автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Лапкина, Наталья Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности"

На правах рукописи

Лапкина Наталья Андреевна

Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности

Специальность 07.00.07 -Этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

-6 ОНТ 2011

Москва 2011

4855508

Работа выполнена в Институте этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук

Научный руководитель:

Доктор исторических наук, профессор Мартынова Марина Юрьевна Официальные оппоненты:

Доктор исторических наук, профессор Зверева Галина Ивановна Доктор исторических наук Филиппов Василий Рудольфович

Ведущая организация:

Кафедра этнологии Исторического факультета МГУ им. М.ВЛомоносова

Защита состоится «25» октября 2011г. в 14.30 на заседании диссертационного совета Д 002.117.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте этнологии и антропологии имена H.H. Миклухо-Маклая РАН по адресу: 119991, Москва, Ленинский проспект, Д.32-А, корп. В.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии имена H.H. Миклухо-Маклая РАН

Автореферат разослан ,. ,-А-...........2011г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук

А.Е. Тер-Саркисянц

Качество - критически важная характеристика любого веб-сайта в сфере культуры. Качество приобретает особое значение в силу важности и ценности материалов, представленных на веб-сайтах по культуре. С ростом использования Интернет в качестве средства доступа к информации, обращение к культуре через Интернет становится преобладающей тенденцией. Рост использования Интернет для образовательных и научных целей все больше повышает значения качества онлайновой информации.1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

В начале 21 века произошла глобализация средств массовой коммуникации, среди которых на лидирующей позиции в системе межчеловеческого общения прочно обосновалась глобальная сеть Интернет. Глобальная сеть в настоящее время является наиболее активно развивающимся видом коммуникации с характерным только для него распространением на новые территории, вовлечением широкого круга пользователей, всесторонним освещением жизни человека, включая и ранее закрытые для масс-медиа потаённые темы и проблемы. Интернет фактически стал одним из способов превращения человеческого сообщества в «глобальную деревню». При очевидных плюсах интернет-технологий невозможно не увидеть и некоторые отрицательные характеристики интернет-пространства. Среди них одной из наиболее значимых проблем является распространение и бесконтрольная публикация безответственной информации, провоцирующей агрессию и поощряющей пороки.

Потребителей современных систем Интернета становится все больше, при этом значительно усиливается их влияние на процесс расширения социального, возрастного, национального и общекультурного спектра непосредственных пользователей информации благодаря таким формам общения как форумы, чаты, on-line дневники, организованные по

1 Руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре»// http://www.minervaplus.ru/docums/l Oprncp.htm

принципу клубов по интересам2 вне временных и географических рамок. Основу целевой аудитории составляет молодежь, наиболее активная часть общества, стремящаяся в поисках информации использовать новейшие информационные технологии. В этой связи возрастает значение привлечения в интернет-системы ресурсов, содержащих действительно интересную и правдивую социально-позитивную информацию, направленную на распространение идей и общепринятых принципов и правил межкультурного диалога, многокультурности и полиэтничности мира, на искоренение экстремизма в обществе подлинной демократии и полном уважении прав Человека. Интернет-издания и информация, представленная в них, становится все более востребованной, а соответственно актуальными являются и вопросы контроля качества публикуемых материалов. Уникальность и особенность Интернета заключается в том, что он объединяет межличностную и массовую коммуникации и направлен, как и масс-медиа в целом, на определенное конструирование социокультурной реальности3. Особенно важным представляется качество и легитимность информации в сфере культуры, материалов, затрагивающих вопросы этнического, религиозного, социального порядка, поскольку такого рода информация может значительно влиять на формирование мышления, способов восприятия окружающих культур и народов, может способствовать как распространению идей экстремизма, так и норм толерантного поведения.

В связи с этим, актуальность исследования социального потенциала Интернет-ресурсов представляется очевидной. В российской этнологии и антропологии крайне мало исследований, занимающихся проблемой изучения воздействия веб-сайтов на становление и развитие поликультурного пространства, практически нет работ о значении и влиянии этнической информации в сети Интернет на пользователей. Только начинается разработка и апробация методологий оценки сайтов по этнической тематике. Хотя, в свете роста нетерпимости и экстремизма в обществе, эти вопросы не могут оставаться без внимания. Если печатные СМИ и телевидение в большинстве своем не допускают прямой пропаганды этнической нетерпимости, в СМИ постепенно намечается тенденция повышения профессионального уровня журналистов, освещающих этнические конфликты, и темы, затрагивающие национальные и религиозные проблемы, то Интернет является практически неконтролируемым пространством, где может быть представлена информация любого характера и достоверности.

2 Например, сообщество «Социальная антропология» - http://commmity.livejoumal.com/soc_anthrop/profile, РАЭСК-дискуссионный клуб (официальный сайт Археолога-Этнологических Студенческих Конференций) -http://raesc.edu.mhost.ru/forums/

3 Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. - Екатеринбург, 1999 // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46229

4 термины сайт и веб-ресурс используются в работе как абсолютные синонимы

4

Что касается изучения освещения «этнического вопроса» в электронных изданиях, то по данной проблематике работ крайне мало. До сих пор исследования, посвященные этнической журналистике, касались, прежде всего, печатных СМИ5, в меньшей степени масс-медиа и практически не затрагивали электронные средства массовой информации. Таким образом, изучение репрезентации этничности в Интернет представляет собой актуальное и вместе с тем мало разработанное направление научного анализа. В нашей работе мы стремимся наметить возможные пути его развития.

Объект диссертационного исследования: научные (интеллектуальные) сайты с этнической тематикой, о критериях выбора сайтов будет сказано ниже. Предмет исследования: коммуникативная структура и образ этнического в научных и интеллектуальных сайтах.

Цель диссертационного исследования: анализ отражения дискурса этничности в контенте и структуре научного (интеллектуального) сайта, определение общих установок дискурса этничности в интеллектуальных веб-ресурсах.

Задачи работы:

Выявление и исследование основных направлений рефлексии об этничности в современном гуманитарном знании, представленном в Интернет; Изучение существующих методик анализа веб-сайтов;

Разработка методологии оценки качества этнической информации в электронных СМИ.

Источниковая база исследования:

В данной работе наиболее важной представляется проблематика позитивной коммуникации, отсюда перенос интереса с радикализованной этничности на коммуникативную структуру интеллектуальных ресурсов.

Для анализа были отобраны интеллектуальные Интернет-издания, содержащие информацию по этнической и антропологической тематике: сайт Африкана - портал африканских проектов http://www.africana.ru/, сайт научного электронного издания Этно-журнал www.ethnonet.ru, сайт Российского этнографического музея http://www.ethnomuseum.ru/, сайт Института этнологии и антропологии РАН www.iea.ras.ru , информационный сайт, посвященный социальной антропологии

5 См. Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002; Малькова В.К. Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002; Малькова В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни...». Книга об этнической журналистике. Из опыта анализа российской прессы. Второе издание. ИЭА РАН —МБПЧ. М., 2007.

http://www.etnograf.ru/ , личный сайт ученого, в частности д.и.н., проф. В.А. Тишкова http://valerytishkov.ru/, блог в Живом Журнале этнографа Андрея Туторского http://tutorski.livejournal.com/, сайт - база данных Этнография народов России http://www.ethnology.ru/, энциклопедический портал Этнография России http://www.etno.clow.ru/ .

В ходе анализа сайтов представлялось актуальным выяснить соотношение уровня качества ресурсов, авторитетности и легитимности публикуемой информации, сравнить потенциальное аудитории и цели проектов.

В качестве источников для анализа по представленным методологиям были выбраны вышеуказанные сайты. Дадим краткую характеристику некоторых ресурсов:

Африкана - портал африканских проектов является авторитетным изданием в области африканистики, экономических, политических и туристических проектов, связанных с Африкой. Ресурс объединяет большое количество африканцев, живущих, работающих и учащихся в России, на ресурсе публикуется актуальная информация о событиях, связанных с африканской тематикой. Африкана один из ведущих электронных СМИ по данной тематике. Издание зарегистрировано в Минпечати.

Этно-журнал - официальное научное издание, зарегистрированное в Минпечати. За время существования сайт успел зарекомендовать себя как достаточно серьезное научное периодическое издание. Ресурс является востребованным не только у студентов и аспирантов по специальности этнография, этнология, культурная и социальная антропология, но и у именитых ученых. Сайт консолидирует сообщество молодых исследователей, способствует их научному росту, как за счет публикаций, так и организовывая научные всероссийские конференции. Сайт располагает обширной базой о национально-культурных организациях, дает оперативную информацию о научных мероприятиях. Ресурс один из немногих сугубо электронных научных журналов.

Сайт Российского этнографического музея (РЭМ) - ресурс представляет ведущий российский музей по изучаемой тематике, заведение в котором работают специалисты и ученые высокого уровня. Именно авторитет и специалисты РЭМа дают сайту многочисленных пользователей, интересную и заслуживающую доверия информацию.

Для анализа были также выбраны такие типы сайтов как: научный ресурс, институциональный сайт, информационный портал по этнической тематике, сайт с базой данных по этнической проблематике, личный сайт ученого, живой журнал ученого.

