автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социокультурные особенности виртуального времени

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Правдюк, Сергей Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Социокультурные особенности виртуального времени'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Правдюк, Сергей Анатольевич

Введение.

Глава I. Социальное время в современной культуре. 16 1.1 .Методологические подходы к исследованию социального времени в социологии. 17 1.2.Коммуникационные основания социокультурного времени и информация.

Глава II. Виртуальное время в контексте социокультурного подхода.

2.1. Генезис виртуальной реальности и становление новых информационных технологий.

2.2. Виртуальное время как социокультурный феномен.

Глава III. Виртуализация общества и культуры.

3.1. Фантом информационного общества.

3.2. Темпоральные особенности формирования и функционирования культуры сетевых сообществ.

3.3. «Уплотнение времени» в дистанционном обучении.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Правдюк, Сергей Анатольевич

Актуальность исследования. Современное общество, главной характеристикой которого является открытость и «незащищённость» по отношению к изменениям (а как следствие - невиданный прежде динамизм), по-новому структурирует своё время и пространство. О.Тоффлер считал, что информационное общество отличается «супертемпоральностью». Действительно, сегодня появляются новые свойства у социального времени и пространства, рождаются иные «размерности» общества, различное отношение ко времени отдельных социальных субъектов, и новые возможности воздействия на социокультурный пространственно-временной континуум.

Развитие средств массовой коммуникации и новых информационых технологий сделали возможным появление особой реальности, получившей название виртуальной. Как и любая реальность, она создаёт внутреннее время и пространство, которые в одних случаях замещают, в других -симулируют время и пространство общества и культуры.

Как сложатся взаимоотношения между виртуальной реальностью и обществом, которое её породило? Какие перспективы, опасности и приобретения ожидают человечество на пути виртуализации? Какими социокультурными особенностями обладает время виртуальной реальности? Эти и другие вопросы представляют не только академический, но и острый практический интерес. Последний вызван уже начавшимся процессом формирования единого информационного пространства с помощью новых информационных технологий.

Человеческому сознанию сложно освоиться с мыслью о том, что изменится социальная жизнь в целом, а не только будет добавлен некоторый новый ее фрагмент. Поэтому ситуация в виртуальном сообществе сегодня не координируема и представляет собой фактор неопределенности развития нашего общества в прежних формах. Но это сегодняшнее историческое состояние уже проходит по мере того, как киберсообщество становится существенным фактором социокультурной динамики.

Особенно ярко стремительность распространения сетевой формы социокультурной коммуникации проявляется в цифрах: в 2001 г. зарегистрировано более 469 млн. пользователей Интернета. Возникла целая «киберпопуляция» людей, в которой нет- деления по расовой, национальной, профессиональной , половой и прочей принадлежности. Они называют себя «граждане Сети» - netizens ( от английского net- сеть и citizens- граждане). Как грибы после дождя растут сетевые сообщества, появился даже афоризм: «Если Вас нет в Интернет, то Вас просто нет».

Социокультурное пространство, создаваемое с помощью новых информационных технологий, объемлет собой как научную сферу и сферу образования (информатизация высшего образования, использование компьютерных технологий в преподавании отдельных академических дисциплин, установка компьютеров в обычных школьных классах, создание электронных центров дистантного обучения набирают темпы), так и уровень коммуникации в политической, экономической, развлекательной и других сферах общества. При общем отставании России в информационно-технологической отрасли, российский Интернет (Рунет) развивается быстро: в начале 2000 г. количество пользователей составляло по оценкам разных исследовательских групп от 3,5 (КОНКОМ-ВЕКТОР) до 6 («Monitoring.ru») млн., а количество веб-сайтов оценивалось между 18тыс и 25 тысячами. Аудитория Интернета и электронной почты в России существенно выросла в 1999 г.: на 1,4 млн. человек («Monitoring.ru»). Количество персональных <омпьютеров в России увеличилось до 7 млн., включая 2 млн. домашних сомпьютеров. Меняется и география Интернета: он уже не концентрируется гашь в мегаполисах, а проникает в провинцию, продвигаясь с запада на юсток. Увеличение пользователей Интернета означает и возрастание юсетителей виртуального мира, создаваемого в Интернете. Это актуализирует задачу нахождения баланса между новыми информационными технологиями и тем культурным опытом, который они порождают.

С другой стороны, Интернет все еще далек от того, чтобы стать массовым. Конечно, следует отметить, что в городах стало модным постоянно находиться в киберпространстве. Однако исследование, проведенное . Институтом социальных и политических исследований Российской академии наук, показало, что интернет-технология в России вне крупнейших городов быстро устаревает, что приводит к ситуации, схожей с исключением стран третьего мира из мирового информационного сообщества. Жители российских регионов становятся "виртуальными бомжами". Если добавить к этому такие проявившие себя тенденции, как компьютерное пиратство, вирусы, воровство, влияние излучения (несмотря на защитные экраны) на здоровье, психические заболевания как результат неумеренного использования Интернета, информационная перерасыщенность, то анализ не только создания, но и вторжения виртуальной компьютерной реальности в социальную и культурную жизнь и трансформация основных форм её существования (пространства и времени) становится ещё более актуальным.

