автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальное наследование
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальное наследование"
о»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ■
Специализированная совет Д 063.52.01 по философским я социологическим наукам
На правах рукописи
ЛШНСКАЯ Любовь Николаевна
СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ 09.00.11 - социальная философия
• /автореферат
диссертации на сойсканиэ ученой степени кандидата философски* наук.
Ростов-на-Дону 1994 г.
Работа выполнена на каЯтедре Философии Таганрогского государственного педагогического института.
Научный руководитель - В.П.Яковлев,
доктор Философских■наук; В. в.Попов,
кандидат Философских наук.
ОТс-иальнкэ оппоненты - А.Н.Ео«гте
доктор философких наук; Хоперская'Л.Л., кандидат философских наук.
Ведущая организация - Институт молодежи,г.Москва.
Защита диссертация состоится -iV Cíc^UJ.^h.ij 1994 г., на заседании сгогшалязированного совега Д 063.52.01 по .философским к социологическим наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону,ул.Пушкинская, 160 .ШШК при РГУ, ауд.34. . . . С'диссерта"1тей можно ознакомиться р научной библиотеке РГУ по адресу: ул.Пушкинская, 148,.'.
Учений секретарь Специализированного .совета
доктор Философских наук __ В.И.Курбатор
профессор
Автореферат ряапплян ^/'У 1994г
Актуальность теки исследования. История человеческого общее-, тва, любого с о л я V',» а характеризуется постоянной сменой субъектов деятельности, что обусловлено конечностью сутдэствования каждого отдельного человека, каждого сотшального образования. Беспрерывное обновление общественной жизни - это очевидный 'закономерный процесс, в основе которого леккт наследование поколений людей, их отдельными пердставигеляюи общественного опнта - совокупности социального наследия, выступающего базой человеческого бытия, его истории.* ■
Вопросы,поставленное самой историей,- что важно V надолго значимо для многих поколений людей,всего человечества,а ч г.о скоропреходяще и вопросы, касающиеся кавдого отдельного индивида, как жившего'когда-то,' так и живущего теперь,- зачем жить, и как жить,- все- это об одном и том же: о "фундаменте" ' "материале" человеческой мзни- и историк, о том, почему я как перед людьми открывается их "завтра." и какие пути ведут в него. Эти вопроси мировоззренческой ориентации. Они никогда не могут быть неактуальными, даже тогда, когда,' казалось бы, нет возможности прожить и понять сегодняшний день, хотя он таков и потому, что случившееся вчера, в прошлом,сохраняется сегодня, в настоящем. Социальная жизнь потому и обладает своей особой специфичностью в силу особенностей ее существования в социальном пространств ве и времени. Эта особенность находит-свое";" выражение в феномене •социального.наследования. Исследование проблемы социального наследования актуально и с позиции рассмотрения его в довременном обществе, поскольку вопрос« "какое наследие -нам нужно?". к "от' какого наследства мы отказываемся?" решаются сегодня на уровне общественно-политической жизни Россия.Невозможно построить ста-¿¡кльнуо систему отношений, упрочить государство и создать необхо-
димые условия жизнр любого его члена, отказавшись напрочь от предшествующего опыта, тем более, обвинив во всех ошибках своих ярвдшественников. Этот отказ нэ означает я возвращения к прошлому в его неизменном варианте.
Другой же стороной этой, по существу практической проблемы наследования, является повседневная чихзнь любого человека, в основе которой лежит все то is наследование: образа жизни,поведения, предпочтения,его запросв.потрэбности и итересн. Закономерность ;гх формирования рассматривается различными общественными науками в собственных понятиях.и категориях. Однако с точки зрения социального наследования эти вопросы представляются весьма актуальными,т.к. состояние современного общества, специфика его развития и функционирования проявляются и преломляются в частной жизнет индивида, тем самым давая общее представление об особенностях социального наследования.
Степень разработанности продлены. Проблема социального наследования представляет-собой довольно сложное и не до коша исследованное явление, хотя в различии областях знания выступающее объектом 'заинтересовййярзро-,внимания со-стороны у?еных, занимающихся вопросами не только гуманитарных,.но и естественных наук Г прежде всего биологических.
В науке о жианя - как социальной, так и биологической,-можно обозначить целый ряд теоретических исследований, связанных с использованием понятия наследования, с раскрытием смысла и функций этого протсса.
