автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Современная чувашская женщина в семье и в обществе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная чувашская женщина в семье и в обществе"
../■WH' •> 'í r> К-' '
^ • •• ' <
АКАЯВЕЯ НАУК СССР
ОЩЯА ЛШШ HAPCGC3 ШСТШ7Т ЭПГОГРАСП а. П.П.!ГЗШО-;ХА£Ш
На пргзгвс рукеизсз ШШША Гастэ Агсзсгздрокга
(ХВР20ШАЯ ЧУВАШиЯ ШИША В СШЬВ И В ОЩХЯНД (ва tarrepsaxax tsacoozax (хЗсхадоветй в ЧАССР)
Свядаиовост* СГ7.00.07 - этпогрзфи
Автореферат джссерташп яа оокжагао ученой ст слезя каняждвта истор1чвсхях пауз
Моасад 1968
Радога швиш 9 сшяорв «географа народов Првбаа-гш, Поааяаа я ¡тротвааого Ссгэр* оря«вв Дрртба ва родах Ьогшгп» ияографф ими Н.Н^йвиухо-Ышсв* АН СССР.
Надпий руководил» - доктор воторвчаоахх яяук, профессор ВЛ.Пюмао«
Офяцмиавн» ошхшштв - доктор аогоратооквх язртс,
профессор О.И.ШкарвМЗ, ШШИ всторвчасмп и«]« В.П.Квадоэ
В«цггре ватчао* учиадвая» - Козшсзва государетвгягкЗ увяввреввет вн. В.И.Улш)ва~£аав1т
Эшта ооспойся ^¿¿-¿Ы? 1969 г. в/^^
часов ка ааоакаввж Свааваюпврованного оовета К.002.76.01 ш ашдеа двосартацв* на оовсхавае учено! ствпвет каадн-дата вогорачвсик неук Инотвтута этнографа: шм.Н.Н.Иетлу-ю-Мтааа АВ СССР (1170Э6, Иосааа, удДивтраа Ухмаоэа, Ю). . .
С двосергаивев мэвно омавошгтьел а «ЗюЗлшотам Иястагу-та юаогравш ш. Н.Н.Мхмухо-иакод АН СССР.
Ааторафара» разослан "_" ___ 1989 г.
Уч«ш1 ожратаря Спвцв&изжрованяопо совета
кавдддат «сгораческвх ваух А.Е.Твр-Саркасянц
к 5 :rr:.vj! j ■ *
«s.. .!.
/ ОБЩ«,Я IAPAKTEHÎCraKA ДИССЕРТАЦИИ
Дкттадьность те>и исследования. Изменения, прэзетвдсае в c«ig5hou а обществсняси голожениз нетгщны за шслорвао-лвцаоннно десятилетня столь велики, что их ззучачие пнвет как научное, так н практическое значение. Успехи налей стрелы s деле социального освобождения аенщин общеизвестны а обзэпризяеяы. "Социализм освободил женщину от экономического я социального угнетшая, создал еЗ равные о иуя-чзноЗ возможности трудиться, г.слэг^ть сбразоганне, утаот-повать s обедственной жизни"
В нал су обя;эстве сделано ьлогое для достгзааня социального ровен ста а цуячлл а женщин, по рпбзга ста далека о? своего эавереэння. К созаленгз, п в Basa дна ira пэроЗ сталкиваемся в этой области обцэстветногэ развития о явлением, которое классика маркеззма-ленянзгыа именовали "про-гаеЗ истории", копта "... благие намерения при их реализации превращаются з своя прямую противоположность..." Понадобились десятилетзл, чтобы го-настоящвму понять, насколько грудей и неоднозначен процесс установления фактического равенства мужчин и женщин, и какие просчеты н промахи была допущены при достижении бессшрно верных н важных вдеЗ.
Как на важны юридические гарантии, они ооставлязт только одну сторону реаения женского вопроса. Другая сторона прсЗлемы - не менее важная и, несомненно, более трудная -связана с созданием условий, обеспечивающих реальное равенство иолов в социально-экономической и культурно-битовой сферах жизни.
Сложность и специфичность процесса усиления роли женщины в нашем обществе на совремашом этапе его развития
1. .Материалы ХХУП съезда Коммунистической партия Советского Союза. 'Л., 1986, С.51.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.25. ч.П, С.151.
- ? -
»сиэчаетсятв 70^. T¿.vo сна casздела гагосх-'.': схегрсзсз-но рагнообразнкс осззствешаш а сзц«2но-&.-ксао разг. Сапсяо, сложекесся j rsz успешного шеишелкс сто-
аздочд сцо дадоки от овгикаших, вэстоиу ю.2эхеяЕа гса-ишш в сслье и с общества трейуот глубокого изучения ¡¡с на уровне страна в целой, tes в сё отдельшп реггоноз., ЭиюграСмчзсаю цссладовшша дааноЭ нсобзз;^:-
цэ пр^да всего потому, что в ccücinoa в ойдатегсхпоа l>> jcoscset прздставптеишшц различных парков СССР до юр сохраляс*. ел стничэская споазфшса, в сЗ учзт есдсл hí-i íjls сэшиаслх: гасрс-шшнх кацональшсс процессов в СССР, п рсзсал/. isonrt соцпалышх пройлаи.
Заач^оогь Езучопвя ролв созре^ално~ ссд^^; l и s обчостоо особенно возрастает в нес еле. Кс: отиет^ Ы.С.Горбачсз, "демократизация об^эства, которая nssnстоя стергнел и гцраягоц перестройки, нешелзага баз покшошш poza EGE53I2Í, без деятельного с спецнфачеетп нелепого ушастая ьо всех нагих преобразованиях"
Задача преодоления негативных явледеЗ,. прогождяхея в госладыш деаслшетая в области доотнженяя реального равенства sosias с цуз^ш-ой, о пред мл от особую волость изучения теш диссертации
рбъзкт г проиме? гсс-леловалю]. Длсоергацшняое исследо-сслпе шевязеко иэучехшз роля современной чувшгагой вендам ны в семье в в обществе (па матерзалах ЧувшскоЯ АССР) , Всего в СССР проживает I ükh. 469 тыс. чувсзеЗ, в ЧАСС? « 8S7.7 тыс. человек. Хенцкны среди них составляют 55,2
Чувеаская АССР относятся к регионам, гае процесс ¡еовло-ченыл аеящлн в общественное производство в шеяедние 2025 лет пел оообепно интенсивно» В наши дни яенвдны состаэ-ляэ? 55,4 % от общего числа всех работающих и сдуяащкх республики, прнчеи этот процелт примерно одинаков res для чувазекпх, тек к русских «еягзн республика, в превышает
I. Горбачев М.С. ПууЗйгрэйха п новое кшхкеяяо для usa ей стршы и длл всего мира. М., 1ЭЕ8. S.II8,
- 3 -
ср«дянЗ показатая* го СССР (51 Я я т РСФСР (53 £). °ясясей1" рззерэ трудовых рзсурсов в Чувашии преэтпчеехл зсчвртсн.
