автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Типология конфликта в советском историческом романе 60-70-х годов

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Долгов, Сергей Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Типология конфликта в советском историческом романе 60-70-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Долгов, Сергей Федорович

1. ВВЕДЕНИЕ.2

2. ПЕРВАЯ

ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИСТО

РИЧЕСКОЙ РОМАНИСТИКИ.20

3. ВТОРАЯ

ГЛАВА. ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫМЫСЛА В

ОТРАЖЕНИИ КОНФЛИКТОВ ЭПОХИ .77

4. ТРЕТЬЯ

ГЛАВА. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОССОЗДАНИЯ ДВУХ

ТИПОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОМАНИСТИКЕ . 122

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Долгов, Сергей Федорович

60-70-е годы - время активного развития советской исторической романистики, свойственного не только русской литературе, но и литературам всех наших национальных республик. На различных этапах развития советской литературы исторический роман, по сравнению с произведениями современной тематики, далеко не всегда занимал в ней почетное место. Как известно, успешно формируясь в литературе 20-30-х годов, а также в годы Великой Отечественной войны, в конце 40-х он несколько приостановился в своей эволюции, что было связано с определенными качественными утратами жанра в осмыслении событий и персонажей прошлого.

Для советской литературы в целом начало нового этапа развития, в течение которого она оформилась как литература периода развитого социализма, относится ко второй половине 50-х годов. В это же время начинается процесс качественного обновления нашей исторической романистики. 60-е годы приносят резкое нарастание в советской литературе историко-художественных произведений, нарастание, которое А.Б.Чаковский в 1976 году назвал историко-литературным взрывом (13, с.341).

Произведения, вышедшие в 60-70-е годы, свидетельствуют об эффективном развитии исшорико-художественной прозы, которое соответствует общему углублению историзма советской литературы в эпоху развитого социализма. Современная советская историческая-романистика способствует решению поставленной в Программе КПСС задачи воспитания человека - строителя нового мира. Она обнаруживает те идейно-художественные тенденции, которые характерны для современной советской литература в целом. К ним относится усиление достоверности художественного изображения, расширение круга тем и новое

- з осмысление традиционной проблематики, стремление к целостному освоению отечественной истории, к воссозданию характеров исторических персонажей во всей их психологической глубине. Кроме того, критикой отмечены усиление исследовательского начала в художественном творчестве, разнообразие и гибкость форм художественного воплощения исторического прошлого.

Советский исторический роман современного этапа развития нашей литературы является постоянным объектом литературной науки. Ему посвящены монографии Л.П.Александровой (14), И.П.Варфоломеева (28), Л.А.Жукова (47), Г.В.Макаровской (75), В.Д.Оскоцкого (93),

A.И.Пауткина (102), Л.М.Чмыхова (127). Как частные, так и общетеоретические вопросы исторической романистики поднимаются в статьях Я.А.Гордина (145-147), А.В.Гулыги (149, 150), А.Г.Кузьмина (165, 166), Ю.А.Андреева (133), С.Й.Кормилова (163), А.И.Филатовой (195137). Значительный вклад в решение общеметодологических проблем историко-художественной литературы сделали историки В.В.Каргалов,

B.Т.Пашуто, В.В.Мавродин, М.В.Нечкина, С.Б.Окунь. Много интересного материала, необходимого для уяснения сути творческого метода того или иного художника, содержится в статьях» авторских послесловиях и интервью Ю.Давыдова, П.Загребельного, Д.Балашова, О.Михайлова, Б.Окуджавы, В.Пикуля, Я.Кросса и других авторов.

Названные исследователи ставили перед собой различные задачи. Л.П.Александрова рассматривает своеобразие историзма советской литературы, а также дает свое понимание домысла и вымысла в исторической романистике. И.П.Варфоломеев устанавливает типологию жанров исторической романистики, связывая её с типологией личности главного героя произведения и с различными типами художественного вымысла.

Д.А.Жуков свою небольшую монографию посвятил жанру художественной биографии, разрабатывая вместе с тем такие вопросы (о соотношении научного и художественного элементов в авторском повествовании, о точности в соблюдении исторических реалий), которые связаны с общей теорией исторического романа.

Г.В.Макаровская, выделяя различные типы исторического повествования, придает слишком широкое толкование понятию исторического романа. Значительная часть её работы сводится к сопоставлению "Тихого Дона" и "Хождения по мукам", которые и предлагается рассматривать как примеры двух типологических направлений исторического жанра.

Работы А.И.Пауткина исследуют художественный процесс в русской советской исторической романистике, являясь своего рода продолжением вышедших в 50-60-е годы книг С.М.Петрова и Ю.А.Андреева.

Ценность монографии В.Д.Оскоцкого определяется стремлением установить закономерности развития исторической романистики в многонациональной советской литературе.

Книга Л.М.Чмыхова интересна как новое свидетельство разработки теории исторического романа, в частности, в плане нового установления его дефиниций.

Значительный вклад в теорию историко-художественной литературы сделан и названными выше авторами статей. А.В.Гулыга и А.Т.Кузьмин, стремясь к определению пределов вымысла в художественном творчестве, решительно выступили в защиту истории, вольное обращение с которой порой берется под защиту в работах литературоведов. А.И.Филатова исследует современную историческую романистику (конца 50-х - середины 70-х годов) в её тематическом многообразии и широте хронологического диапазона.

Несмотря на громадное количество работ, посвященных ис торическому роману, многие вопросы его теории остаются нерешенными. Литературоведение нередко подходит к историко-художественной литературе избирательно, устанавливая в первую очередь её связь с литературой современной тематики. Это обычно делается сближением проблематики или путем жанрово-стилевых сближений, которые позволяют утверждать, что исторический роман - прежде всего роман, а уже потом - исторический.

Общим местом большинства критических выступлений является также тезис о воспитательной роли жанра. Против этого тезиса спорить не приходится, но возникает вопрос, почему воспитательное значение исторического романа - вместе с эстетическим - отрывается от такой существенной функции образного осмысления действительности, как познавательная?

Как ни странно, о познавательной роли исторического романа наши критики рассуждают меньше всего. Между тем, философы, историки, социологи отмечают общее стремление в искусстве XX века к синтезу художественного и научного начал. По словам А.В.Гулыги, увеличение познавательного потенциала искусства - бесспорный признак художественного прогресса (36, с.II,39,70). Большая доля истины заключается в его же утверждении, что мы узнаем о своем прошлом чаще из романов, чем из учебников (37, с .9).

Противопоставление в некоторых литературоведческих работах художественного и познавательного значений исторического романа приводит к расчленению функций художественного образа, которые в полноценном произведении диалектически взаимодействуют. Абсолютизация роли художественного вымысла оборачивается неуважением к исторической действительности. И хотя вопрос о границах и возможностях художественного вымысла в последние годы убедительно и последовательно был рассмотрен в работах А.В.Гулыги, И.П.Варфоломеева, Д.А.Жукова, считать его закрытым еще рано.

Актуальное ть данной диссертации определяется интенсивным развитием советской исторической романистики и ее ролью в воспитании патриотического и интернационалистического сознания народов СССР, что имеет важное значение в современных условиях острой идеологической борьбы между двумя социальными системами. Предлагаемая работа рассматривает особенности художественного конфликта в современной исторической романистике, которая в пределах названной проблемы предметом специального анализа еще не была. При этом из трудно обозримой массы историко-художественных произведений 60-70-х годов здесь выбраны только те, которые посвящены процессу становления русской государственности и развития национального самосознания русского народа. Материалом для анализа в основном послужила русская историческая романистика, но для подтверждения основных положений работы привлекаются также произведения аналогичной тематики писателей наших национальных республик.

