автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Советская историческая романистика. Проблемы типологии и поэтики

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Варфоломеев, Иван Павлович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Советская историческая романистика. Проблемы типологии и поэтики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Советская историческая романистика. Проблемы типологии и поэтики"

у

МОСКОВСКИ!! ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет Д 113.08.08

На правах рукописи

ВАРФОЛОМЕЕВ Иван Павлович

УДК 882-311.6 «192/196»

СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ РОМАНИСТИКА. ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ И ПОЭТИКИ

Специальность 10.01.02 — советская .многонациональная литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук

Москва 1988

Работа выполнена в Республиканском педагогическом институте русского языка и литературы (г. Ташкент).

доктор филологических наук, профессор ХВАТОВ А. И. доктор филологических наук, профессор ШЕШУКОВ С. И. доктор филологических наук, профессор ЧМЫХОВ Л. М.

Ведущая организация — Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской.

Защита состоится «............» .............................. 1989 г. в ............ часов на заседании специализированного совета Д 113.08.08 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина (119882, Москва, М. Пироговская ул., 1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени В. И. Ленина (адрес: Москва, М. Пироговская ул., 1).

Автореферат разослан «............» .................................... 198...... г.

Официальные оппоненты:

Ученый секретарь специализированного совета, , доцент Е. В. НИКОЛАЕВА

V ( - I -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

•'Советская иоторическая романистика знает множество способов и средотв художественного освоения исторической действительности. В одних романах и повестях прошлое изображается "чистыми" реалистическими красками, в других - реализм повествования заметно романтизирован.В ряде произведений, история показана в сюнетах, нравотвенно-лринлюченчеокой основы или освещена че-. реэ психологическое Исследование характеров вымышленных героев, действующих в романтических обстоятельствах.Есть книги., о круп-внх социально-политических или. военно-исторических событиях, в которых раскрываются характеры известных исторических личностей', встречаются повести и романы строго хроникальные и с раскованной .сложной коппозицией, об исторических судьбах народов и о частных биографиях известных ладей прошлого.

Поистине широки жанроло-стилевсй и проблемно-тематический диапазоны исторической прозы - от документально строгого реализма В.Шишкова в эпопее "Емельян Пугачев", С.Сергеева-Ценского в эпопее "Севастопольская страда" и раскованно-реалистического повествования А.Толстого в романе "Петр Первый" до романтической поэтизации собмтий и судеб вымышленных героев в ."Черной вдове" Явдата Ильясова и исторических фантазий В.Окуджавы "Свидание с Бонапартом". ~

Актуальность теми исследования. Этот богатейший писательский они5 во всем его многообразии .форм изображения исторической действительности еще слабо осмыслен,далеко не обобщен и • не систематизирован вовсе» Литературоведение робко осваивает историко-типологический и сравнительно-типологический метода исследования, хотя потребность в них очевидна.Она...диктуется необходимостью системного изучения исторической прозы,познания внутренних соотношений различных типовых явлений...в ней."В настоящее время на первый план .следует выдвинуть раскрытие внутренних соотношений в тех или иных структурных образованиях,- указывал академик М.БДрапченко,- соотношений между их различными составными частями, компонентами"? А для этого прежде всего нужно изучить ;

■ I* Храпченко М.Б.Художественное творчество, действительность, • . человек.-М.: Советский писатель,1976317.

типологические основы исторической романистики.исследовать такие типологические факдоры, играющие активную роль, в ее поэтике и з формировании системы жанровой типологии,как типчт.вымысла и их функции в образовании "типовых устолчивостей",типы личности главного героя,обусловливающие типологию принципов художественного освоения писателями исторической действительности.Л они в свою очередь определяют качественнее характеристики вымысла и форму повествования.

Изучение системы жанровой типологии продиктовано рядом объективных причин.Одна из них кроется в тех устаревших,но все еще бытующих представлениях об историческом романе,как узко тематическом явлении.Теперь это целая система поэтических повествований самых различных форм с такими "своими" идейно-тематическими "типовыми устойчивостями",как военно-исторический,' историко-би-ографический,социально-исторический,историко-приключенческий, историко-революционный романы (повести) и т.п. Литературоведение,таким образом,имеет дело с множеством таких "типовых устой-

чивостей" в системе жанровой типологии исторической 'романистики, которые сопротивляются заключению их.,в узкие тематические рамки. В то ие время традиционные научные представления о яан-рзх,расиаханнме,а порой и "дискредитировашме" бурным историко-литературным процессом нового времени,не отражают типологию всего богатства ее поэтики. Г.Н.Поспелов имел'основание сказать, что рано или поздно,а "видимо,придется предлагать и кате-то новые термины"; наиболее полно и точно обозначающие жанры и их разновидности. .. .

Решить эти проблемы важно еще и потому,что художественная правда как эстетическая категория в поэтике исторической романистики проявляет себя по-разному,в зависимости от того или иного типового соотношения названных факторов.Эта ее особенность выступает в системе жанровой типологии исторической романистики элементом' узнавания "типовой устойчивости'} .жанра.

Научная новизна-работ«..I. Соискатель впервые в литературоведении сделал лопъттку осмыслить систему жанровой типологии исторической прозы не па основе выявленных ее проблемно-тематических признаков,как это много раз делалось прежде - такой', путь малопродуктивен» а через исследование функций основных типологических факторов,обусловливай* качественные харак-

теристики поэтики ист орико-худо:кестве иной прозы.Диссертант в понятие "жанр исторической романистики" вкладывает не тематические признаки, а типологические принцип» художественного освоения писателями исторической действительности.2. Автор исследовал тип« вымысла и их функции л формообразовании,тили личности главного героя и их роль в качественных характеристиках названных принципов 3. В ходе изучения типологических факторов били выявлены основные имманентные законы исторической романистики. "Закон бинарности" предопределяет своеобразие и специфику этого вида искусства; "закон единства правда характера и правда изображаемой истории" обусловливает историческую-" достоверность повествования; "закон соразмерности социально-общественной емкости личности главного героя и масштабов изображаемой истории" предопределяет принципы художественного освоения писателями исторической действительности. 4. Соискатель, изучая писательскую практику,доказывает,что система жанровой типологии исторической романистики,- явление отнюдь-не стихийное; она образуется в результате диалектического взаимодействия названных типологических факторов в процессе создания той или иной "формы жизни" под непосредственным влиянием указанных имманентных законов.

Цели и задачи исследования: познать и описать имманентные законы и их роль в системе жанровой типологии исторической романистики, изучить закономерности образования'^гиповчх усчой-чивостей'] яанров и формирования основ ее поэтики.Цель; этой: сложной задачи' - исследовать функции внутренних законов,влия-'ющих на..качественные характеристики объективные соотношений названных типологических факторов в "форме лизни";' 1 доказать' что "типовые устойчивости" образуются не стихийно,в в результате диалектического взаимодействия типологических факторов» обладающих исторически сложившимися стабильней функциями проявления.

В данной работе также ставится задача осмыслить и описать функциональное взаимодействие назвашшх имманентных-законов и типологических факторов в образовании вйутрижанровах (•типовых устойчивостей") тематических разновидностей,нередко рассматриваемых критикой и литературоведение« кёк"жанря,| ..хотя таковыми они не являются.Наконец,опираясь на результаты

- ч -

проведенного исследования на типологическом уровне историко-ху-дояеетвенной литературы 20-60-х и частично 70-х годов как эстетически цельной систему жанровой типологии,показать подвижность и своеобразие художественной правда и разновидности ее проявления в зависимости от того или иного принципа поэтического освоения писателями исторической.действительности.

Методологические основа исследования. 5 решении поставленных задач автор диссертации опирается на труда классиков марксизма-ленинизма, натерла® съездов нашей партии-и пленумов ЦК КПСС по вопросам литературы и искусства,новую редакцию Программы КПСС, где,в частности, подчеркивается! "Советская наука призвана занимать..ведущие позиции, по основным направлениям... находить эф$ек- : тйвньте и своевременные решения.. .проблем.Важно обеспечивать опережающее развитие поисковых,щундаментальиых исследовзний(подчерк-нуто нами - И.В.)...Партия поддерживает спелый поиск,соревнование идей и направлений в науке,плодотворные дискуссии"? В диссертации учитываются и используются общетеоретические литературоведческие исследования классиков русской критики Белинского, Чернышевского,Добролюбова',а также специальные .научные,труды советских исследователей,в той числе такие работы как "Художественное творчество,действительность,человек" МДрапченко, "Художественная правда и диалектика творчества"В.Новикова,"История и литература" Г.Ленобля,"Русский советский исторический роман" С.Петрова,"Роман и история"В.Оскоцкого, "В 70-е и сегодня" Ю.Суровцева,"Русский советский роман.Национальные традиции и новаторство" Л.Ершова,"Русский советский исторический роман" Ю.Андреева/ "Писатель и история" Л. Чмыхов«.

