автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Социокультурные представления о формальных и неформальных практиках социальной поддержки монородительских семей
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурные представления о формальных и неформальных практиках социальной поддержки монородительских семей"
На правах рукописи
Любимова Алена Дмитриевна
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ
Специальность 22.00.06 - Социология культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
О 5 СЕН 2013 005532641
Саратов 2013
005532641
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Научный руководитель -
доктор социологических наук, профессор Романов Павел Васильевич
Официальные оппоненты:
Ведущая организация
Калинникова Марина Викторовна, доктор социологических наук, профессор; ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», профессор кафедры социологии регионов
Смирнова Татьяна Вячеславовна, доктор социологических наук, профессор; Саратовский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, профессор кафедры экономики и менеджмента
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»
Защита состоится «26» сентября 2013 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина А.Ю.» по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, корп. 1, ауд. 319.
С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.».
Автореферат разослан «2 6 » августа 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
В.В. Печенкин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования обусловлена насущными вопросами в сфере социальной политики, связанными с социальными и культурными практиками взаимодействия семьи и общества в изменяющейся России. Среди семей, в которых отсутствует один из родителей-кормильцев по причинам смерти, лишения родительских прав, расторжения законного брака, отказа от участия в воспитании ребенка, наиболее распространены материнские семьи. Тема материнских семей часто проблематизируется в публичной сфере, находя свое отражение в массовом сознании и социокультурных репрезентациях. Государственные идеологии, распространенные в обществе культурные ценности оказывают воздействие на повседневные жизненные практики монородительских семей. Ценностно-символический и социальный контекст, наделяющий определенным смыслом жизненный опыт таких семей, становится ключевым фактором при формировании отношений между соло-матерями, обществом и государством. Обращение к социокультурным установкам, сформировавшимся вокруг феномена семьи и брака в позднесоветский и современный периоды, дает возможность лучше понять проблемы, с которыми сталкиваются монородители в нашем государстве. Культурный опыт социалистической заботы о монородительских семьях воспроизводится в рамках современного российского общества, что обусловливает важность исследования соционормативных практик регуляции жизни соло-матерей в позднем СССР.
Члены домохозяйств с одним родителем чаще остальных испытывают тяжесть экономического бремени. Данный факт обусловливает важность анализа сложившихся отношений между семьей и государством и уточнения требований социальной поддержки материнских семей. Правовая культура и меры социальной политики, утверждая в обществе представления о «нормальной» семье, достойной государственной помощи, формируют жизненные сценарии одиноких родителей. Оказываемая монородительским семьям помощь носит противоречивый характер, включая механизмы заботы и контроля, как в публичном, так и в приватном пространстве реализации их социального гражданства.
Консервативные установки в отношении семьи и брака, транслируемые СМИ, воспроизводят в обществе искаженное представление о соло-матерях, усиливают их социальное исключение. Согласно активно обсуждаемому проекту концепции государственной семейной политики до 2025 года, монородительская семья рассматривается как социальная патология. В связи с этим актуальным представляется исследование моделей репрезентации жизненного мира материнских семей в медийном пространстве позднего советского периода и постсоциалистической России. Для этого необходимо осуществление
3
сравнительного диахронного анализа социальных представлений о феномене монородительских семей, формируемом механизмами государственной социальной политики и массовой культуры, и мнений соло-матерей о повседневных практиках взаимодействия с властными и общественными институтами. Важную роль при этом будет играть ценностно-символический контекст, в котором происходит развитие форм помощи, оказываемой монородительским семьям.
Степень разработанности проблемы.
Семья как социальный институт и подсистема общества рассматривается в трудах Э. Дюркгейма, О. Конта, Р. Мертона, Т. Парсонса, Ф. Энгельса. С классическими работами в социологии связано становление концептуального аппарата и ключевых подходов анализа функций института семьи. Исследование феномена монородительства возможно в рамках социологии семьи, показывающей трансформационные процессы, которые происходят с данным институтом, становясь причиной изменения общественных установок в отношении соло-матерей. Процесс возникновения новых семейных форм представлен как норма в трудах А. Вишневского, И. Голода, М. Елютиной, Н. Ловцовой, Т. Гурко, А. Харчева. Тема кризиса семейных отношений, оказывающего негативное воздействие на демографическую ситуацию в стране, раскрыта в работах А. Антонова, В. Архангельского, В. Медкова, А. Синельникова.
Социальное положение монородительских семей можно рассматривать, опираясь на феминистские исследования социальной политики. Сложные и многосторонние отношения женщины и государства, продуцирующие различные тендерные контракты, анализируются Р. Листер, Дж. Льюис, Э. Орлофф, Б. Пфау-Эфингер, У. Либерт, X. Хернес. Б. Хобсон позиционирует феномен монородительства как объяснительную категорию семейной политики. Положение соло-матерей в государстве отображает социокультурные установки социальной политики в отношении конкретных семейных форм. В трудах современных отечественных исследователей можно найти анализ российской семейной политики, построенной на идеологической базе, включающей в себя культурные стереотипы, оказывающие влияние на восприятие разных семейных форм. Проблемы социальной политики, связанные с отсутствием институциальных механизмов, необходимых для создания благополучия семьи, освещены в трудах И. Козиной, Л. Овчаровой, О. Синявской, А. Тындик, Л. Шпаковской. Концепция баланса семьи и работы, предполагающая синхронизацию родительских обязанностей и профессиональной занятости, обозначена Ж. Кравченко, Е. Рождественской, Ж. Черновой.
Процесс формирования российской тендерной культуры освещается С. Айвазовой, Е. Здравомысловой, И. Клециной, Г. Лапидус, Н. Пушкаре-вой, И. Тартаковской, А. Темкиной, С. Ушакиным. В текстах исследовате-
лей тендер предстает в качестве движущей силы, воссоздающей социокультурное пространство российского общества. Тендерная культура, сформированная государственными институтами и социумом, определяет свойственные для СССР и России установки в отношении соло-матерей.
Исследования, посвященные монородительству, имеют непосредственную взаимосвязь с социальной историей семьи и тендера. Работы Л. Бернштейн, Ю. Градсковой, Е. Жидковой, Г. Лапидус, Н. Лебиной, М. Рабжаевой показывают, как в разные исторические периоды менялся характер заботы о монородительских семьях. Проблемам становления и развития форм помощи, оказываемой монородительским семьям, в отечественной академической литературе посвящены труды Е. Азаровой, А. Козлова, Ю. Корсаненковой, В. Курганова, Э. Новикова, М. Полупановой, В. Савченко, А. Фокина, В. Языковой, 3. Янковой. Авторы освещают основные вехи развития как формальных, так и неформальных сообществ, заботившихся о соло-матерях, начиная с советского периода и в современном обществе.