Помимо веб-сайтов материалом для анализа стали интервью с сотрудниками и модераторами представленных ресурсов6, позволяющие составить более отчетливое впечатление о намерениях и установках создателей сайтов, по внутреннему устройству сайта, критериям отбора информации, приоритетам издания.

Методология исследования:

Основные методологические направления, которые были использованы в работе можно условно подразделить на две группы: методики анализа текстового массива, дискурса этничности и методики анализа качества Интернет-ресурсов. В работе использованы методологии анализа Интернет-ресурсов, разработанные в рамках европейских исследовательских проектов7. Также автором использован метод сравнительного анализа. Для работы с текстовым контентом сайтов частично был применен метод критического дискурс-анализа. В качестве вспомогательных использовались подходы и методики эвристического примитивизма/ минимализма.

Научная новизна работы состоит в том, что предпринимается попытка определения вектора создания методологии анализа интернет-контента, определения дискурсов этничности в сети, электронные ресурсы позиционируются как социально значимые в вопросах трансляции научного этнографического знания, продвижении идей терпимости и мультикультурности, нациестроительства и этнического многообразия.

Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы для анализа интернет-контента. Полученные выводы позволят улучшить контент ресурсов, содержащих этническую тематику, смогут способствовать формированию более выраженного и зрелого научного дискурса этничности в сети.

Апробация работы и ее результатов.

Основные идеи, положения и выводы диссертации излагались в научных публикациях автора, в том числе и в трех рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК. Представленная работа была частично апробирована на IX ежегодной Международной конференции EVA Москва 2006 в докладе «Электронное издание по культурной антропологии: вариант решения проблемы сосуществования различных

6 интервью с Анной Бражкиной, редактором Африкана и Новая Африка из личных архивов автора, интервью с сотрудниками МАЭ на 9-й ежегодной Международной конференции EVA 2006, интервью с ведущим личного блога к.и.н. АТуторским.

'Руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре» // http://www.minervaplus.ru/docums/10prncp.htm; Руководство к анализу по проекту Russian-Cyberspase.org http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/survey/forms/ru/alf_ru.pdf

культур» и на VII Международной научной конференции «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития» в докладе «Научное Интернет-издание «Этно-журнал» как способ формирования аксиологических приоритетов у молодежи». Разработки по методологии анализа этнической проблематики в веб-ресурсах частично были представлены в докладе на конференции EVA London 2007 Electronic Visualisation and the Arts, проблематика по продвижению идей толерантности среди молодежи посредством этнических интернет-ресурсов освещалась в докладе на VII Конгрессе этнографов и антропологов России.

В качестве практических результатов можно упомянуть создание и развитие научного интернет- издания «Этно-журнал», в котором автор диссертационного исследования является редактором. Издание заняло первое место в конкурсе веб-ресурсов и было награждено Правительством Москвы и Московским домом национальностей за продвижение идей толерантности и согласия среди молодежи.

На протяжении двух лет 2008 - 2009 гг. проводилась работа в рамках проекта Global Cultural Project по исследованию отражения этничности и субкультур в глобальной сети. Апробация ряда теоретических разработок проводилась в течении двух лет в ходе работы по поддержанию и усовершенствованию контента официального сайта Института этнологии и антропологии РАН www.iea.ras.ru , что привело к увеличению количества пользователей сайта, увеличению индекса цитируемое™. В 2011 году сайт ИЭА РАН, по заявке автора исследования, был отмечен грамотой по результатам конкурса интернет-сайтов по преодолению экстремизма и ксенофобии, пропаганде толерантности среди молодежи «Собратство», проводимый автономной некоммерческой организацией «Агентство молодежной информации» при поддержке Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

Диссертация обсуждалась, была одобрена и рекомендована к защите на заседании Центра европейских и американских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, состоящего из источников, в том числе на иностранных языках, словаря терминов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются исследовательские задачи, методы исследования, теоретическая база.

В первой главе представлен анализ проблематики этничности, подходы к изучению дискурса этничности в работах российских и зарубежных исследователей. Также представлены методы анализа текстовых массивов и веб-ресурсов, приведена сравнительная характеристика методик анализа сайтов.

Во второй главе представлена экспериментальная часть работы: ответы на тесты и контрольные вопросы по выбранным источникам.

В третьей главе проведен анализ отобранных источников, представлены выводы, полученные в ходе исследования по определению общей установки дискурса. В первой главе «Проблематика этнического в масс-медиа, методология анализа» представлен анализ проблематики этничности, подходы к изучению дискурса этничности в работах российских и зарубежных исследователей. Также изложены методы анализа текстовых массивова и веб-ресурсов, приведена сравнительная характеристика методик анализа сайтов.

Параграф 1.1 посвящен рассмотрению проблематики этничности в современной этнологии и определяет позицию автора, которой она придерживается в данном диссертационном исследовании.

Как известно, в современной российской этнологии сосуществуют два термина определяющих группу людей, объединенных по схожим этническим признакам: «этнос» и «этничность». Теория этноса была разработана В.Ю. Бромлеем, и согласно ей люди объединены в группы по общности ряда признаков, среди которых основным компонентом было «представление об общем происхождении». Что в свою очередь, согласно замечанию Л.Гринфельда и Б.Е. Винера роднит теорию этноса В.Ю. Бромлея с определением этнических групп у М. Вебера8.

В последние годы в отечественной науке термин «этнос» стал вытесняться понятием «этничность», давно распространенным в мировой науке. В европейской традиции существуют три основных теоретических подхода к понятию этничность: примордиализм, инструментализм и конструктивизм9.

! Винер Б.Е. Постодернистский конструктивизм в российской этнологии И Журнал социологии и социальной антропологии 2005 том VIII, № 3, с. 126

' Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998 № 4

Этническая идентичность, этничность - это «разделяемое/коллективное представление о том, кем является человек и как ему следует себя вести» 10. Важно отметить различие между этичностью и национальностью, поскольку последний термин мешает увидеть политическую природу нации и соответственно необходимость употреблять термин нация исключительно в политическом смысле.

Данная работа ориентирована на конструктивистскую теорию этничности. В основу конструктивистской концептуализации заложено утверждение Ф. Барта", согласно которому этничность - это форма социальной организации культурных различий. В.А. Тишков позиционирует этничность как своего рода ментальный конструкт12, существующий в сознании индивида, выраженный в языковой практике и сформированный в результате социального взаимодействия.

В качестве рабочего определения дискурса этничности автор использует идею постмодернизма о сконстуированности этничности, также общая установка ориентирована на то, что дискурс важнее его анализа. В отношении понятия этничность отмечены следующие позиции конструктивизма:

этничность и социальная организация (возможность учесть бытование этничности в современном мире);

примордиализм как реификация;

невозможность однозначного определения и постоянная переинтерпретация «этнического»;

многообразие контекстов функционирования этничности; роль знания в конструировании и проблема соотношения науки и политики13. Автор подробно останавливается на смысловой характеристике основных слов-маркеров, обозначает категориальный аппарат и те ключевые слова, которыми оперируют ученые, журналисты и пользователи Интернета, обращаясь к проблеме этнокультурной идентичности. Это, прежде всего, такие понятия как: «язык вражды», «этническая толерантность», «ксенофобия», «этнические предубеждения», «конфликт», «стереотип» и др.

В параграфе 1.2 рассмотрены подходы к изучению СМИ и анализ репрезентации этничности в современной этнологии, методология анализа.

10 Винер Б.Е. Постодернистский конструктивизм в российской этнологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005, том VIII, № 3, с.124

" Barth, Fredric. Ethnic Groups and Boundaries // Theories of Ethnicity: a Classical reader. N.Y., 1996. Pp.294-323

12 См. Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003

13 Рубел П., Чегринец М. Исследовательские стратегии в современной американской культурной антропологии: от «описания» к «письму» // http://www.soc.pu.ni/publications/jssa/l 998/2/7chegrin.htral; Тишков В.А. Этнология и политика, М., 2001

В современных исследованиях по медиаанализу отмечается усложнение понимания отношений общества и СМИ - от модели отражения к проблематике репрезентации -переход от контент-анализа (отражение) к конструктивсистскому подходу и качественному анализу, с учетом значения канала коммуникации. Этот процесс происходит и в рамках исследований этнической журналистики.

В последние десятилетия газетные сообщения содержащие «этническую информацию» обрабатывают при помощи контент-анализа14. Совсем недавно российские ученые стали использовать в работе с текстами, несущими этническую тематику, критический дискурс-анализ.

Контент-анализ - количественный анализ текстов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Принятые в современной науке подходы к определению контент-анализа и содержание данного метода, дали много актуальных исследований15. Хотя, по мнению ряда исследователей, социальная обусловленность выводов не всегда адекватна, также является спорной «информационная насыщенность частотных характеристик этнических лексем, стереотипов и идеологем в плане определения элементов, весомых с точки зрения содержания»'6. Данный метод, как утверждают некоторые ученые, может быть применен в качестве вспомогательной составляющей анализа «этнических публикаций», и в таком случае он имеет неоспоримо важное значение.