Привлекаемый материал позволяет объединить ряд оригинальных и популярных художников, произведения которых неоднократно переиздавались массовыми тиражами, таких, как Г.Абашидзе, А.Алимжа-нов, Д.Балашов, Б.Васильев, Г.Гулиа, Я.Гордин, Ю.Давыдов, В.Дружинин, й.Есенберлин, П.Загребельный, Р.Иванычук, В.Иванов, К.Икра-мов, А.Ильченко, П.Кадыров, В.Лебедев, Мирмухсин, В.Пикуль, В.По-луйко, М.Симашко, Э.Скобелев, Р.Федорив, Ю.Федоров, В.Чивилихин, Ф.Шахмагонов и др.

В отдельных случаях с произведениями 60-70-х годов сопоставляются произведения предшествующих этапов советской исторической романистики. Различное художественное решение одних и тех же конфликтов определенной исторической эпохи позволяет проследить идейную и эстетическую эволюцию литературы.

Цели работы заключены в стремлении установить общие закономерности решения художественных конфликтов исторической романистики 60-70-х годов. Художественный конфликт, как известно, -это нерв произведения, связанный со всеми его узловыми моментами. По словам М.Б.Храпченко (198, с.275), конфликт в его определенном художественном выражении составляет структурную основу произведения.

Как в выборе конфликта, так и в выборе средств его воплощения проявляются мировоззренческие начала творчества писателя, проявляются особенности его метода.

Своеобразие конфликта в значительной мере предопределяет характеристику действующих лиц и их расстановку в процессе повествования.

Конфликт является двигателем сюжета, а сюжет, в свою очередь, является формой реализации конфликта.

Развитие конфликта обусловливает не только связи и противоречия художественных образов, но и соотношение отдельных сторон, компонентов литературного произведения, его внутреннее строение" (198, с.275).

Существует также живая связь между художественным конфликтом и конкретными жанрово-стилевыми средствами его выражения. Хотя эта связь не имеет автоматического характера, предполагая при одном и том же конфликте неоднозначные художественные решения, ". вместе с тем здесь нет простора и для творческого произвола, прихотливого субъективизма" (198, с.277).

Проблема конфликта в гносеологическом аспекте и в его художественном преломлении постоянно была в поле зрения классиков марксизма-ленинизма и представителей народно-демократической критики. Маркс и Энгельс достоинство пьесы Лассаля "Франц фон Зиккин-ген" видели в том, что она изобразила жизненную коллизию ".между исторически необходимым: требованием и практической невозможностью его осуществления.", коллизию, которая привела к поражению рево

-люцию 1848-го года (I, с.19, 26).

В.Г.Белинский в лучших своих статьях подчеркивал социальную обусловленность жизненных конфликтов. Характеризуя конкретные конфликты пушкинских "Цыган", "Полтавы", "Евгения Онегина", "Медного всадника", "Тазита", "Моцарта и Сальери", объединяя их в плане выражения "вечной борьбы общего с частным", "разума с авторитетом и преданием, человеческого достоинства с общественным варварством" (136, т.7, с.551)» он писал: "Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Никакие обстоятельства жизни не спасут и не защитят человека от влияния общества, нигде не скрыться, никуда не уйти ему от него". (136, т.7, с.485).

О необходимости изображения в литературе социальных конфликтов говорил Н.Г.Чернышевский, находя односторонним изображение жизни даже в произведениях Вальтера Скотта - именно потому, что их коллизии ". основаны на любовных приключениях.". ". К чему это? - спрашивает автор "Эстетических отношений искусства к действительности". - Разве любовь, была главным занятием общества и главною двигательницею событий в изображаемые им эпохи?" (199, т.2, с.84). И с подлинно беспощадным сарказмом обрушивался Чернышевский на псевдоисторические романы, подменяющие действительные конфликты истории надуманными, подобными тому, который был изображен Р.Зотовым: "Ведь Леонид и Наполеон были влюблены в одну и ту же девушку, и Наполеон шел в Москву не с другою целью, как только отбить у Леонида невесту. Зато ведь Леонид и победил Наполеона, потому, что , если вы помните, Наполеон был побежден никем другим, как именно Леонидом!" (199, т.З, с.438).

Н.А.Добролюбов в частных судьбах геров А.Н.Островского сумел увидеть столкновение противоположных общественных сил, борьбу сознающей свои человеческие права новой личности с произволом "темного царства". И, несмотря на трагическую развязку многих драм А.Н.Островского, выводы критика оптимистичны, потому что она является свидетельством "новой жизни", которая выросла, "не спросясь Кабановых": ". Закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их. " (152, т.6, с.327).

В статьях и рецензиях, посвященных сочинениям исторической тематики, Н.А.Добролюбов проводит мысль о решительном участии народа в исторических конфликтах: "Участие это может быть деятельное или страдательное, положительное или отрицательное, но, во всяком случае, оно не должно быть забыто историею". (152, т.З, с.15). Это же положение отстаивал и Д.И.Писарев (181, с.399-401).

М.Е.Салтыков-Щедрин выступал против схематизма и упрощения в литературе жизненных конфликтов, нередко изображавшихся как столкновение сплошных злодеев и сплошь добродетельных героев с заранее заданной благополучной развязкой. "Все это представляет поистине детское упражнение" - писал он о соответствующих коллизиях романа И. Лажечников а "Немного лет назад" (188, с.318).

Философская природа конфликта занимала умы великих мыслителей в годы приближающихся решительных столкновений пролетариата и буржуазии. Именно в период нового революционного подъема, незадолго до Октября, В.И.Ленин конспектирует "Науку логики" Гегеля, выделяя положение: ". Лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью". (6, с.125). То же самое говорил В.И.Ленин в письме М.Горькому от ie.XI.09r. : "Прав был философ Гегель, ей-богу: жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется" (4, с.219).

- ю

Классическим образцом анализа отражения жизненных противоречий в творчестве писателя явились ленинские статьи о Л.Толстом.

Университеты", которые прошел М.Горький, практически показали ему разнообразие жизненных конфликтов и их значение в человеческой деятельности. ". Когда всё и все согласны со мной, . тогда я не существую, - записывает он в начале 900-х г.г. слова Л.Толстого, - потому, что все мы ощущаем себя только в столкновениях, противоречиях". (148, с.177).

На протяжении всей своей жизни М.Горький привлекал внимание современников к злободневным социальным и психологическим конфликтам. Среди них он называл борьбу в человеке двух взаимно друг друга отрицающих стремлений: стремления "быть" лучше и стремления лучше "жить" (148, с.29); говорил о борьбе организованного разума против стихийных сил природы (148, с.621); о вечном противоречии мещанства прогрессивной культуре (148, с.484, 614). Настойчиво повторял М.Горький мысли о враждебности творческим силам коллектива капиталистического "старого мира", пытающегося оправдать "законность "счастья" и власти единиц в ущерб культуре и свободе трудовой массы" (148, с.319).

Конфликтная сторона художественного произведения - "связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей-исторж роста и организации того или иного характера, типа" (148, с.674) - выделяется в горьковском определении сюжета, являющегося, по словам писателя, третьим (после языкового и идейно-тематического) элементом литературы.