Материальное неблагополучие монородительской семьи становится дискуссионной темой в работах О. Безруковой, С. Даниловой, Л. Луняко-вой, Е. Цыглаковой. В публикациях авторы обращают внимание государства и общественности на финансовые трудности одиноких родителей и их детей. В работах 3. Каримовой, И. Дементьевой, М. Блохиной находим тезисы о монородительской семье как об общественной патологии, разрушающей традиционный институт семьи и брака, порождающей дефекты воспитания и дисфункции социализации. Современное исследовательское поле включает публикации, посвященные проблемам стигматизации и дискриминации монородительской семьи, среди которых можно выделить труды С. Даниловой, Н. Ловцовой. О признании структурных причин мо-нородительства и гуманистической практике обслуживания таких семей пишут П.Романов, Е. Ярская-Смирнова.
Анализ вышеуказанных источников показал актуальность изучения социокультурных процессов, сформировавшихся вокруг феномена моно-родительства. Однако исследователями не до конца раскрыты особенности культурно-символической среды, воспроизводящей различные установки в отношении семьи и брака. Недостаточно изученными остаются микроконтексты социальной политики, оказывающие воздействие на жизненный мир соло-матерей и их детей.
Объект исследования - социокультурные факторы, формирующие жизненный мир монородительских семей. Предмет исследования - комплекс социокультурных представлений о практиках социальной помощи монородительским семьям, характерных для советской и современной российской действительности.
Целью диссертационной работы является исследование специфики конструирования представлений о социальной поддержке соло-матерей в динамике социальных и культурных изменений. Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
• выявить особенности социального конструирования представлений о монородительской семье в контексте социальных теорий;
• провести социологический анализ советской и современной нормативно-правовой базы, влияющей на социальный статус монородительской семьи и определяющей формы ее социальной поддержки;
• обозначить культурные и социальные факторы, легитимирующие определенные формы, направления, подходы социальной поддержки монородительских семей;
• рассмотреть социокультурные представления о соло-матерях, сформированные советским и современным медийным пространством, их влияние на формирование жизненного сценария монородителей по материалам дискурсивного анализа периодического издания «Работница»;
• осуществить интерпретацию типов жизненных сценариев одиноких матерей, конструируемых в советском и современном российском кинематографе;
• провести анализ повседневных практик одинокого материнства и социального опыта монородительских семей в динамике социокультурных изменений по данным качественных интервью.
Гипотеза диссертационного исследования. Практики государственной и общественной помощи монородительским семьям, являясь важным элементом социальной политики, обладают определенными культурными кодами и смыслами, свойственными конкретному социально-историческому пространству. Сложившаяся культура заботы о соло-матерях транслирует государственные и общественные приоритеты в отношении семьи и брака, отражая изменение общественных представлений о монородителях.
Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологического анализа законодательной базы (с 1965 по 2012 г.), регулирующей систему льгот, пособий и субсидий, полагающихся монородительским семьям (N=10); дискурс-анализ периодического издания «Работница» за период с 1965 по 1991 год, посвященный изучению моделей репрезентации заботы о монородительских семьях в позднем СССР (N=172); интерпретативный анализ художественных фильмов в советском и современном российском кинематографе, изображающих жизненные сценарии одиноких матерей (N=6); качественные интервью с одинокими матерями, родительство которых выпадало на период с 1965 по 2012 гг. (N=20), материалы количественных исследований, проведенных НИСП,
6
ВЦИОМ, по проблемам советских и современных монородительских семей («Детская бедность в России», «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе», «Россияне о разводах: двадцать лет назад и сегодня»).
Методологическими и теоретическими основаниями диссертационного исследования стали работы классиков социологии и труды современных ученых в области социологии культуры, феноменологии, интер-претативизма, символического интеракционизма, неомарксизма, социального конструирования, функционализма, позволившие в полной мере раскрыть проблематику монородительства. В рамках исследований семьи важная роль отводится анализу различных аспектов монородительства на макро и микроуровнях.
Жизненный мир соло-матерей, сформированный социокультурным контекстом, возможно изучить, обратившись к феноменологической парадигме А. Шюца. Ценными для диссертанта являются феноменологические идеи П. Бергера, Т. Лукмана, при помощи которых удается осуществить рефлексию повседневных практик монородительства. Основываясь на понятиях функции, дисфункции и латентной функции, предложенных Р. Мертоном, можно обозначить роль формальных и неформальных сообществ в обеспечении благополучия монородительских семей. В рамках «понимающей» социологии М.Вебера становятся понятными различные виды социального действия в контексте оказываемой таким семьям помощи. Забота государства о монородительских семьях попадает в фокус анализа процессов надзора и дисциплины, осуществленного М.Фуко. Неформальные практики помощи монородительским семьям, уместно анализировать с привлечением идей П. Бурдье, Дж. Коулмана о социальном капитале. Проблема стигматизации материнских семей располагается в поле интеракционистской парадигмы. И.Гофман приписывал социуму ведущую роль в формировании способов категоризации людей. Силы закона и порядка в лице государственных структур, навязывая общественности свои установки по отношению к семье и браку, становятся основным субъектом стигматизации соло-матерей. Взгляды Э.Дюркгейма позволяют соотнести дискриминационные практики в отношении монородительских семей с понятней девиации. Раскрыть особенности конструирования социокультурных представлений о монородительской семье возможно посредством идей Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймера, посвященным анализу воздействия медийного пространства и культуры на общественность.
Теории социального благополучия предоставляют возможность обозначить формальные и неформальные практики социальной помощи монородительства. Механизмы поддержки монородительских семей исследуются в контексте умозаключений Б. Хобсон, позиционировавшей соло-матерей как аналитическую категорию для познания тендерного измерения
системы социальной политики. Концепция гендерно-чувствительного режима социальной политики У. Либерт позволяет осуществить критический анализ современных форм заботы о монородительстве. С опорой на понятие дефамилиализации, которое Р. Листер определяла как критерий оценки социальных прав, в диссертации становится возможным проанализировать процессы распределения благ и услуг среди соло-матерей. Работы Э. Ор-лофф помогают понять характер взаимодействия между монородителями и государством, нашедшего свое выражение в тендерном контракте «работающая мать».
Научная новизна исследования раскрывается в ряде позиций:
- Представлена авторская интерпретация социологических подходов к исследованию проблематики монородительской семьи; с опорой на концепции социологии культуры, феноменологии, интерпретативизма, символического интеракционизма, неомарксизма, социального конструирования, функционализма осуществлена систематизация теоретических подходов при изучении социальной поддержки соло-матерей.
- Определена роль ценностно-символической системы как механизма конструирования представлений о жизненном мире соло-матерей.
- Обозначены культурные и социальные факторы, легитимирующие определенные формы, направления, подходы социальной поддержки монородительских семей, среди таких факторов выявлены социокультурные установки в отношении соло-матерей, особенности тендерной культуры и тендерного порядка.
- По результатам дискурс-анализа журнала «Работница» выявлены особенности социокультурных установок в отношении монородительства в позднем СССР, репрезентировавших занятость женщины в промышленном секторе как успешный жизненный сценарий соло-матери.