Так,понятне"оопиального наследования,социального наследия и их определенный емчел рассматривались в работах Б.Г,Ананьева, В, Г. Афанасьева. Ю.Г. Афанасьева., Э. Я. Баллера, Д. К. Беляева ,В. С. Библе-ра, 1.С.Выготского,Н.П.Дубинина, В.С.Илизарова, В.П.Корнеэва,
В. П.Кузьмина, Ч. Дк. Ламсдена Д. С .Лихачева, Б. Д. Муранова, А.. С. Пас-тушяого,М.К.Петрова,Б.В.Пиотровского ,А. И.Ракитова.Я.К.Ребалв, П. Ф.Рокиикого ,М. В .Суханова ,Э. О.УилсонаД.К. Уледова,, И. Т .Фролова, В.П.Яковлэва и др.
В "отечественной философской литературе по проблема человека рассматриваются и исследуется различные аспекты процесса наследования. Наибольший интерес в этом сшслэ представляют труди И.5. Андреева,В.П. Антонова,С.С.Батенина Д.К.Бонина, Л. П. Бу-евой.В.В.Бунака,Б. Т.1£ягорыгаа,В.Е.Давидовича,Л.И. Дороговой, Д.И. Дубровского,В.П.Зинченко .В.Н.Игнатьева,Э.В.Ильенкова,М.С.Кагана.,Т. В. Карсаевской ,Р. С .Карпинской ,В .Е.Кошрова ,С. М.Ковалева, Л.Н.Когана, О.Н.Крутовой, В. А. Леонтьева, П. П. Лямцева, А. А. (Лалинов-ского,Э.С.Мариарыша,Г.Н.Штяшяна,В.М.М9хувва,М.К.Машрдашвили, А.Г.Шслгаченко.Е.Н.Панова.Н.Е.Пернапкого.Б.Ф.Поршнева.А.В.Пв-' травокого,И.И.Рэзвицкого,С.Л.Руйишатвйна,С.А.?удзявичуса,В.В. Сафрояова.В. <5.Сэряантова,А.Г. Спиркяна.К.Е.Тарасова ,Е.К.Черненко,В. Д.У.сгьянпава.Т.М.Ярошевского и др.
К Проблематике специальных исследований по различным направлениям естественных, общоствэнннх и гуманитарных наук имеется ряд авторов, в публикациях которых дан спепифический/ по предмету и методу исследования/подход к определению сущностных характеристик общественных феноменов в т.ч. и социального наследования, как в самостоятельном их рассмотрении, так и в связи с цельным,. единым шгрои природы, естественнонаучной картины мира. К их числу ложно отнести работа Я.Ф.Аскина.Б.Л.Астаурова, М. М. Бахтина, Л. Грэхэка ,Г. 6. Краяхольда ,В. П.Казаряна, X. Кэсеиди, ' В. А.Колеватова.Н.К.Кольцова ¿А.Н.Лоя.Н.Н.Моисеева,Т.Моргана,А.И. Опарина,В. Д. Платова, И. Прягожина ,К. Поппара, И. Стенгерс, Н. Сарсен-баева, А. Д .Сахарова, Н. В. Симонова, М. В .Суханова, Д. М. Угриновича,
- 6 -
I:.А.Формозова, и др. . ■ "
Современные проблема естествознания, развития общественной *кзнк в связи с социальным .наследием и наследованием, способами их понимания и овладения ими можно найти в работах Э.Я.Ораб-Оглы, Э. Я.Баталова ,В.С .Буянова .В.Г.Ватшова.П.Н.ВолрбувЕа.В. А.Грушина, А. Я. Гуревича, Г. Г.Дилигенского, В. К. Егорова, Г .Е. Зандкюллера ,В. В. Золотухина ,Е.В .Золотухиной,С .Г.Корданского ,А. Ю.Красина ,В.Курабце-ва, А. Макара нко.Г.Пегровича, Г. С. Померанца, С. СтояновичаД.Е. Фурмана, Ф.А.Хайека и др.
Следует, отметить, что теоретико-методологическая и источниковедческая основа исследования ориентирована на работы и других широко известных авторов, как отечественных русских, так и западно-европейских, имена которых и. названия их работ предста-. вленн в библиографическом списке. ... -
Цель а задачи исследования. Целью исследования является анализ -специфики социального наследования. Исходя из этого в . диссертации ставятся следующие задачи:
- выявит^ основные сущностные отличия социального-наследования, от биологического; ■''. ■ • * •
- выявить специфику' срцйокульгурно1*о инновационного процесса; '-.'.•
• - расшоуревь темпоральные характеристики социального наследования; •
- показать специфику субъекта социального наследования;
- показать многоуровневый характер социального наследо-ваиия и'его конкретно-исторические формы..
