автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Типы повествований в советской исторической романистике 70-х годов

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Дронова, Татьяна Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Типы повествований в советской исторической романистике 70-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Типы повествований в советской исторической романистике 70-х годов"

ШЖОБСЖЙ. ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО задыши СЕЗАСТЕОЙ ПЩАГСГЛЧКЖЙ ИНСТИТУТ та. Н.К. КРУПСКОЙ

На правах рукописи ДРСНОВА Татьяна Иваяоиш

ТИПЫ ПОВЕСТВОВАНИЙ В СОВЕТСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РСИШИСТИКЕ 70-2 ГОДОВ

Специальность 10.01.02 - совезскай. гилогогашональкай

дглерагура

■ А с г о р э ä о р а т . дзсоергацаа на соесглниэ учс-поЗ степэпп ягнзидага й^ологачвсетх наjs. ■

tiociîsa - ISS9

Работа ннпояавна на кафедре советской литературы Саратог ского ордена Трудового Красного Знамени государственного уки верситата имени К.Г.Чернышевского

Научные руководители: доктор филологических наук, профессор

[П.А.Бугаенко!

кандидат филологических наук, доцент 1.Е.Гераовмова

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Филатова А.И.

кандидат йглологических Еаук . Лаврова S.A.

Ведудая организация - Московский ордена Женина и ордена Труд

бого Красного Знамени государственный педагогический институт имени З.ИДенц

Запита диссертации состоится _ 1989 го,

в часов на заседании специализированного Совета

К 113.II.05 до литературоведению в Московской ордена Трудово: Красного Знамени областном педагогическом институте имени К.К.Крудской до адресу: I07QQ5, Москва, ул.Энгельса, д.21-,

С диссэртгшвй KosHo ознакомиться в библиотеке МШИ имен Н.К.КрупскоЙ со адресу: Москва, ул.Радио, д.10~а.'

Автореферат разослан " о? " ¿^^¿g-^r-g-— 1989 г.

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат филологических наук

йВДЕНКО И.В.

(

Актуальность исследования обусловлена насущной потребностью времени восстановить подлинную истории созетской: литературы, проследить закономерности развития ее яанров, стилей, направлений. Системное изучение исторического романа 70-х годов в контексте предшествующей традиции ицеет ваакое значение для осмысления его современного состояния и постигения потенциала занра.

Исторический рошн, згдекнцлй в советской литературе долговременную и плодотворную традицию, переживает в 70-е годы период подъема и качественного обновления. На рубе.?.е ба-70-х годов в большинстве литератур народов СССР начинается процесс вудЕк.тания произведений о прошлом на авансцену литературной зизни.

Возрастание художественного интереса к шнушему связано с актуализацией проблеет исторической пашня з общественном сознании. По словам Л.Леонова, люди "исшггиваззт сегодня жгучую потребность определить свое местснахоздение на координатах больной истории". В условиях драматически развивающейся действительности второй половины XX века, в шпеках путей в будущее, человечество зтремится обрести чувство "устойчивости, стабильности своего су-дестзовгния на зе:дле" (Д.Лихачев), постигая единство текущей дей-зтвительности и прошлого.

Перемещаясь в центр худсгественного внимания, категория исторической памяти осмысляется в прозе, поэзии, драматургии. Жавда сопричастности истории удовлетворяется в литературном процессе 70-х годов таете благодаря усилиям авторов .мемуаров, беллетраго-ванкых биографий типа книг серии. "23ЛП и "Пламенные революционеры" , художественно-документальных, научно-популярных произведений, л пр. Однако ядром процесса, вбирающим основные идешо-эстетзчеа-:ше достиления иоторико-худоаественаой литературы, является рог-ля.

В атмосфере вде1но-нразственных и художественных исканий ?0-х годов сложились ведущие таил исторических повествований: зобственно исторические роланы, в которых исследуются "судьба чего веческая, судьба народная" в переломные зеохи отечественной истории (произведения Д.Балашова, Н.Задорнова, З.Лебедева, Г.Аба-явдзе); роглны, ищукие ответа на современные вопросы в толще времени (произведения В.Шукшина, Ю.Трифокоза, Ю.Дазыдовз, Л.Кросса), ираболические романы, обращенные к вечным вопросам, конкретизированным историей (произведения Б.Скудаавы, О.Чиладзе, Ч.Ашрэд-ойа, А.Кекальбаева).

Новые явления исторической мшнпстики обнаружили своз внут-зешша полемичность по отЕосеягг) к произведениям 40-50-х годов.

.Взятая во всей совокупности разнонаправленных тенденций историческая романистика 70-х годов свидетельствует о пересмотре узловых вопросов■поэтики ханра, как: объект.изображения, характер fro осмысления автором, сюяетно-кошозидаонные к стилевые решения, тип взаимоотношений с читателей.

Новый ваток развития советской исторической романистики потребовал пересмотра канонов ланра, определил возрастание интереса в современном литературоведении к теоретически аспектам в его изучении. Наметилась тенденция к сравнительно-типологическому исследованию современной советской исторической романистики-. Однако в немногочисленных работах, посвященных классификации произведений современной прозы о былом, структурно-типологический подход не только не исчерпал всех своих возшЕностей, а лили начинает нащупывать свой предает и метод, определяя наиболее продуктивные критерии тяпологлзадай и, тем самым, - оптимальные пути исследования. Дефицит системности в подходе к исторической романистике как специфическому явлению романного нанра и к анализу современной исторической прозы ограничивает масштабы предпринимаемых исследований и полноту научных выводов.

