автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Соционическая культура личности

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Пахотина, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Соционическая культура личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Соционическая культура личности"

На правах рукописи

Су

ПАХОТИНА Елена Анатольевна

СОЦИОНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 24.00.01- теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 ИЮН 2011

Тюмень 2011

4848913

Работа выполнена на кафедре Философии ГОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет"

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

ШАБАТУРА Любовь Николаевна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

ТЕЛЕГИНА Галина Валентиновна

доктор философских наук, профессор НЕВЕЛЕВА Вера Сергеевна

Ведущая организация: Тюменская государственная академия искусств, культуры и социальных технологий

Защита состоится "17" июня 2011 года в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д.212.274.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата философских наук в Тюменском государственном университете (625003, г. Тюмень, ул. Перекопская, 15а, ауд.410)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского государственного университета.

Автореферат разослан "16"мая 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Соционика - одна из областей социально-психологического знания, возникшая из психологической типологии личности К.Г. Юнга, которая изучает процессы обмена информацией между человеком и внешним миром; это наука о типах психоинформационных систем (человек, коллектив, этнос, государство) и взаимодействиях между ними (интертипных отношениях). Будучи новым явлением культуры, соционика порождает особую сферу в социокультурном пространстве -соционическую культуру, которая задается соционикой как феноменом культуры, и отражает взаимодействие бытия личности и соционики. Термин "соционическая культура" используется так же для того чтобы отметить, каким образом соционика может влиять на внутренний мир личности и его отношения с другими людьми. В связи с чем, становится значимым определение его смыслового и содержательного наполнения.

Вместе с тем, соционическая культура не освоена философской и культурологической теорией, современная наука о культуре делает первые шаги по пути изучения этой области бытия соционики. Актуальность исследования соционической культуры обусловлена рядом причин:

во-первых, реализация информационного подхода к анализу личности привела к выявлению информационной структуры психики и обобщенных типологических моделей личности, тем самым определяя новые источники самопознания и самопонимания личности;

во-вторых, современная ситуация предъявляет высокие требования к развитию и использованию человеческого потенциала, к самостоятельности и инициативе личности, что приводит к проблеме эффективного выявления способностей и талантов человека, определения его по пути максимального развития и творческой реализации;

в-третьих, научно-техническая революция в сфере информатики и коммуникационных средств общения расширила связи между государствами настолько, что человечество, к настоящему моменту, оказалось внутри

3

глобального коммуникационного пространства. В этих условиях культура диалога, организация эффективного общения, формирование основ взаимопонимания между взаимодействующими сторонами и норм социального общежития, интерпретация собственного поведения и поведения других людей, приобретают особую актуальность и "остроту";

в-четвертых, необходимость философского и культурологического осмысления соционической культуры обусловлена отсутствием в области современных наук о культуре концептуальных представлений о соционической культуре. Вместе с тем, культурная наполняемость феномена социо-ники формирует множество различных аспектов - от сугубо личных внутренних переживаний, до общих норм поведения. Систематизация аспектов феномена соционики, позволяет выделить сложное образование - социони-ческую культуру, которая определяет новое качество регуляции деятельности личности, гармонизации ее внутреннего мира и умения строить эффективные коммуникации.

Состояние изученности проблемы. Соционическая культура не новое понятие. Впервые в контексте грамотной информационной специализации и правильно организованной коммуникации между людьми, его употребили исследователи Бескова Л.А. и Удалова Е.А., однако как реальное явление на категориальном уровне авторы специально его не рассматривали. Исследование феномена соционической культуры с позиций философ-ско-культурологического анализа, пока еще не получило должного развития.

Базовыми исследованиями для формирования понятия - соционическая культура, стали фундаментальные работы ряда исследователей, осмысливавших сущность и специфику культуры в целом, с различных сторон, используя для этого оригинальные подходы. Понятие "культура" в рамках антропологического подхода рассматривали такие мыслители как Бахтин М.М., Белик A.A., Гердер И.Г., Гирц К., Гуревич П.С., Данилев-

ский Н.Я., Карсавин Л.П., Кант И., Орлова ЭЛ., Павлов A.B., Петров М.К., Сартр Ж.-П., Тайлор Э., Тойнби А., Уайт Л., Флиер А.Я., Юнг К.Г., и др.

В русле деятельностного похода к определению культуры работали исследователи Бромлей Ю., Вебер М., Гегель Г.В., Каган М.С., Маркс К.Г., Маргулис А., Маркарян Э.С., Межуев В., Огурцов А., Сагатовский В.Н., Щедровицкий Г.П. и др.

Аксиологическая трактовка культуры прослеживается в трудах Бердяева H.A., Виндельбанда В., Вышеславцева Б.П., Гартмана Н., Гуссерля Э., Дильтея В., Кребера А., Лосского И.О., Парсонса Т., Риккерта Г., Сорокина П.А., Швейцера А., Шелера М., Шпенглера О., Штейна Э., Флоренского П.А., и др.

Социологический подход к изучению культуры прослеживается в работах Дюркгейма Э., Ерасова Б.С., Злобина Н.С., Ионина Л.Г., Кертмана Л.Е., Когана Л.Н., Леви-Стросса К., Маркса К., Моля А., Радугина A.A., Рожко К.Г. и др.

Культуру как единство материального и идеального; духовного, практического и духовно-практического определяли такие исследователи как Бахтин М., Блажевич Н.В., Вилков И.О., Декарт Р., Захарова Л.Н., Кант И., Капеко М.А., Ларин Ю.В., Марцева Л.М., Платон, Рожко К.Г., Селиванов Ф.А., Шабатура Л.Н. и др.

В процессе осмысления соционической культуры концептуально значимыми становятся труды по теории соционики. Отдельно следует отметить работы Аугустинавичюте А. - основателя соционической теории, разработавшей категориальный аппарат соционики, основные понятия и методы. Актуальным представляется также обращение к трудам таких авторов как Антошкин В.Н., Багульник В., Букалов Г.К., Гут М.М., Вайсбанд И.Д., Ельяшевич A.M., Ермак В.Д., Кашницкий С.Е., Кривошеин Е.М., Куликов П.П., Митрохина А.Л., Миронов В.В., Небыкова С.И., Овчаров A.A., Прилепская H.A., Прокофьева Т.Н., Рейнин Г.Р., Румянцева Е.А., Страти-евская В.И., Стукас В.А., Седых Р.Г., Толстиков В., Тыщенко В.П., Федо-

5

рова В.К., Филатова Е.С., Чурюмов С.И., Якубовская Т.С., и др. чьими усилиями расширяются предметные связи соционики и области ее применения на практике.

Понятие "соционическая культура" раскрывается через идеологию и глубинные ценности соционических типов и квадр - однородных малых групп, четверок, в рамках которых формируются общие информационные ценности. В связи с этим следует отметить работы Букалова A.B., Гуленко В.В., Горенко Е., Горенко О., Десяткина A.C., Карпенко О.Б., Литвиненко И.Ю., Мегедь В.В., Митрохиной A.JL, Савченко C.B., Таланова B.JI., Цы-пина П.Е., Чикирисовой Г.В., Шульмана Г. А. и др., акцентирующие особое внимание на изучении аксиологии малых групп и сверхценностей соционических типов сквозь призму аспектов информационного потока - логики, этики, интуиции и сенсорики. Заслуга Бесковой Л.А., Кашницкого С.Е., Мегедь В.В., Румянцевой Е.А. и Удаловой Е.А. заключается в развитии взглядов на соционическое знание как на основу, задающую этические ориентиры личности.

Существенное значение в исследовании феномена соционической культуры имеют труды И.Ю. Литвиненко, О. Горенко и В.В. Гуленко. И.Ю. Литвиненко соотносит системные компоненты деятельности по М.С. Кагану (преобразовательная, коммуникативная, познавательная, оценивающая, художественно-эстетическая) с соционическими клубами (управленцы, гуманитарии, исследователи, социалы) и доказывает, что носители типа информационного метаболизма каждого клуба имеют определенные системные компоненты деятельности в качестве ведущего. Такой подход позволяет рассматривать соционическую культуру в деятельностном аспекте как выражение типологически детерминированной активности людей в созидательном смысле.

