автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Социальный облик горожанина Северного Китая середины XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальный облик горожанина Северного Китая середины XX века"
од
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
на правах рукописи
СИНЕЦКАЯ Эльвира Андреевна
СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЛИК ГОРОЖАНИНА СЕВЕРНОГО КИТАЯ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА
Специальность 07.00.03. - Всеобщая история
(новая и новейшая история)
Автореферат
диссертации'на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 1993
Работа выполнена в Институте востоковедения Российской академии наук.
Научный руководитель: доктор исторических наук,
профессор Л.П.Делюсин
Официальные оппоненты: доктор исторических наук
Я.М.Бергер,
доктор экономических наук •Е.А.Коновалов
Ведущая организация - Институт проблем рабочего движения и сравнительной политологии РАН.
Защита состоится "_" _ 1993 г. на заседании
Специализированного совета (Д.003.01.01) Института востоковедения РАН по адресу: 103777, Москва, Рождественка, 12.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИВ РАН.
Автореферат разослан
1993 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, доктор исторических наук
ОБщАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Политические и экономические перемены, произошедшие в Кигае с приходом к власти коммунистов, стали причиной основательной трансформации китайского общества, формирования новых и преобразования или исчезновения старых социальных групп. Особенно сильное воздействие на эти процессы оказали преобразование форм собственности в городе и деревне, политика ускоренного насавдения социализма, а также курс на индустриализацию. В этом отношении Китай во многом повторял опыт Советского Союза и некоторых других стран, назвавших себя сначала "народно-демократическими", а затем - "социалистическими". Однако отличительной чертой социальных сдвигов в Китае было го, что совершались они при наличии своего рода "китайской стены", отделявшей деревню от города. В Китае отсутствовала миграция сельского населения в город, сопутствовавшая индустриализации нашей страны. Поэтому здесь можно говорить о существовании замкнутого городского сообщества, внутри которого, как в своеобразном плавильном котле, и совершались социальные эксперименты по строительству социализма. Аналогичным замкнутым сообществом, лишенным сообщающихся сосудов с городом, была и деревня.
Горожане имели целый ряд материальных преимуществ перед жителями села, прежде всего постоянное рабочее место, так называемая "железная чашка риса", которая обеспечивалась содержанием больших излишков рабочей силы на предприятиях и в учреждениях (по принципу "распределения работы, с которой могли справиться трое, на пятерых"), а также различные социальные льготы, пособия, дотации. Всего этого сельский житель был лишен. Относительное благосостояние города поддерживалось за счет жестокого ограбления деревни. Барьер между городским и сельским сообществом, удержание сельских жителей от перемещения в город поддерживались с помощью жесткой системы прописки, а также посредством периодической высылки из городов тех селян, которые проникали туда вопреки всем запретам. В то же время периодически осуществлялись и "кровопускания" для городского сообщества, когда по политичес-
ким или экономическим мотивам из города в массовом порядке высылались нежелательные элементы. Это должно было поддерживать определенный конформизм городского социума.
Городское сообщество периода раннего социализма в Китае имело своеобразную ячеистую структуру. Первоэлементом в этой структуре была не личность, как в обществе с рыночной экономикой, однако уже и не клан или семья, как в традиционном обществе, но совершенно своеобычная, присущая только Китаю этого периода (впрочем сохранившаяся и до наших дней) "единица" ("даньвэй"). В этих единицах были не только заняты трудовой деятельностью, но и жили политической, социальной, культурной и во многом - личной жизнью абсолютное большинство городских жителей. Эти "единицы" иногда в нашей литературе именуют "производственными". Это неверно, превде всего потому, что помимо "единиц" преимущественно производственного или хозяйственного назначения, имеются "единицы" научно-исследовательские, проектные, учебные, административные и т.п. Но главное состоит в том, что все "единицы" многофункциональны, ни одна из них не несет только производственных или иных специальных функций. Они превде всего являются проводниками политики коммунистической партии и государства (будь то кампания по ограничению рождаемости или за уничтожение "четырех зол") и несут бремя по социальному обеспечению работников и их семей.