1Ъсг занято ста чуваясхпх жсящзн в общественном прсаэ-зодстаз а сгглсяостя п обзествеако-голптачесяоП аазна респу&згн, к ооаадсягэ, не оопрэгоздаетсл столь аа па-теясзгпа процосоом и осгобохдезяя от тяисого монотонного ?Р7да в доьизпк! хоаяЯсетв к столь ао бне?р??ы пзысяеапса обвеет пга го соаяепвя. В 15БЗ г. Чувапня зангиала 58 моего а РОХР, а г.чебоксар! - сдео жя последних мест срсдд этолйц езтопоетпе ресяублаз, краез я облает?" - го обведу рзаяззацшз цветных услуг а сфарэ бнтотюгэ обсиутагззя, пряззенпого облогчгть дсмаатй
Б больпгястзе сольсхлх и го гаог^т гэродсвэх ееоях 'ЗГгсзеЛ, наряду с ростом тробовсяп! з сегзеЗнону бету, сохраняется традпцгонзкЗ характер разделения н кооперации до-труда, тогда о слоеной его объем гыпагаяот зегддиа-звзяЗха. Теяям образои сопгйцеяне провзэодстзеаншс, общеог-венно-полятачеехгх а сенеЯно-бытоных обязанностей для чу-велскнх денгпш стало серьезной социальной проблем)Я. Особенно остро сЗ оцущаат венгром, занятна в обаэотвешгом производств я еосштывсюсяо детей: онз составляют ома 40 % гор^г/^чг я 35 % сельских чувшиек.
Ироззеяенао современных т/вез еялх деяют аэ пути реальною сэддадьясгэ разенстза содержа? ряд протазоротаЗ, ш-ра-гдот^п наторив авгатганые декэгрефачвехгэ з сгцпаяь-м-зкономическяз последствия. В однях случаях, его протя-сорочзл, тншгчяаз з для СССР а развитых стрзн пара, а з друпх - она нмеэт региональную, а горой в этшггесхуз спэ-
Цо-чь з задо^ ясслеповапядг Пра работе над текой гатор строго пряаарзязалсл прппппэ ясторязиа, Для того, тгойу занять, копа а кзз слонялось современно о шловенвв чу-з^зехоа генсека а сила и з общества, нужно проенализяро-зять его трансформации в ходе перемен, прсвсходааах в страз о за ззслереволЕцпокные деелтклетвя о учетом их со-даальяо-экснэмичесхого аспекта. Хронологически диссорта-
- -
для охватывай? еорьдд с конца ш с. со КСО-е гг. Это позволяет просладэть качественные изменения, проксшадше в общественно!! и семсСяом положении женщин-чувашек за советский перюд, что и составляет основную цель исследования.
В задачи работы входило: I) дать характеристику положения женщины в традицаэкном чувапскоЬ общэстео; 2) к-вить этапы изменений семейного в общественного голожек^л чувашской женщины в перкод теле резоле щи. При гтш:
а) показать динамику роста образовательного ж кулиурио-полптпчзс.ого уровня женщин-чувашек за советский ппрсэд;
б) выявить степень в характер участия современных чувашских женщин в общественном произьодстсе п и о&дэствснио-тлитЕческоЯ епзки республики; в) определить семейно-бн-товоЯ статус современных чувашек; г) рассмотреть распределение внутрисемейных обязанностей меоду нут чинами в жен-цинямк в современной чувашской оемье; д) осаетвть проблему главенства в семье современных чувашей.
Этнографический характер данной работа предполагал рассмотрение семейного в общественного положения чувашских денщкн в аспекте протекающих этнических процессов. В этой связи ставилась задача: определить степень ж характер участия (»временных чузашек в этнически процессах, в частности, I) выявить особенности их участия в межэтнических контактах; 2) установить характер отношения современных чувашских женщин к традиционной материальной культуре; 3) показать роль женщины в сохранении в развж-тжв семейно-<5ытовоЯ обрядности.
В исследовании ставилась также задача предложить практические рекомендации, направленные на решение проблем* оптимального сочетания различных социальных ролей современными чувашскими женщинами, прежде всего женщинами, занятыми в общественном производстве и воспитывающими детей.
Методологической основой диссертации послужили труды основоположников марксизма-ленинизма, среди них работы К.Маркса "Капитал" и "Проект закона о рязводе", Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности я государ-
отаа", В.П.Л-Г-ПГ:^ -'Созстс^ая пгасть п пэхзксязэ "К исзгуаарод^оиу да рзбоспгц"; "О задачи епгстяго рабочего яггзогая з Созгтсшй рзспуб.^пю", ЬК ботплцсл" з другзо aro стсзьз, езсхмо, пгстуклгдз?;, еэо-ехзгякмо похсхешя) швдии а обпосгэо, a «сдав sonpoeci сг-г.г j брага. В та разработает !логодсш)гэпоешв прзл-ест.^1 яэучсяп кенсяого socpoca, показана объектвгпал дн-aarars-ícsaa сзязь asar: о ос-еекс*!, взаггосвязь "прэгз-зодсяка срэдсгз зззяп а согасредстзсшой
ZUISIíÜi3 s 3 »»«STT^/'i ^»í^^C^iJOCJT, .-Jг~* •' ----------■ .«>
по-г-ляоизтггглта раззвтая сС-рскм. Чг.'олс-гэтоспзз тгр^лцзгз, усггяошса н яргтср:»л
иа^&ага-хсшшаия, панда его о с:;1;:. .;..rr> а грудаг. за&ас ячрсэсгхся теорзтшюз scscsoxq soi-poc.»:, rt.-rt А.Бс<Заль, А.Ы.КсягзятсЗ, Н.К.Кругсзоа, Л.В.Лунп-гпрспяй, К.Цеткгз. '!х priora такзэ п>са;члля теоряпчесхсЗ оспосоЗ двссэр-
Chacra сан?э базу ггелг.допшшя »ставши оэяххезгя програия КПСС, рвпетзл съездов, ионфвронцй}, Esshjkob ПК КПСС, вгляейлзо загмпа з постгноаяезня Созстспзгэ го-судерстха -кезэщвеся излишня азгсцпш з zaatri обгдэотаэ.
II рз с" э йтдолыпис гопрзооп у^етзаласа гсарзтз-
-?ссг-7: •.•.; эдологзтескво а квтодапзсяпв подожзвая, полу-чгоел? г2з:?г?"г; з трудах созвтсяиг этнографоз, социологе , втяо(п?юхзгэз, фигосо<|оз, демографоз, врзстоз в др., ccrerjcEzsr гсло прг&гезд, как взмезензв сеиг^яого я од~ яеетабняого содгззаяя женщины за советскй аврзод; ооот-коп?ддя соцналънсто я биологического в ~г.\>вехо; соцладь-•-..-ч рода и т.д.
