автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Социокультурный потенциал национально-культурных организаций в развитии гражданского общества

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Тхатель, Сусанна Асланбиевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Социокультурный потенциал национально-культурных организаций в развитии гражданского общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурный потенциал национально-культурных организаций в развитии гражданского общества"

На правах рукописи

0055367/о

ТХАТЕЛЬ СУСАННА АСЛАНБИЕВНА

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

22.00.06 - Социология культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

31 ОКТ 2013

Майкоп — 2013

005536728

Диссертация выполнена на кафедре философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» Хакуз Пшимаф Муратович

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

кафедры философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Михайлов Андрей Павлович

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» Новопашин Станислав Сергеевич

Ведущая организация: ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Защита состоится 2013 года в^^Ь7 час. ¿^мин.

на заседании диссертационного совета при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференцзал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.

Текст автореферата размещен на сайте ВАК РФ http://vak.ed.gov.ru и на сайте ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» http://www.adygnet.ru.

Автореферат разослан «¿^ »

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор философских наук, профессор Ляушева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью процесса институционализации гражданского общества в современной России как необходимого условия ее становления в качестве демократического государства. Именно с развитием структур гражданского общества связаны ключевые ресурсы модернизации социальных отношений в современной России.

Кардинальные социальные, политические и экономические изменения в конце XX в. в России открыли широкие возможности для свободной самоорганизации граждан. Важное место в данном процессе занимают общественные организации, стремительный рост числа которых мы наблюдаем в последние десятилетия. Однако важно учитывать, что рождение гражданского общества в постсоветской России происходило в уникальной исторической ситуации. Как отмечают исследователи, «его облик складывался под воздействием адаптирующихся в новых реалиях старых структур, выпадения из социальных отношений массы людей»1. Данная черта наложила отпечаток на особенности функционирования гражданского сектора в нашей стране.

Проблематика гражданского общества приобретает особую значимость для полиэтничного социума. Так, «в нашей стране живут представители более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах»2. Такое этнокультурное разнообразие превращает проблему гармонизации

1 Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России // Под ред. Хорос В.Г. -М., 1998. -С. 57.

2 Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - 2011. -22 декабря. - Режим доступа : http://npe3HfleHT.p4)/news/14088.

\

межэтнических отношений в рамках формирующегося гражданского общества в одну из приоритетных задач. Данная тема была затронута в послании Президента РФ в 2012 г.: «Попытки провоцировать межэтническую напряженность, религиозную нетерпимость мы должны рассматривать как вызов единству Российского государства, как угрозу для каждого из нас. Мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила»1.

Проблему становления гражданского общества в полиэтничной среде можно проиллюстрировать на примере Республики Адыгея - региона, в котором, по данным 2010 г., проживает свыше 270 тыс. русского населения, что составляет 63,6 % от общего населения; около 110 тыс. адыгов (26%); остальное население между армянами (15,6 тыс.), украинцами (5,9 тыс.), курдами (4,5 тыс.), татарами (2,6 тыс.) и другие, в процентном соотношении составляющими от 1 до 3 %.2

После распада советской государственности в общественной жизни Адыгеи переплелись противоречия традиционного образа жизни северокавказских народов и новых демократических преобразований. В условиях «этнического ренессанса», характерного не только для данного региона, но и для всего постсоветского пространства, одним из важнейших структурообразующих элементов формирующегося гражданского общества

1 Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - 2012. - 12 декабря. - Режим доступа : http://www.kremlm.rU/news/l 7118.

2 Всероссийская перепись населения (2010) [Электронный ресурс] // Электронная

энциклопедия \Vikipedia. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/ _(2010).

4

стали национально-культурные организации, возникшие в ходе институционализации общественных движений.

При наличии работ, посвященных различным аспектам деятельности национально-культурных организаций Республики Адыгея, следует отметить отсутствие работ прикладного характера в изучении социокультурной специфики их деятельности. Это ведет к недооценке роли социокультурных процессов в жизни адыгского общества. Без анализа их воздействия невозможно понять сущность социальных процессов, их последствий в целом для общества и для конкретных групп населения в частности. На фоне существующей опасности обострения межэтнических отношений в Адыгее, исследование особенностей социокультурной деятельности национально-культурных организаций представляется актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Принципиальные вопросы существования гражданского общества были предметом теоретического осмысления великих мыслителей Древности: Конфуция, Платона, Аристотеля и др.

Религиозное христианско-цивилизационное сопровождение идей гражданского общества предметно разработано в трудах А. Блаженного, Ф. Аквинского.

В Новое время исследования естественно-правовых форм обеспечения идеи гражданского общества связаны с именами Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсона, А. Смита и др.

Государственно-правовая традиция исследования проблем гражданского общества была заложена в работах И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и др.

Среди современных авторов, рассматривавших различные аспекты деятельности структур гражданского общества, можно назвать Р. Дарендорфа, Дж. Кина, Р. Нозика, М. Уолзера, Ф.А. Хайека, Й. Шумпетера и мн. др.

Этнокультурные аспекты гражданского общества в рамках концепций национально-культурных объединений рассмотрены в фундаментальных трудах представителей австромарксистской школы К. Реннера, О. Бауэра.

Среди современных зарубежных авторов, изучающих этнонациональный аспект становления гражданского общества, следует выделить Э. Геллнера, М. Фишер, Э. Яна.

Фундаментальные основы гражданского общества были изучены в трудах знаменитых российских философов, государствоведов и правоведов: Ю. Крижанича, И. Посошкова, И. Аксакова, К. Аксакова, А. Хомякова, П.Я. Чаадаева, Н. Чернышевского, В. Белинского, Б. Чичерина, В.И. Ленина и мн. ДР-

Особенности становления гражданского общества в современной России среди отечественных исследователей изучают H.A. Баранов, Н.Ю. Беляева, Е.В. Белокурова, А.Х. Бурганов, С.М. Воробьев, И.В. Задорин, A.JI. Зарубин, JI.C. Мамут, Л.И. Никовская, В.В. Рябев, В.Г. Хорос, И.С. Шушпанова, В.Н. Якимец и мн. др.