Актуальность диссертационной работы обусловлена и тем парадигмальным сдвигом, который происходит в сфере виртуалистики и изучения киберпространства и времени. Дело в том, что их ценностно-смысловая составляющая практически не исследовалась. Сегодня стало ясно, что для описания и анализа киберсоциума необходимо применять уже не столько технологические понятия (хотя и они важны), сколько социологические, а если точнее - социокультурные. Попытка рассмотреть виртуальное время как «само по себе сущее», в котором происходит цвижение абстрактных участников коммуникационных процессов, оставляет вне исследования конкретно-исторический смысл и ценностную наполненность коммуникаций, в результате чего анализ становится поверхностным и бессодержательным.

Степень научной разработанности проблемы определяется наличием в современной социологической, культурологической и философской литературе работ, посвященных социокультурным эффектам внедрения новых информационных технологий и исследований собственно виртуальной реальности. В данной сфере можно выделить несколько основных направлений исследования.

Первое направление представлено работами таких отечественных и зарубежных исследователей, как Э.Агацци, Б.Бэлл, Ю.С.Борцов, С.Г.Кара-' Мурза, М.Кастельс, М.Маклюэн, Н.Н.Моисеев, Ж.Маритен, А.Моль,

A.Печчеи, Э.А.Поздняков, К.Э.Разлогов, Ортега-и-Гассет, Э.Тоффлер, У.Эко и др., в которых анализируются различные аспекты генезиса и развития новых информационых технологий, их влияние на формирование культуры информационного общества.

Второе направление связано с работами социологов, философов и культурологов Запада (Ж.Бодрийяр, П.Вирильо, Дж.Гамильтон, С.Жижек, Ж.Ф.Лиотар, Э.Смит, У.Эко) по проблемам виртуалистики. В нашей стране исследование виртуальной реальности связано прежде всего с созданием лаборитории, а затем Центра виртуалистики Института человека РАН, который сконцентрировал вокруг себя многих ученых и социологов (О.Н.Астафьеву, И.П.Брязгунова, В.М.Быченкова, М.А.Вайнштайна, О.И.Генисаретского, Ф.И.Гиренока, Р.А.Копаладзе, А.Крокера, Ф.Г.Майленовой, А.Н.Михайлова, Н.А.Носова, А.В.Панкратова,

B.М.Розина, В.Д.Эрекаева, Ю.Т.Яценко). Отдельные аспекты виртуальности з различных видах человеческой деятельности исследовались также З.Т.Абрамовой, В.С.Бабенко, В.М.Быченковым, А.Гараджи, В.Н.Голего, \.Е.Кемеровым, Е.В.Ковалевской, И.Г.Корсунцевым, З.А.Кутыревым,А.Н.Леонтьевым, С.Т.Махлиной, Л.А.Микешиной, ^.Ю.Опенковым, Ф.Л.Пекером, Д.В.Пивоваровым, Е.Г.Прилуковой, З.А.Морозовым, С.С.Хоружим, Р.Г.Яновским и др.

Важнейшим источником для нашей работы явились исследования социального времени. При всем богатстве зарубежной (Г.Рейхенбах, Дж.Уитроу, Ж.П.Сартр, А.Тойнби, О.Шпенглер, К.Ясперс) и отечественной (Я.Ф.Аскин, М.Д.Ахундов, Н.Я.Данилевский, А.М.Жаров, С.В.Лепилин, А.Н.Лой, Т.П.Лолаев, Л.Н.Любинская, А.М.Мостепаненко, А.В.Полетаев, И.М.Савельева, Н.Н.Трубников, Л.А.Штомпель, В.П.Яковлев, В.Н.Ярская) социально-философской литературы по проблеме времени, социологический анализ времени разработан недостаточно. Широко распространены прежде всего эмпирические исследования бюджетов времени (В.А.Артемов, Л.А.Гордон, Б.А.Грушин, Г.П.Орлов, В.Д.Патрушев, Ю.Г.Швецов). Математическое моделирование и количественный анализ модусов времени в социологии представлены А.А.Давыдовым. Социально-антропологические исследования темпоральных особенностей культуры повседневности осуществляются Н.Н.Козловой, Ю.М.Резником, Г.И.Петровым, П.В.Романовым, Е.Р.Ярской-Смирновой и др.

В ходе работы мы опирались на идеи Э.Дюркгейма (который различал колективные ритмы общества и время как коллективное представление, координирующее деятельность социальных структур), П.А.Сорокина, Р.Мертона (вводящих понятие качественного времени), Э.Гидденса (который в своей концепции пространственно-временной организации районов крупного города указывает на необходимость исследования темпорального измерения социальных отношений).

