автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Социальное назначение искусство
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальное назначение искусство"
НИЕВПКИЙ ГОСУДйРСТВЕЖДЙ'УНИЕЕНМТЕТ ЖЛ.Т.Г.ШЭШт
На правах рукописи
ГРИБ Tepeba Феликсоипв
УДК 1й
ооциаянюе нажачезше ксягсстал
Оттщчдыюс'съ - 09.00.04. - эотэгзка
ABTOÏEÏEPAI длосррт«цай на соискание ученой очвпвна гавдадзта философских наук
Казн - ЩЛ
Диссертация выполнена в Киевском государственном укиворси-тете им.Т.Г.Шевченко на кафедре втики, встетики и теории культуры философского факультета.
Научный руководитель . - кандидат философских наук, доцент
Официальные оппонента - доктор философских наук, от.
научный сотрудник ЛАНОВЕНКО О.П. ;
" кандидат филооофсивс ваук, доцент'ЕРОВКО Н.Н, "
Еедувдая организация - кафедра философах Ванницкого .. „ ' ' иедввднского института •
Заадта диссертации оостситоя 15"/" г. в
чао, на заседают специализированного совета Д. 068.18.23. • в Киевском государственном университета ш.Т.Г.Шевченко по адресу: 252000, ГПС-1, ул. Владимирская* 60, ауд. 267. I
С диссертацией иожао ознакомиться в научной йибтаотека Киевского государственного университета нмЛ^Г.Шевчвнко. ..
Автореферат рааоолаа 6СУЛ^/с/^УШ. года;
'. ' ■ * * .
Учений секретарь ■ ' -
РУСИН М.Ю.
■специализированного Совета
Д.В.КГЧЕРШ
ОШЯ ХЛРАЛЖКТЙлА. Р/.К5Г.1
Актуальность ксоледовакдл. Б условиях гласности, демократизации - оонэпних принципов изменения, переоценки ценностей в общественных отношениях, общество ставит на повестку дня фэрлпроваоте нового типа отношении, когда субъект не только, цель этих отношений, но в первую очередь их условие.
Сто актузлизируог .необходимость всестороннего иссладования и осмысления роли ч&чсваческого фактора в решении проблем социаль-' но-полиическогО развития, перемещение акцента на отдельную личность, что притягивает внимание к художественной культура гак к одному из наиболее актито-личностао-воздайствующему фактору. Ео активность в рекешш задач, поставленных обществом, проявляется ■ в первую очередь в характера Дунгашонлрования искусства - важнейшей составной часта художественной культура.
Ошечая активную роль искусства в общественно!; изга, обычк) указывают на его гош:£ункци опальный характер, но при этой торяотся нз виду цолостность самого иногообразного применения худож«зствен-ноИ продукции», обусловленная собственны! влдовш назначатам искусства.
. Необходимость в. глубоком и всестороннем научном исследовании назначения искусства в обцества как его видовой функции обусловлена и динамическими изменен;!в практике искусства.
Всякий раз, когда появляется худозественпая продукция, похожая на произведет» искусства , но по существу им, не являющаяся, возникает необходимость различать собственнне целл и задача искусства и подаену их чуаеродниш его собственной природе и назначению.
Теоретически обоснованное и разработанное понятие социального назначения искусства позволило бы шести ясность в. калейдоскопически меняющуюся картину современного искусства, установить грани, отличающие искусство от неискусотва, определить возможности искусства в социокультурном развитии человечества.
Степень разработанности проблем/. Ученые-обществоведы, иссле-• дуюяиэ.проблему социальной активности искусства, должны обеспечить , , разработку, ее логакоч.т'тадологичесп11х основе мировоззренческие, позиции для надеяного синтеза данных отдельных научных дисциплин, изучающих Искусство. .
Однако, выполнение данной задачи натолкнулось на рад.трудностей гак теоретического, так и практического характера, в результате проблема социального назначения искусства, можно сказать, только
ставится. Исследуются отдельны? еа аспекты. Основная слоаность в асследованаа проблемы социального назначения.искусства обусловлена ее "близким соседаисц" с сущостьк искусства с одно! сторо- '■ . еы и его непосредственным функционированием с другой. ' .
■ ¡Сак правило, вплоть до последнего десятилетия исследование социальной функции искусства /у других авторов "социального назначения" и т.д., т.к. понятие четко не выработано/ как. сшостоя-тельная проблема не существовало.
