автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Социология Т.Г. Масарика
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора социологических наук Нарбут, Николай Петрович
Введение
Глава 1. Место Т.Г.Масарика в чешской политике, науке, культуре
§ 1. Становление Т.Масарика как ученого и общественного деятеля
§ 2. Вступление Т.Масарика в реальную политику. Интеллектуальная 24 и политическая зрелость
§ 3. Роль Масарика в создании независимого Чехословацкого госу- 29 дарства. Т.Г.Масарик как президент
Глава 2. Общая характеристика и основные черты социологии Т.Г.Масарика
§ 1. Проблема «реального» значения теоретического наследия Маса- 3 8 рика
§ 2. Теоретические источники социологических взглядов Масарика. 69 Основные черты его мировоззрения, понимание социологии как науки
§ 3. Масарик как академический социолог
Глава 3. Основные проблемы научно-теоретических исследований Т.Г.Масарика
§ 1. Вопросы религии и веры и анализ современного общества
§ 2. Социальный вопрос и критика марксизма
§ 3. «Русский вопрос» в творчестве Т.Масарика. Социологический 142 анализ большевизма
§ 4. «Чешский вопрос: спор о смысле чешской истории и проблема 149 «малого народа»
§ 5. Проблема демократии и гуманизма. Многоплановый характер 156 понимания демократии Масариком. Демократия и теократия
Глава 4. Дискуссии о теоретическом наследии Масарика, Ф Т.Г.Масарик в истории мировой социологической мысли
§ 1. Социологический метод Масарика (социология между наукой и 159 искусством)
§ 2. Чешская социология под тенью Т.Масарика. Попытки система- 163 тизации его социологии
§ 3. Масарик как «чешский миф», философ на троне, символическая 182 фигура чешской истории
Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Нарбут, Николай Петрович
Актуальность темы исследования. Т.Г. Масарик (1850-1937), основоположник и первый президент Чехословацкой Республики, по определению П.Сорокина, «великий человек, ученый и государственный деятель»1, до самого последнего времени практически не был известен в России ни как политик, ни как социальный мыслитель и философ, и совсем не известен как социолог. И это объясняется не только тем, что в течение многих лет его имя в нашей стране замалчивалось, а если и упоминалось, то исключительно в контексте, связанном с деятельностью чехословацких легионеров в период Гражданской войны, но и в работах западных авторов по истории социологии имя Масарика встречается очень редко. Причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что в социологии сложилась своеобразная традиция, согласно которой «малые национальные социологии», представителем одной из которых и является Масарик, де-факто как бы не существуют, а их значение ограничивается территорией национальных государств, в рамках которых они возникли. Поэтому вполне естественно, что социологи этих стран, какой бы вклад в науку они ни внесли (несмотря на их признание как основателей и классиков в рамках национальных школ), даже в солидных трудах по истории социологии, как правило, не упоминаются. Практически ни в одном из них мы не встретим имен среднеевропейских и восточноевропейских социологов (за исключением, пожалуй, Ф.Знанецкого и Л.Гумпловича).
Типичной является точка зрения известного немецкого социолога Р.Мюнха, который в обширном труде о мировой социологии утверждает, что существуют только «четыре важнейших социологических дискурса», которые заслуживают внимания. Они представлены основными классиками, канонизированными в свое время Т.Парсонсом. Это дискурс английский (Спенсер, Милль), американский (Уорд, Кули, Чикагская школа, Парсонс,
1 Сорокин П. Долгий путь. - Сыктывкар, 1991. - С. 161. этнометодология), немецкий (Маркс, Вебер, Зиммель, Луман) и франко-итальянский (Дюркгейм и Итальянская школа политической социологии). Этим основным дискурсам соответствует также и доминирующая тематическая ориентация: американскому - индивид и прагматизм, немецкому - экономика и власть, франко-итальянскому - политическая власть и разделение труда, английскому - эволюция и индивидуализм и т.д.2
Подобная точка зрения весьма распространена и в отечественной литературе. Тем не менее кроме общепризнанных социологов мирового уровня существуют не принимаемые во внимание «большой наукой» классики европейских национальных социологических школ: болгарской, польской, румынской, чешской, сербской и т.д. Возможно, их значение не всегда перерастает рамки национальной социологической общественности, однако без их знания нельзя понять многие существенные черты в жизни и судьбе малых и средних европейских народов и государств. И это не может не наносить ущерб все более интернационализирующейся социологической науке, так как хотя бы информативное знакомство с историей и представителями «национальных социологий» и знание русской социологии (для Запада) является необходимой предпосылкой для понимания специфики развития современных обществ в различных исторических условиях.
Томаш Гарриг Масарик - классик чешской национальной социологии и первый выдающийся аналитик модерна в чешских землях. Именно в этом контексте имеет смысл исследовать его творчество. Несомненно и то, что возникновение и развитие Чехословацкого государства, Чешской Республики в ее современном виде, а также во многом и чешской национальной культуры, нельзя понять без знания наследия Т.Г.Масарика. И без преувеличения можно добавить, что без учета специфики Чехии (социальной, экономической, политической, культурной) невозможно понять и своеобразие Средней Европы.
2 См.: Munch R. Sociological Theory. - New York, 1995.
Конечно, понимание Средней Европы и, в частности, Чехии не является самоцелью. Достаточно, однако, только напомнить о резко изменившейся в мире за последние годы роли Центральной и Восточной Европы, о стратегическом положении Чешской Республики на европейском континенте, об исторических связях между нашими народами и т.д., чтобы осознать чрезвычайную важность данной проблемы. Т.Г.Масарик сыграл беспрецедентную историческую роль в процессе формирования чешского национального сообщества и при возникновении независимого Чехословацкого государства в 1918 г. В этом сходятся как его почитатели, так и противники, которые еще и сегодня указывают, что проводившаяся им с начала Первой мировой войны стратегия, направленная на «разрушение» Австро-Венгрии и ее последующий распад на ряд независимых государств, имела для этих стран катастрофические последствия.
В обширном и многогранном теоретическом наследии Т.Г.Масарика непросто вычленить социологическую составляющую, так же как сложно отделить его научную деятельность от политической и от самой личности первого президента Чехословакии. Однако социологическое творчество Масарика имеет несомненную ценность само по себе и заслуживает самого пристального изучения.