Понятие конфликта, как мы видим, многоаспектно. Многоас-пектностью отличается и понятие собственно художественного конфликта. Его можно рассматривать в плане отображения (достоверного или недостоверного) жизненных явлений; в проблемно-тематическом

•плане, связывая его с поставленной писателем художественной задачей; в ходе анализа сюжета, понимая конфликт как резкое столкновение противоборствующих характеров, характеров и обстоятельств, либо противоречий внутри характера; в композиционном плане, принимая средства, отображающие развитие конфликта, за своего рода каркас, помогающий организовать художественный материал.

Многоаспектность художественного конфликта предоставляет большие возможности его исследованию. "Отличаясь многофункциональностью (объект воссоздания, средство раскрытия образов, момент архитектоники), художественный конфликт как бы материализует взаимный переход друг в друга содержания и формы" (210, с.26). Следовательно, рассматривая конфликт историко-художественного произведения, мы не можем пройти мимо проблемы его достоверности, поскольку конфликт художественный является формой воссоздания конфликта жизненного, как не можем пройти мимо образов произведения, мимо его сюжетно-композиционных особенностей, мимо особенностей его жанра и стиля, неизбежно соприкасаясь с общими чертами творческой манеры автора, которая отражается во всех идейно-структурных свойствах произведения. Такая многофункциональность конфликта, позволяющая выйти на существенные стороны произведения, на главные особенности творчества писателя, определила предмет данной работы.

Научная новизна работы связана с исследованием природы конфликта в современном историческом романе. Художественные конфликты послевоенной советской литературы анализировались либо в философском аспекте - монография В.М.Ковынева (65), кандидатская диссертация В.С.Баленка (204), либо на примере произведений современной тематики - статьи А.Г.Бочарова (138, 139), В.Ков-ского (157), В.Перцовского (180); монографии А.В.Панкова (99), А.Г.Погрибного (ИЗ); кандидатские диссертации В.Г.Адерихина (203),

Д.Ф.Иванова (206), В.А.Мельника (207), В.П.Муромского (208), В.Н. Соболенко (211).

Особенности выражения конфликта в отдельных жанрах советской литературы рассматривались в книгах Е.Н.Горбуновой (32) и К.Г.Шаззо (128).

Художественный конфликт как ". структурная (т.е. смысловая и формальная) категория, ведущая нас в глубь художественного строя .(76, с.15) общелитературного метода, представлен в монографии Ю.В.Манна "Поэтика русского романтизма".

Типологизация конфликта, которую можно проводить в различных аспектах и на разных уровнях - дело непростое. Исследователя на этом пути, как говорит Ю.В.Манн, подстерегают две опасности: опасность растворить множество художественных конфликтов в одной социологической схеме и опасность свести общую категорию конфликта к бесконечным индивидуальным взаимоотношениям персонажей (171, с.108). Аналогичные сложности отмечают А.Г.Бочаров и А.Г.Погрибный"Ч и тем не менее, каждый из этих литературоведов указывает возможные пути типологизации художественного конфликта.

Определяя конфликты "натуральной школы", Ю.В.Манн проводит их деление по принципу сопоставления персонажа и его позиции с действительностью (171, с.99-101). Он же говорит о возможности "мифоконфликта", резко дублирующего главный конфликт, который в произведениях "натуральной школы" заключается в подчинении характера обстоятельствам (171, с.105). Кроме того, Ю.В.Манн называет конфликты "закрытые" и "открытые", имея в виду различия в их сюжетном оформлении.

А.Г.Погребный, возражая против "проблемно-тематической сетки" классификации конфликтов на том основании, что она в принципе

1J В монографии фамилия автора указана в одном написании:Погрибным (ИЗ); в автореферате докторской диссертации - в другом: Погребиый (210). бесконечна и затрагивает понятие исключительно с внешней стороны, в другом месте своей работы говорит, что "тематически-образный строй" конфликтов может приобретать решающее значение для их разграничения (210, с.30-32). Действительно, тематика, проблематика, образный строй произведения, включенные в решение художественного конфликта вместе с "тональностью" его трактовки и развязки, могут быть отправной точкой соответствующей типологизации, и не только в жанрах трагедии и комедии, о которых говорит здесь А.Г.Погреб-ный, но и в жанрах исторической романистики, тем более, что тематический ряд историко-художественных произведений не так уж бесконечен.

С работами А.Г.Погребного в значительной части совпадает монография А.В.Ианкова, и оба эти автора, в сущности, приходят к тем же выводам, к которым несколькими годами раньше пришел А.Г.Бочаров. В статье "Круги художественного конфликта (раздумья над текущей прозой)" А.Г.Бочаров называет конфликты центробежные, направленные "вовне", против врагов литературного героя, и центростремительные, обращенные "вовнутрь", в душу героя (138, с.58). ". Наряду с локализованными социально-конкретными ситуациями, конфликтами, характерами, - пишет он, - все чаще встречаются ситуации, конфликты, характеры, исследуя которые художник углубляется в сферу коренных нравственных принципов современности". (138, с.71).

В статье "Сквозь призму поликонфликтности" А.Г.Бочаров уточняет свои положения, вновь выделяя в современной литературе конфликты внешне-социальные и внутренне-психологические, нравственные, а также отмечая возможность их взаимодействия. Литературовед не отдает приоритета какому-либо одному типу художественного конфликта. "Искусство не может существовать, - говорит он,-не ставя общих вопросов бытия, не может отстранять их, полагая давно и навечно ре

- и шенными". И в то же время, по словам А.Г.Бочарова, для литературы было бы ". нерачительно сосредоточиться только на них - человека окружает множество жгучих, неотложных проблем и обстоятельств"(138, с.64).

Возможность сращения двух названных типов художественного конфликта А.Г.Бочаров видит в конфликтах философских, "параболических", тех, которые, ". развиваясь в конкретно-исторических реалиях, одновременно устремлены в конфликты обобщенно-глобальные: между новым и старым, добром и злом, любовью и ненавистью и т.д." (139, с.199).

В разных условиях, говорит А.Г.Бочаров, например, в зависимости от их сюжетообразующей роли, одни и те же конфликты могут быть объективными и субъективными, главными и второстепенными.

Естественное качество сегодняшней прозы А.Г.Бочаров видит в "поликонфликтности" отдельного произведения, которая слагается из переплетения конфликтов внешних и внутренних, социальных и личных, объективных и субъективных, локальных и параболических. Справедливость данного положения литературовед убедительно демонстрирует анализом произведений Ю.Бондарева, Ю.Трифонова, В.Быкова и других советских писателей. Указание А.Г.Бочарова на сложность синтеза разных конфликтов, на необходимость учета особенностей их сплетения, без которых не существует произведение, является важным моментом предложенной литературоведом типологизации.

Легко заметить, что деление А.Г.Погребным художественных конфликтов на внешне-событийные и внутренне-психологические соответствует классификации А.Г.Бочарова, которую, вместе с понятием поликонфликтности, целесообразно использовать и в анализе произведений современной исторической романистики. Работы литературоведов, анализирующих её проблематику и идейную направленность, дают основания для аналогичного разграничения двух типов художественных конфликтов, в основе которого находится своеобразие эстетического мышления писателя и его целевой установки, т.е. своеобразие его творческой манеры.