- Осуществлена рефлексия жизненных сценариев советских и современных одиноких матерей, зафиксированных визуальной культурой; на материалах анализа кинематографической продукции выявлено, что визуальная культура передает одобряемые государством и обществом тактики поведения монородителей.
- Посредством анализа социального опыта монородительских семей в динамике социокультурных изменений показано, как трансформировалась культура одинокого материнства в российском обществе.
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты, формулируемые как положения, выносимые на защиту:
1. Каждому периоду российской семейной политики соответствуют определенные образы достойных благополучателей из числа монородительских семей, конструируемые ценностно-символической системой. В позднем СССР при распределении благ предпочтение отдавалось вдовам с
детьми, которые обычно имели гарантированную социальную поддержку в форме пенсии по потере кормильца. Размер пособия зависел от социального статуса умершего главы семьи, тем самым отражая тендерный характер контракта между мужчиной, женщиной и государством. Несмотря на негативное отношение советской власти к разводам и внебрачным рождениям, государство проявляло заботу о монородителях, которые рассматривались как мощный трудовой ресурс. Смена политического режима и экономического уклада повлекли за собой трансформации во всех сферах жизни общества, в том числе это коснулось института семьи и брака. Актуальная сегодня идея пронатализма, выдвигающая на передний план ценности материнства и отрицающая женскую эмансипацию, привела к тому, что основным направлением социальной политики становится поддержка нукле-арных семей.
2. Анализ репрезентаций монородительских семей в средствах массовой информации раскрывает особенности социального конструирования границ данной социальной группы в обществе. Советские СМИ представляли следующие образы монородительских семей: «нормальная», «деви-антная», «опекаемая», «борющаяся», «униженная», «нуждающаяся». Посредством медиа-дискурса в советском обществе утверждалась модель семьи, достойной общественной и государственной помощи, поэтому образцовые женские персонажи одновременно воспитывали детей и трудились на предприятиях, получая взамен определенные привилегии. Ограниченная либерализация тендерной политики, свойственная для «хрущевской оттепели» и «брежневской стагнации», формирует в обществе толерантное отношение к материнским семьям, что выражается в создании необходимых условий для гармоничного сочетания родительских обязанностей и занятости на предприятии. Для медийного пространства второй половины 1980-х годов свойственно негативное изображение внебрачного материнства и разводов, что связано с произошедшим в этот период кризисом тендерного этакратического порядка.
3. Визуальная культура репрезентирует тактики поведения матерей-одиночек, одобряемые государством в разные периоды. В позднем СССР посредством продуктов киноиндустрии на уровне массового сознания и социокультурной памяти происходило утверждение тендерного порядка, предписывавшего советским женщинам сочетание профессиональной занятости и материнства. В советских кинофильмах работа на предприятии показана как успешная стратегия построения жизненного сценария матери-одиночки. В отличие от кинематографа позднего социалистического периода, показывающего контракт «работающей матери» как результат гегемонии советской власти в сфере семьи и тендера, современная визуальная культура позиционирует трудовую деятельность как индивидуальный выбор соло-матери. В современных фильмах одинокая мать - это сильная
женщина, которая благодаря своему трудолюбию решает материальные проблемы семьи. Отечественный кинематограф репрезентирует жизненный сценарий одинокой матери, сумевшей добиться успеха в профессии, но испытывающей трудности в синхронизации родительства и работы. Ориентация на карьеру позиционируется как фактор, мешающий женщине воспитывать ребенка.
4. Культура одинокого материнства в позднем СССР подразумевала сочетание норм и ценностей, которые были сформированы в контексте советского общества и соблюдались женщинами в повседневной жизни. Поведенческие стратегии одиноких матерей включали механизмы приспособления к нормам и ценностям советской власти, стоявшей на позиции неприятия внебрачной рождаемости. Проблемы соло-матерей становились достоянием общественности, что предполагало легитимное вмешательство специалистов в частную жизнь семьи. Государством не созданы институ-циальные механизмы, которые позволяли бы женщине совмещать трудовую деятельность и воспитание ребенка, что связано с изменениями, произошедшими в сфере семейной политики. В рамках продвигаемой российской властью пронаталистской политики утверждаются ценности, приписывающие женщине в первую очередь роль матери и отодвигающие на второй план ориентацию на работу.
5. Жизненное пространство современных одиноких матерей сохраняет проблемы, с которыми сталкивались монородители в период позднего социализма. В контексте современной российской действительности отсутствует признанный государством жизненный сценарий одинокой матери. Современные соло-матери как объекты социальной политики не представляют интереса для государства, фокус внимания сосредоточен на нуклеар-ных семьях, способных функционировать в целях улучшении демографической ситуации в стране. Финансовая помощь материнским семьям ограничивается назначением минимального пособия, субсидированием и рядом льгот. Ситуация усугубляется снижением возможностей женщин комбинировать родительские обязанности и оплачиваемую занятость. Российская социальная политика не затрагивает актуальную для монородителей тему соблюдения баланса «работа-дом», так как в свете пронаталистской концепции занятость женщины препятствует улучшению демографии страны.
6. Социокультурное отличие советских программ социальной защиты одиноких матерей от современных российских состоит в том, что в позднем СССР поддержка реализовывалась на макро и микроуровнях, охватывая заботу о семье как в масштабах государства, так и по месту работы, месту жительства, а в современной России - ограничивается назначением пособий. Одинокие матери в СССР считались ценным трудовым ресурсом, поэтому государство оказывало комплексную помощь монородителям, наделяя их рядом привилегий. Социокультурные изменения, произошедшие
в результате распада Советского Союза, способствовали формированию новой модели социальной политики, не акцентирующей внимание на создании равных условий при доступе к благам и услугам. Пронаталистский характер семейной политики задает определенное направление государственной деятельности в сфере тендерных отношений и брака, согласно которому главным предназначением женщины становится деторождение. Современная политика, пропагандирующая ценности нуклеарной семьи, оставляет без внимания интересы соло-матерей. В отличие от советских мероприятий, предусматривавших участие государства в решении проблем семьи, современные программы не учитывают отсутствие второго родителя, выполняющего роль кормильца.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Диссертационное исследование расширяет проблемное поле социологии семьи, социологии культуры, социальной истории, гендерологии и феминологии. Результаты исследования могут быть использованы в разработке и корректировке программ социальной поддержки семей с детьми. Применение материалов . проведенного исследования возможно в учебных курсах высших учебных заведений по социологии культуры, социальной политике, теории и практике социальной работы, фамилистике.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на межвузовских, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях и семинарах: «Социальное развитие города: дизайн инноваций» (Саратов, 2012), «Женщины и мужчины в контексте исторических перемен» (Тверь, 2012), «Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры» (Москва, 2012), «Социальная политика и социальная работа в России: 20 лет науки, образования и практики» (Саратов, 2011), «Частное и общественное: границы, наполнение, политики интерпретации в прошлом и настоящем» (Ярославль, 2011), «Социальное время культуры: культурная политика и социальная память» (Саратов, 2011), «Социальная политика в контексте трансформаций российского общества: реформы и повседневность» (Москва, 2011), Женская история и современные тендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем» (Череповец, 2010), «Сорокинские чтения» (Саратов, 2008).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, в том числе 4 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации.