Цели диссертационного исследования состоят в выборе кратерш типологии исторического рошна и подробном изучении наиболее ярких образцов взделенпшс тепое: романов Д.Балашова, В.Щушгна, Б.Окудаавы.

В работе ставятся следудаие задачи:

- исследовать соотношение ¿акта и вымысла, степени авторской активности к форм ее проявления в системе центральных романных

' категорий: герой, конфликт, свкет, стиль - и тем самым определить своеобразие каздого типа повествования;

- раскрыть преимущественные возможности каждого типа и неиь-беяяые идейно-художественные "тупики" при абсолютизации ведущих

I См.: Варфоломеев И. Типологические основы жанров исторической романистики: Классишпкгдия видов. - Ташкент, 1379; Варфоломеев И. Советская историческая романистика: Проблемы типологии i: поэтики. - Ташкент, iS34; Суровцев Ю. В 70-е и сегодня: Очерки теории и практики современного литературного процесса. - Ы., 198с; Филатова А. Современный советским исторический роман (Вопросы классификации) // Русская литература. - 1й77. - №4; Филатова к. Русский советский исторический роман конца 50-х -середины 70-х годов: Новое в идойно-художественной проблематике: дис... д-ра филол.наук,- I., IS8I; Чмыхов Л. Ьисаталь к история. - Ставрополь, Чмыхов Л.. Советский исторически*;

ро;:ап 60-70-х годов: Типология. Поэтика: Авторэф.дис... д-?а силол.каук. - L'. . 1S34,

повествовательных принципов;

- выявить адейно-худогествеяную новизну исторической романистики 70-х годов как явления современного литературного процесса а уточнить идейно-эстетические оценка отдельных произведений исследуемых авторов в контексте их творчества в целом.

Научная новизна диссертации определяется методологическими и методическими принципами подхода к исследуемому материалу, ранее никем специально не освоенными, но вытекаюшт из внутренней приводы объекта. Критериями типологизации исторической романистика 70-х годов служат в работе соотношение автора и героя, 'факта а вывела, прошлого и современности а художественной структуре произведения. 3 отличие от большинства исследователей современной советской исторической романистика, понимающих под типами лсанро-зо-стилевые модификация или способы организации речевой структуры, автор работы исходит из широкого понимания типа повествования. По мнении диссертанта, применительно к исторической романистике это понятие включает не только уровень поэтики, но и природу образного содержания - характер соединения "исторического" и "ху-догествеяного" начал на всех срезах произведения.

Впервые з основу классификации произведений о прошлом положен не проблемно-тематический и зсторико-согиологаческий критерии, учитывавшие по преимуществу природу объекта изображения, а структурный принцип, позволяющий акцентировать внимание на эстетическом воплопении простого, на поисках жаяра и стиля, определяемых авторской идейно-эстетической задачей, характером вопросов, задаваемых художником истории.

Новизна работы заключается не только в обозначенном выае подходе к исторической романистике, но и а отборе материала. Объектом анализа становятся как произведения, близкие к традиционному понимании исторической романистики, так и те, которые большинством исследователей не включается в это аанровое определение (параболическая проза на материале истории).

3 диссертанта вперзыз предпринимается системный анализ романов Д.Баланоза, З.Ш В.Окудаазн в единстве генетических, структурное и функциональных связей. Делается попытка рассмотреть неисследованную а созэтском литературоведении форму преемственности з развитии исторической романистики - полемическое отталкивание от блаяайшх предшественников,' тяготение к урокам историзма Пушкина и Толстого, елслагый характер взаимодействия с историческими произведениями 20-х годов нашего века.

Определяя' доминантные тины исторических повествований 70-х годов, исследуя их на всех уровнях структуры произведения (проблематика, система образов, поэтика), автор работы стремится показать их значение для литературного процесса 70-х годов как в плане канрово-стнлевого развития, так и в плане функционирования в формировании общественного сознания.

Методологической основой исследования являются работы класса ков марксизма-ленинизма по вопросам литературы и искусства, а также партийные докукзнгы последних Лет, дающие оценку обществен ной и литературной лизни 60-80-х годов- Особую ваяность представ лянт суждения К.Маркса и Ф.Энгельса о природе художественной правды э произведениях исторической тематики. Ленинская формула научного историзма рассматривается в диссертации как основополагающая для понимания данной хатегории.

Практическое значение "работа заключается в том, что ее результаты могут Оыгь использованы при дальнейшей разработке теоре тичеспгс проблем исторической романистики, в историко-литературной и критической деятельности. Зызоды, полученные в ходе исследования, кэгут найгп применение в вузовских курсах лекций по теории и историк советской литературы, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам исторической романистики, современной советской литературы, а татае по проблемам поэтики аакров.