В советское время этнонациональная проблематика была рассмотрена в трудах С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, И.В. Сталина, H.H. Чебоксарова, С.М. Широкогорова др.

Современная этнонациональная и этнокультурная специфика Северного Кавказа в условиях формирующейся демократии изучается в

трудах Р.Г. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, А.Р. Аклаева, С.А. Арутюнова, В.А. Ачкасова, С.А. Бабаева, И.П. Добаева, A.A. Празаускаса, В.А. Тишкова, В.В. Черноуса, A.A. Эбзеева и др.

Исследованию этнокультурных процессов в Республике Адыгея посвящены труды Т.И. Афасижева, С.А. Ляушевой, РА. Ханаху, A.A. Шадже, А.Ю. Шадже и др.

Проблемы деятельности национально-культурных объединений в современной России разрабатываются в трудах Э.М. Львовой, И.В. Нам, В. Степанова, М.П. Фомиченко и др.

Исследованию деятельности общественных организаций на Юге России посвящены работы таких авторов, как И.П. Добаев, С.М. Маркедонов, В.А. Тишков, Л.Л. Хоперская и др.

Объект исследования: национально-культурные организации как фактор формирования гражданского общества в полиэтничном социуме.

Предмет исследования: социокультурные возможности и проблемы деятельности национально-культурных организаций Республики Адыгея.

Цель работы состоит в выявлении условий и социокультурного потенциала деятельности национально-культурных организаций в формировании гражданского общества в полиэтничном социуме.

Задачи исследования:

- рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к пониманию и исследованию гражданского общества в зарубежной и отечественной научной традиции;

- определить роль этнонационального фактора в формировании современного гражданского общества;

- проанализировать деятельность общественных национально-культурных организаций как социокультурного института гражданского общества;

- показать социокультурную динамику становления и развития национально-культурных организаций в Республике Адыгея;

- исследовать социокультурные аспекты и проблемы деятельности национально-культурных организаций Республики Адыгея.

Гипотеза исследования. В постсоветское время ключевым актором в процессе этнической мобилизации стали структуры гражданского общества национально-культурного типа, которые обладали определенным конфликтным потенциалом. С начала 2000-х годов в связи с изменившейся социально-политической ситуацией в стране произошло «утихание» деятельности национально-культурных организаций, снижение их влияния на социальные процессы. Однако неоцененным остался их социокультурный потенциал, способный направить в конструктивное русло решение этнокультурных проблем в процессе построения гражданского общества. В перспективе это может привести к появлению нового поколения активных и агрессивных организаций, способных дестабилизировать данный процесс.

Теоретико-методологическая основа диссертации базируется на общенаучных методологических положениях социокультурного анализа.

Классические либералистские теории (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсон, А. Смит, А. де Токвиль, Ф. Хайек и др.), в целом понимающие гражданское общество как промежуточное пространство между государством и семьей, пользующееся автономией по

отношению к государству, применены в исследовании особенностей развития гражданского общества и его структур.

При рассмотрении специфики российской модели гражданского общества использован подход российских либералистов (М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, П.И. Новгородцев и мн. др.), делавших акцент на обязанностях личности по отношению к общественному целому, стремясь к синтезу либеральных свобод с идеалами консерватизма.

Анализ этничности и ее влияния на процесс становления и развития гражданского общества в полиэтничном социуме потребовал использование инструменталистского подхода (Н. Глейзер, Д. П. Мойнихан, П. Брасс, М. Фишер, Г.С. Денисова, М.Р. Радовель, Л.М. Дробижева, Г.У.Солдатова и др.), в котором этничность характеризуется как средство достижения групповых интересов и этнической мобилизации.

Междисциплинарный характер исследования определил использование основных достижений социально-гуманитарных наук в методологии исследования объекта. В работе используются общие положения структурно-функционального, сравнительного, исторического анализа, общая исследовательская установка опирается на социокультурный подход к пониманию и объяснению особенностей и проблем деятельности национально-культурных организаций.

Эмпирическая база исследования. Многоаспектность заявленной проблематики обусловила необходимость использования комплекса методов для получения эмпирической базы. Методами предлагаемого исследования послужили: метод сравнительного анализа примененный для сопоставления институциональной и правовой базы гражданского общества в исследуемом регионе с аналогичными показателями, характерными для других регионов

России; анализ документов статистической отчетности, правовых актов, публикаций СМИ; эмпирические данные проведенного автором экспертного интервью (N - 40).

Также использован вторичный анализ широкого круга данных эмпирических исследований отечественных научных коллективов: всероссийское исследование «Перспективы гражданского общества в России», проведенное Левада-центром в 2011 г.; всероссийское исследование «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы, проведенное AHO «Социологическая мастерская Задорина» (ЦИРКОН) в 2008 г.; исследования, подготовленные для материалов Доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (Общественной палаты РФ) в 2008-2011 гг. и др.

Научная новизна диссертационного исследования:

- на основе анализа основных теоретико-методологических подходов к исследованию гражданского общества выявлена российская модель гражданского общества, со свойственными ей историческими особенностями развития гражданских структур;

- проанализированы основные теоретико-методологические подходы к изучению этнонациональной проблематики, что позволило определить роль этнонационального фактора в формировании современного гражданского общества;

представлена социокультурная специфика деятельности общественных национально-культурных организаций в развитии гражданского общества в современной России;

- показана социокультурная динамика становления и развития национально-культурных организаций в Республике Адыгея;

- исследована роль национально-культурных организаций в развитии гражданского общества в Республике Адыгея на современном этапе, а также определены новые тенденции в их развитии;

- предложены рекомендации по использованию социокультурного потенциала национально-культурных организаций в развитии гражданского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Российская модель гражданского общества впитала в себя традиции как западной, так и восточной моделей. Первый подход понимает гражданское общество как совокупность горизонтальных связей, направленных на не зависящее от государства удовлетворение потребностей членов общества. Второй подход признает за государством основополагающую, инициирующую роль в формировании институтов гражданского общества. Российской модели гражданского общества свойственны патерналистские черты, встраивающие структуры гражданского общества в вертикальные отношения с властью, что позволяет говорить о третьем промежуточном подходе, в рамках которого гражданское общество в России предстает, как совокупность горизонтально-вертикальных связей, обусловленных историческими особенностями развития гражданских структур.

