автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Совесть как социокультурный регулятив
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Стеклянникова, Светлана Викторовна
Введение.
Глава первая: Экспозиция представлений о природе и механизмах совести в истории философии.
§ 1. Представления о совести в философии Древнего мира.
§ 2. Анализ категории «совесть» в философии Средневековья и Нового времени.
§ 3. Современная философия о природе и механизмах совести.
Глава вторая: Социокультурные регулятивы в контексте культуры Востока, Запада и России.
§ 1. Долг и стыд как механизмы культурной регуляции в корпоративистских обществах Востока.
§ 2. Становление личностного самосознания как процесс интериоризации императивов в западной культуре.
§ 3. Противоречивость механизмов социокультурной регуляции как отражение особенностей русского менталитета.
Глава третья. Социокультурные функции совести, стыда, долга и вины.
§ 1. Феноменология и психология совести: соотношение категорий «совесть», «стыд», «долг» и «вина».
§ 2. Структурно-функциональная модель совести
Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Стеклянникова, Светлана Викторовна
Актуальность исследуемой проблемы.
Проблема «осуществления» культуры, способов взаимодействия индивидуального и общечеловеческого, механизмов усвоения культурных норм в контексте конкретной человеческой жизни является одной из важнейших в философии.
Культура вплетает индивида в единую ткань социального бытия различными способами: предписывая индивиду определенные социальные роли, обусловленные его статусом в обществе; заставляя его усваивать определенные технологии, в обществе используемые; навязывая различные научные взгляды; наконец, вынуждая его подчиняться правовым нормам. И только моральные регулятивы являются тем способом взаимодействия индивида и культуры в целом, в котором снимается внешняя императивность предписаний культуры.
Совесть - феномен индивидуального сознания - вместе с тем интраиндивидуальна. Именно благодаря совести достигается состояние со-переживания, со-чувствия, иными словами, формируется единое ценностно-нормативное поле культуры. В совести происходит совпадение внешнего и внутреннего уровней регуляции, ведь поступок «по совести» воспринимается не как детерминированный некоей внешней силой - государством (право), необходимостью, связанной с закономерностями природы (наука), социальным статусом и ролью личности (общество).
До недавнего времени совесть рассматривалась только субъективно, как интимно-личностный механизм самоконтроля. Именно поэтому исследователи, ограничивая осмысление совести рамками этической науки, либо довольствуясь описанием аффективных проявлений совестного акта, в значительной мере упрощали понимание сложного полифункционального феномена, не уделяли должного внимания изучению объективного участия совести в процессах социокультурной регуляции .
Первые работы в этом плане появились в контексте социальной психологии, антропологии и, отчасти, социологии. Во второй половине 20 века были проведены многочисленные кросс-культурные исследования природы совести, сделаны попытки экспериментального изучения совестных проявлений, а также проведен анализ стыда и вины как аспектов или структурных составляющих совести. Главное внимание в этих исследованиях уделялось изучению роли совестных переживаний, чувства вины и стыда в формировании культуры, в процессах социализации, «окультуривания» индивида.
Мы полагаем, что дальнейшее исследование феномена совести требует иного подхода, не ограниченного рамками отдельной науки. Предлагаемый нами интегративный подход, синтезирующий общефилософский, этический, психологический и культурологический анализ феномена совести, позволяет выйти на объективный уровень понимания совестных проявлений и их участия в процессах социокультурной регуляции.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется теоретико-методологическим • значением проблемы для понимания способов осуществления культурой своих регулятивных функций и недостаточным уровнем ее разработанности .
Степень разработанности проблемы.
В философской литературе категория совести в основном рассматривалась в связи с исследованием вопросов морали и нравственности. Среди наиболее значимых работ в этом плане нужно отметить исследования JI.M. Архангельского (4), A.A. Гусейнова (34-38), О.Г. Дробницкого (44-46), Е.В. Золотухиной-Аболиной (49), И.С. Кона (67-69), Я.А. Миль-нера-Иринина (99), А.И. Титаренко (127-128), В. Н. Сага-товского (117-118), Ю.А. Шрейдера (150) и др. В качестве самостоятельного объекта исследования совесть выступает в работах 3. А. Бербешкиной (9-10), Л.Б. Волченко (25), A.A. Милтса (98), К.А. Немира (104), A.A. Седова (119) и др.
Несмотря на явную идеологизированность исследований феномена совестных проявлений в советское время, разработки многих авторов внесли весомый вклад в понимание природы совести, механизмов ее функционирования.