Структура диссертации включает введение, три главы (шесть параграфов), заключение, библиографию, приложение.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновываются выбор темы и ее актуальность, анализируется степень ее научной разработанности, формулируются объект и предмет исследования, цель и задачи, представлены теоретические и эмпирические основы диссертации, излагаются положения, отражающие новизну исследования, раскрывается теоретико-практическая значимость работы.
В первой главе «Социокультурное основание риторики социальной политики в отношении монородительских семьей в позднем СССР и современной России» обозначаются теоретические рамки изучения социальных и культурных интеракций между монодительской семьей, обществом и государством, анализируются особенности репрезентации одиноких родителей в массовой культуре и медийном пространстве.
В первом параграфе «Культурная матрица заботы о монородительской семье в свете социальных теорий» осуществляется рефлексия жизненных сценариев соло-матерей сквозь призму социокультурных установок в отношении таких семей. Автор рассматривает повседневные практики монородительских семей по преодолению проблем, применяя феноменологическую парадигму А. Шюца и идеи П. Бергера, Т. Лукмана о социальном конструировании реальности. В диссертации производится разграничение между представлениями социума о проблемах материнских семей и восприятием монородителями трудностей, с которыми им приходится сталкиваться. Представления общественности о монородительских семьях формируются под влиянием культуры и медийного пространства. Следуя идеям Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе, автор рассматривает особенности конструирования продуктами массовой культуры представлений об образе жизни соло-матерей, их проблемах и практиках социальной защиты. Процессы стигматизации и дискриминации, которым подвергаются монородительские семьи, диссертант анализирует с опорой на идеи Э.Дюркгейма, И. Гофмана. И в период позднего социализма, и в современной России отсутствие одного из родителей считается девиацией, в результате монородительским семьям приписываются такие проблемы, как склонность к алкоголизму, безнадзорность, жестокое обращение с детьми. В контексте структурно-функционалистского подхода Т. Парсонса диссертант объясняет проблему экономического неблагополучия одиноких родителей, находящихся в худшем положении по сравнению с нуклеарными российскими семьями. Господствующая в России модель двойного кормильца и отсутствие адресной помощи приводят к экономическому неблагополучию материнских семей. Представления о социальном капитале П. Бурдье, Дж. Коулмена позволяют диссертанту определить значение неформальных систем, таких как соседская община, родственные связи, интернет-сообщество для родителей, в процессе формирования благополучия монородительской семьи. Особенности взаимодействия монородителей и
государства рассматриваются автором в контексте феминистских исследований Р. Листер, Дж. Льюис, Э. Орлофф, Б. Пфау-Эфингер, У. Либерт, X. Хернес. Опираясь на концепцию Б. Хобсон, диссертант характеризует монородительство как объяснительную категорию семейной политики. Критический анализ российской семейной политики осуществляется благодаря трудам Е. Бороздиной, И. Козиной, Е. Рождественской, О. Синявской, А. Тындик, К. Фофановой, Ж. Черновой, Л. Шпаковской.
Вслед за идеями С. Айвазовой, Е. Здравомысловой, Г. Лапидус, Н. Пушкаревой, А. Темкиной, С. Ушакина о влиянии ценностно-символического контекста на общественные установки в отношении семьи, тендерная культура рассматривается диссертантом как фактор, легитимирующий определенные формы, направления, подходы социальной поддержки монородительства. Исследование процессов становления и развития различных форм помощи монородительским семьям, проведенное Е. Азаровой, А. Козловым, Ю. Корсаненковой, В. Кургановым, Э. Новиковым, А. Фокиным, М. Полупановой, В. Савченко, В. Языковой, 3. Янковой, позволяет рассмотреть механизмы поддержки соло-матерей, актуальные в разные периоды семейной и тендерной политики. С опорой на представления О. Безруковой, С. Даниловой, Л. Луняковой, Е. Цыглаковой о положении материнских семей, в диссертации анализируются проблемы экономического характера, с которыми ежедневно сталкиваются монородители. Концептуальное описание практик стигматизации, дискриминации и определения социального гражданства соло-матерей, предложенное С. Даниловой, Н. Ловцовой, П. Романовым, Е. Ярская-Смирновой, делает возможным изучение способов конструирования в обществе негативных представлений о монородителях. Осуществив анализ академических исследований, акцентирующих внимание на проблемах монородительства, автор приходит к выводу, что остаются не до конца изученными социокультурные факторы, формирующие установки в отношении семьи и тендера.
Во втором параграфе «Соционормативпая система регуляции повседневной жизни монородительских семей» автор рассматривает нормативно-правовую базу, конструирующую в общественном сознании определенные представления о соло-матерях. Вслед за Ю. Корсаненковой, Н. Ловцовой, Л. Шпаковской, Ж. Черновой, проводившими экспертизу семейной политики, диссертант изучает законодательство, регулирующее систему социальной поддержки соло-матерей. Проанализировав законопроекты позднего социализма и современной России, касающиеся монородительских семей, исследователь приходит к выводу, что посредством законодательной базы государство воспроизводит образ достойного благо-получателя среди соло-матерей. Диссертант отмечает необходимость переосмысления имеющегося законодательства, акцентирующего внимание лишь на субсидировании и льготах и обходящего стороной вопросы пре-
одоления дискриминации и стигматизации одиноких родителей. С целью определения эффективности законодательства, регулирующего систему социальной защиты соло-матерей, в диссертации производится вторичный анализ данных исследований, проводимых НИСП, ВЦИОМ и затрагивающих проблемы монородительских семей. Автор отмечает, что несмотря на предпринимаемые властью меры по реализации данных законопроектов, большинство семей по-прежнему носят статус малоимущих. Во многом это связано с особенностями правовой риторики, создающей посредством законодательной базы политическое различение между нуклеарной семьей и соло-матерями, находящимися за бортом государственной политики.