2. Наиболее адекватной концептуальной базой, способной отразить специфику становления гражданского общества в полиэтничной России и направленной на сохранение и поддержание целостности российской государственности с учетом ее национальных интересов, является идея гражданской нации, не отрицающая существования устойчивых социокультурных черт, свойственных этническим группам, вместе с тем,

рассматривающая нацию как совокупность граждан с определенным набором этнокультурных и этнорелигиозных прав, не ущемляющих права других граждан.

3. Формирование гражданского общества в стране затруднено региональными различиями и низкой активностью граждан. Основные центры развития институтов гражданского общества по-прежнему сосредоточены в крупных развитых городах, в то время как регионы фактически остаются на обочине публичной сферы. При анализе социокультурной специфики становления и развития гражданского общества особого внимания заслуживают общественные организации национально-культурного типа. Сущность их деятельности можно свести к артикуляции и реализации интересов людей в сфере внутри- и межэтнического взаимодействия, сохранению и развитию этнических и национальных культур. Внимание большинства современных исследователей привлекает конфликтный потенциал национально-культурных организаций, связанный с политизацией их деятельности, стремлением этноэлиты мобилизовать членов группы в сплоченное движение. Однако неоцененным остается их конструктивный потенциал, возможности в плане гармонизации межэтнических отношений в полиэтничной среде.

4. Особенности социокультурного развития региона, а также центробежные тенденции постсоветского времени способствовали активизации движений национально-культурного типа, которые обладали определенным этноконфликтным потенциалом. Структуры, которые должны способствовать становлению гражданского общества, стали играть дестабилизирующую роль в данном процессе. Общая стабилизация

ситуация в Адыгее, обусловила новые тенденции и противоречия, связанные с пониманием социокультурной роли национально-культурных организаций. В настоящее время, большинство национально-культурных организаций, являются проправительственными и лояльными к власти. Вместе с тем, возникли новые, идеологически агрессивные движения, ориентированные на молодежь и обвиняющие руководство «старых» организаций, в пассивности и полной подконтрольности российским властям. Использование социокультурного потенциала общественных национально-культурных организаций в конструктивном диалоге власти с вновь образованными движениями молодежного типа будут способствовать смягчению напряженности, и формированию гражданского общества.

5. В среде национально-культурных организаций Республики Адыгея существует раскол на политизированное крыло, выдвигающее политические цели, и деполитизированное крыло, ориентированное на решение исключительно социокультурных проблем. Конформистские тенденции, выраженные в ориентации на тесное сотрудничество с государственной властью, приводят к нарастанию противоречий между старшими членами национально-культурных организаций, лояльными по отношению к власти, и новыми молодежными течениями радикального толка. Хотя их количество незначительно в силу общей социальной пассивности молодежи. Противостояние между славянскими и адыгскими национально-культурными объединениями «стихло», после предоставления социально-политических преференций лидерам славянских национально-культурных организаций. К социокультурным факторам, препятствующим становлению гражданского общества, можно отнести следующие: чрезмерную ориентированность лидеров национально-культурных организаций

исключительно на проблемах «своей» этнической группы, на сферу внутриэтнических проблем, нежели сферу межкультурного диалога; низкую социальную активность населения в сочетании с уходом от этнокультурных традиций; недооценка потенциала молодежи в культурной деятельности организаций; недооценка взаимодействия с бизнесом в реализации культурных программ направленных на гармонизацию межэтнических отношений. Взаимодействие органов власти и национально-культурных организаций происходит преимущественно в рамках организации отдельных культурно-просветительских мероприятий.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в уточнении автором диссертации представления о сущности и структуре гражданского общества, его научном анализе и систематизации основных подходов к изучению данного феномена, а также роли этнического фактора в его формировании. Избранный автором научный подход позволил в динамике исследовать социокультурный потенциал и аспекты деятельности национально-культурных организаций в качестве фактора формирования и развития гражданского общества в Республике Адыгея.

Полученные в результате исследования данные могут представлять интерес при формировании государственной политики в их отношении.

Основные положения и результаты исследования могут быть применены при подготовке учебников, учебных пособий, стать основой ряда вузовских спецкурсов по дисциплинам социально-гуманитарного профиля.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены автором на следующих конференциях:

Всероссийская научная конференция с международным участием «Многополярный мир и безопасность: равенство, лидерство, гегемония» (Санкт-Петербург, 2010); Международная научно-практическая конференция «Развитие современного инновационного общества (экономические, социальные, философские, правовые тенденции)» (Саратов, 2010); Всероссийская научная конференция «Северный Кавказ -пространство межэтнического и межкультурного диалога молодежи» (Ставрополь, 2010).

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях общим объемом 4,5 п.л., в том числе четыре статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией РФ.

Структура диссертационной работы построена по проблемному принципу и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, одного приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определяется актуальность темы исследования, степень научной разработанности, предмет, объект исследования, цель, задачи, гипотеза диссертационной работы, дается характеристика теоретико-методологической основы работы, определяется эмпирическая база исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, характеризуются теоретическая и практическая значимость работы, а также апробация основных результатов исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования гражданского общества в полиэтничном социуме» представлены теоретико-методологические аспекты исследования

сущности гражданского общества, а также рассмотрена роль этнонационального фактора в формировании гражданского общества.

В параграфе 1.1 «Генезис представлений о гражданском обществе в зарубежной и отечественной научной традиции» рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к пониманию гражданского общества в работах зарубежных и отечественных авторов.

Диссертант рассматривает категорию «гражданское общество» в исторической перспективе, которая уходит своими корнями к идее античного полиса, где возникает понятие общества как совокупности граждан. Принципиально новый подход к пониманию гражданского общества, возникает в эпоху Возрождения в Западной Европе. Государству вменяется в обязанность защита имущественных и личных права граждан, то есть отражение интересов гражданского общества. Зарождение современной концепции гражданского общества в Новое время связано с

процессом становления и развития либеральных идей. Таким образом, для либеральной мысли, заключает автор, характерен акцент на свободе и самостоятельности гражданского общества, которое образует ряд защитных структур между индивидом и государством.