Следует подчеркнуть, что в социологических работах, посвященных социокультурному времени и пространству, ещё не нашлось места для анализа виртуального времени. Исключение составляет, пожалуй, лишь книга М.Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», в которой этот известный социолог, исследуя культуру «реальной виртуальности», выделяет два эффекта в преобразовании времени: одновременность и вневременность.

Современные социологи утверждают, что в настоящее время нет широко признанной общесоциологической теории, в которой социальному виртуальному времени уделялось бы достаточное внимание. А.Ф.Филиппов пишет: «Социология пространства, как, впрочем., социология времени, в основном остаются маргинальными областями для того, что называют общей социологической теорией. За исключением Гидденса мы не можем в последние десятилетия назвать ни одного крупного теоретика, поставившего эти проблемы в центр своей концепции» (Филиппов А.Ф. Социология пространства как теоретическая альтернатива//Россия: трансформирующееся общество. Под ред. В.А.Ядова. М., 2001. С.57). Таким образом, возникает задача концептуального исследования социокультурных особенностей времени виртуальной реальности.

Объектом исследования является виртуальная реальность, возникающая в результате широкого применения новых информационных технологий, опосредствующих общение между людьми в современном социуме.

Предметом исследования являются социокультурные характеристики виртуального времени и временных отношений в «киберкультурном» пространстве.

Цель исследования - провести социологический анализ виртуального времени как социокультурного феномена, формы существования виртуальной реальности.

Задачи исследования:

- выявить методологические подходы к исследованию социального времени в социологии;

- проследить коммуникационные основания социокультурного времени, его связь с информацией;

- выявить особенности социального времени современного общества и культуры;

- проанализировать генезис виртуальной реальности в контексте процессов становления новых информационных технологий и виртуализации современного общества и культуры;

- эксплицировать социокультурную сущность времени виртуальной реальности;

- выявить возможности «преодоления» в виртуальном пространственно-временном континууме ограничений «первичной» социальной реальности;

- проследить последствия «вторжения» виртуальной компьютерной -реальности в социальную и культурную жизнь; исследовать темпоральные особенности формирования и функционирования культуры «сетевых собществ»;

- проанализировать эффект «уплотнения времени» в дистанционном обучении.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: теория социальной коммуникации, системный и структурно-функциональный анализ, принципы социокультурной методологии и социально-исторического детерминизма изучения явлений и процессов общественной жизни, теория социальной дифференциации.

Мы основываемся на идее Н.Лумана о том, что общество есть операционально замкнутая универсальная система, охватывающая все социальные реальности. Эта система вычленяется из окружающего мира на основе коммуникации и отличается от всего, что коммуникацией не является. Различение Н.Луманом трёх форм общества соответственно типу дифференциации позволяет нам рассматривать виртуальную реальность как социокультурную реальность, которая возникает не просто как продукт информационного, а современного функционально дифференцированного общества.

Эмпирической базой исследования стали результаты широкомасштабных социологических исследований пользователей Интернета и Рунета, проведенные отечественными и зарубежными социологами, в том числе и автором работы; соответствующие статистические данные.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- показана ограниченность количественного подхода к определению виртуального времени и обоснована необходимость качественного, социокультурного анализа, учитывающего культурные смыслы, ценности и цели субъектов виртуальной коммуникации;

- прослежена зависимость времени от транслируемой информации;

- исследована социокультурная природа виртуального времени как формы существования виртуальной реальности, где темпоральная процессуальность выстраивается в определенном культурном контексте;

- выделены такие сущностные черты виртуального времени как неодномерность, обратимость, разнонаправленность, отсутствие различия между временными модусами (прошлое, настоящее, будущее);

- исследованы темпоральные эффекты современного общества -«уплотнение» и «растяжение» времени;

- выявлено, что в сетевых сообществах виртуальное время резко субъективизируется по отношению к реальному и в «киберсоциуме» возникают, не взаимодействуя друг с другом, множество «сотворенных» временных анклавов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В социологии сложилось два основных подхода к исследованию времени:

- в рамках субстанциональной концепции время рассматривается как мера труда, и более широко - любой человеческой деятельности.

- в рамках реляционной концепции время - не пустое вместилище для событий, а образуется теми длительностями, последовательностями и ритмами, которые создают социальные процессы. Реляционная концепция существует в нескольких вариантах. Наиболее перспективным нам представляется подход, позволяющий осуществить переход от количественного к качественному изучению деятельности на основе учета культурных смыслов, ценностей и целей того или иного рода деятельности. Именно поэтому мы рассматриваем проблему виртуального времени в рамках теории культуры.

2. Функциональный подход выделяет во времени его объективные качества и характеристики. Но некоторые свойства социального времени оказываются вне поля зрения функционалистов, а именно те, которые связаны с осуществлением высших смыслов человеческого существования. Понятие осуществления выводит нас за пределы простой длительности существования. Формы осуществления надстраиваются над формами существования как таковыми. Структуры осуществления задают структурам существования иное временное определение и раскрывают возможность не одного только претерпевания времени, но и созидания времени, возможность наполнения времени посредством соотнесения его со смыслами культуры.