Во второй главе «Социокультурное конструирование представлений о монородительской семье в отечественном медийном пространстве» рефлексируются способы репрезентации материнских семей в массовой культуре, формирующей в обществе представления о монородителях. В третьем параграфе «Образ монородительской семьи в периодической печати позднего СССР» автор, опираясь на идеи О. Бойко, Г. Карповой, Л. Рыгиной, Е. Ярской-Смирновой, осуществлявших дискурс-анализ отечественного медийного пространства, рассматривает советскую социальную политику в отношении монородителей и их детей сквозь призму журнальных репрезентаций. В качестве источника исследования был использован ежемесячный журнал «Работница», носивший статус общественно-политического и литературно-художественного. Выбранный для исследования тип сообщения — публицистические статьи. Отобранные статьи затрагивают тематику монородительства, в частности предметом интереса стали публикации, освещающие взаимоотношения в семье, консультации юристов и педагогов, заметки партийных и профсоюзных работников, письма читателей, опубликованные на страницах «Работницы». Обращение к дискурс-анализу данного издания помогло рассмотреть нормирующие представления о монородительской семье и способах ее поддержки в позднем СССР. По данным дискурс-анализа были выделены следующие образы монородительских семей: «семья нормальная», «семья де-виантная», «семья опекаемая», «семья борющаяся», «семья униженная», «семья нуждающаяся». Подробная рефлексия конструируемых в СМИ образов позволила рассмотреть основные проблемы материнских семей, показанные официальным дискурсом, а также раскрыть социокультурные процессы дискриминации, стигматизации, нормализации, соло-матерей. Анализ данных образов позволил определить контролирующую направленность государственной заботы над монородительством в позднем СССР. Исследователь приходит к выводу, что государство, находившееся на позиции неприятия внебрачного материнства и «разведенок», старалось принизить статус таких семей, активно привлекая к этому процессу органы печати. Автор считает, что издание «Работница» выполняло нормативную
функцию, утверждая в обществе идею тендерного контракта «работающая мать». В рамках данного дискурса работа в промышленном секторе позиционировалась как успешная стратегия построения жизненного сценария одиноких родителей. Для совмещения роли воспитателя и кормильца женщине необходимо было обращаться за помощью в профсоюзные организации на предприятии.
В четвертом параграфе «Жизненные сценарии одиноких матерей в советском и современном российском кинематографе» автор, применяя методологические разработки Р. Барта, Т. Дашковой, В. Круткина, А. Усмановой, П. Романова, Е. Ярской-Смирновой, касающиеся анализа репрезентации повседневной культуры, обозначает особенности изображения жизненного пути материнских семей через художественные фильмы позднего социализма («Впервые замужем», «Москва слезам не верит») и современного периода («Волчок», «Мамы», «Глухарь», «Бедная Саша»). Для визуального анализа были выбраны именно художественные фильмы, потому что кино, находясь под контролем властных структур, отражает государственные установки в сфере семьи и брака. Автор показывает, как посредством кинематографа утверждается нормирующее представление об одиноких матерях в культуре 1965-2012 годов. Обратившись к отечественным художественным фильмам, исследователь выясняет, какие жизненные сценарии одиноких матерей были приемлемыми для государства в разные периоды. Выбрав для исследования кинофильмы, предназначенные для широкого зрителя, диссертант стремился показать, как на уровне массового сознания происходило внедрение социокультурных установок в отношении монородителей. Выстраивая типологию жизненных сценариев одиноких матерей, представленных отечественным кинематографом 19652012 годов, автор раскрывает процессы нормализации, стигматизации и дискриминации таких семей в нашей стране, с которыми приходилось сталкиваться соло-матерям. Способы репрезентации жизненных сценариев одиноких матерей менялись во времени, что объясняется трансформацией общественных и государственных представлений о семье в целом. Диссертант приходит к выводу, что сформированные в советском обществе нормы и ценности в отношении семьи и брака сохраняются и в современной России. В кинопроизведениях четко прописаны основные элементы повседневного жизненного мира одиноких матерей. Автору удалось выяснить, что кинематограф позднего СССР транслирует образ матери-одиночки, занимающей активную жизненную позицию, успевающей сочетать воспитание ребенка с занятостью на предприятии и общественной жизнью. Данная тактика поведения позволяла одинокой матери получить доступ к ресурсам, позволяющим стабилизировать положение своей семьи. В современных фильмах одинокая мать репрезентируется как сильная женщина, которая благодаря своему трудолюбию решает материальные проблемы семьи.
Современное кино показывает, что соло-матери вполне возможно добиться успеха в профессии, но нельзя забывать уделять время ребенку.
В третьей главе «Жизненный мир одинокой матери в пространстве российской и советской повседневности» представлены результаты интервью с женщинами, в разные периоды являвшимися одинокими матерями (N=20). В пятом параграфе «Культура одинокого материнства в позднем СССР» автор, опираясь на данные интервью с одинокими матерями, родительство которых выпало на период позднего СССР, выделяет основные жизненные концепции, приемлемые для таких женщин. Интер-претативный анализ интервью базируется на трудах по методологии социологических исследований В. Ядова, В. Семеновой. Принятые женщинами тактики поведения способствовали формированию культуры одинокого материнства в социалистическом государстве. Для понимания различий социального опыта одиноких матерей, конструируемого советской действительностью, и жизненного мира современных монородителей диссертант рассматривает конкретный культурно-исторический контекст, так как это становится ключом к рефлексии субъективных смыслов семейной политики. Родительство информантов выпало на период позднего социализма, включающий в себя «застойные» 1970-е годы и «горбачевскую перестройку». Это время являлось весьма неоднозначным, потому что, с одной стороны, утверждалось право женщин участвовать в трудовой деятельности наравне с мужчиной, занимать руководящие должности, посвящать больше времени карьере, но с другой - государство, обеспокоенное увеличением числа «неполных» семей, начинает осуществлять политику возвращения женщине традиционной роли «хранительницы домашнего очага». Соответственно одинокие матери, осознавая свое несоответствие государственным стандартам, начинают разрабатывать собственные жизненные концепции.
Интервью с одинокими матерями помогло выделить проблемы, свойственные монородительским семьям в изучаемый период: материальная нестабильность; невнимание государства к бедственному положению домо-хозяйств; стигматизация, осуществлявшаяся, как государственными органами, так и простым окружением. Чтобы преодоление трудностей было безболезненным для семьи матери-одиночки, женщинам приходилось соответствовать культурным нормам, установленным государством. Тактики поведения монородителей, предполагающие заключение незримого контракта с властными структурами СССР, становятся основной составляющей культуры одинокого материнства, в свете которой первоочередной задачей было сочетание ролей воспитателя и кормильца. Труд на благо страны предоставляет одинокой матери различные блага и привилегии, а значит, женщине приходится выбирать профессию не по своим способностям и предпочтениям, а из соображения выгоды. Работа на фабриках и заводах
становилась для одиноких матерей способом приспособления к советскому режиму, потому что занятость в данном секторе помогала женщине решить финансовые проблемы своей семьи, Выполнение тендерного контракта «работающая мать» становится нормой, которую необходимо соблюдать женщине, чтобы обеспечить благополучное существование себе и детям. Для одиноких матерей, занятых в промышленности, был определен набор льгот, таких как внеочередное получение жилья, возможность отдыха в санаториях и профилакториях. Эти привилегии, ставшие элементом социальной политики предприятия, заставляли одиноких матерей сдержанно реагировать на дискриминационные практики, с которыми приходилось порой сталкиваться. С одной стороны, формальная поддержка предоставляла семьям необходимые блага и привилегии, а с другой - становилась контролирующим субъектом, стиравшим грани между публичным и приватным пространством в жизненном мире одиноких матерей. Деятельность институтов социальной поддержки монородительства была направлена не только на организацию достойных условий жизни соло-матерей и их детей, но и для внедрения государственного контроля семьей. Благоприятное воздействие на жизнь семей, по мнению информантов, оказывали неформальные сообщества, например родственники, друзья, соседи, коллеги по работе.