Сравнительный анализ основополагающих принципов восточной и западной модели гражданского общества, позволил диссертанту заключить, что в восточных обществах, традиционализм общинно-патриархального уклада жизни не согласуется с классическими западными представлениями о гражданском обществе, предполагающими возможность вмешиваться в публичную сферу и вести диалог с вышестоящими. В целом, модель гражданского общества на Востоке скорее напоминает систему вертикальных взаимосвязей, в которой община и институт взаимопомощи выступают средствами реализации интересов подданных.

Подвергнув обстоятельному анализу научные дискуссии о базовых принципах и способах построения гражданского общества в России, автор условно выделяет два направления. Представители первого полагают, что гражданское общество определяется как совокупность социальных отношений, институтов, горизонтальных связей, функционирующих вне рамок государства, благодаря которым индивид и социальные группы выражают свои интересы. Сторонники другого направления считают, что наиболее эффективной теоретической основой построения гражданского общества в современной России является такая модель, при которой гражданское общество могло бы тесно взаимодействовать с сильной государственной властью.

Таким образом, понимание сущности гражданского общества во многом зависит от особенностей исторического развития той или иной

страны. Особенностью российской модели гражданского общества является то, что она впитала в себя традиции как западной, так и восточной моделей. Однако российской культуре свойственны патерналистские черты, встраивающие структуры гражданского общества в вертикальные отношения с властью. Автор предлагает модели гражданского общества в России рассмотреть в рамках трех основных подходов. Первый подход понимает гражданское общество как совокупность горизонтальных связей, направленных на не зависящее от государства удовлетворение потребностей членов общества. Второй подход признает за государством основополагающую, инициирующую роль в формировании институтов гражданского общества. Третий подход наиболее приемлемый для России называет «промежуточным», и предлагает рассматривать гражданское общество в России с точки зрения адекватности самому себе, то есть как совокупность горизонтально-вертикальных связей, обусловленных историческими особенностями развития гражданских структур в нашей стране.

В параграфе 1.2 «Теоретические дискуссии о влиянии этнонационального фактора на процесс становления и развития гражданского общества» автором проанализированы основные теоретические подходы к анализу влияния этнонационального фактора на становление гражданского общества.

Рассмотрев основные концептуальные подходы к изучению этничности и роли этнонационального фактора в становлении гражданского общества - примордиализм, инструментализм, конструктивизм - диссертант соглашается с тем, что ни одна из теорий этничности не в состоянии в полной мере отразить ее сущность, поэтому более продуктивным в

исследовании представляется синтез основных подходов при анализе конкретных аспектов социальных процессов. Процесс формирования гражданской нации, по мысли автора, является составной частью развития гражданского общества, так как предполагает равенство всех граждан перед законом, независимо от их этнической принадлежности. Такое понимание гражданской нации имеет попытку противостоять политизации этничности, которая несет в себе конфликтный потенциал и препятствует развитию гражданского согласия. Соответственно, исследование проблемы становления гражданского общества в полиэтничном социуме видится диссертанту с точки зрения идеи гражданской нации как единой многокультурной социальной общности. Роль национально-культурных организаций в построении и функционировании гражданского общества, как полагает автор, изучена недостаточно и представлена преимущественно в контексте исследований этнонационализма, рассматривающих их в качестве фактора этнической мобилизации членов своей группы. Данная тенденция соответствует популярным в современной науке парадигмам инструментализма. Однако, на взгляд автора, подобный подход к анализу роли этнического фактора в становлении современного гражданского общества представляется односторонним. Более продуктивной видится концепция национально-культурной автономии как формы экстерриториальной автономии. Наиболее важной в концепции является идея о том, что проблемы, связанные с сохранением языка, традиций, обычаев того или иного народа необходимо перенести из политической в культурную сферу. Данную идею, по мнению автора, можно применить не только к национально-культурным автономиям, но и ко всем формам национально-культурной самоорганизации граждан (в том числе к

общественным организациям) для того, чтобы препятствовать политизации этнических вопросов и, тем самым, направить в конструктивное русло систему государственного регулирования сферы межэтнических отношений.

Во второй главе «Национально-культурные организации в структуре гражданского общества современной России» рассмотрены особенности развития и функционирования общественных организаций национально-культурного типа в современной России.

Параграф 2.1 «Национально-культурные организации как социокультурный институт гражданского общества» посвящен анализу деятельность национально-культурных организаций как социокультурного института, определению их статуса в структуре гражданского общества.

Анализ деятельности общественных организаций в современной России позволил диссертанту выявить следующие тенденции в развитии гражданского общества: слабость его структур, попытки государства поставить под свой контроль различные формы гражданских инициатив; несовершенство законодательных норм и практик взаимодействия государства и общественного сектора; формирование гражданского общества затруднено низкой активностью самих граждан, без которой гражданские структуры не могут нормально функционировать. В сфере продвижения механизмов социального партнерства между государством, бизнесом и общественными организациями наиболее распространенными являются такие формы и институты взаимодействия, как социальный заказ, фонды местных сообществ, гранты и субсидии. Важную роль в плане общественного воздействия на принятие управленческих решений начинают играть такие институты гражданского общества, как региональные общественные палаты, общественно-экспертные советы, совещательного

консультационные органы, как правило, состоящие из активистов общественных организаций. Однако тот факт, что большинство подобных институтов создаются при органах исполнительной власти, а также значительная организационно-правовая и финансовая зависимость общественных структур от них заставляют признать, что развитие гражданского общества в стране находится в зачаточном состоянии.

На сегодняшний день, как полагает автор, регулирование деятельности национально-культурных организаций наталкивается на ряд сложностей, одна из которых, связана с толкованием таких спорных в научной и правовой практике категорий, как «этническое меньшинство», «национальное меньшинство», «этническая общность». Это, в свою очередь, создает широкое поле для манипулирования правовыми нормами, обеспечивающими реализацию национально-культурных прав граждан.

