автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Современная англо-американская политология об "Исламском возрождении"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная англо-американская политология об "Исламском возрождении""
АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС
Специализированный совет Д—151.04.04 при Академии общественных наук ЦК КПСС
На правах рукописи ИБРАГИМОВ Махир Джумшуд-оглы
УДК 297
СОВРЕМЕННАЯ АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ ОБ „ИСЛАМСКОМ ВОЗРОЖДЕНИИ"
Специальность 09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва —1991
Работа выполнена в Институте религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС.
Научный руководитель — доктор философских наук
КИРАБАЕВ Н. С.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук —
САГАДЕЕВ А В.
кандидат философских наук—
ТРОФИМЧУК Н. А.
Ведущая организация — кафедра философии Московского государственного Института международных от- .
ношений.
Защита состоится 7 мая 1991 г. в 16.00 час. в ауд. № 1205 на заседании специализированного совета Д—151.04.04 при Академии общественных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОН ЦК КПСС.
Автореферат разослан сиъИ/. 1991 года.
Ученый секретарь специализированного совета
АШИРОВ Л. А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Новое политическое мышление, ставшее реальностью совре-:енного мира, язилссь модным фактором коренной ломки существо-авшвго до сих пор характера международных отношений, преодо-ения отживших стереотипов и догм глобального идеологического ротивостояния и борьбы между ведущими социально-политически-и системами - социалистической и капиталистической и их ливрами - СССР и США. Провозглашенный М.С.Горбачев™ на Гене-альной Ассамблее ООН в декабре 1988 г. принцип деидеологи-ации межгосударственных отношений, открыл мировому сообще-тву благоприятную возможность для создания совершенно иной тмосферы международного идеологического диалога. Естественно казенный принцип не означает конца идеологических различий, н приводит в действие оптимальное содержание плюрализма мне-ий и взглядов в отношении важнейших сторон общественной жи-ни, в том числе государственного устройства, культов, полити-еских и межнациональных проблем. Более того политическое и деологическое противоборство в мире продолжается. Его прояв-ения и формы весьма многообразны. Это касается как линии апад - Восток, так и их взаимоотношений со странами третьего ира. Важное место в современной идеологической борьбе занима-т религия.
Общественный, научный и технологический прогресс, информа-ивная революция, которые переживает человечество во второй оловине XX столетия, несмотря на достигнутые грандиозные ус-ехи, не привели к затуханию значимости исторически существу-иих религиозных воззрений населения мира. Это касается бук-ально всех государственных и национальных образований, хотя в разной степени охвата и воздействия на общество. Более эго, в последние два десятилетия;.,причем наиболее интенсивно 80-е и начале 90-х гг., масштабы № сила влияния религий езко возросли.
Ислам к настоящему времени занял господствующие позицш в просвещении, быту, политической сфере в подавляющем большинстве стран исламского мира и стал довольно значительным фактором международной политики.
Исламский фактор превратился в мусульманском ареале в важное определяющее средство регулирования межгосударственнь отношений, взаимодействия, а также в выработке групповой международной политики, стран Ближнего и Среднего Востока и других мусульманских регионов. В свое время В.И.Ленин высказал идею о необходимости поддержки национально-освободительного движения в зависимости от его характера. При этом он имел в виду учет массового, общедемократического содержания и степень ориентации на революционные элементы. То есть В.И. Ленин не ставил во главу угла религию как идеологическое пре пятствие при решении национально-освободительных задач. Вместе с тем он подчеркивал, что нужно осторожно подходить к проблемам национализма и абсолютизации специфичности процессов на Востоке. "Поэтому, - говорил он, - марксизм выдвигает на место всякого национализма - интернационализм .
Новые проявления ислама^ ходе нынешнега-^исламского во рождения" затронули интересы также и немусульманского мира. Наиболее активными в воздействии на ситуацию в мусульманском ареале являются страны Запада. В "исламском возрождении" они увидели сильного противника своим интересам в стратегически важных регионах мира. Этот "противник" ухудшал условия приоб ретения нефти и газа на международном рынке, циркуляции нефт' долларов, политические отношения между Западом и государства! указанного ареала и т.д.
В США и других западных странах в глубинное изучение • основных аспектов "исламского возрождения" были задействован! значительные контингента специалистов в крупных университета: исследовательских центрах, спецслужбах и соответствующих ве-
I/ В.И.Ленин. ШС, т.24, е.431.
