автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Социокультурный аспект концепций современного дизайна ФРГ и Западного Берлина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурный аспект концепций современного дизайна ФРГ и Западного Берлина"
3 (
са а-
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике
На правах рукописи УДК 745/430.1 /+745:316.7:008/430.1 /—
ПРИВАЛОВА Ирина Викторовна
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ КОНЦЕПЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА ФРГ И ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА
17.00.06 — Техническая эстетика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 1990
Работа выполнена во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики
Научный руководитель доктор архитектуры
профессор ИКОННИКОВ A.B.
Официальные оппоненты доктор искусствоведения
профессор СТЕПАНОВ Г.П.
кандидат искусствоведения СИДОРЕНКО В.Ф.
Ведущая организация Ленинградское высшее художественно-
промышленное училище им. В.И. Мухиной
Защита состоится „ jjf " (ÜAjltiM 1990 года в <0 часов на заседании Специализированного совета К.038.01.01 во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223 Москва, ВНИИТЭ (ВДНХ СССР, корп. 115)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Автореферат разослан „ " isU&jfjb11990 г.
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат технических наук
Калиничева М.М.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования, его объект и предмет. Актуальность предпринятого исследования обуславливается, в первую очередь, вызванным самой современной ситуацией в нашей стране существенным изменением отношения к дизайну в целом, осознанием необходимости повышения его роли в обществе. Происходящая переоценка ценностей ставит новые задачи и в осмыслении проектного творчества; серьезное значение стало придаваться возможностям решения - или, по меньшей мере, смягчения - средствами дизайна важных социально-культурных проблем.
С другой стороны, утверждается тенденция расширения международных контактов нашей страны в самых различных областях деятельности, развития международного сотрудничества. Естественно, что и отношение к зарубежному опыту характеризуется все большим вниманием, объективностью и практической заинтересованностью; особую актуальность приобретает задача овладения международным опытом в области проектного творчества. Дизайн Федеративной Республики Германии заслуживает особого внимания с нашей стороны: он имеет богатые творческие традиции, утверждает на протяжении уже нескольких десятилетий самостоятельную и последовательную профессиональную линию и пользуется серьезным авторитетом в мира, В то же время для немецкого дизайна всегда было характерным постоянное творческое осмысление' проектной практики, обобщающее результаты практической деятельности и анализирующее внутренние процессы формирования современного дизайна, интенсивная профессиональная рефлекпия актуальных проблем развития дизайна и его роли в обществе.
Исследование этого текстового материала является, в любом случае, необходимым этапом для проникновения в эмоционально-смысловой контекст столь далекой от нас культуры, для более полного понимания ее предметного мира. Однако в данной работе тео-
ретический пласт современного дизайна ФИ? предстает не просто источником дополнительной информации для изучения его практики, но рассматривается как опосредованное отражение этой практики, определяющее ее взаимосвязь с профессиональными ценностными представлениями и перспективны:™ установками и оказывающее, таким образом, в свою очередь, непосредственное влияние на процесс их дальнейшего развития.
Особенность современной ситуации заключается в том, что теоретические концепции становятся все менее связанными с непосредственной промышленной практикой, обсуждая проблемы "дизайна" как самостоятельной гуманитарной дисциплины. Вероятно, такой абстрагированный подход к дизайну исследующими его специалистами может быть объяснен усилившейся со второй половины 70-х гг. потребностью в переосмыслении самого представления о том, что такое дизайн, в чем состоят его основополагающие задачи, каковы его специфические возможности и в чем должна заключаться его роль в обществе. Постановка этих уже неоднократно обсуждавшихся и, прежде всего, как раз немецкими дизайнерами - вопросов как насущных проблем, от решения которых сегодня зависит дальнейшее развитие профессии,- именно так воспринимаются они многими ведущими специалистами ФРГ, как дизайнерами-практиками, так и теоретиками, обращающимися к проблематике дизайна на основе своего опыта в различных связанных с ним областях - социологии, психологии, архитектуре, культурологии - говорит о том, что существующая практика дизайна не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней западногерманской общественностью.