В шестом параграфе «Социокультурные установки российского общества в отношении одиноких матерей» диссертант, ссылаясь на материалы исследований С.Даниловой, Л. Луняковой, П. Романова, Е. Цыг-лаковой, Е. Ярской-Смирновой, посвященных проблемам российских одиноких матерей, описывает современное пространство социальной политики и обозначает государственные приоритеты в сфере семьи и брака. Автор фиксирует, что многие проблемы современных матерей-одиночек являются наследием советского прошлого. Отдавая предпочтение нуклеар-ным семьям, власть не уделяет должного внимания проблемам одиноких матерей. Обозначив семейную политику в качестве транслятора отношения власти к внебрачному материнству, автор подчеркивает, что данная форма семьи является неприемлемой в системе современных государственных ценностей. Материалы интервью показали, что социальный капитал играет главную роль в создании благополучия материнской семьи. Обращаясь к повседневному опыту одиноких матерей, диссертант определяет роль ближайшего окружения таких семей в преодолении трудностей. Автор пишет, что, помимо родственников, друзей, знакомых, в жизненном мире многих одиноких матерей присутствует новый актор социальных изменений - родительское интернет-сообщество. Соло-матери, общаясь в рамках подобных форумов, приобретают социальный капитал в виде знакомств и связей с другими пользователями. Исследователь рассматривает, какими социокультурными ресурсами, полезными для матерей-одиночек,
обладает саратовский форум «babysaratov.ru». Определив основные социокультурные установки российского общества в отношении одиноких матерей, автор приходит к выводу, что одинокое материнство как форма семьи невыгодно для государства. Материнская семья, как правило, требует дополнительных государственных затрат: выплата социального пособия, предоставление льгот в различных жизненных сферах. Не способные самостоятельно содержать семьи одинокие матери и их дети попадают в зависимость от государства, выделяющего незначительные денежные суммы на удовлетворение самых основных потребностей семьи. Государству необходимо ориентироваться на положения гендерно чувствительного режима социальной политики при разработке законодательных актов и программ. В России усилия по уходу за детьми в приватной сфере не рассматриваются как социокультурная ценность, и поэтому, оказавшись в декретном отпуске, женщина, воспитывающая ребенка одна, сталкивается с проблемой бедности. В связи с этим актуальным и важным становится реформирование рыночных отношений таким образом, чтобы у женщин появлялась возможность совмещения профессиональной занятости и родительских обязанностей. В рамках представлений Ж. Кравченко, Е. Рождественской, Ж. Черновой о балансе семьи и работы, жизни и труда диссертант анализирует возможности соло-матерей сочетать роли кормильца и воспитателя. Достижение баланса «семья-дом» затрудняется по причине отсутствия необходимых институциальных механизмов, позволяющих женщине синхронизировать материнство и трудовую деятельность.
В заключении диссертации автор подводит итоги исследования и формулирует основные выводы работы. В приложении представлены гид-интервью, инструментарий и списки информантов, таблицы.
Основные положения диссертации отражены в публикациях автора: Издания, рекомендуемые ВАК Минобрнауки Российской Федерации
1. Любимова А.Д. Российская монородительская семья: основные современные дискурсы / А.Д. Любимова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. №4. С. 240-245. ISSN 1999-8341
2. Любимова А.Д. Социальная поддержка монородительской семьи в свете социологических теорий / А.Д. Любимова // Дискуссия. 2012. № 9. С. 106-109. ISSN 2077-7639
3. Любимова А.Д. Женщины и формирование рабочего класса в СССР / А.Д. Любимова // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. №3. С. 415-422. ISSN 1727-0634
4. Любимова А.Д. Проблемы эксклюзии и инклюзии в социальной политике / А.Д.Любимова, А.Б. Кузнецова-Моренко, И.Ю. Суркова, Ж.В.Чернова // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9. №4. С. 563-567. ISSN 1727-0634
Материалы международных и российских конференций
5. Любимова А.Д. Репрезентация монородительской семьи в средствах массовой информации позднего СССР / А.Д.Любимова // Женщины и мужчины в контексте исторических перемен М.: ИЭА РАН, 2012. С. 469471. ISBN 978-5-4211 -0064-5
6. Любимова А.Д. Забота и контроль как механизмы социальной поддержки монородительства в позднем СССР / А.ДЛюбимова // Частное и общественное: тендерный аспект. М.: ИЭА РАН, 2011. Т. 2. С. 252-255. ISBN 978-5-4211-0049-2
7. Любимова А.Д. Организация социальной защиты советских монородительских семей в период с 1965-1991 год / А.Д.Любимова // Социальная работа в России: образование и практика. Томск: Издательство ТУСУРа, 2011. С. 184-191. ISBN 978-5-86889-557-9
8. Любимова А.Д. Профессиональные союзы как институт социальной поддержки материнства в Советской России 1930-х годов / А.Д.Любимова // Социальная работа в России: образование и практика. Томск: Изд-во Томск. Гос. ун-та систем упр. радиоэлектроники, 2010. С. 20-25. ISBN 978-5-86889-530-2
9. Любимова А.Д. Участие профсоюзов в организации женского труда в 1930-е годы: проявление заботы как механизм воспроизводства неравенства / А.Д. Любимова // В мире научных открытий: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество XXI века» с международным участием. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. С. 297-299. ISSN 2072-0831
10. Любимова А.Д. Профессиональные союзы в организации социального обеспечения советского государства в 1945-1975 годах / А.Д.Любимова // Сорокинские чтения: отечественная социология: обретение будущего через прошлое. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. Т. 2. С.130-132. ISBN 978-5-292-03844-3
Любимова Алена Дмитриевна
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ
Автореферат
Подписано в печать 26.07.13
Бум. офсет. Усл. печ. л. 1,0
Тираж 100 экз. Заказ 111
Саратовский государственный технический университет
410054, Саратов, ул. Политехническая, 77 Отпечатано в Издательстве СГТУ. 410054, Саратов, Политехническая ул., 77 Тел.: 24-95-70; 99-87-39, E-mail: izdat@sstu.ru
Формат 60x84 1/16 Уч.-изд. л. 1,0 Бесплатно
Текст диссертации на тему "Социокультурные представления о формальных и неформальных практиках социальной поддержки монородительских семей"
Министерство образования и науки РФ Саратовский Государственный Технический Университет
04201362665
На права^уэ^шписи
ЛЮБИМОВА Алена Дмитриевна
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОНОРОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук Специальность 22.00.06 - Социология культуры
Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Романов П.В.