При этом следует не упускать из виду, что и внешне-событийные, и внутренне-психологические коллизии, развивающиеся в произведении, по-своему раскрывают определенные общественные противоречия. Понятие же поликонфликтности, разработанное литературоведением 70-х годов, отражает такое свойство художественной литературы, которое принадлежит не только произведениям наших дней. ". Синтез разных конфликтов, налагающихся друг на друга в общих действиях и в поведении отдельной личности. " (139, с.209),наблюдается, собственно говоря, в каждом выдающемся произведении реалистической литературы. Поликонфликтны романы мастеров критического реализма; поликонфликтны лучшие образцы литературы социалистического реализма, появившиеся в 20-30-е годы. Но, в отличие от предыдущих этапов развития, когда советская литература искала свой метод и отстаивала его в борьбе против формалистических и вульгарно-социологических теорий (последствия "теории бесконфликтности", например, изживались в нашем искусстве еще в 50-е годы), литература периода развитого социализма характеризуется таким качеством художественности, которое подразумевает поликонфликтность как неотъемлемое органическое свойство произведения.

Методологической и теоретической основой нашей диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, статьи выдающихся представителей русской народно-демократической критики, а также работы советских литературоведов и историков.

Рассматривая литературный процесс в сегодняшней исторической романистике, нельзя не опираться на выводы, к которым пришла наша литературная наука в отношении произведений современной тематики. Перед советской исторической романистикой стоят те же идейные задачи, что и перед всей советской литературой в целом, и представители исторического жанра идут к решению этих задач теми же художественными путями, что и все советские писатели. Но специфика действительности, отражаемой в историческом романе, вызывает определенные особенности её художественного исследования.

В своей работе мы исходим из того положения, что современная историческая романистика не дает оснований говорить о преобладании в ней конфликтов морального, нравственного характера - вывод, который некоторые наши критики распространяют на произведения современной тематики.

Далее, мы считаем, что действительность прошлого, особенно, если она хорошо документирована, ограничивает возможности исторического романиста в области применения художественного вымысла, в отличие от возможностей писателя современной тематики, перед которым, по словам М.Горького, стоит задача изображения "третьей действительности", определяемой перспективой общественного развития. Мера вымысла в исторической романистике колеблется в зависимости от того, какой тип конфликта является сюжетообразущим стержнем произведения - внутренний, психологический, или внешний, событийный.

Различные типы конфликта, по нашему мнению, оформляются в различных жанровых образованиях современной исторической романистики, порой резко отличающихся друг от друга.

Структура диссертации определяется задачей доказательства названных положений. Диссертация состоит из трех глав.

-В первой главе анализируется идейно-тематическая направленность художественных конфликтов, воссозданных в произведениях популярных исторических романистов 60-70-х годов, рассматриваются различия между конфликтами внешне-событийными и внутренне-психологическими, а также различные варианты их взаимодействия, приводящие к поликонфликтности в лучших образцах современного исторического романа.

Во второй главе рассматривается степень участия художественного вымысла в отражении различных типов конфликтов современной исторической романистики.

В третьей главе анализируются стилевые особенности жанровых разновидностей исторического романа в связи с теми типами конфликта, которые находят в них свое художественное выражение.

Заключение содержит выводы работы.

Практическая ценность работы состоит в том, что основные ее положения и выводы могут быть использованы преподавателями вузов при чтении курсов лекций по истории русской советской литературы, по введению в литературоведение и по теори литературы, а также при проведении спецсеминаров и спецкурсов, связанных с проблемами исторической романистики.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Типология конфликта в советском историческом романе 60-70-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отмечая повышение воспитательной роли литературы и искусства в современной общественной жизни нашей страны, Программа КПСС говорит: "Главная линия в развитии литературы и искусства - укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед" (7, с.132).

Советская историческая романистика находится на передовой линии идеологической борьбы, не принимая внеклассовой оценки исторических событий и фигур, не принимая буржуазных теорий, в соответствии с которыми субъективная пристрастность возводится в неизбежный универсальный принцип трактовки исторических явлений. Наиболее распространенной из таких теорий, по словам В.Р.Щерби-ны, в наши дни, является теория "презентизма", исходящая из предпосылки, будто ". всякая картина истории есть продукт субъективизма ученых и литераторов, личного творчества, всецело определяемого потребностями времени. Создается впечатжние, что в •мире существует множество субъективных истин при отсутствии сколь-нибудь прочных объективных критериев" (201, с.12).

Грязное дело" разрушения исторической и современной правды жизни, говорит литературовед, несовместимо с истиной, с созидательной сущностью социализма. Советская историко-художественная литература, базирующаяся на принципе научного историзма - неотъемлемом условии плодотворного познания социальных формаций прошлого, их процессов и участвовавших в этих процессах персонажей - отвер

- 171 гает какие бы то ни было виды модернизации истории, направленной на произвольные интерпретации исторических конфликтов.

Тенденции развития нашей историко-художественной литературы соответствуют тенденциям литературы современной тематики. В частности, это касается углубления человековедческих поисков в искусстве периода развитого социализма.

Но, отмечая повышенную психологизированность художественного образа в литературе современной тематики, мы были бы неправы, если бы отсюда сделали вывод о преобладании нравственных конфликтов в историко-художественной литературе. Да и само по себе усиление удельного веса конфликтов внутренне-психологического типа в современной литературе "нельзя трактовать так, будто бы ныне конфликт перемещается исключительно в область явлений идеального порядка" (210, с.36).

В исторической романистике 60-70-х годов наблюдаются два раноправных типа художественного конфликта. Воссоздание одного из них связано в первую очередь с темой нравственных исканий, свойственной и литературе современной тематики. В этом случае автор исторического романа не столько стремится отразить исторические события сами по себе, взятые в их многосторонности, сколько добивается извлечения из них нравственного смысла. Исторический роман с таким типом конфликта правомерш постольку, поскольку позволяет читателю непосредственно усваивать уроки прошлого.

Но нельзя преуменьшать значения работы тех наших писателей, которые воссоздают "материальные" внешне-событийные конфликты, максимально приближенные к жизненно-достоверным противоречиям истории.

Между историк о-художественными произведениями, конфликты которых отражают "вечную" нравственную проблематику и проблематику конкретной исторической эпохи, есть много общего. Автор современного исторического романа отличается комплексным подходом к исторической действительности; он, как отметила А.И.Филатова (202, с.367), стремится решить вопрос об ответственности нации, народа и личности за судьбу родины; он соотносит, события истории своего отечества с судьбами других народов и государств; он стремится к художественному осмыслению судеб не только прогрессивных, но и неоднозначных исторических деятелей. Расширив свои идейно-тематические горизонты,, исторический роман 60-70-х годов-приближает историю к нашей современности, что вызывает активизацию роли автора в повествовании.'

Кроме того, следует отметить, что движение сюжета современного исторического романа обусловлено "поликонфликтом", обнаруживающим взаимодействие в пределах одного произведения различных типов конфликта. Отличаясь аналитичностью авторского взгляда, поликонфликт пронизывает все сферы личностного и общественного бытия. Раскрывая главные коллизии произведения, автор современного исторического романа, как правило, освещает находящиеся в их глубинах "микроконфликты" и обращает внимание читателя на возможные варианты решения исторического конфликта.

Два типа конфликта в историко-художественных произведениях 60-70х годов приводят писателей к различным способам их художественного воплощения, которые обусловлены различным подходом к проблеме художественного вымысла. Произведения с нравственным художественным конфликтом отличаются относительным понижением удельного веса документа и соответствующим повышением удельного веса "пересоздающего" действительность вымысла. Данное обстоя

- 173 тельство может быть оправдано в том случае, если вымысел писателя обращен к не отраженным в документах событиям; если же соответствующие факты и документы историкам известны, "пересоздающий" действительность вымысел правомерен лишь постольку, поскольку он способен акцентировать смысл тенденций эпохи. Упование некоторых современных авторов на всемогущество своей фантазии, будто бы освобождающей их от необходимости изучения источников, неосновательно. Нет такой фантазии, которая смогла бы возвыситься над величием действительной истории.