Наравне с контент-анализом, большое внимание отечественных исследователей, вслед за западными, уделяется методу критического анализа дискурса17. Отечественные ученые, в отличие от своих западных коллег, разрабатывающих данную методику уже с 70-х гг. прошлого столетия18, обратили внимание на метод дискурс-анализа совсем недавно, кроме того, лингвистические исследования преобладают над этнологическими и

14 См.: Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах (Опыт этносоциологического исследования). М., 1991; Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002; Малькова В.К. Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002

15 См. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. с. 135; Уаллакотг Дж. Сообщения и значения // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2002. СС. 155-161

16 Наржимская А.А. Применение методики дискурс-анализа при интерпретации текстов газетных публикаций.// Гуманитарная культура и этноидентификация: Труды молодых ученых. Выпуск 2. М., 2005. с.263

17 Сагитова Л. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивная деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан)// Этно-Журнал № 4, 2003// http://www.ethnonet.ru/ru/pub/1003-01.html; Жуков И.В. Критический анализ дискурса средств массовой информации; Соколовский С.В. Вепсская автономия: социокогнитивный анализ местной прессы // Этнография финно-угорских народов. Тарту, 1990; Антропология. Меньшинства. Мультикультурализм. Вып.4 (ноябрь 2003). Краснодар, 2003.

18 Discourse and Discrimination. Detroit, 1988; Dijk Т. A. van. Prejudice in Discourse. Amsterdam, 1984

антропологическими'9. Но, до сих пор сохранятся доминирование применения контент-анализа как самостоятельно, так и совместно с критическим анализом дискурса.

Дискурс-анализ представляет собой новое и еще недостаточно разработанное направление отечественной науки. Критический анализ дискурса является комплексной методикой построения социокогнитивных моделей представлений в дискурсе этнических, расовых, межкультурных, религиозных и других предубеждений и стереотипов. В дискурс-анализе подвергаются детальному деконструированию наиболее этнически насыщенные медиатексты. Критический анализ дискурса рассматривается как единая сфера изучения языкового общения с точки зрения его функции, формы, социально-культурной обусловленности и ситуативности.

В российской научной литературе практически отсутствует информация о теоретических основах критического дискурс-анализа20. Стоит отметить, что дискурс-анализ формировался и развивался как междисциплинарное научное направление. В изучении критического дискурс-анализа (critical discourse analysis), исследующего отношения неравенства, подчинения, дискриминации, различные политические и идеологические представления, выраженные в дискурсе и языке, можно условно выделить три направления:

- построение социокогнитивной модели представления в дискурсе расовых, этнический и других предубеждений (работы Тойн Ван Дейка21);

- постструктурализм Мишеля Фуко22, работы Норманна Фэйрклау23 в русле британской

„ 24

традиции, идущеи от социальной семиотики языка ;

- венская группа и труды Рут Водак25, ряд идей франкфуртской школы (критическая теория Ю. Хабермаса26, модель социолингвистики Б. Бернстайна27).

Все эти направления большое внимание уделяют текстам массовой культуры, бытовым разговорам и интервью с информантами.

Что касается применения методик критического дискурс-анализа в исследовании Интернет-сайтов по проблемам формирования этнической

" Неретина С.С. Автор и дискурс //http:www.philosophy.ru/iphras/library/wealtrue/neretl.htin ; Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград, 1997.

20 Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003; Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. Ред Серио П. 2002.

21 Дейк Т.А. ван. Принципы критического анализа дискурса // Перевод и лингвистика текста. М., 1994. с. 169-217

22 Фуко М. Археология знании. Киев, 1996; он же. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996

" Fairclough N. Discourse and Social Change. Cambridge, 1992; Fairclough N. Critical Discourse Anlisis: The Critical Study of Language. L., 1995

24 Halliday M.A. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. 2" ed. L., 1978

25 Водак P. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград, 1997.

26 Habermas J. Theoriedes kommunikativen Handelns. Frankfurt/M., 1981

27 Bernstein B. Class, Code and Control 1: theoretical Studies towards the Sociology of Language. L., 1971

толерантности/интолернтности, то их использование представляется не только обоснованным, но и необходимым. Именно Интернет демонстрирует наиболее наглядные формы конструирования идентичности Я и Другого, когда владелец ресурса через создание антропологии Другого, конструирует и собственную идентичность. В параграфе 1.3 дается обзор методик анализа веб-сайтов.

Не так много существует методик, разработанных специально для исследования Интернет ресурсов. Большой интерес по обозначенной тематике представляет документ «Брюссельская структура качества» (Brussels Quality Framework28). Этот документ лег в основу деятельности рабочей группы «Определение потребностей пользователей, содержания и критериев качества веб-сайтов по культуре». Разработка методик и рекомендаций по улучшению информативного и структурного качества сайтов осуществлялась в рамках проекта «Минерва». Итоговыми документами рабочей группы стали: руководство «Повышение качества для граждан Европы»29 и руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре»30.

Методика, представленная в руководствах, рассматривается в диссертационном исследовании достаточно подробно, поскольку она единственная разработана для веб-ресурсов по культуре, а соответственно этнология и этническая тематика являются их неотъемлемой частью. Сайты, посвященные культуре, в большей степени способны повлиять на формирование этнических установок, стереотипов, предубеждений.

Программа, обозначенная в виде методики в руководствах, призвана повысить качество онлайновой информации о культуре. По мнению автора диссертации, внедрение принципов толерантности, взаимоуважения культур, поликультурности в пространство Интернет также относится к способам повышения качества информации. Не только пропаганда терпимости, но и демонстрация в «цифровой культуре» этнического многообразия может способствовать формированию общеевропейского пространства как пространства толерантного, способного понять и принять существование других народов, обычаев, традиций.

Для оценки Интернет-ресурсов по культуре были разработаны Десять принципов качества, по которым проводился анализ31: прозрачность; эффективность; поддержка

28 Brussels Quality Framework http://www.w3c.it/papers/cultureAcrossCulmres.pdf

29 Coordinating digitisation in Europe: progress report of the National Representatives Group http://www.minervaeurope.org/publications/globalreport.htm

30 руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре» http://www.minervaeurope.org/usemeeds/qualityprinciples.htm

31 Принципы качества веб-сайтов по культуре http://www.minervaplus.ru/docums/10prncp.htm, http://www.minervaeurope.org/publications/tenquaIityprincipIes.htm

ресурса; доступность; ориентация на пользователя; реактивность; многоязычность; совместимость; управляемость; сохранность.

Еще одна методика представлена в программе по анализу Интернет-сайтов в рамках проекта Энрики Шмидт Russian Cyberspace. В данной программе выделены ряд

32

критериев анализа веб-сайта, по которым можно оценить ресурс прямо на сайте проекта . Эта разработка представляет интерес, поскольку она ориентирована на анализ веб-ресурсов, формирующих национальную этническую идентичность. Основной целью проекта является анализ механизмов формирования культурной идентичности в русскоязычном Интернете в глобальном и локальном контекстах (явление так называемой «глокализации»). Специфика русского сегмента Интернета - проживание значительной части пользователей за пределами России, наличие заграничных русскоязычных информационных ресурсов - обуславливает его роль как средства «виртуального воссоединения» русской культуры. Это позволяет рассмотреть вопрос о том, насколько Интернет способствует объединению или, напротив, дроблению культур(ы). В своем исследовании мы исходим из предположения, что глобализирующему эффекту электронных коммуникаций можно противопоставить возникновение в Интернете самостоятельных, локальных, но при этом экстерриториальных русскоязычных анклавов, что приводит к существенной трансформации понятий «своё» и «чужое».

Центральной задачей проекта является исследование двух взаимосвязанных вопросов: во-первых, насколько Интернет способствует межкультурным и внутрикультурным процессам дифференциации; и во-вторых, происходит ли -параллельно с интеграцией в мировой контекст - виртуальное (вос)соединение русской культуры, имеющей выраженные отличия в метрополии, регионах и эмиграции». В данной методике сайт анализируется по следующим принципам: идентификация, доступность, авторство, степень авторитетности, актуальность, прозрачность намерений и объективность, структура и навигация, информационный дизайн, интерактивность, образование коммуникативных сетей. Для определения каждого критерия представлен список вопросов и вариантов ответа, но вопросы составлены в соответствии с задачами проекта Russian-Cyberspase.org и соответственно для нашего анализа мной были выбраны лишь те критерии, которые представляют интерес для выявления специфики сайтов с этнической тематикой.

Одним из наиболее важных критериев, для решения задач поставленных в диссертации, является критерий, определяющий степень авторитетности. Так же

32Руководство к анализу по проекту Russian-Cyberspase.org http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/survey/forms/ru/alf_ru.pdf

значимыми для анализа веб-ресурса с этнической тематикой являются уровень образования коммуникативных сетей, доступность, авторство и прозрачность намерений. Кроме того, вопросы по этим критериям были так же несколько изменены, исходя из целей диссертационной работы.

Определение уровня качества Интернет-ресурса является очень значимым при публикации информации содержащей этническую тематику, поскольку качество ресурса определяет размер аудитории, степень доверия к информации, а соответственно ее влияния на пользователей.

П редставляется интересным и перспективным попытка соединения методов анализа текста, таких как критический дискурс-анализ, с системами оценки качества сайтов. Комбинация данных методов, точнее некоторых составляющих позволит получить ту методику анализа, которая подходит именно для Интернет-изданий с этнической тематикой.