Значимыми для раскрытия форм проявления соционической культуры личности стали работы Белецкой И. и Шлаиной В.М. В своих исследованиях, они акцентировали свое внимание на связи субъектных качеств

6

личности (самосознание, саморазвитие, самореализация и самоактуализация) с особенностями проявления того или иного типа информационного метаболизма.

Представленный обзор степени разработанности темы диссертации позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время отсутствует целостное и обобщающее понятие соционической культуры, как специфической формы деятельности, выражающейся в соционическом сознании, мышлении и соционическом поведении. Глубокого анализа соционической культуры, который в полной мере охватывал бы деятельностное, аксиологическое, социальное поля данной культуры, автор не обнаружил. В связи с этим отсутствует комплексная научная концепция соционической культуры, которая выявляла бы ее содержание, формы проявления, специфику, функции и особенности формирования.

Объект исследования - соционическая культура как феномен бытия соционики.

Предмет исследования - соционическая культура личности.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в целостном философско-культурологическом анализе содержания, форм, функций и особенностей формирования соционической культуры личности.

Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть социо-антропоцентристский подход к исследованию соционической культуры;

2. Показать аксиологическую и нормативную формы бытия соционической культуры;

3. Выявить особенности соционической модели личности в культурном контексте;

4. Раскрыть содержание и формы соционической культуры личности, фиксируя связь с такими составляющими личности как самоопределение, самоидентификация, самосознание, адаптация и самореализация личности;

5. Рассмотреть особенности формирования соционической культуры личности;

6. Определить функциональную значимость соционической культуры личности;

7. Исследовать роль соционической культуры в воспитании социальной ответственности личности.

Методологические основы исследования. В качестве методологической базы для анализа соционической культуры послужили;

- социо-антропоцентристский подход, способствующий раскрытию сущности соционической культуры и позволяющий сконструировать целостное понятие соционической культуры;

- деятельностный метод, открывающий возможности выявления основания соционической культуры как специфической деятельности;

- аксиологический метод, направленный на выявление ценностного каркаса соционической культуры;

- феноменологический метод, применяемый для описания соционической культуры личности как таковой и характера ее проявлений;

- сравнительный метод соотнесения целого (всеобщего) и частного (конкретного), открывающий возможности описания общего, частного, единичного и уникального в соционической культуре;

- принцип системности, в рамках которого проводится анализ личности как системы по переработке информации. Системный анализ выступает в качестве методологического фундамента, на основании которого осуществляется синтез различных методологических подходов;

- герменевтический метод интерпретации и понимания, раскрывающий функциональную значимость соционической культуры.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) соционическая культура впервые становится предметом специального философского и культурологического исследования;

2) выявлены сущность и формы бытия соционической культуры;

3) соционическая культура личности рассмотрена как интегративное образование, которое включает в себя соционическое сознание и социони-ческое поведение, способствующее адаптации и самреализации личности;

4) выявлены гуманистические и регулятивные функции соционической культуры личности, способствующие формированию творческой инициативности, коммуникативных качеств личности и интегративности социального существования;

5) предложен подход к формированию социальной ответственности личности с помощью соционической культуры как метода воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Соционическая культура рассматривается через взаимосвязь субъект-объектных отношений, и определяется как специфическая система деятельности, включающая в себя соционическое мышление, сознание и соционическое поведение.

2. Аксиологическая форма бытия соционической культуры понята как совокупность сверхценностей соционических типов личности; а также как система ценностей, включающая, в том числе, положительное отношение к соционике, соционическим явлениям и потребность к постоянному расширению, углублению и практическому применению соционических знаний.

3. Нормативная форма бытия соционической культуры представлена системой норм, разработанной в соответствии с соционической типологией личности, регулирующей отношения между членами общества и направленной на сохранение общности как целого. Нормы сформированы для всех типов личности - социона (общее), для группы социониче-

9

ских типов - квадры (частное), и для отдельных соционических типов (особенное и единичное).

4. Соционическая культура личности, определена как интегративное образование, которое соединяет в себе компоненты соционического сознания и поведения: соционические знания, систему ценностных ориентации, субъектные качества личности (самоопределение, самосознание и самоидентификация), информационную специализацию, "грамотную" коммуникацию, позволяющее эффективно взаимодействовать в социальном окружении и способствующее реализации творческого потенциала личности;

5. В практическом плане, соционическая культура раскрывается через ее человекотворческие (познавательную, гармонизирующую, ценностную, мировоззренческую) и регулирующие (герменевтико-коммуникативную, нормативно-регулирующую, интегративную) функции;

6. Соционическая культура личности, должный уровень развития соционического сознания, творческой деятельности и отношений личности (к себе, к другим личностям), обеспечивается соответствующим социони-ческим образованием. Такое образование формирует: умение использовать соционические знания и нормы в качестве руководства, управления, регулирования своей деятельности и поведения; умение ориентироваться в многообразии соционических сверхценностей, избирать и руководствоваться ими; умение строить бесконфликтные и конструктивные диалоги и отношения; умение развивать субъектные качества личности (способность к самосознанию, самоопределению); умение в процессе деятельности максимально реализовывать свой потенциал;

7. Соционическая культура, определяя основания для формирования внутреннего и внешнего уровней социальной ответственности личности, создает базу для сознательного принятия и исполнения субъектом обязанностей.

Научно-практическая и теоретическая значимость исследования

состоит в том, что его результаты позволят в личностном плане оптимизи-

10

ровать процесс самопонимания, самоидентификации, осознания личностью своих способностей и наклонностей и самореализации, а в плане социальном - обеспечить укрепление и интеграцию социума, реализовать возможность целенаправленного выбора вектора развития социальных систем. Вместе с тем, концептуальное решение задач диссертационного исследования может быть рекомендовано в качестве исходного материала для дальнейшей теоретической разработки положений соционической культуры, расширения функций и областей применения. Предложенные автором рекомендации позволят: осуществить содержательное и мировоззренческое формирование научных представлений о феномене соционической культуры в целом; оценить место и роль феномена в системе социального взаимодействия.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания ряда дисциплин: соционики, культурологии, философии, психологии, социологии, социальной психологии, а также разработки спецкурсов.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационной работы и результаты исследования отражены в выступлениях диссертанта на 2-х Международных (Тюмень), 4-х Всероссийских (Тюмень, Пенза), 1-ой Областной (Тюмень), 1-ой Межвузовской (Нефтеюганск) научно-практических конференциях.

Содержание и основные выводы диссертационной работы обсуждались и получили одобрение на заседаниях и семинарах кафедры философии ГОУ ВПО "Тюменского государственного нефтегазового университета". Диссертантом разработан и читается на кафедре Философии Тюменского государственного нефтегазового университета и в Институте дополнительного образования при ТюмГНГУ спецкурс "Соционика".

По результатам диссертационного исследования издано 12 работ, в том числе 2 коллективные монографии, 10 статей (из них 1 статья в аккредитованных ВАК РФ журнале) общим объемом 5,3 п.л.

11

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на /^страницах. Библиография состоит из 205 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, анализируется степень ее разработанности, определяется предмет и объект, ставятся цель и задачи диссертации, перечисляются методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Концептуальные подходы к исследованию соционической культуры" раскрывается соционическая культура как категория и философско-культурологическое понятие, рассматриваются основные формы соционической культуры.

В первом параграфе "Социо-антропоцентристский подход к исследованию соционической культуры" представлен основной подход к исследованию соционической культуры.

Соционическая культура представляет собой сущностную характерную составляющую соционики - учения о типах информационного метаболизма и информационном взаимодействии между людьми и неотделима от нее, поэтому представляет собой основу соционической культуры. Феномен соционики, существуя в социокультурном пространстве, формирует особую реальность - соционическую культуру, которая предстает как специфическая соционическая деятельность, включающая в себя социониче-ское сознание, мышление и соционическое поведение ("грамотная" коммуникация и информационная специализация).

Культурологический подход (Ларин Ю.В.) позволяет определить сущность соционической культуры через фиксацию культуры в системе бытия как единство объективированного субъекта /субъективированного

12

объекта (OS/SO). Соционическая культура, как особая сфера культуры, также предстает в своей двуипостасной сущности, во взаимосвязи субъект-объектных отношений (S-OS/SO-O). Она выступает как предпосылка и результат соционической деятельности. Формы бытия и функционирования соционической культуры также представляются как единство OS/SO, а специфика каждой из них - как тот или иной вид этого единства. Диссертант, фиксируя основные формы бытия и функционирования соционической культуры, выделяет, прежде всего, "аксиологическую" и "нормативную" формы, как наиболее содержательные, раскрывающие особую роль соционической культуры в осуществлении процессов самореализации, саморазвития и коммуникации личности, регуляции ее деятельности и поведения.

