автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Социокультурные ориентации городского населения в Республике Татарстан

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Абдразакова, Ольга Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Социокультурные ориентации городского населения в Республике Татарстан'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Абдразакова, Ольга Васильевна

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социокультурных ориентаций . . ц

1.1. Социокультурные парадигмы классической и современной социологии . ^

1.2 Анализ основных понятий исследования

Глава 2. Региональные особенности взаимодействия социокультурных моделей . g

2.1. Региональные особенности взаимодействия западных и восточных культур в традиционных научных теориях

2.2. Современная научная мысль о проблемах взаимодействия культур Запада и Востока

Глава 3. Эмпирическое исследование социокуль турных ориентаций городского населения Республики Татарстан

3.1. Предпосылки становления социокультурных ориентаций городского населения в Татарстане

3.2. Типология и структура социокультурных ориентаций городского населения

3.3. Направленность социокультурных ориентаций основных социальных групп городского населения Республики Татарстан . ^^

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по социологии, Абдразакова, Ольга Васильевна

В процессе становления и формирования региональной социокультурной политики необходим учет исторически сложившихся реалий. Национальные культуры бывшего СССР в течение свыше семидесяти лет формировалась под воздействием советской социалистической культуры. Для татарской культуры, ориентированной на ислам и традиционные восточные культурные стандарты советская модель куль туры оказалась несовпадающей по многим значимым позициям. В настоящее время мы являемся. свидетелями исторического естественного социокультурного эксперимента. Советский Союз уже несколько лет не существует. Что происходит в социокультурном пространстве бывших советских республик и автономий? Что из привнесенных идей, форм, средств выразительности, жанров и видов искусства, образцов повседневного поведения осталось и развивается дальше, что трансформируется и каким образом, а что было настолько чуждым, что сразу прекратило своё существование? Какие именно образцы. определяют социокультурную жизнь городского населения Республики Татарстан в целом и основных его составляющих социальных групп? Данная проблема является весьма актуальной для формирования социокультурной политики ' в. РТ.

Культура личности или ее отсутствие оказывает влияние на характер социально-политических процессов, является важнейшим условием функционирования социальных институтов, детерминируя их качественные характеристики,■ обусловленные формированием определенного ценностно-нормативного комплекса. Необходимо иметь хотя бы в первом приближении обобщенную картину изменений и тенденций развития в социокультурной сфере Татарстана, последовавших после распада СССР. Особенно важным' является получение научных данных о современных направлениях социокуль турных ориентаций городского населения, наиболее социально . и политически активной социальной группы населения РТ.

Молодежь - одна из крупнейших социально-демографических групп населения Татарстана. Проблемы социализации молодежи, формирование духовной культуры молодого поколения, проблемы трансляции этнокультурных традиций в современных условиях утраты преемственности куль турного наследия особенно важны.

Генезис социального сознания молодежи - будущих и настоящих участников общественной жизни и культурного творчества от паройкиального типа, через субьективный к парципарному, активному и сознательному типу актора х, осознающего реалии социально-политических и культурных процессов и свою роль в них, - может стать основой для культурного возрождения. Этот генезис может осуществляться только на основе развитого интеллекта,' предпосылки подлинной духовной куль туры, что делает исследования молодежной социокультурной ситуации особенно важными и значимыми для Татарстана. От направленности культурных интересов молодежи во многом зависит будущее национальной культуры: будет ли она возрождаться и развиваться или будет нивилирована

1 Классификация Г.Алмонда//Политические исследования.N5. М. ,1991. - С.153 процессами урбанизации и культурной экспансии и ассимилируется, утратив национальную самобытность.

Повседневное использование свободного времени, свободно избираемые досуговые занятия являются своеобразным индикатором и уровня культуры, направленности социокультурных ориентаций на традиционные современные, национальные - релятивные куль турные образцы конкретной личности или социальной группы, и комплекса условий, создаваемых для этих целей обществом.

Степень разработанности проблемы. Проблемы социокультурных ориентаций являются проблемами междисциплинарными. Их изучением наиболее активно ведется в рамках философии культуры, социологии культуры, экологии культуры, культурологии, психологии искусства, искусствоведения. Исследование проблем развития, взаимодействия, взаимовлияния культур в отечественной и мировой науке нашло отражение. в классических трудах Н. Данилевского, М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тоинби, П.Сорокина, А. Леви-Стросса, Ф. Броделя. В контексте современного общества эти проблемы изучены Н. Элиасом, Ш. Эйзенштадтом, В. Каволисом, -С.' Хантингтоном Л.Г. Иониным, Э.С. Маркаряном, Э.В. Соколовым, С.А. Токаревым и многими другими учеными.

Системные социологические исследования, социокуль турных, этнокуль турных, социополитических процессов осуществляли А.И.Арнольдов, Н.М.Блинов,

В.И.Болгов, В. В. Выборнова, С.Н.Иконникова, А. И. Ковалева, Л.Н.Коган, H.H. Козлова, В.Ф. Левичева, / В.Т.Лисовский, В . А. Луков, А. И. Шендрик, Б . Ф. Усманов и другие ученые.