Автор анализирует особенности деятельности национально-культурных организаций в современной России и приходит к выводу о том, что система регулирования деятельности национально-культурных организаций является отражением эволюции социально-политический системы страны, которая прошла путь от центробежных тенденций в государстве, обусловленных межэтническими конфликтами постсоветской России, до усиления позиций федеральных властей, выбравших курс на деполитизацию этничности.

Национально-культурные организации нацелены преимущественно на сохранение, развитие культуры, языка, обычаев, традиций представляемой ими этнической группы. В это же время, как полагает автор, неоцененным остается их конструктивный потенциал, направленный на гармонизацию межэтнических отношений. Чрезмерная ориентированность

на определенную этническую группу, а не на сферу межэтнического диалога, является показателем незрелости гражданских структур. Отсутствие последовательной линии взаимодействия государства с этнически ориентированными организациями заставляет говорить о проблемах системы государственного регулирования в данной сфере.

В параграфе 2.2 «Социокультурная динамика развития национально-культурных организаций и элементов гражданского общества в Республике Адыгея» автор исследует динамику становления и развития национально-культурных организаций, а также роль и специфику их деятельности на примере наиболее известных организаций Республики Адыгея.

Рассмотрев особенности деятельности национально-культурных организаций в Республике Адыгея, автор приходит к следующим выводам. На формирование гражданского общества в регионе оказали влияние противоречия историко-культурного процесса. С одной стороны, среди кавказских, в том числе адыгских народов, был развит институт взаимопомощи (по сути, прототип горизонтальных отношений в социуме), с другой стороны, эта модель социальных отношений существовала в рамках традиций с определенной социальной иерархией, требовавшей беспрекословного подчинения старшим, что не согласуется с классической концепцией гражданского общества. По этой причине институты гражданского общества, занимающиеся выстраиванием равноправных партнерских отношений в обществе, воспринимаются населением негативно.

Данная проблема дополнилась тенденциями постсоветского времени, связанными с ростом этнократии, национализма и экстремизма,

что привело в появлению двух противоречивых тенденций: с одной стороны, апелляция к идеям традиционного кавказского общества как дань исторической памяти народов; с другой стороны, этнократический феномен единоличной власти глав субъектов, который, по сути, не имеет ничего общего с традиционным социальным укладом жизни кавказских народов.

В постсоветское время ключевым актором в процессе этнической мобилизации стали структуры гражданского общества национально-культурного типа, которые обладали определенным конфликтным потенциалом. Национально-культурные организации, возникая на правах институтов гражданского общества и требуя реализации социальных и культурных прав, со временем сформулировали политические притязания с националистической окраской. Причем данное явление характерно не только для организаций, представляющих интересы автохтонного этноса, но и распространяется на славянские объединения и общественные структуры, которые заявили о себе. В результате структуры, призванные способствовать становлению гражданского общества, стали играть дестабилизирующую роль в данном процессе. Как полагает диссертант, на сегодняшний день большинство национально-культурных организаций, являются проправительственными и лояльными к власти. Вместе с тем, актуальной тенденцией последнего десятилетия является возникновение на месте старых организаций новых, идеологически все более агрессивных движений, ориентированных на молодежь. При этом лидеры молодежных течений все чаще заявляют об оппозиционности руководству «старых» организаций, обвиняя их в пассивности и полной подконтрольности властям.

Диссертант отмечает и позитивные тенденции в сфере межэтнических отношений, связанные с появлением миротворческих организаций, способствующих урегулированию и преодолению последствий межэтнических конфликтов. Несмотря на их финансовую зависимость от властей, по мнению автора, конструктивное использование их потенциала способно создать альтернативу радикальным идеологиям в полиэтничном регионе.

В параграфе 2.3 «Социокультурные аспекты и проблемы деятельности национально-культурных организаций Республики Адыгея» автор на основе собственного прикладного исследования предпринимает попытку исследования социокультурных особенностей деятельности национально-культурных организаций.

Для более глубокого и всестороннего анализа деятельности национально-культурных организаций автором был проведен экспертный опрос. При сборе данных использован метод полуструктурированного интервью, предполагающего в каждом из тематических блоков перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация. В экспертном опросе участвовало 40 экспертов.

В результате анализа данных проведенного исследования, автор приходит к следующим выводам. Большинство экспертов признают высокую роль национально-культурных организаций, отмечая, что, они в определенной степени выступают центрами этнической мобилизации, а также являются альтернативой территориальной автономии, что тоже крайне важно для развития культуры того или иного народа. Среди основных проблем, отмеченных экспертами в деятельности национально-культурных организаций, диссертант выделяет следующие:

- проблема клановости во власти, которая отражается в благоприятном отношении к деятельности «своих», и проблемах для других национально-культурных организаций.

- отсутствие стабильных источников финансирования, что ограничивает объем помощи со стороны общественных организаций целевым категориям населения и препятствует осуществлению долгосрочных проектов (которые необходимы в первую очередь в области культуры, миротворчества, образования);

- низкая вовлеченность религиозных и национально-культурных общественных организаций в социокультурные проекты, и их уходят от решения конкретных общественных проблем в сферу политики;

- недостаточное информационное обеспечение национально-культурных организаций, отсутствие возможности освещения своей деятельности в центральных СМИ;

использование властью ресурса национально-культурных организаций для достижения политических целей (например, акции протеста против объединения Адыгеи и Краснодарского края, проходившие при тесном взаимодействии региональных властей и организаций);

- нежелание членов местных сообществ к самоорганизационной деятельность и готовность к вовлечению в общественную деятельность, организуемую сверху;

- пассивность культурной элиты, интеллигенции в плане взаимодействия с населением, на поддержание развития гражданского общества, на создание институтов, направленных на организацию общественного диалога.

По результатам исследования, диссертант заключает, что национально-культурные организации являются неотъемлемой частью структуры гражданского общества в Республике Адыгея и активно проявляют себя в культурной жизни общества. Опасность в деятельности национально-культурных организаций в развитии гражданского общества представляет политизация этничности, в связи с этим необходимо ориентировать их деятельность преимущественно на культурную сферу. Осознание данной перспективы лидерами организаций (в частности, черкесских) приводит к постепенному, пока неявному расколу в их среде на радикальное (политизированное) и умеренное (акцентирующее культурную роль организаций) крыло. Хотя здесь важно отметить, что большинство самих лидеров организаций отрицают факт раскола внутри движения. При этом представители черкесских этнодиаспориальных групп в ходе опросов обнаруживают гораздо меньшую политизированность и большую лояльность к российским властям в отличие от радикальных представителей тех же организаций, проживающих на территории России.