■ Шэсте с теа, ознакомление с состоянием разработанности проб-' лакатики о овальной активности искусства показывает, что у советских учонюс существует довольно постоянный антерес к проблема
его социального назначения. ;
В перше десятилетия становления науки эстетики в центре внимания эстетических теорий находилась вопросы, связанные о сущности) искусства. Проблема социального назначения иокусства формально не <5ыла заявлен как самостоятельная, но реально присутствовала практически во всех исследованиях, посвященных вопросам сущности искусства.
Однако, общим недостатком вышеназванных теорий является отсутствие катод алогического обоснования взаимосвязи сущности искусства и его социального назначения. Как правило, социальное наз- . начение искусства определяется чисто умозрительно, не опираясь на дошку исторического развития, причал социальное назначение искусства представляемся как простое механическое перечисление судаы •признаков, :
Народу с критической стороной стоит отдан- долааое тому» что в.ряде работ, анализирующих сущность искусства, ставятся и иоола-' дуются вопросы, характерные и общие как для сущности искусства, так и при решении проблемы социального назначения...
Здесь можно отметить работы авторов, исследующих сущность эотетического отношения в эстетические категории; /Андреев А.Л., ' Визитей 2.Б., Гольдентпрхг С.С., 1^льга A.B.» Иванов B.II., Канарский A.C., футоус И.П., Каган М.С., Лосев А.Ф», Masería В.И., Сто- , лович Л.Н., Шеомясов ВЛГ.'я др./. функционирование йокусотв-э и • логику его исторического раави-шя /Бвзкдубенко С,Д., Борев Ю.Б., Гордаенко А.Т., Давидов Ü.H., фаивев Д.Ф.. Ьюь 4..Я., К&зин АЛ,,. &аоав|жо О.П., Досв5 А.Ф., Полякова Толстых В.к.; и до./, . Нярту и зешими яртсре!® втв zpoózsvu активно поднимались и в . •Лреладгавалвях.;ав^чйяша Д.» Ньтева А., Татарке-*.^
нича Ь. и пр./.
Значительная часть этгх исследований непосредственно решает вопрос социальной активности искусства, хотя социальное назначение искусства здесь также не исследуотся как самостоятельная проблема.
Особого вшмания заслуживает в этой плана полнфункциональная концепция социальной активности искусства. Доетажашы этой концепции неосзоршы как в плане постановка проблема социальной 'активности искусства на научно-теоретический уровень исследования, так и в шине предложенного ноюдолсппесзсого подхода, где сущность как теоретическая рефлексия более внсокого порадса выводится на основе исследований непосредственного социального бы-' новация искусства. Велика роль полифушспиональной теории искус- ' стез и в постановке проблемы его соавалыюго назначения.
- Значительность достижений з исследовании кзчглексэ функций искусства, различные аспекты их исследования, определена основных типов функционирования, деятелшостныЯ подход к проблема функционирования - составили довольно полчул и многоаспектную концепцию социальной активности гокусотва.Кэ основе этих знании, стала возможной постановка проблемы социальной активности искус- ■ ства как его назначения, схватывающая все богатство его яоли-Зутсдаонироваяия в единой видовой функции, благодаря которой оно способно оставаться самим собой не дубляруя и не заметая другие форкн сознанкя. ^ - -
Непосредственно проблеме социального назначать искусства посвящены монографии; Поляковой Т.К., которая раскрывает значение видовой функции искусства для познавательного процесса, практически не уделяя внадтеия обосновании видовой фзнкри в методо- ' логическом плана, не раскрывая взаимосвязи фзнкционзпюЕания искусства, и его назначения в обществе, то есть исследуется только аспект проблема, вянесевниЕ в заглавие монографии, и Bpoié-ева А.Ф., апалиаирующзя искусство г>ак социальное явление в цолоч, при этой выделяются вгоразлвчные специфические грани, которые и деля от его исг.усствсы, гдэ социальное назначение рассматривается наряду с другими aro характеристиками.