Во втором параграфе "Аксиологическая форма бытия соционической культуры" рассматривается значение понятия сверхценности со-ционического типа личности.

Изучение понятия "сверхценности соционического типа личности", через который выражается ключевая сущность аксиологической формы бытия соционической культуры, прослеживаются в работах Е.Горенко, О.Горенко, И.Ю.Литвиненко. Определяя понятие "ценность" как продукта деятельности, заключающей в себе информацию о том, что является важным и значимым, а так же опираясь на модель информационного метаболизма отражающей особенности механизма восприятия и переработки информации человеком, выделяется определенная сфера так называемой "сверхценности типа информационного метаболизма". Сверхценностями в соционической культуре выступают не абстракции, апеллирующие к миру цивилизации - деньги, человечество (не Человек), нация, государство, но реальные и конкретные, апеллирующие к миру самого Человека, к его сущности, значения. Эти значения - стабильность и надежность (логико-сенсорный экстраверт); совершенство и польза (сенсорно-логический интроверт); победа и сила (сенсорно-логический экстраверт); порядок и сис-

13

тема (сенсорно-логический интроверт); мудрость и благоразумие (логико-интуитивный интроверт); творчество и сотворение (интуитивно-логический экстраверт); истина и знание (логико-интуитивный интроверт); счастье и радость жизни (этико-сенсорный экстраверт); комфорт, гармония и удовольствие (сенсорно-этический интроверт); величие и власть (сенсорно-этический экстраверт); добро и долг (этико-сенсорный интроверт); судьба и великое служение (этико-интуитивный экстраверт); чудо и мечта (интуитивно-этический интроверт); свобода и оригинальность (интуитивно-этический экстраверт); удача и успех (логико-интуитивный экстраверт); совесть и душа (этико-интуитивный интроверт), формируются в соответствии с особенностями типа информационного метаболизма личности, "задающими" и формирующими смысловые основания в человеке, представления о цели и смысле его собственной жизни.

Соответственно, сверхценность определяется как максимально доступная часть общей цельности мира, обособляющаяся благодаря факту информационной специализации в общем процессе жизнедеятельности личности. Выбор личностью из целостного аксиологического поля соционической культуры сверхценности соответствующей собственному социотипу, способствует раскрытию внутреннего потенциала и способностей личности, самореализации в творческой деятельности.

Таким образом, аксиологическая форма бытия соционической культуры представлена совокупностью сверхценностей, отображающей специфику шестнадцати соционических типов личности. Не ценностей, созданных извне и привязанных к каким-либо (физиологическим, социальным) характеристикам личности, но ценностей и иерархии индивидуальных предпочтений, исходящих из ее типовой природы. Система сверхценностей дополнена ценностями, включающими положительное отношение к соционике, соционическим явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению соционических знаний.

В третьем параграфе "Нормативная форма бытия социониче-ской культуры" показана специфика системы норм соционической культуры.

Норма (противоположность аномия по Э.Дюркгейму, Р.Мертону) -суть основа социального порядка (Т.Парсонс); есть то, чем регулируются действия, т.е. правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение и деятельность. Смысл формирования соционической системы норм заключается в возможности эффективного и направленного воздействия на личность, с целью способствования выстраиванию ее связей с обществом, обеспечения психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в целом.

Нормы и регулятивы, тщательно разработаны и установлены в со-ционический кодекс следования им, справедливы для всех типов личности - социона (общее), для группы соционических типов личности - квадры (частное), и для отдельных соционических типов личности (особенное и единичное). Общее в нормативной форме соционической культуры (знание собственного соционического типа личности, соблюдение дистанции в общении сообразно интертипному отношению, бережное отношение к "болевой" соционической функции) - это этические нормы, направленные на регулирование поведения с целью создания основ благоприятного общежития, солидарности общества. Частное, особенное и единичное включает в себя соблюдение правил поведения, нравственные нормы, организованность, планирование времени, даже элементарную гигиену и пр., и направлено на признание недоступных восприятию личностью информационных аспектов, и на исполнение норм в области проявления данных аспектов.

Итак, нормативная форма бытия соционической культуры представлена совокупностью норм, разработанных в соответствии с соционической типологией личности, регулирующих отношения между членами общества

и направленных на сохранение общности как целого. Соционические нор-

15

мы помогают формировать нужные, но "недостающие", в силу особенностей информационной структуры, качества личности, для оптимального существования и адаптации.

Во второй главе "Содержание и формы соционической культуры личности" исследуется специфика модели личности с соционической точки зрения в культурном контексте, анализируется содержание, раскрываются формы соционической культуры личности.

В параграфе "Соционическая модель личности в контексте культуры" осуществляется исследование основных концепций бытия личности, а так же модель личности с соционической точки зрения в культурном контексте.

В философии двадцатого века выделяют основные концепции бытия личности: материалистическая (объективная) и идеалистическая (субъективная), монологическая и диалогическая, детерминистская и индетерми-нистская. Монологическая концепция рассматривает человека вне мира, диалогическая (В.Библер, М.Бубер, М.Хайдеггер) включает личность в пространство коммуникаций, диалога. Через позицию детерминизма и индетерминизма фиксируются моменты обусловленности или самодостаточности личностных характеристик. В случае объектной ориентации личность рассматривается как вещь среди вещей, которая порождается в природе или обществе (позитивизм, прагматизм). В субъектной ориентации личность предстает как активное творческое начало, воспроизводящее мир, проектирующее действительность и собственное будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя (философия жизни, философская антропология, экзистенциализм, персонализм). В рамках персонализма, особо следует выделить работы К.Г. Юнга, отличавшегося самым неортодоксальным подходом к личности. В своем труде «Психологические типы» он выделил две психологические основные установки человека - экстравертную и интровертную, четыре ориентирующие функции -

мышление, чувство, ощущение и интуицию, и два типа восприятия окру-

16

жающей реальности - рациональный и иррациональный. Позднее, учение об архетипах и психологических типах личности К.Г.Юнга не раз уточнялось и дополнялось. Одной из последних и довольно плодотворных попыток такого дополнения стали идеи А.Аугустинавичюте, выделившей шестнадцать типов личности и разработавшей (совместно с А.Кемпинским) теорию информационного метаболизма. "Соционическая модель личности" определяет личность как информационную систему, имеющую четкую координату личностного пространства - тип информационного метаболизма, отражающий психо-эпистемологический профиль, мыслительное своеобразие познавательных установок личности, обусловливающий способы работы человека с разными видами информации, определяющий способности, наклонности, таланты, интересы личности и коммуникативные способы взаимодействия (интертипные отношения). Тип информационного метаболизма (соционический тип) выступает неким началом, составляющим инвариант личностной целостности, одновременно, личность образована индивидуальным содержанием человека, что определяет его сущностное своеобразие. На соционический тип налагаются темперамент (эмоционально-двигательные пропорции процесса коммуникации), характер (тенденции изменения поведения в процессе адаптации), воспитание (контроль за поведением), неформальное (семья, друзья) и формальное (профессиональная и общественная деятельность) социальное окружение, тип менталитета нации в котором развивалась личность и пр.

Таким образом, наличие типа информационного метаболизма в структуре личности ведет к определению личности с соционической точки зрения, как творческой реальности, как диалогического и деятельностного существа, включенного в пространство коммуникаций, как уникального, неповторимого Я.

В параграфе "Содержание и формы соционической культуры личности" рассматриваются содержание, уровни и формы соционической культуры личности.

В объективной реальности соционическая культура выражается как методология функционирования личности в реализации его творческих способностей и коммуникативных качеств, как способность к самоопределению, самосознанию, к самореализации и адаптации в социальном окружении.