В числе наиболее интересных концепций необходимо отметить исследование А.И. Титаренко (127-128). По его мнению, совесть представляет собой исторический продукт и в филогенезе развивается от экстравертности к интровертно-сти. ««Экстравертная» совесть не осознается как «голос совести», рвущийся из самых глубин нравственной сущности человека; «угрызения совести» здесь не понимаются как сугубо личностный, интимный процесс нравственной жизни индивида. Совесть же современного человека как глубинный, первостепенной важности интуитивно-чувственный механизм нравственного поведения интровертна» (127, С.176-177).
Отмечая сложность феномена совести, А.И.Титаренко отмечает, что нравственно-психологическим своеобразием совести является то, что она «выступает как цельный механизм, органически соединяющий в себе самые различные элементы психической жизни человека. Она складывается в результате взаимодействия всех слоев психики: рационального, чувственно-волевого, подсознательного; опирается не только на холодный рациональный анализ, логическую оценку, но и на мудрость чувств, отраженный в них жизненный опыт, на моральную интуицию»(128, С. 127).
В ряде исследований (A.A. Гусейнов (35), P.A. Апресян (37), В.И. Толстых (129), В.Н. Сагатовский (117) и др.) подчеркивается, что совесть формируется в процессе социализации и воспитания, и на ранних стадиях становления личности проявляется как «голос» значимого окружения. Обнаруживается эта совесть в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, а также в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям других. Однако сформированная совесть говорит на языке вневременном и внепространственном. Совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоинству личности. Это ответственность человека перед собой как носителем высших, универсальных ценностей. Муки совести знаменуют неприятие себя как такового, презрение к себе и тоска по просветлению и самоочищению, желание исправить ошибку и надежда свершить это.
Идея об историческом становлении совести как регуля-тива культуры, основывающегося на автономии личности, нашла отражение в работах И.С. Кона (67-69). Опираясь на исследования психологов, последователей школы Ж.Пиаже, он рассматривает становление самосознания инвариантно в филогенезе и онтогенезе. В соответствии с концепцией, представленной в ряде работ, общество и личность проходят три этапа развития морального сознания. Каждому этапу (в онтогенезе - уровню) соответствует свой способ социокультурной регуляции. Доморальному уровню соответствует perламентация поведения страхом, конвенциональному уровню -стыдом и автономному уровню - совестью. Движение от страха к стыду и совести представляют собой ступеньки становления «Я».
Также необходимо отметить идеи Я.А. Мильнера-Иринина, который рассматривает совесть в абстрактно-гуманистическом плане. По его мнению, совесть - субъективное (идеальное) выражение объективной общественной природы человека. В ней заключено осознание противоречия между сущим и должным, заставляющее человека для разрешения этого противоречия преобразовывать все существующее во внешнем мире и в самом себе в соответствии с идеалом (99, С. 76).
Вместе с тем, необходимо констатировать отсутствие концептуального подхода к пониманию феномена совести, и в особенности, отсутствие должного теоретического анализа значения совести в процессах социокультурной регуляции.
Актуальность проблемы и недостаточный уровень ее разработанности обусловили выбор темы, формулировку цели, рабочей гипотезы, выделение объекта, предмета и задач исследования .
Объектом исследования выступают регулятивные механизмы культуры.
Предметом исследования является совесть как социокультурный регулятив.
Цель исследования - раскрытие и обоснование сущности и специфики процессов социокультурной регуляции и участия в этих процессах совести как одного из важнейших регуля-тивов.
Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения следующих задач:
1. Выявить основные тенденции в изменении представлений о сущности и механизмах совести в истории философии.
2. Определить понятийное обозначение феноменологии совести; раскрыть соотношение между категориями, обозначающими совестные проявления.
3. Рассмотреть психологические механизмы совести, позволяющие уяснить генетическую взаимосвязь совести, стыда и вины.
4. Проанализировать специфику функционирования совести как социокультурного регулятива в контексте восточной, западной и русской культур.
5. Разработать структурно-функциональную модель совести, позволяющую конкретизировать ее регулятивную функцию.
Теоретико - методологическую основу диссертационного исследования составляют: системный подход, представляющий общенаучный метод исследования в различных теоретических и эмпирических областях; принцип историзма, позволяющий рассмотреть исследуемое явление в процессе его становления; концепция онто- и филогенетического становления механизмов социокультурной регуляции (И.С. Кон, А.И. Тита-ренко); исследования ростовской этико-культурологической школы (В.Е. Давидович, Г. В. Драч, А.Н. Ерыгин, Е.В. Золоту-хина-Аболина, В.А. Кондрашов, Т.П. Матяш и др.).