Системный анализ проблем воздействия куль туры на качественные, социально-психологические характеристики' образа жизни осуществляли Г. С.Батыгин, И.В.Бестужев-Лада , А.П.Бутенко, Е.И.Головаха, И.Т.Левыкин,

В.Н.Мансуров, Л.В.Сохань, В . Н. Топоров, А.Г.Харчев,

A.С.Ципко и другие ученые.

Проблемы духовной культуры/ духовного развития личности изучали М. М. Бахтин, В.Т.Лихачев, А.Н.Сохор,

B.А.Сухомлинский и многие другие ученые, психологические аспекты проблемы исследованы ' А.Н.Вартановым, Л.С.Выготским, И.В.Марковым, и другими. ■ Вопросы сущности, генезиса культуры, ее роли в жизнедеятельности личности разрабатывали С.Н.Артановский,

A.Ф.Лосев, Л.Н. Коган, В.М.Межуев, А.Швейцер и другие ученые.

Проблема ценностных ориентацйй личности всесторонне исследовалась такими учеными как В.Г.Алексеева,

Б.Г.Анань ев, А.Г.Здравомыслов, И.Т.Левыкин, М.С.Коган,

B.А.Ядов и другими учеными.

Сфера свободного времени в данном исследовании ■ имеет важное значение, как пространство свободно' избираемых, детерминированных интересом, повседневных занятий. Различные аспекты проблемы свободного времени. разрабатывали В.А.Артемов, Л.А.Гордон, Г.П.Орлов,

C.Г.Струмилин, Г.А.Пруденский, В.Н.Пименова и ряд других ученых. Методы исследований разрабатывали

А.Г.Здравомыслов, Г.В.Осипов, Г.И.Саганенко, В.Е.Хмелько . и другие социологи.

В Татарстане социокультурная проблематика находилась ■ в центре научных интересов таких ученых, как Г.А. Ахмина,

Т.С. Бобченко, JI.В. Волович, А.З. Гильманов, В.В. Иванов, В. Модестов, М.В. Нугаев, М.Х. Фарухшин и других авторов. Данная проблематика частично изучается учеными Института социально-экономических и правовых наук Академии наук Республики Татарстан. Проблемам национальной культуры посвящены работы таких авторов, как P.M. Валеев, М. Гайнуллин, А.Ниязи, Р. Салихов, Р.Хайрутдинов,

Н.Х.Халитов и других ученых.

Из новейших работ наибольший интерес для социологического анализа социокультурных феноменов представляют докторская диссертация Е.Р. Ярской-Смирновой и кандидатские диссертации Н. М. Лебедева, А. Холод, К. Гайсанова.

Хотя данная проблема в целом является достаточно изученной, многие вопросы, особенно на региональном этнокуль турном материале, остаются недостаточно разработанными. Проблема изучения социокуль турных ориентаций городского населения РТ в прямой постановке не рассматривалась.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность на региональном материале определили.' выбор темы, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является городское население Республики Татарстан.

Предметом исследования явились основные социокультурные ориентации городского населения РТ.

Цель -исследования: выявить основные социокуль туные ориентации различных социальных групп городского населения РТ.

В соответствии с целью исследования были определены основные задачи исследования:

• рассмотреть теоретико-методологические основы социологического подхода к изучению социокультурных ориентации: городского населения;

• определить направленность современных социокультурных процессов в РТ;

• разработать классификацию типов социокультурных ориентаций городского населения и выделить социальные группы их носителей;

• установить особенности формирования типов, социокультурных ориентаций в различных возрастных группах городского населения РТ.

В качестве рабочей гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что на когнитивном и эмотивно-мотивационном уровнях, на уровне повседневного поведения, в социокультуных ориентациях городского населения РТ преобладает направленность на западно-европейские культурные стандарты. Тенденция формирования ценностного отношения к национальной культуре (в ее модифицированном, виде) проявляется в молодежной среде.

Методологической основой исследования явились основные теоретико-методологические положения марксистской социологии. В диссертации также частично применены положения теории модернизации в русле сложившейся культурных дихотомий Традиционность Современность, Запад-Восток и Север-Юг, и определенные теоретические положения цивилизационной компаративистики (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин и. др.). Теоретические положения М. Вебера об. идеальных типах стали источником классификационной схемы социокультурных ориентаций городского населения РТ.

Эмпирической базой исследования явились результаты нескольких социологических опросов:

• результаты анкетного опроса городского населения РТ -' выделенных, в качестве основных групп исследования, трех возрастных групп: «молодежи», «родителей», «прародителей». Опрос проведен в конце 1997-начале 1998 года. Опрошено 1300 респондентов, после отбраковки анализировалось 124 8 анкет; выборка многоступенчатая, квотная на последней ступени;

• результаты опроса экспертов, в ходе которого методом свободного интервью были опрошены деятели культуры и искусства РТ, представители научной интеллигенции. Опрошено 23 специалиста.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• Рассмотрены теоретико-методологические основы социологического подхода к изучению социокультурных ориентаций городского населения. Разработано понятие «тип социокультурной ориентации», под которым понимается направленность на когнитивном, эмотивно-мотивационном' и-повседневном поведенческом уровне, на традиционные (классические) и современные образцы татарской, российской, западно-европейской, американской (только современной), исламской, восточной и «другой» культур.