Одна из таких единиц -ячеек городского сообщества в Китае исследуется в настоящей работе. Выбор данной единицы определил ИСТОЧНИК. Это - сборник дацзыбао ("газеты больших иероглифов") Шицзиншаньского металлургического завода, изданный Канцелярией Пекинского горкома КПК в сентябре 1957 г. -после завершения экспериментального периода движения "за исправление стиля работы партии". Авторами дацзыбао являлись представители разных групп населения, так или иначе связанных с одним из крупнейших металлургических заводов Северного Китая, расположенном в пригороде Пекина (ныне носящего название "Шоуду"). Среда пишущих большинство тех, кого можно по традиционной терминологии называть рабочими и служащими, но не мало и тех, кто плохо укладывается в это определение: ра-
ботники охраны и милиционеры, парикмахеры, продавцы и тому подобное - работники кооперативов, учителя и врачи, журналисты и пр. Все подразделения (будь то школа, ПТУ, отделение милиции, кооперативы, скажем, по ремонту обуви, больницы,магазины, редакции газет), где были заняты эти люди, входили в единую систему под названием ¡Дицзиншаньский металлургический завод. Писались дацзыбао и о проблемах нетрудоустроенных членов семей всех этих категорий населения. Среди пишущих дацзыбао были и квартирующиеся в Пекине, и в общежитиях самого завода, и в близрасположенных деревнях. Многие из авторов были детьми горожан, но были и переселившиеся из деревни (в большинстве своем оставив там жену и детей, не говоря уже о других родственниках). Всех этих людей связывало в некое сообщество прежде всего то, что они не были постоянно или преимуще-. ственно связаны с сельскохозяйственным производством (хотя, как явствует из дацзыбао, шицзиншаньцы принимали участие в так называемой шефской помощи селу). Это дает основания называть их "горожанами".
Сборник дацзыбао - это два тома в 1469 страниц журнального размера, содержащих тексты 5412 дацзыбао, сгруппированных превде всего хронологически (с 24 августа по II сентября 1957 г.), по дням - по 6 общим для всех дней рубрикам: управление производством, труд и заработная плата, культурно-бытовое обслуживание и социальное обеспечение, деятельность кадровых работников, взаимоотношения партии и масс, государственная власть и политическая жизнь масс. (В конце сборника дана подборка дацзыбао с критикой нескольких молодых инженеров, получивших образование в СССР.) Анализ содержания дацзыбао, их размещение по рубрикам, сформулированным публикаторами (судя по всему, при систематизации материала), дают основания полагать, что составители данного сборника стремились увидеть за частными вопросами, порой касающимися личностных взаимоотношений (дацзыбао о конкретных конфликтах начальников и подчиненных, о конкретных поступках конкретных членов партии, профсоюзных деятелей, о личных трудностях авторов дацзыбао) отнюдь не частные, а общегосударственные моменты,имеющие отношение к ключевым вопросам жизни общества - взаимоот-
ношения мевду членами общества, мевду партией и массами, массовыми организациями между собой и со своими членами, различные потребности населения и меру их удовлетворения (или неудовлетворения) . Одновременно анализ материалов сборника позволяет представить и уровень и содержание культурного и политического сознания, характер психологии представителей различных групп (не только рабочих), чья жизнь была неразрывно связана с этим крупнейшим предприятием. Анализируя содержание дацзы-бао, диссертант соотносил выраженные в них взгляды и мнения с решениями КПК и постановлениями Госсовета КНР, а также с материалами, публиковавшимися в тот период в центральной партийной и профсоюзной печати.
АКТУАЛЬНОСТЬ избранной темы состоит в том, что проблема перехода традиционного, т.е. докапиталистического общества к современным формам политической и экономической организации ■ по-прежнему остается нерешенной. Выдвижение программы модернизации Китая, рассчитанной на долгие годы, замена маоистской концепции теорией социализма с китайской спецификой снова привлекает внимание китайских и зарубежных ученых к изучению состояния различных классов и социальных груш китайского общества, их отношения к задачам преобразования страны, подтягивания ее к общемировому уровню. Известно, что в демократическом движении весной 1989 г. различные слои городского населения по-разному отнеслись к его лозунгам и не все поддержали его активными действиями. Чтобы разъяснить причины пассивного поведения горожан в политических кампаниях - как антидемократического толка ("культурная революция"), так и демократического характера, надо обратиться снова к начальному периоду образования КНР, когда ситуация глубокого разлома, изменения всех основных общественных институтов создавали поистине уникальные возможности для рассмотрения тех компонентов и механизмов социального устройства, которые в обычных условиях глубоко "скрыты и незаметны. В наши дни, как и в 50-е годы, поэтому остаются актуальными задачи качественного анализа тех социальных слоев населения, которые непосредственно связаны с промышленным производством и считаются.социальной базой КПК. Это помогает лучше понять особенности формирования
социально-экономической политики Компартии Китая и особенности пути развития страны. Не менее важным представляется составить реальную картину взаимоотношений между изучаемыми социальными группами и правящей партией, роль и место этой части так называемых масс в политической системе страны, но не менее важным является и изучение осознания самими трудящимися и своего места в системе и их отношение к тем социальным институтам, которые от их имени формируют политику страны. Материалы сборника раскрывают и объясняют интересы, ценностные ориентации этой репрезентативной части китайского населения, позволяют лучше понять национальные особенности процессов, происходивших и происходящих в Китае.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ данной РАБОТЫ определены стремлением на большом конкретном материала выяснить социальный облик горожанина Северного Китая середины нашего века через изучение восприятия трудящимися своих взаимоотношений с компартией, профсоюзом, отношения их к ключевым моментам политики руководства страной, самоощущения шли своего уроЕня жизни, взаимоотношений с государством и администрацией. Самодостаточная ценность такого исследования одновременно может служить дополнительным источником более глубокого изучения и всего китайского общества как в означенный период, так косвенно и в предыдущий (поскольку социально-психологические характеристики, по утверждению социологов, являются весьма консервативными) и в перспективе (по той же причине).