Основные положения гипотезы исследования:
1. Опираясь на базисные положения концепции исторического становления механизмов социокультурной регуляции, в работе предполагается доказать, что совесть является социокультурным регулятивом, обладающим многоуровневой структурой, и в различных культурных контекстах проявляется в виде долга по отношению к внешнему источнику, стыда перед окружающими, вины - стыда перед собой, собственно совести.
2. Рассмотрение совести как сложно структурированного феномена позволяет: вывести исследование феномена на уровень междисциплинарного анализа, что позволяет преодолеть ограничение изучения категории «совесть» рамками этики; синтезировать этический, психологический и культурологический подходы к анализу феномена совести; обозначить совесть как интегративную категорию, включающую в себя долг, стыд и вину в качестве компонентов структуры; показать генезис механизмов социокультурной регуляции от простого долженствования по отношению к внешнему источнику к стыду, вине и собственно совести как наиболее развитой ее форме.
Методы исследования:
Реализованный метод исследования и изложения материала является синтетическим и определяется спецификой сложного объекта и предмета исследования. Он задан поставленными конкретными задачами и строился по преимуществу с использованием диалектически взаимосвязанных методов и принципов: единства исторического и логического, конкретного историзма, этимологического анализа, системного и структурно-функционального анализа.
Теоретическое значение и научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Представлена обширная историко-философская экспозиция взглядов на сущность и механизмы совести.
2. Регулятивный характер культуры обосновывается через категорию совести.
3. Выявлены специфические особенности социокультурной регуляции в культурах Востока, Запада и России.
4. Разработана структурно-функциональная модель совести, объясняющая онто- и филогенетические механизмы социокультурной регуляции.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Совесть, являясь сложно структурированным, полифункциональным регулятивом культуры, может проявиться в определенном обществе в виде долга по отношению к внешнему источнику, стыда перед «своими», вины, собственно совести. Несмотря на общечеловеческий характер этих феноменов, представители одних культур более тяготеют к переживанию стыда, другие - к переживанию вины. Форма актуализации совести зависит от конкретных социокультурных условий.
2. Низший уровень совести актуализируется в виде долга по отношению к внешнему источнику, подчинения внешней силе, что связано с отсутствием саморефлексии, слабой индивидуализацией человека, экстериоризацией совестных проявлений. В этих условиях источником совестных предписаний выступает община, но усвоение этих предписаний осуществляется в превращенной форме. В итоге они выступают в виде внешней силы, а совесть способна актуализироваться лишь в виде долженствования по отношению к этой внешней силе.
3. Стыд как осознание своего поведения как несоответствующего нормативному, развивается исторически, и проявляется вначале в виде стыда-страха, парадигмой которого является страх гласности проступка и, как следствие, остракизма. Затем, по мере развития личностного самосознания и интериоризации внешних предписаний, осуществляется переход к стыду-вине, обусловленному уже внутренним долженствованием и предполагающему большую степень свободы выбора и большую степень ответственности .
4. Собственно совесть представляет собой такой уровень саморегуляции, при котором индивид в выборе поступка выходит за рамки моральных конвенций общества, ориентируясь на общечеловеческие принципы и нормы. Актуализация подлинной совести возможна в таких социокультурных условиях, которые позволяют индивиду достичь наиболее полной личностной самореализации.
5. Для восточных обществ характерна культурная регуляция посредством «долга» по отношению к внешнему источнику и «стыда перед своими» при совершении неподобающего поступка. Подобные механизмы регуляции ставят индивида в жесткие рамки, все его поступки строго регламентируются и предсказуемы для окружающих. Это обеспечивает традиционность общества, постоянное воспроизводство норм и поведенческих образцов.
6. В западной культуре по мере развития самосознания личности происходит постепенный переход от типичной для древних культур регуляции при помощи долга и стыда к регуляции посредством вины - стыда перед собой, что свидетельствует об интериоризации норм культуры и переносе акцентов с внешних форм контроля на внутренние. Христианизация Запада вводит в культурное пространство новый регулятив - совесть, которая понимается как божественная весть об истинной жизни, предпосланная каждому в его душе. Реформация закрепляет и усиливает регулятивные функции совести, отказавшись от внешних форм контроля и оставив человека наедине с Богом.
7. Противоречивость русской культуры выражается в равной действенности таких полярных регулятивов как стыд, вина и совесть, что обусловлено особенным типом религиозности русского человека, в котором гармонично сочетаются единство и свобода. Стыд отражает особенности менталитета русского народа: соборность, идентификацию с общиной. Стыд в условиях русской культуры порождает уникальный феномен «покаяния перед миром». С другой стороны, ощущение собственной греховности, мучительное переживание вины, стремление к самонаказанию не только за поступки, но и за побуждения, свидетельствует о действенности такого социокультурного регулятива как совесть.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что: намечены новые перспективные направления научного поиска в исследовании регулятивов культуры; основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при преподавании курсов культурологии, философии, этики.