• Разработана классификация основных типов. социокультурных ориентаций городского населения по фактору направленности ориентаций: Запад-Восток, Традиционность - Современность; Север - Юг,-Традиционность - Современность. Установлено, что. направленность содиокультуных ориентаций на восточные-западные, традиционные-современные типы культур связана с принадлежностью к определенной возрастной группе («молодежь», «родители», «прародители») и опосредована интенсивностью воздействия официальной культурной, политики. Выявлено, что при общем преобладании западных социокультурных ориентаций, на ценности национальной татарской культуры в традиционном виде ориентирована исследуемая группа - «прародители», в современном виде -«молодежь».

• На основе эмпирического исследования выделены и представлены в виде 12 типов социокультурных ориентаций устойчивые комплексы социокультурного поведения исследуемых групп городского населения. РТ. Определяющим в. исследовательской идентификации респондента, в качестве носителя того или иного типа социокультурных ориентаций, на поведенческом уровне был выбор респондентом предпочтений, определенных культурных услуг, факты повседневного поведения (через индикаторы, которые принято относить к сфере культуры). На когнитивном уровне - выбор определенных ценностей, идей; на эмотивно-мотивационном уровне - определенные отношения к различным проявлениям культуры.

Практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет обосновывать необходимость проведения системы определенных мероприятий,, направленных на дальнейшее развитие национальной культурно-образовательной политики РТ, на оптимизацию' процессов возрождения и развития национальной культуры, ее вхождение в мировое культурное пространство.

Материалы исследования могут также быть использованы при анализе таких современных реалий, как коммерциализация сферы культуры и досуга. Материалы и выводы диссертации' могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов социологии, социологии культуры.

Апробация результатов исследования. По результатам данного исследования сделаны научные доклады на третьей Международной научно-практической конференции ЮНЕСКО «Инновационные образовательные технологии на рубеже двадцать первого века» (Казань, 1998 г.), на Научно-практическом семинаре «Школа передового педагогического опыта», (Казань, 1998 г.), на Научно-практическом семинаре ректоров негосударственных вузов Поволжья и Приуралья (Казань, 1998 г.); данные исследования используются в учебном процессе Экономико-правового колледжа (г. Казань) при изучении дисциплины «Социология».

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные ориентации городского населения в Республике Татарстан"

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Эффективность современных процессов социально-экономических и социально-политических преобразований в регионах во многом определяется состоянием социокультурной сферы. Отсутствие в некоторых регионах взвешенной государственной политики по управлению региональными процессами этнокультурной идентификации может привести и приводит, как показывает опыт, к возникновению социальной нестабильности, активизации миграционных процессов, может вызывать многие проблемы в межнациональных отношениях (вплоть до конфликтов) .

Республика Татарстан отличается стабильностью не только в социально-экономической, но и социально-политической сфере. Но, тем не менее, может быть целесообразен ряд мер по дальнейшей оптимизации ситуации в социокультурной сфере.

Прежде всего, по мнению диссертанта, необходима разработка целевой Программы по возрождению национальной культуры, включающей в себя следующие аспекты:

1.Мероприятия по более эффективной реализации программ, . направленных на изучение татарского языка. В РТ приняты нор-• мативные акты о двух государственных языках, татарский язык изучается во всех учебных заведениях, но, как показывает практика, формальные меры являются недостаточными. Прежде всего, традиционная методика преподавания при достаточном количестве учебных часов является неэффективной. У обучающихся не формируются навыки живого общения на языке. Необходима разработка более эффективных авторских программ .

2.Мероприятия по возрождению и пропаганде национальных видов искусства среди молодежи. В настоящее время подобные мероприятия также зачастую проводятся формально, без учета сложившихся реалий культурно-досуговых потребностей различных социальных групп городского населения. Необходима трансформация части существующих учреждений культуры в сеть культурно-досуговых центров развлекательно-рекреативной направленности. В этих центрах в институциональных формах в процессе реализации потребностей носителей типов западной направленности социокультурных ориен-таций будет осуществляться пропаганда произведений национальной культуры и искусства в адекватных формах.

3.Возрождение национальных массовых праздников и прогрессивных национальных обычаев и традиций. Процесс возрождения национальных традиций и обычаев должен быть поддержан организационно, материально-технически и методически. Это, прежде всего, разработка национальной модели культурно--досугового центра, развитие видов и жанров народного искусства, фольклора. Необходимо использовать возможности существующих культурно-досуговых учреждений и объединений не только для возрождения различных видов народного творчества, но и для организации социально-культурных контактов. Причем, в перспективе, необходимо будет учитывать и этнокультурные досуговые интересы русскоязычного населения, количественный состав которого будет уменьшаться.