Значение Масарика, его вклад в социологию заключается прежде всего в глубоком анализе актуальных и конкретных вопросов, перед которыми стояли Чехия, Европа и весь западный мир его времени. Это проблемы демократии и гуманизма, морали и политики, религии и революции, кризиса современного человека и общества, соотношения национального и социального вопросов, права наций на самоопределение, роли и места «малых» народов и государств в изменяющемся мире, возможности научной политики, отношения России и Европы, оценки марксистской теории и т.д.
Конечно, Т.Масарик, по существу, был прежде всего политиком, практиком, который свою общественную деятельность с самого начала основывал на двух взаимосвязанных принципах: на высокой морали (как в личной, так и в общественной жизни) и на знании, базирующимся на социологии как важнейшей науке, без которых полезная общественная деятельность и нравственная политика невозможны. С этой точки зрения Масарик - личность незаурядная.
В стремлении «социологически» обосновать политику, Масарик не является исключением: здесь он опирается на Конта и целый ряд других мыслителей. Исключение, однако состоит в том, что в отличие от Конта, который «начал критикой мифов и закончил тем, что вымыслил целую позитивистскую мифологию»3, включая позитивную политику, Масарику в его стремлении обосновать политику социологически сопутствовал успех. Нельзя, конечно, утверждать, что возникновение Чехословацкой Республики (1918) во главе с Масариком было «материализацией» его социологических идей, но то, что в Средней Европе появилась и двадцать лет существовала развитая и стабильная демократия, во многом основанная на теоретических идеях Масарика, практически однозначно показывает связь между социологией, этикой и политикой.
На протяжении всей своей теоретической и практической деятельности Масарик ставил и решал вопросы, которые не потеряли актуальности и сегодня. Его вклад в социологическую науку заключается прежде всего в фундаментальном анализе насущных проблем своего времени, результаты которого выходят далеко рамки его эпохи и могут рассматриваться в качестве инспирирующих факторов ее дальнейшего развития. Занимаясь самыми различными областями социального знания, Т.Г.Масарик не создал законченной социологической системы, однако по глубине анализа, актуальности поднятых вопросов, на многие из которых он дал ответы, Масарик, несомненно, занимает почетное место в истории социологической мысли.
Степень разработанности проблемы. В последнее время интерес к теоретическому наследию Масарика и его практической деятельности значительно возрос. В нашей стране прошла международная конференция истори
3 Сарек К. Hovory s T.G.Masarykem // Spisy XX. - Praha, 1990. - S.219. 7 ков «Т.Г.Масарик и Россия»4, проведен «круглый стол» историков и архивистов России и Чехии «Т.Г.Масарик. К 60-летию со дня смерти первого президента Чехословакии»5. Вышло несколько работ, в той или иной степени затрагивающих прежде всего политическую деятельность Т.Г.Масарика, наиболее значительные из которых принадлежат историку Е.Ф.Фирсову6. В 2000 г. после практически векового перерыва был опубликован оригинальный текст Масарика - первый том его фундаментального исследования «Россия и Европа» . В 2003 г. в России впервые вышел солидный перевод его избранных текстов, снабженный комментариями и подробной аналитической вступительной статьей . Однако работ, посвященных анализу его теоретических и, в частности, социологических взглядов, практически не существует. Исключение (кроме публикаций автора диссертации) составляет статья историка Э.Г.Лаврик9, в которой делается весьма робкая попытка представить социологические взгляды Т.Г.Масарика.
В то же время, уже с начала XX в. существует обширнейшая иностранная, главным образом чешская (что вполне естественно), литература, посвященная анализу теоретического, в основном политического и философского наследия Т.Г.Масарика. Перечисление только важнейших работ займет достаточно много места. Поэтому отметим лишь имена некоторых наших современников: чешских ученых Я.Опата10, С.Полака11, Маховца12, В.Доубека13, американского исследователя И.Котвуна14, канадца Г.Х.Скиллинга'5 и др.
4 См.: Т.Г.Масарик и Россия: Развернутые тезисы докладов международной научной конференции. - СПб., 1997.
5 См.: Февраль 1948. Москва и Прага. Взгляд через полвека. - М.,1998.
6 См.:Фирсов Е.Ф. Эволюция парламентской системы в Чехо-Словакии в 1920-е годы. - М-,1989; Он же. 1 9
Опыт демократии в ЧСР при Томаше Масарике. - M., 1997.
См.: Т.Г Масарик. Россия и Европа. - СПб.,2000.
См.: Т.Г.Масарик: Философия - социология - политика: Избранные тексты. - М.,2003.
См.: Лаврик Э.Г. Социологическая теория и политическая практика Т.Г.Масарика // Социс. - 1998. - №4.
1 См.\OpatJ. Filosof a politik. Tomas Garrigue Masaryk 1882-1893. - Praha, 1990.
См.: PolakS. T.G.Masaryk. Za idealem a pravdou. Dil. 1-2. - Praha, 2000-2002. См.: Machovec M. Tomas G.Masaryk. - Praha, 1968. u См.: Doubek V. T.G.Masaryk a ceska slovanska politika. 1882-1910. - Praha, 1999.
14 См.: Kovtun J. Masarykuv triumf : Pribeh konce velke valky. Praha, 1991; Slovo ma poslanec Masaryk. - Praha, 1991.
15 См.: Shilling G.H. Proti proudu 1882-1914. - Praha, 1995.
12
Однако анализ социологических взглядов Т.Г.Масарика в основном закончился до Второй мировой войны. Здесь необходимо отметить работы
Э.Бенеша16, З.Неедлы17. Й.Л.Фишера18, А.Обрдлика19, И.Благи20,
21 22 23 М.Шаповала , Э.Халупнего , И.Крала .
Исключение составляет небольшой, но весьма насыщенный сборник статей, посвященных социологическим взглядам Масарика, вышедший в 1994 г.24, а также несколько работ о его социологии Л.Нового25, И.Мусила26, М.Петрусека27. В то же время даже в Чехии отсутствуют обобщающие работы, полностью посвященные его социологическому творчеству.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является критический анализ социологических взглядов Т.Г.Масарика в контексте целостного рассмотрения его теоретического наследия и социально-политической деятельности. Исходя из поставленной цели, в диссертации решаются следующие задачи:
- рассматривается становление Т.Масарика как ученого и общественного деятеля, его место и роль в чешской науке, культуре и политике;
- выявляются идейно-теоретические основы его теоретических и, прежде всего, социологических взглядов;
- раскрываются особенности понимания Т.Масариком социологии как науки и ее роли в общественной жизни;
- показывается отношение Т.Масарика к современной ему социологии;
16 См.: Benes Е. Sociolog-teoretik a politik-praktik // Sociologicka revue. - 1936. - № 1-2.