Сам источник, вероятные причины его появления, подход к нему объясняют интерес автора к истории социологии в Китае. Краткий очерк которой во введении призван в том числе проиллюстрировать наиболее четко и однозначно переломность, специфичность года его появления. Социология в современном смысле этого слова начала проникать в Китай на рубеже XIX и XX веков. Этому способствовали и миссионеры, открывающие первые социологические школы и факультеты. Но интенсивное изучение западной культуры как результат усиливающегося роста национального самосознания определенной части китайского общества предопределило проникновение и социологии в Китай наряду с прочими интеллектуальными веяниями. Наибольшая' заслуга в этом при-
надлежит Лнь Фу, издание которым перевода "Изучения социологии" Г.Спенсера в Шанхае в 1903 г. и считается датой рождения современной китайской социологии. Китайская школа социологов создается после 1911 г., когда начинают публиковаться статьи, выходят монографии. В 1930 г. создается Китайская социологическая ассоциация, численность членов которой в 1947г. достигла 160 человек; выпускалось два специализированных журнала. Образование КНР существенно отразилось на положении социологии как науки. И если мы посмотрим первый после "культурной революции" изданный в Китае учебник по социологии, то увидим там как бы "провал" в 22 года: одна из глав заканчивается 1957 г., а следующая за ней начинается с 1979 г. Но вместе с тем надо отметить, что практические, конкретно-социологические исследования в сущности велись в Китае постоянно.
Стремление знать о чем думает и говорит народ, как он -судит о деятельности властей, сбор материалов, проливающих свет на взгляды и настроения простого люда, - явление в Китае традиционное, и в данном случае руководство КПК следовало путем, проторенным задолго до них. Сам Мао Цзэдун в бытность изучения проблем крестьянского движения в Хунани заявлял, что "без подлинно конкретного знания действительного положения всех классов китайского общества не может быть и подлинно правильного руководства". Результаты социологических по своей направленности исследований не всегда публиковались, как правило они существовали в виде документов, предназначенных для служебного пользования. Можно предположить, что в той или иной форме материалы подобных исследований использовались во внутренних дебатах, когда речь заходила о путях и методах социалистических преобразований в стране. Можно отнести к таким материалам и изданный Пекинским горкомом исследуемый сборник дацзыбао движения "за исправление стиля работы партии" с близлежащего Шицзиншаньского завода, рабочие и служащие которого откликнулись на призыв излагать свои жадобы, мнения, соображения в письменном виде в форме "газеты больших иероглифов".
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ разрабатываемой теш определяется тем, что изучение социального облика населения (невозможного
без детального изучения отдельных слоев, его составляющих) является составной частью изучения взаимодействия на мировой арене обществ разного уровня и разных типов развития. Нам кажется продуктивным исследовать общества именно не только (и не столько) исходя из уровней развития по определенным показателям, принятым за эталон в так называемой западной цивилизации, сколько исследовать типы обществ, типы развития, стержнем чего может стать ценностная ориентация обществ. Изучение проблемы невозможно без научного анализа, обработки и осмысления эмпирического материала, дающего возможность установления этих ценностных ориентиров и групп, составляющих эти общества. Знание ценностных ориентаций, объединяющих различные социальные группы, представляет и большой ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС, ибо позволяет прогнозировать успехи или поражения предпринимаемых реформ как изучаемых обществ, так, возможно, по аналогии, позволяет и обстоятельнее и глубже взглянуть и на процессы, происходящие в других странах. Материалы диссертации могут .быть использованы и при подготовке учебных курсов по истории КНР и Китая в целом. Кроме того, выявление национальных особенностей менталитета китайцев могло бы быть полезным в методологическом плане не только в формировании взаимоотношений с Китаем, но и применительно к ряду стран "ближнего зарубежья".