Творческие концепции, возникающие как непосредственная реакция профессионального сознания на происходящие в обществе процессы научно-технического и социального развития, неизбежно поднимают вопросы, касающиеся самых различных аспектов общественной жизни и часто кажутся лежащими в не связанных между собой непосредственно проблемных плоскостях. Оцнако именно эта их "не-состыкованность" особенно наглядно свидетельствует о процессе общего интенсивного поиска, благодаря которому возникает своеобразное объемное представление о наиболее общих тенденциях в развитии современного дизайна. Творческие" концепции современного зарубежного дизайна не могут не привлекать нашего внимания, поскольку в них поднимаются сложные масштабные проблемы, имеющие,/ нередко и всеобщее, универсальное значение. Все это позволяет рассматривать современный дизайн ФРГ в его концептуально-теко-товом воплощении как относительно цельный и представляющий самостоятельную научную ценность объект исследования. 2
Западногерманские дизайнеры - как и дизайнеры ГДР - считают себя наследниками идей Государственного Баухауза 1920-х гг., в ФРГ продолжает свою деятельность Немецкий Веркбунд, не забыта история Ульмского училища,- эти традиции побуждают дизайнеров ФРГ к продолжению борьбы за роль лидера в международном дизайне, и прежде всего в его социально-функциональном аспекте.
Для теоретических концепций в дизайне ФРГ 80-х гг. является характерным особенно активный подход к решению социокультурных проблем. Значительная часть концепций носит ярко выраженный программный характер и направлена на повышение общественной роли дизайна, усиление его самостоятельного участия в решении разнообразных вопросов, имеющих общественное значение, против его использования в качестве средства эстетизации техники. В ряду наиболее актуальных сегодня рассматриваются задачи освобождения человека от власти техники, гуманизации среды (понимаемой, как правило, максимально широко) и раскрепощения творческих сил человека, развития индивидуальных творческих возможностей каждого члена общества.
Разработка социокультурной проблематики, занимающая столь заметное место в современном дизайне ФРГ, представляет для нас особый интерес, поэтому предметом данного исследования и являются внутренние процессы осмысления западногерманским дизайном его общественной и культурной функций, обуславливающие определенное изменение характера всей его профессиональной ценностной ориентации.
Состояние вопроса. Изучению практики дизайна Федеративной Республики Германии в отечественной историографии были посвящены статьи Л.А.Жадовой, А.Л.Дижура, В.Л.Глазычева, М.А.Тимофеевой, В.Р.Аронова.1 Западногерманские теоретические концепции дизайна рассматривались В.Р.Ароновым в статьях "Проблемы стилевого единства в теории функционализма Ь0-х гг. Анализ концепций выпускников Баухауза на примере западногерманского дизайна" (Труды ВНИИТЭ, вып.24. М.,1980) и "Функционализм и попытки его переосмысления в дизайне конца 70-х гг." (Труды ВНИИТЭ, вып.20. М., 1979) и В.Л.Глазычевым в книге "0 дизайне. Очерки теории и практики дизайна на Западе" (М.,1970), а также в сборнике "Анализ опыта зарубежного дизайна" (Труды ВНИИТЭ, вып.7. М.,1974).
Однако все эти исследования были написаны на материале
I. Более подробный историографический обзор см. во введении к диссертации.
60-х - первой половины 70«ос гг. и по отношению к нашей теме могут рассматриваться как освещающие цредысторию вопроса. Поднимаемая нами тема новейшего - 80-х гг. - дизайна Федеративной Республики Германии и Западного Берлина непосредственным предметом исследования в отечественной науке до сих пор не являлись.^
Разработкой социокультурной проблематики в дизайне занимались такие исследователи, как К.М.Кантор, В.Л.Глазычев, А.В.Иконников, С.О.Хан-Магомедов, А.П.Ермолаев, В.Р.Аронов, О.И.Генисаретский и другие. Культурологическому и социологическому изучению проблематики дизайна специально посвящен целый ряд изданий ВНИИТЭ: "Дизайн в системе культуры" (М.,1978), "Эстетические проблемы дизайна. Методологические аопекты социологических и иоторико-культурных исследований" (М.,1978), "Эстетическая ценность абкактов дизайна и ее функционирование в системе культуры" (М.,1982), "Некоторые теоретические проблемы современного дизайна" (М.,1984), "Проблемы художественной выразительности современной предметной среды" (М.,1985), 'Тумани-тарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды" (М.,1989). В то же время во многих работах проявляется существенно различное понимание авторами не только социокультурных задач дизайна, но и самого понятия "социокультурный", принципиально разноплановое толкование этого составного термина,-при этом происходит как бы "перетягивание" его из одной содержательной плоскости'в другую. Представляется, что стоящие перед
дизайном частные задачи, выделяемые нашими исследователями в кая
честве его социокультурных функций, непосредственно вытекают из такой основной социокультурной проблемы^как потребность общества в гармоничном единстве различных составляющих его жизни, в т.ч. - и предметной среды.