17 См.: Nejedly Z. T.G.Masaryk. Dil I-IV. - Praha, 1930-1937.
18 См.: Fischer J.L. Dve kapitoly к Masarikove sociologii // Sociologicka revue. - 1930. - № 1-2.
19 См.: Obrdlik A. T.G.Masaryk. Jego vyznam a mlsto v ceske sociologii // Sociologicka revue. - 1937. - № 3-4.
20 См.: Blaha I.A. T.G.Masaryk // Sociologicka revue. - 1935. - №1-2; Bldha I.A. Masaryk a veda // Sociologicka revue. - 1930.-№1-2.
21 См.: Sapoval M. T.G.Masaryk jako sociolog // Sociologicka revue. - 1930. - № 3-4.
22 См.: Chalupny E. T.G.Masaryk jako sociolog. - Praha, 1937. jCm.: Krai J. Ceskoslovenska filosofie. - Praha, 1936.
24 См.: Tomas Garrigue Masaryk a sociologie. Sbomik prispevku z II rocniku seminary masarikova muzea v Hodonine 18.11.1993. - Hodonin, 1994.
25 См.: Novy L. Filosof T.G.Masaryk. Brno, 1994; Novy L. Masaryk jako sociolog // Sociologicky casopis. - 1968. -№3.
26 См.: Musil J. Masarykova sociologicka teorie: со je z ni stale zive // Masarykuv sbornik VIII. - Praha, 1993.
27 См.: Petrusek M. Sociologie T.Masaryka: mezi vedou a umenim. Praha, - 1994.
- выделяются наиболее существенные социологические проблемы, которые рассматривает Т.Масарик в своем творчестве;
- анализируется отношение Т.Масарика к марксистской теории;
- показывается идейное влияние Т.Масарика на чешских и словацких социологов и философов;
- определяется место и роль Т.Масарика в мировой социологии.
Научная новизна исследования заключается прежде всего в постановке самой проблемы. Целостный анализ социологии Т.Масарика пока еще не осуществлен. Поэтому формулировка темы диссертации потребовала от автора полного и комплексного изучения практически всего теоретического наследия Т.Масарика, его философских, политологических, литературоведческих, исторических работ, публицистики. Основное же внимание было сосредоточено на «вычленении» социологической проблематики из всего богатейшего наследия Масарика и анализе его «чисто социологических» работ. В научный оборот вводятся источники, которые никогда не исследовались в нашей стране, не переиздавались и не комментировались в самой Чехии с первой трети XX в.
В работе предпринята попытка объективного и целостного анализа социологических взглядов Т.Г.Масарика, его роли и места в истории социологии и значения его творчества для современной социологической мысли.
Объект исследования: теоретическое наследие Т.Масарика, начиная с его самых ранних произведений и заканчивая работами его президентского периода.
Предмет исследования: социологические взгляды Т.Масарика в их развитии и взаимосвязанности с его социально-политическими и историко-культурологическими идеями.
Положения, выносимые на защиту:
- социология Т.Масарика имеет значительную ценность сама по себе, независимо от его личности и занимаемого с 1918 г. поста президента Чехословакии, и заслуживает научного исследования;
- методология социологического исследования Масарика («между наукой и искусством») оригинальна и не имеет аналогов в мировой социологии;
- масариковская критика марксизма («Социальный вопрос», 1898) является одной из первых серьезных попыток научно-критического осмысления марксистской теории в ее целостности;
- вопросы, поставленные Т.Масариком в концепции «малого народа» и «смысла чешской истории», не получили однозначного решения и положили начало дискуссии, которая продолжается до настоящего времени;
- реконструкция социологической системы Т.Масарика возможна, но она не даст ответа на вопрос о сущности и многогранности его социологии;
- социология служила для Т.Масарика важнейшим инструментом познания кризиса общества на рубеже XIX-XX вв.;
- практически вся чешская и словацкая социология, философия и частично литературоведение первой половины XX века в большей или меньшей степени развивались под непосредственным влиянием теоретических взглядов («критический реализм») Т.Масарика;
- Т.Масарик открыл дорогу к дальнейшему развитию социологического мышления, прежде всего в сфере социальной этики и социологии морали;
- Т.Масарик является выдающимся теоретиком и аналитиком общества «модерна»;
- вклад Т.Масарика в социологическую науку заключается прежде всего в фундаментальном анализе насущных проблем своего времени, выходящим за рамки его эпохи, результаты которого могут рассматриваться в качестве источника ее дальнейшего развития.
Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретическую и методологическую базу диссертационной работы составляют фундаментальные принципы философского, социологического, а также культурно-исторического анализа творческого наследия одного из выдающихся исследователей общества «модерна», предполагающие систематизацию и реконструкцию его социологических идей и их оценку с точки зрения современной теории.
Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением методов исследования, адекватным его задачам и логике.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научно-исследовательской работы в области исследования развития социологии в странах Центральной и Восточной Европы, а также чтения курса по истории социологии и спецкурсов, затрагивающих социологическую мысль стран вышеназванного региона.
Апробация работы. Основные результаты исследования изложены в опубликованных работах, докладывались и обсуждались на различного рода международных и всероссийских конференциях и семинарах, в том числе на Первом Всероссийском социологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 2000), III и IV международных симпозиумах «Диалог цивилизаций: Восток-Запад» (Москва, 1997, 2000), Международных научных конференциях «Столетие «Чешского вопроса Т.Масарика» (Брно, 1995), «Политические режимы трансформирующихся обществ» (Банска-Бистрица, 2000), научно-теоретических семинарах факультета социальных наук Карлова университета (Прага, 2000, 2002), факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.
Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социология Т.Г. Масарика"
Заключение
Т.Г.Масарик, наряду с Яном Гусом - легендарным реформатором церкви, является, пожалуй, наиболее известным чехом в мировой истории. Он, несомненно, крупнейшая фигура чешской истории последних веков и политик мирового масштаба конца XIX - первой трети XX века. В то же время, Масарик основоположник и классик чешской социологии и философии, который оставил огромное теоретическое наследие.