домствах. При этом необходимо отметить, что постановка дела по изучению исламского фактора была чрезвычайно серьезной и требовала разработки диверсифицированных теоретических концепций, применительно и к исламскому миру в целом, и конкретно к каждой стране, долговременных и краткосрочных планов и рекомендаций для практической политической деятельности западных правительств в отношении указанных стран.
Произошло возрастание значения научных учреждений в разработке политических курсов Запада. Они стали выступать научным академическим фундаментом, страхующим действия Запада в мусульманском ареале от дилетантства, волюнтаризма и ошибок.
Наиболее активными из исламоведческих школ Запада являются научные организации США и Англии. Эти страны имеют давние традиции и опыт изучения мусульманских обществ. Особенно внушительной представляется американская исследовательская школа. Она преобладает по рщу параметров: по масштабам исследуемых проблем, количеству исследователей, публикаций, по уровню теоретических обобщений, по объему оперативных рекомендаций директивным органам.
Предметом настоящего исследования является анализ идейно-политической направленности и методологических основ западной научной политологии. В этих целях использовались публикаций конца 70-х годов по настоящее время, посвященные проблемам так называемого "исламского возрождения".
Основными задачами диссертации являются:
- критическое осмысление теоретических установок и практических задач англо-американской политологии в отношении современного ислама,
- анализ западных концепций об общественных функциях ислама на современном этапе, методологических подходов американских 1 английских востоке 1I,.^в к пробт~ме "ислам и национализм",
- показ наиболее популярных проблем исследований в исламо-зедении, ¡ринципов и методики изучения рассматриваемых тем на >снове обобщающего отбора конкретных трудов ведущих американских и других западных ученых,
- определение степени политической обусловленности научных выводов и направленности тематики современного англо-американского исламоведения,
- исследование политико-прикладного характера англо-американских концепций общественных функций ислама.
Научная новизна исследования
Настоящая диссертация является первой попыткой научного анализа взглядов американских и английских политологов в цело! на проблемы "исламского возрождения", на закономерности и пут! возрастания политической и внутриобщественной функций ислама 1 современном мире.
При этом диссертация не ограничивается лишь оценкой трудов западных авторов о процессах, происходящих в исламе, а предварительно дает характеристику самого феномена "исламскогс возрождения", его роли в общественной жизни мусульманского ареала и подходы правящих кругов США и западно-европейских государств к нему в 70-80-е годы. Более того раскрываются методы применения западной пропагандой концепций американской и английской политологии в отнесении "исламскоговозрождения".
Таким образом, с нашей точки зрения, рассмотрение "исламского возрождения" в трех ракурсах является вполне оправданным и позволяет достичь определенной цельности исследование Специальных трудов на такую тему ни в западной, ни в советской литературе нет.
Практическая значимость работы
Материалы и результаты п/.ссертации, а такжещжвлеченные первоисточники могут быть использованы для дальнейших научных исследований по исламу, социологии и.политике стран Востока, при подготовке учебных пособий, лекций и семинарских занятий по исламоведениго и восточной историографии США и государств Западной Европы; Диссертация может быть полезна для практических работников внешнеполитических ведомств, а также в. поли-,*
тииеской контрпропаганде, особенно в странах мусульманского ареала.
Географические и хронологические
рамки исследования
Диссертация ограничивается рассмотрением взглядов западных ученых, прежде всего из США, на роль исламского фактора на современном этапе общественного развития (конец 70-х - начало 90-х гг.). Преимущественное внимание к исследованиям американской историографии обусловлено тем, что она завоевала не только наибольшее влияние по глубине и масштабам исследования ислама среди западных политологов, но и пользуется высоким авторитетом в мировом востоковедении.
Хронологическое ограничение рамок работы указанным выше периодом выбрано не случайно. Именно на это время приходится и мощный спурт "исламского возрождения", энергичный (этапный) переход исламского фактора из одного качественного состояния в другое - более высокое. Последнему присущи выход ислама на господствующие, либо очень влиятельные общественные позиции в социальных процессах, внутренней и внешней политике стран мусульманского ареала.
Происшедшие перемены в роли исламского фактора на Ближнем и Среднем Востоке и других мусульманских регионах вызвали, в гвою очередь, соответствующие расширение и "политизацию" ис-памоведения, появление альтернативных течений и диверсификацию взглядов среди ученых США и западноевропейских стран.
