автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Социальные ценности в менеджменте
Текст диссертации на тему "Социальные ценности в менеджменте"
На правах рукописи
Бочаров Михаил Петрович
Социальные ценности в менеджменте: проблема выбора.
У3'
Специальность: 22.00.04 у социальная структура, социальные институты и процессы.
Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук
Москва - 1998
Введение Глава 1.
План диссертации
Генезис социальных ценностей менеджмента как 31 регуляторов жизнедеятельности.
§1. Роль социальных ценностей в управлении в 31 период государственного реформирования. §2. Регулятивная функция социальных ценностей в 35 предпринимательстве и управлении. §3. Уроки «аксиологической нравственности» 41 И.Канта, А. Смита, Ф.Ницше, А. де Токвиля, Г. Форда, М.Фридмена и их гносеологическое значение для менеджмента в условиях рынка.
Глава 2. Концептуальное понимание социальных ценностей в 72 менеджменте.
§1. Смена ценностей менеджмента в условиях 72 переходного периода.
§2. Ценностные ориентации российских служащих 105 государственного управления и менеджеров в предпринимательстве.
§3. Социологический феномен социальных 124 ценностей в менеджменте.
Глава 3. Ценностные альтернативы - технологии выбора в 138 менджменте.
§1. Глубинные смыслы феномена выбора. §2. Механизмы выбора.
§3. Сущностное содержание ценностного выбора.
Глава 4. Ценностный выбор личности менеджера: гипотезы и перспективы в изменяющихся политических и экономических условиях.
§1. Смена парадигмы управления в переходный 162 период: от воли власти к патернализму. §2. Оптимальный выбор управляющего: в пользу 169 нравственного консенсуса в обществе; в пользу
138 141 146
162
традиций национальной деловой культуры. §3. Прагматический и моральный подходы к 174 управлению - детерминанты приоритетности выбора.
Глава 5. Механизмы и технология реализации ценностного 180 выбора для оптимизации управления в профессиональной организационно-управленческой деятельности.
§1. Объединение категорий экономики, 180 рационального управления и этики - основа технологии рыночной координации человеческой деятельности.
§2. Рыночный категорический императив и кодексы 184 деловой профессиональной этики.
§3. Государственное управление и бизнес: 191
соотношение писанного и «неписанного» права. Необходимость принятия профессионально-нравственного кодекса госслужащего.
Глава 6. Социальные ценности государственного 197
менеджмента - основа устойчивости гражданского общества
§1. Всеобщие нормы и ценности - условия 197 государственного управления гражданским обществом и управленческого воздействия общества на государство. Типология систем управления.
§2. Социально-управленческий механизм 204 согласования интересов государства и общества и роль ценностей.
§3. Социальный менеджмент - путь к социальному 211 государству.
§4. Реальное содержание социальных жизненных 218 стандартов.
Заключение 231
Использованная литература 237
Приложение №1 251
Приложение №2 253
Приложение №3 255
Приложение №4 257
Приложение №5 265
Приложение №6 266
Введение
Актуальность темы исследования. Развернувшийся в 90-е годы общенациональный кризис, приведший к крушению социалистического строя, распад СССР первоначально оказались глубоким потрясением для российского менеджмента. Кардинальные перемены и одновременно разраставшийся беспорядок в общественных и государственных процессах не укладывались в привычные управленческие представления, расшатанные в годы перестройки. Снятие идеологических табу привело к наплыву доселе неизвестной социально-управленческой литературы. В научный оборот были введены ранее находившиеся под запретом или сознательно выведенные по идеологическим соображениям из научного обращения теоретические произведения в этой области А.Булгакова, П.Сорокина, Н.Кондратьева, А.Гастева и др. Однако при этом стал модным западный вариант управленческой модели, его пыталась провести в жизнь часть интеллектуалов, на короткое время "вошедших во власть", но это не принесло ожидаемой стабилизации и подъема: небывалый в мирное время спад продолжается, уровень и качество жизни большинства населения снижаются из года в год, социальные и межнациональные конфликты обостряются. Обострение противоречий в обществе сопровождается нарастанием его неуправляемости.
Стало все более очевидным, что ни социалистический, ни капиталистический варианты индустриальной парадигмы1 управления, не помогут развязать клубок противоречий переходной эпохи.
Глобальный кризис всех сторон жизни общества в последней четверти столетия показал полную несостоятельность индустриальной парадигмы. Уходит в прошлое господство вульгарно-материалистической доктрины, превращавшей человека в придаток саморазвивающейся гигантской техносферы. Стремительно растущий разрыв
* Под парадигмой (греч. paradigma - пример, образец) в настоящей работе будем понимать категорию, введенную позитивистом Г.Бергманом и широко распространенную американским физиком и историком науки Т. Куном в книге "Структура научных революций" (М., 1977), - определяющую "научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения" (С. 11).
между горсткой богатых и огромным большинством бедных и беднейших народов, социальную дифференциацию людей в различных странах невозможно преодолеть привычными методами науки, зачастую превращающейся в служанку мощной разрушительной милитаристской машины, подпитывающейся огромными военными заказами.
