автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальный детерминизм и деятельность субъекта
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Стрижакова, Наталья Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Современные парадигмы в понимании детерминизма.
1.1. Социальный детерминизм: сущность и специфика актуализации.
1.2. Социальный детерминизм и деятельностиая активность субъекта.
1.3. Объективное и субъективное в деятельности.
ГЛАВА 2. Детерминационные зависимости в процессе преобразования социальной действительности.
2.1. Познание и целеполагание в процессе преобразования социальной действительности.
2.2. Преобразованная действительность как результат деятельности
2.3. Воздействие изменений действительности на содержание и характер деятельности субъекта.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Стрижакова, Наталья Евгеньевна
Актуальность темы исследования. В условиях становления и развития общества исследование социально-философских аспектов деятельности представляет собой актуальную теоретическую и практическую задачу. Это обусловлено тем, что главным звеном любой деятельности является человек, поэтому решение этой задачи тесно связано с исследованием социально-философских аспектов детерминизма и детерминационных зависимостей в процессе преобразования социальной действительности. Разработка социально-философских аспектов деятельности затрагивает целый ряд актуальных проблем и способствует их решению. Данная тема тесно связана с такими важными теоретическими и практическими задачами, как развитие творческой активности личности, интеллектуализация социальной практики, ценностные ориентиры человека и т.д.
Обобщенное понимание детерминизма строится на стыке различных наук и научных теорий: общей философии, социальной философии, философской антропологии, психологии, биологии, синергетики, герменевтики, аксиологии, этносоциологии, этномето-дологии, феноменологии, семантики, семиотики и т.д. Такое комплексное исследование социально-философских аспектов детерминизма в становлении и развитии человека и общества в целом требует позиции обобщенного понимания детерминизма, что усиливает актуальность исследования этой проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Основные ракурсы рассмотрения проблемы детерминированности человеческой деятельности неоднократно становились объектом рассмотрения философской мысли. Позитивистская социология по этой проблеме представлена именами П. Сорокина, Т. Парсонса, Г. Бек-кера, и многих других авторов. Антропологическое направление (М. Шеллер, Г. Плеснер, А. Гелен, X. Фрайер и др.) способствует осознанию специфической роли субъективного мира человека в созидательной деятельности. Антипозитивистские тенденции в социальной философии выдвигают франкфуртскую школу (М. Хорк-хаймер, Ю. Хабермас, Т. Адорно, Г. Маркузе) с их попыткой преодолеть различие объекта и субъекта в социальном познании и социальной деятельности.
Русская социально-философская мысль трудами C.JI. Франка, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина пыталась преодолеть дихотомию субъективного и объективного, индивидуального и коллективного. В современной отечественной литературе деятельностный аспект преобразования социальной действительности разрабатывают К.Х. Момджян, В.Е. Кемеров и другие.
Определенный вклад в развитие представлений о ценностях и связанных с ними представлений о потребностях и интересах внесен в работах Н. Гартмана, К. Льюиса, Р.Г. Лотца, М. Шелера и других.
Соответствующий вклад в разработку представлений о ценностях, ценностных ориентациях, потребностях и интересах внесли В.П. Тугаринов, А.Г. Здравомыслов, О.Г. Дробницкий, Ф.С. Ани-симов, И.С. Нарский, К.Н. Хабибулин, Д.А. Леонтьев, С.С. Соловьев, Н.П. Медведев и другие.
В современной отечественной философской мысли анализ понятия «деятельность» производилось М.С. Коганом, В.В. Давидовым, Э.Г. Юдиным, Г.С. Батищевым, А.Н. Леонтьевим, B.C. Швы-рёвым, В.А. Горшковым.
Проблема исследования социальных аспектов знания нашла адекватное отражение в трудах И.Т. Касавина, В.А. Колеватова, Е.М. Руткевич, JI.A. Мшсешиной и других.
Проблема детерминизма детально раскрыта в трудах И.А. Хапчаева, Н.Ф. Кузнецова, В.И. Купцова, М.А. Парнюк, Я.Ф. Ас-кина, З.А. Сокулера; социально-философским аспектам целесообразности как форме детерминизма посвящены работы Ильенкова Э.В., Басина Ф.В., Трубникова H.H., Крайзмер Л.П., Вейн А.М., Тюхтина B.C. и других.