Социокультурная проблематика дизайна э целом может рассматриваться как широкий комплекс социальных и культурных задач, на решение которых он может быть направлен,- без разграничения собственно социальной и культурной сфер' и при особом внимании к тем проблемам, которые находятся на самом стыке
2. Ццинствентм отечественным изданием, специально посвященным новейшему западногерманскому дизайну, является реферативной обзор, изданный ГБИЛ непосредственно по материалам семинара "Красота и польза", прошедшего в 1986 г. в Москве ("Традиции и современные тенденции дизайна ФРГ" // Культура и искусство за рубежом. Экспресс-информация, вып.5. М.,1987.- II е.).
этих двух областей и являются общими для них. Именно в таком расширительном значении, объединяющем более частные, по отношению к нашей, трактовки и представляется целесообразным применение этого термина в настоящем исследовании. Социокультурный аспект творческих концепций рассматривается здесь как взаимодействие категорий культуры и социума в концептуальном слое современного дизайна.
Целью настоящего исследования является выявление имеющих универсальную'ценность новейших идей и принципов социокультурного подхода в дизайне на основе анализа современного этапа развития дизайна ФРГ и Западного Берлина.
Такая постановка цели исследования обуславливает следующие основные задачи:
- анализ актуальной ситуации в практике дизайна ФРГ и Западного Берлина во всей ее противоречивости^ противостояние
традиционного и экспериментального направлений, промышленного и ремесленного типов производств^;
- анализ современных представлений западногерманских специалистов о социокультурных задачах дизайна на основе концептуального материала 80-х гг.;
- рассмотрение современного дизайна ФРГ и Западного Берлина в контексте культурных традиций;
- исследование изменений в подходе к проблемам социокультурного характера в процессе исторического развития немецкого дизайна и реконструкция методов их решения на различных этапах развития общества;
- выделение ведущих - в социокультурном аспекте - тенденций в современном концептуальном дизайне ФРГ;
- выявление механизма взаимосвязи реальных социокультур-
3. Например, совершенствование качеств предметной среды в целом: осуществление связи производства с рынком путем "корректирования" техники с точки зрения потребителя; сохранение культурной преемственности в условиях постоянных социокультурных изменений; поддержание "включенности" личности в культуру при исполнении ею определенной социальной роли; создание новых культурных ценностей как ориентиров дальнейшего развития (Ермолаев А.П. Место социально-культурных представлений в методике художественного кон-струирования//Труды ВНИИТЭ, вып.4. М.,1973.С.19; Ермолаев А.П. Социально-культурные аспекты художественного конструирования предметной среды: Автореф. дис. ...кавд.искусств. М.,1974.С.2-8)[.
ных проблем западногерманского общества и социокультурных концепций, ввдвигаемых в области дизайна;
- анализ задач и возможностей дизайна по решению наиболее острых современных проблем социокультурного плана.
Круг исследуемых в работе проблем предполагает следующие ограничения.
1). Основное внимание концентрируется на хронологическом периоде со второй половины 1970-х гг. до конца 80-х. Более жестко хронологические рамки не устанавливаются в связи с тем, что феномен, определяемый понятием "современный дизайн", не получил еще вполне приемлемого однозначного толкования и, очевидно, требует специального изучения. На данном этапе представляется, что период 50-х - 60-х гг. имеет в истории дизайна ФРГ достаточно целостный характер, связанный с послевоенным развитием в Европе и США функционализма, и, соответственно, специальным предметом нашего.исследования должен стать отрезок, начинающийся не ранее чем с середины 70-х гг. В то же время не представляется возможным не затронуть в таком исследовании отдельных вопросов предыстории дизайна в Германии, однако задачи последовательного рассмотрения истории немецкого дизайна, столь богатой значительными событиями и яркими личностями, в настоящей работе не ставятся.
2). Явления, относящиеся ко времени до' начала второй мировой войны, рассматриваются на материале Германии, после войны -Федеративной Республики Германии с привлечением материалов по Западному Берлину, который, являясь самостоятельным в политическом, юридическом, экономическом отношениях, в области культуры обнаруживает определенную близость с Федеративной Республикой,- что закреплено и соответствующими международными положениями о праве участия Западного Берлина в международных выставках совместно с ФНГ.