Истопятаоврдчрст.ой база» нсслацозеяил язиднез. матврлэ-
гсрбгггсэЗ ."аеетс'оя 1897, 1926, 1959, 1970, 1979 годоз •• др^тзо ст£.?ист:; ::сх;:о д&л;:иэ Госкомстата, a также Стот-•г.-.-^.ления ЧАССР, изторагг отяогрзфэтесжогэ я статасти-гэргэт-ра дз прхаза Чгзгггсг.эго ЕИИЯЛИ прз Соемгнэ "ЛСС? {R\tPTT!) - пргзз Чузансаого ССкеиа КПСС
и • .; .ц r-^j •:•! :'• -i-'-»:-; ?вадя
стетЕстЕпо-втгэгра^п^эсг.ого ЕсаздоваяЕя чувашского с русского насеясххя (403ÍI), проБодеапого в Чувсзспо" АСС? е I98I-I982 гг. Институтом этнографов ка. Н.Н.Циклу Иеклая A3 СССР сосаестсо о Чувсзаж: НЕТ nps Совете tr.:-пястроз ЧАС CP е» теие "Совроаезшо втпзчоскяэ сроцсссг г. Чувалст-оЗ АССР". Bud опроаеяо 4200 чагозех в Еозрсетс о: 15 лc¡i п старсэ. Внборзо распределялась го всаа szxrzi-crpsраСопеи ЧАССР: в псЗ голлл 58 сааскпс пзсо-лсяее: njTsroa, сень городов (Чсбоксара, Ахкгарь, К^сл, KoBzonia, Новотгабоксарсз, Еумордя, йдр^) п ода: осслог. городского гша (Ибреса). Кездый uacczs (городские 45SE-ел; сокьсЕно чувшз; городские руссксо; сохьскпе русого) формировался текил образом, чгоба сохранить пред стсзст еаъ-еость всех кагогорпЯ населения, ees ыужчен так е еоицин, что гарантировало получение репрезентативных денных Главшш инструиеятом обследования пэслужвл "Вопросяшс Чувапскок атпографлчеспой экспедиции", содеркавгий 123' Еопроса-фггтгора, объвдЕнешшх в цробдоишо блоки— раздала. Сбор ЕЕфор-Юцгх прсвздсяся методом стандартизованного интервью. Рсз™,таты обработки на ЭШ ^ собранной пвфорыа-цве продстаманы в ввдо
- б & тзу словннх (одномерных) распределен ей значений прззнаков;
- расчета иатрацы коэффициентов сеязи метду признака-13 (' R - информационный коэффициент связи Райского);
- двумерных и многомерных таблиц распределений значений признаков ш всем массивам.
Бганым истЗпксы для написания работы послужили также вэлегые материала автора. С целью выяснения и уточнения ряда вопросов, Бходяпет в задачи данного исследования, на
1. Проектировка саборкв вьпэлнеаа доктором экономических Hays профессоро;.. 3.К.Васильевой.
2. Переработка собранной информация на ЭШ выполнена научный сотрудником Института этнографии
Ыаагая АН СССР АЛ.Коростелавым.
-ссиэ "Torooezzrn Чу"?' чзяоЗ &и»Г5£фгюснеЗ osôîK&nen* з с^гет, p^jvûostrTiî п сспгзря этЕогрзфяз передел Прз-баяпет, По^о^ь.1 ~ ЕзроасЗсгаго Сонара Института этнография ci. H.ïî.'йпсл/хо-Шзлсл, CTTopOii был составлен "On-росспЗ ласт". Сбор 22$орлгзсгз прогздался иэтодсу стсддар-тазозжшогэ сптзрзга, догюлноппого Егатерлаяегд прлггэго ladsiieaca. Ещ» опрошено 87 гелп^я чузс-скс? поцгзяаль-
п города п 70 - а салэ. Внборка фэр^арсиапез. о учэ-тегг --"vcSrsx содзальяо-дсг^огрсфпоаспх паризетроэ а со-стсг-г.гл 10 5 с? часта soîs гсзг^л-чусааса, опрозс'тсгх э ходе ЧСЗЛ, что mtro.î.-.ci- ггз. юдучеяяне результата досм?о*гэ па-пала. На?ергс;ио дп—зо С:ггл EMgrrczi сз-тороц a роаулычто опроса 2С0 -Tn.^utnx u XJгеззг -дздог^сз 53 ¿'.'.caytoscacsors съезда г,- ajoawraero з г.Ч^бзасак! з пзло IS38 хода.
3 работе зешльаозазз!» пыугашго cs-
торс:з ара аззгашзш дскуионтгаса Ч^эксарсмЗ Слузбы яна-,ïcr:cï3 я газетных брагах оДь-гиззаЗ. £гз езди псточзикоз ара^елдззеь э ccbgîceom втЕогрофачосаоа пссаздованна гшор-
îî374ohhqctt. т П>;з;1згаа общественного а с сланного положенал яснсины является предметом всследовеная предста-ютэлеЗ раалзчта общее:\зсш£х науа: зтлогргфэя," соцаоло-гоз. фатас-'.ч'оз, астор:ш>з, этаосоц^ологоз, демографов, apacTJs г. ...о, Ияторэс этнографов к нгЗ определяется тем, что aij-cu^o Ю'о~еявонзали в сс:гъэ а з об~эстзо помогая? рэпсиап мпросов, связанных с зстордеЗ я Ryj, -.7ро* ».--родоз СССР, а техзэ с современный этаачвсал-¡я процессии. Эта тема рассматривалась в отечоственноЗ зтногра{зчесхоЙ науке в тоЗ ала той стэпеяа з езяза с ззучо::иеа головсЗ дифференциация в слстсае раздачи« этно-гоз, а тгхде проблем воспитания детеЗ, семсйноЗ обрлдио-cï2, сст.3 а брака з т.п.
Особое внимониэ а советской этнографы уделялось голо. о зенгян разных нацяональчостеЗ з дореволэцзэннов Рэо-./< а коронных преобразований, прзисквдпях а созетскув вшху в семейксм я общественном статусе кашцквы.
Fíósíu Г... U ..ai»:.....
ной, Л.В.Ост&н? .so, A..3.CaJbüv<:.ofi, Г.Л.ОЧ,?. „;: Сиарноюй, Р.ЛЛодзсз^эЗ е хц>»
гай екдвд е пзучсхас : со ц^алл стпчо прсобрагога-
неЗ па взаснвнсе шлзизпая геащиш ь селье к к общзстаэ у различных народоЕ СССГ% Лктеепос нзучсанв проблем с по;.« Еглрзхлблсз: иатась egsotí до I9JO-Z гг., ко з пза-,-дуЬщзс иди Еггсрос к псЗ со сторюпи втпэгрзфоз роз» бвяся.
7Xi¿s¡»raa общественного и сезгП-вогс; паижешаг дсяеркы ки: о проолои, та:; и в всзз дне по пзутакс;..* Б 8TE0rpa.5i40CK02 ляторатуро, юсгящшпэС чзргилал, гс.-у.ди-югся лса отдалыыо сведения ш crol , рая-
еео кз пас содеркстся в трудах :
вкспсдацйг ХУЕ с. И.Г.Георга, Е.И.;Гепсхкла, 1ЧО.Мшкора, П.С.Паяласа г др. Материалы ой учаегкк г сс^оВпой с общественно! пеык, традиционном распределения социа&нкх ро-лсЗ иеэдг чувашскими кусчинБии к женщинами зз конце ХУШ-щ вв. содбряатся в работах Г.И.Комлссарови, к.мвгькове-ча, С.МЛ^пссйлова, К.П.Прокопьеза, В.А.Сбоена, А.А.Фукс и др.
Б крушен гакогрйфг.чгекпх работах ш этЕографхш 4jxíi-шой, создшшл: е советский перга д, такае отмечаатся некоторые стороны со.лейного ш общественного изложения жедщины-чуёслкн. Особую цоняость для изучения данной теш пред-стезяяот работы исследователей чувашской седаи В.П.Ивано-иа и П.П.Сокпна, расскатриваощих широкий спектр вопросов, квеоэщяхея соцзально-довдграфического состава, хозяйст-венко-экономичэсяого полозепия, культурной жизни современной чувепской сешьл, внутрисемейные и мезродствшные отношения, проблема воспитания и социализации подрастающего поколения и т.п.