Методология исследования. Содержание категории социального наследования'исследуется нами с позиция материалистического понимания истории, поскольку именно в этой категории отражено одно
из основных условий,делающих возможным, на наш взгляд, беспрерывное изменение,сохранение я воспроизводство общественной жяз-, ни, раскрывается закономерная генетическая связь исторических эпох и культур. Она дает возможность понять - что в процессе смены человеческих поколений сохраняется, а что уходит из исторической памяти и почему. Тем самый раскрывается специфика социального наследования, обусловленная субьектностью/пеленаправленной творческой активностью/ и субгекгивностыз/внутренниы миром/,которые дают возможность термин "наследование" отнести к активному вариативному усвоении прошлого, включавдену фактор свободы, возможному, лишь в человеческом обществе.
Почему человек таков, каков он есть: в своих поступках, пристрастиях, интересах,способе, жизнедеятельности,наконец? Что заставляет? или обязывает? его быть так ни, а не другим? И почему, будучи всегда равным себэ, он все яе себе не равен: может совершенно противоположно собственному "Я" думать, поступать,на-• чать жить по-другому? Возможно, что способ человеческой жизни, в самом его главном и сущностном"содержании, генетически обусловлен, возможно есть какие-то наследуемые протоиемы поведения на тонком структурном уровне? Возможно.
На наш взгляд, человек таков потому, что у него есть прошлое - такое наследие, от которого освободиться невозможно,даже при всем своем желании. У каждого индивида, есть свое прошлое и прошлое всех. Объективная неразрывная связь времен - настоящего и прошлого, а в человеческом виде обязательно и будущего, т.к. основа человеческой целесообразной творческой активности/субь-ектности/ в устремленности в завтрашний день,- трансформируется через его субъективный мир в сугубо субъективную,присущую только человеческому роду я каждому его индивиду качество- избиратель-
ноге усвоения накопленного человеческого опыта посредством действия "социотенетичаского кода" - совокупности социокультурных парадигм. Многомерное и полиритмичное социальное время является основанием полифоничяоети и полиритмечности социального наследо» вания, в котором полифоничность включает полиритмячность как свою естественную базу.
Социальное наследование - специфическая особенность человеческого рода, вида хомо сапиенс, биологическое воспроизведение которого обусловлено генетически, объективной необходимостью, в строгом соответствии с "образцом", что гарантирует стабильность рода во времени. Термин "наследование" взятый в точном смысле слова, может быть отнесен прежде всего к активному целеосознан-ному вариативному/включающему фактор свободы/ усвоению прошлого, возможному лишь в человеческом обществе/в отличие от биологического наследования/.
Такое понимание социального наследования определяет его основные противоречия между изначальным смыслом культурной парадигмы и.ее последующими перэингерщтапяями, между свободой и непредсказуемыми последствиями свободного, выбора/необходимостью/, а также проявляется в специфике наследования в тоталитарных: и посттоталитарных обществах,имеющих.односторонний,подчиненный интересам одного социального субъекта, характер, в отличие вт всестороннего наследования в истинно-демократическом обществе,где интересы социальных групп/субъектов социального наследования/, относительно сбалансирована.
Натчная новизна диссе-ртационното наследования определяется следующими положениями:
- проанализированы фундаментальные отличия социального наследования от биологического;
- исследованы специфические черти инновационного лрог/осеа в обществе, против ополояныз характеристикам биологических мутапий;
- раскрыта специфика социального наследования, с основе которой лежит субъектность и субъективность;
- рассмотрены темпоральнне характеристики социального наследования, его полиритмичность, отмечено изменение рели фактора будущего в сравнения с блолсгрческими процессами;
- показана внутренняя сложность целостного субъокта со;:и-ального наследования, включахщэго в себя субъектов разных уровней от индивида до челавечества; семья - одна из ведущих, социальных групп, осуществлявших социальное наследование;
- определена специфика наследования л тоталитарных и посттоталитарных обществах.