Однако следует иметь в виду, что, несмотря на все приобретенные достоинства, изучение "исламского возрождения" напитывает около десгди-пятнадцати лет. В силу этого историография проблемы располагает тем ограниченным кругом работ, кото-зые были опубликованы за указанный непродолжительный период. )то наложило отпечаток на возможности всестороннего анализа 1анной темы.
Методологической основой диссертации послужили ведущие труды мировой политологии и прежде всего классиков, среди которых важное место занимают произведения ведущих представителей марксистско-ленинской школы, документы КПСС по социальным и идеологическим проблемам, теоретические подходы советского обществоведения. В то же самое время учитывались взгляды зару бежной политологии и религиоведения.; Рассматривая вышеназванные группы трудов на сравнительной основе, основное внимание обращалось на их методологию в определении социальной и политической сущности религии как идеологического общественного фактора, ее исторические и гносеологические корни, закономерности развития, особенно в условиях современности.
Источники и литература
Политологическая и социологическая литература, посвященная исламу, - это весьма специфическая область. Рассматривая современный этап действия исламского фактора, она концентрирует в себе широкий спектр направлений и ракурсов исследования - это обществоведение, религия, история, социология, психология, политология, идеология и экономика, а также международные отношения. Данное обстоятельство обусловливает тематическое богатство ислаМОЕедческой историографии и разнообразие точек зрения и выводов по проблемам "исламского возрождения", наблюдаемого в настоящее время.
В работе над диссертацией была предпринята попытка анали за наиболее важных научных трудов западных политологов, которые либо представляют определенное направление или совокупность взглядов, либо отражайт своеобразное, но объективное и аргументированное историческими и современными фактами и аналогиями, мнение на религиозные и социально-политические процессы в мусульманских странах БСВ и других регионов мира.
Использование автором литература и другие источники подразделены на ряд специализированных групп: советская, западная - произведения ученых США и стран Западной Европы; запад-
ного происхождения, однако вышедших из-под пера ученых - выходцев из стран Востока; специализированные периодические издания.
Наиболее насыщенной представляется первая из названных групп, которая, в свою очередь, включает в себя несколько категорий источников:
I) теоретические научные исследования, посвященные анализу буржуазного обществоведения в целом, его социальных, политических, религиозных и теоретико-методологических основ. Сюда следует отнести и "отраслевые" теоретические работы по религиоведению, политологии и историографии. В этих аспектах были использованы труды Н.И.Бахитова, А.В.Дмитриева, С.А.Егорова, И.С.Кона, Д.С.Лихачева, М.В.Нечкиной, Н.В.Новикова, А.П. Пронштейна, А.М.Сахарова, Д.М.Угриновича*'.
Названный круг авторов вскрывает и положительные,и отрицательные стороны буржуазного обществоведения, такие, как количественное обилие фактологии, увлечение "объективизмом", "бихевиоризмом", а также зачастую выделение в качестве главного фактора "правящих индивидуумов" - "местных правителей или элиты".
2. Востоковедные коллективные и индивидуальные труды, освещающие теоретические проблемы современного Востока и в том числе в сфере религиозного фактора - коллективные: "Зарубежный Восток и современность", "Современный национализм и об-аественное развитие Зарубежного Востока", "Эволюция восточных эбществ: синтез традиционного и современного", "Ислам в полигике развивающихся стран Востока", индивидуальные: К.Н.Брутен-да, А.Х.Вафы, Б.С.Ерасова, А.И.Ионовой, Г.Ф.Кима. В.П.Лукина, 1.Р.Полонской, Е.М.Примакова, Н.А.Симонии и др. .
I/ Н.Ш.Бахитов. Американская функциональная теория обще-:тва, М., 1962: А.М.Сахаров. Методология истории и историография, М.,1982; Д.М.У гутювич,Введение в религиоведение,М.,1986.
2/ К.Н.Брутенц. Освободившиеся страны в 70-е гг.,М.,1979, 1.И.Ионова. Ислам в Юго-Восточной Азии.Проблемы современной |.дейной эволюции,М. ,1981; Л.Р.Полонская.Ислам и политика на со-феменном Востоке.-Наука и религия,I383 : Е. М.Примаков.История "Зого сговора(Ближневосточная политика ША в 70-е-нач.а0-хгг.,
В этих трудах рассматриваются закономерности развития
обществ на Востоке, отмечается специфичность функционирования "третьего мира" в целом и каждого государства, показывается, что традиционные структуры и религии сохранили свое сильное влияние на психологичеокое формирование восточных обществ. Более того, религии, модернизируясь, диверсифицируют и укрепляют свои позиции в идеологии и политике стран Востока.