Произведения с внешне-событийным художественным конфликтом отличаются понижением удельного веса "пересоздающего™ действительность вымысла и повышением удельного веса документа.

Данное расхождение между историческими романами с двумя типами конфликта носит "тактический" характер, не исключая общего для них "стратегического" отношения к истории. "Если обратиться к теме непосредственного изображения прошлого, - пишет В.Р.Щер-бина, - то выдающееся новаторское достижение современной передовой литературы . - преодоление взгляда на историю как отложившийся "нейтральный", "безразличный" материал, лишенный значения объективного живого опыта человечества" (201, с.12). В советской исторической романистике художественная концепция писателя существует не ради себя самой и не ради создания очередного варианта субъективистского образа, не имеющего точек соприкосновения с действительным историческим прототипом; та или иная концепция выдвигается, как правило, в качестве новой форглы относительной истины, приближающейся, в зависимости от особенностей творческой манеры художника, в той или иной степени, к объективной исторической достоверности.

Двум типам конфликта в современной историко-художественной

- 174

-литературе свойственны различные жанровые формы художественного воплощения. Нравственный конфликт находит свое отражение в романе классического типа. Стремление к всестороннему воссозданию совокупности внешне-событийных конфликтов вызвало к жизни другое направление исторической романистики, связанное с жанрами исторического повествования и романа-хроники .

При этом поликонфликт исторической романистики 60-70-х годов привел к синтезу в ней особенностей творческих манер писателей-предшественников. Тот же поликонфликт придал новые возможности отдельным художественным приемам, сделав их многофункциональными; он же способствует оформлению нового жанрового образования, включающего в себя свойства исторической науки, публицистики и художественной литературы.

- 175

 

Список научной литературыДолгов, Сергей Федорович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Маркс К. Письмо Ф.Лассалю от 19 апреля 1859 г. Маркс К.и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т.т. (Изд.3-е.- М.: Искусство, 1976, т.1, с.19.

2. Энгельс Ф. Письмо Ф.Лассалю от 18 мая 1859 г. Маркс К.и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х тт. - М.: Искусство, 1976, т.1, с.26.

3. Энгельс Ф. Письмо Минне Каутской от 26 ноября 1885 г. -Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т.т. М.: Искусство, 1976, т.1, с.5.

4. Ленин В.И. Письмо А.М.Горькому от 16.XI.09г. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.47, с.219.

5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. Полн.собр.соч., т.18,с. 7-384.

6. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики" Полн.собр. соч.т., т.29, с.125.

7. П. Официально-документальныематериалы

8. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.г Политиздат, 1976. - 144 с.

9. О литературно-художественной критике. Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 года. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - Изд.восьмое, дополненное.-М.: Изд-во политической л-ры, 1978, т.II, с.29-33.

10. О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года.

11. НКПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов

12. ЦК. Изд. восьмое, дополненное. - М.: Изд-во политической л-ры,1981» т.13, с.352-368.

13. Ш. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

14. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Изд-во политической л-ры, 1976, - 254 с.

15. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Изд-во политической л-ры, 1981. - 223 с.

16. Советская литература в борьбе за коммунизм и ее задачи в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. Доклад первого секретаря правления Союза писателей СССР Г.М.Маркова. Литературная газета, 1981, I июля, с.1-4.

17. Съезд писателей СССР, 6-ой. Стенографический отчет. М.: Сов. писатель, 19 78. - 696 с.1У. Книги

18. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев: Изд-во Киев. Ун-та, 1971. - 156 с.

19. Абашидзе Г. Лашарела;Долгая ночь; Цотнэ, или Падение и возвышение грузин: Романы, (пер. с грузинок. М.: Сов.писатель, 1982. - 847 с.

20. Алексеев С.П. Сто рассказов из русской истории. М.: Сов. Россия, 1972. - 191 с.

21. Алпатов А.В. Алексей Толстой мастер исторического романа М.: Сов.писатель, 19 58. - 356 с.

22. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. ЗЭ-ЗО-е годы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 19 62. - 167 с.

23. Балашов Д.М. Господин Великий Новгород: Повесть. М.: Сов. Россия, 1970. - 207 с.

24. Балашов Д.М. Марфа-посадница: Роман. М.: Сов.Россия, 1972.432 с.- 177

25. Балашов Д.М. Младший сын: Роман. Петрозаводск: Карелия, 1977. - 623 с.

26. Балашов Д.М. Великий стол: Роман. Петрозаводск, Карелия, 1980. - 447 с.

27. Балашов Д.М. Бремя власти: Роман. Петрозаводск, Карелия, 1982. - 406 с.

28. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож.л-ра, 1975. - 504 с.

29. Бушев П.П. Посольство Артемия Волынского в Иран в I7I5-I7I8 гг. М.: Наука, 1978. - 288 с.

30. Валишевский К. Петр Великий./Пер.с французск.- М.: Образование, 1908. 157 с.

31. Варфоломеев И.П. Типологические основы жанров исторической романистики /классификация вида/. Ташкент: Фан., 1979.168 с.

32. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Эстетика. В четырех томах. М.: Искусство, 1968. т.1. - 312 с.

33. Гегель. Лекции по эстетике.- Сочинения, т.ХП. М.: Гос.соц.-эконом. изд-во, 1938. - 472 с.

34. Гегель. Энциклопедия философских наук. Часть третья: философия духа. Сочинения, т.Ш.- М.: Гос.изд-во полит.л-ры, 1956. - 371 с.- 178

35. Горбунова Е.Н. Идеи, характеры, конфликты. М.: Сов.писатель, I960. - 420 с.

36. Гордин Я.А. Хроника одной судьбы: Художественно-документальная повесть о В.Н.Татищеве.- М.: Сов.Россия, 1980. 207 с.

37. Гордин Я.А. Пусть каждый исполнит свой долг: Документальная повесть.- М.: Дет.л-ра, 1979. 143 с.

38. Гулыга А.В. Эстетика истории.- М.: Наука, 1974. 128 с.

39. Гулыга А.В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. - 182с.

40. Гулыга А.В. Искусство истории.- М.: Современник, 1980.-288 с.

41. Гумилев Л.Н. Хунну. Срединная Азия в древние времена.- М.: Изд-во вост.л-ры, I960. 292 с.

42. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии: Историко-географический этюд. -М.: Наука, 1966. 192 с.

43. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. - 504 с.

44. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.: Легенда о "государстве пресвитера Иоанна".- М.: Наука, 1970. 432 с.

45. Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. Три века войны Китая со степными народами. Ш-У1 вв. М.: Наука, 19 74. - 260 с.

46. Давыдов Ю.В. Судьба Усольцева: Рассказы, повесть.- М.: Мол. Гвардия, 1973. 301 с.

47. Долгоруков И.М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни, писанная мнсй самим и начатая в Москве 1788 г. в августе месяце на 25-м году от рождения моего.- П г.: б/изд., 1916. 454 с.

48. Ершов Л.Ф. Русский советский роман: Национальные традиции и новаторство. Л.: Наука, 1967. - 340 с.

49. Есенберлин И. Кочевники: Историческая трилогия./Пер.с казахск. М.Симашко. М.: Сов.писатель, 1978. - 720 с.

50. Куков Д.А. Биография биографии: Размышление о жанре. М.: Сов.Россия, 1980. 136 с.- 179

51. Загребельный П.А. Диво: Роман./Авториз.пер.с укр.- М.: Ху-дож.л-ра, 1976. 727 с.