Атгтюбадгя "работы. Диссертация обсекалась и была одоорека на заседаниях кафедр советской литературы Саратовского, ордена Труде зого Красного Знамени государственного укиверсктога иы.Н.Г.Чзряь шевского и Московского ордена Трудового Красного Знамени областного педагогического института гдиН.К.Крупской. Основные положения исследования ода излояены в докладах на П Всесоюзной научной конференции "Проблематика к поэтика творчества В.Я.ШиЕЕсова" в г.Бежецке (1983); региональных Поволжских конференциях литературоведов в г.Астрахани С1979), г.Волгограде (1982), г.Горьком (1984); отчетных конференциях преподавателей и молодых ученых Саратовского государственного университета (1982, 1984, 1987), а такке в публикациях по теме диссертации (список прилагается).

Объем г структура работы. Диссертация содержит 190 страниц машинописного текста, включая введение, четыре главы и заключение. В диссертации имеются примечания к глазам и список литературы (457 наименований).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор теш, ее актуальность, научная новизна, определяется цеди я задачи исследования, его методика и методология, формулируются основные положения, которые выносятся на защиту.

Решение поставленных в диссертации задач потребовало рассмотрения теоретических аспектов проблемы ;шнровой специфики исторического романа. Этому посвящена первая глаза работы "Проблемы теория исторического романа в современном литературоведении". Автор сосредоточивает свое внимание на анализе наиболее дискуссионных аспектов современного теоретического изучения исторического романа: диалектике факта и вымысла, характере художественного историзма и его форм, критериях тяпологизадай.

Отмечай не только успехи, но и перспективы изучения теории а практики исторического ро:,аяа, автор работы анализирует, с одной стороны, исследования, даэкдло основания для спора, с .другой - те из них, которые позволяют занять исходные теоретические позиции при осмыслении типологии современной прозы о балом.

Констатируя, что усиление внаакия к диалектике £акта и вы-тшела а литературе и искусстве вообще, в исторической романистике в частности, является характерной особенность» теоретических исследований конца 60- начала 80-х годов, что для литературоведения последнего десятилетия характерно з общем плодотворное решение вопроса о факсе и вымысле (перевод разговора ив сферы .-кадровой специфики в план стилевого многообразия исторической прозы), диссертант отвечает необходимость углубления представлений о природе исторического факта и возмолностях его худояеетванного воплощения в произведении. Опираясь на достижения ученых емзпяых областей - историков а специалистов по документальной литературе -автор работы рассматривает структурность самого понятия "исторический факт", учитывая такие его ипостаси: факт - реальное ссбы-гке действительности, его отражение в документах, научная пнгер-третация документальных свидетельств. Столь ;т.е да^^ренцированно юдходит диссертант к вопросу о бытовании документа э иоторичсс-гой романистике, учитывая "эстетическую природу исторических факсов" и тип героя (объект изображения), авторскую идеико-зстзтн-зеехза задачу (субъект творчества) и чглателъехе;» аудитория, на :соторуа рассчитывает ^/аоглик.

Анатпзируя дсстп-ения советского литзратур-овздс-'И!^ в поннма-

ней категории художественного историзма (рассмотрение данной категории не только на мировоззренческом, методологическом, но и эстетическом уровне), автор работы преимущественное внимание уделяет характеру ее трактовок в работах, посвященных исторической романистике; останавливается на недостатках в осмыслении данной категории исследователями современной прозы о былом. Результатом недооценки художественной природы исторической романистики является упрошенное толкование проблемы художественного исторкзьда. Рецидивы подобных явлении имеат место в исследованиях.Л.Александровой, С.Коршлова, Л.Чмыхова и некоторых грутк;:.

В понимании особенностей художественного историзма в аанрэ исторического романа диссертант опирается яа опыт классической эстетики Св первую очередь систему гегелевских рассуядений о природе художественно-исторического дознания) и достижения советского литературоведения (результаты исследований М.Бахтина о гсанре романа, Б.Томашевского, Е. Эйхенбаума, Г. Леной ля, Г.Макаровской о ааяре исторического романа в русской и советской литературе). Автор работы акцентирует внимание на признании учеными объективно-субъективного характера художественного историзма, что проявляется в канре исторического романа в неизбежном "осовременивании" истории, в наличии двух крезлаяных планов: времени автора и времени героя.

Учитывая тот факт, что в зависимости от усиления авторской активности меняется характер взаимоотношений могду автором и героем, формы авторского присутствия в тексте, претерпевает изменения характер повествовательного времени, диссертант приходит к выводу, что сравнительяо-тппологЕческкй анализ исторических повествований 70-х годов не монет проходить в стороне от магистральной для художественного произведения зоны, очерчиваемой триадой: АВГОР-ГЕРОй-ЧШТЕЛЬ. Немало внимания уделено соотношению исторического источника и его художественной интерпретации в тексте при анализе исторических романов Д.Балашова, В.Шукшина, Б. Окуджавы.