Апробация результатов исследования.
Различные аспекты исследования обсуждались на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии РГУ, кафедры гуманитарных наук Норильского индустриального института. Ряд положений работы использовался при чтении курса «Этика» и «Философия культуры» в Норильском филиале Московского государственного университета культуры и искусств, курса «Философия» для аспирантов и соискателей Норильского индустриального института, студентов Красноярского государственного университета. Содержание исследования отражено в 3 публикациях автора.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 181 источник.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Совесть как социокультурный регулятив"
Выводы по третьей главе:
1. Феноменология совести описывается при помощи категорий «совесть», «стыд», «долг» и «вина», причем зачастую понятия используются quid pro quo.
2. Несмотря на различные подходы к пониманию соотношения феноменов совести, стыда, долга и вины, практически все исследователи подтверждают безусловную связь и зависимость феноменов друг от друга.
3. Кросс- культурные исследования подтверждают общечеловеческий характер этих феноменов, хотя представители одних культур более тяготеют к переживанию стыда, другие - к переживанию вины.
4. Каждая культура формирует свои собственные сигналы вины и стыда, которые усваиваются индивидом в процессе взросления.
5. Совесть имеет многоуровневую структуру. В зависимости от социокультурного контекста она может проявляться в виде страха отчуждения, долга по отношению к внешнему источнику, стыда перед «своими», стыда перед собой, собственно совести. Актуализация более совершенных уровней совести связана с ростом личностного самосознания и свободы выбора индивида.
Важнейшая функция совести - регулятивная. Она позволяет соотносить индивидуальное и общественное, коррелировать взаимоотношения между индивидом и культурой в целом. Основная задача совести реализуется посредством побудительной, превентивной, пенитенциарной, аксиологической, креативной и коммуникативной функции .
В структуре совести можно выделить три компонента: аффективный, рациональный и волевой. Они неразрывно связаны друг с другом, хотя, например, при осуществлении пенитенциарной функции преобладает аффективный компонент, а при реализации превентивной функции -когнитивный. Когда же совесть побуждает нас совершить некоторый поступок, на первый план выступает воля.
Заключение
Феномен совести является одной из наиболее сложных проблем философии. С одной стороны, уникальность субъективного переживания совестных проявлений обусловливает определенные трудности перехода на объективный уровень изучения совести, ведь, казалось бы, контекст совестных переживаний для каждого человека сугубо свой. С другой же стороны, именно общезначимость феномена, с которым множество раз в течение жизни сталкивается каждый человек, порождает иллюзию абсолютной прозрачности темы, отсутствия предмета исследования. Именно поэтому, несмотря на то, что в истории философии, пожалуй, нет мыслителя, который бы в тот или иной период своего творчества не обратился бы к этой теме, проблема остается открытой и поныне.
Предложенный нами интегративный подход ч к пониманию сущности и механизмов совести, на наш взгляд, позволяет рассмотреть феномен под несколько иным углом зрения. Совесть в таком случае выступает в качестве одного из наиболее действенных регулятивов культуры, в котором происходит совпадение внешнего и внутреннего уровней регуляции. Кроме того, понимание долга, стыда и вины как структурных составляющих совести позволяет преодолеть уже принятое в науке противопоставление обществ на «культуры стыда» и «культуры вины», которое постулирует невозможность полноценного диалога между ними вследствие абсолютно различных способов социокультурной регуляции.
Список научной литературыСтеклянникова, Светлана Викторовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Августин А. Исповедь //В сб. Лабиринты души. Симферополь: Реноме, 1998 С. 4-208
2. Аверинцев С. Глубокие корни общности //Лики культуры.- Т. 1. М: Юрист, 1995 - С. 431-445
3. Аристотель. Никомахова этика //Аристотель. Сочинения в 4-х тт.- Т. 4.- М.: Мысль, 1983. С. 53-295
4. Архангельский Л.М. Марксистская этика М. : Мысль, 1985 - 216 с.
5. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. //Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984.- С. 83-140
6. Асмус В.Ф. Этика Канта. //Кант И. Сочинения в 6-ти тт. Т. 4. - Ч. 1. - М.: Мысль, 1965. - С. 5-65
7. Бандзеладзе Г.Д. Была ли совесть у древних греков? // Литературная Грузия. 1977. - № 7.- С. 78-92
8. Бейль П. Исторический и критический словарь.- В 2-х тт М.: Мысль, 1968
9. Бербешкина З.А. Проблема совести в марксистско-ленинской этике. М.: Изд-во АОН при ЦК КПСС, 1963.- 126 с.