Наряду с монографиям существует ряд статей подпдааввдх проблему социального назначения искусства, Конкретным примерен шшланл'я философов к в той проблематика являются поданные в лоо-леднеэ время публикации'советских авторов: Бархияа н. Б , Лфуто-
уса В.П., Лаыошнко О.ïl., ..'Логунова Д.a., Михалева B.D., 1итова С.И., Толстых В.К. и др, исобоа внимание в работах, авторов уделяется определении границ социального назначения искусства 11 обоснова- .. нив содержания саыого'понятия. Сущностные вопросы проблемы социального назначения затрагиваются .ишь.косвенно как монографиях, так и б статьи, водашмавщих проблематику социальной активности
НСКУССТГО. "
Б силу даскуссионно'сти дроолаш не разработаны долзшш образа.» a понятая ее определяющие: Одни авторы говорят о проблеме "социальной роди искусства" /Лановенхо О.Д./, другие - о "социальном назначении" /Толстых В. 11,/, третьи - о "генеральной цели искусства" /Боров Ю.Б./, четвертые - Ч "главной функции" /Казн" А.Л./ а т.н. Практически ыокно оагатигь неразработанность ' понятия, оцределяацего'сроблед, а вшеназванныв определения, ,. шлея различный содержательный оттенок методологически не обоснованы и существуют как рабочие определения проблемы. .
Обобад-в сказанное, следует признать проблему социального назначения'искусства-малоисследованной. Ь теза время есть все основания утверждать, что в теории социальной'активности искусства наработан весьма -значительный теоретический ^практический материал, чтобы эту ироблшлу ставать и исследовать.
Цель и задачи исследования заключаются в построении целое! ной логико-методологической модели социального назначения искусства, которая шогла бы сосгавить альтернативу адщггишоглу'принципу соединения отдельных аспектов прсбл&ш социального назначе- • ' шя искусства при ах иеследгвании ш оолее ьысоюш тип синтеза.
Реализация поставленной цели сстребовялэ- решения в процесса исследования следующих задач:' .
. - обоснования логико-методологической модели социального ' ■ назначения искусства; ' ■*•;.;'• ' •■
" - использования понятий "сущность", "функционирование", '"назначение", "ооциза_шя активность" "в аспекте, раскрывавшей тему социальной активности Искусства) . ...
- характерно.лка основных составляющих понятий' социального назначения вскусспр р выработки на ьтоЗ основе сутцнсоткых определений егр социального назначения.
I3ÎWPW базируется на '
". ссзокшх кллософсююс принципах как а^инцзп воынэдения от абстрактного к «енкрэгному и лога^еоко-исюричвпки!? путь Познангд любого
социального явления.
Эстетической основой анализа являются:
- теоретические исследования искусства как одной из фор! сознания;
- результаты социально-психологических исследований искусства общеотвоведэми, социологами, психологами.
Материалом для обобщения послужили ко;;крвтно-исмркческие данные практики искусства", материалы периодической печати.
лагчная новизна диссертации определяется построением логико-методологической модели социального назначения искусства на основе имеющихся философских обобщений практики художественной культуры и теоретических разработок социэлхнои активности искусства.
результаты дассертадоонного исследования, составляющие ваучнуо новизну в Ешюолаиа авторам на зацпгу, могут бить сформулированы в следующем виде:
- обобщен методологический опыт исследования проблемы социального назначения искусства советской философской литературой за период 20-60 гг.;
- показана методологическая негоядестввхгаость понятии "сущность", "назначение", "адн&шоннрование" применительно к анализу проолй'гы социальной активности искусства;
- на основе рассмотрения идеала как фенсмена будущего в нас-. то.чцем, здеал определен в качестве специфического предмета искусства }
- обоснована целостная лолим-методологическая модель социального назначения искусства.
Теоретическая и пгактическая змдтадость исследования. Результаты исследования могут (¡¡рть использованы; для дальнейшей теоретической разработки пробл&мн социального назначения искусства, преподавания вузовского курса по тематйкэ социальной активности искусства, пря чтении спецкурсов по эстетика и культуре. Методологически обоснованное понята социального назначзния искусства монет быть использовано в качестве оанови при проведэнии конкретных социологических исследований искусства.
Апробагшд работы. Основное положения к выводы работы докладывались автором на катедре этика, эстетики и теории культуры Киевского государствэнгого университета ш.Т.Г.Шевченко, отражены в ряде выстуш!Э1шЦ и доглядев на нзушнх конференция* в ¡¡ПК при й: о в с кон университета, в Зшгнац-сш педагогическом иг^ихитуг^,
в статьях и тезисах.