Таким образом, не отвергая традиционных для советского литературоведения проблемыо-тсг,"лтичес:сэго и историко-совдологическо-го подходов к изучению исторической романистики, автор диссертационного лсслэдоваяия считает яаиболое продуктивны;.! для постижения типов исторических повествований в литературном процессе 7и-х годов структурный подход: анализ системы художественного времени и отношений ишгду АЛГОРО^-ГЕРОЗЛ-Ш'ГГАГЕО^

Во второй главе -работы "Время а его герои в цикле романов Д.Балашова "Государи московские" исследуются ядейно-худо:-кестзен-ные особенности современной собственно исторической грозы. Ведущие черты типа видятся диссертантв интересе писателей к "узтс-вым эпохам" национально-исторического бытия, разгадка которых открывает пути к постижению настоящего и является ключом к будущему, а отрешении к масптгбности, всесторонности в зоссоздании минувшего. Ориентируясь на познавательные интересы читателей, авторы насылают свои произведения обширной а разнообразней конкретно-исторической информацией. Стремление художников к раскрытию "всей целостности мира" -^миросозерцания и объективности духа народа зо всей их полноте""-, то есть мысль эпическая, определяет характер ганровой организация романов - их тяготение :: структурам зпо-пейного типа.

Среда романистов 70-х годов наибольших успехоз в художественном постижении прошлого в его внутренне:! многомерности и преемственных связях с современностью достиг, по мнении диссертанта, Д.Балашов. Анализ ропаков "Младший сен", "Великий стол", "Бремя власти", "Симеон Гордые!" через поэтику характеров и обстоятельств позволяет автору работы выявить не только своеобразие творческой индивидуальности Д.Балашова, но и пути развития собственно исторической прозы 70-х годоз. Полемически отталкиваясь от опыта блшсаЁ-шх предшественников (исторических романистов 40-50-х годов), писатели ориентируются на изображение минувшего а единстве социально-политических и духовно-нравственных аспектов. Продолжая традиции сазетской классики (А.Толстсго, В.Шишкова и др.), исторические, романиста наших дней более внимательны, нежели авторы 30-50-х годов, к опыту реализма XIX века. Происходи1! восстановление в пра-зах проблематики рядовой "не исторической" личности; изображение великих людей вбирает не только сферу исторических деяний, но и мир частной лизни. Доказывая лица и события минувшего не только "в официальном зидэ" (Маркс), но и "домашним образом" (Пушкин), худолннки заостряют внимание читателя на проблемах, созвучных раздумьям текущей современности. 3 решении центральных вопросов "большого эпоса", таких гак ГЕРОЙ й НАРОД, ЛПЧЕОСТЪ И ИСТОРИЯ наблюдается отрешение к исследованию диалектически сооткесеянос-ти, взаимной обусловленности коррелятивных понятий. Однако дости-

I Гегзль Г.В.5. Эстетика. В 4 т. Т. 3. - С. 468,425.

некие пушкинской художественности в постижении судьбы человеческой, судьбы народной, сопряжении личного и общего, исторического к индивидуального, политики к нравственности остается и по сегодняшний день насущной задачей исторической романистики.

Системный анализ романов Д.Балашова позволяет наглядно проследить, как идет поиск новых возможностей художественного воссоздания прошлого и путей его нравственного воздействия на читателя. В ходе исследования автор реферируемой работы выявляет взаимозависимость разных уровней повествования (системы образов и конфликтов, сажетно-кошозидаошой организации и стилевой структуры) и их зависимость от характера объекта изображения, авторской идейно-эстетической задачи и читательской аудитории, на которую рассчитывает писатель. Анализируя отдельные романы, диссертант учитывает кх внутреннею природу, выявляет черты идешю-худо-зественного своеобразия. Однако магистраль исследования определяется структурно-типологическим подходом к особенностям собственно исторического повествования.

Характер романов Д.Бэлашова определяется уникальным чувством причастности к прошлому СЕоего Отечества, судьбе предков. Писателя привлекает не беллетризация того или иного хронологического отрезка истории (выявление его места в цепи исторического развития, показ своеобразных черт изображаемого периода, осмысление деяний его героев), хотя вое ото присутствует в его произведениях, а воссоздание толща времени, внутреннего протекания упедшей гизни в полноте реализованных и нереализованных возмол-лостей, мельчайших подробностей Опта и бытия, за которыми стоит нравственный опыт истории. Идейно-художес?венные особенности повествований ученого-фалъкдоркста определяются авторским стремлением изобразить прошлое, не деформируя его пропорций, тщательно сохраняя историческую последовательность событий. В романах писателя воссоздается но только цепь событий, но и теш их движения . Пространственно-временная организация сшсета, Еанрово-композицкошая структура конкретных произведений определяется "эстетической природой" исторических фактов, осмысляемых в повествовании.

Установка на видение эпохи в целом, на воссоздание всех сос-тавлякаих русской зшзни 2Ш-Х1У веков, отвечаащая потребностям исторического сознания наших дней, обусловливает эпическую широту повествования, шогогеройность (среди героев цикла - князья, бояре, свяиешюслреттели, рядовые персояатл - представители Руси народной) и шзгосаоыткйность романов Д.Балашова, а умение учитн-

8

эать "формы времени" позволяет писателю в кандом романа оттенить конкретно-историческое своеобразие конфликтов, общих для более чем двухвекового периода развития Руси. При этом военно-политические столкновения, отра-^ающие драматизм княжеской борьбы за власть, осложняются нравственно-психологическими коллизиями, актуальными для современного читателя.

Восполняя серьезный пробел в художественной летописи Отечества - изображая деяния и судьбы русских князей ХШ-Х1У веков (Дмитрия, Андрея и Даниила Александровичей з романе "Младший сын", Ерия Данииловича и Михаила Тверского в романе "Великий стол", Ивана Калиты в "Бремени власти", Семена Ивановича, в романе "Симеон Гордый", Изана Ивановича Красного в романе "Ветер времени" к многих других), Д.Балашов создает яркие,художественно значимые характеры. В работе большое внимание уделяется изучению принципов характерослоаения и сюзетослояения в рассматриваемых произведе- ■ пиях.