10. Бербешкина З.А. Совесть как этическая категория. М.: Знание, 1973. 64 с.
11. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М. : Апекс, 1998 -368 с.
12. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М: Наука, 1990 - 224 с.
13. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. /В сб. Этическая мысль: научно-публицистическиечтения 1990. М. : Изд-во политической литературы, 1990. - 480 с.
14. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М. : Мир, 1988 - 24.8 с.
15. Бондаренко Ю. Я. У истоков современной морали: Очерки этико-философских воззрений Эпиктета, Марка Аврелия и Конфуция. М.: Знание, 1991. - 64 с.
16. Бондаренко Ю.Я. Этика парадоксов: Очерк этики и философии даосизма. М.: Знание, 1992. - 64 с.
17. Боровский М.И. О критерии нравственности. Минск: Наука и техника, 1970. - 166 с.
18. Булгаков С. Человекобог и человекозверь. (По поводу посмертных произведений Л.Н. Толстого "Дьявол" и "О.Сергий"). //В сб. Лики культуры. Альманах. Т. 1. - М: Юрист. - 1995. - С. 276 - 320
19. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М. : Изд-во Моск-го университета, 1983. - 176 с.
20. Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае //В сб. Китай: традиция и современность. М: Наука, 197 6.
21. Васильев Л.С. История религий Востока. М: Книжный дом "Университет", 1998. - 432 с.
22. Вересаев В. Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом. Аполлон и Дионис (о Ницше) . М. : Изд-во политической литературы, 1991. - 336 с.
23. Визгина A.B. Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: Изд-во Моск-го университета, 1987. - 20 с.
24. Виц Б.Б. Демокрит. М.: Мысль, 197 9.- 212 с.
25. Волченко J1.Б. Марксистско-ленинская этика о совести путях ее формирования. //Автореф. дисс. канд. филос наук. М.: Изд-во Ин-та философии. - 1964, 26 с.
26. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М. Мысль, 197 9. - 288 с.
27. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М, Мысль, 1971. Т. 2.- 630 с.
28. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Тт. 1-7.- М.: Наука, 1955 1969.
29. Гегель Г.В.Ф. Философия права.- М: Мысль, 1990. 524 с.
30. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М.: Мысль, 1977. В 2-х т.
31. Гесиод. Труды и дни. //О происхождении богов. М. Советская Россия, 1990.- С. 167-191
32. Гомер. Иллиада. //О происхождении богов. М. Советская Россия, 1990.- С. 21-121
33. Гулыга А. Кант. М.: Молодая гвардия, 1981. - 303 с.
34. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М. : Республика 1995. - 350 с.
35. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во Моск. университета, 1974 157 с.
36. Гусейнов A.A. Этика Аристотеля. М.: Знание, 1984. 64 с.
37. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. М. : Гардарика 1998. - 472 с.
38. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. 588 с.
39. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М. Молодая гвардия, 1982. - 287 с.
40. Даль В.И. Совесть. //Даль В.И. Толковый словарь. -Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1955
41. Дидро Р. Принципы нравственной философии, или Опыт о достоинстве и добродетели, написанный милордом Ш***.-Соч. в 2.x т.- М.: Мысль, 198 6.- Т. 2. 592 с.
42. Достоевский Ф.М. Дневник писателя //Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Т. 22. - Ленинград: 1981-1984. - С. 22-26
43. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов -на -Дону : Изд-во Ростовского университета, 1987. - 176 с.
44. Дробницкий О.Г. Совесть. М.:Философская энциклопедия, 197 0.- т.5.
45. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- М. : Наука, 1974.-388 с.
46. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 332 с.
47. Загорулько Т.В. Совесть как категория марксистско-ленинской этики и ее формирование в коммунистическом строительстве. //Автореф. дисс. канд. философ, наук
48. Иркутск: Издательствово Иркутского университета, 1968. 28 с.
49. Зиммель Г. Избранное. //Соч. в 2-х тт. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - 671 с.
50. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Рос-тов-на-Дону: Феникс, 1999. - 384 с.
51. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1980. - 224 с.
52. Иванов В.Г. История этики Средних веков. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 279 с.
53. Из книг мудрецов. //Проза Древнего Китая.- М.: Наука, 1987. 288 с.
54. Изард К.Э Психология эмоций.- С.-П.: Питер, 2000.-464 с.