Взаимодействие между национально-культурными организациями в регионе характеризуется: «утиханием» конфликта между славянскими и адыгскими национально-культурными движениями, имевшим место лишь в период выборов в региональный парламент; относительно ровными отношениями между адыгскими объединениями и организациями других этнических групп; ориентированностью организаций на сферу внутриэтнических проблем, нежели сферу межэтнического диалога.

Диссертант отмечает, что недостаточно оценен потенциал молодежных организаций. Не имея возможности реализовать свои интересы в среде «старого» поколения, молодые люди все чаще заявляют о своей

оппозиционности старым организациям, которые ассоциируется с лояльностью российским властям. Хотя на данный момент их число незначительно в силу общей социальной пассивности молодежи.

Важным субъектом общественной жизни, который за последние годы стал приобретать все больший вес, являются миротворческие организации, которые в перспективе могут стать движущим механизмом межкультурного и межэтнического сотрудничества. Взаимодействие органов власти и национально-культурных организаций происходит преимущественно в рамках деятельности общественных советов, организации и финансирования Со стороны государства отдельных культурно-просветительских мероприятий, культурных программ. Вместе с тем, эксперты из числа национально-культурных организаций по-разному оценивают степень эффективности данного взаимодействия. К более или менее позитивной оценке, как правило, склонны лидеры, совмещающие членство в организациях с представительством в законодательных органах власти и успешной предпринимательской деятельностью, имеющие регулярный контакт с государственными властями и возможность лоббировать свои интересы. Ориентация органов государственной и муниципальной власти на умеренное крыло национально-культурных и миротворческих организаций, а также на привлечение молодого поколения к участию в культурной деятельности данных организаций в перспективе может привести к эффективному и плодотворному взаимодействию.

В заключении приводятся основные итоги работы, излагаются выводы диссертационного исследования, формулируются наиболее важные результаты.

III. Основное содержание диссертационного исследования изложено в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией РФ

1. Тхатель С. А. Концептуальные основы изучения деятельности национально-культурных организаций как фактора становления гражданского общества в современной России // European Social Science Journal. Москва: Изд-во «МИИ Наука», 2012. - С. 506-511. (0,5 п.л.)

2. Тхатель С.А. Развитие национально-культурных организаций в полиэтничном социуме: социологический аспект // Теория и практика общественного развития. Краснодар: Изд-во «Хоре», 2013. - №8. - С. 57-59. (0,3 п.л.)

3. Социокультурные особенности развития гражданского общества на Северном Кавказе // Теория и практика общественного развития. Краснодар: Изд-во «Хоре», 2013. - №9. - С. 95-96. (0,3 пл.)

4. Тхатель С.А. Социокультурные модели гражданского общества: теоретический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во Адыг. гос. ун-та, 2013. - №3. (0,3 п.л.)

Статьи и работы автора, опубликованные в других изданиях:

5. Тхатель С.А. Деятельность молодежных национально-культурных организаций как фактор безопасности территории (на примере Республики Адыгея) // Северный Кавказ - пространство межэтнического и межкультурного диалога молодежи: Материалы Всероссийской научной

28

конференции (17-18 ноября 2010 г.). - Ставрополь: Изд-во Ставр. гос. унта. - С. 111-118.(0,5 п.л.)

6. Тхатель С.А. Деятельность национально-культурных организаций как фактор обеспечения безопасности (на примере Республики Адыгея) // Многополярный мир и безопасность: равенство, лидерство, гегемония: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (27-28 мая 2010 г.). СПб.: Изд-во Балт. гос. техн. ун-та, 2010. - Т. II. - С. 248-253. (0,3 п.л.)

7. Тхатель С.А. Становление гражданского общества в Республике Адыгея: роль национально-культурных организаций // Развитие современного инновационного общества (экономические, социальные, философские, правовые тенденции): Материалы международной научно-практической конференции (4 октября 2010 г.). - 4.4. Саратов: Изд-во «Кубик», 2010. - С. 64-67. (0,3 п.л.)

8. Тхатель С.А. Национально-культурные организации в условиях формирования гражданского общества. Краснодар: Изд-во «Экоинвест», 2013.-50 с. (2 пл.)

Сдано в набор Подписано к печати Формат бумаги 60x84 1/16 Компьютерный набор Офсетная печать. Бумага офсетная Объем 2,1 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Издательство

Отпечатано в типографии ООО «Центр Полиграфических Решений» г. Краснодар, ул. Сормовская, 7, заказ № 347

 

Текст диссертации на тему "Социокультурный потенциал национально-культурных организаций в развитии гражданского общества"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет»

. На правах рукописи

0420145^628

ТХАТЕЛЬ СУСАННА АСЛАНБИЕВНА

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА

22.00.06 - Социология культуры

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор П.М. Хакуз

Майкоп - 2013

Оглавление

Введение........................................................................................3

1 Теоретико-методологические основы исследования гражданского общества в полиэтничном социуме.....................................................15

1.1 Генезис представлений о гражданском обществе в зарубежной и отечественной научной традиции.........................................................15

1.2 Теоретические дискуссии о влиянии этнонационального фактора на процесс становления и развития гражданского общества.......................................38

2 Национально-культурные организации в структуре гражданского общества современной России...........................................................63

2.1 Национально-культурные организации как социокультурный институт гражданского общества......................................................................63

2.2 Социокультурная динамика развития национально-культурных организаций и элементов гражданского общества в Республике Адыгея........................90

2.3 Социокультурные аспекты и проблемы деятельности национально-

культурных организаций Республики Адыгея........................................112

Заключение..................................................................................139

Список использованной литературы................................................150

Приложение 1...............................................................................173

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью процесса институционализации гражданского общества в современной России как необходимого условия ее становления в качестве демократического государства. Именно с развитием структур гражданского общества связаны ключевые ресурсы модернизации социальных отношений в современной России.