На основе сегодняшней практически необозримой литературы о Масарике (прежде всего, и в основном, на чешском языке, и практически полностью отсутствующей на русском) мы попытались воссоздать «пластический» и более или менее объективный и неискаженный образ Масарика, его теоретического творчества, оценить его деятельность в чешской общественной жизни и особенно его вклад в науку (прежде всего в социологию и философию).
Как личность Масарик чрезвычайно интересен. Для него обычным являлось то, что ни один его шаг, ни одно его действие в общественной или интеллектуальной деятельности, не оставалось без широкого отклика. Масарик всегда вызывал противоречивые, противоположные мнения: он имел восторженных сторонников и в то же время не менее стойких противников. Одни считали его «спасителем чешского народа», другие - «философом национального самоубийства». Одни видели в нем «величайшего из Чехов», другие - «наймита еврейского капитала». Большинство считают его величайшей заслугой основание самостоятельного Чехословацкого государства, однако другие видели (а некоторые и сейчас видят) в Масарике человека, который уничтожил надежду на создание «федеративного союза народов Средней Европы».
Несмотря на то, что Масарик был глубоко верующим человеком, он одновременно являлся радикальным противником политического клерикализма и соответственно католической церкви. Церковь не могла обвинить его в неверии, но, постоянно преследуя его, предъявляла претензии по поводу искажения исторической роли католицизма. Не пользовался Масарик симпатией и у коммунистов, прежде всего потому, что осудил большевизм как неудачную попытку применить западный марксизм к русским условиям и за то, что в их радикализме видел угрозу демократической сущности созданного им государства. В Советском Союзе имя Масарика замалчивалось прежде всего из за роли чехословацких легионеров в Гражданской войне, за то что он приютил ушедших в эмиграцию или изгнанных из Советской России интеллектуалов, многие из них начинали свою деятельность за рубежом в Праге (П.Сорокин, Н.Бердяев, В.Набоков, П.Савицкий и др.).
Очень тепло относились к Масарику социал-демократы, считавшие Масарика «самым искренним другом социал-демократической партии», несмотря на то, что «он не был сторонником Маркса и написал против него целую книгу»270.
Можно еще отметить, что оценки Масарика значительно разнятся в Чехии и Словакии. Многие словацкие (да и некоторые чешские) политики упрекали его за то, что он сформулировал идею «единого чехословацкого народа», чем, якобы подорвал возможность создать словакам свое независимое государств после Первой мировой войны.
Все то же самое относится и к Масарику как ученому, к его теоретическому наследию: одни видят в нем великого представителя чешской культуры, другие «искусственно возвеличенную фигуру», теоретическое наследие которого не имеет исторической ценности, а философия и социология носят «маргинальный» характер и т.д.
Тезис о «преувеличенном» значении его личности, о том, что он остался бы практически неизвестным, если бы не стал президентом страны, чрезвычайно важен для любого исследования о Масарике. Особенно это касается, прежде всего, его деятельности в культурном и научном аспектах, нежели
270 Soukup F. T.G.Masaryk: politik, pmkopnik, socialni reformtor a prezident statu. - Praha, 1947. оценки его как политика. И здесь мы придерживаемся точки зрения, которую выразил канадский исследователь Х.Г.Скиллинг: «жизненный труд Масарика часто рассматривается только как неделимое, неразрывное целое, а его идеи, например, о демократии, или о словацком вопросе понимались по разному, так как контекст в котором они выражались, весьма различался. Преимуществом такого подхода, несомненно, является то, что позволяет систематически рассматривать отдельные части масариковского труда и анализировать контрасты. С другой стороны, в нем скрыта опасность, что мы искажаем ма-сариковскую предвоенную деятельность, так как на наш взгляд субъективно влияют последующие события. И если бы, например, в 1914 году Масарик умер или если бы остался в эмиграции, его мышление и творчество следовало бы изучать и анализировать только исключительно из-за его собственной ценности»271.
И именно в этом контексте принципиален вопрос: или Масарик считается выдающейся научной и культурной личностью потому, что был избран президентом, или его культурная, научная, общественная значимость сама по себе является значительной ценностью, которая возможно только усиливается фактом его президентства? Действительно, в истории есть много фигур, значение которых в значительной степени преувеличено только потому, что их жизнь была тесно связана с политикой. В данном случае Масарик является исключением. Несмотря на то, что его научное творчество было в значительной степени противоречиво и достижения в различных областях неравнозначны, что он не создал целостной философской или социологической теоретической концепции и, более того, практически не упоминается как социолог в мировой научной литературе, его научное и культурное значение (если брать самый минимум) состоит в следующем.
1. Общественная, культурная и научная деятельность Масарика практически всегда была соединена с политической активностью. Президентство является только логическим завершением пути, на который Масарик созна
271 Stilling G.H. Proti proudu 1882-1914. - Praha, 1995. - S.15.
190 тельно вступил с самого начала, - пути к возрождению чешской национальной жизни с помощью политики и науки.
2. Масарик оставил после себя огромное в тематическом отношении наследие - начиная от анализа проблемы самоубийства, исследования марксизма вплоть до «русского вопроса»; от рассмотрения «смысла чешской истории», социального вопроса, проблем религии и нравственности до изучения функционирования современных демократических обществ. Тем самым он инспирировал многих авторов, чтобы они разрабатывали поднятые им вопросы на более глубоком научном уровне.
3. Тем, что Масарик открывал полемику и ставил вопросы, он провоцировал и вынуждал своих оппонентов и противников к тому, чтобы они выразили свое отношение к вопросам, которые он поднимал и решение которых было зачастую весьма спорным. Ярким подтверждением этому является начатая им полемика о «смысле чешской истории», продолжающаяся и сейчас, участие в которой приняли практически все выдающиеся деятели чешской культуры272.
4. Огромная сила и притягательность личности и творчества Масарика (и для тех, кто с ним не согласен) состояла в том, что он не боялся развенчивать «национальные мифы», бороться против очевидных изъянов национального характера. В этом смысле показательны его борьба против подлинности так называемых Рукописей, фальсифицированных памятников чешского эпоса, которые в течение десятилетий служили основой чешского национального возрождения в XIX веке, участие в судебном процессе в защиту еврейского юноши, обвиненного в «ритуальном убийстве» (т.н. гилснериада), что было достаточно трудным в преобладавших в то время антисемитских настроениях.