3 Социальность вырастает из факта коммуникации, опосредованной тем значением, которое приписывается каждому акту деятельности. Общение же предполагает передачу информации от человека к человеку, от социальной группы - к социальной группе. Качество усвоенной информации определяет качество социальности.

В информации выделяется прежде всего структура того содержания, которое переносится. Эта структура пространственно и темпорально оформлена. Действительно, время выражает последовательность изменений в содержании системы, процессуальность и становление бытия, нарушение его границ. Эта последовательность - временная и пространственная.

Информация - это то, что изменяет воспринимающую её систему. Но при этом она изменяет не только содержание, структуру, но и время воспринимающей её системы. Понимание времени как функции ззаимодействия, взаимосогласования элементов в системе, а системы - с знешней средой позволяет рассматривать время в обществе как носителя юциокультурной информации.

4. Виртуальность - это особое качество, возникающее в континууме совместного существования, соприкосновения двух миров: реальности, созданной программными средствами и реальности самоощущения человека, погруженного в этот искусственно созданный мир, причём погруженного не вещественным образом, а лишь через иллюзию, посредством моделирования человеческих ощущений.

К виртуальной реальности следует отнести создаваемую компьютерными средствами модель реальности, которая имитирует, подлинность (для человека) присутствия в ней, позволяя пользователю взаимодействовать с представленными в ней объектами такими способами, которые в обычной жизни индивид использовать не может (например, изменять формы объекта, свободно перемещаться между различными уровнями пространства, искривлять пространство и т.п.). Виртуальная реальность - это новый способ неконтактного информационного взаимодействия между людьми с помощью мультимедиа-операционных средств. С одной стороны, поскольку виртуальная реальность есть способ человеческой коммуникации, то ее характеристики и свойства должны воспроизводить социокультурные характеристики первичной социальной реальности (со всеми ее плюсами и минусами). С другой стороны, поскольку виртуальная реальность есть модель реальности, лишь имитирующая первичную социальную реальность, то в ней возможно существование огромного количества «киберсоциумов».

5. С социокультурной точки зрения виртуальное время - это форма существования виртуальной реальности, в которой моделируются не только временные отношения, но и смыслы, значения и ценности, позволяющие выстраивать темпоральную процессуальность моделируемой реальности.

Виртуальная реальность дает возможность моделировать реальные социальные процессы (например, обучение в дистанционном образовании, межиндивидуальное общение в чате и т.д.). Тем самым виртуальное время воспроизводит, дублирует характеристики реального социального времени, такие его свойства, как одномерность, необратимость, однонаправленность, безграничность и бесконечность (относительно существования человечества), разделение на прошлое, настоящее и будущее.

6. В виртуальной реальности формируется и другая логика мышления: нелинейная, непоследовательная, недетерминисткая, мозаичная, ассоциативная. Эти эффекты достигаются благодаря моделированию «другого социума» и «другого времени» (отличного от реального социального времени): неодномерного, обратимого, разнонаправленного, нелинейного, безграничного и бесконечного (безотносительно к существованию человечества). В нем стерто различие между времеными модусами (прошлое, настоящее, будущее), так как они могут сочетаться друг с другом по-разному. Так, неодномерность и разнонаправленность виртуального времени связана с тем, что внутри Интернета происходит непрерывное «микширование» времен, ибо в результате субъективного выбора активного или пассивного участника взаимодействия образуется своеобразный временной коллаж, где культура превращается в синхронную плоскость без начала и конца, без какой-либо последовательности.

Вневременность мультимедийного гипертекста - определяющая черта виртуальной культуры. Компьютер позволяет выбирать в «окнах» любые социальные и культурные «мгновенья», разделить или соединить их в зависимости от специфических потребностей пользователя. Интернет обеспечивает моментальный доступ к явлениям прошлого и настоящего, их восприятие оказывается определено побуждениями и желаниями индивида, в результате исчезает вся упорядоченность социально и культурно значимых событий, исчезает хронологический ритм и временная последовательность. Виртуальное время в этом смысле эфемерно, иллюзорно (в отличие от реального социального времени), а виртуальная культура оказывается вселенским конгломератом темпорально недифференцированных артефактов, ценностей и смыслов.

7.Виртуальная реальность открывает возможности для преодоления пространственно-временных ограничений, налагаемых на каждодневные человеческие действия в первичной социальной реальности: пространственно-временные пределы, связанные с физической конституцией человека; административные и политические пространственно-временные ограничения, определяемые существующей в обществе системой власти; пространственно-временные ограничения на взаимодействия; исторически сложившиеся моральные ограничения.

В определенном смысле можно сказать, что в виртуальном социуме может «потеряться» культурная история человека.

8. В ходе формирования культуры сетевых сообществ возникает противоречивое отношение ко времени. Сетевое сообщество реально существует «здесь и сейчас», через актуальное настоящее, взаимодействие членов данного сообщества. Это, однако, не означает, что оно ориентировано на настоящее и высоко его оценивает. Социологические данные показывают, что «гражданин Сети» живет возможным будущим, и сетевое сообщество для него выступает не местом «райского блаженства», а точкой отсчета пребывания в ином смысложизненном бытии.