Если исходить из понимания соционической культуры в целом как системы специфической деятельности и совокупности ценностей, норм, то содержание соционической культуры личности, как интегративного образования, представлено следующими компонентами; соционической грамотностью, ценностями личности, рефлексией, соционической компетентностью; субъектными качествами личности. Эти компоненты условно объединены в блоки: личностный и социальный. Содержание личностного блока представлено соционической грамотностью, ценностями личности, усвоенными соционическими нормами и рефлексией. Содержание социального блока соционической культуры связано с функционированием личности в системе межличностных отношений и социальных процессов, и включает в себя соционическую компетентность личности - организацию соционических знаний, позволяющую принимать решение в области построения конструктивного диалога и поиска путей самореализации. Общей основой соционической культуры личности выступают субъектные качества личности, такие как самоидентификация, самосознание и самоопределение. Рассматривая соционическую культуру как результат последовательного развития всех предыдущих свойств личности, автор выделяет специфические формы соционической культуры личности.

Формой выражения соционической культуры личности выступает умение личности адаптироваться в обществе. Адаптация личности с соционической точки зрения - это, по сути, соционическое поведение в контексте "грамотной коммуникации" (взаимодействия типов на основе позитивного общения, конструктивного диалога) в реальном социуме. Адапта-

ция предстает как нацеленность на эффективное взаимодействие и сотрудничество между личностью и окружающими.

Самореализация как форма соционической культуры личности проявляется в информационной специализации (информационное разделение труда) и предстает как процесс выявления и осуществления личностью своих типовых возможностей, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Что касается уровней проявления соционической культуры личности, то можно различать высокую соционическую культуру личности, низкую соционическую культуру и культуру среднего уровня. Творческая деятельность и бесталанность (не умение применять свои способности), уверенность в собственных силах и чувство неполноценности, гармоничность и дисгармоничность, конфликтность и неконфликтность, согласие или его отсутствие, явления эти, по сути, показатели высокой или низкой соционической культуры личности.

В третьей главе "Пути воспитания соционической культуры личности" рассматриваются особенности формирования соционической культуры личности, функциональная значимость и роль в воспитании социальной ответственности личности.

В первом параграфе "Функции соционической культуры личности" показано функциональное значение данного феномена.

Автор выделяет две группы функций: человекотворческие (гуманистические) и регулятивные (социальные). Основанием для классификации послужили, - во-первых, выделение основных форм бытия соционической культуры; во-вторых, двойственная природа личности ("человек есть и индивидуальный и социальный субъект одновременно").

Человекотворческие функции (познавательная, гармонизирующая, ценностная, мировоззренческая, преобразовательная) характеризуют развитие человеческой индивидуальности, раскрытие творческих способностей и возможностей на основании информационной специализации лич-

19

ности. Благодаря этим функциям из индивида формируется личность как индивидуальность, стремящаяся к самореализации и творчеству. Определение собственного соционического типа, изучение устройства, функционирования своей личности (самоидентификация и самопознание) не разрывает связь человека с миром, и не надевает на него ярлык самоограниченности или ущербности, но дает глубокое понимание и принятие самого себя, способствует реализации творческой сущности, ориентирует на позитивный характер общения и деятельности, что проявляется, в конечном итоге, в удовлетворенности жизнью.

Благодаря регулятивным функциям (герменевтико-коммуникативная, интегративная, нормативно-регулирующая) из индивида формируется личность как система, опосредующая взаимоотношения человека и социума при помощи норм и ролей.

В этой группе среди важнейших функций особого внимания заслуживает интегрирующая функция, объединяющая людей в единое целое на основании постулата о необходимости людей друг в друге в связи с их информационной специализацией. Различия между людьми закономерны, они определяются особенностями информационной структуры личности.

Новое мышление, экономические и политические деловые контакты, гуманизм все сильнее реализуются в отношениях (от отношений в рабочем коллективе, до международных отношений). В этих условиях обращение к соционической культуре - важнейшее средство объединения людей и фактор сплоченности и укрепления общества, способствующее развитию социальных общностей и социума.

Сущность регулятивных функций раскрывается через сознательное воздействие на личность с целью организации, упорядочивания, оптимального развития и функционирования. Не только право, мораль, религия регулируют социальное поведение людей, но и знания соционики и социони-ческих норм, которые определяют жизненные процессы человека, его реакцию и стимулирование к действию.

20

Итак, функциональный анализ позволяет выявить специфику социо-нической культуры, ее социальный и индивидуальный статус.

Во втором параграфе "Формирование соционической культуры личности" исследуется процесс становления соционической культуры личности посредством соционического образования.

Обучение основам соционических знаний, умений и навыков осуществляется посредством специально организованной подготовки - соционического образования. Соционическое образование можно определить как целенаправленную систематическую деятельность по формированию и повышению соционической культуры. Сущностью соционического образования является представление о соционике и соционическом сознании, со-ционическом поведении; смысле, ценности и функциях соционической культуры.

Формирование соционической культуры личности под воздействием образовательных усилий представляет собой двойственный процесс: один уровень дает осознание самого себя как личности со своими "сильными" и "слабыми" сторонами, способностями и возможностями, осознание общих причин отличности от других, умение и навыки построения эффективных коммуникаций (личностями, общественными организациями), творческая деятельность и потенции к саморазвитию; другой - превращение этой информации в личные убеждения. Структура вырабатываемого таким образом убеждения включает в себя не только знание норм взаимоотношений, но и постоянную готовность действовать, руководясь ими. Соционическое образование, адаптируя личность в целостности, неповторимости, штучно-сти, формирует прецеденты для становления соционической культуры личности.

Основанием становления соционической культуры выступает совокупность переживания общих или социальных (знания о соционических типах, интертипных отношениях, навыки коммуникативного существования), и конкретных или индивидуальных (знание о самом себе и собствен-

21

ных творческих способностях, способность к саморазвитию) предпосылок и установок.

В третьем параграфе "Соционическая культура как способ воспитания социальной ответственности личности" анализируется влияние соционической культуры на процесс воспитания социальной ответственности личности.

Состояние современного российского общества обостряет и актуализирует проблему социальной ответственности как одной из фундаментальных характеристик личности, что вызвано социально-экономическими и общественно-политическими ситуациями в стране, а так же кризисными явлениями в экономике и праве. Проблематике социальной ответственности личности посвящены работы Гусейнова A.A., Ветошкина А.П., Ильина И.А., Ореховского А.И., Подшивалова В.Н., Попкова В.П., Прохоровой Н.Г., Сагатовского В.Н., Стожко К.П., Соловьева B.C., Толстого JI.H., Федорова Н.С., Франка СЛ., Флоренского П.А. Шабатура J1.H.

Определяя социальную ответственность как добровольное принятие субъектом (личностью) на себя обязанностей и полное исполнение этих обязательств, автором выделены уровни социальной ответственности: внутренний - перед самим собой и внешний - перед другими, на формирование которых направлены воспитательные меры соционической культуры.

В ходе анализа ценностной структуры социальной ответственности обнаруживается особенность, которую Ю.И. Мирошников называет амбивалентностью ценностного сознания, которая сопряжена с существованием "верха" и "низа" культуры. Для формирования социальной ответственности личности необходимо минимизировать такую ценностную амбивалентность нашего сознания, уменьшить влияние на наше сознание и психику со стороны именно "низа" культуры, существенно усилить значение ее "верха", посредством развития соционической культуры личности.

Когда в сознании конкретного, отдельно взятого человека находятся какие-то устойчивые обоснования необходимости людей друг в друге, когда возникает понимание взаимной обусловленности личностного и общественного бытия, когда люди понимают, что жизнь социальна по определению, тогда, собственно, и появляется первая интенция социальной ответственности.

Обоснование с помощью соционической культуры взаимной полезности, необходимости друг в друге - есть движение на пути к формированию своей собственной ответственности в деятельности, в поступках, в реальных проявлениях самого себя. В этом-то и заключается суть проблемы формирования социально ответственного поведения.

Знание "сильных" сторон своей личности накладывает на человека обязательства использовать свои "сильные" функции не только на благо самого себя, но и на пользу окружающим людям и ответственность за деятельность по ним становится основополагающей в системе, прежде всего внутренней (реальной) ответственности личности (перед самой собой).

Соотнесение, координация и определение интертипных отношений, формирование способности к построению конструктивного социального взаимодействия - есть формирование внешней ответственности личности перед другими.

В Заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

Публикации в рекомендуемых изданиях ВАК МО и Н РФ:

1. Пахотина Е.А. Социальная ответственность как один из ориентиров развития личности и общества в XXI веке. /Пахотина, Е.А. //Вестник Тюменского государственного университета, №5. Тюмень:

Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 0,25 п.л.