В.диссертации учтено все ценное и критически осмыслено то противоречивое и спорное,что имеет прямое отношение к теме нашего исследования.

Основной метод исследования и анализа художественного материала - историно-типологический и сравнительно-типологический, позволившие выявить типологические факторы,имманентные законы исторической романистики и их функциональную роль и значение в системе жанровой типологии,разработанной на основе нетрадиционных представлений о елитературных жанрах. ..

Практическая значимость работа.Основные научные, положения -и выводы полезны литературоведам,занимающимся системным изуче-

1 ,г Материалы ХХУ11 съезда КПСС.-М.:Политияеская литература,1986,с.168 .

ниен литературы, ее поэтикой,а такие жанровой проблематикой.Ре-зувьтаты исследования типологических основ исторической романистики, функций ее имманентных законов создали предпосылки для

дальнейшего системного изучения исторлко-худокественпой прозы всей многонациональной советской исторической романистики на типологическом уровне.Материалы диссертации могут быть использованы преподавателями вузов при подготовке курсов лекций по историй советской литературы,а также в спецкурсах и спецсеминарах по проблемному и системному изучению исторической романистики. В специализированном Республиканском пединституте русского языка и литературы (г.Ташкент) уке Ю лет читаются студентам три спецкурса - "Типология советской, исторической романистики", "Русский советский исторический роман"/'Творчество Сергая Бородина - советского исторического романиста"; ведется также два спецсеминара на темы: "Алексей Толстой и .проблемы современной исторической романистики',' "Историческая романистика в многонациональной советской литературе 70-80-х годов'.' В этих спецкурсах и спецсеминарах широко используются материалы данной диссертации.

Апробация диссертации. Тема и проблематика данного исследования являйся основой комплексной научной темы "Типология советской исторической романистики",над которой работает на протяжении 15-ти лет группа преподавателей кафедры советской литературы Республиканского, пединститута русского языка и литерату-' ■ ры (г.Ташкент) и кафедры русской и зарубежной литературы Снр-.дарышского госпединститута им.Г.Гуляма., Тема диссертации также непосредственно вытекает из профиля научных исследований кафедры советской литературы МИШ им.В.И.Ленина.

Диссертация обсуидалась на кафедрах русской и зарубежной литературы СГПИ им.Г.Гуляма,Республиканского пединститута русского языка и литературы,дважды на кафедре советской лц^ату-ры МГПИ им.В.И.Ленина,а также предварительно рассматривалась на кафедре истории советской литераторы Ленинградского государственного университета (в 1977 г.). . .. .

Содержание диссертации,результаты исследования нашли полное отражение в трех монографиях,опубликованных в разнив года-(1978-1984),а также в прочитанных докладах на научно-теорети-

ческих конфвоенциях профессорско-преподавательского состава СПИД им.Г.Гуляма (г.Снрдарья).ТашГШ им.Низами и РПИРЯЛ (г.Ташкент). •

Основные положения.выносимые на защиту: 1.В исторической романистике наиболее ярно вмрамены три типа вымысла¡образно-реалистический,образно-романтический и образйо-нзучнчй. Поэтико-

образующие функции вымысла проявляются активно лишь в диалектическом взаимодействии с другими типологическими факторами -типом личности главного героя,принципом художественного освоения писателем исторической действительности,который обусловливает типовые качественные характеристики вымысла.

2. В советской исторической романистике типология личности главного героя слагается из трех типов: а) личность гла-ного героя - образ реально существовавшей выдающейся (уникальной) исторической личности,выразителй конкретной обычно слоя-ной эпохи; б)ллчность главного героя - типический образ реально существовавшей исторической личности локальной сферы деятельности, воплотившйй в индивидуальном своеобразии типические черты того социального сословия,к которому, принадлежит прототип; в)личность главного героя - вымышленный образ,в индивидуальном своеобразии которого воплотились типические черты отображаемого им сословия.

3. Типология принципов художественного освоения писателями исторической действительности составляет три типа: субъективно-концептуальный (практикующийся в "пушкинской повествовательной школе"), обьективно-концептуальный (в "толстовской повествовательной школе"),объективно-документальный (в"ши-шковской повествовательной школе").

Художественная правда исторической романистики при всем обилии ее частных проявлений в типологическом срезе обнаруживает свои четко обозначенные типовые устойчивости,качественные поэтические характеристики которых совпадают с подобными характеристиками жанровых "типовых устойчивостей", что и позволяет рассматривать художественную правду своеобразным жанролчы опознавателем "формы жизни".. .

5. Типологические факторы - типы вымысла,типы личности главного героя,типы принципов художественною освоения писа- ' телями исторической действительности - изолированно,сами по

- 7 - ..'"""

себе.не предопределяют поэтику,однако таят в себе'поэтикообразую-щую потенцию,проявляющую активность в диалентическом.взаимодействии типологических факторов под эгидой имманентных законов.

6.Советская историческая романистика развивается по общим эстетическим законам словесного искусства.Это общеизвестно.Однако внутренние соотношения и взаимодействия различных типологических факторов и принципов художественного освоения писателями исторической действительности играют решающую роль в формообразовании,регулируются и управляются своими законами - "законом бииарности", "законом единства правды характера и правда изображаемой истории',' "законом соразмерности социально-общественной емкости личности главного героя и масштабов изображаемой истории'.'

7. Система жайровой типологии исторической романистики складывается из двух; основных типовых пластов - историко романтического аайра и историко-реалистического жанра с его истори-ко-ачерковой обособленной ветвью,названной нами как "историко-очерковая типовая устойчивость'.' В недрах названных жанров располагаются такие тематические разновидности ("типовые устойчивости" ),хав военно-исторический роман,социально-историчес-.. кий роман,историко-биографический роман,историко-революционный роман,историко-приключенческий роман и др.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Работа состоит из введения, шести глав,заключения и списка использованной литературы. Объем работы - 380 страниц.Список использованной литературы, составляет 2б5 названий.

Во введении дается общая характеристика поэтики исторической романистики,прослеживается многообразие традиционных-представлений о ее жанровой'и тематической природе,которые кратко .. сопоставляются с конкретной писательской практикой.Причем вскрываются противоречия,отражающие инертность в теоретических изысканиях при активной подвижности живого литературного процесса. . Во введении формулируются актуальность,новизна,цели и задачг . исследования,излагается практическая значимость результатов'ис-, исследования,раскрываются методологические основы изучения исторической романистики; намечены' основные контуры; исследования,.

сжато сформулирована общая научная концепция соискателя. .

Автор диссертации идет к изучению поэтики через осмысление функций типологических факторов,которые в диалектическом взаимодействии с принципами художественного освоения писателями исторической действительности обусловливают систему жанровой типологии и качественные характеристики позтшш.

В первой главе "Типология художественного вымысла и поэтик" исследуются типы и функции вымысла кан в конкретной "форме жизни",так и в системе жанровой типологии исторической романистики; изучается взаимодействие вымысла с другими типологическими факторыами.

Объект и предмет художественного исследования и познания в реалистическом искусстве - мир и человек с его общественным и индивидуальным бытием - предстаем в конкретно-чувственной форме художественно-обобщенного раскрытия и открытия живой или исторической действительности.Но в каждом виде искусства, в том-числе и в исторической романистике, в каждом жанре эта конкретно-чувственная форма - как наиболее активная часть художественной правды - проявляется по-особому,в зависимости от того,с каких позиций, в каком ракурсе преломления художник изображает характеры и образы,события и явления, какие чувства и ассоциации стремится в?>гзвать у "потребителя" своей духовной "продукции1,1 что избирает доминантой в своем произведении,наконец,каково соотношение в нем субъективного и обьекгивного,достоверного и..вымышленного.Отсюда многообразие индивидуальных стилей,жанровых обозначений,которые однако несут в себе четкую типологическую раскладку.В разных лицах предстают перед читателем образы Али-шера Навои у Айбека ("Навои") и у Я.Бать ("Сад жизни").Айбеков-ский Алишер - прежде всего государственный деятель,борец за прогрессивные формы правления страной,а уж потом поат,просветитель; Алишер в "Саду жизни" - сначала поэт,просветитель,гуманист,а затеи - государственный деятель.