Главным вектором темпоральной организации сетевого сообщества выступает ориентация на наполнение чата событиями, значимыми в контексте собственных смысложизненных ориентаций членов данного сетевого сообщества. Частота и длительность посещений чата, протяжённость во времени и скорость завязывания дружеских и эмоциональных виртуальных контактов, соотнесенность индивида с субъективной историей чата, высокая интенсивность смены «поколений» сетевого сообщества, концентрированность межличностного общения во времени, отсутствие внешнего по отношению к сетевому сообществу виртуального мира (и, соответственно, внешней виртуальной темпоральной среды) - действие всех этих факторов ведет к тому, что виртуальное время резко субъективизируется по отношению к реальному, а в виртуальном социуме возникают, не взаимодействуя друг с другом, огромное число «сотворенных» временных анклавов.

Научно-практическая значимость работы. Основные результаты исследования могут быть использованы при проведении социологических исследований сетевых сообществ, виртуальной культуры и тех социокультурных институтов, которые создают собственные виртуальные миры.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов, по общей социологии, социологии массовых коммуникаций, социологии культуры, социальной философии и культурологии.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, Третьем

Всероссийском философском конгрессе, опубликованы внаучных работах общим объемом п.л.

Структура диссертации включает введение, три главы, 7 параграфов, заключение и список литературы, состоящий изисточников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные особенности виртуального времени"

Заключение.

Социология изучает не только систему устойчивых социальных связей, гношений и взаимодействий, но и то, что конституирует социальную дальность. Главный вопрос социологии: «Как возможно общество?» энкретизируется в вопросе: «Что является условием существования эщества здесь и сейчас?» А «здесь и сейчас» - это те новые условия, зторые связаны в том числе и с вторжением новых информационных :хнологий в жизнь людей: возникают новые средства и способы эммуникации, новые социальные группы (например, сетевые сообщества), эвые возможности манипулирования общественным мнением и поведением одей. Новые реалии требуют новых подходов к их анализу, которые пинаются с очерчивания новых предметных областей и введения новых шятий социологического дискурса: «социальная виртуальная реальность» и юциокультурное виртуальное время».

П.Бергер и Т.Лукман отмечали, что темпоральность - это и свойство внания, и интерсубъективная характеристика повседневной жизни, шадающая принудительной силой. Как возможности организма человека, к и ритмика общественного развития накладывают на индивида, в качестве •язательной, определенную последовательность событий. Человек живет в •токе социального времени, существующем до его рождения и •одолжающем существовать после его смерти.

В виртуальной реальности темпоральная структура перестает быть 'инудительной, возникают и исчезают бесчисленные множества стабильных «киберсоциумов», не взаимодействующих друг с другом отворенных» временных анклавов. Виртуальное время резко бъективизируется по отношению к реальному, возникает опасное явление чпоральной миграции в Интернет, когда человек «выпадает» из системы циальных ритмов общества. Мы не можем игнорировать виртуальный мир, итая, что он находится где-то в техносфере, вне социальной йствительности. Виртуальнсть становится важнейшей характеристикой нформационного социума и проблематика, затронутая в данном иссертационном исследовании, продолжает оставаться важнейшим бъектом современного социологического дискурса.

 

Список научной литературыПравдюк, Сергей Анатольевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1.Августин А. Исповедь. М.: Республика, 1982. С. 8-223.

2. Айдаркин Е.К., Жданов Ю.А., Кураев Г.А., Пахомов Н.В. Виртуальная еальность технология иллюзий//Научная мысль Кавказа. 1997. № 4. С.3-9.

3. Алексеев А.С. Информационные ресурсы и технологии начала XXI ека//ЭКО. 2000. № 6.

4. Андреев Э.М., Миронов А.В. Влияние социально-гуманитарного бразования и масс-медиа на социальную структуру// Общество и эциология: новые реалии и новые идеи. Материалы Первого сероссийского социологического конгресса. СПб.-Ростов н/Д., 2000. С.89-2.

5. Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и :пользования. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1987.

6. Астафьева О.Н. Компьютерная виртуальная реальность и искусство (к шросу о расширении эстетического опыта личности)// Труды лаборатории фтуалистики. Вып 4. Виртуальные реальности. М., 1998.

7. Бекарев A.M. Свобода человека в социальном пространстве. -.Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1992. 172 с.

8. Ю.Беккер Д. В обществе об обществе// Социо-Логос: Пер. с англ., нем., ранц. - М.: Прогресс, 1991. СЛ 89-193.

9. П.Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого )общества//2-ая Российская конференция по экологической психологии, езисы. Москва, 12-14 апреля 2000 г. М.: Экопсицентр РОСС. С. 249-251.

10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального эогнозирования. М., 1999.