23

Монографии:

1. Шадрина О.В., Пахотина Е.А. Социальная ответственность в контексте воспроизводства качества жизни. Диалектика социальной ответственности. Типология социальной ответственности. /Шадрина, О.В., Пахотина, Е.А. // Качество жизни: диалектика духовного и социального/ Под.ред. К.П. Стожко. Глава VII. §1,2. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ин-т бизнеса, 2007. 2,25 пл.

2. Шабатура Л.Н., Пахотина Е.А. Соционика как модель воспитания социальной ответственности личности. /Шабатура, JI.H., Пахотина, Е.А. //Культура социальной ответственности: теория и практика / Под ред. К.П. Стожко. Глава I. § 6. - Екатеринбург: Уральский институт бизнеса, 2009.0,93 п.л.

Статьи в научных сборниках и материалах конференций:

1. Пахотина Е.А. К вопросу об эволюции психологического типирования. Основные проблемы соционики от К.Г. Юнга до наших дней. /Пахотина, Е.А. //"Человек и мир. Социально-гуманитарные исследования: наука в современном обществе". Материалы всероссийской научной конференции. - Тюмень: ИПЦ "Экспресс", 2006. С.] 15-119.

2. Пахотина Е.А. Основы нравственного общения в семье с точки зрения соционики. / Пахотина, Е.А. //"Философия в региональной жизни общества". Материалы областной конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. С.111-112.

3. Пахотина Е.А. Современное образование личности в высшей школе. / Пахотина, Е.А. // "Православие, образование и воспитание в XXI веке". Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-7 февраля. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. С.265-267.

4. Пахотина Е.А. Место соционики в фундаментальном образовании. /Пахотина, Е.А. //"Опыт и основные тенденции совершенствования формирования контингента инженерно-технического вуза". Материалы межвузовской научно-практической конференции,

24

посвященной 20-летию Нефтеюганского филиала. 4 июня 2007 г. -Нефтеюганск: ООО "Маркет-Пресс", 2007. С.72-74.

5. Пахотина Е.А. Сущность соционической культуры с информационно-семиотической точки зрения. /Пахотина, Е.А. //Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика, №1. Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2008. С.87-90.

6. Пахотина Е.А. Соционическая культура как принцип индивидуального развития личности. /Пахотина, Е.А. //"Гуманитарные стратегии российских трансформаций". Материалы Международной научно-практической конференции. Т-1. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. С.117-120.

7. Шабатура Л.Н., Пахотина Е.А. Актуализация социальной ответственности в современных реалиях. /Шабатура, Л.Н., Пахотина, Е.А. //"Духовный путь России". Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 20 февраля 2009 г. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. С.315-318.

Подписано в печать 6.05.2011 г. Тираж 120 экз. Объем 1.0. Формат 60x84/16 Отпечатано в ИПК ТГСХА 625007, г. Тюмень, ул. Республики, 7

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пахотина, Елена Анатольевна

Введение.

Глава 1. Концептуальные подходы к исследованию соционической культуры.

§ 1. Социо-антропоцентристский подход к исследованию соционической культуры.

§ 2. Аксиологическая форма бытия соционической культуры

§ 3. Нормативная форма бытия соционической культуры.

Глава 2. Содержание и формы соционической культуры личности

§ 1. Соционическая модель личности в контексте культуры.

§2. Содержание и формы соционической культуры личности.

ГЛАВА 3. Пути воспитания соционической культуры личности

§1. Функции соционической культуры личности.

§2. Формирование соционической культуры личности.

§3. Соционическая культура как способ воспитания социальной ответственности личности.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по культурологии, Пахотина, Елена Анатольевна

Актуальность темы исследования. Исследование нового явления культуры - соционики, актуально с позиции новой научно-технической революции, в которую вступило наше человеческое сообщество, -информационной революции. Осознание главенствующей роли информации в жизни человека и общества, привело к необходимости использования информационного подхода не только в анализе природных и социальных явлений, но и в исследовании структуры личности и моделировании ее психики. Это связано с тем, что любой объект изучения, в том числе и такая сверхсложная система как личность, имеет свое информационное отображение.

Первым, к анализу психики человека применил «информационный подход» К.Г. Юнг. Он рассмотрел человеческую психику с точки зрения того, как человек получает, перерабатывает и использует информацию. Согласно Юнгу, для общения с внешним миром человеку нужны четыре психические функции: ощущение (для получения информации через органы чувств), мышление (для анализа полученной информации), чувство (для оценки информации) и интуиция (для обобщения информации). Эти функции могут быть представлены в экстравертном и интровертом варианте. Таким образом, К.Г. Юнг создал восемь психологических типов. Открытие К.Г. Юнга, по сути, было открытием механизма селекции и переработки сигналов, воспринимаемых психикой. А. Аугустинавичюте используя это открытие, предложила теорию шестнадцати типов информационного метаболизма людей и разных форм взаимоотношений между ними, создав новое полидисциплинарное направление - соционику. Так, появился новый ракурс в рассмотрении информационной структуры психики человека и законов коммуникации информационных систем (человек, коллектив, социальные группы).

Феномен соционики, все более актуализируется в культуре современного общества, становится значимым определение его смыслового и содержательного наполнения. Стоит заметить, что соционика сложилась на пересечении различных частных дисциплин — информатики, психологии, социологии в 70-х годах XX века. Модели типов информационного метаболизма (основной «инструментарий» соционики) - надежный и достоверный метод исследования главного в человеке - его психики как информационной системы, а значит, его индивидуальных и личностных характеристик и свойств. В связи с чем, к концу первого десятилетия XXI века к этой отрасли науки проявляется все больший интерес среди специалистов, занятых исследованием и приложениями «человеческого фактора». Одновременно, становится очевидным, что феномен соционики, существуя в социокультурном пространстве, формирует определенное «поле», которое автор обозначает термином «соционическая культура». Соционическую культуру можно рассматривать как особую сферу, составную часть социокультурного пространства, которая задается соционикой как феноменом культуры, и отражает взаимодействие бытия человека и соционики. Термин «соционическая культура» используется для того чтобы отметить, каким образом человек взаимодействует с таким знанием как соционика, и как соционика может влиять на внутренний мир человека и его отношения с другими людьми.

Вместе с тем, соционическая культура не освоена философской и культурологической теорией, современная наука о культуре делает первые шаги по пути изучения этой области бытия соционики.

Итак, актуальность исследования соционической культуры обусловлена рядом причин:

Во-первых, реализация информационного подхода к анализу личности привела к выявлению информационной структуры психики и обобщенных типологических моделей личности, тем самым определяя новые источники самопознания и самопонимания личности.

Во-вторых, современная ситуация предъявляет высокие требования к развитию и использованию человеческого потенциала, к самостоятельности и инициативе личности, что приводит к проблеме эффективного выявления способностей и талантов человека, определения его по пути максимального развития и творческой реализации.

В-третьих, научно-техническая революция в сфере информатики и коммуникационных средств общения расширила связи между государствами настолько, что человечество, к настоящему моменту, оказалось внутри глобального коммуникационного пространства. В этих условиях культура диалога, организация эффективного общения, формирование основ взаимопонимания между взаимодействующими сторонами и норм социального общежития, интерпретация собственного поведения, и поведения других людей, приобретают особую актуальность и «остроту».

В-четвертых, необходимость философского и культурологического осмысления соционической культуры обусловлена отсутствием в области современных наук о культуре концептуальных представлений о соционике как феномене культуры. Вместе с тем, культурная наполняемость феномена соционики формирует множество различных аспектов — от сугубо личных внутренних переживаний, до общих норм поведения. Личные переживания связанны с самосознанием, самоидентификацией, самоопределением личности как пониманием «себя», самореализацией как творческой деятельности. Общие нормы поведения проявляются в эффективной коммуникации, стремлении к бесконфликтным диалогам и отношениям.

Систематизация аспектов феномена соционики, позволяет выделить сложное образование - соционическую культуру, которое на основании соционической типологии, формирует разнообразные культурные сценарии, определяя новое качество самоорганизации и саморегуляции деятельности личности, гармонизации ее внутреннего мира и умения строить позитивные коммуникации.