52. Загребельный П.А. Смерть в Киеве. Первомост: Романы/Авториз. пер.с укр.И.Карабутенко.-М.: Худож.л-ра, 1980. 679 с.

53. Загребельный Г1.А. Евпраксия. Первомост: Романы./Авториз.пер. с укр.-М.: Известия, 1981.- 686 с./Б-ка "Дружбы Народов"/.

54. Загребельный П.А. Роксолана: Роман./ Пер.с укр. И.Новосельцевой, И.Карабутенко.- М.: Сов.писатель, 1982.- 640 с.

55. Задонский Н.А. Интересные современники. Любопытная старина: Исторические и литературные этюды. Воронеж: Центр.- Чер-ноземн.кн.изд-во, 1975. - 272 с.

56. Иванов В.Д. Повести древних лет: Хроники IX века в четырех книгах, одиннадцати частях. М.: Трудрезервиздат, 1959.520 с.

57. Иванов В.Д. Русь изначальная: Роман./2-е изд.- Кн.1-М.: Сов. Россия, 1969.- 415 е.; Кн.2-М.: Сов.Россия, 1970. 431 с.

58. Иванов В.Д. Русь Великая: Роман-хроника./2-е изд.- М.: Московок.рабочий, 1973. 528 с.

59. Изотов И.Т. Вячеслав Шишков. Критико-биографический очерк.-М.: Сов.писатель, 1956. 168 с.

60. Изотов И.Т. Из истории критики советского исторического романа (20-30-е гг.) Оренбург: Учен.зап.Оренб.госпединститута Ш.Чкалова, вып.23, 1967. - 217 с.

61. Изюмский Б.В. Ханский ярлык: Повесть из времен Ивана Калиты (Х1Увек). Ростов-на-Дону: Обл.кн.изд-во, 1952.-95 с.

62. История русского советского романа. В 2-х кн./Под ред.В.А. Ковалева и др.- Кн.1 М.-Л.: Наука, 1965. - 715 е.; Кн.2 -М.-Л.: Наука, 1965. - 483с.

63. Калашников И.К. Жестокий век: Исторический роман.- М.: Сов. писатель, 1978. 832 с.

64. Карамзин Н.М. История Государства Российского. (Изд.2-е, испр.- СПБ: В типогр. Н.Греча, 1819. Т.4. - 560 с.

65. Каргалов В.В. У истоков России /Даниил Московский/: Ист. повесть. М.: Современник, 1979. - 288 с.

66. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 8 тт. - Т.2-М.: Гос.изд.полит.л-ры, 1957. - 468 е.; Т.4 - М.: Изд-во соц.-экон.л-ры, 1958. - 424 с.

67. Ковынев В.М. О диалектико-материадиетической природе художественного конфликта. Саратов: Приволж.кн.изд., 1965» -64 с.

68. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-ист.очерк. -М.: Сов.писат., 19 63. 440 с.

69. Корсаков Д.А. Воцарение императрицы Анны Иоанновны: Ист. этюд. Казань: тип. имп. ун-та, 1880. - 303 с.

70. Корсаков Д.А. Из жизни русских деятелей ХУШ века: Ист.-биогр.очерки. Казань: тип.имп.ун-та, 1891. - 448 с.- 181 -69. Кросс Я. Окна в плитняковой стене: Повести. М.: Известия, 19 75. - 368 с. /Б-ка "Дружбы Народов"/.

71. Кросс Я. Императорский безумец: Роман./Пер.с эст.Ольги Сам-ма. Дружба Народов, М., 1982, № 6, с.7-157.

72. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М.: Наука, 1973. - 144 с.

73. Лебедев В.А. Искупление: Ист.роман.- Л.: Сов.писат., 1982.-448с.

74. Ленобль Г.М. История и литература: Сб.статей.- М.: Сов.писат., I960. 338 с.

75. Мавродин В.В. Классовая борьба и общественно-политическая жизнь в России в ХУШ веке /1725-1773/.- Л.: Изд.ЛГУ, 1964.194 с.

76. Макаровская Г.В. Типы исторического повествования.- Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1972. 236 с.

77. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. - 376 с.

78. М&нштейн Кристоф Герман. Записки Манштейна о России 1727-1744./Пер.с фран.В.В.Тимощук.'Предисл. Мих.Семевского.-СПБ.: Изд.Русской Старины, 1875. - 397 с.

79. Мессер Р.Д. Советская историческая проза. Л.: Сов.писат., 1955. - 304 с.

80. Мессер Р.Д. Знакомые имена новые встречи: Критич.очерни.-Л.: Лениздат, 19 69. - 272 с.

81. Михайлов О.Н. Державин: Романизированное описание истинных происшествий и подлинных событий, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. М.: Мол.гвардия, 1977. -328 с./S3Л: Вып.4 /567/.

82. Михайлов О.Н.Суворов: Ист.роман. М.: Воениздат, 1979, -496 с.- 182 -82. Михайлов О.Н. Гроза двенадцатого года: Ист.повествование.-Наш современник, М., 1982. № 10, с.16-93.

83. Михайлов О.Н. Генерал Ермолов: Ист.роман. М.: Воениздат, 1983. - 413 с.

84. Нагибин Ю.М. Остров любви: Повести и рассказы. М.: Мол. гвардия, 19 77. - 720 с.

85. Нестеров М.Н. Язык русского советского исторического романа. Киев: Вища школа, 1978. - 191 с.

86. Нестеров Ф.Ф. Связь времен: Опыт исторической публицистики.- М.: Мол.гвардия, 1980. 239 с.

87. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе: Сб.работ. М.: Наука, 1982. - 319 с.

88. Окуджава Б.Ш. Глоток свободы: Повесть о Пестеле. М.: Политиздат, 1971. - 359 с. /Пламенные революционеры/.

89. Окуджава Б.Ш. Похождения Шилова или Старинный водевиль. -М.: Сов.писат., 1975. 262 с.

90. Окуджава Б.Ш. Избранная проза. М.: Известия, 1979. - 507с. (Б-ка "Дружбы Народов").

91. Окуджава Б.Ш. Путешествие дилетантов: Из записок отставного поручика Амирана Амилахвари: Роман. М.: Сов.писат., 1980.- 543 с.

92. Осетров Е.И. Три жизни Карамзина: Роман-исследование. -Волга, Саратов, В 82, № 6, с.57-135; № 7/ с. 17-74.

93. Оскоцкий В.Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. М.: Худож.л-ра, I980.-384 с.

94. Осмнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый Петром Бартеневым (издателем "Русского архива"). Кн.1 М.: Тип. Т.Рис., 1868. - 464 е.; Кн.2 - М.; 1869. - 704 е.; Кн.З -М., 1869. - 495 е.; кн.4 - М., 1869. - 536 с.

95. Очерки истории СССР. Россия во второй четверти ХУШ века.- 183

96. Гл.ред.акад.Н.М.Дружинин.- М.: АН СССР, 19 57. 866 с.

97. Очерки истории СССР. ХУШ век: Пособие для учителей./Под ред. проф.Б.Б.Кафенгауза. М.: Учпедгиз, 1962. - 320 с.

98. Павленко Н.И. Петр Первый. М.: Мол.гвардия, 1975.- 384 с. /ЖЗЛ: Вып.14/555/.

99. Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М.: Наука, 1981. - 197 с.

100. Панков А.В. Вечное и злободневное. Современная проза: конфликты, темы, характеры. М.: Сов.писат., 1981. - 368 с.