3). Основное внимание в работе уделяется проблемам дизайна, связанным с личным и общественным потреблением; сфера дизайна производственного назначения предметом нашего исследования не является.
Методы исследования. Методологической основой работы является принцип исторически целостного подхода к любому явлению, рассмотрения его как результата определенного развития. Современный дизайн Федеративной Республики Германии формировался в своеобразных общественных условиях и представляет собой результат уже достаточно длительного исторического развития.
Таким образом, при его анализе необходимо, с одной стороны, обращение к некоторым, имеющим принципиальное значение, моментам истории немецкого дизайна, а с другой - его рассмотрение в едином контексте современной культурной и общественной ситуации в ФРГ.
Решение поставленных в настоящей работе задач потребовало применения некоторых элементов таких специальных методов исследования как культурологический, социологический, исторический, искусствоведческий анализ. С целью исключения методического плюрализма в результате использования методов столь различных научных дисциплин, в качестве основополагающего, сквозного метода исследования избран метод исторического, историхо-культур-ного анализа.
Научная новизна работы обуславливается тем, что в научный оборот вводится значительный новый для историографии западногер майского дизайна материал - новый как по самому исследуемому хронологическому периоду, так и по той позиции, с которой этот материал рассматривается. Отличие данной работы от предшествующих исследований заключается в том, что из обилия современной визуальной и текстовой информации выделены идеи и теоретические построения западногерманских специалистов, непосредственно касающиеся социокультурной проблематики. Тем самым, с одной стороны, поднзшается проблема, чрезвычайно важная для развития нашего отечественного дизайна, а с другой - ее решение рассматривается на примере национальной проектной культуры, традиционно уделяющей ее разработке серьезное внимание.
Научно-гтрактическая значимость диссертации состоит в том, что в ней в результате обобщения и анализа как практического, так и теоретического материала получено системное представление о современном западногерманском дизайне, позволяющее предметно анализировать явления актуальной теории и практики зарубежного дизайна. Исследование нового материала, раскрывающее проблематику современного дизайна, выявление ряда творческих концепций, обладающих ценным практическим и теоретическим потенциалом, и сделанные выводы о тенденциях в современном дизайне могут быть использованы для развития дизайна в нашей стране и способствовать совершенствованию отечественной проектной практики.
Научные результаты данного исследования могут применяться практически:
- при разработке методик художественного конструирования;
- в системе художественно-конструкторского образования;
- в предпроектных исследованиях;
- при экспертизе качества художественно-конструкторских разработок;
- при подготовке проектов сотрудничества СССР и ФРГ в области дизайна.
Агшобашя и внедрение результатов работы. Результаты исследования и основные положения, выдвигаемые на защиту, были изложены в докладах:
- "Эстетические проблемы современного дизайна ФРГ" на Всесоюзной конференции "Основные проблемы эстетики и эстетического воспитания" (Москва, Институт философии АН СССР,1988г.),
- "Экологический дизайн" на заседании "круглого стола" журнала "Техническая эстетика" (Москва, редакция журнала "Техническая эстетика", 1988 г.),
- "Современные творческие концепции в дизайне ФРГ" в Центре технической эстетики (Москва,апрель 1988 г.),
- "Ценностный аспект решения социокультурных проблем дизайнерами ФРГ" на Всесоюзной конференции "Образ жизни и жилая среда в условиях социализма" (Москва, ВНИИТЭ,1988 г.),
- "Концепции современного дизайна ФРГ и Западного Берлина в социокультурном аспекте" на научном семинаре ВНЙИ1Э "Художественные проблемы предметно-пространственной среды" (Москва, ВНИИТЭ, 1988г.),
- "Новые тенденции в западногерманском дизайне 80-х гг." на заседании секции теории и критики Ленинградской организации Союза дизайнеров СССР (Ленинград, 1989 г.),
- "Культурная идентификация как задача дизайна" на международной конференции "Культурная идентичность и дизайн" Международного форума по дизайну (г.Ульм, ФРГ, 1989 г.).
СТРУКТУРА, КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАБОТЫ
Структурно работа подразделяется на введение, 3 главы и заключение. Каждая из глав состоит, в свою очередь, из 3-х параграфов. Такая структура позволяет адекватно передать внутреннюю логику исследования.