На заяитт внкосятся пледутаие положения;
1.Социальное наследование есть сохранение, переработка г трансляция во времени/.на том или инои уровне субьектности/ социального опыта,' сконцентрированного в сформировавшегося в' отно-сетельно устойчивую структуру - "социогенетический код". Субъектный характер "социогеяетпчэского кода" в корке отличает его
от биогенетического кода как "слепого" я сугубо объектного носителя наследования;
2.Социальное наследование не тождественно социальной преемственности. Преемственность стихийный процесс, тогда как наследование в мире человеческой деятельности предполагает критичность, осознанный выбор, диалог с прошлым через усвоение и расшифровку как вербальных, так и невербальных образований культуры.
- 10 -
3.Если в биологическом мире мутации выступают "як своеобразные "катастрофы", то социокультурные новации - хсрактер-ная к неотъемлемая черта 'социального наследования.Культура "зе ггроектирована" на постоянное созидание нового. В основе этой программы лежит способность к свободевозрастания, тем саша роли будущего.
4.Социальное наследование селективно, избирательно,основано на цалеподаганги, что приводит в иной, чем в биологическом мире, метрике и топологии времени: оно полиритмично/включг ет социальные ритмы субъектов различных модальностей/ и поли-фонично/протенает одновременно во многих сферах человеческой деятельности/. ^
5.Социальное наследование - многоярусный процесс,протекающий одновременно на уровне отдельного индивида, социальной группы, социума и человечества. Важнейшей стороной социально« наследования является творчество - сначала элит, затем и широких, масс; демократизация общественной жизни.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены тем, что проблема диссертационного ^следования ишет выход к широкому кругу исследовательских задач, являющихся объектом изучения различных гуманитарных жук и связана с ними в разрешении многих пограничных проблему образующих мировоззренческий каркас социальной философии. Выводы,предложенные в рабе те поэтому могут быть использованы не только в рамках базовых тем социальной философии, но и культурологических проблемах, некоторых теоретических областях психологии, истории,педагог! ки. Основные теоретические положения могут быть рехоментованы для научной, педагогической работы в преподавании курса социальной философии в раздала* "Природа человека", "Человек в ищх
культуры","Личность.Проблемы свобода и ответственности", а также при чтении спецкурсов по данной проблематике.
Атюбзшя работы. Основное содержанке диссертации отражено в статьях "Соотношение биологического и социального наследования? /1,5 п.л./,"Сложность субъекта социального наследования?/1,4 пл/, "Формирование научных понятий в процессе социального наследова-ния'.'/тезисы доклада,представленного на конференции "Формирование науных понятий'.' в г.Челябинске ,1993 г./."Полиритмия социального наследования как циклический процессГ/'тезисн доклада .представленного на международную конференщпо "Дкклическяе процессы в природе и обществе? г.Ставрополь, 1994 г./. Основное положения я результаты исследования обсуждались на научно-теоретических конференциях преподавателей ГГПИ, а такте методологических и теоретические семинарах на кафедре филосо$ги Таганрогского госпедянс--тстута з 1992,1333,1594 г.г. .
Объем и структура работы. Диссертация состоит из Введение, : 4-х глав/ 1 и П главы Еключают в себя-по 3 параграфа и Ш и 1У главы - по 2 параграфа/, Закточония и Библиография. Общий объем работы 144 страяиш машинописи,' список литературы включает в себя 232 наше кования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАГОТН. . '
Во введении обосновывается выбор темы ее актуальность, анализируется степень-разработанности проблемы, формулируется цель и основные задачи исследования, его теоретико-методологическая основа,указаны научная новизна я практическая значимость работы, выделены основное полокения.внносимые на защиту.
Глава 1,"Биологическая наследственность и социальное наследование" посвяшена обосновании понятия наследственности,как общенаучного, в силу того, что оно есть отношение системных
объектов, процессов, явлений, характергзувдееся4 признаками подобия, сходства, полного или частичного севпадения каких-либо свойств и отношений, порождения и наличия субстанционального регулятора, который играет роль хранителя эталонов информации.
В живой приооде эволюционно выработана и работает четко налаженная система передачи, приема и использования наследственной информации, а потому § 1 главы первой посвящен оснсвнш чертам биологического наследования как объективного процесса.
Основой биологической наследственности выступает материальное вещественное образование, субстанциональный регулятор -биогенетический код - наследственная информация организма, -реализующийся через собственный генотип. Наследственность заключается в сообщении организму определенного плана целого, которому подчинено развитие отдельных органов, под контролем и взаимодействием факторов естественного отбора при определенной корректировке и воздействии внешней среды.