Науч-тея новизна дкссц^ацЕп состоит в том, что она являй? ад первой padOiOÜ ¡-орографического характера, посвященной ьоелецовснЕй ос^:о2пого к общественного юлояения чу»£2;сков аидаки. ú^« ыой спеагфшсь ¡юдосеавя современ-енх S61EÍU-» i» сслье к в обцйсгао рассада рзнаатся
з сравнении с семе2нкм л общественным изложением цудчды в рамяех того аэ этноса я о учетом их различных социально-демографических хараятерястях: возраста, образования, места проживания, социального и семейного изложения и т.д. Исследование данной теш проводилось таким образом, что объектом изучения явились не только женщины, во з мужчины чуваясзсо! национальности.
Научная новизна работы заключается также о комплексном зэдходе к асследованпз с прявлечгаием как новых, еще не ютедзях в научный оборот дгаяых, таз в архивных в литературных материалов.
Практическая значкмоста исследования г»стоит а том, что основные его шлсяения я выводы шгут бит* ясаэльзозапы для оценка в прогнозирования сопиально-детграфаческоИ ситуации а республике, а также практического воздействия на неЗ с учетом этнической специфики, сохршявдейся до сих шр в ссмеЗнои а общественном голоасяип женщин разных национальностой.
Практические рекомендации, предлагаемые в работе, могут способствовать созданию условна, нообходишх для уо-пеоного сочетания современной женщиной всех её общественно-производственных и сеыеЗяо-бытоЕНХ ролей.
Материалы и выводы, полученные в ходе исследования, использовались для написания докладных записок в Чувашский Обком КПСС, в Республиканский женсовет, разделов коллективных монографий "Чуваии: современные этнокультурные процессы", "Современные этнокультурные процесса в Урало-Поволжье", "Вопросы совершенствования национальных отношений в СССР", а также для выступжониЗ в периодической печати и перед населением республики.
Адробадия исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены автором в докладах на конференциях молодых ученых Института этнографа им. Н.Н.Ияк-лухо-Маклая АН СССР (1982, 1983 г. ), на научно-практической конференции "Современные этнические и культурно-бытовые процессы в Чувашской АССР" (г.Чебоксары, 1983), па региональном совещании "Современные этняческяе а культур-
но-йытовыо процессы у народов Урало-Поволгья и Европейского Севера СССР" (г.Иаовсп, 1985), па Всесоюзной научной конференции "Этнографическая наука и прогшгсща этнографических знаний" (г.Омск, 1987), на Всесоюзных сессиях по итогам голевых этнографических и антропологических исследований 1984-1985 гг. и 1986-1987 гг. (г.Йошкар-Ола, 1986; г.Сухуми, 1988) в др.
Текст диссертации обсуждался на расширенной васадшиг ссктора Бтнографии народов Прзбалтики, Поволжья и Европейского Севера Института этнографии ю1. Н.Н.Миклухо-Мшслая АН СССР, голучан положительную оценку и бая рекомендован к защите. По теме диссертации опубликовало 15 сггатеЗ и тезисов докладов.
Структура диссертация. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность теш, её практическая значимость, определяется предмет, цель и задачи исследования, дается обзор источников и научной литературы.
Цервая глава - "Общественное изложение чувашской женщины" начинается с краткой характеристики головозрастной структуры чувашского населения (в рамках ЧАССР) и анализа её динамики с конца XIX в. гс> 1980-е гг. Как известно, половозрастной состав населения оказывает влияние на положение женщины в семье и в обществе но той причине, что любое его существенное изменение влечет за собой глубокие социально-культурные перемены. В настоящее время среди всех чувашей ЧАССР женщины составляют 55,2 %. При этом в возрастных группах старше 35 лет как в городе, так и в сельской местности они преобладают, а в группах от 16 до 35 лет в результате активной миграции молодых чувашек в города возникла другая ситуация:, в селах преобладают мужчина, а в городах - женщины.
Половозрастная диспропорция населения, существующая в ЧЛССР, отрицательно сказывается на со ци ат ьно -д емо графи-ческой ситуации в республике, в частности, на темпах ро-
ста насел опля, ссле2но-брачных отношениях, взаимоотношениях голов, структуре ролей цуачин а женщин, воспитании подрастаэдяго поколения и т.д.
Основная задача перэоЗ главы диссертации - показать ззмсяенио роли чувашской аенцинн э общество за гослере-волэцпошшЗ пергод. В первом сЗ раздела характеризуется пэлозешю зенщипы в чувашском обществе до революции. 06-цестэснноо полсзекиэ чумаза в конце III - начале П вз. варьировало з заззозлости от ряда фгзтороз, а частности, от благосостояния ссмьп и статуса главы союз а обществе. Внутри семья еЗ положение определялось фори>3 скльа (малая или неразделенная), ссмоЗлнм полозрязсу аенщнпы (за-иуздяя идя псзеуугняя), а среди еамузязх - еЗ местом з ссмьэ муза (старлая пенгсяз, стараая споха, шгздпая сноха, яепщняа-хогя5ка в малой семье) я т.д. Женщина в ссмье записала от муза, власть которого дораазась но только на экономической, но и на правовой основе. С одной стороны, в условиях мелкотоварного хозяйства труд ненщшш, кекеы бы интенсивным оа пз был, носил узко семейный, доыапзиЗ характер и не обеспечизал еЗ экономической самостоятельно ста. С другой - при сплопноЯ неграмотности п низкой культурном уровне чувашских аенщнн, муачины-чувапз были более образованы, имели более богатый социальный опыт, более пнрокиЗ кругозор. Всо это и определяло условия для неравноправного положения пенщины-чувешки в семье и з обществе.
Во втором разделе первой главы говорится о той, что а первые же послереволюционные годы в Чувашии, также, к ex и в других регионах страны, разрабатывались и проводились многочисленные политические, организационные, экономические и культурные мероприятия, призванные вовлечь женщин в строительство нового общества. Получили развитие ранее неизвестные Форш общественного быта чувашей, в которых женщины принимала участив наравне с мужчинами: общие собрания, выборы в Советы депутатов трудящихся, ликбезы, иколы полит трасты, народные дома. Во всех уездах Чувашии были созданы женотделы, работали женорганизаторы, устра-
взазась "красн^о"*' уги^х, црзг.одЕЕ:сь "«слезе вос-щвзяк" в т.д. Особое ишянне не Ез^еаепве общественного к с спайного изложения чувал;сгзх Еезщин оказало колхозное сгрэп-тельстао, способствовавшее и юьлечегпз в общественное производство, ■что обеспечило женщинаа экономическую етоятельность.
Вехеым этапом в развитии общественной деятельности ваискнх геящин стал период Великой Отечественной воЕлн, когда бйльпая часть мужского населения республики б!:ла призвага на Фронт, и женщинам причлось к;юлнять ?8 производств е;шые, общественные, самгйво-батоЕза роли, ко то рте ранее считались мужскими.
Основное снимание в этом разделе уделено анализу роли современных чувашских женщин в общественно-шлитнческоЁ жизни республики. Рассматривается форкы участил женщин в общественной жизни, отмечается зависимость их общественной активности от возраста, наличия и количества детей, места проживания, социально-профессионального статуса и т.д.,а также специфика участия чувашских женщин в общественной жизни го сравнению с мужчинами-чувашами.