Саратов 2013
Содержание
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Социокультурное основание риторики социальной политики в отношении монородительских семьей в позднем СССР и современной России....................................................................................................................12
Параграф 1. Культурная матрица заботы о монородительской семье в свете социальных теорий..................................................................................12
Параграф 2. Соционормативная система регуляции повседневной жизни монородительских семей...................................................................................44
Глава 2. Социокультурное конструирование представлений о монородительской семье в отечественном медийном пространстве.......67
Параграф 3. Образ монородительской семьи в периодической печати позднего СССР.....................................................................................................67
Параграф 4. Жизненные сценарии одиноких матерей в советском и современном российском кинематографе......................................................93
Глава 3. Жизненный мир одинокой матери в пространстве российской и советской повседневности...............................................................................109
Параграф 5. Культура одинокого материнства в позднем СССР...........110
Параграф 6. Социокультурные установки государства и общества в отношении одиноких матерей........................................................................127
Заключение.........................................................................................................148
Библиографический список............................................................................155
Приложение........................................................................................................167
Ш^Я
Введение
Актуальность диссертационного исследования обусловлена насущными вопросами в сфере социальной политики, связанными с социальными и культурными практиками взаимодействия семьи и общества в изменяющейся России. Среди семей, в которых отсутствует один из родителей-кормильцев по причинам смерти, лишения родительских прав, расторжения законного брака, отказа от участия в воспитании ребенка, наиболее распространены материнские семьи. Тема материнских семей часто проблематизируется в публичной сфере, находя свое отражение в массовом сознании и социокультурных репрезентациях. Государственные идеологии, распространенные в обществе культурные ценности оказывают воздействие на повседневные жизненные практики монородительских семей. Ценностно-символический и социальный контекст, наделяющий определенным смыслом жизненный опыт таких семей, становится ключевым фактором при формировании отношений между соло-матерями, обществом и государством. Обращение к социокультурным установкам, сформировавшимся вокруг феномена семьи и брака в позднесоветский и современный периоды, дает возможность лучше понять проблемы, с которыми сталкиваются монородители в нашем государстве. Культурный опыт социалистической заботы о монородительских семьях воспроизводится в рамках современного российского общества, что обусловливает важность исследования соционормативных практик регуляции жизни соло-матерей в позднем СССР.
Члены домохозяйств с одним родителем чаще остальных испытывают
тяжесть экономического бремени. Данный факт обусловливает важность
анализа сложившихся отношений между семьей и государством и уточнения
требований социальной поддержки материнских семей. Правовая культура и
меры социальной политики, утверждая в обществе представления о
«нормальной» семье, достойной государственной помощи, формируют
жизненные сценарии одиноких родителей. Оказываемая монородительским
3
семьям помощь носит противоречивый характер, включая механизмы заботы и контроля, как в публичном, так и в приватном пространстве реализации их социального гражданства.
Консервативные установки в отношении семьи и брака, транслируемые СМИ, воспроизводят в обществе искаженное представление о соло-матерях, усиливают их социальное исключение. Согласно активно обсуждаемому проекту концепции государственной семейной политики до 2025 года, монородительская семья рассматривается как социальная патология. В связи с этим актуальным представляется исследование моделей репрезентации жизненного мира материнских семей в медийном пространстве позднего советского периода и постсоциалистической России. Для этого необходимо осуществление сравнительного диахронного анализа социальных представлений о феномене монородительских семей, формируемом механизмами государственной социальной политики и массовой культуры, и мнений соло-матерей о повседневных практиках взаимодействия с властными и общественными институтами. Важную роль при этом будет играть ценностно-символический контекст, в котором происходит развитие форм помощи, оказываемой монородительским семьям.
Степень разработанности проблемы.
Семья как социальный институт и подсистема общества
рассматривается в трудах Э. Дюркгейма, О. Копта, Р. Мертона, Т. Парсонса,
Ф. Энгельса. С классическими работами в социологии связано становление
концептуального аппарата и ключевых подходов анализа функций института
семьи. Исследование феномена монородительства возможно в рамках
социологии семьи, показывающей трансформационные процессы, которые
происходят с данным институтом, становясь причиной изменения
общественных установок в отношении соло-матерей. Процесс возникновения
новых семейных форм представлен как норма в трудах А. Вишневского, И.
Голода, М. Елютиной, Н. Ловцовой, Т. Гурко, А. Харчева. Тема кризиса
4
семейных отношений, оказывающего негативное воздействие на демографическую ситуацию в стране, раскрыта в работах Л. Антонова, В. Архангельского, В. Медкова, А. Синельникова.
Социальное положение монородительских семей можно рассматривать, опираясь на феминистские исследования социальной политики. Сложные и многосторонние отношения женщины и государства, продуцирующие различные тендерные контракты, анализируются Р. Листер, Дж. Лыоис, Э. Орлофф, Б. Пфау-Эфингер, У. Либерт, X. Хернес. Б. Хобсон позиционирует феномен монородительства как объяснительную категорию семейной политики. Положение соло-матерей в государстве отображает социокультурные установки социальной политики в отношении конкретных семейных форм. В трудах современных отечественных исследователей можно найти анализ российской семейной политики, построенной на идеологической базе, включающей в себя культурные стереотипы, оказывающие влияние на восприятие разных семейных форм. Проблемы социальной политики, связанные с отсутствием институциальных механизмов, необходимых для создания благополучия семьи, освещены в трудах И. Козиной, Л. Овчаровой, О. Синявской, А. Тындик, Л. Шнаковской. Концепция баланса семьи и работы, предполагающая синхронизацию родительских обязанностей и профессиональной занятости, обозначена Ж. Кравченко, Е. Рождественской, Ж. Черновой.
Процесс формирования российской тендерной культуры освещается С. Айвазовой, Е. Здравомысловой, И. Клециной, Г. Лапидус, Н. Пушкаревой, И. Тартаковской, А. Темкиной, С. Ушакиным. В текстах исследователей тендер предстает в качестве движущей силы, воссоздающей социокультурное пространство российского общества. Тендерная культура, сформированная государственными институтами и социумом, определяет свойственные для СССР и России установки в отношении соло-матерей.
Исследования, посвященные монородительетву, имеют непосредственную взаимосвязь с социальной историей семьи и тендера. Работы Л. Бернштейн, Ю. Градсковой, Е. Жидковой, Г. Лапидус, Н. Лебиной, М. Рабжаевой показывают, как в разные исторические периоды менялся характер заботы о монородительских семьях. Проблемам становления и развития форм помощи, оказываемой монородительским семьям, в отечественной академической литературе посвящены груды Е. Азаровой, А. Козлова, Ю. Корсаненковой, В. Курганова, Э. Новикова, М. Полупановой, В. Савченко, А. Фокина, В. Языковой, 3. Янковой. Авторы освещают основные вехи развития как формальных, так и неформальных сообществ, заботившихся о соло-матерях, начиная с советского периода и в современном обществе.