Для генетической /биолотической/ наследственности характерна однозначная линейная неизменность программ воспроизводства организмов./при отсутствии мутаций/, т.е. реализация би-• ологической программы происходит'только в единственном 'варианте.
. Живые•системные объекты, обладающие свойством наследования из поколения в поколение воспроизводят собственную сущность только матричным путем. Наследование в биологическом мире характеризуется: а/ объективностью, стсуствием выбора,субъектных 1 прэдпочтений и целеполагания;
б/достаточно жесткой однозначностью, при которой программа наследования не включает вариаций ,выводя-' щих особь за данный биологический вид;
- 13 -
в/ указанные черти гарантируют воспроизводство поколений в-точном соответствии с "образцом" и стабильностью рода во времени.
5 2 главы 1 посвящен субъективности как сяацп^иже наследования в обществе. В параграфе обосновывается v.w«ft ч том, что понятие социального наследования вырабатывэлой?. определенная методологитоская оппозиция понятию бяолсггг-хд'г.ой наследственности, т.к. и биологические, и сошальнве процессы характеризую- ' тся накоплением таких качеств и сзойслз, которет позволили бы индивиду или ассоциации таковых, не только приспосабливаться к внешним условиям, но и обеспечивали бы их судестзованке и развитие. Исторически этот проносс реализуется посредством соответствующих признаков данного рода или вида особей. У животных этот процесс видового накопления новых признаков происходит на гене--тичвской основе. У человека - на базе труда, сознания, языка, коллективной жизнедеятельности, культуры в целой. При этой сох-ранятеся -определенная двойственность: поскольку воспроизводство индивидов обусловлено биологически /генетически/, но главное-социально, в ЕЕде аккумуляции новыми поколениями людей знаний и опыта, махэриальннх и духовных ценностей, ^орм общественной жизни, выработанного л. освоенного их предшественниками.Содержательной основой социального наследования является социализация, выступающая в виде процесса" целенаправленного воздействия .на личность.Без социализации невозможно овладение парадигмами деятельности, однако сала социализация не есть механическое наложение на индивида социально® формы .т.к. человек выступает всГ многом инициатором и творцом нових общественных форм.Конкретно-историче-ский человек-продукт надбиологической с<$еры,поскольку под ее влиянием обретает свою социальную! сущность.Ведь способ жизнедея-
• - 14 -
тельности каждого индивида таков, что его собственная деятельность, бытие осуществляется лишь как продолжение яшзнедеятель-ности/бытия/ всеобщего организма.
Появление.человека как нового, доселе неизвестного вида живых существ, означало рождение двуедянства субъектностг и субъективности, качеств, ставших одновременно и предпосылкой, и следствием нового .типа наследования. СуОьектность означает выход за рамки слепого объект: эготкого воспроизведения прежде сложившихся форм, как биологических, так я социальных. В свою очередь появление субъективности прерывает наследование, как чисто объективный процесс, т.к. разрывает объективность вообще появлением внутреннего иира, удваивавшего внешнюю действительность и преобразующего последнюю в актах осмысления, обощения, фантазии., памяти.Субъективность создает дистанцию уеяду внешним и внутренним, материальным и идеальном, физяческвдл и психическим. Эго'создает предпосылки свободы как вариативного отноиения"вну-треннзго" к "внешнему" и к самому себе. Содержание внутреннего ' мира/субъективности/ становится предметом наследования и длкту-. ет его новые, способы. Идеальное органично вплетается в материальное. ТакНы образом наследуются уже не объективные"коды" ,а матеря альяо-еаь'сдоаке комплексы, пронизанные суйъектно-субьективнши образами. Прошлое, как наследия, опредаэченннй Шф культуры,сложившиеся отношения и связи можно определить как "социгенетячэс-кий код".Именно он активно, избирательно.основываясь на свободе,
наследуется. В силу вышесказанного следует,что га/возникновение
>
субъективности и субъектности определяет специфическое качество социального наследования, делал его активным избирательны::, включениям фактор свободы;б/термин "наследование" .взятый в точном сшсле слова, может - быть отнесен прежде всего к активному
1 вариативному усвоении прошлого,возможному липь в человеческом обществе. Для бяолопргеского мира лучше применять термин "преемственность", подчеркивающий объективность процесса,^/социальное наследование осуществляется посредством действия "сошогене-тического кода" - совокупности социокультурных матриц,парадигм, предполагающих избирательное усвоение накоп.к гчгсго человечеством опита.
