеллигенции. Политическое м1фовоззре-ние немецкого мыслителя претерпело за эти годы существенные эволюционные изменения, в отличие от его теоретико-философ -ских основ.

Ясперс не употреблял термин "экзистенциализм" для характеристики своего философ/ского мировоззрения. Основные

- .6 теоретические принципы "экзистенциальной философии" он изложил в трехтомной работе "Философия", вышедшей в 1932 г. В последующие годы философское сознание Ясперса подверглось значительной перестройке, что повлияло на выбор названий, характеризующих способ его философствования:"философия охватывающего" ("Разум и экзистенция",1935 г.)» "философия ученого незнания","философия коммуникации"("Отчет и перспективы" и "Философская вера"), "философия свободы"(Послесловие в "Философии" 1955 г.)/'вечная философия"("Великие философы"), "всемирная философия"("Автобиография"); Однако принципы, изложенные в "Философии", сохранились в его мировоззрении без каких-либо существенных изменений, поэтому термин "эк/зистенциальная философия", на наш взгляд, может быть применен и для характеристики всего философского сознания Ясперса на всех этапах его творчества;1

Современная немецкая буржуазная философия в той или иной мере отражает противоречивые процессы социальной и духовной ижизни ФРГ. За последние десятилетия она "претерпела существенную эволюцию, приспосабливая к запросам нового общественно-исторического опыта учения первой половины нашего столетия, выдвигая также некоторые новые концепции и идейные построения";(4.28,8); Место и роль социально-политической концепции Ясперса в общем контексте его мировоззрения можно правильно определить, если рассматривать ее в органичной взаимосвязи с теоретическими принципами экзистенциальной философии, с одной стороны, а с другой - прослеживая закономерности формирования и концептуализации социально-политических воззрений немецкого мыслителя вместе с изменением политической ситуации в мире вообще, и в ФРГ в частности;5

Политическое сознание буржуазных мыслителей, которое в своей основе зависит от социальных установок и от определенных теоретических принципов, хотя и отражает социально-поли-тическуюю и духовную ситуацию современного буржуазного государства с позиций идейно-политического плюрализма, в конечном счете детерминировано господствующими идеологическими течениями. Современная "мозаика" буржуазного политического сознания в ФРГ представляет собой преимущественно интеграцию идей консервативного лагеря с идеологией неонацизма и либерально-буржуазных кругов на общей для них антикоммунистической платформе. В этом политико-идеологическом комплексе воздействие идей либеральных теоретиков на государственную идеологию ФРГ во многом зависит от умонастроений и политических позиций западногерманской интеллигенции.

Как известно, основоположники марксизма-ленинизма уделя-лили большое внимание выяснению роли интеллигенции в классовой борьбе, в развитии политических группировок буржуазного общества. "Интеллигенция,- писал В.Й.Ленин,- потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе". (1.8,343). Поэтому исследование социально-политической концепции Ясперса, виднейшего представителя либеральной буржуазной интеллигенции, представляется немаловажным в том смысле, что в ней довольно точно отражаются классовые интересы, а также социальные и политические процессы современного капиталистического общества.

В советской философской литературе до начала 60-х годов о Ясперсе было написано сравнительно немного; По этому поводу советский исследователь А.Ф.Лосев заметил, что. о Ясперсе "ввиду сложности его воззрений следовало сказать больше, ибо тенденция экзистенциализма нуждается в более точной формулировке". (5.14,338).

За последние два десятилетия появилось немало серьезных работ, в которых проводится анализ воззрений Ясперса. Критике немецкого экзистенциализма посвящены труды В.У.Бабушкина,

A.С.Богомолова, Р.М.Габитовой, П.П.Гайденко, Б.Т.Григорьяна, Ю.К.Мельвиля, А.Г.Мысливченко, С.Ф.Одуева, Т.И.Ойзермана, Э.Ю.Соловьева, А.Н.Типсиной, М.Л.Чалина, М.В.Яковлева и других авторов; Ряд вопросов, касающихся непосредственно социально-политических взглядов Ясперса, рассмотрен в диссертациях В.Г.Галиаскарова, Н.С.Козлова, М.Пашаева и некоторых других. Содержательные статьи о философии экзистенциализма и отдельных ее представителях тлеются в наших энциклопедичен ских изданиях и коллективных работах.^- Учение Ясперса анализируют также зарубежные марксисты Х.-М.Герлах, Г.Менде, р

B.Хайзе, З.Хеппенер, Т.Шварц и другие.