Подобные явления наблюдаем и в четырех разных по средст- .

вам художественного изображения и формам' отображения действа -телънос-и исторических романах Д.Мордовцева "Великий раскол", А.Чапыгина "Разин Степан",С.Злобина "Степан Разин" и В.Шукши- . на "Я пришел дать вам волю!' Здесь типологически адекватный образ Степана Разина обнаруживает определение;несходства в ин-

индивидуализации его изображения.Критика справедливо подчеркивала,что Л.Чапыгина интересовали те наивысшие точки напряжения., когда разум и воля героя,его глубинная сущность проявляются наиболее рельефно и отчетливо,Он возвышается над массой,которую сам и только сам ведет к борьбе. У С.Злобина образ Разина,впитавший в себя и силу и слабость народа и порой растворившись з нем,временами оказывается у него ведомым...

Вымысел всегда выступает реализатором творческой идеи писателя. Способы этой реализации самые различные - от гротеска Рабле в "Гаргантюа и Патагрюэле" до фантазий 15.Горького в "Старухе Изергиль',' от мифов о Прометее до реалистической панорамы живой действительности,снакем, в "Айвенго" Вальтера Скотта или в "Тихом Лоне"М.Шолохова; от романтических грез В.Гюго и обнат иепного натурализма Эмиля Золя до философской публицистики Л. Леонова.Все конкретное в произведении - сюжет,композиция,стиль, словесные образы,диалог,обстоятельства и прочее - результат работы вымысла,материализованный в "Форму яизни" комплекс его фун-кцийДудожественпнй вымысел несет "ответственность" и за правдивое изображение действительности,ибо его "правда" формируется на пересечении объективного и субъективного.

Таким образом, вымысел как основа поэтического творчества выступает в реалистическом искусстве суммой организованных в "форму кизни" средств и приемов,воплощающих представления художника об исторической действительности в эту "форму лизни",и > средством типизации и индивидуализации образов,и составной не-вычленпемой равноправной частью единой иэобразительно-вырази-'тельной системой худокествзнного освоения действительности.

: На первом съезде Союза советских писателей М.Горький высказал любопытное суждение о художественном вымысле: "Миф - это вымысел.Вымыслить - значит извлечь из суммы реально данного основной его смысл и воплотить в образ,- так мы получим реалиом. Но если к смыслу извлечений из реально данного добавить,домыслить,-»по логике гипотезы,- желаемое,возможное и этим еще дополнить образу--.получим тот романтизм, который лежит в ооноледш-фа"? Злись, речь идет не о "чистом" романтизме,а о таком явлении,

I. Горький М. Поли.собр. соч. в 30-тИ томах.- М.: Государствеч-' ное издательство художественной литературы, т.2?,, 1953,сЗХ2.

:<огда будни жизни, "основной их смысл" перерабатывается писателем э олицетворяемую возможность возвшюниой исключительности пайоса жизни, когда реальность воссоздаваемого бытия обильно насыщается эмоционально-чувственной приподнятостью, преувеличенной обостренностью человеческих страстей в нем. Из высказываний М. Горького вытекает та неоспоримая мысль, что если реалистический вншеол выводил из самого познания действительности (из "суши реально данного"), то романтический вымысел "добавочно" насыщен такими качествами, когда художественное отражение самого реального мира вещей и положений откровенно тяготеет к преобладанию субъективного над объективным, когда китейское -"реально данное" -^театрализовано яркими декорациями желаемого, возможного. Такил образом, в горысовском суждении есть указаше на две четкие типологкчос кие фу \ кции вымпела - образно-реалистическую и образно-романтическую ...

История оставляет бущшз® ко все свидетельства о процессах бытия е полном объеме; чаще всего до нас доходит скупая информация лишь о веховых явлениях и моментах прошлого; "мелочи" жизни растворяются во времени. Образуются пробелы в непрерывной цепи явлешти и событий. Эти забитые человечеством "мелочи" жизни и состаьляют для писателя предает логического отгадывания недостающих звеньев действительности прошлого. Как подчеркивал А.Толстой, исторический романист проделывает "трудную работу - онаучивание художественных рефлексов"^. Художественный вымысел исторической романистики основан на глубоком и точном знании изображаемой истории. Он - вымысел - непременно "онаучон" и историчен. Б том и состоит его типологически коренное отличие от .вымысла литературы о современности. Ери несомненной творческой свободе (отнюдь ив абсолютной) писателя качествонше характеристики вымысла жестко обусловливаются названными вше иммаьонтшми законами, которые неумолимо "требуют" от него достоверно отражать историческую правду, а не разрушать ее в создаваемой "форме жизни". Б исторической романистике вымысел обладает как воссоздаю-сдои, так и "пересоздающими" функциями, Наука имеет дело о тремя исторически устойчивыми типами вымысла: воссоздающими - образно-реалистическим и образно-научным и "пересоздающим" - образно-романтическим. г •

Вымысел воссоздающих функций господствует в произведениях

П. Толстой А. Собр.соч. в 10-ти томах.-4!. : ГИХЛ,т.Ю,1У61,с.202.

объективно-концептуального и объективно-документального принципов художественного освоения действительности ("Петр Первый" А. Толстого, "Навои" Аябека, "Звезды над Самаркандом" С.Бородина, "Память" П.Чивилихина и да.); вцмысол "пересоздающих" функций - в романах субъективно-концептуального принципа художественного освоения исторической действительности ("Одеты камнем" О.Форш, "Тропа гнева", "Заклинатель змей" Я.Ильясова, "Сад жизни" Л.Бать, "Глоток свобода" Б. Окуджавы, и др.).

Писательское творчество, равное как и весь литературный процесс - явление подвижное, пульсирующее, порой непредсказуемое. И было бы простодушным искать в живом течении ее поэтики математически точную схему канрово-стилевой типологии. Как нельзя провести четкую грань мевду атмосферой я стратосферой, хотя та и другая, несомненно, существуют, так жо практически трудно проложить совершенно четкие "гкднровне" границы в системе жанровой типологии, разлошть по типологическим полочкам все многообразие форм исторической романистики. Однако несомненно то, что система жанроьоц типологии существует, т.к,, существует сама типология художественного вымысла. Это доказано в первой главе.

В социалистическом реализме типологическая основа вымысла всегда и непременно реалистическая или романтическая, какими бы "примесями", порой и'многочисленными (публицистическими, мифологическими, символическими и т.п.) он не пополнялся. В типологии вымысла, однако, нас интересуют не "примеси", а исторически устойчивые доминанты. Образно-реалистический и образно-ровишти:-ческий типы вымысла - это исторически сложившаяся система' способов и средств отображения мира и человека э "форме жизни",-Позтикообразугацие функции вымысла проявляются активно лишь й' диалектическом взаимодействии с другими типологическими факторами, например, с типом личности главного героя-, выступающего своеобразным "диктатором" в выборе принципа художественного' освоения действительности, который в свою очередь обусловливает типовые качественные характеристики вымысла. Вот почейу историческая личность и типология образов главного героя в исторической романистике вызывают особый тучный интерес.

Во второй главе "Историческая личность и главный герой романа. Концепции и суждения" прослеживаются пути аароядеййя

- 12 - .

типов личности главного .героя в художественной практике писателей,вмявляются закономерности внутренних соотношенрний главного героя и компонентов поэтики.Соискатель изучает также закономерность зависимости качественных характеристик вымысла от принципов художественного освоения исторической действительности^ принципы - от типов личности главного героя.

Более полутора веков В.Скотт предложил миру свои исторические романы,в основе сюжетов которых - события социально-исторических конфликтов,а в центре повествования - вымышленный герой - "маленький человек',' выполняющий роль связующего звена между борщимися лагерями.

В России "концепция вымышленного героя" нашла наиболее яркое воплощение в "Капитанской дочке" А.Пушкино,который впер-в"е в русской и мировой исторической романистике создал образ (в центре повествования) не просто "маленького человека" без рода и племени, а представителя определенной социальной среда -дворянства. Это - величайшее завоевание русского реализма.

В 20-е года нашего столетия,когда в общественном мировоззрении возобладал материалистический взгляд на развитие человечества,когда идеи КЛаркса о роли личности в истории,развитые и углубленные В.И.Лениным,сложились в стройное учение, в исторической романистике были созданы такие романы и повести,в которых главный герой - образ реальной исторической личности ("Одеты камнем" О.Фори,"Кюхля" Ю.Тынянова,"Разин Степан" А.Чапыгина).