Материальное неблагополучие монородительской семьи становится дискуссионной темой в работах О. Безруковой, С. Даниловой, Л. Лупяковой, Е. Цыглаковой. В публикациях авторы обращают внимание государства и общественности на финансовые трудности одиноких родителей и их детей. В работах 3. Каримовой, И. Дементьевой, М. Блохиной находим тезисы о монородительской семье как об общественной патологии, разрушающей традиционный институт семьи и брака, порождающей дефекты воспитания и дисфункции социализации. Современное исследовательское ноле включает публикации, посвященные проблемам стигматизации и дискриминации монородительской семьи, среди которых можно выделить труды С. Даниловой, Н. Ловцовой. О признании структурных причин монородительства и гуманистической практике обслуживания таких семей пишут П.Романов, Е. Ярской-Смирнова.
Анализ вышеуказанных источников показал актуальность изучения
социокультурных процессов, сформировавшихся вокруг феномена
монородительства. Однако исследователями не до конца раскрыты
особенности культурно-символической среды, воспроизводящей различные
6
установки в отношении семьи и брака. Недостаточно изученными остаются микроконтексты социальной политики, оказывающие воздействие на жизненный мир соло-матерей и их детей.
Объект исследования - социокультурные факторы, формирующие жизненный мир монородительских семей. Предмет исследования -комплекс социокультурных представлений о практиках социальной помощи монородительским семьям, характерных для советской и современной российской действительности.
Целыо диссертационной работы является исследование специфики конструирования представлений о социальной поддержке соло-матерей в динамике социальных и культурных изменений. Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
• выявить особенности социального конструирования представлений о монородительской семье в контексте социальных теорий;
• провести социологический анализ советской и современной нормативно-правовой базы, влияющей на социальный статус монородительской семьи и определяющей формы ее социальной поддержки;
• обозначить культурные и социальные факторы, легитимирующие определенные формы, направления, подходы социальной поддержки монородительских семей;
• рассмотреть социокультурные представления о соло-матерях, сформированные советским и современным медийным пространством, их влияние на формирование жизненного сценария монородителей по материалам дискурсивного анализа периодического издания «Работница»;
• осуществить интерпретацию типов жизненных сценариев одиноких матерей, конструируемых в советском и современном российском кинематографе;
• провести анализ повседневных практик одинокого материнства и социального опыта монородительских семей в динамике социокультурных изменений по данным качественных интервью.
Гипотеза диссертационного исследования. Практики государственной и общественной помощи монородительским семьям, являясь важным элементом социальной политики, обладают определенными культурными кодами и смыслами, свойственными конкретному социально-историческому пространству. Сложившаяся культура заботы о соло-матерях транслирует государственные и общественные приоритеты в отношении семьи и брака, отражая изменение общественных представлений о монородителях.
Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологического анализа законодательной базы (с 1965 по 2012 г.), регулирующей систему льгот, пособий и субсидий, полагающихся монородительским семьям (№=10); дискурс-анализ периодического издания «Работница» за период с 1965 по 1991 год, посвященный изучению моделей репрезентации заботы о монородительских семьях в позднем СССР (N=172); ингерпретативный анализ художественных фильмов в советском и современном российском кинематографе, изображающих жизненные сценарии одиноких матерей (N=6); качественные интервью с одинокими матерями, родительство которых выпадало на период с 1965 по 2012 гг. (N=20), материалы количественных исследований, проведенных НИСП, ВЦИОМ, по проблемам советских и современных монородительских семей («Детская бедность в России», «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе», «Россияне о разводах: двадцать лет назад и сегодня»).
Методологическими и теоретическими основаниями
диссертационного исследования стали работы классиков социологии и груды
современных ученых в области социологии культуры, феноменологии,
интерпретативизма, символического интеракционизма, неомарксизма,
социального конструирования, функционализма, позволившие в полной мере раскрыть проблематику монородительства. В рамках исследований семьи важная роль отводится анализу различных аспектов монородительства на макро и микроуровнях.
Жизненный мир соло-матерей, сформированный социокультурным контекстом, возможно изучить, обратившись к феноменологической парадигме А. Шюца. Ценными для нас являются феноменологические идеи П. Бергера, Т.Лукмана, при помощи которых удается осуществить рефлексию повседневных практик монородительства. Основываясь на понятиях функции, дисфункции и латентной функции, предложенных Р. Мертоном, можно обозначить роль формальных и неформальных сообществ в обеспечении благополучия монородительских семей. В рамках «понимающей» социологии М.Вебера становятся понятными различные виды социального действия в контексте оказываемой таким семьям помощи. Забота государства о монородительских семьях попадает в фокус анализа процессов надзора и дисциплины, осуществленного М.Фуко. Неформальные практики помощи монородительским семьям, уместно анализировать с привлечением идей П. Бурдье, Дж. Коулмана о социальном капитале. Проблема стигматизации материнских семей располагается в поле интеракционистской парадигмы. И.Гофман приписывал социуму ведущую роль в формировании способов категоризации людей. Силы закона и порядка в лице государственных структур, навязывая общественности свои установки по отношению к семье и браку, становятся основным субъектом стигматизации соло-матерей. Взгляды Э.Дюркгейма позволяют соотнести дискриминационные практики в отношении монородительских семей с понятием девиации. Раскрыть особенности конструирования социокультурных представлений о монородительской семье возможно посредством идей Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймера, посвященным
анализу воздействия медийного пространства и культуры на общественность.
Теории социального благополучия предоставляют возможность обозначить формальные и неформальные практики социальной помощи монородительства. Механизмы поддержки монородительских семей исследуются в контексте умозаключений Б. Хобсон, позиционировавшей соло-матерей как аналитическую категорию для познания тендерного измерения системы социальной политики. Концепция гендерно-чувствительного режима социальной политики У. Либерт позволяет осуществить критический анализ современных форм заботы о монородительстве. С опорой на понятие дефамилиализации, которое Р. Листер определяла как критерий оценки социальных прав, в диссертации становится возможным проанализировать процессы распределения благ и услуг среди соло-матерей. Работы Э. Орлофф помогают понять характер взаимодействия между монородителями и государством, нашедшего свое выражение в тендерном контракте «работающая мать».
Научная новизна исследования раскрывается в ряде позиций:
- Представлена авторская интерпретация социологических подходов к исследованию проблематики монородительской семьи; с опорой на концепции социологии культуры, феноменологии, интерпретативизма, символического интеракционизма, неомарксизма, социального конструирования, функционализма осуществлена систематизация теоретических подходов при изучении социальной поддержки соло-матерей.
- Определена роль ценностно-символической системы как механизма конструирования представлений о жизненном мире соло-матерей.
- Обозначены культурные и социальные факторы, легитимирующие определенные формы, направления, подходы социальной поддержки мон