Одним из факторов усиления общественной активности чувал ек гослужило пзвышение уровня их образования. По данным переписи населения 1897 г., лишь 1,1 % чувашских женщин была грамэтна. Задачи говышения общеобразовательного, общекультурного, а вместе с тем и профессионального уровня населения республики, а в особенности женского, в госле-рвволюционные десятилетия решались в сложных и своеобразных условиях. В 1920-1930-е гг. эта работа проводилась в школах-ликбезах, школах пэлитграмоты, избах-читальнях, красных уголках и т.п. В послевоенные годы создавались вечерние (сменные) классы, заочные школы, учебные классы на животноводческих фермах. Женщинам предоставлялись льгота для излучения среднего образования. В результате в наши дни среди чувашей женщины опережают мужчин го числу имеющих среднее специальное и высшее образование; среди студентов ВУЗов и специальных средних заведений республики они также составляют более половины.
Рэет уровня образована«, ликаддецзя культурноЗ отсталости, обществеано-талитическая ектпглость содеЗстзозала гюпгаешэ рэла чулазсхах аеясрш в сеиьо я в общество, од-зско' главнш, опродаляпнм усяэзасц возрастания ах азторя-тетп сташ участие в общественном цроизводсто. Разнятся с Сто стз еяно-иро изгод ств еяпоЗ активности чуваяек в пэолэ-рсзэгвгреяшй пзрззд гоететсл специальный раздал порсой глйе*1. Широкое зовлечсягз чрпских яенцнп ч обчественнсз просгеодстго нячатось а гонце 1920-г п\ - натто 1930-х гг. В гоешшо года она стага глазпоЗ Ерспзгоя-лгельноЗ си-лзЗ з рзсп^тгхо, ооставхчя стазэ 90 5 р^ботггдгх з тек-ствхьвоЭ, пггезоЛ, местной цро'^жсл-оп?'!, бмоэ 70 % -я торфодойнаеицеЗ, болоо 50 % - 2 »лггжзстроеши а т.п. В отот порсод возросла роль згпгееи в угфазявнпа и оргз-кззецзл производства, особенно п сгльсюй местноста. В сзсхскоешше десятилетия чузсзсзио аешдпни принимала са-1~оа пктЕпяов утлстпэ а восстановлении а развитии вкопомз-хл ЧАССР. В 1950 - 1960-е гг. происходил массовый приток женской рабочей саги ко зсз сферы народного хозяйства: з середине 1960-х гг. зегацяла составляла среди рабочих а сяуяагет республики 54,9 %. В настоящее время этот показатель л 55,4 %.
В Л'.'зсортацил особое внимание уделено половозрастным харак?ерзстпк.--1 созреаеяноЗ социально-профессионально!! стг;/ятуры «т^гшского населения республика. Отмечается, что массовое гозлочскза женщин в общественное производство, представлял собоЗ в целой прогрессивное явленно, зако-зс^сяое для ссцзплаз.ча а обеспечивающее яшщинам ооциаль-¿173 л экономическую независимость, в современных условиях ЯАССР сопровождается рэдоц объективных трудностей и нвга-'.тгжх явлений. Зеленая рабочая сила наиболее сирого по-т-.-.ьзуотся в массовых профессиях о невысокой слохностыо •.•руда, на менее творческих, менее ответ ответных, но порой более трудоемки видах деятельности. Проблема разделения труда го полу особенно актуальна а сельской местности, гдо зьнцпды составляют болоэ 2/3 занятых неквалифицированный физическим трудом чувашей. В работа рассшггрзгсзтся зава-
цукчаа в хсацик ot ra образовавчУ^глго ухс^.;.,.. д-^лгса аагод, что шсо'лоЛ yjw¿.onb об; и.и^хл сог.рч.,:аша2 45-i.-scs не всохда каходЕ^ уС&эьглшо» црзкшияас б об^гьг-исннои производстве/« ¡..¿гврзата ^ссладоваяая 02S3gtg&¿g.'-sjst, что харс::тср то труда часто по соотьс.?ст~
зует Еоксаагелл.; осщега образовывал городка с особая.' сальела* чуваше:: таз ез спропюатз в содэ Еезщк., ее£>-щдх срс^юэ образованно, кездая аггад bfosra uc^;:«^.'.-qspouaaixa фЕзачесмш трудом. В то te зроил ксззгЗ ¡jiwoi: сольет^: с ти ае уровнш образовался заает ¡u
кост.тх, гр^бувщ-зг выезего образовался, что для kj:^- .. с тсл £& jpoehcü подготовке но xspc^'cpi.o. йи'лг.япы-:
scrcibcvúou сузцоствоаного отетеьйася ypvuits аснсаого труда от уровня кваитфакацпп ьу-г.екол) труда слу-ют распределило среднемесячной зарплата мо^ду «угчапамл н аенцкна\ш чЗ'ьизсяой вацгопальности: заработная плата ыуачгн в средней Eiras, чем у кенщдн.
йсап)ло!>оь разделенно труда в наша дна в ЧА.ССР цроис-ходе? criauliio, без учета научно обоснованной свстеш профоссЕон&л^дс»! ораеитшща труда го полу, которая бн учитывала физиологические особенности еснцен.
йудрря гд?Г|" диссертации посвящена пспшзенЕо жешщша-чугсдап в сс»зьо. В семейно-брачных отношениях современных чуБазей за послереволюционные десятилетия произошли качественные изменения. Здесь шгшо еыяветь как общие в делом для советской семьи черты, так и особенные, составляющие этническую специфику. Характеристика трал и ней и новаций в семейно-брачных отношениях современных чувапеЯ дается в первом разделе главы. Делается вывод, что традиции и новахпш тесно переплетаются в семейпо-бытовоЯ сфере, но npz зтом прежние социальна нормы, регулировавшие процесс заклдченЕя браков и регламентировавшие супгукеские отно-иенил в простом, не всегда заменяются новкчи социальными нормами, соотЕетству::п!Им.и интересам современно? семьи и общества.
Рост активности ке^кн во всех сферах политической,
г.:о7з;-рс:-зст5сЛ, ховяЗстасхазЛ, хг^упг^П -дела оСг,ясгза npas? ; "¡зглглолпэ традхаг^алоГ; сасгелх р--:£1р::доде5ая са-циалк г.; рлса з coapr-'tr-oi я/зезской сс:"о„ Tes, хахотя-?7? кй;;,-. ^я-геряа в juara для традахсяшов ядозхвб, логда олэ ■ ос-мкега ле&з^за а елгоратето щзтапз.
2 aran ¿¿a ро.:;, v, -г»а аерэотаеа dií?s лги» "ajaesofl" релхд. Из м. :-'•••;-« -га - оисисдеипяал, аспзша &ма ща-uv3i:a ' „I ¿.„»ывх a 03 % городеях ссмсД. ?а-cJí::-^, ь главенства э села цреасхахзо-хи то:, .ta ¡ала з шапатальпоЗ ыарв газнсат от
•> - *т., -••iGpcic.-i, еохгктго-зрофоссаэаальвого стегу-- ■ , казъ; дета' л Гг.д< Зга про<$лсуа рассгетрз-• V u.-aaaabiroM раздало. Апалзз правд» д ангоду, ¡-.¿и рэс1»аж-.л.«э на гопрос о глглзсяспзо а соэра-ссаз из всада отргзею? объеетпгаую картсну рзс-арод.«;.*-;ал ролей в саяо: анагда все пророгатагз гдсзса-
ах-.од^'ач в рулах асан, а главой го тргйшага счата-г,; .л муят-ла. Понятая о рола глаан у современных чузелеЗ часп па ваходят за рели традигпоннкх стероотигоз а субъ-cj..- их представлений, поэтому гораздо нддоанео а глфор-; , ::;о рассматривать рчпгьгио механазка раеххраделезгя о:стг.г.;ах юлових родеЯ - сеиьв го тгко» празнахех, пса хозяйственно-бытовых прав н обязааностеЗ
3 сечьо; фактическое распоряжение семейным бддаотом; участие в пран.тгяи наиболее важянх решешЯ э семейноЗ яхзяя; роль т, во с пат ел па детеД и т.д. Об этом идет речь в последующих разделах гггороЗ главы.