В литературу пришел совершенно новый тип главного героя -образ реальной исторической личности,воплотившей типические,классовые черты характера своего народа или той социальной среды, к которой принадлежал.Такой герой конкретизирует изображение событий, цементирует сюжетные линии и несет основную идейно-тематическую и композиционную нагрузку в "форме жизни". Названные романы безусловно новаторские,однако.во многом они остаются в традиции "пушкинской повествовательной шкода" с ее субъективно-концептуальным принципом художественного освоения исторической действительности.В таких произведениях исторически .реальные обстоятельства и персонажи значительно романтизировать..'

.. С появлением романа "Петр.Первый',' в котором изображается бурный процесс, социально-экономического и культурного преобразования России,и эпопеи "Емельян Пугаче',' где получила яркое воплощение тема "родословной революции',' литературный процесс оз-

иаменовалоя рождением новых исторически устойчивых.повествовательных школ - "толстовской повествовательной школы" и "шиш-ковской повествовательной школы" - с их объективно-концептуальным и объективно-документальным принципами художественного освоения исторической действительности.Роман "Петр Первый1,1 сыгравший огромнуп роль в развитии советской историчес- . кой романистики, имеет то принципиальное значение,что в нем высветились все основные типологические черты историко-реалис-тического течения в советской исторической романистике. Неоценимо его значение и в типологическом решении проблемы главного героя - образа выдающейся исторической личности. А.Толстой считал,что такая историческая личность - есть продукт определенного исторического, времени,она "является функцией эпохи", и выдвижение ее в главные герои для А.Толстого - объективная необходимость. "Эпохе нуден был человек,- отмечал писатель,- его искали, и он сам пенал применения своим силам.Это было взаимодействие'.';1 Взаимодействие энергии и раэума-ксторической личности и огромных потенциальных народных сил, энергия наиболее активной' части общества—раскрито в романе "Петр Первый".

Такое осмысление и художественное освоение петровской эпохи противктся выдвижению вымышленного героя на роль главного, что позволяет рассматривать этот факт как логически обоснованную необходимость: историческая личность и историческая действитель-_ ноеть во всем многообразии - единое целое.

Французский романист Гюстав Флобер,оказавший заметное влияние на развитие этого яанра в Европе,утверядал,что й ист'орйЧёс-'ком романе сюжеты не выбираются,их навязывает писателю жи&йё.Работая над "Емельяноы Пугачевым') В.Шишков подчеркивал,что вся пугачевская эпопея сама по себе - готовый сюжет.И художник не лукавил.Его объективно-документальный принцип художественного освоения исторической действительности - тому свидетельство. Эпопея "Емельнн Пугачев" многопланова,масштабна,- в' значительной' степени публицистична.Личность Пугачева,его метущаяся,беспокойная, психологически и нравственно сложная натура' искателя народ- • ного спчастья раскрываема на разломе социально-классовых противоречий. Новаторство.ВЛшкова прёйдв всего' а том,что он.лодоб-5'.'ТолстойХиобр.соч.в Ю-тй тОа'а^ - М.-: ГИЛ, т.Ю, 1961, с.209

' - п -

но А.Толстому, который в "Петре Первой" внедрил в писательскую практику объективно-концептуальный принцип художественного освоения исторической действительности, доводит объективно-дону-ненталышй принцип поэтического освоения исторической действительности до эстетического совершенства. Эта/'шишковская повествовательная школа" найдет множество последователей в 50-70-е года и оформится в "историко-очерковую типовую устойчивость" (в недрах историко-реалистического течения).

Тип личности главного героя, каким являются образ Петра Перього и образ Емельяна Пугачева, - примечательнейшее истори-ко-тилологическое явление в советской литературе. В.Ян, С.Бородин, Ст.Злобин и многие писатели "второго поколения" решают проблему главного героя в традициях Л.Толстого и В.Шишкова. Например, в романе "Дмитрий Донской" главный герой (образ Великого князя Московского) - в центре повествования и как бы организует "форму кизни". И это закономерно. Прототип Дмитрий в ;хизни был главной личностью русской истории. В "Звездах над Самаркандом" Тимур токе в центре повествования, но он нередко уходит на второй план изображения прошлого; а вот в "Навои" Лйбека царь Хусейн Байдара, стоявдй во главе государства, полностью отведен на вторые роли и никакого значения в поэтике произведения не имеет: здесь главный гевой - Ллигсео Навои.

Исходная позиция этих неформальных различий главных героев - в исторической роли их прототипов и в качественных характеристиках изображаемых исторических процессов их времени. Это особенно хорошо прослеживается на сопоставлении, скаком, образов Петра и Тимура. Петр молод, в расцвете сил, он - в начале прогресса, на взлете лробуядения социально-экономических, политических- и культурных сил России; он активный участник этого пробуждения» время подвластно ему, его. кипучей натуре. Таков он в романе. Тимур - выразитель реакционных тенденций эпохи. Это наило отражение и в эпопее "Звезда над Самаркандом". Социально-экономические процессы истории Тимура прошли точку зенита, дальше, в пределах обозримого - социальный застой, потом г смута, междоусобицы. Тимур, конечно, еще "Повелитель Вселенной", но он узд не властен над временем, хотя пока это лишь ему одному по- ■ пятно. Именно, эта историческая закономерность учитывается лиса-тслзм, котормй нередко уводит своего-Тимура на второй план по-

вествования, Несхожи и Богдан- -Хмельницкий с Пугачевым,.а последний - о Батыем; иные Дмитрий Донской и Степан Разин. •

Однако типологическое.схождение этих образов очевидно: все они в центре повествования о движении социальных сил эпохи, на гребне волны изображаемого исторического процесса. Их характеры, и действия отражают тенденции и закономерности исторической действительности, В таких произведениях личность главного героя и историческая личность функционально адекватны; правда характера и правда истории з том единстве, которое отражает проявлн*-ющуюся соразмерность социально-общественной емкости их натур о' ведущими чертами эпохи. В характер подобного типа личности как' бы сама жизнь внесла типические черты эпохи.

В 30-40-е гг. укрепилась эта методологически оправданная-концепция отношения словесном искусства к исторической личности, И казалось, что ..вымышленный главный герой навсегда покидает7 историческую романистику, а "пушкинская повествовательная школа"" с ее субъективно-концептуальным принципом поэтического освоения5 исторической действительности увядает. Однако в середине 50-х'' гг. - в период активной переоценки ценностей - б критике возрождается мысль о неограниченной свободе писателя вводить в исторический роман на роль центрального персонажа и историческую' личность и вымышленное лицо, "Концепция вымышленного героя"*вновь внедряется в писательскую практику.Появляется книга "ПЬвёсТи временных лет" В.Иванова об освоении новгородскими повольйкка-ми двинского севера в IX веке,затем - "Амур-батюшка" Н.Задорнова, "Пятнистая'смерть" и "Черная вдова" Я.Ильпсова.В этих про-'«введениях главные герои - лица вчшшлетме. И многие,особенно' молодое писатели, уже полагали,что "концепция вымышленного 1<е-ро«"навсегда возвращает историческую романистику к пройденному этапу ее развития - к В.Скотту,в опыт которого внесли чрезвычайно существенную поправку- писатели-новаторы 0.Форш,А.Чапыгин,А. Толстой,Ю.Тынянов,В.Шишков,Айбек,В.Ян,С.Вбрбдин.Подтверждала это и писательская практика. В послевоенной исторической романистике вновь окрепла "пушкинская повествовательная школа". В то'■ не времк.» не утратила своих творческих позиций и "толстовская повествовательная школа" с ее объективно-концептуальным принципом' художественного освоения исторической' Действительности. К хонву 50-х. годов в сущнрсти полностью сложились структура и чертй' Тй'--

пологим личности главного героя,которая наблюдается и в литературном процессе 60-80-х годов. И давно назрела необходимость исследован ее структуру .понять и проанализировать поэтикообра-зующие функции типов центральных персонажей,закономерности их диалектического взаимодействия.с типологией худонественного вымысла; осмыслить и описать роль этого взаимодействия в самой жанровой природе исторической романистики и в формировании особенностей художественной правда в ней.

Этим проблемам и посвящена третья глава диссертации "Типология личности главного героя и поэтика". В советской исторической романистике всех ее периодов и течений типология личности главного героя слагается из трех основных типов личности.