В параграфе 1.4 дается сравнительная характеристика методов анализа веб-сайтов.

При общем сопоставлении обеих методик сразу заметна принципиальная разница в подходе к анализу Интернет-ресурсов. Разработка программы Minerva более унифицирована, оперирует количественными методиками определения уровня качества. Даная программа рассчитана на достаточно широкий круг веб-сайтов, предназначена для всех сайтов по культуре и цель разработки - определение уровня качества сайта и определение путей повышения качества. Удобство программы, прежде всего, состоит в том, что практически любой создатель сайта может проанализировать качество своего ресурса и найти те позиции, которые следует усовершенствовать.

В методике, разработанной в рамках программы Russian-Cyberspase.org, сайт более персонифицируется, более важным становится содержательная сторона ресурса, без игнорирования удобства пользования сайтом. В качестве важного аспекта выделяется формирование коммуниционных сетей и образование сетей сайтов со схожей тематикой, причем тематика организуется более дробно, по сравнению с программой Минерва.

Несмотря на то, что некоторые критерии в обеих программах схожи, например прозрачность ресурса, интерактивность, многоязычность, поддержка ресурса, ориентация на пользователя, в методике, разработанной Минерва, структура анализа по данным категориям унифицирована и несколько упрощена. В методике Russian-Cyberspase.org каждый принцип раскрывается более подробно. В этой связи, при использовании обеих методик некоторые критерии анализе не дублируют, а проводят по одной из методик, в которой критерий представлен более проработанно, таким образом, на выходе получается всесторонне исследованный продукт.

Казалось бы, при очевидном преимуществе методики Russian-Cyberspase.org, хочется заметить, что в Руководстве программы Минерва вопросник и тесты составлены так, что не только создатель сайта, но и сторонний исследователь может проанализировать ресурс на соответствие принципам качества (кроме одного принципа Сохранности), хотя ответы на некоторые вопросы требуют более глубоких знаний в области программирования веб-сайтов. В вопроснике программы Russian-Cyberspase.org есть та информация, которая доступна исключительно создателям и владельцам сайта, и не является очевидной или доступной стороннему исследователю, например о намерениях и объективности владельца ресурса, относительно идей и пристрастий владельца, финансовой поддержки сайта.

Еще одним важным различием в программах является то, что методика Russian-Cyberspase.org анализирует уже готовый и запущенный в сеть сайт. Программа Минерва выделяет стадии жизненного цикла веб-ресурса и анализу может быть подвергнут сайт на любой из этих стадий, начиная от идеи и заканчивая функционированием, что является ее неоспоримым достоинством.

Так же хочется отметить бинарную структуру руководства Программы Минерва. Есть система контрольных вопросов и программа тестирования по каждому критерию. Контрольные вопросы представляют упрощенную систему анализа, на уровне ответов Да, Нет, тогда как тестирование дает более развернутую информацию о соответствии сайта уровню качества.

Достоинством обеих методик является их мобильность и пластичность по отношению к анализируемому ресурсу, поскольку при анализе можно выбирать приоритетные критерии, корректировать характеристики критериев согласно собственной цели, вносить изменения в критерии оценки согласно особенностям ресурса.

В главе представлены основные направления рефлексии об этничности, дан аналитический обзор существующих методик анализа веб-сайтов с тематической гуманитарной направленностью.

Во второй главе «Методики анализа электронных ресурсов: практическая матрица вопросов и ответов» представлена экспериментальная часть работы: ответы на тесты и контрольные вопросы по выбранным источникам. Все выбранные в качестве источников сайты согласно разработанной методике анализа и оценки электронных ресурсов были проведены через матрицу вопросов, ответы на которые представлены в диссертации для получения наиболее репрезентативной картины презентации данных по этнической проблематике в электронных ресурсах.

В начале работы уже говорилось об огромном количестве ресурсов, затрагивающих этническую тематику. В связи с этим, закономерными являются такие вопросы как: В чем специфика русскоязычного сектора Интернет по сравнению с зарубежными? Кто в Интернет может выступать/выступает партнерами подобных сайтов? Образуют ли эти сайты сети? Могут ли в качестве партнеров выступать антинационалистические сайты? Насколько официальной/неофициальной является деятельность данных сайтов? Существуют ли статистические данные о численности и посещаемости данных сайтов?

В параграфе 3.1 приводится рабочая схема анализа сайтов. Данная аналитическая модель предназначена для определения общего направления характера этнической коммуникации в сайтах с этнической тематикой.

Наиболее важными при анализе являлись следующие вопросы:

• офф-лайн привязка ресурса (связь с институтами, сообществами и проч.);

• Декларируемые цели. Коммуникативный смысл названия;

• Контент: типы дискурсов об этничности (какие можно выделить);

• Тематика текстов. Контексты этнического (насколько многообразно проявлена социальность этнического? Какую историческую развертку это приобретает: как опосредуются отношения прошлого и современности?);

• Соотношение голосов и проявленность голоса Другого. Рефлексивность изображений и текстов. Наличие теоретизирующего дискурса;

• Соотношение текстов и визуального материала. Функции визуального материала;

• Структурированность - дифференцированность навигации, отделены ли друг от друга более или менее специализированные, более или менее авторитетные тексты. Устройство страниц: информационная насыщенность или эклектичность;

• Интертекстуальность: отношение к сетевым сообществам;

• Что на сайте имеет отношение к конструированию этничности;

• Как оценивать качество этнической информации, что является критерием качества информации;

• Как выстраивается коммуникация по поводу этничности;

• Как соотносится название ресурса с тематикой, насколько удачно и точно отражает проблематику и содержание сайта. Ассоциативный ряд, возникающий при прочтении только названия;

• Насколько позиционируемые/декларируемые цели и задачи соответствуют реальному их воплощению на сайте;

• Накладывает ли некие клише специализация владельца ресурса (определенная идеология, ракурс проблемы и др.);

• Специфика трансляции этнической информации (например, фактическое информирование, актуальные события, научный, энциклопедический дискурс);

• Как можно охарактеризовать язык ресурса;

• Соотношение текстового и визуального содержания сайта (текст - картинка, текст -дизайн);

• Помогает ли визуальный облик раскрытию поставленных ресурсом целей и задач;

• Какое представление об этничности в целом складывается у потенциального пользователя ресурса (если складывается);

• Существует ли некое сообщество сложившееся вокруг ресурса (интересы, интеллектуальный уровень);

• Где и как могут быть использованы материалы по этнической тематике, опубликованные на сайте;

• В чем специфика конструирования этничности на данном ресурсе, если оно есть;

• Задача ленты новостей в раскрытии этнической тематики на сайте;

• Кто является объектом и субъектом этничности в рамках ресурса;

• Изменится ли принципиально образ этнического в Рунете при исчезновении ресурса, почему;

• Какие актуальные проблемы, связанные с этничностью может решить ресурс (например, способен ли он влиять на профилактику экстремизма и нетерпимости в обществе, если да, то как);

• Осуществляет ли ресурс оффлайновую деятельность, как она соотносится с онлайновыми целями сайта;

• Сетевое окружение сайта, существуют ли коммуникационные сети (их специфика, точки пересечения);

В параграфах 3.2 - 3.10 представлена оценка анализируемых сайтов по собственной методике с использованием методик проекта Э.Шмидт Cyberspase.org, а также «десяти принципов качества» программы Минерва.

В третьей главе «Интеллектуальные веб-сайты по этнографии и антропологии. Апробация методики анализа» проведен анализ отобранных источников, представлены выводы, полученные в ходе исследования по определению общей установки дискурса. В параграфе 2.1 разрабатывается аналитическая матрица исследования веб-ресурсов.

Уже сейчас можно говорить о том, что в интернете конструируется свой дискурс этничности, причем язык конструирования очень различный, вплоть до диаметрально противоположного смысла при использовании одних и тех же слов. В качестве ключевых понятий в рунете используются традиционные академические термины, что внешне сближает язык дискурса этнонационализма с языком профессиональных этнографов и антропологов. Кроме того, авторы текстов, несмотря на их основное построение в виде лозунгово-призывной эстетики, ссылаются именно на серьезные научные исследования, тем самым, создавая образ легитимного знания.

В целом необходимо отметить следующую тенденцию развития ресурсов с этнической тематикой в глобальной сети: сайты в основном появляются спонтанно, бессистемно и какой-либо их структурированности или общей базы не существует. Отдельными ресурсами делаются попытки в виде каталога ссылок представить некое количество существующих веб-изданий по этнологии и антропологии33, но это скорее случайный список сайтов, нежели конкретный проработанный мониторинг. И здесь можно согласиться с И. Каспэ, что подборки ссылок не только, и возможно не столько, отражают представления о неком явлении в Интернете, но в значительной мере формируют их34. Некоторые веб-сайты с этнической тематикой сотрудничают друг с другом, но это в основном относится к сайтам тех организаций, которые взаимодействуют «в реале», в большинстве случаев сотрудничество заключается только в наличии перекрестных ссылок.