11. З.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: \cademia -Центр», «МЕДИУМ», 1995. - 324 с.

12. Блумер Г. Общество как символическая интеракция//Современная рубежная социальный психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 173-'9.

13. Бляхер Л.Е. Виртуальные состояния социума, или шансы и риски крытого общества в России. М.: Изд-во «Магистр», 1997. - 48 с.

14. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. -.-.Наука, 1986.-302 с.

15. Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые формационные технологии обучения. -М.: 1997.

16. Бродель Ф. Структура повседневности. Материальная цивилизация, эномика и капитализм XV-XVIII вв. М.: Прогресс, 1986.- Т.1.

17. Брушлинский А.В. Социальность субъекта и субъект диальности//Субъект и социальная компетентность личности. М.: статут психологии РАН, 1995. С.3-23.

18. Бурдье П. Рынок символической продукции//Вопросы социологии. 13. № У2. С.49-63 и 1994. № 5. С.50-62.

19. Бурлаков И. HOMO GAMER. Психология компьютерных игр. М.: зависимая фирма Класс, 2000. - 62 с.

20. Бхаскар Р. Общества// Социо-Логос: Пер. с англ., нем., франц. М.: огресс, 1991. С.219-240.

21. Быченков В. Анонимность, безличность, виртуальность/Юбщество и нига: от Гутенберга до Интернета. М., 2000. С.65-75.

22. Бэнкс М.(1998) Психи и маньяки в Интернете.- СПб.: Символ-плюс.-.12-39.

23. Веденина О., Яценко В. Современное состояние негосударственных УЗов России //Вопросы статистики. 1999. N 1.

24. Вершинская О.Н. Существующие модели построения нформационного обществаУ/Информаиионное общество. 1999. №3.

25. Веселкова Н.В. Существует ли социология эемени?//Социологический форум, http://www.sociology.ru/forum/veselkova-i.html.

26. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

27. Винер Н. Кибернетика. М., 1968.

28. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Пб., 1996.31 .Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. ., 1997.

29. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М.: фдарики, 1999. - 374 с.

30. Войскунский А. Е. Общение, опосредованное компьютером/ мссертация . кандидата психологических наук. М., 1990.

31. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете// сихологический журнал, 1997.Т. 20, № 1, с. 126-132.

32. Волович А. С. Особенности социализации выпускников средней солы. /Диссертация . кандидата психологических наук. М., 1990.

33. Гидденс Э. Социология.- М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

34. Гиренок Ф.И. Культура как виртуальность: события и смысл//Труды □оратории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998.

35. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М.:Изд-во ндрик», 1993.-328 с.

36. Данн Дж.у. Эксперимент со временем. М., 2000.

37. Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000.

38. Дистанционное образование, состояние и перспективы развития: Сб. атериалов Всеросс. Научно-метод. Конференции (18-19 ноября 1998 г.) )тв. Ред. Проф. В.Б.Байбурин. Саратов, 1998.

39. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и щиальной практики//Россия: трансформирующееся общество/Под ред. .А.Ядова. М.: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001. С.222-240.

40. Дятлов С. А. Принципы информационного 5щества//Информационное общество. 2000. № 2.

41. Иванов Д.В. Виртуализация общества и социальная теория//Будущее >ссии и новейшие социологические подходы. Материалы конференции. 4.1. ., 1997.

42. Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация щества//Социологические исслдеования. 1999. № 1. С. 32-40.

43. Иванов Д. В. Виртуализация общества // Социология и социальная тропология. СПб., 1997.

44. Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // •циологические исследования, 1999. №1. С. 32-40.

45. Ильин В.В. Постклассическое обществознание: каким ему :ть?//Социс. 1992.-N10.

46. Ильин М.В. Очерки хронополитической типологии. Проблемы и шожности типологического анализа эволюционных форм политических ;тем. Часть 1. Основания хронополитики. М.: МГИМОД995.

47. Иноземцев В.Л. Вступительная статья к работе М.Кастельса Могущество самобытности»// Новая постиндустриальная волна на Западе, нтология. под ред. В.Л. Иноземцева, 1999. С. 292-295.

48. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории щиокультурных изменений)//Социс. 1995. № 4.

49. История дипломатии. Т.З. М.-Л.: ОГИЗ, госуд. изд-во полит. Дитер1945. 884с.

50. Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., Э80.

51. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. -319 с.

52. Камиллери К. Идентичность и управление культурными ^соответствиями: попытки типологии//Вопросы социологии. 1993. № '/г. ,103-118.

53. Канке В.А. Формы времени. Томск, 1984.

54. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и 'Льтура/Пер. с англ. под науч. Ред.О.И.Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ. - 608 с.

55. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая )стиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева, •99. С. 494-505.

56. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная лна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева, 1999. С.296-308.

57. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху//Мир юсии. 2001. № 1.

58. Качанов Ю.Л. Пространство и время в современной социологической ории. М.: ИС РАН, 2000. 158 с.