Исторические романы писателя отличает мастерство а создании художественно достоверных "ситуаций" с передачей сиюминутности состояния героя, его соотнесенности с бытовой обстановкой. В работе внимательно исследуются такие путл воссоздания художественно-психологической достоверности, как использование ретроспекции, обращение к металкторатуре (включение в текст романов древнерусских, произведений во всем кх канровом многообразии). В обращении к ме-талитературе видится не только средство достижения психологической достоверности, но и проявление канрового своеобразия повествований. Автор зладеет как бы двойным зрением, воссоздавая прошедшее в его внутреннем течении, с точки зрения героя - современника событий, и в их исторической завершенности - с позиций человека сегодняшнего дня.

В ходе анализа романов Д.Балашова "Младший сын", "Великий стол", "Бремя власти", "Симеон Гордый" автор работы широко привлекает исторические источники (летописи, труды Н.Карамзина, В.Ключевского, исследования современных историков - Л.Гумилева, В.Мав-родина л др.), подробно рассматривает характер их художественной интерпретации в произведении.

Концепция времени и ого героев в романах Д.Балаиова определяется его историософской, нравственно-философской позицией. В диссертации тщательно исслсдуется развитие авторской мысли на пг-отя-ясегтп всего цикла, выявляются ео сильные стсроны и намечающис-ся в роуднах "Врет;л. власти" и "Сгалеон Гордый" отступления от собствоа-

3

ных принципов.

Для писателя бытие народа, судьба народная: - тот высший ценностный критерий, исхода: из которого судит он деяния князей того далекого времени и на основе которого строится историософская концепция Д.Балашова, опирающаяся не только на опыт' "седой" истории, но и на уроки недавнего прошлого. В системе конкретных оценок герсев писателя соответствие деятельности князя историческим потребностям времени, которые отождествляются с нуждами и возможностями народа в тот или иной период, играет определяющую роль.

Д.Баташов, ратудщий за прочность, стабильность бытия, за вхождение народной :кизяи в "спокойное русло", изображает деяния князей, выдвигая на первый план "созидающее" или "разрушительное" значение их поступков для княжества. В ходе анализа романов "Младший сын", "Великий стол", "Бремя власти", "Симеон Гордый" выявляется, что в ряде случаев (например, в романе "Бремя власти") Д.Баранову не удается сохранить органичность соединения, исторг лских и нравственных оценок деятельности своих героев.

Предпринятый в главе анализ стилевой структуры романов Д.Ба-лапова позволяет сделать вывод о высокой степени авторского присутствия в повествовании как новой черте собственно исторической романистика. 5та особенность отличает романы Д.Балаиова от близких т по типу произведений 30-50-х годов и роднит с многоразличными явлениями современного литературного процесса.

3 третьей главе "Персонаж и автор в структуре шукшинского повествования" выясняется характер худсаэственно-позназателъных возможностей романа о прошлом, идущего отиета на современные вопросы в толще истории. Появление в 70-е годи произведений этого типа связывается автором работы с обогащением писательских представлений об эстетических возможностях прозы о былом, тяготением к тыняновской традиции- исторической романистики.

Предпринятый в работе анализ романа "Я пришел дать зам волю" позволяет диссертанту осмыслить своеобразие ^ взаимодействия "истории" в "современности" з романе о Степане Разине как обшетиполо-гпческоа езойотво, присущее таете.произведениям Ю.Трифонова, Давидова, Я.Кросса.

отличиз от представителей собственно исторической прозы, стреаяЕахгч к осмыслению простого изнутри, в его конкретно-асто-рическсм содержании, названные писатели ^брашазтея к исследована: тех феноменов, которые значит,ш для дня сегодняшнего, не на

быть поняты без обращения к истокам, будь то проблема наш-

оналъпэго характера у В.Еукзииа ели соотношение политики и нравственности у Ю.Трифонова и Ю.Давыдова. История осмысляется писателями через призму духовной биографии героя. Таким образом, сфера прошлого, интересующая художников, выходит за пределы исторически документированных событий. Авторская концепция героя, а не асторическая хронология определяет развитие романного действия.

Избрав в качестве объекта исследования ту зону простого, которая находится в ведении не ученого, а худоаника: человек и вредя, писатели создают прсг.ззедензя, являющиеся в равной мере историческими и современными. Интерес к характеру реального дерсока-1а, стремление разгадать нравственно-психологические причины его гоступков, постичь "закон" его судьбы, потребовали от романистов' 10 только знания всей полноты документально засвидетельствованных йктов, но и обостренной работы воображения, художественной интуи-(ии. Мера субъективно-авторского начала в произведениях этого ря-а значительно возрастает по сравнению с собственно исторической ¡розой.