1. Личность главного героя - образ реально существовавши выдающейся (уникальной) исторической личности глобальной сферы деятельности (государственного,политического,военного, общественного и т.п. деятеля одновременно).выразителя социально-исторических тенденций и закономерностей конкретной и обычно слояной эпохи (Петр Первый, Иван Грозный, ЕыельяН Пугачев, Дмитрий Донской, Степан Разин, Чингиз-хая, Батый, Тимур и др.). Этот тип главного героя, прототип которого сыграл большую (положительную или отрицательную) роль в судьбах своего народа или иных народов, внрааает основные черты эпохи. Он "кивет" в произведениях, объективно-концептуального и объективно-документального принципов художественного освоения исторической действительности. Б них широко использован образно-реалистический тип вымысла.

2. Личность главного героя - типический образ'реально существовавшей исторической личности локальной сферы деятельности, воплощающей в индивидуальном своеобразии.типические черты "своей" социальной группы людей той исторической эпохи,'в которой прототип кил и действовал. Например, Кюхельбекер из романа "Кюхля" Ю.Тынянова воплощает типические черты передового дворянства, оппозиционно настроенного против самодержавия; Иван Рябов из "России молодой" Ю.Германа - черты русского.народа -труженика, воина, патриота; Ширак из "Тропы гнева "-.Я.Ильясова -героические качества своего племена; офицер Непейцнн из произведения "Дорогой чести'1 В.Глинки - высокое чувство долга, воинской чести, душевной чистоты, присущие передозой части русского офицерства.

Второй тип личности главного героя, как правило, нивет и действует в произведениях субъективно-концептуального принципа художественного освоения исторической действительности, проявляя себя в романтически-приключенчаских (или интимно-бытовых) обстоятельствах общественной и личной яизни. В таких произведениях сюаетная основа строится на эмоционально-психологизированном восприятии изображаемой эпохи и ее героев. Одна из характерах особенностей таких произведений - в широком использовании образно-романтического вымысла.

3. Личность главного героя - образ вымышленный. В его индивидуальном своеобразии воплощены типические черты кодей то- • го или иного сословия. Зто и организатор обороны Айхана против монголов сотник .Бахтиар ("Черная вдова" Я.Ильясова), отобразивший лучшие черты характера трудолюбивого и храброго народа Хорезма; и Николай Ельцов ("Пехотный капитан" К.Ккрамова) - декабрист, представитель оппозиционного дворянства, отобракавщий черты потерпевшего поранение офицерства.

Третий тип личности главного героя своей социально-общественной емкость» обнаруживает некоторое типологическое схождение с личностью главного героя второго типа и коренные не-схокдения с героем первого типа. Таким образом, второй и третий типы личности главного Героя имеют, так сказать, постоянную "прописку" в произведениях субъективно-концептуального принципа художественного освоения исторической действительности, где "господствует" образно-романтический тип вымысла.

В данной главе на основе системно-типологического анализа ряда исторических романов и повестей делается вывод о том, что жанровая природа исторической романистики - не стихийна и не есть удел особых художественных задач писателя при'несомненной * его творческой свободе, который все же не абсолютно свободен от требований жизни, общих законов искусства, диалектического взаимодействия выведенных нами типологических факторов и имманентных законов', действующих в 'исторической романистике. Жанровая природа исторической прозы- в диалектическом взаимодействии типов- вымысла и типов' главного героя» активные поэтшсо-образующие функции которых "контролируются" такими имманентными Законами, как "закон соразмерности социально-общественной емкости главного героя и изображаемой истории" и "закон един-

-.18-

ства правды характера и правды изображаемой истории",

В четвертой главе "История и художественное творчество" .• исследуется один из важнейших аспектов глобальной проблемы отношения словесного искусства к исторической действительности -многообразие проявлений художественной правды в системе канро-вой типологии исторической романистики и ее внутренние соотношения с другими типологическими факторами.

■Художественная правда в своих частностях так многозначна, что, пожалуй, равна количеству произведений. Но она раскрывает исследователю все свое "организованное" (не стихийное) многообразие в четко обозначенных типологических субстанциях (где частности объективно теряют смысл), если последний рассматривает еа в разрезе качественных характеристик повествования.

Художественная правда при всем многообразии ее частных проявлений, наблюдаемых в каждом отдельно взятом произведении, обладает своей формоотражающей типологией, выхватывающей из-многообразия частностей типовые отличительные жанровые черты и характеристики, и обозначает тем самым в общей поэтике истори-ческой-.романийтики те плохо различимые невооруженным глазом границы., которые имеют место в системе жанровой типологии. Художественная правда содержит и хранит в себе отсветы того воплощенного в "форму жизни" единства правды характера и правда изображаемой истории, которое, собственно, и обусловливает ис-. торическую и идейно-художественную достоверность повествования. Поисками "объективною критерия? определяющего меру этого единства. занимались многие исследователи. Ближе других к решению данной проблемы подошел В.Оскоцкий, высказавший интересную, мысль о том,что таковым "может быть правда характера героя, пре• ломлянщего в себе правду народной истории. Это в одинаковой ые-' ре касается героев как исторически доподлинных, так и вымышлен- „ ных"*. По существу критик вплотную подошел к "закону единства правда характера и правды изображаемой истории", но остановился перед его осмыслением. Под "правдой характера" он подразумевает не исторически обусловленные действия и поведение героя в исторически достоверных обстоятельствах, объективно вызван-

I. Оскоцкий В, Роман и история. - Вопросы литературы¿1973,

8, с,19.

ных логикой причинно-следственных связей в цепи явлений, и событий эпохи, а "правду человеческого сердца, постигаемую искусством"*. Правда сердца - психологическая правда образа, выступающая эмоционально-мотивационным рычагом характера персонажа. "Правда сердца", таким образрм, несет печать обнаженного • психологизма и представляет диалектически взаимодействующую составную часть правда характера. Правда характера и правда ибтории объективно находятся в том диалектическом единстве мно-. гообразия форм взаимодействия, которое подсознательно воздействует на воображение писателя в процессе создания "формы жизни". Это - один из тех постоянно действующих имманентных законов исторической романистики, который в литературном обиходе часто именуют "чувством меры", "чутьем" художника,- "закон единства правды характера и правда изображаемой истории". Проблему художественной правда не решить и с помощью критерия "правды человеческого сердца". Художественная правда - это не только эстетически воплощенная в "форму жизни" жизненная правда, но комплексное к целостное отражение и отображение внутреннего -хода исторического развития той эпохи, события и люди (творцы ее) которой взяты в осиову сюжета произведения. Художественная правда - эстетическая категория. Она "проявляется в искусства по-особенному,.в зависимости от метода, направления и жанра произведения" . Решение проблемы может быть подвластно таким методологически выверенным принципам исследования, которые, с одной стороны, способны в подвижном многообразии формообразования выявлять "типовые устойчивости", с другой, - обнаружи- .... вать закономерности различных проявлений художественной правды в этих "типовых устойчивом лх", В свою очередь то или иное устойчивое- проявленио художественной правды выступает и своеобразным подтверждением "законности", конкретной "типовой устой- ' чивости" в системе жанровой типологии исторической романистики.

В диссертации выведены три "повествовательные школы" - . "пушкинская", "толстовская" и "шижковская", каждая из которых характеризуется "своим" типологически устойчивым принципом поэтического освоения исторической действительности, и.ептест-

I. Оскоцк'ий В. Роман и история. - Вопросы литературы, 1973, № 8, с.19.

2-, Новиков В. Художественная правда'и диалектика творчества.-М.: Советский писатель, 197ч-,, с.13.

- 20 -

венно, "своей" художественной правдой.

В произведениях "пушкинской повествовательной школы" художественная правда стабильно характеризуется тем, что при всем ее реализме и документальной основе спкета судьбы героев значительно романтизированы, сюжет и обстоятельства в них -острозанимательны; характер главных героев раскрывается в тех историко-типичесних обстоятельствах, где "правда сердца" -психологизм образов - соответствует романтически, окрашенной г-правде исторической действительности. Здесь щедрый на романтические краски вымысел более "свободен" от документа истории.

В романах и повестях "толстовской 'повествовательной школы" художественная правда отмечена значительным приглушением романтических мотивов. Она более близка правде исторической. Объективизм здесь, кратко говоря, заключается в строго реалистическом воспроизведении исторической действительности, ее доподлинных героев и вмшшленшх персонажей; кшцептуальность -в'образно-научном воспроизведении исторических событий и явлений; она обусловлена глубоким знанием передового и отсталого, ощущением нового и старого, в том, что писатель на прошлое "смотрит не безучастными глазами дьяка в приказах поседелого", а1читатель."все время чувствует его страстное, аивое отношение к происходящему"*,

"Шишковская повествовательная школа", вобравшая в себя документальную строгость раннего литературного ыовтана 20-х гбдов и доведенная В.Шишовыы до худоаественно-стилевого совершенства, решительно не допускает сколько-нибудь вольное вторжение"вымысла з изображаемую историю» Скупой на краени, но щедрый на информацию и глубокие худокественно-исторические обобщения вымысел глубоко реалистичен, Художественная правда свободна от романтических красок, характеризуется "жестким" реализмом публицистических мотивов, ооответствует правде исторической, Произведения этой "школы" обладают хронологически точными 'формами повествования« Роман-хроника здесь занимает свое законное, признанное наукой место. Черты."шишковской повествовательной школа" ярко проступают в щш&х рассказов С,Алексеева, в романа О.Михайлова "Суворов", в книге Я.Гордина

I, Щербина В. А.Н.Толстой."-'Мд: Государственное издательство художественной литературы, 1951, с, 95.