Во введении дается характеристика состояния вопроса, формулируются авторское понимание проблемы, обоснование актуаль-
ности исследования, его предмет, цели и задачи, определяются границы исследования и его методика.
Первая глава работы - "Художественно-промышленное движение в Германии на рубеже XX века и формирование культурно-политической направленности немецкого промышленного дизайна" - поо-вящена историческому анализу характера социальных и культурных задач, ставившихся перед дизайном в Германии в начале нашего века. Мощным стимулом развития дизайна как самостоятельной профессии именно в Германии было тогда активное стремление страны к усилению своего политического влияния на международной арене, и преяде всего, путем экономической экспансии. Это стремление вызвало к жизни своеобразную политику в области культуры - мифологизировавшую национальную экономику и ориентированную на утверждение мирового престижа немецкой промышленности. Способствовать выходу Германии в лидеры мирового рынка и закреплению достигнутого уровня развития национальной промышленности с помощью утверждения в сознании потребителя эстетического образа "товара немецкого производства" был призван и созданный в 1907г. Немецкий Веркбунд. Его задача заключалась в тем, чтобы немецкая продукция стала прямо ассоциироваться с высоким качеством, и одним из наиболее доступных способов зримого выявления в вещи ее "качественности", усовершенствованного способа производства организаторы союза считали обновление принципов художественного решения продукции. Однако собственной художественной платформы у объединения не было; Немецким Веркбувдом декларировалась лишь общая цель "облагораживания немецкого массового производства путем сотрудничества ремесла и промышленности", причем консолидация искусства и промышленности предусматривалась "на основе автономии и суверенитета". Значительная часть художников и рассматривала промышленность только как вынужденный способ удовлетворения массовых запросов, как количественное расширение производства, зачастую не видя необходимости его качественного изменения и специфики новой роли художника, работающего специально для промышленности.
Положение резко изменилось в результате I мировой войны: стандартизация стала фактом социально-экономической и культурной жизни, и вопрос о том, смиряться ли с ней художникам, сменился вопросом о том, что может предложить художник промышленности в соответствии с ее требованиями. Именно такой подход и стал в дальнейшем основой взаимоотношений немецкой промышленности и художников.
Инициатива создания системы дизайна в Германии безусловно принадлежала промышленности, и ее интересы во многом и обусловили специфический характер национального промышленного дизайна. Культурно-политическое значение активной роли промышленности в процессе развития национального дизайна заключалось в поставленной ею задаче постепенного выравнивания эстетических запросов широких масс населения под девизом "преодоления экстравагантности и индивидуализма" и "воспитания единого эстетического вкуса".
Вторая глава. - "Промышленный дизайн Федеративной Республики Германии как культурно-политическое явление" - посвящена исследованию западногерманского промышленного дизайна как составной части национальной культуры, анализе его своеобразного характера и роли в современной культурной ситуации в стране.
С развитием промышленности ФРГ тенденция подчинения ею культурного развития общества усиливалась. Наиболее ярко она проявилась в широко развернувшейся с 1960-х гг. кампании по пропаганде эстетики "Gute Form" - "хорошей формы". Это понятие, сформировавшееся под влиянием функционализма 20-х гг.,не только подразумевало органичное слияние рациональных требований техники, эстетики и промышленной технологии, но и выдвигалось как символ особой потребительской ценности и одновременно как знак безупречного вкуса. На протяжении десятилетий "хорошая форма" выступает в качестве "официального", дизайна ФРГ: она царит на конкурсах, рекламируется в прессе и демонстрируется на выставках как одно из важнейших достижений национальной промышленности. В результате этой последовательно проводимой культурной политики западногерманская промышленность добилась потребительского признания: функционализм внешнего облика изделий стал прочно ассоциироваться с их действительно высокой функциональностью, добротностью, надежностью, И даже в современной ситуации, когда в международной проектной культуре очевиден переход от жестких позиций и четких ориентиров к т.н. мягкому (или "слабому") проектированию с его многозначностью, частностью, дробностью, промышленный дизайн ФРГ в своей основной массе по-прежнему характеризуется стремлением к этой завершенной однозначной модели "оптимальной предметной среды',1 выработанной эстетической идеологией промышленности.
В то же время на протяжении последнего десятилетия заметно повысился общественный интерес к выразительности, разнообразию, эстетической яркости предметной срсды; с начала 80-х гг.