101. Панова В.Ф. Лики на заре: Ист.повести. М.-Л.: Сов.писат., 1966. - 250 с.

102. Панова В.Ф. Тредвяковский и Волынский. В кн.: Панова В. Поговорим о странностях любви: Пьесы. - Л.: Сов.писат., 1968. - с.369 - 446.

103. Пауткин А.И. Советский исторический роман /в русской литературе/. М.: Знание, 1970. - 108 с.

104. Пекарский П.П. Маркиз де-ла-Шетарди в России 1740-1742 гг.-СПБ. : В тип.Иосафата Огризко, 1862. 639 с.

105. Пекарский П.П. История императорской Академии наук в Петербурге. СПБ.: Тип.имп.Академии Наук, 1877. - т.2, 1042 с.

106. Петров С.М. Исторический роман в русской литературе: Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.

107. Петров С.М. Русский исторический роман XIX века. М.: Ху-дож.л-ра, 19 64. - 440 с.

108. Петров С.М. Русский советский исторический роман. М.: Современник, 1980. - 413 с.

109. Пикуль B.C. Баязет: Исторический роман. Л.: Сов.писат., 1961. - 564 с.

110. Пикуль B.C. Пером и шпагой. Звезды над болотом. Париж на три часа: Три романа и миниатюры.-Л.: Лениздат, 1972.-696 с.- 184

111. Пикуль B.C. Битва железных канцлеров: Два романа из истории русской дипломатии. Л.: Лениздат, 1977. - 768 с. ИЗ. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. - Киев: Вища школа, 1981. - 200 с.

112. Попов Н.А. Татищев и его время. Эпизод из истории государственной, общественной и частной жизни в России, первой половины прошедшего столетия. М.: Изд. К.Солдатенковым и Н.Щепкиным, 1861. - 804 с.

113. Симашко М.Д. Маздак: Повести черных и красных песков. -М.: Известия, 1979. 461 с. /Б-ка "Дружбы Народов"/.

114. Симашко М.Д. Искупление дабира: Исторический роман.- М.: Сов.писат., 1979. 208 с.

115. Скобелев Э.М. Мирослав князь Дреговичский: Дума о минувшем. - Минск: Мастацкая л-ра, 1979. - 430 с.

116. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М.: Наука, 1975. - 429 с. 1£0. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизмав ХУШ веке. М.: Наука, 1966. - 275 с.121122123124125126127128129130131132133134185

117. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в ХУ111 веке.

118. Формирование бюрократии. М.: Наука, 1974. - 395 с.

119. Федорив Р.Н. Отчий светильник: Роман./Авториз.пер.с укр.

120. В.Дольникова. М.: Сов.писат., 1979. - 550 с.

121. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политическойистории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 256 с.

122. Фруменков Г.Г. Узники Соловецкого монастыря./4-е изд., перераб.-Архангельск: Сев.-Зап.кн.изд-во,1979. 224 с.

123. Чивилихин В.А. Память: Роман-эссе. М.: Худож.л-ра, 1982.-Роман-газета № 16 /950/. 112 е.; № 17 /951/. - 112 с.

124. Чистович К.А. Феофан Прокопович и его время. СПБ.: Тип.имп.Академия Наук, 1868. 818 с. с прилож.

125. Чмыхов Л.М. Писатель и история: 0 советском историческомромане 60-70-х гг. Ставрополь: Кн.изд-во, 1982. - 191 с.

126. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров вгадыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 239 с. Шайтанов И.О. Как было и как вспомнилось: Современная автобиографическая и мемуарная проза. - М.: Знание, 1981 .- 64 с.

127. Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы./б-е изд.-СПБ.: Тип. А.С.Суворина,% 19II. 712 с. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. - СПБ.: Изд. В.Врублевского, 1906. - 84 с.

128. Щербина В.Р. Алексей Николаевич Толстой: Творческий путь.- М.: Сов.писат., 1956. 618 с.1. У. С т а т ь и

129. Бородин С.П. Критические заметки /из дневника/. Бородин С.П. Собр.соч. в 6 тт. - Ташкент: Изд-во л-ры и и-ва, 1976, т.6, с.438-457.

130. Бочаров А. Круги художественного конфликта /раздумья над текущей прозой/. Вопросы литературы, М., 1974, №5, с. 41-71.

131. Бочаров А.Г. Сквозь призму поликонфликтности. В сб.: До- 187 рогой правды, дорогой гуманизма: Проблемы художественной литературы развитого социализма. М.: Худож.л-ра, 1970, с.196-227.

132. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства. В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. - М.: АН СССР, 1962, с.312-451.

133. Бахтин Б. Гибель Джонстауна. Новый мир. М., 1982, № 2, с.231-247.

134. Вилинбахов В. Государево сыноубийство. Нева, JI., 1982, № 7, с. 194-199; № 8, с.196-200; №9, с.197-201.

135. Вис тунов Е. Продолжение вахты: В гостях у Валентина Пикуля.- Литературная газета, 1978, 30 авг., с.З.

136. Герасимова Л. История в романе. Литературное обозрение, М., 1978, № 8, с.46-48.

137. Гордин Я. Исторический роман или обработанный фольклор?- Литературное обозрение, М., 1978, № 8, с.52-55.

138. Гордин Я. Что было впереди? /Обсуждаем роман Дм.Балашова "Великий стол"/ - Литературное обозрение, М., 1980,1. I, с.41-44.

139. Гордин Я. От документа к образу. Вопросы литературы, М., 1981, N2 3, с.96-133.

140. Гулыга А.В. Биографу не нужен вымысел. Литературная учеба, М., 1980, № 2, с.190-198.

141. Гулыга А.В. Историческое сознание и исторический роман. -Литературная учеба, М., 1980, № 4, с.145-155.

142. Гумилев Л.Н. С точки зрения Клио. Дружба Народов, М., 1977, № 2, с.247-262.

143. Золотусский И. Урок Джонстауна. Литературная Россия, 1982, 19 марта, с.17.

144. Карнович Е. Значение бироновщины в русской истории. -Отечественные записки, 1873, № 10, с.542-571; № II, с.104-141.

145. Карнович Е. Шевалье д-Еон при дворе императрицы Елисаветы Петровны.- Древняя и Новая Россия, 1875, №. 7, с.243-266.

146. Канторович В. "Острова, а не материки". Заметки о науч- 189 но-художественном историческом жанре. Вопросы литературы, М., 1971, № 4, с.81-99.

147. Ковский В. Мысли о сердце /об одном типе художественного конфликта/. Знамя, М., 1978, № 8, с.222-233.

148. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. - М.: Наука, 19 64, с.408-485.

149. Кожинов В.В. Коллизия. Краткая литературная энциклопедия. - М.: Совет, энциклопедия, 1966, т.З, стлб.656-658.

150. Козлов А. Валентин Пикуль: Вижу историю в образах. Советская культура, 1979, 20 февраля, с.6.

151. Козлов В.И. О биолого-географической концепции этнической истории. Вопросы истории, М., 1974, № 12, с.72-85.

152. Корсаков Д.А. Артемий Петрович Волынский. Древняя и Новая Россия, 1876, №1, с.46; 1877, № 3, с.301; № 4, с.381-385; № 5, с.25-91; № 6, с.97-112; № 7, с.218-234; № 8, с. 279-294; № II, с.226-251.

153. Кормилов С.И. К общей теории художественно-исторической литературы. Филологические науки, М., 1979, № 4, с.3-10.