Успешное функционирование рынка и правовой системы сами по себе не решают тех проблем, которые сегодня встали не только перед Россией, но и перед международным сообществом в целом. Драматизм ситуации, сложившейся в современном мире, состоит в том, что впервые за свою историю человечество столкнулось с возможностью собственной гибели. Экологический кризис, созданная гигантская техносфера ставят под сомнение старые способы воспроизводства человека как самосознающего существа и как субъекта управления, способного принимать ответственные решения и контролировать их последствия. Под вопросом оказываются некоторые фундаментальные этические ценности, традиционные способы понимания как внешней реальности, так и самого человека, представление о возможностях познания, объяснения и прогнозирования, понимание управленческой науки и ее места в жизненном мире человека, роли и границ рациональности в постижении мира и человеческой деятельности. По-новому складывается понимание взаимоотношений разных культур и цивилизаций мира, оценка прогресса как движения по некоторой одной выделенной линии.
Ограниченность привычных оценок и соответствующих технократических ценностей становится все более очевидной, по мере того как все большее значение начинают приобретать сохранение и воспроизводство таких сфер, "полезность" которых не может в полной мере оцениваться в рамках чисто индустриальной системы координат. Эти сферы - среда обитания, связанная с ценностями семьи и жилища, и социокультурная среда, где эти ценности восроизводятся. В интересах дальнейшего развития и выживания человечества необходимо определить такие принципы эффективности общественных вложений, которые позволили бы более гармонично сочетать индустриальную, социокультурную и природную сферы жизни современного общества на основе принципа соотношения средств и целей.
В то же время управленцам разных уровней (госслужащим, менеджерам) требуется выяснение сути перемен, происходящих в социальных потребностях и способностях человека, в социальных институтах, закономерности взаимоотношений общества и государства с окружающей средой, регуляторов этих отношений, тенденций динамики технологических систем, экономических и социально-политических отношений, духовного мира.
Переходный период при смене общественно-политических формаций в России, который протекает мучительным путем эволюционной ломки экономических и политических основ жизни общества, сопровождается сменой ценностных координат. Прежние социальные нормы и ценности уже не действуют, а новые еще не сложились, не стали регуляторами общественной жизни. Формирование ценностей в новых условиях спонтанно. В ответ на общественные потребности на государственном уровне делается попытка сформулировать государственную национальную идею, но эта работа идет по линии механического синтезирования набора наиболее важных для общества социальных ценностей. Представления об этом у разработчиков, на наш взгляд, умозрительны, не подкрепляются реальными социальными процессами. Эти поиски не встраиваются в целенаправленные усилия по формированию социального государства, дающего для каждого члена общества не только набор благ и норм жизни, но и их реальное экономическое и правовое наполнение. Отсутствует научная концепция, связывающая социальные ценности как компоненты социальной системы, наделяемые значением предпочтения, нормы или одобрения в общественном сознании, социальные жизненные стандарты как доброкачественную основу жизнедеятельности человека с социальным статусом государства. Это требует от субъектов управления выбрать новую систему глобальных и национально-государственных приоритетов и создать эффективный механизм их реализации.
Состояние научной разработанности проблемы. Общая теория управления, формируясь, развиваясь, совершенствуясь и реализуясь на практике в формах государственного, муниципального, конфессионального управления, управление предприятиями, коллективами, всегда базировалась на
определенных социальных ценностях. Однако в начале эти ценности вырабатывались на уровне религии, церкви, идеологических и культурных институтов и включались в управление опосредованно через них. Это прослеживается в сочинениях таких теоретиков демократических, авторитарных и тоталитарных концепций организаций и управления, как Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Спиноза, Гоббс, Монтескье, Кант, Ницше1. Впервые как основатель новой науки - науки государственного управления, дисциплины, «из себя» рождающей социальные ценности, выступил Н.Макиавелли2, заменивший средневековую концепцию божественного предопределения идеей объективной исторической необходимости - «фортуной». Ценность веры, святость, а таким образом, и принцип фидеизма были заменены им на прагматизм и принцип «согласия народа» (консенсус). С этого момента начинается отсчет истории государственной управленческой науки, имеющей свой понятийный аппарат и ценностные аспекты. Разрабатывая теорию утилитаризма, И.Бентам3 ввел в научное обращение понятия социальных ценностей пользы, прибыли, обогащения, выгоды, как регуляторов безличного механизма «свободного рынка».
Основоположники социологической науки О.Конт и Г. Спенсер пытались соединить государственное управление и общую теорию управления с природными законами гармонии через органическую дифференциацию социальных функций и их координацию на основе эволюции. Вместе с Дж.Ст.Миллем они разрабатывали идеи индустриального общества и хотя затронули факторы социальных явлений, практически не рассматривали аксиологическую сторону гармонизации управления. Напротив, Э.Дюркгейм4,
К См.: Ксенофонт Афинский, Сократич. соч. - М.-Л., 1935; Платон, Т.1-2-М., 1968-70; Платон. Государство. Соч. в 3-х т. -т.З - М.,1971; Аристотель. Соч. в 4т.т., Т.1-3-М., 1975-81; Этика - СПБ, 1908; Политика - СПБ, 1911; Афинская политая, М.-Л., 1936; Полибий. Всеобщая история в сорока книгах, Т.1-5-М., 1890-99; Спиноза Б. Этика -СПБ, 1993; Гоббс Т. Избранные произведения, Т.1-2-М., 1964; Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. - М., 1955; Кант И. К вечному миру. - М., 1989; Ницше Ф. Сумерки богов. - М., 1984; Антихристианин. - СПБ., 1907.