в культуре Федеративной Республики интенсивно развивается концепция т.н. "новой чувственности", непосредственно связанная с утверждением сильной антиавторитарной позиции, направленной на преодоление сковывающего влияния функционализма. (При этом строго разграничиваются функционализм как стиль и рационализм профессионального творческого метода). В современном концептуальном дизайне ФРГ эта антиавторитарная ценностная установка превращается практически в самостоятельную эстетическую концепцию, которая существенно отличается от возникавших уже не раз концепций антифункционалиэма: не замыкаясь на декларации сугубо художественно-критического характера, она переходит на уровень социокультурного осмысления роли эстетической организации предметной среды. Речь идет не о кризисе функционализма в дизайне, - такая постановка вопроса рассматривается просто даже как некорректная, а о его чрезмерном распространении. Все большее распространение получает сегодня вдея поликультуры, признается возможность качественно различных в своей основе подходов к формообразованию, не исключающих друг друга, а способных к взаимодополнению.
Происходит переоценка основополагающих задач эстетики: достоинство формы теперь все чаще видят не в дисциплинирующей упорядоченности, организованности, традиционной для немецкого дизайна, а в яркой образности, эмоционально обогащающей человека. Экспериментальные течения т.н. "нового немецкого дизайна" возникли из противоречия нормам "хорошей формы", как творческий бунт против утвердившейся в промышленности одноликой эстетики. Его значение для развития современной проектной культуры ФРГ определяется именно этой позицией отрицания канона, основанного на жесткой иерархии эстетических ценностей.
В третьей главе - "Социокультурный аспект теоретических концепций в дизайне ФРГ и Западного Берлина" - анализируются наиболее характерные концепции дизайна, отражающие современные позиции по важнейшим вопросам социокультурного характера.
Встав на службу промышленности, полностью вписавшись в ее структуру и усвоив ее интересы, дизайн ФРГ стал органичной частью производства, но при этом стали забываться его специфические функции носителя художественной, духовной культуры в промышленности. Концептуальный дизайн, активно развивающийся в Западной Германии в 80-х гг., направлен против нивелировки как эстетических, так и социокультурных потребностей общества. Внимание к эстетическим кодам различных субкультур имеет серь-
езное значение не только для западногерманского дизайна, однако здесь эта проблематика приобрела особую актуальность в ре- • зультате того, что на протяжении нескольких десятилетий вопрос эстетики субкультуры полностью игнорировался промышленным дизайном. Однако отказавшись от идеи "правильного дизайна", воспитывающего вкус потребителя, немецкие теоретики дизайна столкнулись с проблемой .неисследованности существующих в национальной культуре эстетических кодов. Они утверждают, что однообразие промышленных продуктов вызвало понижение информационной функции форм и способности их восприятия потребителем, что привело к "кризису идентичности". Поскольку чувство как индивидуальной, так и групповой идентичности является чрезвычайно важным для полноценной деятельности каядой личности, создание условий для возможно более полной идентификации рассматривается как одна из основных социокультурных функций дизайна. Тенденция размывания границ между "образцовым" и "низкопробным" в эстетическом отношении формообразованием отражает установку общества на равно внимательное отношение ко всем существующим в культуре эстетическим формам как самостоятельным ценностям, разнообразие которых и создает условия для свободного эстетического выбора.
Под хорошим дизайном теперь понимается форма, воздействующая как интеллектуально, так и эмоционально, способствующая культурному самоооуществлению потребителя в организации своей среды. На решение этой задачи направлена концепция "нового немецкого дизайна". Откровенная многозначность форм, яркость образов придают объектам "нового немецкого дизайна" большую эмоциональную выразительность и провоцируют потребителя к ответному самовыражению. Такая провокация рассматривается как непосредственная цель экспериментального дизайна, направленного на утверждение многообразия эстетических систем в современном мире с его параллельными ценностями и выявление перспективных тенденций культурного развития.
Основная функция дизайна в последние годы многими в Западной Германии понимается не столько как создание самих предметов, сколько как коммуникация с их помощью с потребителем. Дизайн выступает, таким образом, своеобразным способом видения, мышления, общения. Происходит поворот от дизайна, ориентированного на вещи, к дизайну, ориентированному на концепции; дизайнер из "изготовителя" становится идеологом, мыслителем. Характерным становится подход к дизайну как виду деятельности, нап-
равленному на совершенствование всей организации общественной жизни, на повышение роли культурных и гуманистических ориентиров.