Исследуя природу героя, конфликта, сюгота в романе "Я пришел :ать вам волю", диссертант приходит к выводу, что своеобразие дан-;ого типа повествования определяется характером соотношения АВТОРА ; Т2РСй в структуре текста. Подвергнув анализу шукзинскую кочцеп-дю Разина в контексте документальных источников (сборник "Кресть-нская война под предводительством Степана Разина"), в соотнесе-ии с опытом предшественников (А.Чзпыгияа я С.Злобпна) и собственны творчеством писателя,' агтор работы видит специфику иукшяской сбормулы жанра" в близости повествователя п персонажи

В отлпчке от А.Чапыгина и С.Злобина, осмнсляшмх события кре-тьянской войны с позиции коллективного V, В.Шукшин постигает ероя через призму авторского "л". В стремлении дать трактовку ачности Разика в какой-то мерз через себя (как бы отвечая на воп-ос: пива я тогда, гак бы это могло быть?), безусловно, проявилось ктерское дарование писателя. Однако представляется ошибочным гремлоние ряда критиков вздеть в уникальной близости, автора и ге-эя липь следы неосуществленного кинозамысла. Причина - в природе ¡гкешнского творчества в целом. В романе "Я пришел дать вам волю" зхраняется та ~о мэра близости повествователя и порсонагл, кото-зя отличает ого произведения о современности.

Доминантой разинежого характера в рог,ане является противоречп-зсть ого натуры, норасгоряидае единство, казалось бы, яееоодинл-п крайностей: ненависти и сострадания, нетерпения и осторо-гяос-

II

' ти, трагедийности и "шутейства". В этой конфликтности внутреннего шра героя обнаруживается близость с современными персонажами писателя. Один и тог ге тип человеческой личности исследуется В.Шукшиным в разных зремеяных планах. Один и то" же тип конфликта берется в бытовом плане и на стрезше истории. Но если на урое-не современного быта герой чацэ всего "чудик", человек несостоявшейся судьбы, то на координатах большой истории это - Разин, "человек огромной судьбы". Выход на просторы истории позволил увидеть героические возмохшости дорогого Шукшину человеческого типа.

Как убеждает анализ рошна В.Шукашяа, постижение прошлого на глубоко личностном уровне*не ведет писателя к "приневоливанию" исторической истины. В.Шукнин внутренне честен по отношению к имеющимся документальным свидетельствам. Однако его авторская тема, определяющая идейно-эстетическую структуру повествования, вырастает из современности. В диалоге с читателем разгадывая нравственно-психологические мотивы поступкоз Разина и решая проблему значимости его дела для национального будущего, писатель думает о дне сегодняшнем.

Для Шукшина, с его интересом не столько к мировоззрении, сколько к мироощущению героев, к состоянии народной души, вопрос о значимости разинского дела важен в духовно-нравственной плоскости. Уроки крестьянской войны видятся писателем в осознании пародом своего человеческого достоинства. Эта тема -решается в романе через образ. Степана Разина, в концентрированной форме выразаа-щого авторский идеал человека, свободного духом.

Исследуя различные способы художественного воплощения "строительного типа" русского человека, диссертант сосредоточивает особое внимание на таких формах,как комическое начало и прямое авторское присутствие.

Анализируя "шутейство" Разина и его любимых дедов Стыря и Любима, массовые сцены, построенные з форме драматических сценок (эпизоды с "шубой", "походя к царзз"-п др.), автор работы выявляет шогой/нкцяональностъ .комического в романе. Обращаясь к исследованиям Д.Лихачева, М.Бахтина, А.Белкина и других специалистов-культурологов, диссертант обнаруживает связь шукзшнского "шутей-ства" с градациями русской смеховой культуры. Тем самым выявляется роль ко;,-.:-:ческого начала как своеобразного средства воссоздания духовной атмосферы разинского зреыенн. Исследуя роль смеха з хан-розой структуре романа, автор работы приходит к выводу, что сцен-• кз, избыточные с точки зрения сшеткого развития, придам худо-

то

явственную многомерность, пластичность- повествованию с сильным авторским началом. На уровне стилевой организации сценки рассматриваются как своеобразное средство диалога автора с читателем, как один из путей преодоления исторической дистанции.

Для углубления представлений о типе шукшинского повествования в работе предпринимается сопоставительный анализ романа "Я пришел дать вам волю" и повествования З.Шишкоза "Емельян Пугачев". Разница з подходе к истории явственно обнаруживается при сопоставлении, казалось бы, близких, лирико-публицистических, форм диалога с читателем. Через прямые авторские вторжения, отличающиеся гораздо более личностным характером, недели в романе З.Шишкова, В.Шукшин переводит разговор с читателем в сферу "вечных" проблем. Автор не только размышляет о своем хзбимом герое, распутывая тугой узел противоречивых движений его душ, но и делится с читателями мыслями, выракаэсиьл жизненную йилософгш писателя. Это думы о юности, о различии людей, о потребностях человеческой дупш и мелочной суетности, о цене .тлзни и смерти, о необходимости платить своей и чуяой кровью за волю и др. Благодаря авторскому началу история и современность встречаются в романе, создавая единый, нерасторжимый сплав.

■ Демократичность разговора с читателем является одной из зеду-дих черт рассматриваемого типа позестзозанйя и находит в тзорчест-ве'З.Шукшина .неповторимое индивидуальное выражение. 3 отличие от представителей собственно исторической прозы, выступающих, как правило, в роли просветителей-моралистов, В.Шукшин исет эмоционального и интеллектуального отклика у читателя-единомышленника, чуткого к нравственной боли современности.