55. Ильин И.А. Путь духовного обновления. //Ильин И.А. Соч. в 2-х т.- М.: Медиум, 1994.- Т. 2.- С. 75-305
56. Ильин И.А. Поющее сердце. //Ильин И.А. Соч. в 2-х т.- М.: Медиум, 1994,- Т. 2.- С. 305-475
57. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. //Ильин И.А. Соч. в 2-х т.- М.: Медиум, 1994.- Т. 2.- С. 7-75
58. Иррлитц Г. Этика Джордано Бруно. М. : Знание, 1985.-64 с.
59. Камю А. Миф о Сизифе. //Камю А. Бунтующий человек. -М.: Изд-во политической литературы, 1990.- 414 с.
60. Кант И. Основы метафизики нравственности. //Соч. в 6-ти т. Т. 4 - Ч. 1- М.: Мысль, 1965, С. 219-311
61. Кант И. Из лекций 1762-1764 гг. М.: Академия, 1998
62. Кант И. Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1963-66
63. Карринг Г. Совесть при свете истории. Спб., 1909.
64. Карсавин Л.П. Культура средних веков. -Киев: Символ -Airland, 1995. 208 с.
65. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М. : Гарда-рика, 1998. - 784 с.
66. Кессиди Ф.Х. Сократ.- М.: Мысль, 1988.- 218 с.
67. Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: AirLand, 1994. - 505 с.
68. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры. //Сб. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979.- С. 85-113
69. Кон И.С. Ребенок и общество. М. : Наука, 1988. 271 с.
70. Кон И.С. В поисках себя. М: Изд-во полит, лит-ры, 1984. - 335 с.
71. Кондрашов В.А. Этика. // Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
72. Коновалова Л.В. Долг важнейшая категория марксистско-ленинской этики. - М. : Высшая школа, 1965. - 135 с.
73. Кропоткин П. Л. Этика. М. : Изд-во политической литературы, 1991. - 495 с.
74. Крысанов А.Ф. Совесть как фактор нравственного развития личности. //Автореф. дисс. канд. Философ, наук. -М.: Изд-во Моск-го университета, 1976. 17 с.
75. Культурология. //Под научной редакцией д.ф.н., профессора Г. В. Драча Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- 608 с.
76. Ламетри Ж.О. Анти-Сенека, или рассуждение о счастье. //Ламетри Ж.О. Сочинения. М. : Мысль, 1983. - С. 214-296
77. Ламетри Ж.О. Система Эпикура. //Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983. - С. 356-383
78. Ламетри Ж.О. Человек-машина. //Ламетри Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983. - С. 169-227
79. Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл. М. : Прогресс, 1990 - С. 5-4479. "Ли цзы" //Древнекитайская философия. М. : Принт, 1994 - т. 2. - 382 с.
80. Личность: этические проблемы. //Анисимов С.Ф., Волченко Л.Б., Титова Т.А. и др. М.: Изд-во Московского университета, 1979. - 218 с.
81. Локк Д. Опыт о веротерпимости. //Локк Д. Сочинения в 3-х тт. М.: Мысль, 1985. - Т. 3.- 665 с.
82. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. //Локк Д. Сочинения в 3-х тт. М. : Мысль, 1985. - Т. 1.-662 с.
83. Локк Д. Опыты о законе природы. //Локк Д. Сочинения в 3-х тт. М.: Мысль, 1988. - Т. 3.- 665 с.
84. Лосев А.Ф. Дерзание духа. -М. : Изд-во полит, литературы, 1988 366 с.
85. Лосев А.Ф. Зевс. // Мифологический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1991.
86. Лосев А.Ф. Сократ. // Философская Энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1970.- т.5.
87. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. -623 с.
88. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М: Республика, 1999. - 432 с.
89. Лотман Ю.М. О семиотике понятий "стыд" и "страх" в механизме культуры. Тезисы докладов IY Летней школы по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1970. -С. 98-101
90. Лурье С.Я. Демокрит. //Тексты. Перевод. Исследования.- Л.: 1970. 256 с.
91. Майоров Г.Г. Этика в средние века. М. : Знание, 1986. - 64 с.
92. Малахов В.А. Стыд: философско-этический очерк. М. : Знание, 1989. - 64 с.
93. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
94. Мамардашвили М. Кантианские вариации. М. : Аграф, 1997. 310 с.
95. Марк Аврелий. Наедине с собой. //Интеллектуальная библиотека.- Симферополь: Реноме, 1998.- С. 253-379
96. Материалисты Древней Греции. //Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. //Под ред. М.А. Дынника.- М.:Наука, 1955 314 с.
97. Мид М. Культура и мир детства. М. : Наука, 1988 -298 с.
98. Милтс A.A. Совесть. // Сб. Этическая мысль.- М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 274-284
99. Мильнер-Иринин Я.А. Понятие о природе человека и его место в системе науки этики. //Вопросы философии. -1987. № 5. - С.71-82
100. Монтень М. Опыты. М.: Наука, 1979. - 704 с.