Методологической и теоретической основой диссертации явилось единство традиционного логико-философского анализа, классических системного и деятельностных подходов. Особое значение получили принципы системности, всесторонности и конкретности. Для наиболее полного анализа применен комплексный подход, использующий отдельные идеи и принципы выработанные частными социальными науками (социология, культурология). Теоретической основой исследования послужили базовые понятия и концепты, содержащиеся в трудах, статьях, монографиях отечественных и зарубежных ученых.
Предмет, цели и задачи диссертационного исследования. Предметом данного исследования являются типы, виды и формы детерминаций, их взаимосвязь, отношения взаимодополнительности и соотнесенности, их место и роль в деятельностной активности субъекта. Основной целью исследования диссертационной работы является комплексное исследование человеческой активности, деятельности с позиций обобщенного понимания детерминизма.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие основные задачи:
- выявление сущности обобщенного понимания детерминизма, его типов, видов и форм;
- определение методологически плодотворных философских концепций для выявления основных детерминант человеческой деятельности;
- раскрытие общефилософского и социального смысла категорий «объект»-«субъект», «субъектность», «объективизация», «оп-редмечивание»-«распредмечивание», «деятельность» и «общество» как субстанция, «активность», «необходимость»-«случайность», «независимость», «реальность», «устойчивость»-«нестабильность», «познание», «целеполагание», «целесообразность»;
- исследование потребностей и интересов как социальных понятий и детерминант деятельностной активности субъекта;
- исследование объективного и субъективного в деятельности;
- рассмотрение альтернативных философских подходов к роли познания и знания в деятельности;
- рассмотрение преобразованной действительности как результата деятельности;
- исследование воздействия преобразованной действительности на содержание и характер деятельности субъекта.
Новизна диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом:
- обобщены результаты различных подходов к анализу деятельностной активности человека на основе системного понимания детерминизма;
- выявлены особенности диалектики взаимосвязи объективного и субъективного в деятельности субъекта;
- раскрыт принцип соучастия как способ включения сознания в структуру объекта деятельности, т.е. взаимозависимость субъекта и объекта;
- дан обоснованный анализ обратных связей, обратных влияний объекта на субъект с учётом тенденции смещения интереса с исследуемого объекта на границу взаимодействия субъекта и объекта;
- преодоление натурализма в гносеологии и упрощенного его понимания;
- учет в гносеологии идей герменевтики, феноменологии, синергетики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социальный детерминизм как теоретическая парадигма является одной из основополагающих основ социальной философии, поскольку это учение определяет причинную обусловленность всех видов деятельности в обществе. Понятие «детерминизм» имеет свою эволюцию, охватывающую несколько этапов: на первом этапе детерминизм понимался как учение об однозначной причинности, на следующем - как учение об однозначной и неоднозначной детерминации, на третьем - как учение об общей детерминации. В настоящее время на исследование проблемы дея-тельностной активности субъекта начинает оказывать влияние обобщенное понимание детерминизма, его типы, виды и формы.
2. Субъективная активность обнаруживается при определении степени соответствия активности, развиваемой человеком в данный момент, и тем видом активности (чаще - деятельности), в которую он вовлечен обстоятельствами своей жизни. Субъект сам в ряде случаев определяет меру, в которой он занят ставшей ему необходимой деятельностью, к тому же он способен управлять, хотя бы в некоторых пределах, и своими природными возможностями (ресурсами), и правилами организации деятельности, которые освоены в процессе обучения и воспитания. Собственно субъектную активность, означенную как проявление субъектно-сти, точнее можно определить в тех видах деятельности, в которых человек волен определять для себя меру субъектной включенности и меру собственного творчества при достижении формируемых для себя целей.