3) Работы советских востоковедов, анализирующие зарубежные исследования, посвященные характеру социальных, религиозных и политических процессов в развивающихся странах и преж.щ всего на мусульманском Востоке (М.А.Батунский, А.Г.Вельский, Г.М.Керимов, В.М.Коллонтай, Д.В.Малышева, О.А.Осипова, В.А. Тен, М.А.Чешков, В.Е.Чиркин, Э.А.Шауро и др.)1'.
Названные авторы критически исследуют буржуазную историографию, связанную с изучением развивающихся стран, различные буржуазные теории о перспективных путях развитая "третьего мира", вскрывают политическую-неоколониалистскую подоплеку этих теорий, игнорирование ими исторического фактора и социальных устремлений народов Востока.
4) Исламоведческие исследования советских ученых, раскрывающие проблемы и особенности функционирования и развития ислама в государствах Востока и в международных отношениях (С.Л. Агаева по Ирану, Л.В.Вальковой по Саудовской Аравии, А.М.Васильева по Саудовской Аравии, Египту, Н.Л.Ворончаниной по Тунису, Л.Н.Котлова по ряду арабских стран, А.В.Малашенко по Алжиру и Ливии, 3.И.Левина по исламу и зрабскому Востоку, Б.Г. Сейраняна по Египту, А.В.Сагадеева по исламу, Т.П.Тихононой по арабскому национализму, М.И.Филипповой по американской историографии, Р.М.Шариповой ¡ю международному исламскому дви-
I/ М.А.Батунский. О некоторых тенденциях в современном западном исламоведении. -Религия и общественная мысль народов Востока, М.,1971;'Д.Б.Малышева. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран 70-80-е гг, М., 1986; О.А^Осипова. Американская социология о традициях в странах Востока, М., 1983.
жению^. В них произведен многосторонний анализ концепций и взглядов западных политологов в отношении современного ислама, дана оценка состояния западного исламоведения, показана его роль в обосновании правительственных курсов США и стран Западной Европы. С другой стороны, обстоятельно рассмотрены проблемы исламских движений на Арабском Востоке и в других мусульманских странах, а также деятельность международных мусульманских организаций, прежде всего ОИК и Лиги исламского мира.
Труды зарубежных ученых 70-80-х гг. состоят из трех категорий. Первая - историографические, исследующие Проблемы и методологию современного религиоведения Запада, особенно исламоведения - это коллективная монография "Современные пути изучения религии" (имеется в виду в западных государствах), индивидуальные монографии и статьи Д.Е.Смита, У.С.Смита, Р.К. Рамазани (США), Ч.Эдамса (Англия), У.Зартмана, М.Родинсона
I/ С.Л.Агаев. Иранская революция, США и международная безопасность. М., 1984, А.М.Васильев. Культурно-религиозные
традиции стран Востока, М., 1976, Н.И.Ворончанина. Ислам в об-дественно-политической жизни Туниса, М., 1986, А.В.Малашенко, Официальная идеология современного Алжира, М., 1983, Место и роль ислама в политическом устройстве современной Ливии - Ис-пам и проблемы национализма в странах ШВ, М., 1986, А.В.Са-г'адеев. Проблемы исламоведения. Реферативный сборник (ответственный редактор), М., 1982, М.И.Филиппова. Общественные функции ислама в современном американском исламоведении, М., [989, Р.М.Шарипова. Панисламизм сегодш, (теория и практика 1иги исламского мира), М., 1986.
(Франция), Ю.Кинга, С.А.О.Невенсхойзе (Нидерланды) и другие ^
Вторая (основная) - труды историков, исламоведов, социологов и политологов по мусульманским странам: историков (Дж. Волла, Н.Р.Кедди, Б.Леви, Ф.Хитти, Дж.Л. Эспозито и др.), исламоведов:(Ч.Адамса, Р.Дж.Берточчи, Х.А.Р.Гибба, Г.Грюне-баума, Э.Мортимера, Д.Пайпса, У.Л.Рихтера, М.М.Дж.Фисчера, Р.С.Хемфри, М.С.Худсона и др.), социологов-политологов (Дж.А. Билла, Л.Биндера, П.Дж.Ватикиотиса, М.Крамера, Дж.Р.Пискатори и др.)2'.