Стрткттра дадреруариц. Поставленная цель и задачи исследования предопределила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литерату- ■ ры, включающего 232 позиции.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ .
# Вд введении обосновывается актуальность проблемы исследования, характеризуется степень эе научной разработанности, определяется цель и задача, содержится перечень положений, составлявших новизну, формируется методология проблемы и указываются ее.теоретическая и практическая значимость и основные фораы апробации.
Впервой главе 'Методологические аспекты фялооосрско-эотети-чэоких исследования социальной актгрнопги искусства" на основе анализа концепций 20-30-х годов выясняются методологические проблемы социальной активности искусства, определяется предметная область понятия социального назначеыш, обосновывается понятийный статус "функционирования", "социального назначения",' "сущности" - понятий, лежащих в русле тематики соцаальной активности искусства, обосновывается необходшость исследования проблемы социального назначения искусства в логико-методологическом плане, определяется основные» составляющие данного понятия.
Исследование и сопоставление методологических позиций -исследователей "гносеологической" и "эстетической" концепции искусства в постановке и исследовании проблемы социальной активности искусства позволило выделить в качестве основного методологического недостатка при исследовании социального назначения искусства исключительно гносеологический аспект ее исследования, при которой художественная деятельность считается познавательной не только по своей функции, но и по механизму, структуре, целям, стимулам и т.д. Обмечается упрощенность такого "гносеологизма", понимаете его только как функции искусства, а не как аспекта философского знания. Следуя логике, предлагаемой дапнш методологическим под*- . ходом к проблеме, и искусство, и наука предназначены в общеотв'е выполнять познавательную функцию, различие их как форы сознания переносится в плоскость предметной области пх исследований.
•. В диссертации отмэчается слабость двнарй методологической позиции, т.к.. поиск? специфического предмета искусства, без оаре-
деления сущности сносок его освоения и формы реализации не могут дать ответ о его специфическом назначении- В любой садосохрашж-щейся системе это триединство нерасторжимо з .валяется основой специфики его существования в общесгве.
Исследование "эстетической" конаепцгш искусства раскрывает иные методологические ггринцетш в постаношсв проблемы социального назначения искусства. Ошечаегся близость этих концепций в методологии, гак как и одна и другая пытаются объяснить специфику искусства /судьостъ искусства и социальное назначение/ через определение специфического предмета. В эстетической концепции поиски предавта искусства находят выражение в поисках "реальных вотети-' чесзлх свойств" доИсгштельности. В диссертации отмечается, что вшеназьанной методологией игнорируется субъективная сторона эстетических свойств явления, а без этого аспекта оли теряют свою четко (фиксированную границу., тем самым и свою специфику. С другой стороны, на ряде примеров отмечаехся нечеткость понимания исследователями "эстетической" концепции самого феномена эстетического.
Во втором разделе главы проводится теоретический анализ места и роли проблемы социального назначения искусства а шжфукк-цпональной концепции его социальной активности. Определяется роль и значение^ ш>ли$»ункционалы10й теории в постановке проблемы социальной активности искусства, многсаспектность еэ исследования, фундаментальность методологии исследования. Однако развив довольно полную систему представлений о социальной активности искусства как наборе /система/ его конкретно-исторических функций, шюгиз авторы стали наделять полифущоднональную теорию задачами, заведомо "ей не дршгчдяежащими: т.е., система конкретно-иоторических функций искусства определялась как его социальное назначение, а полифункциональность представлялась в качества видовой функции искусства.
С учетом методологической нечеткости вышеназванных концепций в третьем разделе главы анализируются работы, затрагивающие проблему социального назначения искусства, но не вписывающиеся по своей методологии исследования,ни в "гносеологическую", ни в "эстетическую", ш в "иояифункцаональную".концепции. При исследовании этих работ мокно овдавить, что большая часть их тему социальной активности искусства ила только ставит, ила в них
намечается методология и способы ее исследования, при этом социальное на з на чеша искусства как самостоятельная проблема заявлена. В целом в работах этого плана отмечается большее единодушие в определении места проблемы социального назначения пскус- . ства, более четкое ее методологическое обоснование, ото обусловлено тем, что в оснсвэ этих концепций, как правило, общий методологический принцип, когда сущность искусства как теоретическая ро||лексия более высокого порядка выводится из непосредственного его функционирования. При этом исслбдователи отмечают близооть понятий "сущность искусства" и его "назначение" /"это два стороны одной и той же проблемы" - Толстых В. II./, но не смешваюг их, а питаются найти критерий их различия.