В связи с чем, важно философско-культурологическое осмысление нового феномена культуры - соционической культуры, - ее содержания, условий и факторов становления.

Состояние изученности проблемы. Соционическая культура не новое понятие. Впервые в контексте «грамотной информационной специализации и правильно организованной коммуникации между людьми» [149, 403] его употребили исследователи Бескова JI.A. и Удалова Е.А., однако как реальное явление на категориальном уровне авторы специально его не рассматривали. Исследование феномена соционической культуры с позиций философско-культурологического анализа, пока еще не получило должного развития.

Базовыми исследованиями для формирования понятия соционическая культура, стали фундаментальные работы ряда исследователей, осмысливавших сущность и специфику культуры в целом, с различных сторон, используя для этого оригинальные подходы. Понятие «культура» в рамках антропологического подхода рассматривали такие мыслители как Бахтин М.М., Белик A.A., Гердер И.Г., Гирц К., Гуревич П.С., Данилевский Н.Я., Кант И., Орлова Э.А., Павлов A.B., Петров М.К., Сартр Ж.-П., Тайлор Э., Тойнби А., Уайт JL, Флиер А.Я., Юнг К.Г., и др.

В русле деятельностного похода к определению культуры работали исследователи Бромлей Ю., Вебер М., Гегель Г.В., Каган М.С., Маркс К.Г., Маркарян Э.С., Межуев В., Огурцов А., Сагатовский В.Н., Щедровицкий Г.П. и др.

Аксиологическая трактовка культуры прослеживается в трудах Бердяева H.A., Виндельбанда В., Вышеславцева Б.П., Гартмана Н., Гуссерля Э., Дильтея В., Кребера А., Лосского Н.О., Парсонса Т., Риккерта

Г., Сорокина П.А., Швейцера А., Шелера М., Шпенглера О., Штейна Э., Флоренского П.А., и др.

Социологический подход к изучению культуры прослеживается в работах Маркса К.Г., Дюркгейма Э., Леви-Стросс К., Моль А., Ионина Л.Г., Ерасова Б.С., Злобина Н.С., Кертмана Л.Е., Когана Л.Н., Радугина

A.A., Рожко К.Г. и др.

Культуру как единство материального и идеального; духовного, практического и духовно-практического определяли такие исследователи как Блажевич Н.В., Блажевич Т.А., Вилков Н.О., Захарова Л.Н., Капеко М.А., Ларин Ю.В., Рожко К.Г., Селиванов Ф.А., Шабатура Л.Н. и др.

В процессе осмысления соционической культуры концептуально значимыми становятся труды по теории соционики. Отдельно следует отметить работы Аугустинавичюте А. - создательницы соционической теории. Силами этого автора разработан категориальный аппарат соционики и основные понятия и методы. Актуальным представляется также обращение к трудам таких авторов как Антошкин В.Н., Багульник

B., Букалов Г.К., Гут М.М., Вайсбанд И.Д., Ельяшевич A.M., Ермак В.Д., Кашницкий С.Е., Кривошеин Е.М., Куликов П.П., Митрохина А.Л., Миронов В.В., Небыкова С.И., Овчаров A.A., Прилепская H.A., Прокофьева Т.Н., Рейнин Г.Р., Румянцева Е.А., Стратиевская В.И., Стукас В.А., Седых Р.Г., Толстиков В., Тыщенко В.П., Федорова В.К., Филатова Е.С., Чурюмов С.И., Якубовская Т.С., и др. чьими усилиями расширяются предметные связи соционики и области ее применения на практике.

Понятие «соционическая культура» раскрывается через идеологию и глубинные ценности соционических типов и квадр - однородных малых групп, четверок, в рамках которых формируются общие информационные ценности. В связи с этим следует отметить работы Букалова A.B., Гуленко В.В., Горенко Е., Горенко О., Десяткина A.C., Карпенко О.Б., Литвиненко И.Ю., Мегедь В.В., Митрохиной А.Л., Савченко С.В., Таланова В.Л.,

Цыпина П.Е., Чикирисовой Г.В., Шульмана Г.А. и др., акцентирующие особое внимание на изучении аксиологии малых групп и сверхценностей соционических типов сквозь призму аспектов информационного потока — логики, этики, интуиции и сенсорики. Заслуга Бесковой Л.А., Кашницкого С.Е., Мегедь В.В., Румянцевой Е.А. и Удаловой Е.А. заключается в развитии взглядов на соционическое знание как на основу, задающую этические ориентиры личности.

Существенное значение в исследовании феномена соционической культуры имеют труды И.Ю. Литвиненко, О. Горенко и В.В. Гуленко. И.Ю. Литвиненко соотносит системные компоненты деятельности по М.С. Кагану (преобразовательная, коммуникативная, познавательная, оценивающая, художественно-эстетическая) с соционическими клубами (управленцы, гуманитарии, исследователи, социалы) и доказывает, что носители типа информационного метаболизма каждого клуба имеют определенные системные компоненты деятельности в качестве ведущего. Такой подход позволяет рассматривать соционическую культуру в деятельностном аспекте как выражение типологически детерминированной активности людей.

Значимыми для раскрытия форм проявления соционической культуры личности стали работы Белецкой И. и Шлаиной В.М. В своих исследованиях, они акцентировали свое внимание на связи компонентов личности (самосознание, саморазвитие, самореализация и самоактуализация) с особенностями проявления того или иного типа информационного метаболизма.

Представленный обзор степени разработанности темы диссертации позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время отсутствует целостное и обобщающее понятие соционической культуры, как специфической формы деятельности личности, выражающейся в соционическом сознании, мышлении и поведении.

Глубокого анализа соционической культуры, который в полной мере охватывал бы деятельностное, аксиологическое, социальное поля данной культуры, автор не обнаружил. В связи с этим отсутствует комплексная научная концепция соционической культуры, которая выявляла бы ее особенности, формы проявления, специфику, функции и особенности формирования. В данной диссертационной работе рассмотрена соционическая культура не просто в качестве важного компонента культуры личности, но и в качестве важного фактора развития и творчества человека, воспитания социальной ответственности личности.

Объект исследования. Соционическая культура как феномен бытия соционики.

Предмет исследования. Соционическая культура личности.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в целостном философско-культурологическом анализе природы, содержания, форм, функций и особенностей формирования соционической культуры личности.

Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть социо-антропоцентристский подход к исследованию соционической культуры;

- показать аксиологическую и нормативную формы бытия соционической культуры;

- выявить особенности соционической модели личности в культурном контексте;

- раскрыть содержание и формы соционической культуры личности, фиксируя связь с такими составляющими личности как самоопределение, самоидентификация, адаптация и самореализация;

- определить функциональную значимость соционической культуры личности;

- рассмотреть особенности формирования соционической культуры личности;

- исследовать роль соционической культуры в воспитании социальной ответственности личности.

Методологические основы исследования. В качестве методологической базы для анализа соционической культуры послужили:

- социо-антропоцентристский подход (Межуев В.М., Туровский М.Б., Ларин Ю.В.), способствующий раскрытию сущности соционической культуры и позволяющий сконструировать целостное понятие соционической культуры;

- деятельностный метод (Каган М.С., Маркарян Э.С.), открывающий возможности выявления основания соционической культуры как специфической деятельности;

- аксиологический метод (Сорокин П.А.), направленный на выявление ценностного каркаса соционической культуры;

- феноменологический метод, применяемый для описания соционической культуры личности как таковой и характера ее проявлений;

- сравнительный метод соотнесения целого (всеобщего) и частного (конкретного), открывающий возможности описания общего, частного, единичного и уникального в соционической культуре;

- принцип системности (Берталанфи Л., Пригожин И., Эшби У.Р., Каган М.С., Щедровицкий Г.П. и др.), в рамках которого проводится анализ личности как системы по переработке информации. Системный анализ, выступает в качестве методологического фундамента, на основании которого осуществляется синтез различных методологических парадигм;

- герменевтический метод интерпретации и понимания, раскрывающий функциональную значимость соционической культуры и метод моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования определяется поставленной в работе целью и решаемыми задачами и заключается в следующем:

1) соционическая культура впервые становится предметом специального философского и культурологического исследования;

2) выявлены сущность и формы бытия соционической культуры;

3) соционическая культура личности рассмотрена как интегративное образование, которое включает в себя соционическое сознание и соционическое поведение, способствующее адаптации и самреализации личности;

4) выявлены гуманистические и регулятивные функции соционической культуры личности, способствующие формированию творческой инициативности, коммуникативных качеств личности и интегративности социального существования;

5) предложен подход к формированию социальной ответственности личности с помощью соционической культуры как метода воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Соционическая культура рассматривается через взаимосвязь субъект-объектных отношений, и определяется как специфическая система деятельности, включающая в себя соционическое мышление, сознание и соционическое поведение.