Мониторинг и создание общероссийской базы сайтов по культуре, этнологии и антропологии, и их тесное взаимодействие, - это насущная и актуальная задача. Деятельность ряда сайтов является официальной, но в основном это касается сайтов научных, государственных или других институтов и учреждений, либо сайтов финансируемых из государственных или благотворительных фондов. В параграфе 2.2. дается анализ Этно-журнала www.ethnonet.ru

Этно-журнал, периодическое издание, журнал, имеющий научную направленность, с элементами популяризации этнологического и антропологического знания. На основании проведенных исследований видно, что сайт имеет неплохие перспективы для развития по представленной тематике, в связи с определенной известностью в этнографическом научном сообществе, доверием пользователей. Сайт сотрудничает с веб-ресурсами со схожей тематикой, осуществляет диалог с пользователями.

33 см. Африкана www.africana.ru

34 см. И.Каспэ Представление истории и представления об истории в русском Интернете // Исторические исследования в России - II. Семь лет спустя. М., 2003 сс. 15-34

Электронное издание «Этно - журнал» ориентировано на две основные группы пользователей. Первая - это все те, кто занимается непосредственно дисциплинами этнография, этнология, социальная и культурная антропология (студенты, аспиранты, молодые ученые, именитые ученые). Вторая группа - пользователи, заинтересованные в получении интересной, актуальной информации именно из электронных источников информационных систем.

Название ресурса соответствует проблематике содержания. Морфема «Этно» максимально обширна, в связи с чем, кроме названия Этно-журнал существует прописанный статус сайта «научное электронное издание». Несмотря на позиционирование ресурса в качестве научного, издание далеко не везде выдерживает строго научный дискурс.

Существуют также определенные расхождения в соотнесении целей и задач ресурса и его целевой аудиторией. Как научное издание, сайт вправе рассчитывать только на ограниченное число потенциальных пользователей. В то же время, в качестве одной из групп целевой аудитории выделяются «все заинтересованные в получении научной информации по данной тематике», то есть просто интересующиеся этническим колоритом. И для данной группы неспециалистов информация в виде визуализации становится более интересной и привлекательной.

Изначально сайт копировал принципы организации оффлайн журналов, выходили отдельные номера, иногда были выпуски с темой номера. В дальнейшем от этого подхода отошли, что связано именно со спецификой Интернет-ресурса, когда не надо ждать определенного срока и формировать номер для публикации как в случае с «бумажными журналами», а можно размещать статьи по мере их поступления с ремаркой «обновлено» или «new». Это принципиально отличает веб-издание от офф-лайн издания, оперативность публикации, независимость от времени выпуска. Но, это повлияло на систему рубрикации, она хронологическая с определенными наработками в дисциплинарном направлении.

Разделы электронной версии журнала как научно-публицистического ресурса постоянно корректируются с учетом особенностей и требований данных целевых групп, добавляются новые рубрики и темы. Периодически проводится мониторинг интересов аудитории, учитываются замечания и пожелания пользователей.

Направляемые материалы и отзывы молодой аудитории для публикации в «Этно -журнале» подтверждают возрастание интереса к теме и проблемам миграции. Таким образом, можно сказать, что тематика сайта формируется исходя из интересов пользователей, кроме того, у читателей издания есть реальный шанс не только высказать

свое мнение по обозначенным проблемам, но и представить свое исследовательские наработки в области этнологии. Интерактивный модус общения в издании поощряет вербальные формы коммуникации. Для интерактивного общения и формирования сообщества используются такие формы как: дискуссионный форум, комментарии читателей, список подписчиков, е-мэйл, встреча в оффлайне (в формате научных конференций). При наличии всех этих средств общение недостаточно развито, форум не функционирует, отзывы читателей достаточно случайны. Журнал не справляется пока с задачей систематического и тематического воспроизводства, нет актуализированного научного пространства.

Размещение на страницах «Этно - журнала» статей с научно-познавательной направленностью, и, прежде всего, авторами, имеющими научные степени и знания, даёт возможность молодому поколению ознакомиться как с мнением и оценками общества по каждодневным вопросам и проблемам, так и получить информацию о научно обоснованных фактах и полученных в ходе исследований данных.

Исходя из критериев оценки электронного ресурса по программе Минерва, можно сделать следующие выводы: недостаточно представлены комментарии к фрагментам информации; сайт существует только на одном языке; нет целенаправленной политики по специализированной подготовки рабочего коллектива, осуществляющего поддержку ресурса. Нет постоянного редакторского коллектива, что пролонгирует прочтение присылаемых материалов. Все это влияет на ограничение количества пользователей, а также на то, что многие случайные посетители ресурса не становятся его постоянными посетителями. Слабо проработаны механизмы сохранности информации, доступа большего количества нерусскоговорящих пользователей. Не до конца продумана структура сайта, некоторым пользователям она представляется достаточно сложной. Исходя из проведенного анализа, редакции можно рекомендовать пересмотреть статус издания, возможно, сделать его научно-популярным, для большего соответствия уровню содержания ресурса.

В параграфе 2.3 дается анализ сайта Африкана.ру www.africana.ru

Ресурс Африкана заявлен как портал африканских проектов. На сайте нет информации о его целях и задачах, потенциальных группах пользователей, владельце. Это может свидетельствовать о том, что редакция заранее знает целевую аудиторию, которая в свою очередь знакома с ресурсом, степенью легитимности публикуемого материала, статусом владельца.

Исходя из содержания сайта, можно сделать вывод, что ресурс очень актуален для тех кому, по каким либо причинам интересен данный регион. Сайт представляет не только

этнографическую, но политическую, экономическую и коммерческую информацию. Ресурс является частью «кольца сайтов» по Африке, хотя изначально цель создания коммуникативных сетей не входила в круг основных задач ресурса, не ставится им такая задача и сейчас. Несмотря на это, спонтанно под его влиянием появились сайты, родственные по тематике (Новая Африка http://newafrica.ru/ ). В рамках сайта существуют несколько проектов: Мадагаскар, Ассоциация африканских студентов, Антирасистский центр.

Название ресурса полностью отражает его тематику. Тематика сайта с одной стороны четко определена и ограничена африканским регионом, с другой стороны она довольно обширна. Можно говорить о складывании определенного сообщества вокруг ресурса, причем не только в онлайн-пространстве, но и в оффлайн, это в основном африканские студенты, представители экономическо-политических кругов.

В ракурсе темы нашего исследования наибольший интерес представляла информация именно этнического характера, поэтому материалы по политике и экономике не рассматривались в данной работе.

Многие материалы по этнической проблематике имеют чисто энциклопедический характер, то есть практически лишены эмоциональной, субъективной или идейной окраски, они просто транслируют факты. Этническая проблематика представлена также в таких разделах как, Религия, Искусство Африки, Ассоциация африканских студентов, Антирасистский центр, Наука и образование. Как уже отмечалось уровень информации очень разный, что указывает на отсутствие единого критерия отбора информации для ресурса, а также возможно на непродуманную структуру сайта на стадии разработки проекта. Ресурс развивался самостоятельно уже после размещения в глобальной сети, многие разделы неравнозначны, взаимопроникаемы. Именно хаотичность и разнородность информации затрудняет работу с ресурсом.

Нет единого языка изложения материала на сайте, дискурсы постоянно меняются, среди них - энциклопедический, научный, публицистический, эссеистский, детский.

Несмотря на явные недостатки структурированности и критериев отбора материалов, на сайте есть актуальная, интересная информация по этнической проблематике высокого уровня качества. Есть статьи, как студентов и аспирантов35, так и известных африканистов36.

35 Гинзбург Е.Б Эфиопская малая раса Этногенез. Древняя история, мифология и культура // http://www.afncana.ru/relig/radex.hftn

зб.Крылова Н, Львова Э. Русские жены» в Танзании II "Азия и Африка сегодня", 2004, №1 (публикуется в сокращении) // http://www.africana.ru/history/index.htm; Балашова Г.А.Об изобразительном искусстве современной Нигерии // http://www.africana.nj/relig/index.htm

На сервере создан Антирасистский центр (http://www.africana.ru/racisrn/index.htm ), это пожалуй один из самых продуманных и грамотно построенных разделов. Тематика антирасистской направленности представлена очень объемно, это международные и российские правовые документы, и новостная лента, и историческая ретроспектива. Возвращаясь к общему тематическому содержанию сайта, отметим, что этническая проблематика является на нем вторичным, более значительны политическая и экономическая составляющие, что естественно связано с интересами владельца ресурса. То, что организация, преследующая интересы развития экономических и политических проектов, все же уделяет место для репрезентаций этнических и культурных особенностей региона, говорит о достаточном понимании необходимости данной проблематике даже в других сферах.

Возвращаясь к ресурсу Африкана, хочется заметить, что крайне скуден дизайн сайта, его оформление. Весь регион визуально представлен одной фотографией в верхней части сайта. Полностью отсутствует какая-либо этническая символика, кроме возможностей цветового решения сайта. Немного иллюстраций встречается в публикациях в разделе Искусство. Это значительно обедняет ресурс, поскольку многие пользователи гораздо лучше воспринимают визуальный образ, чем текст. С другой стороны имеющийся визуальный материал не создает образа сугубо экзотичного региона. Пользователю представляется возможность самостоятельно домыслить визуальный образ Африки.