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ заключается в том, что в ней впервые в мировой синологии вопрос о взаимоотношении партии и масс, от имени которых партия выступает, исследуется на уникальном фактическом материале - дацзыбао рабочих и служащих завода,который и в 50-е годы и сейчас является своеобразной лабораторией, полигоном проверки проводимых компартией Китая, политических и социально-экономических мероприятий. Анализ этого источника, представляющего чрезвычайно широкий спектр социально-экономических и социально-психологических характеристик имеющих самое разное отношение к этому предприятию групп населения страны, позволяет по-новому подойти и к ответу на вопрос о роли социального образования, именуемого рабочим классом, в общественно-политической и экономической жизни страны. Диссертант надеется, что выводы, сложившиеся в результате исследова-
ния, будут полезны и при изучении более крупных проблем истории Китая.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ БАЗОЙ диссертации являются достижения мировой социологической, политологической и исторической наук. Автор не претевдует на полный отказ от марксизма-ленинизма, многие положения которого подвергаются сегодня столь строгой, но очень эмоциональной критике. Вместе с тем автор должен отметить, что в большей степени руководствовался теми новыми соображениями и суждениями отечественных обществоведов, которые отходят в своих работах от традиционного догматического понимания марксизма и предлагают в оценке социальных явлений исходить из объективного анализа и оценки конкретного эмпирического материала. Среди работ отечественных синологов, без которых появление данной работы было бы просто невозможно, хочется прёжде всего отметить статьи и монографии Т.Н.Акатовой, Я.М.Бергера, В.Г.Гельбраса, Л.П.Делюсина, Е.А.Коновалова, А.А.Крушинского, А.В.Меликсетова, Е.Ю.Стабу-ровой, Г.Д.Сухарчука эт цэтэра.
Основные положения и выводы диссертации АПРОБИРОВАНЫ в серии статей, опубликованных в изданиях Института Дальнего Востока и Института востоковедения Российской Академии наук, на конференциях Института востоковедения РАН и Санкт-Петербургского государственного университета, а также сданной в издательство монографии, на основе которой написана диссертация.
СТРУКТУРА РАБОТЫ: введение, 4 главы, последняя из которых является в сущности и выводами работы, и заключение. К работе прилагается список использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ "Горожане и аграрная политика КНР" посвящена восприятию трудящимися Шицзиншаньского завода различных аспектов деятельности руководства страной, связанных с организацией сельскохозяйственного производства. Несмотря на успехи индустриализации в Китае, страна продолжает оставаться преимущественно аграрной, и состояние сельского хозяйства жи-
во, в острой форме ощущается городским населением. Это было верно для 50-х годов, это сохраняет свою силу и в наши дни. Нам кажется небезынтересным тот факт, что в перечне "главных тем", имеющихся в указании ЦК КПК от II сентября 1957 г. (О развертывании движения за упорядочение стиля работы партии на всех предприятиях Китая), которые формулировались, вернее всего, не без учета и анализа высказываний "экспериментального" периода движения, единственным вопросом, касающимся сельского хозяйства, является "отношение между рабочим классом и крестьянством". Вполне правомерно считать, что составители этого Указания усмотрели именно взаимосвязь классов, слоев общества в сумме частных вопросов, поднятых в дацзыбао. Партийные органы не могли не интересовать те конкретные трудности жизни на селе, о которых говорили горожане, особенно те из них, кто еще кровно был связан с деревней, ибо, естественно, они могли откровеннее говорить, ничего не боясь, и в какой-то мере четче видеть со стороны, будучи все же более политически грамотными, по сравнению со своими деревенскими сородичами. С другой стороны, сама постановка этой темы в Указании, единственной, куда можно было включить все, связанное с жизнью и работой сельских жителей, с продуктами их труда, как бы подталкивала горожанина к мысли о том, что все это непосредственно касается его жизни, его работы, даже если у него нет родственников на селе. Это был как бы урок политграмоты на тему о важном значении "союза рабочего класса и крестьянства".
Всего на эту тему 94 дацзыбао. Они самого разного размера: от строчки до двух с лишним страниц. Это не проценты, а доли процента от всего материала сборника. Может сложиться впечатление незначительности этого материала. Но они затрагивают вопрос, чрезвычайно актуальной для Китая вообще, и не только тех лет. Ведь на расширенном пленуме ЦК КПК 8-го созыва (23 сентября 1957 г.) Дэн Сяопин в докладе о движении за упорядочение стиля работы партии говорил: "В последние годы в пропаганде несколько больше внимания уделялось промышленности, на работу в промышленности было переведено большое число-кадровых работников. Это было необходимо й сыграло положитель-
ную роль. Однако пропаганда о сельском хозяйстве была в известной степени недостаточной. В настоящее время необходимо сделать упор на пропаганде важности развития сельского хозяйства и ликвидировать появившуюся в обществе за последние два года нездоровую атмосферу пренебрежения сельскохозяйственным производством, стремлением крестьян переехать в город, нежеланием городских жителей пойти в деревню, нежелание кителей равнин пойти в горы". Следует сказать и о том, что подход к освещению проблем, касаемых села, сельского хозяйства, в дацзыбао как бы не попадает в унисон с основными публикациями центральной прессы КНР того периода. С одной стороны, если в 1957 г. признавалось, что в деревне ведется "сложная и напряженная борьба в области производства и по исправлению недостатков, обнаруженных в процессе движения за упорядочение стиля работы", то мы можем сказать, что "наши" дацзыбао тоже внесли свой вклад в обнаружение этих недостатков (особенно это касается ключевой проблемы кадров на селе, организационных вопросов деятельности кооперативов, действительного положения дел в области централизованных закупок и сбыта зерна и т.п.). Однако, с другой стороны, если публикации 1956-1957 гг. говорили о нехватке продовольствия и хлопка в стране в связи с целым рядом природных, погодных, так и социально-политических причин, предлагались меры по ликвидации такого положения, то трудящиеся города (в данном случае - столицы) подходили к этим проблемам весьма потребительски. Констатация нехватки продуктов, требование увеличения норм выдачи продовольствия й хлопчатобумажных тканей практически не увязывались с реальным положением в стране. То есть, можно сказать, что в этих вопросах трудящиеся города выступали отнюдь не как хозяева своего государства, а как его подданные. Они просто требовали от государства - оно над ними - "своего", "законного". Таким образом, проявлялось отношение к государственной власти как к органу, обязанному удовлетворять нужды и интересы рабочих, но не способному выполнять эту задачу.