2. Аксиологическая форма бытия соционической культуры понята как совокупность сверхценностей соционических типов личности; а также как система ценностей, включающая, в том числе, положительное отношение к соционике, соционическим явлениям и потребность к постоянному расширению, углублению и практическому применению соционических знаний.

3. Нормативная форма бытия соционической культуры представлена системой норм, разработанной в соответствии с соционической типологией личности, регулирующей отношения между членами общества и направленной на сохранение общности как целого. Нормы сформированы для всех типов личности - социона (общее), для группы соционических типов - квадры (частное), и для отдельных соционических типов (особенное и единичное).

4. Соционическая культура личности, определена как интегративное образование, которое соединяет в себе компоненты соционического сознания и поведения: соционические знания, систему ценностных ориентаций, субъектные качества личности (самоопределение, самосознание и самоидентификация), информационную специализацию, "грамотную" коммуникацию, позволяющее эффективно взаимодействовать в социальном окружении и способствующее реализации творческого потенциала личности;

5. В практическом плане, соционическая культура раскрывается через ее человекотворческие (познавательную, гармонизирующую, ценностную, мировоззренческую) и регулирующие (герменевтико-коммуникативную, нормативно-регулирующую, интегративную) функции;

6. Соционическая культура личности, должный уровень развития соционического сознания, творческой деятельности и отношений личности (к себе, к другим личностям), обеспечивается соответствующим соционическим образованием. Такое образование формирует: умение использовать соционические знания и нормы в качестве руководства, управления, регулирования своей деятельности и поведения; умение ориентироваться в многообразии соционических сверхценностей, избирать и руководствоваться ими; умение строить бесконфликтные и конструктивные диалоги и отношения; умение развивать субъектные качества личности (способность к самосознанию, самоопределению); умение в процессе деятельности максимально реализовывать свой потенциал;

7. Соционическая культура, определяя основания для формирования внутреннего и внешнего уровней социальной ответственности личности, создает базу для сознательного принятия и исполнения субъектом обязанностей.

Научно-практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволят в личностном плане оптимизировать процесс самопонимания и самоидентификации, осознания личностью своих способностей и наклонностей, а в плане социальном -обеспечить укрепление и интеграцию социума, реализовать возможность целенаправленного выбора вектора развития социальных систем. Вместе с тем, концептуальное решение задач диссертационного исследования может быть рекомендовано в качестве исходного материала для дальнейшей теоретической разработки положений соционической культуры, расширения функций и областей применения.

Предложенные автором рекомендации позволят: осуществить содержательное и мировоззренческое формирование научных представлений о феномене соционической культуры в целом; оценить место и роль феномена в системе социального взаимодействия; сформировать новую систему воспитания социальной ответственности личности.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания ряда гуманитарных и социальных дисциплин: соционики, культурологии, философии, психологии, социологии, а также разработки спецкурсов.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения диссертационной работы и результаты исследования отражены в выступлениях диссертанта на 2-х Международных (Тюмень), 4-х Всероссийских (Тюмень, Пенза), 1-ой Областной (Тюмень), 1-ой Межвузовской (Нефтеюганск) научно-практических конференциях.

Содержание и основные выводы диссертационной работы обсуждались и получили одобрение на заседаниях и семинарах кафедры философии ГОУ ВПО «Тюменского государственного нефтегазового университета». Диссертантом разработан и читается на кафедре Философии Тюменского государственного нефтегазового университета и в Институте дополнительного образования при ТюмГНГУ спецкурс «Соционика».

По результатам диссертационного исследования издано 12 работ, в том числе 2 коллективные монографии (Социальная ответственность в контексте воспроизводства качества жизни. Диалектика социальной ответственности. Типология социальной ответственности// Качество жизни: диалектика духовного и социального/ Под.ред. К.П. Стожко. Екатеринбург, 2007; Соционика как модель воспитания социальной ответственности личности// Культура социальной ответственности: теория и практика/ Под ред. К.П. Стожко. Екатеринбург, 2009), 10 статей (из них 1 статья в аккредитованных ВАК РФ журнале) общим объемом 5,3 п.л.

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 148 страницах. Список литературы состоит из 205 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Соционическая культура личности"

Выводы по главе 3:

Функциональный анализ, выявляя специфику соционической культуры, ее социальный и индивидуальный статус, раскрывает человекотворческую и регулятивную сущность соционической культуры личности, характеризуя развитие человеческой индивидуальности и условия объединения людей в единое целое. Она служит глубинным источником самопонимания и самоидентификации личности. Адекватное проявление функций возможно только при условии развитой соционической культуры личности, сформированной посредством специально организованной подготовки - соционического образования. Сутью соционического образования является представление о соционике и соционическом сознании, соционическом поведении, смысле, ценностях и функциях.

Объектом воспитания соционической культуры выступает также социальная ответственность личности, определяемая как добровольное принятие субъектом (личностью) на себя обязанностей и полное исполнение этих обязательств. С позиции «высокого» и «низкого» в культуре автор убеждается, что инструментом их преодоления выступит овладение соционической культурой каждого субъекта взаимодействия.

Заключение

Соционическая культура, как реально существующий феномен, будучи непосредственным порождением информационной революции, являет собой сложное образование и является результатом поиска ответов на вопросы, касающихся сути человека, его предназначения, направления развития, вопросов бытия в мире. Вырастая из типологических моделей личности, она основывается на глубинных факторах психики личности, обусловливающих особенности восприятия, мышления и поведения личности, определяя новое качество самоорганизации и саморегуляции деятельности личности, гармонизации ее внутреннего мира и умения строить эффективные коммуникации.

Соционическая культура рассматривается как деятельностная характеристика личности. Определяющим при этом является ее понимание в философско-культурологической направленности, поскольку оно выводится из связи личности и деятельности и предполагает культурную активность личности при овладении предметом деятельности. Соционическая культура выступает как система норм и ценностей, позволяющая субъекту выделить максимально близкий к оптимальному способ совершенствования своей жизнедеятельности. Таким образом, соционическая культура понимается как совокупность элементов, регулирующих деятельность, поведение и общение субъектов, способствующих поиску путей реализации творческого потенциала, формирующаяся, функционирующая посредством взаимодействия соционического знания и личности.

Соционическая культура личности является специальной культурой и неотъемлемым компонентом общей культуры личности; порождаемая ею реальность становится фактором субъективного бытия личности, обуславливая ее отношения с действительностью. Соционическая культура глубоко пронизывает самосознание личности, организует, определяет мышление и поведение человека, межличностные отношения, социальное творчество и любую другую деятельность личности.

Содержание соционической культуры имеет личностный (индивидуальный) и социальный блоки. Соционическая культура вырастает из внутреннего содержания человека, из личности, обязательно являющейся носителем определенного соционического типа, но основанием формирования соционической культуры является соционическое знание, усвоенное субъектом. Соционическая культура, развитая в человеке до оперативно-прикладного состояния, направляет активность личности в созидательное, творческое и конструктивное русло.

Соционическая культура личности предстает в виде «информационной специализации», как обязательного знания собственного соционического типа и полного освоения своих типовых возможностей (специализация в деятельности), и «грамотной коммуникации» как умения конструктивно взаимодействовать с личностями, имеющими другие соционические типы.

Соционическая культура личности определяется как интегративное образование, соединяющее в себе соционическое сознание и поведение. Должный уровень развития соционической культуры личности характеризуется знанием собственного социотипа (самопонимание, самоидентификация), наличием сформированного соционическим знанием мировоззрения и зрелой системы ценностей (самоопределение). Соционическая культура проявляется в умениях пользоваться соционическим знанием, строить бесконфликтные диалоги и отношения, в ориентации на сотрудничество и кооперацию (коммуникация, адаптация), а так же в понимании недоступных собственному восприятию сверхценностей других соционических типов, в умении поставить свои интересы в равное положение с интересами Других. Соционическая культура представляет, собой также уровень творческой деятельности личности, которая основана на сильных функциях, а так же мотивационных установках своего соционического типа (специализация).