4.Расширение спектра культурных воздействий. Необходимо использовать не только возможности традиционных институциональных форм культурно-досуговой деятельности, но использовать и ситуативные возможности пропаганды ценностей национальной культуры и искусства. Например: использование возможностей массово-зрелищных мероприятий для молодежи, различных форм внешкольной работы с детьми и подростками по повышению культурного уровня подрастающего поколения; использование возможностей работы с детьми и подростками по месту жительства, а также для организации досуга людей старшего возраста, который в настоящее время ориентирован на сферу семейно-бытовых отношений.

5.Сфера досуга для молодежи должна предоставлять возможности вовлечения подрастающего поколения в мир производства XXI века. Необходимо осознание связи высоких западных стандартов жизни с уровнем развития производства, осознания того, что достижение данных стандартов возможно только на пути развития современного производства, внедрения качественно новых технология и нового отношения к труду. Диссертанту кажется целесообразным разработка более конкретных программ дальнейшей оптимизации социокультурной сферы. На взгляд диссертанта наиболее оптимальным является развитие социокультурной сферы в современных формах, реализующих потребности в развлечениях и праздничном общении с учетом национальных традиций, особенностей фольклора, а также потребностей в приобщении к ценностям мировой культуры.

 

Список научной литературыАбдразакова, Ольга Васильевна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Абрамова 3. Ранние формы искусства.- JI.f 19 90

2. Аванесова Г.А. Динамика культуры. М., 1997.

3. Авдеев В. Становление культуры мышления как проблема.- М., 1992

4. Аверинцев С. Византия и Русь: два типа духовности.- М., 1990

5. Аверинцев С. Древние цивилизации.- М., 198 9

6. Аверинцев С.С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного / / Восток Запад: Исследования, переводы, публикации. - М.: Наука, 1983.

7. Агаев С.Л. Иран межу прошлым и будущим.- М. : Политиздат, 1987.

8. Актон Д. История свободы в Античности // Полис. 1993. № 3.

9. Актуальные проблемы культуры 2 0 века.- М., 1993

10. Андрушкевич И.Н. Макроистория. Новосибирск: Благовест, 1992.

11. Анисимов С. Духовные ценности: производство и потребление.-М., 1993

12. Античное наследие в культуре Возрождения.- М., 1984

13. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. Т.1.- Санкт-Петербург:Унивеситетская книга, 1997. 728 с.

14. Араб-оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990 . № 8.

15. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000.- М.: Мысль. 1986.1 б. Арапов- М. В. Прогноз психоанализ общества? // Человек.1991. № 1.

16. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М., 1993.

17. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.- Л., 1967.

18. Асмус В.Ф. Жан Жак Руссо.- М.: Наука, 1962.

19. Ауробино Шри. На пути к сверхчеловечеству. Эссе экспериментальной эволюции. Краснодар: Рось, 1992.

20. Балакина Т.Н. История русской культуры. М., 1996.

21. Барг М.А. О категории "цивилизация" // Новая и новейшая история. 1990. № 5.

22. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства.- М. : Изд-во МГГУ. 1992.2 4. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладнойсоциологии.- М., 108 6.

23. Бахтин-Л. Возрождение как тип культуры.- М., 1991

24. Беленький В.Х., Мулоянов А.Б. О подходе к измерению социодинамики //СоцИс. 1999. №2. С. 120-123.

25. Белова Т. Культура и власть.- М., 19912 8. Беляев Н. Последствия норманской теории в истории нашего Отечества // Русский вестник. 1992. № 8.2 9. Бердяев М. Философия творчества, культуры, искусства.- М.,1994

26. Бердяев H.A. Самопознание.- JI., 1991.

27. Бердяев H.A. философия неравенства // Русское зарубежье. Власть и право.- Л., 1991.

28. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реалии зации целей общества.- М.: Наука, 1987 .

29. Библер В. От наукоучения к логике культуры.- М., 1991

30. Библия. Буддизм История и культура.- М., 1989

31. Бонгард-Левин Г.- М. Древнеиндийская цивилизация.- М., 1993.1. С. 21.3 6 . Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности.- М. :1. Наука, 1985.

32. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993.3 8. Бродель Ф. Структура повседневности. Материальнаяцивилизация, экономика и капитализм. XV- XVIII вв.- М. : Прогресс. 1992.

33. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством.- М., 1984.4 0. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и

34. Восточной Азии в средние века/ Сборник статей . Под ред. Г.М. Бонгард-Левина.- М.: Наука, 1982.

35. Буддизм: История и культура.- М., 1989

36. Будущее в настоящем// Сборник статей / Под ред. Э. А. Араб-оглы.- М.: Прогресс, 1984.4 3. Бурлина Е. Человеческое в культуре, культурное в человеке.-М., 19914 4 . Вагнер Г., Владышевская Т. Искусство древней Руси.- М., 1993

37. Васильев- Л. История религий Востока.- М., 1997

38. Вебер М. Избранные произведения.- М.: Прогресс. 1990.