Этничность как понятие не проговаривается в материалах сайта, кроме рубрики Антирасистский центр, проблема этнических конфликтов и нетерпимости нигде не представлена. Это может свидетельствовать о том, что приоритетом ресурса является просто репрезентация Африки, какой она видится создателями сайта, без провоцирования тем межэтнической розни.

Ресурс способен обсуждать актуальные проблемы, связанные с продвижением идей толерантности, поскольку существует Ассоциация африканских студентов, непосредственно занимающаяся решением проблем африканцев в России, Антирасистский центр, о результатах деятельности которого также можно прочитать на сайте. Ресурс не декларирует эти цели и это направление деятельности, но активно способствует их реализации.

Таким образом, на этом сайте дистанция между дискурсом и объектом освещения гораздо меньше, чем в Этножурнале, несмотря на то, что сам объект пространственно расположен дальше. Пространство коммуникации гораздо более дифференцированно.

В параграфе 2.4 анализируется сайт Российского этнографического музея www.ethnomuseum.ru

Ресурс конструирует электронную/сетевую модель Российского этнографического музея (РЭМ). Название полностью отражает направленность и содержание ресурса - сайт РЭМ.

«РЭМ - центральный и крупнейший музей этнографии народов России - имеет статус научно-исследовательского учреждения и общероссийского центра этнографического музееведения. Он разрабатывает и публикует методические рекомендации по различным направлениям работы музеев, имеющих в своих собраниях коллекции по этнографии»37.

Структура сайта и навигация в значительной мере отражают систему организации своего прототипа. Основной принцип рубрикации территориально-географический, одни и те же региональные образования раскрываются в различных рубриках и направлениях: этнография Восточной Европы, Культура народов Восточной Европы, экспозиции по народам Восточной Европы и т.д.

Этничность транслируется на сайте в традиционном понимании, как этнография, то есть описание народов, их материальной и духовной культуры, быта. Именно формат виртуального музея накладывает специфику освещения этнической информации.

Главная страница информационно насыщена, пространство при плотной заполненности не выглядит перегруженным или хаотичным. Сразу видна основная рубрикация, лента новостей, презентация владельца ресурса. Язык ресурса выдержан в классических традициях советской и российской этнографии. Совершенно уверенно и спокойно используются этнонимы (русские, казахи, калмыки), а также прилагательные, образованные от этнонимов: русская свадьба и т.д. Тексты не пестрят новомодными терминами, не этническая группа, а этнос, не идентичность, а самосознание. В стилистике энциклопедического дискурса представлены разделы Народы России и сопредельных стран, Толковый словарь.

Весь массив информации, имеющейся на сайте, очень четко тематизирован и дифференцирован. Отдельно выделены разделы Посетителям и Специалистам. Данное разделение исключает трудности поиска информации, случайные блуждания пользователя.

В параграфах 2.5- 2.10 также подробно проводятся аналитические обзоры еще шести электронных сайтов, взятых в качестве источников исследования.

37 Сайт РЭМ http://www.ethnomuseum.ru/section343/1652.htm

Исходя из проведенного анализ ресурсов, можно говорить о том, что каждый из них конструирует свой образ и дискурс этничности, ориентируется чаще всего на взгляды на этничность руководителей и составителей ресурса, мало взаимодействует с остальными ресурсами сети.

В Заключении подводятся основные итоги исследования и делаются выводы.

Анализ интеллектуальных веб-сайтов Рунета на предмет определения репрезентации этничности, форм ее конструирования в глобальной сети, изучение основных направлений рефлексии об этничности в Интернет, выяснение места данного сегмента массовой информации в современном гуманитарном знании, а также характеристика существующих методик анализа веб-сайтов с тематической гуманитарной направленностью и предпринятая автором попытка создания собственной методики анализа структуры и содержания веб-ресурса с этнической тематикой позволяет сделать следующие выводы:

1. Говорить о создании полноценной методологии анализа ресурсов с этнической тематикой пока не представляется возможным, скорее в исследовании была представлена аналитическая матрица, при помощи которой можно определить способы и направления конструирования этничности.

2. На основе проведенного анализа веб-ресурсов видно, что в глобальной сети понятие этничность достаточно размыто, нет его четких критериев и определений. Каждый автор текста ориентируется на свое восприятие этничности, некоторые специалисты просто заменяют им понятие этнос, другие вкладывают более глубокий смысл, в связи с чем, дискурс этничности опирается на множество подходов к проблеме и теорий, язык повествования об этничности также крайне разнороден. Можно говорить о формировании в Рунете научного дискурса этничности, который также пока не имеет четких контуров. Вместе с тем, ярко представлен в сети дискурс полифонии этнических голосов.

3. Поскольку «глобальная компьютерная сеть, благодаря сложности ее регулирования государством, оперативности в доступе к информации, легкости публикации, возможности сохранять анонимность и т.д. часто выступает мощным инструментом разжигания расовой ненависти и нетерпимости, придания межэтническим отношениям конфликтогенного характера»38, то роль и значение интеллектуальных веб-сайтов особенно важны для создания некого информационного противовеса.

38 Макаров A.B. Репрезентация масс-медиа этносферы Республики Беларусь http://www.ethnonet.ru/ni/pub/2006-05.html

4. Обмен мнениями в пространстве российского Интернета по текущим этнокультурным событиям способствует поиску индивидуального и адекватного пути понимания целей и задач, тактики и стратегии общественного развития, осознания национальных задач, даёт возможность находить общеприемлемые формы преодоления и предупреждения конфликтных межэтнических ситуаций, способствует нациестроительству.

Одной из целей, стоящих перед интеллектуальными веб-сайтами с этнической тематикой, является создание привлекательного и понятного образа науки, формирования у молодых учёных осознанного желания и стремления проявить себя в этой области, также пропаганда идей межкультурного диалога и толерантности.

5. Именно интернет-издание обладает реальной возможностью воздействия на сознание граждан, привлечения общественности к реализации приоритетных национальных проектов, направления усилий на решение актуальных задач общественного и государственного развития. Социальный потенциал Интернета очень велик, и главное -суметь рационально его использовать, формировать правильные ценностные ориентиры: идеи толерантности, межкультурного диалога и взаимного национального уважения.

6. При неоспоримой необходимости грамотного освещения событий с этнической составляющей, аккуратного транслирования этнических материалов, не должно быть перегибов в другую сторону, когда под предлогом идей толерантности нивелируются этнические и культурные различия, когда полностью устраняется любое упоминание о этнической, религиозной, культурной идентичности, когда только за использование этно-значимой характеристики, термина можно быть обвиненным в разжигании межнациональной розни.

7. Представляется необходимым сохранить баланс в транслировании и анализе этнически насыщенной информации, как в СМИ, так и в пространстве Интернета. Естественно не стоит прятать и замалчивать те этнонациональные конфликты, столкновения и недоразумения, которые имеют место быть. Но необходимо максимально отдавать себе отчет о той ответственности, которая лежит на авторах или исследователях, чья задача не способствовать разрастанию и продолжению конфликта.

8. В ходе исследования наметились новые проблемы и вопросы, связанные с тематизацией этничности в Интернете: возможность конструктивного диалога различных онлайновый дискурсов этничности, проработка объекта и субъекта этнической идентичности, экспертная оценка адекватности этнической коммуникации и др.

9. Полученные выводы позволяют улучшить контент ресурсов, содержащих этническую тематику, могут способствовать формированию более выраженного и сформированного научного дискурса этничности в сети.

Список работ опубликованных по теме диссертации

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах, утвержденных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации

1. Миф и ритуал в самоопределении и структурировании традиционных обществ // Мир психологии, № 3 (35) июль-сентябрь, Москва-Воронеж 2003. С.131 - 134, 0,4 п.л.

2. Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер. "Общественные и гуманитарные науки". № 3 (116). Май, 2011. С. 73-76.

3. Методики анализа дискурса этничности в глобальной сети // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, № 4 (10) 2011. Часть 1, С. 92 - 96

Публикации в других научных изданиях

4. Репрезентация информации по культуре и гуманитарным дисциплинам в электронных СМИ: методология анализа//Культура и искусство, № 3 2011.

5. Этнографический журнал: опыт существования в глобальной сети // VI Конгресс этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня - 2 июля 2005 года: Тезисы докладов. Стр. 395. 0,1 п.л. (в соавторстве с А. А. Наржимской)

6. Критерии качества оцифрованной информации по этнологии и антропологии // Представление языков народов России и стран СНГ в российском сегменте Интернета: семинар Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества в рамках Международной конференции "EVA 2007 Москва": сборник докладов / ЮНЕСКО, Программа "Информация для всех". Москва: Межрегиональный центр библ. сотрудничества, 2008. С.61-80 1,1 п.л.

7. Научное Интернет-издание как способ формирования национальной идентичности и аксиологических приоритетов у молодежи // Всероссийская научно-практическая конференция Россия: Приоритетные национальные проекты - Инновации -молодежь 16-17 ноября 2006 г. Сборник докладов. Москва, ИНИОН РАН 0,7 п.л. (в соавт. с Покровскай A.A.)

Другие публикации автора

8. Социальная регуляция посредством обрядовых практик в традиционных сообществах. // Межэтническая интеграция: история, современность, перспективы. Материалы конференции молодых ученых. Москва, 23-25 ноября 2006 г. М.: ИЭА РАН 2008. С. 58-87, 1,3 п.л.