101. Моральный выбор. //Сб. под общей редакцией А.И. Титаренко М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - 344 с.102."Мэн-цзы" //Древнекитайская философия. М.: Принт, 1994. - т. 1. - 362 с.
102. ЮЗ.Нарский И. Джон Локк и его теоретическая система. -М.: Мысль, 1985. 622 с.
103. Немира К.Л. Совесть. //Категории марксистско-ленинской этики. М.: Мысль, 1965. - с. 7-93
104. Ницше Ф. Веселая наука. Минск: Поппури, 1997. - С. 319 - 600
105. Ницше Ф. Генеалогия морали. М. : Сирин, 1990. - С. 3-148
106. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Минск:
107. Поппури, 1997. С. 3-319 108.Очерк истории этики. //Под ред. Б. А. Чагина, М.И. Шахновича, З.Н. Мелещенко. - М.: Мысль, 1969. 430 с.
108. Перерва В.В. Этические взгляды Гегеля. М. : Знание, 1988. - 64 с.
109. Платон. Диалоги.- М.: Мысль, 1986.- 607 с. Ш.Платон. Протагор. //Платон. Собрание соч. в 4-х тт.
110. Т.1. М.: Мысль, 1990.- 860 с.
111. Радхакришнан С. Индийская, философия.- В 2-х тт.-Т. 1. С.-П.: Стикс, 1994.- 644 с.
112. Радхакришнан С. Индийская философия.- В 2-х тт.-Т. 2. С.-П.: Стикс, 1994.- 735 с.
113. Резвицкий И.И. О сущности категории совести. // Философские науки, 1967. № 2 - С. 67-68
114. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. // Педагогическое наследие. М. : Педагогика, 1989. 412 с.
115. Иб.Рылько О.П. Становление чувства совести у подростка. //Дисс. на соиск. канд. психол. наук. J1.: Изд-во Ленинградского педагогическогого университета, 1972. - 190 с.
116. Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести. М. : Молодая гвардия, 1982. - 206 с.
117. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. /Хрестоматия по философии. Учю пособие. /Составители П. В. Алексеев, A.B. Панин.
118. М.: Проспект, 1997. 576 с.
119. Седов A.A. Проблема совести в социалистическом обществе. М. : Изд-во Моск-го университета, 1968. -45 с.
120. Селиванов Ф. По совести и долгу. М.: Госполит-издат, 1963. - 55 с.
121. Сенека. Нравственные письма к Луциллию. //Интеллектуальная библиотека.- Симферополь: Реноме, 1998.- С. 3-253
122. Соловьев B.C. Предисловие к "Духовным основам жизни". //Соловьев B.C. Собр. соч. в 2-х т.- М. : Алетейя, 1999 372 с.
123. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. //Соловьев B.C. Собр. соч. в 2-х т.- М. : Алетейя, 1999 372 с.
124. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. //Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х тт. М.: Мысль, 1957
125. Тагор Р. Садхана. Проблемы зла. //Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М.: Мысль, 1987.12 6.Тарасов Б.Н. "Закон Я" и "закон любви" (Нравственная философия Достоевского). М.: Знание, 1991. - 64 с.
126. Титаренко А.И Структуры нравственного сознания. М. : Мысль, 1974 - 238 с.
127. Титаренко А.И. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. // Марксистская этика. М.: Политиздат, 1986. - 127 с.
128. Толстых В.И. Сократ и мы. М. : Изд-во политической литературы, 1981. - 383 с.
129. Томпсон М. Восточная философия. М: Фаир-Пресс, 2000. - 384 с.
130. Фейербах JI. Избранные философские произведения. Т. 1,2 . М.: Мысль, 1955
131. Фихте И.Г. Назначение человека. //Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. Т. 2. - С.-П.: Мифрил, 1993. - С. 65-225
132. Фихте И.Г. Факты сознания. //Фихте И.Г. Соч. в 2-х т.- Т. 2. С. -П.: Мифрил, 1993 - С. 619-771
133. Франк С. Реальность и человек. С.-П.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 1997.- 440 с.
134. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. - 365 с.
135. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1990. 448 с.
136. Фрейд 3. Табу и амбивалентность чувств. С.-П.: Алетейя, 1997. - 224 с.
137. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Прогресс, 1990. -270 с.
138. Фромм Э. Здоровое общество. //Психоанализ и культура.- М.: Юрист, 1995. С. 273-596
139. Фромм Э. Из плена иллюзий. //Фромм Э. Душа человека.- М.: ACT, 1998. 662 с.