39. Вебер М. Протестантская этика. Ч. 2, 3.- М. : Прогресс,1973.4 8. Век Просвещения: Сборник / Ред. кол. Ф. Бродель и др.,- М., Париж: Прогресс, 1971.

40. Византия. Средиземноморье. Славянский мир.- М.: Наука, Г991.

41. Витковская Г. С. Новые диаспоры в Центральной Азии: миграционный потенциал// СоцИс. 1990. №2. С. 54-60.

42. Волков В.В. Латвия: смена этнокультурной доминанты русской молодежи //СоцИс. 1998. №4. С . 29-33.

43. Волков Г. Три лика культуры.- М., 198 6

44. Восток—Запад. Исследования. Переводы. Публикации -- М., 1988. С. 27-34.54. "Восток Запад" в мировом историко-философском процессе . Материалы "круглого стола"- М., 1987 // Философские науки. 1988. № 7.

45. Время больших перемен. — Казань, 1998 С. 219—231.56. Выборнова В.В.

46. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7 .

47. Гальбиати Э., Пьяцця А. Трудные страницы Библии (Ветхий. Завет). Милан,- М.: Христианская Россия, 1992.

48. Гафуров Б.Г., Цибукидис Д .И. Александр Македонский и Восток.- М.: Наука, 1980.

49. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990.№ 4.

50. Гелен А. О систематике антропологии.- М., 1988

51. Генон Р. Кризис современного мира.- М., 1991.

52. Гердер И. Идеи к философии истории человечества.- JI., 1993

53. Гордон A.B. Крестьянство Востока: исторический субъект, культурная традиция, сандальная общность.- М.: Наука, 1989.

54. Государство и право в развивающихся странах,- М. : Наука, 1976.

55. Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.- М. : Изд. группа "Прогресс", 1992.68 . Грачев Г. Национальные образы мира.- М., 1988. (С.45-47)

56. Григорьев С.И. Социальная культура: поиск новых концептуальных оснований анализа и путей развития России. -Барнаул:АГУ, 1998. 267 с.

57. Григорьева Т.П. Дао и логос: встреча культур.- М., 1992

58. Грюнэбаум Г.Э. фон. Основные черты араба-мусульманской культуры.- М.: Наука, 1981.

59. Гудков Д. Общество, культура, человек.- М., 1991

60. Гудожник М. Материальные основы многообразия цивилизаций // Вопросы философии. 198 8. № 4.7 4. Гумилев JI. Этносфера: история людей и история природы. --М., 1993

61. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период.- JI. : Наука, 1990.7 6. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая Степь.- М.: Мысль, 1992.

62. Гуревич А. Проблемы средневековой народной культуры.- М., 1981.

63. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. Избранное. М., 1998.

64. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11.8 0. Давыдов В.П. Общечеловеческое и классовое в современной общественной жизни.- М.: Знание, 1991.

65. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: Книга, 1991.

66. Демидов А.М. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе // СоцИс. 1998. №4. С. 17-28.

67. Средневековья.- М.: Наука. 1987. 8 7. Драгунский Д.В., Цымбарский B.JI. Генотип европейской цивилизации // Политические исследования. 1991. № 1.

68. Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.- М. Бон гард-Левина.- М., 1989.

69. Древние цивилизации. С. 112—113.

70. Ерасов Б. Культура, религия и цивилизация на Востоке.- М.,1990.

71. Ерасов Б. С. (под ред) Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. 556 с.

72. Ерасов B.C. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории.- М.: Наука. 1980.

73. Ермеев Д. Ислам: образ жизни и стиль мышления.- М., 1990

74. Ерыгин А.Н. Восток — Запад — Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов н/Д, 1993.

75. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия. Ростов на Дону., 1993.

76. Жданов Н. Исламская концепция миропорядка.- М., 1991

77. Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство.- М. : Новости,1991.

78. Запад и Восток: традиции и современность.- М., 1993

79. Запад и Восток:традиции и современность.- М., 1993. ЮО.Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развитиясовременного экономического человека,- М.: Госиздат, 1924.

80. Зубов A.B. Христианство и "дух феодализма" // Народы Азии и Африки. 198 9. № 1.

81. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: небуддийские движения в общественной жизни Японии.- М.: Мысль, 1989.

82. Иконникова С. Диалог о культуре.- Л., 1994

83. Икэда Д., Лагунов А. Третий радужный мост: поиск человека и мира.- М.: Прогресс, 1988.

84. Ильенков Э. Философия и культура- М., 1993

85. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Путь к очевидности: Сборник статей / Сост. П. В. Алексеева, В. И. Кураева.- М.: Республика, 1993.

86. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании — М., 1987.

87. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М.:Логос, 1998. 278 с. 10 9. Ионов И.Н. Современные теории цивилизаций.- М., 1995.

88. Ислам: традиции и новации.- М., 1991

89. Истоки всеобщих ценностей // Курьер ЮНЕСКО. 1992, октябрь. С. 23-26, 57-67.

90. Историко-культурные основы европейской цивилизации.- м., 1993

91. Историко-культурные основы европейской цивилизации. Сборник обзоров в рефератов //Редколл.- М.М. Наринский и др. М.: ИНИОН РАН, 1992.

92. История Древнего мира. Ч. И: Греция и Рим.- М. : Наука, 1982.115 . История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. 3-е изд. -М.: Наука, 1993.

93. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. (Под ред. А.0.Чубарьян).- М.: Наука, 1992.

94. История культуры Татарстана. Казань, 1984. 523 с.

95. История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

96. История мировой культуры. Наследие Запада./Под ред. Серебрянского С.Д. М., 1998. 425 с.12 0. Ицхокин A.A. О системной природе дилеммы Восток Запад // Социс. 1992 . №4.

97. Йэнага Сабуро. История японской культуры.- М., 1972

98. К преодолению революции // Наш современник. 1992. №2.

99. Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви.- М.: Наука,1991.12 4. Кертман Л. История культуры стран Европы и Америки.- М., 1987

100. Клима И. Общество и культура древнего Двуречья.- М., 1967

101. Ключников С. Русский узел евразийства // Наш современник.1992. № 2.

102. Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.- М., 1993128 . Ковалева А.И.12 9. Ковальский Я.В. Папы и папство.- М.: Наука, 1991. 130. Кожинов В. История Руси и русского Слова / / Наш современник. 1992. № 6-12.

103. Колесин И.Д. Феномен субкультуры: моделирование, возможности управления //СоцИс. 1999. №1. С.130-137.

104. Кондорсе М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. СПб., 1909.

105. Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведашизм. М, 1983. С. 38.134 . Крылова И. А. Глобальные проблемы и судьбы цивилизации // Вопросы философии. 1988. № 2.

106. Крянев Ю.В. Христианский экуменизм.- М. : ИННОЙ РАН. 1980.

107. Кузнецов Б. Идеи и образы Возрождения.- М., 1989

108. Кульпин Э. С. Бифуркация Запад Восток и экологический императив: о концепции развития Н. Н Моисеева // Восток. 1993. № 1.

109. Культура древнего Рима в 2 т.- М., 1985

110. Культурология \Под ред. Марковой А.Н. Москва 1998.

111. Культурология\ Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону: Феникс. 1998.

112. Кусаков И. Православие и монархия- М. 1992.

113. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права.- М. : Наука, 1986.

114. Лазарев В. В. Становление философского сознания нового времени.- М., 198 7.

115. Ле Г. Цивилизации средневекового Запада.- М., 1992

116. Ле Гофф Жак. Цивилизации средневекового Запада.- М., 1991 . С. 30914 6.Леви-Стросс Структурная антропология. — М., 1983.14 7. Легенды и мифы древней Греции.- М., 1981

117. Ли В.Ф. Социальная революция и власть в странах Востока.-М.: Наука, 1984.14 9.Липинская Я . , Марциняк М. Мифология древнего Египта.- М., 1993

118. Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном.- М., 1989

119. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Знание сила. 1991 . № 1.

120. Лосев А. Дерзание духа.- М., 1988

121. Лосев А. Эстетика Возрождения.- М., 198 8

122. Лосский Н. Условия абсолютного добра.- М., 1993

123. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.- М. : Гнозис; изд. группа "Прогресс", 1992.156.Луков В.А.

124. Любимов Л. Искусство древнего мира.- М., 1991

125. Малюга Ю. Очерки теории и истории культуры.- М., 198 0

126. Маркарян Э.С. О значении сравнительного метода в культурно-историческом познании // Вестник истории мировой культуры. 1987. № 4.

127. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М., 1983.

128. Марше Ж. Демократия.- М.: ИННОЙ РАН. 1991.

129. Матье М. Искусство древнего Египта.- М., 1990

130. Меньшиков С.М., Климеико- JT.A. Длинные волны в экономике. -М.: Международные отношения, 1989.

131. Мигранян A.M. История теории демократии: Лекции по политологии. Таллинн: Сакала Центр. Панор-пресс, 1991.

132. Митрохин Л. Религия в системе культуры.- М. , 1988

133. Мифы народов мира. Т. 1.М., 1991.

134. Михайлов A.B. Языки культуры. М., 997. 907 с.

135. Михайлов Ф. Болевые точки культуры// Освобождение духа.-М., 1991

136. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре//СоцИс. 1998. №12. С. 3-16.

137. Мкртумова И.В. О теории этноцентризма // Культурология. Краснодар. 1997. №2.

138. Мкртумова И.В. Роль государства в экспансии диссонансно -консонансной культурной доминанты / / Научные труды КИЭП. Кисловодск: КИЭП. 1997. Т.5. С. 81 93.