Произведения философов-экзистенциалистов издаются в капиталистических странах большими тиражами. Кроме того, немецкий мыслитель остается одним из наиболее авторитетных

I; См.: Аверинцев С.С. Ясперс.- Философская энциклопедия, М.,1970, т.5; Гайденко П.П. Экзистенциализм.- Там же; Современный экзистенциализм. М.,1966; Современная буржуазная ф/и-лософия. М.,1978 и др.

2. См.: Хайзе В. В плену иллюзий. М.,1968; Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру. М. ,1964. буржуазных философов современности, о чем свидетельствуют, в частности, организация специального коллоквиума и нескольких секций по Ясперсу на ХУ11 Всемирном философском конгрессе в Монреале (август 1983 г.) и ряд семинаров, проводившихся в западных университетах в связи со столетней годовщиной со дня рождения немецкого философа.

Вместе с тем, стоит отметить, что социально-политические воззрения Ясперса, как и других философов-экзистенциалистов, еще слабо отражены в отечественной литературе; хотя философ из ГДР Х.-М.Герлах и западногерманские исследователи Х.Пипер и Б.Зутор предприняли попытки рассмотреть взаимосвязи экзистенциальной философии с политикой, но и они не выделяют специфику именно социально-политической концепции Ясперса. Отдельные, разрозненные социальные и политические взгляды немецкого экзистенциалиста рассматриваются,как правило, либо в рамках философской проблемы человека и общества, либо как следствие идей, выдвинутых в "философии истории" Ясперса, либо как фрагмент его мировоззрения в целом.1 Однако, в первом случае из поля зрения исследования исчезают собственно политические позиции Ясперса и их генетическая связь с идеологией немецкого буржуазного либерализма, а во втором - теоретические основы политического мышления Ясперса трактуются односторонне, ускользает специфика его отношения к актуальным проблемам политического процесса современности, экзистенциалистских "диагнозов" и рецептов терапии кризисного буржуазного общества, где он предстает как политический мыслитель по преимуществу. "Политическая фило-софия"Ясперса фактически неизвестна рядовому советскому читателю. Не получил еще должного освещения и вопрос о "зна

- 10 чительной эволюции политического мировоззрения" немецкого мыслителя, хотя сам факт этот признается философами-марксистами. (4.9,23) .

Автором данной работы предпринята попытка восполнить имеющиеся пробелы в анализе философского и политического со I знания Ясперса; Целью диссертации, впервые в марксистско-ленинской научной литературе, является рассмотрение социально-политической концепции Ясперса как самостоятельного предмета критического анализа: выявляются теоретическая база его социально-политических воззрений, связи экзистенциальной философии с политикой, формирование философско-политической концепции Ясперса и ее интеграция антикоммунистической идеологией, последующая эволюция политического мировоззрения немецкого философа в связи с насущными "жизненными вопросами" политики. Научная новизна диссертации состоит также в том, что проведенное исследование впервые в марксистской литературе рассматривает взаимозависимость философских и политических воззрений Ясперса как следствие осмысления немецким философом реальных исторических событий современности, которое проявилось в образовании социально-политической концепции - особого структурного элемента его мировоззрения.

Методологической основой диссертации являются принципы марксистско-ленинской теории, философские труды и политические выступления основоположников марксизма-ленинизма, указания и оценки, содержащиеся в документах Щ КПСС и мирового коммунистического движения, положения и выводы, которые имеются в марксистских исследованиях современной буржуазной философии и политического сознания либеральной буржуазной интеллигенции^

- II

• Содержание диссертации может быть использовано в дальнейших работах по критике современной буржуазной философии и социологии, политического сознания и идеологии буржуазного либерализма. Материал исследования может быть использован также при чтении общих курсов по критике немарксистской философии и специальных по философии экзистенциализма, в выступлениях, касающихся философской и политической ситуации в ШРГ, в пропагандистской работе.

Структура работы - введение, две главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе анализируются социальные аспекты философии Ясперса: проблемы бытия человека в обществе, "диагноз" кризиса буржуазного общества, учение о свободе. Вторая глава посвящена непосредственно критике комплекса идей и взглядов, образующих социально-политическую концепцию Ясперса. Основные выводы изложены в заключении. 4

- 12