Что касается тематики, аспектов высказываний, то бросается в глаза следующее: если служащие в основном заняты проблемой нищих, которые вновь появились в описываемое время, и ко-
торых, как подчеркивается в нескольких дацзыбао, не было некоторое время ранее, то рабочие пишут о конкретной ситуации в сельской местности. Причем, подчеркнем тот момент, что они говорят как бы от имени сельских жителей: или родственники приехали и рассказали, или сами видели, навещая родных в деревне.
Нам кажется уместным здесь заметить, что высказывания рабочих по сельским вопросам говорят не столько о союзе пролетариата и крестьянства, сколько о еще нерасторжимой связи этих двух социальных общностей, не только так сказать физической, но и духовной. Но сам факт, что рабочие, воспользовавшись движением, увязали сельские беды с этим движением, что они обращаются в Госсовет, в ЦК КПК - нельзя, представляется, не признать как некоторый рост гражданственности.
Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ ("Некоторые вопросы работы профсоюзов") превде всего подчеркивается, что большая часть дацзыбао, затрагивающая вопросы работы профсоюзов, помещена в рубрике "Политика партии и отношения партии и масс". Это - отражение того укоренившегося уже убевдения, что партия руководит всем и потому претензии по недостаткам работы как административного аппарата, так и всех общественных организаций, включая сюда и профсоюзы, обращались к партии. Кроме того, ни для кого не было секретом, что руководители профсоюзных организаций подбирались и утверждались парткомами, а лредместкома, как правило, входил в состав парткома. В сознании рабочих и служащих местком не был самостоятельным органом.
Претензии к профсоюзам по поводу их работы написаны в основном беспартийными.
После образования КНР неоднократно развертывались дискуссии о роли и месте профсоюзов, об их отношении к партии и государству. В ходе этих дискуссий высказывались мнения о необходимости признать за профсоюзами право бороться за экономические права и интересы трудящихся, занимать самостоятельную позицию по вопросам организации труда и благосостояния. Руководство КПК осуждало эти мнения как проявление отрешения определенной части профсоюзных деятелей противопоставить профсоюзы партии, выйти из-под контроля партии.
Анализ дацзыбао свидетельствует, что рабочие все же питали надежду, что профсоюз, который ведал вопросами материальной помощи, имел право голоса при установлении зарплат, тарифного разряда, мог улучшить эту работу и исправить те недостатки, которые, по мнению авторов дацзыбао, вносили несправедливость в их жизнь. Из жалоб явствует, что система предоставления материальной помощи и других видов доплат рабочим, а также неупорядоченность зарплаты, наличие большого количества добавок, дотаций, отсутствие четких критериев их начисления создавали почву для субъективизма, полного порой произвола, чинимого под предлогом учета конкретных, реальных условий того или иного рабочего или его семьи. Создается одновременно впечатление, что составители этой подборки хотели подчеркнуть пагубность отказа от чисто стоимостных отношений в сфере зарплаты, показать, что, казалось, направленные на благое действие - выплаты тем или иным рабочим, не связанные с их прямыми трудовыми затратами, приводят лишь к дополнительным претензиям к партии, к государству (пусть чаще всего в личностном выражении) именно тех, для помощи кому они и были введены. Эти претензии могли стать дополнительным аргументом для сторонников четкой оплаты по труду и стоимостных отношений при социализме. Но преобладание бюрократических методов в работе приводило к отрыву профсоюзного руководства от масс, что и находит яркое подтверждение в дацзыбао.