Кардинальные социальные, политические и экономические изменения в конце XX в. в России открыли широкие возможности для свободной самоорганизации граждан. Важное место в данном процессе занимают общественные организации, стремительный рост числа которых мы наблюдаем в последние десятилетия. Однако важно учитывать, что рождение гражданского общества в постсоветской России происходило в уникальной исторической ситуации. Как отмечают исследователи, «его облик складывался под воздействием адаптирующихся в новых реалиях старых структур, выпадения из социальных отношений массы людей»1. Данная черта наложила отпечаток на особенности функционирования гражданского сектора в нашей стране.,

Проблематика гражданского общества приобретает особую значимость для полиэтничного социума. Так, «в нашей стране живут представители

•у

более 180 .народов, говорящих на 239 языках и диалектах» . Такое этнокультурное разнообразие превращает проблему гармонизации межэтнических отношений в рамках формирующегося гражданского общества в одну из приоритетных задач. Данная тема была затронута в

1 Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России // Под ред. Хорос В.Г. - М., 1998.-С. 57.

2 Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - 2011. - 22 декабря. - Режим доступа: http ://президент.рф/news/14088.

послании Президента РФ в 2012 г.: «Попытки провоцировать межэтническую напряженность, религиозную нетерпимость мы должны рассматривать как вызов единству Российского государства, как угрозу для каждого из нас. Мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила»1.

Проблему становления гражданского общества в полиэтничной среде можно проиллюстрировать на примере Республики Адыгея - региона, в котором, по данным 2010 г., проживает свыше 270 тыс. русского населения, что составляет 63,6 % от общего населения; около 110 тыс. адыгов (26%); остальное население поделено между армянами (15,6 тыс.), украинцами (5,9 тыс.), курдами (4,5 тыс.), татарами (2,6 тыс.) и другими, в процентном соотношении составляющими от 1 до 3 %.2

После распада советской государственности в общественной жизни Адыгеи переплелись противоречия традиционного образа жизни северокавказских народов и новых демократических преобразований. В условиях «этнического ренессанса», характерного не только для данного региона, но и для всего постсоветского пространства, одним из важнейших структурообразующих элементов формирующегося гражданского общества стали национально-культурные организации, возникшие в ходе институционализации общественных движений.

При наличии работ, посвященных различным аспектам деятельности национально-культурных организаций Республики Адыгея, следует отметить отсутствие , работ прикладного характера в изучении социокультурной

1 Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - 2012. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/17118.

2 Всероссийская перепись населения (2010) [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия \У11аресИа. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ _(2010).

специфики их деятельности. Это ведет к недооценке роли социокультурных процессов в жизни адыгского общества. Без анализа их воздействия невозможно понять сущность социальных процессов, их последствий, в целом, для общества и для конкретных групп населения, в частности. На фоне существующей опасности обострения межэтнических отношений в Адыгее исследование особенностей социокультурной деятельности национально-культурных организаций представляется актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Принципиальные вопросы существования гражданского общества были предметом теоретического осмысления великих мыслителей Древности: Конфуция, Платона, Аристотеля и др.

Религиозное христианско-цивилизационное сопровождение идей гражданского общества предметно разработано в трудах А. Блаженного, Ф. Аквинского.

В Новое время исследования естественно-правовых форм обеспечения идеи гражданского общества связаны с именами Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсона, А. Смита и др.

Государственно-правовая традиция исследования проблем гражданского общества была заложена в работах И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и др.

Среди современных авторов, рассматривавших различные аспекты деятельности структур гражданского общества, можно назвать Р. Дарендорфа, Дж. Кина, Р. Нозика, М. Уолзера, Ф.А. Хайека, Й. Шумпетера и мн. др.

Этнокультурные аспекты гражданского общества в рамках концепций национально-культурных объединений рассмотрены в фундаментальных трудах представителей австромарксистской школы К. Реннера, О. Бауэра.

Среди современных зарубежных авторов, изучающих этнонациональный аспект становления гражданского общества, следует выделить Э. Геллнера, М. Фишер, Э. Яна.

Фундаментальные основы гражданского общества были изучены в трудах знаменитых российских философов, государствоведов и правоведов: Ю. Крижанича, И. Посошкова, И. Аксакова, К. Аксакова, А. Хомякова, П.Я. Чаадаева, Н. Чернышевского, В. Белинского, Б. Чичерина, В.И. Ленина и мн.

др.

Особенности становления гражданского общества в современной России среди отечественных исследователей изучают H.A. Баранов, Н.Ю. Беляева, Е.В. Белокурова, А.Х. Бурганов, С.М. Воробьев, И.В. Задорин, A.JI. Зарубин, JI.C. Мамут, Л.И. Никовская, В.В. Рябев, В.Г. Хорос, И.С. Шушпанова, В.Н. Якимец и мн. др.

В советское время этнонациональная проблематика была рассмотрена в трудах С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, И.В. Сталина, H.H. Чебоксарова, С.М. Широкогорова др.

Современная этнонациональная и этнокультурная специфика Северного Кавказа в условиях формирующейся демократии изучается в трудах Р.Г. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, А.Р. Аклаева, С.А. Арутюнова, В.А. Ачкасова, С.А. Бабаева, И.П. Добаева, A.A. Празаускаса, В.А. Тишкова, В.В. Черноуса, A.A. Эбзеева и др.

Исследованию этнокультурных процессов в Республике Адыгея посвящены труды Т.И. Афасижева, С.А. Ляушевой, РА. Ханаху, A.A. Шадже, А.Ю. Шадже и др.

Проблемы деятельности национально-культурных объединений в современной России разрабатываются в трудах Э.М. Львовой, И.В. Нам, В. Степанова, М.П. Фомиченко и др.

Исследованию деятельности общественных организаций на Юге России посвящены работы таких авторов, как И.П. Добаев, С.М. Маркедонов, В.А. Тишков, Л.Л. Хоперская и др.

Объект исследования: национально-культурные организации как фактор формирования гражданского общества в полиэтничном социуме.

Предмет исследования: социокультурные возможности и проблемы деятельности национально-культурных организаций Республики Адыгея.