139. Моисеев H.H. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек. 1992. № 3.

140. Моисон П. Современная западная социология. СПб., 1992.

141. Мяло К. Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком // Культура, человек и картина мира.- М. : Наука, 1987.

142. Мяло К. Есть ли в Евразии место для русских?// Наш современник. 1992.№ 9.17 6.Нарсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М„ 1996. С.13.

143. Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987

144. Нейсбит Дж. Что ждет нас в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000.- М.: Прогресс, 1992.17 9. Неомарксизм и проблемы социологии культуры.- М., 1998. С. 29.

145. Никольский В. Очерки первобытной культуры.- Л., 1989

146. Новая технократическая волна на Западе / Отв. ред. П. С. Гуревич.- М.: Прогресс, 1986.

147. Новикова Л.И. Понятие цивилизации и его познавательная функция // Философия и культура / Под ред. В. В. Мшвениерадэе.- М.: Наука, 1987.

148. Нэсбит Д. и др. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы.- М.: Республика, 1992.

149. Образ смысл в античной культуре.- М., 1990

150. Общий европейский дом (Обзор журнала "Политические науки").- М.: ИНИОН РАН, 1991.

151. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия.- М., 1990

152. Переломов JI.C. Слово Конфуция.- М. : Фабула, 1992.

153. Перепелина JI.С., Шкаратан 0 .И. Переход к демократии в полиэтническом обществе // Полис. 1991. № б.

154. Петров M.К. Язык, знак, культура.- М., 1991.

155. Печчеи А. Человеческие качества.- М., 1988

156. Пиднер Д. К широкому федеративному сообществу: прочный симбиоз Востока и Запада Европы / / Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 12.

157. Платон. Сочинения. В 3 томах . Под общ. ред. А.Ф. Лосева.-М.: Мысль, 1971-1973.

158. Платонов O.A. Русская цивилизация.- М.: Рада, 1992.

159. Полишук M.J1. В преддверии натиска "третьей волны": контуры планетарной цивилизации в общественно-политической мысли Запада.- М.: Наука, 1989.

160. Полищук Н.П. Проблема плюрализма: современные подходы // Новые идеи в философии : Ежегодник Филос. о-ва СССР.- M. , 1991.

161. Померанц Г. Актуальные проблемы культуры ЧЧ века. — М. , 1993.

162. Попов Ю.Н., Зиглер Ж. Год 2000: гибель человечества? Диалог Восток Запад.- М.: Прогресс, 1988.

163. Проблема человека в Западной философии.- М. 1991

164. Проблема человека в традиционных китайских учениях.- М., 19832 03.Проблемы целостности мира (заочный "круглый стол" журналов "Вопросы философии" и "Мировая экономика и международные отношения" // Вопросы философии. 1990. № 8.

165. Рабочая книга социолога. М., 1985.

166. Рейснер JI. "Цивилизация" и "формация" в обществах Востока и Запада// Азия и Африка сегодня. 1984. № 6.

167. Рерих Н. Шамбала сияющая.- М.: Изд-во Фонда Рерихов, 1991.

168. Розанов В. Религия и культура.- М., 1990.

169. Романов В. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии.- М., 1991

170. Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1992. № 3.

171. Ротенберг В.С., Аршавский В . В . Право на "полушарный" образ мыслей и Человек. 1991. № 3.

172. Русская идея и современность/Под ред. Е. С. Троицкого.- М.': Сов. Россия, 1992.

173. Русский космизм и современность- М.: Изд-во АН СССР. 1990.

174. Савицкий П. Евразийство // Наш современник. 1992. № 2.

175. Самопознание европейской культуры 20 века.- Л., 1990

176. Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби,- М., 1980.

177. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика.- М.: Наука, 1990.

178. Словарь Античности. М.: Прогресс, 1989.

179. См. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 464.

180. Сноу Ч. Две культуры.- М., 1973

181. Согрин В.В. Мифы и реальность американской истории.- м. : Мысль, 1986.

182. Соколов Э.В. Культурология.- М.:Интерпракс, 1994. 269 с.

183. Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры.- Л., 1989.

184. Солдатов С.И. Россия и XXI век.- М. Сов. Россия, 1993.

185. Социальные проблемы в религиозной мысли Запада.- М. : ИНИОН РАН, 19 90. Тальберг Н. История христианской церкви.- М., Нью-Йорк: СХЦ, 1991.

186. Спеваковский А.Б. Самураи военное сословие Японии.- М.: Наука, 1981.232 . Сравнительное изучение цивилизаций.- Хрестоматия. М.,1998. 556 с.

187. Степанянц М. Т. Восток Запад: диалог философов // Вопросы философии. 198 9. № 12.

188. Степанянц М.Т. Восточная философия.- М. 1997.

189. Степанянц М.Т. Восточная философия.- М., 1997.23 6. Степин B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию (Этическая мысль. Научно-публицистические чтения).- М.: Республика, 1992.