Группа рассматриваемых дацзыбао посвящена проблемам выдвижения передовиков производства. Считалось, что вся сфера учета производственной активности, в том числе и выдвижение передовиков производства, находилась в ведении профсоюзов. Но, как показывают дацзыбао, порядок выдвижения передовиков производства не был в целом и до конца продуман и уж во всяком случае не был детально объяснен всем трудящимся, что вызывало недовольство и возмущения. Конечно, в китайской печати отмечались крупные недостатки в организации соревнования на производстве. Дело для страны было новое, и нет ничего странного в том, что в организации социалистического соревнования, выработки его форм и методов проведения наблюдались серьезные недостатки. Но обнаруженная на Шицзиншанъском комбинате тенден-
ция отрыва ганьбу от рабочих, отсутствие демократизма и произвол могли развиться в опасном направлении. Практически авторы дацзыбао были едины в том, что руководство при оценке труда рабочих не соблюдает основной принцип демократизма: к мнению масс не прислушиваются и более того - иногда фальсифицируют его; принимая своевольные решения, руководство не только не утруждало себя объяснениями мотивов решений, но просто не считало нужным сообщать о них трудовым коллективам. Все это вместо стимулирования трудовой активности, вместо создания товарищеской атмосферы, соблюдения здорового духа в соревновании, естественно, лоровдало конфликты как мевду массами и руководством, так и мевду самими рабочими.
Большая группа дацзыбао, рассматриваемых нами, касается непосредственно профсоюзной работы, ее организационных и прочих проблем. И здесь мы вновь убеждаемся в том, что многих рабочих волновал вопрос о том, как на практике осуществляются лозунги демократии, творческого участия рабочих в управлении производством, повышения роли профсоюзов в жизни общества. В ряде дацзыбао прямо увязывается работа профсоюза с улучшением условий жизни и труда, с соблюдением официально провозглашенных норм демократизации жизни. Рабочие требовали, чтобы записанные в уставе профсоюза, в постановлениях съездов их права выполнялись на деле, а не оставались на бумаге. Однако надо отметить и тот факт, что в ряде конкретных дацзыбао мы найдем подтверждение того, что в сознании многих трудящихся Шицзиншанъского завода профсоюз еще не вычленен в соответствующее ему место в иерархии административных и общественно-идеологических структур.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ рассматривает "Взаимоотношения партии и масс". Этой проблеме составителями сборника посвящена специальная рубрика. И это естественно. Правящая партия была заинтересована в получении достоверной информации по этому кругу вопросов. С одной стороны, партия сама декларировала свою руководящую роль в обществе, а, стало быть, тем самым возлагала на себя ответственность за все, происходящее в стране. При этом партия вступила в новый этап своей деятельности: от борьбы за независимость она перешла к экономическому, соци-
альному и, естественно, идеологическому строительству нового государства, что требовало осмысления и нахоядения форм и методов разрешения как оставшихся по наследству, так и вновь возникающих разнообразнейших проблем жизни страны. Новые задачи партии острее ставили вопрос о качественных и количественных характеристиках ее руководящих кадров всех звеньев. С другой стороны, партии необходима обратная связь с так называемыми массами (как партийными, так и беспартийными), ибо без этого невозможно было установить деловое сотрудничество руководителей и руководимых, без которого сложно было ожидать трудовой и социальной активности трудящихся в деле строительства социализма в Китае.
Среди проблем, поднятых в дацзыбао указанной рубрики, одной из острейших оказалась проблема приема в партию и в комсомол. Ряд дацзыбао содержат критику личных качеств членов партии, их роли и места в коллективе. Критика эта носит преимущественно личностный характер, что вполне объяснимо, ведь обыденное сознание в принципе редко поднимается до обобщений, но ряд авторов дацзыбао не только излагают конкретные факты, но и пытаются обобщать их, что, на наш взгляд, свидетельствует о формировании у них политического сознания. Чистота партийных рядов рассматривалась рабочими и служащими как проблема, имеющая прямое отношение и к производству, и к условиям их жизни. Из многих дацзыбао видно, что в сознании трудящихся укоренилась' мысль о уом, что коммунисты могут и'должны быть лучше, должны быть самыми передовыми трудящимися, и если человек вступает в ряды партии, то он должен превыше всего ставить не свои собственные потребности, а интересы государства и народных масс, что он всегда и во всем должен поступаться личными выгодами ради высоких целей социализма. Члены партии должны быть честными, правдивыми. Они не должны закрывать глаза на трудности, своевременно признавать свои ошибки, должны открыто говорить о своих недостатках, передавать верхам, руководящим органам мнения рабочих и служащих, их требования, сообщать об их нуждах и потребностях, словом, проводить в жизнь ту линию масс, о которой постоянно писала китайская печать. Авторы дацзыбао, исходя из этой "линии масс", считали, что если отношения между трудовыми
коллективами и партийным руководством Шицзиншаньского завода складываются не вполне нормально, если между ними возникают трения, то в этом в первую очередь повинно партийное руководство, которое не сумело в своей повседневной работе строго следовать линии масс.