2 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия и др. - М., 1996 -С. 103-105
3 Бентам И. Теория наказаний и наград// М.Э.Соч.т.2-с.148
4 См: Конт О. Дух позитивной философии. - СПБ., 1910; Спенсер Г. Синтетическая философия. - Киев, 1997; Милль Дж.Ст. Основы политической экономии, т. 1-3. - М., 1980-81; Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения; Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995.
анализируя социальную реальность, уделял большое значение ее ценностно-нормативным характеристикам, внес важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы, которое в переходные периоды переживает аномийные состояния. Определив понятие общества культовым и недооценивая противоречивость и сложность его структуры, отношений с государственными институтами, он рассматривал социальную солидарность в качестве естественного состояния общества и определил ее высочайшей социальной ценностью.
Ценностная сторона управления представлена в трудах ученых социалистической мысли - К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина. Несмотря на их значительный вклад в разработку теории «социалистического государства», как частного случая «государства социального», и общественного самоуправления, односторонность подхода к проблеме ценностных ориентаций, с точки зрения теории классовой борьбы и пролетарской революции, умалила значение этих идей, свела их к самоценности экономических законов в управлении, позволила благодаря антидемократическим действиям Сталина привести к узурпации им власти в СССР и создать тоталитарную систему, а впоследствии дала возможность провести мировой эксперимент социалистической организации и управления обществом, закончившийся в определенном смысле крахом практики реализации этих идей. Отчасти к пониманию односторонности этого подхода пришли представители социал-демократии Э.Бернштейн, К.Каутский, Р.Гильфердинг, принесшие с собой концепции «организованного капитализма», «конструктивного
социализма», «демократического социализма», социальное ценностное наполнение которых имеет тенденцию к расширению.
Одновременно нарождающейся социалистической концепции управления в России противостояли либерально -демократические идеи, реализованные в теоретической и практической деятельности С.Ю.Витте, П. А. Столыпина, П.И.Милюкова, исповедовавших социальные ценности свободы и личной ответственности граждан.
На нынешнем этапе современные приверженцы либерализма, сторонники монетарной системы Ф.Хайек,
М.Фридмен, Б.Жувенель, Г.Сорман1, введя в научный оборот тезис о "тотальной демократии", практически отказывают субъектам государственного управления в регулирующей роли, считая, что для поддержания расширенного порядка человеческого сотрудничества на основе рыночных отношений должны действовать институты морали, права, семьи, собственности с обеспечивающими их нормами, правами, традициями и обычаями. Разработанная ими трактовка этих норм и принципов весьма продуктивна для использования в управлении обществом.
Однако при выборе стратегии рыночных реформ эти преимущества монетаризма не были учтены российскими последователями Хайека и Фридмена Е.Гайдаром2 и возглавляемым им правительством на первом этапе реформирования экономики. Положение о благотворности свободных, не обремененных государственным вмешательством экономических отношений было воспринято творцами либеральных реформ буквально, а «регулируемый рынок» считался ими неприемлемым. Радикально-либеральная концепция основывалась на экономическом детерминизме, по принципу «от противного». Группа Е.Гайдара пыталась доказать, что стоит устранить государство из естественноисторического процесса, как тут же заработают механизмы рынка и экономической свободы, способные утвердить «равные возможности» для всех и всех облагодетельствовать. Однако социальные последствия введения такого экономического либерализма оказались прямо противоположными ожиданиям. Ослабление государства как института автоматически сопровождалось возрастанием возможностей манипулирования
госбюрократией, использования ее в своих интересах теми, кто оказался в наиболее выгодном положении при переделе госсобственности. Творцами реформ для России была выбрана стратегия «догоняющей цивилизации», перестраивающей свою жизнь по западному образцу. Российские реформаторы практически проигнорировали уже воплощенные на западе идеи противоположной теории
1 См.: Хайек Ф.А.фон Дорога к рабству.-М., 1992; Пагубная самонадеянность.-М., 1992; Friedman F. The social Responsility of Business is to Increase its Probits.-In: Business Ethics: Reading and Cases in Corporate Morality. Ed.W.H.Holfman and J.M.Moore. N.Y., 1990; Сорман Ги Либеральное решение.-M., 1992.
2 Гайдар E.T. Новый курс//Известия. 1994. 10 февр.; Испытание выборами// Известия. 1995. 28 авг.; Государство и эволюция. - M., 1995.
«тотальной демократии» концепции «социального государства», «социального рыночного хозяйства», «сформированного общества» Л.Эрхарда1, «общества экономической интеграции» Г.Мюрдаля, которые делают упор на государственный мене