Цель работы состоит в выявлении условий и социокультурного потенциала деятельности национально-культурных организаций в формировании гражданского общества в полиэтничном социуме.

Задачи исследования:

- рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к пониманию и исследованию гражданского общества в зарубежной и отечественной научной традиции;

- определить роль этнонационального фактора в формировании современного гражданского общества;

- проанализировать деятельность общественных национально-культурных организаций как социокультурного института гражданского общества;

- показать социокультурную динамику становления и развития национально-культурных организаций в Республике Адыгея;

- исследовать социокультурные аспекты и проблемы деятельности национально-культурных организаций Республики Адыгея.

Гипотеза исследования. В постсоветское время ключевым актором в процессе этнической мобилизации стали структуры гражданского общества национально-культурного типа, которые обладали определенным конфликтным потенциалом. С начала 2000-х годов в связи с изменившейся социально-политической ситуацией в стране произошло «утихание»

деятельности национально-культурных организаций, снижение их влияния на социальные процессы. Однако неоцененным остался их социокультурный потенциал, способный направить в конструктивное русло решение этнокультурных проблем в процессе построения гражданского общества. В перспективе это может привести к появлению нового поколения активных и агрессивных организаций, способных дестабилизировать данный процесс.

Теоретико-методологическая основа диссертации базируется на общенаучных методологических положениях социокультурного анализа.

Классические либералистские теории (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Фергюсон, А. Смит, А. де Токвиль, Ф. Хайек и др.), в целом, понимающие гражданское общество как промежуточное пространство между государством и семьей, пользующееся автономией по отношению к государству, применены в исследовании особенностей развития гражданского общества и его структур.

При рассмотрении специфики российской модели гражданского общества использован подход российских либералистов (М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, П.И. Новгородцев и мн. др.), делавших акцент на обязанностях личности по отношению к общественному целому, стремясь к синтезу либеральных свобод с идеалами консерватизма.

Анализ этничности и ее влияния на процесс становления и развития гражданского общества в полиэтничном социуме потребовал использование инструменталистского подхода (Н. Глейзер, Д. П. Мойнихан, П. Брасс, М. Фишер, Г.С. Денисова, М.Р. Радовель, Л.М. Дробижева, Г.У.Солдатова и др.), в котором этничность характеризуется как средство достижения групповых интересов и этнической мобилизации.

Междисциплинарный характер исследования определил использование основных достижений социально-гуманитарных наук в методологии исследования объекта. В работе используются общие положения структурно-

функционального, сравнительного, исторического анализа. Общая исследовательская установка опирается на социокультурный подход к пониманию и объяснению особенностей и проблем деятельности национально-культурных организаций.

Эмпирическая база исследования. Многоаспектность заявленной проблематики обусловила необходимость использования комплекса методов для получения эмпирической базы. Методами предлагаемого исследования послужили: метод сравнительного анализа, примененный для сопоставления институциональной и правовой базы гражданского общества в исследуемом регионе с аналогичными показателями, характерными для других регионов России; анализ документов статистической отчетности, правовых актов, публикаций СМИ; эмпирические данные проведенного автором экспертного интервью (N - 40).

Также использован вторичный анализ широкого круга данных эмпирических исследований отечественных научных коллективов: всероссийское исследование «Перспективы гражданского общества в России», проведенное Левада-центром в 2011 г.; всероссийское исследование «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы, проведенное AHO «Социологическая мастерская Задорина» (ЦИРКОН) в 2008 г.; исследования, подготовленные для материалов Доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (Общественной палаты РФ) в 2008-2012 гг. и др.

Научная новизна диссертационного исследования:

- на основе анализа основных теоретико-методологических подходов к исследованию гражданского общества выявлена российская модель гражданского общества, со свойственными ей историческими особенностями развития гражданских структур;

- проанализированы основные теоретико-методологические подходы к изучению этнонациональной проблематики, что позволило определить роль этнонационального фактора в формировании современного гражданского общества;

представлена социокультурная специфика деятельности общественных национально-культурных организаций в развитии гражданского общества в современной России;

- показана социокультурная динамика становления и развития национально-культурных организаций в Республике Адыгея;

- исследована роль национально-культурных организаций в развитии гражданского общества в Республике Адыгея на современном этапе, а также определены новые тенденции в их развитии;

- предложены рекомендации по использованию социокультурного потенциала национально-культурных организаций в развитии гражданского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Российская модель гражданского общества впитала в себя традиции как западной, так и - восточной моделей. Первый подход понимает гражданское общество как совокупность горизонтальных связей, направленных на не зависящее от государства удовлетворение потребностей членов общества. _ Второй подход признает за государством основополагающую, инициирующую роль в формировании институтов гражданского общества. Российской модели гражданского общества свойственны патерналистские черты, встраивающие структуры гражданского общества в вертикальные отношения с властью, что позволяет говорить о третьем промежуточном подходе, в рамках которого гражданское общество в России предстает, как совокупность горизонтально-вертикальных связей,

обусловленных историческими особенностями развития гражданских структур.

2. Наиболее адекватной концептуальной базой, способной отразить специфику становления гражданского общества в полиэтничной России и направленной на сохранение и поддержание целостности российской государственности с учетом ее национальных интересов, является идея гражданской нации, не отрицающая существования устойчивых социокультурных черт, свойственных этническим группам, вместе с тем, рассматривающая нацию как совокупность граждан с определенным набором этнокультурных и этнорелигиозных прав, не ущемляющих права других граждан.

3. Формирование1 гражданского общества в стране затруднено региональными различиями и низкой активностью граждан. Основные центры развития институтов гражданского общества по-прежнему сосредоточены в крупных развитых городах, в то время как регионы фактически остаются на обочине публичной сферы. При анализе социокультурной специфики становления и развития гражданского общества особого внимания заслуживают общественные организации национально-культурного типа. Сущность их деятельности можно свести к артикуляции и реализации интересов людей в сфере внутри- и межэтнического взаимодействия, сохранению и развитию этнических и национальных культур. Внимание большинства современных исследователей привлекает конфликтный потенциал национально-культурных организаций, связ