Анализ приведенных высказываний рабочих и служащих Шицзиншаньского завода по вопросам партийного строительства и взаимоотношений партии и масс позволяет сделать некоторые выводы. Трудящиеся приняли партию, признали ее авторитет и руководящую роль во всех сферах жизни китайского общества. Члены КПК, судя по дацзыбао, в большинстве своем осознают свое место и роль в стране, они - сознательные члены партии. Некоторые их неблаговидные поступки можно было бы объяснить отдельными личными недостатками. Но у рабочих и служащих складывается впечатление, что партия как бы не дотягивает до того должного ей уровня, о котором они могли судить по заявлениям руководителей КПК и официальной пропаганде. Трудящиеся высказывают недовольство тем, что партия не освобождается от лиц, дискредитирующих звание членов партии, т.е. лиц, явно наносящих ей, ее авторитету огромный урон.
Дацзыбао наглядно показывают, что рабочие и служащие быстро привыкают и принимают как должное нормы и правила того, что было названо социалистической демократией, одобряли выборность и отчетность избранного руководства перед массами, а потому они чутко и болезненно реагируют на всякого рода нарушения заявленных демократических норм.
Материалы, приведенные в дацзыбао, интересны и вот с какой еще точки зрения. В работах современных авторов проводится мысль о том, что массы в развивающихся странах не готовы еще всем ходом своего предшествующего развития к демократии и прочим благам общепризнанной за эталон цивилизации, к активной политической жизни. Исследуемые нами дацзыбао показывают, что социальные идеалы Коммунистической партии Китая спустя несколько лет после образования КНР были приняты и поняты, во всяком случае наиболее политически сознательной, активной частью городского населения. Проведение в жизнь социальной, политической и экономической программы КПК в стране, на наш
взгляд, скорее находится в зависимости не столько от ее доступности для понимания широкими массами, сколько от решения партией ее внутренних проблем - превде всего, может быть, соблюдения чистоты ее партийных рядов и от способности ее поддерживать обратную связь с массами. Иначе получалось так, что на высшем партийном уровне ставились неправильные задачи, выдвигались неверные способы и методы их решения, а отсутствие обратной связи с массами не давало возможности вовремя такое положение дел исправить; или же правильно поставленные задачи и правильно намеченные методы их решения на среднем и низшем партийном руководящем уровне дискредитировались, выхолащивались. Такие явления порождали сомнения в ценности идей коммунизма.
В ГЛАВЕ ЧЕТВЕРТОЙ - "Справедливость и право в осознании рабочего класса" подняты ключевые вопросы для понимания основных моментов мироощущения китайских трудящихся. Эту главу можно считать заключительной не только по месту ее в работе, но и по основным выводам. Хотя она строится тоже на конкретном материале, но выбор как материала, так и угла его рассмотрения подготовлены всем предшествующим этапом работы.
Прежде всего дацзыбао отвечают на вопрос, как понималась рабочими и служащими сама заработная плата, порядок и сумма ее начисления. Ведь в сущности это и есть мерило экономического сознания рабочего класса. Прежде всего следует оговорить, что специфику развития экономики страны; а стало быть, и процесса формирования рабочего класса Китая проходила в условиях, когда социальные и экономические интересы этого социального образования были подчинены скорее целям национального освобождения, что оказывало серьезное воздействие на формирование так называемого классового самосознания. Нельзя также игнорировать огромную роль демографического давления и общей нищету наличия в стране колоссальной резервной армии труда. Каддый трудоспособный китаец был согласен продать свою рабочую силу на любых условиях, чтобы получить хотя бы минимум средств к существованию. Бесспорно, в первые годы новой власти, после образования КНР резкого улучшения в этой ситуации произойти не могло (несмотря даже на возросшую занятость). Все это не
могло не сказаться на уровне развития экономического сознания трудящихся страны. И дацзыбао подтвервдают это. Из них также очевидно, что рабочие и служащие не имели ясного представления о тех критериях, которые применялись администрацией при начислении им зарплаты. Положение запутывалось тем, что фактически зарплата определялась с учетом того, что трудящиеся пользовались жильем и другими видами коммунального обеспечения, формально не внося за них плату, и это создавало видимость бесплатного обеспечения. Перемены в системе определения размеров зарплаты, естественно, порождали недоумение, сомнения в законности и справедливости нововведений, какими бы рациональными, с точки зрения дирекции, государства или экономических теоретиков они ни были. Но в любом случае, приведенные высказывания трудящихся завода, на мой взгляд, свидетельствуют и о том, что низкий жизненный уровень влиял на остроту восприятия рабочими и служащими произвольного, с их точки зрения, установления заработной платы, ибо точного соотношения между качеством и количеством затраченной рабочей силы и ее денежным эквивалентом не существовало и на практике, и с трудом осознавалось трудящимися.