5. Достаточно точно выразил его значение для чешского общества один из видных чешских философов, отметив, что Масарик «знаменует определенную ступень обусловленного временем самопознания», и, оценивая его
272 Spor о smysl ceskychdejin 1895-1938. - Praha, 1995. мировое значение, нужно исследовать не только «в чем он велик», но и «в чем слаб»273.
6. Весьма сложно, если вообще возможно показать (и доказать), «мировое значение» Масарика в социологии и философии, однако это, на наш взгляд, ни в коем случае не преуменьшает важности изучения и исследования творчества такого рода личностей. Впрочем, большинство славянских социологов и философ имеет подобный «статус». Их значение их роль ограничиваются национальным сообществом, в границах которого они играли весьма значительную роль.
Масарик эту национальную «ограниченность» преодолевает, с одной стороны, своим значением как политик, с другой - вновь открытым в настоящее время масариковским «диагнозом эпохи». Сегодня ряд авторовсчитают Масарика одним из тех, кто достаточно точно постиг «кризисный характер» общества на переломе XIX- XX столетий. Для России Масарик чрезвычайно важен и интересен еще и тем, что в свое время он по праву считался знатоком «русского вопроса» и тем, что Россия никогда не была на периферии его научного интереса. С самого начала своей научной карьеры он занимался «славянским вопросом», русской литературой, философией и социологией, а также русским марксизмом в его ленинской интерпретации.
Масарик как ученый, социолог и философ стоит в одном ряду со всеми выдающимися представителями «национальных социологий» и «национальных культур», которые (в силу ряда исторических и, что не менее важно, языковых причин) не являются в настоящий момент частью т.н. «большого дискурса», представленного прежде всего французами, немцами, американцами, англичанами (отчасти итальянцами и русскими).
Масарик не создал ни всеобъемлющей теоретической системы, ни нового направления в социологии и философии. Он принадлежал к числу мыслителей сократовского типа, у которых философскую рефлексию невозможно отделить от личности. Для Масарика философия - это главным образом во
213 Patocka J• Tri studie о Masarikovi. - Praha, 1991. - S.8.
192 прошание, постановка вопросов о наиболее значимых проблемах человеческого бытия, смысле жизни, вере, нравственных ценностях и этических принципах, национальной и мировой истории, политики, культуры и главным образом путях духовного и нравственного возрождения человека, его социального освобождения. Поиск ответов на эти и другие подобные вопросы, попытки их решения на практике - главная цель Масарика. Остро и непримиримо критикуя современное ему общество, Масарик, однако, не призывает к его разрушению. Он принципиальный противник любых революционных, насильственных, террористических действий.
Такой способ философствования теснейшим образом связан у Масарика с усилием постигнуть и всесторонне охватить всеобъемлющий, как ему казалось, кризис общества и человека на рубеже прошлых веков. Он постоянно предупреждает нас об опасности потери духовности и индивидуальности человека, веры в Бога.
И в этом смысле, он, несомненно, является «философом кризиса» эпохи модерна. Но кризис, по его мнению, преодолим и он видит и намечает пути выхода из него: неустанная практическая деятельность, основанная на научной философии и социологии, культуре, науке, образовании, просвещении.
Великий чех - основатель и первый президент независимого чехословацкого государства был мыслителем и политиком мирового уровня.
Вклад Масарика в социологическую науку заключается прежде всего в постановке и частичном решении наиболее актуальных вопросов, перед которыми стоял тогда Западный мир: проблема революции и демократии, «социальный вопрос», вопросы религии, гуманизма и демократии, «России и Европы» и т.д.
Более того, являясь классиком чешской социологии, он наметил определенную чешскую социологическую систему, которую можно охарактеризовать следующими чертами:
1) социологический позитивизм, углубленный элементами психологии, этики, гуманизма, критицизма и религиозного теизма. Для этого вида «позитивизма» он сам дал название «социологический критический реализм»;
2) эволюционизм, дополненный элементами западной социологии, которая вытеснила из Чехии гербартизм (немецкое мышление);
3) демократизм, основанный на индивидуализме, но допускающий определенные коллективистские элементы;
4) интернационализм: социологическое творчество Масарика явилось определенным вкладом в европейские и американские социологические и политологические теории274.
Социология Масарика имела значительное влияние на его политическую деятельность и стала теоретической основой его национальной и международной практической политики.
На протяжении всей своей теоретической и практической деятельности Масарик ставил и решал вопросы, которые не потеряли актуальности и сегодня. Его вклад в социологическую науку заключается прежде всего в фундаментальном анализе насущных проблем своего времени, результаты которого выходят далеко рамки его эпохи и могут рассматриваться в качестве инспирирующих факторов ее дальнейшего развития. Занимаясь самыми различными областями социального знания, Т.Г.Масарик не создал законченной социологической системы, однако по глубине анализа, актуальности поднятых вопросов, на многие из которых он дал ответы, Масарик, несомненно, занимает почетное место в истории социологической мысли.
274 См.: УапёкА. T.G.M. Poselstvi. - Praha, 1992.-.S.l 11.
Список научной литературыНарбут, Николай Петрович, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"
1. Абрамов М.А., Лаврик Э.Г Судьбы либерализма в Европе и России: взгляд Масарика // Вопросы философии. 1997. - № 10.
2. Антология чешской и словацкой философии. М., 1982.
3. Веселы И. Чехи и словаки в революционной России 1917-1920 гг. М., 1965.
4. Внешняя политика Чехословакии. 1918-1939. М., 1959.
5. Ъ.Голенкова З.Т., Нарбут Н.П. История социологической мысли в странах Центральной и Восточной Европы. М., 2003.
6. Дюркгейм Э. Материалистическое понимание истории II Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
8. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.
9. Жакова Н.К. Труд Масарика об И.В. Киреевском // Т.Г. Масарик. К 150-й годовщине со дня рождения. СПб., 2000.
10. Завадский С.В. Жизнь и дело Т.Г. Масарика. Прага, 1925.
11. Зенъковский В.В. История русской философии. Т. 1-4. - JL, 1991.
12. История теоретической социологии Т.З М., 2002.
13. История Чехословакии в трех томах. М., 1959-1960.
14. История Южных и Западных славян. Т. 1-2. - М., 1998.