3 этом разделе анализируются и те работы, в которых исследуются отдельные аспекты проблемы социального назначения искусства. Это монографии, посвященные непосредственно теме социального назначениями статьи, ъ которых анализируется потребность исследования проблемы в различных аспектах ее существования.
В первой главе диссертации после обобщения результатов исследования проблемы социального назначения искусства за период 20-80-х г. сделаны выводи, что проблема социального назначения искусства находится в начальной стадии своего теоретического осмысления, т.к. недостаточно четко обоснован категориальный статус самого понятия "социальное назначение искусства", не определен е^ понятийный состав, недостаточно разработана методология ее исследования. Такая степень разработанности проблемы социального назначения искусства Яребует к ней внимания в пернул очередь с уточнения и обоснования методологических принципов ее исследования. •
В заключение первой главы подведены итоги проведенного анализа методологических основ теоретических разработок проблема -социального назначения искусстве за период 20-60 гг. п определены основные теоретические положения и принципы, которые в дальнейшей станут исходным пунктом диссертационного исследования данной проб-> лемн и обеспечат логику ее познания.
Осяовнш базовым принципом, который с необходимостью доладан быть определяющим при исследовании проблема социального назначения иокусства является щянцяп логико-исторического подхода к явлеяиш действительности. Причем валек момент учета знаний как
самой высокой ступени развития данного явления, так ц того, кок данное явление в истории становилось. Н&маловэхен ¡три исследовании также момент учета единства форлы, содержания и процесса развития явления, которое является основой специфики ка.-дого явления-объективной реальности. Позтог.1у при исследовании социального назначения искусства недостаточно определить только его опецифичес- ■ кий предает, необходимо' связать ею как со сиещДпкой процесса освоения данного предаете, так в с формой его веления. Оти принципы составили методологическую основу авторского исследования проблемы .социального назначения искусства.
Вторая глава "Характеристика основных понятий концепции социального назначения искусства" посвящена определению в характеристике осноши понятий, составляющих проблему социального назначения искусств. 3 качестве исходного принципа дат: анализа предаетной области проблемы социального назначения и определении ее понятийных составляющих берется ксшфотно-историчоская сбуслов-ленлость становления искусства как явления действительности.
Ето предполагает в первую очередь уточнение понятия "эстетического'1 как первоосновы художественных явлений действительности. В осмыслении явления эстетического центр тякести гзеледова-ния переносится на его ценностный характер. Рассматриваются всто-ричемне условия, причины и потребности, лежащие в основе возникновения эстетического отношения. Выяшшгся его основные сущностные характеристики. ' ' ,
В качестве основной сувдостной характеристик эстетического отноаонпя обосновывается его ценностный :сарактер, "небезразличный" /по тершюлогии А. С; Канарского/. При эта! отмечается, что эстетическое отношение не является рядополояенни среди других отношений отличавшихся по содержанию. Эстетическое отношение -это субъективный момент любой деятельности человека, таю?-; образом и лпбого его отношения.
При этом не только вакен момент учета его субъективного характера, но и учет его ценностной ориентации. То есть субъективность и ценностность эстетического отношений - две неотъемлемые: его суцпостные характеристика.-В работе сделан акцент я на различие "ценности", "стоимости" и "эстетической ценности". Среда блцпкзг. по этимологии и содержании понятий, связанных с якейо-логаческим отноаекввм человека к действительности ''эстетическая
ценность* отличается от иных аксиологических явлений своим "небезразличным, чувственным" характером отнощ&шш к той сфере действительности, которая тек или ¿.чаче связана о субъективные перерванной идеала.
На основе предпринятого анализа эстетического отношения как специфического ценностного отношения человека к миру и самому себе, определения основных его сущностных характеристик, становится возио:-::ным определение идеала как хенолека сознания, осмысления взаимосвязи и взаимообусловленности эстетического отношения и идеала - с одной стороны, и с другой стороны - на основе лонглш&а идеала как феномена эстетического отношения -выделить идеал в качестве сдецифического предав та искусства.