В четвертой главе "Автор и читатель в исторической прозе Б.Окуджавы" анализируется своеобразно параболических повествований, построенных на историческом материале. Особенности этого -нетрадиционного для русской литературы - типа повествования рассматриваются з работе как результат взаимодействия литературных и внелитературных факторов.

Исследованию романов Б.Окуджавы "Бедный Арросимов", "Путешествие дилетантов", "Свидание с Бонапартом" предпослано рассмотрение ведущих черт этого типа повествования в романах Л.Фейхтвангера. Безусловно, речь идет не о преемственности, а о типологической близости художественных явлений.

Авторы параболических произведений используют эстетические возможности временной дистанции как средство остранения. В отли-

13

чие от рассмотренных ранее типов повествования, сшжетяыо перипетии в романах Б.Окудкавн не имеют определяющего значения. Их идейно-худокественное наполнение раскрывается лишь в общей структуре текста.

Исследуя природу героя, конфликта, сшета, стиля в романах Б,Окуджава, автор диссертации обнаруживает их зависимость от центральной авторской задачи - вступить в диалог с современным читателем, поделиться своим мыслями о жизни; о вечной оорьбе добра и зла в душе человека; о конфликтности взаимоотношений личности а истории, индивидуума и государства; о тя;.аюм пути познания человечеством своих возможностей через взлеты, падения, ¿ро-зрзния, заблуждения; о непреходящей ценности нравственных истин.

Исследователи прозы Б.Окуджавы неоднократно писали о стремлении автора вступить в диалог о читателем. Однако, как правило, их наблюдения исчерпываются фиксацией стилевого приема. Автор данной работы считает. что лирический сюжет не просто соседствует с событийным, развиваясь через систему средств речевого изложения (систему рассказчиков), а подчиняет себе все элементы повествования. Авторская нравственно-философская проблематика определяет и зыбор исторического материала (герои, сюжеты), и характер его осмысления (природу конфликтов и формы их разрешения). Б русле диалога автора с читателем осмысляются стилевые особенности романов Е.Окуджавы, среди них такие формы повествования,как лири-загсяя речевой организации произвздепия и "литературное цитирование" - включение образов и картин искусства прошлого и собственного поэтического творчества в структуру текста.

Обратившись к исторической прозе, Б.Окудкава не изменяет лирической природе своего дарования. Kai; в поэзии, так и в прозе, худояествепньй шр создается "не по законам бытового правдоподобия, но по "образу и духу своему" (I.Белая). 11а фоне развитой традиции собственно исторического повествования необычность романов b.O:-;yjv;asi; с их тяготением а лирическому пересозданию эпических картл;< действительности,-к условный формам изображения, фантастике сденззаэтся болышшегзец лсслодсгателей как результат незаинтересованности з пэстззаяаа исторической детая».

Проведя детальный- анализ документальных источников (материалов "СлгдствонЕого дола П.И.Пестеля", очерка П.Щегслева "Лвоонь s равелине", а Ta:ss романа Л.Толстого "Война и мир", являющегося исторически дзкудантом для автора "Свидания с Бонапартом"), диссертант прзхэддт к выводу о своеобразии интереса Б,Окуджавы к

14

истории.

Внимание автора привлекают духовные процессы, протекающие в русском обществе первой половины XIX века, нравственно-психологическая атмосфера времени. Для Б.Окудяава, как свидетельствует содержание его романов, декабризм - высшее проявление общественного самосознания эпохи. Однако тот идейно-нравственный комплекс, носителями которого были "первенцы свободы", исследуется худокнико:.: не столько в вершинка: моментах - на уровне сознания известных личностей, сколько в ого глубинном течении - в воздействии на современников, рядовых, "незаинтересованных", частных свидетелей времени, на их духовное развитие, их судьбы, а такг.е на сознание людей последующих поколений, не прямо наследующих традиции предшественников, вынесших трагические уроки из биографий героез, "до времени родившихся".

Входя в эпоху в ее главных измерения!:: Отечественная война 1812 года С"Свидание с Бонапартом"), восстание декабристов ("Бедный Аврост,юв"), николаевская реакция 30-50-х годов ("Путешествие дилетантов"), Б.Окуджава идет не по цеетру событии, а по периферии, Избранный. им ракурс изобраяения - эпоха глаза:® "не исторического" человека - и характер поставленных проблем - "маленький" человек в водовороте истории ("Бедный Авросишз", "Свидание с Бонапартом"), "частный" человек а государство ('ЧГгеепест-виб дилетантов") - даот неокцданнке свидетельства о времени, не всегда совпадающие с теи его обликом, который существует а сознании читателя. При этом постижение прошлого - не самоцель для писателя. На материале "века минувшего" он стаЕлт вечные проблемы человеческого бытия, в котором неизменно соседствуют, противоборствуют и примиряются личное, кизненно-поэтическое начало и бури истории.

По мнению автора работы, своеобразие параболических повествований Б.Окуджавы заключается в том, что они долкны "достаиваться" читателем за пределами художественного текста. Чем исторически и культурологически эрудированнее собеседник, тем болеа объемную картину прошлого и более глубокие нравственно-философские выводы извлекает он из произведения.