3. Основные детерминационные зависимости, существующие в обществе, связаны с его структурой, функциями. Структура - это совокупность функционально связанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, а они через социальный статус и социальную роль, с помощью социальных норм детерминируют действия людей в рамках общества. Социальный детерминизм, таким образом, построен на структурной детерминации (группы, слои, классы, статусы, нормы, роли и т.п.) и на функциональные детерминации (материальное производство, природа, кулыура и т.д.). Эти зависимости существуют в обществе, но не следует их абсолютизировать. Потребности, раскрывающие объективную «родовую природу» человека, и их дисциплинирующее воздействие на сознание, являются самыми глубокими причинами, обусловливающими законосообразность деятельности; именно они являются объективной стороной деятельности. Субъектность деятельности и поведения, процессов восприятия, принятия решений и т.п. связана прежде всего с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: индивидуальными особенностями постановки и решения задач (мысленных или предметных).
4. Социальная действительность — это реальность, возникающая в результате человеческой деятельности. Она существует в виде знаний и умений людей, представляясь как совокупность потенциального и актуального их действия. Способность человека анализировать ситуацию позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т.е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения. Целью деятельности называют идеальный образ желаемого результата, который создается рефлективными «отсеками» сознания (на основе ценностных предпочтений человека, соотнесенных с условиями среды) и контролируется его волевыми импульсами, направляющими физическую активность в заданном, рассчитанном направлении. Цель - это вектор движения системы, обладающей набором устойчивых жизненно значимых состояний, с которыми связано сохранение ее качественной самотождественности.
5. Способность человека благодаря труду воплощаться в результатах своей деятельности имеет огромное значение в человеческой жизни, в жизни общества. С одной стороны она свидетельствует о том, что человек в ходе своей жизнедеятельности как бы расщепляется, оказывается способным как бы умножать свое бытие в произведенных результатах своей деятельности. С другой - пройдя через процесс труда, результаты человеческой деятельность предстают перед нами как воплощение, олицетворение новой субстанции - человеческого труда; они как бы переводятся на новую антропоцентристскую орбиту, выступая как воплощение его деяний. В процессе труда материализуется не только идеальная цель, но и совокупность знаний, присущих человеку; а созданное человеком выступает по отношению к нему как воплощение, овеществление его знаний. 6. Социальная реальность многопланова, мозаична, в значительной степени непредсказуема в конкретных коллизиях и исторических поворотах. Общество в своей реальной жизнедеятельности по отношению к человеку выступает как совокупность самых разных программ, определяющих, направляющих, корректирующих, предупреждающих, запрещающих и т.д. разные стороны деятельности субъекта. Причем эти программы детерминируют человеческую жизнь не просто с точки зрения активности или пассивности её проявления, а содержательно. Трансформация общественных программ в программы человека представляет собой не простое наделение общественных программ личностным смыслом, а глубоко созидательный процесс творения чего-то нового. Жизнедеятельность человека программируется обществом и самопрограммируется, она и производна и самостоятельна, она и репродуктивно-традиционна и творчески-новаторская. История общества, традиции, коды культуры, стандарты поведения, стиль мышления и т.д. - всё это складывается веками и влияет на человека, оседает в нём, превращаясь в черты его менталитета. Научно-практическая значимость работы состоит в том, что обобщенные результаты и выводы диссертационного исследования позволяют дать сводную характеристику детерминационных зависимостей в процессе деятельности человека, направленной на преобразование социальной действительности.
Содержание диссертации может быть использовано в процессе преподавания общественных дисциплин в высшей школе как в предметно-лекционном курсе, так и при разработке и чтении спецкурсов.
11
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в четырёх публикациях, общим объемом 13п.л. Результаты работы были положены диссертантом в основу спецкурса, предложенного студентам ИУП СевКавГТУ, по специальности «Энергоснабжение промышленных предприятий и систем». Отдельные результаты диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на общеуниверситетских итоговых научных конференциях преподавателях и аспирантов КЧГПУ. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии СевКавГТУ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечания и библиографического списка литературы. Общий объем работы 141 машинописных страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальный детерминизм и деятельность субъекта"
Заключение
Исследование социального детерминизма и деятельности как практического и духовного освоения действительности методологически значимы для осмысления практических функций философии. Практическая действенность в области духа - основная черта практически - духовного отношения к миру, причём эта действенность не является утилитарной, заранее рассчитанной на определенный результат, хотя это тоже важно и самоценно. Она связана с построением второй реальности, сопереживая которую субъект может свободно преобразовывать себя. Практика выше теоретического познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности. Существенной характеристикой практики, как и практически-духовного, следовательно, является их непосредственная действительность. Духовно-практические и практически-духовные способы освоения действительности равным образом ориентированы на получение всеобщего, общезначимого содержания, добываемого во всех видах человеческой деятельности. Всеобщее, получаемое наукой, абстрактно не совпадает с формами самой жизни; общезначимое в любом виде деятельности не всегда выходит за пределы того целевого контекста, в котором возникло, - контекста самоценности творческого общения, т.е. смысл жизненного творчества. Наука, как и духовно-теоретическое вообще, решает реальные жизненные проблемы лишь опосредованно, не превращаясь в способ их непосредственного разрешения или даже осмысления. Наука, показавшая чудеса прозорливости и понимания в областях, не доступных обыденному сознанию и практически-духовному освоению мира в целом, казалось бы легко может решить то, над чем люди бьются в повседнев
Список научной литературыСтрижакова, Наталья Евгеньевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Андреев Э.М. Новая социальная реальность: основные черты и способ движения // Социально - политический журнал, 1994. №7, №8.