Начавшаяся в ФРГ во второй половине 70-х гг. экологизация общественного сознания проявилась и в критическом переосмыслении с экологической точки зрения практики дизайна. Экологическая проблематика выражается в проектной культуре, прежде всего, в идее органичной интеграции продукта дизайна в среду,- при этом может подразумеваться интеграция самого разного плана. В первую очередь были подняты проблемы экономии природных ресурсов, обеспечения безвредной и безотходной технологии производства. Затем предметом обсуждения стала сложная для профессионального сознания проблема излишних товаров и засилия техники, вышедшей из подчинения человека и оказнвавдей на него тяжелое психическое воздействие. Дизайнеры стали выступать в пользу природной, естественной среды, причем говорится не только о ее защите, но и об установлении человеком качественно новых отношений с ней, об осознании необходимости органичного взаимодействия с природой. Речь идет о возврате к целостности природной и социальной жизни. Именно рассмотрение глобальных проблем общества в целом, постановка перспективных целей его развития характеризует эти концепции как социально ориентированные, способные оказывать направляющее и стимулирующее влияние на творческую практику.
Само представление об обществе как о "социальном механизме", которым можно управлять как строгой моделью, лежавшее в основе немецкой политики в области эстетики до сих пор, подвергается серьезной переоценке. Приобретающий все более широкую популярность экологический подход - ненасильственный, оберегающий все живое, учитывающий сложность и взаимосвязанность всех процессов в природе,- утверждается и в вопросах культуры. Вопрос об экологичном, мягком решении проблем, связанных с эстетическим кодом, образом жизни, ценностннми представлениями и целевыми установками субкультуры, является ядром социокультурной' проблематики в концептуальном дизайне Западной Германии 80-х гг.
В заключении работы подводятся результаты исследования и-делаются выводы об основных социокультурных позициях современного западногерманского дизайна.
Выводы. Анализ развития дизайна ФРГ и Западного Берлина 80-х гг. показывает, что в его концептуальном слое превалирует тенденция экологизации, выражающаяся в проектной культуре в
пересмотре с экологических позиций всех вопросов, связанных как с экономикой и технологией производства, так и с формированием структуры потребностей общества. Утвервдение экологических этических норм как единственно приемлемых в жизни общества распространяется и на социальную, и на культурную сферу, смыкаясь с проблематикой социодизайна.
Задача индивидуализации среды, создания условий для свободного эстетического выбора и возможно более полной культурной идентификации потребителя решается на основе преодоления традиционного для немецкого дизайна нормативно-иерархического подхода к вопросам вкусового плана. Все шире распространяется концепция отрицания самой идеи "образцового дизайна"; при этом не только принимаются отвергавшиеся правде культурные формы, но, тем самым, рушится вся эстетическая система, опиравшаяся на эту их "отверженность". Ориентация на реальные субкультуры рассматривается теперь как необходимое условие гуманного решения сложных социокультурных ситуаций. Таким образом, эта обусловленная определенными культурными процессами в обществе тенденция в дизайне выходит за рамки сугубо эстетического явления и выступает, в свою очередь, как фактор социокультурного плана»
Благодаря распространению тенденции экологизации общественного сознания и образа жизни творческие концепции современного западногерманского дизайна оказывают существенное влияние на проектную практику, утверждая принципы мягкого, экологичного решения предметно-пространственной среды, характерные сегодня для всего передового международного дизайна.
Работы, опубликованные по теме диссертации:
1. Привалова И.В. Немецкий Веркбувд: К вопросу истории одного художественно-промышленного объединения в Германии/Дудож-ник, вещь, мода.-М. .-Советский художник, 1968.С.322-336. (I п.л.).
2. Привалова И.В. Концепции в дизайне ФРГ 60-х гг.(Обзор). Художественное конструирование за рубежом. 1988. Вып.З.-М., 1988.-31 с. (1,5 п.л.)•
3. Привалова И.В. Экологический дизайн. Этико-эстетичес-кие концепции в современном дизайне ФРГ // Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды: Труды ВНШТЭ. Вып.58.-М.,1989. С.40-47. (0,6 п.л.).
4. Привалова И.В. Индивидуализация среды, как тенденция 60-х гг. в дизайне ФРГ // Творческие концепции в современном зарубежном дизайне: Труды ВНИИТЗ. Вып.60.-М.,1990.
(0,9 п.л.).