В романах Б.Окудглвы официальные я частные документы (послэд-ним отдается продпочтение), литература и авторский опыт (в том ■тело воплооеннып в образах лирических стихотворений) на рав!-пас правах еопргга*зтся в повесгзованип, создавая единый хтдсгествен-

сплав. Причем первые два элемента подвергайся лирической

15

трансформации, abo писателя) важно не застигшее прошлое, а его вечно азвое и потому всегда актуальное духовно-нравственное содержание.

Используя различные стилевые формы авторского вторжения в повествование, писатель направляет внимание читателя, обостренное, усиленное средствам "остранения", на те проблемы, которые на современном материале не могли быть поставлены в 70-е годы. Он заостряет вопрос о непреходящей ценности нравственных категорий,, извлекая долговременные уроки из коллизий более чем вековой давности.

Пафос свободы, саыосгояния личности сближает исторические романы Б,Окуджавы с лучшими произведениями современного литературного процесса. Проза поэта, ^чувствовавшегося в историю,как в современность, формирует сознание читателя в духе глубинных потребностей развития общества.

В Заключении подеодятся основные итоги проведенного исследования, при зтом делается попытка увидеть не только различия, ко и черты идейно-художественной общности - результат принадлежности романов Д.Балашова, В.Шукшша, Б.Окуджавы одному историческому времени.

Типы исторических повествований, представленные романами Д.Бал&июва, В.Шукшина, Б.Окуджава, сложились в результате взаимодействия фактов действительности 70-х годов и новых тенденций в развитии литературного процесса. Не только исторические взгляды авторов, но и их представления о сущем и долкном формировались в атмосфере послевоенной эпохи, вобравшей опыт Великой Отечественной войны, урока IX и ХШ съездов КПСС. На структуру исторических романов оказали влияние аанрово-стилевые искания в прозе о современности , а та:сае приобщение к' невостребованный ранее традициям исторической романистики. Апеллируя к открытиям мировой литературы, худонники 70-х тяготеют к восприятия разных сторон творческого наследия А.Пушкина, Д.Толстого, Ю.Тыаяяовд, Л. Фейхтвангера и др.

Развитие исторической романистики 70-х годов идет по линии преодоления односторонности, идейно-эстетической узости литературы предшествующего периода. Расшатывание ганрового канона, сло-гив'легося в 30-е и затвердевшего в 40-60-е годы, ведется в разных направлениях: от абсолютизации документа до 'мифотворчества. Объединяет авторов пафос восстановления полноты правды, дефицит которой стал особенно остро ощущаться в новых исторических условиях.

16

Альтернативу актиисторизму, порождавшемуся застоем общественной жизни, писатели видели в полноте реалистического исследования простого. Худозггики раньше, чем ученые, публицисты, почувствовали необходимость всесторонности в освоении истории, сопряжения политики и нравственности в ее осмыслении.

Историческая романистика 70-х годов рассматривается в работе по преимуществу в контексте произведений "зоенной", "деревенской", "историко-революционной" тематики, выходивших к читателю одновременно с ней. Однако сегодня возникает потребность увидеть современную прозу о былом в широком плане - в соотношении с так называет^! "возврашенной" литературой, причем Еак создававшейся в 60-80-е годы, так и гораздо ранее - в 20-50-е. Тем самым перед исследователями открывается возможность более глубокой постановки вопроса о традициях и новаторстве применительно к современной исторической прозе.

Перспективы типологического исследования современной исторической романистики видятся автором работы в систематизации богатейшего материала яационатьных литератур, осмыслении идейно-худо-лественных исканий во всесоюзном масштабе. При этом представляется продуктивный включение исторической романистики в общую систему исторических .тлнров прозы, поэзии, драматургии.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи: .

1. История и современность в советской исторической романистике 70-х годов // Актуальные проблемы современной филологии. -Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1984. - С. 37-42.

2. Проблема факта и вымысла в современной советской исторической романистике Ц Проблемы истории культуры, литературы, социально-экономической млели. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1984. - С. 27-36. •

3. "На координатах большой истории" (Проблемы теории исторического романа в современном литературоведении) // Проблемы развития советской литературы. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1985. - С. III-120.

4. 0 типологическом исследовании современной советской исторической романистики // Проблемы зарубежой реалистической прозы Ш-ХХ веков. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1985. - С. 39-47.

5. К вопросу о традициях советской исторической романистики С"Я пришел дать зам волю" Б.М.Шукшина и "Емельян Пугачев" В.Я.Шкшкова) // Птхэблеш истории культуры, литературы, соцпалъно-

17

экономической ыколи. - Саратов. Изд-зо Capar.ун-та, IS36. -■ С. 40-54.

6. Соотношение конфликта и характера в романе В.Шушина "Я пришел дать вам волю" // Эволюция Еанрово-композициошых форм. - Калининград: Изд-во Калияингр.ун-та, 1987. - С. 62-71.

7. "Вымысел - не есть обман..." (Соотношение автора и героя в исторической прозе Б.Окудзавы) Л Проблемы истории культуры, литературы, социально-экономической мысли. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1968. - С.' 28-40.

Ответственный за выпуск - кандидат- фрмлогических наук, доцент Ю.Б.Ееводов

Заказ О А Подписано к печати 3.03.8S г.

Объем Г печ.лист. Tapas. 100. экз. Типография издательства СГУ.