Во. втора; разделе главн раскрывается механизм взаимодействия и взаимообусловленности эстетического отношения, идеала и искусства.
Этот анализ осуществляется путем рассмотрения зарождения, развития .п- становления искусства как формы сознания, где идеал находит свое первое конкретно-чувственное воплощение. При этом исследуется зарождение эстетического /"небезразличною", "чувственного"/ отношения в рамках и на основе утллитарно-практичес-кого отношения к миру человэка первобытнообщинной формации. Сопоставляется и анализируется возникновение обмена товаров и за-ровдение в гроцоссе этого акта понятий "цены" и "ценности". Происходит переоценка ценностей в отношении к окрукающей действительности. Действительность приобретает двойственный характер в 'мироощущении человека: как "долкная" и "недоллная" - .то есть первый каг к пониманью-и созданию идеального мироустройства.
Таким образом, на основе иоторико-логического исследования возникновения и становления эстетического отношения раскрыт механизм взаимодействия и взаимообусловленности эстетического отношения и идеала, в дальнейшем идеала и искусства. £то позволило определить и раскрыть основные сущные характеристики идеала и ' обосновать его в качестве специфического предмета искусства. Такими характерными чертами идеала являйте«: его синтетичность, эстетический,общертвенный характер. •
Сделан акцент на синкретическом единстве идеала 1ак образования сознания п невозможности его членения на различные содержательные идеалы, типа: нравственный, политический, эстетический
и т.д., крале тех случаев, когда какой-дабс из этих аспектов синкретического идеала как образования сознания но становится объектом специального исследования. Раскрыт механизм формирования идеала как будущего в настоящем, что обуславливает специфз- ■ чески!; способ его.внракенпя. Идеал как конкретно суцоствующее будущее в настоящем и не будучи реаяьнш конкретно-чувственнш объектом требует своего выражения в конкретно-чувственной фор.(е и познания одновременно, т.к. одно без другого невозможно реализовать.
Исходя из результатов исследования ^аномона идеала и специфики эстетического отношения, обосновываются возможности искусства как своеобразного социального образования, благодаря кото-' рему искусство способно отать формой- выражения идеала, его кенк-ре тно-чувственнм бита ел в форма художественного образа. При этом отмечается основная особенность существования идеала в форме художественного образа: с одной стороны - идеал в форме художественного образа выступает в обцестве как конкретно-чувственная вещь, реальность и служат основанием, отправкой точкой его освоения в общество, с другой стороны - художественный образ , есть сам результат, познания и обобщения эстетических отношений, т.е. своего рода понятие. Специфика ь тыл, что ь формировании идеала в конкретно-чувственной форме художественного образа процесса диалектически'взаимодействуют.
. В третьем раздело главы раскрыта специфика 'художественного образа как специфической .формы освоения идеала. Исследуется механизм воплощения идеала в конкретно-чувственную форму образа. Раскрыть особенности художественного образа: его триединое нача- . ло /обрез-идея, образ-зяак, образ-понятиэ/. При этой отмечается, . что выражение идеала в конкретно-чувственной форме образа возможно только тогда, когда па всех трех этапах он получает свое адег кватное воплощенно. В качестве кдьчешх моментов, способствующих или не способствующих адекватному вира хеш® идеала в копкрвтно-чувственкой форме выделявтея специфические возможности художественной формы выражения: единство объективного. и суб-ьективного'в-худохественном образе, возможность свободного оперирования про-. странством в временам, знаковая условность художественней практики, значений общекультурного опита значений, закрепленного' за знаком и возможность его 'интеркрвгацил и т.д. Спобый агашт сделан
на мшен? перовода пдеала-идеи в художественную форлу, т.е. в материальную единицу. Отмечены трудности адекватного перевода идеального в материальное. Гам более, что функционирование художественного образа на втоц этапе еще не завершено. Он с необходимостью долюа быть переведен с языка материального /художественной фср.ш/ в идеальную форму воспринимающим рецензентом. Т.е., идеал, прездэ чоч стать достоянием индивида, двалды меняет форму своего социельпого бытия, что накладывает отпочаток и на строгость его адекватного выражения.
Таким образал, основной задачей исследования в этой главе становится теоретическое осмысление феномена художественного образа с точки зрекзя его возможностей как социального образования выразить и воплотить идеал в его первой форде социального существования - конкретно-чувственной.