15. Ковалевский М.М. Соч. в двух томах. СПб., 1997.
16. Краткая история Чехословакии. М., 1988.
17. Круглый стол «Т.Г. Масарик. К 60-летию со дня смерти первого президента Чехословакии»// Февраль 1948. Москва и Прага. М., 1998.1.. Лаврик Э.Г Социологическая теория и политическая практика Т.Г.Масарика // Социс. 1998. - № 4.
18. Масарик Т.Г. Россия и Европа. СПб, 2000.
19. Масарик Т.Г. Философия социология - политика: Избранные тексты. -М., 2003.
20. Мыльников А. С. Культура чешского Возрождения. — М., 1982.
21. Нарбут Н.П. Развитие социологической мысли в Чехии и Словакии. — М., 2002.
22. Нарбут Н.П. Социология «малого народа» // Социс. 1998. - № 4.
23. Нарбут Н.П. Томаш Масарик (штрихи к портрету социолога) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2001. -№ 1.
24. Нарбут Н.П. Философ на троне (штрихи к портрету Т.Г. Масарика мыслителя и политика) // Личность. Культура. Общество: Междисциплинарный научно-практи-ческий журнал социальных и гуманитарных наук. -М., 2001.-Т.З.
25. Нарбут Н.П. Чешская социологическая литература 90-х годов // Социология. 1997. -№> 2.
26. Ненашева З.С. Общественно-политическая мысль в Чешских землях в конце XIX начале XX в. - М., 1994.
27. Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрии. М., 1987.
28. Павлов А. Т.Г. Масарик как философ демократизма. Прага, 1928.
29. Петрусек М. Чехословацкий самиздат как фактор социальных изменений //Социс. 1993.-№ 8.
30. Плеханов Г.В. О книге Масарика // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в пяти томах. М., 1956. - Т. II.
31. Радлов Э.Л. Очерк по истории русской философии // А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет: Очерки истории русской философии. -Свердловск, 1991.
32. Радль Э. Томаш Г. Масарик: Его жизнь, общественная и научная деятельность. Прага, 1921.
33. Реализм социологический // Российская социологическая энциклопедия. -М., 1998.
34. Резонов П.И. Чехословацкая буржуазная республика: Возникновение и развитие строя народной демократии в Чехословакии. М., 1955.
35. Российская социологическая энциклопедия. Статьи: Блага И.А., Масарик Т.Г., Махонин П., Петрусек М., Халупны Э., Штефаник А. М., 2001.
36. Сорокин 77. Долгий путь. Сыктывкар, 1991.
37. Т.Г. Масарик и Россия: Развернутые тезисы докладов международной научной конференции. СПб., 1997.
38. Февраль 1948. Москва и Прага. Взгляд через полвека. М., 1998.
39. Фирсов Е.Ф. Борьба за политическую ориентацию чешской и словацкой колоний в России в 1915-1917 гг. Масарик или Дюрих? // Версаль и новая Восточная Европа. М., 1996.
40. Фирсов Е.Ф. Опыт демократии в ЧСР при Томаше Масарике. М., 1997.
41. Фирсов Е.Ф. Формирование геополитических установок Масарика в России // Февраль 1948. Москва и Прага. М., 1998.
42. Фирсов Е.Ф. Эволюция парламентской системы в Чехословакии в 1920-е годы. -М., 1989.
43. Чиняева Е.В. Чехословацкая историография об общественно-политической деятельности Т.Г. Масарика в XX в. // Вестник МГУ. Серия «История». 1990. - № 3.
44. Шмераль Я.Б. Образование Чехословацкой Республики в 1918 г. М., 1967.
45. Ваитап Z. Freud, Kafka, Zimmel. Proba hermeneutyki sociologichnej // Pojednanie tozsamoosci s roznica? -Poznan, 1995.
46. Bednar J. Vyvoj Masarykovy nabozenske filosofie //Acta Universitatis Carolinae. Philosophica et historika. Praha, 1969.
47. Benes E. Demokracie dnes a zitra. Praha, 1946.
48. Benes E. Sociolog-teoretik a politik-praktik // Sociologicka revue. 1936. - № 1-2.
49. Benes E. Verm masarykovym idealum // Benes E. Zivy odkaz TGM. Projevy 1937-1947.-Praha, 1997.
50. Blaha L.A. Ceskoslovenska sociologie. Brno, 1997.
51. Blaha L.A. Co dal Masaryk armade a brannosti naroda. Praha, 1990.
52. Blaha I.A. Masaryk a veda // Sociologicka revue. 1930. - №1-2.
53. Blaha I-.A. T.G.Masaryk // Sociologicka revue. 1935. - №1-2.
54. Bourdie P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge, 1977.5e.Broklova E. Ceskoslovenska demokracie. Politicky system CSR 1918-1938. Praha, 1992.
55. CapekK. Hovory s T.G.Masarykem 11 Spisy XX. Praha, 1990.
56. CapekK. Nove hovory s T.G. Masarykem. Praha, 1992.
57. Сету B. Justicni omyl. (Hilsneriada). Praha, 1990.
58. Chalupny E. Ceska kultura, ceska sociologie a Tabor. Praha, 1999.
59. Chalupny E. Josef Stalin a sociologie // Sociologicka revue. 1946. - № 1.
60. Chalupny E. Sociologie: Vyvoj sociologie v 19 stoleti (1835-1904). Praha, 1948.
61. Chalupny E. T.G.Masaryk jako sociolog. Praha, 1937.
62. Chandler Ch.R., Yung-Mej Tsai. Suicide in Japan and in the West: Evidence for Durkheim s Theory // International Journal of Sociology. 1993. - № 3-4.