2. Андреева Г.М. Психология социального сознания. М.: Аспект Рпесс, 1977.
3. Ануфриев CA., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально -политический и духовный феномен // Социально политический журнал, 1995. №3, №4, №5, №6.
4. Арестова О.Н. Мотивация и целеполагание в мыслительной деятельности //Вестник московского университета, сер. 14.1999. №3.
5. Арестова О.Н. Мотивация и целепологание в мыслительной деятельности // Вестник московского университета, сер. 14. 1999. №3.
6. Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научные знания М., 1977.
7. Багиров В. социальное познание на пороге постиндустриального мира. И Общественные науки и современность, 1993, №3.
8. Батищев Г.С. Истина и ценность. // Познание в социальном контексте. М., 1994.
9. Бердяев H.A. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л., 1991.
10. Бердяеев H.A. Мое философское мировоззрение // Философские науки, 1999. №6.
11. Бунте М. Причинность. М., 1962.
12. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.1984.
13. Вебер М. Избранное. Образ общества.
14. Вигнер В. Этюды о симметрии. М., 1971.
15. Гегель Г. Лекции по истории философии.
16. Гельветцкий К А. О человеке.
17. Гольбах П. А. Система природы.
18. Данилов И.В. Принцип детерминизма в отражательной деятельности мозга в кн.: Философские и социальные проблемы медицины. М.,1970. Т.2.
19. Дюркгейм Э. История теоретической социологии, т. 1., М., 1995.
20. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1994.
21. Заславский Г.Н. Стохастичность динамических систем М., 1984.
22. Иванов В.П. Мировоззрение как форма сознания, самоопределения и культуры личности // Мировоззренческая культура личности. Киев, наукова думка1986.
23. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974.
24. Ильенков Э.И. Свобода воли // Вопросы философии, 1990. №2.
25. Ильенников Э.И. // Вопросы философии, 1990. №2.
26. Ильин В.В. Теория познания. Общие проблемы. М., 1993.
27. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1991.
28. История философии в кратком изложении. М., Мысль, 1991.
29. История философии в кратком изложении. М., Мысль, 1991.
30. Кальвиньо М. Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983.
31. Кант И. Сочинениям., 1995. т.4ч.1.
32. Карпенко JI.C. Логика, детерминизм феномен прошлого // Вопросы философии, 1995. №5.
33. Кемеров В.Е. Методология обществознания. Свердловск, 1990.
34. Князева E.H., Курдюмова С.П., Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным // Вопросы философии, 1992. №2.
35. Краткая философская энциклопедия. Прогресс, М., 1994.
36. Кругликов Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга // Вопросы философии. 1982. №4.
37. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1990.
38. Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.
39. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
41. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975.
42. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975.
43. Лихачев Д.Л. Я прошу Вас все планы начинать с культуры, воспитания, образования // Час Пик. 1991. Письмо от 25.08.91.
44. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
45. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания: к дискуссиям в современной постпозитивистской философии и науки. М.: Наука, 1987.
46. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46 ч.1.
47. Маркс К., Энгельс Ф., соч. т. 46 ч. I.
48. Маркс К., Энгельс Ф., соч. Т.З.
49. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологического мышления. Тбилиси, 1983.