"Человек против тьмы". Писатели хронологически последовательно рассказывают о главных событиях и явлениях прошлого, о народе и людях, творящих историю. В таких произведениях художественная правда пополнена, помимо опоэтизированной научной информации, и авторскими разъяснениями мало известных читателю., исторических фактов, и справочного порядка сносками, и"авторским комментарием.

При всем многообразии.частных проявлений художественной правды в типологическом срезе ее поэтика обнаруживает два четко обозначенных "региона" - историко-романтический. где превалирует субъективно-концептуальный принцип поэтического освое-. ния писателем исторической действительности,"и историко-реалис-тический с его объективно-концептуальным принципом художественного познания прошлого.

Типология художественной правды вкупе с рядом других вышеназванных типологических.факторов в сущности и составляет систему жанровой типологии. Вся историческая романистика, таким образом, представляет собой ту устойчивую систему жанровой типологии с ее внутренней структурой тематических разновидностей, в которой отчетливо видны два самостоятельных жанра: исто-рико-романтический жанр (субъективно-концептуального принципа), восходящий к "пушкинской повествовательной школе", и историко- . реалистический жанр (объективно-концептуального принципа), идущий от "толстовской повествовательной школы".

В границах историко-реалистического жанра обособленное место занимает ряд произведений объективно-документального принципа художественного освоения действительности. С некоторой условностью определяем ее как "историко-очерковую типовую.устойчивость", обладающую и некоторыми жанровыми признаками» Это— - художественно-информативный литературный пласт популяризаторского свойства.

." Выявленные нами жанры исторической романистики примечательны еще.и тем, что обладают внутренним делением, в основе которого лежит тематический признак. Например, историко-романти-ческий жанр, включает в себя историко-биографический и ясторико-приключенческий романы; исторпко-реалистический жанр объединяет социально-исторический, военно-исторический романы и др.

' Об этом и идет речь в последних двух главах, диссертации:

"Историко-реалистический жанр" и "йсторико-романтический жанр". Здесь на анализе историко-литературного материала научно доказывается правомерность и жизненность этих типовых устойчивос-тей, описываются их особенности.

Историко-реалистический жанр - это такая "типовая устойчивость" объективно-концептуального и обьективно-документаль-ного принципов художественного освоения исторической действи- . тельности, в которой "форма жизни" отобраздэт народную историю, ее тенденция и закономерности способами и средствами образно-реалистического типа вымысла. Основа окжета здесь чаще всего -судьбы народные, крупные исторические явления и события, а в центре повествования - характеры первого типа личности главного героя. Примечательная особенность историко-рсалистическо-го канра состоит еще и в том, что в ней преобладают крупные эпические формы - роман (роман-хроника), роман-эпопея, реже встречаются повесть и рассказ. Это обусловлено конкретным действием двух законов - "закона-.соразмерности" и "закона единства правды характера и правды изображаемой истории"»

- Для всестороннего и полного раскрытия широкой и емкой натуры главного героя (первый тип личности), соразмерной с масштабами великой эпохи, закономерности и ведущие социально-об- о вдствениые и политические тенденции которых он выражает (скажем, Ивана Грозного, Дмитрия.Донского, Петра Первого), писатель объективно ищет эпические формы многопланового изображения действительности прошлого. Образ крупного исторического деятеля как бы не вмещается в рамки малых и средних форм повествования - повести, рассказа, новеллы, очерка. Именно .этим и объясняется тот закономерный факт, что в ,историко«реалисти-ческом жанре редко встречаются малые и средние формы. Справедливые слова С.и.Петрова о той, что в "центре внимания писателей исторического канра" долнны быть ."наиболее значительные эпохи и события минувших веков,.дающие возможности более глубокого эпического развития содержания и форм национальной истории"*'-можно полностьа отнести именно к-характеристике исто-ркког-реелистического манра« Если для всей советской исторической романистики Характерным является раскрытие сущности исто-

I. Петров С.Ы. Советский исторический роман, - М.{ Советский ■писатель, 1958, с.440;

рических событий через личные судьбы героев, активно участвующих в них, то в.историко-рсалнстичееком жанре эта особенность - типологическая. Она проявляется с наибольшой силой относительно главного героя, цементирующего сюжетные линии и групп;:- . рующого ведущих героев произведения. Важная особенность этого -жанра - в целенаправленном стремлении писателей раскрыть глубинную сущность социально-политических конфликтов мииувией эпохи, через судьбы героев и народа отразить закономерности исторического движения и ведущие тенденции социального и общественного развития. В таких произведениях исторические личности и лица, народные массы, классы и их лидеры представлены как первооснова действительности, ее неделимая цельность. Одна из важнейших типологических особенностей историко-реалистичсс-кого жанра состоит и в том, что в его произведениях главный • герой - образ крупной исторической личности, выражающий основные тенденции, дух и идеи эпохи.

3 историко-реалистическом жанре единство правды характера и правды истории достигается логически психологизированной мотивированностью, действий исторической личности в исторических обстоятельствах. Концепция писателя восходит к даслп о соот- . ветствии (или несоответствии) действий героя духу его времени.

И еще одна особенность произведений, историко-реалистпчо.с-кого жанра. В них, как правило, щедро введет художественно-публицистические включения, органически .вплетающиеся в поэтическую ткань повествования; эти элементы косвенно носут в себе те или иные оценочные ориентиры общественно-социальных, экономических, политических, правовых или нравственных явлений. Художественная публицистика проявляется не прямым наложением рассуждений о мире, о человеке в нем, о в самих картинах жизни далекого прошлого. Как говорил Н.Добролюбов, талантливый романист "не заботясь ни о каких общих заключениях относительно состояния общественной мысли и нравственности,, всегда умеет, однако же, "уловить их существеннейшие черты, ярко осветить и прямо поставить их перед глазами людей размышляющих"1.

В недрах историко-реалистического жанра легко обнаруживается большое количество произведений обьективно-докумонталг»-

I» Добролюбов Н. Собр.соч. в 9-ти томах. - а.-Л.: Госполнт-издат, т.6, 1968, с.98.

ного принципа художественного освоения исторической действительности, выступающее как бы обособленной ветвью, - "истори— ко-очерковой типовой устойчивостью". Вершина ее поэтических достижений - "Емельян Пугачев" В.Шишкова, "Севастопольская стр^ да" С.СергееватЦенского, "Цусима" А.Новикова-Прибоя, некоторые произведения Н.Задорнова, 0.Михайлова, Я.Гордина и др. В диссертации подробно исследуются причины зарождения и пути развития этой типовой устойчивости и правомерность ее существования в советской литературе.

На периферии "историко-очерковой типовой устойчивости" типологически сходится группа произведений информативно-художественного популяризаторского свойства. Своеобразие подобных произведений - в триаде научных, художественных и прикладных (популяризаторских) начал, где второе несколько приглушено последним. Прикладные их функции - художественными средствами искусства слова популярно рассказать о такой-то конкретной эпохе, о такой-то конкретной исторической личности или о таком-то важном историческом событии.

Термин "популяризаторская историко-очерковая типовая устойчивость" указывает на ту типологическую особенность, что такие произведения, как никакие другие формы.словесного искусства, стоят на грани рассказа и исследования. В основе художественного воссоздания айвой действительности прошлого здесь лежит образно-научный тип вымысла. По характеру повествования такТйй книги, в которых "все чисто, цельно и правдиво" (акад, Д.И.Щербаков), близки к научно-популярным произведениям (например, к таким, как "Земной круг" С.Маркова), но отличаются наличием сюжета и разработкой характеров и обстоятельств.