63. Cipro M. T. G. Masaryk a vychova. Praha, 1990.
64. Dokumenty о protilidove a protinarodni politice T.G. Masaryka. Praha 1953.
65. Dolezal J. Masarykova cesta zivotem I/II. Brno, 1920-1921.
66. Doubek V. T.G.Masaryk a ceska slovanska politika. 1882-1910. Praha, 1999.
67. Eubank E.E. Evropska a amerikanska sociologie. Nekolik srovnani // Sociologicka revue. 1937.
68. Fischer J.L. Dve kapitoly к Masarikove sociologii // Sociologicka revue. -1930. -№ 1-2.
69. Fischer J.L. T.G. Masaryk. Pocatky a vlivy // Ceska mysl, г. XXVI. 1930.
70. Fischer J.L. Zamysleni nad TGM // Glosy k ceske otazce. Praha, 1970.
71. Galla К. К Masarykove sociologii 11 Sbornik Masaryk myslitel. Praha, 1931.
72. Giddens A. Introduction // T.G. Masaryk Suicide and the Meaning of Civilization. Chicago - London, 1970. - XLI.
73. Havelka M. ed/ Spor о smysl ceskych dejin 1895-1938. Praha, 1995.
74. Havelka M. Sebevrazda u Masaryka // Fenomen smrti v ceske kulture XIX stoleti. Praha. 2001.
75. Herben J. Chudy chlapec, ktery se proslavil: Zivotopis prezidenta Osvoboditele T.G. Masaryka. Praha, 1990.
76. Herben J. Proti proudu. Praha, 1997.
77. Hromadka J. Don Quijote ceske filosofii. Praha, 1947.
78. Hromadka J. Masaryk T. Praha, 1930.
79. Kilias J. Narod a idea narodova: Nacionalizm T.G.Masaryka. Warsawa.1998.
80. Kovtun J. Masarykuv triumf: Pnbeh konce velke valky. Praha, 1991.
81. Kovtun J. Slovo ma poslanec Masaryk. Praha, 1991.
82. Kozak J.B, Masaryk a dnesek // Ceska mysl. r. XL. 1946.
83. Krai J. Ceskoslovenska filosofie. Praha, 1936.
84. Krai J. Masaryk filosof humanity a demokracie. Praha, 1947.
85. Krejci F. Masaryk filosof i jeho filosofie // Mysl sociologicna. 1930. - IV.
86. Ludwig E. Duch a cm. Rozmluvy s Masarykem. Praha, 1933.
87. Machovec M. Tomas G.Masaryk. Praha, 1968.
88. Mann H. Masaryk // Vudce generaci. D.I. Praha, 1930.
89. Masaryk osvoboditel. Sbornik. Praha, 1920.
90. Masaryk T. Blaise Paskal, jeho zivot a filosofie // Prednasky a studie z let 18821884. Spisy T.G.Masaryka. Sv.17. Praha, 1998.
91. Masaryk T. Clovek a priroda. Prispevky к sociologicke mezologii // Kvety. -1890.
92. Masaryk T. Modern! clovek a nabozenstvi. Praha, 1934.
93. Masaryk T. Pocet pravdepodobnosti a humova skepse // Prednasky a studie z let 1882-1884 // Spisy T.G.Masaryka. Sv.17. Praha, 1998.
94. Masaryk T. Rukovet' sociologie 11 Nase doba. 1900-1901. - VIII.
95. Masaryk T. Sebevrazda hromadnym jevem spolecenskym moderni osvety // Spisy T.G.Masaryka. Sv.l. Praha, 1998.
96. Masaryk Т. Teorie dejin die zasad T.H.Bukla // Pfednasky a studie z let 18821884 // Spisy T.G.Masaryka. Sv.17. Praha, 1998.
97. Masaryk T. Zakony osvety a budoucnost Slovanstva // Juvenilie. Studie a stati 1876-1881 11 Spisy T.G.Masaryka. Sv.16. Praha, 1993.
98. Masaryk T.G. Americke pfednasky. Praha, 1929.
99. Masaryk T.G. Ceska otazka. Praha, 1969.
100. Masaryk T.G. Ceska otazka. Nase nynejsi krize. Praha, 1948.
101. Masaryk T.G. Idealy humanitni. Vybrane spisy T.G.M. Praha, 1990.
102. Masaryk T.G. Jakpracovat? Pfednasky z r.1898. Praha, 1990.
103. Masaryk T.G. Jan Hus Nase obrozeni a nase reformace. Praha, 1990.
104. Masaryk T.G. Modern! clovek a nabozenstvi I I Spisy T.G. Masaryka. Sv. 8. -Praha. 2000.
105. Masaryk T.G. Muj pomer к literatufe Saldiiv cesky roman. - Praha, 1994.
106. Masaryk T.G. Nova Europa. Stanovisko slovanske. Brno, 1994.
107. Masaryk T.G. О bolsevictvi. Praha, 1990.
108. Masaryk T.G. О demokracii: Vybor ze spisii aprojevu. Praha, 1991.
109. Masaryk T. G. О skole a vzdelani. ~ Praha, 1990.
110. Masaryk T.G. О studiu del basnickych. Praha, 1926.
111. Masaryk T.G. Otazka socialni. Zaklady marxismu filosoficke a sociologicke. Sv.I-II. Praha, 1946.
112. Masaryk T.G. Pokus о konkretni logiku // Spisy T.G.Masaryka. Sv.3. Praha, 2001.
113. Masaryk T.G. Prezident Masaryk к desatemu vyroci republiky // Spisy T.G. Masaryka. Sv. 35. Cesta demokracie III. Praha, 1997.