50. Место и роль обыденного сознания и познания в мировоззрении личности. Челябинск, 1990.
51. Минакова С.Ф. Экология личности. Кировск, 1999.
52. Москвичев JI.H. Познание и детерминация (критика буржуазных концепций социальной обусловленности познания). М.: Политиздат, 1980.
53. Никифоров А. Революция в теории познания? // Общественные науки и современность. 1995. №4.
54. Огородников В.П. Познание необходимости. М.Д985.
55. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии, 1996. №1.
56. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии, 1996. №1.
57. Основы философии под ред. В.А.Горшкова; Ставрополь 1996.
58. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
59. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
60. Понятие реальности в классике. Теория общества // Сборник научных трудов. Вып. 1. Ставрополь., из-во СГТУ. 1998.
61. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.,1992.
62. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1984.
63. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1972. №6.
64. Пуляев В.Т. Человек единство природы и социума // Социальное гуманитарное знание, 1999. №5.
65. Пуляев В.Т. Человек, единство природы и социума. // Социально гуманитарное знание 1999 №5.
66. Разин A.B. Ценностная ориентация и благ человека, ВМХ. сер. 7.
67. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев: Ника-Центр, 1997.
68. Рузавин А. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения. // Свободная мысль, 1993. №17, №18
69. Сартр Ж. Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.
70. Силин A.A., Творение нового как переход от возможного к действительному // Философские науки №3-4,1999.
71. Синельников Б.М., Горшков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. М., 1999.
72. Скачков Ю.В. Конструктивна роль случая // Вопросы философии, 1988 №5.
73. Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской философии // Вопросы философии, 1993. №2.
74. Соловьев B.C. соч.: в 2т. М., 1989. Т. II.75. Соловьев С.М.
75. Соркин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
76. Соркин П.О. О так называемых факторах социальной революции. М., 1992.
77. Сорокин П.А. Родовая культура социально-культурных явлений. М., 1992.
78. Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни П СПЖ, 1995. №1.80. Спиноза Б. Этика.
79. Суппе П. Вероятная теория причинности // Вопросы философии, 1972. №4.
80. Телегина Э.Д., Волкова Т.Г. Мотивация и процессы целесообразия // Психологические механизмы целесообразия. М., 1977.
81. Тихомиров O.K. Исследования целесообразия // Вестник московского университета, сер. 14. 1984. №2.
82. Федотова В.Г. Классическое и неклассическое в социальном познании. // общественные науки и современность. 1992. №4.
83. Фейербах Л. Лекции о сущности религии / Избранные философскиепроизведения. М., 1995. т. 2.
84. Философский энциклопедический словарь. М., 1988.
85. Франк СЛ. Духовные основы общества. М., 1992.
86. Франк СЛ. Духовные основы общества. М., 1992.
87. Фролов С.С. Основы философии. М., Юрист., 1997.
88. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. №1.
89. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: «Республика», 1993.
90. Хапчаев И.А. Целесообразность как форма детерминизма и психологическая проблема // В сб.: Философские раздумья: проблемы настоящего и будущего. Ставрополь. 1997.
91. Хапчаев И.А. Принцип детерминизма и психологическая проблема. Ростов-на-Дону. 1991.
92. Хвостова К.В. История: проблемы познания // Вопросы философии. 1997. №4.
93. Хомас Дж. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль. М., 1994.
94. Цицирон М.Т. О границах добра и зла.
95. Чернышевский Н.Г. Избранные произведения в 3х т. М., 1948 т 32 1.
96. Чудновиский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // ПЖ, 1993. №5.
97. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984.
98. Шел ер М. Положение человека в космосе // Проблемы человека в западной философии. Переводы, М., 1988.
99. Шинкарук В.Ч., Яценко А.И. Гуманизм диалекгико материалистического мировоззрения. Киев, Политиздат, Украина, 1984.
100. Ю2.Шмальгаузен Н.И. Организм как целое в индивидуальном и в историческом развитии. М., 1982.
101. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
102. Шуков В.А., Хон Г.Н. Оправдание случайности. М., 1990.
103. Экшуп С. Философия случайности. // Свободная мысль., 1994. №2; №3.
104. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
105. Яспсерс К. Духовная ситуация времени. М., 1990.