Произведения "популяризаторской типовой устойчивости*! отмечены упрощенностью фабулы и занимательностью несложного, почти всегда однопланового сюжета и отмечены более повышенной строгостью следования за фактами истории, установленными наукой или самим писателем в ходе изучения исходного материала; стремление к строгой исторической достоверности и определяет поатику повествования. . 1

Личность главного героя в таких произведениях чаще всего второго типа. Однако встречаются повести с вымышленными персонажами в роли главного (например, Дмитрий в повести А.Каядана

"У стен Царьграда").

"Популяризаторская типовая устойчивость" обладает еще и той особенностью, что в ее арсенале подавляющее большинство произведений среднего жанра - повесть-, совершенно отсутствует роман-эпопея и реже встречается собственно роглан. Это опять -же объясняется теми особыми художественными задачами -, которые вытекают из самих прикладных функций "типовой устойчивости" - популяризации исторических событий, людей, творивших, эти события, и т.д. Наиболее удобна для этих целей повесть. Она однопланова, ее форма повествования близка к рассказу или очерку.

"Популяризаторская типовая устойчивость" в советской литературе - явление относительно новое, переживающее время поиска и становления, и все созданное здесь пока что "островз", а не "материки", сведение ее в самостоятельный жанр..-"истори- . ко-очерковнй"- неправомерно: ее границы еще подвижны, не четки.

По типологическому своеобразию проявления художественной правды в произведениях субъективно-концептуального принципа -поэтического освоения исторической действительности определяются- рамки историно-романтичоского жанра. В таких произведениях художественная правда при. всех ее реалистических основах все же заметно романтизирована. "Закон бинорности" в историко-романтическом жанре более, чей в историко-реалистическом, предрасполагает к превалирований вымысла над правдой исторического документа, однако в таких пределах, когда..вымысел не вступает в противоречие с-"законом единства правда характера и правды изображаемой истории". Оговоримся: здесь разговор не о таких полуисторических романах (типа "Путешествие дилетантов" Б,Окуджавы), в которых история выполняет лишь'вспомогательно-служебную функцию в изображении писателем романтических судеб вымышленных героев. Речь о подлинно исторической романистике. Писатели историко-романтического жанра свои особые художественные задачи решают более свободным, раскрепощенным от документа образно-романтическим вымыслом. Чаще всего это произведения, в которых историческая действительность раскрывается в "форме жизни".через изображение романтически -" окрашенных судеб героев ("Одеты камнем" О.Форш, "Черная вдова", "Тропа гнева" Я.Ильясова, "Сад жизни" Л.Еать и др.).

Обобщенно говоря, для жанров исторической романистики, как это доказано в диссертации, весьма характерным является, то, что внутренний ход исторического развития общества отображается в живых картинах личных судеб типологически различных героев - будь то образы Петра Первого, героя Северной войны, лоцмана Ивана Рябова или вымышленный образ сотника Бахтиа-ра. И для каждого типа этих героев, соглаоно "закону соразмерности", -свои масштабы охвата изображаемой действительности. В историко-романти^еском жанре, на первый взгляд "стихийный" выбор писателем исторического материала .и типа вымысла,все же обусловлен той закономерностью, что автор, ставя в центр повествования героя локальной сферы деятельности (второй и третий тип), объективно прибегает к субъективно-концептуальному . принципу художественного освоения исторической действительности. Ив этом - объективная неизбежность: вооружись писатель объективно-документальным принципом, и весь процесо создания "формы жизни" - отбор и осмысление исторического материала, использование изобразительно-выразительных средств, формирование обстоятельств и действий героев и разработка их характеров, .стилевые приемы - все будет другим. И тогда, в итоге,из под пера худояника, возможно, выйдет произведение 'ксторико- о очерковой-типовой устойчивости'! Анализ писательской практики, проведенный в диссертации, это доказывает.

Таким образом, характер повествования в историко-роман-тйческом жанре - от субъективно-концептуального отношения писателя к изображаемой действительности, определяющего и.типы художественного вымысла, а.само это отношение - от взятых типа личности главного героя.

Центральный образ второго типа исторической личности играет ограниченную роль в исторических судьбах народа и потому с точки зрения масштабов и значительности самой эпохи - он сравнительно "зауженной" служебной.биографии (например, Румян-"цев - крупная фигура в военной сфере и рядовое лицо, скажем, в государственных делах или в искусстве, лоцман Иван Рябов -заметная фигура в морском деле и "маленький Человек" в государственных, социально-политических областях жизни народа). Такой тип личности главного героя чаще всего предрасполагает к острым сюжетам, к романтизированным формам повествования:

"закон соразмерности" как-бы ограничивает масштабы изображения истории рамками натуры саыого центрального персонажа.Писателю просто не хватает жизненного материала для создания произведения, если он не привнесет в сюжет и в деятельность главного героя достаточно емкую "дозу" вымысла романтических, красок. Но эта ".доза" опять же не безгранична: ее "нормируют" все те же законы соразмерности, бинарности и единства правды характера и правды истории.

Возможно ли представить себе, что л каком-то историческом романе Иван Рябов или Ференц Лист, Ширак или адмирал Нахимов изображаются личностями во главе государства или в центре социально-политических столкновений Европейской или Азиатской истории; можно ли будет понять такого автора, который создаст роман исторический, где изобразит Петра Первого только квалифицированным бомбардиром военного фрегата, или Чингиз-хана, лишь превосходно владеющим дутаром. И в то ке время нас не удивляет то, что Петр Первый в одноименном романе выступа-, ет и как знаток артиллерийского, плотницкого и кузнечного'дел. Потому что это .- лишь штрихи, дополнительно "работающие" на реалистическое раскрытие многогранной натуры крупнейшего государственного деятеля. Именно этим и объясняется закономерность, обуславливающая сюжетообразование совокупностью взаимодействия типа вымысла, типа личности главного героя и типологии принципов художественного освоения исторической действительности.

Характерная особенность историко-романтического яанра состоит еще и в том, что в его жанрово-стилевой системе преобладает повесть, несколько реже встречается роман и не встречается вовсе роман-эпопея. Это своеобразие такжа определяется личностью главного героя и названными имманентными законами.

В историко-романтическом жанре успешно работают или работали Ю.Герман ("Россия молодая"), В.Иванов ("Русь изначальная"),. И.Кратт -("Остров Баранова", "Колония Росс"), К.Икрамов ("Пехотный капитан"), многие писатели Узбекистана - Я.Ильясов ("Тропа гнева'.',"Черпая вдойа", "Золотой истукан"), Дн.Иарипов. ("Хорезм"), С.Ахмад ("Приговор"), А.Каххар ("Сказки о былом"), И.Федоров ("Гулямы") и др.

В этих произведениях, разных по стилевой манере, по идей-

но-тематическому своеобразию и по способам художественной организации исторического материала, отчетливо обнаруживается типологическое схождение в принципах художественного освоения исторической действительности. Писатели здесь не связывают себя обязанностью строго следовать за историческим документом, Камил Икрамов для сюжета своего романа "Пехотный капитан" избирает не главные события декабристского движения, прокатившегося по всей России, а человека, на дальнейшей судьбе которого отразились эти события. Содержание романа - это цель взаимосвязанных приключений русского офицера Николая Федоровича Ельцова, лично знавшего Рылеева и .Кюхельбеггера,

Сюжетная завязка романа проста. Бывший гвардеец капитан Ельцов, служивший в одном из дальних гарнизонов России, в Ильинской крепости, - совершает побег при явно приключенческих обстоятельствах. Побег удается, но в степях Зауралья Ельцов попадает в руки разбойников. Они продают..его в рабство в винское ханство, где капитана ждут суровые испытания судабы. Здесь все время с героями книги что-то случается, персонажи.. постоянно "живут в обнимку с опасностью"; они действуют в вымышленных обстоятельствах частной событийности. Через судьбы ге'роэв и через судьбу центрального, персонажа - уже раба Ель-цова - писатель изображает жизнь в Хивинском ханстве, красками романтической палитры рисует дух и нравы далекой и бедной событиями истории Хорезма,

'' Ю.Герман в сюжет своего романа "Россия молодая" включаем не всю петровскую эпоху, а лишь часть, эпизодов Северной войны со шведами; Я.Ильясов строит смет в "Черной вдове" на событии частного характера - обороне маленького городка Айхав от. нашествия полчищ Чингиз-хана; Айбек в "Священной крови" рассказывает о восстании трудового народа в 1916 году, не получившем широкого размаха, В каждом иа подобных произведений центральные образы - исторические личности частной, событийности или вымышленные герои* Это - объективно, обусловлено действием "закона соразмерности" и "закона единства правды характера -и правда изображаемой истории",. . '

В произведениях этого асанра художественная правда проявляется, как верно заметил А.Дремов на "романтической, многоцветной эмоциональной волне, часто в ущерб, фактической и ис-

торичеояой точности"?. Произведения Я.Ильясова "Черная вдова", "Золотой.истукан", М.Ордубади "Меч и перо", Л.Бать "Сад жизни',1 И.Кратта "Колония Poco", К.Икрамова "Пехотный.капитан" и мно-гид другие являютоя ярким тому подтверждением. 3 этих произведениях раскрытие романтически овеянных характеров и обстоя--тельств происходит в крайне напряженном,, сконденсированном драматизме развития самих событий».