Третья - произведения ученых - выходцев из стран БСВ, Юж ной и Юго-Восточной Азии, работающих либо публикующихся в научных центрах и издательствах Запада (Ф.Аджами, Е.Ахмеда, М. Аюба, А.Дессуки,С.Е.Ибрагима, Т.Ю.Исмаила, С.Х.Насра, 3.Сардара, А.Хуссайна и др.) . В этих исследованиях наблюдается хорошее знание местной (страноведческой, исламской) фактологи: и специфики. Однако, в целом по характеру анализа и выводов'.о; не противоречат тенденциям, господствующим в западной политол гии, так как они представляют собой "отсортированный контингент", соответствующий политическим концепциям Запада.
1/ Smith W.C. Methodology and the Study of Religion: Somi Misgivings. - Methodological Issues in Religious Studies.Iowa 1974} Ramazani R.K. Khumayni's Islam in Iran's Foreign Policy, Cambridge, 1983; Adams J. The financing of Terror. - International Affairs, N 2, 1987; Zartman W. Explaining the Nearly Inexplicable: The Absence of Islam in Maroccan Foreign Policy, Islam in Foreign Policy. Cambridge, 1983.
2/ Voll. J.O. Islam: Continuity and Change in the Modern World. Boulder, 1982; Kéddie N.R. Roota of revolution: an interpretive history of Modern Iran? N-Haven, 1981.
3/ При этом часть из них работают в университетах стран Востока (такие как Асаф Хуссайн), но тесно сотрудничают с западными коллегами-исламоведами и научными центрами. Ajami Р. In the Faraon's Shadow: Religion and Authority in Egypt.-Isla in the Political Process. Cambridge,1983;Dessouki A.E.H. The Islamic Resurgence: Sources,Dynamics and Implications.-Islami Resurgence in the Arab world. N.-Y., 1982.
Несколько своеобразно выглядит массовая периодическая печать, которая выполняет двойную функцию: информатора и идеологического рупора правящих кругов стран Запада, с одной стороны, и пропагандиста концепций и взглядов американских и английских исследователей (в нашем случае исламоведов) - с другой. В данной связи в нашей работе использовались публикации из специализированных изданий (Мидл Ист Джорнэл, Мидл Ист, Мидл Ист Ин-тернэйшнл, Мидл Ист Экономик Дайджест, Экономист, Тайм, Файнэншл Тайме и др.), которые располагают серьезной и аргументированной основой и представляют интерес с научной точки -зрения.
Структура работы
В основу изложения темы диссертации положен проблемный принцип в отношении как "исламского возрождения", так и англоамериканской научной исламоведческой политологии и пропаганды. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний (перечень библиографических сносок и пояснений), списка источников и литературы.
Основное содержание
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются задачи и хронологические рамки исследования, его научная новизна и практическая значимость, дается кратпий анализ использованных литературы и источников.
В первой глазе - "Исламский фактор и его место во внешнеполитической стратегии Запада" - исследуются три постановочных попроса, которые взаимосвязаны современными реалиями в международных отношениях в целом,и в общественных процессах мусульманского мира - это: I) место "исламского возрождения" в общественной жизни мусульманских стран и их международных отношениях, 2) какое место занимает "исламское,возрождение" во внешнеполитической стратегии США и Западной Европы в 70-80-е годы, 3) каковы новые подходы англо-американской политологии к исламскому фактору.
По первому вопросу было отмечено, что со второй половины 70-х годов в мусульманском ареале, а прежде всего на БСВ, сформировался новый мощный общественно-религиозный процесс, который в силу своих явно специфических черт и масштабности охвата общественной жизни местных народов, получил в мировой политологии и обществоведении название "исламское возрождение". Последнее представляет собой объективно обусловленный с исторической, экономической и этно-психологической точек эрения'фактор современности. Для него характерно признание ислама в подавляющем большинстве мусульманских государств по существу единственно приемлемой национальной идеологией. Политика "исламского возрождения" получила распространение на официальном и неофициальном уровнях. Правительства потребовали соблюдения мусульманских религиозных, установок от всех социальных групп, и в том числе от "европеизированных" деловых кругов, интеллигенции и высшего чиновничьего аппарата. В массовой пропаганде настойчиво использовался лозунг о "мусульманском братстве, равенстве и справедливости". В социально-классовом плане ряды мусульманских политических образований все более стали заполняться представителями низов и средних слоев, которые усилили радикализм в программах исламских движений, а в ряде случаев выводили их на террористические методы борьбы. Наиболее ярко эта деятельность проявляется в междоусобной борьбе в Ливане, а также в Иране, Египте, Афганистане и других странах.