Соционическая культура (как комплекс мероприятий) проявляется в человеке в разных формах — как зрелость духовная, гражданская, профессиональная. Духовная зрелость означает умение личности не только ориентироваться в мире ценностей, но и самоопределяться в мире ценностей, избирать объективно лучшее в себе, в других людях. Она закрепляется как особенная душевно-духовная ее организация в виде системы ценностей, принципов и правил. Профессиональная и гражданская зрелость - это соответствие нравственным (общественным или профессиональным) требованиям, по сути это социальная ответственность личности, это способность человека самостоятельно и осознанно совершать поступки.

Следование от теоретического уровня соционической культуры к практическому ее применению, ведет к вопросу о содержании, ее сути и выполняемых функциях. Соционические нормы личностно-ориентированы и, воздействуя на субъект, формируют в нем необходимые условия для благоприятного совместного бытия с Другими и развития собственных способностей. Выполнение соционической культурой ряда функций -гармонизирующей, ценностной, преобразовательной, мировоззренческой, нормативно-регулирующей, герменевтико-коммуникативной, интегративной, в совокупности нацелены на обеспечение слаженного и динамичного функционирования процессов, происходящих в личности или социуме. Гуманистический потенциал соционической культуры связан с ее функциями обеспечения единства людей в рамках идеи социальной гармонии (сизигии).

Формирование соционической культуры личности через соционическое образование как учебное действие создает новое знание, актуальное для настоящего и будущего познающего субъекта, позволяет реализовать важнейшие функции соционической культуры и влиять на формирование идеалов молодого поколения в процессе инкультурации. Подобная ситуация осмысления инноваций нацелена на формирование жизненных ценностей личности с учетом субъектного потенциала человека, позволяет проектировать культуру жизни личности и общества.

Соционическая культура как метод воспитания социальной ответственности личности направлена на формирование принципов и факторов социальной ответственности, а так же обеспечивает основу для сознательного принятия субъектом (личностью) на себя обязанностей и исполнения этих обязательств. Соционическая культура помогает освоить собственные сильные качества личности, формируя внутренний уровень социальной ответственности, как возможность самореализации, а принцип коммуникации и продуктивный диалог делает реальным, а не формальным внешний уровень ответственности перед другими, как возможность солидарности и объединения людей. Совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и функции соционической культуры направленных на повышения уровня сплоченности общества и снижения конфликтогенности, понимания Другого (исходя из соционического знания) и раскрытия собственного потенциала, даже в таком, прямо скажем, не завершенном теоретическом уровне, может лечь в основу практической Концепции формирования соционической культуры личности.

Тенденции развития современного общества актуализируют необходимость формирования соционической культуры личности, которая обеспечит для человека возможность «вхождения» в информационное общество и самореализации в условиях все нарастающего потока информации. Соционическая культура делает возможным целостное и гармоничное существование человека в постоянно изменяющейся социокультурной сфере.

 

Список научной литературыПахотина, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Алексеев П.В. Социальная философия: учебное пособие. - М.: Проспект, 2005. - 256с.

2. Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. Ч. 1: Философия древности и средневековья./под.ред. Соколов B.B. М.: Мысль, 1969.- 576с.

3. Антошкин В.Н. Педагогическая соционика. Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. - 216с.

4. Антошкин В.Н. Соционика как универсальная технология жизни: на пути к соционизированному обществу //Соционика, ментология и психология личности, 2009. №3. С.44-53

5. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) //Вопросы философии. 2006. № 5. С.3-17 "

6. Аристотель. Метафизика. Сочинения: В 4-х т. Т.1 М.: Мысль, 1976.- 550с.

7. Асмолов А.Г. Леонтьев Д.А. Личность//Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. Т.2. - С.402

8. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. //Соционика, ментология и психология личности. 1995. №1. С. 1-5.

9. Аугустинавичюте А. Руководитель в НИИ, государстве, искусстве //Соционика, ментология и психология личности. 1997. № 6. С. 1-7

10. Аугустинавичюте А. Социон. Москва: Черная белка, 2008. - 192с.

11. Аугустинавичюте А. Соционика. М.: Черная белка, 2008. - 568с.

12. Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. СПб.: Terra Fantastica, 1998. - 444с.

13. Багрова Е.В. Феномен межчеловеческого взаимопонимании (в условиях социокультурного многообразия современного севера). Автореф. канд. филос. наук. Тюмень: 2007. - 26с.

14. Баксанский O.E. Современный когнитивизм: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. //Вопросы философии. 2006. № 1. С.175-181

15. Бахтин М.М. К философии поступка. //Философия и социология науки и техники. М., 1986. - С.82-160

16. Белецкая И. Проблемы самоактуализиции и самореализации через призму соционики и акмеологии //http://www.newtraining.ru/?mod=articles&id=86

17. Белецкий, С. А. Белецкая, И.Е. О ТИМах и смыслах //fhttp://www.newtraining.ru/?mod=articles&id=152

18. Белецкий С.А. Белецкая, И.Е. Серебряной пули не будет // http://www.newtraining.ru/?mod=articles&id=86

19. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1999. - 241с.

20. Бердяев Н. А. Я и мир объектов (опыт философии одиночества и общения). Париж: YMCA-PRESS, 1934. - 480с.

21. Берталанфи JI. фон. Общая теория систем. Обзор проблем и результатов.http://grachev62.narod.m/bertalanffy/bertalanffyl.html#g2

22. Бубер М. Два образа веры. М.: ACT, 1999. - 592с.

23. Букалов A.B. Потенциал личности и тайны человеческих отношений. М.: Черная белка, 2009. - 592с.

24. Букалов A.B. Соционика новый подход к пониманию человека и общества// http://www.socionics.ibc.com.Ua/t/wed-buk.html

25. Букалов A.B. Карпенко, О.Б. Мотивационные установки психологических типов личности и их динамика. //Соционика, ментология и психология личности. 2002. №1. С.38-40.

26. Букалов A.B. Карпенко, О.Б. Чикирисова, Г.В. О распределении соционических типов в различных производственных коллективах. //Соционика, ментология и психология личности. 2000. № 1. С. 1723

27. Букалов A.B., Карпенко, О.Б. Чикирисова, Г.В. Эффективный менеджмент и кадровый консалтинг с использованием соционических технологий // http://www.socionics.ibc.com.Ua/t/effect.html

28. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

29. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм. // http://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-5

30. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 180с.

31. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 704с.

32. Гегель В.В. Феноменология духа. Философия истории. М: ЭКСМО, 2007. 880с.

33. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.-705 с.

34. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека. Интерпретации культур. Пер. с англ. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. - 560с.

35. Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Соцэкгиз, 1963.-715с.

36. Горенко Е.А. Горенко, О. Сверхценность: новый космогонический миф // http://www.diary.ru/~kukuluza/p82869995.htm

37. Горенко Е.А. Толстиков, В.И. Природа собственного "Я". М.: Армада-пресс, 2001. - 288с.

38. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. // http://www.lib.vsu.ru/elib/philosophy/b22055/partl.htm

39. Гуленко В.В. Квадральные ценности. Психологические корни социального неравенства // http://www.socioniko.net/ru/articles/valu.html

40. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. М.:Астрель, 2005. -288с.

41. Гуленко В.В. Структура и элементы соционической модели //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2005. №3.

42. Гуленко В.В. Структурно-функциональная соционика: Разработка метода комбинаторики полярностей. 4.1. Киев: «Транспорт Укра'ши», 1999. - 187с.

43. Гуленко В.В. Человек как система типов. Проблема диагностики Эго и Персоны // http://www.socioniko.net/ru/articles/syst.html

44. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: 1995, - 129с.

45. Гуревич М.М. Каганов, В.Ш. Кондратьев, О.И. и др. Инжиниринг малого бизнеса. М.: Самара. Агроконсалт., 1998. - 348с.

46. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. - 576с.

47. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. /Под ред. Г.К. Баммеля. М.: ОГИЗ, гос. соц.-эконом. изд-во, 1935. - 380с.

48. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // http://lib.rus.ec/b/13348/read50.53,54,55,56