В качестве иллюстрации правового сознания рабочих рассмотрен такой вопрос, как отношение трудящихся к праву на труд. Судя по дацзыбао, трудящимся нужны были не столько праиа, сколько хорошее отношение начальства, от чего зависели и место работы, и ее оплата и всякие другие льготы и выплаты, даже право на покупки каких-либо промышленных товаров. Формула продажи рабочей силы (говар-деньги-товар) здесь не действовала.
Материалы дацзыбао в значительной мере дают право ответить на вопрос, являлся ли рабочий класс страны в середине нашего века "классом для себя", донимали ли рабочие, что вышли на рынок труда с первейшим по значимости для всех и вся товаром - рабочей силой, осознавали ли они, что, как всякий продавец, выступающий на рынке, они имеют право требовать определенных условий реализации своего товара, в том числе и запрашивать приличествующую их товару цену- Создается впечатление, что в Китае этого еще не произошло. Вся "китайская специфика" приводила к тому, что человек искал пропитание, своих прав он
не осознавал, ибо для этого еще не созрели объективные социально-экономические условия. Поэтому-то и возникало специфическое отношение к начальству - нанимателю как к благодетелю, ибо он спасал от голода. Получение работы в сознании многих рабочих (конечно, не всех) в Китае являллсь само по себе ценностью, которой надо было дорожить..Социальные блага в сущности обеспечивались-не за произведенную работу, а за сам факт приписки к предприятиях). Поэтому велика роль администрации на предприятиях во всех областях жизнедеятельности трудоустроенных. Экономические взаимоотношения замещаются "клиетист-скими", по выражению американского ученого.
Итак, материалы дацзыбао периода движения за "исправление стиля работы партии" 1957 г., написанные трудящимися крупнейшего по тем временам металлургического завода, посвященные различным сторонам существования рабочих и служащих, позволяют „сделать заключение, что можно говорить не только (и что важнее - не столько) о жизненном уровне разнообразных слоев занятых на этом заводе, об отношении этих трудящихся к различным сторонам жизни в стране, сколько о "качествах" самих этих трудящихся - о социальном и политическом качестве этого слоя китайского общества, который по традиции называется рабочим классом. А это позволяет по-новому поставить вопрос о роли и месте китайских рабочих и других горожан в процессе преобразований и осуществления всесторонней модернизации Китая, начатого после победы народной революции. Представляется, что исследованный в диссертации материал - очень конкретный и достоверный - проливает новый свет на сущность этой проблемы и помогает глубже понять особенности движения китайского народа по пути строительства нового общества, а также особенностей социально-экономической политики КПК как правящей партии.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ предпринята попытка обозначить два ключевых вопроса - социальной структуры страны и ценностной ориентации китайского общества, что представляется основным при определении.его типа социума. К постановке этих вопросов настойчиво подводило все проведенное конкретное исследование.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ диссертации опубликованы в следующих работах:
1) Несколько замечаний к одной из массовых кампаний среди рабочего класса КНР. - Научная конференция по проблемам истории Китая в новейшее время. ВДВ АН СССР. М., 1976, с. 98102.
2) Вопросы государственной политики и политической жизни масс в 1957 г. - Опыт и уроки истории КПК (К 60-летию образования партии). ВДВ АН СССР. М., 1981, с. 75-78.
3) Рабочий класс и аграрная политика КПК (по материалам дацзыбао). - Специальный бюллетень ИВ АН СССР. М., 1983, № 3, с. 123-150.
4) Некоторые вопросы работы профсоюзов (по материалам дацзыбао). - Специальный бюллетень ИВ АН СССР. М., '1985, $ 3,
с. 103-137.
5) Китайские рабочие и вопрос об авторитете партии. -Информационный бюллетень ВДВ АН СССР (материалы конференции, посвященной 65-летию КПК и 30-летию. УШ съезда КПК). М., 1987, с. 149-157.
6) Рабочий класс и КПК. - Специальный бюллетень ИВ АН СССР. М., 1988, й 2, с. 157-188. •
7) Социальная характеристика рабочего класса Китая (по дацзыбао 50-х годов). - Проблемы историографии и источниковедения. История Китая в новое и новейшее время. М., 1991,
с. 153-164.
8) Несколько штрихов к социальному портрету горожанина Северного Китая середины XX в. 12 а.л. (монография - сдана в издательство).
Подл, в печ. 18/У 1993 г. Формат 60x84 1/16 Тираж 100
Объем 1,25 п.л. Г,15 уч.-изд.л. Заказ 496
ВНИЭЕХ. 101925, Москва, ул. Архилова, 4/2