Во внешнеполитичеексй области для "исламского возрождения" характерно практически повсеместное усиление "исламского фактора", его внедрение в практику международных отношений на интегрированной и согласованной основе, резкая политизация ислама. В данной связи возросли масштабы и уровень требований мусульман в решении рада злободневных проблем их политических отношений с Западом - это палестинская проблема, препятствия со стороны Запада в предоставлении мусульманским режимам комплексной современной технологии и оказании соответствующего экономического содействия, стремление Запада сохранить систему
неоколониалистских отношений между "Севером" и "Югом" и т.д.
В свою очередь, в политике Запада, и прежде всего США, в отношении мусульманского ареала произошло значительное обновление. По заявлению Белого дома, "ислам превратился в важный фактор внешней политики США". В частности, было усилено внимание к исламским процессам в нем. Так, в январе 1979 г. официальный Вашингтон дал специальное указание соответсвующим американским правительственным ведомствам, включая ЦРУ и ФБР, пропагандистским и научным учреждениям приступить к усиленному изучению ислама, особенно его международного политического аспекта, и подготовить фундаментальные исследования.
В научной политологии начали публиковаться серии моно- . графий и других исследований, которые рассматривали ислам не только в историческом и традиционалистском аспектах, но и в тесной связи с сегодняшними процессами развития в исламском ареале. Причем количество исламоведческих научных работ стало преобладающим среди исследований политической, социальной и общественной направленности.
Во второй главе - "Англо-американская политология об основных аспектах "исламского возрождения" - критически рассматриваются взгляды научных кругов США и Англии на основные сфе-пм и стороны проявлений "исламского возрождения".
Прежде всего западные исламоведы-политологи пришли к единому выводу о современной динамике массового сознания и идеологической направленности населения мусульманского ареала, что ожидавшейся там секуляризации не произойдет. Наоборот, по слонам Р.Брайбанти, "произойдет усиление его приверженности исламу", Среди важнейших факторов, обусловивших живучесть и "возрождение" ислама, в научных центрах Запада:отметили: I) национализм,
2) .укоренившаяся специфика психологии мусульманского ареала,
3) многовековое культурное наследие, приобретенное в рамках исламской идеологии, 4) политизация ислама, 5) модернизация ислама, 6) активизация исламского фактора в международных отношениях. Следовательно в списке находятся как причины ис-ториче-
ского и этно-психологического наследия, так и современного происхождения.
Большой интерес у западных ученых в соответствии с заданиями директивных правительственных органов держав и межнациональных корпораций (МНК), вызвал аспект политизации ислама и его возможностей по изменению политической структуры и методов ведения народного хозяйства в странах Ближнего и Средне-гоВостока. Уже в 70-е годы американское и английское исламо-ведение, долгое время жившее в плену устоявшихся стереотипов о жизни мусульманского мира, было вынуждено оторваться от своих традиционных взглядов на исламское мировоззрение как на статичное, малоповоротливое явление и пришло к выводу, что исламская идеология так глубоко внедрилась в политическую сферу мусульманских стран, что стала быстро захватывать одну за другой контролирующие позиции и принципиальные статьи правового законодательства в них. Такого успеха исламское мировоззрение добилось благодаря как активизации духовенства, а также националистов исламского толка в системах просвещения, общественной пропаганды и, наконец, в законодательных и исполнительных государственных органах, так и "подгонкой" тандема в составе ислама и политического курса в соответствии с национальными и государственными интересами мусульманских стран.
Основные принципы ислама были введены в конституции, идеологические календари дат, церемониалы правительственных и многих общественных организаций, в идеологическую жизнь государств. Наряду с этим происходила консолидация откровенно мусульманских движений с соответствующими политическими программами. Были они и проправительственными и оппозиционными.
Англо-американская политология стала дифференцированно подходить к мусульманским движениям. Она, прагматически подходя к предмету исследования, в первую очередь вычленяла из местной среды откровенно враждебные Западу происламские партии и движения, а также ту категорию мусульманских сил, с которыми можно было наладить контакты и деловое сотрудничество.