154. Коробов В. Щедрость мысли и чувства. Октябрь, М., 1980, № 4, с.216-217.

155. Кузьмин А.Г. Священные камни памяти: 0 романе Владимира Чивилихина "Память". Молодая гвардия, М., 1982, № I, с. 252-266.

156. Кузьмин А.Г. Писатель и история. Наш современник, М., 1982, № 4, с.148-165.

157. Курбатов В. Вровень и следом: Портрет писателя Ю.М.Нагибина. Литературная Россия, 1981, 3 июля, с.16.

158. Литература и история: Статьи С.Злобина /Задачи романа/,- 190

159. Мавродин В.В. Исторический роман из эпохи дворцовых переворотов. В кн.: Пикуль B.C. Слово и дело. -Л.: Лениздат, 1974, кн.1, с.5-34.

160. Макаренко А.С. "Петр Первый" А.Н.Толстого. В кн.: Макаренко А.С. О литературе: Статьи, выступления, письма.-М.: Сов.писатель, 19 56, с.152-183.

161. Манн Ю. О движущейся типологии конфликтов. Вопросы литературы, М., 1971, №. 10, с .91-109 .

162. Мордовцев Д. Ваныса-Каин: Исторический очерк.- Древняя и Новая Россия, 1876, № 9, с.18-37;№ 10, с.119-136; N° II,с.233-245.

163. Окунь С. Валентин Пикуль и его исторические романы. В кн.: Пикуль B.C. Пером и шпагой: Три романа и миниатюры.- Л.: Лениздат, 19 72, с.687-695.

164. Окуджава Б. Беседа с корр."Студенческого меридиана" Ел .Михайловой. Студенческий меридиан, М., 1981, № 6, с.34-35.

165. Осипов Ю. Роман как история. Литературное обозрение, М., 1978, № 8, с.49-52.- 191 -178. Пашуто В. Литература и история: пути творческого содружества. Литературное обозрение, М., 1982, № 7, с.12-17.

166. Перцовский В. Нравственный поиск исторической прозы. -Сибирские огни, Новосибирск, 1975, № I, с.I52-I65.

167. Перцовский В. Покоряясь течению /0 своеобразии конфликта в современной прозе/. Вопросы литературы, 1979, № 4, с.3-35.

168. Писарев Д.И. Французский крестьянин в 1789 году. Писарев Д.И. Сочинения в четырех томах. - М.: ГИХЛ, 1956,т.4, с.398-422.

169. Писатели о возрождении исторического романа во Франции.-Вопросы литературы, М., 19 79, № 3, с.193-203.

170. Резников Л. Бессмертный Сулакадзев. Русская литература. Л., 1979, Ш 3, с.90-96.

171. Резников Л. Опасность мистификаций. Вопросы литературы, М,, 1981, № 3, с.212-222.

172. Русская старина: Ежемесячное историческое издание, основанное М.И.Семевским. СПБ. 1870-1918 (Пг.)- Комплекты за 1870-1873, 1875-1876, 1878-1879, 1889, 1906 гг.

173. Рыбаков Б.А. О преодолении самообмана: По поводу книги Л.Н.Гумилева "Поиски вымышленного царства". Вопросы истории, М., 1971, №. 3, с.153-159.

174. Салтыков-Щедрин М.Е. Рецензия на роман И.Лажечникова "Немного лет назад". Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений. В 20-ти тт. - М.: Худож.л-ра 1966. - Т.5, с.307-319.- 192

175. Стоун Ирвинг. Функция искусства сделать жизнь осмысленной. - Иностранная литература, М., 1982, № 12, с.221-223.

176. Толстой А.Н. Как я работаю. Толстой А.Н. Собр.соч. в 10 тт. - М.: ГИХЛ, 1961, т.10, с.131-133. - Там же: Как мы пишем. - с.134-147; Мой творческий опыт рабочему автору.с.239-247; "Петр I" в кино. с.349-350.

177. Толстой А.Н. Письмо начинающему автору. Толстой А.Н. Полн .собр.соч.в 15-ти тт.- М.: Гослитиздат, 1949, т.13, с.592-593.

178. Троицкий С.М. Историография "дворцовых переворотов" в России ХУШвека. Вопросы истории, М., 1966, № 2, с.38-53.

179. Туниманов В.А. Правда историческая и правда художественная. Русская литература, Л., 1982, № 2, с.79-82.

180. Тынянов Ю.Н. Как мы пишем. В сб.: Юрий Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи. - М.: Мол. Гвардия, 1966, с.193-201. /ЖЗЛ: Вып.П/426/.

181. Филатова А.И. Советский исторический роман. Итоги его изучения и перспективы.-Русская литература, Л., 19 73, № I, с. 187-202.

182. Филатова А.И. К вопросу о многообразии форм исторического повествования /романы-хроники В.Пикуля/. В сб.: Фольклор и литература Урала. - Пермь: Пермск.госпединститут. 1976.-Вып.З, с.99-119.

183. Филатова А.И. Современный советский исторический роман /вопросы классификации/. Русская литература, Л., 1977, № 4,с.181-193.

184. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы. В кн.: Храпченко М.Б. Собр.соч. в 4-х тт. - М.: Худож.л-ра, 1981, т.4, с.258-294.

185. Шишкин И. Артемий Петрович Волынский. Отечественные записки, I860, № 2, с.456-483; № 3, с.223-261; № 5, с .92119; № 6, с.551-593.

186. Щербина В.Р.Литературоведение и принцип историзма. В сб.: Методология современного литературоведения. - М.: Наука, 1978, с.10-33.1. У1. Д и с с е р тации

187. Филатова А.И. Русский советский исторический роман конца 50-х середины 70-х гг. Новое в идейно-художественной проблематике. - Дисс. доктора филологических наук. - Л., 1982, - 437 с.1. УП. Авторефераты

188. Адерихин В.Г. Проблема историзма в изображении конфликтов и характеров в произведениях 60-х годов о людях села. -Автореф.Дис. . кандидата филологических наук.- М.: АОН при ЦК КПСС, 1971. 19 с.

189. Баленок B.C. Проблема конфликта в искусстве социалистического реализма. Автореф.Дис. кандидата философских наук. - Киев: АН УКРССР, 1961. - 24 с.

190. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Автореф.Дис . . доктора географических наук. - Л., 19 73. - 33 с.

191. Иванов Д.Ф. Конфликты и характеры в литературе о колхоз- 194 ной жизни /проза 1953-1959 годов/. Автореф. Дис. . кандидата филологических наук. - М.: Изд.ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961. - 18 с.

192. Мельник В.А. Проблема конфликта и характера в современной украинской прозе о рабочем классе. Автореф.Дис . . кандидата филологических наук. - Киев; Изд. Киевск.ун-та, 1979. - 24 с.

193. Муромский В.П. Проблема конфликта в современной советской драме /1956-1965 гг./ Автореф. Дис. . кандидата филологических наук. -Л.: ЛГУ, 19 66. - 19 с.

194. Нестеров М.Н. Документированность языка как стиле образующая категория в русском советском историческом романе /2030-е гг./: Автореф. Дис . .доктора филологических наук.-Днепропетровск, 1981. 74 с.

195. Погребный А.Г. Проблемы художественного конфликта в теории и практике современной советской литературы: Автореф. Дис . . доктора филологических наук. -Киев, 1982. 44 с.

196. Соболенко В.Н. Особенности художественных конфликтов в советской литературе о Великой Отечественной войне: Автореф. Дис . . кандидата филологических наук. М.: АОН прицк КПСС, 1967. - 20 с.