Теорегичьскай анализ художественного сбраза как социального феномена позазиваэт, что это ость единственная форма выражения идеала в конкретно-чувственной форме, которая "дарит" ему реальное социальное бытие как будущего в настоящем в качестве действительного объекта, а тем са.чш и возможность его дальнейшего теоретического освоения. При этам отмечается, что следует различать понятая вираяэнве идеала и его воплощение. Первое относится К освоению его в форме художественного образа, второе - в духовно-зрактичзсклх феряах реальной деятельности человека.
' В заключении диссертации отмечено, что обоснованная теоретическая рефлексия социального назначения искусства способна наиболее полно отразить саму сущность искусства и стать прочпш фундаментом при решающ вопроса о его конкретнс-истораческсм ; функционировании, о его творческо-созидательных возможностях в решении социальных проблем, о специфике его как форлы сознания.
_ В то ке время следует отметить, что социальное назначение . искусства опосредуется универсальностью его функцеоналкщх возможностей, которш способны найти реализацию в процессе развитая ия интеллектуальней, так и змсцясналыго-ЕолсЁой с$ер духовного . облика чзловэ;^. '
При 5тел да ол'еадст преувеличивать способности искусства в £орюрс;вдзЕ духовно-аграаст^енного оэдвла человека. ИЬрокве всамокнолг-а никуог-тва в внраязлик идеала зависят 1ю только от агэ виутрэнних Мэхннлзмов гак форма сознания, по и связаны о
созреванием ряда объективных предпосылок, способствующих раскрытию творчоско-созидательного потенциала искусства, в перцу» очередь,. актуальной потрабности общества в личности гарюпически развитой и духовно богатой.
Вопрос о духовно-нравственно развитой личности ставится лишь на высоких стадиях.освоения общественно-исторической практики, следовательно, и оградный социально-функциональный потенциал искусства, направленный на выражение общественного идеала в его конкретно-чувственной фориё, способея проявиться в полной мере только в прогрессивно развиЕаотаися обществе.
Стоит отметить, что обладая высокими прогностическими возмоя-ностяш в выражении идеала, искусство тем не менее не является единсгвоннш выразителем.идеала общества. У него сбои задачи -выразить идеал в конкретно-чувственной форме и те?! самш дополнить совокупность способов познания и^уала друтиш $ орлами созна-•шя. Конкретное социальное назначение в обществе обеспечивает искусству ш только статус самостоятельной формы сознания, не дублирующей никакие друтиа, яо и долгую жизнь.
' Яра этом необходимо различать функцию искусства как его общественное назначение и функциональность художественного образа как материализованной единицы искусства, т.е. как конкретного объекта. . » ...
Трудности, опосредуемые внешней адекватностью функциональных возможностей художественного объекта и функциональных возможностей объектов, репрезентирующих такие форлн сознания как наука, философия, право, религия, могут быть преодолены лишь в ходе определения специфического назначения искусства.
Знание о функциональных возможностях художественного образа, каким бы полнил и точнш оно ни было, не может быть основой для решения вопроса о социальном назначений искусства, так как функциональные возможности художественного образа производим не только от свойств самого художественного образа, но и от познавательных возможностей субъекта на данном конкретно-историческом уро^ле. Следовательно, ;та каздом этапа истории, искусство моает расхить " те или иные свои возможности, обуслоцястше■ потребностям конкретного общества, .<
В •заключении исследования подвэдены.итоги, сделаны основные;
- 14 - •
Ещюда, содержание которых отражено в следующих публикациях:
I. "Мифотворчество в западаем искусотве П века" // Этика и эстетика: критика современных буржуазных' теорий етики в эстетики. - Bim. 32. - Киев: Изд. при КйеЕокои ун-те издат.объеди- • павиэ "Вши школа", 1989. - о .«в-*/- ;
.; 2. "Категория астетичеокого идеала и ее место в системе ..' встетичеоких категорий // Этика и эстетика. Сущность и диалектика эстетических и этических категорий. - Вцр. 33. - KtosBi Изд. при Киевском ун-та издат. объединение "Быка ийола", 1990. - * V С. 69-75. о • .' '
Подпяо.к печади _26.0Э.ЗД Зак 2415.тир 100 Размножено шц гад минотата Украины г. Киёв