В § 3 "Основные механизмы социального наследования" рас-снатриваются традиционализм, критика, актуализация. Процесс социального наследование представляет собой выбор из накопленных и сохраненных предшественниками ценностей цивилизации, переданных по эстафете человеческих поколений наиболее значимого содержания, которое отвечает жизненным интересам. В основе этого содержания лежит социогенетический код, а само оно может определяться как социально-историческое наследие или объект социального наследования. Двумя взаимопротивоаоложными механизмами соииаль-• ного наследования выступают критика и-актуализация,но прежде всего, социальное наследование существует как следование .приверженность, сохранение существующего'опыта с целью стабилизации,упрочения социальности во.всех ее проявлениях.Устойчивость.повторяемость .определенные черты системности и закономерности е этом виде осуществляются на основе привычки и навыка,которые вырабатываются повторяемостью,-упражнением,что .создает их автоматическое действие,где сознание играет корректирующую роль.Привычка.будучи социальной' по содержанию,имеет индивидуальную форму,а превращение индивидуальной привычки в коллективную .выступйпаую тра-■ днцией,является своеобразным аккумулятором индивидуального опыта,в этом процессе становящимся общественным достоянием.Традиция как основная форма социального наследования и обычай,как ее ча-
"Ч
стянйслучаЛ, через индивидуальные навыки получают общественную значимость, социально санкционируются и сохраняются для потомс-тра. Традиция и критика гармонизируются в высшем типе, социального наследования - актуализации, способной гибко применять опыт ггрошлого к сегодняшнему дню. Социальное наследование протекает через неизбежный диалог с прошлым, который включает в себя усвоение .рашифровку как- вербальных, так и невербальннх составных Форм уходящей культуры.
Во П главе "Мутации и новации: изменчивость в айвой природе и обществе" рассмотрены положения, дазощлэ возможность окончательно разделить биологическое и социальное наследование,тем самим выделить на этой основе специфические качества социального ^следования. Для решения это^ исследовательский задачи § 1 посвящен вопросу о нутациях как необходимом спонтанном процессе. Биологическое и социальное наследование существуют как осноеной способ утверждения стабильности как индивидуального,так и общественного, организма. Биологическая наследственность является объективным спонтанным,лишенным свободу, в человеческом понимании, процессом. Однако наследственность-.существует через изменчивость, а сама изменчивость является'элементом сущности наследственности и составляет способ ее функционирования и развития.Изменчивость е живой природе выступает причиной ее изменений и последующего развитил.Именно мутация являются материальной основой и первичным источником наследственной изменчивости в живых организмах.Возникновение мутаций поддерживает высокую степень генетической разнородности.Мутация ,это следовательно, наследственное изменение,не вызванное рекомбинацией генов.Это исходный материал,обеспечивающий эволюцию и устойчивость биологической организации в условиях изменяющейся среды.Возникновение мутаций,их роль в динамике жи-
вше систем - необходимый закономерный процесс .проявляющийся р единстве случайности .и необходимости. Другими словами, по отношению к самому мутирующему организму они выступают р качестве "как бы случайных",хотя через их появление пробивает себе дорогу объективная необходимость.
§ 2 "Субъектный характер общества - источник социальных новаций',' посвящен исследованию, вопроса о, движущей силе социального наследования. Общественная жизнь есть самовоспроизводящаяся система, основанная на непрерывном воспроизведении собственной сущности. Эту непрерывность обеспечивает процесс социального наследования. Внутренняя логика исторического процесса отражает его внутреннюю противоположность, выступающую как единство в нем устойчивости и изменчивости,.что наглядно проявляется в социальном наследовании .благодаря которому обеспечивается единство устойчивости человеческой сущности и общественных отношений,а также из-мечивости ее существования,преходящего в историческом процессе. Определенные общественные условия сохраняют свою качественную особенность до тех пор, пока.они дают простор для развития сущностных сил человека и гибнут,если только исчерпывают свою главную и основную функцию.Социальное наследование,в своей сущности, призвано крепить устойчивость определенных общественных связей,отношений,но в то же время, есть причина их постоянного изменения,т.к. основывается на.активнрй деятельности совокупного общественного субъекта,каждото конкретного индивида,которая характеризуется не только соответствующим воспроизведением прошлого опыта,но собственной жизнедеятельностью,творчеством нового .Если биологическая наследственность существует как устойчивость,то тогда мутация будет "несчастный случаем" для организма/ведь биологическое наследование Не запрограммировано на му-
таплю,скорее, наоборот/,тогда как социальное наследование как раз-таки "запрограммировано на новацию",по сути, оно само есть условие и причина всех новаций Ь обществе.Надындивидуальное,всечеловеческое/социальный опыт/ определяет сшшфшсу и своеобразие их личностного воплощения,что по сущству и будет в определенной степени новацией, а если есть шль и возможные средства ее достижения,новация ожидаема, прогнозируема,что характеризуется ее уникальностью, невыводимост:: из проштого опыта.Внходит новация действительно генетически заложена в социальное осле дне/хотя т.н. уровень новизны созданного.возникшего в человеческом опыте.различных видах деятельности самый разный/.