Структура семеЯяо-битових рол el чузазсянх аеягаш за послереволюционные десятилетия существенно трансформировалась. В прошлом основная обязанность яенцины сводилась к обсяут.кванно членов се>£ьи. За советский период в домашне-! чувашей, особенно сельских, произошла изменения, обусловленные социально-экономическим развитием страны, j ^очрлшнх работах труд женспн в отдельных сварах (изго-
чтение одехды, пптье, ткачество и т.п.) значительно сократились ene в предвоенные годн. Но затем в 1950-60е гг. сояг-апение объема домашнего труда чувашских жениил стаю ¡¡рочеходить не столь интенсивно, как я 1920-1930-е
хт. Традиционные обязанности есниены в багу (прлгоуссдо ние ищи, стирка бадья, уборка гсиоданий и т.д.) не тол::.-ко сохранились, во в услпанились, т.к. в последние два-три десятилетия с ростом благосостояния, ювышение культурного а общеобразовательного уровня '¡увашей, возросла нх требовательность к бытовым условиям. Это извлекло увеличение оатрат вродека на падение домшнего хозяйства ^ чувслвк: если в 1970 г. они составляла около 37 ^.оэв е падеха, то в 1907 г. - ухо 42 часа.
Больсая занятость чувшсг^их женщин в боту сбьясаясусч.. во-первых, сохранензс: трагч:хсоЕНого характера ¡здж^ " к кооперации домапзсго труда, при котором вся тгзогь ■ бот по обслудиваяю семьи приходится на асшцину. I; дио-оортацЕЕ приводятся данные о той, что современные %-уваа-пи, независимо от места прокисания, возраста, уппа сшьи в т.п., затрачивал на ведение домашнего хозяйства в средней на два с лишним часа в день больше, чей мужчины-чуваши. Особенно остро испытывают тяжесть семейных аа бот женщины, воспитывающие малолетних детей.
Во-вторых, фактором, способствующим сохранения традиционных обязанностей женщины в быту, является то, что пы развития как общественных услуг, так в механизации бытового обслуживания в ЧАССР не шспезазт за ростом потребностей современной семьи. Конечно, газификация, паровое отопление, водопровод в т.п. значительно облегчают домашний труд и мужчин, и женщин. Однако, в го следиле годы всс больше именно "мужских" обязанностей по дому берут на сь-бя государство, колхозы и совхозы: заготовку топлива и кормов, пахоту приусадебных участков, гомощь в решите жилья, реализации излишков подсобного хозяйства и т.д. Вместе с тем в республике наиболее остро ощущаетел нехватка именно тех бытовых услуг, которое должны облегчить труд женщины по обслуживанию членов семьи.
Наряду с традиционными домашними занятиями у ке£;_сш;: в современной яувашской семье существуют и новые с о;.', с": побитовые обязанности: например, организация хозяйстве.';; жизни семьи, семейного досуга, оддеркание семейно-ро,'.
стввЕлд спязеЗ, ваценла сгмеЗиого бисяета г т.д. Эти сосав семсйпо-бытогио ролл зозшкеют я годном соответствии о совро-узот^.з чбщэсгзе.'пжя ро.-ггз чугсасклг женщин н сзидета^ьстзуз? о процесса преодоления былого неравенства зенщ^л г б:;?7. Одако, необходимости сочетания погюс обя-э?лносо з?гр"д традиционные сомейно-бнтоипгз роля-га нр'^одтт я ттйэрным фззическна а нэрэным перегрузкам рсботгг!^гх гекгг.п, затруднял реальное нсгользозанзе вп о мт^ч^на-.а прав.
Яройлтаа соотЕозсдяя старта п ноавс ролей жекпщза в сфзре й*гта н семьн га^исят от 1-еогзх причин: от характера н сэдсраения сё труда з общественном производство; типа .с&аа; наличия и количества детей; мета прозвания; возраста; уровня образования я т.д.
Современные семейно-бытовые роли чувашских яенцзн отла-чаятся друг от друга своим характером и содержанием н го-гтому оказывают различное влияние на процесс осуществления Ф^яческого равенства мужчин я женщин: одни из них сго-собсттуют формирования всесто|йнне развитой личности, другие, напротив, препятствуют этому процессу.
Все сформулированные в главе выводы основаны на соответствующих статистических данных. \ *
В третьей главе анализируются этнокультурные ориентации современных чувашских женщин. В разделе, госвященном степени и характеру участия современных чувашей в межэтнических контактах, показано, что в наши дни эта сфера не является монополией мужчин чувашской национальности, как это было в прошлом, когда женщины-чувашки практически были исключены из сферы общения с представителями других национальностей.
ЧАССР - республика многонациональная. Однако этнический состав городов и сел республики различен: в городах проживают 48,7 % чувашей, 45,9 % русских, 5,4 % татар, марийцев и др.; в селах - 84,5 % чувашей, 9,5 % русских. Естественно, что характер и степень участия современных чувалских мужчин и женщин в межэтническом общении зависит прежде всего от этнической среды обитания: моноэтничкое расселе-
не о ограничивает возможности систсшянческого мегнацга-нального общения. Неслучайно, среди сельских чувашей, 75 % которых прожигав? в однонациональных селах, доля лиц широко вовлеченных в межэтнические контакты, ю данным Чувашского обследования, в десять раз меньше, чем среди городских чувашей. В городе нет больших различий в степени вохшечанностн ыуачин ж женщин чувалской национальности в разлпчзыо форш межнационального общения. В селе простегивается о продел енное влияние оола на степень и характер истгтннческлх контактов, но оно не является доизниру-Ещгш, а езязано с фактором возраста. Между социалыаш статуоом городских и сельских чувезеЗ, независим от их половой принадлежности, и степсаы> их вовлеченности в межэтническое общение существует прямая зависимость: чш вайе соцяальяо-профессгональлый статус человека, теы шире и интенсивнее его контакты с лвдьмг других национальносге2.
Этнокультурные ориентации современных чувашек в сфере традиционной материальной культуры рассматривается во втором разделе данной главы. В частности, анализируется отношение как женщин, так к мужчин чувашской национальности к традиционной кухне и одежде, к их сохранению в распространению, а также вытеснению из реального бытования. Материалы нашего обследования показали, что современные чувашки знают национальную кухна в целом лучше, чем мужчины. Особенно хорошо знакомы с традиционной шщей сельские чувашки. Уровень знания чувашской кухни у сельских мужчин, примерно таков же, как и у городских чувашек. Но в общем разница в уровне осведомленности о своей традиционной пище мезду мужчинами и женщинши чувашской национальности не столь значительна, как в умении их приготовить: в этом мужчины, и сельские, и городские, отстают от женщин.