9. Практики жертвоприношения у народов Тропической Африки как модель социокультурной регуляции традиционных обществ. Тендерный аспект. \\ Африканский калейдоскоп. Ученые записки Института Африки РАН, вып. 27. М. 2005, С. 114 - 124, 0,6 п.л.

10. Постмодернистский взгляд на оккультные практики современной Африки (историографический обзор) // Национальные ценности: традиции и современность. Материалы конференции молодых ученых: Москва, 15-16 декабря 2005г. М.: ИЭА РАН , 2006 СС. 104-116, 0,5 п.л.

11. Телесность и телесные знаки в традиционных обществах (на примере народов Тропической Африки и Океании) // Гуманитарная культура и этноидентификация. Труды молодых ученых. Вып. 2. М.: ИЭА РАН, 2005, СС. 203-209. 0,3 п.л.

12. Телесные знаки как способ коммуникации: текстуальность тела. // Проблема текста в гуманитарных исследованиях: материалы научной конференции 16-17 июня 2006 года. М.: Издатель Савин С.А., 2006, С. 150, 0,1 п.л.

13. Практики жертвоприношения у народов Тропической Африки как модель социокультурной регуляции традиционных обществ \\ X конференция африканистов. Безопасность Африки: внутренние и внешние аспекты. Москва, 24-26 мая 2005 г.. Тезисы. М. Институт Африки РАН 2005. С. 46-47. 0,1 п.л.

14. The sacrifice rituals of tropical Africa tribes as a model of socio-cultural regulation in traditional societies (the gender aspect) // Security for Africa: Intemal and External Aspects. 10th Conference of Africanists. (Moscow, 24-25 May, 2005) Abstracts. 0,1 п.л.

15. статьи адангме, ангас, ачем, ашанти, акан, аквапим, амбунду, бауле \\ Новая российская энциклопедия. Т. 2, М. 2005 г. 0,6 п.л.

16. Телесные знаки как способ социализации личности // XI конференция африканистов. Развитие Африки: возможности и препятствия. Москва, 22-24 мая 2008г. Тезисы. М.: Институт Африки РАН, 2008. С. 172, 0,1 п.л.

17. Интерпретация смысловой нагрузки археологической коллекции чуринг: этнологический аспект // V Конгресс этнологов и антропологов России Омск 9-12 июля 2003г. Тезисы докладов. М., 2003. 0,1 п.л.

18. Чуринги как новый источник изучения искусства Мезолита и Неолита. Этноархеологический аспект. // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск 2003. 0,5 пл.

19. Tchurings (engraved stone pebbles) as a new source for studying Mesolithic and Neotithic Art of the Central Russian Plain. V.Lozovski, N.Lapkina // XIV International Congress of Prehistoric and Protohistoric Sciences 2-8 September 2001 Liege-Belgium. 0,4 п.л

Формат 60x90/16. Заказ 1455. Тираж 100 экз.

Печать офсетная. Бумага для множительных аппаратов.

Отпечатано в ООО "ФЭД+", Москва, ул. Кедрова, д. 15, тел. 774-26-96

 

Текст диссертации на тему "Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности"

61 12-7/10

Институт этнологии и антропологии имени H.H. Миклухо-Маклая

Российской академии наук

На правах рукописи

Лапкина Наталья Андреевна

Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности

Специальность 07.00.07 Этнография, этнология и антропология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель:

Доктор исторических наук,

профессор Мартынова Марина Юрьевна

Москва 2011

Оглавление.

Введение ........................................................................сс. 4-21

Глава 1. Проблематика этнического в масс-медиа, методология анализа

....................................................................................сс. 22 - 48

1.1 Проблематика этничности в современной этнологии.............сс. 22 -31

1.2 Подходы к изучению СМИ и анализ репрезентации этничности в современной этнологии, методология анализа.........................сс. 32 45

1.3 Методы анализа веб-сайтов: сравнительная характеристика .... сс. 45-48

Глава 2. Методики анализа электронных ресурсов: практическая матрица вопросов и ответов............................................сс. 49 - 125

2.1 Рабочая схема анализа сайтов........................................ сс.49-51

2.2. Оценка качества контента сайта Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН..........................................сс.51-60

2.3. Оценка качества контента личного сайта ученого, д.и.н., профессора В.А. Тишкова..........................................................................сс.60 -69

2.4. Оценка качества контента сайта «Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества»..............................сс. 69 -77

2.5 Оценка качества контента блога к.и.н. А. Хуторского.........сс.77 - 85

2.6 Оценка качества контента сайта Российского этнографического музея ....................................................................................сс. 86 - 94

2.7 Оценка качества контента сайта «Этно-журнал»...................сс. 94- 104

2.8 Оценка качества контента сайта «Африкана»......................сс. 104 - 115

2.9 Оценка качества контента сайта «Этнография народов России».......................................................................сс. 116 -125

Глава 3. Интеллектуальные веб-сайты по этнографии и антропологии. Апробация методики анализа........................................сс. 126 - 151

3.1 аналитическая матрица исследования веб-ресурсов...........сс. 126 -127

3.2 Анализ ресурса «Этно-журнал»....................................сс. 127-134

3.3 Анализ ресурса «Африкана» .......................................сс.134-141

3.4 Анализ сайта Института этнологии и антропологии РАН ....сс. 141-143

3.5 Анализ сайта Российского этнографического музея...........сс. 143-146

3.6 Анализ сайта «Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества» .................................................. сс. 146-147

3.7 Анализ сайта В.А. Тишкова..........................................сс.147-148

3.8 Анализ блога этнографа Андрея Хуторского.......................сс. 148-149

3.9 Анализ сайта «Этнография народов России»......................сс.149 - 151

Заключение.................................................................сс.152- 154

Список литературы.......................................................сс.155 161

Приложение 1. Словарь терминов.....................................сс. 162 -164

Качество критически важная характеристика любого веб-сайта в сфере культуры. Качество приобретает особое значение в силу важности и ценности материалов, представленных на веб-сайтах по культуре. С ростом использования Интернет в качестве средства доступа к информации, обращение к культуре через Интернет становится преобладающей тенденцией. Рост использования Интернет для образовательных и научных целей все больше повышает значения качества онлайновой информации.1

Введение.

Актуальность исследования.

В начале 21 века получают значительное ускорение процессы глобализации современных средств массовой коммуникации, среди которых лидирующее место в системе межчеловеческого общения всё более очевидно принадлежит Интернету.

Глобальная сеть в настоящее время является наиболее активно развивающимся видом коммуникации с характерным только для него распространением на новые территории, вовлечением широкого круга пользователей, всесторонним освещением жизни человека, включая и ранее закрытые для масс-медиа потаённые темы и проблемы, фактически став одним из способов превращения человеческого сообщества в «глобальную деревню». При очевидных плюсах интернет-технологий, невозможно не увидеть и отрицательные характеристики интернет-пространства, такие как

1 Руководство «Принципы качества веб-сайтов по культуре»// http://www.minervaplns.ru/docums/10prncp.htm

публикация бесконтрольной и безответственной информации, провоцирующей агрессию и поощряющей пороки.

Потребителей современных систем Интернета становится все больше, при этом значительно усиливается их влияние и на процесс расширения социального, возрастного, национального и общекультурный спектра непосредственных пользователей информации. Прежде всего, речь идёт о молодежи как наиболее активной части общества, в поисках информации стремящейся использовать новейшие информационные технологии. Именно молодое поколение занимает в количественном отношении основное место в целевой аудитории. Все большее распространение приобретают сейчас такие формы общения, как форумы, чаты, on-line дневники, организованные по принципу клубов по интересам2 вне временных и географических рамок.

В этой связи возрастает значение привлечения в интернет-системы ресурсов, содержащих действительно интересную и правдивую социально-позитивную информацию, направленные на распространение идей и общепринятых принципов и правил межкультурного диалога, многокультурности и полиэтничности мира, на искоренение экстремизма в обществе подлинной демократии и полном уважении прав Человека.

Уникальность и особенность Интернета заключается в том, что он объединяет межличностную и массовую коммуникации и направлен, как и масс-медиа в целом, на определенное конструирование социокультурной реальности3.

Интернет-издания, и информация представленная в них, становится все более востребованной, а соответственно актуальными являются и вопросы контроля качества представляемых материалов. Особенно важным является

2 Например, сообщество «Социальная антропология» - http://commun.ity.liveiournal.com/soc_anthrop/profde, РАЭСК-дискуссионный клуб (официальный сайт Археолого-Этнологических Студенческих Конференций) -http://raesc.edu.mhost.ru/forums/

о

Дьякова Е.Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. - Екатеринбург, 1999 // http://www.humaMties.edu.ru/db/msg/46229

качество и легитимность информации в сфере культуры, затрагивающая вопросы этнического, религиозного, социального порядка, поскольку такого рода информация может значительно влиять на формирование мышления, способов восприятия окружающих культур и народов, может способствовать как распространению идей экстремизма, так и норм толерантного поведения.