Новации в мире человека - это закономерный результат его . существования,одна из движущих сил человеческой истории. Новации возникают ш сами по себе.вдруг, а являются результатом общественной. потребиости,под них "готовятся кадры" т.е. выявляются общественно-потребные личности,осуществляющие и воплощающие ;пс"/первроткрыватёли, политические лидеры и др./
§ 3 "Проблемы инновационного дрогаоса в обществе" посвящен •рассмотрении .основного противоречия'Социального наследования. Социальное .наследование,как общественный феномен, базируется на сложности и противоречивости действительности и движущих его сил, а это в свою очередь обусловливает поле возможностей,как потенциального, так и возможного развития различных его тенденций,что в итоге указваег на вариативный открытый вероятностный:, в принципе, характер. Наличие многих возможностей в общественной жизни,в каждом закономерно.развивающемся процессе и в каждой исто рической ситуации,служит объективной основой для их свободного выбора - ключево! основы социального наследования. Именно здесь обозначается очевидное противоречие - между свободой и непредс-
казуемыми последствиями свободного выбора/необходимостью/. Социальное наследование таит в себе возможность кепредстказуе-мого хода событий.когда нарушается однозначная связь меяду прошлым и будущим. Этот проиесс хотя и протекающей при активном участии сознания,но не подконтрольный ему/т.к. не исключает скрытые альтернативы/, т.к. социальное наследование определяется не"То-лько прошлым/совокупностью наследуемых парадигм и матриц деятельности/,но я будущим, поскольку смысл я результат социального творчества,достигнутые в настоящем,всегда будут определять контуры^ основу будущего. Субъективность инновационного процесса в обществе проявляется в- разрешении противоречия в самом процессе социального наследования - между основным содержанием культурной парадигмы "и её•дальнейшими переинтерпретациями, что приводит к заключению;- ограниченность человеческой субъективности выражается в невозможности точного прогнозирования.а это в свою очередь' обусловливает вывод о пагубности крупномасштабных социальных эксперементов'.резко меняющих характер наследования и вменяющих обществу невиданны!., прежде тип развития.
Глава Ш. "Темпоральные характеристики социального наследования" посвящена исследованию специфики этого процесса,разворачивающегося в социальном времени,и противоположности его биологическому наследованию,существующему в-биологическом времени. В этой связи § 1 "Фактор времени в биологическом времени" посвящен той особенности биологического времени,что каждая биосис-теыа-по-своему проходит ..обязательные разграниченные ^стадии воз-, никновения,существования и уничтожения,гадающие темпоральный индекс референтности и чем она сложнее,тем глубже различия ее всеобщего и специфического состояний.движения и развития. Для биологического времени.впрочем как и для социального, существует
казуемыми.последствиями свободного выбора /необходимостью/. Социальное наследование таит в себе возможность непредсказуемого :пт событий, когда нарушается однозначная связь между прошлым и будущим. Этот процесс хотя и протекающий при активном участии сознания,но не подконтрольный ему, т.к. не исключает скрытые альтернативы.постольку социальное наследование определяется не только прошлым /совокупностью наследуемых парадигм и матриц деятельности/, но к будущим, т.'с,, смысл я результат социального творчества, достигнутые в настоящем, воегда будут определять контуры и основы будущего. Субъективность инновационного процесса в обазстве проявляется в разрешении противоречия 0 сшом процессе социального наследования - между основным содержанием культурной парадигмы и ее дальнейшими пере интерпретациями, что приводит к заключению: ограниченность человеческой субъективнос-гя выражается в кэааэгшяксвгя точного прогнозирования, а это в свою очередь обусловливает вывод о пагубности крупномасштабных . социальных эксперементов, резко меняющих характер наследования • V: вменяющих обществу невиданный прежде тип развития.