В ходе обследования выявилось, что более 70 % сельских и около 35 % городских чувашей регулярно едят традивдюнные блвда. Частота употребления национальных кушаний сельскими мужчинами и женщинами практически совпадает, а в городе чувашки чаще едят традиционные блюда, чем хгужчины-чу-ваши. Вместе с тем различия ыакду представителями разных
полоз кох з городе, так я з сале ю частоте употребления блюд традиционной кухня менее заметна, чем го уцешзэ их пряготовпть.
Определенная половая диффередцнация просяезиваотся я в отношения созрсуенннх чувашей к национальной одстдо. В повседневной жизнп ее носят около 22 % сельских и 6 % городских чувашей, это - з основном гояялао женщины. В селе зстречязтся мужчины преклонных лет, которые носят з будни отдельные элементы традицязнного костюма. В качестве праздничного костюма аскщяны-чувашкя текао чаше, чем чузезсг.по мужчины, используют трэдицаоннуэ одехду (15,7 % против 3,5 %). Степень реального бытования традицяэиного костюма кок среди мужчин, тая и среди женщин чувашской национальности значительно ниже, чем уровень их осведомленности ü нем. Зеящины лучше, чем мужчины, знают традп-цпоняый комплекс одотды.
Анализ полученных материалов выявил ряд противоречивых тенденций в отношении современных чувашей, как муэтзн, так и женщин, к своей традиционной материальной культуре, к её сохранению и распространению, а также вытеснению из реального бита. В частности, привершшость опрашивашых к традиционным формам материальной культуры не всегда возрастает с увеличением возраста и не обязательно уменьшается с повышением их социального статуса. Считается, что люди преклонных лет лучше знают традиционную материальную культуру. В отношении женщин, особенно сельских, это наблюдение подтвердили и наши материалы. В то же время мужчины пенсионного возраста, как в городе, так и в селе, знают свою этническую материальную культуру хуже, чем более молодые чувапж. Вгнно отметить и тот факт, что среди псех onporjGHimx чувашских мужчин особый интерес к традиционно? материальной культуре выявился у лиц, занимающихся высококвали^ихированнкм умственным трудом. Таким образом, унтаерсатьность пдои, что именно потллне люди сохранят1 этнические традиции в сфере, материальной культур*, при ачализе этого явления с учетом таких факторов, как гол, возраст, социально-профессиональный статус, уровень
- 20 -
образования, место прожавания X т.д., на материалах нашего обследования не калла своего годтвервдения.
В последнем разделе третьей главы рассматривается роль современных чувашских женщин в оохранении и развитии се-мейно-бытовой обрядности. Анализ шлученных в ходе исследования материалов показал, что женщины в целой лучше, чей мужчины, знает традиционные обряды. Однако, при атом проявляется действие фактора урбанизации: уровень их знания у сельских мужчин примерно, таков, как уровень знания обрядности городских чувашек. Влияние возраста на знание традиционной семейно-бытовой обрядности чувапекгоа цугчз-нами х женщинами в.различных средах неодинаково: в селе, чем старше человек, тем он лучше анает обряды, в городе такой зависимости не прослеживается.
Женщины, как городские, так х сельские, в большей степени, чем мухчины, склонны к сохранению традиционных элементов семейно-бытовой обрядности в сочетании хх с современными гражданскими обрядами. Обычаи религиозного оформления обрядов хотели бы сохранить и, хек правило, и сохраняют лишь хенщины иэкилого возраста.
Наряду с этим чувашки более активно, чем мухчины той хе национальности, внедряют новые общесоветские элементы семейно-бытовой обрядностх. Именно женщины в нага.дни стали инициаторами и организаторами сравнительно новых для чувашей семейных праздников, таких как юбилеи семьи, новоселье, день рождения ребенка, день окончания школы в др. Они в большей мере, чем мужчины, солагаэт, что хотя проведение таких домашних праздников и торжеств ж не является обязательным, но способствует улучшению внутрисемейных отношений, ухрепляет семь«, улучшает взаимогоях-мание между её членами в т.п. И хотя организация семейных праздников увеличивает общий объем затрат внерабочего времени современной чувашек, но в отличие от механического нетворческого труда ш обслуживанию семьи, эта новая социальная роль способствует раскрытию творческих возшх-ностей хенщины, формированию х проявлению её как личности.
'i? •; образе?«, еоврскет.по "тузглокно т.-угггг» язя^эсся пз то. -sí вредят ольнацатл '.рацлхщЛ з сфокз с.мг.1чо-<5рат"-koS о. -лло'лл, по а созглатальялца'ет kojoí-o,
oioü позяол/лг.? сделать внзод о тел,
тто э пллл дкп ,í4;líj.; i члоздалло рглать проблему этло-Я7»т;с "лг ост- гпп л лозтда, пак это било прл-
НЯТО ;> ДОР' : •• Л':"рдтурэ, восвязснной чувдгди,
-.зкха ... - . роль новатора, а аендннв - хра-V], Степеть прпвэряеяяостз и аацяагтсяь-
.гпзп-Тл'л в склонность к новым форыса гузь-
■""л- j гойр:лсяннх чупегаи зазпея? нз от прзпгд-
1 • ' : :: тому зля ллому пзлу, а от кноггх других, арез-до ¿ соллаяькыл «Заторов. Наряду с этим особенности ?p;;,.; .""лл'сЯ голо!.-эл дифференциации з л/льтуро л блту сэхр '...лзтел, л лл леоЙхсдтг.э учитывать при рояеппп прлг.ти-лос. *: г-гда?.
со до рвется основные глводы дпссертапля. Зр^-зсситлЛ анализ ообрашшх материалов позволяет раздо-::'гг~, гпрлод послбраволяционпнх изменений семеЯ'гога л об-зг-..-.¡сшого положения чувагскс.1 женщины на вескольпо о?а-
1) е,?ап с 19Г7 г. по конец 1920-х гг. был отмелея кри--я оформлением разных прав «уачзн и яенщщ; активной
р-.Лотс.? по повышепзтв культурного уровня и ликвидации неграмотности среди чувапек; их массовым привлечением к об-цествслно-поллтлческой и культурной аизни республики; л наряду с этим - сохранением традиционного распределения половозрастных ролей л семье;
2) этап с конца 1920-х и до начата 1940-х гг. характеризовался вовлечением чувашских женщин в общественное производство, претде всего з сельское хозяйство, что обеспе-лпло га новое голояениэ не только з общество, ко п в cerno, л привело к известной модификации традиционного раецреде-
'ля сопивльнкх ролей меццу мужчлнамз л зс.чцинами;
3) п военные п послевоенные годы (1940-':- - середина IC50-X гг.) рэзко нарушилась половозрастная етсуктура на-селенг"'республики. Еенияны стали главно'! пропелодэтдлъпой
сагой, е^здшяб к ¡за прошаодсгзе^ с дока то веду рсоо?, которые ?радкц20Егю статалгеь ч^ъааама "мужскими", е соответственно, приобретая в усасизая новые социагшшо роди;
4) с середины 1950-х до сорвдины 1570-х гг. происходи постепенное восстановление нормальной пэловозрастной структуры чувашского этноса. При этом наряду с активным ростом доли занятых в общественном произюдстве женщин, расширяется и усложняется структура их семеЗко-бытовых ролей: помимо стерт тредацвоншх обязанностей га сбслу-кивешз> семьи появляйся новые ссмейно-битовые роги, с^--заанай с организацией домггшего хозяйства, бэта, досуга членов сшаи; ведение« семг^эго СЬ^с-тё; восютс-'-^м тс2 в т.п.;
5) с середины 1570-х и а 1280-а гг. профоссюЕй:-1па; зашиость ятпрш достигла максимального уровня. Ь.:: с ?еа наблюдается рост штребностей членов сеьак, ч.о параду с отставанием темпов развития как обществь^кы^ уо-луг, так и механизация бытового обслуживания, препятствует освобождению женщины от тясодого труда ш обслуживании семьи. В результате на современном этапе разгкглд общества резко обостряется проблема сочетания общзстзсЕ-ных и семейно-быгошх ролей занятыми б общественном производстве женщинами, что приводит к нога?¡зло::.: тскснце-ям в деле достижения фактического равенства мужчин и вел-щин и отрицатальшгм демографические, &г.ономическиа и социальным последствиям.