В связи с этим, актуальность исследования представляется очевидной. В российской этнографии и антропологии пока нет исследований, занимающихся проблемой изучения воздействия веб-сайтов1 на становление и развитие поликультурного пространства, практически нет исследований о значении и влиянии этнической информации в сети Интернет на пользователей. Также нет разработанных методологий оценки сайтов по этнической тематике. Хотя, в свете роста нетерпимости и экстремизма в обществе, эти вопросы не могут оставаться без внимания. Если печатные СМИ и телевидение в большинстве своем не допускают прямой пропаганды этнической нетерпимости, в СМИ постепенно намечается тенденция повышения профессионального уровня журналистов, освещающих этнические конфликты, и темы, затрагивающие национальные и религиозные проблемы, то Интернет является практически неконтролируемым пространством, где может быть представлена информация любого характера и достоверности.

Состояние исследованности проблемы:

В конце прошлого столетия наметилась тенденция по увеличению исследований российских ученых посвященных роли средств массовой информации в формировании стереотипных форм этнических установок и предубеждений3. Это связано с осознанием того, что СМИ, особенно Интернет, «... не пассивно описывают факты и не просто отражают

4 термины сайт и веб-ресурс используются в работе как абсолютные синонимы, см. Словарь терминов Приложение 1

3 отдельные исследования по проблемам этничности в СМИ в отечественной этнологической науке проводились уже в 70-е гг. прошлого века

этноцентристское единодушие, они помогают создавать и воспроизводить его»6. По мнению исследователей, «журналисты, прежде всего, разделяют преобладающую идеологию своей группы и общества в целом»7. Значительная роль в создании и легитимизации этнической нетерпимости так же приписывается деятелям СМИ. В связи с этим один из видных российских ученых по проблемам этничности В.А Тишков пишет: «за более чем десятилетний период деятельности в области изучения и разрешения конфликтов мы пришли к убеждению, что журналист и медийный деятель являются одним из ключевых акторов в конструировании современных

о

нетерпимости, конфликтов и насилия» .

«Однако общее «состояние умов», характерное для всякого времени, доминирование в обществе тех или иных идей и ценностей - все это неизбежно находит отражение во всех ипостасях гуманитарного знания»9. Благодаря этому ученые все больше внимания обращают на такие проблемы как отражение этнополитических процессов в СМИ, этнические стереотипы в прессе, особенности межкультурной коммуникации по материалам периодических изданий, теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы «этничность и СМИ», репрезентация проблем межкультурного взаимодействия в СМИ и ряд других10. Ряд исследований проводилось в рамках государственных заказов на исследование роли и значимости репортажей в средствах массовой информации для формирования межэтнического климата в российском сообществе11. Явным свидетельством осознания важности проблемы на государственном уровне

6 Discourse and discrimination, ed. By Geneva Smitherman-donaldson and Van Dijk, Detroit, 1988. p.22

7 Discourse and discrimination, ed. By Geneva Smitherman-donaldson and Van Dijk, Detroit, 1988. P.21

8 Тишков В.А. СМИ и ксенофобия // Этно-журнал http://wvvw.ethnonet.ni/ru/pub/l612-04.html

9 Филиппов В. Р. Урегулирование конфликтов» в парадигме постмодерна // Международный имидж России , интернет-конференция «Разрешение межгосударственных конфликтов: актуальные уроки истории и современность» http://ima.ge-of-russia.liveiournal.coni/88212.htinl

10 На V Конгрессе этнологов и антропологов России проходившем в Омске в 2003г., впервые была выделена отдельная секция «Этничность и толерантность в СМИ», посвященная этнической проблематике в средствах массовой информации.

11 Следзевский В.И., Филиппов В.Р., Хабенская Е. О. Аналитически отчет о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ»/ Российская Академия Наук Центр цивилизационных и региональных исследований// http://www.igpi.ru/bibl/other articl/1101820840.html

является появление специальных федеральных целевых программ. Одной из задач целевых программ провозглашается анализ региональной и центральной прессы на предмет выявления и преодоления ксенофобии СМИ. Вместе с тем важную роль играет деятельность общественных организаций, таких как центр «СОВА», Центр кавказско-понтийских исследований, НПО ИКС «Диалог» и др.12

Для определения проблемного поля был введен специальный термин этническая журналистика. Под этнической журналистикой понимаются упоминания в публикациях, в телевизионных репортажах, на страницах Интернет-сайтов об обычаях, традициях, ценностях, психологических особенностях, межэтнических отношениях, различных сферах общественной жизни других народов и стран13.

В работах Мальковой В.К, Филлипова В.Р., Следзевского В.И. предлагаются собственные методологические и методические подходы к исследованию толерантного и интолерантного потенциала информации представляемой СМИ и способствующей формированию массового этнического сознания. Затрагиваются проблемы некомпетентности части сообщества журналистов в освещении этнических проблем. Авторы указывают с одной стороны на необходимость эффективных способов воздействия на редакционную политику в тех случаях, когда по разным причинам характер подачи «этнической информации» в СМИ может иметь негативные последствия, выясняют целесообразность применения различных способов нейтрализации негативного воздействия СМИ на этнокультурную

12 Международной программой сотрудничества Европейского Союза и России ТАСИС разрабатывалась тема «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России» в 2004г. Результаты исследований по дайной теме были изложены и изданы В.К. Мальковой; в Краснодаре городская общественная организация «Центр понтийско-кавказских исследований», осуществлял проект «Разработка методики и организационных механизмов мониторинга содержания продукции средств массовой информации», см Колесов В,И., Кочергин A.A. Дискурс этничности в Краснодарской прессе результаты пилотажного исследования^ Бюллетень: Антропология, Меньшинства, Мультикультурализм, Вып. 4 (ноябрь 2003г.), Краснодар, 2003. с. 6-16.; в Казахстане НПО ИКС «Диалог» реализовывало программу «Внедрение принципов этнической толерантности в деятельность казахстанских СМИ». Основной целью программы было «побудить казахстанских журналистов к освещению этнических аспектов жизни общества и научить их приемам и методам толерантной журналистики, способствующей внутренней консолидации граждан. См. Программа «Этническая толерантность в СМИ» //www.ethnodialog.org/Tolerant.htm ь См.: Малькова В.К. Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. М., 2004; Малькова В.К. Москва - многокультурный мегаполис. M., 2004

ситуацию. Исследователи сходятся во мнении, что некоторые издания целенаправленно формируют определенное общественное мнение, при помощи специальных технологий и методов как дезинформация, тенденциозный анализ и метод «смещения акцентов», что в свою очередь ведет к манипулированию общественным мнением14. С другой стороны, в исследованиях , посвященных этнической журналистике отмечается и необходимость повышения уровня журналистской рефлексии в отношении проблематики этничности и мультикультурализма. Последнее особенно важно в связи с проблемой участия СМИ в освещении терактов и вооруженных конфликтов. Нередко средства массовой информации сознательно делают акцент на этнической составляющей конфликта, хотя, чаще речь идет о противостоянии политических и экономических элит, а не о столкновении народов. «По воле политиков, противниками становятся различные этнические и религиозные группы <...> журналисты при освещении конфликтных событий нередко используют искаженные факты, уничижительные этнические стереотипы противника и массу провоцирующих этнических идей»13.

В связи с тем, что проблема некомпетентности журналистов в области освещения этнических проблем и подходов была выявлена в ходе исследований, стали активно реализовываться проекты - круглые столы, форумы, конференции, семинары, разработка учебных программ и т.п., направленные на просвещение журналистов, повышение уровня публикаций, затрагивающих сложные и спорные аспекты межэтнических отношений и конфликтных ситуаций. Подобные проекты проводятся на территории всей

14 См. Следзевский В.И., Филиппов В.Р., Хабенская Е.О. Аналитически отчет о результатах исследования «Преодоление ксенофобии в СМИ»/ Российская Академия Наук Центр цивилвдационных и региональных исследований// www.igpi.ru/bibl/-other_artic1/1101820840.html

ь см. Малъкова В.К, Остапенко Л.В. Этническая журналистика и проблемы толерантности// Пресса и этническая толерантность. Пособие для журналистов. М., 2001. с. 23; см. так же Отчет по мониторингу. 2-й этан.// Центр «Сова»// xeno.sova-center.ru/21371EF/17B8FC0; Кожевникова Г. Язык вражды в СМИ после Беслана: Поиски врага и ответственность журналистов// Библиотека Центра экстремальной жypнaлиcтики//www.cjes.ru/lib/content.php?-content_id=7384&category_jd=4

России16. Часто в ходе исследований отмечается, что до сих пор существует жесткая зависимость позиции автора от его этнической принадлежности, доминирование в общественном сознании этнической, а не общегосударственной или гражданской идентичности, и как результат

1 7

отражение только одной из сторон любого общественного явления .

Признавая теоретические и практические результаты работы по развитию исследований этнической журналистики, о ее становлении как самостоятельного научного направления стоит говорить только применительно к последним десятилетиям XX - началу XXI вв. Но даже сегодня анализ освещения «этнической проблематики» в СМИ носит «несистемный характер и требует дальнейшей разработки»18.

Что касается исследований «этнического вопроса» в электронных изданиях, то по данной проблематике исследований крайне мало. До сих пор исследования, посвященные этнической журналистике касались, прежде всего, печатных СМИ, в меньшей степени масс-мед