190. Стрежнева М. Уроки Европейского сообщества // Международная жизнь. 1991. № 11.

191. Судзуки Д. Лекции по дзэн-буддизму.- М., 1990.23 9. Супруи В.И. Современная западная футурология: проблемы,тенденции. Новосибирск: Наука, 198 6.

192. Суфизм в контексте исламской культуры.- М., 1989.

193. Тайлор Э. Первобытная культура.- JI., 1987.

194. Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб.: Изд-во им. А. С. Суворина, 1992.

195. Тахо- Годи А. Греческая мифология.- М., 1989.

196. Тойнби А. Дж. Постижение истории.- М., 1991.

197. Тойиби А. Промышленная революция в Англии.- М.: Мир, 1924.24 9 . Токарев С.А. История зарубежной этнографии.- М., 197 8.

198. Толстой М. В. История Русской Церкви. Изд-во Спасо-Преоброженского Валаамского монастыря, 1991.

199. Толстой Л.Н. Из неопубликованного // Новый мир. 1991. № 7.

200. Толстой Л.Н. Не убий никого (Этическая мысль. Научно-публицистистические чтения).- М.: Республика, 1992.

201. Тощенко Ж.Т. Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования// СоцИс. 1996. №12. С.33. .

202. Трубецкой Е. Звериное царство и грядущее возрождение России // Кубань. 1991. № 2.

203. Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 1, 1936. С. 133.25 6. Тураев Б. История средневекового ВостокаЛ., 1989 . С.229.

204. Турен А. Процесс демократизации в восточноевропейских странах // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 11.

205. Ульяновский P.A. Политические портреты борцов за независимость (Ганди, Нору, Нкрума, Кабрал, Фанон) М. : Политиздат, 1980.25 9. Утченко С.Л. Древний Рим. События, люди, идеи.- М. : Мысль, 1989.

206. Утченко С.JI. Политические учения древнего Рима.- М. : Мысль, 1989.

207. Утченко C.JI. Цицерон и его время. 2-е изд.- М. : Мысль, 1987.

208. ФрейдЗ. Психоанализ, религия, культура.- М., 1992.2 69.Фромм Э. Душа человека.- М., 1992.

209. Фромм Э. Иметь или быть.- М., 1991.

210. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М., 1993.

211. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь.- М., 1983.

212. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

213. Фурсов А.И. Нострадамус XX века? // Социум. 1992. № 1- 8.

214. Фурсов А.И. Школа мир системного анализа // Восток. 1992.

215. Хаике Э. На пути в век грядущий.- М.: Прогресс, 1987.

216. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1996.

217. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций.-М.:Дрофа, 1996.

218. Хачатурян H.A. Сословная монархия во Франции ХШ-ХУ вв.- М.: Мысль, 1989.

219. Хомяков A.C. Несколько слов о философическом письме // Символ (Париж). Т. 16. 1986.

220. Человек Общество - Культура / Под ред. Т. П. Мальковой.-М.: Нзд-во МГТУ, 1993.

221. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья. Византия и Русь.- М.: Наука, 1990.

222. Чулууны Далай. Монголия в ХШ-Х1У веках.- М.: Наука, 1983.2 93. Шарль Р. Мусульманское право.- М.: Изд-во иностранной литературы, 195 9.

223. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.- М.: Прогресс, 1992.

224. Швейцер А. Культура и этика.- JI., 19902 96.Швейцер А. Упадок и возрождение культуры.- М., 1993

225. Шестов- JI. Добро в учении графа Толстого и Ф. Ницше // Вопросы философии. 1992. № 7.

226. Шилин К.И. Метасоциология духовной жизни: категориальный синтез-прогноз. — М.:Очаг, 1997. С. 15-22.2 99. Шмелев И. "Что будет наградой вам" // Слово. 1991. № 6.

227. Шмелев И. Бессердечная культура // Слово. 1992. № 1-6.

228. Шпенглер О. Закат Европы // Г. Бёль,- М. Вебер, В. Ведле и др. Самосознание европейской культуры XX века.- М. : Политиздат, 1991.

229. Шпенглер О. Закат Европы.- М., 1993.

230. Шубарт В. Европа и душа Востока / "АУМ". Журнал эзотерического общества ИМА-пресс. СПб., 1990.

231. Шугав В.Г. Культурный мир русского западника // Вопросы философии.305. № 5. 1992.

232. Эволюция восточных обществ : синтез традиционного и современного.- М., 1984.

233. Эволюция теории и практики "государства благосостояния" в 80-е годы / Отв. ред. 0.В.Сальковский.- М.: Наука, 1991.

234. Юнг К.Г. Архетип и символ.- М., 1991. МИ1.

235. Яковлев Е. Искусство и мировые религии.- М., 1985

236. ЗЮ.Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1987. С. 37-92

237. Hirzel R. Themis, Dike und Verwandtes. Leipzig, 1907. S. 210.

238. Vemant J.-P. Mythe et société en Grece ancieune. P., 1974. P. 98,28.