Основная проблема современного полоз.эная женщины в семье л в обществе - проблема ей "двойной" занятости, сочетания общественных и семейно-бытогых ролей, типична д.-" большинства регионов нашей страны. Но в условиях совреуел-пого социально-экономического развития ЧАССР она приобретает особую остроту по ряцу причин как регионального, тая и этноспецифнческэго свойства.
Во-первых, по уровню женской занятости ЧАССР заньуаэт одно из первых мест в стране, превосходя средняя показатели как по Урало-Поьолгскоиу региону, так и по СССР в
цатой. Но пря о сом гопрос о ооадсяиз научно обоснованной л пргктг^пскл соЕзрс-залой олстс:.я профосспзнадьной оряеп-тацян труда г? ->»у, гсо^сргл бы исходила из споцвфяха прамсг.сля.': труд' гонггл с уютом их $изпологачесзах осо-бсзпостс*; - ^ггпчд.-гз'з практачэскз на решается. ЗсаасгЗ труд его,тьзуотел крайне нэрацзональяо: наиболее слроко ОЯ ПрЛПеЗЯОТСЛ з кассовых профессиях с попы со кой слоз-постго труда, на г::.—лен в а творческих; по трудоймках учг-ст:;:гг. ебг.зстзеляого произюдстоа. В целом бол в о гуссг.й, чем 7 „тзтп, уровень образовали современных чувстск зачастую за находит применения.
Ро-зторых, ЧАССР относится к регпэням с нагболез наз-кггл урезаем развития система общественных услуг п механизации битового обслузиваяяя, призванными облэгчить труд зенщан со обслуживании членов семья, штребности которых за ззеледяие два-три десятилетия резко возрос®:. Вэст ск-тагпости чувашских женщш хек в сфере общественного цро-цгт-.сдства, так л в общественно-политической жизни о Листва не сопровождается стол! же интенсивным процессом осво-божденхч ах от труда з домашнем хозяйства.
В-тротьих, в семейном быту чувашей еще в значительной мера сохраняется традиционный характер разделения л кооперации до мата его труда, когда основная тяжесть приходится на женщину-хозяйку, что в условиях слабого развитая системы общественного обслуживания создает непомерные физические и нервные нагрузки работшэщих жекщзн-матерей. Таким образом, заметный рост потребностей членов чувашских семей не подкрепляется столь не быстрым изменением традиционного отношения к ролл женщины в семье и в обществе.
В.заключении диссертации систематизируются основные практические рекомендации, направленные на радение задачи оптимального сочетания различных социальных ролей современ-еллз ^тзапскими женщинами, прежде всего поспятыгрэщзмл детей а снятыми в общественном производства.
О СПОКИ О ПОДОЗЕЗВЯ £ЦС2СрГ£53К ЕЗЛОЖвЕИ В ре£ -ITZ1Г
1. О ролл фсзстора гола в этЕокужугурвнх процессах (ш материалом Чувашской АССР). // Стетистгао-этЕогрй-фзчеоше исследования е Чувашской АССР. Чебоксары, ISSi, 0,5 а.л.
2. Od особенностях этнокультурных орпеотацп; куэтзаг е sennpia. // СтЕТЕСтг.:о-этЕографлческЕе нсслсло:;; гл в УдмуртЕП. Устинов, 1£35, 0,5 а.д.
3. Половозрастная сквцвфааг, мегаиглоггаз: есг.гс оат?рсасаипс чувоао2. // Ec.&fHi:4c.cr.i:-j коггкин к u .'г;-тес. Евфовальша Ejxrrr:'« ' • 1-55, 0,5 с.л,
4. Половоэрастысо аспекта каграцюслой ьегвз-сс.:, сальского населения Чувгдсзой АССР. // Созршеши;;., . „чл. • чэсске в культурно-битогле процесса у народов Ура.-:м;о-вохеья в Европейского Cescpa СССР. Тезисы доклад-^ сообщений. Устинов, 1985, 0,4 а.л.
5. О некоторых этнокулътурках установках оовре^емкгг; чувезских ыугчЕН и женщин в сфере традиционной циср-^с" ной культуры. // Тезиса докладов Всесоюзной сессии Г2 итогам-голевых этнографических s антропологических г.о-следованжй IS84-I985 гг. ЙОЕХвр-0л£, IS86: 0,2 г.„л.
6. Этнические устааоет; при кьгйер-з брачного портьера (го иатераалш Службы брачных объявдг-гсЗ в Уфе Е Чебоксарах:). // Сов. Этнография, IS87, К 35 I а.л.
7. Ееацина и иужчнай: отпошенво к тгдгдцеонноё культуре. // Расы и народы. Вып. 17. M., ISS7, 1,4 а.л.
8. Общее и национально-особенное с битовой культуре современного чувашского села. // Вопросы ооверпгнегьова-ния национальных отношений в СССР. Ташкент, 1987, 0,4 а
9. Как делить обязанности? // Сов. Чувашзя, IS37e 27 деж., 0,4 а.л.
10. Об отношении современных чувалай к «эашацг.экалыа.'^ бракам, // Вопросы истории и этнографии города. Чебоксары, 1988, 0,6 а.л.
11. Некоторое демографические херелтсрастшсЕ 435»'- -т '. -го ьтпоса. // Чувала: овдри-:зкиаг> гтЕоиуяьтурные прс;;: œ„ M., 1983, 0,5 а.л.
12. Профоссггопальпая заяятоста '¿увглсют кекщаа а семья. // Тозаса докладов ВсесогзноЗ сассял га атогем голезнх этпограЗпчестнх и снтропологачесхях асследозсзиЯ 1936-1987 гг. Слчг-яг, 1988, 0,2 а.л.
13. Об пспэ.т.эоаанса этнэграфзчесхюс знаняй а деягеи-иостг С-суаСч с:*.Е7.оцств* // Тезиса докладов ВсесовзпоЯ наукой хонС-фе.щза 1 Этпографлческая наука в пропаганда эт-нограгргевскях эяанзЯ". Омск, 1987, 0,2 а.л.
14. Труд я бэт сэльехвх яопщан. // Совреыеиннв зтпо-хультурлыв процесс; а МАССР. Йопаар-Ола, 1989, I а.л.
15. К вопросу об обеспечеяаа фактического равенства женщин у народов Посолаья в ооэрсисяннх условиях. // Тезисы докладов региональной научной конференция "Октябрьская раэолЕЦИя и осуществление ленинской национальной полинял з Поволжье и Ириуралье". Уфа, 1989, 0,3 а.л.