В данной связи западная, особенно американская, политология больлое внимание уделяла не "правительственным" формам ислама, а "оппозиционным мусульманским организациям". Она пришла к выводу, что, хотя основную и кропотливую работу в последних ведет ограниченный круг активистов, преимущественно из числа образованных или социально активных представителей мелкой буржуазии, интеллигенции, городских мигрантов, ударной силой во время массовых волнений или каких-либо акций в интересах исламских организаций выступают массы из крестьян и низших обездоленных слоев города. По социальной направленности оппозиционный ислам 70-80-х гг. в основе воплощает собой эмоциональный социальный протест и в этой связи в нем сильны левые взгляды, радикализм, вплоть до крайних экстремистских форм. По словам ряда американских и английских ученых, он представляется довольно потенциальным "горящим и малопредсказуемым политическим пластом".
По внешнеполитическим взглядам мусульманские движения они делят на несколько категорий: а) антизападные, б) составляющие социально-политическую оппозицию, в том числе тесно сотрудничающие с Советским Союзом и другими силами, в) ставящие целью свержение прозападных правительств, г) ориентирующиеся на установление исламской системы правления.
Среди наиболее влиятельных факторов радикализации политического ислама в странах Ближнего и Среднего Востока в последние два десятилетия американские и английские политологи называют личность полковника Каддафи, разработавшего теорию "третьего исламского пути" развития стран мусульманского аре-а.пп, я также феномен "иранской исламской революции 197Э г.". Они в совокупности явились новым качественным звеном в процессе наступления ислама."В мусульманском ареале усилились радикальные и экстремистские методы политической борьбы, расширилась сфера фундаменталистско-исламских воззрений.
Что касается такой йлиятельной во многих мусульманских странах организации, как "Братья-мусульмане", то в ее деятельности исследователи США и Англии отметили тенденции к либерализации и прагматизму. В частности, они' указали на транс-
формацию их экономического идеала от "исламского социализма" до "свободно-капиталистического предпринимательства". Это по существу сделало "Братство" перспективным союзником националистической буржуазии и ослабило его сопротивление экономическому и политическому сотрудничеству мусульманских режимов с Западом, но, по заявлениям лидеров этого движения, "только в пределах, не ущемляющих интересы ислама".
О новых тенденциях действия исламского фактора в международных отношениях научные круги США и Англии отмечают, что и исламские движения,« режимы региона видят в исламской идеологии средство, способное сохранить их этнокультурные завоевания, помочь юл занять одно "из решающих мест в мировой политике и мировых хозяйственных отношениях. В этом направлении действуют все многочисленные региональные и межгосударственные образования мусульманского участия, как ОИК, ССАГПЗ, ЛАС, ЛИМ, ОПЕК, ИБР и другие. Особенно чувствительные удары, указывают авторы, ощущаются в политике ОПЕК в области определения мировых цен на нефть, в обсуждениях действий Израиля в Совете Безопасности и на Генеральных Ассамблеях ООН, в условиях товарооборота между "Севером" и "Югом" и т.д.
Касаясь вопроса о взаимоотношениях "исламских движений и коммунизма", американские ученые отмечают, что слабые идеологические результаты, которых добился Советский Союз в мусульманском мире, указывают на то, что исламские течения, будучи "ревнителями коранических установок, выступают в качестве той силы, которая служит непреодолимым барьером проникновению коммунистических идей". Учитывая такое же по существу отношение к Западу с их стороны, исследователи США и Англии выражают сомнение в эффективности активного участия американской политической машины и ученых кругов в разработке образа Америки как "друга ислама" и бдительного пособника мусульманам в борьбе с "советским экспансионизмом".