114. Masaryk T.G. Problem maleho naroda. Praha, 1947.
115. Masaryk T.G. Rusko a Evropa. Dil 1 // Spisy T.G.Masaryka. Sv.ll. Praha, 1996.
116. Masaryk T.G. Rusko a Evropa. Dil 2 // Spisy T.G.Masaryka. Sv.12. Praha, 1996.
117. Masaryk T.G. Rusko a Evropa. Dil 3 // Spisy T.G.Masaryka. Sv.13. Praha, 2000.
118. Masaryk T.G. Slavjanofilstvi Ivana Vasiljevice Kireevskeho. Praha, 1883.
119. Masaryk T.G. Sociologie Georga Zimmela 11 Sociologicky casopis. 1997. -№3.
120. Masaryk T.G. Studie о F.M. Dostojevskem. Praha, 1932.
121. Masaryk T.G. Svetova revoluce. Praha, 1925.
122. Masaryk T.G. T.G. Masaryk к ucitelum a studentum. Praha, 1990.
123. Masaryk T.G. V boji о nabozenstvi. Praha. 1947.
124. Masaryk T.G. Cesta demokracie III. Projevy-clanky-rozhovory 1924-1928 // Spisy T.G.Masaryka. Sv.35. Praha, 1994.
125. Ml. Masaryk T.G. Cesta demokracie. Soubor projevu za republiru. Sv. 2. 1921-1923.-Praha, 1934.
126. Masaryk T.G. Cesta demokracie. Soubor projevu za republiru. Sv. 1. 1918-1921.-Praha, 1933.
127. Masaryk T.G. Svetova revoluce. Za valky a ve valce. Praha, 1925.
128. Masarykova A. Detstvi a mladi. Vspominky a myslenky. Praha, 1994.
129. Masarykova idea ceskoslovenske statnosti ve svetle kritiky dejin. Praha, 1992.
130. Masarykova prakticka filosofie. Sbornik prednasek. Praha 1993.
131. Masarykiav sbornik. VII. Praha, 1992.
132. Masarykuv sbornik. VIII. Praha, 1993.
133. Masarykuv sbornik. IX. Praha, 1997.
134. Masarykuv sbornik. X. Praha, 2000.
135. Munch R. Sociological Theory. New York, 1995.
136. Musil J. Masarykova sociologicka teorie: со je z ni stale zive 11 Masarykuv sbornik VIII. Praha, 1993.
137. Nejedly Z. T.G. Masaryk ve vyvoji ceske spolecnosti a cs. Statu. Praha, 1950.
138. Nejedly Z. T.G.Masaryk. Dil I-IV. Praha, 1930-1937.
139. NovyL. FilosofT.G.Masaryk. -Brno, 1994.
140. NovyL. К pojmum "demokracie a theokracie" v Masarykove politicke filisofii // Prvni svetova valka, modern! demokracie a T.G.Masaryk. Praha, 1995.
141. NovyL. Masarykjako sociolog // Sociologicky casopis. 1968. - №3.
142. Novy L. T.G. Masaryk v ceskem mysleni // Filosoficky casopis. 1966. №6.
143. Novy L. T.G.Masaryk jako sociolog // Tomas Garrigue Masaryk a sociologie. -Hodonin, 1994.
144. Novy L. T.G.Masaryk jako sociolog. Hodonin, 1994.
145. Novy L. Filosofie T.G. Masaryka Praha, 1962.
146. Obrdlik A. T.G.Masaryk. Jego vyznam a misto v ceske sociologii 11 Sociologicka revue. 1937. - № 3-4.
147. Opat J. Filosof a politik. Tomas Garrigue Masaryk 1882-1893. Praha, 1990.
148. Opat J. Masaryk a Slovensko. Bratislava 1991.
149. Opat J., Masarykiana a jine studie 1980-1994 Praha, 1994.
150. Opat J., Tomcik M., Urban Z. T. G. Masaryk a Slovensko: Soubor stati. -Praha, 1992.
151. Palous R. Ceska zkusenost. Praha, 1999.
152. Pasak T. Zivot a dilo Tomase Garrigua Masaryka. Praha, 1990.
153. Patocka J. Tri studie о Masarikovi. Praha, 1991.
154. Patocka J., Co jsou Cesi? Maly prehled fakt a pokus о vysvetlem, Praha 1992.
155. Pazdernik V. Masarykovo a Durkheimovo pojetn sebevrazdy // Masarykuv sborniK. X. Praha, 2000.
156. Petrusek M. Masarykova sociologie z pohledu dneska // Masarykova prakticka sociologie. Praha, 1993.
157. Petrusek M. Socioligie a literatura.- Praha, 1990.
158. Petrusek M. Sociologia T.Masaryka: mezi vedou a umemm. Praha, 1994.161 .Petrusek M. TGM: sociologie mezi vedou a umenim // Tomas Garrigue Masaryk a literatura. Hodonin, 1994.
159. Petrusek M. Zimmel a Masaryk // Sociologicky casopis. 1997. - №3.
160. Pine Z. Myslitel periodicky // Masarykfiv sbornik VII. Praha, 1992.
161. Polak S. T.G.Masaryk. Za idealem a pravdou. Dil. 1. Praha, 2000.
162. Poldk S. T.G.Masaryk. Za idealem a pravdou. Dil. 2. Praha, 2001.
163. Radl E. Masaryk a Nietzsche // T.G. Masarykovi к sedesatinam. 2. vyd. -Praha, 1930.
164. Ritzer G. Contemporary Sociological Theory. New York, 1988.
165. Robinson B. Nietzsche and Postmodernizm. London, 1999.
166. Salda F.X. Masarykova osobnost filozoficka. Praha, 1991.
167. Salda F.X. Tezka kniha // Kriticke projevy 2. Praha, 1950.
168. Sapoval M. T.G.Masaryk jako sociolog // Sociologicka revue. 1930. - № 3-4.
169. Skilling G.H. Proti proudu 1882-1914. Praha, 1995.
170. Soukup F. T.G.Masaryk: politik prukopnik, socialni reformtor a prezident statu. -Praha, 1947.
171. Spor о dejiny. Sbornik kritickych textu I, II. Praha, 1999; Spor о dejiny. III. -Praha, 2000.
172. StefanekA. Masaryk a Slovensko. Praha, 1931.
173. Stfitecky J. Mohl se TGM stat rakouskym Durkhejmem? // Tomas Garrigue Masaryk a sociologie. Sbornik pfispevku z II rocniku seminary masarikova muzea v Hodonin6 18.11.1993. Hodonin, 1994.
174. Szacky J. Historia mysli sociologicznej. Warszawa, 1981.
175. T.G. Masaryk a Slovensko (soubor stati), Praha 1992.
176. T.G. Masaryk a stfedni Evropa, Brno 1994.
177. Tichy G. Vychovny vyznam Masarykovy filosofie // Mysl sociologicna 1930. IV.
178. TimasheffN.S. Sociological Theory: Its Nature and Growth. New York, 1966.
179. Tomas Garrigue Masaryk a sociologie. Sbornik pfispevku z II rocniku seminary masarikova muzea v Hodonine 18.11.1993. Hodonin, 1994.
180. Trapl M., Vedecke zaklady Masarykovy politiki, Brno 1947.
181. Trapl M. Masarykuv program: Demokracie socialismus - ceska otazka. -Brno, 1948.
182. Trapl M. Vedecke zaklady Masarykovy politiky. Brno, 1946.
183. VanekA. Kapitoly z dejin ceske a slovenske sociologie. Praha, 1985.
184. VanekA. Т. G. M. Poselstvi. Praha, 1992.
185. Vorovka K. Dve studie о Masarykove fllosofii.- Praha, 1926.
186. Vudce generaci. Dil I-II. Praha, 1930-1931.