Глава И."Темпоральные, характеристики социального наследования'^ посвящена исследование" специфики этого процесса ¿.разворачивающегося в социальном времени и противоположности его - йг алогическому наследованию, существующему в биологическом зремег 3 этой связи, § 1 "Фактор времени в биологическом наследовании' посвящен той особенности биологического времени,что каждая био-сястеш по-своему проходит обязательные разграниченные стадии ] зникновения,существования и уничтожения,имеющие темпоральный.и деке ре^ретности и чем она сложнее,тем глубже различия ее все общего и специфического состояний,движения и развития. Для бко логического времени,впрочем как й для социального, существует
определнность.как способ существования, и выраженный в направленности - это вектор биологического времени. Он указывает единственно возможное развитие живой природы в циклах линейно однона-правленно - вперед,-от неупорядоченности к порядку.организованности; от простого к сложному,хотя эта тенденция пробивает себе дорогу через массу различного рода отступлений от общей прогрессивной линии-живого: поворотов .зигзагов, и даже движения вспять. Биологическое время и биологическая наследственность детерминированы только прошлым. Этот существенный аспект, который дает возможность понять и до конца выяснйть различия в сущности биологического и социального наследования.
Именно § 2-"Теш1 оральная характеристика социального наследования" по существу определяет особенность этого общественного феномена и его принципиальное отличив ч от биологической наследственности. Эта особенность состоит в том, что многомер ность и полиритмгчность социального времени являются основанием поляфоничности и полиритмичности социального наследования.По/и-фоничность жз,включающая полиритмичность,как свою естественную базу,т.н."поколенческиё голоса", находит выражение как в духовно-психологическом плане/эмоционально-ценностные интерпретация ,наследования и наследия/, тая и в плане объективных социальных процессов. Это выражается в реально существующем спектре практических интерпретаций артефактов любого уровня,т.е. можно по-разному усовершенствовать, нож, а также можно по-разному проинтерпретировать теоретическую.концепцию или художественное прокзве -дение. Из этого следует,что процесс социального наследования тесно связан с социально-нравственнкм феноменом ответственности за последствия критического выбора,принимаемых решений,собственной »изни и деятельности перед собой я современниками,петед будущим
и потомками. - ■
В 1У главе диссертации - "Многоуровневый характер социального наследования и его кокретно-исторкческие формы",- рассмотрен вопрос о субъекта социального наследования, а такт.е его уровне,- от индивида да человечества, причем утверждается, что семья - одна из ведугцях социальных групп, осуществляющих социальное наследование.Субъективное переосмысление наследования,трансформирование и ретраслировгн.е социального опыта, способов кы-цЛзнкя, сознания.,и знаний настоящим поколением, представленным в Объектах различного уровня - эго социальная селектявность,кото-оач имеет различный уровень в одной социально-политической и эт-но-культурной общностях и характеризующая т.н. элиту и массы.Важной проблемой социального наследования выступает.вопрос о ролк, политических элит в селекции социокультурного наследия и возмо-»мосях масс принять предлагаемую интерпретацию прошлого.Именно в згой связи, заключительным параграфом главы стала "Специфика нас-лодовакия в тоталитарных к посттоталитарных обществах", где мы утверждаем", что тоталитарные и посттоталитарнке общества осуществляют односторонний, а- потрму ущербный процесс социального кас лекования. Его всес?оронност.£',-а 'значит и полноту,' многообразие в состоянии обеспечить лишь истинно демократическое общество.
■ В заключении диссертации подводятся итоги исследования, обосновывается общий вывод о диалектическом единстве /тождестве и различии/ социального и. биологического наследования как способа бытия к развития природного и человеческого мира.
! Основное -содержание диссертации отражено в следуюш публикациях: .
-Соотношение биологического и социального наследования,
1,5 п.л..депонирована в ИНИОН, * 49477 от 13 июля,1994 г -Сложность субъекта социального наследования, 1,4 п.л., депонирована в ИНШНе,№ 49<@ от 20 июля 1994 г.
- 23 -
-"Формирование научных понятий в процессе социального наследования" тезисы к Докладу на научно-теоретической конференция "Формирование научных понятий',' Челябинск, 1993 г.;
-"Полиритмия социального наследования как кцс./йчэскиЯ процесс", тезисы к докладу на иеядунаро."::-" глпферен-шго "Циклические процессы в природа ?, обтгтав" Ставрополь, 1994 г.
ОП ТРТИ. Зак. 352 Тир. {СО ' ,99И г