59. Качеров А. О некоторых изменениях форм социального аимодействия в российском информационном сообществе: теоретический ализ и предварительные результаты исследования. ГФК-ВЦИОМ-Медиа, 98.

60. Кваша Я.Б. Фактор времени в общественном производстве, 'кономико-статистические очерки. М.:1979.

61. Коган В.Э. Теория информационного взаимодействия. -Новосибирск, 1991.

62. Коган JI.H. Исследования культуры в парадигме культурной эммуникации//Социология в России/Под ред. В.А.Ядова. 2-е изд., греработ. И дополн.- М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. - С.324-334.

63. Кокорев В.Ю. Представления современной молодежи о модусах щиально-культурного поведения//Вестник СпбГУ. Сер.6. Вып. 1. 1997. № 6.

64. Колин К.К. Информационные технологии катализатор процесса извития современного общества//Информационные технологии. М., 1995.

65. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный шверситет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

66. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000.

67. Концепция создания и развития единой системы дистанционного >разования в России. М.: Госком РФ по ВО, 1995.

68. Корсунцев И.Г. Компьютерные технологии и виртуальная альность/ТИнформационная безопасность России. М., 1998. С.186-192.

69. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: оретический и прикладной аспекты. М., Издательство МГУ, 1991.

70. Крупницкий С.В. Социальная экстенсиология. Таганрог, 1999.- 122

71. Крымский С.Б. Культурные архетипы, • или Знание до знания//Природа. 1991. - N 11. - С.70-75.

72. Кули Ч. Социальная самость//Американская социологическая мысль: ексты. М.: Изд-во МГУ, 1996. С.314-327.

73. Латыпов Р. Интернет: к новому типу образования?//Высшее эразование в России. 1997. № 3.

74. Левин А.И. Социальные аспекты электронной гволюции//Информационное общество. 2000. № 1.

75. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. -Пб., 2002. -320 с.

76. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в нтернете (препринт). М.: Институт психологии РАН, 1999. - с.44-50.

77. Логика и компьютер. Моделирование и проверка правильности программ. ., 1990.

78. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного >щества// Социо-Логос: Пер. с англ., нем., франц. М.: Прогресс, 1991. 194-216.

79. Луман Н. Понятие общества/ЛТроблемы теоретической социологии.-16.: ТОО ТК Петрополис, 1994. С.25-42.

80. Л.Н.Любинская, С.В.Лепилин. Философские проблемы времени в нтексте междисциплинарных исследований. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 04 с.

81. Мансурова В. Д. Время в журналистской картине мира: мпоральность становления медиасобытий//Социально-гуманитарное ание. 2002. № 4. С.289-299.

82. Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма//Называть вещи оими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской тературы XX в. М., 1986. С.158-162.

83. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов //Маркс К., тельс Ф. Соч. 2 -е изд. Т.46. 4.1,2.

84. Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего овая технократическая волна на Западе. М., 1986.С.371-391.

85. Маслов О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология иртуальности//Прикладная психология. 1998. № 6. С.41-49.

86. Мелих-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 997.

87. Меньчиков Г.П. Виртуальная реальность: понятие, новации, рименение//Философские науки. 1998. № 3-4. с. 170-175.

88. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы, познания и еальности. М.: РОССПЭН, 1997. - 240 с.

89. Моисеева Н. Время в нас и время вне нас. Л., 1991.

90. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. -I.: Наука, 1977,- 192 с.

91. Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир етаигры. М.: Механик, 1996. - 208 с.

92. ЮО.Муравьёв В.Н. Овладение временем. М., 1998.

93. Ниссинен У., Воутимайнен. Время руководителя: эффективность пользования. М., 1988.

94. Носов Н.А. Психологические Виртуальные реальности. М., 1994. эсов Н.А. Виртуальный человек. М.: Магистр, 1997.

95. Ю4.Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. - 432 с.

96. Опенков М.Ю. Виртуальная реальность. М., 1997.

97. Опенков М.Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический дход. Автореф. .д.ф.н.-М., 1997.

98. Орлов Г.П. Свободное время как сциологическая категория. -(ердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1973.

99. Ю8.0ртега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

100. Панкратов А.В. О различном понимании термина «виртуальная еальность»// Труды лаборатории виртуалистики. Вып 4. Виртуальные еальности. М., 1998.

101. ПО.Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем ействия: культура, личность и место социальных систем//Американская эцилогическая мысль: Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1996. С.462-478.

102. Патрушев В. Д. Удовлетворенность свободным временем как зциальный показатель//Социологические исследования. 1979. № 1.

103. Патрушев В.Д. Бюджеты времени различных социальных групп и :рриториальных общностей//Социология в России/Под ред. В.АДдова. 2-е ?д., переработ. И дополн.- М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. С.452-71.

104. З.Патрушев В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых//Социологические •-следования. 1998. № 10.

105. М.Подольный Р.Г. Освоение времени. Л., 1989.

106. Поликарпов B.C. Время и культура. Харьков, 1987.