Историко-романтический жанр является самым живучим и подвижным пластом в советской многонациональной исторической романистике. Истоки его рождения - в средневековье. Пройдя пору господства классицизма, он одолел пороги русского субъективизма , пережил счастливое время бытовизма романтиков Лажечникова и Полевого и высокого полета романтически окрашенного реализма Пушкина, и, словно, "подтравленный" лубочной романистикой • Салиаса и мистицизмом Мережковского, в конце Xi X и начале XX веков оказался в глубоком застое. Только потом, уже в совет- . ское время, историко-романтический жанр, оплодотворенный~идея-ми социалистического реализма, оправился от застоя и вспыхнул, новыми.яркими красками, обогатился новыми образами и сюжетами. Теперь, в наше время, он представляет собой жанр, характеризующийся богатым, многообразием художественных способов и средств поэтического выражения, сохранивших в себе и следы романтизма и черты реалистической школы русского чародея-поэтичесгсого слова А.Пушкина, для которого романтические следы в реалистическом повествовании оставались явлением типологическим.

В заключении обобщаются результаты исследования и выводы, сделанные в шести главах диссертации, подводятся итоги поиска« системы жанровой типологии исторической романистики, обобщаются наблюдения над тем, как проявляет, себя художественная правда в различных типовых формообразованиях и каковы ее "узнава- ' тельные" функции в системе жанровой типологии.

Соискатель нашел необходимым показать, что типологичес-. кие основы, имманентные законы, принципы художественного освоения исторической действительности в этой системе исторической романистики 20-Б0-Х годов -..явление непреходящее. Типоло-- гическйе формообразующие факторы остаются определяющими в ли-

I.Дренов А,-Романтическая типизация. - Вопросы литературы, 1971, № 4,. с.Юб. •

- 30 -

тературном процессе в исторической романистике и 60-70-х годов что, в свою очередь, утверждает историчность и жизненность тех.процессов, которые имели место в предшествующие десятилетия.

Советская многонациональная историческая романистика в последние два десятилетия характеризуется повышенной активностью, интенсивным движением, отмечена многообразием поэтических форм и проблематики и заметной поляризацией традиционных принципов художественного освоения исторической действительности. Если в историко-реалиотическом жанре идейно-тема-тическое-содераание и поэтика сохранили высоты, достигнутые в 30-е годы, а в соотношении исторической правды и вымысла несколько повысился удельный вес документа, То в историко-роман-ткческоы жанре тематика заметно эволюционирует в сторону вечных , общечеловеческих -..- нравственных тем, а фактический.материал истории заметно вытесняется художественным вшшслом^.в атом жанре появились новые, так сказать,'Ьериферийные" "формы жизни" (типа "Путевествие дилетантов" Б.'Окуджавы), которые по тематическим в поэтическим особенностям близки к "просто" роману, а по объекту изображения - к роману историческому.

"Историко-литературный взрыв"*, естественно, вызвал по- ( вышейный интерес критики и литературоведения к явлениям исторической романистики; многие ее проблемы становятся постоянным .объектом внимания исследователей. Выходят в свет работы <

A.И.Науткина, Л.П.Александровой, ДД.Кукова, В.Баранова, Г,В. Макаровской, В.Д.Оскоцкого, Л.МЛшхоэа; переиздает в несколько обновленном виде монографии "Русский советский исторический роман" С.М.Петров, Вопросы теории исторической романистики поднимаются и решаются в статьях,Я.Гордина, А.Гулнги, Ю.Андреева, С.Кормилова, А.Филатовой, Е.Осетрова, Г.Ломидзе., А.Мальгина и многих здесь не названных авторов. Принципиальный интерес к.содержанию исторической романистики проявляют ученые-историки

B.В.КаргаЛов, В.Т.Пашуто, А.Г.Кузьмин, В.Мавродин, М.Нечкина,

C.Окунь. Центральная тема их выступлений - отношение писателя к документу истории. Признавая воссоздающие-фуЬкции вымысла, они"восстают"против неоправданного законами искусства искажения

1, У1 съезд писателей СССР, Стенографический отчет. - М.: Советский писатель, 1976, о.341.

или игнорирования фактов истории; оии за правдивое изображение исторических событий.

Много интересного и столь же много спорного, противоречивого, а порой и парадоксального, но и необходимого для уяснения художественно-эстетической и идейно-тематической сущности-исторической романистики 60-70-х годов содержится.в статьях, предисловиях, послесловиях и.интервью писателей Ю.Давыдова, П.Загребельного, Б.Пикуля, Д.Балашова, 0.Михайлова, С.Залыгина, Б.Окуджавы, Я.Ильясова, К.Икрамова, А.Якубова и др.

Суммируя суждения и умозаключения исследователей, сделанные ими на основе анализа художественной "продукции" последних двух десятилетий, высказывания писателей по проблемам исторической прозы, приходишь к выводам о том, что "историко-литературный взрыв" внес много нового в теорию и практику исторической романистики, особенно в общее понимание основного ее вопроса - отношения словесного искусства к исторической действительности.

Однако этот "взрыв" не привел к сближению позиций сторонников исторически достоверного изображения действительности и. сторонников волевого вторжения вымысла в историю, а, наоборот, поляризовал их.

Не уменьшилась поляризация мнений и между сторонниками . "тематической концепции" и сторонниками "жанровой концепции". В историко-романтическом жанре усилилась тенденция дальнейшего "осовременивания".тематики, сближения исторической проблематики с современной.

Нередко писатель оставляет-за пределами своего поэтического внимания многие важные события и явления изображаемой эпохи, которые интересуют его ровно постольку, поскольку оии способствуют раскрытию темы нравственных исканий персонажей, психологической мотивированности их поступков и поведения. И это становится типологической.чертой современного историко-ро-мантического жанра, который продолжает свою полнокровную жизнь и в последние десятилетия.-

Историко-реалистическйй жанр ревностно хранит познавательное- значение своих романов и,повестей. Это особенно хорошо , проявлено в творчестве признанного исторического романиста С. Б'ородина с.его великолепным "Дмитрием Донским" и не менее

.. -32 -

прекрасной эпопеей-"Звезды над Самаркандом", написанной в основном.в 70-е годы. Для С.Бородина (как,впрочем, и для В.Чивилихина, Д.Балашова, В.Пикуля, Я.Гордина, М.Шевердина) история есть объект изображения, события и явления которого определяют и развитие действия и оюжетно-коыпозиционную структуру романа.- '

Завершая разговор о некоторых чертах исторической романистики, задержим внимание на "историко-очерковой типовой устойчивости", заявившей о себе новыми приемами изображения жизни минувших веков. В 1982 году, выходит роман-эссе В.Чивилихина "Память". Это книга о русском героическом средневековье и о Вели- . кой Отечественной войне, о древнем и мужественном Козельске и партизанской жизни 1943 года, о ранней истории славян и "коллективном разуме" современного человечества и о многом-многом другом, волнующем умы и сердца нашего образованного современника. В книге "господствует" объективно-документальный принцип художественного освоения исторической действительности, хотя иногда оя уступает место объективно-концептуальному. А местами и тот и другой заглушаются мощными голосами науки - исшории» археологии, этнографии, лингвистики и т.п. Писатель и ученый Владимир Чивилихин поднял объективно-документальный принцип художественного освоения исторической действительности на новую вершину.

"Память" В.Чивилихина - событие в современной исторической романистике. Типологически она занимает ведущие повиции в современной "историко-очерковой типовой устойчивости", знаменуя" йоваторское продолжение шишковской традиции на более расширительном-научно-художественном уровне.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: .

1. Жанровая структура исторической романистики (к.вопросу классификации жанра)..- Москва* ИНИОН АН СССР - и? 1946, июнь 1978. т 6,2 изд.листа. _

2. Типологические основы,жанров исторической романистики.-Ташконт: Фан, 1979. - 9,0 изд.лист.

3. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики. - Ташкент: издат.Укитувчи, 1984. 6,0 изд.лист;

Общий объем публикаций - 21,2 изд. листа.