140. Хьелл JI., Зиглер Д. Теории личности. С.-П.: Питер, 1999. - 608 с.
141. Цицерон. Философские трактаты. М. : Наука, 1985. -381 с.
142. Чаттерджи С.,Датта Д. Индийская философия.- М. : Селена, 1994.- 416 с.
143. Поппури, 1997. С. 5-149 14 7.Шопенгауэр А. О свободе воли. - Минск: Поппури, 1997.- 590 с.14 8.Шопенгауэр А. Об основе морали.- Минск: Поппури,1997. 590 с.
144. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов -на -Дону: Феникс,1998. 640 с.
145. Шрейдер Ю.А. Этика: введение в предмет. //Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Текст, 1998. - 272 с.
146. Энциклопедия философской мысли. //Под. ред. Таранова
147. П.В.- Симферополь: Реноме, 1999. 473 с. 152.Экхарт М. Проповеди и рассуждения. - М. : Алетейя, 1912
148. Эпиктет. Беседы. //Интеллектуальная библиотека.
149. Симферополь: Реноме, 1998.- С. 89-364 154.Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. :
150. Наука, 1986. 703 с. 155.Этика и ритуал в традиционном Китае. //Сб. статей. АН СССР, Институт востоковедения. - М. : Наука, 1988. -329 с.
151. Этика: Словарь афоризмов и изречений. //Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М.: АО "Аспект Пресс", 1994.- 336 с.
152. Юнг К. Г. Совесть с психологической точки зрения. //Юнг К.Г. Аналитическая психология. М.: Мартис, 1995. С. 80-99
153. Юрченко A.M. Гносеологические и социальные проблемы совести. //Автореф. дисс. канд. филос. наук Горький: Изд-во Горьковского университета, 197 6. - 26 с.
154. Ярхо В.Н. Была ли совесть у древних греков. //Античность и современность.- М.: Наука, 1972.-С.251-264
155. Ясперс К. Вопрос о вине. //Сб. Экзистенциализм. Екатеринбург: Свет, 1998 4 63 с.
156. Яшина А.В. Культура как фактор формирования чувства вины. //Норильское образование: опыт и перспективы развития. М. : Изд-во Моск-го университета культуры, 1999. - С. '92- 101
157. Ausubel D. P. Relationships between shame and guilt in the socializing process. — Psychological Review, 1955, 62, 378-390
158. Benedict R. Patterns of culture. — Boston, Houghton Mifflin, 1934.
159. Benedict R. The chrysanthemum and the sword. — Boston, Houghton Mifflin, 1946.
160. Bugental J. F. The search for authenticity. — New York, Holt. Rinehart & Winston, 1965.
161. Deussen P. Philosophi of the Upanisads.- p. 362 .
162. Eckhart M. Die deutscheh und latinischen Werke; Stuttgart, 1936-1948
163. Erickson E. H. Childhood and society. — New York, Norton, 1950.
164. Erickson E. H. Growth and crises of the healthy personality. — In: C. Kluckhohn, H. A. Murray, D.M. Schneider (Eds.). Personality in nature, society and culture. — New. York: Knopf, 1956.- p. 185-225.
165. Frankl V. E. Logotherapie und Existenzanalyse München, Piper, 1987, p.83
166. Frankl V. E. The unconscious god . N. Y Washington Square Press, 1985, p. 70
167. Hoffman M. Die ethische Terminologie bei Homer, He-siod Und den alten Elegikern und Ymbjgraphen. Tubingen. 1914.
168. Hoffman M. L., Saltzstein H. D. Parent discipline and the child's moral development. — Journal of Personality and Social Psychology, 1967, № 5, p. 45-57.
169. Hume C. G . Introductioh to "The 13 Principal Upahi-sads".- p. 60.
170. Johnson R. C.,Medinnus G. R. Child psychology: Behavior and develompent. — New. York: John Wiley. 1965.
171. Class M. Gewissensregungen in der griechischen Tragödie. Hildesheim.- 1964.
172. May R. The origins and significance of the existential movement in psychology. In: R. May, E. Angel. H. F. Ellenberger (Eds.). Existence: A new dimension in psychiatry and psychology. — New. York: Basic Books, 1958.- p. 3-36
173. Scholein P.W. Zur Enstehung eines Gewissenregriffes bei Griechen und Romern. Reinisches Museum.- t. 112. - 1969.
174. Tomkins S. S. Affect, imagery, consciousness. Vol. II. The negative affects. — New York:Springer, 1963.
175. Whiting J. W. M., Child I. L. Child training and personality. — New Haven, Yale: University Press, 1953.
176. Zucker F. Syneidesis Conscientia. - Berlin. -1963.