107. Попов Н. Сущность времени и его величины. Изд-е 2-е. Рига, 2002.с.

108. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. Т.1. Чары татона. М., 1992.

109. Ракитов И. А. Электронный факультет революция в иверситетском образовании (российский контекст и перспективы)//Наука, разование и технология в России. - М.,: ИНИОН РАН, 1996.

110. Роберт Н.В. Виртуальная реальность //Информатика и образование. 93. N5.

111. Розин В.М. Виртуальные реальности: природа и область именения//Социально-политический журнал. 1997. № 6. С. 183-199.

112. Российский статистический ежегодник. М., 1999.

113. Савельева И.М., А.В.Полетаев. История и время. В поисках каченного. М.: «Языки русской культуры», 1997. - 800с.

114. Скворцов Л.В. Информационная культура как условие выживания еловечестваУ/Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.

115. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность//Сорокин .А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С.295-424.

116. Социальная коммуникация и социальное управление в коантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах /Отв. гд. Т.М.Дридзе. В 2 кн. Кн. 2. М.: ИС РАН, 2000. - 159 с.

117. Татарников О. Виртуальные миры//Компьютер пресс. 1998. № 7. .7-11.

118. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции ввитая. -М.: ИТАР-ТАСС, 1996.

119. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

120. Тоффлер А., Футурошок, СПб., Лань, 1997.

121. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. ->6 с.

122. Удальцова М.В. Социология управления. Новосибирск, 1997.

123. Федоров Б.И., Джалиашвили 3.0. Логика компьютерного диалога. -.: Омега, 1994.-240 с.

124. Филиппов А.Ф. Социология пространства как теоретическая ьтернатива//Россия: трансформирующееся общество. Под ред. В.А.Ядова. ., 2001.С.45-63.

125. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии ртуальности//Вопросы философии. 1997. № 6. С.53-68.

126. Чароян О.Г. Психофизиологические аспектыртуалистики//Научная мысль Кавказа. 1999. № 2. С. 15-22.

127. Чебанов В.К. Об онтогенезе континуальностей пространства и емени. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 1998. - 80 с.

128. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. VI.: Издат. Дом «Социальные отношения», изд-во «Перспектива», 2002. -2 с.

129. Швебер Л.Э. Виртуальная реальность это реально? //Персональный омпьютер сегодня. 1995. N 6.

130. Штомпель Л.А.Лики времени. Р/Д, СПб.: «Комыотериконъ-lPHTA», 1997.-201 с.

131. Щербина В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического нализа (опыт рефлексии становления «киберкоммуникативного онтинуума). Бердянск: Бердянский государственный педагогический нститут, 2001. - 252 с.

132. Юзвишин И.И. Информациология. М.1995.

133. Яковлев В.П. Социальное время. Ростов н/Дону: Изд-во Рост, ун-1, 1980.- 160 с.

134. Ярская В.Н. Время в эвоолюции культуры. Саратов: Изд-во Сарат. н-та, 1989,- 152 с.

135. Belloni М. Social time dimentions as indicators of class distinction in ily//Intern. Social sciences j. Paris, 1986. Vol.38. № 1. P.65-76.

136. Blyton P. The working time debate in Western Europe//Indust. relations. Berkeley, 1987. Vol.26.- N 2. P.201-207.

137. Bovone L. Frammenti di communicazione globale //Studi di sociologia. -'97. N 3-4.

138. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. le Rise of the Network Society. Blackwell Publishers. Maiden,, Massachusetts, 5A. Oxford, UK, 1996.

139. Griffiths.M. Technological Addictions. Routledge, 1995.

140. Gurvitch G. The Spectrum of Social Time. Dordrecht, 1964.

141. Internet Behavior and addiction, http://www.ifap.ethz.ch/~eg ger/

142. Maines D. The significance of temporality for the development of )ciological theory//Sociol. quart. -L., 1987. № 3.

143. Michael Heim. The Metaphysics of virtual reality // Virtual reality: eory, practice and promise / Ed. Sandra K. Helsel and Judith Paris Roth.Meckler. 'estport and London (1991), p. 27-33.

144. Myron W. Krueger. Artificial reality: Past and future // Virtual reality: eory, practice and promise / Ed. Sandra K. Helsel and Judith Paris Roth.Meckler. estport and London (1991), p. 19-26.

145. Nyland C. Capitalism and the history of worktime thought //British j. of ciology. L., 1986. - Vol.37. N 4. P.513-534.

146. Pareto V. Edites and Their Circulation /C.S.Heller /ed./. Structured Sociel equality: A Reader in Comparative Social Stratification. New York: acmillan, 1969.

147. Schroeder R. Possible worlds: The social dynamic of virtual reality chnology. Boulder/Colo/: Westview press, 1996.

148. Sorokin P., Merton R.K. Social Time: A Methodological and Functional lalysis//American Journal of Sociology, 1937, v.42. № 5. P.615-629.

149. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual ality/ Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997.

150. Virtual Really International 93. London, 1993.