В третьей главе - "Концепции англо-американской политологии об "исламском возрождении" во внешней политике и пропа-
ганце Запада" - анализируются вопросы взаимоотношений в пирамиде государственной политики и идеологии США и Англии, а именно, между надстройкой в лице правительства и деловых кругов, с одной стороны, и основанием в лице научных центров и исследователей, средств информации и пропаганды и ряда специализированных ведомств, - с другой. В годы "исламского возрождения" богатые необъятными, масштабными и судьбоносными для региона стран Ближнего и Среднего Востока явлениями, которые способствовали возникновению нового крупного и идеологически сильно заряженного антиимпериалистического политического движения, на все составные вышеуказанной пирамиды легла весьма сложная обязанность оперативно разобраться в ситуации и предложить эффективные .для интересов Запада решения. Если при картеровской администрации Исследовательским центрам и средствам массовой информации и 'пропаганды приходилось сочетать идеологическое маневрирование с поддержкой "доктрины сдерживания", то при Р.Рейгане они заняли враждебные позиции в отношении "исламского возрождения". Они стали широко трактовать его как серьезную угрозу стабильности местных либеральных режимов и стратегических интересов Запада здесь. При этом главными объектами нападок выступали политические режимы -противники США - Ливия и Иран, радикальные исламские движения в Иране, Египте, Ливане и других восточных странах. Вместе с тем действия западной политической пропаганды были весьма разнообразными. Они были направлены на: I) пропаганду изолированного характера национальных, региональных и континентальных культур ("теория замкнутости"), затушевывание общих закономерностей-социально-культурного развития, интерна- . ционализма,.2) внесение в жизнь обществ религиозного и социального разлада, пропаганду социальной разобщенности на элиту, компрадоров, средние и низшие слои, 3) запугивание санкциями в случае конфронтации с Западом, 4) антикоммунизм, пропаганда идеи о том, что исламский радикализм - зло, 5) реклама западного образа жизни или "вестернизация".
В заключении формулируются общие выводы исследозания.
В 80-е годы в США и Англии для глубинного изучения основных аспектов феномена "исламского возрождения" были вовлечены крупные научно-исследовательские силы в академических и университетских центрах, спецслужбах и средствах общественной пропаганды и информации. В итоге произошло возрастание значимости концепций, теоретических и практических рекомендаций научного исламоведения в разработке и оперативном планировании долгосрочных и текущих политических курсов правительств США и Англии
Отмечая значительное усиление влияния религии на обществен но-политическую жизнь мусульманского мира, научные крути указан ных стран сделали вывод, что важным побудительным фактором "взлета" политизации ислама выступили структурные изменения а социальной и экономической областях мусульманских стран. Последние обеспечили достаточно крупное накопление внутриобщест-венного потенциала, который необходим населению для защиты своих социальных чаяний в политической борьбе на уровне более высоких требований сегодняшней реальности. Вместе с тем было отмечено, что главным все-таки в "исламском возрождении" является то, что "ислам исторически занимает центральное место в общественной психологии мусульманских народов, что он выступает универсальной идеологической опорой практически всех социальных слоев" . Английские и американские политологи стал;! дифференцированно подходить к мусульманским движениям в проправительственных и оппозиционных направлениях, так как поняли, что через них они смогут наиболее рационально определить как враждебные Западу политические силы в мусульманских обществах так и те категории групп, с которыми можно наладить контакты л даже сотрудничество. Так, в целом весьма настороженно и нередко негативно подходя в оценках радикальных форм современ'пго ислама, ряд американских политологов, вместе с тем, рекомендуют правительству США "искать пути сотрудничества с Т,ундаменталис-тами".
V - Ье«т3.8 Е. Пе^аш оГ 1е1а:п. Сст^етрсгагу, 1976, то1.61, N 1, Р. 11.
Средства же западной пропаганды, выполняя социальный заказ своих правящих кругов и в соответствии с концепциями научных центров, довольно эффективно осуществляют идеологическую обработку международной общественности и части населения мусульманских стран, преподнося им информацию в пределах западных стереотипов взгляда на "третий мир" и "исламское возрождение".
. Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях:
1. "Некоторые особенности американской политики в мусульманском мире" - тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Идеология. Политика. Международные отношения. т.З, М., 1984, Объем - 0,2 п.л.
2. "К вопросу о социальной сущности религии 1на примере ислама)" - тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. Идеология. Политика. Международные отношения, т.2, М., 1985. Объем - 0,2 п.л.
3. Некоторые особенности внешнеполитической стратегии империалистических стран в отношении ислама и мусульманских стран. Т<?яисы. Новейшая политическая история. Идеология, т.4, М.,1986. Объем - 0,2 п.л.
4. "Исламское возрождение" в общественной жизни мусульманских стран и международных отношениях". Статья. Сборник статей "Религия в изменяющемся мире", М.» УДН им. П.Лумумбы. В печати. Объем - 1, 0 п.л.
'С/' с
Зак./т*У Тир. Юд ПМБ АШ прж ЦК КПСС Г.Москва,117606, пр.Вернадского,84.